Мастера квиллинга

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мастера квиллинга»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Кодочигова Елена Алексеевна,
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ.; Приказа
Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления
детей
и
молодежи»
(утверждено
постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных
письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального
автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского
творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – художественная.
Программа является модифицированной, составлена на основе программ:
«Волшебная бумага» (авт. Мячина С. В.), «Бумажные фантазии» (авт. Шабунина И. А.),
«Волшебство квиллинга» (авт. Осипова В. А.). Ведущая идея программы — создание
комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого
ребенка и его самореализации.
Актуальность программы. Актуальность программы заключается в создании
условий для развития и воспитания обучающихся через их практическую деятельность в
области декоративно-прикладного творчества. В настоящее время искусство работы с
бумагой в детском творчестве очень востребовано. Бумага остается инструментом
творчества, который доступен каждому. Согласно Концепции развития дополнительного
образования детей, востребованными являются те дополнительные общеразвивающие
программы, которые дают возможность обучающимся проявить себя в социально
значимой практической деятельности. Воспитание творческой личности должно
сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, но и развитием
творческого потенциала и способностей применять полученные знания. Одним из
инструментов успешного решения данной задачи является использование в
образовательной практике, связанной с декоративно-прикладным творчеством.
Новизна. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса,
творческих способностей и обладает целым рядом уникальных возможностей для
обогащения внутреннего мира. Механизм творчества каждого ребенка тесно связан с
воображением, которое имеет прямую зависимость от накопленного прежде опыта.
Поэтому в процессе обучения по программе дети постоянно совмещают и объединяют в
одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое
решение, технологию изготовления, назначение и др.
Прохождение программы предполагает овладение обучающимися комплексом
знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
Отличительные особенности программы заключаются в развитии детей в самых
различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус,
2

образное и пространственное мышление, а это необходимо современному ребенку, чтобы
осознать себя гармонично развитой личностью. Применяя дидактический материал,
педагог учитывает возрастные особенности детей, что позволяет ему создать условия для
успешного развития творческого потенциала каждого ребенка и построения
образовательного процесса «от простого к сложному» с использованием различных
методик выполнения изделий из бумаги и картона в разнообразных техниках.
Адресат программы. Программа адресована детям 7-14 лет.
Набор обучающихся осуществляется по принципу добровольности, без отбора и
предъявления требований к наличию у них специальных умений. Главным условием
является желание ребенка заниматься декоративно-прикладной деятельностью.
При комплектовании групп учитывается возраст детей. Зачисление обучающихся
на программу проводится в начале учебного года по желанию детей и согласию родителей
(законных представителей). Учебная группа формируется наполняемостью не более 14
человек.
Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Возраст школьника
является сенситивным для развития творческих способностей в процессе занятий
квиллингом, так как в этот возрастной период активно развивается воображение и
образное мышление, составляющие основу художественно-творческой деятельности и
развития творческих способностей. Творческие способности детей с 7 до 14 лет поразному проявляются в разные возрастные периоды, имеют свою специфику и
обуславливают применение особых технологий в формировании составляющих
компонентов, входящих в их структуру программного обучения. Основное внимание
уделяется ведущим характеристикам возраста как главным психофизиологическим
основам развития способностей.
Индивидуализация сложных работ по квиллингу: более сильным и старшим детям
интересна сложная конструкция, менее подготовленным, работа более простая. Любой
уровень работы, предлагаемый педагогом ученику, будет сохранять обучающий и
развивающий смысл. Это даст возможность предостеречь ребенка от страха перед
трудностями, способствовать без боязни творить и создавать.
Тематика занятий строится с учетом возрастных интересов обучающихся,
возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы
учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности,
умение работать в коллективе.
Режим занятий. В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
учебных часа. Во второй год обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
школьников составляет 40 минут.
Объем общеразвивающей программы. Первый год обучения – 144 часа. Второй год
обучения - 216 часов. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы–360ч.
Срок освоения программы - 2 года, продолжительность образовательного
процесса: 72 учебные недели - 18 учебных месяцев.
Уровневость общеразвивающей программы организована по принципу
дифференциации в соответствии с уровнями сложности:
3

«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации учебного материала декоративно прикладного
творчества, минимальную сложность предлагаемого для освоения обучающимися
содержания общеразвивающей программы. Дети научатся создавать картины в технике
«квиллинг», узнают этикет подарка, получат массу положительных эмоций от занятий
ручным трудом.
«Базовый уровень» предполагает оптимальный путь обучения по данной программе,
благодаря чему дети научатся различным приемам работы с бумагой; познакомятся с
искусством бумагокручения; овладеют навыками культуры труда; узнают основные
геометрические понятия и базовые формы квиллинга; узнают, как следовать устным
инструкциям, смогут читать и зарисовывать схемы изделий.
Форма обучения – очная.
Количество детей в учебной группе от 10-ти до 14-ти человек.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов. Текущий контроль - усвоение тематического
материала (педагогическое наблюдение, опрос). Промежуточный контроль - усвоение
учебного материала за 1-е полугодие (самостоятельные работы, тестирование). Итоговый
контроль - освоение программного материала за весь учебный период (самостоятельные
творческие работы, выставочная деятельность, конкурсные программы).
Цель программы – формирование интереса к декоративно-прикладному искусству
и эстетическое развитие ребенка в процессе овладения приемами техники квиллинга, как
художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Образовательные:
⎯ ознакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
⎯ обучить различным приемам работы с бумагой;
⎯ формировать умения следовать устным инструкциям;
⎯ расширить кругозор основными геометрическими понятиями и специальными
терминами;
⎯ обучить созданию композиций в технике «квиллинг».
Развивающие:
⎯ развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую
моторику рук и глазомер;
⎯ развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию;
⎯ совершенствовать способность работать рукам и точность движений пальцами.
Воспитательные:
⎯ воспитывать интерес к искусству квиллинга;
⎯ формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
⎯ способствовать созданию игровых ситуаций;
⎯ расширять коммуникативные способности детей;
⎯ воспитывать навыки аккуратности, умения бережно и экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место.
4

Задачи первого года обучения (стартовый уровень):
⎯ изучение основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
⎯ применение основных технологических приемов на практике;
⎯ расширение кругозора основными геометрическими понятиями и специальными
терминами;
⎯ освоение видов работ с художественными материалами и инструментами,
⎯ развитие умений соединения и крепления деталей в процесс изготовления
художественных композиций;
⎯ формирование художественного вкуса.
Задачи второго года обучения (базовый уровень):
⎯ закрепление полученных знаний, умений и навыков, полученных в первый год
обучения;
⎯ освоение главных основ колористики и композиции;
⎯ развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения,
мелкой моторики рук и глазомера;
⎯ развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
⎯ совершенствовать способность работать рукам и точность движений пальцами;
⎯ применение знаний, умений, навыков при изготовлении авторских
композиционных работ;
⎯ формирование культуры труда и коммуникативных навыков.
Лежащие в основе программы принципы:
⎯ доступность
(простота,
соответствие
возрастным
и
индивидуальным
особенностям);
⎯ наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более
органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления
или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу
механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом
вспоминаются» (К. Д. Ушинский);
⎯ демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);
⎯ научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы);
⎯ «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

5

Учебный (тематический) план
Стартовый уровень обучения
№
п/п
1.
2.
3.

4.

5.
6.
7.
8.

Название раздела, темы
Введение в программу
«Волшебный квиллинг»
Материал – бумага.
Вырезание полосок для
квиллинга.
Основные формы: «капля»,
«треугольник», «долька»,
«квадрат»,
«прямоугольник».
Основные формы:
«завитки»
Основные формы: «спирали
в виде стружки»
Основные формы: «глаз»,
«лист».
Основные формы:
«полукруг», «стрела».

Всего

Кол-во часов
Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

4

3

1

Входная диагностика

4

2

2

8

2

6

Педагогическое
наблюдение

12

4

8

Викторина

6

1

5
Контрольные упражнения

6

1

5

6

1

5
Выставка работ

6

1

5

9.

Коллективная работа

8

1

7

10.

Изготовление цветов

20

4

16

11.

Композиция из цветов

8

2

6

12.

Открытка «Ирисы»

6

-

6

13.

Открытка для мамы

8

1

7

14.

Оформление фоторамки

8

1

7

Контрольные задания

Педагогическое
наблюдение

Выставка работ
15.

Открытка – валентинка

8

1

7

16.

Цикл творческих работ

18

-

18

Открытое занятие

17.

Узоры бумажных лент

2

-

2

Викторина, конкурс

18.

Тематические праздники

6

1

5

Выставка работ

144

26

118

Итого

6

Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения предусматривает знакомство детей с базовыми формами,
выполнение несложных работ и составление композиций. Практическая работа:
индивидуальная, в подгруппах, группах – коллективная деятельность.
Тема 1. Введение в программу «Волшебный квиллинг»
Теория. Знакомство с программой. Организационные вопросы. Техника безопасности при
работе с режущими инструментами и клеями.
Практика. Презентация «Волшебный мир квиллинга». Игры на знакомство.
Тема 2. Материал-бумага
Теория. История возникновения бумаги. Свойства бумаги, разнообразие бумаги, ее виды.
История возникновения техники квиллинга.
Практика. Работа с различными видами бумаги: оберточной, обойной, впитывающей,
писчей, копировальной. Изучение их свойств: прочность, водопроницаемость.
Тема 3. Вырезание полосок для квиллинга
Теория. Основные правила работы с бумагой, правила разметки листа. Инструменты и
приспособления, используемые в работе.
Практика. Разметка листа бумаги и вырезание полосок разного цвета.
Тема 4. Основные формы: «капля», «треугольник», «долька», «квадрат»,
«прямоугольник»
Теория. Технология выполнения основных форм: капля, треугольник, долька, квадрат,
прямоугольник. Знакомство с технологической картой и обозначением этих форм на
схемах.
Практика. Отработка основных форм на различных видах бумаги. Конструирование с
помощью основных форм.
Тема 5. Основные формы: «завитки»
Теория. Различные виды формы «завиток». Приемы работы с технологической картой.
Обозначение форм на схемах.
Практика. Упражнения на отработку формы «завиток». Конструирование с формами
«завиток».
Тема 6. Основные формы: «спирали в виде стружки»
Теория. Формы «спирали в виде стружки». Обозначение форм на схеме.
Практика. Упражнения на отработку формы «спирали в виде стружки». Конструирование
с формами «спирали в виде стружки».
Тема 7. Основные формы: «глаз», «лист»
Теория. Формы «глаз» и «лист». Обозначение форм на схеме.
Практика. Упражнения на отработку форм «глаз» и «лист». Конструирование с формами
«глаз» «лист».
Тема 8. Основные формы: «полукруг», «стрела»
Теория. Формы «полукруг» и «стрела». Обозначение форм на схеме.
Практика. Упражнения на отработку форм «полукруг» и «стрела». Конструирование с
формами «полукруг» и «стрела».
Тема 9. Коллективная работа
7

Теория. Понятие - композиция. Способы и правила её составления. Формы в композициях.
Понятие - коллективная творческая работа. Правила сотрудничества в коллективной
работе.
Практика. Коллективная работа. Композиция из освоенных основных форм. Составление
композиции из форм. Выполнение заданий в коллективной работе. Композиция по
выбранной тематике.
Тема 10. Изготовление цветов
Теория. Технология изготовления простых и бахромчатых цветов. Правила разметки на
бумаге. Приемы работы. Сборка цветов. Подбор цветовой гаммы.
Практика. Новый способ изготовления цветов. Простейшие приемы изготовления цветов.
Приемы изготовления сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с
продольными жилками. Изготовление простых цветов из базовых форм (роза, ирис,
сирень). Изготовление бахромчатых цветов.
Тема 11. Композиция из цветов
Теория. Основное понятие - композиция, способы и правила её составления. Применение
формы в композициях. Приемы работы и сборки композиции.
Практика. Коллективная работа. Композиция из цветов. Коллективная работа. Работа в
подгруппах. Выбор «ведущего». Выполнение композиции.
Тема 12. Открытка «Ирисы»
Теория. Понятие «открытка». Виды и конструкция открыток. Идеи для изготовления
открытки в технике «квиллинг».
Практика. Индивидуальная практическая работа. Изготовление заготовок к открытке.
Изготовление базовых заготовок цветка «тюльпан». Сборка открытки.
Тема 13. Открытка для мамы
Теория. Правила оформления открыток.
Практика. Просмотр презентации «Открытка для мамы». Дизайн открытки.
Эскизирование. Выполнение необходимых заготовок. Сборка открытки. Индивидуальная
практическая работа.
Тема 14. Оформление фоторамки
Теория. Приемы оформления фоторамки.
Практика. Просмотр презентации «Фоторамка». Разработка дизайна фоторамки.
Эскизирование. Выполнение необходимых заготовок. Оформление фоторамки. Работа
выполняется индивидуально.
Тема 15. Открытка - валентинка
Теория. Правила и примы оформления открытки - валентинки. Технология изготовления
открытки с элементами плетения.
Практика. Самостоятельная разработка дизайна открытки. Выполнение необходимых
заготовок. Сборка открытки. Индивидуальная практическая работа.
Тема 16. Цикл творческих работ
Практика. Коллективные работы с использованием техники квиллинг. Работа в
подгруппах.
Тема 17. Узоры бумажных лент
Практика. Конкурсная программа «Узоры бумажных лент». Викторина «Основы
квиллинга».
8

Тема 18. Тематические праздники
Теория. Традиционные и тематические праздники. Правила дарения подарков, сделанных
своими руками.
Практика. Подготовка к праздникам: «День именинника», «День девочек», «День
джентльмена». Оформление выставки работ.
Планируемые результаты
Личностные результаты обучающихся в ходе освоения первого года обучения по
программе «Мастера квиллинга»:
⎯ опыт эмоционально-эстетического восприятия изделий декоративно-прикладного
творчества;
⎯ аккуратность, умение бережного и экономного использования материалов,
содержание в порядке рабочего места;
⎯ умение добросовестно относиться к делу;
⎯ уважительное отношение к мнению сверстников и педагога.
Метапредметные результаты:
⎯ знание ключевых определений и понятий;
⎯ умение выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания творческих работ;
⎯ осуществление алгоритма работы в творческой деятельности;
⎯ решение художественных задач с опорой на знания и умения;
⎯ внесение необходимых корректив и исправление сделанных ошибок, адекватная
оценка своей работы;
⎯ навыки в координации различных позиций в сотрудничестве и опыт работы в
команде.
Предметные результаты:
⎯ знание особенностей техники квиллинга и различных базовых форм;
⎯ создание декоративно-прикладной продукции в рамках учебной программы;
⎯ проявление индивидуальных творческих способностей в работе с различными
материалами;
⎯ планирование работы и умение воплощать замысел через использование
инструкционных схем, образцов;
⎯ творческий поиск и подход к решению поставленных задач.

9

Учебный (тематический) план
Базовый уровень обучения
№
п/п
1.
2.

Название раздела, темы
Введение в программу
«Чудо-квиллинг»
Вырезание полосок для
квиллинга

Кол-во часов
Всего

Теория

Практика

6

2

4

9

3

6

3.

Композиция «Бабочки»

9

1

8

4.

Композиция «Сова»
Открытки с элементами
плетения
Открытка «Букет
тюльпанов»
Поделка «Пасхальное
яйцо»
Поделка «Снежинка»
Изготовление коробочек
и украшение их
букетами, выполненными
в стиле квиллинга
Изготовление сувениров
к празднику
Коллективная работа

9

1

8

9

1

8

6

1

5

5.
6.
7.
8.

9

8

9

1

8

27

3

24

12

-

12

9

1

8

18

3

15

14.

Коллективная работа.
Композиция из
гофрированного картона

9

-

9

15.

Цикл творческих работ

18

-

18

16.

Бумажная филигрань

3

-

3

17.

Тематические праздники

9

2

7

18.

Организация выставок

36

-

36

216

21

195

11.
12.
13.

Гофрированный картон.
Базовые формы
Занимательные игрушки

Итого

Викторина

8
1

10.

Диагностические
задания

Конкурс

9

9.

Формы
аттестации/контроля

Контрольные
упражнения

Выставка работ

Ребус

Контрольные задания
Конкурсная программа,
викторина
Выставка работ

10

Содержание учебного (тематического) плана
Обучающиеся продолжают знакомиться с бумагокручением в технике квиллинг.
Интерес к творческому конструированию носит воспитывающий характер, позволяет в
полной мере реализовать творческие способности детей и глубже развивать их.
Расширение сферы возможностей обеспечивает индивидуальное раскрепощение
обучающихся и развитие художественного вкуса.
Тема 1. Введение в программу «Чудо квиллинг»
Теория. Знакомство с программой. Организационные вопросы. Техника безопасности при
работе с режущими инструментами и клеями.
Практика. Игры «Круг общения». Просмотр презентации «Чудо-квиллинг», «Мое
увлечение». Анкетирование обучающихся.
Тема 2. Вырезание полосок для квиллинга
Теория. Правила работы с бумагой. Правила разметки листа. Инструменты и
приспособления, используемые в работе.
Практика. Разметка листа бумаги и вырезание полосок разного цвета.
Тема 3. Композиция «Бабочки»
Теория. Углубленное понятие - композиция. Расширенные способы и правила её
составления. Подробная информация о применении форм в композициях. Технология
выполнения поделки «Бабочка».
Практика. Презентация примерных работ. Изготовление заготовок, базовых форм.
Подбор цветовой гаммы. Сборка поделки. Оформление композиции. Практическая работа
выполняется индивидуально.
Тема 4. Поделка «Сова»
Теория. Технология изготовления поделки «Сова». Обзор базовых форм, применяемых в
поделке.
Практика. Презентация примерных работ. Изготовление заготовок и базовых форм.
Подбор цветовой гаммы. Сборка поделки. Оформление композиции. Практическая работа
выполняется индивидуально.
Тема 5. Открытки с элементами плетения
Теория. Технология изготовления открытки с элементами плетения. Правила выполнения
работы.
Практика. Презентация примерных работ. Практическая работа в подгруппах. Разработка
дизайна открытки. Эскизирование. Выполнение необходимых заготовок. Сбор открыток.
Тема 6. Открытка «Букет тюльпанов»
Теория. Технология изготовления элемента. Правила выполнения работы.
Практика. Презентация. Индивидуальная работа. Заготовки к открытке. Базовые
заготовки цветка «тюльпан». Сбор открытки. Коллективная работа.
Тема 7. Поделка «Пасхальное яйцо»
Теория. Технологии выполнения поделки «Пасхальное яйцо».
Практика. Разработка дизайна поделки «Пасхальное яйцо». Изготовление базовых форм.
Сборка поделки.
Тема 8. Поделка «Снежинка»
Теория. Технологическая карта изготовления поделки «Снежинка».
11

Практика. Презентация работ. Индивидуальная работа. Разработка схемы поделки.
Выполнение заготовки из базовых форм. Сборка поделки.
Тема 9. Изготовление коробочек
Теория. Технология выполнения коробочки (квадратная, прямоугольная).
Практика. Подготовка материала для выполнения коробочки (картон). Нанесение схемы
на бумагу. Изготовление коробочки. Изготовление базовых форм для оформления.
Оформление работы. Работа выполняется по образцу.
Тема 10. Изготовление сувениров к празднику
Теория. Традиции вручения сувениров к празднику. Искусство дарить рукотворные
подарки.
Практика. Изготовление сувениров на Новый год, День рождения, Пасху.
Самостоятельная разработка дизайна сувениров. Выполнение необходимых заготовок.
Оформление работ.
Тема 11. Коллективная работа
Практика. Самостоятельная работа в подгруппах. Выбор тематики для сувенира.
Разработка дизайна. Изготовление заготовок. Сборка работ. Выбор одаряемого.
Тема 12. Гофрированный картон
Теория. Гофрированный вид бумаги. Свойства картона.
Практика. Выполнение базовых форм из гофрированного картона. Составление простых
композиций из форм.
Тема 13. Занимательные игрушки
Теория. Технология выполнения игрушек из гофрированного картона.
Практика. Презентация. Изготовление поделок «Дед мороз», «Клоун», «Гном».
Изготовление базовых форм. Сбор игрушки. Оформление продукции.
Тема 14. Композиция из гофрированного картона
Практика. Коллективная деятельность. Соблюдение правил композиции из
гофрированного картона. Работа по образцу.
Тема 15. Цикл творческих работ
Практика. Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Обучающиеся
сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего» и сами определяются с
темой выполняемой работы.
Тема 16. Бумажная филигрань
Практика. Проведение конкурсной программы «Бумажная филигрань». Веселая
викторина «Мой любимый квиллинг».
Тема 17. Тематические праздники
Теория. Традиционные и тематические праздники. Подарковедение.
Практика. Подготовка к праздникам и их проведение. «День именинника», «Святки».
Тема 18. Организация выставок
Практика. Подготовка изделий для выставки. Оформление итоговой выставки работ.
Планируемые результаты
Личностные результаты обучающихся в ходе освоения второго года обучения по
программе «Мастера квиллинга»:

12

аккуратность, умение бережного и экономного использования материалов,
содержание в порядке рабочего места;
⎯ эмоционально-эстетическое
восприятие
изделий
декоративно-прикладного
творчества;
⎯ добросовестное отношение к выполняемой работе;
⎯ адекватная оценка своей работы и работ сверстников.
Метапредметные результаты:
⎯ знание терминологии, базовых понятий и определений;
⎯ подбор художественных материалов, средств художественной выразительности и
для создания творческой работы;
⎯ решение художественных задач с опорой на знания, умения и навыки;
⎯ своевременная корректировка работы;
⎯ сотрудничество и взаимопомощь в командной работе.
Предметные результаты:
⎯ изготовление декоративно-прикладных изделий по программе;
⎯ оригинальные творческие способности в работе;
⎯ использование инструкционных схем и образцов, влияющих на воплощение
замысла;
⎯ решение поставленных задач и творческий поиск в работе.
⎯

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Организация педагогического процесса предполагает создание для обучающихся такой
среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя
комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств
образовательного процесса. Исходя из психофизических особенностей детей младшего и
среднего возраста, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам
развивающей педагогики.
Основными методами обучения являются:
⎯ словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
⎯ наглядный практический (выполнение работ по схемам и картам);
⎯ объяснительно-иллюстративный (показ презентаций, слайдов, иллюстраций);
⎯ репродуктивный (работа по образцу);
⎯ частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом);
⎯ исследовательский
проблемный
(самостоятельная творческая
работа
обучающихся);
⎯ игровой (создание игровых ситуаций);
⎯ дискуссионный (вовлечение обучающихся в дискуссию).
Основными методами воспитания являются:
⎯ убеждение;
⎯ поощрение;
13

⎯ стимулирование;
⎯ мотивация.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
⎯ индивидуальная;
⎯ индивидуально-групповая;
⎯ групповая.
Основными формами организации учебного занятия являются:
⎯ беседа;
⎯ практическое занятие;
⎯ диспут;
⎯ выставка, конкурс, презентация;
⎯ образовательное путешествие;
⎯ экскурсия;
⎯ творческая мастерская;
⎯ мастер-класс.
Педагогические технологии:
⎯ технология индивидуального обучения;
⎯ технология группового обучения;
⎯ технология коллективного взаимсотрудничество;
⎯ технология развивающего обучения;
⎯ технология разноуровневого обучения;
⎯ технология исследовательской деятельности;
⎯ технология игровой деятельности;
⎯ технология коллективной творческой деятельности;
⎯ здоровьесберегающая технология.
Структура занятия
№
1
2
3
4
5
6
7

Содержание этапов
Организационный этап. Мотивация к деятельности и
положительный настрой
Этап постановки целей и задач занятия
Этап изучения новых знаний (закрепление материала)
и способов деятельности
Этап деятельностный - творческая работа
Физкультминутка
Этап рефлексии
Заключительный этап

Время мин.
(примерно)
3
2
13
20
3
2
3

Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы необходим кабинет с хорошим освещением,
рабочее место должно соответствовать росту ребёнка. Для занятий в кружке необходимо
14

иметь: цветную бумагу, картон белый и цветной, клей (наилучшим является ПВА).
Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки,
клеёнка.
Дидактическое обеспечение:
⎯ плакаты, карточки, схемы, образцы работ в технике квиллинг;
⎯ игровой материал;
⎯ учебники, книги, журналы, альбомы, иллюстрации;
⎯ мультимедийные презентации;
⎯ медиа-пособие.
Педагогические кадры:
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми
младшего и среднего школьного возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг освоения образовательной программы
Для отслеживания результативности используется педагогический мониторинг,
включающий контрольные задания и тесты, диагностику личностного роста и
продвижения, анкетирование, ведение оценочной системы.
Требования к организации контроля:
⎯ индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля
результатов учебной работы каждого ребенка;
⎯ систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса
обучения;
⎯ разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей,
развивающей и воспитывающей функции;
⎯ объективность;
⎯ дифференцированный
подход, учитывающий специфические особенности
учебного курса.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в
несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
Виды и формы контроля:
⎯ входной контроль (собеседование, анкетирование);
⎯ текущий (викторины, контрольные задания, тестирования);
⎯ периодический (по разделам или полугодия);
⎯ диагностический;
⎯ визуальный во время занятий.
⎯ итоговый (выставки, учебные проекты, конкурсы).
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за все время обучения по
программе, а также предусматривает выполнение итоговой работы творческой работы по
собственным эскизам с использованием различных материалов.
После окончания курса обучающиеся, успешно справившиеся с программой,
проявившие заинтересованность в развитии своих творческих способностей,
15

комплектуются в творческую группу, которая принимает участие в областных,
всероссийских и международных конкурсах декоративно-прикладного творчества.
Формы аттестации разрабатываются индивидуально для каждого ребенка. По ним
определяется результативность усвоения образовательной программы (самостоятельная
или творческая работа, выставка, конкурс). Документальные формы подведения итогов
реализации программы отражают достижения всего детского коллектива и каждого
обучающегося. К ним относятся дневники достижений и портфолио детей, карты
освоения результативности, фотоальбомы, мультимедийные презентации.
К программе прилагается пакет диагностических методик, позволяющих
определить достижения обучающимися планируемых результатов.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
⎯ проведение выставок работ обучающихся (в объединении, учреждении);
⎯ участие в выставках детского прикладного и технического творчества разного
уровня;
⎯ проведение родительских собраний;
⎯ мастер-классы для родителей и открытые занятия;
⎯ составление фотоальбома выполненных работ;
⎯ творческие конкурсы;
⎯ портфолио ребенка;
⎯ дневники педагогических наблюдений.
Способы определения результативности
К программе прилагается пакет диагностических методик, позволяющих
определить достижения обучающимися планируемых результатов.
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися
содержания программы:
⎯ педагогическое наблюдение;
⎯ педагогический анализ результатов анкетирования, тестирование, устные опросы;
выполнение диагностических заданий; участие в выставках-конкурсах; защита
проекта; активность на занятиях и т. д.
Применяется система оценочных средств (см. Приложение), позволяющая
контролировать заявленный уровень обучения, измерять его и оценивать.

16

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
№ 273-ФЗ.;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
5. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18
ноября 2015 № 09-3242;
6. Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
7. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагога:
1. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия бумажного рукоделия. – М.: АСТ:
Астрель, 2010. – 895с.
2. Белякова О.В. Большая книга бумажных поделок. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222с.
3. Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства.
Учебно-методическое пособие. – СпбГУ, 2012. – 156с.
4. Квиллинг. Красивый декор своими руками/ И.В. Резько. – Минск: Харвест, 2010. –
255с.
5. Жук С.М. Игрушки из квиллинга: практическое пособие. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2010. – 318с.
6. Зайцева А.А. Техники работы с бумагой: большая энциклопедия. – М.: ЭКСМО,
2010. – 189с.
7. Ладонина Л. Квиллинг. Первые шаги. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель,
2012. – 198с.
8. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебнометодическое пособие/Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2006. – 152с.
Литература для родителей и обучающихся:
1. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия бумажного рукоделия. – М.: АСТ:
Астрель, 2010. – 895с.
2. Белякова О.В. Большая книга поделок из бумаги. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222с.
3. Горячева И.А. Квиллинг. Основы простых моделей. – М.: АСТ-пресс, 2015. – 32с.
4. Хворостухина С.А. основы квиллинга. – М.: РИПОЛклассик, 2011. – 132с.
17

5. Рэри Э. Скрапбукинг. Оригинальные проекты из бумаги для всей семьи. – М.:
Контэнт, 2013. – 80с.
Интернет-ресурсы:
1. Мастер-классы https://www.livemaster.ru/masterclasses/rabota-s-bumagoj/kvilling
2. Техники квиллинг: http://forum.hobby4you.od.ua/showth...p?t=859
3. Фото квиллинг http://svstudio.ucoz.ru/forum/37-60-1
4. Квиллинг. Искусство бумагокручения – обучение http://icompas.ru/compas/quilling
5. Чудеса квиллинга http://www.planetashkol.ru/articles...sage1679
6. Петельчатые цветы http://zavitoc.blogspot.com/2009/05/blog-post_03.html
7. Дневник Маджомаджо http://www.liveinternet.ru/showjour...1016651
8. Азы квиллинга http://www.moipodruzhki.ru/house-hobby/azy-kvilinga

18

Приложение №1
Критерии оценки ЗУН обучающихся по программе «Мастера квиллинга»
(5-ти бальная шкала) (промежуточная аттестация)
Вид работы
1. Умение
пользоваться
инструментами.

Низкий уровень
1 балл
Не знает и путает
инструменты, не
умеет пользоваться.

Средний уровень
2-3 балла
Знает предназначение,
неуверенно держит в
руках инструменты.

2. Умение работать и
подбирать сюжетный
материал.

Не умеет составлять и Подбирает
использовать
композиции, но не
материал.
умеет правильно
применить.

3. Бумагокручение.
Декоративная
композиция.
Работа с клеем.

Не умеет составлять и
подбирать
композицию из
различных форм.
Грязно работает с
клеем.

Может подобрать и
составить композицию
из геометрических
фигур, но
самостоятельно
работать не может.

Высокий уровень
4-5 баллов
Хорошо знает все
инструменты и
применяет их в
работе.
Умело и эстетически
составляет сюжетный
материал.

Грамотно составляет
и подбирает по цвету
и различным формам
композицию. Смело
применяет другие
материалы.

Критерии оценки ЗУН обучающихся по программе «Мастера квиллинга»
(5-ти бальная шкала) (итоговая аттестация)
Вид работы
1. Умение
пользоваться
инструментами.
2. Работа с
природным
материалом:
желудями, шишками.
Умение составлять
объемный квиллинг.
3. Работа с бумагой.
Выбор сюжета,
перспективы
квиллинга. Работа с
клеем.
4. Изготовление
картин.

Низкий уровень
Средний уровень
1 балл
2-3 балла
Плохо знает и
Знает предназначение,
путает инструменты, неуверенно держит в
не умеет ими
руках.
пользоваться.
Не умеет подобрать
нужный материал
при составлении
объемный квиллинг.

Умеет составить
композицию, но
работает с помощью
педагога.

Не может выбрать
сюжет. Грязно и
неаккуратно
работает с клеем.

Умеет составить
сюжет на тему, но
работа не всегда
получается аккуратная
и чистая.
Может выполнить
изделие
самостоятельно, но
только по образцу.

Не умеет
самостоятельно
выполнить изделие
до конца.

Высокий уровень
4-5 баллов
Хорошо знает все
инструменты и
применяет их в работе.
Умеет работать с
природным
материалом, составлять
композицию, знает все
виды квиллинга.
Умеет составить сюжет
аппликации на тему
(пейзаж, натюрморт).
Аккуратно работает с
клеем.
Проявляет фантазию.
Работает
самостоятельно. Любое
изделие доводит до
конца.
19

Приложение №2
Критерии оценки личности обучающегося в студии «Мастера квиллинга»

Низкий уровень
1-3 балла

1. Находится на занятии без желания.
Не участвует в коллективном
творчестве.
2. Записался в студию «вместе с
другими».
3. Привели родители. Редко проявляет
интерес к творческой деятельности.

1. Не выполняет работу до конца,
присутствует как наблюдатель.
2. Изредка проявляет старательность,
чтобы избежать осуждения.

Средний уровень
4-5 балла

ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ

4. Периодически стремиться к
творческой деятельности.
5. Регулярно стремиться к творческой
деятельности, старается хорошо
выполнить дело.

3. Пытается справиться с трудностями,
но не хватает знаний и умений.
4. Работает добросовестно, ждет
одобрения педагога.

Высокий уровень 710 бал.

ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ И ЛЮДЯМ

6. Появляется мотив самореализации.
7. Участвует в творческом процессе,
потому что получает от этого
удовольствие.
8. Активно стремиться к совместной
работе, имеет большой творческий
потенциал.

5. Работает добросовестно, хочет
сделать кому-то приятное.
6. Ответственно подходит к любой
работе. Проявляет творчество и
фантазию.
7. Активное, творческое отношение к
работе. Может возглавить творческую
группу.

20

Приложение №3
Тестовые материалы для итогового контроля по программе «Мастера квиллинга»
Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения
приемами работы, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценивание осуществляется по 3-балльной системе:
⎯ 0 баллов выставляется за «неверный ответ»;
⎯ от 1 до 2 баллов – за «не во всём верный ответ»;
⎯ 3 балла – за «правильный ответ».
Уровень знаний определяется по следующим значениям:
⎯ 0-12 балла - низкий уровень
⎯ 13-24 балл – средний уровень
⎯ 25-36 балла – высокий уровень
№1 Контрольная карточка «Элементы квиллинга»
Квиллинг это...
a) аппликация
b) бумагокручение
c) складывание бумаги
Родина квиллинга…
а) Япония
b) Китай
c) Европа
Когда
возникло
искусство
a) конец 14, начало 15 века
квиллинга?
b) начало 21 века
c) конец 19, начало 20 века
Квиллинг это…
a) оригами
b) коллаж
c) бумажная филигрань
Инструменты для квиллинга…
a) клей, зубочистка, пластилин
b) зубочистка, ножницы, бумага
c) ножницы, проволока, бисер
Техника «Квиллинг» невозможна
a) клей
без…
b) картон
c) зубочистка
Сколько
существует
базовых
a) 10
элементов?
b) 30
c) 20
Этапы выполнения элемента…
a) склеивание
b) приготовление полосок
c) скручивание спирали
Квиллинг это...
a) искусство
b) развлечение
c) работа
Нарисуйте элементы…
«свободная спираль»
«лепесток»
21

«полумесяц»
«глаз»
«капля»
«ромб»
Назовите не менее пяти
1….
наименований, чем можно закрутить
2….
спираль (кроме инструмента для
3….
квиллинга)
4….
5….
Как вы относитесь к технике
a) нравится
«Квиллинг»
b) без разницы
c) очень нравится
Ключ:
1. b
2. c
3. a
4. c
5. b
6. a
7. c
8. b, c, a
9. a
10. Правильно нарисованные элементы
11. Например:
1. Зубочистка;
2. стержень от ручки шариковой;
3. шило;
4. игла;
5. крючок для вязания.
Контрольная карточка «Работа с бумагой»
Из чего делают бумагу?
а) из древесины
б) из старых книг и газет
в) из железа
Бумага – это:
а) материал
б) инструмент
в) приспособление
Что нельзя делать при работе с а) держать ножницы острыми концами вниз
ножницами?
б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями
в) передавать их закрытыми кольцами вперед
г) пальцы левой руки держать близко к лезвию
д) хранить ножницы после работы в футляре
Какие свойства бумаги ты знаешь?
а) хорошо рвется;
б) легко гладится;
в) легко мнется;
г) режется;
22

В каком порядке выполняют
аппликацию?
Для чего нужен шаблон?
На какую сторону бумаги наносят
клей?
Для чего нужен подкладной лист?
На деталь нанесли клей. Что нужно
сделать дальше?
Ключ:
Правильный ответ оценивается
Не верный ответ оценивается
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

д) хорошо впитывает воду;
е) влажная бумага становится прочной
а) вырежи
б) разметь детали
в) приклей
а) чтобы получить много одинаковых деталей
б) чтобы получить одну деталь
а) лицевую
б) изнаночную
а) для удобства
б) чтобы не пачкать стол
а) сразу приклеить деталь на основу
б) подождать, пока деталь слегка пропитается
клеем
1. а, б, 2.а, 3. а, в, д, 4. б, г, 5. а, 6. б, а, в, 7. б, 8. б,
9. б
1б
0б.
14-15б.
9-13б.
8б.

Контрольная карточка «Виды и свойства бумаги»
1. При увлажнении листа бумаги:
а) увеличивается прочность;
б) уменьшается прочность;
в) свойства не изменяются;
г) уменьшаются размеры листа; д) увеличивается пластичность.
2. Прочность бумаги зависит:
а) от способа отделки;
б) от толщины;
в) от состава бумаги, сорта;
г) от состава, способа отделки, толщины.
3. Назовите виды бумаги и их предназначение…
Оценивание ответов осуществляется по 3-балльной системе:
⎯ 0 баллов выставляется за «неверный ответ»;
⎯ от 1 до 2 баллов – за «не во всем верный ответ»;
⎯ 3 балла – за «правильный ответ»

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».