Улыбка

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Улыбка»
Возраст обучающихся: 5-12 лет
Срок реализации: 2 года

Авторы-составители:
Поминова Ирина Валерьевна,
педагог дополнительного образования
Кодочигова Елена Алексеевна,
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

1

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения
РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – художественная.
Музыкальное искусство - могучее средство воспитания подрастающего поколения.
Влияние музыки тем действенней и глубже, чем эмоциональней она воспринимается, тем
понятней для слушателя музыкальные образы.
В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от
классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из
бытового фольклора разных культур и отличается многообразием форм и направлений.
Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал
базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и
является предметом вокальной педагогики.
Эстрадное пение является наиболее популярным и доступным видом музыкального
искусства. Певческий голос ребенка обладает неповторимым тембром и красотой
звучания. Владение им, как уникальным природным живым музыкальным инструментом,
требует длительного изучения под руководством педагога. Дети учатся петь, держаться на
сцене, развивают свои артистические навыки как в сольном исполнении, так и в дуэтах и
трио.
Актуальность программы. Обучение детей и подростков эстрадному пению
способствует приобщению их к основам мировой музыкальной культуры, развитию
музыкально-эстетического вкуса, формированию исполнительских вокальных умений и
навыков.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее
профессиональное обучение, но желающих получить исполнительские навыки.
Содержание программы имеет общеразвивающую направленность, основывается на
принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает
развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой
деятельности, развивает вокальные данные, а также ритмическую и интонационную
музыкальную память (способность повторить заданную мелодию), способствует
психофизическому развитию.
В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков,
расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям,
2

развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия вокалом формы
ансамблевого исполнения.
Занятия ансамблевым исполнением развивают музыкальное мышление, расширяют
музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в
концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.
Новизна программы. Содержание программы ориентировано на создание
эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития личности
детей и развитие устойчивой мотивации к познанию и творчеству. Приобщение к
общечеловеческим ценностям, интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка,
укрепление его психического и физического здоровья, взаимодействие педагога с семьей
обучающегося.
Отличительные особенности программы. Программное музыкально-эстетическое
воспитание и вокально-техническое развитие обучающихся идут взаимосвязано и
неразрывно, начиная с 5 и до 12 лет. Именно в этом возрасте пение может стать для
ребенка той эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую
жизнь.
Адресат программы. Программа адресована детям от 5 до 12 лет.
Возрастные особенности. В предшкольный период актуальность идеи целостного
развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными
становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной
деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственнокоммуникативных навыков. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития
певческой деятельности, использование более разнообразного и сложного музыкального
репертуара.
Школьный возраст с 7 до 12 лет особенно благоприятен для начала серьезной и
постоянной работы по введению ребенка в мир вокального и эстрадного творчества.
Основными критериями для этого являются: качественно новый уровень произвольной
регуляции поведения и деятельности, рефлексия, анализ, внутренний план действий,
развитие нового познавательного отношения к действительности, ориентация на группу
сверстников.
Дошкольный, младший школьный возраст – это потребность в уважении,
подростковый – в понимании. Важно отметить, что в процессе обучения учитываются и
возрастные физиологические особенности детей. Так как пение относится к
психофизическим процессам, в котором задействованы не только когнитивная и
эмоциональная сфера, но система дыхания, голосовые органы. В коллективе занимаются
девочки и мальчики. Если у мальчиков начинаются процессы мутации в период полового
созревания, это учитывается при подборе репертуара, для них снижаются певческие
нагрузки и т.д.
Большое внимание в программе уделяется игровому методу и созданию
доверительной атмосферы, предполагающей максимальное удовлетворение базовых
потребностей возраста. На этапах разноуровневого обучения применяется качественный
подбор дидактических материалов, игр, упражнений и музыкального репертуара как для
сольного исполнения, так и для всего вокального коллектива. Самостоятельная работа на
занятиях заключается в применении знаний, умений, навыков, в том числе это происходит
в процессе концертной деятельности.
3

Режим занятий. В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
учебных часа. Во второй год обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Один
учебный час составляет 30 минут для детей 5-7лет и 40 минут для детей 8-12лет в
соответствии с нормами СанПиН.
Объем общеразвивающей программы. Первый год обучения – 144 часа. Второй год
обучения - 216 часов. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы–360ч.
Срок освоения программы - 2 года, продолжительность образовательного процесса:
72 учебные недели - 18 учебных месяцев.
Количество обучающихся в группе не менее 8-ми и не более 12-ти человек.
Уровневость общеразвивающей программы.
«Стартовый уровень» обучения сочетает в себе формирование у обучающихся
начальных вокальных навыков и изучение основ музыкальной грамоты. На занятиях юные
вокалисты расширяют свой кругозор в рамках эстрадной музыкальной культуры и учатся
владеть микрофоном в аудитории и на сценической площадке.
«Базовый уровень» обучения развивает певческий голос обучающихся, способствует
проявлению творческой инициативы, творческой целеустремленности, осознанию своих
возможностей. В содержание учебного курса включена сценическая практика, теория
музыки и искусство речи.
Форма обучения очная.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов. Текущий контроль - усвоение тематического
материала (педагогическое наблюдение). Промежуточный контроль - усвоение учебного
материала за 1-е полугодие (самостоятельные работы). Итоговый контроль - освоение
программного материала за весь учебный период (самостоятельные творческие работы,
вокальная деятельность, концертные программы).
Цель программы – формирование художественной культуры и развитие
творческого потенциала через приобщение детей к вокальному пению.
Задачи программы:
Обучающие:
⎯ Формирование интереса к музыке;
⎯ формирование чувства ритма и музыкального слуха;
⎯ формирование начальных исполнительских навыков.
Развивающие:
⎯ развитие личности ребенка, мотивационной сферы, интеллектуальных и
творческих сил;
⎯ развитие музыкальных способностей;
⎯ расширение кругозора обучающихся.
Воспитательные:
⎯ формирование у обучающихся положительных эмоций;
⎯ способствование адаптации младших школьников в коллективе;
⎯ приобщение к искусству, воспитание эстетического вкуса.
Педагогическая целесообразность программы
4

Образовательная программа студии эстрадного вокала строится на принципах
интегрированного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего
обучение основам эстрадного вокального искусства, взаимосвязанного с грамотным
сценическим движением, с искусством речи и теорией музыки.
Являясь частью системы дополнительного образования, программа призвана
формировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, позволяющих
активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся,
но и способствовать активизации развития всех творческих способностей детей,
воспитанию самостоятельной творческой личности.
Три основные формы вокальной деятельности:
⎯ развитие голоса и овладение вокальной техникой;
⎯ работа над вокальными произведениями;
⎯ работа над репертуаром.
Содержание программы можно разделить на три основных блока:
1. ВокальноОсновной целью ставит формирование голоса как
технический
рабочего инструмента. Учитывая специфику, учебный
процесс следует выстраивать так, чтобы выработать у
детей вокальную технику, обеспечивающую наилучшие
качества звучания голоса при наименьших затратах
поющего, а также выносливость голосового аппарата.
Средством достижения служит решение следующих
задач:
⎯ Развитие выносливости голоса;
⎯ Развитие достаточной силы звука;
⎯ Формирование рабочего диапазона;
⎯ Формирование вокально-технических навыков.
2. Художественноисполнительский

Ставит целью воспитание культуры вокального эстрадного
исполнительства, что обеспечивает решение следующих
задач:
⎯ формирование эстетически приемлемого тембра;
⎯ формирование умений и навыков выразительного
исполнения произведений;
⎯ формирование навыков творческой интерпретации
произведений.

3. Культурнопросветительский

Имеет своей целью воспитание культурной толерантности
через вхождение в музыкальное искусство различных
направлений.
⎯ Прослушивание аудио записей с музыкальным
материалом различных исполнителей.
⎯ Совместный просмотр с учащимися видео записей
именитых исполнителей и со своих Отчетных
прогонов, репетиций.

5

Задачи первого года обучения (стартовый уровень):
⎯ Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому
самовыражению.
⎯ Способствовать повышению самооценки в процессе обучения и преодолению
детских психологических комплексов.
⎯ Способствовать развитию певческого голоса и освоению навыков певческого
дыхания и пения.
⎯ Познакомить с техникой безопасности при работе с аппаратурой и научить
основным правилам работы с микрофоном.
⎯ Сформировать знания и умения при работе с микрофоном под минусовую
фонограмму.
⎯ Воспитание коммуникативных навыков при взаимодействии со сверстниками.
Задачи второго года обучения (базовый уровень):
⎯ Способствовать развитию певческого голоса и чистоты интонирования в
примарной зоне.
⎯ Способствовать совершенствованию дикции.
⎯ Способствовать повышению самооценки в процессе концертных выступлений.
⎯ Способствовать проявлению творческой инициативы, целеустремленности и
осознанию своих возможностей.
⎯ Развивать умения в преодолении психологических комплексов.
⎯ Расширять музыкальный кругозор: в процессе обучения познакомить обучающихся
с произведениями известных отечественных авторов.
⎯ Развитие коммуникативных навыков при взаимодействии со сверстниками.

6

Учебный (тематический) план
Стартовый уровень
№
п/п

Кол-во часов
Название раздела, темы

1.

Вводное занятие

1.1

Всего Теория Практика
1

1

1

1

2.

Диагностика музыкальных
данных и творческих
2
способностей (Чувство ритма и
музыкального слуха)
Блок вокально-технического развития

2.1

Постановка вокального дыхания

8

-

8

2.2

10

2

8

2.3

Пение учебно-тренировочного
материала
Постановка голоса

7

1

6

3.

Блок художественного развития

3.1

Работа с репертуаром

20

5

15

3.2

Работа с микрофоном

17

1

16

Развитие навыков концертного
выступления
Формирование навыков
слаженности при работе в
коллективе

21

1

20

10

1

9

3.3
3.4

2

Формы
аттестации/
контроля

Анкетирование

Тестовые задания

Анализ заданий

Педагогическое
наблюдение

Формирование навыков
10
творческой интерпретации в
коллективе
Блок культурно-просветительский

1

9

10

2

8

10

2

8

Викторина

5.

Ознакомление с вокальной
музыкой разных музыкальных
направлений
Просмотр видеозаписей
Сценический блок

5.1

Индивидуальные занятия
(конкурсная работа)

16

1

15

5.2

Итоговое занятие

1

-

1

Анализ
упражнений
Отчетный
концерт

144

19

125

3.5
4.
4.1
4.2

Итого:

Дискуссия

7

Содержание учебного (тематического) плана
Название раздела,
темы
1. Вводное занятие

Теория
Знакомство. Общие
требования безопасности
при проведении вокальных
занятий. Входящая
диагностика

2.Блок вокально-технического развития
2.1 Постановка
Певческая установка и
вокального дыхания навыки певческого
дыхания.
Три основных части
голосового аппарата.
Атака звука.
Мягкая атака – основа
вокала

Практика
Игровые задания на чувство ритма и
музыкальный слух

Формирование правильной постановки
корпуса при пении, правильное
ощущение гортани (нижняя челюсть
свободная). Выработка грамотных
голосовых, речевых, певческих
навыков. Пение в унисон упражнений и
мелодий разучиваемых песен.
Выравнивание гласных, выработка
навыка «резонирования», активность
работы артикуляционного аппарата

Критерии освоения навыков певческого дыхания:
⎯ правильное дыхание: дети должны уметь делать небольшой спокойный вдох, не
поднимая плеч;
⎯ пение коротких фраз на одном дыхании;
⎯ в подвижных песнях делать быстрый вдох
2.2 Пение учебноОбразование звука.
Работа вокального аппарата
тренировочного
Строение вокального
Распевание.
материала
аппарата. Рекомендации по Комплекс распевок.
певческой гигиене, по
Интонационная работа.
развитию голоса с
незначительными
вокальными ресурсами, о
нахождении правильного
согласования работы всех
частей голосового
аппарата, о развитии силы
и ловкости мышц, которые
принимают участие в
певческой функции.

8

2.3 Постановка
голоса

Типы дыхания.
Принципы вдоха и выдоха.
Момент задержки
дыхания. Опора дыхания.
Отличие «певческого»
дыхания от
физиологического.

3 Блок художественного развития
3.1 Работа с
В процессе разучивания
репертуаром
песни использование
различных методических
приемов.
Изучение ритмического
рисунка мелодии, тембра
голоса, силы звучания.

3.2 Работа с
микрофоном

3.3 Развитие
навыков
концертного
выступления
3.4Формирование
навыков
слаженности при

Приемы обращения с
микрофоном: уход и
техника безопасности,
подготовка инструмента к
работе (питание от
электросети и батареек,
подключение к
микшерному пульту).
Выбор темы песни.
Движения под мелодию
исполняемой песни,
понимание смысла
репертуарных песен.
Беседа о значении
ансамблевого коллектива.

Дыхательные упражнения:
-Спокойный равномерный вдох без
рывка, без задержки. Выдыхая,
расслабление.
-Короткий вдох, длинный спокойный
выдох. Контроль, чтобы не отпускать
весь набранный воздух сразу.
Равномерный выдох.
- Вдох, затем выдох со звуком «кш»,
прогоняем кошку или птицу. Это
упражнение включает в работу мышцы,
отвечающие за выдох. Упражнение
следует делать уверенно, но не «нагло»,
не агрессивно, следить за шеей – она не
должна напрягаться.
Упражнения на интонирование
-Восходящая гамма (до-ре-ми-фа-сольля-си-до)
-Нисходящая гамма (до-си-ля-соль-фами-ре-до)
-Гамма от тоники постепенно (до-ре,
до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, додо).
Пропевание песен по частям, слушание
мелодии, исполненной на фортепиано,
пение с педагогом, индивидуальное
пение.
Разучивание песен и выразительность
интонаций.
Расширение певческих возможностей
детей.
Развитие дыхания - глубины и
продолжительности.
Развитие слухового внимания,
музыкальной памяти
Работа с микрофоном автоматического
подбора голоса для ведения
мелодической линии.
Формирование базовых навыков пения
с микрофоном.

Создание эстрадного номера.
Сценическое воплощение песни.
Эмоциональность при исполнении
песни. Отработка выхода на сцену и
ухода после выступления.
Ансамблевое пение.

9

работе в коллективе
3.5 Формирование
навыков творческой
интерпретации
произведений

Беседа о интерпретации
как картинном образе,
который исполнитель
пытается донести до
слушателя путем того или
иного произведения.
4. Блок культурно-просветительский
4.1
Ознакомление Репертуар содержит
с образцами
народные песенные и
отечественной и
плясовые мелодии,
зарубежной
произведения
вокальной музыки
современных,
отечественных и
зарубежных композиторов
(песни, игры, пляски).
5. Сценический блок. Концертная подготовка
5.1 Индивидуальные Познавательные,
занятия
творческие беседы,
(конкурсная работа) предоставление «веера
выбора»; игровые
технологии.
5.2 Итоговое
занятие.
Отчетный концерт

Игры с вариациями песенных
интерпретаций разном темпе.

Накопление опыта слушания и
классических произведений, как
созданных композиторами специально
для детей, так и коротких произведений
или небольших фрагментов
классической музыки разных времен,
близкой детям по эмоциональнообразному содержанию.

Конкурс «Моя любимая песня»
(музыкальные индивидуальные
проявления).
Контакт с каждым ребенком в
отдельности (игры, музыкальноритмические упражнения).
Обсуждение
качества Упражнения на снятие внутренней
исполнения музыкальных зажатости, скованности, яркое и
произведений.
образное исполнение.

Планируемые результаты
К концу первого года обучения каждый обучающийся должен знать:
⎯ об устройстве и работе голосового аппарата;
⎯ об охране голоса и основных правилах гигиены;
⎯ приемы звукообразования;
⎯ отличия «певческого» дыхания от физиологического;
⎯ музыкальные термины;
⎯ приемы правильных движений и ритмические рисунки мелодии;
⎯ значение ансамблевого коллектива
К концу первого года обучения каждый обучающийся должен уметь:
⎯ правильно держать корпус во время пения;
⎯ применять на практике основные приемы вдоха и выдоха;
⎯ пользоваться микрофоном;
⎯ передавать во время исполнения произведения свое эмоциональное состояние;
⎯ участвовать в творческих беседах и обсуждениях;
⎯ обращаться с микрофоном;
⎯ уверенно работать в детском коллективе.

10

Учебный (тематический) план
Базовый уровень
Количество часов
№
Название разделов, тем
п/п
Всего Теория Практика
Вводное занятие
1
2
2
-

6
7

Повторение упражнений
на дыхание
Освоение практических
навыков вдоха и выдоха
Диафрагмальное
дыхание
Артикуляция,
гимнастика для губ и
языка
Работа над интонацией
Знакомство с
музыкальными
терминами
Составление
репертуарного плана
Танцевальные движения
Дикция, сценическое
движение и артистизм
Работа с микрофоном
Работа над унисоном
Работа с репертуаром.
Постановка номера
Репетиционная
деятельность
Работа с концертной
группой
Концертная деятельность
Отчетный концерт

8

Итоговое занятие

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2
3
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1

Итого

Формы
аттестации/контроля
Диагностика

12

-

12

12

2

10

12

2

10

Самостоятельная
творческая работа

12

2

10

Анализ заданий и
упражнений

12

2

10

4

2

2

6

-

6

18

-

18

16

4

12

8
8

2
-

8
2

Обсуждение
репертуара

30

-

30

Устный опрос

18

-

18

Педагогическое
наблюдение

36

9

27

26
2

-

26
2

Концерт

2

2

2

Викторина

216

29

187

Тестовые задания

11

Содержание учебного (тематического) плана
Базовый уровень
Название раздела, темы
Постановка голоса
1. Вводное занятие

1.1. Повторение
упражнений на дыхание

1.2. Освоение
практических навыков
вдоха и выдоха
1.3. Диафрагмальное
дыхание

1.4. Артикуляция,
гимнастика для губ и
языка
1.5. Работа над
интонацией

1.6. Знакомство с
музыкальными
терминами

Теория
Знакомство. Общие
требования безопасности при
проведении оздоровительных
занятий. Входящая
диагностика
Образование звука.
Строение и работа
вокального аппарата.
Рекомендации по певческой
гигиене и режиму певца, по
развитию голоса с
незначительными
вокальными ресурсами, о
нахождении правильного
согласования работы всех
частей голосового аппарата, о
развитии силы и ловкости
мышц, которые принимают
участие в певческой функции.
Особенности выполнения
упражнений на дыхании.
Чувствование расширение
диафрагмы на вдохе,
задерживать дыхание с
поддержкой мышцами
живота, выдох на зевок и на
передние зубы.
Упражнения делаются стоя.
Для раскрепощения аппарата
добавляется раскрытие рук,
медленное поднятие глаз.
Рекомендации о новых
двигательных навыках.
Возможность переключения
внимания на выполнение
творческих задач.
Установка на новый
певческий режим в работе
голосового аппарата.
Понимание и применение
музыкальных терминов

Практика
Игровые задания на чувство
ритма и музыкальный слух

Лицевые мышцы, голосовые
связки, артикуляция, зубы,
язык, нос, подбородок.
Выполнение упражнений в
движении.

Выполнение упражнений на
основе дыхательной
гимнастики.
Выполнение упражнений на
звуки А, О, Ы, Э, У. с
эмоциональным состоянием
(удивление, восторг, радость,
испуг).
Отработка коротких вдохов
через нос.

Разогрев речевого аппарата.
Гимнастика для губ и языка.

Пение материала на
различные слоги.
Четкое определение и
пропевание звуковысотности
каждой ноты
Вибрато, диминуэндо и т.д.

12

2. Составление
репертуарного плана

Основные певческие понятия. Работа вокалистов с
примерным песенным
репертуаром
3.Танцевальные
Выполнение упражнений с
Отработка элементов
движения
более сложным ритм.
современных танцев под
рисунком.
музыкальное сопровождение
Рассказ о современных
и под счет
ритмических танцевальных
элементах.
4.Дикция, сценическое движение и артистизм
4.1 Работа с микрофоном Научить передавать в
Работа над этюдами. Игровые
упражнениях эмоциональное упражнения
состояние: радость, восторг,
удивление, страх, печаль.
Особенности и передача
актерского образа
4.2 Работа над унисоном Выстраивание слуховых
Пение в несколько (дуэтом,
ощущений
трио, квартетом и т. д.)
ансамблей
4.3 Работа с репертуаром. Теория создания внутреннего Практика выступлений на
Постановка номера
представления об
концерте продиктованная
исполнительских средствах, требованиями
которыми нужно
согласованными с реакцией
воспользоваться для звуковой публики, акустикой зала и
реализации; использование
другими моментами
возможностей вокалиста для
воплощения своих
музыкальных образов
5.Репетиционная
Изучение и практическое
Освоение элементов
деятельность
применение мелизмов и
украшения голосовой
других голосовых приемов
выразительности и
индивидуальности
5.1 Работа с концертной Создание условий,
Сольные выступления.
группой
обеспечивающих выявление, Творческая работа на
(Модель концертной
развитие одаренных детей,
отчетных концертах.
группы) см. приложение реализация их
Игра для углубления
потенциальных
самопознания обучающихся
возможностей
«Четыре свободы: свобода
для анализа и исследования,
свобода для поиска и
любознательности, свобода
самовыражения
6.Концертная
Обсуждение качества
Упражнения на снятие
деятельность
исполнения музыкальных
внутренней зажатости,
произведений.
скованности, яркое и
образное исполнение.
7.Итоговое занятие
Награждение выпускников по Итоговая диагностика
окончанию курса обучения.

13

Планируемые результаты
В конце второго года обучения обучающиеся будут знать:
⎯ начальные навыки певческого дыхания;
⎯ технику безопасности при работе с аппаратурой;
⎯ основные правила работы с микрофоном;
⎯ приемы мотивации к творческому самовыражению;
⎯ произведения музыкальных авторов;
⎯ приемы коммуникации в коллективе.
В конце второго года обучения обучающиеся будут уметь:
⎯ чисто интонировать в примарной зоне;
⎯ владеть дикцией;
⎯ работать с микрофоном под минусовую фонограмму;
⎯ работать с микрофоном;
⎯ преодолевать психологические комплексы;
⎯ выступать на сценической площадке;
⎯ реализовывать свои возможности;
⎯ проявлять творческую инициативу;
⎯ работать в ансамбле.

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
I полугодие ОП
обучения
16
1
01.09-31.12
нед.
16
2
01.09-31.12
нед.

Зимние
праздники

II
полугодие
09.0101.01.-08.01
31.05
09.0101.01.-08.01
31.05

ОП
20
нед.
20
нед.

Летние
каникулы
01.06-31.08
01.06-31.08

Всего
в год
36
нед.
36
нед.

Методическое обеспечение программы
Основная форма проведения занятия – это очное учебное занятие. Такая форма
обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять, развивать
полученные умения и навыки. Общие педагогические приемы и методы организации
учебно-воспитательного процесса.
Методы обучения
Выбор методов музыкального воспитания и формирования голоса зависит от того,
каким источником будут пользоваться дети при получении знаний. Естественно, что
первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные»
чувства ребёнка. Вначале работа с детьми на вокальных занятиях идёт преимущественно
по накоплению опыта вокальной техники. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот
период.
Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит
детей к пониманию конкретных музыкальных (вокальных) задач.
14

Третьим источником является непосредственная музыкальная (вокальная)
деятельность самих детей, потому что вне её, вне упражнений не могут быть выработаны
умения и навыки в пении, ритмике.
В музыкальном воспитании и обучении детей вокальной технике в данной программе
применяются следующие взаимосвязанные методы работы:
1. Наглядный метод - показ певческих приёмов голосом; непосредственное ощущение
телом волновых колебаний музыкального звучания.
2. Метод включения в продуктивную творческую деятельность - в пении необходимо
так руководить детьми, чтобы они стремились исполнять задания предельно выразительно,
постепенно усложняя их в соответствии с возрастным развитием детей.
3. Метод развития познавательного интереса - деятельность с занимательным
содержанием, создание ситуации творческого поиска.
4. Словесный метод - обращён к сознанию ребёнка; способствует осмысленности,
содержательности его деятельности.
Данная общеобразовательная программа построена на следующих принципах:
1. Принцип целенаправленности – дети учатся ставить перед собой реальные цели и
стремятся достигать их до появления результата.
2. Принцип самореализации – дети реализуют свои творческие, лидерские и другие
способности.
3. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения – развитие личности
и индивидуальности обучающегося.
4. Принцип систематичности и последовательности, например, в овладении школой
вокального мастерства.
5. Принцип доступности обучения - личностный подход (к каждому ребёнку индивидуальный подход); доступность, так как в составе объединения - дети разных
возрастов, то излагаемый материал должен быть доступен пониманию каждого ребёнка).
6. Принцип ценностно-смыслового равенства – общая цель у педагога и ученика,
творческая совместная деятельность.
7. Принцип культуросообразности – педагог осуществляет обучение детей в
соответствии с теми музыкальными (вокальными) традициями, которые предусмотрены в
данном учебном заведении.
8. Принцип природосообразности – педагог в процессе обучения обязательно учитывает
половозрастные особенности, наследственный фактор, физиологические и биологические
особенности детей.
9. Принцип сотворчества – творческую личность можно воспитать только в творческой
обстановке и при участии педагога, творящего творческий педагогический процесс.
10. Принцип гуманизма – ребёнок является главной ценностью, со своим внутренним
миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями;
подпитывается неиссякаемой верой педагога в доброе начало каждого ребёнка, оказание
помощи в осознании себя личностью, развитие уверенности в собственной значимости и
положительной оценке в глазах окружающих.
Методы воспитания:
⎯ убеждение;
⎯ поощрение;
15

⎯ стимулирование;
⎯ мотивация.
Формы организации образовательного процесса являются:
⎯ Индивидуальная,
⎯ групповая;
⎯ работа в парах,
Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка вокальному
мастерству является занятие, на котором ребенок приобретает знания, умения и навыки по
владению своим голосом. Вокальные занятия — это художественно-педагогический
процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его
голосового аппарата. Приветствуются и такие формы проведения занятий как вокальная
репетиция с микрофоном, постановочная репетиция, мастер-классы.
Типы занятий:
⎯ комбинированный;
⎯ первичного ознакомления материала;
⎯ усвоение новых знаний;
⎯ применение полученных знаний на практике;
⎯ закрепления, повторения;
⎯ итоговое.
Формами организации учебного занятия являются:
Организация комплексных занятий происходит в разнообразных формах с частой
сменой видов творческой деятельности:
⎯ беседа;
⎯ учебная деятельность;
⎯ репетиционно-постановочная деятельность.
⎯ игра;
⎯ тематическое занятие;
⎯ тематический концерт;
⎯ интегрированное занятие и т.д.
Формы работы с родителями:
⎯ индивидуальная работа с родителями (беседы, творческое сотрудничество в
подготовке сценических номеров и изготовлении костюмов);
⎯ повышение образовательного уровня педагога и родителей (самообразование, обмен
опытом работы, беседы, советы и т.д.);
⎯ приглашение родителей на концерты и выступления.
Педагогические технологии:
⎯ технология индивидуального обучения;
⎯ технология группового обучения;
⎯ технология разноуровневого обучения;
⎯ технология развивающего обучения;
⎯ технология личностно-ориентированного обучения;
⎯ игровые технологии;
16

⎯ информационные технологии
⎯ коммуникативная технология обучения;
⎯ технология коллективной творческой деятельности;
⎯ здоровьесберегающая технология.
Материально-техническое обеспечение программы
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень
материально-технического обеспечения:
⎯ кабинет, оснащенный музыкальным инструментом, необходимым техническим
оборудование (звуковоспроизводящая аппаратура, микрофоны);
⎯ музыкально-дидактический материал;
⎯ нотная библиотека;
⎯ фонотека;
⎯ учебные пособия;
⎯ инструментальные фонограммы;
⎯ компьютер.
Информационное обеспечение программы:
⎯ иллюстрации,
⎯ стенды,
⎯ сценарные разработки;
⎯ фотографии,
⎯ видео и аудио материалы к практическим темам программы.
Педагогические кадры:
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми
дошкольного и школьного возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система оценки достижения планируемых результатов
В процессе педагогического наблюдения (контроль знаний, умений и навыков у
обучающихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней):
⎯ входной контроль (внешняя диагностика обучающихся, опрос);
⎯ текущий контроль практических навыков осуществляется регулярно на каждом
занятии (педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся);
⎯ промежуточный контроль (творческая работа, игровые задания);
⎯ итоговый контроль проводится в конце учебного года, где отслеживаются уровень
освоения обучающего курса, динамика освоения практических навыков, техника
вокального исполнения (открытые занятия, концертная деятельность, музыкальные
соревнования и вокальные конкурсы).
Показателем эффективности любого процесса обучения служит конечный результат.
Для обучающихся– это участие в тематических концертах, выступления перед родителями.
Основной метод контроля — это наблюдение преподавателя в ходе занятий, анализ
подготовки и участия детей в различных мероприятиях, оценка зрителей, анализ
результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах, концертах.
Формы аттестации:
⎯ музыкальные соревнования,
17

⎯ концертная деятельность,
⎯ открытые занятия,
⎯ творческие итоговые работы.
Формы подведения итогов:
⎯ опрос, внешняя диагностика;
⎯ отчетный концерт;
⎯ участие в конкурсах и праздниках;
⎯ открытое занятие;
⎯ музыкальное соревнование.
Способы определения результативности
Достижение творческого результата, является основным видом педагогического
контроля. На протяжении всего обучения, главным критерием освоения программы
являются музыкальные фестивали, музыкальные конкурсы.
Педагогический мониторинг:
⎯ творческие задания,
⎯ диагностика личностного роста и продвижения,
⎯ ведение журнала учёта достижений, обучающихся;
⎯ анкетирование родителей.
Способы отслеживания результативности:
Два раза в год проводится диагностирование успешности овладения:
⎯ знаниями и навыками вольного искусства,
⎯ концертной деятельностью.
Педагогические наблюдения во время занятий измеряют:
⎯ мотивацию обучающихся;
⎯ степень внимания, активность, творческие способности;
⎯ внешние признаки реакции на сложные упражнения, попевки.
Самостоятельная работа обучающихся помогает педагогу:
⎯ в наблюдении за работой обучающихся;
⎯ в устранении неточностей техники исполнения;
⎯ в обсуждении и повторении упражнений.
Программа оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных
и групповых занятий.
Работа в группах включает проведение практических, теоретических и
индивидуальных занятий. Учитывая, возраст детей на занятиях, доминирует практическая
деятельность. Моменты теории (беседа, показ, объяснение) могут быть включены в
занятие фрагментарно.
Входная диагностика уровня развития певческих умений
Показатели (знания, умения, навыки)
Оценка (б)
0
н
с
в
1.
Качественное исполнение знакомых песен
2.
Наличие певческого слуха, вокально-слуховой
координации
3.
Навыки выразительной дикции
4.
Умение импровизировать
5.
Навык ритмического слуха
18

Критерии оценивания:
⎯ 0 -не справляется с заданием педагога
⎯ н (низкий) - справляется с помощью педагога
⎯ с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
⎯ в (высокий) - справляется самостоятельно
Формы подведения итогов образовательной процесса:
⎯ открытые занятия;
⎯ отчетные итоговые концерты;
⎯ конкурсы и фестивали различного уровня (местный,
региональный, всероссийский, международный).

муниципальный,

Творческий отчет

Сводные
репетиции

Прослуш
ивание

Этапы педагогического контроля (текущего контроля)
Входной контроль:
Проверка музыкального слуха, памяти.
Чистота интонирования.
Повторить за педагогом музыкальную фразу
Промежуточный контроль:
Теория. Назвать типы дыхания.
Практика. Стараться петь чистый унисон, петь в единой манере, выразительное
исполнение ансамблевых произведений
Итоговый контроль: Знание всей ансамблевой программы.
Первичная диагностика выявляет степень интересов и уровень
подготовленности обучающихся.
Промежуточная диагностика. Период – декабрь. Способы оценивания концертная деятельность, конкурсы, фестивали, смотры.
Итоговая диагностика: Основной способ контроля – педагогическое
наблюдение. Подведение итогов на открытых занятиях по окончании
тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.

19

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18
ноября 2015 № 09-3242;
5. Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагогов:
1. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 3-4 года – Творческий центр Сфера 2014
2. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 3-4 года – Творческий центр Сфера 2014
3. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и
техники – М. 2002
4. 4.Погребинская М. Музыкальные скороговорки – Издательство «Композитор»
Санкт-Петербург 2007
5. Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников / (О.П. Власенко).
– Волгоград: Издательство «Учитель» 2007
6. Гарина З. Голос. Музыкальная грамота для вокалистов – М. Издательство АСТ
2015
7. Гонтаренко Н. Б. Уроки сольного пения. Вокальная практика – Ростов-на-Дону
Феникс 2015
8. Джазовый вокальный тренинг. Методическое пособие для студентов актерских
курсов. - Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
2013
9. Живов В. Л. Хоровое исполнительство. Теория, методика, практика. Учебное
пособие для ВУЗов – М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2003
10. Искусство вокала. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении
фортепиано. Ровнер В. – СПб. Издательство «Невская НОТА» 2010
Литература для родителей и обучающихся:
1. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребенка. Ярославль: Академия развития, 2008
2. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: АРКТИ, 2000
3. Овчинникова Т. Пение и логопедия. - СПб.: Изд. "Союз художников", 2005
4. Овчинникова Т. Логопедические распевки. - СПб.: КАРО, 2006
20

5. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь// Песни и упражнения для развития
голоса у детей с 3-4 лет - М.: Просвещение, 2003
6. Охомуш Т.В. Методика обучения эстрадному вокалу. М.: Чистый голос. Иваново,
2008
Интернет-ресурсы:
⎯
⎯
⎯
⎯

www.vkmoline.com
www.pedmir.ru
www.startvocal.ru
www.vest-tda.ru

21

Приложение №1
Модель работы с концертной группой
Цель - развитие одаренности детей в условиях дополнительного образования.
Название
программы
Улыбка

Кол-во индивидуальных часов
В неделю
В месяц
В год
1
4
36

День недели
Воскресенье

Характеристика концертной группы:
Концертная группа — это Индивидуально-психологические особенности детей из
группа, состоящая из
концертной группы:
одаренных детей – дети,
- высокая любознательность и исследовательская активность;
значительно опережающие - способность в дошкольном возрасте прослеживать
своих сверстников в
причинно-следственные связи и делать соответствующие
умственном развитии либо выводы;
демонстрирующие
- отличная память, основанная на раннем овладении речью, и
выдающиеся музыкальные, абстрактное мышление;
вокальные способности.
- способность классифицировать и категорировать
информацию и опыт, умение широко пользоваться
накопленными знаниями;
- большой словарный запас;
- способность концентрировать внимание на чем-либо;
- упорство в достижении результата в музыкальной сфере
Индивидуальный подход –
осуществление
педагогического процесса с
учетом индивидуально
психологических
особенностей

Особенности индивидуального подхода в работе с детьми:
- развитие одаренности в контексте всего многообразия
личностных проявлений;
- организация общения, игровой деятельности со
сверстниками;
- формирование навыков целенаправленной умственной
работы в направлении, обеспеченном наиболее ярко
выраженными способностями;
- формирование готовности к принятию «творческих неудач»
как стимула дальнейшего развития
Направления педагогической деятельности с одаренными детьми:
Формирование
-у родителей детей знаний об развитости музыкальных
способностей ребенка и о его личностных особенностях
Применение
- индивидуального подхода
Содержательно-технологический блок
1этап (подготовительный) Разработка вариативного модуля и разработка
индивидуального образовательного маршрута
2 этап
Формирование навыков целенаправленной вокальной работы
(основной)
Формирование готовности к принятию «творческих неудач»
как стимула дальнейшего развития
Педагогическая диагностика, анализ достижений
Динамика достижений:
Проведение педагогической диагностики детей. Выявление
одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с
анализом развития конкретного ребенка. Эффективная
идентификация способностей посредством какой-либо
одноразовой процедуры тестирования невозможна, поэтому
22

вместо отбора детей усилия направляются на постепенный,
поэтапный поиск в процессе их обучения
Принципы выявления:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения
и деятельности ребенка;
- длительность идентификации (развернутое во времени
наблюдение за поведением данного ребенка в разных
ситуациях);
-анализ поведения ребенка в деятельности, включение в
специально организованные предметно-игровые занятия,
вовлечение в различные формы соответствующей предметной
деятельности и т.д.);
-использование тренинговых методов, в рамках которых
можно организовывать определенные развивающие влияния,
снимать типичные для данного ребенка психологические
«преграды» и т.п.;
Комплексный подход:
Методы:
- педагогическое наблюдение;
- специальные диагностические методики.
Формы работы:
- Обучение индивидуальное или в малых группах;
-работа по творческим проектам (в режиме наставничества);
-профильные часы в каникулярное время;
-профильные познавательные, творческие поездки (конкурсы,
фестивали)
Педагогические
- «Веер возможностей»;
технологии:
- игровые;
- ИКТ (информационно-коммуникационные технологии);
-технология проектной деятельности и др.
Мероприятия:
- Консультации для родителей обучающихся.
- Организация участия художественно эстетически одарённых
детей в конкурсах, фестивалях различного уровня: «Планета
талантов», «Дети России», «Малахитовый узор», «Московское
время» и др.
- Привлечение детей к социально-лидерской практике, к
организации различных мероприятий (например, привлечение
обучающихся к проведению небольшие мероприятия).
-Организация традиционных тематических концертных
программ и музыкальных гостиных.
Результативно-оценочный блок
Показатели
Основным показателем эффективности работы являются
показатели конкурсных мероприятий
Концертная деятельность
Отчетный концерт
Подведение итогов по результатам освоения программы
предполагает участие обучающегося в отчетном концерте
вокальной студии, а также различных тематических концертах
и конкурсах (по возможности). После концертных
выступлений обязательно происходит обсуждение качества
исполнения музыкальных произведений. Концертное
выступление активизирует коллектив, повышает
ответственность за качество исполняемых произведений,
прививает навыки выразительного пения перед слушателями.
Каждое последующее выступление снимает внутреннюю
зажатость, скованность, способствует более яркому и
23

образному исполнению. Участие в конкурсах – это всегда
важное событие в жизни обучающихся, оно способствует
профессиональному росту и развитию творческого потенциала
каждого участника вокальной студии. Критерии оценки не
разработаны, а также отсутствует уровневая система оценки в
рамках промежуточной и итоговой аттестации в связи с
возрастными особенностями обучающихся вокальной студии.
Педагогический мониторинг образовательных результатов
Критерии
Высокий уровень (ВУ) – обучающий освоил теоретическую и
результативности
практическую стороны обучения на высоком уровне; может
обучения одаренного
самостоятельно ответить на теоретические вопросы и
обучающегося
исполнить вокальное упражнение; при исполнении
художественных произведений проявляет артистизм, тонко
передает художественный образ; может проанализировать и
правильно оценить свой выступление и выступление других
вокалистов.
Средний уровень (СУ) – обучающийся освоил теоретическую и
практическую стороны обучения на достаточном уровне; при
ответе на теоретические вопросы делает паузы; при
исполнении художественных произведений настраивается
дольше обычного; на сцене выступает с большим волнением;
при анализе выступлений не всегда бывает объективен;
музыкальные способности развиваются на оптимальном
уровне.

24

Педагогический контроль
(оценочные материалы по вокальной работе с обучающимися)
Требования к обучающимся
Обучающиеся должны знать:
⎯ Упражнения для распевания.
⎯ Тексты песен.
должны уметь:
⎯ Работать с микрофоном на стойке.
⎯ Чисто интонировать.
ФИО

Входной

КОНТРОЛЬ
Промежуточный

Итоговый

1
2
3
Критерии:
Низкий уровень:1 – 3 балла
Средний уровень:4 – 7 баллов
Высокий уровень:8 – 10 баллов
Параметры для оценки уровневой подготовки обучающихся
⎯ Не знает не упражнений для распевания, не использует в работе изученные понятия.
С текстом работает только по бумаге.
⎯ Знает упражнения на распевание, но работает лениво. С текстом почти не работает.
⎯ Уверенно пользуется упражнениями. Знает всю концертную программу и уверенно
с ней работает.
⎯ Хоровой строй, ансамбль звучания
⎯ Нет чувства ритма, поет фальшиво.
⎯ Чувствует ритм, не работает над интонированием.
⎯ Чувствует ритм, поет чистый унисон.
⎯ Работа над произведениями.
⎯ Не умеет работать с микрофоном на стойке.
⎯ С микрофоном работает не постоянно.
⎯ Уверенно работает с микрофоном.

25

Приложение №2
Входная диагностика
Первый год обучения – стартовый уровень
Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может
использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек. Мотивирующим
аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их
предъявления. До предъявления музыкальных игр-тестов педагог устанавливает
доверительные отношения с ребёнком, используя «нейтрально-развлекательный» игровой
материал и, лишь затем, вовлекает его в диагностическую ситуацию. Необходимо донести
суть задания ребенку. При любом результате выполнения диагностических заданий
необходимо избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в
предложенную ему музыкальную игру заинтересованностью в его действиях. Атмосфера
во время тестирования спокойная, исключительно доброжелательная, психологически
комфортная.
Практические диагностические тесты:
Диагностика чувства темпа и метроритма
1.Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра «Настоящий
музыкант»
Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания
предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов. Игра
предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например,
на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.
Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции
в соответствии с изменяющимся темпом. Если ребёнок соглашается поиграть на
инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается
следующая инструкция: «Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять
(называется ряд простых детских песенок)». После определения ребёнком
понравившегося ему произведения (например, «В траве сидел кузнечик» в ля-миноре)
ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой
октавы. После пробы своей «партии» ребёнок играет «вступление» (два такта), а затем к
игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу
рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся.
Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки. В случае правильного
исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про
«шаловливого кузнечика» в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про «ленивого
кузнечика» в медленном темпе (50-60 ударов). После успешного исполнения необходимо
«посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением.
Критерии оценки:
высокий уровень – темпо-метрической регуляции адекватное исполнение ребёнком
своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и
замедлением;

26

средний, нормативный уровень развития чувства темпа – адекватное исполнение
всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном
и медленном) соответствует;
слабый уровень – ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки
только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывает
двигательный опыт моторной регуляции;
низкий уровень – сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение.
2. Тест – игра на изучение чувства ритма «Ладошки»
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал: детские песни.
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её
метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается «спрятать» голос и «спеть» одними
ладошками.
Критерии оценки:
высокий уровень – точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка
одними ладошками на протяжении всех 8 тактов;
средний уровень – воспроизведение метра с одним-двумя метрическими
нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом);
слабый уровень неровное – адекватное метрическое исполнение с пением 4 – 5
тактов;
низкий уровень – сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса.
Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)
Тест – игра «Гармонические загадки»
Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять
количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых
созвучиях.
Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку
отгадать сколько звуков «спряталось» в нём, а также определить, как звучит созвучие:
весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.
Критерии оценки:
слабый уровень – угадано ребёнком 1-3 созвучия,
средний уровень – угадано ребёнком 4-7 созвучий,
высокий уровень – угадано ребёнком 8-10 созвучий.

27

Основные параметры и оценочные критерии диагностики музыкальных
способностей
Первый год обучения – базовый уровень
1. Музыкально-слуховое восприятие – умение воспринимать, анализировать, описывать
характер звучания певческого голоса, музыкального произведения.
2. Образное мышление – которое проявляется в обосновании учащимися своих
суждений, опирающихся на слуховое восприятие и музыкально-слуховые
представления. Образное мышление является ведущим компонентом мышления,
успешно развивается в процессе восприятия и нахождения интерпретации
исполняемых произведений.
3. Качества певческого голоса: — звуковысотный диапазон: больше октавы, меньше или
равен октаве; — тембр: тембральная насыщенность или интегральное количество
обертонового состава спектра голоса (бедный спектр, богатый, разный); вибрато
(нормальное, аномальное, отсутствует); вокальная позиция (близкая, далекая, высокая,
низкая); звонкость и полетность; ровность звука по тембру; степень напряженности;
регистр (грудной, фальцетный, микстовый); — дикция: разборчивая, неразборчивая,
указываются дефекты речи, осмысленность, выравненность гласных и способ
артикуляции; — динамический диапазон: mp-p, mf-mp, f-pp; — интонация: качество
интонации (плохое, среднее, хорошее).
4. Ритмический слух – умение различать разные по длительности звуки.
5. Эмоциональная выразительность – оценивается по степени выражения эмоций в
пении, чтении литературных произведений.
6. Особенности характера оцениваются путем наблюдения по наличию: интереса и
внимания; готовности выполнить любое задание; инициативы и др. Качество звука,
степень развития ритмического слуха оценивается методом аудиторского анализа,
эмоциональная выразительность, особенности характера при наблюдении,
музыкально-слуховое восприятие, образное мышление - в процессе письменных и
устных ответов.

28

Промежуточная аттестация обучающихся
Стартовый уровень
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, выступлений.
Контрольные занятия, зачеты проходят в виде исполнения концертных номеров в рамках
промежуточной аттестации, завершающих полугодие.
Система оценок в рамках промежуточной аттестации и итоговой аттестации предполагает
десятибалльную шкалу в абсолютном значении:
Оценка в
баллах
10-8
«отлично»
7-5
«хорошо»
4-2
«удовлетвор
ительно»
2-0
«неудовлетв
орительно»

Критерии оценивания выступления
Выступление обучающегося может быть названо концертным.
Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная вокальная техника,
безупречные стилевые признаки, выразительность и убедительность артистического
облика в целом.
Хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным намерением, но
имеется некоторое количество погрешностей, в том числе вокальных и стилевых.
Слабое выступление. Текст исполнен неточно.
Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьёзные
недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного аппарата.
Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового
контроля.
Очень слабое исполнение, без стремления петь выразительно.
Музыкальный материал исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок.

29

Итоговая аттестация обучающихся
Стартовый уровень
Оценивается уровень развития музыкальных способностей, сформированности
музыкальных функций (в динамике); мелодического, ритмического слуха, диапазона
голоса, координации движений. Также оцениваются в целом результаты концертного
выступления, качество выполнения заданий, усвоения полученных знаний, уровень
самостоятельной работы, степень участия ребенка в творческих делах, богатство средств
выразительности, умение самостоятельно сделать выбор, навык публичного выступления.
При оценке учащегося учитывается его участие в выступлениях вокального коллектива,
индивидуальная и групповая проверка знаний вокальных партий, данные диагностики
музыкальных способностей.
Качества певческого голоса
Показатели
№
Ф. И.
Звуковыс
Чистота
Средства
№
Динамическ
Ритмич
обучающегося отный
Тембр Дикция
интониров
выразитель
п/п
ий диапазон
ность
диапазон
ания
ности

Основные параметры и оценочные критерии диагностики творческой
индивидуальности.
К каждому показателю разработаны качественные характеристики уровня их
проявления.
Для анализа творческой индивидуальности обучающихся разработаны параметры
критериев, учитывающих степень проявления и влияния творческой индивидуальности на
их социализацию:
С - самостоятельность – проявление самостоятельности в отношении к процессу
и результату музыкальной деятельности, проявление самостоятельности в решении
поставленной педагогом задачи, гибкость в формировании замысла;
А - активность – проявление эмоций в процессе создания музыкального образа,
отражение эмоционально-ценностных отношений «образа Я» в структуре
музыкального произведения, опыта осмысления объективной реальности в
исполнительской деятельности, волевая активность в достижении результата
деятельности;
СХВ - своеобразие художественного восприятия – интерес к эстетически
выразительным объектам действительности и искусства, ценностное отношение к
продуктам творческой деятельности сверстников, проявление эмпатии, чувства
сопереживания и сопричастности к другим людям.
Выделенные параметры базируются на личностно-ориентированном подходе к
обучению и позволяют оценить творческую индивидуальность обучающихся в процессе
совместного творчества как основной аспект социализации личности.

30

Итоговая диагностика музыкального развития
Базовый уровень
По результатам диагностики можно выявить следующее результаты:
Высокий уровень развития музыкальных способностей от 10-7 баллов,
Средний уровень развития музыкальных способностей от6 -5 баллов,
Низкий уровень от 4балла и ниже.
Ф. И.
обучающегося

Музыкальные способности

Сценичность

Работа с
микроф
оном

Итоговый
показатель

Музыкаль
ноЛадовое
Чувство Артистич Сценическое
слуховые
чувство
ритма
ность
движения
представле
ния

Диагностический конструктор вокальных способностей обучающихся
_________________________
Свободное
Чистота
Правильная дикция,
Ансамблевый
№
Ф. И.
овладение
интонации, а
артикуляция,
строй при
п\п обучающегося
певческими
также чувство культура поведения на
исполнении
навыками
ансамбля
сцене

№ Фамилия Имя
п\п обучающегося

Ритмично двигается в
Выполняет
соответствии с
определенные
характером и
танцевальные
динамикой музыки
движения

Самостоятельно
инсценирует
содержание
песен

Итоговый
показатель
(среднее
значение)

Итоговый показатель

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».