Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100-Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Каллиграфия в сказках и картинках» Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации: 2 года Авторы-составители: Клещева Юлия Рафисовна педагог дополнительного образования, Кодочигова Елена Алексеевна методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Каллиграфия в сказках и картинках» имеет художественную направленность. Программа разработана с учетом интересов и запросов родителей и предусматривает работу по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму. Цифровизация мира и тотальный переход в онлайн практически исключили возможность делать что-то от руки и тем более писать. Один из самых древних видов искусств, каллиграфия практически утратила свою значимость и в основном используется с точки зрения художественного оформления. Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности, т.к. письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В соответствии с целью обучения усиливается практическая направленность курса обучения. Увлекательная продуктивная деятельность наполнит жизнь школьников радостью творчества и откроет широкое поле для реализации графических умений. Актуальность программы. Формирование почерка является одной из важных задач на начальном этапе обучения и требует от ребенка много усилий и стараний, многократного и монотонного выполнения упражнений по чистописанию. Учебный материал предлагает улучшить почерк ребенка, прививать интерес к чтению и письму через занятия сказочной каллиграфией, или волшебным письмом. Каждое занятие – это увлекательное путешествие в сказку, которую ребенок украшает каллиграфическим письмом. Игровая методика и восхитительные иллюстрации к волшебным сказкам мотивируют ребенка и делают процесс письма увлекательным. Творческие оригинальные задания помогут ребенку сформировать красивый почерк и аккуратность, разработать мелкую моторику и мускулатуру кисти руки, произвольное внимание, воображение, изменят отношение ребенка к письму. Ведь выполняя задания на протяжении программного обучения, ребенок не просто прописывает буквы, но и занимается творчеством, делая букву частью произведения искусства – иллюстрацией к сказке. Новизна программы. Сказочная каллиграфия - это методика волшебного письма, которая помогает сформировать красивый почерк и аккуратность, развить моторный навык, 2 внимание и воображение. Применение леттеринга, в процесс рисования слов с использованием разных штрихов, например, карандашом, кистью или ручкой, открывают простор для фантазии детей при создании композиции из нарисованных букв. Основу практической работы составляют упражнения, в которых отрабатываются свободные писательные движения с участием или без участия плечевого сустава, предплечья, кисти руки, пальцев. В настоящее время наука подтверждает, что развитие деятельности мелкой моторики рук неразрывно связано с развитием психических, когнитивных и умственных особенностей личности. Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии памяти, мышления и воображения ребенка. Программа способствует вовлечению обучающихся в сказочный учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития ребенка. Отличительные особенности программы в том, что она ориентирована на создание условий для развития творческих способностей и интеллектуальных навыков, обучающихся в системе дополнительного образования. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. Вариативность. Программа содержит два учебных плана, так как организация учебного процесса осуществляется с учетом индивидуальных возрастных особенностей обучающихся - уровня знаний, умений, темпа учебной и творческой деятельности. Учебный материал предусматривает оптимальные условия изучения программы для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка и включает выполнение практических заданий различного уровня сложности - «от простого к сложному». Преемственность. Обучающиеся имеют необходимый базовый графомоторный уровень письменных умений, а совершенствование их в рамках программы дополнительно поможет освоить детям механизмы двигательного и практического опыта, необходимые для овладения красивым почерком и накопления в дальнейшем навыков ручной умелости. Интеграция. Данная программа интегрирует знания, умения, навыки из разных предметных областей и создает благоприятные условия для творческой самореализации личности ребенка. В изобразительной деятельности, с помощью леттеринга (начертание букв) обучающийся сможет самостоятельно придумывать и развивать формы, рисуя надписи, сохраняя графемы (общепринятые силуэты букв) и, отталкиваясь от них, умело создавать собственные уникальные буквы. Адресат программы - обучающиеся от 7-ми до 11-ти лет. Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, с базовыми художественными знаниями, умениями и навыками. Главным условием является желание ребенка заниматься творческой деятельностью. Зачисление обучающихся на программу проводится в начале учебного года по желанию детей и с согласия родителей (законных представителей). Занятия по данной программе проводятся в группе, наполняемостью не более 14 человек. 3 Возрастные особенности обучающихся. Данный возраст детей сенситивен к развитию пространственного восприятия. Это выражается в более развитом чувстве симметрии, чувстве ритма. Чисто техническое выполнение самого процесса письма становится проще в том, что у детей данного возраста в значительной степени развиты мелкие мышцы кистей рук, в стадии окостенения находятся кости запястья и фаланги пальцев, уже более совершенна нервная регуляция движений, развиты в необходимой степени механизмы программирования сложно-координированных двигательных действий, выработана выносливость к статическим нагрузкам. Познавательные процессы восприятия, памяти и мышления являются ведущими в творческих способностях. Развитие личности базируется на умении во всех деталях воспринимать информацию, использовать разнообразие и богатство памяти, гибкость и широту мышления. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности, развитие самосознания и самооценки, интереса к своим возможностям и способностям. Режим занятий. В период обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа с 10-ти минутным перерывом. Продолжительность одного учебного часа составляет 40 минут. Объем общеразвивающей программы и общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы–288ч. Срок освоения программы - 2 года, продолжительность образовательного процесса: 72 учебные недели - 18 учебных месяцев. Форма обучения – очная. Программа имеет два уровня освоения – ознакомительный и базовый. Виды занятий – теоретические, практические, контрольные. Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос, тестирование, викторина, конкурс, анализ и выставка работ, открытое занятие, защита проекта. Цель программы – формирование интеллектуально-творческого потенциала ребенка и развитие графически правильного письма средствами декоративно-прикладного искусства, каллиграфии и леттеринга. Задачи программы Обучающие: ⎯ формирование интереса к письму как к способу самовыражения; ⎯ формирование знаний о видах каллиграфии и леттеринга; ⎯ обучение основам композиции и цветоведения, искусству письма и рисованию; ⎯ обучение приёмам работы со специальными традиционными и современными материалами для каллиграфического творчества, письма; ⎯ обучение применению полученных знаний и умений в практической деятельности. Развивающие: ⎯ развитие практических навыков культуры письма; ⎯ развитие межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственной координации, мелкой моторики, синхронизации работы глаз и рук. ⎯ развитие интеллектуальных способностей, образного и логического мышления; ⎯ развитие глазомера, внимания, воображения, художественного вкуса; 4 ⎯ развитие умений в постановке цели и планировании процесса ее достижения; Воспитательные: ⎯ формирование уважительного отношения к русскому языку и литературе; ⎯ воспитание любознательности, аккуратности, усидчивости, трудолюбия; ⎯ воспитание ответственности за достижение творческих результатов; ⎯ воспитание дисциплины, самоконтроля, коммуникативных навыков. Формирование компетенций обучающихся Социально-трудовые компетенции: ⎯ формирование знаний, умений и навыков в каллиграфии и леттеринга; ⎯ освоение приёмов работы с различными изобразительными материалами, соблюдение техники безопасности; ⎯ воспитание культуры труда, бережного отношения к материальным ценностям; ⎯ планирование прикладных трудовых операций; ⎯ стимулирование творческой активности обучающихся. Информационные компетенции: ⎯ умение пользоваться современными информационными технологиями; ⎯ формирование умений самостоятельного поиска и отбора необходимой информации, иллюстративного материала. Личностное самосовершенствование: ⎯ умение следить за внешним видом; ⎯ умение культурно оформлять своё рабочее место; ⎯ анализ собственного поведения, результатов своего труда и товарищей. Коммуникативные компетенции: ⎯ формирование умений творческой деятельности в коллективе; ⎯ воспитание взаимоуважения и взаимопонимания; ⎯ создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях. 5 Учебный (тематический) план (Для обучающихся 7-8 лет) № п/п Наименование раздела, темы 1. Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Введение в прорамму «Каллиграфия в сказках и картинках» 2 1 1 Входящая диагностика 2. Путешествие в страну волшебных букв 62 21 41 Педагогическое наблюдение 3. Моё имя 8 1 7 4. Секреты слов 16 2 14 Викторина 5. Объемные буквы 4 1 3 Тестирование 6. Цифры от 0 до 9 8 1 7 Устный опрос 7. Открытки, карточки, картины 6 1 5 Выставка работ 8. Псловицы, поговорки и их образы 8 1 7 Анализ работ 9. Аффирмации 12 2 10 Открытое занятие (1 полугодие) Контрольное задание 10. Анаграммы 6 1 5 11. Буквы и слова 3D 10 2 8 Конкурс 12. Итоговое занятие 2 - 2 Открытое занятие 144 34 110 Итого: Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Введение в программу Теория. Ознакомление с программой - цель и задачи обучения. Планы на учебный год. Условия обучения и требования студии. Инструктаж по технике безопасности на практических занятиях. Противопожарная безопасность. Практика. Игры на знакомство. Просмотр тематической презентации. Демонстрация готовых работ. Дискуссия. Тема 2. Путешествие в страну волшебных букв (62ч.) Теория. Новые термины и понятия. Виды шрифтов. Каллиграфия и ее виды. Леттеринг. Буквы по элементам «от А до Я». Приемы начертания букв алфавита. 6 1. «Волшебный лес» - буква «Я». 2. «Чудесный сад» - буква «А». 3. «Жёлтый остров» - буква «Л». 4. «Оранжевый туман» - буква «М». 5. «Лесная тропинка» - буква «И». 6. «В гостях у йога» - буква «Й». 7. «Цветочная поляна» - буква «Ц». 8. «Шоколадная страна» - буква «Ш». 9. «Река удачи» - буква «Щ». 10. «Голубая лагуна» - буква «Г». 11. «Волшебная печка» - буква «П». 12. «Сказочная кондитерская» - буква «Т». 13. «Чудесная мастерская» - буква «Н». 14. «Ручей желаний» - буква «Р». 15. «Улица чудес» - буква «У». 16. «Магазин волшебных игрушек» - буква «Ч». 17. «Красная долина» - буква «К». 18. «Музыкальная поляна» - буква «Б». 19. «Волшебная шляпа» - буква «В». 20. «Таинственная мгла» - буква «Ф». 21. «Цветные облака» - буква «О». 22. «Рыба кит» - буква «С». 23. «Волшебные краски» - буква «Х». 24. «Пещера гномов» - буква «Ж». 25. «Южные горы» - буква «Ю». 26. «Тайна пещер» - буква «Э». 27. «Болото загадок» - буква «Ь, Ъ». 28. «В гостях у лешего» - буква «Ы». 29. «Дом на дереве» - буква «Е». 30. «Большая нора» - буква «Ё». 31. «Мост дружбы» - буква «Д». Практика. Выполнение изображений букв в разных техниках. 1. Рисование леса из элементов буквы «Я». Рисование и написание слов на букву «Я». Рисование буквы «Я» в разных стилях. 2. Рисование сада из элементов буквы «А». Рисование и написание слов на букву «А». Рисование буквы «А» в разных стилях. 3. Рисование желтого острова из элементов буквы «Л». Рисование и написание слов на букву «Л». Рисование буквы «Л» в разных стилях. 4. Заполнение рисунка в формате круг из элементов буквы «М». Рисование и написание слов на букву «М». Рисование буквы «М» в разных стилях. 5. Рисование лесной тропинки из элементов буквы «И». Рисование и написание слов на букву «И». Рисование буквы «И» в разных стилях. 6. Рисование баночки чернильного йогурта из элементов буквы «Й». Рисование и написание слов на букву «Й». Рисование буквы «Й» в разных стилях. 7 7. Рисование цветочной поляны из элементов буквы «Ц». Рисование и написание слов на букву «Ц». Рисование буквы «Ц» в разных стилях. 8. Заполняем изображение кофейного зерна элементами буквы «Ш». Рисование и написание слов на букву «Ш». Выполнение буквы «Ш» в разных стилях. 9. Рисование реки удачи из элементов буквы «Щ». Рисование и написание слов на букву «Щ». выполнение буквы «Щ» в разных стилях. 10. Рисование голубой лагуны из элементов буквы «Г». Рисование и написание слов на букву «Г». Выполнение буквы «Г» в разных стилях. 11. Рисование печного дыма из элементов буквы «П». Рисование и написание слов на букву «П». Выполнение буквы «П» в разных стилях. 12. Заполнение изображения кренделя элементами буквы «Т». Рисование и написание слов на букву «Т». Выполнение буквы «Т» в разных стилях. 13. Рисование молота из элементов буквы «Н». Рисование и написание слов на букву «Н». Выполнение буквы «Н» в разных стилях. 14. Рисование ручья желаний из элементов буквы «Р». Рисование и написание слов на букву «Р». Выполнение буквы «Р» в разных стилях. 15. Рисование дома из элементов буквы «У». Рисование и написание слов на букву «У». Выполнение буквы «У» в разных стилях. 16. Заполнение контура черепахи элементами буквы «Ч». Рисование и написание слов на букву «Ч». Выполнение буквы «Ч» в разных стилях. 17. Рисование красного леса из элементов буквы «К». Рисование и написание слов на букву «К». Выполнение буквы «К» в разных стилях. 18. Рисование насекомых из элементов буквы «Б». Рисование и написание слов на букву «Б». Выполнение буквы «Б» в разных стилях. 19. Заполнение изображения шляпы волшебника элементами буквы «В». Рисование и написание слов на букву «В». Выполнение буквы «В» в разных стилях. 20. Расписывание ковра элементами буквы «Ф». Рисование и написание слов на букву «Ф». Выполнение буквы «Ф» в разных стилях. 21. Рисование облака из элементов буквы «О». Рисование и написание слов на букву «О». Выполнение буквы «О» в разных стилях. 22. Рисование морских волн из элементов буквы «С». Рисование и написание слов на букву «С». Выполнение буквы «С» в разных стилях. 23. Рисование листопада из элементов буквы «Х». Рисование и написание слов на букву «Х». Выполнение буквы «Х» в разных стилях. 24. Рисование гор из элементов буквы «Ж». Рисование и написание слов на букву «Ж». Выполнение буквы «Ж» в разных стилях. 25. Рисование водопада из элементов буквы «Ю». Рисование и написание слов на букву «Ю». Выполнение буквы «Ю» в разных стилях. 26. Рисование летучей мыши из элементов буквы «Э». Рисование и написание слов на букву «Э». Выполнение буквы «Э» в разных стилях. 27. Рисование камыша из элементов буквы «Ь, Ъ». Рисование и написание слов на букву «Ь, Ъ». Выполнение буквы «ь, Ъ» в разных стилях. 28. Рисование ели из элементов буквы «Е». Рисование и написание слов на букву «Е». Выполнение буквы «Е» в разных стилях. 8 29. Рисование ежа из элементов буквы «Ё». Рисование и написание слов на букву «Ё». Выполнение буквы «Ё» в разных стилях. 30. Рисование моста из элементов буквы «Д». Рисование и написание слов на букву «Д». Выполнение буквы «Д» в разных стилях. Тема 3. Моё имя (8ч.) Теория. Новые термины и понятия. Варианты композиции и правила создания. Постер, его виды и приемы выполнения. Практика. Просмотр наглядных изображений и презентации. Разработка на формате А4 авторского (дизайнерского) шрифта (алфавит). Мастер – класс по созданию оригинальной композиции в технике «Летерринг». Закрепление навыков начертания букв: карандашом, ручкой, кистью. Экспериментирование с различными шрифтами в написании собственного имени. Придумывание шрифтов, которые характеризуют хобби или интересы носителя имени. Рисование постера «Моё имя». Тема 4. Секреты слов (16ч.) Теория. Новые термины и понятия. Влияние изображений слов на психику человека. Правила выполнения заданий изобразительными материалами. Практика. Выполнение заданий. Отработка навыков рисования объемных букв, использование различных форм графической оптической иллюзии: простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами, красками. Анализ работ. Тема 5. Объемные буквы (4ч.) Теория. Новые термины и понятия. Виды объемных букв и приемы их выполнения. Оптическая иллюзия и ее графические формы. Практика: Выполнение заданий. Отработка навыков рисования объемных букв, использование различных форм графической оптической иллюзии: простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами, красками. Анализ работ. Тема 6. Цифры от 0 до 9 (8ч.) Теория. Новые термины и понятия. Анимализм. Цифры и виды шрифтов. Символ года и приемы его изображения при помощи цифр. Практика: Выполнение заданий. Отработка навыков рисования элементов цифр, прописывание их разными шрифтами. Рисование животных из цифр. Придумывание и рисование своих анимализированных цифр. Выполнение числа 2025 в виде символа года или с использованием элементов символа года «Змеи». Анализ работ. Тема 7. Открытки, карточки, картины (6ч.) Теория. Новые термины и понятия. Виды открыток, карточек и картин. Приемы выполнения изображений и инструкции по их выполнению. Практика. 9 Выполнение заданий. Отработка навыков рисования и оформления тематических открыток: Новый год, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День рождения, поздравительная открытка. Отработка навыков создания карточек и картин в разных техниках. Анализ работ. Тема 8. Пословицы, поговорки и их образы (8ч.) Теория. Новые термины и понятия. Знакомство с русским письменным фольклором – пословицами и поговорками. Виды письменности: кириллица, вязь, клинопись. Практика. Выполнение заданий. Отработка навыков рисования разных видов письменности: кириллица, вязь, клинопись. Рисование изображений действий с текстом пословиц и поговорок. Создание серии картин с изображением пословиц и поговорок. Анализ работ. Тема 9. Аффирмации (12ч.) Теория. Новые термины и понятия. Аффирмация. Леттеринг. Виды мотивационного текста и приемы его написания. Тематические тексты и их содержание. Практика. Выполнение заданий. Отработка навыков рисования. Тренировка руки в написании коротких текстов. Выполнение мотивационных тематических текстов, посвященных спорту, здоровью, творчеству, хорошему настроению, достижению цели, жизнелюбию. Анализ работ. Тема 10. Анаграммы (6ч.) Теория. Новые термины и понятия. Анаграмма. Приемы выполнения. Изображения с двойным значением слов. Инструкция по созданию книжки-малышки в картинках. Практика. Выполнение заданий. Отработка навыков рисования. Изображение анаграмм с использованием в рисунке двойного значения слов. Создание книжки-малышки в картинках «Слова перевёртыши». Анализ работ. Тема 11. Буквы и слова 3 D (10ч.) Теория. 1. Приемы выполнения букв из бумаги в технике «бумагопластика». Устная инструкция. 2. Приемы выполнения букв из картона с применением техник «моделирование» и «торцевание». Устная инструкция. 3. Приемы выполнения букв из воздушного пластилина в технике «пластилинография». Устная инструкция. Практика. 1. Создание гирлянды из бумажных букв с надписью: «С праздником!» Анализ работ. 2. Создание объемных 3Д букв для составления своего имени. Декорирование с применением техники «торцевания». Анализ работ. 3. Отработка навыков лепки слов из воздушного пластилина. Создание панно из объемных букв. Анализ работ. 10 Тема 12. Итоговое занятие (2ч.) Практика. Веселые каллиграфические старты. Выставка работ в технике «леттеринг». Подведение итогов окончания учебного года. Планируемые результаты Предметные результаты: ⎯ знание основ искусства леттеринга и каллиграфии; ⎯ знание новых терминов и понятия, различных декоративно-прикладных техник; ⎯ знание приёмов работы со специальными традиционными и современными материалами для каллиграфического творчества, письма; ⎯ умение работать с разными видами текстов, создавать собственный на основе художественного; ⎯ знание правил, приемов, принципов построения декоративной композиции. Метапредметные результаты: ⎯ проявление навыков художественной и творческой деятельности; ⎯ проявление нестандартного мышления и навыков создания творческих работ; ⎯ проявление художественных способностей, эстетического вкуса и каллиграфических способностей; ⎯ определение и формулировка цели деятельности с помощью педагога; ⎯ наличие творческой инициативы в процессе овладения учебными действиями; ⎯ овладение продуктивными умениями в процессе практической деятельности; ⎯ положительное взаимодействие со сверстниками в совместной групповой деятельности, сотрудничество в решении прикладных и творческих задач. Личностные результаты: ⎯ адекватная мотивация учебной деятельности; ⎯ заинтересованное отношение к декоративно-прикладному и изобразительному творчеству; ⎯ проявление интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; ⎯ проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; ⎯ проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия, целеустремленности. 11 Учебный (тематический) план (Для обучающихся 9-11 лет) № п/п Наименование раздела, темы 1. Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Введение в прорамму «Каллиграфия в сказках и картинках» 2 1 1 Входящая диагностика 2. Книга волшебных букв 62 20 42 Педагогическое наблюдение 3. Моё имя 10 1 9 4. Секреты слов 12 1 11 Викторина 5. Объемные буквы 4 1 3 Тестирование 6. Цифры от 0 до 9 4 1 3 Устный опрос 7. Открытки, карточки, картины 10 3 7 Выставка работ 8. Псловицы, поговорки и их образы 8 1 7 Анализ работ 9. Аффирмации 8 1 7 Открытое занятие (1 полугодие) Контрольное задание 10. Анаграммы 6 1 5 11. Буквы и слова 3D 10 2 8 Конкурс 12. Проектная деятельность 6 1 5 Защита проекта 13. Итоговое занятие 2 - 2 Открытое занятие 144 34 110 Итого: Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Введение в программу Теория. Ознакомление с программой - цель и задачи обучения. Планы на учебный год. Условия обучения и требования студии. Инструктаж по технике безопасности на практических занятиях. Противопожарная безопасность. Практика. Игры на знакомство. Просмотр тематической презентации. Демонстрация готовых работ. Дискуссия. 12 Тема 2. Книга волшебных букв (62ч.) Теория. Новые термины и понятия. Виды шрифтов. Каллиграфия и ее виды. Леттеринг. Разбор букв по элементам «от А до Я». Приемы рисования и написания букв алфавита. 1. Создание книги «Волшебные буквы». Знакомство с процессом создания книги своими руками, техниками переплета и изготовлением обложки для книги. 2. «Волшебные растения». 3. «Магические животные». 4. «Мудрые деревья». 5. «Тайны неба». 6. «Морские обитатели». 7. «Магия воды». 8. «Тайны пустыни». 9. «Волшебные линии». 10. «Тайны города». 11. «Древние письмена». Практика. Выполнение изображений букв в разных техниках. 1. Смотр презентации «Книжный переплет». Создание собственной книги из разных видов бумаги: акварельная, чертежная, цветная бумага для пастели, крафтовая, со съемными страницами для работы по программе «Пиши, рисуя», в которой дети работают на протяжении уч. года. Заготовка дополнительных страниц для книги. 2. Просмотр презентации «Луг, сад, подоконник». Рисование из элементов букв при помощи цветных ручек в прописи. Рисование и написание слов кистью: акварельными красками, гуашью, кофе, с использованием растительных и цветочных мотивов. Создание своего уникального растительного шрифта. Рисование слова поле и названий цветов. 3. Просмотр презентации «Необыкновенный мир животных». Рисование из элементов букв при помощи цветных ручек в прописи. Рисование и написание слов цветными карандашами кистью: акварельными красками, гуашью, с использованием анималистического принта и изображением букв в виде животных. Создание свой уникального шрифта. Рисование слова с изображением животного на выбор: кот, собака, ёж и др. 4. Просмотр презентации «Тайны леса». Рисование из элементов букв при помощи цветных ручек в прописи. Рисование и написание слов кистью: акварельными красками, гуашью, кофе и цветными карандашами с использованием древесных мотивов. Создание своего уникального шрифта на страницах книги. Рисование слова на выбор – лес, бор, лощина. 5. Просмотр презентации «Облака». Рисование из элементов букв при помощи цветных ручек в прописи. Рисование и написание слов кистью: акварельными красками, гуашью и мелом на цветной и белой бумаге с использованием мотивов изображений облаков, небесных тел и космоса. Создаем свой уникальный растительный шрифт. Рисование слов на выбор: небо, облако, звезда, комета, космос. 13 6. Просмотр презентации «Тайна глубин океана». Рисование из элементов букв при помощи цветных ручек в прописи. Рисование и написание слов кистью: акварельными красками, гуашью, с использованием растительных, водных мотивов и изображением морских обитателей. Создание своего уникального растительного шрифта. Рисуем слово – море. 7. Просмотр презентации «Вода как источник творчества». Рисование из элементов букв при помощи цветных ручек в прописи. Рисование и написание слов кистью: акварельными красками, гуашью, кофе с использованием капель, отпечатков на стекле. Рисование букв на водной поверхности тушью. Создание своего уникального шрифта. 8. Просмотр презентации «Тайна песчинки». Рисование из элементов букв при помощи цветных ручек в прописи. Рисование и написание слов кистью и ватными палочками: акварельными красками, гуашью, манкой. Рисование на песке. Создание своего уникального растительного шрифта. Создание панно речным песком с изображением слова пустыня. 9. Просмотр презентации «Штрих». Рисование из элементов букв при помощи цветных ручек в прописи. Рисование и написание слов кистью: красками, цветными карандашами, простыми карандашами, пастелью, восковыми мелками. Создание своего уникального растительного шрифта. 10. Просмотр презентации «Городская графика и геометрия букв». Рисование из элементов букв при помощи цветных ручек в прописи. Рисование и написание слов фломастерами, маркерами, простыми карандашами с использованием линейки и геометрических мотивов. Создание своего уникального шрифта. Рисование эскиза граффити. 11. Просмотр презентации «История русской письменности». Рисование из элементов букв при помощи цветных ручек в прописи. Рисование и написание слов кистью и штампами: акварельными красками, гуашью. Отработка навыков письма в техниках: клинопись, кириллица, вязь. Написание своего имени при помощи изученных шрифтов. Тема 3. Моё имя (10ч.) Теория. Новые термины и понятия. Варианты композиции и правила создания. Постер, его виды и приемы выполнения. Практика. Отработка навыков начертания букв: карандашом, ручкой, кистью. Экспериментирование с различными шрифтами в написании собственного имени. Придумывание своих шрифтов, которые характеризуют хобби или интересы носителя имени. Рисование постера «Моё имя». Тема 4. Секреты слов (12ч.) Теория. Новые термины и понятия. Логотип. Техника создания логотипов с изображением слова. Правила работы в технике. Практика. 14 Рисование слов в форме значения слова: тень, облако, вода, лист, хлеб и др. Выполнение изображений слов с придумыванием своего логотипа. Отработка навыков письма. Анализ работ. Тема 5. Объемные буквы (4ч.) Теория. Новые термины и понятия. Виды объемных букв и приемы их выполнения. Оптическая иллюзия и ее графические формы. Практика: Выполнение заданий. Отработка навыков рисования объемных букв, использование различных форм графической оптической иллюзии: простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами, красками. Анализ работ. Тема 6. Цифры от 0 до 9 (4ч.) Теория. Новые термины и понятия. Анимализм. Цифры и виды шрифтов. Символ года и приемы его изображения при помощи цифр. Практика: Выполнение заданий. Отработка навыков рисования элементов цифр, прописывание их разными шрифтами. Рисование животных из цифр. Придумывание и рисование своих анимализированных цифр. Выполнение числа 2025 в виде символа года или с использованием элементов символа года «Змеи». Анализ работ. Тема 7. Открытки, карточки, картины (10ч.) Теория. Новые термины и понятия. Виды открыток, карточек и картин. Приемы выполнения изображений и инструкция по их выполнению. Практика. Выполнение заданий. Отработка навыков рисования и оформления тематических открыток: Новый год, Восьмое марта, Двадцать третье февраля, Первое сентября, День рождения, поздравительная открытка. Отработка навыков создания карточек и картин из текста. Тема 8. Пословицы, поговорки и их образы (8ч.) Теория. Новые термины и понятия. Знакомство с русским письменным фольклором – пословицами и поговорками. Виды письменности: кириллица, вязь, клинопись. Практика. Выполнение заданий. Отработка навыков рисования разных видов письменности: кириллица, вязь, клинопись. Рисование изображений действий с текстом пословиц и поговорок. Создание серии картин с изображением пословиц и поговорок. Тема 9. Аффирмации (8ч.) Теория. Новые термины и понятия. Аффирмация. Леттеринг. Виды мотивационного текста и приемы его написания. Тематические тексты и их содержание. Практика. Выполнение заданий. Отработка навыков рисования. Тренировка руки в написании коротких текстов. Выполнение мотивационных тематических текстов, посвященных 15 спорту, здоровью, творчеству, хорошему настроению, достижению цели, жизнелюбию. Анализ работ. Тема 10. Анаграммы (6ч.) Теория. Новые термины и понятия. Анаграмма. Приемы выполнения. Изображения с двойным значением слов. Инструкция по созданию книжки-малышки в картинках. Практика. Выполнение заданий. Отработка навыков рисования. Изображение анаграмм с использованием в рисунке двойного значения слов. Создание книжки-малышки в картинках «Слова перевёртыши». Анализ работ. Тема 11. Буквы и слова 3 D (10ч.) Теория. 1. Приемы выполнения букв из бумаги в технике «бумагопластика». Устная инструкция. 2. Приемы выполнения букв из картона с применением техник «моделирование» и «торцевание». Устная инструкция. 3. Приемы выполнения букв из воздушного пластилина в технике «пластилинография». Устная инструкция. Практика. 1. Создание гирлянды из бумажных букв с надписью: «С праздником!» Анализ работ. 2. Создание объемных 3Д букв для составления своего имени. Декорирование с применением техники «торцевания». Анализ работ. 3. Отработка навыков лепки слов из воздушного пластилина. Создание панно из объемных букв. Анализ работ. Тема 12. Проектная деятельность (6ч.) Теория. Новые термины и понятия. Проект и его виды. Правила выполнения и способы оформления работы. Варианты подготовки. Защита проекта. Практика. Выполнение проекта на выбор обучающимися: «Происхождение моего имени», «Мой уникальный шрифт». Тема 12. Итоговое занятие (2ч.) Практика. Веселые каллиграфические старты. Выставка работ в технике «леттеринг». Подведение итогов окончания учебного года. Планируемые результаты Предметные результаты: ⎯ знание основ искусства леттеринга и каллиграфии; ⎯ знание новых терминов и понятия, различных декоративно-прикладных техник; ⎯ знание приёмов работы со специальными традиционными и современными материалами для каллиграфического творчества, письма; ⎯ умение работать с разными видами текстов, создавать собственный на основе художественного; 16 ⎯ знание правил, приемов, принципов построения декоративной композиции. Метапредметные результаты: ⎯ проявление навыков художественной и творческой деятельности; ⎯ проявление нестандартного мышления и навыков создания творческих работ; ⎯ проявление художественных способностей, эстетического вкуса и каллиграфических способностей; ⎯ определение и формулировка цели деятельности с помощью педагога; ⎯ наличие творческой инициативы в процессе овладения учебными действиями; ⎯ овладение продуктивными умениями в процессе практической деятельности; ⎯ положительное взаимодействие со сверстниками в совместной групповой деятельности, сотрудничество в решении прикладных и творческих задач. Личностные результаты: ⎯ адекватная мотивация учебной деятельности; ⎯ заинтересованное отношение к декоративно-прикладному и изобразительному творчеству; ⎯ проявление интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; ⎯ проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; ⎯ проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия, целеустремленности. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Продолжительность учебного года Продолжительность учебного периода Сроки каникул Начало уч. года: 01.09.2024г. Зимние: 1 с 01.09.2024г.- 16 01.01.полуг. по 31.12.2024г. недель 08.01 Конец уч. года: 31.05.2025г. Летние: 2 с 09.01.2025г.- 20 01.06.полуг. по 31.05.2025г. недель 31.08 Праздничные дни 04 ноября 31 декабря 23 февраля 08 марта 01-03 мая 09 мая Условия реализации программы Организация педагогического процесса предполагает создание для детей развивающей обучающей среды, исходя из их психофизических особенностей ребенка. В данном разделе описан весь комплекс методов, форм и средств образовательного процесса, который отвечает принципам развивающей педагогики. Основными методами обучения являются: ⎯ словесный (устное изложение, беседа, рассказ); ⎯ наглядный практический (выполнение работ по образцу); ⎯ объяснительно-иллюстративный (смотр презентаций и иллюстраций); ⎯ репродуктивный (работа собственному замыслу); 17 ⎯ частично-поисковый (коллективный поиск, решение задачи с педагогом); ⎯ исследовательский проблемный (поисковая творческая работа); ⎯ игровой; ⎯ дискуссионный; ⎯ проектный. Основными методами воспитания являются: ⎯ убеждение; ⎯ поощрение; ⎯ стимулирование; ⎯ мотивация. Основными формами организации образовательного процесса являются: ⎯ индивидуальная, предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога; ⎯ фронтальная, предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу; ⎯ групповая, предполагает создание творческой группы, выполняющей более сложные работы, позволяет быть полезным товарищу, учитывает качество и скоростные возможности детской работы. Основными формами организации учебного занятия являются: ⎯ беседа; ⎯ практическое занятие; ⎯ дискуссия; ⎯ выставка, конкурс, презентация; ⎯ проектная деятельность; ⎯ образовательное путешествие; ⎯ творческая мастерская; ⎯ мастер-класс. Педагогические технологии: ⎯ технология личносто-ориентированного обучения; ⎯ технология дифференцированного обучения; ⎯ технология коллективного взаимообучения; ⎯ технология проблемного обучения; ⎯ технология развивающего обучения; ⎯ технология группового обучения; ⎯ информационно-коммуникативная технология ⎯ технология игровой деятельности; ⎯ технология коллективной творческой деятельности; ⎯ технология проектной деятельности; ⎯ здоровьесберегающая технология. Структура занятия 1. Организационный этап. Мотивация к деятельности и положительный настрой. 2. Этап постановки целей и задач занятия. 3. Этап изучения новых знаний (закрепление материала) и способов деятельности. 4. Этап деятельностный (творческая работа). 18 5. Физкультминутка. 6. Этап рефлексии. 7. Заключительный этап. Алгоритм занятия Типовое занятие состоит из теоретического материала: ⎯ беседы с демонстрацией изделий в тематической технике, ⎯ инструкции с одновременным показом техники выполнения изделия; ⎯ закрепление всех навыков работы на практике. На практику отводится больше времени: ⎯ каждый ребенок отрабатывает все приёмы многократно; ⎯ включает мыслеобразы с использованием различных материалов. Материально-техническое обеспечение Оборудование ТСО Учебный кабинет, рабочие места для обуча- Компьютер, мультимедийный проектор, инющихся терактивная доска Материальное обеспечение Художественное Карандаши простые, клей, акварельные краски, гуашь, фломастеры, шариковые и гелиевые ручки, лайнеры, воздушный пластилин, чернила, цветные мелки, бумага - акварельная, для черчения, цветная, для рисования, крафтовая, для принтера, гофрированный картон, речной песок, художественные синтетические кисти, ножницы, линейки Информационное Аудио материал, мультимедийные е презентации, видео материал, интернетисточники Дидактическое Наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, схемы, шаблоны, трафареты, таблицы, иллюстрации, фотографии, постеры, образцы работ, альбомы, рабочие тетради и прописи Методическое Литература, пособия по самооценке, сценарии, методические разработки, тематические журналы, сборники, тексты, картотека пальчиковых игр Воспитательная работа с обучающимися и родителями Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения детей, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Работа с родителями предусматривает: ⎯ родительские собрания; ⎯ индивидуальные беседы и консультации; ⎯ анкетирование, социологический опрос; ⎯ мастер-класс выборочно по одной из тем образовательной программы. Педагогические кадры: Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования, соответствующий требованиям к квалификации по должности «Педагог дополнительного образования», имеющий первую квалификационную категорию, высшее профессиональное образование и стаж работы с детьми школьного возраста. 19 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Мониторинг освоения образовательной программы Входной контроль определяет знание алфавита, умение написания букв печатным и письменным образом, знание цветов, умение ориентироваться на листе бумаги и т.д. Текущий контроль проводится в конце изучения каждого раздела в виде устного опроса и тестирования, в форме выставки и анализа работ с соблюдением определенных требований к технологии изготовления и техники безопасности. Промежуточный контроль проводится на знание изученных терминов и понятий, организации выставки и анализа работ. Итоговый контроль определяет уровень усвоения теоретического материала, за год обучения в форме защиты творческого проекта по сумме показателей, а также предусматривает выполнение итоговой творческой работы по собственному замыслу с использованием различных художественных материалов. Педагогическое контроль (наблюдение) используется для отслеживания результативности текущего обучения и мониторинга, включает контрольные задания и упражнения, диагностику личностного роста, ведение бальной системы. Требования к организации контроля: ⎯ индивидуальный характер, требующий наблюдения за результатом учебной работы каждого ребенка; ⎯ систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; ⎯ разнообразие форм за выполнением обучающей, развивающей и воспитывающей функций; ⎯ объективность оценки результативности обучения; ⎯ дифференцированный подход, учитывающий возрастные особенности обучающихся. Педагогический контроль ЗУН обучающихся осуществляется в три этапа и предусматривает несколько уровней. Формы подведения итогов реализации программы: ⎯ проведение выставок работ обучающихся (в объединении, учреждении); ⎯ участие в выставках детского прикладного творчества разного уровня; ⎯ презентации фотоальбомов выполненных работ; ⎯ контрольные задания и упражнения; ⎯ портфолио обучающихся; ⎯ тематические конкурсы; ⎯ творческие проекты; ⎯ открытые занятия; ⎯ викторины. Способы определения результативности Методы диагностики успешности овладения обучающимися содержания программы: ⎯ педагогическое наблюдение; ⎯ педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, устных опросов; выполнения обучающимися диагностических заданий; участие детей в выставках и конкурсах; активность обучающихся на занятиях и т. д. 20 Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагога: 1. Такой разный почерк / О.В. Горяинова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 187 с.: ил. 2. Белякова О.В. и др. 207 лучших шрифтов своими руками. - М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 112 с.: ил. 3. Волшебных рук прикосновение: Методическое пособие-альбом. / Леонтьева-Никифорова Т.А.- Якутск: СМYK master, 2005. – 32 стр. 4. Журнал письменного творчества № 534: перо. – Москва: ООО первый полиграфический комбинат, 2010. – 84 с.: ил. 5. Каллиграфия и ты: Ты изображаешь и рисуешь: Учеб. Для 1 кл. нач. шк. / Л.А. Неменская. Ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2001. – 111 с. 6. Леттеринг своими руками / Анна Зайцева. – Москва: Эксмо, 2015. – 64 с.: ил. 7. Создание шрифтов / Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 64 с. 8. Любимый шрифт: пошаговые мастер-классы / Виктория Лукьянова. - Москва: Эксмо, 2015. – 64 с.: ил. 9. Энциклопедия каллиграфии / Пер. с англ. В.Г. Литориной. –9-9г М.: Эксмо, 2009. – 160 с. 10. Энциклопедия леттеринга / Составитель М. Ивахнова. – М: Олимп; Смоленск: Русич, 2000. – 432 с.: ил. Литература для родителей и обучающихся: 1. Воронова О. Каллиграфия. Новые идеи и оригинальные техники / О. Воронова - М.: Эксмо, 2021. – 25 с.: ил. 2. Зайцева А. Модная каллиграфия / А. Зайцева - Издательство АСТ - Пресс, 2020. - 48 с.: ил. 3. Климова О. Стильная каллиграфия: Практическое руководство / О. Климова - М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2019. – 14 с.: ил. 21 4. Столярова А. Пробуждение письма вдохновением / Столярова А. // Делаем сами – мастерская эксклюзива. – 2012. - № 8. – С. 8 – 9. Интернет-ресурсы: 1. Портал «Атлас новых профессий»: [электронный ресурс] // URL: http://atlas100.ru/catalog/ 2. Классификации профессий https://www.educationindex.ru/articles/professions-in- demand/izuchenie-dizayna-i-iskusstv-za-rubezhom/10-popular-jobs-in-design/ 3. Культура и искусство. Техника. https://www.google.com/culturalinstitute/beta/category/medium 4. Культура и искусство. Направления. https://www.google.com/culturalinstitute/beta/category/art-movement. 5. Культура и искусство. Художники. https://www.google.com/culturalinstitute/beta/category/artist . 22 Приложение №1 Карта педагогического наблюдения для обучающихся по программе «Каллиграфия в сказках и картинках» № п/п Фамилия Имя обучающегося Общие художественные способности Знания по учебной программе Просмотр учебных работ Самостоятельность Взаимодействие с взрослыми и сверстниками Творческие способности Уровень (среднее значение) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Условные обозначения: ⎯ 2-высокий уровень; ⎯ 1-средний уровень; ⎯ 0-низкий уровень. . Приложение №2 Оценивание практических работ обучающихся по программе «Каллиграфия в сказках и картинках» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Критерии Соблюдение правил техники безопасности Соблюдение технологии и колористики в работе Применение знаний при обработке материалов Умение работать по схеме и по образцу Практичность собственных эскизов и рисунков Качество и эстетичность готового продукта Критерии: Максимальное количество баллов – 6. Высокий уровень – 6-5 баллов; Средний уровень – 4-3 балла; Низкий уровень – 2-1 балл. Кол-во баллов 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл Приложение №3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Условные обозначения: ⎯ 2-высокий уровень ⎯ 1-средний уровень ⎯ 0-низкий уровень I полуг. II полуг. I полуг. II полуг. Итоговые II полуг. международный I полуг. Самостоятельность российский II полуг. Коммуникативность областной I полуг. Выставочная деятельность (уровень) городской Теория Уровень выполнения практических заданий местный № п/п Фамилия Имя обучающегося Карта результативности обучения по программе «Каллиграфия в сказках и картинках» Приложение №4 Высокий уровень 7-10 балов Средний уровень 4-6 балла Низкий уровень 1-3 балла Критерии оценки личности обучающегося по программе «Каллиграфия в сказках и картинках» Отношение к себе и людям ⎯ Находится на занятии без желания. Не участвует в коллективном творчестве. ⎯ Записался в объединение «вместе с другими». ⎯ Привели родители. Редко проявляет интерес к творческой деятельности. Отношение к делу ⎯ Не выполняет работу до конца, присутствует как наблюдатель. ⎯ Изредка проявляет старательность, чтобы избежать осуждения. ⎯ Периодически стремится к творческой деятельности. ⎯ Регулярно стремится к творческой деятельности, старается хорошо выполнить дело. ⎯ Пытается справиться с трудностями, но не хватает знаний и умений. ⎯ Работает добросовестно, ждет одобрения педагога. ⎯ Появляется мотив самореализации. ⎯ Участвует в творческом процессе, потому что получает от этого удовольствие. ⎯ Активно стремится к совместной работе, имеет большой творческий потенциал. ⎯ Работает добросовестно, хочет сделать кому-то приятное. ⎯ Ответственно подходит к любой работе. Проявляет творчество и фантазию. ⎯ Активное, творческое отношение к работе. Может возглавить творческую группу. Приложение №5 Задания для диагностики развития мелкой моторики рук обучающихся по программе «Каллиграфия в сказках и картинках» Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы) Цель: данная методика позволяет отследить характер точности движений руки ребёнка, выявить уровень развития графических навыков. Упражнение «Полоски» Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу: "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу: "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута). Для этого задания используется тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка». Оценка: 3 балла – ребенок заполнил 3 строки при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк). 2 балла – ребенок заполнил 2 строки при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк). 1 балл – ребенок заполнил 1 строку или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк). 0 баллов – с заданием не справился. 2.Упражнение «Дорожки». Упражнение «Исследование точности движений» Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки». Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки. Оценка: 3 балла – без ошибок. 1 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии. балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии. 0 баллов – с заданием не справился. Упражнение «Узоры» 2 Исследование на переключаемость. Педагог рисует ребенку образец на нелинованной бумаге. Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаша от бумаги». Оценка: 3 балла – без ошибок. 2 балла – с ошибками. 1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора. 27 Упражнение «Графический диктант» Автор: Эльконин Д.Б. Цель: данная методика позволяет определить уровень развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Условия: методика может проводиться индивидуально. Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный. 1) «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами». 2) «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна летка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор». 3) «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор». 4) «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор». На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут. Анализ результатов. Безошибочное воспроизведение узора -4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок -2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл. Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения: 10-12 баллов - высокий; 6-9 баллов - средний; 3-5 баллов - низкий; 0-2 балла - очень низкий. 28