Рабочая программа досуговой деятельности педагогов-организаторов 2022

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от "10"января 2022 г.
Протокол № 1 от «10» января 2022г.

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО«ДДТ»
Х/-Л.Ю. Караульшикова
Нр<1каз №10/ Л от «10» января 2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО
АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» (МАОУ ДО «ДДТ»)

1 .Пояснительная записка
Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет
содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность - это
неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует
потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации,
интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.
Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен
разнообразными программами досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек,
а в частности ребенок, может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее,
большинство взрослых и тем более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу
различных причин. Эти причины носят двусторонний характер - субъективный и
объективный. Причины субъективного характера - отношения в семье или личное
нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же
характера - социально-экономическое положение иашей страны. Именно поэтому на
сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и
подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и
подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно
организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая
условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и
патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга.
При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть
оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при
воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.
На сегодняшний день на территории всей России строятся досуговые центры,
разрабатываются доступные досуговые программы, но, тем не менее, острота проблемы
дополнительного образования практически не стачивается.
МАОУДО «ДДТ» - цен тр досуговой деятельности детей и подростков города, где созданы
все условия организации доступного досуга для каждого обучающегося.

2 . Досуговая деятельность МАОУДО «ДДТ»
Досугово - развивающая деятельность - составная часть образовательного процесса, так
как способствует созданию широкой воспи тывающей среды не только в условиях самого
1

учреждения, но и в социуме: именно через систему досуговых мероприятий в социально­
значимую деятельность вовлекаются различные категории детей. За многие годы в
учреждении сложилась система культурно-досуговой деятельности, которую условно
можно разделить на 2 блока:
- мероприятия для обучающихся МАОУДО «ДДТ»;
- культурно-досуговые мероприятия для обучающихся общеобразовательных учреждений
городского округа.

Цель
программы: создание
благоприятных
условий
для
организации
содержательного, интересного и познавательного досуга обучающихся, в результате
которого осуществляется воспитание всесторонне развитой личности, обладающей
личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра,
способствующие
«вхождению»
ребенка
в
социальную
среду.
Задачи:
- Развитие национального самосознания, гражданственности и патриотизма.
- Расширение знаний об истории, культуре, природном наследии родного края.
- Развитие интереса у детей к самовыражению, познавательной, социальной, творческой
активности.
- Создание психологически-комфортной атмосферы для творчества и самореализации
ребенка.
- Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в
общении.
- Воспитание эмоционально-нравственных качеств.
- Воспитание здорового образа жизни, формирование экологической культуры.
- Профилактика негативных явлений в подростковой среде.
Сроки реализации:
Образовательная досуговая программа рассчитана на 5 лет.
На каждый учебный год составляется план досуговых мероприятий для
обучающихся
МАОУДО
«ДДТ»
и
план
досуговых
мероприятий
для
общеобразовательных учреждений городского округа.
Программа досуговой деятельности
МАОУДО «ДДТ» позволяет выстроить
организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой
творческий потенциал. В результате деятельности по данной программе обучающиеся
должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности.
К тому же именно в этой деятельности каждый из участников имеет возможность не
только реально применить полученные в ходе обучения умения и знания, но и
попробовать себя в различных социальных ролях, а значит, получить опыт
самореализации социально адекватными способами. Не менее важным для развития
личности ребенка является переживание «ситуации успеха», чему во многом способствует
участие в различных формах досуговой деятельности.
В ходе досуго-развивающей деятельности реализуются такие функции:
- просветительская,
- досуговая,
- оздоровительная,
- развивающая.
Актуальность программы:
Одной из острых проблем современного общества является то, что игра (прежде
всего, развивающая, коммуникативная, социальная, соревновательная) постепенно
исчезает из жизни и заменяется компьютерными играми. Коллективные игры и массовые
мероприятия - это, прежде всего, «полет фантазии», актерская игра, общение, масса
2

счастливых воспоминаний и развитие творческих способностей учащихся, а также
формирование собственной духовной культуры и личной истории. В наше время этот
удивительный мир стоит под угрозой и нуждается в защите, потому что, исчезая, игра
оставляет
массу
незанятого
свободного
времени,
которое
заполняются
бессодержательным досугом, праздностью, бессмысленными и даже опасными
развлечениями. Программы досуговой деятельности МАОУДО «ДДТ» направлены на
решение данной проблемы. Именно Игра является основой при моделировании
мероприятий различных видов и форм.
2.1.Особенности и типы досуговых программ

Досуговые программы в большей степени, чем программы образовательные,
демонстрируют эмоциональные возможности обучающегося. Если ведущим видом
деятельности в образовательной программе является познавательная деятельность, то в
досуговой программе ведущим видом становится творческая деятельность. Таким
образом, потенциал досуга имеет более широкие познавательные, просветительские и
творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру
свободного времени, развивает общую культуру учащихся. Это происходит благодаря
игровой деятельности, которая является основой для досуговых программ. Отличительная
особенность игровой деятельности - в ее добровольности, в высокой активности и
контактной зависимости участников. Это особая сфера человеческой активности, в
которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия,
удовлетворения от проявления своих физических и духовных сил.
Отличия культурно-досуговой программы от образовательной
дополнительного образования детей состоят в следующем:

программы

- Содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально
организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе
подготовки
и
проведения,
массовых
досуговых
мероприятий
(дел).
- Овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе
самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в
досуговое время.
- Источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой
деятельности являются как педагоги, так и сами обучающиеся и их родители.
- В ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр
нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся - организатор, исполнитель, зритель,
соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник
сцены, ведущий, член жюри и др..
В зависимости от целей, планируемой длительности программы и степени соучастия
в ней детей выделяется несколько типов досуговых программ. За основу классификации
взяты два фактора: степень соучастия детей в программе и ее протяженность во времени.
В соответствии с этим выделяются 7 типов программ:
- разовая игровая программа;
-конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
-игра-спектакль;
-театрализованная сюжетная игра;
-зрелище;
-праздник;
-длительная досуговая программа.

3

2.2. Цели и задачи культурно-досуговых программ

Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития
общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности,
формирования положительной «Я»- концепции.
Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:
- развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;
- приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
- формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;
-укрепление здоровья детей;
-формирование опыта организации содержательного досуга.
2.3. Содержание культурно-досуговых программ
Содержание досуговых программ направлено на;
- приобщение детей к культуре, и более всего к художественной;
- овладение ими первоначальных основ культуры исполнения и культуры восприятия;
- развитие у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и
специальных способностей;
- постижение искусства общения, поведения, культуры речи;
- воспитание гуманности, толерантности;
- формирование навыков социально приемлемых способов организации собственного
досуга и досуга сверстников;
-освоение школьниками основ культуры бйта (особенно в условиях совместной
жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий,
выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).
То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше
направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.
В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре
раздела, связанных с:
- приобщением детей к художественной культуре;
- формированием
культуры
организации
досуга;
- воспитанием у них культуры общения;
- формированием
и
развитием
творческой
активности.

2.4. Формы реализации досуговых программ
Формы реализации определяются определенными критериями:
1. Масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников:
1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом
(фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);
2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе
дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные
гостиные и др.;
3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов
одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН. походы, соревнования);
4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных
коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие в качестве зрителей.
4

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою
конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на
достижение определенных результатов.
2.Учет возрастных особенностей ребенка:
I этап - возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и
нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы
очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует
себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно­
досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее
реализации:
всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными
действиями), драматизация, праздники.

II этап - возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно общение со
сверстниками. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный
направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к
самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга - организация коллективной
творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:
игры
на
местности; игры
на
восприятие
друг
друга; спортивные
игры,
туризм; вечеринки; встречи
с
кумирами
(наяву,
через
рассказы,
видеофильмы); праздники; драматизация.
III этап - возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования
чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся
выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается
мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом
возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта,
советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим
подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные
варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов.
Это
могут
быть: вечера
современной
музыки; диско-шоу; вечера
авторской
песни; спортивные игры и турниры; дискуссии; тренинги; всевозможные формы
общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными
программами; целевые экспедиции - этнографические, экологические, археологические,
фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).
Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует
ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от
простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.
2.5. Принципы, лежащие в основе досуговых программ:
- информационная насыщенность;
- эмоциональность;
- массовость;
- активность;
- диалогичность;
- преемственность и последовательность приобщения детей к ценностям культуры,
формирование у них опыта социального взаимодействия.

5

2.6. Методы и технологии культурно-досуговых программ
В зависимости от типа и содержания программы можно использовать методы:
- игра, упражнения;
- создание, проигрывание и анализ ситуаций; творческие задания (на внимание, ловкость,
- сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.);
- театрализации.
Технологии:
- игровая;
- проектная;
- технология коллективно-творческих дел.
Инновационные технологии воспитания:
- телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
- информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты. Интернет, медиатека);
- нестандартные технологии (импровизация, дни науки культуры, интеллектуальный
марафон);
- социальное проектирование.

2.7. Резулыагивносгь досуговых программ:
- Осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для
развития и самореализации личности.
- Осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации
в свободное от учебы время; изменение установок детей на способы и формы проведения
своего досуга; -приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,
умения содержательно и разнообразно проводить свободное время.
- Освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры.
- Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со
сверстниками и взрослыми.
- Изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе
массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях.
- Формирование традиций образовательного учреждения.
Отслеживание
результатов реализации
культурно-досуговых
программ
можно
осуществлять с помощью:
- систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений;
- проведения социологических опросов детей и родителей;
- бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их
самооценке (самохарактеристике);
- анализа творческих работ школьников.

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного
уровня участников досуговых программ.
2.8. Материально-техническое обеспечение программы:
- специализированные помещения (актовый зал, зрительный зал, детская гостиная,
кабинет);
- технические средства для звукового сопровождения мероприятия, осветительные
приборы и т.п.жомпыотер, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, музыкальный
центр, аудиодоска, камера, фотоаппарат, дыммашина. генератор мыльных пузырей.

6

Приложение №1.
Типы досуговых программ:

- Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий
включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она
может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста детей и выбора
развлечений. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной
программы, например масштабной, праздничной.
- Конкурсно-игровая программа по заданной тематике с предварительной подготовкой
участников (КВН, «Брейн-ринг», и т.д.). Готовить такие программы могут как педагоги,
так и старшеклассники под их руководством.
- Игра-спектакль для приглашенной (неподготовленной) ауди тории. Возможен в
учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих
сценарным и актерским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в
него включаются игры, аттракционы. В ходе игры-спектакля дети неожиданно для себя
оказываются в игровой ситуации. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить
задания, помогая героям спектакля.

- Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в
определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно
длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными,
например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее
проводят в коллективах старших школьников. В оформленном виде такая программа не
может выглядеть просто как сценарий - это лишит школьников возможности самим
участвовать в развитии сюжетов, разработке образов.
- Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.)
характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя - юного певца,
танцора, гимнаста выступление - всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если
он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом
(реципиентом). Очень важно воспитать у детей зрительскую культуру - умение спокойно,
доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь организовать дело так, чтобы школьники периодически выступали то в роли артистов, то
в роли зрителей.
- Праздник - особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досуговой
программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных
выступлений с активным участием детей. В зависимости от поставленных педагогических
задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым
событием или значительным событием в жизни коллектива, например день рождения
клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную
подготовку к нему всех участников; эго одно из главных условий в создании атмосферы
ожидания праздника. Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма
разнообразны. К ним относятся: слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали
детского творчеств; приветствия, презентации, церемонии; гулянья, карнавальные
шествия, театрализованные представления; физкультурные праздник; тематические
недели, тематические дни и др..
7

Длительная досуговая
программа (проект) представляет собой систему
воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Она обязательно
состоит из четко спланированных этапов в соответствии с поставленными
педагогическими задачами. Такая программа планируется на целый учебный год или даже
на несколько лет. Типичным примером является программа детского летнего лагеря. В ОУ
ДОД длительная игровая программа может быть организована в форме игры-путешествия
с привалами (праздниками). Представленная документально, длительная досуговая
программа во многом схожа с образовательной программой.
Приложение № 2

Схема анализа досугового мероприятия.

В процессе анализа целесообразно зафиксировать и оценить следующие моменты.
1.Общая характеристика детской группы: состав, возраст, учет возрастных и
индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей.
2. Место и время проведения.
З. Тема, цель, форма проведения.
4. Анализ качества подготовки мероприятия: наличие плана проведения; определение
задач; активность детей и педагога; участие и заинтересованность родителей и др.
5. Анализ хода мероприятия: содержание и воспитательная направленность; отношение
учащихся к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива; характеристика
педагогических средств; проявление качеств педагога, его авторитет; создание условий
для влияния на детей.
6. Выводы, замечания, предложения: оценка методического своеобразия и эффективности
мероприятия; недостатки в ходе подготовки и проведения мероприятия, пути их
устранения; пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации
мероприятия.

АНКЕТА для педагогов общеобразовательных школ, чьи классы являются
участниками досуговых программ МАОУДО «ДДТ».
Оцените, пожалуйста, досуговое мероприятие по следующим критериям, поставив баллы
от 1 до 10:
-активность детей
-игровое взаимодействие участников
-создание условий для развития творческих способностей
-развитие коммуникативных навыков
-создание благоприятной атмосферы
-формирование ценностного отношения к содержательному досугу.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».