Муниципальное автономное образовательное учреждение Дополнительного образования «дом детского творчества» ПРОГРАММА РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета УТВЕРЖДАЮ Протокол № 2от 27.02.2023г. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2023-2025 годы 2023г. 1 Пояснительная записка Программа воспитания (далее Программа воспитания) разработана в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020г. №ЗО4-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся». Основным ориентиром для разработки Программы воспитания явилась Примерная программа воспитания (разработчик - Институт стратегии развития образования РАО). Нормативно-правовой основой для разработки Программы воспитания послужили: — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29 декабря 2012г. с изменениями 2020г. (включает все изменения до 6 февраля 2020г.); — Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г., утверждена 29 мая 2015г. №996-р.; — Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; — Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование»; — Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р). Назначение Программы воспитания - нормативно-методическое обеспечение создания и реализации программ, направленных на решение проблем гармоничного вхождения, обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа регламентирует профессиональную деятельность педагогических работников, которые реализуют воспитательный потенциал совместной с детьми деятельности и тем самым делают свое учреждение воспитывающей организацией. Программа воспитания — это описание системы возможных педагогических форм и способов работы с детьми в МАОУ ДО «ДДТ» (далее - Учреждение). Сроки реализации рабочей Программы воспитания на 2023-2025гг. Рабочая Программа воспитания утверждается локальным актом Учреждения. Отличительные особенности воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование», проект Концепции развития дополнительного образования до 2030г. предусматривают включение в содержание дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей воспитательного компонента, направленного на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения. Дтя выстраивания воспитательного процесса в учреждении за основу взята специфика дополнительного образования: — деятельность педагогов дополнительного образования строится на основе интеграции основного и дополнительного образования; — дополнительное образование детей как институт взросления и развития функциональной грамотности, формирования метапредметных компетенций и 2 проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов, обучающихся; — особая образовательная среда как возможность для самореализации детей и раскрытия их талантов; — возможность объединения в творческие коллективы, разновозрастные группы, исходя из интересов и склонностей к какому-либо виду творческой деятельности; — участие в занятиях основываются на принципе добровольности; — разнообразие форм организации деятельности детей в зависимости от направленности образовательных программ; — осуществление тесной взаимосвязи обучения и воспитания; — реализация совместных творческих инициатив детей, педагогов и родителей; — деятельность учреждений дополнительного образования позволяет реализовывать разнообразные программы, рассчитанные на разные категории детей (творчески одаренные дети, дети с девиантным поведением, с ОВЗ и т.д.). Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье, образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование - не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях: — основы профессионального воспитания; — основы социального воспитания. Профессиональное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка: — этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов; — культура организации своей деятельности; — уважительное отношение к профессиональной деятельности других; — адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов; — знание и выполнение профессионально-этических норм; — понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры. Социальное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих .оставляющих поведения ребенка: — коллективная ответственность; — умение взаимодействовать с другими членами коллектива; — толерантность; — активность и желание участвовать в делах детского коллектива; — стремление к самореализации социально адекватными способами; — соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида). 3 В настоящее время к дополнительному образованию общество предъявляет —ег< зания: осуществить переход «от человека, знающего - к человеку, умеющему», т.е. ?- еить его конкурентоспособность, способствовать социализации в обществе. Это хусдгзило потребность дополнительного образования в новых, эффективных способах деления, обновления подходов в воспитании учащихся, организации единого евательного пространства в учреждении. То есть, вместо работы на достижение декларативной цели формирования гармонически развитого человека, дополнительное 'г .давание должно формировать выпускника, социально-адаптированного в обществе с диагностично определенными, научно обоснованными параметрами личности. Для эффективного развития учреждения необходимо расставить приоритеты в выборе ведущего направления движения. Одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности Учреждения является духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие личности гражданина России. Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время в обществе постепенно происходит смена культурных норм, нравственных ориентиров и ценностей, забываются традиции общества. У современных детей и подростков недостаточно сформированы качества гражданина-патриота. В обществе утрачиваются чувство долга и ответственности перед семьей, учителями, классным коллективом. Отечеством, государством. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированной гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа и народов России. Поэтому формирование патриотизма у подрастающего поколения нуждается в поддержке, как со стороны государства, так и со стороны социальных институтов. В нашем случае-учреждения дополнительного образования. Для формирования патриотизма в современном мире самые благоприятные условия имеются в дополнительном образовании, поскольку оно ориентировано на способности и потребности ребенка, личные интересы, способствует творческому развитию, создает необходимые условия для деятельности и проявления активности. Все эти факторы и способствуют формированию патриотического воспитания. В связи, с этим возникает необходимость искать новые пути решения проблемы отсутствия у молодого поколения целостного представления о смысле патриотизма, о понятии гражданственности. В нашем случае кажется важным формирование духовно-нравственных основ -- эсти в процессе знакомства детей с фольклором, народными сказками, пословицами, .' эворками, с историей родного края, многонациональной культурой. Воспитательные возможности в работе по возрождению русской национальной культуры, народных традиций заключены также в организации и проведении воспитательных мероприятий, бесед о народных праздниках и традициях. Важным аспектом по формированию духовно-нравственного и гражданского зссдитания является знакомство с декоративно-прикладным искусством России. Каждое гдделие народного искусства — это национальная гордость, это начало, питающее и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. Рукоделие приобщает ребят к духовным де--детям, знакомит с наследием мировой культуры. В процессе занятий, подготовки и т.ведению бесед, выставок у детей формируется чувство гордости и восхищения за свой 4 народ. На занятиях наполняются конкретным содержанием такие понятия как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Еще одной стороной воспитания является экологическое воспитание. Базис экологических представлений закладывается уже в раннем детстве, подкрепляется в дошкольных учреждениях и далее на всех уровнях образовательного процесса. На сегодняшний день все большую эффективность демонстрируют экологические мастерклассы, круглые столы на тему заботы об окружающей среде, экологические акции, флэш мобы и др. Продуктивностью отличается технология создания «эколого-развивающих сред»; создание и поддержание такой среды в образовательном процессе также будет вносить свой вклад в экологическое воспитание. Воспитательное воздействие оказывает наполнение экологической составляющей предметно-пространственной среды образовательной организации. Актуальна совместная реализация экологических проектов, объединяющих всех участников воспитательного процесса. Именно система дополнительного образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка. Именно здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнерские отношения педагога и воспитанников. А это как раз те особенности, которые выделяют воспитание в сфере дополнительного образования, способствуют формированию здорового образа жизни молодого поколения; дают педагогам возможность научить учащихся ориентироваться на общечеловеческие духовные ценности, под влиянием которых и формируется личность, готовая к участию в общественно-экономической жизни страны. Сам процесс воспитания становится целенаправленным, целостным, индивидуально-творческим, а комплексный подход к организации воспитания обеспечивает его эффективность. Меняются цели и задачи в деятельности педагогов, пересматривается их функционал, то есть педагог оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в своем объединении и в учреждении в целом. Поэтому одним из основных направлений обновления содержания воспитания должно стать повышение профессионализации, компетентности педагогов. В этой новой модели профессиональной готовности к работе с детьми центральным является умение общаться обучающимися, инициировать их духовную энергию, стимулировать максимальное самовыражение, создавать условия для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития, реализации творческого потенциала. Педагогическая целесообразность Разработка и реализация Программы воспитания МАОУ ДО «ДДТ» решает основную идею комплексного подхода в образовательно-воспитательном процессе, который основан на следующих принципах: — Программа воспитания непосредственно связана с реализацией дополнительных общеобразовательных программ, с реальным процессом работы педагога с детским объединением; — субъект-субъектное взаимодействие и продуктивное сотрудничество педагога с обучающимися взаимное стремление к активному творческо-созидательному освоению мира во взаимодействии с социумом, позволяет успешно реализовывать 5 — — — — педагогический процесс дополнительного образования в органичном и неразрывном единстве всех его составляющих, в том числе воспитания; дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) является инструментом определения воспитательных задач и планируемых результатов в соответствии с образовательными потребностями обучающихся МАОУ ДО «ДДТ» их родителей (законных представителей); воспитательные возможности занятий по ДООП педагог реализует в совместной практико-ориентированной и личностно значимой деятельности; традиционные ежегодные мероприятия - это не только пространство для демонстрации достижений, но и возможность осмысления ценностей, знакомства с идеями и правилами, социальными нормами, погружения в профессию; выстраивание партнерских отношений с родителями, формулирование взаимных интересов является важным фактором создания положительной среды обучения и воспитания обучающихся, максимально полного использования воспитательного потенциала семьи и образовательного учреждения. Цель воспитательной программы: создание единого образовательно воспитательного пространства, способствующего формированию высокодуховной и социально-активной личности гражданина и патриота, способного к успешной адаптации в обществе с учетом современных условий и потребностей социального развития общества. Задачи: — использовать все возможные средства для воспитания у обучающихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей культуры России; 9 — использовать в воспитании обучающихся возможностей занятий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам как источника поддержки и развития интереса детей к познанию и творчеству; — освоить и использовать в практической деятельности инновационные педагогические технологии и методики воспитательной работы; — реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования духовно нравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского объединения и образовательной организации, развития субъектной позиции обучающихся; — реализовывать потенциал наставничества в воспитании обучающихся как основы взаимодействия представителей разных поколений, как мотиватора к саморазвитию и самореализации; — поддерживать различные формы детской активности и самоуправления через развитие деятельности детских общественных объединений; — содействовать формированию у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, формированию личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни; — организовать содержательное партнерство с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями) для более эффективного достижения целей воспитания. 6 Ключевая идея - развитие воспитательного потенциала дополнительного образования позволит создать условия, способствующие формированию у обучающихся жизненно необходимых компетенций: гражданственности, ответственности, умения работать в команде, целенаправленности. Основные базовые ценности воспитательной системы Учреждения Основными базовыми ценностями воспитательной системы учреждения выступают следующие: — воспитательная система особой культуры, отличительными чертами которой являются: комфортность, партнерские взаимоотношения объектов и субъектов воспитательного процесса, инновационная активность педагогического коллектива; развитые связи с социальной средой и общественными организациями поселения; — воспитательное пространство - большая семья, где созданы все условия для самовыражения и саморазвития каждого обучающегося, где не ущемляются его права, честь и достоинство, где уважительное отношение к себе и другим людям основное правило жизни детского сообщества; — сбалансированность воспитательной экосистемы, в которой педагог, понимая сильные и слабые стороны ребенка, помогает ему опереться на свои силы и поддерживает там, где он пока объективно сам не может справиться; — воспитательная система, где учат распознавать нравственные идеалы и реализовывать их в повседневной жизни; — воспитательное пространство реабилитирующего назначения для обучающегося с проблемами в развитии, обучении и воспитании; — воспитывающая среда как источник добрых дел для общества и самого себя, как условие осознания и самостоятельного моделирования человеческого счастья; — насыщенная образовательно-воспитательная среда, дающая возможность увеличить время пребывания детей в учреждении по собственной инициативе, занимая его добрыми и полезными для себя и людей делами. Виды, формы и содержание деятельности Сегодня, когда возрождается интерес к воспитанию, и растёт понимание его роли в современной ситуации развития общества, уже недостаточно говорить о необходимости централизации воспитательного процесса на личность ребёнка. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно. Педагогические исследования и практика последних лет показали, что такими эффективными механизмами являются воспитательная система и воспитательное пространство. Программа воспитания Учреждения построена по модульному принципу. Каждый модуль ориентирован на решение конкретной задачи воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной деятельности Учреждения. На основе Программы воспитания составляется календарный план по ее реализации на календарный или учебный год. Структура модуля включает в себя: — краткую информацию о потенциале направления деятельности; — задачу; — виды, формы, содержание деятельности. 7 — — — — — — — — Модули программы: «Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы»; «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание»; «Культурно-досуговая деятельность»; «Одаренные дети» (профильные мероприятия)»; «Академия творчества»; «Детские общественные организации»; «Умные каникулы»; «Работа с родителями». 1-й модуль - «Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы» В образовательных программах дополнительного образования детей, которые реализуются на базе Учреждения, указаны воспитательные задачи, возможные виды и формы деятельности в соответствии с направлением творческих объединений. Воспитательный потенциал образовательных программ Учреждения реализуется педагогами через: — решение воспитательных задач в единстве с задачами обучения и развития личности ребенка; — целенаправленный отбор содержания воспитательного материала, представляющего образцы подлинной нравственности; — использование современных образовательных технологий, которые предполагают организацию активной деятельности детей на разных уровнях познавательной самостоятельности, расширение социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в воспитательном процессе; — организацию самостоятельной творческой исследовательской деятельности детей и соответствующего пространства применения полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности. Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает с: здание условий для развития познавательной активности обучающихся, их творческой .г-'эреализации. Педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с =•: зрастными особенностями детей. 2-й модуль «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание» Варианты патриотического воспитания: предметно-тематическое, межпредметное, ■доектное. Формы деятельности: — тематическая программа, — проект, — акция. — выездной сбор. □ Одна из форм патриотического воспитания, которая успешно используется в .- . . -образовательная экспедиция по памятным местам России. 8 Новое направление в патриотическом воспитании- организация на базе учреждения проекта «Киноклуб». Целью медиа образования является развитие медиа компетентности школьников, творческой активности, способности мыслить критически, умений сравнивать и оценивать сообщения, передающиеся по каналам медиа, привитие эстетических идеалов, обучение способам современной коммуникации, подготовка к жизни в современных информационных условиях. Актуальность заключается в том, что создание киноклуба позволит выстроить целостную систему организации образовательной среды, в которой найдут гармоничное сочетание педагогически значимого содержания, эффективности мультимедийной формы, возможности организовать «диалог поколений» и творческую самореализацию обучающихся. Очень важно, что деятельность киноклуба поможет использовать его потенциал для воспитания у обучающихся Учреждения патриотизма через лучшие образцы отечественного и мирового кинематографа. Среди основных тематик фильмов - дружба, приключения, поступки, достижения, сотрудничество и другие. Есть специальные темы: культура народов России и мира, Великая Победа, природа и человек, талант и творчество, профессии и труд и другие. Формы занятий киноклуба различны: просмотр и обсуждение видео материалов, лекция, беседа, дискуссия. 3-й модуль - «Культурно-досуговая деятельность» Мероприятия, спланированные в рамках этого модуля, способствуют развитию микрокультуры коллектива, созданию нравственной и духовно - образовательной среды, в которой может свободно развиваться и самосовершенствоваться личность ребёнка и педагога. Эта среда должна помочь детям компенсировать то, чего они недополучают в школе или семье: состояться в социуме, быть ценным не за хорошие оценки, а за личностные качества, получать и оказывать помощь и поддержку. Возможны следующие формы воспитательной работы: 1. Коллективные формы (зрелищные программы): тематические концерты, спектакли, литературно-музыкальные композиция, ярмарки, праздники, балы, фестивали, митинги, парады, акции, шоу, флэш-мобы, баттлы. 2. Групповые формы: досуговые, развлекательные: тематические вечера, салоны, гостиные (отличительная черта камерность и общность интересов участников). 3. Игровые программы: конкурсы, квесты, квизы, театрализации, интеллектуальные игры. - Информационно-просветительские мероприятия познавательного характера: выставки, экскурсии, круглые столы, мастер-классы, тематические программы, агитбригады (в рамках плана работы клуба могут также проводится тематические лекции и тренинги). 5 Индивидуальны формы: беседы, консультации, наставничество, тьюторство, щресное обслуживание (для людей с инвалидностью и ОВЗ). Задача педагогического коллектива - создать Дом, в котором дети и педагоги ем т в: зможность развиваться как личность и совершенствоваться. Дом - где хорошо и < т=: каждом}', как в семье, где каждого любят и уважают, ценят, независимо от успехов, ж за то, что он Человек. Принцип личностно ориентированного подхода, 9 _женный концепции развития Учреждения дополнительного образования, реализуется з том числе и через участие в концертной деятельности. 4-й модуль «Одаренные дети» (профильные мероприятия) В любом возрасте человек при благоприятных условиях постоянно развивается и творчески растёт. Одним из способов расширить горизонты творческих возможностей и т-ховного развития детей является организация, участие в профильных мероприятиях тазличного уровня. Педагогический коллектив постоянно активно готовит обучающихся творческих объединений к участию в различных конференциях, конкурсах, выставках и z естивалях разного уровня, что способствует развитию их творческого потенциала. Акцентирование внимания педагогов на достижениях обучающихся является одним из главных условий для формирования у ребёнка адекватных представлений о самом себе, сильных и слабых сторонах своей личности, успехах и неудачах в совместной и индивидуальной деятельности. Это помогает детям более реально оценивать свои возможности, делать правильный выбор целей, содержания способов организации своей жизнедеятельности, что, в свою очередь, содействует их более интенсивному личностному росту. В профильных мероприятиях обычно участвуют самые яркие звёздочки», наиболее талантливые дети и коллективы. Данные мероприятия предоставляют возможность талантливым детям проявить свои способности и продемонстрировать навыки и умения. В данный модуль входят не только мероприятия для обучающихся Учреждения, но и муниципальные мероприятия для образовательных учреждений городского округа, проводимых на площадке МАОУ ДО «ДДТ» согласно муниципальной, программа воспитания. Виды и формы деятельности: — фестиваль, — концерт, » — конкурс, — выставка, — конференция. Одна из технологий взаимодействия педагогов с одаренными детьми - технология наставничества. Данное направление только начинает развиваться в учреждении. Форма наставничества «Педагог-одаренный ребенок», «педагог- группа обучающихся». В учреждении разработана модель наставничества «Дети учат детей». Взаимодействие наставника и наставляемого может проходить в рамках: — участия в совместных конкурсах и проектных работах; — участия в конкурсах и олимпиадах; — совместных походов на спортивные и культурные мероприятия; — создания клуба по интересам; — создания продукта; — выездных мероприятий; — совместного участия в занятиях с целью определения образовательной траектории наставляемого) и др. 5-й модуль «Академия творчества» 10 Академия творчества» - новое здание учреждения, открыто 11.11 2022г. Цель деятельности: создание модернизированного конкурентоспособного чгеждения, базирующегося на современных технологиях и отвечающего запросам потребителей. Новый подход в организации деятельности филиала состоит в следующем: — разработка и реализация «веера» краткосрочных программ -от 16 до 36 часов, позволяющих за короткий период времени познакомиться с определенным видом деятельности, попробовать свои силы; — введение в образовательный процесс новых форм деятельности, таких как воркшоп, арт-встреча, квиз, экшн-игра; — организация интерактивных творческих мастерских для организации проектно исследовательской и творческо-продуктивной деятельности детей; — проведение мастер-классов и тренингов на раскрытие творческого потенциала, развитие коммуникативных и лидерских способностей, эмоционального интеллекта. Помимо новых форм культурно-досуговой деятельности на базе актового зала будут организованы традиционные мероприятия художественной направленности: спектакли, концерты, конкурсы, фестивали. Особое внимание в данном учреждении будет уделено системной экологической деятельности, которая строится на площадке «зимний сад». На базе площадки «Зимний сад» планируется проводить всевозможные круглые столы, выставки, конкурсы художественного творчества, мастер-классы по экологии, флористике, комнатному цветоводству. 6-й модуль «Детские общественные организации» Большое значение для пространства развивающей деятельности будет иметь еспное отделение организации «Российское движение школьников и молодежи». РДДМ • об шественно-государственная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан. Направления и мероприятия РДДМ, реализуемые в МАОУ ДО «ДДТ»: — Гражданская активность - мероприятия экологической направленности • ежегодные экологические сборы актива старшеклассников, конкурсы рисунков всероссийского проекта «Экотренд», проект «Утилизируй правильно», Всероссийская акция «Экодежурный по стране»); — Личностное развитие - фестиваль «Лучшая команда РДДМ», Зимний фестиваль РДДМ, всероссийский проект «Классные встречи», сборы лидеров РДДМ, Апрельское пати РДДМ, флэш-мобы и День рождения пионерии; — _ -:но-патриотическое направление - конкурс рисунков и поделок «Космос - мир фантазий», конкурс «Космические стихотворения» в рамках Дня космонавтики; — И-формационно-медийное направление - муниципальный конкурс коротких видеороликов «Не думай о секундах свысока». Планируется в «Академии творчества» филиала МАОУ ДО «ДДТ»: — .:: дание муниципального штаба РДДМ; — пр. ведение плановой работы по выбранным направлениям РДДМ; — участие во всероссийском экологическом проекте РДДМ «ЭКОТРЕНД» (Ссылка на проект: рдш.рф/сотре1йюп/278; группа «ВКонтакте»: https://vk.com/skm eco). 7-й модуль «Умные каникулы» Организация профильных смен лагеря дневного пребывания при Учреждении во время весенних и летних каникул. Педагоги в каникулярный период продолжают реализацию дополнительных общеразвивающих программ, но меняют форму занятий. Это вносит элемент новизны и праздничности в общение детей друг с другом и с педагогами. Отдых в лагере для обучающихся - не просто отдых и времяпрепровождение, это - аетоящая маленькая жизнь. Путешествия, соревнования, театрализованные постановки и с этни новых знакомств раскрывают творческий потенциал ребёнка, позволяют по-новому взглянуть на мир. Такое неформальное общение формирует личность ребёнка, его отношение к миру, гражданскую позицию и осознание собственных возможностей. Творческий подход к отдыху и образованию — это альфа и омега воспитания полноценной личности. Формы деятельности: — тематическая программа лагерной смены; — реализация краткосрочных образовательных программ. 8-й модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и Учреждения в данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) направлена на: — формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; — привлечение родительской общественности к управлению образовательной организацией, к совместной реализации воспитательных программ и проектов. Формы работы в данном направлении воспитательной деятельности- мероприятия, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога покс тений, на совместное решение задач, таких как: — привлечение родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий । тематические концерты и праздники, экскурсии, выставки творческих работ, ярмарки); — реализация в организации проекта «Поддержка семейного воспитания»; — информационные дни для родителей, проводимые с привлечением представителей правоохранительных органов, медицинских учреждений, психологов, социальных педагогов; — ндивидуальная работа с родителями; — родительские собрания детских объединений (во всех объединениях в соответствии с планом работы педагогами проводятся родительские собрания, в повестку дня которых включены основные организационные вопросы работы МАОУ ДО «ДДТ»: предупреждение детского травматизма, основы безопасности, профилактика 12 правонарушений, проведение массовых мероприятий, знакомство с нормативными документами, законами, традициями; — проведение педагогами учреждения творческих мастер-классов для родителей и обучающихся по различным направлениям деятельности образовательной организации; — работа специалистов по запросу родителей для решения конфликтных ситуаций. Ожидаемые результаты реализации программы — достижения заданного качества воспитания, обновления содержания и технологий воспитания с учетом современных требований к ним; — обеспечение преемственности и непрерывности воспитательного процесса на основе современных тенденций развития учебно-воспитательного процесса; — дифференциации и индивидуализации воспитательного процесса; — развитие воспитательного потенциала образовательного учреждения в духовно нравственном и гражданско-патриотическом воспитании личности; — максимальный учет интересов и желаний обучающихся и их родителей в выборе содержания и технологии учебно-воспитательной работы; — создание условий для творческой самореализации личности. Мониторинг выполнения Программы воспитания Анализ уровня воспитанности обучающихся Критерии анализа: динамика уровня воспитанности обучающихся в течение учебного года. Способы получения информации: мониторинг уровня воспитанности по экспресс методике Н. П. Капустина, социометрия по Р. В Овчаровой в творческих объединениях. Анкеты по возрастам: » eduportal44.ru/Sharya/msh6/DocLibl 19/Методика%20Н.П.%20Капустина%20«Изуче ние°о20уровня%20воспитанности%20учащихся.рбР Качество воспитательной деятельности педагогов Критерии анализа: — умение педагогов конкретизировать общую цель воспитания в соответствии со спецификой своей профессиональной деятельности и особенностями обучающихся; — соответствие используемых педагогами форм работы с детьми собственным целям воспитания и особенностям своих обучающихся; — актуальность и разнообразие содержания их совместной с детьми деятельности, его четкая ориентация на конкретные результаты воспитания. Способы получения информации о воспитательной деятельности педагогов: ззслюдение, беседы с педагогами, посещение (с согласия педагогов) учебных занятий, --зсггз проведенных педагогами мероприятий, анализ ведения документов, ;: _~:вождающих воспитательный процесс в объединении. Вопросы для анализа', испытывают ли педагоги затруднения в определении цели «ей воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией ■«питательного потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к остмированию вокруг себя привлекательных для обучающихся детско-взрослых 13 мощностей; доброжелателен ли стиль их общения с обучающимися; складываются ли у доверительные отношения с обучающимися; являются ли они для своих учеников значимыми взрослыми. Качество культурно-досуговой деятельности — Анализ подготовки и проведения мероприятий педагогами-организаторами. — Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии. — Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа, отзывы, наблюдение, анкетирование). — Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей). — Социальные показатели (заинтересованность обучающихся). — Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий. Анализ деятельности по направлению «Наставничество» — Динамика количества обучающихся Учреждения, вовлеченных в программу наставничества. — Отчеты педагогов-наставников по утвержденным программам. Анализ деятельности по направлению «Киноклуб» — Соответствие тематики задачам Программы воспитания и возрастным особенностям детей. — Направленность тематики материала. — Количество обучающихся, охваченных формами деятельности Киноклуба. Анализ деятельности по модулю «Умные каникулы» — — — — Удовлетворенность отдыхом детей и родителей. Разнообразие форм деятельности в программе лагеря. Динамика количество краткосрочных образовательных программ. Динамика количества обучающихся по краткосрочным программам. Обратная связь для получения независимой оценки по вопросам выполнения Программы. Способы получения информации: беседы, анкетирование педагогов для получения обратной связи о работе административной команды МАОУ ДО «ДДТ». Вопросы для анализа: имеют ли педагоги чёткое представление о своих должностных обязанностях, правах и сфере своей ответственности, а также о содержании осуществляемой в Учреждении воспитательной работы; создаются ли администрацией слсвия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поддерживается ли в ■едагогическом коллективе доброжелательные взаимоотношения; существует ли в эбрш звательной организации система стимулов и поощрений для педагогов за хорошую ■вспжтательную работу с детьми. Итогом самоанализа организуемой в МАОУ ДО «ДДТ» воспитательной работы ■мется перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать кег : гнческому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. Приложения 14 Целевые ориентиры Программы В основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и -атонально-культурных традиций находятся гражданственность, национальная ле-личность, социальная активность, гражданское самосознание и ответственность, а чувство деятельной любви к Родине, гордость за ее достижения, патриотизм. Если рассматривать патриотизм как личностное качество, то в его структуре выделяются: патриотическое сознание; — патриотически ориентированное мировоззрение; — национальное самосознание; патриотические знания; — патриотические убеждения; — патриотические установки; патриотические ценностные ориентации; — патриотические позиции; — патриотические идеалы; — патриотические чувства; — верность Отечеству; — социально позитивное отношение (к Родине, истории, настоящему и будущему страны, народным традициям, окружающей социальной и природной среде, выполнению своего гражданского долга); — социально позитивное (патриотическое) поведение личности; — патриотическая деятельность; — готовность к выполнению гражданского долга. .Методика: Самооценка нравственных качеств Цель: выявить место патриотических ценностей в системе нравственных качеств школьника. » Задание №1. Перед тобой 10 нравственных качеств. Выбери 5 качеств, которые, по гв: ему мнению, наиболее тебе присущи. При выборе качества руководствуйся только св: им мнением, а не мнением окружающих. Качества: 1. Бережливость. 2. Патриотизм. 3. Самостоятельность. 4. Трудолюбие. 5. Доброжелательность. 6. Опрятность. 7. Целеустремленность. 8. Любовь к природе. 9. Честность. 10. Дружелюбие (терпимость). Котка результатов. Подсчитывается общее количество выборов для каждого кгвества, определяется место нравственного качества в иерархии группы. Задание №2. Перед тобой список индивидуально-психологических характеристик ■ к венных ценностей человека. Определите для себя те качества, которыми должен 15 «падать патриот (нужное подчеркните). Определи по 10-балльной шкале, насколько эти - ачества и ценности сформированы у тебя. — активная деятельная жизнь — жизненная мудрость — здоровье (физическое и психическое) — красота природы и искусства — наличие хороших и верных друзей — познание (образование, кругозор) — развлечения — свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) — творчество (возможность творческой деятельности) — уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) _______ — аккуратность (чистоплотность) — воспитанность (хорошие манеры) — высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) — жизнерадостность — исполнительность — независимость — непримиримость к недостаткам в себе и других — ответственность (чувство долга, умение держать слово) — рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения) — самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) — смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов — твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) — терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) — широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи)______ — честность (правдивость, искренность) — эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) — чуткость(заботливость) (^метьте. что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего? 2 3 5 т* ♦ Умение ценить настоящую дружбу. Готовность помочь другу в трудную минуту. . Взаимопонимание. Честность, порядочность, принципиальность. Приятная внешность. Хорошие манеры. Умение модно одеваться. Сила воли. 16 9. Смелость. 1 1. Решительность. 11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка. 12. Интерес к политике. 13. Наличие фирменных вещей. ' ~. Наличие денег на всякие расходы. 15. Способности. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения: Я люблю, когда другие люди меня ценят. 2 Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы. 3 . Я люблю приятно проводить время с друзьями. Закончите предложения. 1. 2. 3. 4. 5. 6. ". Каждый из нас верит... Каждый из нас имеет... Каждый из нас готов... Подвиги героев заставили нас задуматься... Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и... Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то... Быть достойным гражданином своей страны - значит быть... Анкетирование обучающихся «Патриотизм» Цель: выявить наличие знаний и представлений у учащихся о традициях, культуре и •стории своего народа, и отношение обучающихся такому качеству как патриотизм. Во >:росы для обучающихся. 1 Что Вы понимаете под «патриотизмом»? 2. Какими качествами должен обладать патриот? 3. Считаете ли Вы себя патриотом? - Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств? (школа, родители, окружающие люди, друзья). Нужное подчеркнуть. 5. Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа? а) да; б) нет; в) совсем не знаю; г) затрудняюсь ответить. 6. Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные песни? а) да, поют; б) не поют; В каких мероприятиях Вы бы больше хотели участвовать? (Нужное подчеркнуть) — патриотические клубы и центры; — фестивали и конкурсы патриотической направленности; — военно-спортивные игры; — выставки патриотической направленности; — встречи с ветеранами. 17 Участвовали ли Вы в таких мероприятиях, если да, то в каких именно? Как Вы понимаете выражение «Малая Родина»? I Знаете ли Вы, когда образовался город (посёлок), в котором Вы живете? а) да о) нет. ‘ Любите ли Вы свой город (посёлок)? а) да; б) нет; в । не знаю. . 2 Как называется улица, на которой Вы живете? .' В честь кого названа улица, на которой Вы живете? - Есть ли у Вас любимое место в нашем городе (посёлке)? Какое? 5. Что нужно делать для города (посёлка), чтобы он был лучше? 8 - Анкета «Патриотизм» 1-5 Я знаю Я отношусь 1-5 Я делаю Я знаю государственные символы России Я могу спеть гимн России Я готов объяснить происхождение государственных символов России малышам Я имею представление о народах России, их культуре Я считаю, что важно знать историю своей страны Я изучаю военную историю своей семьи 3 Я ориентируюсь в исторических событиях России Я считаю важной работу с ветеранами Я путешествую по городам России с семьей 4 Я знаю историю мест, где я живу и учусь Я участвую в патриотических делах Я знаю имена знаменитых людей России разных времен и профессий Наш педагог организует образовательные поездки по России Я знаю названия с 'ъектов из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО в России Наша студия участвует в патриотических событиях (концерт для ветеранов, благоустройство памятника, встречи с ветеранами, митинги у памятников) 4 Средний балл r'L. Средний балл 1-5 Средний балл : ты испытываешь гордость как гражданин России? Кжае патриотические дела ты предлагаешь провести в студии? Анкета «Гражданственность, права и свободы личности» Я знаю 1-5 Я отношусь 1-5 Я делаю 1-5 18 Я знаю свои гражданские права и збязанности Я осознаю себя гражданином мира и России, ощущаю личную социальную ответственность Я участвую в принятии решений о жизни в том месте, где я учусь Я знаком с декларацией о правах человека Я следую нормам и правилам человеческого общежития (уважение, терпимость, понимание, солидарность, сочувствие, забота, равенство) Я могу представлять интересы учеников своей группы перед администрацией образовательного учреждения 3 Я имею представление о государственном и политическом устройстве России Я считаю, что у меня есть обязанности перед обществом Я принимаю участие в выборах образовательной организации как избиратель 4 Я знаю, что такое устойчивое развитие У меня есть потребность отстаивать свои взгляды и убеждения Я участвую в благотворительной деятельности 5 Я знаю, что такое глобальная гражданственность Я требователен к себе и другим Я участвую в волонтерской деятельности и меняю мир к лучшему Я знаю, что такое буллинг и кибербуллинг У меня есть потребность внести позитивные изменения в свою жизнь, в жизнь других людей и в мир вокруг Я организовал/планирую организовать свой социальный проект Я внимательно, заботливо и сострадательно отношусь к людям Моя волонтерская, социальная деятельность выходит за рамки образовательной организации Я уважаю чужую собственность В нашей учебной группе уважают права каждого человека Я признаю, что каждый человек имеет равные права В нашей студии есть правила, которые мы придумали и соблюдаем Я считаю, что буллинг это форма насилия Я участвую в ликвидации неравенства через благотворительные акции Я отрицаю дискриминацию по национальному признаку Я всегда встаю на защиту справедливости Я признаю и ценю различия (культурные, религиозные, языковые, Я участвую в разрешении конфликтов между одноклассниками 1 I - - 19 гендерные) Я отрицаю насилие в любом его проявлении (физическое, психическое, др.) |м Я критически отношусь к информации и могу сформулировать свое мнение 15 Я хочу вносить вклад в решение современных проблем на любом уровне Средний балл -е; : злд-.-ей Средний балл Я посещаю все мероприятия, чтобы быть в курсе событий и иметь возможность изменить свою жизнь к лучшему Средний балл прав человека из Всеобщей декларации прав человека Спинк — тпп-материалов по патриотическому воспитанию для педагогов 1. «Формула патриотизма сайт с материалами и сценариямиЬпр5: patriot.menobr.ru/ 2. Разнообразные материалы Ьпрз://живаяистория-россии.рф dopolnitelnoe-obuchenie- html Мультфильмы Наша Родина -Россия https: portfolioinnar