Мир лепки

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мир лепки»
Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Кодочигова Елена Алексеевна,
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 9.12.2012 г. №273
«Об образовании в Российской Федерации»; Приказа просвещения Министерства
Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г.
№533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир лепки»
имеет художественную направленность и ориентирована на развитие инициативы детей к
познанию и творчеству через освоение приемов и способов лепки в нетрадиционной
технике изобразительного искусства - пластилинографии.
При составлении программы учитывалась специфика регионального компонента и
потребности образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма, где
родители (законные представители) считают, что необходимо вести образовательную
деятельность по данному направлению, так как она обеспечивает преемственность
воспитательных институтов «семья – система дополнительного образования – школа».
В процессе обучения ребенок учится работать с пластичным материалом, что
способствует развитию художественно-творческих задатков, эмоционально-волевой и
сенсомоторной сферы, а также приобретению практических умений декорирования своей
работы. Содержание программы направлено на обеспечение целостного процесса
психического, физического, умственного развития ребенка и реализует следующие задачи:
образовательные, социально-адаптивные, коррекционно-развивающие, воспитательные.
Пластилин - самый осязаемый вид художественного и изобразительного творчества,
при помощи которого создаются объёмные образы и целые рельефные композиции. Из
одного комка пластичного материала можно создавать бесконечное множество образов и
каждый раз находить новые варианты и способы их обогащения. Основными
инструментами в лепке является обе руки, следовательно, уровень умения зависит от
владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки
зрения технологию пластилинографии можно оценить, как самую безыскусственную и
наиболее доступную для самостоятельного освоения. Учебный материал богат,
разнообразен и погружает обучающегося в действительную форму предмета, который он
не просто рассматривает, а осязает своими руками со всех сторон и чем большее количество
органов чувств принимает в этом участие, тем отчетливее и понятнее становится образ
изучаемого им предмета. Границы сенсорной чувствительности расширяются и
способствуют развитию тонкого восприятия (формы, цвета, фактуры, веса, пластики),
2

синхронизируется работу обеих рук, формируется умение планировать работу, предвидеть
и достигать результат.
Актуальность программы. Работа с пластилином является одним из средств
формирования творческой личности, художественного вкуса, пространственного
мышления, воображения. Занимаясь лепкой, у ребенка развивается умелость и крепость
рук, движения пальцев дифференцируются за счет мышечной нагрузки. Также во время
лепки происходит массаж определенных точек на ладонях и пальцах, активизирующих
работу клеток головного мозга, развивающих интеллект, тактильную активность и
фантазию. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной
ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьнозначимых функций, которые
необходимы для успешного обучения в школе. Процесс созидания расширяет границы
представления о мироздании и учит ребенка новой удивительной возможности
моделирования мира по законам красоты.
Новизна программы. В процессе лепки, как ни в какой другой деятельности,
происходит активация сенсорного развития ребенка через тактильное восприятие формы
предмета и его фактуры, оказывающего колоссальное влияние на гармонизацию
эмоциональной, творческой и рационально-логической сфер мышления. Одновременная
работа двумя руками стимулирует работу обеих полушарий головного мозга за счет
равноправных согласованных действий рук, что, в свою очередь, совершенствует речь,
уравновешивает психологический и эмоциональный фон ребенка, совершенствует навыки
самоорганизации и коллективного взаимодействия в среде развивающего обучения.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что уровневость
обучения определяется с учетом возрастных особенностей ребенка, поэтому учебный
материал представляет собой последовательность тщательно подобранных и постепенно
усложняющихся творческих работ, каждая из которых базируется на уже изученном
материале, содержащем знакомые технологические формы и дополняется более сложными
элементами, новыми приемами с включением дополнительного вспомогательного
материала - природного или вторичного бытового.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в ней
основной материал пластилин, а основным инструментом являются руки, следовательно,
уровень умения зависит от владения собственными руками. Пластилинография хороша тем,
что она доступна детям разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата
и вносит определенную новизну в детское творчество, делает его более увлекательным и
интересным. Познавательная активность с использованием разнообразных видов
дидактического материала, средств художественной выразительности и игровой
деятельности раскрывает внутренние творческие резервы детей, носит эмоциональноотзывчивый и творчески-инициативный характер.
Адресат программы - обучающиеся от 6-ти до 10-ти лет.
Условия формирования учебных групп. Набор обучающихся осуществляется по
принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию специальных
знаний и умений. При комплектовании групп учитывается возраст детей. Зачисление на
программу проводится в начале учебного года по желанию детей и с согласия родителей
(законных представителей). Одновременно в группе может заниматься 10-14 человек.
Возрастные особенности обучающихся. В возрасте 6-10 лет занятия творчеством
особенно глубоко раскрывают личностные качества ребенка.
3

В предшкольный период (6-7 лет) актуальность идеи целостного развития личности
средствами декоративно-прикладной деятельности возрастает, поскольку приоритетными
становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения предпосылками учебной
деятельности и формирования коммуникативно-нравственных навыков успешной
социализации.
Младший школьный возраст (8-10 лет) особенно благоприятен для начала серьезной
и постоянной работы по введению ребенка в мир художественно-творческой деятельности.
Основными критериями для этого являются: качественно новый уровень произвольной
регуляции поведения и деятельности, рефлексия, анализ, внутренний план действий,
развитие нового познавательного отношения к действительности и адекватное поведение в
доверительной атмосфере детского коллектива.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа в первый и
второй годы обучения. В соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного
учебного часа для дошкольников составляет 30 минут, для младших школьников - 40
минут.
Объем общеразвивающей программы. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 288ч.
Срок освоения программы - 2 года, продолжительность образовательного процесса:
72 учебные недели - 18 учебных месяцев.
«Ознакомительный уровень» - первый год обучения. Ребенок научится создавать
своими руками авторские поделки и красочно их оформлять, расширит свой кругозор в
рамках декоративно-прикладной деятельности, усовершенствует мелкую моторику,
пространственное и образное мышление.
«Базовый уровень» - второй год обучения. Ребенок научится свободному творчеству,
приемам погружения внимания на свои внутренние ощущения и чувства. Развитие
художественных
способностей
раскроет
границы
творческой
инициативы,
целеустремленности, осознания своих возможностей в рамках прикладной технологии.
Форма обучения – очная.
Виды занятий - теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос,
тестирование, контрольные задания и упражнения, викторина, конкурс, квест, кроссворд,
смотр и анализ работ, выставочная деятельность.
Цель программы – формирование творческих способностей и художественноэстетическое развитие ребенка путем освоения пластилинографии в декоративноприкладной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
 формирование эстетического восприятия и вкуса;
 обучение декоративно-прикладной работе с пластичным материалом;
 обучение основам познания формы и объема;
 формирование активно-творческого отношения к окружающему миру.
Развивающие:
 развитие глазомера, точности движений рук, пальцев;

4

развитие наблюдательности, воображения, изобретательности, пространственного и
образного мышления;
 развитие художественной инициативы и навыков планирования работы по
реализации замысла;
 развитие сенсорной чувствительности.
Воспитательные:
 расширение представлений об окружающем мире, предметах и явлениях;
 воспитание аккуратности, трудолюбия, культуры поведения и эмоциональной
отзывчивости.


Задачи первого года обучения
 формирование эстетического восприятия и вкуса;
 обучение основам познания формы и объема;
 развитие глазомера, точности движений рук, пальцев;
 развитие художественной инициативы и навыков планирования работы по
реализации замысла;
 расширение представлений об окружающем мире, предметах и явлениях.
Задачи второго года обучения:
 обучение декоративно-прикладной работе с пластичным материалом;
 формирование активно-творческого отношения к окружающему миру.
 развитие наблюдательности, воображения, изобретательности, пространственного и
образного мышления;
 развитие сенсорной чувствительности;
 воспитание аккуратности, трудолюбия, культуры поведения и эмоциональной
отзывчивости.
Требования к результату освоения программы
При условии успешной реализации данной программы у обучающихся будет
наблюдаться положительная динамика в развитии художественных способностей, а также:
 расширение представлений об окружающем мире, предметах и явлениях;
 развитие внимания, памяти, произвольности мыслительных процессов;
 обогащение эмоционального спектра, умения выражать свои эмоции;
 обогащение сенсорного опыта;
 развитие интереса к изобразительной деятельности, творчеству;
 повышение самооценки, уверенности в своих возможностях;
 развитие активности и самостоятельности;
 развитие общей ручной умелости и тонкой моторики.

5

Учебный (тематический) план
Первый год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

Введение в программу «Мир
лепки
Мозаичная лепка
Знакомство с техникой мозаичная лепка
Композиция «Овощи и фрукты»
Композиция «Грибы»
Композиция «Транспорт»
Композиция «Мои игрушки»
Композиция «Любимые
животные»
Композиция «Растительный мир»
Композиция «Гроздь винограда»
Контурная лепка
Знакомство с техникой контурная лепка
Поделка «Снеговик»
Поделка «Ёлка»
Поделка «Дед Мороз»
Поделка «Елочные шары»
Поделка «Барашки»
Поделка «Веселая улитка»

4

Обратная аппликация

1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
3
3.1

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы аттестации/
контроля
Входная диагностика

2

1

1

42
2

8
1

34
1

4
6
6
6

1
1
1
1

3
5
5
5

6

1

5

6
6
40

1
1
13

5
5
27

2

1

1

8
6
6
6
6
6
32

2
2
2
2
2
2

6
4
4
4
4
4

2

30

Педагогическое
наблюдение

1

1

Устный опрос

6

-

6

Квест

Педагогическое
наблюдение
Устный опрос
Викторина
Контрольное задание
Анализ работ
Выставка
Педагогическое
наблюдение
Тест
Конкурс
Контрольное
упражнение
Выставка работ

Знакомство с техникой - обратная
аппликация
Аппликация
«Мультипликационные герои»
Аппликация «Розы»
Аппликация «Любимой мамочке»
Аппликация «С днем Победы»
Аппликация на свободную тему

2

6
6
6
6

1
-

5
6
6
6

Анализ работ

Декорирование
Знакомство с техникой декорирование
Декорирование вазочки
Декорирование тарелки
Декорирование карандашницы
Итоговое занятие
Итого:

26
2

1

25

1

1

Педагогическое
наблюдение

8
8
8
2
144

1
26

8
8
8
1
118

Выставка
Кроссворд

Контрольное задание
Выставка работ
Открытое занятие

6

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в программу «Мир лепки» (2ч.)
Теория. Цель и задачи первого года обучения по программе. Правила поведения на
занятиях и в учреждении. Техника безопасности при работе с инструментами и
материалами. Свойства пластилина: мягкий, податливый, способный принимать
заданную форму.
Практика. Игра на знакомство. Просмотр презентации «Пластилинография».
Обсуждение. Просмотр тематических мультфильмов с участием пластилиновых
героев.
Раздел 2. Мозаичная лепка (42ч.)
Тема 2.1. Знакомство с техникой - мозаичная лепка
Теория. История и классификация пластических материалов и инструментов. Новые
понятия. Свойства пластилина. Мозаичная техника. Правила и приемы работы с
материалом и пластилиновыми шариками.
Практика. Просмотр презентации по теме и обсуждение образцов. Отработка
навыков работы с пластилиновыми шариками. Создание выразительного образа
посредством цвета и объема. Финальное оформление работы.
Тема 2.2. Композиция «Овощи и фрукты»
Теория. Новые термины и понятия. Основы композиции. Виды пластичных
материалов. Правила создания эскиза.
Практика. Просмотр презентации по теме. Обсуждение образцов. Выполнение
эскиза. Изготовление элементов композиции с использованием приемов:
прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное
соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой. Финальное
оформление композиции.
Тема 2.3. Композиция «Грибы»
Теория. Новые термины и понятия. Информация о грибах. Взаимосвязь между
формами настоящих и изображаемых грибов. Природные особенности и цвет грибов.
Правила выполнения композиции и цветовое решение.
Практика. Просмотр презентации по теме с обсуждением образцов. Создание эскиза.
Изготовление из пластилина элементов композиции с использованием приемов:
прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное
соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой. Финальное
оформление композиции.
Тема 2.4. Композиция «Транспорт»
Теория. Новые термины и понятия. Виды транспорта. Правила выполнения
композиции и цветовое решение.
Практика. Просмотр презентации по теме. Обсуждение шаблонов. Выполнение
эскиза. Самостоятельная работа над композицией по образцу с использованием
выбранных шаблонов (паровоз, самолет, парусник, грузовик). Детальная отработка
навыков по созданию видов транспорта. Финальное оформление композиции.
Тема 2.5. Композиция «Мои игрушки»
Теория. Новые понятия и термины. Виды и типы игрушек. Правила выполнения
композиции и цветовое решение.
7

Практика. Просмотр презентации по теме. Обсуждение образцов. Самостоятельная
работа над эскизами. Последовательное выполнение композиции с использованием
картона и цветного пластилина. Финальное оформление композиции.
Тема 2.6. Композиция «Любимые животные»
Теория. Новые понятия и термины. Виды животных и их характеристика. Правила
выполнения композиции и цветовое решение.
Практика. Просмотр презентации по теме с обсуждением. Выполнение композиции
с использованием картона и цветного пластилина. Финальное оформление работы.
Тема 2.7. Композиция «Растительный мир»
Теория. Новые понятия и термины. Виды и типы растительного мира. Правила
выполнения композиции и цветовое решение.
Практика. Просмотр презентации по теме. Обсуждение образцов. Самостоятельная
работа с последовательным выполнением работы, использованием картона и цветного
пластилина. Финальное оформление работы.
Тема 2.8. Композиция «Гроздь винограда»
Теория. Новые понятия и термины. Виды и сорта виноградных лоз. Правила
выполнения композиции и цветовое решение.
Практика. Просмотр презентации по теме. Обсуждение образцов. Самостоятельная
работа с последовательным выполнением работы, использованием картона и цветного
пластилина. Финальное оформление работы.
Раздел 3. Контурная лепка (40ч.)
Тема 3.1. Знакомство с техникой - контурная лепка
Теория. Новые термины и понятия. Знакомство с приемом контурной лепки. Правила
выкладывания пластилина и особенности изготовления деталей.
Практика. Просмотр презентации по теме. Обзор и обсуждение образцов.
Самостоятельная работа в технике: скатывание, деление материала стекой на равные
части, перекручивание в жгутики, нанесение рельефного рисунка поверх
пластилиновой основы. Финальное оформление работы.
Тема 3.2. Поделка «Снеговик»
Теория. Новые термины и понятия. История появления Снеговика. Цветовая гамма.
Приемы смешивания пластичных материалов разных цветов. Виды, формы деталей
для поделки и способы выкладывания их на основе.
Практика. Просмотр тематической презентации. Обзор и обсуждение образцов.
Самостоятельная работа по отработке техники по освоению приемов: скатывание,
сплющивание, примазывание. Выполнение деталей для снеговика, выкладывание их
на основе с финальным оформлением поделки.
Тема 3.3. Поделка «Ёлка»
Теория. Новые термины и понятия. Виды, формы деталей для поделки и способы
выкладывания их на основе. Варианты смешивания пластилина разных цветов.
Правила подготовки деталей для дерева и размещение поделки на основе
Практика. Просмотр тематической презентации. Обзор и обсуждение готовых
образцов. Самостоятельная работа по образцу с отработкой приемов: скатывание,
сплющивание, раскатывание. Заполнение пластичным материалом эскиза «Елка».
Использование стека для имитации елочных иголок. Декорирование поделки более
мелкими деталями с финальным оформлением.
8

Тема 3.4. Поделка «Дед Мороз»
Теория. Новые термины и понятия. История появления Деда Мороза. Правила
изготовления поделки - виды, формы деталей, способы выкладывания их на основе.
Подбор цветовой гаммы и приемы смешивания пластилина разных цветов.
Практика. Просмотр презентации по теме с обсуждением готовых образцов.
Самостоятельная работа над композицией. Отработка навыков по выполнению
приемов: скатывание, раскатывание, примазывание. Финальное оформление поделки
с правильными формами и пропорциями.
Тема 3.5. Поделка «Елочные шары»
Теория. Новые термины и понятия. История появления елочных игрушек. Виды и
типы новогодних игрушек. Виды, формы деталей для поделки и способы
выкладывания их на основе. Правила выполнения поделки.
Практика. Просмотр презентации по теме, обсуждение образцов. Выполнение
творческой работы по созданию лепной картины с выпуклым изображением.
Самостоятельная работа по составлению узора для новогоднего шара. Финальное
оформление.
Тема 3.6. Поделка «Барашки»
Теория. Новые термины и понятия. Правила выполнения поделки из пластичного
материала. Виды, формы деталей для поделки и способы выкладывания их на основе.
Практика. Просмотр презентации по теме с обсуждением готовых образцова.
Самостоятельная работа над эскизами. Выполнение тематической поделки с
использованием картона и цветного пластилина. Финальное оформление работы.
Тема 3.7. Поделка «Веселая улитка»
Теория. Новые термины и понятия. История про веселую улитку. Виды и типы улиток.
Правила выполнения улитки из пластичного материала. Виды, формы деталей для
поделки и способы выкладывания их на основе.
Практика. Просмотр презентации по теме, обсуждение готовых образцов.
Самостоятельная работа над эскизами. Отработка приемов: скатывание, оттягивание,
раскатывание. Выполнение тематической поделки с использованием картона и
цветного пластилина. Финальное оформление работы.
Раздел 4. Обратная аппликация (32ч.)
Тема 4.1. Знакомство с техникой - обратная аппликация
Теория. Секреты техники обратной аппликации и правила работы.
Практика. Просмотр презентации по теме, обсуждение образца. Выполнение изделия
в несколько этапов, на каждом из которых ставится определённая задача.
Самостоятельное выполнение работы. Создание выразительного сюжета в полу
объёме с использованием нетрадиционной техники рисования пластилином.
Финальное оформление.
Тема 4.2. Аппликация «Мультипликационные герои»
Практика. Просмотр мультфильма по теме, обсуждение пластилиновых героев.
Изготовление изделия по заданной теме с отработкой техники обратной аппликации.
Тема 4.3. Аппликация «Розы»
Теория. Новые понятия и термины. Мир природы. Особенности лепки объемных
поделок. Приемы изготовления роз.
9

Практика. Просмотр презентации по теме, обсуждение образца. Выполнение работы
с отработкой навыков скатывания коротких отрезков в шарики кругообразными
движениями. Самостоятельная работа со стимуляцией активной работы пальцев рук.
Финальное оформление.
Тема 4.4. Аппликация «Любимой мамочке»
Практика. Просмотр презентации по теме, обзор образцов с обсуждением,
изготовление тематической поделки с отработкой приемов: скатывание,
примазывание. Самостоятельная деятельность на отработку умений. Финальное
оформление. Анализ проделанной работы.
Тема 4.5. Аппликация «С днем Победы»
Практика. Просмотр презентации по теме, обзор образцов с обсуждением,
изготовление творческой работы по заданной схеме с подготовкой основы и
финальным оформлением в рамку. Поэтапная работа: изготовление шаблона для
танка, его декорирование пластилином и прикрепление на основу; изготовление
элементов для салюта с последующим их выкладыванием на основу. Анализ
проделанной работы.
Тема 4.6. Аппликация на свободную тему
Практика. Изготовление творческой работы на свободную тему с разработкой
сюжета, выбором цвета, композиции, основы и финальным оформлением в рамку.
Поэтапная работа включает применение всех изученных приемов и правил. Смотр и
анализ работ.
Раздел 5. Декорирование (26ч.)
Тема 5.1. Знакомство с техникой - декорирование
Теория. Правила создание композиции из отдельных деталей, приемы
формообразующих движений рук в работе. Варианты изготовления поделок с
использованием пластилина, как средства декорирования.
Практика. Просмотр презентации по теме. Обзор готовых образцов. Отработка
навыков с использованием пластилина с применением формообразующих движений
рук в работе. Анализ проделанной работы.
Тема 5.2. Декорирование вазочки
Практика. Просмотр пошаговой презентации и тематического фильма. Обзор
готовых образцов. Обсуждение этапов работы. Выполнение работы с отработкой
навыков декорирования предмета бытового интерьера.
Тема 5.3. Декорирование тарелки
Практика. Просмотр тематического фильма. Обзор иллюстраций. Планирование
этапов работы. Выполнение декора с использованием пластилина с отработкой
навыков. Финальное оформление работы.
Тема 5.4. Декорирование карандашницы
Практика. Просмотр презентации. Обсуждение этапов работы. Выполнение декора
карандашницы с финальным оформлением работы.
Раздел 6. Итоговое занятие
Практика. Игровая программа. Подведение итогов учебного года с просмотром
фоторабот. Обсуждение трудностей и достижений. Награждение успешных
обучающихся.
10

К концу первого года обучения
Обучающиеся должны знать:
 правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
 начальные сведения о пластичном материале;
 названия семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый);
 правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов (красный и
синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый - зеленый и т. д.);
 виды деятельности художника (возможности изображения и с помощью каких
материалов).
Обучающиеся должны уметь:
 свободно работать с пластилином - без напряжения размазывать в нужных
направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
 передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет
простых предметов;
 правильно работать с пластилином - смешивать его, размазывать по контуру, ровно
закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой
поверхности);
 выполнять простые по композиции сюжеты.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты:
 овладение сравнением, группировкой базовых фигуры предметов и их образов;
 знание цветов и названий изобразительных материалов;
 проявление умения подбирать и классифицировать материалы по различным
признакам;
 проявление умений создания творческой работы по предложенным инструкциям;
 применение технологической последовательности в работе с пластичным
материалом.
Метапредметные результаты:
 освоение умений определять и формулировать цели деятельности на занятии с
помощью педагога;
 овладение умениями выстраивать свою деятельность согласно условиям заданным
педагогом;
 проявление умений в решении творческих задач и реализации на практике
придуманных образов;
 освоение правил поведения на занятиях и в учреждении, правил техники
безопасности в работе.
Личностные результаты:
 проявление интереса к активному художественному творчеству;
 осуществление оценки своей работы и работы товарища;
 наличие навыков самостоятельной и групповой работы;
 выполнение работы в заданное время.

11

№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6

Учебный (тематический) план
Второй год обучения
Количество часов
Название раздела, темы
Всего Теория Практика
Введение в программу «Мир
2
1
1
лепки»
Мозаичная лепка
40
7
33
Композиция «Сказочное дерево»
4
1
3
Композиция «Осенний букет»
6
1
5
Композиция «Лукошко с
6
1
5
фруктами»
Композиция «Рябиновая ветка»
6
1
5
Композиция «Воздушные шары»
6
1
5
Композиция «Лампа Алладина»
6
1
5
Композиция «Веселые картинки»
6
1
5
Контурная лепка
38
6
32
Поделка «Пушистые котята»
8
1
7
Поделка «Лесная избушка»
6
1
5
Поделка «Зимний пейзаж»
6
1
5
Поделка «Волшебная хохлома»
6
1
5
Поделка «Русская матрешка»
6
1
5
Поделка на свободную тему
6
1
5
Обратная аппликация
34
3
31
Аппликация «Золотая рыбка на
1
5
6
дне морском»
Аппликация «Малыш и Карлсон»
1
5
6
Аппликация «Подарок бабушке»
8
8
Аппликация «Букет сирени»
8
8
Аппликация на свободную тему
1
5
6
Декорирование
28
2
26
Декорирование вазочки
6
1
5
Декорирование туеска
8
8
Декорирование шкатулки
6
1
5
Декорирование досочки
8
8
Итоговое занятие
2
1
1
Итого:
144
20
124

Формы аттестации/
контроля
Входная
диагностика
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос
Анализ работ
Конкурс
Выставка работ
Педагогическое
наблюдение
Викторина
Контрольное
задание
Выставка работ
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Конкурс
Выставка работ
Наблюдение
Контрольное
задание
Выставка работ
Открытое занятие

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в программу «Мир лепки» (2ч.)
Теория. Цель и задачи программы второго года обучения. Техника безопасности и
правила работы с материалами и инструментами. Новые термины и понятия.
Практика. Игры «Шляпа знакомств», «Снежный ком». Просмотр тематических
мультфильмов и презентации «Пластилинография». Дискуссия.

12

Раздел 2. Мозаичная лепка (40ч.)
Тема 2.1. Композиция «Сказочное дерево»
Теория. Повторение изученного материала - история пластичных материалов, их
классификация и свойства. Правила работы с пластилином. Мозаичная техника.
Приемы выполнения работы.
Практика. Просмотр пошаговой тематической презентации, обзор образцов.
Отработка навыков. Работа с пластилиновыми шариками. Создание выразительного
образа посредством цвета и объема. Изготовление элементов композиции, с
использованием приемов: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от
общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия
к другой.
Тема 2.2. Композиция «Осенний букет»
Теория. Информация о цветах и листьях. Взаимосвязь между формами настоящих и
изображаемых растений. Природные и цветовые особенности.
Практика. Просмотр тематической пошаговой презентации, обзор образцов.
Изготовление из пластилина элементов композиции, с использованием приемов:
прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное
соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой.
Тема 2.3. Композиция «Лукошко с фруктами»
Теория. Виды фруктов. Типы корзин. Этапы составления и выполнения композиции.
Приемы цветовых решений. Средства финального оформления работы.
Практика. Просмотр тематической пошаговой презентации, обзор образцов. Работа
над композицией по с использованием шаблонов (груша, яблоко, персик, виноград).
Детальная работа с пластилином с использованием незавершенной композиции
рисунка.
Тема 2.4. Композиция «Рябиновая ветка»
Теория. Информация о рябине. Этапы и приемы составления композиции. Правила
цветовых решений. Нюансы использования технологической карты.
Практика. Просмотр тематической пошаговой презентации, обзор образцов.
Самостоятельная работа над эскизом. Последовательное выполнение композиции с
использованием картона и цветного пластилина.
Тема 2.5. Композиция «Воздушные шары»
Теория. Виды, типы и формы воздушных шаров. Этапы составления и выполнения
композиции. Варианты применения шаблона. Средства финального оформления
работы.
Практика. Просмотр тематической пошаговой презентации, обзор образцов.
Самостоятельная работа над эскизом. Последовательное выполнение композиции с
использованием картона и цветного пластилина.
Тема 2.6. Композиция «Лампа Алладина»
Теория. Сказка о «Волшебной лампе Алладина». Этапы составления композиции.
Приемы цветовых решений. Варианты финального оформления работы.
Практика. Просмотр тематической пошаговой презентации, обзор образцов.
Самостоятельная работа над эскизом. Последовательное выполнение задуманного
изделия с использованием картона и цветного пластилина.
13

Тема 2.7. Композиция «Веселые картинки»
Теория. Тематическая информация. Этапы составления и последовательность
работы. Приемы цветовых решений. Варианты финального оформления.
Практика. Просмотр тематической пошаговой презентации, обзор образцов.
Самостоятельная работа над эскизом. Поэтапное выполнение задуманного изделия с
использованием картона и цветного пластилина.
Раздел 3. Контурная лепка (38ч.)
Тема 3.1. Поделка «Пушистые котята»
Теория. Техника пластилинографии, приемы выкладывания пластилина в контурной
пластике, особенности выполнения работы. Средства финального оформления.
Практика. Просмотр тематической пошаговой презентации. Обзор образцов.
Самостоятельная работа в технике: скатывание, деление стекой на равные части,
перекручивание в жгутики, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой
основы. Финальное оформление работы.
Тема 3.2. Поделка «Лесная избушка»
Теория. Приемы выкладывания элементов в контурной пластике, цветовое решение.
Особенности выполнения работы. Средства финального оформления.
Практика. Просмотр тематической пошаговой презентации, обзор образцов.
Самостоятельная работа в технике с освоением приемов: скатывание, сплющивание,
примазывание. Работа над деталями для избушки. Выкладывание их на основе.
Финальное оформление работы.
Тема 3.3. Поделка «Зимний пейзаж»
Теория. Приемы выбора цветовой гаммы. Правила подготовки деталей для пейзажа
и выкладывания деталей изделия на основу. Особенности выполнения работы.
Средства финального оформления.
Практика. Просмотр тематической пошаговой презентации. Обзор образцов.
Самостоятельная работа над композицией по образцу в данной технике с отработкой
навыков и освоением приемов. Выполнение деталей и выкладывание их на основу.
Использование стеки для имитации елочных иголок. Декорирование изделия более
мелкими деталями. Финальное оформление работы.
Тема 3.4. Поделка «Волшебная хохлома»
Теория. Новые понятия. Информация о хохломе. Приемы выкладывания элементов,
типы цветовых решений. Особенности выполнения работы. Средства финального
оформления.
Практика. Просмотр тематической пошаговой презентации с обзором образцов.
Самостоятельная работа над деталями с выкладыванием их на основу. Отработка
навыков по выполнению фантазийной поделки с правильными формами и
пропорциями. Финальное оформление работы.
Тема 3.5. Поделка «Русская матрешка»
Теория. Информация о матрешках. Приемы выкладывания элементов. Варианты
цветовых решений. Особенности выполнения работы.
Практика. Просмотр тематической пошаговой презентации. Обзор образцов.
Самостоятельная работа в технике. Работа над деталями и выкладывание их на
основе. Отработка умений по выполнению фольклорной поделки с правильными
формами и пропорциями. Финальное оформление работы.
14

Тема 3.6. Поделка на свободную тему
Теория. Закрепление изученной техники с подбором цветовой гаммы пластического
материала. Приемы смешивания пластилина разных цветов. Варианты применения
форм и деталей в работе.
Практика. Разработка сюжета с выбор цвета и основы. Самостоятельная работа над
эскизом с последующим изготовлением работы. Поэтапная работа с применением
изученных приемов и правил. Финальное оформление изделия. Смотр и анализ
работ.
4. Обратная аппликация (34ч.)
Тема 4.1. Аппликация «Золотая рыбка на дне морском»
Теория. Новые понятия. Обратная аппликация. Правила работы.
Практика. Просмотр тематической пошаговой презентации с обзором образцов.
Самостоятельная работа в технике с отработкой навыков создания выразительного
сюжета в полуобъёме. Использование поэтапной нетрадиционной техники
рисования пластилином с финальным оформлением работы.
Тема 4.2. Аппликация «Малыш и Карлсон»
Теория. Особенности лепки. Приемы, последовательность и этапы выполнения
работы. Основные элементы и формы. Средства финального оформления.
Практика. Просмотр мультфильма по теме с обсуждением героя. Самостоятельная
работа в технике. Выполнение изделия в несколько этапов. Создание выразительного
сюжета в полуобъёме с использованием нетрадиционной техники рисования
пластилином с финальным оформлением работы.
Тема 4.3. Аппликация «Подарок бабушке»
Практика. Просмотр презентации по теме. Обсуждение эскиза. Изготовление
творческой работы с отработкой навыков скатывания коротких отрезков в шарики
кругообразными движениями. Самостоятельная работа со стимуляцией активной
работы пальцев рук.
Тема 4.4. Аппликация «Букет сирени»
Практика. Просмотр презентации по теме. Обзор образцов с обсуждением. Выбор и
изготовление эскиза. Выполнение тематической поделки с отработкой приемов
скатывания и примазывания. Самостоятельная отработка навыков. Финальное
оформление работы.
Тема 4.5. Аппликация на свободную тему
Теория. Варианты создания композиции из отдельных деталей. Приемы, элементы,
формы, этапы работы, средства финального оформления.
Практика. Выполнение изделия на свободную тему с разработкой сюжета, выбором
цвета, композиции, основы и финальным оформлением изделия. Поэтапная работа
включает применение изученных приемов и правил в данной технике.
Раздел 5. Декор пластилином (28ч.)
Тема 5.1. Декорирование вазы
Теория. Виды ваз и типы материалов для их изготовления. Формы и элементы декора.
Правила и этапы работы.
Практика. Просмотр презентации по теме. Обзор готовых работ. Выполнение
изделия с применением формообразующих движений рук в работе с пластилином.
Отработка навыков декорирования с финальным оформлением работы.
15

Тема 5.2. Декорирование туеска
Практика. Просмотр тематического видеофильма. Обзор материалов. Обсуждение
этапов работы. Выполнение изделия с отработкой навыков декорирования бытового
предмета интерьера.
Тема 5.3. Декорирование шкатулки
Теория. Виды шкатулок. Типы материалов для изготовления шкатулок. Формы и
элементы декора. Правила и этапы работы.
Практика. Просмотр тематического ролика. Обсуждение и выбор цветовой гаммы.
Отработка навыков выполнения этапов работы. Декорирование шкатулки с
финальным оформление работы.
Тема 5.4. Декорирование разделочной досочки
Практика. Просмотр презентации. Отработка навыков украшения предмета
интерьера и выполнения декора с финальным оформлением работы.
Раздел 6. Итоговое занятие
Теория. Информация об итогах учебного года.
Практика. Смотр презентации с фотоработами. Обсуждение трудностей и
достижений. Награждение победителей тематических мероприятий.
К концу второго года обучения:
Обучающиеся должны знать:
 правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
 основные сведения о пластилинографии и основы построения композиции;
 сведения о средствах выразительности и способах воздействия на эмоциональный
образ поделки (скатывание, сплющивание, размазывание);
 технику лепки по образцу с финальным оформлением;
 правила деления цветового круга на группу теплых и холодных цветов;
 правила разбора форм сложной работы с определением ее исходных форм;
 жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж.
Обучающиеся должны уметь:
 пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с
пластилином, выполнять правила техники безопасности;
 пользоваться различными видами пластилина, определять теплые и холодные цвета;
 определять и изображать формы предметов, их пропорции, конструктивное
строение, цвет;
 владеть разнообразными техниками при работе с пластичным материалом;
 планировать предстоящую практическую деятельность и следовать устным
инструкциям педагога;
 анализировать готовый образец, свою работу и работу товарища;
 выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты:
 сравнение, группировка базовых фигур, предметов и их образов;
 знание цветов и названий художественных материалов;
 подбор и классификация материалов по различным признакам;
 умение создавать поделки по предложенным инструкциям;
16

применение технологической последовательности в работе с пластичным
материалом.
Метапредметные результаты:
 определение и формулировка цели деятельности на занятии с помощью педагога;
 выстраивание своей деятельности согласно условиям заданным педагогом;
 проявление умений в решения творческих задач;
 овладение приемами придумывания образов;
 освоение правил поведения в кабинете, правил техники безопасности на перемене и
на занятиях.
Личностные результаты:
 проявление интереса к активному художественному творчеству;
 проявление духовных и интеллектуальных способностей;
 осуществление оценки своей работы и работы товарища;
 наличие навыков самостоятельной и групповой работы;
 выполнение работы в заданное время.


Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Начало учебного года
Продолжительность учебного
периода
Продолжительность учебной
недели
Продолжительность учебных
занятий
Время проведения учебных
занятий
Продолжительность перемен
Окончание учебного года

01.09.2024г.
36 недель
5дней /6 дней
Продолжительность учебного часа 40 минут для
школьников, 30 минут для дошкольников
Начало: с 08:00
Окончание: не позднее 20:00
10 минут
31 мая 2025г.

Каникулярное время:
зимние каникулы
летние каникулы
Комплектование групп

01.01.2025г.-08.01.2025г.
01.06.2025г.-31.08.2025г.
1 год обучения до 15.09.2024г.
2 год обучения: с 31.05.2025г.
Дополнительный прием
В течение учебного периода согласно
заявлениям родителей (законных
представителей) при наличии свободных мест
Выходные и праздничные дни (кол-во)
5-ти дневка:
6-ти дневка:
04.11.2024г.
04.11.2024г.
31.12.2024г.
31.12.2024г.
23.02.2025г.
23.02.2025г.
08.03.2025г.
08.03.2025г.
01.05.2025г.-03.05.2025г.
01.05.2025г.-03.05.2025г.
09.05.2025г.
09.05.2025г.

17

Условия реализации программы
Организация образовательного процесса предполагает создание для
обучающихся развивающей среды. Занятия строятся на принципах развивающего обучения
применительно к системе дополнительного образования. Дифференциация форм обучения
позволяет реализовать творческие способности каждого ребенка. Исходя из
психофизических особенностей детского возраста, выбираются методы и формы работы,
отвечающие принципам развивающей педагогики.
Методы обучения:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
 наглядный практический (выполнение работ по образцу педагога, по схемам);
 объяснительно-иллюстративный
(показ
мультимедийных
материалов,
иллюстраций, восприятие и усвоение готовой информации);
 репродуктивный (работа по образцу, воспроизведение полученных знаний и
освоенных способов деятельности);
 игровой (создание игровых ситуаций).
 частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом).
Формы организации образовательного процесса:
 индивидуальная работа;
 групповая работа;
 коллективное творчество.
Формы организации занятия:
 учебное занятие;
 открытое занятие,
 практическое занятие,
 занятие-рассказ,
 занятие-беседа,
 занятие-игра,
 занятие-квест,
 занятие-викторина.
Виды учебных занятий:
 вводное занятие - знакомство с техникой безопасности, особенностями организации
обучения и программой работы на учебный год;
 практическое занятие - проводится после усвоения детьми полученных знаний в
работе с натуры или по образцу, тренирует зрительную память, мышление и ручную
умелость;
 тематическое занятие - данный вид занятия позволяет изучать тему в углубленной
форме, развивает художественное творчество и коммуникативные навыки;
 комбинированное занятие – решает одновременно несколько учебных задач;
 итоговое занятие – в полной мере раскрывает ЗУН обучающихся в конце учебного
периода.
Педагогические технологии:
 технология учебного занятия;
 технология группового обучения;
 технология развивающего обучения;
18

технология репродуктивной деятельности;
 технология игровой деятельности;
 здоровьесберегающая технология.
Принципы, лежащие в основе программы:
 принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной,
привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, рассматривание
образцов и иллюстраций, продуктивной деятельности;
 принцип гуманности - индивидуально-ориентированный подход и всестороннее
развитие личности ребенка;
 принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка,
создание для каждого ребенка ситуации успеха;
 принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи,
игровой деятельностью и развитием познавательных процессов;
 принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид
детской деятельности – лепку;
 принцип развивающего обучения - эмоциональный стимул самостоятельной и
активной мысли ребенка с включением знаний повышенного уровня, опережающих
развитие;
 принцип воспитывающего обучения - построенного так, чтобы само по себе
воспитывало ребенка усидчивости, терпению, самостоятельности;
 принцип
свободы выбора – предоставление возможности принимать
самостоятельные решения для повышения интереса к активной творческой
деятельности;
 принцип систематичности и последовательности - постановка или корректировка
задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и
незнакомому» и реализации знаний и умений в сложных творческих работах;
 принцип сезонности - построение или корректировка познавательного содержания
программы с учётом в данный момент времени природных особенностей.


Алгоритм учебного занятия
Этап учебного занятия
Вводный этап
(процесс формирования
замысла)

Основной этап
(выполнение замысла)

Содержание
Это очень ответственная часть занятия и от того, как
построена именно эта часть занятия, зависит проявление
творчества
в
деятельности
детей.
Мотивация,
формулировка темы (неожиданная, вызывающая эмоции).
Настройка на основной этап занятия с выбором методов его
проведения – репродуктивных/продуктивных.
Просмотр тематических презентаций, видеофильмов,
мультфильмов с обсуждением. Обзор готовых образцов,
иллюстраций. Выполнение эскизов. Отработка полученных
знаний в самостоятельной практической деятельности по
образцу или устной инструкции педагога с финальным
оформлением работы.

19

Заключительный этап
(анализ результатов
деятельности)

Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия. Смотр и
анализ выполненных работ. Обсуждение успехов и
достижений обучающихся.

Средства развития мелкой и общей моторики
 Использование физкультминуток - движения детей сочетаются с речью и
способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению
работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память,
внимание).
 Пальчиковые упражнения - способствуют освоению элементов самомассажа кистей
и пальцев рук, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребёнка,
улучшают функции рецепторов проводящих путей.
 Создание графических эскизов - помогают ориентироваться на ограниченной
плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память, приучают
руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям
Формы работы с родителями
О значении нетрадиционной техники работы с пластилином родители могут узнать
из следующих форм совместной деятельности:
 родительское собрание;
 беседа о важности своевременного развитие мелкой моторики рук;
 индивидуальная тематическая консультация «Игры с лепкой из пластилина»;
 брошюра «Пластилинография – это интересно, весело, полезно!»;
 стендовая информация «Пластилинография, как средство развития мелкой
моторики»;
 раздаточная информация «Рисование пластилином»;
 совместное открытое занятие для родителей и детей.
Материально-техническое обеспечение
 Оборудование: светлый и просторный учебный кабинет, рабочие ученические
столы, регулируемые по высоте стулья, стеллажи для хранения художественных и
дидактических материалов.
 Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор,
интерактивная доска, стереоколонки.
 Художественные материалы: пластилин цветной, тонированный картон или
плотная бумага, природный материал, вторичные материалы, крупы, семена, гуашь,
акварель, цветные карандаши, фломастеры и т.д.
 Инструменты: доски для лепки, стеки, палочки, зубочистки, формочки,
коктейльные трубочки, крышечки разного размера, вилки, расчески, рельефный
материал, аксессуары для творчества (глазки, бусинки, бисер, пайетки) и др.
 Дидактическое обеспечение: тематические игры, стихи, загадки, демонстрационные
и выставочные образцы готовых работ, тематические иллюстрации,
технологические карты, предметные картинки, репродукции картин, скульптуры
малых форм, шаблоны.
 Информационное обеспечение: разработанные сценарии, учебно-методический
комплекс, литература по декоративно-прикладному, инструкционные пошаговые
карты, презентации, аудио-и видеотека.
20

Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста.
Формы аттестации, виды контроля и способы определения результативности
Мониторинг освоения образовательной программы
Система оценки достижения планируемых результатов разработана педагогом
М.Н. Кушнер на основе опыта работы.
В образовательном процессе педагогом используются следующие виды контроля:
 Входной контроль организуется в начале учебного года, с целью выявления
интересов обучающихся к занятиям творческой деятельностью и уровня ЗУН на
начало учебного года /форма диагностики – устный опрос/.
 Текущий контроль осуществляется регулярно в процессе учебной деятельности в
форме устных опросов, контрольных упражнений и заданий, а также
педагогического наблюдения за обучающимися на занятии.
 Промежуточная аттестация проводится по окончании обучения и определяет
уровень освоения обучающимися программного содержания, оценка теоретических
знаний проводится в форме собеседования или тестирования, уровень практических
навыков оценивается по качеству выполнения практических творческих работ.
Основные методы диагностики – естественный эксперимент, педагогическое
наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности.
Основной формой подведения итогов обучения по программе является выставка
детских работ, а также успешность участия обучающихся в конкурсных мероприятиях
декоративно-прикладного творчества различного уровня.
Для оценки качества освоения учебного материала применяются следующие
формы: викторины, конкурсы, кроссворды, устные опросы, тесты, контрольные задания и
упражнения, выставки детских работ внутри объединения.
Детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их
картина, дается возможность выбрать подходящий на их взгляд материал, что
соответствует стандарту дошкольного и школьного образования.

21

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18
ноября 2015 № 09-3242;
5. Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагога:
1. Белевич, Е. К. Обучение детей лепке. Дошкольное воспитание. - 2013. - №10. - 2933с.
2. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке,
аппликации: конспекты занятий. - Скрипторий, 2008. - 151с.
3. Грибовская, А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей
дошкольного возраста. - Скрипторий, 2005. - 64с.
4. История искусства. Живопись. Скульптура. Архитектура/ Главный редактор Н.
Арановская - М., 2007.- 848с.
5. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. 136с.
6. Корчинова, О. В. Детское прикладное творчество. - Изд.: Феникс, 2005. - 63с.
7. Лыкова И. А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки. - Изд.: Карапуз, 2005. - 20с.
8. Федосова Е. С., Федосов Г. С. В Стране гномов: Книга для развития творческих
способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб: Союз,
2002. - 63с.
9. Халезова, Н. Б. Декоративная пластика и декоративная лепка - Изд. Сфера, 2005. 112с.
10. Юшкевич Н. Перспективный план ознакомления детей дошкольного возраста с
изобразительным искусством// Дошкольная педагогика – 2008. - № 7 – 50с.
Литература для родителей:
1. Горичева, В. С. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок /В. С. Горичева Ярославль: Изд-во Академия развития, 2010. – 95с.
2. Горичева, В. С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина / В. С. Горичева Ярославль: Изд-во Академия развития, 2009. – 190с.
22

3. Давыдова, Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография / Г. Н. Давыдова - Москва: Издво Скрипториев, 2009. – 80с.
4. Румянцева, Е. А. Украшения для девочек / Е. А. Румянцева – Москва: Изд-во: Айриспресс, 2008. - 68с.
Литература для обучающихся:
1. Ховорт, И. С. Классные безделушки и украшения из бумаги, теста, глины и пластики
для девчонок и мальчишек: более 60 направлений для творчества / Перевод с англ.
О. Озеровой / И. С. Ховорт - Москва: Изд-во Эксмо-Пресс, 2009. - 128с.
2. Чаянова, Г. Н. Разноцветный пластилин / Г. Н. Чаянова, - Москва: Изд-во Дрофаплюс, 2012. – 144с.
3. Шептуля, А. Э. Домашние поделки своими руками / А. Э. Шептуля – Москва: Издво Эксмо, 2012. – 64с.
Интернет-ресурсы:
1. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/catalog.asp
2. Дополнительное образование http://dopedu.ru/ Информационный портал системы
дополнительного образования детей содержит материалы по следующим разделам:
нормативно-правовое обеспечение, методическая мастерская, образовательные
программы, профессиональные объединения.
3. Внешкольник. РФ http://dop-obrazovanie.com/ Сайт о дополнительном
(внешкольном) образовании. Представлена законодательная база, публикации
материалов по Дополнительному образованию, новейшие методики и разработки,
каталог учреждений дополнительного образования и др.
4. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/ для создавания своих
мини-сайтов, ведения блогов и сообществ, обмена опытом, поиска различных
материалов: сценарии мероприятий, презентации, сборники.

23

Приложение №1
Диагностика уровня развития ручной умелости
обучающихся по программе «Мир лепки»
Базовые
элементы

Основные
фигуры

Сплющенные
формы

Размазывание и
отщипывание

Финальное
оформление

ФИО
ребенка Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец
года
года
года
года
года
года
года
года
года
года

Низкий уровень
Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в
изготовлении базовых форм и композиций, испытывает отрицательные эмоции при
неудачах и в применении основных приёмов лепки.
Средний уровень
Ребенок не испытывает трудности при лепке, самостоятельно разминает пластилин,
выполняет большинство базовых форм и фигур, испытывает небольшие трудности при
составлении композиций, может воспользоваться помощью педагога, сдерживает
отрицательные эмоции, сохраняя позитивный настрой.
Высокий уровень
Ребёнок самостоятельно лепит все основные формы и базовые элементы, успешно
составляет композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращается
за советом к педагогу в редких случаях.

24

Приложение №2
Диагностика уровня развития художественных способностей
обучающихся по программе «Мир лепки»
Параметры
изучения
Знания

Предметная лепка
Передает характерные
особенности предметов
(строение, пропорции,
окраска, формы,
элементы)

Представления Владеет умениями и
применяет на практике
фигурные пропорции и их
строение, разбирается в
терминах и понятиях
Умения и
навыки

Изготавливает предметы с
применением основных
форм.
Передает фигуркам
простые движения (сидит,
лежит, бежит,
наклоняется).
Передает пропорции и
строение предметов.
Выполняет вытягивание
отдельных частей из
целого куска пластилина.
Прищипывает мелкие
детали (ушки, клюв).
Сглаживает пальцами
поверхность фигурки.
Умеет пользоваться стекой
Оценка уровня развития

Один балл – большинство компонентов
недостаточно развиты.
Два балла – отдельные компоненты неразвиты.
Три балла – уровень соответствуют возрасту.
Четыре балла – высокий уровень.

Декоративная
лепка

Лепка по замыслу

Знает виды
композиций узора в
полосе,
прямоугольной
форме, круге

Знает и
самостоятельно
применяет в
комбинациях ранее
усвоенные способы и
приёмы
Проявляет интерес Выполняет задачи в
к искусству
разных способах и
декоративноприемах, новых
прикладного
вариантах сюжетного
творчества
и композиционного
характера
Выполняет работу
Объединяет фигурки в
по образцу и устной композицию.
инструкции.
Дополняет работу
Украшает изделия
деталями,
способом налепа,
обогащающими
вдавливанием
содержание сюжета.
узора при помощи
Передает
стеки по краю и в
соотношение по
середине изделия
величине разных
предметов.
Проявляет
самостоятельность,
инициативу и
творчество

Итоговый балл
Сумму баллов разделить на количество параметров
Высокий уровень – ∆ /средний балл – 4/
Норма - ∆ /средний балл – 3/
Средний - ∆ /средний балл – 2/
Низкий - ∆ /средний балл – 1/

25

Приложение №3
Диагностика уровня теоретических знаний обучающихся
по программе «Мир лепки»
Устные вопросы:
1. Как организовать рабочее место для лепки?
2. Как хранить пластилин?
3. Как скатать шарики из пластилина?
4. Как раскатать жгутики из пластилина?
5. Как хранить остатки использованного пластилина?
6. Техника безопасности на занятиях.
7. Для чего нужны влажные или тканевые салфетки?
8. Какой природный материал используют при выполнении поделок?
9. Для чего используется основа – пластиковые крышки, диски?
10. Перечисли техники и приемы лепки, которые ты знаешь.
Практический материал для усложнения программных требований
1.

Скатывание шара между ладонями

Скатывание шариков кончиками пальцев

2.

Раскатывание столбика

Раскатывание тонких столбиков-жгутиков

3.

Получение овала способом
раскатывания шара

Получение капельки способом раскатывания
шара

4.

Украшать изделие с помощью стеки

5.

Лепка простых предметов,
состоящих из 1-2 частей
Соединение частей предмета
способом прижимания
Лепка конструктивным способом

Украшение изделия с помощью различных
печаток, способом вдавливания, налепа мелких
деталей
Лепка более сложных предметов, состоящих из
нескольких частей
Соединение частей предмета способом
примазывания
Лепка комбинированным способом
(конструктивный + пластический)
Лепка предметов с более точной передачей
характерных особенностей

6.
7.
8.

Лепка предметов с обобщённой
передачей их характерных
особенностей

Усвоение и усовершенствование в лепке следующих приёмов:
 «рисование» пластилином, нанося его тонким слоем на основу-картон;
 умение сглаживать пальцами края вылепленного предмета, поверхность фигурки;
 умение прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички), вытягивать
отдельные части из целого куска;
 умение делить пластилин на части, соответственно размеру частей работы;
 умение скатывать, раскатывать, сплющивать, скручивать столбик в спираль,
соединять концы столбика в кольцо, плотно соединять части фигуры друг с другом
и т.д.
26

Приложение №4
Диагностики уровня освоения обучающимися программы «Мир лепки»
Уровень ЗУН//Характеристики
Высокий уровень - владеет всеми приемами и способами лепки, знает названия
инструментов, использует их по назначению. Самостоятельно выполняет все задания,
проявляя творчество и инициативу. Оказывает помощь товарищам. Знает и применяет
приемы безопасной работы с инструментами и приспособлениями на практике.
Обращается за советом к педагогу (20%).
Средний уровень - испытывает небольшие затруднения при работе с материалом.
Выполняет задания только по образцу, путается в названиях инструментов и их
назначении. Слабо знает и не всегда применяет приемы безопасной работы с
инструментами и приспособлениями на практике. Обращается за помощью к педагогу
(40%).
Низкий уровень - слабо владеет приемами и способами лепки, испытывает затруднения при
работе с материалом, не знает названия инструментов, не умеет пользоваться ими по
назначению. Не знает и не применяет приемы и способы безопасной работы с
инструментами и приспособлениями на практике. Требуется постоянная помощь
педагога (60%).
Ниже низкого уровня - не владеет приемами и способами лепки, не знает названия
инструментов, не умеет пользоваться ими по назначению. Не знает и не применяет
приемы и способы безопасной работы с инструментами и приспособлениями на
практике. Педагогическое наблюдение за рабой обучающегося (90%).

27

Приложение №5
Диагностические материалы по программе «Мир лепки»
1. Устный опрос «Безопасные приемы работы с инструментами и приспособлениями
для лепки»:
1. Как должны располагаться инструменты и другие приспособления для лепки на
рабочем столе? (Ответ: в поле зрения глаз, перед собой)
2. Как правильно нужно передавать ножницы? (Ответ: передавать ножницы с
закрытыми лезвиями, кольцами вперед)
3. Как правильно нужно пользоваться колющими предметами (стека, ножницы,
кисть)? (Ответ: не размахивать ими, брать в руки только при необходимости,
использовать по назначению)
4. Что нужно сделать после окончания работы с пластилином?
2. Устный опрос «Основы лепки»
1. Назови основной инструмент, используемый для деления пластичного материала
на части и придания разной фактуры поверхности изделия? (Ответ: стека)
2. Какие приспособления используются в лепке? (Ответ: ножницы, кисть, штампы,
зубочистка, расческа, скалка)
3. Как называется основной способ скрепления деталей из пластилина? (Ответ:
примазывание)
4. Как получить другой цвет пластилина? (Ответ: с помощью смешивания (вливания)
пластилина двух цветов для получения другого оттенка)
3. Тест «Пластилинография»
1. Декорировать это значит:
А) Играть
Б) Украшать
В) Рассказывать
2. Слово «Прикладное» означает:
А) Это то, что можно положить на стол
Б) Это то, чем можно прижать
В) Это то, чем можно пользоваться в жизни
3. Каким инструментом нарезают пластилин при лепке?
А) Стек
Б) Нож-помощник
В) Скальпель
4. Для лепки, какой инструмент лишний:
А) Телефон
Б) Стек
В) Скалка
5. Мастера, занимающегося лепкой изделий из глины, называют:
А) Гончар
Б) Глиномес
В) Глинопек
6. Для соединения деталей изделий из пластилина художник использует прием:
А) Процарапывание,
28

Б) Откручивание
В) Примазывание
7. Характеристика поверхности материала после его обработки:
А) Цвет
Б) Форма
В) Фактура
Г) Силуэт
8. Соедини стрелочками: плоскостную и объемную лепку:

9. Соедини стрелочками работы, в которых крона деревьев выполнена в техниках
«Аппликации» и «Пластилиновая живопись»

10. Соедини стрелками работы, в которых кроны деревьев выполнены из жгутиков,
ленточек, спиралек и шариков:

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».