Мастерилка

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
______ Караульщикова Л.Ю.
№ 100 Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мастерилка»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Носкова Нелли Александровна,
педагог дополнительного образования

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения
РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – художественная.
В программе учитываются интересы, возрастные особенности и потребности детей
дошкольного возраста. В дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего
художественно-эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является
важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими,
психологическими и социальными изменениями. Программа направлена на всестороннее
развитие детей дошкольного возраста, на развитие осязания и мелкой моторики,
необходимые для выполнения предметно-практических действий. Методика программы
позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов
деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных
процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики
Актуальность программы. Мелкая моторика — это точные и тонкие движения
пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к
письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и
тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в детском
возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и
практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы,
необходимые для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают
работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и
творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является
актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и
реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с
взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой
моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших
источников всестороннего и гармоничного развития личности.
Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой
моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки,
приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою
2

успешность.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс
осуществляется через различные направления работы: накопление знаний о декоративно –
прикладном творчестве, воспитание культуры восприятия, развитие навыков
деятельности, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются,
что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся.
Отличительные особенности программы. Содержание программы:
⎯ комплексность — сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из
которых предполагает работу с конкретным видом материалов (природных,
пластиковых, текстильных и др.), и их взаимозаменяемость (возможность
хронологически поменять местами);
⎯ преемственность — взаимосвязь используемых техник и технологий применения
различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с
пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают
графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Адресат программы. Программа адресована детям 5-6 лет.
Возрастные особенности обучающихся. У детей данной возрастной группы
качественно совершенствуются технические навыки и умения в различных видах
художественной деятельности. В изображении предметного мира они могут передавать
как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или
живых объектов. При помощи педагога у обучающихся происходит организация
совместной работы с координацией творческих действий, с направлением на поиск
наиболее удачных решений в декоративно-прикладном творчестве. Практические навыки
закрепляют и совершенствуют у детей представления, умения и навыки, развивают
самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ и передавать
свое отношение к продуктивной деятельности, успешно используя полученный
жизненный опыт.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
дошкольников составляет 30 минут.
Объем общеразвивающей программы. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы–144ч.
Срок освоения программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса:
36 учебных недель - 9 учебных месяцев.
Количество обучающихся в группе не более 12 человек. Занятия проводятся в
групповой форме.
Форма обучения - очная.
Виды занятий - теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов. педагогическое наблюдение, контрольные
упражнения и задания, тематические викторины, беседы, устный опрос, выставочная
деятельность, конкурсы и открытые занятия.
Цель программы - формирование и развитие творческих способностей детей
различными средствами декоративно-прикладного искусства.
3

Задачи программы:
Обучающие:
⎯ обучение детей владению графическими навыками;
⎯ обучение работе с бумагой и освоению различных видов ее сгибания (квиллинг);
⎯ обучение приемам работы с пластилином (пластилинография);
⎯ обогащение тактильного опыта детей;
Развивающие:
⎯ развитие умений производить точные движения кистью и пальцами рук;
⎯ развитие способностей координированной работы рук и зрительного восприятия;
⎯ развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии;
⎯ развитие мелкой моторики рук и кинестетических ощущений в процессе предметнопрактических действий;
Воспитывающие:
⎯ расширение кругозора и уточнение представлений об окружающем мире
⎯ воспитание эстетических и волевых качеств (усидчивость, терпение);
⎯ воспитание культуры деятельности;
⎯ воспитание коммуникативных навыков и навыков сотрудничества.

4

Учебный (тематический) план
№ Наименование раздела,
п/п темы

Количество часов
Всего

Теория Практика

Формы аттестации/
контроля

1.

Вводное занятие

2

1

1

Входная диагностика

2.

Работа с бумагой и
картоном

38

8

30

Педагогическое
наблюдение

3.

Работа с бросовым
материалом

14

3

11

Устный опрос

4.

Новогодняя мастерская

18

4

14

Выставка

5.

Работа с пластилином

24

4

20

Викторина

6.

Изобразительное творчество

24

3

21

7.

Нетрадиционные техники
рисования

22

3

19

Итоговое занятие

2

-

2

144

26

118

8.

Итого

Открытое занятие
Конкурс
Выставка
Итоговая
диагностика

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Вводное занятие (2ч.)
Теория: Вводная беседа. Знакомство детей и их родителей с содержанием
обучения, целями и задачами на учебный год по ИЗО и ДПИ, нужными
художественными материалами. Правила поведения в ДДТ.
Практическая работа.
Диагностическое задание «Мышка». Создание игрушки из сказки Репка в технике
киригами – цель: выявление уровня художественного развития и
подготовленности детей, уровня развития коммуникативных способностей в
результате анализа работ и общения с обучающимися в ходе занятия.
Раздел 2. Работа с бумагой и картоном (38ч.)
2.1. Кошка

5

Теория: Изучение строения, многообразия форм и цвета кошки. Знакомство с
техникой «оригами». Беседа: «В каких сказках, песенках и стишках встречаются
кошки».
Практическая работа.
Выполнение игрушки в новой технике. Декорирование поделки цветными
фломастерами, карандашами мелкие детали -глазки, зрачки, коготки, усики.
2.2. Жучка
Теория: Изучение строения, многообразия форм и цвета собаки. Продолжение
знакомства с техникой «оригами». Беседа: «В каких сказках, песенках и стишках
встречаются собаки».
Практическая работа.
Выполнение игрушки в технике «оригами» с последующей деталировкой
графическими материалами (акварельными карандашами и фломастерами).
2.3. Техника безопасности
Теория: Беседа о работе с колющими и режущими предметами. Просмотр видео
урока.
Практическая работа.
Рисунок-игра «Спрячь опасный предмет». Рефлексия.
2.4. Внучка
Теория: Знакомство с техникой «киригами». Знакомство с понятием – симметрия.
Практическая работа.
Выполнение игрушки в новой технике с применением шаблона, предложенным
педагогом. Самостоятельное оформление работы (нарисовать лицо, волосы,
одежду, и др.)
2.5. Бабка
Теория: Продолжение знакомства с техникой «киригами». Знакомство с понятием
– симметрия.
Практическая работа.
Выполнение игрушки в технике «киригами», с применением шаблона,
предложенным педагогом. Самостоятельное оформление работы (нарисовать
лицо, волосы, одежду, и др.)
2.6. Дедка
Теория: Продолжение знакомства с техникой «киригами», с понятием –
симметрия.
Практическая работа.
Выполнение игрушки в технике «киригами», с применением шаблона,
предложенным педагогом. Самостоятельное оформление работы (нарисовать
лицо, волосы, одежду, и др.)
2.7. Репка
Теория: Беседа на тему «Овощи». Изучение строения, формы и цвета репки.
Практическая работа.
Выполнение репки в технике «киригами» без шаблона. Самостоятельное
декорирование работы.
2.8. Дом
6

Теория: Беседа на тему «Какие бывают дома» (реальные и сказочные). Изучение
строения, формы и цвета домов.
Практическая работа.
Поэтапное, за педагогом выполнение дома в технике «оригами». Самостоятельное
декорирование работы (дом снаружи и внутренний интерьер).
2.9. Попугай
Теория: Беседа на тему «Домашние птицы». Изучение строения, формы и цвета
попугая. Просмотр видео подборки.
Практическая работа.
Выполнение игрушки в технике «киригами» с применением шаблона,
предложенным педагогом и с последующей деталировкой графическими
материалами (акварельными карандашами и фломастерами).
2.10. Петушок
Теория: Беседа на тему «Домашние птицы» (реальные и сказочные). Изучение
строения, формы и цвета петушка. Просмотр видео подборки. Прослушивание
песенки про петушка.
Практическая работа.
Выполнение игрушки на основе конуса. Самостоятельное декорирование работы
(крылья, перья). Приклеивание гребешка, лапок, хвоста и клюва.
2.11. Курочка с цыплятами
Теория: Беседа на тему «Домашние птицы» (реальные и сказочные). Изучение
строения, формы и цвета курицы. Просмотр видео подборки.
Практическая работа.
Выполнение игрушки в технике «киригами» с применением шаблона,
предложенным педагогом и с последующей деталировкой графическими
материалами (акварельными карандашами и фломастерами).
2.12. Гуси
Теория: Беседа на тему «Домашние птицы» (реальные и сказочные). Изучение
строения, формы и цвета гуся. Просмотр видео подборки и песенки «Два веселых
гуся».
Практическая работа.
Выполнение игрушки в технике «киригами» с применением шаблона,
предложенным педагогом и с последующей деталировкой графическими
материалами (акварельными карандашами и фломастерами). Продвинутые ребята
рисуют пруд для гусей.
2.13. Корова
Теория: Изучение строения, многообразия форм и цвета коровы. Продолжение
знакомства с техникой «киригами».
Практическая работа.
Выполнение игрушки в технике «киригами» с применением шаблона,
предложенным педагогом и с последующей деталировкой графическими
материалами (акварельными карандашами и фломастерами). Вклеивание хвоста
из шерстяной пряжи.
2.14. Свинка
7

Теория: Изучение строения, многообразия форм и цвета свиньи. Продолжение
знакомства с техникой «киригами».
Практическая работа.
Выполнение игрушки в технике «киригами» с применением шаблона,
предложенным педагогом и с последующей деталировкой графическими
материалами (акварельными карандашами и фломастерами). Вклеивание хвоста
из флористической ленты и её закручивание.
2.15. -2.16. Овечка
Теория: Изучение строения и многообразия форм. Обсуждение цвета овечки.
Практическая работа.
Выполнение игрушки в технике «киригами» с применением шаблона,
предложенным педагогом. Шерсть овечки делается в технике аппликации из
скрученных салфеток. Деталировка копыт, мордочки графическими материалами.
2.17. Козочка
Теория: Изучение строения, многообразия форм и цвета козы. Беседа «В каких
сказках, песенках и стишках встречается коза.»
Практическая работа.
Выполнение игрушки в технике «киригами» с применением шаблона, по образцу
и по инструкции педагога с последующей деталировкой графическими
материалами (акварельными карандашами и фломастерами).
2.18. Лошадка
Теория: Изучение строения, многообразия форм и цвета лошади. Беседа «В каких
сказках, песенках и стишках встречается лошадь».
Практическая работа.
Выполнение игрушки в технике «киригами» с применением шаблона,
предложенным педагогом с последующей деталировкой графическими
материалами (акварельными карандашами и фломастерами).
2.19. Техника безопасности
Теория: Беседа о правилах дорожного движения. Просмотр видео урока.
Практическая работа.
Рисунок-игра «Нарисуй дорожные знаки». Раскрашивание готового города
мандалы и добавление в него светофоров, пешеходных переходов и дорожных
знаков. Рефлексия.
Раздел 3. Работа с бросовым материалом (14ч.)
3.1. – 3.2. Игрушка на ложке
Теория: Беседа о разновидности игрушек по материалу (мягкая, пластмассовая,
деревянная, железная) и по предназначению (возрастная, заводская, авторская).
Рассказ ребят о своей любимой игрушке.
Практическая работа.
Выполнение игрушки с использованием различного бросового материала
(пластиковая ложка, пряжа, ткань) с применением шаблона (для создания
помпона), предложенным педагогом с последующей деталировкой фломастерами
для CD дисков.

8

3.3. Бильбоке
Теория: Просмотр презентации о спортивной игрушке бильбоке, ее истории и
способах изготовления из бросового материала. Рассказ ребят о своей любимой
спортивной игрушке.
Практическая работа.
Выполнение спортивной игрушки с использованием различного бросового
материала (пластиковая бутылка или стаканчик, нить, фантики, фольга, упаковка
от киндера) с последующей деталировкой аппликацией из самоклеящейся бумаги.
3.4. Игрушка из пробок и крышек
Теория: Изучение строения, многообразия форм и цвета крышек. Просмотр видео
подборки с игрушками из них.
Практическая работа.
Создание игрушки из пробок и крышек с применением шаблона, предложенным
педагогом с последующей деталировкой с использованием подручного материала
(пластилин, глазки, цветной картон). Самостоятельный выбор цветовой гаммы
изделия.
3.5. Игрушка из природного материала.
Теория: Изучение строения, многообразия форм и цвета природного материала.
Просмотр видео подборки с игрушками из них.
Практическая работа.
Самостоятельный выбор будущего образа игрушки и выполнение ее из различных
шишек, косточек, скорлупок с последующей деталировкой с использованием
подручного материала (пластилин, глазки, цветной картон, веточки).
3.6. Игрушка из коробок
Теория: Беседа о разновидности игрушек из коробок, о различии формы и размера
коробок.
Практическая работа.
Просмотр видео о игрушках из бросового материала. Самостоятельный выбор
будущего образа игрушки. Изготовление из различных коробок с последующей
деталировкой с использованием подручного материала (пластилин, глазки,
цветной картон, палочки).
3.7. Техника безопасности
Теория: Беседа «Опасные предметы» (в быту и на занятиях).
Практическая работа.
Просмотр видео. Рисунок-игра «Угадай и дорисуй опасный предмет». Игра найди опасные предметы. Рефлексия.
Раздел 4. Новогодняя мастерская (18ч.)
4.1. Снежинки
Теория: Изучение свойств и приемов работы с бумагой и картоном.
Практическая работа.
Создание зимней открытки с применением шаблона по образцу с последующей
деталировкой графическими материалами (акварельными карандашами и
фломастерами).
4.2. Фонарик
9

Теория: Изучение строения, многообразия форм и цвета фонариков. Беседа:
«Какие вы знаете осветительные приборы».
Практическая работа.
Объемное
конструирование
фонарика
новогоднего
украшения.
Самостоятельный выбор цветовой гаммы изделия.
4.3. Сани
Теория: Беседа о различных средствах передвижения. Беседа о различиях зимнего
и летнего узора. Просмотр видеоряда – узоры на стекле.
Практическая работа.
Создание саней с применением шаблона, предложенным педагогом с
последующей самостоятельной деталировкой графическими материалами
(акварельными карандашами и фломастерами).
4.4. Олени
Теория: Беседа о различных средствах передвижения Деда Мороза и Санта
Клауса. Обсуждение различий в костюмах. Просмотр картинок с оленями.
Прослушивание песен.
Практическая работа.
Создание двух оленей с применением шаблона. Декорирование оленей.
Выставочная деятельность.
4.5. Письмо Деду Морозу
Теория: Беседа о различных видах писем. История писем. Что такое адрес?
Практическая работа.
Рисунок письма пожелания к Деду Морозу. Создание конверта в технике
«оригами». Декорирование конверта.
4.6. Дед Мороз
Теория: Беседа о различиях Деда Мороза и Санта Клауса. Просмотр картинок с
разными героями.
Практическая работа.
Создание Деда Мороза на базовой основе цилиндр. Декорирование цилиндра.
Самостоятельная прорисовка глаз, носа, рта, бороды и варежек. Складывание
верха цилиндра конусом. Декор шапки, шубы и варежек в технике аппликации (из
скрученных салфеток).
4.7. Снегурочка
Теория: Беседа о Снегурочке. Просмотр иллюстраций. Понятие техники объемное
конструирование. Прослушивание песен о Снегурочке.
Практическая работа.
Создание снегурочки на базовой основе конус. Декорирование конуса с
последующей аппликацией и украшением изделия мелкими деталями. Устный
опрос.
4.8. Елочка
Теория: Беседа о новогодней елке. О традициях. Закрепление техники объемного
конструирования. Прослушивание песенок о елочке.
Практическая работа.

10

Выполнение елочки из подарочной коробки. Применение шаблона. Работа по
инструкции. Самостоятельная деталировка. Украшение поделки графическими и
декоративными материалами.
4.9. Техника безопасности
Теория: Беседа о пожарной безопасности. Беседа об опасных предметах и
действиях в Новогодние праздники.
Практическая работа.
Просмотр видео. Обсуждение. Рисунок-игра «Дорисуй картинку». Устный опрос
Выставка поделок.
Раздел 5. Работа с пластилином (24ч.)
5.1. Кошка. Рассказ сказки «Капризная кошка»
Теория: Изучение формы, цвета, образа кошки. Знакомство с техникой лепки из
пластилина. Беседа: «В каких сказках, песенках и стишках встречаются кошки?»
Практическая работа.
Выполнение поделки из пластилина. Работа по образцу с применением приемов
объемной лепки. Лепка отдельных частей тела. Декорирование изделия мелкими
деталями (глазки, зрачки, коготки, усики). Анализ работы.
5.2. Овощи
Теория: Беседа на тему «Овощи». Разнообразие овощей, строение, форма и цвета.
Закрепление приемов в работе с пластилином.
Практическая работа.
Выполнение поделок (капуста, морковь). Работа по образцу с применением
приемов объемной лепки. Деталировка изделий. Устный опрос.
5.3. Фрукты
Теория: Беседа на тему «Фрукты». Изучение формы, цвета и разнообразия
фруктов.
Практическая работа.
Выполнение поделок (яблоко, груша). Работа по образцу с применением приемов
объемной лепки. Деталировка изделий. Анализ работ.
5.4. Курочка с цыплятами
Теория: Беседа на тему «Домашние птицы». Виды домашних и сказочных птиц.
Изучение формы, цвета и разнообразия птиц. Обсуждение образа курочки с
цыплятами. Просмотр видеофильма.
Практическая работа.
Выполнение поделки. Работа по образцу с применением приемов объемной лепки.
Деталировка изделий. Устный опрос.
5.5. Петушок
Теория: Закрепление темы «Домашние птицы». Виды домашних и сказочных
птиц. Изучение формы, цвета и строения петушка.
Практическая работа.
Пропевание песенок о петушке. Обсуждение образа. Просмотр видео.
Выполнение поделки. Работа по образцу с применением приемов объемной лепки.
Деталировка изделий. Анализ работ.
5.6. Гуси
11

Теория: Повторение темы «Домашние птицы». Виды домашних и сказочных птиц.
Изучение формы, цвета и строения гуся.
Практическая работа.
Пропевание песенки «Два веселых гуся». Просмотр видео. Обсуждение образа.
Выполнение поделки. Работа по образцу с применением приемов объемной лепки.
Деталировка изделий. Устный опрос.
5.7. Жучка
Теория: Изучение строения, многообразия форм и цвета собаки. Продолжение
знакомства с техникой лепки из пластилина. Беседа о сказках, песенках и стихах,
где встречается образ собачки
Практическая работа.
Просмотр видео. Обсуждение образа. Выполнение поделки. Работа по образцу с
применением приемов лепки. Деталировка изделий. Анализ работ.
Выставка
5.8. –5.9. Пейзаж (фон)
Теория: Знакомство с техникой аппликация из пластилина. Беседа о пейзаже и его
разновидностях.
Практическая работа.
Создание фона в технике – рельефная аппликация из пластилина. Использование
приема растягивания мелких кусочков пластилина по картону. Анализ работ.
5.10. Пейзаж – дом
Теория: Продолжение знакомства с техникой рельефной аппликации из
пластилина. Беседа о разновидностях строений, домов их формах и цвете.
Понятия – сруб, крыша.
Практическая работа.
Создание бревен одинаковых по размеру (толщине и длины). Выполнение сруба с
отверстием для окна, создание крыши. Анализ Цвета и величины. Декорирование
дома мелкими деталями – трубой, ставнями и оконными рамами. Устный опрос.
5.11. Пейзаж – деревья
Теория: Беседа о деревьях. Разнообразие строения, формы и цвета деревьев.
Практическая работа.
Самостоятельный выбор дерева по цвету и форме. Выполнение поделок.
Использование приема соединения деталей из пластилина различной длины и
толщины. Декорирование изделий. Анализ работ.
5.12. Торт для папы
Теория: Беседа о праздниках. День Защитника Отечества. Беседа о праздничных
тортах и его украшениях.
Практическая работа.
Выполнение поделки. Работа по замыслу с применением приемов лепки.
Декорирование изделия. Анализ работ. Обсуждение «Из чего сделан торт?».
Раздел 6. Изобразительное творчество (24ч.)
6.1. Открытка маме
Теория: Беседа о разнообразии, строении, формах и цветовой гамме открыток.
Понятие - натюрморт.
12

Практическая работа.
Выполнение открытки с простейшим изображением цветов с использованием
базовой формы. Выполнение рисунка с пожеланиями для мамы. Устный опрос.
6.2. Небо нежное
Теория: Беседа о разных состояниях природы. Обсуждение «нежного» цвета.
Приемы работы гуашью и кистью.
Практическая работа.
Сказка о веселой кисточке. Обсуждение. Прослушивание нежной классической
музыки с одновременной работой по замыслу. Рисование неба с использованием
оттенков теплой цветовой гаммы. Анализ работ.
6.3. Небо хмурится
Теория: Беседа о разных состояниях природы. Обсуждение «хмурого» цвета.
Приемы работы гуашью и кистью.
Практическая работа.
Сказка о грустном художнике. Обсуждение. Прослушивание классической
музыки со звуками дождя. Работа по замыслу. Рисование неба с использованием
оттенков холодной цветовой гаммы. Устный опрос.
6.4. Небо разыгралось
Теория: Беседа о разных состояниях природы (шторм, гроза, буря). Обсуждение
цветовой гаммы неба. Приемы работы гуашью и кистью.
Практическая работа.
Прослушивание классической музыки со звуками шторма и грозы. Работа по
замыслу. Рисование неба с использованием всех оттенков цветовой гаммы.
Анализ работ.
6.5. Райские птицы
Теория: Беседа о «райских» птицах. Птицы нашего города, леса. Знакомство с
видами крыльев в рисунке - треугольник, капля, клякса.
Практическая работа.
Просмотр презентации. Изображение райских птиц с использованием шаблона
туловища. Самостоятельная деталировка крупными деталями (крылья, хохолки,
хвосты). Самостоятельная деталировка мелкими деталями (клюв, глаза, лапы).
Использование графических материалов. Устный опрос.
6.6. Сакура
Теория: Беседа о сакуре. Деревьях нашего города, леса. Изучение новых приемов
работы с красками – раздувание, промачивание пальцами.
Практическая работа.
Просмотр видеоряда – сакура. Обсуждение. Прослушивание классической
восточной музыки «Цветение сакуры». Выполнение работы по образцу.
Рисование ствола дерева с использованием приемов раздувания кляксы
коктейльной трубочкой. Изображение пальчиками цветов на дереве–на фоне
хмурого неба. Анализ работ.
6.7. Планеты
Теория: Беседа о Дне космонавтики и первых космонавтах. Формы планет и
метеоритов. Техника безопасности при работе с мыльным раствором.
Практическая работа.
13

Мастер-класс по рисованию мыльными пузырями и на пене для бритья. Устный
опрос.
6.8. Космос
Теория: Продолжение темы о Дне космонавтики, первых космонавтах, формах
ракет, костюме космонавта и его свойствах.
Практическая работа.
Презентация, просмотр иллюстраций. Создание космической композиции.
Использование вырезанных деталей композиции. Вырезание нарисованной
ракеты, планет. Наклеиванием элементов на фон космического неба. Анализ
работ.
6.9. Салют
Теория: Беседа о праздничном салюте, его возможностях использования,
разнообразии форм и цветовой гаммы. Изучение техники работы акварелью и
восковыми мелками.
Практическая работа.
Просмотр видеоролика. Работа по образцу. Изображение праздничного салюта
восковыми мелками и акварелью. Устный опрос.
6.10. Подводный мир
Теория: Беседа о разнообразии форм и цвета подводного мира. Изучение приемов
использования трафарета с применением графических материалов.
Практическая работа.
Просмотр видео о морских обитателях. Изображение героев подводного мира.
Использование трафарета «ладошка» с помощью графических материалов
(акварельные краски, карандаши, фломастеры). Анализ работ.
6.11. Шахматная страна
Теория: Беседа о шахматах. Изучение понятия - контраст.
Практическая работа.
Просмотр мультфильма. Выполнение работы. Изображение шахматной страны.
Использование двух контрастных цветов – белого и черного (материал по
выбору). Устный опрос.
6.12. Каляки-маляки
Теория: Беседа о воображении и фантазии. Изучение приемов дорисовывания
задуманного образа.
Практическая работа.
Просмотр мультфильма. Игра на воображение «Каляки-маляки». Рисование
«каляки-маляки» простым карандашом. Перемешивание детских рисунков.
Дорисовывание фломастерами задуманных образов другими обучающимися.
Анализ работ.
6.13. Я пешеход и пассажир
Теория: Беседа о правилах дорожного движения.
Практическая работа.
Просмотр видео. Обсуждение правил поведения в транспорте. Изображение по
замыслу. Рисунок «Мы едем, едем, едем…». Устный опрос.

14

Раздел 7. Нетрадиционные техники рисования (22ч.)
7.1. – 7.3. Декорирование пасхальных яиц
Теория: Знакомство с понятиями марморирование и декупаж.
Практическая работа.
Просмотр презентации. Грунтовка деревянных заготовок и декорирование
пасхальных яиц в технике декупаж и марморирование. Покрытие лаком. Анализ
работ.
7.4. Декоративная подставка
Теория: Беседа о разнообразии форм и цветовой гаммы декоративных подставок.
Практическая работа.
Просмотр видео. Объемное моделирование. Изготовление декоративной
подставки для пасхального яйца по образцу. Использование шаблона.
Самостоятельное декорирование изделия мелкими деталями. Роспись
фломастерами. Устный опрос.
7.5. Бабочка
Теория: Беседа о разнообразии форм, цветовой гаммы, разновидностях бабочек.
Изучение приемов складывания бумаги гармошкой (от края, от угла).
Практическая работа.
Просмотр видео. Изготовление бабочки из старых журналов с использованием
базовых форм (круг, овал, прямоугольник, квадрат). Использование приемов
складывания бумаги гармошкой. Соединение крыльев. Декорирование. Анализ
работ.
7.6. Жучок
Теория: Понятие – насекомое. Беседа о разнообразии форм, цветовой гамме,
разновидностях жучков.
Практическая работа.
Просмотр видео. Обсуждение. Выполнение работы по образцу в технике
объемного моделирования. Изготовление божьей коровки из цветной бумаги с
использованием базовой формы – круг. Самостоятельное декорирование поделки.
Устный опрос.
7.7. Цветок
Теория: Беседа о разнообразии форм, цветовой гамме и разновидностях цветов.
Изучение понятия – скручивание.
Практическая работа.
Просмотр видео. Обсуждение. Игра «Назови цветок». Выполнение работы по
образцу в технике объемного моделирования. Скручивание стебелька из газетной
трубочки. Изготовление цветка из цветной бумаги в технике квиллинг. Анализ
работ.
7.8. Паучок
Теория: Беседа о разнообразии форм, цветовой гаммы и разновидностях пауков
Объемное моделирование из синельной проволоки.
Практическая работа.
Просмотр видео. Обсуждение. Выполнение работы по образцу в технике
объемного моделирования. Изготовление лап паука из синельной проволоки.
15

Создание тела паука из мини-помпона. Соединение деталей. Прорисовка дома для
паука – паутины. Устный опрос.
7.9. Ниткография
Теория: Знакомство с понятием – ниткография. Приемы использования туши в
ниткографии.
Практическая работа.
Просмотр презентации. Обсуждение. Игра на воображение «Дорисуй увиденный
образ любыми графическими материалами». Анализ работ
7.10. Коллаж
Теория: Знакомство с понятием - коллаж.
Практическая работа.
Самостоятельное создание настольной игры с использованием различных техник
и применением различных материалов. Выставка – защита (рассказ о своей игре и
ее принципах прохождения).
7.11. Пожар
Теория: Беседа о правилах пожарной безопасности. Приемы использования
целлофановой пленки в изображении.
Практическая работа.
Просмотр иллюстраций. Обсуждение. Выполнение работы по образцу.
Изображение пожара с помощью целлофановой пленки. Игра. Устный опрос.
Раздел 8. Итоговое занятие (2ч.)
Практика: Открытое занятие. Викторина «Мы играем – повторяем». Диагностика.
Подведение итогов.

Планируемые результаты
По окончании обучения по программе обучающиеся будут знать:
⎯ о культуре декоративно-прикладного искусства;
⎯ новые понятия из разных областей жизни и творчества;
⎯ графические приемы в изобразительной деятельности;
⎯ приемы работы с разными материалами;
⎯ способы моделирования и применения бросового материала;
⎯ приемы фантазирования в различных видах деятельности;
⎯ уточняющие представления об окружающем мире.
По окончании обучения по программе обучающиеся будут уметь:
⎯ пользоваться различными техниками декоративно-прикладного творчества;
⎯ работать с различными материалами;
⎯ производить точные движения кистью и пальцами рук;
⎯ координировать работу рук и зрительное восприятие;
⎯ оценивать свою и чужую деятельность;
⎯ аккуратно и терпеливо выполнять свою работу;
⎯ работать в команде сверстников.

16

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график

1 год
обучения

1
полугодие
01.09 31.12

ОП
16
нед.

Зимние
праздники
01.01 08.01

2
полугодие
09.0131.05

ОП
20
нед.

Летние
каникулы
01.06 31.08

Всего
в год
36 нед.

Организация образовательного процесса предполагает создание для обучающихся
такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя
комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств
образовательного процесса, отвечающие принципам развивающей педагогики.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
⎯ групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет
определенное задание);
⎯ индивидуальная (каждый ребёнок делает свою работу);
⎯ коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции
дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Формы проведения занятий:
⎯ практические занятия;
⎯ игры;
⎯ конкурсы;
⎯ соревнования;
⎯ выставки;
⎯ праздники.
Методы обучения:
⎯ Наглядный практический.
⎯ Объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, просмотр материалов с
использованием ИКТ, демонстрация и иллюстрация.
⎯ Репродуктивный метод: изготовление работ по образцу, алгоритму.
⎯ Диалогический: диалог между воспитанником и педагогом, который обеспечивает
более полное, точное, углубленное изучение материала, путём обсуждения,
возникающих проблем при разработке творческих проектов.
⎯ Игровой: занятие-путешествие, игра, соревнование.
Методы воспитания:
⎯ убеждение;
⎯ поощрение;
⎯ стимулирование;
⎯ мотивация.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Виды учебного занятия:
⎯ практическое занятие;
⎯ мастер-класс;
⎯ выставка;
⎯ проект;
17

презентация;
⎯ игра;
⎯ праздник;
⎯ беседа.
Педагогические технологии:
⎯ технология группового обучения;
⎯ технология индивидуального обучения;
⎯ технология развивающего обучения;
⎯ технология проектной деятельности;
⎯ технология игровой деятельности;
⎯ технология коллективной творческой деятельности;
⎯ здоровьесберегающая технология.
Средства развития мелкой и общей моторики
⎯

Использование
Движения детей сочетаются с речью и способствуют переключению
физкультминуток на другой вид деятельности, повышению работоспособности,
снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память,
внимание).
Пальчиковые
В сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуют
упражнения
освоению
детьми
элементов
самомассажа,
оказывают
оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают
функции рецепторов проводящих путей.
Использование
Помогают ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают
графических
мыслительную деятельность, внимание, память ребёнка, приучают
упражнений
руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.
Алгоритм учебного занятия
Структура занятия состоит из следующих этапов:
⎯ Организационный этап. Мотивация к деятельности и положительный настрой.
⎯ Этап постановки целей и задач занятия.
⎯ Этап изучения новых знаний (закрепление материала) и способов деятельности.
⎯ Этап деятельностный - творческая работа.
⎯ Физкультминутка.
⎯ Этап рефлексии.
⎯ Заключительный этап.
Обеспечение программы методическими видами продукции— папки с шаблонами и
наглядными материалами по разделам «Работа с бумагой и картоном», «Новогодняя
мастерская» и «Изобразительное творчество». В разделах «Работа с пластилином»,
«Работа с бросовым материалом» и «Нетрадиционные техники» наличие как наглядных
работ педагога, так и фотоматериалов предыдущих работ обучающихся.
Материально-техническое обеспечение:
⎯ Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф, персональный компьютер.
⎯ Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти,
дыроколы, зубочистки, двухсторонний скотч.
⎯ Материал: нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, цветные карандаши, цветные
фломастеры, маркеры, акриловые краски, акриловый лак, клей ПВА, клей18

карандаш, цветная фольга, бархатная бумага, гофрированная бумага, бросовый
материал (тарелки, ложки, компакт-диски, деревянные прищепки, яйца от киндерсюрпризов, коробки от конфет), бисер, пайетки, блестки, пластилин, природный
материал (шишки, листья, веточки, камешки, ракушки, и др.), пенопласт.
⎯ Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.
Информационное обеспечение
Большой сборник презентаций, фото и видеоматериалов с использованием ИКТ.
Интернет-источники:
⎯ https: //pedportal.net
⎯ http: //www.maam.ru
⎯ https: //ru.pinterest.com
⎯ http: //stranamasterov.ru
⎯ http: //cyberleninka.ru
⎯ http: //tehnologiya.ucoz.ru/
⎯ http: //www.it-n.ru/
⎯ http: //nsportal.ru
⎯ https: //videouroki.net/blog/
Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
высшей категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми
дошкольного возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система оценки достижения планируемых результатов
В процессе педагогического наблюдения (контроль знаний, умений и навыков у
осуществляется в несколько этапов и предусматривает следующие виды контроля)
Входной С целью определения уровня развития мелкой моторики (Приложение №1)
Текущий

С целью обсуждения успеха/неуспеха в работе (на каждое занятие)

С целью проверки усвоения отдельных тем программы, предусматривает
участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного
уровня (Приложение №2)
Проводится по сумме показателей за всё время обучения, предусматривает
выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой
Итоговый
предложенной схеме и творческую работу или по собственным эскизам с
использованием различных материалов (Приложение №3)
Для отслеживания результативности применяется:
⎯ Диагностический инструментарий в соответствии с задачами программы (см.
приложение).
⎯ Участие в дистанционных конкурсах по декоративному творчеству.
⎯ Выставка работ обучающихся.
Промежу
точный

19

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18
ноября 2015 № 09-3242;
5. Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагога:
1. Багрянцева А. Ферма из пластилина. -М.-2013
2. Большая энциклопедия развивающих игр и поделок для детей от 3 до 6 лет /Под
ред. К. Чарнер// Пер. с англ. Т.И. Попова. – Мн.: ООО «Попурри», 2005
3. Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа,
конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2001
4. Кард В., Петров С. Игрушки из пластилина, Веселый зоопарк. – М.: АСТ; СПб.:
Сова, 2007
5. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010
6. Куксар Б. Аппликации из чего угодно: от веточки до скрепочки/ Пер. с англ. - М.:
Пчелка, 2015
7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе
группа. – М.: «карапуз-дидактика», 2007
8. Орен Р. Секреты пластилина. Дикие животные. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус,
2012
9. Рудова С.С., сост. Методические рекомендации по использованию сюжетноигровых развивающих карт к сказке «Рукавичка» в совместной деятельности
педагогов с детьми 4 – 7 лет. – Волгоград, 2016
10. Симон В. Озорные зверушки. Игрушки из синельной проволоки. Пер. с нем. М.
Седовой. – М. – «Контэнт», 2015
11. Соколова С.В. Театр оригами: Игрушки из бумаги. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»;
СПб.: Валери СПД, 2001
Литература для родителей и обучающихся:
20

12. Соколова С.В. Сказка оригами. Игрушки из бумаги М.: Эксмо-Пресс, СПб.: Валери
СПД, 2004
13. Сухомлинова И. Развивающие игры для малышей. – Белгород: ООО «Книжный
клуб семейного досуга», 2012
14. Федосеев С.Д. Фигурки из пробок. – М.: Аст-пресс книга, 2014
Интернет -источники:
1. Архив учебных программ - http://www.rusedu.ru/member3995.html
2. Источник:http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/brosh_svoimi_rukami/10-1-0-1087
© nacrestike.ru
3. Источник: http://masterclassy.ru/ Папье- маше
4. Топиарий http://www.youtube.com/watch?v=CW4abJs2KO4
5. Дом на радуге. Техники: валяние, декупаж, квиллинг и др. [Электронный ресурс]:
http://domnaraduge.com
6. Осинка. Техники: валяние, декупаж, бисероплетение, вышивка, вязание и др.
[Электронный ресурс]: http://club.osinka.ru
7. Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др.
[Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics

21

Приложение № 1
Входная диагностика обучающихся

Ф.И. обучающегося

Критерии оценки
Наличие
мотивация
базовой
социализация
подготовки

Среднее
значение

Дата: ______________________
Подпись педагога: ___________
Критерии оценки:
1 балл – низкий уровень
2 балла – средний уровень
3 балла – высокий уровень
Мотивация:
- низкий уровень – не проявляет интерес к занятиям;
- средний – способен заниматься при постоянной эмоциональной поддержки педагога;
- высокий – испытывает постоянную потребность к занятиям без педагога.
Наличие базовой подготовки:
- низкий - почти или совсем не готов к освоению программы,
- средний - соответствует требованиям,
- высокий - имеет определенные начальные навыки к освоению программы.
Социализация
- низкий - плохо адаптируется в коллективе, плохо идет на контакт;
- средний - соответствует в общении возрастным данным,
- высокий- активен в общении и со сверстниками, и с педагогом.

22

Приложение №2
Мониторинг результативности освоения программы «Мастерилка»
Содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое
описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации).
Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не
удалась).
Строение предмета: части предмета расположены верно; их местоположение немного
искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано
неверно).
Передача пропорций предмета в изображении.
Композиция. Вытянутое построение, скученное изображение, нет единства,
пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине
разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое
(неритмическое). Миниатюрное изображение, увеличенное. Расположение на листе
отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение
нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.
Передача движения. Статическое изображение. Начальный момент изображения
движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное
движение в целом. Передано сложное движение достаточно четко и определенно.
Цвет. Передана реальная окраска предметов. В изображении преобладают насыщенные
(яркие) цвета или пастельные, бледные, теплые или холодные тона. Многоцветная
раскраска, преобладание одного или двух цветов. Есть отступления от реальной
окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной
декоративной росписи или отступление от него.
Характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линии
грубые, жесткие. Линия слабая, легкая, сильная, плавная, дрожащая, прерывистая.
Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями.
Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура, выходит
за линии контура).
Материалы. Какие материалы использовались для создания изображения при условии
самостоятельного их выбора.
Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликации):
а) Требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она
заключалась?
б) Обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к педагогу?
в) Есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение
подходящими по смыслу предметами, деталями?
Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения:
а) насколько ярко (сильно, слабо или никак внешне), эмоционально относится к
заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту своей деятельности
и других детей?
б) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы
задания (предметное, сюжетное, декоративное, по замыслу) предпочитает?
23

в) Как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая,
нравственная характеристика оценки)?
г) специфических средств выразительности для создания образа.
Творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение, самостоятельность
замысла, его реализацию. Оригинальность изображения.
Критерии оценки умений, обучающихся:
⎯ знать правила поведения в кабинете, технику безопасности на перемене и на
занятиях;
⎯ уметь организовать своё рабочее место, по окончании занятия привести его в
порядок;
⎯ уметь правильно пользоваться материалами и инструментами;
⎯ уметь располагать изображение на листе бумаги или картона;
⎯ использовать в работе разные материалы;
⎯ владеть разной техникой изображения, аппликации, пластилинографии.
⎯ соблюдать очередность выполнения работы;
⎯ уметь самостоятельно (с минимальной помощью взрослого) по образцу выполнить
задание;
⎯ вносить собственные творческие элементы к предлагаемому образцу.
⎯ уметь рассказать об изображаемом.
Критерии уровня развития творческих способностей, фантазии, воображения:
⎯ Беглость, скорость, продуктивность.
⎯ Семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения,
обнаруживать его новое использование.
⎯ Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи,
мысли, отличающиеся от очевидных, общепринятых, твердо установленных.
Оригинальность решений предполагает способность избегать легких,
неинтересных ответов.
⎯ Образная адаптивная гибкость, или разработанность – способность изменить
восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от
наблюдения стороны.

24

Приложение № 3
Диагностический инструментарий
Обследование мелкой моторики рук
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель обследования - проверить стабильность выполнения детьми движений,
напряжение мышц. Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго
каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).
Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри».
Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому
упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети
(ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения,
считая про себя или смотря на часы. По истечении 2мин педагог дает команду «Отомри!».
Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может
быть разным (3—7 человек).
Упражнения проводятся без наглядности (картинок).
Педагог дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.
Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция
педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет
упражнение под счет в следующем порядке:
1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление - отдых (около 5 с);
2-й раз - выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление - отдых;
3-й раз - выполнение упражнения (под счет до 15).
1.«Кольцо»
Соединить большой и указательный пальцы вместе;
остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет
до 15.
2.«Коза»
Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный
пальцы прижать большим пальцем к ладони.
Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)
3.«Заяц»
Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный
пальцы прижать большим пальцем к ладони.
Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

25

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Вырезание ножницами.
Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение
мелкой мускулатуры руки на расслабление.
Педагог предлагает вырезать из бумаги круг.
При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки
ребенка.
Обрывание листа бумаги.
Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает
листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее педагог
просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Узнавание предмета и качества.
Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы
определенного качества.
Оборудование:
ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная,
металлическая, пластмассовая).
Инструкция педагога:
«Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную
ложку (ложку, сделанную из дерева)».
Узнавание формы и качества.
Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические
фигуры разной формы и
определенного качества.
Оборудование: треугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый, картонный);
прямоугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый, картонный).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и
вытащи пластмассовый треугольник.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
Вдевание шнурка в дырочки.
Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.
Упражнение «Ладонь – ребро - кулак».
Ребенок сидит за столом, его рука (и) расположена (ы) на краю стола. При
выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. В
отличие от старшей группы темп выполнения упражнения задает педагог посредством
счета (один, два, три). Темп, приблизительно, следующий: на каждое упражнение дается
1с, на три упражнения - 3 с. Все полученные данные заносятся в таблицу 9 (см.
приложение 1).
ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
«Езда по дорожке».
Ребенку предлагается «проехать по дорожке»,
26

соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на
листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья,
реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в
нижнем левом.
Инструкция:
«Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый
указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как
надо ехать по дорожке с помощью карандаша).
Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе
получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария.
Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.
Обведи рисунок по линиям.

Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая
карандаш от бумаги.
Все полученные данные заносятся в таблицу.
Условные обозначения:
если ребенок справился с заданием —1 балл;
если ребенок справился с заданием частично —0, 5 балла;
если ребенок не справился с заданием —0 баллов.
В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень
развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.
Характеристика групп
Группа «А».
К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14—12 баллов. У этих детей
мелкая моторики развита хорошо.
Группа «Б».
К группе относятся дети, набравшие 11 -8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита
недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе
необходим тесный
контакт педагогами.
Группа «В».
К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика
развита плохо.
Условные обозначения:
«+» -правильное выполнение задания
« -» -задание выполнено неверно;
27

«V» - справился с помощью взрослого.
Выявление уровня творческого развития
Задание: детям даётся стандартный лист бумаги с нарисованными на нем в два
ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4, 5 см). Детям предлагалось рассмотреть
нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить,
чтобы получилось красиво.
Анализ результатов выполнения задания
Высокий уровень– наделяет предметы оригинальным образным содержанием
преимущественно без повторения одного и того же близкого образа.
Средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но
допускает почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы
простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, шар и т.д.)
Низкий уровень – не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил
не до конца и небрежно.
Примечание. К общему баллу добавлялся 1 балл в случае передачи признаков,
наиболее ярко характеризующих созданный образ.
Оригинальность определяется так: каждому образу приписывался балл в
зависимости от интервала, в который он попадал. Для этого подсчитывалась частота
встречаемости образа, то есть число случаев (в процентном отношении) или количество
детей, у которых встречался данный образ.
Если образ встречался в 50% и более случаев, то ему приписывался 0 баллов.
от 26% до 50% – 1 балл,
от 11% до 25% – 2 балла,
от 6% до 10% – 3 балла,
от 2% до 5% – 4 балла,
от 0% до 1% – 5 баллов.
Анализ созданных детьми изображений делает необходимым выделение критерия
«художественное обобщение». Этот критерий позволяет оценивать те изображения, в
которых ребенок объединяет несколько кругов в образ одного предмета (например, очки,
велосипед, светофор, танк и др.), что свидетельствует о высоком уровне образных
представлений, позволяющем подняться на уровень художественного обобщения. В этом
случае добавляется 1 балл.
Более высокий уровень художественного обобщения характеризуется стремлением
ребенка передать определенный сюжет и выражал некоторое действие. Этот уровень
обобщения оценивают дополнительно еще в 2 балла. Такой анализ созданных
изображений позволяет более тонко дифференцировать детей по уровню развития
творчества и художественно-творческих способностей.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».