Магия вязания

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100 Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Магия вязания»
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Григорьева Светлана Юрьевна
педагог дополнительного образования,
Кодочигова Елена Алексеевна
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ
от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Магия
вязания» имеет художественную направленность, ориентирована на художественноэстетическое развитие детей посредством изготовления вязаной продукции с
использованием различных техник и имеет ознакомительный уровень освоения.
При разработке данной программы учитывалась специфика регионального
компонента образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма. Родители
(законные представители) в качестве приоритетной выдвигают проблему развития
творческих способностей и познавательной активности, способствующих формированию
разносторонне-развитой личности.
Программа «Магия вязания» раскрывает обучающимся способы вязания крючком,
знакомит с процессами разработки различных вязанных изделий, технологией
изготовления игрушек, сувениров и украшений. Приобщение детей к ручному труду,
способствует воспитанию хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на
речевую и нервную систему, приносит удовлетворение от выполненной работы.
Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена её практической
значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для
изготовления подарков к различным праздникам и для оформления интерьера. Овладение
содержанием программы не только обогатит обучающихся духовно, но и подготовит к
конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из практических результатов
изучения программы является способность поставлять на рынок товаров и услуг
уникальный продукт ручной работы. Увлекательная рукотворная деятельность — это
радость творчества и широкое поле для реализации идей.
Новизна программы. Мода на украшения, сувениры, вывязанные крючком,
стремительно растёт. Поэтому для наиболее заинтересованных детей младшего и среднего
школьного возраста создана программа «Магия вязания», развивающая механическую
память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление и мелкую моторику рук. В
процессе развития трудовых навыков у обучающихся воспитываются усидчивость,
аккуратность и трудолюбие, формируется устойчивая потребность к самореализации в
сфере творчества. Познав опыт творца, дети смогут использовать его в других видах
деятельности, а радость созидания принесет удовлетворение в эмоциональном плане. На
2

занятиях обучающиеся знакомятся с основами декоративно-прикладного искусства,
развивают вкус, воображение, учатся анализировать и оценивать свою работу.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она объединяет
несколько различных учебных разделов: кукольный гардероб, объемные игрушки,
сувениры и украшения. Освоение ряда технологических приёмов требует от обучающихся
терпения и аккуратности, а изготовление изделий тщательности в исполнении.
Адресат программы. Программа адресована обучающимся от 7 до 12 лет.
Условия формирования групп. Набор детей по программе осуществляется по
принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию специальных
знаний, умений и навыков. Главным условием записи на обучение является желание
ребенка заниматься декоративно-прикладной деятельностью. Зачисление обучающихся на
программу проводится в начале учебного года по желанию детей и по согласию родителей
(законных представителей). Занятия по данной программе проводятся в группе 10-15
человек.
Возрастные особенности обучающихся. У детей в возрасте 7-12 лет хорошо
развиты механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление,
понятийное мышление на базе жизненного опыта, развиваются познавательные и
коммуникативные умения и навыки. Познавательные процессы восприятия, памяти и
мышления являются ведущими в творческих способностях. Основу формирования новых
психологических и личностных качеств детей составляет общение в процессе различных
видов осуществляемой деятельности, происходит развитие самосознания и самооценки,
интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям.
Режим занятий. В период обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
учебных часа. Продолжительность одного учебного часа составляет 40 минут.
Объем общеразвивающей программы и общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144ч.
Срок освоения программы - 1 год, продолжительность образовательного процесса:
36 учебных недель - 9 учебных месяцев.
Уровень освоения программы – ознакомительный. Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Учебный материал
включает в себя: базовые теоретические и практические основы вязания, технику работы;
историю возникновения разных видов вязания и других декоративно-прикладных искусств,
сопутствующих вязальному искусству. На данном этапе происходит знакомство с
основными видами ручных швов, изготовление простых вязаных поделок, игрушек и
сувениров.
Форма обучения – очная.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос,
анализ работ, тестирование, викторина, выставка работ, конкурсная деятельность.
Цель программы - формирование художественно-эстетического вкуса и развитие
творческой активности обучающихся через разнообразные виды деятельности технологии
вязания крючком.

3

Задачи программы
Обучающие:
⎯ формирование эстетического и художественного вкуса;
⎯ формирование знаний о вязании, как о декоративно-прикладном искусстве;
⎯ формирование практических умений и навыков работы крючком;
⎯ обучение различным приемам вязания и изготовления изделий;
⎯ обучение самостоятельному применению полученных знаний и умений в
практической деятельности.
Развивающие:
⎯ развитие умении в использовании технологических особенностей специальных
материалов;
⎯ развитие творческих способностей, эстетического восприятия, художественного
вкуса;
⎯ развитие внимания, глазомера, мелкой моторики рук, образного и логического
мышления;
⎯ развитие умения ставить цель и планировать процесс её достижения;
Воспитательные:
⎯ формирование интереса обучающихся к вязанию крючком;
⎯ воспитание целеустремлённости, настойчивости и ответственности за достижение
высоких творческих результатов;
⎯ воспитание бережливости и аккуратности при работе с материалами и
инструментами;
⎯ воспитание чувства взаимопомощи, умения работать индивидуально и в группе.
Формирование компетенций обучающихся
Социально-трудовые компетенции:
⎯ формирование знаний, умений и навыков в декоративно-прикладной деятельности;
⎯ освоение приёмов работы с различными материалами и инструментами, соблюдение
техники безопасности;
⎯ воспитание культуры труда, бережного отношения к материальным ценностям;
⎯ планирование последовательности трудовых операций;
⎯ стимулирование творческой активности обучающихся.
Информационные компетенции:
⎯ формирование умений пользования современными средствами информации и
информационными технологиями;
⎯ формирование умений самостоятельного поиска и отбора необходимой
информации, иллюстративного материала.
Личностное самосовершенствование:
⎯ формирование умений следить за внешним видом;
⎯ формирование умений культурно оформлять своё рабочее место;
⎯ формирование умений анализировать собственное поведение, объективно оценивать
отношение к себе со стороны взрослых и сверстников.
Коммуникативные компетенции:
4

⎯ формирование умений строить доброжелательные отношения и продуктивно
работать в детском коллективе;
⎯ воспитание взаимоуважения и взаимопонимания в группе единомышленников;
⎯ создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.
Учебный (тематический) план
Количество часов

№
п/п

Наименование раздела, темы

1.

Водные занятия

18

9

9

1.1

Введение в программу

2

1

1

1.2

История возникновения вязания.
Инструменты и материалы.
Воздушные петли

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1.3
1.4

Столбики без накида.
Условные обозначения
Столбики с накидом.
Условные обозначения

Всего

Теория Практика

Формы
аттестации/
контроля
Входная
диагностика

Педагогическое
наблюдение

Устный опрос

1.5

Столбики без накида и с накидом

1.6

Правила прибавления и
убавления петель

2

1

1

1.7

Круглая прихватка, цветовые
сочетания, оформление

2

1

1

1.8

Квадрат от середины

2

1

1

2.

Кукольный гардероб

16

4

12

2.1

Прямое полотно. Шарфик для
куклы

2

1

1

2.2

Юбка для куклы

4

1

3

Контрольные
задания

2.3

Круглое полотно. Прибавление
петель. Шляпка для куклы

4

1

3

Анализ работ

2.4

Кофточка для куклы

6

1

5

Выставка работ

3.

Вязаные объемные игрушки

52

11

41

3.1

Правила вязания деталей
игрушки

2

1

1

3.2

Игрушка-брелок «Сова»

6

1

5

3.3

Игрушка «Птичка»

10

2

8

Контрольные
упражнения

Анализ работ

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Викторина

5

Контрольные
упражнения

3.4

Игрушка «Символ года»

10

2

8

3.5

Игрушка «Мишка»

10

2

8

3.6

Игрушка «Кукла ангел»

8

2

6

Анализ работ
Открытое занятие

3.7

Игрушка из помпона

6

1

5

Выставка работ

4.

Вязаные сувениры

28

6

22

4

1

3

4

1

3

4.1
4.2

Подставка под горячее
«Подсолнух»
Сувенир - подставка для
пасхальных яиц

4.3

Сувенир «Пасхальная курочка»

8

2

6

4.4

Сувенир «Подушка-солнышко»

12

2

10

5.

Ниткография

12

2

10

5.1

Ниточная картина

6

1

5

5.2

Пушистое многоцветное панно

6

1

5

6.

Вязаные украшения

16

4

12

6.1

Подвеска «Веселая медуза»

8

2

6

6.2

Брошь «Мороженное»

8

2

6

7.

Итоговое занятие

2

-

2

144

36

108

Итого:

Педагогическое
наблюдение
Контрольные
задания
Выставка работ

Педагогическое
наблюдение
Конкурс
Педагогическое
наблюдение
Модный показ
Итоговая
диагностика

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Вводные занятия (18ч.)
Тема 1.1. Введение в программу
Теория. Ознакомление с программой. Условия и требования студии. Инструктаж по
технике безопасности на практических занятиях. Вопросы противопожарной
безопасности, правилам дорожного движения.
Практика. Игры на знакомство. Тематическая презентация. Демонстрация готовых
работ. Дискуссия.
Тема 1.2. История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Воздушные
петли
Теория. Из истории вязания крючком. Знакомство с различными видами нитей.
Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Правильный подбор крючка.
Как держать крючок. Первая петля и цепочка из воздушных петель. Техника
6

безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Организация
рабочего места.
Практика. Просмотр образцов изделий и презентации с инструкциями по вязанию,
просмотр образцов методической и обучающей литературы, интернет-ресурсов.
Правильная постановка рук при вязании. Вязание первой петли и цепочка из
воздушных петель.
Тема 1.3. Столбики без накида. Условные обозначения
Теория: Характеристика основных приемов вязания. Правила вязания столбика без
накида. Условные обозначения. Обзор специальной литературы. Введение понятия:
воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик без накида, схема, описание
работы, петли для начала ряда.
Практика: Просмотр презентации. Обсуждение. Отработка навыков вязания 1-й
петли, воздушных петель, столбика без накида. Ровный край вязания.
Тема 1.4. Столбики с накидом. Условные обозначения
Теория: Введение понятия: прямое вязание, столбик с накидом. Условные
обозначения.
Практика: Просмотр презентации. Обсуждение схем и образцов. Вязание столбиков
с накидом. Ровный край вязания. Плотность вязания. Начало работы с «почерком».
Тема 1.5. Столбики без накида и с накидом
Теория: Петли подъема. Лицевая и изнаночная сторона работы.
Практика: Просмотр презентации и схем образцов вязания. Обсуждение. Вязание
полотна столбиками без накида и столбиками с накидом. Закрепление последней
петли. Наращивание закончившейся нити. Устранение ошибок (пропуск петель,
«лишние» столбики).
Тема 1.6. Правила прибавления и убавления петель
Теория: Правила прибавления и убавления петель при вязании круга столбиками без
накида. Начало и окончание ряда. Условные обозначения.
Практика: Просмотр презентации и разбор схемы. Отработка приемов прибавления
и убавления петель.
Тема 1.7. Круглая прихватка, цветовые сочетания, оформление
Теория: Ассортимент прихваток на основе круглого полотна. Возможные цветовые
сочетания. Технология вязания круглой прихватки. Отделочные элементы: цветы,
листики, ягодки и др.
Практика: Просмотр презентации и разбор схемы изделия. Выбор модели, ниток,
крючка. Вязание изделия. Просмотр презентации и выбор отделочных элементов.
Схема вязания листика и цветка. Вязание отделочных элементов.
Тема 1.8. Квадрат от середины
Теория: «Бабушкин квадрат». Виды функциональных изделий на основе квадрата от
середины.
Практика: Обзор готовых изделий «Бабушкин квадрат. Подбор цвета. Работа по
схеме. Вязание образца «квадрат от середины».

7

Раздел 2. Кукольный гардероб (16ч.)
Тема 2.1. Прямое полотно. Шарфик для куклы
Теория. Понятия - цветовой круг и спектр. Теплые и холодные цвета. Цветовое
сочетание: родственные и контрастные цвета. Сочетание основного цвета и
отделочной нити. Схема обвязки края.
Практика. Просмотр презентации и готовых работ с обсуждением, выбор
специальной литературы. Выбор нитей и крючка. Вязание шарфика для куклы.
Присоединение контрастной нити. Оформление готового изделия. Работа над
«почерком» вязальщицы.
Тема 2.2. Юбка для куклы
Теория. Формы, оттенки, схемы юбки. Элементы украшения.
Практика. Просмотр презентации и готовых работ с обсуждением. Вязание юбки для
куклы под руководством педагога. Совершенствование и закрепление полученных
навыков. Подбор элементов украшения. Оформление изделия.
Тема 2.3. Круглое полотно. Прибавление петель. Шляпка для куклы
Теория. Виды головных уборов. Приемы прибавления петель при вязании круглого
полотна. Технология вязания шляпки (общее ознакомление). Элементы оформления
шляпки.
Практика. Просмотр презентации и готовых образцов с обсуждением. Выбор
специальной литературы. Выбор модели, подбор ниток, крючка. Вязание шляпки для
куклы. Оформление изделия. Совершенствование умений и навыков вязания круглого
полотна.
Тема 2.4. Кофточка для куклы
Теория. Виды изделий. Технология выполнения.
Практика. Просмотр презентации и готовых работ с обсуждением. Выбор ниток,
крючка. Вязание изделия по образцу. Оформление готового изделия.
Раздел 3. Вязаные объемные игрушки (52ч.)
Тема 3.1. Правила вязания деталей игрушки
Теория. Технология вязания игрушек.
Практика. Просмотр презентации и готовых образцов с обсуждением, обзор
иллюстраций, журналов. Выбор модели, ниток, крючка. Цветовое решение. Разбор
описания. Контрольное задание.
Тема 3.2. Игрушка-брелок «Сова»
Теория. История возникновения игрушки. Порядок вязания деталей игрушки.
Материалы для набивки игрушек.
Практика. Просмотр пошаговой презентации. Анализ изделия. Вязание изделия.
Тема 3.3. Игрушка «Птичка»
Теория. Правила сборки деталей игрушки. Отделочные элементы. Оформление
мордочки игрушки.
Практика. Просмотр пошаговой презентации. Анализ изделия. Обзор готовых работ.
Вязание и сшивание деталей игрушки. Изготовление отделочных элементов.
Оформление изделия.

8

Тема 3.4. Игрушка «Символ года»
Теория. Виды пряжи для игрушки. Этапы выполнения изделия.
Практика. Просмотр пошаговой презентации. Анализ изделия. Обзор готовых работ.
Выбор игрушки для вязания. Вязание игрушки. Работа со схемами. Вязание и
сшивание деталей игрушки. Изготовление отделочных элементов. Оформление
изделия.
Тема 3.5. Игрушка «Мишка»
Теория. Виды пряжи для игрушки. Этапы выполнения изделия.
Практика. Просмотр пошаговой презентации. Анализ изделия. Обзор готовых работ.
Выбор игрушки для вязания. Вязание игрушки. Работа со схемой вязания. Вязание.
Сшивание деталей игрушки. Изготовление отделочных элементов. Оформление
изделия.
Тема 3.6. Игрушка «Кукла ангел»
Теория. Куклы-обереги.
Практика. Просмотр пошаговой презентации. Обзор готовых работ. Выбор игрушки
для вязания. Подбор пряжи. Вязание игрушки. Работа по схемам. Анализ работ.
Тема 3.7. Игрушка из помпона
Теория. Виды изделий из помпонов. Инструменты и материалы. Приемы изготовления
помпона. Варианты намотки ниток на шаблоны. Цветовое решение. Образа игрушки.
Практика. Просмотр пошаговой презентации. Обзор готовых работ. Работа с пряжей,
нитями, бумагой, инструментами и приспособлениями. Этапы выполнения игрушки
из помпонов, оформление.
Раздел 4. Вязаные сувениры (28ч.)
Тема 4.1. Подставка под горячее «Подсолнух»
Теория. История сувенира. Назначение сувениров. Приемы влажно-тепловой
обработки и стирки изделия. Варианты подставок под горячее. Виды пряжи.
Практика. Просмотр пошаговой презентации. Обзор готовых работ, связанных
крючком. Выбор пряжи и крючка. Работа с пряжей. Вязание подставки под горячее.
Тема 4.2. Сувенир - подставка для пасхальных яиц
Теория. Пасхальные сувениры. Подставки для пасхальных яиц.
Практика. Просмотр пошаговой презентации. Обзор готовых работ. Обсуждение.
Выбор подставки. Цветовое решение. Разбор схемы или описания вязания. Вязание
подставки.
Тема 4.3. Сувенир «Пасхальная курочка»
Теория. Варианты работ пасхальных курочек. Виды пряжи.
Практика. Просмотр пошаговой презентации. Обзор готовых работ, связанных
крючком. Цветовое решение. Разбор схемы или описания вязания. Вязание изделия.
Тема 4.4. Сувенир «Подушка-солнышко»
Теория. Различные виды лучей солнца.
Практика. Просмотр презентации «Подушки крючком». Разбор описания. Подбор
пряжи. Вязание подушки.

9

Раздел 5. Ниткография (12ч.)
Тема 5.1. Ниточная картина
Теория. Понятие – ниткография. История появления вида деятельности. Технология
изготовления работ. Виды материалов. Технология изготовления «пушистых» картин.
Цветовое решение. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и
шёлковых нитей. Ниточная картина.
Практика. Просмотр пошаговой презентации. Обзор готовых аппликаций. Выбор
темы, сюжета, подбор цветовой палитры ниток (разных цветов). Нарезание нитей,
сложенных в несколько раз. Работа с клеем. Прорисовка клеем контура рисунка.
Проклейка основных контуров ниткой с плотным прижиманием к основе. Заполнение
элементов рисунка нарезанной нитью, определённого цвета.
Тема 5.2. Пушистое многоцветное панно
Теория. Технология многоцветного панно из шерстяных ниток.
Практика. Просмотр пошаговой презентации. Обзор готовых панно. Обсуждение.
Выбор темы, сюжета, подбор цветовой палитры пряжи (разных цветов). Изготовление
панно.
Раздел 6. Вязаные украшения (16ч.)
Тема 6.1. Подвеска «Веселая медуза»
Теория. Приемы вязания щупалец-спиралек.
Практика. Просмотр пошаговой презентации. Обзор готовых украшений.
Обсуждение. Разбор описания подвески. Подбор пряжи. Вязание подвески.
Тема 6.2. Брошь «Мороженное»
Теория. Приемы вязания броши.
Практика. Просмотр пошаговой презентации. Обзор готовых работ. Подбор пряжи.
Вязание броши. Украшение бисером.
Раздел 7. Итоговое занятие (2ч.)
Практика: Смотр-выставка творческих работ обучающихся. Итоговая диагностика.
Подведение итогов работы за учебный год.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
⎯ знание терминов, применяемых в технологии вязания крючком;
⎯ знание материалов, приспособлений, основ колористики и цветового сочетания;
⎯ проявление навыков в продуктивной деятельности изготовления изделий;
⎯ умение чтения схем и описаний при изготовлении вязанных работ;
⎯ знание основных этапов деятельности по образцу и принципов создания авторских
работ.
Метапредметные результаты:
⎯ анализ собственной учебной деятельности;
⎯ внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
⎯ творческая инициатива и самостоятельность в процессе овладения учебными
действиями;
⎯ аргументированная точка зрения в отношении художественного образа;
⎯ взаимодействие со сверстниками в совместной групповой деятельности.
Личностные результаты:
10

⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯

интерес к технике вязания крючком как декоративно-прикладному творчеству;
бережливость и аккуратность при работе с материалами и инструментами;
желание заниматься рукотворной деятельностью;
проявление эстетических и творческих способностей;
умение решать различные прикладные и творческие задачи;
умения работать индивидуально и в группе.

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
обучения
1

1
полугодие
01.09-31.12

ОП
16
нед.

Зимние
2
ОП
праздники полугодие
01.01.-08.01 09.01-31.05 20
нед.

Летние
Всего
каникулы в год
01.06-31.08 36
нед.

Организация педагогического процесса предполагает создание для детей
развивающей среды обучения, исходя из их психофизических особенностей. В программе
описан весь комплекс методов, форм и средств образовательного процесса, отвечающий
принципам развивающей педагогики и способствующий полному раскрытию внутреннего
мира ребенка.
Основными методами обучения являются:
⎯ словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
⎯ наглядный практический (выполнение работ по схемам и описаниям);
⎯ объяснительно-иллюстративный (показ презентаций, слайдов, иллюстраций);
⎯ репродуктивный (работа по образцу);
⎯ частично-поисковый (участие в решении поставленной задачи);
⎯ исследовательский проблемный (самостоятельная творческая работа обучающихся);
⎯ игровой (создание игровых ситуаций);
⎯ дискуссионный (вовлечение группы обучающихся в дискуссию).
Основными методами воспитания являются:
⎯ убеждение;
⎯ поощрение;
⎯ стимулирование;
⎯ мотивация.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
⎯ индивидуальная;
⎯ индивидуально-групповая;
⎯ групповая.
Основными формами организации учебного занятия являются:
⎯ беседа;
⎯ практическое занятие;
⎯ дискуссия;
⎯ выставка, конкурс, презентация;
11

⎯ творческая мастерская;
⎯ мастер-класс.
Педагогические технологии:
⎯ технология личносто-ориентированного обучения;
⎯ технология дифференцированного обучения;
⎯ технология коллективного взаимообучения;
⎯ технология проблемного обучения;
⎯ технология развивающего обучения;
⎯ технология группового обучения;
⎯ информационно-коммуникативная технология;
⎯ технология игровой деятельности;
⎯ технология коллективной творческой деятельности;
⎯ здоровьесберегающая технология.
Структура занятия
1. Организационный этап (мотивация к деятельности и положительный настрой).
2. Этап постановки целей и задач занятия.
3. Этап изучения новых знаний (закрепление материала) и способов деятельности.
4. Этап деятельностный - творческая работа.
5. Физкультминутка.
6. Этап рефлексии.
7. Заключительный этап.
Алгоритм занятия
Типовое занятие состоит из теоретического материала:
⎯ беседы с демонстрацией изделий в тематической технике,
⎯ инструкции с одновременным показом техники выполнения изделия;
⎯ закрепление всех навыков работы на практике.
На практику отводится больше времени:
⎯ каждый ребенок отрабатывает все приёмы многократно;
⎯ включает мыслеобразы о дизайне, форме, стиле, цвете и материалах.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы используется кабинет с хорошим освещением,
рабочее место соответствует росту обучающегося. ПК, проектор, интерактивная доска.
Наглядные пособия

Материалы

Инструменты

Демонстрационные работы и
образцы; тематический
иллюстрационный материал;
выставочные работы и
образцы

Нити разного свойства, бисер,
картон цветной, природный
материал, рамки, обрезки кожи,
текстиля, фетр, стеклярус и т.д.

Крючки из разного
материала и разных
размеров, контейнеры,
ножницы, клей и т. д.

Информационное обеспечение и дидактические материалы
Аудио, видео и медио-теки

Иллюстрации, фотографии, презентации, альбомы,
образцы работ, карточки, схемы, методические разработки
и литература

Педагогические кадры:
12

Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования,
соответствующий требованиям к квалификации по должности «Педагог дополнительного
образования», имеющий первую категорию с высшим профессиональным образованием и
стажем работы с детьми школьного возраста.

Контрольное
задание.
Критерии
оценки работ в
тематической
технике

Высокий
Средний
Низкий

Викторина.
Творческая
работа

Высокий
Средний
Низкий

Формы
отслеживания и
фиксации
образовательны
х результатов

Сроки

Уровни

Используемые
методики

Высокий
Средний
Низкий

Сентябрь

Итоговая
годовая
аттестация

Тестирование
«Можно или
нельзя?»

Протокол
аттестации
Материал
проверочной
работы

Декабрь

Промежуточ
ная
(полугод.)
аттестация

Проверка знаний
по теме
«Правила
безопасной
работы с
материалами и
инструментами»
Определение
уровня
практических
умений и навыков
обучающихся в
изученных
техниках
Уровень освоения
теоретических
знаний
программного
материала

Аналитический
материал
Личная
карточка
обучающегося

Май

Входной
контроль

Показатели

Вид аттестации

Уровень, год
обучения

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг освоения образовательной программы

Материал
проверочной
работы

Для отслеживания результативности используется педагогический наблюдение и
мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, диагностику продвижения и
личностного роста, анкетирование, ведение бальной системы.
Требования к организации контроля:
⎯ индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля
результатов учебной работы каждого ребенка;
⎯ систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса
обучения;
⎯ разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей,
развивающей и воспитывающей функции;
⎯ объективность;
⎯ дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебной
программы.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в
несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
13

Виды и формы контроля:
⎯ входной контроль (собеседование, анкетирование);
⎯ текущий (викторина, контрольные задания, тестирование);
⎯ периодический (по разделам или полугодиям);
⎯ диагностический (аттестация обучающихся);
⎯ визуальный (педагогическое наблюдение во время занятий).
⎯ итоговый (выставки работ, конкурсы).
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за все время обучения по
программе, а также предусматривает выполнение итоговой творческой работы по
собственным эскизам с использованием различных материалов.
Формы аттестации разрабатываются индивидуально для каждого ребенка. По ним
определяется результативность усвоения образовательной программы (контрольные
задания, творческие упражнения, выставка, конкурс). Документальные формы подведения
итогов реализации программы отражают достижения всего коллектива и каждого ребенка.
К ним относятся дневники достижений детей, портфолио обучающихся, карты освоения
результативности, фотоальбомы, мультимедийные презентации.
К программе прилагается пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижения обучающимися планируемых результатов.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
⎯ проведение выставок работ обучающихся (в студии и учреждении);
⎯ участие в выставках детского прикладного творчества разного уровня;
⎯ проведение родительских собраний;
⎯ открытые занятия;
⎯ составление фотоальбома выполненных работ;
⎯ творческие конкурсы;
⎯ портфолио обучающегося;
⎯ дневники педагогических наблюдений.
Способы определения результативности
К программе прилагается пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижения обучающимися планируемых результатов.
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися
содержания программы:
⎯ педагогическое наблюдение;
⎯ педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, устных опросов;
выполнения обучающимися диагностических заданий; участия в выставках-конкурсах;
активности обучающихся на занятиях и т. д.

14

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18
ноября 2015 № 09-3242;
5. Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагога:
1. Вязаные аппликации / О.В. Горяинова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 187 с.: ил.
2. Белякова О.В. и др. 207 лучших изделий крючком своими руками. - М.: ООО ИКТЦ
«Лада», 2010. – 112 с.: ил.
3. Волшебных рук прикосновение: Методическое пособие-альбом. / ЛеонтьеваНикифорова Т.А.- Якутск: СМYK master, 2005. – 32 стр.
4. Журнал мод рукоделие № 534: крючок. – Москва: ООО первый полиграфический
комбинат, 2010. – 84 с.: ил.
5. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учеб. Для 1 кл. нач. шк. /
Л.А. Неменская. Ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2001. – 111 с.
6. Цветочное очарование вязания своими руками / Анна Зайцева. – Москва: Эксмо,
2015. – 64 с.: ил.
7. Вяжем крючком / Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 64 с.
8. Вязание крючком: пошаговые мастер-классы / Виктория Лукьянова. - Москва:
Эксмо, 2015. – 64 с.: ил.
9. Ручная работа. Изделия для себя, любимой. – М.: Эксмо, 2007. – 136 с.: ил.
10. Вязание крючком / Н.Б. Бельтюкова. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006. – 108 с.: ил.
11. Увлекательное вязание / Хобби клуб, 2011. - 32 с.
12. Цветы из шерстяных ниток / Инна Сухина. – Москва: АСТ, Кладезь, 2015. - 32 с.: ил.
13. Энциклопедия вязания / Пер. с англ. В.Г. Литориной. –9-9г М.: Эксмо, 2009. – 160 с.
14. Энциклопедия рукоделия / Составитель М. Ивахнова. – М: Олимп; Смоленск: Русич,
2000. – 432 с.: ил.

15

Литература для родителей и обучающихся:
1. Воронова О. Вязание крючком. Новые идеи и оригинальные техники / О. Воронова
- М.: Эксмо, 2021. – 25 с.: ил.
2. Зайцева А. Простое вязание крючком/ А. Зайцева - Издательство АСТ - Пресс, 2020.48 с.: ил.
3. Климова О. Стильное вязание крючком: Практическое руководство / О. Климова М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2019. – 14 с.: ил.
Интернет-источники:
1. www.edu.ru- федеральный портал «Российское образование».
2. https://www.pinterest.ru- социальный интернет-сервис.
3. https://www.livemaster.ru- российский интернет-портал.
4. https://newdirections.ru/dolls- кукольная мастерская.
5. https://mirpozitiva.ru/articles/2144-myagkie-igrushki-svoimi-rukami.html6.
6. http://yarmarkakr.ru- красота рукодельная.
7. http://www.openclass.ru/sub- технология.
8. http://festival.1september.ru- образовательный портал «1 сентября».
9. http://pedsovet.org- всероссийский дистанционный педсовет.
10. https://infourok.ru- библиотека методических материалов для учителя.
11. http://dopedu.ru- Федеральный информационно-методический портал
«Дополнительное образование».

16

Приложение №1
Карта педагогического наблюдения по программе «Магия вязания»
№
п/п

Фамилия Имя
обучающегося

Общие
художествен
ные
способности

Знания по
учебной
программе

Просмотр
учебных
работ

Самостояте
льность

Взаимодействие
с взрослыми и
сверстниками

Творческие
способности

Уровень
(среднее
значение)

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Условные обозначения:
⎯ 2-высокий уровень;
⎯ 1-средний уровень;
⎯ 0-низкий уровень.
.

Приложение №2
Определение уровня мотивации обучающихся по программе «Магия вязания»
Анкета
Фамилия имя _________________________________________________________________
Возраст ________________________
Дата заполнения _________________

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

1.Знаешь, ли ты чем занимаются в объединении?
Да, знаю
Немного
Нет, не знаю
2.Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области?
Да, умею
Немного
Нет, не умею
3.Чего ты ожидаешь от обучения?
Многому научиться
Узнать что-то свое
Не знаю
4. Почему ты пришел(а) именно в это объединение?
Самому захотелось
Родители посоветовали
За компанию с другом
5. Дополнительный вопрос на усмотрение педагога.
Вывод: Результаты анкеты позволяют педагогу иметь общую картину о детях. Кто пришел
в объединение целенаправленно за определенными знаниями и навыками или за общением,
а кто пришел случайно, за компанию с другом или по чьему – либо совету. Данная
информация нужна педагогу для того, чтобы он мог акцентировать первоначальное
внимание на тех обучающихся, кто пришел случайно, чтобы мотивировать их интерес к
обучению, для исключения их ухода из студии после первых занятий. Результаты анкет
позволят педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Приложение №3
Оценивание практической работы обучающихся
по программе «Магия вязания»
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Соблюдение правил техники безопасности
Соблюдение технологии и колористики в работе
Применение знаний при выборе материалов
Умение работать по схеме и образцу
Практичность собственных эскизов и рисунков
Качество и эстетичность готового продукта

1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл

Критерии:
Максимальное количество баллов – 6.
Высокий уровень – 6-5 баллов;
Средний уровень – 4-3 балла;
Низкий уровень – 2-1 балл.

Итоговая аттестация обучающихся по программе «Магия вязания»
Практическая работа - выставка
Результаты аттестации:
⎯ высокий - обучающийся самостоятельно, аккуратно изготовил творческую работу.
Подбор материалов - правильный, цветовая гамма выдержана.
Внешний вид - работа выглядит эстетично и привлекательно.
Уровень выполнения работы позволяет занимать призовые места в конкурсах и выставках.
⎯ средний – обучающийся испытывал некоторые затруднения в процессе
изготовления работы, но успешно выполнил все этапы работы с помощью педагога.
Внешний вид - работа в целом выполнена эстетично, но видны незначительные недостатки.
Уровень выполнения работы предполагает её участие в конкурсах и выставках.
⎯ низкий – обучающийся затруднялся в выполнении всех этапов изготовления
работы, не мог произвести заданные действия без помощи педагога или других
обучающихся, работа выполнена неаккуратно.
Уровень выполнения работы не позволяет ей участвовать в конкурсах и выставках.
Просмотр и оценка выставочных работ обучающихся
Просмотр - основная форма промежуточного и итогового контроля - выставка,
демонстрирующая степень освоения программы и творческие успехи обучающегося. Также
просмотр является важной формой мотивации и самоконтроля обучающегося. Педагог
имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по
разделам программы (текущий контроль).
Просмотр может проводиться после каждого раздела программы. Обучающиеся
выставляют свои работы, выполненные в пройденной технике. Просмотр-выставка
проводится в кабинете, где проходит групповое обучение.
Критерии бальной/уровневой оценки просмотра работ обучающихся:
19

⎯ 5 баллов (высокий уровень) – ставится, если обучающийся выполнил работу в
полном объеме с соблюдением необходимой последовательности и грамотно
применил техники.
⎯ 4 балла (оптимальный уровень) – ставится при некоторой неряшливости в
исполнении работы, недочетов в композиции и в цветовом решении, неточностях
технологического исполнения задания.
⎯ 3 балла (достаточный уровень) – ставится, если работа выполнена под неуклонным
руководством педагога, самостоятельность обучающегося практически отсутствует,
обучающийся неряшлив и безынициативен.
⎯ «н/а» не аттестация – работа выполнена менее чем на 20%, имеются грубые
нарушения в композиции, работы выполнена небрежно и технически безграмотно.
Портфолио обучающихся
Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений обучающегося, его
характеристика, доказательством прогресса обучения по результатам, уровень
приложенных усилий, по материализованным продуктам учебно-познавательной
деятельности, включая самооценку.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения
итогов деятельности обучающихся.
Портфолио по программе – это сборник работ, эскизов обучающихся, которые
демонстрирует его усилия и достижения в различных видах учебной и творческой
деятельности. В портфолио обучающегося включаются фото и видеоизображения
продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы
самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. Оформление портфолио позволяет
формировать у ребенка рефлексию.
Портфолио дает возможность ребенку достойно представить себя, показав сильные
стороны своей личности, создав благоприятное впечатление о себе.
Основными задачами применения технологии портфолио являются:
⎯ формирование установки на учебную, познавательную активность, развитие
учебной мотивации;
⎯ формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации к
творческому росту;
⎯ создание ситуации успеха для каждого обучающегося, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
⎯ развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать собственные
интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.
Портфолио оформляется в папке накопителе с файлами на бумажных носителях
и\или в электронном виде. При необходимости, работа обучающихся с портфолио
сопровождается помощью взрослых: педагогов и родителей. В ходе совместной работы
устанавливаются отношения партнерства и сотрудничества. Сотворчество позволяет
обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и
ответственность за готовый результат. Обучающийся имеет право включать в портфолио
дополнительные материалы, элементы оформления с учетом индивидуальности своей
работы.
20

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Условные обозначения:
⎯ 2-высокий уровень
⎯ 1-средний уровень
⎯ 0-низкий уровень

I
полуг.

I полуг.

II
полуг.

II
полуг.

Итоговые

II
полуг.

международный

I полуг.

Самостоятельность

российский

II
полуг.

Коммуникативность

областной

I
полуг.

Выставочная деятельность (уровень)

городской

Теория

Уровень
выполнения
практических
заданий

местный

№
п/п

Фамилия Имя
обучающегося

Итоговый контроль
Карта результативности обучения детей по программе «Магия вязания»

Приложение №4

Высокий уровень
7-10 балов

Средний уровень
4-6 балла

Низкий уровень
1-3 балла

Критерии оценки личности обучающегося по программе
«Магия вязания»
Отношение к себе и людям
⎯ Находится на занятии без
желания. Не участвует в
коллективном творчестве.
⎯ Записался в объединение «вместе
с другими».
⎯ Привели родители. Редко
проявляет интерес к творческой
деятельности.

Отношение к делу
⎯ Не выполняет работу до
конца, присутствует как
наблюдатель.
⎯ Изредка проявляет
старательность, чтобы
избежать осуждения.

⎯ Периодически стремится к
творческой деятельности.
⎯ Регулярно стремится к творческой
деятельности, старается хорошо
выполнить дело.

⎯ Пытается справиться с
трудностями, но не хватает
знаний и умений.
⎯ Работает добросовестно,
ждет одобрения педагога.

⎯ Появляется мотив
самореализации.
⎯ Участвует в творческом процессе,
потому что получает от этого
удовольствие.
⎯ Активно стремится к совместной
работе, имеет большой творческий
потенциал.

⎯ Работает добросовестно,
хочет сделать кому-то
приятное.
⎯ Ответственно подходит к
любой работе. Проявляет
творчество и фантазию.
⎯ Активное, творческое
отношение к работе. Может
возглавить творческую
группу.

Приложение №5
Техника безопасности по программе «Магия вязания»
При работе с разными материалами необходимо соблюдать правила техники
безопасности. На первых же занятиях необходимо ознакомить с правилами всех
обучающихся. Кроме того, в кабинете необходимо вывесить плакат с данными правилами.
⎯ Работай с инструментами осторожно, стараясь не поранить руки. Полученную
травму немедленно обработай дезинфицирующим средством.
⎯ Вяжи изделие в своей рабочей зоне, не оставляй инструменты где попало.
⎯ При работе с крючком и ножницами, бери их осторожно, а после работы возвращай
на место.
⎯ Прикрепляй материалы друг к другу ни в коем не откусывай нитки зубами.
⎯ Не пользуйся ржавыми инструментами и аккуратно работай с острыми
предметами.
⎯ Храни готовое изделие, материалы и инструменты в закрытом контейнере.

23

Приложение №6
Карточка индивидуального развития обучающегося
по программе «Магия вязания»
(диагностика развития обучающегося)

Фамилия, имя_______________________________________________
Группа ____________________________________________________
Возраст____________________________________________________
Дата начала наблюдения______________________________________
Качества ___________________________________________________
Оценка качеств в баллах по времени ___________________________
Исходное состояние_________________________________________
Через полгода ______________________________________________
Через год___________________________________________________
Мотивация к занятиям ______________________________________
Познавательная нацеленность________________________________
Творческая активность______________________________________

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».