Чудеса своими руками

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_______ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Чудеса своими руками»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Носкова Нелли Александровна,
педагог дополнительного образования

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения
РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса
своими руками» имеет художественную направленность, ориентирована на
художественно-эстетическое развитие детей посредством изготовления сувенирной
продукции с использованием различных техник декоративно-прикладного искусства и
имеет ознакомительный уровень освоения.
При разработке данной программы учитывалась специфика регионального
компонента образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма. Родители
(законные представители) в качестве приоритетной выдвигают проблему развития
творчества, мышления, способствующей формированию разносторонне-развитой
личности.
Осваивая программу, дети знакомятся с процессами разработки, технологиями
изготовления, способами украшения-отделки различных поделок и сувениров, которые
могут подарить своим родным, друзьям или украсить домашний интерьер.
Направленность программы – художественная.
Программа является модифицированной и получила свое название благодаря
основным направлениям деятельности (чудеса) и отношению к каждому ребенку как к
личности в образовательном пространстве студии-мастерской. Данная программа
составлена на основе программ: Поповой О. Е. «Умелые руки» для детей 6-12 лет, два
года обучения, 2013г.; Садовской О. В. «Волшебный клубок», для детей 11-13 лет, 1 год
обучения, 2016г.; и авторской программы Щениной Д. В. «Текстиль», 2013г.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательного потенциала
программы, являются: чудесное настроение, радужное общение, трудолюбие, радость
творчества, умение дарить чудеса людям.
Актуальность программы. Актуальность программы заключается в возможности
самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения
основ декоративно – прикладного искусства, развивать свои творческие способности.
Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного образования.
Творческие способности проявляются в готовности использовать новые возможности; в
стремлении изменить традиционные решения; в выдвижении нестандартных,
2

неординарных идей; в удовлетворении одной из основных социальных потребностей потребности в самореализации личности.
Новизна программы. Новизна программы в использование новых технологий; в
тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного искусства с
новейшими тенденциями современного дизайна; в знакомстве с новыми материалами,
которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности.
Декоративная композиция позволяет освоить многие художественные приёмы,
развивает композиционное мышление, чувство стиля, художественную интуицию. Работа
над декоративной композицией значительно обогащает творческий опыт детей.
Разнообразие природного материала дает безграничный простор для фантазии и
возможность создать ни на чью не похожую работу. Красота, создаваемая в процессе
декоративного творчества, неизбежно связана с целесообразностью, практической
необходимостью и нестандартностью, элементом новизны. Поэтому в обучении данному
виду изоискусства развитие творческого начала имеет особую значимость.
Отличительные особенности программы Программа отличается от других
программ тем, что состоит из нескольких модулей: «Бумажные фантазии», «Лепка»,
«Волшебный крючок», «Игрушка-сувенир», «Валяние», «Изонить», «Мягкая игрушка».
Часть учебных часов отводится на развивающие занятия для углубления декоративноприкладного направления: выставки, конкурсы, посещение выставок мастеров
прикладного творчества, ярмарки, праздники.
Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу,
рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом
индивидуальных особенностей и возможностей школьника. Гибкая форма организации
ручного труда позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания,
состояния здоровья, уровень владения навыками, нахождение на определенном этапе
реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем
уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 7-10 лет,
интересующихся декоративно-прикладным творчеством.
Возрастные особенности обучающихся. Фаза детского творчества от 7-ми до 10-ти
лет - период зрительной активности, особой тяги к изобразительной деятельности и
готовности ребенка творить эстетические произведения. В этом возрасте детей привлекает
декоративно-прикладное искусство, допускающее относительную свободу творчества.
Ребята находят удовлетворение в различных прикладных и орнаментальных работах, в
графике, их привлекает новизна технических приемов. Декоративное же искусство,
основанное на преобразовании и стилизации природных форм, предполагает
использование ряда условностей, упрощающих выполнение заданий.
Режим занятий. В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
учебных часа. Во второй год обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
школьников составляет 40 минут.
Объем общеразвивающей программы. Первый год обучения – 144 часа. Второй год
обучения - 216 часов. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы–360.
3

Срок освоения программы - 2 года, продолжительность образовательного
процесса: 72 учебные недели - 18 учебных месяцев.
Уровневость общеразвивающей программы следует соответствию уровней
сложности:
«Стартовый уровень» предполагает изучение декоративно-прикладные виды
творчества; освоение видов работ с художественными материалами и инструментами,
применение основных технологических приемов на практике; развитие умений
соединения и крепления деталей в процесс изготовления художественных изделий из
различных материалов; формирование художественного вкуса.
«Базовый уровень» предполагает закрепление полученных знаний, умений и
навыков, полученных в первый год обучения; освоение новых приемов работы с
художественными материалами; изучение главных основ колористики и композиции;
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; изготовление
авторских сувенирных изделий.
Форма обучения – очная.
Количество детей в учебной группе от 6 до 12 человек.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов. Текущий контроль - усвоение тематического
материала (педагогическое наблюдение). Промежуточный контроль - усвоение учебного
материала за 1-е полугодие (самостоятельные работы). Итоговый контроль - освоение
программного материала за весь учебный период (самостоятельные творческие работы,
выставочная деятельность, конкурсные программы).
Цель - формирование и развитие творческих способностей у обучающихся через
освоение различных техник декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы:
Обучающие:
⎯ ознакомить детей с декоративно-прикладного творчества: валяние, аппликация,
оригами, киригами, марморирование, декупаж, изонить, вязание крючком,
изготовление игрушек из текстиля;
⎯ обучить различным приемам техникам и приемам работы с различными
художественными материалами;
⎯ формировать умения следовать устным инструкциям;
⎯ расширить кругозор основными специальными терминами;
Развивающие:
⎯ развивать образное мышление, художественное воображение, творческие
способности
⎯ развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую
моторику рук и глазомер;
⎯ развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию;
Воспитательные:
⎯ воспитывать интерес и любовь к декоративно-прикладному творчеству,
основанному на народных традициях;
⎯ формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
4

⎯ способствовать созданию игровых ситуаций;
⎯ расширять коммуникативные способности детей;
⎯ воспитывать навыки аккуратности, умения бережно и экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место;
⎯ создавать благоприятную атмосферу для неформального общения детей,
увлеченных общим делом.
Задачи первого года обучения (стартовый уровень):
⎯ изучение общих сведений о декоративно-прикладных видах творчества;
⎯ освоение видов работ с художественными материалами и инструментами,
⎯ применение основных технологических приемов на практике;
⎯ развитие умений соединения и крепления деталей в процесс изготовления
художественных изделий из различных материалов;
⎯ формирование художественного вкуса.
Задачи второго года обучения (базовый уровень):
⎯ закрепление полученных знаний, умений и навыков, полученных в первый год
обучения;
⎯ освоение главных основ колористики и композиции;
⎯ применение знаний, умений, навыков при изготовлении авторских сувенирных
изделий;
⎯ формирование культуры труда и коммуникативных навыков.
⎯
⎯

⎯
⎯

⎯

Принципы содержания программы:
Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации
успеха.
Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и
психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом
процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка,
атмосфера. В процессе совместной продуктивно – творческой деятельности (дети –
дети, дети – родители, дети – педагог) обучающийся учится фантазировать и
придумывать новое, а также вариативно мыслить и общаться с разными людьми.
Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач
достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной
вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его
работоспособности.
Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и
сверстников к самостоятельному виду деятельности.

5

Учебный (тематический) план
Стартовый уровень
№
п/п
1.

Название раздела, темы

Кол-во часов
Всего

Бумажная фантазия

36

теория практика
7

29

2.

Изонить

32

5

27

3.

Лепка

16

4

12

4.

Волшебный крючок

40

10

30

5.

Мягкая игрушка

18

5

13

6.

Итоговое занятие

2

2

2

144

33

111

Итого:

Формы аттестации/
контроля
Входной контроль
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Контрольное упражнение
Выставка
Педагогическое
наблюдение
Викторина
Выставка
Педагогическое
наблюдение
Конкурс
Выставка
Педагогическое
наблюдение
Контрольное задание
Выставка
Фотогалерея
Итоговая диагностика

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Бумажные фантазии
1.1
Вводное занятие
Теория: Начало творческого пути. Планы и задачи объединения. Правила поведения
на занятиях. Ознакомление с оборудованием мастерской, организацией рабочего места,
приспособлениями. Правила техники безопасности.
Практика: Проведение входного контроля.
1.2. Бумажные фантазии
Теория: Презентация «Бумажные фантазии». Образцы изделий из бумаги. Сведения
и интересные факты из истории бумаги. Бумага как универсальный материал,
применяемый для различных целей. Виды бумаги и техника работы с ней. Правила
техники безопасности при работе с ножницами (колющими предметами), клеем.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
6

Практика: Творческое задание на создание объемной зверушки из различных видов
бумаги.
1.3. – 1.4 Аппликация
Теория: Работа с бумагой и картоном. Виды аппликации.
Практика: Изготовление аппликаций по образцу. Изготовление сплошной мозаики
из обрывных кусочков. Осенний пейзаж обрывание, раздувание клякс. Создание объёмной
аппликации (подарочной открытки) из бумаги «Натюрморт с розами» по образцу (игра
«Едем по дороге»).
1.5. – 1.10. Оригами. Театр кукол на пальчик (кошка, собака, заяц, лиса, медведь,
волк)
Теория: Знакомство с оригами. Способы складывания бумаги. Выполнение игрушек
техникой «оригами».
Практика: Изготовление настольных игрушек (по образцу).
1.11 - 1.14. Киригами
Теория: Знакомство с киригами. Способы складывания бумаги. Техника
изготовления игрушек по шаблону и самостоятельно.
Практика: Выполнение работы, используя навыки оригами – складывание, навыки
киригами – вырезание. Изготовление в технике киригами персонажей сказки «Кто сказал
«Мяу» (по В. Сутееву - котенок, щенок, петух, кот), использование мелких надрезов.
Декорирование поделок по задуманному образу.
1.15. Художественное вырезание
Теория: Что такое художественное вырезание? Симметричное вырезание из листьев
бумаги, сложенных пополам изображений.
Практика: Вырезание снежинок. Сюжеты, выполненные художественным
вырезанием.
1.16. – 1.17. Декупаж
Теория: Знакомство с понятием техника декупажа, история возникновения. Для чего
нужна грунтовка? Просмотр презентации, на втором занятии видеосюжета о новогоднем
декорировании.
Практика: Оформление ёмкости для лимонада в технике «декупаж».
1.18. Итоговое занятие. Аппликация из бумаги. Материалы для изготовления
аппликации из бумаги. Промежуточный контроль (викторина, творческая работа)
Практика: Контрольное задание по изготовлению сюжетной аппликации «Зимний
пейзаж».
Раздел 2. Изонить
2.1. Закладка
Теория: Знакомство с понятием изонить (рисую нитью). Правила ТБ при работе с
ножницами, иглами и колющими предметами. Демонстрация готовых изделий.
Организация рабочего места. Знакомство с инструментами, материалами для работы.
Последовательность выполнения, понятие симметрии.
Практика: Нанесение точек на картон, прокалывание иглой. Вышивка по точкамотверстиям в определенной последовательности. Репродуктивно-подражательная
деятельность. Изготовление закладки с базовыми формами (квадрат, треугольник, дуга).
7

2.2. – 2.6. Снеговик
Теория: Закрепление понятия изонить (рисую нитью). Демонстрация готовых
изделий. Последовательность выполнения, понятие симметрии, асимметрии.
Практика: Нанесение точек на картон, прокалывание иглой. Вышивка по точкамотверстиям в определенной последовательности. Репродуктивно-подражательная
деятельность. Изготовление зимней открытки с базовыми формами (круг, прямоугольник,
дуга). Дополнение для продвинутых ребят (снежинки и звездочки).
2.7. – 2.8 Звезда
Теория: Закрепление понятия изонить (рисую нитью). Демонстрация готовых
изделий. Последовательность выполнения, понятие симметрии.
Практика: Нанесение точек на картон, прокалывание иглой. Вышивка по точкамотверстиям в определенной последовательности. Репродуктивно-подражательная
деятельность. Изготовление открытки к 23 февраля, используя шаблон звезды и
самостоятельное рисование лавровой ветви. Вышивка ветви по точкам-отверстиям в
определенной последовательности. На завершающем занятии – самостоятельное
декорирование открытки.
2.9. – 2.12. Цветок
Теория: Знакомство с понятием эскиз задуманной открытки. Демонстрация готовых
изделий. Последовательность выполнения.
Практика: Нанесение рисунка на картон по созданному эскизу, прокалывание
иглой. Вышивка по точкам-отверстиям в определенной последовательности.
Репродуктивно-подражательная и проблемно-творческая деятельность. Изготовление
открытки к 8 марта, Вышивка цветка по точкам-отверстиям в определенной
последовательности. На завершающем занятии – самостоятельное декорирование
открытки.
2.13. – 2.16. Натюрморт
Теория: Знакомство с понятием натюрморт. Демонстрация видеоподборки с
различными натюрмортами, а также готовых изделий. Последовательность выполнения.
Подбор цвета основного картона и нитей для работы.
Практика: Нанесение рисунка на картон по созданному эскизу, прокалывание
иглой. Вышивка по точкам-отверстиям в определенной последовательности.
Репродуктивно-подражательная и проблемно-творческая деятельность. Изготовление
картины. Вышивка вазы и букета по точкам-отверстиям в определенной
последовательности. На последнем занятии раздела выставка работ с защитой натюрморта
и последующем коллективном обсуждении (взаимооценка).
Раздел 3. Лепка
3.1. Лепка насекомых
Теория: Знакомство с техникой работы с пластилином. ТБ. Основные приёмы лепки.
Основы материаловедения. Демонстрация видеоподборки с различными насекомыми, а
также готовых изделий ребят прошлых лет.
Практика: приемы лепки, последовательность операций при выполнении простых
изделий. Раскатывание. Соединение деталей. Репродуктивно-подражательная и
проблемно-творческая деятельность.
8

3.2. Лепка птиц
Теория: Какие птицы бывают? Различие и многообразие форм и цвета. Техника
работы с пластилином. Основные приёмы лепки. Закрепление основ материаловедения.
Демонстрация видеоподборки с различными птицами, а также готовых изделий ребят
прошлых лет.
Практика: приемы лепки, последовательность операций при выполнении сложных
изделий. Соединение деталей. Репродуктивно-подражательная и проблемно-творческая
деятельность.
3.3. Лепка животных.
Теория: Виды животных. Различие и многообразие форм и цвета. Основные приёмы
лепки. Закрепление основ работы с пластилином. Демонстрация видеоподборки с
различными животными, а также готовых изделий ребят прошлых лет.
Практика: приемы лепки, последовательность операций при выполнении работы из
пластилина. Соединение деталей. Придание фактуры изделию. Репродуктивноподражательная и проблемно-творческая деятельность.
3.4. Лепка людей
Теория: Знакомство с основными приёмами лепки. Закрепление основ работы с
пластилином. Демонстрация видеоподборки с различными образами людей, а также
готовых изделий ребят прошлых лет.
Практика: выполнение работы по задуманному образу. Приемы лепки,
последовательность операций при выполнении работы из пластилина. Соединение
деталей. Придание фактуры изделию. Репродуктивно-подражательная и проблемнотворческая деятельность.
3.5. – 3.7. Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас”,
“Волшебная страна”.
Теория: Понятие о плоскостной аппликации, пейзаже и рельефе. Основные приёмы
лепки. Закрепление основ работы с пластилином. Демонстрация видеоподборки с
различными плоскостными работами из пластилина.
Практика: Приемы лепки, последовательность операций при выполнении
плоскостной работы из пластилина. Соединение деталей. Придание фактуры изделию.
Использование подручных средств (ножницы, чесночница, расческа, пуговица- штамп,
вилка и т. д.).
3.8. Урок Творчества. Техника моделирования «маленьких миров»
Теория: Понятие о миниатюрной скульптуре. Основные приёмы лепки. Закрепление
основ работы с пластилином. Демонстрация видеоподборки с различными мини-работами
из пластилина.
Практика: Промежуточная аттестация при изготовлении лепных миниатюр в
спичечных коробках. Проблемно-творческая деятельность, выставка работ с защитой
миниатюр и последующем коллективном обсуждении (взаимооценка). Оценивание
педагогом работ по шкале (форма, цвет, аккуратность, креативность).

9

Раздел 4. Волшебный крючок
4.1. Волшебный крючок
Теория: История вязания. Правила ТБ при работе с вязальными крючками,
ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом. Демонстрация готовых изделий.
Организация рабочего места. Знакомство с инструментами, материалами для работы.
Использование для обучения ниток, бывших в употреблении. Происхождение и свойства
ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и
применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества
ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна. Начальная
диагностика.
Практика: Определение волокнистого состава пряжи органолептическим способом.
Подбор крючков под толщину пряжи.
4.2. Основные приёмы вязания крючком
Теория: Ассортимент крючков и нитей. Подбор крючков под толщину пряжи.
Терминология приемов работы. Основные приемы вязания: образование первой петли,
цепочка из воздушных петель.
Практика: Внимание к постановке рук, положению крючка во время работы.
Выполнение первой петли. Азы вязания: цепочка из воздушных петель. Самостоятельное
вязание цепочки: у кого длиннее. Самостоятельное вязание разноцветных цепочек.
Выкладывание несложного рисунка из цепочек.
4.3. – 4.6. Чехол для телефона
Теория: Основные приёмы вязания крючком. Демонстрация приемов вязания.
Упражнение вязания столбиков без накида и воздушных петель. Терминология приемов
работы. Способы вязания крючком (прямое вязание; треугольное вязание: от угла к углу;
круговое вязание от середины и т. д.).
Практика: Выполнение полустолбика без накида на основе цепочки из воздушных
петель (двойная цепочка). Выполнение столбика без накида (смыкание рядов, вязание по
кругу). Создание чехла для телефона, используя вязание в одном и двух направлениях.
Декорирование изделия.
4.7. Шарфик для куклы
Теория: Вязание столбиков без накида (прямоугольное полотно).
Практика: Освоение нового способа вязания и вязание шарфов, подушек для кукол.
Вязание разноцветных прихваток. Использование приема – смена нити в работе.
4.8. Косынка для куклы
Теория: Треугольное вязание: от угла к углу.
Практика: Обучение Треугольному вязанию (от угла к углу). Вязание косынки,
платка для куклы. Вязание разноцветного платка для куклы. Украшение платка
кисточками.
4.9. – 4.10. Прихватка
Теория: Беседа о способах вязания, показ образцов, расположение и выполнение
рядов в узоре (вязание по кругу, прибавление петель).
Практика: Круговое вязание от середины. Двухцветные прихватки "яблочко, божья
коровка".
10

4.11 - 4.19. Вязание сувениров, игрушек
Анализ образцов игрушек. Выбор ниток. Правила вязания игрушек. Зарисовка схем
вязания различных типов конечностей, деталей для оформления мордочки. Составление
эскизов. Последовательность выполнения игрушек.
Практика: Проблемно-творческая деятельность. Вязание образца, расчёт петель.
Вязание сувениров, игрушек. Сборка и оформление изделий.
4.20. Итоговое занятие
Практика: Промежуточный контроль. Дидактическая игры – контрольное
провязывание (начало, цепочка из 10 воздушных петель, круговое вязание), «Угадай и
свяжи», ответы на опросник «Вязание крючком».
Раздел 5. Мягкая игрушка
5.1. Мягкая игрушка из круга
Теория: Беседа о разнообразии и функциональной принадлежности игрушки.
Знакомство с видами и свойствами тканей. Просмотр видеоподборки мягких игрушек.
Подбор ткани, инструментов. Правила безопасности труда.
Практика: Создание мягкой игрушки на основе базовой формы – круг. (Например,
цыпленок, птичка, снеговик). Репродуктивно-подражательная и проблемно-творческая
деятельность.
5.2. Мягкая игрушка
Теория: Отличия пошива простых моделей игрушек от пошива объёмных игрушек.
Создание эскизов по задуманному образу. Подбор ткани. Правила раскроя.
Практика: Зарисовка игрушки, составление эскиза, чертежа. Выполнение выкроек –
лекал из плотной бумаги. Раскрой деталей.
5.3. – 5.9. Изготовление игрушек
Теория: Изучение последовательности шитья и особенности оформления мягкой
игрушки. Виды шва. Соединение деталей. Материал для набивки.
Практика: Пошив объёмных игрушек. Раскрой деталей. Шитье. Наполнение игрушки.
Изготовление из кожи носа, глаз. Декорирование игрушки, пришивание глаз, носа.
6. Итоговое занятие
Теория: Итоговая аттестация ЗУН обучающихся.
Практика: Игра «Чему мы научились?». Вручение талисмана студии - солнышко с
лучиками.
Планируемые результаты
В результате первого года обучения, обучающиеся должны знать:
⎯ основные виды работы с художественными материалами и инструментами.
⎯ общие сведения о декоративно-прикладных видах творчества;
⎯ способы соединения и крепления деталей;
⎯ процесс изготовления художественных изделий из различных материалов;
⎯ требования техники безопасности и личной гигиены при изготовлении
художественных изделий;
Должны уметь:
⎯ подбирать цветовую гамму;
11

⎯
⎯
⎯
⎯
⎯

проводить раскрой;
выполнять способы вырезания, скручивания, соединения и крепления заготовок;
применять основные технологические приемы;
организовать и содержать в порядке свое рабочее место;
изготавливать сувенирные изделия.

12

Учебный (тематический) план
Базовый уровень
№
п/п

Название раздела,
темы

Кол-во часов
Всего

теория

практика

1.

Бумажная фантазия

12

2

10

2.

Волшебная нить

36

8

28

3

Новогодняя
мастерская

18

4

14

4.

Изонить

30

4

26

5.

Валяние

48

10

38

6.

Мягкая игрушка

36

10

26

Формы аттестации/
контроля
Входной контроль
Устный опрос
Педагогическое наблюдение
Контрольное упражнение
Выставка
Педагогическое наблюдение
Викторина
Выставка
Педагогическое наблюдение
Конкурс
Выставка
Педагогическое наблюдение
Контрольное задание
Выставка
Педагогическое наблюдение
Устный опрос
Выставка

6.

Народные промыслы

33

10

23

Педагогическое наблюдение
Кроссворд
Выставка

7.

Итоговое занятие

3

1

2

Фотогалерея поделок
Итоговая диагностика

216

49

167

Итого:

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Бумажные фантазии
1.1. Вводное занятие
Теория: Начало творческого пути. Ознакомление с оборудованием мастерской,
организацией рабочего места, приспособлениями. Правила техники безопасности.
Практика: Входной контроль. Диагностические задания.
1.2. Бумажные фантазии
Теория: Презентация «Бумажные фантазии». Образцы изделий из бумаги. Сведенья
и интересные факты из истории бумаги. Бумага как универсальный материал,
применяемый для различных целей. Виды бумаги и техника работы с ней. Техника
выполнения объёмной аппликации. Смешанная техника.
13

Практика: Объёмная аппликация из бумаги. Изготовление объёмной аппликации из
бумаги «Цветок», используя приемы из квиллинга, скраббукинга и альтер-скрап.
1.2. Бумажные фантазии
Теория: Техника выполнения объёмной аппликации. Смешанная техника.
Закрепление понятий квиллинг, скраббукинг и альтер-скрап.
Практика: Объёмная аппликация из бумаги. Изготовление объёмной аппликации из
бумаги «Цветок», подарки ко Дню учителя. Оформление открыток.
1.3. Подарочная упаковка
Теория: Просмотр презентации «Приглашение и прием гостей». Закрепление
понятия о видах бумаги и новое понятие эксклюзивная бумага.
Практика: Создание бумаги ручной работы и выполнение подарочной упаковки.
1.4. Аппликация из бумаги
Теория: Материалы для изготовления аппликации из бумаги. Закрепление понятий
натюрморт, пейзаж, сюжетная композиция.
Практика: Изготовление сюжетной аппликации «Осенний пейзаж».
Раздел 2. Вязание спицами
2.1. Вводное занятие
Теория: История вязания спицами. Общие сведения. Характеристика ниток и
особенности работы с ними. Назначение вязаных изделий. Сочетание цветов.
Возможности и преимущества вязаных изделий. Вязание на спицах как вид досуга, способ
увеличить гардероб и разнообразить его, сделать индивидуальным и недорогим.
Использование пряжи, бывшей в употреблении, особенности ее подготовки к работе.
Необходимые инструменты и оборудование: наборы спиц, сантиметровая лента, линейка,
ножницы, нитки. Соответствие толщины спиц толщине ниток. Подготовка к работе новых
ниток. Стирка и хранение шерстяных изделий. Беседа о технике безопасности на занятиях
кружка.
Практика: Подбор спиц, сматывание пряжи в клубки. Вводная диагностика на
умение вязать спицы. Правильность постановки рук при вязании.
2.2. Основные приёмы вязания спицами
Теория: Лицевая петля. Кромочная петля. Понятие и роль образца вязки. Вязание
изнаночной петли. Понятие плотности вязания. Расчет необходимого для изделия числа
петель по образцу вязания. Вязание образцов разной плотности. Закрывание
осуществляют по лицевой и изнаночной стороне изделия. Демонстрация приемов вязания,
запись в тетради, упражнение в вязании. Понятие раппорта.
Практика: Набор петель на две спицы классическим способом, на одну спицу, при
помощи вспомогательной нити.
Домашнее задание: упражнение в вязании, оформление образцов в альбомах.
2.3. Узоры из лицевых и изнаночных петель.
Теория: Резинка 1х1, резинка 2х2, «путанка», «столбики», «шахматка». Выполнение
геометрических рисунков сочетанием лицевых и изнаночных петель. Накиды и способы
их выполнение. Снятые (вытянутые) петли. Прибавление и убавление петель. Изменение
формы вязаного изделия с помощью убавления и прибавления петель. Демонстрация
способов убавления петель (с краев изделия, внутри полотна). Убавляют на одну петлю,
14

провязывают две вместе лицевой или изнаночной петлей. Две петли убавляют, провязывая
три вместе лицевой или изнаночными петлями. Прибавление петель по краям изделия,
внутри вязаного полотна. Демонстрация приемов прибавления (вытягивание петли из
промежутка, из крайней сделаем две петли, вывязывание из предыдущего ряда, способом
наброса петель, вывязывание из промежутка между петлями). Схемы рисунков.
Практика: Вывязывание лицевых петель. Вывязывание изнаночных петель. Вязание
образца.
Домашнее задание: упражнение в выполнении закрепления петель, расширение и
убавления вязаного полотна, в вязании узоров.
2.4. - 2.6. Вязание простых изделий
Теория: Выбор изделий, подбор ниток и спиц. Выбор вида вязки. Выполнение
образцов. Расчет петель для изделия. Частичное вязание, укороченные ряды.
Практика: Чтение схем, запись и вязание образцов, используя узоры из лицевых и
изнаночных петель. Прихватка. Шарф, шапка, жилетка, юбка для куклы. Полоска для
волос.
2.7. – 2.11. Вязание игрушек
Теория: Анализ образцов игрушек. Выбор ниток. Правила вязания игрушек.
Зарисовка схем вязания различных типов конечностей, деталей для оформления
мордочки. Составление эскизов. Последовательность выполнения игрушек.
Практика: Эскиз. Построение схемы. Выбор пряжи, спиц. Изготовление игрушки.
Проблемно-творческая деятельность. Вязание образца, расчёт петель. Сборка и
оформление изделий.
2.12. Итоговое занятие
Практика: Промежуточный контроль. Дидактическая игры – контрольное
провязывание (начало из 10 петель, вязание путанкой, смена нити), «Угадай и свяжи»,
ответы на опросник и тест «Вязание спицами».
Раздел 3. Новогодняя мастерская
3.1. Новогодняя мастерская
Теория: Беседа об истории Нового года в России, зимних праздниках и обрядах.
Демонстрация лучших поделок. Методы и способы изготовления сувениров игрушек из
бумаги и подручных материалов.
Практика: Изготовление подарочной коробки в виде елочки. Раскладка,
раскрашивание, вырезание, складывание в определенной последовательности.
Декорирование подручными материалами.
3.2. - 3.3. Новогодние подвески
Теория: Демонстрация видеоподборки лучших поделок. Методы и способы
изготовления сувениров игрушек из бумаги и подручных материалов. Роль экологии в
окружающей среде.
Практика: Изготовление объемных новогодних подвесок и игрушек, используя
различные материалы (бумага, ткань, пенопласт, спичечные коробки, картонные коробки,
тюбики из-под зубной пасты, духов, конфет, чая, упаковка из-под киндер-сюрприза,
пустые пластиковые бутылки, старые пластинки и т. д.).
3.4. Новогодняя мастерская. Дед Мороз.
15

Теория: Беседа об истории Нового года в России, зимних праздниках и обрядах.
Демонстрация лучших поделок.
Практика: Изготовление подарочной коробки в виде Деда Мороза. Раскладка,
раскрашивание, вырезание, складывание в определенной последовательности.
3.5. Новогодняя мастерская. Снегурочка.
Теория: Беседа об истории Нового года в России, зимних праздниках и обрядах.
Демонстрация лучших поделок.
Практика: Изготовление подарочной коробки в виде Снегурочки. Раскладка,
раскрашивание, вырезание, складывание в определенной последовательности.
3.6. Новогодняя открытка
Теория: Понятие бумага пластика. Промежуточная аттестация.
Практика: Конструирование новогодней открытки на определенный год, т. е. год
лошади, крысы, кота, дракона, петуха и т. д. Использование готовых и разработка новых
шаблонов.
Раздел 4. Изонить
4.1. – 4.5. Пейзаж
Теория: Закрепление понятий о изонити (рисую нитью), пейзаже и его видах.
Правила ТБ при работе с ножницами, иглами и колющими предметами. Демонстрация
готовых изделий. Подбор цвета основного картона и нитей для работы. Организация
рабочего места.
Практика: Эскиз задуманной работы. Нанесение рисунка и точек на картон,
прокалывание
иглой.
Вышивка
по
точкам-отверстиям
в
определенной
последовательности. Проблемно-творческая деятельность.
4.5. – 4.10. Анимализм.
Теория: Понятие анимализм. Демонстрация видеоподборки с различными
животными, а также готовых изделий. Последовательность выполнения. Подбор цвета
основного картона и нитей для работы.
Практика: Нанесение рисунка на картон по созданному эскизу, прокалывание
иглой. Вышивка по точкам-отверстиям в определенной последовательности.
Репродуктивно-подражательная и проблемно-творческая деятельность. Изготовление
картины. Вышивка вазы и букета по точкам-отверстиям в определенной
последовательности. На последнем занятии раздела выставка работ с защитой натюрморта
и последующем коллективном обсуждении (взаимооценка).
Раздел 5. Валяние
5.1. Вводное занятие
Теория: Презентация по знакомству с техникой валяния. Образцы изделий. Изучение
техники нуно-войлок. Материал и инструменты. Этапы производства.
Практика: создание бусины подвески в технике мокрого валяния.
5.2. – 5.3. Чехол
Теория: продолжить знакомство с образовательным модулем «мокрое валяние».
Получение знаний, умений, навыков по колористике, смешению и использованию
16

оттенков различных цветов, цветоведению. Получение навыков и умений создавать
практичные валяные вещи и украшения.
Практика: Разработка примерного эскиза. Выбор цветовой гаммы. Подготовка
материала к работе. Изготовление чехла для сотового телефона в технике нуно-волокно.
5.4. Валенки
Теория: Просмотр презентации о создании валенок в быту, а также подборки
сувенирных валенок. Продолжить знакомство с образовательным модулем «мокрое
валяние». Получение знаний, умений, навыков по колористике, смешению и
использованию оттенков различных цветов, цветоведению. Получение навыков и умений
создавать практичные валяные вещи и украшения.
Практика: Разработка примерного эскиза. Выбор цветовой гаммы. Подготовка
материала к работе. Изготовление валенок в технике нуно-войлок.
5.5. Валенки
Теория: Знакомство с образовательным модулем «сухое валяние» - фелтинг.
Получение знаний, умений, навыков по колористике, смешению и использованию
оттенков различных цветов, цветоведению. Получение навыков и умений создавать
практичные валяные вещи и украшения.
Практика: Разработка примерного эскиза. Выбор цветовой гаммы. Подготовка
материала к работе. Декорирование валенок в технике фелтинг.
5.6. – 5.7. Подвеска
Теория: Знакомство с образовательным модулем «сухое валяние» - фелтинг.
Полуобъемное валяние.
Практика: Подготовка материала к работе. Работа по шаблону, репродуктивноподражательная деятельность. Изготовление подвески в технике фелтинг.
5.8. – 5.11. Цветы
Теория: Продолжение знакомства с образовательным модулем «сухое валяние» фелтинг, мокрое валяние. Полуобъемное валяние.
Практика: Подготовка материала к работе. Репродуктивно-подражательная
деятельность. Изготовление цветов в смешении техник валяния.
5.12. – 5.16. Игрушка
Теория: Валяние. Поэтапное производство.
Практика: Разработка эскизов к итоговой работе. Определиться с темой. Выбрать
технику, можно смешивать техники. А также выполнять работы коллективно.
Изготовление итоговой работы. Подготовка материала, шаблонов. Изготовление по
утвержденным эскизам. Защита работ. Поиск аналогов. Почему выбрала эту тему и
технику.
Раздел 6. Мягкая игрушка
6.1. - 6.2. Мягкая игрушка из круга
Теория: Беседа о разнообразии и функциональной принадлежности игрушки.
Знакомство с видами и свойствами тканей. Просмотр видеоподборки мягких игрушек.
Подбор ткани, инструментов. Правила безопасности труда.

17

Практика: Создание мягкой игрушки на основе базовой формы – круг. (Например,
цыпленок, птичка, снеговик). Репродуктивно-подражательная и проблемно-творческая
деятельность.
6.3. Мягкая игрушка
Теория: Отличия пошива простых моделей игрушек отпошива объёмных игрушек.
Создание эскизов по задуманному образу. Подбор ткани. Правила раскроя.
Практика: Зарисовка игрушки, составление эскиза, чертежа. Выполнение выкроек –
лекал из плотной бумаги. Раскрой деталей.
6.4. – 6.11. Изготовление игрушек
Теория: Изучение последовательности шитья и особенности оформления мягкой
игрушки. Виды шва. Соединение деталей. Материал для набивки.
Практика: Пошив объёмных игрушек. Раскрой деталей. Шитье. Наполнение
игрушки. Изготовление из кожи носа, глаз. Декорирование игрушки, пришивание глаз,
носа.
6.12. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация ЗУН обучающихся.
Раздел 7. Народные промыслы
7.1. Народные промыслы
Теория: Роль ДПИ в жизни общества. Виды росписи: хохлома, Городец, Гжель,
Жостово, Уральская народная роспись. Беседа о разнообразии и истории декоративной
росписи, о народной уральской росписи. Различие в цветовой гамме и декоративной
композиции.
Практика: Декоративное рисование птички, стилизуя народные виды росписи.
Проблемно-творческая и репродуктивно-подражательная деятельность.
7.2. – 7.6. Народные промыслы
Теория: Понятия писанки, крашенки; дается представление о растительном,
животном и геометрическом орнаменте, просмотр готовых изделий прошлых лет.
Практика: Декорирование пасхальных яиц. Грунтовка заготовки пасхального яйца.
Выполнение эскиза и росписи пасхального яйца, используя растительный, животный или
геометрический орнамент по выбору. Роспись пасхальных яиц с помощью приема
марморирования. Декупаж пасхальных яиц.
7.6. Пасхальная открытка
Теория: Понятие пасхальная открытка. Просмотр презентации.
Практика: Использование разных техник и материалов при создании открытки.
7.7. – 7.11. Народные промыслы
Теория: Просмотр презентации «Обереги».
Практика: Изготовление кукол «Доля», «Столбушка», «Пленашка», «Хозяюшка»,
«Зайчик на пальчик», «Ловушка для снов» с использованием мастер-классов, презентаций
и технологических карт. Проблемно-творческая и репродуктивно-подражательная
деятельность.
8. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов учебного года.
18

Практика: Игра «Чему мы научились?» (итоговая аттестация). Вручение талисмана
студии - солнышко с лучиками.
Планируемые результаты
По окончании второго года обучения, обучающихся должны знать:
⎯ терминологию, используемую в обучении;
⎯ основные приемы работы с различными художественными материалами;
⎯ основы колористики и композиции;
⎯ основные приемы и техники работы;
По окончании второго года обучения, должны уметь:
⎯ создавать сувенирные изделия из различных художественных материалов.
⎯ создавать собственные поделки;
⎯ грамотно подбирать цветовые сочетания
⎯ организовать свое рабочее место;
⎯ оценивать качество готовой работы;
⎯ работать в группе.

19

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график

1 год
обучения
2 год
обучения

1
полугодие
01. 09-31.
12
01. 09-31.
12

ОП
16
нед.
16
нед.

Зимние
праздники
01. 01. -08.
01
01. 01. -08.
01

2
полугодие
09. 01-31.
05
09. 01-31.
05

ОП
20
нед.
20
нед.

Летние
каникулы
01. 06-31.
08
01. 06-31.
08

Всего
в год
36 нед.
36 нед.

Организация образовательного процесса предполагает создание для обучающихся
такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя
комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств
образовательного процесса. Исходя из психофизических особенностей детей младшего и
среднего возраста, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам
развивающей педагогики.
Формы и методы занятий
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
⎯ групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет
определенное задание);
⎯ индивидуальная (каждый ребёнок делает свою работу);
⎯ коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции
дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Формы проведения занятий:
⎯ практические занятия;
⎯ игры;
⎯ конкурсы;
⎯ соревнования;
⎯ выставки;
⎯ праздники.
Методы проведения занятий:
⎯ словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
⎯ наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ педагогом);
⎯ практический (выполнение работ).
*Методы в основе которых лежит уровень деятельности детей:
⎯ объяснительно – иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);
⎯ репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов
деятельности);
⎯ частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом).
Педагогические технологии:
⎯ технология индивидуального обучения;
⎯ технология группового обучения;
20

⎯ технология коллективного взаимообучения;
⎯ технология развивающего обучения;
⎯ технология разноуровневого обучения;
⎯ технология исследовательской деятельности;
⎯ технология проектной деятельности;
⎯ технология игровой деятельности;
⎯ технология коллективной творческой деятельности;
⎯ здоровьесберегающая технология.
Принципы, лежащие в основе программы:
⎯ доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
⎯ наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более
органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь
впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в
нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом
вспоминаются» (К. Д. Ушинский);
⎯ демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);
⎯ научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы).
⎯ «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Структура занятия
№

Содержание

1

Организационный этап. Мотивация к
деятельности и положительный настрой.
Этап постановки целей и задач занятия.
Этап изучения новых знаний
(закрепление материала) и способов
деятельности.
Этап деятельностный - творческая
работа
Физминутка
Этап рефлексии.
Заключительный этап.

2
3

4
5
6
7

Время мин.
(примерно)
3
2
10

20
3
5
3

Техническое оснащение и дидактические материалы
Оборудование:
Рабочий кабинет. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов,
текущих работ, образцов, готовых работ, методической литературы.
Материалы и инструменты:
Ножницы, ножницы «зигзаг», карандаши, линейки, клей ПВА, ручки, фломастеры,
картон, кусочки ткани, бутылки разных форм, баночки, краски для ткани, штрих, гуашь,
21

акриловые краски, рамки, лак, электровыжигатель, паяльник, пинцеты, шило, утюги,
бульки, крючки для вязания, молоток, проволока разного диаметра, кусачки, мешковина
(бортовка,), газеты, скрепки, лак для волос, блестки, бисер, пластилин, альбомы, тетрадь
для записей.
Информационное обеспечение
Наглядно-иллюстрированные и дидактические материалы:
⎯ Учебно-наглядные пособия.
⎯ Стенд с инструкциями по технике безопасности, при работе с инструментами и
нагревательными приборами.
⎯ Демонстрационные материалы.
⎯ Схемы, карты, таблицы.
⎯ Аудио- и видеоматериалы.
⎯ Учебники или другая литература, используемая педагогом для лучшего усвоения
обучающимися программного материала. Художественные альбомы.
Интернет-ресурсы:
⎯ https: //pedportal. net библиотека материалов для работников школы
⎯ http: //www. maam. ru образовательный портал
⎯ https: //ru. pinterest. com всемирный каталог идей
⎯ http: //cyberleninka. ruнаучная электронная библиотека «Киберленинка»
⎯ http: //tehnologiya. ucoz. ru/
⎯ http: //www. it-n. ru/ - Сеть творческих учителей.
⎯ http: //nsportal. ru
⎯ http: //adalin. mospsy. ru
Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
высшей категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми
школьного возраста.
Формы аттестации/контроля, оценочные материалы
Мониторинг освоения образовательной программы
Для отслеживания результативности используется педагогический мониторинг,
включающий контрольные задания и тесты, диагностику личностного роста и
продвижения анкетирование, ведение оценочной системы.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
⎯ проведение выставок работ обучающихся (в объединении, учреждении);
⎯ участие в выставках детского прикладного и технического творчества разного
уровня;
⎯ проведение родительских собраний;
⎯ мастер-классы для родителей;
⎯ открытые занятия;
⎯ составление фотоальбома выполненных работ;
⎯ творческие конкурсы;
⎯ участие в мероприятиях разного уровня;
⎯ защита творческих проектов.
22

Виды и формы контроля ЗУН:
⎯ Входной контроль – собеседование, анкетирование;
⎯ Визуальный во время занятий;
⎯ Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия.
Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы с элементами
викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование;
⎯ Периодический – проверяет степень усвоения материала за длительный период:
четверть, полугодие или материал по разделу;
⎯ Итоговый (проводится накануне перевода на следующую ступень обучения) –
основная форма подведения итогов обучения; участие в районных, областных и
Всероссийских выставках, а также зачетная работа по заданной теме или по
выбору.
Показатели результативности:
⎯ Позитивная динамика познавательного интереса.
⎯ Накопление детьми опыта и социальных установок.
⎯ эффективное участие в творческих мероприятиях.
⎯ Удовлетворенность всех обучающихся.
⎯ Положительные отзывы о творческих работах учащихся внешних организаций,
родителей и администрации.
⎯ Отражение работы объединения на сайте учреждения.
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за все время обучения по
программе, а также предусматривает выполнение итоговой работы творческой работы по
собственным эскизам с использованием различных материалов.
После окончания курса обучающиеся, успешно справившиеся с программой,
проявившие заинтересованность в развитии своих творческих способностей,
комплектуются в творческую группу, которая принимает участие в областных,
всероссийских и международных конкурсах декоративно-прикладного творчества.
Формы аттестации разрабатываются индивидуально для каждого ребенка. По ним
определяется результативность усвоения образовательной программы (зачет, контрольная
работа, творческая работа, выставка, конкурс). Документальные формы подведения
итогов реализации программы отражают достижения всего коллектива и каждого
учащегося. К ним относятся дневники достижений детей, портфолио обучающихся, карты
освоения результативности, фотоальбомы, мультимедийные презентации.
К программе прилагается пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижения обучающимися планируемых результатов.
Планируемые результаты
По окончании обучения по программе, обучающиеся должны знать:
⎯ связь времен в народном искусстве;
⎯ особенности народного искусства своего края, России;
⎯ технику безопасности работы с инструментами;
⎯ виды материалов, используемых в работе;
⎯ технологию изготовления поделок;
⎯ свойства и сорта бумаги, способы ее окраски;
⎯ историю искусства оригами;
23

основные приемы складывания бумаги;
⎯ основы композиции;
⎯ общие правила технологии изготовления игрушек и сувениров из различных
материалов;
⎯ способы декорирования изделий.
По окончании обучения по программе, должны уметь:
⎯ пользоваться и объяснять правила пользования инструментами и
приспособлениями, необходимыми в процессе работы;
⎯ содержать инструменты в определенном порядке;
⎯ составлять эскизы изделий, находить их цветовое решение;
⎯ подбирать бумагу по фактуре и цвету;
⎯ при работе с бумагой складывать по образцу в определенной последовательности,
вырезать части и декоративные элементы, склеивать их, скреплять на поверхности
изделий;
⎯ в точной последовательности выполнять задания при составлении тематических,
декоративных композиций;
⎯ выполнять поделки как по образцу и показу педагога, так и по собственному
замыслу;
⎯ работать аккуратно, бережно и экономно расходовать материал;
⎯ оценивать свою работу и работу товарища.
⎯

Способы определения результативности
Формы аттестации разрабатываются индивидуально для каждого ребенка. По ним
определяется результативность усвоения образовательной программы (зачет, контрольная
работа, творческая работа, выставка, конкурс). Документальные формы подведения
итогов реализации программы отражают достижения всего коллектива и каждого
учащегося. К ним относятся дневники достижений детей, портфолио обучающихся, карты
освоения результативности, фотоальбомы, мультимедийные презентации.
К программе прилагается пакет диагностических методик (смотри приложение),
позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов.
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися
содержания программы:
⎯ педагогическое наблюдение;
⎯ педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачетов, опросов;
выполнения обучающимися диагностических заданий; участия в выставкахконкурсах; защиты проектов; активности обучающихся на занятиях и т. д.
Система оценочных средств (см. Приложения):
⎯ Критерии оценки ЗУН обучающихся по программе «Чудеса своими руками» (5-ти
бальная шкала) (промежуточная аттестация).
⎯ Критерии оценки ЗУН обучающихся по программе «Чудеса своими руками» (5-ти
бальная шкала) (итоговая аттестация).
⎯ Опросник обучающихся по разделу «Вязание крючком».
⎯ Опросник обучающихся по разделу «Вязание спицами».
⎯ Кроссворд «Вязание крючком».
24

⎯ Дидактические игры.
⎯ Тесты.
⎯ Критерии оценки личности воспитанников студии «Чудеса своими руками».

25

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242;
5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагогов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Багрянцева А. Ферма из пластилина. -М.,2013
Джонс С. Вязаные овощи. - М.: АРТ-РОДНИК, издание на русском языке, 2012
Докучаева Н. Мастерим бумажный мир. СПб.: ТОО «Диамант» 2007
Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СанктПетербург «Паритет» 2008
Краснобаева А. В. Вязаная одежда для кружек: чаепитие от- кутюр / Краснобаева А. В.
– М: Суфлер; Ростов н/Д: Феникс, 2013
Куксар Б. Аппликации из чего угодно: от веточки до скрепочки/ Пер. с англ. - М.:
Пчелка, 2015
Румянцева Е. А. Украшения для девочек своими руками. - М.: «Айрис-Пресс, 2005
Сержантова Т. 365 моделей оригами. М.: «Айрис-Пресс. Рольф» 2015
Соколова С. В. Сказка оригами. Игрушки из бумаги М.: Эксмо-Пресс, СПб.: Валери
СПД, 2004

Литература для родителей и обучающихся:
1.
2.
3.
4.

Федосеев С. Д. Фигурки из пробок. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014
Филиппова С. Н. Изделия из кожи/ С. Н. Филиппова. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005
Фролова Т. О. Мягкая игрушка/ Т. О. Фролова. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007
Харди Э. Модные штучки своими руками. - М.: ООО Изд. гр. Азбука-Аттикус, 2011

26

Приложение №1
Критерии оценки ЗУН обучающихся по программе «Чудеса своими руками»
(5-ти бальная шкала) (промежуточная аттестация)
Вид работы
1. Умение пользоваться
инструментами.
2. Умение работать и
подбирать материал к
аппликации.

3. Работа с бумагой.
Аппликация. Цветовые
сочетания и фактурные.
Работа с клеем.

Низкий уровень
1 балл
Не знает и путает
инструменты, не умеет
пользоваться ножницами.
Не умеет составлять и
использовать материал.

Средний уровень
2-3 балла
Знает предназначение,
неуверенно держит в руках
инструменты.
Различает виды плоской
аппликации, но не умеет
правильно применить.

Высокий уровень
4-5 баллов
Хорошо знает все
инструменты и применяет
их в работе.
Хорошо различает виды
плоской аппликации,
умело и эстетически
составляет композицию.

Не умеет составлять и
подбирать аппликацию из
различных форм. Грязно
работает с клеем.

Может подобрать и
составить аппликацию из
геометрических фигур, но
самостоятельно работать не
может.

Грамотно составляет и
подбирает по цвету и
различным формам
аппликацию. Смело
применяет другие
материалы.

Критерии оценки ЗУН обучающихся по программе «Чудеса своими руками»
(5-ти бальная шкала) (итоговая аттестация)
Вид работы
1. Умение пользоваться
инструментами.
2. Работа с природным
материалом: желудями,
шишками. Умение
составлять объемные
аппликации.
3. Работа с бумагой.
Выбор сюжета,
перспективы
аппликации. Работа с
клеем.
4. Изготовление
сувениров.

Низкий уровень
1 балл

Средний уровень
2-3 балла

Высокий уровень
4-5 баллов

Плохо знает и путает
инструменты, не
умеет ими
пользоваться.

Знает предназначение,
неуверенно держит в
руках.

Хорошо знает все
инструменты и применяет
их в работе.

Не умеет подобрать
нужный материал при
составлении объемных
аппликаций.

Умеет составить
композицию, но
работает с помощью
педагога.

Умеет работать с
природным материалом,
составлять композицию,
знает виды аппликаций.

Не может выбрать
сюжет. Грязно и
неаккуратно работает
с клеем.

Умеет составить сюжет
на тему, но работа не
всегда получается
аккуратная и чистая.

Не умеет
самостоятельно
выполнить изделие до
конца.

Может выполнить
изделие самостоятельно,
но только по образцу.

Умеет составить сюжет
аппликации на тему
(пейзаж, натюрморт).
Аккуратно работает с
клеем.
Проявляет фантазию.
Работает самостоятельно.
Любое изделие доводит
до конца.

27

Приложение №2
к

Опросник обучающихся по разделу «Вязание крючком»

Правила
техники
безопасности

Знаю, умею (5)

Что такое
«раппорт»?

Знаю, умею (5)

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Ф. И.
обучающегося
1
2

Знаешь ли ты?

Инструкция для обучающихся: внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант
ответа и отметьте его знаком «+».
Критерии оценки:
1. Знаю, умею – 5 баллов;
2. Делаю с помощью педагога – 4 балла;
3. Не знаю, не умею – 3 балла.
Все баллы складываются и высчитывается средний арифметический балл, по
которому и определяется уровень развития знаний, умений и навыков.
Высокий уровень – 5-4,5 баллов;
Средний уровень – 4,4 – 3,6 баллов;
Низкий уровень – 3,5 – 3 балла.

Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)

Виды крючков Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)
Виды пряжи

Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)

Особенности
ухода за
вязаной
одеждой.
Виды
украшений
вязаных

Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)
Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)
28

изделий.
Можешь ли
ты?
Делать
воздушные
петли

Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)

Делать
столбики без
накида

Знаю, умею (5)

Делать
столбики с
накидом

Знаю, умею (5)

Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)

Делать
Знаю, умею (5)
столбики с 2-3 Делаю с педаг. (4)
накидами
Не знаю, не умею (3)
Делать
ракушку

Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)

Вязать по
описанию

Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)

Вязать по
схеме

Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)

Прибавлять
петли

Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)

Убавлять петли Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)
Изготовливать Знаю, умею (5)
помпоны,
Делаю с педаг. (4)
кисти, шнуры.
Не знаю, не умею (3)
Вязать
Знаю, умею (5)
мягкиеигрушки Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)
29

Приложение №3
Опросник обучающихся по разделу «Вязание спицами»

Правила
техники
безопасности
Историю
техники
вязания на
спицах.
Виды
инструментов
и материалов.
Условные
обозначения,
понятие
«раппорт».
Основные
приемы набора
петель и
вязания на
спицах
Особенности
ухода за
готовыми
вязаными
изделиями.

Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)
Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)
Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)
Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)
Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)

Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)

30

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

Ф. И.
обучающегося

1
2

Знаешь ли
ты?

Инструкция для обучающихся: внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант
ответа и отметьте его знаком «+».
Критерии оценки:
1. Знаю, умею – 5 баллов;
2. Делаю с помощью педагога – 4 балла;
3. Не знаю, не умею – 3 балла.
Все баллы складываются и высчитывается средний арифметический балл, по
которому и определяется уровень развития знаний, умений и навыков.
Высокий уровень – 5-4,5 баллов;
Средний уровень – 4,4 – 3,6 баллов;
Низкий уровень – 3,5 – 3 балла.

Можешь ли
ты?
Набирать
петли.

Знаю, умею (5)
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)
Вязать
Знаю, умею (5)
лицевые петли. Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)
Вязать
Знаю, умею (5)
изнаночные
Делаю с педаг. (4)
петли.
Не знаю, не умею (3)
Вязать узоры Знаю, умею (5)
на основе
Делаю с педаг. (4)
изнаночных и Не знаю, не умею (3)
лицевых
петель.
Выполнять
Знаю, умею (5)
накиды.
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)
Выполнять
Знаю, умею (5)
вытянутые
Делаю с педаг. (4)
петли.
Не знаю, не умею (3)
Прибавлять и Знаю, умею (5)
убавлять
Делаю с педаг. (4)
петли.
Не знаю, не умею (3)
Пользоваться Знаю, умею (5)
инструкционн Делаю с педаг. (4)
ыми и
Не знаю, не умею (3)
технологическ
ими картами
Изготавливать Знаю, умею (5)
помпоны,
Делаю с педаг. (4)
кисти и
Не знаю, не умею (3)
шнуры.
Вязать
Знаю, умею (5)
шапочку
Делаю с педаг. (4)
Не знаю, не умею (3)
Вязать
Знаю, умею (5)
мягкиеигрушк Делаю с педаг. (4)
и
Не знаю, не умею (3)

31

Приложение №4
Кроссворд «Вязание крючком»
1
2

3

4
5
6
7
8

Вопросы:
По горизонтали:
2. Графическое изображение узора вязания.
4. Он может быть с накидом, без накида, пышный, рельефный и крестообразный.
6. Повторяющаяся часть рисунка.
7. Узор для манжет, связанный рельефными столбиками.
8. Вязаное кружево, имеющее два ровных края для пришивания.
По вертикали:
1. Последовательный ряд воздушных петель.
3. Элемент, связанный из нескольких воздушных петель.
5. Размер крючка.
6. Несколько столбиков с одним, двумя или большим количеством накидов, вывязанных из
одной петли.
Ответы:
По горизонтали:2. Схема; 4. Столбик; 6. Рапорт; 7. Резинка; 8. Прошва.
По вертикали:1. Цепочка; 3. Пико; 5. Номер; 6. Ракушка.

Дидактические игры
Цель: проверка и закрепление ЗУНов воспитанников на занятиях.
Данные игры могут применяться для закрепления навыков по каждой теме.
1. «Найди и назови».
Описание: берем готовое изделие или иллюстрацию в книге. Воспитаннику предлагается
назвать и показать элементы вязания, с помощью которых было изготовлено изделие.
2. «Угадай и свяжи».
Описание: водящий выполняет какой-нибудь элемент вязания, отгадать предлагается
второму воспитаннику. Если он правильно угадал, то сам становится водящим. Если нет, то
вопрос адресуется другому.
3. «Кто вперед».
Описание: Педагог произносит название элемента вязания, который необходимо связать, за
какое-то время. Дети выполняют задание. Выигрывает тот, кто больше и аккуратнее выполнит
элементов.
4. «Пойми меня».
Описание: водящий или педагог показывает какой-нибудь элемент вязания первому игроку,
который должен показать этот элемент следующему и т. д.

32

Приложение №5
Тест
Тема: Вязание на двух спицах
(данный тест может проводиться в конце учебного года)
1. Спицы бывают:
а) стальные;
б) фарфоровые;
в) пластмассовые;
г) деревянные.
2. Номер спицы соответствует:
а) длине спицы;
б) диаметру спицы в мм;
в) толщине спицы в см.
3. Первую петлю при вязании:
а) вяжут лицевой петлей;
б) снимают, не провязывая;
в) вяжут изнаночной петлей.
4. Сколько способов вязания лицевой и изнаночной петли существует?
а) два;
б) три;
в) один.
5. В схемах вязания значком «О» обозначают:
а) лицевую петлю;
б) изнаночную петлю;
в) накид.
6. Накиды используют:
а) для чулочного вязания;
б) платочного вязания;
в) ажурных узоров;
г) вязания английской резинки.
7. Чередование в ряду лицевых и изнаночных петель называется:
а) платочной вязкой;
б) резинкой;
в) чулочной вязкой.
8. Чулочная вязка получается:
а) чередованием лицевых и изнаночных рядов;
б) чередованием лицевых и изнаночных петель;
в) чередованием лицевых петель и накидов.
9. Пряжа, скрученная из нескольких ниток разного цвета, называется:
а) коллаж;
б) меланж;
в) букле;
10. Орнамент это:
а) чередование фигур;
б) художественное украшение;
в) способ вязания.

33

Приложение №6

Высокий уровень
7-10 бал.

Средний
уровень
4-5 балла

Низкий
уровень 1-3
балла

Критерии оценки личности обучающихся по программе
«Чудеса своими руками»
Отношение к себе и людям
1. Находится на занятии без желания. Не
участвует в коллективном творчестве.
2. Записался в объединение «вместе с
другими».
3. Привели родители. Редко проявляет
интерес к творческой деятельности.
4. Периодически стремиться к творческой
деятельности.
5. Регулярно стремиться к творческой
деятельности, старается хорошо выполнить
дело.
6. Появляется мотив самореализации.
7. Участвует в творческом процессе,
потому что получает от этого
удовольствие.
8. Активно стремиться к совместной
работе, имеет большой творческий
потенциал.

Отношение к делу
1. Не выполняет работу до конца,
присутствует как наблюдатель.
2. Изредка проявляет старательность, чтобы
избежать осуждения.

3. Пытается справиться с трудностями, но
не хватает знаний и умений.
4. Работает добросовестно, ждет одобрения
педагога.
5. Работает добросовестно, хочет сделать
кому-то приятное.
6. Ответственно подходит к любой работе.
Проявляет творчество и фантазию.
7. Активное, творческое отношение к
работе. Может возглавить творческую
группу.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».