Фантазеры

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Фантазёры»
Возраст обучающихся: 5-15 лет
Срок реализации: 4 года

Авторы-составители:
Померанцева Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
Кодочигова Елена Алексеевна,
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения
РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на синтез
классической, народной, историко-бытовой и современной хореографии, а также
включает набор интегрированных дисциплин, которые помогают детям адаптироваться к
репетиционно-постановочной работе. Содержание программы разработано в соответствии
с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный
план развития каждого обучающегося.
Содержание учебной программы включает основы хореографического искусства,
развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а также
воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного
социального, интеллектуального и нравственного развития.
Хореографическое искусство – массовое искусство доступное всем.
Дополнительное образование – это одна из возможностей человека вхождения в
социальную деятельность через собственный выбор сфер творчества. Оно направлено на
развитие творческого потенциала детей, обеспечение условий для творческого роста и
создание возможностей творческого развития, этому служит художественно-эстетическое
воспитание, в частности, занятия хореографией. Благодаря систематическому
образованию и воспитанию – дети приобретают общую эстетическую и танцевальную
культуру. Развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает детям более
тонко воспринимать мир профессионального хореографического искусства. Занятия
хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют
определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические
показатели человека: физическое здоровье и выносливость, гармоничное телосложение.
Программа «Фантазеры» намечает определенный объём материала, который может
быть использован или изменён с учётом состава танцевального коллектива, физических
данных и возможностей каждого обучающегося, а также с учетом особенностей
организации учебного процесса: разновозрастных, разноуровневых групп детей,
нестандартностью индивидуальных результатов обучения.
Новизна программы заключается в том, что в ней учтены и адаптированы к
возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики,

2

включающие: гимнастику, ритмику, классический, историко-бытовой, народносценический и современный танец.
Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью данной
образовательной программы, в связи с изучением разных направлений танца, является ее
комплексность и мобильность. По возможности, учитывается фактор как опережающего,
так и отстающего развития. Если отдельные обучающиеся легко овладевают учебной
программой, то у них есть всегда возможность освоить все последующие этапы обучения,
а если не справляются, то у них всегда есть возможность закончить обучение на
определенном этапе.
Главным достоинством данной образовательной программы является сумма
особенностей программного материала по различным видам танца, что позволяет
ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой
подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на
развитие их сценической культуры. В соответствии с социальными заказами на разные
проводимые мероприятия приходится обращаться к разным направлениям танца:
⎯ к народному танцу (в основном, на основе проживающих в данном регионе
народов);
⎯ к классическому танцу, как к основной учебной дисциплине (в форме тренажа для
развития техники и выразительности).
Именно эти направления танца являются основными разделами данной программы.
Классический танец – это главная система выразительных средств балетного
искусства, выработанная великим педагогом классического танца А. Вагановой. Предмет
«классический танец» является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин,
источником высокой исполнительской культуры. В процессе обучения развиваются
физические данные учащихся, формируются необходимые технические навыки,
накапливается определенный запас лексики. Занятия классическим танцем оказывают
также воспитательное воздействие: у учеников вырабатываются такие качества, как
трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, аккуратность.
Народный танец – родоначальник всех видов хореографического искусства и
профессиональной хореографии. Народно-сценический танец знакомит с сокровищницей
народного танцевального искусства, учит пользоваться ею и прививает любовь к этому
виду танца, а также предполагает большую работу над характером танца. Система
тренажа народно-сценического танца построена на методике преподавания И. Моисеева.
Кроме этих основных разделов программа включает в себя такие разделы как:
«Ритмика», «Постановочная и индивидуальная работа», «История танца» (выбор тем по
усмотрению педагога), раздел «Система творческих заданий» на развитие творческой
свободы детей - курс актерского мастерства (выбор упражнений по усмотрению педагога).
Характерными особенностями данной программы являются достижение
максимальной усвояемости материала за счет темпоритма занятий и наличие собственной
системы хореографической работы с детьми с использованием инновационных приемов и
методов обучения:
⎯ мастер-классов (с приглашением педагогов других танцевальных коллективов),
⎯ применением психофизических тренингов для создания комфортной обстановки и
развития креативности;

3

⎯ презентаций самостоятельных работ обучающихся – творческие танцевальные
конкурсы внутри коллектива и показ этих работ на концертах.
Предполагаемые возрастные группы:
Адресат программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации
программы от 5 до 15 лет.
Возрастные особенности. У обучающихся идет довольно пропорциональное
увеличение роста и веса, мышцы становятся более крепкими, происходит активное
развитие функций головного мозга, что способствует его интенсивной работе. Изменяется
соотношение между процессами возбуждения и торможения. Процесс торможения
становится сильнее, хотя возбудимость еще достаточно велика. Дети охотно включаются в
занятия по танцу. В этом возрасте детский организм отличается большой активностью и
восприимчивостью, ему свойственно стремление действовать и выполнять все подвижные
задания. Способность к настойчивости в работе определяется именно в этот период, так
как внимание у детей достаточно устойчиво, они очень впечатлительны и наблюдательны,
с большой активностью относятся к созданию танцевального образа.
Режим занятий. В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
учебных часа. Во все последующие года обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по
2 часа. В соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
школьников составляет 40 минут, для дошкольников 25-30 минут
Объем общеразвивающей программы. Первый год обучения -144 часа, второй год
бучения – 216 часов, третий год обучения – 216 часов, четвертый год обучения – 216
часов. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы – 792 часа.
Срок освоения программы - 4 года, продолжительность образовательного
процесса: 144 учебные недели - 36 учебных месяцев.
Количество детей в учебной группе не более 20 человек.
Уровневость общеразвивающей программы. Данная программа состоит из трех
отдельных этапов с общим сроком реализации 4 года. Первые два этапа могут быть
полностью самостоятельными.
«Стартовый уровень»- первый тематический этап «Фантазеры» рассчитан на
первый учебный год и включает в себя раздел «Ритмика». Этот раздел имеет
ознакомительный и общеразвивающий характер обучения. Он построен на
здоровьесберегающих технологиях и игровой форме обучения с применением
ритмопластики.
«Базовый уровень» - второй тематический этап обучения «Я хочу танцевать», он
рассчитан на второй и третий учебные года. На данном уровне обучения возможен
дополнительный набор в группу в связи с тем, что начинается изучение двух основных
разделов «Классический танец» и «Народно-сценический танец». В процессе занятий дети
получают определенные навыки на уровне их применения, а также в их сознании
формируется представление о хореографическом искусстве.
«Продвинутый уровень»- третий тематический этап обучения «Искусство танца»
рассчитан на четвертый учебный год (творческий уровень). Этот этап предполагает
изучение раздела «Современная хореография» с формированием осознания творческой
свободы личности. «Искусство танца» может быть только продолжением первых двух
этапов.

4

Форма обучения очная.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, контрольные
упражнения и задания, анкеты и тесты, тематические викторины и кроссворды, открытые
занятия, концертная деятельность, конкурсы и фестивали разного уровня.
Цель программы – формирование и развитие творческих способностей
обучающихся средствами хореографического искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
⎯ сформирование интереса к танцевальному искусству;
⎯ формирование важных музыкально-двигательных навыков и умений, танцевальноритмической координации и выразительности;
⎯ усвоение теоретических знаний в области современной хореографии.
Развивающие:
⎯ корректировка физических недостатков строения тела;
⎯ совершенствование физических способностей;
⎯ развитие умений самостоятельного творческого и духовного энергетического
наполнения;
⎯ развитие памяти, творческого мышления, воображения.
Воспитательные:
⎯ формирование моральных, волевых, эстетических качеств, умственного кругозора,
общей культуры поведения;
⎯ воспитание устойчивого интереса к занятиям и потребности к творческому
самовыражению;
⎯ воспитание дружного коллектива;
⎯ воспитание правильного отношения к здоровому образу жизни.
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯

Реализация программы возможна на основе следующих принципов:
целенаправленность учебного процесса;
систематичность и регулярность занятий;
постепенность развития природных данных обучающихся;
последовательность в овладении лексикой и техническими приёмами танца;
доступность учебного материала;
учёт возрастных физических и технологических возможностей детей;
результативность обучения;
индивидуальный подход в обучении;
учёт специфических особенностей региональной культуры;
комфортная эмоциональная среда на занятиях в коллективе.

5

Учебный (тематический) план
Первый этап обучения «Фантазеры»
(Стартовый уровень)
№
1.

Название разделов,
тем
Вводные занятия

Количество часов
Всего Теория Практика
4
2
2

Ритмика
а) постановка корпуса
б) развитие чувства
ритма
в) ориентация в
пространстве
г) танцевальные
элементы
д) parterre
Система
творческих
заданий

82
8
6

5
1
1

77
7
5

10

1

9

12

1

11

46
8

1
-

45
8

4.

Постановочная и
индивидуальная
работа

28

-

28

5.

Организационномассовые мероприятия
воспитательного
характера
Итоговые занятия

14

-

14

8

1

7

Всего:

144

8

136

2.

3.

6.

Формы аттестации
/контроля
Входящий контроль.
Диагностика

Текущий контроль.
Самостоятельная работа
Наблюдение и оценка
исполняемых движений

Текущий контроль.
Самостоятельная работа
Грамотность, кол-во и
качество исполняемых
движений
Текущий контроль.
Самостоятельная работа
Грамотность, кол-во и
качество исполняемых
движений
Итоговый контроль
Наблюдение и оценка
освоения программы
обучения
Тестирование

Содержание учебного (тематического) плана
Стартовый уровень
1. Вводные занятия:
Теория: Начало творческого пути. Планы и задачи программы. Правила поведения на
занятиях. Ознакомление с оборудованием танцевального зала, приспособлениями,
организацией учебного времени. Правила техники безопасности.
Практика: Проведение входного контроля.
2. Раздел: Ритмика
А) Работа над постановкой корпуса:
Теория: Изучение позиций ног: VI, I, II.
Изучение положений рук: на поясе, варианты простых pordebras с вытянутыми руками.
Постановка спины:
⎯ упражнения на ассоциациях (“солдатик”, “столбик” и т.д.);
⎯ работа с предметами (палка, скакалка).
Упражнения на натянутость ног и постановку спины:
6

⎯ вattmanttendu вперёд по VI позиции;
⎯ ходьба с носочка на п/п, на пятках, шаг с высоким подъёмом ног с сокращением
стопы в воздухе.
Б) Работа над развитием чувства ритма:
Упражнения на развитие чувства ритма и определение законченности музыкальных фраз:
⎯ разучивание различных стихов и считалок с ударением на сильную долю при
работе под музыку;
⎯ всевозможные ритмические рисунки с хлопками и притопами на разные
музыкальные доли, на начало и конец музыкальной фразы.
В) Работа над умением ориентироваться в пространстве:
⎯ деление зала по точкам;
⎯ умение держать линию, колонну;
⎯ соблюдать интервалы, строить круг;
⎯ соблюдать интервалы во время движения;
⎯ знать своё место в зале.
Г) Танцевальные элементы:
⎯ бег;
⎯ прыжки по VI позиции;
⎯ приставной шаг;
⎯ приставной шаг с plie;
⎯ вынос ноги на каблук в сторону;
⎯ притоп;
⎯ подскоки на месте и в продвижении;
⎯ галоп.
Д) Parterre:
⎯ постановка спины (работа с палочками);
⎯ работа стоп;
⎯ упражнения на натянутость ног;
⎯ растяжка;
⎯ упражнения на гибкость;
⎯ профилактика сколиоза (упражнения на растягивание позвоночника).
3. Раздел: Система творческих заданий
«Изоляция»
⎯ Голова: наклоны, повороты, круги, полукруги, sundari. Движения исполняются вперёдназад и из стороны в сторону, диагонально, крестом и квадратом.
⎯ Плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги, «восьмёрка», твист,
шейк.
⎯ Грудная клетка: движения из стороны в сторону и вперёд-назад, горизонтальные и
вертикальные кресты и квадраты. Начинать кресты и квадраты с разных точек.
⎯ Пелвис: крест, квадрат, круги, полукруги, «восьмёрка» shimmi, Iellyroll.
⎯ Движения изолированных ареалов, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей
рукой целиком, переводы из положения в положение, основные позиции и их
варианты.
7

⎯ Ноги: движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп). Переводы стоп из
параллельного в выворотное положение. Исполнение всех движений как по
параллельным, так и по выворотным позициям. Ротация бедра, исполнение движений
выворотной и не выворотной ногой.
4. Раздел: Постановочная и индивидуальная работа
Практика: Разучивание простых танцевально-ритмических комбинаций и
танцевальных этюдов на основе пройденных движений с четко выраженным
квадратным построением.
5. Раздел: Организационно-массовые мероприятия воспитательного характера
Практика: Построение мероприятий от частного к общему предполагает общение
детей по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия.
6. Раздел: Итоговые занятия (концертная деятельность). Диагностика
Игра «Чему мы научились?» (итоговая аттестация).
Вручение талисмана студии – «Фантазеры».

⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯

Планируемые результаты
В конце первого года обучения дети будут:
иметь представление о двигательных функциях тела;
иметь простые навыки двигательной координации и памяти;
знать понятие «ритм»;
знать понятия «вступление», «начало», «конец» хореографического предложения;
уметь ориентироваться в танцевальном зале;
иметь навыки исполнения простых танцевальных комбинаций.

8

Учебный (тематический) план
Второй этап обучения «Я хочу танцевать»
(Базовый уровень)
№
1.

Название разделов,
тем
Вводные занятия

Количество часов
Всего Теория Практика
4
2
2

Ритмика
а) постановка корпуса
б) развитие чувства
ритма
в) ориентация в
пространстве
г) танцевальные
элементы
д) parterre
Классический танец
Народно-сценический
танец

32
6
6

2
-

30
6
6

4

-

4

10

2

8

6
45
57

1
1

6
44
56

5.

История танца

2

2

-

6.

Система
творческих
заданий

18

-

18

Постановочная и
индивидуальная
работа

36

-

36

Организационномассовые мероприятия
воспитательного
характера
Итоговые занятия

16

-

16

8

1

7

Всего:

216

8

208

2.

3.
4.

Формы аттестации
/контроля
Входящий контроль
Диагностика

Текущий контроль
Самостоятельная работа
Наблюдение и оценка
исполняемых движений

Текущий контроль
Грамотность, кол-во и
качество исполняемых
движений
Промежуточный контроль
Самостоятельная работа
Текущий контроль
Самостоятельная работа
Грамотность, кол-во и
качество исполняемых
движений
Текущий контроль
Самостоятельная работа
Грамотность, кол-во и
качество исполняемых
движений
Итоговый контроль
Наблюдение и оценка
освоения программы
обучения
Тестирование

Содержание учебного (тематического) плана
Второй год обучения
1. Вводные занятия:
Теория: Продолжение творческого пути. Планы и задачи программы на второй год
обучения. Повторение правил поведения на занятиях. Правила техники безопасности.
Практика: Проведение входного контроля.
2. Раздел: Ритмика
А) Работа над постановкой корпуса:
⎯ Изучение III позиции ног.
9

⎯ Изучение положение рук: «за юбочки» (девочки).
⎯ Постановка спины: продолжение работы с предметами.
Б) Работа над развитием чувства ритма:
Упражнения на развитие чувства ритма:
⎯ сочетание хлопков и притопов;
⎯ сочетание прыжков и шагов.
В) Работа над умением ориентировать в пространстве:
Сочетание упражнений на натянутость ног и перемещений в пространстве:
⎯ варианты ходьбы по диагонали, по кругу;
⎯ танцевальные движения на месте и в продвижении по залу в различных
направлениях.
Движения в пространстве:
⎯ прочёсы;
⎯ змейка;
⎯ до за до
Положение в паре:
⎯ в продвижении по кругу;
⎯ по диагонали;
⎯ лицом друг к другу.
Г) Танцевальные элементы:
⎯ шаг с plie;
⎯ double шагсplie;
⎯ pas полонеза;
⎯ pas польки.
Д) Parterre: в положении сидя (руки на поясе) и лёжа на полу:
⎯ работа над спиной;
⎯ работа стоп по позициям ног;
⎯ упражнения на натянутость ног;
⎯ упражнения на развитие выворотности;
⎯ растяжка;
⎯ упражнения на развитие гибкости;
⎯ упражнения на растягивание позвоночника.
3. Раздел: Классический танец
Практика: Экзерсис у станка
1. Постановка корпуса лицом к палке: позиции ног I, II, III, V и IV выв.позиции.
2. Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III (сначала изучаются на середине
зала при неполной выворотности ног).
3. Demi – plies: I, II, III, V, IV позиции.
4. Battementstendus в сторону, вперёд, назад (сначала на 4 т 4/4, позже на 1 т. 4/4):
⎯ по I позиции;
⎯ demi – plies по I позиции;
⎯ по V позиции;
⎯ demi – plies по V позиции;
⎯ passe par terreпо I позиции.
10

Понятие направлений endehorsendedans .
Demi rond de jambe par terre en dehors en dedans.
Rond de jambe par terre en dehors en dedans с остановкойпо ¼ круга.
Battements releveslentsна 45 градусов в сторону, вперёд, назад как подготовка к
battements tendusjetes.
9. Положение ноги surlecou – de – pied основное и условное спереди и сзади.
10. Releves на п/п по I, II позициям с вытянутых ног и с demi – plie.
11. Battementsreleveslents на 90 градусов с I и V позиций в сторону, вперёд и назад.
Экзерсис на середине зала
1. Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III.
2. Поклон по I позиции.
3. Demi – plies по I, II, III, V, IV позиция en face.
4. Battements tendus в сторону, вперёд, назад:
⎯ по I позиции;
⎯ demi – plies по I позиции.
5. Demi rond de jambe par terre en dehors en dedans.
6. Battementsreleveslents на 45 градусов в сторону, вперёд, назад по I позиции.
7. I port de bras.
Allegro
1. Трамплинные прыжки по VI, I, II позициям.
2. Tempssaute по I, II на середине, V позиции лицом к палке.
3. Changementdepied по V позиции лицом к палке.
4. Раздел: Народно – сценический танец
Практика:
Экзерсис у станка
1. Demiи grandplieпо I, II, III, V позициям:
⎯ с акцентом вниз;
⎯ с акцентом наверх.
2. Battementstendus:
⎯ с переходом Р.Н. с носка на каблук;
⎯ с подъмом пятки О.Н.;
⎯ с plie момент перевода ноги на каблук.
3. Battements tendusjetes:
⎯ основной вид;
⎯ с demi-plie в момент броска;
⎯ с demi-plie в момент возввращения Р.Н. в III позицию;
⎯ с подъёмом пятки О.Н.
4. Каблучные упражнения:
⎯ основной вид;
⎯ с разворотом бедра и удара подушечкой Р.Н.;
⎯ бросок прямой ногой с сокращенной стопой.
5. Подготовка к flic – flac:
⎯ Основной вид;
⎯ с ударом подушечкой Р.Н. в III позицию;
⎯ с переступанием.
5.
6.
7.
8.

11

6. Характерный ronde de iambe и ronde de pied:
⎯ до стороны;
⎯ полный ronde;
⎯ с plie.
7. Выстукивания:
⎯ поочередные удары всей стопой;
⎯ двойные удары;
⎯ двойные с подскоком;
⎯ с переносом Р.Н. из положения III поз.спереди в положение III поз. сзади и с
разворотом в невыворотное положение;
⎯ «русский ключ» – простой.
8. Battements fondus– основной вид.
9. Pas tortille:
⎯ основной вид;
⎯ с двойным поворотом стопы.
10. Подготовка к «верёвочке» и «верёвочка»:
⎯ основной вид;
⎯ с подъёмом на п/п О.Н. в момент подъёма Р.Н. вверх;
⎯ с разворотом бедра.
11. Battements developpe:
⎯ Основной вид;
⎯ сplie.
12 Grand battements jetes:
⎯ основной вид;
⎯ с опусканием Р.Н. в положение pointe или на каблук;
⎯ с demi-plie на О.Н. и задержакой ноги в воздухе.
Упражнения лицом к станку:
13.Подготовка к «голубцу».
14.Подготовка к «штопору» и «штопор».
6. Подготовка к «качалочке» и «качалочка».
7. Releveна п/п.
8. Перегибы корпуса.
Экзерсис на середине
Элементы русского танца
1. Положениеног, рук, позы.
2. Поклоны.
3. Ходы: бытовой с притопом, переменный, девичий плавный ход, дробный ход,
шаркающий шаг.
4. Припадание.
5. Ковырялочки.
6. Металочки.
7. Дробныеходы.
8. Вращения.
9. Присядки: на каблук по II позиции, «мяч», «ползунок».
12

10. Хлопушки.
Начало прохождения комбинаций, составленных из пройденных элементов русского
танца.
Элементы танцев народов Прибалтики
1. Лёгкий бег.
2.
Шаги с подскоками.
3.
Варианты польки.
4.
Галоп. Боковой ход.
Танцевальная комбинация на основе одного из танцев Прибалтики.
Элементы чувашского танца
1. Положения и движения рук.
2. Ходы: бытовой, сценический плавный, переменный, с припаданием.
3. Шаги с выносом ноги на каблук.
4. Гармошка.
5. Па де баск на каблук.
6. Присядка по VI позиции.
Танцевальная комбинация.
Элементы белорусского танца
1. Положения рук, ног, позы.
2. Ход “лявониха”.
3. Боковой ход с подбивкой (галоп).
4. Тройной притоп.
5. Подскоки, шаги с переступаниями.
6. Полька.
Танцевальная комбинация.
Элементы украинского танца
1. Положения ног, рук, корпуса. Позы.
2. “Бегунец”.
3. “Голубцы”.
4. “Выхилястник”.
5. “Верёвочка”.
6. “Тынок”.
Танцевальная комбинация.
5. Раздел: История народного танца
Теория:
⎯ система народно-сценического и характерного тренажа;
⎯ народный танец – источник всех видов хореографии;
⎯ формы народного танца,
⎯ сценический танец.
6. Раздел: Система творческих заданий
Практический материал: Набор упражнений. Например, «Кросс. Перемещение в
пространстве»
⎯ Шаги с трамплинным сгибанием колен при передвижении из стороны в сторону и
вперёд-назад.
⎯ Шаги по квадрату.
13

⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
7.

Шаги с мультипликацией.
Основные шаги афро танца.
Трёхшаговые повороты и полуповороты на двух ногах.
Триплеты с продвижением вперёд, назад и по кругу.
Прыжки: hop, jump, leap. (см. Приложения)
Раздел: Постановочная работа
Практика: Разучиваются танцевальные комбинации и этюды на взаимодействие.
Постановка номеров на основе пройденных танцевальных движений. Использование
музыкального материала: эстрадная, народная музыка в соответствующей обработке для
данного возраста.
8. Раздел: Организационно-массовые мероприятия воспитательного характера
Практика: Вхождение в образное содержание выбранной роли, перевод образа из
одного художественного ряда в другой, уход от общих шаблонов с развитием
ассоциативного мышления. Построение мероприятий от частного к общему.
9. Раздел: Итоговые занятия (концертная деятельность). Итоговая диагностика
Игра «Что мы умеем?» (итоговая аттестация).
Вручение наград за самый эмоционально-двигательный образ.
Планируемые результаты
В конце второго года обучения дети будут:
⎯ владеть навыками постановки корпуса (держать осанку);
⎯ иметь простые навыки комбинированных движений;
⎯ знать простые музыкальные размеры 2\4,3\4,4\4 и владеть ритмическим рисунком
исполнения движений;
⎯ уметь ориентироваться на сценической площадке;
⎯ иметь представление о сценической культуре;
⎯ уметь самостоятельно создавать эмоционально-двигательный образ.

14

Учебный (тематический) план
Второй этап обучения «Я хочу танцевать»
(Базовый уровень)
№
1.

Название разделов,
тем
Вводные занятия

Количество часов
Всего Теория Практика
4
2
2

Ритмика
а) постановка корпуса
б) развитие чувства
ритма
в) ориентация в
пространстве
г) танцевальные
элементы
д) parterre
Классический танец
Народно-сценический
танец

18
-

-

18
-

-

-

-

18

-

18

60
64

1
1

65
63

5.

История танца

2

2

-

6.

Система
творческих
заданий

14

-

14

Постановочная и
индивидуальная
работа

32

-

32

Организационномассовые мероприятия
воспитательного
характера
Итоговые занятия

16

-

16

6

1

5

Всего:

216

7

209

2.

3.
4.

Формы аттестации
/контроля
Входящий контроль
Диагностика

Текущий контроль
Самостоятельная работа
Наблюдение и оценка
исполняемых движений

Текущий контроль
Грамотность, кол-во и
качество исполняемых
движений
Промежуточный контроль
Самостоятельная работа
Текущий контроль
Самостоятельная работа
Грамотность, кол-во и
качество исполняемых
движений
Текущий контроль
Самостоятельная работа
Грамотность, кол-во и
качество исполняемых
движений
Итоговый контроль
Наблюдение и оценка
освоения программы
обучения
Тестирование

Содержание учебного (тематического) плана
Третий год обучения
1. Вводные занятия:
Теория: Продолжение творческого пути. Планы и задачи программы на третий год
обучения. Повторение правил поведения на занятиях. Правила техники безопасности.
Практика: Проведение входного контроля.
2. Раздел: Ритмика
А) Работа над постановкой корпуса:
⎯ Изучение III позиции ног.
15

⎯ Изучение положение рук: «за юбочки» (девочки).
⎯ Постановка спины: продолжение работы с предметами.
Б) Работа над развитием чувства ритма:
Упражнения на развитие чувства ритма:
⎯ сочетание хлопков и притопов;
⎯ сочетание прыжков и шагов.
В) Работа над умением ориентировать в пространстве:
Сочетание упражнений на натянутость ног и перемещений в пространстве:
⎯ варианты ходьбы по диагонали, по кругу;
⎯ танцевальные движения на месте и в продвижении по залу в различных
направлениях.
Движения в пространстве:
⎯ прочёсы;
⎯ змейка;
⎯ до за до
Положение в паре:
⎯ в продвижении по кругу;
⎯ по диагонали;
⎯ лицом друг к другу.
Г) Танцевальные элементы:
⎯ шаг с plie;
⎯ double шагсplie;
⎯ pas полонеза;
⎯ pas польки.
Д) Parterre: в положении сидя (руки на поясе) и лёжа на полу:
⎯ работа над спиной;
⎯ работа стоп по позициям ног;
⎯ упражнения на натянутость ног;
⎯ упражнения на развитие выворотности;
⎯ растяжка;
⎯ упражнения на развитие гибкости;
⎯ упражнения на растягивание позвоночника.
3. Раздел: Классический танец
Практика:
Экзерсис у станка
5. Постановка корпуса лицом к палке: позиции ног I, II, III, V и IV выв.позиции.
6. Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III (вначале изучаются на середине
зала при неполной выворотности ног).
7. Demi – plies: I, II, III, V, IV позиции.
8. Battementstendus в сторону, вперёд, назад (сначала на 4 т 4/4, позже на 1 т. 4/4):
⎯ по I позиции;
⎯ demi – plies по I позиции;
⎯ по V позиции;
⎯ demi – plies по V позиции;
⎯ passe par terreпо I позиции.
16

12. Понятие направлений endehorsendedans .
13. Demi rond de jambe par terre en dehors en dedans.
14. Rond de jambe par terre en dehors en dedans с остановкой по ¼ круга.
15. Battements releveslentsна 45 градусов в сторону, вперёд, назад как подготовка к
battements tendusjetes.
16. Положение ноги surlecou – de – pied основное и условное спереди и сзади.
17. Releves на п/п по I, II позициям с вытянутых ног и с demi – plie.
18. Battementsreleveslents на 90 градусов с I и V позиций в сторону, вперёд и назад.
Экзерсис на середине зала
8. Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III.
9. Поклон по I позиции.
10. Demi – plies по I, II, III, V, IV позиция en face.
11. Battements tendus в сторону, вперёд, назад:
⎯ по I позиции;
⎯ demi – plies по I позиции.
12. Demi rond de jambe par terre en dehors en dedans.
13. Battementsreleveslents на 45 градусов в сторону, вперёд, назад поI позиции.
14. I port de bras.
Allegro
4. Трамплинные прыжки по VI, I, II позициям.
5. Tempssaute по I, II на середине, V позиции лицом к палке.
6. Changementdepied по V позиции лицом к палке.
4. Раздел: Народно – сценический танец
Практика:
Экзерсис у станка
12. Demiи grandplieпо I, II, III, V позициям:
⎯ с акцентом вниз;
⎯ с акцентом наверх.
13. Battementstendus:
⎯ с переходом Р.Н. с носка на каблук;
⎯ с подъмом пятки О.Н.;
⎯ с plie момент перевода ноги на каблук.
14. Battements tendusjetes:
⎯ основной вид;
⎯ с demi-plie в момент броска;
⎯ с demi-plie в момент возв.вращения Р.Н. в III позицию;
⎯ с подъёмом пятки О.Н.
15. Каблучные упражнения:
⎯ основной вид;
⎯ с разворотом бедра и удара подушечкой Р.Н.;
⎯ бросок прямой ногой с сокращенной стопой.
16. Подготовка к flic – flac:
⎯ Основнойвид;
⎯ с ударом подушечкой Р.Н. в III позицию;
⎯ спереступанием.
17

17. Характерный ronde de iambe и ronde de pied:
⎯ до стороны;
⎯ полный ronde;
⎯ с plie.
18. Выстукивания:
⎯ поочередные удары всей стопой;
⎯ двойные удары;
⎯ двойные с подскоком;
⎯ с переносом Р.Н. из положения III поз.спереди в положение III поз. сзади и с
разворотом в невыворотное положение;
⎯ «русский ключ» – простой.
19. Battements fondus– основной вид.
20. Pas tortille:
⎯ основной вид;
⎯ с двойным поворотом стопы.
21. Подготовка к «верёвочке» и «верёвочка»:
⎯ основной вид;
⎯ с подъёмом на п/п О.Н. в момент подъёма Р.Н. вверх;
⎯ с разворотом бедра.
22. Battements developpe:
⎯ Основной вид;
⎯ сplie.
12 Grand battements jetes:
⎯ основной вид;
⎯ с опусканием Р.Н. в положение pointe или на каблук;
⎯ с demi-plie на О.Н. и задержакой ноги в воздухе.
Упражнения лицом к станку:
13.Подготовка к «голубцу».
14.Подготовка к «штопору» и «штопор».
9. Подготовка к «качалочке» и «качалочка».
10. Releveна п/п.
11. Перегибы корпуса.
Экзерсис на середине
Элементы русского танца
11. Положениеног, рук, позы.
12. Поклоны.
13. Ходы: бытовой с притопом, переменный, девичий плавный ход, дробный ход,
шаркающий шаг.
14. Припадание.
15. Ковырялочки.
16. Металочки.
17. Дробные ходы.
18. Вращения.
19. Присядки: на каблук по II позиции, «мяч», «ползунок».
18

20. Хлопушки.
Начало прохождения комбинаций, составленных из пройденных элементов русского
танца.
Элементы молдавского танца
1. Позиции и положения рук:
- в парах
- в массовых танцах
2. Ходы и движения на месте:
- легкий бег
- шаги с подскоками
- бег с одной ноги
- «переплетающаяся дорожка»
- характерные шаги вперед через каблук
- боковой ход на одну ногу, другая поднимается под колено
- мелкие переступания на полупальцах на месте, вокруг себя и с продвижением в сторону
- прыжок с поджатыми ногами
- тройной перескок и остановка
- тройной перескок с одним ударом
- круговые движения ногой
Элементы венгерского танца
1.
Положение рук и ног.
2. Переступания из стороны в сторон
- одинарные
- двойные
- с поворотом на 180*
3. «Ключ» - удар каблуками
- одинарный
- двойной
4. Заключение (усложненный «ключ»)
- одинарный
- двойной
5. Шаг в сторону с двумя переступаниями (pas balance)
6. Перебор – три переступания на месте с открыванием ноги на 35*
7. Вращение soutenu
8. Винтообразный поворот
9. Парное вращение перекрестным ходом
10.Pas de bourree
11.Хлопки и хлопушки
- с «ключом», с отскоками в сторону
Работа над этюдами.
1. Молдавский танец
2. Венгерский танец
5. Раздел: История народного танца
Теория:
⎯ формы народного танца,
19

⎯ сценический танец.
6. Раздел: Система творческих заданий
Практический материал: Набор упражнений. Например, «Кросс. Перемещение в
пространстве»
⎯ Шаги с трамплинным сгибанием колен при передвижении из стороны в сторону и
вперёд-назад.
⎯ Шаги по квадрату.
⎯ Шаги с мультипликацией.
⎯ Основные шаги афро танца.
⎯ Трёхшаговые повороты и полуповороты на двух ногах.
⎯ Триплеты с продвижением вперёд, назад и по кругу.
⎯ Прыжки: hop, jump, leap. (см. Приложения)
7. Раздел: Постановочная работа
Практика: Танцевальные комбинации и этюды на взаимодействие. Постановка
танцевальных номеров на основе пройденных танцевальных движений. Использование
музыкального материала: эстрадная, народная музыка в соответствующей обработке для
данного возраста.
8. Раздел: Организационно-массовые мероприятия воспитательного характера
Практический материал: Вхождение в образное содержание выбранной роли,
перевод образа из одного художественного ряда в другой, уход от общих шаблонов с
развитием ассоциативного мышления. Построение мероприятий от частного к общему.
9. Раздел: Итоговые занятия (концертная деятельность). Итоговая диагностика
Практика: Подготовка и проведение итогового отчетного концерта.
Теория: Тестирование (оценка освоения программы третьего года обучения).
Планируемые результаты
В конце третьего года обучения дети будут:
⎯ владеть навыками постановки корпуса (держать осанку);
⎯ иметь простые навыки комбинированных движений;
⎯ знать простые музыкальные размеры 2\4,3\4,4\4 и владеть ритмическим рисунком
исполнения движений;
⎯ уметь ориентироваться на сценической площадке;
⎯ иметь представление о сценической культуре;
⎯ уметь самостоятельно создавать эмоционально-двигательный образ;
⎯ более раскрепощенными и артистически свободными в выражении своих эмоций
на сцене, научатся креативно мыслить.

20

Учебный (тематический) план
Третий этап обучения «Искусство танца»
(Базовый уровень)
№
1.

Название разделов,
тем
Вводные занятия

Количество часов
Всего Теория Практика
4
2
2

Ритмика
а) постановка корпуса
б) развитие чувства
ритма
в) ориентация в
пространстве
г) танцевальные
элементы
д) parterre
Классический танец
Народно-сценический
танец

12
-

-

12
-

-

-

-

12

-

12

53
75

1
1

52
74

5.

История танца

4

4

-

6.

Система
творческих
заданий

14

-

14

7.

Постановочная и
индивидуальная
работа

34

-

34

8.

Организационномассовые мероприятия
воспитательного
характера
Итоговые занятия

16

-

16

4

1

3

Всего:

216

9

207

2.

3.
4.

9.

Формы аттестации
/контроля
Входящий контроль
Диагностика

Текущий контроль
Самостоятельная работа
Наблюдение и оценка
исполняемых движений

Текущий контроль
Грамотность, кол-во и
качество исполняемых
движений
Промежуточный контроль
Самостоятельная работа
Текущий контроль
Самостоятельная работа
Грамотность, кол-во и
качество исполняемых
движений
Текущий контроль
Самостоятельная работа
Грамотность, кол-во и
качество исполняемых
движений
Итоговый контроль
Наблюдение и оценка
освоения программы
обучения
Тестирование

Содержание учебного (тематического) плана
Четвертый год обучения
1. Вводные занятия:
Теория: Продолжение творческого пути. Планы и задачи программы на третий год
обучения. Повторение правил поведения на занятиях. Правила техники безопасности.
Практика: Проведение входного контроля.
2. Раздел: Ритмика

21

Продолжается работа над постановкой корпуса и овладением движений классического
тренажа. Для развития силы ног увеличивается количество упражнений. Продолжается
разучивание поз на середине зала.
Par terre
1. Постановка спины:
⎯ работа головы при подтянутой спине в положении сидя;
⎯ работа стоп в этом же положении.
2. Выворотная позиция ног:
⎯ при натянутой и сокращённой стопе;
⎯ вариантыbattmenttendusjetes.
3. Работа над выворотностью.
⎯ passses;
⎯ releves;
⎯ developpes.
4. Работа над силой ног: grandbattments во всех направлениях.
5. Растяжки.12
6. Упражнения на гибкость.
В упражнения на полу могут включаться проученные позиции рук для различных
portdebras.
3. Раздел: «Классический танец»
Практика:
Экзерсис у станка
1. Grandplie по IV позиции.
2. Battementstendus:
⎯ Впозеepaulementetefface;
⎯ с demi – plie с переходом по IV позиции вперёд и назад, в сторону по II позиции.
⎯ battementssoutenus в сторону, вперёд, назад носком в пол.
3.Battementstendusjetesвсторону, вперёд, назад:
⎯ с demi – plie;
⎯ впозеepaulement et efface.
1. Rond de jambe par terre en dehors en dedans:
⎯ Слитнона 1 т. 2/4;
⎯ rond de jambe par terreнаplie.
2. Demironddejambe на 45 градусов endehorsendedans на всей стопе (по усмотрению
педагога).
3. Battementsfonduscpile – releve в сторону, вперёд, назад на всей стопе (по усмотрению
педагога).
4. Rond de jambe en lier en dehors en dedans.
5. Battementsdoublesfrappes в сторону, вперёд и назад носком в пол, позднее на 45
градусов.
6. Petits battements sur le cou – de – pied с акцентом вперёд и назад на 1 т. 2/4.
10. Battement developpe вперёд и назад.12
11. Crand battements jetes pointes (по усмотрению педагога).
12. Перегибы корпуса назад и в сторону лицом к станку.
Экзерсис на середине зала
1. Поклон с переходом по IVпозиции.
2. Grand plies по IV позиции en face, позднееe paulement.
22

3. Battementstendus:
⎯ demi – plie по II и IV позициям без перехода и с переходом на опорную ногу;
⎯ battementssoutenus.
4. Battements tendusjetesвсторону, вперёд, назад:
⎯ с I и V позиций;
⎯ с demi – plies в I и V позиций.
5. Rond de jambe par terre en dehors en dedans на 1 т. 4/4 слитно.
6. Demi rond de jambe par terre en dehors en dedans наplie.
7.Позы: ecartee вперёд и назад носком в пол.
15. III port de bras.
16. Battementsfondus носком в пол, позже на 45 градусов.
17. Battements frappes и double frappes на 45 градусов.
18. Battement developpe в строну.
19. Crandbattementsjetes в сторону, вперёд, назад с V позиции.
20. Releves на п/п по V позиции с вытянутых ног и с demi – plie.
Allegro
1. Pasechappe по II позиции на середине лицом к станку.
2. Pas assemble лицом к станку.
4. Раздел: Народно – сценический танец
Практика:
Экзерсис у станка
23. Demiи grandplieпо I, II, III, V позициям:
⎯ с акцентом вниз;
⎯ с акцентом наверх.
24. Battementstendus:
⎯ с переходом Р.Н. с носка на каблук;
⎯ с подъмом пятки О.Н.;
⎯ с plie момент перевода ноги на каблук.
25. Battements tendusjetes:
⎯ основной вид;
⎯ с demi-plie в момент броска;
⎯ с demi-plie в момент возввращения Р.Н. в III позицию;
⎯ с подъёмом пятки О.Н.
26. Каблучные упражнения:
⎯ основной вид;
⎯ с разворотом бедра и удара подушечкой Р.Н.;
⎯ бросок прямой ногой с сокращенной стопой.
27. Подготовка к flic – flac:
⎯ Основной вид;
⎯ с ударом подушечкой Р.Н. в III позицию;
⎯ с переступанием.
28. Характерныйronde de iambe и ronde de pied:
⎯ до стороны;
⎯ полный ronde;
⎯ с plie.
23

29. Выстукивания:
⎯ поочередные удары всей стопой;
⎯ двойные удары;
⎯ двойные с подскоком;
⎯ с переносом Р.Н. из положения III поз.спереди в положение III поз. сзади и с
разворотом в невыворотное положение;
⎯ «русский ключ» – простой.
30. Battements fondus– основной вид.
31. Pas tortille:
⎯ основной вид;
⎯ с двойным поворотом стопы.
32. Подготовка к «верёвочке» и «верёвочка»:
⎯ основной вид;
⎯ с подъёмом на п/п О.Н. в момент подъёма Р.Н. вверх;
⎯ с разворотом бедра.
33. Battements developpe:
⎯ Основной вид;
⎯ сplie.
12 Grand battements jetes:
⎯ основной вид;
⎯ с опусканием Р.Н. в положение pointe или на каблук;
⎯ с demi-plie на О.Н. и задержкой ноги в воздухе.
Упражнения лицом к станку:
⎯ Подготовка к «голубцу».
⎯ Подготовка к «штопору» и «штопор».
⎯ Подготовка к «качалочке» и «качалочка».
12. Releveна п/п.
13. Перегибы корпуса.
Экзерсис у станка
1. Plie:
⎯ demi и grandplie исполняются по невыворотным позициям;
⎯ в сочетании с работой корпуса.
2. Battements tendus:
⎯ с plie в момент возвращения Р.Н. в III позицию;
⎯ с подъёмом пятки О.Н. и с переходом на Р.Н.;
⎯ то же с ударом О.Н. в III позицию;
⎯ то же с двойным ударом О.Н.
3. Battements tendusjetes:
⎯ с demi-plie на протяжении исполнения всего упражнения;
⎯ balancoire;
⎯ с одинарным ударом ребром каблука (аналогично piqie);
⎯ с двойным ударом.
4. Каблучное упражнение:
⎯ с demi- ronde по воздуху на 45 градусов;
24

⎯ по VI позиции;
⎯ с мазком «от себя» и «к себе».
5. Flic – flac:
⎯ c ударом Р.Н. в III позицию всей стопой;
⎯ на croise;
⎯ с tombe на Р.Н. с одним ударом;
⎯ с подъёмом О.Н. на п/п;
⎯ со скачком на О.Н.
6. Характерный ronde de iambe и ronde de pied:
⎯ с поворотом пятки О.Н. (на вытянутой ноге);
⎯ по воздуху на вытянутой О.Н;
⎯ по воздуху с поворотом пятки О.Н.;
⎯ с поворотом пятки О.Н. с plie, Р.Н. по воздуху.
7. Подготовка к “верёвочке” спрыжком.
8. Упражнениядлябедра:
⎯ с п/п на п/п на протяжении всего движения;
⎯ упражнения исполняются на затакт.
9. Pas tortille:
⎯ одинарное с ударом;
⎯ одинарное с ударом и подъёмом на п/п.
10. Battements fondus:
⎯ на 45 градусов с подъёмом на п/п;
⎯ на 90 градусов с подъёмом на п/п.
11. Выстукивания:
⎯ чередование ударов п/п и каблуками;
⎯ удары каблуками в пол;
⎯ пятко-носковая дробь;
⎯ дробь «в три ножки»;
⎯ «русский ключ» – сложный.
12. Battements developpe:
⎯ с двойным ударом О.Н.;
⎯ сперегибомкорпуса.
13. Grand battements jetes:
⎯ с подъёмом на п/п в момент броска;
⎯ сподъёмом на п/п и demi-plie в момент броска;
⎯ ctombe-coupe;
⎯ ctombe-coupe с двойным ударом;
⎯ balancoire.
Элементы татарского танца
1. Положение рук головы.
2. Ходы: основной женский, мужской, на тройном переступании, мужской на подскоках.
3. «Чалуш-тру».
4. «Строчка».
5. «Укчабаш».
25

«Брама».
«Нанизывание» (женское).
Па де баск (женское и мужское).
Присядка по VI позиции
Танцевальная комбинация.
Элементы итальянского танца
1. Положение рук, владение тамбурином.
2. Бегтарантеллы:
⎯ Скрещивание ног и сзади;
⎯ Вынося ногу вперёд.
3. Прыжки в позах (atititude, arabesque).
4. Соскок (pas echappe).
5. Pas de bask.
Танцевальная комбинация.
Элементы польского танца
1. Ход мазурки.
⎯ pas courru;
⎯ pasgalla.
2. Открытие руки в мазурке («восьмёрка»)
3. Balance.
4. Голубцы.
5. Ключи.
6. Pas de bourree.
7. Различные варианты парных движений.
Танцевальная комбинация.
5. Раздел: История танца
Теория:
⎯ Разделы и виды современного танцевального искусства.
⎯ Балетный театр Франции, первые шедевры хореографии.
⎯ Истоки русского хореографического творчества.
⎯ Зарождение и становление действенного танца.
⎯ Новаторство Жан Жака Новера.
⎯ Развитие балетного театра Франции, Дании на рубеже XVIII-XIX веков.
⎯ Русский балетный театр на рубеже XVIII-XIX веков.
⎯ Русский балетный театр XX века.
⎯ Зарубежное искусство XX века.
6. Раздел: Система творческих заданий
Практика: «Упражнения для позвоночника»
⎯ Flatbask вперёд, назад и в сторону, полукруги и круги торсом. Deep body bend.
Twist и спираль.
⎯ Contraction, release, high release. Положение arch, low back, curve и body roll
(“волна” передняя, задняя, боковая).
«Координация»
⎯ Свинговое раскачивание двух центров.
6.
7.
8.
9.

26

⎯ Параллель и оппозиция двух центров.
⎯ Принцип управления “импульсивные цепочки”.
⎯ Координация движений рук и ног, без передвижения.
«Уровни»
⎯ Основные уровни: “стоя, “сидя, “лёжа”.
⎯ Упражнения стрэтч характера в различных положениях.
⎯ Переходы из уровня в уровень, смена положения на 8, 4, 2 счёта.
⎯ Упражнения на contraction и release в положении «сидя».
⎯ Движения изолированных центров.
«Комбинация или импровизация»
⎯ Комбинации на 32 и 64 такта, включающие движения изолированных центров,
шаги, смену уровней и т.д.
⎯ Танцевальные комбинации в стиле различных направлений современного
эстрадного танца.
Теоретический материал:
⎯ терминология;
⎯ история возникновения танца «Модерн».
7. Раздел: Постановочная и индивидуальная работа
Практика: Постановка танцевальных номеров на основе всего пройденного
материала и всех разделов танцев данной программы. Возможно, от 4 до 6
танцевальных номеров, в том числе сольных.
8. Раздел: Организационно-массовые мероприятия воспитательного характера
Практика: Построение мероприятий. Репетиционный процесс.
9. Раздел: Итоговые занятия. Концертная деятельность. Тестирование
Практика: Подготовка и проведение итогового отчетного концерта.
Теория: Тестирование (оценка освоения программы четвертого года обучения).
Планируемые результаты
В конце курса обучения у обучающихся сформируется:
⎯ определенная нравственная культура;
⎯ социальная адаптация, помогающая им преодолевать сложные жизненные
ситуации;
⎯ выраженное желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и
духовного развития;
⎯ умение лояльно относится к любым видам искусства, правильно их оценивать в
собственном сознании;
⎯ отношение к своему здоровью и физической выносливости.
Проявятся общественно-значимые результаты:
⎯ в процессе обучения будет создано творческое содружество детей с
преемственностью его участников;
⎯ повысится престиж ансамбля у родителей, общественности, специалистов;
⎯ будут достигнуты презентабельные результаты деятельности обучающихся в
ансамбле детей: призовые места в российских, международных фестивалях и
конкурсах минимум по одному в учебный год на каждом уровне.
27

Личностные результаты:
⎯ будут иметь представление о хореографическом искусстве;
⎯ научатся владеть практическими умениями и навыками, теоретическими знаниями
в объёме данной программы;
⎯ научатся чувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных
его проявлениях;
⎯ приобретут общую эстетическую и танцевальную культуру;
⎯ научатся самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и
теоретическими знаниями (эти результаты будут отслеживаться в процессе
концертных выступлений и зачетных формах подведения итогов обучения).

28

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график

1-ый год
обучения
2-ой год
обучения
3-ий год
обучения
4-ый год
обучения

1
полугодие
01. 0931. 12
01. 0931. 12
01. 0931. 12
01. 0931. 12

ОП
16
нед.
16
нед.
16
нед.
16
нед.

Зимние
праздники
01. 01. –
08. 01
01. 01. –
08. 01
01. 01. –
08. 01
01. 01. –
08. 01

2
полугодие
09. 0131. 05
09. 0131. 05
09. 0131. 05
09. 0131. 05

ОП
20
нед.
20
нед.
20
нед.
20
нед.

Летние
каникулы
01. 0631. 08
01. 0631. 08
01. 0631. 08
01. 0631. 08

Всего
в год
36 нед.
36 нед.
36 нед.
36 нед.

В организации танцевальных занятий используются следующие методы:
1. Практический метод – танцы, метод танцевальной импровизации (служащий
мостом между учебно-тренировочными занятиями и танцевальным искусством),
упражнения.
2. Метод действенного анализа - постановочно-репетиционный процесс.
Эти методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг
друга, развивают внимание, память, творческое воображение, помогают освоить базовые
танцевальные умения и навыки.
Методы обучения:
⎯ словесный (беседа, устное изложение, инструкция);
⎯ наглядный практический (выполнение работы по сценарию);
⎯ объяснительно-иллюстративный (видеоматериалы, иллюстрации);
⎯ репродуктивный (воспроизведение базовых элементов по образцу);
⎯ частично-поисковый (творческий поиск, «мозговой штурм»);
⎯ игровой (создание игровых ситуаций);
⎯ дискуссионный (вовлечение обучающихся в обсуждение).
Методы воспитания:
⎯ убеждение;
⎯ поощрение;
⎯ стимулирование;
⎯ мотивация.
Формы организации образовательного процесса являются:
⎯ фронтальная;
⎯ индивидуально-групповая;
⎯ групповая;
⎯ работа в парах.
Типы занятий:
⎯ комбинированный;
⎯ первичного ознакомления материала;
⎯ усвоение новых знаний;
29

⎯ применение полученных знаний на практике;
⎯ закрепления, повторения;
⎯ итоговое.
Структура занятия:
⎯ Организационный момент.
⎯ Разминка.
⎯ Теоретическая работа (по разделу, теме).
⎯ Практическая работа (по разделу, теме).
⎯ Рефлексия.
⎯ Домашнее задание.
Этапы занятия:
⎯ теория (рассказ педагога, инструкция, просмотр видеоматериала);
⎯ практика (отработка движений, связок движений, простых и сложных танцев);
⎯ чередование видов деятельности (интенсивная тренировка, спокойные упражнения,
танец).
Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида
деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Формы организации учебного занятия являются:
⎯ беседа;
⎯ экскурсия;
⎯ дискуссия;
⎯ мастерская импровизаций;
⎯ учебно-тренировочная деятельность;
⎯ репетиционно-постановочная деятельность.
Формы работы с родителями:
⎯ индивидуальная работа с родителями (беседы, творческое сотрудничество в
подготовке сценических номеров и изготовлении костюмов);
⎯ повышение образовательного уровня педагога и родителей (самообразование,
обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.);
⎯ приглашение родителей на выступления.
Педагогические технологии:
⎯ технология индивидуального обучения;
⎯ технология группового обучения;
⎯ технология коллективного взаимообучения;
⎯ технология разноуровнего обучения;
⎯ технология развивающего обучения;
⎯ игровая технология обучения;
⎯ коммуникативная технология обучения;
⎯ технология коллективной творческой деятельности.
Материально-техническое обеспечение программы:
⎯ кабинет с танцполом и зеркалами;
⎯ музыкальный центр;
⎯ фонотека (музыкальный материал);
30

⎯ костюмы и специальная обувь;
⎯ спортивные коврики.
Методическое и информационное обеспечение программы:
⎯ иллюстрации,
⎯ стенды,
⎯ сценарные разработки;
⎯ фотографии,
⎯ видео-аудио материалы к практическим темам программы.
Интернет-ресурсы:
⎯ Студия народного танца www.sgodnt.ru/kollektivy/sputnik
⎯ Общероссийская танцевальная организация. www.ortodance.ru/
⎯ Мероприятия RUSDANCEwww.rusdance.ru/
⎯ Хореографические танцевальные фестивали и конкурсы в России www.artcenter.ru/events/horeograficheskie/
⎯ Фестиваль международных фестивалей и конкурсов для детей
www.piramidatour.ru/topic/calendar-festivaley.html
⎯ Фестивали и конкурсы 2017 www.det-fond.ru/festivali.html
Педагогические кадры.
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
высшей категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми
старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для полноценной реализации данной программы используются следующие
виды контроля:
⎯ входящий контроль (диагностика детей - смотр, тестирование);
⎯ текущий контроль практических навыков осуществляется регулярно на каждом
занятии (педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся,
самостоятельная работа);
⎯ промежуточный контроль (участие в концертах, самостоятельная творческая
работа);
⎯ итоговый контроль проводится в конце учебного года, для выявления уровня
освоения обучающего курса, динамики изучения практических навыков, техники
танцевального исполнения (открытые занятия, концертная деятельность, конкурсы
различного уровня).
Педагогический мониторинг:
⎯ контрольные задания и тесты,
⎯ диагностика личностного роста и продвижения,
⎯ анкетирование,
⎯ ведение журнала учёта достижений обучающихся,
⎯ ведение оценочной системы (См. Приложение №1).
Формы аттестации:
⎯ зачет,
⎯ концертная деятельность,
31

⎯ открытое занятие,
⎯ танцевальные конкурсы,
⎯ творческие итоговые работы.
Формы подведения итогов:
⎯ анкетирование, опрос, тестирование;
⎯ отчетный концерт;
⎯ участие в конкурсах и праздниках;
⎯ открытое занятие;
⎯ музыкально-танцевальное соревнование.
Способы отслеживания результативности:
Два раза в год проводятся тестирования обучающихся:
⎯ контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости;
⎯ определение возможности исполнения двигательных действий без излишней
мышечной напряженности.
Педагогические наблюдения во время занятий:
⎯ мотивация;
⎯ степень внимания;
⎯ внешние признаки реакции на физическую нагрузку.
Публичные выступления и обсуждение ошибок и недоработок.
Параметры контроля во время занятий:
⎯ наблюдение за работой обучающихся;
⎯ устранение неточностей техники во время исполнения;
⎯ остановка исполнения, обсуждение и повтор упражнения.
Система оценки результативности обучения (см. Приложение №1)
Способы определения результативности - выступления и концерты, танцевальные
экспромты. На базовом уровне обучения – это открытые занятия или подготовка малых
концертных номеров. На продвинутом уровне обучения – подготовка серьёзных
концертных номеров и участие в конкурсах различного уровня. Эффективность обучения
определяется по следующим критериям: постановка корпуса, координация движений,
гибкость, выносливость, чувство ритма, характер исполнения, познавательная активность.

32

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242;
5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагога:
1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования - М., 2004
2. Базарова Н.П. Классический танец - М., 2008
3. Барышникова Т. Азбука хореографии - С.- Петербург, 2006
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование – М., 2008
5. Ваганова Н. Основы классического танца - М., 2008
6. Васильева В. Танец - М., 2008
7. Выготский Л.С. Психология творчества – М., 2006
8. Головкина С.М. Уроки классического танца в старших классах - М., 2009
9. Жданов Л. Вступление в балет - М., 2008
10. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М. «Просвещение»
2008
11. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки.
12. Методическая разработка для преподавателей хореографических школ. Классический
танец. М.: 2009
13. Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. Лениздат. 2008
14. Костровицкая В. Сто уроков классического танца. Ленинград. 2009
15. Подольский И.Г. Педагогика. М.: 2006
16. Психология развивающейся личности/Под.ред. А.В. Петровского – М., 2007
Литература для родителей и обучающихся:
1. Руководство по растяжке связок и мышц. М.:2000
2. Стунникова И. Балет молодых. Ленинград. 2009

33

Приложение №1
Система оценки результативности обучения

«Фантазеры»

I

1.

Ритмика

2.

Классический т-ц:
а) практика
б) теория
Народно-сцен. т
а) практика
б) теория.

3.

4.

5.

Современная
хореография:
а) практика
б) теория
История танца
(теория)

II п.

Годы занятий
II
III
Полугодия
I п. II п. I п. II п.

«Искусство
танца»
IV
I п.

II п.

Зачет

Зачет
Зачет

Откр.
урок
Кон
урок

Зачет

Зачет
Зачет

Зачет

Концертны
й номер

I п.

Этапы обучения
«Я хочу танцевать»

Концертны
й номер

Название
разделов

Открытый
урок

№

Зачет
Зачет

Зачет

Оценка результатов обучения детей может проявляться следующим образом:
открытые уроки, зачёты, контрольные уроки, выступления в различных конкурсах,
фестивалях, концертных программах; в конце каждого учебного года ансамбль
«Фантазеры» даёт отчётный концерт, т.е. оцениваются в основном презентабельные
результаты.

34

Приложение №2
Мониторинг достижений обучающихся и освоения программы «Фантазеры»

3

4

5

удовлетворенность

2

успешность ребенка

5

2 полугодие

4

1 полугодие

3

Не в
конкур
се

2 полугодие

2

итог

Итоговый мониторинг

мотиваци
я

Текущий мониторинг

В
конкур
се

1 полугодие

2

2 полугодие

динамика

1

достижения

1 полугодие

итог

Фамилия, имя
обучающегося

мотиваци
я

№

мониторинг освоения содержания программы

Входной мониторинг

Группа №

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
КО
программы
1 полугодие

3

2 полугодие
Критерии и показатели освоения программы:

Примечание:

1. Мотивация к данному виду деятельности, проявление
интереса

Входной мониторинг - определение уровня развития
детей,
как интегрированный показатель возможностей
ребенка, его потенциала
Критерии оценки освоения программы определяются
педагогом самостоятельно
Данные достижений с учетом динамики участия в
мероприятиях конкурсного и неконкурсного
характера:
4 –ДДТ;
5 - участник городского уровня;
6 - победитель муниципального уровня.
Успешность ребенка (до 12 баллов) по итогам
учебного года (обобщенный показатель в
мониторинге интеграция всех показателей).
1 - низкий уровень (1 - 2)
2 - средний уровень (2,1 - 2,5)
3 - высокий уровень (2,6 – 3)

2.Уровень развития музыкальности и чувства ритма у
детей
3. Уровень развития хореографических данных и
координации тела и движений

4. Уровень сформированности собранности и умения
концентрировать внимание
5. Уровень эмоционально – эстетической настроенности
и гуманных отношений

35

Приложение №3
Система творческих заданий
Упражнения на доверие и релаксацию
В процессе выполнения приведенных ниже упражнений дети обретают доверие друг к
другу, становятся спокойнее и внимательнее.
⎯ Дети выстраиваются таким образом, чтобы один стоял спиной к тем, кто будет
его ловить.
За его спиной 4-5 человек договариваются, кто будет держать голову, кто ловит
лопатки, кто "мягкое место" падающего. Задача падающего назад, доверить себя другим
детям, и упасть "столбиком", не прогибаясь.
Методический комментарий: это упражнение можно использовать не только для
развития доверия, но и как тест на доверие. По моим наблюдениям, дети, малообщительные в
коллективе, не очень доверяют своим товарищам, а ребята, имеющие задатки лидера, падают,
не раздумывая.
В старшем возрасте, когда дети физически сильнее, можно использовать падение со
стула. Те, кто ловит должны четко исполнять свои роли ловящих, неся чувство
ответственности за товарища.
⎯ Дети лежат на полу, на спине, ноги и руки раскрыты в сторону.
Задание 1. Надо представить себя разбитым яйцом в состоянии, когда желток смешался с
белком и получилась, расплывающаяся и растекающаяся масса непонятно чего.
Задание 2. Надо представить себя разбитым яйцом в состоянии, когда желток остался
круглым, а белок растекся.
Задание 3. Надо представить себя разбитым яйцом в состоянии, когда яйцо внезапно разбили
на раскаленную сковороду.
Методический комментарий: умение расслабляться поможет в последствие снять
физические зажимы на сцене. А последнее задание, как правило, вызывает бурю эмоций.
Можно дать возможность детям по очереди понаблюдать за фантазией друзей.
⎯ Дети делятся на пары.
Задание 1. Один лежит на полу и представляет себя расплывшимся яйцом. Другой входит в
роль скульптора и лепит лежащего, представляя его в роли пластилина или песка, как дети
часто это делают на пляже. Начинает с ног, аккуратно проходя коленные чашечки, переходит
на руки, вылепливая каждый пальчик, заканчивает головой. Потом дети меняются местами.
Методический комментарий: помимо релаксации, это упражнение развивает доверие
того, кого лепят, к тому, кто лепит. Дети учатся доверять друг другу через физические
ощущения. Это упражнение является начальным тренингом в технике контактной
импровизации. Упражнение не такое скучное, как кажется с первого раза. У всех,
практически, деток присутствует чувство щекотки, они начинают хихикать, в такие моменты
снимается психологическое напряжение между мало общающимися детьми.
Задание 2.И.П. то же. Теперь, стоящий обучающийся отрывает медленно от пола по очереди
ноги, руки, а потом и голову, лежащего от пола, пытаясь почувствовать, насколько лежащий
расслабил эту часть тела. А тот, который лежит, пытается максимально расслабиться и
довериться стоящему обучающемуся.
36

Методический комментарий: если лежащему удаются хорошо расслабиться, дети
удивляются особенно тому, что голова бывает такой тяжелой.
⎯ Дети сидят на полу в свободной удобной позе.
Делается глубокий вдох, взгляд в потолок, на выдохе голова опускается подбородком
на грудь, при этом максимально расслабляются мышцы шеи и есть ощущение, что за головой
тянется верхний отдел позвоночника. Это упражнение делается раз 7-8.
Методический комментарий: при правильном исполнении должно быть ощущение,
что голова с каждым разом делается все тяжелее. В данном случае снимается шейный
мышечный зажим. Умение расслаблять мышцы шеи избавит, в последствие, ребенка от
последствий нагрузок на верхний и шейный отдел позвоночника.
⎯ Дети стоят по невыв. II поз.ног. свободно, руки опущены вниз.
Поочередно в свинге расслабляем мышцы шеи, плечи, грудную клетку, поясницу,
постепенно опускаясь вниз. В таком положении, полностью расслабляясь, медленно
поднимаемся обратно. Здесь надо добиться достаточной свободы позвоночника. Релаксация
позвоночника, распределение расслабления путем освоения технического принципа джазмодерн танца: rolldown, rollup.
Упражнение на развитие сценического внимания
Задание 1. Повторяя движение за педагогом, дети должны хлопнуть в ответ - как бы поймать
хлопок. В данном упражнении потом можно похулиганить – промахнуться в хлопке,
имитировать хлопок, но не хлопнуть. Теперь мы представляем, что нас связывают невидимые
нити и надо поймать движения педагога. Это могут быть движения руками, хлопки,
перемещения из стороны в сторону, вперед и назад.
Задание 2. По хлопку мы замираем в различных формах, фигурах, изображая какую – либо
эмоцию, пытаясь поймать хлопок всем телом. Чем интереснее фигура, тем лучше, т.е. то, что
первое придет в голову.
Упражнение на развитие творческой свободы
Задание 1. Перед каждым ребенком как будто бы стоят баночки с разными красками, а все
пространство вокруг — это большой холст. Под приятную детскую музыку дети начинают
рисовать вокруг себя картины, импровизируя на ходу. Рисуем картины раскрытой ладошкой,
показывая и процесс макания ладошки в краску.
Задание 2. Повторяет первое, но теперь мы включаем разные уровни пространства: лежа на
полу, сидя на коленях, сидя на корточках, в plie, стоя, поднимаясь на полупальцы, включая
прыжок.
Упражнения на работу в пространстве
Задание 1. Начинаем двигаться по залу, занимая всю площадку так, чтобы не осталось ни
одного свободного места. Всего 10 скоростей движения, 5ая – обычный шаг. Ходим на разных
скоростях.
Задание 2. Ходим, изображая паутинку, гром и молнию, пластилин, утреннее облако,
гусеницу, финтифлюрду.
Упражнения на взаимодействие
Задание 1. Разбиваемся на тройки и таким же образом, долго не думая, пытаемся изобразить:
работающий вентилятор, бутерброд, кактус, жирафа.
Задание 2. В парах можно сделать упражнение «кукловод», изображая кукол – марионеток и
37

кукловода.
Задание 3. Упражнение на групповое взаимодействие «Стоп кадр».
Делимся на две большие группы. В каждой группе распределяемся, кто на какой счет
делает движение: на «раз»- выбегает один, замирая в позе, на «два» - выбегает следующий и
замирает в позе, продолжая картинку и т. д. В конце мы смотрим, какой стоп кадр получился,
какое взаимодействие получилось и как мы друг друга понимаем.
⎯
⎯
⎯
⎯

Система творческих заданий помогает достичь следующих результатов:
в процессе занятий дети научатся креативно мыслить;
у детей проявиться раскрепощенность и артистическая свобода в выражении своих
эмоций на сцене;
дети избавятся от многих комплексов и зажимов, получат свободу общения,
сформируются микроклимат и условия для развития творческой свободы уникальной
растущей личности ребенка, ее самореализации.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».