Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100-Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Танцевальный микс» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Авторы-составители: Крыленко Анна Олеговна педагог дополнительного образования, Кодочигова Елена Алексеевна методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Направленность программы - художественная. В период введения ФГОС ДО и в связи с возникновением насущной потребности совершенствования системы дошкольного образования, возникла необходимость в формировании разносторонней творческой личности, начиная с периода дошкольного детства и одновременной ориентированности на духовное совершенствование каждого ребёнка. Этому служит художественное направление развития дошкольников, и, в частности хореография, танец. Исследования в области детской психологии подтверждают, что занятия танцами качественно укрепляют здоровье детей, способствуют правильному развитию костномышечного аппарата, максимально исправляют нарушения осанки, снимают психологическое напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус обучающихся. Актуальность программы. Содержание программы направлено на изучение основ хореографии и обеспечение комплексной поддержки в личностном, интеллектуальном и физическом развитии дошкольников. Одним из воспитательных средств является выступление обучающихся перед зрителями. Хореография - активизируют все психофизиологические процессы организма ребенка. С точки зрения интеллектуального развития, хореография положительно сказывается на улучшении образного и пространственного мышления, двигательной памяти, воображения, концентрации, внимания. В большой степени занятия танцами способствуют физическому развитию детей, улучшая общее состояние организма, укрепляя активно формирующийся в данном возрасте опорно-двигательный аппарат, закрепляя физиологическую конфигурацию позвоночника, развивая координацию движений. Новизна программы заключается в использовании методик и технологических приемов, учитывающих особенности физического развития детей данного возраста, а также методик развития гибкости, пластичности, силовых качеств в рамках современных тенденций развития детского танца. Программный материал обеспечивает обучающимся возможность реализации художественных потребностей, в развитии базовых личностных качеств (самостоятельности, инициативности, трудолюбия, целеустремленности, мотивации достижений, волевых качеств), творческого потенциала и эмоциональной 2 сферы в целом. Образовательный процесс нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого учащегося. Отличительная особенность программы. Данная программа позволяет познакомиться с миром танца всем детям, без специального отбора, независимо от творческих способностей. Учебный материал носит комплексный характер, позволяет детям постепенно овладеть умением танцевать, а игровой метод придает учебновоспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоения движений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей. Своеобразие программы состоит в том, что данная программа является – начальным уровнем подготовки к дальнейшему более углубленному образовательному курсу по изучению танцевального искусства, в рамках хореографического коллектива «Крылья». Адресат программы. Программа разработана для обучающихся 5-7 лет, без специальных данных, но желающих научиться красиво танцевать. Возрастные особенности обучающихся. Данный детский возраст характеризуется активизацией ростового процесса. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Дети 5-7 лет уже успешно овладевают основными танцевальными движениями, у них хорошая координация при ходьбе, беге, прыжках, уже достаточно развиты ритмические навыки и произвольная память. Проявляются элементы творчества во всех видах деятельности. После окончания курса обучения дети умело исполняют танцевальную программу. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. В соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для дошкольников составляет 30 минут. Объем программы. Первый год обучения – 144 часа. Второй год обучения – 144 часа. Общее количество учебных часов, запланированных на два года обучения, необходимых для освоения программы – 288ч. Срок освоения - 2 года обучения, продолжительность образовательного процесса: 72 учебные недели - 18 учебных месяцев. Количество детей в учебной группе от 10 до 18 человек. Уровневость общеразвивающей программы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности: «Стартовый уровень». Формирование важных музыкально-двигательных навыков и умений, танцевально-ритмической координации и выразительности; корректировку 3 физических недостатков строения тела; формирование моральных, волевых, эстетических качеств, умственного кругозора, общей культуры поведения; усвоение теоретических знаний в области эстрадного танца. В первый год обучения реализуются общедоступные и универсальные формы организации учебного материала, развивающие хореографические, творческие способностей детей. «Базовый уровень». Развитие музыкально-двигательных навыков и умений, танцевально-ритмической координации и выразительности; усвоение теоретических знаний; совершенствование физических способностей; укрепление здоровья; развитие памяти, творческого мышления, воображения; воспитание устойчивого интереса к занятиям и потребности к творческому самовыражению; воспитание эмоциональной отзывчивости, вхождения в образ; развитие исполнительской культуры и артистичности. В рамках этого уровня выбран оптимальный путь для достижения разнообразных сложных задач с сочетанием тренировок и развитием танцевальных, музыкальных, актерских, творческих способностей детей. Форма обучения очная. Виды занятий – теоретические, практические, контрольные. Формы подведения результатов – педагогическое наблюдение, устный опрос, контрольные задания и упражнения, дискуссия, викторина, конкурс, анализ работ, открытое занятие, смотр концертных номеров. Цель программы - приобщение дошкольников к искусству танца, развитие творческих и музыкальных способностей средствами современной хореографии. Задачи программы: Обучающие: ⎯ овладение разными видами художественного творчества; ⎯ формирование интереса к танцевальным движениям; ⎯ формирование чувства ритма и музыкального слуха; ⎯ формирование речевых навыков и общего внимания. Развивающие: ⎯ развитие творческих способностей дошкольников; ⎯ развитие музыкальных способностей; ⎯ развитие координации и пластики движений; ⎯ расширение кругозора обучающихся. Воспитывающие: ⎯ формирование у обучающихся положительных эмоций; ⎯ способствование адаптации младших школьников в коллективе; ⎯ воспитание интереса к здоровому образу жизни. 4 Задачи первого года обучения (стартовый уровень): ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ формирование важных музыкально-двигательных навыков и умений, танцевальноритмической координации и выразительности; корректировка физических недостатков строения тела; формирование моральных, волевых, эстетических качеств, умственного кругозора, общей культуры поведения; усвоение теоретических знаний в области классического танца; исполнение движений на площадке сцены в различных рисунках и ракурсах; развитие коммуникативных навыков. Задачи второго года обучения (базовый уровень): ⎯ развитие музыкально-двигательных навыков и умений, танцевально-ритмической координации и выразительности; ⎯ усвоение теоретических знаний в области классического танца; ⎯ совершенствование физических способностей; ⎯ укрепление здоровья; ⎯ развитие памяти, творческого мышления, воображения. ⎯ воспитание устойчивого интереса к занятиям и потребности к творческому самовыражению. ⎯ развитие эмоциональной отзывчивости, вхождения в образ; ⎯ развитие исполнительской культуры и артистичности. Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующее: Хореографические принципы: ⎯ принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику; ⎯ принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы; ⎯ принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность. Принципы дидактики: ⎯ принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; ⎯ принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства; ⎯ принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов танца; ⎯ принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; ⎯ принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; ⎯ принцип доступности и посильности; ⎯ принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях. Главные принципы, лежащие в основе программы ⎯ Принцип развития индивидуальности каждого обучающегося. Занятия должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, эмоции, настроение и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий 5 ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения, т.е. действовать от своего имени. ⎯ Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности. Занятия должны способствовать усвоению детьми социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые им будут необходимы в социуме, а также развивать умение импровизации. Этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию. ⎯ Принцип деятельности. Этот принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и коллективные формы работы. Ребёнок ставится в ситуации активного действия. ⎯ Принцип реальности и практического применения. Полученные умения красиво и правильно двигаться, выражать свои чувства и эмоции, слажено работать в коллективе, выполнять творческие задания и многие другие полезные навыки найдут применение в жизни каждого ребёнка. 6 Учебный (тематический) план Стартовый уровень (дети 5-6 лет) № п/п 1 2 2.1 2.2 3 3.1 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5. 5.1 6 6.1 6.2 7 7.1 7.2 8 8.1 9 9.1 9.2 10 10.1 11 11.1 12 12.1 Название раздела, темы Вводное занятие Азбука танцевального движения Элементы музыкально-танцевальной грамотности Ритмичные упражнения на внимание Основы танцевальной разминки Упражнения по кругу Гибкость и пластичность Упражнения для улучшения гибкости шеи Упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса Упражнения на развитие гибкости позвоночника Упражнения на развитие пластичности Сила рук и кистей Упражнения на формирование мышц рук и кистей Сила ног и стоп Упражнения на формирование стопы Упражнения на формирование укрепление силы ног Сила спины и брюшного пресса Упражнения на формирование мышц спины Упражнения на формирование мышц живота Танцевальный баллон Упражнение на развитие танцевального баллона Выворотность Упражнение на развитие выворотности стопы Упражнение на формирование выворотности паховых мышц Танцевальный шаг Упражнение на развитие танцевального шага Кроссы Упражнения по диагонали Вращения Упражнения на вращение Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 12 2 10 12 2 10 14 2 12 4 1 3 4 1 3 4 1 3 4 0,5 3,5 6 1 5 6 1 5 6 1 5 6 1 5 6 1 5 10 2 8 5 1 4 5 1 4 8 2 6 10 2 8 8 2 6 Формы аттестации/ контроля Входной контроль Педагогическое наблюдение Контрольные упражнения Контрольные задания Тест Викторина Открытое занятие 7 13 Законы сценического действия 13.1 14 Элементами актерского мастерства Итоговое занятие Итого: 10 2 144 2 27 8 2 117 Смотр концертных номеров Содержание учебного (тематического) плана Первый год обучения Раздел 1. Вводное занятие Теория. Правила коллектива, содержание 1-го года обучения, план работы. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях в танцевальном зале. Инструктаж по охране труда, ПДД, ППБ. Практика. Игры на запоминание своего места танцевальном классе. Разучивание поклона. Раздел 2. Азбука танцевального движения Тема 2.1. Элементы танцевальной грамоты Теория. Танцевальная грамота. Информация о чувстве ритма. Практика. Слушание и анализ музыки, определение темпа и характера музыки. Отработка умений ориентирования в пространстве: а) определение правой и левой стороны понятия «впереди» и «сзади»; б) умение держать линию, колонну, соблюдая интервалы; в) умение строить круг; г) соблюдение интервалов во время движения. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой: ⎯ строевые упражнения (построение в линию, в колонну, в круг); ⎯ общеразвивающие упражнения (основные движения прямыми и согнутыми руками и ногами, корпусом и головой, полуприседания); ⎯ упражнения на расслабление мышц, на укрепление осанки (свободное опускание рук вниз, посегментное расслабление рук на различное количество счётов, упражнения на осанку, стоя спиной к опоре и на середине, имитационные, образные упражнения). Тема 2.2. Ритмичные упражнения на внимание Теория. Информация о работе двигательного аппарата. Способы выполнения и назначения различных развивающих упражнений. Практика. Определение характера музыки и передача ее в движении, определение сильной доли, выполнение упражнений в заданном ритме, переменные притопы, построение в линию и колонну по команде, передвижение в сцеплении (цепочка), построение в круг и движение по кругу в различном направлении, перестроение из одной линии, колонны в несколько по ориентирам. Раздел 3. Основы танцевальной разминки Тема 3.1. Упражнения на дыхание Теория. Основные понятия начальной хореографии. Информация о работе двигательного аппарата. Виды основных танцевальных шагов. 8 Практика. Исполнение танцевальных шагов с натянутыми коленями и стопами, с согнутым коленом вперед и с замахом назад, на полупальцах и на пятках, бег с высоким подниманием колена и с замахом назад, подскоки в движении по кругу. Раздел 4. Гибкость и пластичность Тема 4.1. Упражнения для улучшения гибкости шеи Теория. Понятия - исходное положение, растяжение мышц. Практика. Разнообразные наклоны и круговые движения головой. Тема 4.2. Упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса Теория. Правила выполнения упражнений. Практика. Упражнение «Мини-замок» - правая рука с помощью левой руки сильно заводится за голову и тянется вниз; упражнение «Замочек» - соединение кистей рук в «замок» за спиной по диагонали (правая рука - сверху, левая - снизу) и оттягивание рук на максимальное расстояние от спины; то же упражнение, но руки соединяются в «замок» обычным способом и, стоя в положении «складочка» (ноги находятся на ширине плеч), выполнить около 10 наклонов вниз, касаясь руками пола. Тема 4.3. Упражнения на развитие пластичности Теория. Понятие - максимальное растяжение. Практика. Выполнение упражнений, направленных на формирование гибкости. Растяжка: «Шпагат» - продольный с двух ног, «Шпагат» - поперечный, «Шпагаты» продольные с усилением колена, «Шпагаты» продольные, поперечные в «провисе». тема 4.4. Упражнения на развитие гибкости позвоночника Теория. Инструкция к выполнению упражнений. Правила положения бедер при выполнении упражнений. Практика. Упражнение в parterre: «Лодочка», «Маленькое кольцо», «Мостик» (из положения лежа), «Корзинка» (лежа на животе, захватить стопы руками и, подняв вверх, зафиксировать) «Большое кольцо» (назад на коленях), «Горка» (прогнувшись назад), упражнение «Кошечка» (выгибание и изгибы позвоночника (волны и изгибы); приседания с фиксацией прямой спины; «Колечко» - прогибы и изгибы позвоночника. Раздел 5. Сила рук и кистей Тема 5.1. Упражнения на формирование мышц рук и кистей Теория. Понятие - руки - крест. Практика. Упражнение parterre. «Уголок-бабочка» руки по II позиции, поднятие рук по II позиции над полом с паузой наверху, уголок на подъёмах. Раздел 6. Сила ног и стоп Тема 6.1. Упражнения на формирование стопы Теория. Понятие – сокращенная стопа, вытянутый подъем. Правила выполнения упражнений. Практика. Выполнение упражнений, направленных на формирование стопы. Упражнения «Ушки у зайчика» (сокращение и натягивание стоп вместе и поочередно), «разворот» стоп и коленей, круговые движения стопами. Тема 6.2. Упражнения на формирование и укрепление силы ног Теория. Понятие – натянутые колени. Правила исполнения упражнений. Практика. Упражнение «Карандаши маленькие» (сидя), упражнение «Карандаши большие» (лежа на спине). 9 Раздел 7. Сила спины и мышц брюшного пресса Тема 7.1. Упражнения на формирование мышц спины Теория. Понятия - правильная ровная спина, вытянутый позвоночник. Функции выполнения упражнений, направленных на формирование правильной осанки. Практика. Повороты корпуса, наклоны корпуса с прямой спиной, наклоны со свободной спиной вперед, назад и в стороны. Упражнения в parterre: «Лодочка», «Складочка сидя», подъем ног с прямой спиной и руками в стороны, боковые и прямые «складочки» с раскрытыми в стороны ногами, «Самолет». Тема 7.2. Упражнения на формирование мышц живота Теория. Понятия - сильный пресс, слабый пресс. Практика. Упражнения в parterre: подъем спины и рук наверх из положения лежа, подъем и опускание прямых ног в положении лежа, «Горошина», «Уголок» с согнутыми ногами. Раздел 8. Танцевальный баллон Тема 8.1. Упражнения на развитие танцевального баллона Теория. Понятия: баллон, высота прыжка. Правильность исполнения прыжков. Практика. Изучение и выполнение маленьких и больших прыжков на середине. Упражнение «Маленькие и большие мячики», прыжковая комбинация «поджатые ноги», комбинации прыжков «В стороны, вместе» и «На лыжах», комбинация «по8, по4, по2», исполняемая по группам. Раздел 9. Выворотность Тема 9.1. Упражнения на формирование выворотности паховых мышц Теория. Понятия: «выворотность», «тазобедренная выворотность», «голеностопная выворотность», «коленная выворотность». Значение развития выворотности для танцора. Требования к выполнению упражнений, направленных на развитие выворотности и подвижности суставов. Практика. Выполнение игр-миниатюр, направленных на развитие выворотности и подвижности суставов: «Флажок» ( развитие тазобедренной выворотности), «Лягушка»: на спине, на животе (развитие тазобедренной выворотности), «Бабочка» (развитие тазобедренной и голеностопной выворотности); Упражнение «Часики» в parterre, лежа на спине, отведение прямой ноги в сторону, вниз и вверх по кругу медленно, по часовой стрелке и наоборот (развитие тазобедренного сустава и паховых мышц). Тема 9.2. Упражнения на развитие выворотности стопы Теория. Инструкция к выполнению упражнений. Практика. 1 и 2 «развернутые» позиции ног. Упражнения в parterre: разворот сокращенных стоп по I позиции, «Хвост русалки» (натягивание стоп в положении I позиции. Раздел 10. Танцевальный шаг Тема 10.1. Упражнения на развитие танцевального шага Теория. Понятия - растяжка. Важность растяжек. Виды растяжек. Практика. Выполнение упражнений, направленных на развитие танцевального шага из положения лежа на спине, медленное поднимание и опускание ног по очереди и вместе, раскрывание ног из положения лежа, ноги наверху в поперечный шпагат в 10 воздухе с последующим закрыванием, Grand battemen tjete из положения лежа на спине с задержкой ноги рукой и последующим подтягиванием ее к голове. Раздел 11. Кроссы Тема 11.1. Упражнения по диагонали Теория. Инструкция по выполнению упражнений. Практика. Основные ходы по диагонали, силовые прыжки в продвижении: Упражнения: «Шаги» на полупальцах с высоким подниманием колена и с закидыванием ноги назад, «Галоп», «Подскоки», «Бег», «Перескоки» и т.д. Раздел 12. Вращения Тема 12.1. Подготовка к вращению Теория. Понятия – устойчивость, вращение. Инструкция по выполнению упражнений. Практика. Упражнения на устойчивость и на подготовку к вращению (на середине зала).: «стойка» на двух ногах на полупальцах, на одной ноге (на всей стопе) удерживая другую ногу на весу в согнутом положении. Раздел 13. Законы сценического действия Тема 13.1. Элементами актерского мастерства Теория. Элементы актерского мастерства как элементы сценического действия: внимание - закон сценического действия, воображение - основа действия, образ (внешний и внутренний), сценическая задача (движение-действие), взаимодействие и общение Практика. Подготовка и исполнение танцевальных миниатюр на Новогодний концерт и на Отчетный концерт. Раздел 14. Итоговое занятие Практика. Открытое занятие для родителей. Подведение итогов. Планируемые результаты К концу первого года обучения обучающиеся будут знать и уметь: ⎯ Освоить основные упражнения игровой гимнастики (развить свои данные - подъём стопы, выворотность, шаг, гибкость всех отделов позвоночника, эластичность мышц и связок суставно-связочного аппарата). ⎯ Освоить пространство репетиционного и сценического зала. Линейное, круговое построение, основные фигуры - рисунки танца. ⎯ Создавать свой пластический образ. ⎯ Чутко относиться к партнеру в совместной творческой деятельности. ⎯ Иметь определенные навыки общей культуры, интеллектуально-эстетического развития. ⎯ Иметь коммуникативные навыки в совместной творческой деятельности. 11 Учебный (тематический) план Базовый уровень (дети 6-7 лет) № п/п 1 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 4 4.1 4.2 5. 5.1 6 6.1 6.2 7 7.1 7.2 8 8.1 9 9.1 9.2 10 10.1 11 11.1 11.2 Название раздела, темы Вводное занятие Основы танцевального движения Музыкально-ритмические упражнения Танцевальная разминка Упражнения на ориентацию Гибкость Упражнения для улучшения гибкости шеи Упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса Упражнения на развитие гибкости позвоночника Пластичность Упражнения на развитие пластичности Растяжка Развитие силы рук и кистей Упражнения на формирование мышц рук и кистей Сила ног и стоп Упражнения на формирование стопы Упражнения на формирование укрепление силы ног Сила спины и брюшного пресса Упражнения на формирование мышц спины Упражнения на формирование мышц живота Танцевальный баллон Упражнение на развитие танцевального баллона Выворотность Упражнение на развитие выворотности стопы Упражнение на формирование выворотности паховых мышц Танцевальный шаг Упражнение на развитие танцевального шага Кроссы Движения по диагонали Комбинации движений в Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 10 2 8 18 10 2 2 16 8 2 0,5 1,5 4 0,5 3,5 6 1 5 5 1 4 5 1 4 4 1 3 4 0,5 3,5 4 0,5 3,5 5 1 4 5 1 4 14 2 12 4 0,5 3,5 4 0,5 3,5 10 2 8 6 6 1 1 5 5 Формы аттестации/ контроля Входная диагностика Педагогическое наблюдение Контрольные упражнения Контрольные задания Устный опрос Тестирование Викторина Открытый урок 12 12 12.1 12.2 13 13.1 продвижении Вращения Вращения на месте Вращения с продвижением Законы сценического действия Сценические действия 4 4 1 1 3 3 6 1 5 14 Итоговое занятие 2 - 2 144 25 119 Итого: Педагогическое наблюдение Смотр номеров Итоговая диагностика Содержание учебного (тематического) плана Второй год обучения Раздел 1. Вводное занятие Теория. Правила коллектива. Содержание 2-го года обучения. План работы. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях в танцевальном зале. Инструктаж по охране труда, ПДД, ППБ. Практика.: Повторение основных танцевальных элементов, выученных в первый год обучения. Расстановка по линиям, соблюдая интервалы. Раздел 2. Основы танцевального движения Тема 2.1. Музыкально-ритмические упражнения Теория. Основы танцевальной грамоты. Практика. Слушание, анализ и определение динамических оттенков музыки, понятие ритмического рисунка, определение начала и конца музыкального вступления, различий в музыкальных жанрах. Определение характера музыки и передача его в движении, определение сильной доли, выполнение упражнений в заданном ритме и с разной динамикой, передача ритмического рисунка в движении. Тема 2.2. Танцевальная разминка Теория. Основные понятия и термины начальной хореографии. Информация о работе двигательного аппарата. Термины основных танцевальных элементов и движений. Практика. Упражнения, разогревающие мышцы тела: ⎯ Упражнения для согласования движений с музыкой (разнообразные шаги, исполняемые в разных темпах, плавные и резкие движения рук и корпуса). ⎯ Различные движения рук, ног, головы и корпуса. ⎯ Простые комбинации движений рук, ног, головы и корпуса с добавлением танцевальных элементов. ⎯ Упражнения для выработки подвижности позвоночника, укрепления мышц спины и укрепление осанки (повороты и наклоны корпуса, движения плеч вперед-назад, вверх-вниз, работа грудной клетки по «точкам» и по кругу). Тема 2.3. Упражнения на ориентацию Теория. Закрепление понятий - линия, колонна, круг, точки зала. Практика. Работа над умением ориентироваться в пространстве: ⎯ деление зала по точкам; ⎯ умение держать линию, колонну, круг во время исполнения танцевальных элементов; 13 ⎯ соблюдение интервалов во время движения, «шахматный порядок»; ⎯ построение движения парами, тройками, четверками; ⎯ перестроения из одного танцевального рисунка в другой; ⎯ передвижение в сцеплении (цепочка), движение по двум кругам в различном направлении, перемещение по залу «в рассыпную» и возвращение в заданный рисунок. Раздел 3. Гибкость Тема 3.1. Упражнения для улучшения гибкости шеи Теория. Понятия – наклон, поворот, круг, и полукруг головой. Практика. Наклоны головы вперед и назад, вправо и влево, повороты из стороны в сторону, полукруги расслабленные и с фиксацией, полный круг. Тема 3.2. Упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса Теория. Понятие - арка в грудном отделе позвоночника. Практика. «Мини арка» - прогибы в грудном отделе позвоночника без рук и с раскрыванием рук в третьей позиции современного танца, круговые движения плеч, «Замочек», упражнение «Котенок» в parterre. Тема 3.3: Упражнения на развитие гибкости позвоночника Теория. Повторение правил выполнения упражнений для спины, положение ног и рук. Практика. Упражнение в parterre: «Лодочка» и «Лодочка плывет» с раскачиванием, «Мостик» (из положения лежа), «Корзинка» (лежа на животе, захватить стопы руками и, подняв вверх, зафиксировать) «Большое кольцо» (назад на коленях), «Горка» (прогнувшись назад), упражнение «Кошечка» (выгибание и изгибы позвоночника (волны и изгибы). Приседания с фиксацией прямой спины. Приседания с «волной». Раздел 4. Пластичность тема 4.1. Упражнения на развитие пластичности Теория. Понятие - максимальное растяжение. Практика. Выполнение упражнений, направленных на формирование гибкости: выпады в глубокое «plie» вперед и в стороны, наклоны со скручиванием корпуса, «Треугольник» с опорой на две руки; упражнения в parterre: «Складочка», «Бабочка», «Узелок» с заносом согнутых и прямых ног назад. Тема 4.2. Растяжка Теория. Инструкция по выполнению упражнений. Практика. «Шпагат» - продольный с двух ног, «Шпагат» - поперечный, «Шпагаты» продольные с усилением колена, «Шпагаты» продольные, поперечные в «провисе». Раздел 5. Сила рук и кистей Тема 5.1. Упражнения на формирование мышц рук и кистей Теория. Подготовительное положение, 1, 2, 3 позиции рук в современном танце. Практика. Фиксированные положения рук в 1, 2, 3 позициях, круговые движения от локтя и от плеча, взмахи и рывки руками, положения кисти: ладонь, кулачок, пальцы, перегибы запястья от себя и к себе, упражнение «Планка». Раздел 6. Сила ног и стоп Тема 6.1. Упражнения на формирование стопы 14 Теория. Повторение понятий - вытянутый и сокращенный подъем. Правила выполнения упражнений. Практика. Выполнение упражнений, направленных на формирование стопы: переходы через 2 позицию, releve на полупальцы в 6, 1, 2 позициях с опусканием пяток и с остановкой – «равновесие», упражнения в parterre: работа стоп вверх-вниз и по кругу, «Карандаши маленькие», «Горка - перекат» на подъёмах, сидя, скрестив руки. Тема 6.2. Упражнения на формирование и укрепление силы ног Теория. Понятие вытянутой ноги. Правильность исполнения упражнений. Практика. Ход на высоких полупальцах, с высоким коленом, с замахом назад, ход в глубоком plie, маленькие броски ног с задержкой в воздухе вперед, в сторону, назад, упражнения в parterre: «Карандаши большие» (лежа на спине),упражнение «Карандаши боковые» ( лежа на боку), «Карандаши» назад (лежа на животе), броски «в кольцо», стоя на коленях с упором руками в пол, стойка на подъёмах из положения сидя с добавлением ноги наверх. Раздел 7. Силы спины и мышц брюшного пресса Тема 7.1. Упражнения на формирование мышц спины Теория. Повторение понятия - правильная ровная спина, вытянутый позвоночник. Практика. Повороты корпуса «спираль», наклоны корпуса во всех направлениях с прямой спиной и со скручиванием и раскручиванием позвоночника, «Волна» вперед, назад и в стороны. Упражнения в parterre: «Уголок-лодочка», «Складочка сидя». Тема 7.2. Упражнения на формирование мышц живота Теория. Повторение понятия - сильный пресс. Практика. Стойка на локтях в parterre, стойка на локтях в parterre с добавлением ноги высоко к груди. Упражнение «Велосипедист» для тренировки нижнего пресса живота, упражнение «Уголок с работой ног» Раздел 8. Танцевальный баллон Тема 8.1. Упражнения на развитие танцевального баллона Теория. Повторение понятий - баллон, высота прыжка. Правила исполнения прыжков. Различия в исполнении «прямых» и «поджатых» прыжков. Практика. Выполнение маленьких и больших прыжков на середине. Упражнение «По 8, по 4, по 2, по 1», прыжки с выходом «В пол» (на колено или на бедро), «Поджатые», подскоки и перескоки на месте и с разворотом корпуса на 180. Раздел 9. Выворотность Тема 9.1. Упражнения на развитие выворотности стопы Теория. Повторение понятия - развернутые позиции ног». Практика (3,5ч): 1 и 2 «развернутые» позиции ног с добавлением releve на полупальцы. Упражнения в parterre: разворот натянутых и сокращенных стоп по I позиции с подниманием ног, с выведением ноги в сторону. Тема 9.2. Упражнения на формирование выворотности паховых мышц Теория. Вспоминаем понятия: «выворотность», «тазобедренная выворотность», «голеностопная выворотность», «коленная выворотность». Требования к выполнению упражнений, направленных на развитие выворотности и подвижности суставов. 15 Практика. Demi и grand plie по 1 и 2 выворотным позициям. Упражнения в parterre: «Лягушка»: на спине, на животе, на спине с разведением ног, на животе с разведением ног (развитие тазобедренной выворотности), «Бабочка» (развитие тазобедренной и голеностопной выворотности); Упражнение «Часики» в parterre, лежа на спине, отведение прямой ноги в сторону, вниз и вверх по кругу медленно, по часовой стрелке и наоборот (развитие тазобедренного сустава и паховых мышц). Раздел 10. Танцевальный шаг Тема 10.1. Упражнения на развитие танцевального шага Теория. Правила и приемы выполнения больших бросков. Практика. Выполнение упражнений, направленных на развитие танцевального шага: Grand battement jete из положения лежа на спине, медленное опускание, Grand battement jete из положения лежа на спине с задержкой ноги, рукой у плеча, Grand battement jete на боку, Grand battement jete назад на животе. «Battements» вперед и в стороны, на месте и с продвижением. Раздел 11. Кроссы тема 11.1. Диагональное движение Теория. Понятия - правая и левая диагональ. Правила выполнения упражнений. Практика. Основные ходы по диагонали, силовые прыжки в продвижении: Упражнения: «Галоп» вперед и в сторону, «Подскоки», «Бег» высокий и стелющийся, «Перескоки», исполняемые с правой или с левой ноги, соответственно диагонали. Тема 11.2. Комбинации движений в продвижении Теория. Понятия - повторяющаяся и законченная комбинации. Комбинации с движением вперед и в сторону. Практика. Основные ходы, скомбинированные между собой: шаги с перескоком, галоп с бегом, подскок с перескоком и бегом, и др. Танцевальные элементы с продвижением в одном направлении, скомбинированные между собой в связки. Раздел 12. Вращения Тема 12.1. Вращения на месте Теория. Повторение понятий - устойчивость и вращение. Правила выполнения упражнений. Практика. Упражнения на устойчивость и на подготовку к вращению на середине зала. Вращения на двух ногах с переступанием и «накрест». Вращения на одной ноге, с рабочей ногой у колена. Тема 12.2. Вращения с продвижением Теория. Понятия - движение за ведущей ногой, сохранение направления. Практика. Поворот «накрест» с продвижением, «шене», подскоки в повороте. Раздел 13. Законы сценического действия Тема 13.1. Сценические действия Теория. Сценическая культура. Знакомство с темой и задачами новых номеров. Практика. Повторение и отработка номеров, выученных в прошлом году. Постановка и отработка новых номеров. Выступление на сцене. Раздел 14. Итоговое занятие Практика. Открытое занятие для родителей. Опрос по основным понятиям. Подведение итогов. 16 Планируемые результаты К концу второго года обучения обучающиеся будут знать и уметь: ⎯ Передать ритмический рисунок музыки в движении. ⎯ Освоить основные гимнастические упражнения (развить свои данные - подъём стопы, выворотность, шаг, гибкость всех отделов позвоночника, эластичность мышц и связок суставно-связочного аппарата). ⎯ Полностью освоить пространство репетиционного и сценического зала. Линейное, круговое и диагональное построение, основные и усложненные танцевальные рисунки: линии в «шахматном» порядке и «в затылок», квадрат, двойной круг, треугольник, «галочка» ⎯ Создавать свой пластический образ. ⎯ Чутко относиться к партнеру в совместной творческой деятельности. ⎯ Иметь определенные навыки общей культуры, интеллектуально-эстетического развития. ⎯ Иметь коммуникативные навыки в совместной творческой деятельности. ⎯ Освоить хореографический репертуар второго года обучения. 17 Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Календарный учебный график: Год обучения 1 полугодие 1 01.09-31.12 2 01.09-31.12 Зимние праздники 01.01.16нед. 08.01 01.0116нед. 08.01 ОП 2 Летние ОП полугодие каникулы 09.0101.0620нед. 31.05 31.08 09.0101.0620нед. 31.05 31.08 Всего в год 36 нед. 36 нед. Для реализации программы в работе с обучающимися применяются следующие методы обучения: ⎯ Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы. ⎯ Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др. ⎯ Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. ⎯ Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения. Эти методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, развивают внимание, память, творческое воображение, помогают освоить базовые танцевальные умения и навыки. Методы воспитания: ⎯ убеждение; ⎯ поощрение; ⎯ стимулирование; ⎯ мотивация. Формы организации образовательного процесса являются: ⎯ фронтальная; ⎯ индивидуально-групповая; ⎯ групповая; ⎯ работа в парах. Типы занятий: ⎯ комбинированный; ⎯ первичного ознакомления материала; ⎯ усвоение новых знаний; ⎯ применение полученных знаний на практике; 18 ⎯ закрепления, повторения; ⎯ итоговое. Структура и этапы занятия: ⎯ Вводная, вступительная часть (2 - 3 минуты): организационный момент, линейное или круговое построение, поклон приветствие. (Цель - психологический настрой детей, установление доброжелательного эмоционального контакта). ⎯ Основная ч ⎯ Ритмика. Партерная гимнастика. Учебный блок. Музыкально - танцевальные дидактические игры. Творческая импровизация. Релаксация. ⎯ Заключение. Поклон - прощание. ⎯ Краткий анализ, оценка занятия. (Цель - поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы). Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами, а комплекс общеразвивающих упражнений, способствует развитию и укреплению суставно-двигательного и связочного аппарата, подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке и в целом укрепляет организм. Формы организации учебного занятия являются: ⎯ беседа; ⎯ экскурсия; ⎯ учебная деятельность; ⎯ репетиционная и постановочная деятельность. Формы работы с родителями: ⎯ индивидуальная работа с родителями (беседы, творческое сотрудничество в подготовке сценических номеров и изготовлении костюмов); ⎯ повышение образовательного уровня педагога и родителей (самообразование, обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.); ⎯ приглашение родителей на концерты и выступления. Педагогические технологии: ⎯ технология индивидуального обучения; ⎯ технология группового обучения; ⎯ технология разноуровнего обучения; ⎯ технология развивающего обучения; ⎯ игровая технология обучения; ⎯ коммуникативная технология обучения; ⎯ технология коллективной творческой деятельности; ⎯ здоровьесберегающая технология (в объединение принимаются дети с различными физическими данными, поэтому возникает необходимость на занятиях заниматься как общим физическим развитием ребенка, так и исправлением (коррекцией) физических недостатков; в процессе обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни). Материально-техническое обеспечение программы 19 Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально-технического обеспечения: ⎯ Наличие учебного класса. ⎯ Оборудование класса: зеркала, коврики. Техническое оснащение: магнитофон, CD диски. Форма одежды: черный купальник (маечка), черные шортики, белые носки и черные балетные туфли, на голове («шишка»- у девочек), у мальчиков- аккуратно прибранные волосы. ⎯ Сценическая площадка для репетиций. Кадровое обеспечение Программа предусмотрена для педагога с высшим профильным (хореографическим) образованием, владеющим практическим опытом работы с детьми в детском танцевальном коллективе или студии. Информационное обеспечение программы: ⎯ иллюстрации, ⎯ стенды, ⎯ сценарные разработки; ⎯ фотографии, ⎯ видео-, аудио материалы к практическим темам программы. Использование информационных технологий способствуют повышению качества образовательного процесса, ускоряет передачу знаний и накопленного опыта, повышает качество обучения. Интернет-источники: ⎯ http://e.lanbook.com/ ⎯ http://window.edu.ru ⎯ http://school-collection.edu.ru/ ⎯ http://elibrary.ru/ ⎯ http://detstvo.ru/ ⎯ http://www.horeograf.com ⎯ http://vestnikpedagoga.ru/ ⎯ http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie.html ⎯ http://doshkolata.ru/http://nsportal.ru ⎯ https://horeografiya.com Педагогические кадры. Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования высшей категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды контроля: ⎯ входящий контроль (диагностика детей - смотр, тестирование); 20 ⎯ текущий контроль практических навыков осуществляется регулярно на каждом занятии (педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся, самостоятельная работа); ⎯ промежуточный контроль (участие в концертах, самостоятельная творческая работа); ⎯ итоговый контроль проводится в конце учебного года, для выявления уровня освоения обучающего курса, динамики изучения практических навыков, техники танцевального исполнения (открытые занятия, концертная деятельность, конкурсы различного уровня). Педагогический мониторинг: ⎯ творческие задания, ⎯ диагностика личностного роста и продвижения, ⎯ ведение журнала учёта достижения обучающихся, ⎯ анкетирование родителей. Формы аттестации: ⎯ музыкальные соревнования, ⎯ концертная деятельность, ⎯ открытые занятия, ⎯ танцевальные конкурсы, ⎯ творческие итоговые работы. Формы подведения итогов: ⎯ опрос, внешняя диагностика; ⎯ отчетный концерт; ⎯ участие в конкурсах и праздниках; ⎯ открытое занятие; ⎯ танцевальное соревнование. Способы определения результативности Достижение творческого результата, является основным видом педагогического контроля. На протяжении всего обучения, главным критерием освоения программы являются выступления и концерты, танцевально-театральные этюды. В первый год обучения — это открытые занятия или подготовка малых концертных номеров. Во второй год обучения - подготовка более сложных выступлений и участие детей в творческих спектаклях учреждения. Эффективность занятий определяется диагностикой по следующим критериям: выполнение задания по инструкции, постановка корпуса, координация движений, гибкость, чувство ритма и внимательность. Способы отслеживания результативности: Два раза в год проводится тестирование обучающихся: ⎯ творческие упражнения для определения уровня развития гибкости; ⎯ определение возможности исполнения двигательных действий без мышечной напряженности. Педагогические наблюдения во время занятий: ⎯ мотивация; ⎯ степень внимания; ⎯ внешние признаки реакции на сложные упражнения. излишней 21 Публичные выступления (параметры контроля во время занятий): ⎯ наблюдение за работой обучающихся; ⎯ устранение неточностей техники во время исполнения; ⎯ остановка исполнения, обсуждение и повтор упражнения. Структура фонда оценочных средств, как правило, включает: ⎯ описание показателей и критериев оценивания результатов на различных этапах их формирования, ⎯ описание шкал оценивания; ⎯ методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования образовательных результатов. Оценочные средства представлены: контрольными вопросами и типовыми заданиями для практических занятий проверки освоения техники; унифицированными тестами. 22 Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагога: 1. Александрова Н. А. Балет. Танец. Хореография. – СПб: Лань, Планета музыки, 2008. – 416 с. 2. Базарова Н. П. Классический танец. - Л.: Искусство, 1984. – С.199. 3. Базарова Н. П., Мей В. Азбука классического танца. - М.: Искусство, 1983. – С.208. 4. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – М.: Айрис-пресс, 2000. 5. Васильева Н. Танец. – Москва, 2000. – С.100. 6. Вихрева Н. А. Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем. – М.: Театралис, 2004. – 82 с. 7. Головкина С. Н. Уроки классического танца в старших классах. – М.: Искусство, 1989. – С.123. 8. Зихлинская Л., Мей В. Первые шаги. – Киев: Логос, - 2004. – С.358. 9. Цорн А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. 2-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Планета музыки»; Издательство «Лань», 2011. 10. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. – Л.: Искусство, - 1972. – С.239. 11. Королевская академия танца. Балет. Уроки. Иллюстрированное руководство по официальной программе. – М.: АСТ, - 2003. – С.143. 12. Мессерер А. М. Уроки классического танца. – СПб: Лань, - 2004. – С.376. 13. Нельсон А., Коккен Ю. Анатомия упражнений на растяжку. - Мн. Попурри. – 2008. 14. Нагайцева Л. Г. Балетная гимнастика. – Краснодар: Книжное 17. издательство, 2004. – С.23. Литература для родителей и обучающихся: 23 1. Пуртова Т. В., Беликова А. Н. Кветная О. В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студ. сред. проф. Образования. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 2. Савченко Е. Э. Сценическое воспитание на уроке хореографии // учитель. - №3, май - июнь 2003. 3. Программа ритмика и хореография для хореографических отделений общеобразовательных школ, гимназий, ДМШ, ДШИ (10-летний курс обучения / Авт.-сост. Савченко А.В. - Хабаровск, 2006. 4. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М.: ЛИНКАПРЕСС, 2006. 5. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. - М., 2008. 6. Барышникова Т.К. Азбука хореографий - Спб., 2009. 7. Матяшина А.А. Образовательная программа «Путешествие в страну «хореография»» - В кн.: Фольклор. Музыка. Театр. - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающие с дошкольниками: Программ. - метод. пособие/ Под редакцией С. И. Мерзляковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 8. Богданов Г. Хореографическое образование. М., 2001. 9. Коротков И. М. Подвижные игры детей. - М., 2012. 10. Федорова Г. Танцы для развития детей. М.,2000. 11. Базарова П., Мэй В. Азбука классического танца. Переизд. 5-е. — М., 2003. 12. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. Изд. 3-е — М., 2002. 13. Цацулин П.В. «Растяжка расслаблением» — М., 2008. 14. Никитин В.Ю. Методическое пособие по модерн-джаз танцу. М., 2007. 15. Алексеева Л.Н. «Двигаться и думать». Сб. материалов. М., 2000. Интернет-ресурсы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Хореографу в помощь http://dancehelp.ru/http://dancehelp.ru/ Все для хореографов и танцоров http://www.horeograf.com/http://www.horeograf.com/ Все для хореографов и танцоров https://vk.com/inspiration.ballet Классический танец http://www.nsportal.ru Классический танец http://www.xoreograff.ucoz.ru Библиотека хореографа http://www.music-for-dance.ru Книги по хореографии http://www.balletmusic.ru Школа классического танца http://www.ledyahcollege.ru https://vk.com/inspiration.ballet 24 Приложение №1 МОНИТОРИНГ развития качеств личности обучающихся Качества личности 1 1. Активность, организаторские способности 2 2. Коммуникативные навыки, коллективизм 3. Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность 4. Нравственность, гуманность 5 5. Креативность, творческий потенциал Ярко проявляются: 3 балла Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям Имеет высокий творческий потенциал. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий Признаки проявления качеств личности Проявляются: Слабо проявляются: 2 балла 1 балл Активен, проявляет Мало активен, наблюдает за стойкий познавательный деятельностью других, забывает интерес, трудолюбив, выполнить задание. добивается хороших Результативность невысокая результатов Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией. Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы Не проявляются: 0 баллов Пропускает занятия, мешает другим Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально публично не выступает Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов Неохотно выполняет поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца. Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы Уровень выполнения заданий репродуктивный Приложение №3 Входная диагностика обучающихся по программе «Танцевальный микс» н к н к к н к Шаг Гибкость Выворотность в бедре н н к н Прыжок к Подъем н 1 2 3 4 5 6 7 7 Артистизм Фамилия Имя обучающегося Музыкальность и ритм № п/п Эмоциональность Критерии оценивания Спец. данные к н к Критерии оценивания: «-» низкий уровень; «+ -» средний уровень; «+» достаточный уровень; «++» высокий уровень. Высокий уровень (++): высокий уровень самостоятельности, быстрое выполнение задания без ошибок. Достаточный уровень (+): самостоятельная работа с исправлением ошибок, в среднем темпе. Средний уровень (+-): выполнение заданий не спеша, с исправлением ошибок под руководством педагога. Низкий уровень (-): трудности в выполнении и последовательности действий, работа с заданиями только под контролем педагога. Нулевой уровень (0): отсутствие самостоятельности, художественных и музыкальноритмических навыков. Приложение №4 Промежуточный контроль обучающихся по программе «Танцевальный микс» ориентирование на танцевальной площадке движение в соответствии с ритмом и темпом музыки обучающегося правильное выполнение упражнения партерного экзерсиса Фамилия Имя названия проученных танцевальных терминов № п/п музыкальная грамота Критерии оценивания знания умения 1 2 3 4 5… Критерии оценивания: «-» низкий уровень; «+-» средний уровень; «+» достаточный уровень; «++» высокий уровень. Высокий уровень (++): высокий уровень самостоятельности, быстрый ответ на вопрос, без ошибок. Достаточный уровень (+): самостоятельная работа и ответы с исправлением ошибок, в среднем темпе. Средний уровень (+-): ответы на вопросы и выполнение заданий не спеша, с исправлением ошибок под руководством педагога. Низкий уровень (-): трудности с ответами теста и в выполнении упражнений, работа с только под контролем педагога. Нулевой уровень (0): отсутствие теоретических знаний и самостоятельности. 27 Приложение №5 Итоговый контроль по программе «Танцевальный микс» Критерии оценивания по десятибалльной шкале 10 Баллов - упражнение выполнено полностью, безошибочно, самостоятельно, музыкально, эмоционально, в характере, стиле и манере исполнения в полном объеме. 9 Баллов - упражнение выполнено полностью, безошибочно, самостоятельно, эмоционально, в характере исполнения в полном объеме. 8 Баллов - задание выполнено полностью, учебные действия, однако не носят осмысленный полностью и уверенный характер, требуется практическая дополнительная подготовка, есть небольшие погрешности, есть 1 ошибка. 7 Баллов - задание выполнено полностью, учебные действия, однако не носят осмысленный полностью и уверенный характер, требуется практическая дополнительная подготовка, есть 2 ошибки и небольшие погрешности в выполнении движений или постановки корпуса. 6 Баллов - задание выполнено, но допущены грубейшие ошибки (не более 3х) в выполнении движений и комбинации, в постановке корпуса допущены ошибки. 5 Баллов - задание выполнено частично. Учебные действия, однако, не носят уверенный характер, требуется практическая дополнительная подготовка, есть более 4х ошибок. Выявляются затруднения при выполнении отдельных тренировочных движений. 4 Балла - задание выполнено частично. Учебные действия, однако, не носят осмысленный полностью и уверенный характер, требуется практическая дополнительная подготовка, допущено более 5 ошибок. 3 Балла - задание выполнено частично. Учебные действия, однако, не носят осмысленный полностью и уверенный характер, требуется практическая дополнительная подготовка, допущено более 6 ошибок. 2 Балла - задание выполнено частично, при выполнении допущено более 7 ошибок. 1 Балл - задание не выполнено. Нет четкости в исполнении, допущено более 8 ошибок. 28