Акварелька

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Акварелька»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Кодочигова Елена Алексеевна
методист,
Сичненко Вера Валентиновна
педагог дополнительного образования

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения
РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы - художественная.
Концептуальной
основой
программы
«Акварелька»
является
развитие
художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием
духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного
образовательного процесса по обучению изобразительному творчеству.
Актуальность программы. Изобразительная деятельность – самое естественное и
увлекательное занятие дошкольников. Она оказывает большое влияние на развитие
восприятия, образного мышления и мелкой моторики ребенка. Занятия детей
изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение
наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Все это особенно
важно в настоящее время, когда мир информационных технологий давит на еще
неокрепшую психику ребенка. В процессе рисования у обучающихся формируются
художественно-творческие способности. В силу того, что в дошкольных учреждениях на
изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие
художественно-творческих способностей дошкольников через систему дополнительного
образования детей становится особенно актуальным.
Новизна программы. Новизной и отличительной особенностью программы
является то, что стандартные программы по изобразительному творчеству для
дошкольников имеют общеобразовательный характер и ограничиваются временными
рамками, узкой направленностью, а программа «Акварелька» расширяет горизонты по
изобразительному искусству и формирует у обучающихся представление о многообразии
сюжетов, способов изображения. С этой целью вводятся новые техники, новые приемы
или усложняются способы выполнения уже знакомых для того, чтобы дети обладали
большей изобразительной свободой, могли экспериментировать, выбирать, творить.
Больше внимания в обучении уделяется рассматриванию картин, изображений, опорных
таблиц по рисованию, анализ работ проводится глубже, критически. Таким образом,
постепенно у детей появляется изобразительная свобода, обусловливающая
оригинальность, неповторимость детских работ.
Чрезвычайно важную роль в обучении детей рисованию отводится различным
упражнениям, которые выполняют главную роль дополнительного образовательного
комплекса и являются составной частью учебных занятий, позволяющих отработать
отдельные приемы изобразительной деятельности. Также активно применяются в
2

обучении старших дошкольников педагогические эскизы. Любой их экспозиционный ряд
по сложности рассчитан на разный уровень творческого развития обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы в том, что занятия изобразительной
деятельностью способствуют формированию духовной культуры личности, приобщению
детей к общечеловеческим ценностям, овладению национальным культурным наследием.
Большое значение уделено развитию мелкой моторики рук, что в значительной степени
влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Рисование кистью, карандашом,
мелком, вырезание ножницами наилучшим образом позволяет организовать работу с
разными материалами (гуашь, акварель, тушь). Ребенок приобретает навык
самостоятельно передавать пропорции предметов, используя конструктивное строение,
пространственное расположение по отношению к изображаемым предметам.
Совершенствуется умение работать в цвете, над рисунками с натуры, используя гармонию
цветов, оттенков, передавать пространственные и объемные отношения средствами цвета.
Беседы об искусстве в значительной степени способствуют эстетическому воспитанию
обучающихся, позволяют уточнить имеющиеся у них представления и понятия,
обогащают новыми знаниями и сведениями, помогают развивать таланты и умения.
Адресат программы. Программа адресована дошкольникам 5-6 лет.
Условия формирования групп. Набор детей по программе осуществляется по
принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них
специальных умений. Главным условием является желание ребенка заниматься
изобразительной деятельностью. Зачисление обучающихся на программу проводится в
начале учебного года по желанию детей и по согласию родителей (законных
представителей). Занятия по данной программе проводятся в группе, наполняемостью не
более 12 человек.
Возрастные особенности обучающихся. Рисование у детей в возрасте 5-6 лет
приобретает осознанный и преднамеренный характер, сознательное рассматривание
предметов. Обучающиеся более легко и свободно выражают задуманное, проявляют
творчество, инициативу и самостоятельность, появляется схематизм в рисунках, который
характеризует не художественное самовыражение, а способ общения и игры детей. Дети
могут уже осознанно использовать художественные эталоны для создания образа,
критически оценивать работу, выполнять коллективное задание. В коллективных работах
дети начинают планировать и согласовывать свои действия. По сравнению с более ранним
возрастом их деятельность более осознанная и замысел опережает изображение. В этот
период педагогу необходимо максимально использовать тягу обучающихся к открытиям
для развития творческих способностей в изобразительной деятельности.
Старшие дошкольники, знакомясь с разными видами изобразительного искусства,
живо воспринимают образы. Закрепляются ранее приобретенные изобразительные умения
и навыки. Движения рук становятся более уверенными. В этом возрасте детям полезно
изображать предметы с натуры и развивать воображение, обращая внимание на передачу
форм, цветов, тонированию бумаги, смешиванию красок, предоставлять возможность
детям рисовать разными материалами (восковыми и пастельными мелками, угольными
карандашами, сангиной, фломастерами) и использовать ранее незнакомые техники
рисования. Детский дошкольный возраст, период эмоциональности, непосредственности,
умения удивляться всему новому и неожиданному.

3

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
дошкольников составляет 30 минут.
Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы–144ч.
Срок освоения программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса:
36 учебных недель - 9 учебных месяцев.
Количество обучающихся в группе не менее 6-ти и не более 12 человек. Занятия
проводятся в групповой форме.
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Форма обучения - очная.
Виды занятий - теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения итогов реализация общеразвивающей программы педагогическое наблюдение, устный опрос, тестовые задания и контрольные упражнения,
викторина, открытое занятие, конкурс, выставка работ.
Цель программы - формирование и развитие у детей старшего дошкольного
возраста художественно-творческих способностей средствами изобразительной
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
⎯ обучать детей нетрадиционным техникам рисования и выполнению творческих
упражнений;
⎯ обучать последовательно, аккуратно и добросовестно выполнять свою работу;
⎯ обучать основным жанрам изобразительного искусства (пейзаж, портрет,
натюрморт);
⎯ формировать композиционные умения, чувство цвета, формы;
Развивающие:
⎯ развивать мелкую моторику кистей рук;
⎯ развивать внимание, воображение, фантазию, творческие способности;
⎯ развивать умение пользоваться палитрой для получения оттенков;
⎯ развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление в процессе
создания образов;
⎯ развивать художественный вкус;
Воспитательные:
⎯ воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности;
⎯ формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до конца;
⎯ воспитывать эстетические и волевые качества (усидчивость, терпение).
⎯ воспитывать культуру поведения, деятельности, формировать навыки
сотрудничества.

4

Учебный (тематический) план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Кол-во часов
Название раздела, темы
Вводное занятие
Основные цвета и их смеси
Замутненные цвета
Разбеленные цвета
Линия как выразительное
средство графики
Изображение веток различных
пород деревьев
Пятно как выразительное
средство графики. Сплошное
пятно. Кляксография
Ажурное пятно. Цветной оттиск
Цветная графика. Монотипия со
стекла
Холодные цвета в живописи
Теплые цвета
Контрастные цвета
Глухие и звонкие цвета
Композиция. Понятие о
симметрии
Живописная мастерская
Графическая мастерская
Особенности
анималистического жанра
Анималистический жанр в
графике и живописи
Фантастический анимализм
Анималистический жанр в
иллюстрациях к сказке
Цветная графика. «Мир
подводных обитателей»
Живописная композиция «Мир
подводных обитателей»
Архитектура в композиции
«Мир подводных обитателей»
Пейзаж в графике
Особенности силуэта «В гостях
у птичьей стаи»
В живописной мастерской
В мастерской дымковской
игрушки
Урок-наблюдение «Птичий
базар»
Вернисаж
Итого:

Всего
2
4
4
4

Формы
аттестации/
Теория Практика
контроля
0,5
1,5
Диагностика
1
3
1
3
1
3

6

1

5

6

1

5

Педагогическое
наблюдение

6

1

5

Контрольные
задания

4

0,5

3,5

Устный опрос

6

1

5

Анализ работ

6
6
6
6

1
1
1
1

5
5
5
5

Открытое занятие

6

1

5

4
6

0,5
1

3,5
5

6

1

5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

6

1

5

4

1

3

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

6

1

5

4

0,5

3,5

6

1

5

4

0,5

3,5

6
144

1
25

5
119

Выставка

Педагогическое
наблюдение
Контрольные
упражнения
Анализ работ
Устный опрос
Викторина

Итоговая выставка

5

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Организационные моменты. Игра на знакомство "Шляпа знакомства".
Правила техники безопасности. Диагностика развития умений обучающихся. Беседа
о роли изобразительного искусства в жизни человека. Знакомство с
принадлежностями художника.
Практика: Упражнение на развитие пальцев рук «Восьмерка». Развитие навыков
использования различных приспособлений и принадлежностей художника.
Проведение физкультминутки «Ветер».
Тема 2. Основные цвета и их смеси (4 часа)
Теория: Знакомство с основными цветами: красный, желтый, синий. Знакомство со
смесями основных цветов: оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Практика: Упражнение на развитие пальцев рук. «Веер». Упражнение: изображение
кругов или квадратов, используя изучаемые цвета. «Осенние листья» на
использовании основных цветов и их смесей.
Тема 3. Замутненные цвета (4 часа)
Теория: Знакомство с замутненными цветами. Их эмоциональное воздействие.
Выражение состояния природы через замутненные цвета. Использование
замутненных цветов для передачи характера сказочного персонала.
Практика: Упражнение на развитие пальцев рук. «Кошечка». Упражнение на
получение замутненных цветов. Изображение извержения вулкана. «Портрет Бабы Яги». Игра – этюд «Сказочные герои».
Тема 4. Разбеленные цвета (4 часа)
Теория: Знакомство с разбеленными цветами. Эмоциональное восприятие спектра
красок.
Практика: Использование разбеленных цветов для передачи характера героини.
Изображение состояния тихого зимнего утра с помощью разбеленных цветов.
Упражнение на развитие пальцев рук. «Восьмерка». Игра «День и ночь». Пейзаж
«Зимнее утро». Портрет «Снегурочки». Этюд – игра «Снежки».
Тема 5. Линия как выразительное средство графики (6 часов)
Теория: Знакомство с основными выразительными средствами графики. Линия.
Выразительность линии, ее художественные возможности.
Практика: Упражнение на развитие гибкости пальцев рук. «Волна». Упражнение на
раскрепощение мышц. Упражнение на изображение длинношеего, длиннохвостого,
длинноногого животного, с использованием только линии.
Тема 6. Изображение веток различных пород деревьев (6 часов)
Теория: Беседа о характере линий.
Практика: Упражнение на развитие гибкости пальцев рук. «Да - Нет» упражнение на
раскрепощение мышц. Рисование с натуры веток различных пород деревьев.
Тема 7. Пятно как выразительное средство графики (6 часов)
Теория: Знакомство с пятном как выразительным средством графики. Сплошное
пятно, его эмоциональное восприятие. Кляксография. Понятие плотного, тяжелого
пятна.
Практика: Упражнение на развитие гибкости пальцев рук. «Зеркало» упражнение на
раскрепощение мышц. Упражнение «Превращения пятна в предмет» тушь.
6

Тема 8. Ажурное пятно 46 часов)
Теория: Знакомство с ажурным пятном и его художественными возможностями.
Эмоциональное восприятие ажурного легкого воздушного пятна.
Практика: Повторение известных упражнений на развитие гибкости пальцев.
Упражнения «Цветной оттиск - бабочка», «Букет для Снежной королевы».
Тема 9. Цветная графика (6 часов)
Теория: Цветная графика. Знакомство с техникой. Беседа об «оттиске».
Эмоциональное восприятие цветного пятна. Эффект неожиданности. Цветная
монотипия со стекла.
Практика: Упражнение на раскрепощение мышц. Работа с цветной графикой гуаши.
Тема 10. Холодные цвета в живописи (6 часов)
Теория: Знакомство с холодными цветами в живописи. Эмоциональное воздействие
холодных цветов на человеческое восприятие. Где используются холодные цвета?
Практика: Упражнение на развитие гибкости пальцев. Упражнение на получение
холодных цветов (холодный зеленый – изумрудный, голубой, сиреневый,
фиолетовый). Смешивание цветов на палитре. Упражнение «Замок (дворец) для
Снежной Королевы». Развивающие игры – этюд «В гостях у Снежной Королевы»,
«Город Ультрамарин».
Тема 11. Теплые цвета (6 часов)
Теория: Знакомство с теплыми цветами. Эмоциональное восприятие теплых тонов.
Роль в жизни желтого цвета.
Практика: Упражнение на развитие гибкости пальцев. Упражнение на запоминание и
получение теплых цветов (теплый зеленый, оранжевый, золотистый, коричневый,
песочный). Смешивание цветов на палитре. Изображение гуашью пустыни с
помощью теплых цветов. Упражнение «Страна горячих солнц».
Тема 12. Контрастные цвета (6 часов)
Теория: Знакомство с понятием «контрастные цвета». Беседа об эффекте усиления
одного цвета другим.
Практика: Упражнение на развитие гибкости пальцев рук. Смешивание цветов на
палитре. Упражнение на использование контрастных цветов «Жар - птица».
Использование эффекта контраста «Горячая птица на фоне холодного ночного
неба».
Тема 13. Глухие и звонкие цвета (6 часов)
Теория: Знакомство с понятием глухих и звонких цветов. Беседа об эффекте
усиления одного глухого цвета другим.
Практика: Упражнения на развитие гибкости пальцев рук. Смешивание цветов на
палитре. Упражнение «Весенний пейзаж».
Тема 14. Композиция. Понятие о симметрии (6 часов)
Теория: Знакомство с природными материалами. Беседа о ключевых понятиях:
композиция, уравновешенная композиция, неуравновешенная композиция,
симметрия.
Практика: Упражнения на развитие гибкости пальцев рук. Композиции «Мир
растений», «Осенний ветер» и «Воспоминания о лете». Использование материалов:
ножницы, бумага, клей, сухоцвет, сухие листья, цветы, трава.
Тема 15. Живописная мастерская (4 часа)
7

Теория: Знакомство с особенностями гуаши и акварели. Отличия и сходство. Беседа
о ключевых понятиях: ритм живописных пятен, линий. Использование гуаши,
акварели.
Практика: Упражнение на развитие гибкости пальцев рук. Упражнение «Осенние
цветы» в технике гуашь. Упражнение по-сырому фону «Осенние цветы» в технике
акварель.
Тема 16. Графическая мастерская (6 часов)
Теория: Знакомство с ключевыми понятиями: симметрия, ритм, пятно, линия.
Использование туши, перьев, гелиевых стержней
Практика: Упражнение на развитие гибкости пальцев рук. Создание графической
композиции «Растения».
Тема 17. Особенности анималистического жанра (6 часов)
Теория: Мир животных. Ключевые понятия: статика, динамика, силуэт, поза.
Практика: Упражнения на развитие гибкости пальцев рук «Портрет животного»
цветные карандаши.
Тема 18. Анималистический жанр в графике и живописи (4 часа)
Теория: Беседа о выразительной позе в живописи характерной для животного, её
отличительные особенности.
Практика: Упражнение на развитие гибкости пальцев рук. Упражнение «Животное в
движении». Техника на выбор - карандаш, тушь, уголь, акварель, гуашь.
Тема 19. Фантастический анимализм (4 часа)
Теория: Беседа о фантастическом образе сказочного животного.
Практика: Упражнение на развитие гибкости пальцев рук. Упражнение с основой из
сказки «Алиса в стране чудес». Техника на выбор: акварель, гуашь.
Тема 20. Анималистический жанр в иллюстрации к сказке (4 часа)
Теория: Беседа о сказочных персонажах и образах (хитрый, коварный,
добродушный, веселый, грустный).
Практика: Упражнение на развитие гибкости пальцев рук. Работа с иллюстрациями к
сказкам: «Теремок», «Конек - Горбунок», «Кот в сапогах» и т.д. Техника – живопись.
Тема 21. Цветная графика «Мир подводных обитателей» (4 часа)
Теория: Беседа о выразительных особенностях акварельными карандашами.
Обсуждение мира подводных обитателей и строений морских организмов
«Раковины и кораллы». Знакомство с ключевыми понятиями: асимметрия, спираль,
структура, фактура. Линейно – конструктивный рисунок.
Практика: Упражнения на развитие гибкости пальцев рук. Цветная графика на
тонированной бумаге.
Тема 22. Живописная композиция «Мир подводных обитателей» (4 часа)
Теория: Представление об особенностях строении рыб. Сходство и различия.
Понятие о форме и фактуре. Характеры.
Практика: Упражнения на развитие гибкости пальцев рук. Изображение
разнообразных рыб. Техника живопись, гуашь.
Тема 23. Архитектура в композиции «Мир подводных обитателей» (4 часа)
Теория: Понятие об особенностях зданий и строений. Дать представление о
сказочном замке в затонувшем городе.
(башенки, купола) и т. д.
8

Практика: Упражнения на развитие гибкости пальцев рук. «Царство Нептуна».
Техника на выбор: акварель, графика.
Тема 24. Пейзаж в графике (4 часа)
Теория: Представление о пейзаже. Виды пейзажа. Дать понятие о первом и дальнем
плане в пейзаже. Дать представление об окружающей среде; о плоскости неба,
земли, воды.
Практика: Упражнения на развитие гибкости пальцев рук. Графика на основе
японских гравюр. Упражнения «Вода в пейзаже», «Заснеженный лес», «Горы».
Тема 25. Особенности силуэта «В гостях у птичьей стаи» (6 часов)
Теория: Понятие о силуэте и его выразительных особенностях. Дать представление о
строении и особенностях птиц. Птицы большие и маленькие. Особенности движения
крыльев, динамика.
Практика: Упражнения на развитие гибкости пальцев рук. Рисунок силуэта «В
гостях у птичьей стаи» «Летящие птицы». Графика. Карандаш. Тушь
Тема 26. В живописной мастерской (4 часа)
Теория: Понятие «подмалевка»– работа по предварительному фону.
Практика: Упражнения на развитие гибкости пальцев рук. Создание упражнения по
подмалевку «Птицы в городе».
Тема 27. В мастерской Дымковской игрушки (6 часов)
Теория: Понятие о дымковской игрушке
Практика: Упражнения на развитие гибкости пальцев рук. Декоративное рисование
Жар – птицы (Райской птицы), сказочной птицы в стиле дымковской игрушки.
Гуашь.
Тема 28. Урок-наблюдение «Птичий базар» (4 часа)
Теория: Экскурсия в парк ДДТ. Наблюдение за весенними птицами, с последующей
зарисовкой в аудитории. Дать представление о простейшем изображении птицы.
Практика: Упражнения на развитие гибкости пальцев рук. Создание упражнения –
зарисовки птицы. Техника цветной графики. Акварельные карандаши, бумага.
Тема 29. Вернисаж (6 часов)
Теория: Принципы оформления работ для итоговой выставки.
Практика: Оформление своей работы. Оформление выставки работ. Обсуждение
выставки. Подведение итогов за год. Итоговая диагностика.
Планируемые результаты
К концу учебного года обучающиеся будут знать:
⎯ цветовой спектр;
⎯ три основных цвета и их смеси;
⎯ понятия «теплые» и «холодные» цвета;
⎯ отличительные особенности акварели и гуаши;
⎯ выразительные возможности мягкого материала;
⎯ традиционные и нетрадиционные способы рисования;
⎯ разные жанры, такие как натюрморт, портрет и пейзаж;
⎯ как правильно располагать изображение на листе;
⎯ термин в живописи «подмалевок»;
⎯ понятия дальнего и ближнего плана;
К концу учебного года обучающиеся будут уметь:
9

⎯ пользоваться акварелью, гуашью, цветными карандашами, восковыми
пастельными мелками, углем и сангиной;
⎯ использовать цвета и их оттенки для передачи колорита изображения;
⎯ смешивать краски на палитре;
⎯ делать эскиз в карандаше;
⎯ работать кистью широкой и тонкой;
⎯ передавать форму, пропорции и цвет предметов;
⎯ передавать в рисунке несложные движения человека и животных;
⎯ рисовать по представлению и с натуры;
⎯ изображать природу;
⎯ рисовать жанровые сцены (иллюстрации к сказкам).

и

10

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
обучения

1
полугодие

ОП

Зимние
праздники

2
полугодие

ОП

Летние
каникулы

1

01.09-31.12

16
нед.

01.01.-08.01

09.01-31.05

20
нед.

01.06-31.08

Всего
в год
36
нед.

Организация образовательного процесса предполагает создание для обучающихся
такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя
комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств
образовательного процесса. Исходя из психофизических особенностей детей дошкольного
возраста, были выбраны методы и формы работы, которые отвечают принципам
развивающей педагогики.
Методы и приемы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности:
1 этап // Модель обучающей ситуации
Стадия подготовки материала
к замыслу:
-Игровые и сказочные моменты;
-Эмоциональная речь педагога;
-Дидактические игры;
-Художественное слово (стих,
очерк, выдержка);
Метод диалога, где ученик и
учитель - собеседники.

Стадия постановки конкретной задачи, замысла:
-Эмоциональный настрой – использование
музыкальных произведений;
-Практические упражнения, игровые методы;
-Словесные методы – рассказы, беседы,
художественное слово, педагогическая драматизация,
словесные приемы – объяснение, пояснение;
-Наглядные методы и приемы – наблюдения,
рассматривание, показ образца, показ способов
выполнения и др.

2 этап // Стадия творчества
-Поиск, открытие, характер (цвет, форма, линия, пятно)
-Сопереживание, выражение отношения к изображаемому предмету, действию
-Метод сравнений (метод широких ассоциаций)
3 этап // Изобразительная деятельность
1 уровень -

Художественный образ

Изображение предмета и выражение сходства с натурой (описание,
проникнутое настроением)
Сопереживание, выражение отношения к изображаемому предмету, действию.
Ребенок не только изображает предмет, но и выражает свое отношение к нему свой
неповторимый замысел; воплощение собственной идеи
2 уровень -

Методы воспитания:
⎯ убеждение;
11

⎯ поощрение;
⎯ упражнения;
⎯ стимулирования,
⎯ мотивация.
Формы организации образовательного процесса:
⎯ индивидуально-групповая;
⎯ групповая.
Формы организации учебного занятия:
⎯ практические работы;
⎯ выставки;
⎯ пленэр;
⎯ конкурс;
⎯ игра.
Педагогические технологии:
⎯ технология учебного занятия;
⎯ технология группового обучения;
⎯ технология развивающего обучения;
⎯ технология репродуктивной деятельности;
⎯ технология игровой деятельности;
⎯ здоровьесберегающая технология.
Принципы, лежащие в основе программы:
⎯ принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
⎯ принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
⎯ принципы демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
⎯ принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы);
⎯ «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Алгоритм учебного занятия
Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану
Этапы учебного занятия
Вводная часть

Основная часть

Содержание
Создание игровой ситуации для привлечения внимания и
развития эмоциональной отзывчивости (сюрпризные
моменты, загадки, стихи, песни, потешки, сказочный
персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации,
упражнения на развитие памяти, внимания и мышления;
подвижные игры).
Процесс выполнения работы начинается с анализа
изображаемого предмета, советов педагога и предложений
детей по выполнению работы (в некоторых случаях
воспитателю следует показывать основные приемы
12

Заключительная часть

создания изображения на отдельном листе). Педагог может
направлять действия ребят, нуждающихся в поддержке и
помощи. При доработке рисунка дополнительными
элементами нужно обращать внимание детей на
выразительные средства (например, на гармонично
подобранные цвета).
Рассматривание
законченной
работы
(только
положительная оценка). Ребенок должен радоваться
полученному результату и учиться оценивать свою поделку
и работы других детей, подмечать новые интересные
решения, видеть сходство с натурой.
Рефлексия.

Методическое обеспечение:
⎯ мультимедийные презентации по учебным проектам;
⎯ методические разработки открытых уроков, мастер-классов, поурочный
раздаточный материал: карточки- задания, наборы модульных элементов,
наглядные тематические пособия, технологические карты, выполненные
педагогом;
⎯ тематическое творческое портфолио (варианты детских работ по программе);
⎯ удио- видео -, фотоаппаратура.
Материально - техническое обеспечение:
⎯ хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, стеллажи;
⎯ стенды, цветные таблицы;
⎯ слайды: извержение вулкана; подводный мир – рыбы, растения, кораллы,
раковины; осенний лес, зимний лес, пустыня; сказочные герои; природа – фото
деревьев, кустов, цветов, реки, моря; животные, птицы;
⎯ репродукции: произведений И. Айвазовского, И. Билибина, В. Васнецова, М.
Врубеля, А. Куинджи, Т. Мавриной, А. Саврасова, В. Сурикова; музыкальные
материалы: произведения П. Чайковского «Времена года», М. Мусоргского
«Картинки с выставки», С Прокофьева «Золушка», «Сказ о каменном цветке»,
«Петя и волк», Н.А. Римского- Корсакова «Шахеризада».
⎯ костюмы, маски животных, парик Бабы-Яги, накидки разных цветов, костюмы
Снежной Королевы и ее придворных;
⎯ краски: гуашь (6-12 цветов), акварель;
⎯ кисти щетинные, 2шт.: №3-4 и №8-10;
⎯ листы ватмана А3;
⎯ цветная бумага, тонированная бумага, мелованная бумага;
⎯ тушь черная;
⎯ восковые мелки, цветные мелки;
⎯ палочка деревянная;
⎯ клей, ножницы.
Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования,
соответствующий требованиям к квалификации по должности «Педагог дополнительного
13

образования», имеющий высшую категорию со специальным профессиональным
образованием и стажем работы с детьми дошкольного и школьного возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг освоения образовательной программы
Система оценки достижения планируемых результатов разработана педагогом
Кушнер М.Н. на основе опыта работы. В процессе работы педагогом по программе
отслеживаются три вида результата:
С целью обсуждения успеха/неуспеха в работе (на
Текущий
Творческое задание
каждое занятие)
С целью выявления уровня усвоения программы
Творческая работа
Промежуточный (выявляется путем проведения самостоятельных
по заданной теме
работ)
Тест
Открытый урок
По результатам освоения программы (выявляется
Тематическая и
Итоговый
путем проведения самостоятельных творческих
итоговая выставки
работ, выставок)
Виды контроля определения результативности
Виды контроля
Входной
контроль
(начальная
диагностика)
Проводится в
сентябре

Промежуточный
контроль
Проводится в
декабре

Цель контроля
Выявление уровня
художественного развития и
подготовленности детей,
уровня развития
коммуникативных
способностей (диагностика
проводится в оценочных
листах, где учитываются
низкий, средний и высокий
уровни обучающихся по трём
компонентам: наличие базовой
подготовки, мотивация,
социализация)
Определение степени усвоения
обучающимися программного
материала при помощи
различных тестовых заданий

Итоговый
контроль
Проводится в апрелемае

Приложение №1
Программа исследования развития
изобразительной деятельности
дошкольников

Приложение №2
Тест на самооценку ребенка
«Лесенка»

Приложение №3
Карта педагогического наблюдения
«Графические навыки»
Приложение №3

Определение изменения уровня
развития детей и их творческих
способностей

Карта результативности обучения
«Композиционные навыки (форма,
строение предмета)»
Приложение №4
Мониторинг определения
результативности обучения
14

Способы определения результативности:
⎯ диагностика;
⎯ тестирование;
⎯ педагогическое наблюдение.

15

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
№ 273-ФЗ.;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
5. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18
ноября 2015 № 09-3242;
6. Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
7. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагогов:
1.

2.

3.
4.
5.

6.
7.
8.

9.

10.

Вершинина, Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности как
научная дисциплина: Социологическая модель развития. Монография / Н.А. Вершинина. СПб.: ООО Изд-во «ЛЕМА», 2008. - 141с.
Виниченко, В. Методические рекомендации по оценке результатов детского
изобразительного творчества / В. Винченко // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. С.41-43.
Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая книга,
2005. - 345 с.
Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова. - М.:
Скрипторий, 2003. - 78 с.
Казакова, Р.Г. Поиск понятия детского изобразительного творчества // Развитие теории
дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научнопрактической конференции / Р.Г. Казакова. - М.: МПГУ, 2008. - С.114-115.
Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова. - М.: Сфера, 2005. - 75 с.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам:
Беседа 1/ Т.С. Коморова. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 1. - С.50-52.
Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
Учебник для студ. вузов. -- 6-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 456 с.
Пчелинцева, Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества:
Учебно-методическое пособие / Е.В. Пчелинцева. - Великий Новгород: НовГУ имени
Ярослава Мудрого, 2006. - 32с.
Теплов, Б.М. Способности и одаренность//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной
психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е,
дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2006. - 304 с.
16

Литература для родителей:
11. Гончарова
12.
13.
14.
15.

О.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического
воспитания. –М.: 2010.
Дорожин Ю. Городецкая роспись. Учебное издание. –М.: Мозаика – Синтез, 2014.
Куцакова Л. Чудесная гжель. М.: Мозаика-Синтез. 2013.
Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Весна-красавица. –М.: 2013.
Методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический указатель.
(1900-2000 г.г.) / Под ред. Вершининой Н.А.

Литература для обучающихся:
1.
2.
3.

Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка. –М.: ГНОМ и Д. 2004.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. –Ярославль: 2004.
Тарабарина Т.Н., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. –Ярославль:
Академия развития. 2006. - 224 с.

Интернет-источники:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству, статьи)
http://www.artprojekt.ru/ Энциклопедия искусства - галереи, история искусства,
дополнительные темы
http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm/ Виртуальная экскурсия по собору
святого Павла в Лондоне
http://www.kulichki.com/travel/ Виртуальные путешествия (Петергоф, Крым, Звенигород,
Волга, Париж, Берлин, Прага)
http://eurotour.narod.ru/index.html/ Виртуальные путешествия по странам мира
http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея произведений изобразительного искусства,
сгруппированных по эпохам и стилям
http://www.smallbay.ru/ Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология
http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.
Пушкина
http://www.tretyakov.ru/ Официальный сайт Третьяковской галереи
http://www.rusmuseum.ru/ Официальный сайт Русского музея
http://www.hermitagemuseum.org/ Официальный сайт Эрмитажа
http://www.museum.ru/ Портал музеев России

17

Приложение №1
Входная диагностика обучающихся
Программа исследования развития изобразительной деятельности дошкольников
Цель исследования: выявление особенностей художественно-творческого развития
и развития изобразительной деятельности дошкольников.
Творческое задание «Домик»
Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе
«глаз-рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь
художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в
технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным
другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение
правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка
домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.
1.Обработка результатов
За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).
1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор
(одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия,
изображающая основание домика — 1 балл.
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора,
крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.
3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение
забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по
центру — 1 балл.
4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик,
например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым
из трубы идет вверх — 1 балл.
5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек
дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в
передаче количества элементов не считаются.
2. Интерпретация результатов:
0-1 балл //высокий уровень зрительно-моторной координации//
2-3 балла //средний уровень//
свыше 4 баллов //низкий уровень//

18

Приложение №2
Промежуточная аттестация обучающихся
Тест на самооценку ребенка «Лесенка»
Стимулирующий
материал.
Рисунок
лестницы, состоящей из семи ступенек.
Посредине нужно расположить фигурку
ребенка. Для удобства может быть вырезана
из бумаги фигурка мальчика или девочки,
которую можно ставить на лесенку в
зависимости от пола тестируемого ребенка.
Инструкция. Посмотри на эту лесенку.
Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). И
ступеньку
выше (показывают)
ставят
хороших детей, чем выше – тем лучше дети,
а на самой верхней ступеньке — самые
хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не
очень хороших детей (показывают), еще
ниже еще хуже, а на самой нижней ступеньке
— самые плохие ребята. На какую ступеньку
ты сам себя поставишь? А на какую
ступеньку тебя поставят мама? папа? Проведение теста. Ребенку дают листок с
нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить,
правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует
повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок
сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку
"очень хорошие" и даже "самые хорошие" дети. В любом случае это должны быть
верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на
самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к
себе, неуверенности в собственных силах. Эта очень серьезное нарушение структуры
личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как
правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым,
авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который
приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как
дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем
притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих
условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также
не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома.
Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний
авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

19

Приложение №3
Текущий контроль обучающихся
Карта педагогического наблюдения по программе «Акварелька»
«Графические навыки»

Уровень

Аккуратн
ость

Самостоят
ельность

Фактура

Эмоции

Цвет

Фамилия Имя
ребенка

Тон

№
п/п

Нажим

Параметры

1
2..

Анализ изобразительной деятельности ребенка
Критерии оценки:
3 балла высокий уровень
2 балла средний уровень
1 балл низкий уровень
Характер линий:
⎯ слитная
⎯ прерывистая
⎯ дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая.
Нажим
⎯ Средний, уверенный. Регулирует силу нажима
⎯ Сильный, энергичный (иногда подавляющий бумагу). Регуляции удаются не всегда
⎯ Слабый (иногда еле видный). Не регулирует силу нажима.
Работа в тоне
Раскрашивание (штрих)
Мелкие штрихи, не выходящие за пределы контура. Крупные размашистые
движения, иногда выходящий за пределы контура. Беспорядочные линии, не
умещающиеся в пределы контура.
Работа в цвете
Смешивание красок
Смешивает три и более краски в палитре. Подбирает цвет в зависимости от замысла.
Использует гармоничные сочетания цветов. Смешивает 2 краски, используя в работе
не только по замыслу, но и просто как понравившийся цвет. Смешивает краски
только по требованию воспитателя.
Эмоциональное восприятие деятельности
Адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится передать характер
изображаемого. Эмоционально реагирует на оценку взрослого (радуется,
20

огорчается); самооценка завышенная или заниженная. Ребенок безразличен к оценке
взрослого, самооценка своей работы отсутствует.
Цвет
Многоцветная или ограниченная гамма. Цветовое решение соответствует замыслу и
характеристике изображаемого. Преобладание нескольких цветов в большей степени
выбранных случайно. Безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете
или случайно взятыми цветами.
Передача фактуры, материала (узор, орнамент)
Фактура передана точно. Есть незначительные искажения. Искажения значительные,
не удалась повторить узор, орнамент
Самостоятельность
Выполняет задание сам, в случае необходимости обращается с вопросами. Требуется
незначительная помощь, с вопросами обращается редко. Необходима постоянная
поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.
Творчество
Работает с энтузиазмом, самостоятельно придумывает сюжет, оригинально решает
построение изображения, используя все средства художественного выражения.
Работает с удовольствием, спокойно. Отталкивается от предложенных сюжетов.
Использует художественный материал для достижения замысла. Работает без
энтузиазма, выполняет только предложенные задания.
Аккуратность
Правильно организовывает и поддерживает в чистоте своё рабочее место в течение
всей деятельности. Правильно организовывает и наводит порядок на своём рабочем
месте после выполнения работы. Не может самостоятельно организовать рабочее
место.
Дополнительное исследование согласованности действий в системе «глаз-рука»
Исследование показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь
художественные способности проявляются в умении точно передать форму и размер
предмета, повторить его особенности, сходство. Также в рисовании важны твердость
руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции
объекта (все предметы симметричны). Ребенку предлагается дорисовать точно такую же
половину, глядя на образец.
Критерии см. выше.

21

Приложение №4
Карта результативности обучения по программе «Акварелька»
«Композиционные навыки (форма, строение предмета)»
Параметры
№
п/п

Фамилия Имя
ребенка

Передача
формы

Строение
предмета

Композиция

Передача
движения

Уровень

1
2..

Анализ продукта деятельности ребенка
Критерии параметров:
3 балла высокий уровень;
2 балла средний уровень;
1 балл низкий уровень
Комментарии к оценке параметров
Передача формы:
⎯ Форма передана точно.
⎯ Есть незначительные искажения.
⎯ Искажения значительные, форма не удалась
Строение предмета:
⎯ Части расположены верно.
⎯ Есть незначительные искажения
⎯ Части предмета расположены неверно.
⎯ Передача пропорции предмета в изображении.
⎯ Пропорции предмета соблюдены
⎯ Есть незначительные искажения.
⎯ Пропорции предмета переданы неверно.
Композиция:
⎯ Предметы расположены по всей плоскости листа.
⎯ Соблюдается пропорциональность.
⎯ Предметы расположены на плоскости листа.
⎯ При передаче пропорций есть незначительные искажения.
⎯ Композиция не продумана, носит случайный характер.
⎯ Пропорции переданы неверно.
Передача движения:
⎯ Движение есть, передано достаточно точно.
⎯ Движение передано неопределенно.
⎯ Изображение статичное.

22

Приложение №5
Итоговая диагностика
Мониторинг результативности освоения программы «Акварелька»
Проводится в конце обучения по следующим показателям:
Ребенок имеет знания по изобразительному искусству:
Учебная тема
пейзаж, натюрморт, жанровые картины и умеет:
«Цвет»

«Форма»

«Композиция»

«Техника
изобразительной
деятельности»

⎯ Рисовать с натуры, по памяти, по представлению;
⎯ соотносить цвета и оттенки друг с другом, определяя идентичные;
⎯ составлять растяжку в 15 оттенков одного цвета, от одного к
другому;
⎯ подбирать гармоничные цвета, используя таблицы;
⎯ работать с цветовым кругом;
⎯ через цвет отображать настроение, характер образа.
⎯ Вычленять и называть геометрические фигуры: плоские (квадрат,
круг, овал, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция);
⎯ объемные (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида);
⎯ преобразовывать бесформенное пятно до образа, используя
различные
художественные
техники
(классические
и
неклассические);
⎯ составлять рисунок из точек, используя различные инструменты
(кисточки, пальцы, карандаши, фломастеры, ватные палочки,
трафареты и др.);
⎯ проводить различные линии (прямые, волнистые, спиралевидные,
зигзагообразные, замкнутые),
⎯ составлять из них образ (стилизованный);
⎯ рисовать плоские геометрические фигуры (круг, треугольник,
ромб, прямоугольник, квадрат, овал);
⎯ выполнять различную по характеру штриховку.
⎯ -выполнять сложный многоплановый фон
⎯ -выделять композиционный центр
⎯ -составлять ритмическую композицию
⎯ -составлять симметричные и ассиметричные композиции
⎯ -передавать динамику образа
⎯ Использовать технику по-сырому для создания многослойной
живописной работы;
⎯ пользоваться различными инструментами и приемами для
создания фона;
⎯ равномерно закрывать поверхность листа;
⎯ использовать печати, штампы для получения ритмического
рисунка;
⎯ использовать мазочное письмо, заливку;
⎯ пользоваться двумя кисточками одновременно для получения
фактурного мазка;
⎯ использовать неклассические техники, если они уместны, для
создания своего рису;
⎯ пользоваться палитрой.
23

Приложение №6
Дидактический материал
Правила рисования карандашом:
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним,
придерживая сверху указательным), не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда
рисуешь линию слева направо, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для
того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги,
иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько
раз.
4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на
углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда
обратно.
7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху
вниз, слева направо или по косой.
8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.
10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее
нажимать, если хочешь закрасить ярче, и слабо — если нужно закрасить светлее.
Правила рисования краской:
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая
сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцы.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью
движется, впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку
держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться
бумаги концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в
одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху
или слева (а не туда обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один
раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».