Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100-Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сувенир» Возраст обучающихся: 6-8 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Караульщикова Людмила Юрьевна, методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сувенир» имеет художественную направленность, ориентирована на художественно-эстетическое развитие детей посредством изготовления сувенирной продукции с использованием различных техник декоративно-прикладного искусства и имеет ознакомительный уровень освоения. При разработке данной программы учитывалась специфика регионального компонента образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма. Родители (законные представители) в качестве приоритетной выдвигают проблему развития творчества, мышления, способствующей формированию разносторонне-развитой личности. Осваивая программу, дети знакомятся с процессами разработки, технологиями изготовления, способами украшения-отделки различных сувениров и подарков, которые могут подарить своим родным, друзьям или украсить домашний интерьер. Актуальность общеразвивающей программы состоит в том, что она рассматривает развитие творческих способностей детей как многосторонний процесс, связанный с развитием фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Актуальность программы обусловлена еще и тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Новизна программы определяется развитием у детей творческого подхода к исследовательской деятельности, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познанием свойств различных материалов, овладением разнообразными способами практических действий, приобретением ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру. Предметный материал не только дает возможность изучать различные техники декоративно-прикладного искусства, но и успешно применять их комплексно при проектировании сувенирной продукции. На занятиях совместно используются известные детям материалы, новые - синельная проволока, фоамиран, а также бытовой вторичный материал. Педагогическая целесообразность. Основная идея программы заключается в интеграции различных видов декоративно-прикладного творчества при изготовлении обучающимися 2 различных сувениров. При реализации программы соблюдаются принципы наглядности, систематичности, последовательности и доступности. Принцип дозированности учебного материала, предполагает поэтапное сообщение новой информации, для последовательного закрепления полученных знаний детьми сразу в практической деятельности. Весь предметный материал опирается на современные тенденции декоративно-прикладного искусства и пробуждает интерес воспитанников к созданию авторских сувениров. Переход от одного раздела учебного плана к другому осуществляется по принципу повторения объёма знаний. Отличительная особенность программы от уже существующих заключается в том, что у детей развивается способность дарить радость окружающим и отдавать частицу своего творчества в подарке-сувенире. Поэтому планирование и подбор изделий разработан с учётом интересов обучающихся, их возможностей, современных запросов и потребностей. Кабинет оснащен необходимым оборудованием и приспособлениями для успешной реализации программы, знакомящей обучающихся с процессами разработки, технологиями изготовления и способами украшения и отделки различных сувениров, подарков, которые дети могут преподнести в дар своим родным, близким друзьям на память, в день рождение или украсить интерьер своей квартиры. Освоение программы направлено на активное расширение детского кругозора, обучение, воспитание, развитие творческих способностей воспитанников с учётом современных условий жизни, дизайна быта и семейных ценностей. Адресат программы. Программа адресована детям от 6-ти до 8-ми лет. Возрастные особенности обучающихся. Старший дошкольный и младший школьный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни —обучению в школе. Образы окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. В этом возрасте дети уже могут освоить весьма сложные формы работы с бумагой. Данный вид деятельности не просто доступен им - он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала - доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях действия. Дети 68 лет отличаются от других возрастных категорий своей активностью, непосредственностью, фантазией, эмоциональностью и восприимчивостью. Именно в этот период они особенно любознательны и имеют огромное желание делать своими руками небольшие сувениры в качестве подарка. Ребята этого возраста способны на репродуктивном уровне выполнять предлагаемые задания по изготовлению поделок, но неумение долго концентрироваться на чем-то одном, и быстрая утомляемость детей предполагает подачу нового материала строго дозировано с использованием простых технологических приемов, закрепляющих знания на практике. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа – 35 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы–72 часа. Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса: 36 учебных недель - 9 учебных месяцев. Количество обучающихся в группе не менее 10-ти и не более 15-ти человек. Занятия проводятся в групповой форме. Формы обучения – фронтальная, групповая, индивидуально-групповая. 3 Виды занятий – теоретические, практические, контрольные. Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы: текущий контроль - усвоение тематического материала (педагогическое наблюдение, устный опрос); промежуточный контроль - усвоение учебного материала за 1-е полугодие (тестирование, игравикторина, диагностика творческих способностей); итоговый контроль - освоение программного материала за весь учебный период (выставка, конкурс, открытое занятие). Цель программы - формирование художественного мышления и развитие творческих способностей ребенка через разные виды декоративно-прикладной деятельности и экспериментирование с различными материалами. Задачи программы: Обучающие: ⎯ формировать навыки изготовления поделок при помощи разнообразных приемов, техник и технологий из различных материалов; ⎯ расширять знания и умения в области декоративно-прикладного творчества; ⎯ обучать приёмам безопасной работы при работе с материалами и инструментами, сохраняя правильную осанку и хорошее зрение; ⎯ обучать последовательно, аккуратно и добросовестно выполнять свою работу. Развивающие: ⎯ развивать мелкую моторику кистей рук; ⎯ развивать творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно-эстетический вкус); ⎯ развивать трудолюбие, терпение, аккуратность в труде, творческий подход к делу; ⎯ развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей; ⎯ развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях. Воспитывающие: ⎯ воспитывать эстетические и волевые качества (усидчивость, терпение); ⎯ воспитывать культуру деятельности и навыки сотрудничества. 4 Учебный (тематический) план № п/п 1. 2. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 5. 5.1. 5.2. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 7. 8. Название раздела, темы Знакомство с программой. Мир сувениров – мир подарков Из истории художественных материалов Волшебная бумага (работа с картоном и бумагой) Бумажные чудеса. Игры и опыты с бумагой Сувенир из бумаги Веселая объемная и плоскостная аппликация Ватная страна Все или почти все о вате Сувениры из ватных палочек Сувениры из ватных дисков Увлекательное материаловедение (работа с различным материалом) Сувениры из синельной проволоки Сувениры из фоамирана Остров ненужных вещей (работа с вторичным бытовым материалом) Сувениры из палочек от мороженного Сувениры из поролоновой губки для посуды Сувениры из лотков для яиц Сувениры из капсул киндерсюрприза Куклы сувениры Итоговое занятие Итого: Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля Входная диагностика – определение мотивации к занятиям 4 2 2 4 2 2 28 6 22 4 2 2 Конкурс 12 2 10 12 2 10 Педагогическое наблюдение 24 4 12 8 8 4 2 2 16 10 6 Педагогическое наблюдение 34 6 28 Устный опрос 12 2 10 Педагогическое наблюдение 22 4 18 24 4 20 6 1 5 6 1 5 Педагогическое наблюдение 6 1 5 Контрольное задание 6 1 5 22 4 144 2 34 18 4 110 Педагогическое наблюдение Викторина Выставка работ Выставка работ Открытое занятие Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Знакомство с программой. Мир сувениров – мир подарков Теория: Введение в программу. Знакомство с целями и задачами программы. Техника безопасности и правила поведения. Практика: Игры на знакомство. Смотры фильмов с обсуждением. Творческая работа. 5 Раздел 2. Из истории художественных материалов Теория: Новые термины и понятия. История появления необычных декоративно-прикладных материалов в жизни людей. Сувенирная продукция в разных странах мира. Практика. Смотр тематических видеофильмов и презентаций. Дискуссия. Игра-путешествие по разным странам. Раздел 3. «Волшебная бумага» (работа с картоном и бумагой) Тема 3.1. Бумажные чудеса. Игры и опыты с бумагой Теория: Новые термины и понятия. Различные виды бумаги (салфеточная, обёрточная, цветная, писчая, чертёжная, для рисования и пр.). Качественные характеристики. Сравнение. Свойства материалов. Способы использования. Практика: Опыты и эксперименты с бумагой с целью исследования свойств бумаги. Тема 3.2. Сувенир из бумаги Теория: Новые термины и понятия. История сувенира. Правила дарения подарков. Общие сведения о разных видах бумаги и картона. Правила пользования ножницами, карандашом, линейкой, клеем. Инструменты, материалы и виды отделок, применяемых при изготовлении подарков - сувениров. Разнообразие подарков из бумаги. Практика: Подбор различных видов бумаги, инструментов материалов. Изготовление шаблонов, обрисовка на бумаге, вырезание по прямой, по косой, по кругу. Способы приклеивания и оформления подарка-сувенира - открытки, закладки, панно. Тема 3.3. Веселая объемная и плоскостная аппликация Теория: Новые термины и понятия. Приёмы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой). Приёмы вырезывания круглых и овальных форм. Обводка по шаблону и вырезывание фигур по контуру. Создание предметных композиций. Практика: Складывание бумаги пополам, вчетверо. Вырезывание круглых и овальных форм. Обводка по шаблону, вырезывание фигур по контуру. Создание индивидуальных и коллективных композиций. Изображение различных предметов, с использованием пластилина, семян растений и др. Оформление макаронными изделиями, крупами. Изготовление аппликаций. Раздел 4. Ватная страна Тема 4.1. Все или почти все о вате Теория: Новые термины и понятия. Информация о материале. Свойства ваты и способы ее создания. Приемы работы с ватой. Виды простых поделок из ваты. Практика: Изготовление простых поделок из кусочков ваты. Тема 4.2. Сувениры из ватных палочек Теория: Новые термины и понятия. Приемы и этапы работы с ватными палочками. Техника безопасности при работе с острыми предметами. Практика: Изготовление сувениров из ватных палочек: цветы, верба. Тема 4.2. Сувениры из ватных дисков Теория: Новые термины и понятия. Приемы и этапы работы с ватными дисками. Практика: Создание ангелочков из ватных дисков. Раздел 5. Увлекательное материаловедение (работа с различным материалом) Тема 5.1. Сувениры из синельной проволоки Теория: Новые термины и понятия. Синельная проволока. Свойства материала. Эскиз и приемы конструирования: сгибание, скручивание, свивание, закрепление. Декор сувенира. 6 Практика: Изготовление простейших плоскостных и объемных сувениров: фрукты, цветы, насекомые, животные. Тема 5.2. Сувениры из фоамирана Теория: Новые термины и понятия. Информация о материале, его свойствах- презентация «Волшебный фоамиран» Приемы и этапы работы с материалом. Вырезание, клейка, просушка. Практика: Изготовление простейших плоскостных сувениров с применением шаблонов своими руками. Раздел 6. Остров ненужных вещей (работа с вторичным бытовым материалом) Тема 6.1. Сувениры из палочек от мороженого Теория: Новые термины и понятия. Приемы окрашивания, склеивания, декора. Сочетание разных материалов в поделке. Схемы. Иллюстрации. Практика: Самостоятельная работа. Создание закладки и панно по собственному замыслу по выбранным техникам и образцам. Тема 6.2. Сувениры из поролоновой губки для посуды Теория: Новые термины и понятия. Необычные идеи из обычных вещей. Варианты и виды поролона в губках для мытья посуды. Практика: Проект «Свойства поролона»-групповая работа. Изготовление сувениров по схемам и образцам. Тема 6.3. Сувениры из лотков для яиц Теория: Новые термины и понятия. Техника безопасности при работе с ножницами. Примеры готовых работ. Приемы работы с материалом. Практика: Работа по образцу. Животные - сувенир «Пингвин». Насекомые - сувенир «Гусеница». Цветы – сувенир «Нарцисс». Тема 6.4. Сувениры из капсул киндер-сюрприза Теория: Новые термины и понятия. Основные характерные свойства используемого материала: пластичность, цвет, жесткость, легкость в обработке. Принцип аналогии в образах. Пропорции головы, тела, хвоста, клюва, глаз. Способы крепления (клеевое, нитевое соединение). Практика: Самостоятельная работа. Работа по образцу. Сувениры на выбор: цыпленок, страус, попугай, лев, собака, обезьяна, морж, слон. Раздел 7. Куклы сувениры Теория: Новые понятия и термины. Виды и типы кукол. Приемы и правила изготовления. Особенности материалов и инструментов при изготовлении кукол. Практика. Смотр тематических видеофильмов. Смотр пошаговых презентаций. Выполнение сувенирных кукол по образцу. Подбор рисунков. Разметка трафаретов. Подготовка шаблонов. Выбор материалов. Выкройка деталей. Сшивание деталей. Изготовление украшений. Финальное оформление изделий. Самостоятельная работа с отработкой навыков выполнения сувенирных кукол по замыслу. Использование приемов и правил выполнения кукол из разных материалов. Раздел 8. Итоговое занятие Практика: Выставка творческих работ. Обсуждение результатов выставки. Итоговая диагностика. Подведение итогов работы за год. 7 Планируемые результаты Метапредметные результаты: ⎯ овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; ⎯ проявление интереса к декоративно-прикладному творчеству; ⎯ контроль своей деятельности согласно условиям заданным педагогом; ⎯ проявление умений в решении задач творческого характера; ⎯ определение и формулировка цели деятельности на занятии с помощью педагога; ⎯ умение строить самостоятельную творческую деятельность и организовать место занятий. Личностные результаты: ⎯ понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; ⎯ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде детей под руководством педагога; ⎯ умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу других обучающихся с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; ⎯ проявление культуры общения в коллективе. Предметные результаты: ⎯ умение применять художественные знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ; ⎯ знание основных приемов создания сувенирной продукции; ⎯ знание основных приёмов работы различными видами материалов; ⎯ умение работать по инструкции, схеме, образцу; ⎯ умение использовать в работе различные инструменты; ⎯ умение создавать декоративные композиции, тематические сувениры. 8 Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Календарный учебный график Год обучения 1 полугодие ОП Зимние праздники 2 полугодие ОП Летние каникулы 1 01.09-31.12 16 нед. 01.01-08.01 09.01-31.05 20 нед. 01.06-31.08 Всего в год 36 нед. Особенности организации образовательного процесса - очное обучение Организация образовательного процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса. Исходя из психофизических особенностей детей дошкольного возраста, были выбраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики. Основными методами обучения являются: ⎯ словесный (предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме, объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей); ⎯ наглядный (показ образца изделия, анализ образца, работа по образцу, составление плана работы по изготовлению изделия); ⎯ практический (изготовление изделия под руководством педагога, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы); ⎯ объяснительно-иллюстративный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, восприятие и усвоение готовой информации); ⎯ репродуктивный (работа по схеме и образцу, воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности); ⎯ игровой (создание игровых ситуаций). ⎯ частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнение задания, в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла. Основными формами организации образовательного процесса являются: ⎯ индивидуально-групповая; ⎯ групповая. Основными формами организации учебного занятия являются: ⎯ практические работы; ⎯ выставки; ⎯ развивающие игры; ⎯ беседы. Педагогические технологии: ⎯ технология учебного занятия; ⎯ технология группового обучения; ⎯ технология развивающего обучения; 9 ⎯ технология репродуктивной деятельности; ⎯ технология игровой деятельности; ⎯ здоровьесберегающая технология; ⎯ проектная технология. Принципы, лежащие в основе программы: ⎯ принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); ⎯ принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); ⎯ принципы демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); ⎯ принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); ⎯ «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Алгоритм учебного занятия (схема и методика проведения занятий по образцу) Этапы учебного занятия Вводная часть Основная часть Заключительная часть Содержание Начало занятия – введение в тему: презентация о материале для сувенира, беседа, показ образцов, загадки, стихи. Приемы создания, особенности работы с данным материалом. Исследование по предлагаемому образцу формы, цвета, структуры. Мотивация. Анализ образцов. Разбор художественного образа разными средствами выразительности, поиск пути создания своего образа. Обсуждение этапов работы. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. Интегрированность - самостоятельное изготовление поделки. Анализ готовых поделок своих и товарищей. Индивидуальная помощь со стороны педагога в раскрытии замысла, контроль выполнения техники изготовления поделки. Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения техники выполнения работы. Уборка рабочего стола. Рефлексия. Средства развития мелкой и общей моторики Использование Движения детей сочетаются с речью и способствуют переключению физкультминуток на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание). Пальчиковые В сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуют упражнения освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Упражнения на Помогают ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мелкую мотомыслительную деятельность, внимание, память ребёнка, приучают рику руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям. 10 Материально-техническое обеспечение Занятия проводятся в просторном помещении с хорошим освещением с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, с учетом возрастных особенностей детей. Для проведения занятий по профилю данной программы необходимы: столы, стулья, компьютер, проектор, интерактивная доска, стереоколонки; аудио аппаратура, видео аппаратура, фотоаппаратура. Материалы и инструменты для работы; ⎯ простые, цветные и акварельные карандаши, фломастеры, маркеры, акварельные краски, гуашь; ⎯ листы белой бумаги формата А4, цветная, тонированная, мелованная бумага и картон; ⎯ мелкая и крупная соль; ⎯ кисти различных сортов (щетина, белка, пони) № 3-7; ⎯ восковые и цветные мелки; ⎯ клей ПВА, нитки, ватные палочки, клейкая лента, ватные диски, клеенка для аппликации, вата, губки (поролон); ⎯ пластилин, стеки для пластилина, фигурные дыроколы; ⎯ синельная проволока, бусины, тесьма, лента; ⎯ линейка, ножницы простые и фигурные. Дидактические материалы: методические разработки занятий и конспекты по программе; иллюстрации; упражнения на развитие творческих способностей; Кадровое обеспечение Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Система оценки достижения планируемых результатов разработана педагогом Кушнер М.Н. на основе опыта работы. В процессе работы педагога по программе отслеживаются три вида результата: Текущий С целью обсуждения успеха/неуспеха в работе (на каждое занятие) Промежуточный С целью выявления уровня усвоения программы (выявляется путем проведения самостоятельных работ) Итоговый По результатам освоения программы (выявляется путем проведения самостоятельных творческих работ, выставок) Формы аттестации, виды контроля и способы определения результативности Начальная диагностика Промежуточная аттестации обучающихся Педагогическое наблюдение. Диагностика творческих способностей детей Приложение №1 Диагностическая карта Приложение №2 Игры-викторины Приложение №4 Текущий/ итоговый контроль Мониторинг результативности освоения учебного материала по программе Приложение №3 11 Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагога: 1. Годфруа, Ж. Психология [Текст] / Ж. Годфруа. – М.: Мир книги, 1992. - 436с. 2. Лахман, Т.Н. Изделия из старой кожи [Текст] // Школа и производство. – 2002. - №8. – 48 с. 3. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А. Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 6-36 с. 4. Немов Р.С. Психология [Текст]: учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. - 374-390 с. 5. Пантелеева, Р., Гайнулина, В. Изготовление сувениров, как возможность выразить свое «Я» [Текст] // Воспитание школьников. – 2004. - №4. – 27-32 с. 6. Рязанова, В.Н. Дизайн в технике бумажная пластика [Текст]// Школа и производство. – 23005. - №8. – 57-58 с. Литература для обучающихся и родителей: 1. Комарова Т.С., Антонова А. В., Зацепина А. В. Красота. Радость. Творчество. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. 2. Соломенникова О.А., Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. 3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. 4. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2017.- 64 с. Интернет-ресурсы: 1. Что такое «СУВЕНИР»? - презентация, доклад, проект (myslide.ru) 2. Сувениры из разных стран мира: какие интересные вещицы привозят люди из путешествий | Это Сибирь! | Яндекс Дзен (yandex.ru) 3. Интересные истории для детей о происхождении вещей (ped-kopilka.ru) 4. Интересные истории для детей о происхождении вещей (ped-kopilka.ru) 12 5. Классный час "История появления 28 обычных вещей в жизни людей" | Клуб предпринимателей "Идея" (vk.com) 6. «История пластилина» (uspu.ru) 7. blok_opyty_s_bumagoj.pdf (progymnasium.ru) 8. Опыты и эксперименты с бумагой для детей: свойства материала (koliot.ru) 9. https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/podelki-dlja-detej-4-6let/podelki-iz-bumagi/ 10. Поздравительная открытка ко Дню Матери своими руками, 1 класс (ped-kopilka.ru) 11. Закладки для книг своими руками из бумаги (шаблоны и инструкции внутри) (savimina.ru) 12. Презентация по прикладному творчеству на тему: "Работа с нетрадиционными материалами. Вата, способы создания ваты. Приемы работы с ватой" (infourok.ru) 13. Презентация по технологии "Фантазии из ватных дисков" - начальные классы, презентации (kopilkaurokov.ru) 14. Поделки из ватных дисков. Много идей своими руками для детей (mognotak.ru) 15. МК - ангелочки из ватных дисков ///// Master Class - angels of cotton disks - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) 16. Поделки из ватных дисков: 69 новых фото идей (remontnichok.ru) 17. Презентация по теме: "Поделки из ватных палочек" (multiurok.ru) 18. Поделки из палочек: подробные инструкции, как смастерить поделку из палочек. Точные схемы для детей + фото примеров поделок (vsepodelki.guru) 19. Поделки из ватных палочек (95 фото): пошаговые мастер-классы для детей и начинающих (podelunchik.ru) 20. Поделки из синельной проволоки своими руками – идеи и мастер-классы (zhenskieuvlecheniya.ru) 21. Из синельной проволоки поделки для детей с пошаговым описанием (moyamamma.ru) 22. Поделки из фоамирана для детей дошкольного возраста (livejournal.com) 23. Поделки из фоамирана для детей с шаблонами своими руками (handsmake.ru) 24. Поделки из палочек от мороженого своими руками - схемы с фото, мастер-класс для начинающих, новинки дизайна (podelkiexpert.ru) 25. Поделки из палочек: подробные инструкции, как смастерить поделку из палочек. Точные схемы для детей + фото примеров поделок (vsepodelki.guru) 26. Поделки из губки для посуды - пошаговые мастер-классы (53 фото) (gidrukodeliya.ru) 27. Поделки из губки для мытья посуды - 119 фото идей детских поделок в виде животных и героев мультфильмов (podelunchik.ru) 28. Что можно сделать из яичных коробок/лотков своими руками: поделки из ячеек из под яиц - поделки из под картонных кассет от яиц с мастер классами (e-ipar.ru) 29. 10 веселых развивающих мастер-классов для детей - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ (mann-ivanov-ferber.ru) 13 Приложение №1 Начальная диагностика творческих способностей детей Тест «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс) Данный тест позволит изучить параметры творческого мышления Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей. Оценка результатов: Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы). Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев) Материал: игрушечные фигурка зайчика, блюдце, ведерко; деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги. Познакомьтесь с зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко- далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, поднялись огромные волны, и стал зайчик тонуть. Помочь зайке можем только вы ребята. У вас для этого есть несколько предметов, что бы вы выбрали, чтобы спасти зайку? После того как ребенок выбирает тот или иной предмет, педагог просит его обосновать свой выбор. Данные оцениваются по трехбалльной системе. Первый уровень. Оценка – 1 балл. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Второй уровень. Оценка – 2 балла. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Третий уровень. Оценка 3 балла. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь?») или сделать из листа кораблик. У детей, находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о над ситуативным подходом к ней ребенка. 14 Приложение №2 Диагностическая карта по методике Г.А. Ургунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности» № п/п Средства выразиТехнические Точность тельности (цвет, Ф.И. навыки движений форма, композиция и др.) ребенка н к н к н к Наличие замысла н к Проявление самостоятельности н к Отношение к рисованию н к Речь в процессе рисования н к «н» – начало года; «к» – конец года 15 Приложение №3 Мониторинг результативности освоения обучающимися программы «Сувенир» Содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации). Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась). Строение предмета: части предмета расположены верно; их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно). Передача пропорций предмета в изображении. Композиция. Вытянутое построение, скученное изображение, нет единства, пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое). Миниатюрное изображение, увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги. Передача движения. Статическое изображение. Начальный момент изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передано сложное движение достаточно четко и определенно. Цвет. Передана реальная окраска предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные, теплые или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов. Есть отступления от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него. Характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линии грубые, жесткие. Линия слабая, легкая, сильная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура, выходит за линии контура). Материалы. Какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного их выбора. Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликации): а) Требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась? б) Обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к педагогу? в) Есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями? Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения: а) насколько ярко (сильно, слабо или никак внешне), эмоционально относится к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту своей деятельности и других детей? б) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное, по замыслу) предпочитает? в) Как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная характеристика оценки)? г) Использование специфических средств выразительности для создания образа. Творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение, самостоятельность замысла, его реализацию. Оригинальность изображения. 16 Критерии оценки умений обучающихся: ⎯ знать правила поведения в кабинете, технику безопасности на перемене и на занятиях; ⎯ уметь организовать своё рабочее место, по окончании занятия привести его в порядок; ⎯ уметь правильно пользоваться материалами и инструментами; ⎯ уметь располагать изображение на листе бумаги или картона; ⎯ использовать в работе разные материалы; ⎯ владеть разной техникой изображения, аппликации, пластилинографии. ⎯ соблюдать очередность выполнения работы; ⎯ уметь самостоятельно (с минимальной помощью взрослого) по образцу выполнить задание; ⎯ вносить собственные творческие элементы к предлагаемому образцу. ⎯ уметь рассказать об изображаемом. Критерии уровня развития творческих способностей, фантазии, воображения: ⎯ Беглость, скорость, продуктивность. ⎯ Семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование. ⎯ Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, мысли, отличающиеся от очевидных, общепринятых, твердо установленных. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, неинтересных ответов. ⎯ Образная адаптивная гибкость, или разработанность – способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны. 17 Приложение №4 Промежуточная диагностика обучающихся по программе «Сувенир» Игра - викторина «Волшебные краски» Цель игры: развивать память детей, быстроту мышления, умение быстро ориентироваться в заданных вопросах и находить правильные ответы на них. Проверить и оценить полученные знания. Оборудование: карточки с вопросами. Возраст детей: 5–6 лет. Ход игры: педагог делит детей на 2 команды, которые рассаживает друг против друга. Если детей слишком много, можно сформировать и группу болельщиков. Педагог объясняет правила игры, которые заключаются в том, что нужно очень быстро дать правильный ответ на заданный вопрос. Но отвечать можно только после звукового сигнала и не хором, а выбрав одного участника. Вопросы могут быть следующего характера: 1) какого цвета спелый арбуз внутри (красного); 2) в какой цвет окрашена шубка зайца зимой (в белый); 3) какие медведи живут на севере (белые); 4) какая бывает смородина (белая, красная и черная); 5) какого цвета данная деталь (воспитатель показывает красный прямоугольник); 6) что будет, если красный цвет смешать с синим (фиолетовый или бордовый); 7) какого цвета была шапочка у девочки в сказке Ш. Перро (красная); 8) какого цвета морковный сок (оранжевый); 9) какого цвета спелая вишня (красного или вишневого); 10) что получается при смешивании желтого и синего цветов (зеленый цвет); 11) какого цвета ваш холодильник (белый); 12) в какой цвет окрашены листья березы ранней весной (светло-зеленый); 13) какого цвета шубка лисы (рыжего); 14) что получится при смешивании белого и черного цвета (серый); 15) какой самый темный цвет (черный цвет); 16) в какой цвет окрашена вода в реке в хорошую солнечную погоду (в голубой); 17) какого цвета волосы у брюнета (черного); 18) какого цвета волосы у блондина (белого); 19) какие медведи живут в наших лесах (бурые); 20) каким цветом учитель исправляет ошибки у учеников (красной пастой); 21) другие. Подведение итогов викторины: зачтено. 18 Промежуточная диагностика обучающихся по программе «Сувенир» Игра - викторина «Волшебная бумага» Цель игры: обобщить полученные знания по работе с пластилином, развивать мышление, сообразительность. Проверить и оценить полученные знания. Оборудование: вырезанная из бумаги ромашка с вопросами. Возраст детей: 5–6 лет. Ход игры. Из бумаги делается большая ромашка: вырезаются лепестки, на каждом лепестке пишутся вопросы, по теме раздела «Аппликация». Ведущий держит ромашку так, чтобы никто не видел текста, то есть, чтобы вопросы на лепестках находились внизу. Игроки по очереди отрывают по лепестку и отвечают на вопрос. Подведение итогов викторины: зачтено. Промежуточная диагностика Игра - викторина «Волшебный пластилин» Цель игры: обобщить полученные знания по работе с пластилином, развивать мышление, сообразительность. Проверить и оценить полученные знания. Оборудование: карточки с вопросами. Возраст детей: 5–6 лет. Ход игры: каждый из участников подходит к столу педагога и берет карточку с вопросом. Педагог зачитывает вопрос, обучающийся должен ответь на него. Вопросы игры-викторины 1. Как организовать рабочее место для лепки? 2.Как хранить пластилин? 3.Как скатать шарики из пластилина? 4. Как раскатать жгутики из пластилина? 5. Как хранить остатки использованного пластилина? 6. Техника Безопасности на занятиях? 7. Для чего нужны влажные или тканевые салфетки? 8. Какой природный материал используют при выполнении поделок? 9. Для чего используется основа – пластиковые крышки, диски? 10. Какие приемы лепки ты знаешь? Подведение итогов викторины: зачтено. 19 Приложение №5 Техники нетрадиционного рисования способы (приемы) выполнения работы Монотипия Отпечаток, который можно сделать только один раз. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет. Рисование нитками Сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить. Рисование кляксами Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. Детям дается задание подумать, что напоминают получившиеся кляксы. При необходимости дорисовать детали. Рисование с помощью соли Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается. Рисование пальцами Рисование пальцами не может быть безразлично ребенку, в связи с тем, что ему кажется ситуация нестандартной, тактильные ощущения — особенными, а результат — нетипичным. Но следует отметить и то, что некоторым детям сложно приступить к этой технике, как правило, это те дошкольники, у которых развиты жесткие социальные установки поведения. Для этих детей техника «рисования пальцами» будет служить профилактикой и коррекцией. Печатание Рисование штампами. Для этого необходимо пропитать кусочек поролона или др. разведенной гуашью, чтобы получилось подобие штемпельной подушечки. Окунуть формочку в краску, придавливать к бумаге и осторожно убрать. Цветной отпечаток готов. Можно наносить краску на штамп с помощью кисточки, либо обмакивать его в густую краску. Рисование мятой бумагой Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и т.п. Примакивание Окунув кисточку в краску, приложить ее хвостик к листу бумаги и поднять получится капелька. Если нанести такие капельки по кругу – получился цветок. Примакиванием можно нарисовать листья у деревьев, животных и другие рисунки, стоит только пофантазировать. Набрызг На кончик щетки набирается немного краски. Наклонить щетку над листом бумаги, а картонкой или кистью провести по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой. 20 Правополушарное рисование Правополушарное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, развивает инициативность, способность легко усваивать материал и избавляться от ненужных нагрузок и стрессов, стирает барьеры «я не смогу», «у меня не получится». Рисунки в этой технике практически невозможно испортить, что всегда создает ситуацию успеха, кроме того, используются доступные для каждого ребенка простые приемы: тычки, мазки, брызганье. В начале работы нам необходимо создать фон картины. Нужно покрыть лист бумаги белой гуашью. Затем мы ставим цветные точки по всему листу для создания фона. Снова набираем на кисточку белую краску и растушевываем наши цветные пятна по всему листу. Фон готов. Далее рисуем по задумке или заданной теме. Рисование пузырьковой пленкой Пузырьковую пленку раскрашиваем гуашью. Нужно стараться раскрасить каждую «пупырку», тогда рисунок получится более четким. Как только пленку раскрасили, немедленно, пока краска еще недостаточно высохла, прикладываем картону, затем убираем и смотрим, что же получилось. Работает в виде штампа. Рисование ладошками Для отпечатка всей ладошки краска наносится на нее кисточкой, и рука прижимается к альбомному листу. Не обязательно раскрашивать ладони в один тон. Цветов может быть много: разноцветные пальцы, радужный окрас, пятна и узоры на ладошках. Чтобы получить интересные фигуры, некоторые пальцы можно подгибать, растопыривать или, наоборот, собирать вместе. По окончании творческого занятия ладошки вытирают влажной салфеткой или моют под краном с мылом. Рисование с помощью пакета Для начала увлажнить лист водой с помощью большой кисти или губки. И быстро нанести краски на лист пока он мокрый. Можно на весь лист или на часть листа. Покрыть лист можно краской одного цвета или несколькими цветами. Накрыть лист пленкой или пакетиком и слегка смять, потянуть, создавая как можно больше складочек. Пленка прилипает к бумаге с краской, а в морщинках собирается вода и акварель. В этих местах бумага посветлеет. Дать бумаге просохнуть 10-20 мин. Когда краска высохла, осторожно снять пленку. Пластилинография На плотный лист бумаги или картон необходимо нанести карандашом контур. Рисуйте нужно теплым пластилином. 21 Приложение №6 Анализ продуктов изобразительной деятельности обучающихся по программе «Сувенир» 1.Содержание изображения (полнота изображения образа) Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения. 2.Передача формы: ⎯ форма передана точно; ⎯ есть незначительные искажения; ⎯ искажения значительные, форма не удалась. 3.Строение предмета: ⎯ части расположены, верно; ⎯ есть незначительные искажения; ⎯ части предмета расположены неверно. 4.Передача пропорции предмета в изображении: ⎯ пропорции предмета соблюдаются; ⎯ есть незначительные искажения; ⎯ пропорции предмета переданы неверно. 5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей): а) расположение изображений на листе; ⎯ по всему листу; ⎯ на полосе листа; ⎯ не продумана, носит случайный характер; б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину: ⎯ соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; ⎯ есть незначительные искажения; ⎯ пропорциональность разных предметов передана неверно. 6.Передача движения: ⎯ движение передано достаточно чётко; ⎯ движение передано неопределённо, неумело; ⎯ изображение статичное. 7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом): а) цветовое решение изображения: ⎯ передан реальный цвет предметов; ⎯ есть отступления от реальной окраски; ⎯ цвет предметов передан неверно; б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: ⎯ многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого; ⎯ преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно; 22 ⎯ безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами). Характеристика отношения детей к деятельности: а) отношение к оценке взрослого: ⎯ адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности; ⎯ эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается); ⎯ безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется); б) оценка ребёнком созданного им изображения: ⎯ адекватна; ⎯ неадекватна (завышенная, заниженная); ⎯ отсутствует; в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится: ⎯ к предложенному заданию; ⎯ к процессу деятельности; ⎯ к продукту собственной деятельности. Уровень самостоятельности: ⎯ выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; ⎯ требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко; ⎯ необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается. Творчество: ⎯ самостоятельность замысла; ⎯ оригинальность изображения; ⎯ стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме. Аппликация. Материал для наблюдения педагога Средства выразительности: ⎯ силуэт; ⎯ форма; ⎯ цвет; ⎯ ритм; ⎯ композиция. Практические умения: ⎯ правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; ⎯ формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др.) Содержание аппликации: (предметы, растения, птицы, животные, человек, транспорт, одежда). Жанры (виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии). Декор адекватно теме (замыслу). Эстетические суждения и оценки. Художественный образ. 23 Приложение №7 Характеристика уровней усвоения материала обучающимися программы «Сувенир» Высокий – ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки. В ходе диагностики выделено 15-20 показателей. Средний – ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках. В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей. Низкий – ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями. В ходе диагностики выявлено менее 10 показателей. Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. (автор Казакова Т. Г.) ⎯ Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)? ⎯ Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога? ⎯ Какие методы и приемы использует педагог (наглядные, словесные, практические)? ⎯ Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)? ⎯ Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)? ⎯ Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)? ⎯ Проявляет ли интерес к результату творчества (показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен? ⎯ Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное повторение изображений, предметов, фигур)? 24 Приложение №8 Конструирование из синельной проволоки обучающимися по программе «Сувенир» Уникальность этого материала заключается в следующем: ⎯ простота использования; ⎯ многообразие цветовой палитры; ⎯ тактильно привлекателен для ребенка; ⎯ позволяет осваивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина); ⎯ развитие воображения, мышления, мелкой моторики; ⎯ развитие синхронной работы рук; ⎯ является толчком для развития речи. Технические приемы Относительно одной проволоки: ⎯ складывание, сгибание проволоки; ⎯ размыкание и замыкание пространства, закручивание концов проволоки ⎯ друг вокруг друга; ⎯ вытягивание проволочной формы (замкнутой проволоки); ⎯ заострение, защипывание фрагмента проволочной формы (замкнутой проволоки); ⎯ обертывание свободной проволоки вокруг края замкнутой формы; ⎯ сжатие проволочной формы (замкнутой проволоки), перекручивание и деление на две формы; ⎯ сминание, комкование, скатывание проволоки в шарик; ⎯ сплющивание формы; ⎯ накручивание на палец или карандаш; ⎯ скручивание в спираль; ⎯ накручивание на разные пальцы, с переходом нити; ⎯ сжатие и растягивание спирали, расправление объемной спирали в плоскую ⎯ спираль; ⎯ завязывание узла на проволоке. Относительно двух и более проволок: ⎯ сравнение и сопоставление проволок; ⎯ наложение и соизмерение деталей; ⎯ смыкание, соединение деталей (скручивание концов); ⎯ перекрещивание и сгибание, соединение двух проволок; ⎯ крепление деталей (шары и др.) к концу или середине проволоки; ⎯ кручение, скручивание вместе двух и более проволок; ⎯ обкручивание конца одной из проволок – другой; ⎯ обматывание концом проволоки петель другой проволоки и прохождение к ⎯ следующей петле; ⎯ обмотка (сплошная, спиральная, восьмеркой и др.) между двумя проволоками, одной проволокой; ⎯ обертывание снизу (сверху) одной проволоки – другой; ⎯ широкое/узкое обертывание проволоки петлей из другой проволоки; 25 ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ надевание проволочной плоской или объемной спирали на проволоку; сворачивание дуги из проволок, расправление концов проволок от центра; переплетение, плетение; обведение контура шара, куба проволокой и создание узлов на месте углов. Секреты использования палочек от мороженого по программе «Сувенир» 1-й вариант ⎯ Замочить палочки в воде. Для процедуры потребуется не менее 12 ч. Время зависимо от толщины и количества палочек. ⎯ Разбухшие палочки аккуратно достать из емкости и разложить на бумаге. 2-й вариант ⎯ Залить палочки крутым кипятком или в течение 1 ч кипятить на огне. Это в несколько раз сократит время обработки. ⎯ Из горячей воды достать их с помощью пинцета. ⎯ Дождаться полного высыхания. Это займет 2-3 ч. ⎯ Начинать процесс по изготовлению деталей игрушек. ⎯ Важность процедуры в том, что с заготовок удаляется грязь и ненужные пищевые слои. ⎯ Материал становится эластичным, что облегчает работу. Источник: https://handsmake.ru/podelki-iz-palochek-ot-morozhenogo.html 26