Рукодельные коты

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_______ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Рукодельные коты»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Караульщикова Людмила Юрьевна,
методист
Дунаева Евгения Анатольевна,
педагог дополнительного образования

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ.; Приказа
Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления
детей
и
молодежи»
(утверждено
постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных
письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального
автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского
творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – художественная.
В современном мире возникла необходимость укрепления связей ребёнка с
разными видами активной деятельности, поэтому родители (законные представители) в
качестве приоритетной выдвигают проблему творческого и познавательного развития
детей, решение которой обеспечивает условия успешной социализации и обучения в
школе. При разработке данной программы учитывалась специфика регионального
компонента образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма.
Все необычное привлекает внимание ребенка, заставляет удивляться, развивает
познавательный интерес, обогащает и активизирует его словарный запас. Поэтому
декоративно-прикладное творчество, работа с необычными материалами и применение
оригинальных техник призвано подарить обучающемуся незабываемые положительные
эмоции и расширить границы мироощущения.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию
к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых
веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Через
приобщение ребенка к инновационным видам рукодельного искусства оказывается
влияние на формирование его художественного вкуса, открывающего простор для
последующего совершенствования творческих способностей в других областях культуры.
Новизна программ. Учебный материал обладает целым рядом уникальных
возможностей для обогащения внутреннего мира обучающегося. Механизм творчества
каждого ребенка тесно связан с воображением, позволяет одновременно осваивать
несколько смежных направлений декоративно-прикладного искусства по принципу «от
простого к сложному. Практическая работа с применением различных видов рукодельных
практик, способствует развитию мелкой моторики и пространственного мышления,
эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитания усидчивости, аккуратности и
трудолюбия.
Отличительные особенности программы заключаются в развитии самых
различных направлений необходимых современному ребенку для осознания себя
гармонично развитой личностью. Все содержание программы объединяет единая тема коты и кошки. Помимо изготовления тематических поделок на занятиях используется
2

эксклюзивный дидактический материал: пошаговые презентации, игры, викторины,
кроссворды, художественные произведения. Конкурсная и выставочная деятельность
направленны на создание ситуации успеха и самореализацию ребенка. Мастер-классы
позволяют менять виды учебной деятельности, быстро получать желаемый результат и
сохранять интерес к занятиям. В результате обучения каждый ребенок изготавливает
целую коллекцию рукодельных котов и чувствует себя настоящим котоманом.
Адресат программы. Программа адресована детям от 7-ми до 14-ти лет.
Условия формирования групп. Набор детей по программе осуществляется по
принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию
специальных знаний, умений и навыков. Главным условием записи на обучение является
желание ребенка заниматься декоративно-прикладной деятельностью. Зачисление
обучающихся на программу проводится в начале учебного года по желанию детей и с
согласия родителей (законных представителей). Занятия по данной программе проводятся
в группе 10-14 человек.
Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Фаза детского
творчества 7-10 лет - период зрительной активности, особой тяги к изобразительной
деятельности и готовности ребенка творить эстетические произведения. В этом возрасте
его привлекает декоративно-прикладное искусство, допускающее относительную свободу
воображения. Ребенок находит удовлетворение в различных прикладных работах с
применением технологических приемов.
Подростковый возраст с 11-ти до 14-ти лет является самым благоприятным временем
для раскрытия творческого потенциала ребенка. Раньше всего у него проявляются
музыкальные и литературные способности, а вот художественный дар обнаруживается
обычно к 13-ти – 14-ти годам, где свою индивидуальность подросток выражает более
глубинно. По мере взросления он начинает понимать значимость собственных творений и
учится создавать собственные творческие продукты, отыскивая свойства предмета в иной
среде, с замещением его качеств в новом объекте. Только через трансформацию
практической деятельности процесс познания и раскрытие творческого потенциала
ребенка становится наиболее успешным.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
школьников составляет 40 минут.
Объем общеразвивающей программы - 144 часа. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144ч.
Срок освоения программы - 9 учебных месяцев, продолжительность
образовательного процесса - 36 учебных недель.
Уровень освоения программы – стартовый. Обучение соответствует первому
уровню сложности по реализации общедоступных, универсальных форм организации
образовательного процесса. Ребенок учится создавать рукотворные тематические поделки
в разных техниках и получает массу положительных эмоций от занятий.
Форма обучения – очная.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, анализ и выставка
работ, контрольные задания, опрос, тест, конкурс, викторина, открытое занятие, защита
проекта.

Цель программы – формирование интереса к декоративно-прикладному искусству
и развитие творческих способностей ребенка через освоение технологических приемов и
разных видов современного рукоделия.
Задачи программы:
Образовательные:
⎯ формирование знаний о современных видах рукоделия и мастерстве ручного шитья;
⎯ формирование знаний о цветовых сочетаниях и видах художественных материалов;
⎯ формирование знаний о создании поделок в различных техниках;
⎯ формирование знаний о технологии создания выкройки;
⎯ формирование знаний следования устным инструкциям.
Развивающие:
⎯ развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
⎯ развитие образного мышления, внимания, памяти и глазомера;
⎯ совершенствование ручной умелости и точности движений пальцами.
Воспитательные:
⎯ воспитание эстетических и волевых качеств (усидчивость, терпение).
⎯ воспитание интереса к рукотворному искусству и культуры деятельности;
⎯ формирование комфортного психологического климата внутри коллектива,
способствующего творческому общению.
Учебный (тематический) план
№
Кол-во часов
п/п Наименование раздела, темы Всего Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

1.

Введение в программу
«Рукодельные коты»

2

1

1

Входная диагностика

2.

Котомания в рукоделии

2

1

1

Устный опрос

3.

Аппликация

14

2

12

Педагогическое наблюдение

4.

Конструирование

16

4

12

Контрольное задание

5.

Скрапбукинг

16

4

12

Анализ работ

6.

Художественная лепка

18

4

14

Выставка работ

7.

Ручное шитье

28

6

22

Тестирование

8.

Мобильная фотография

8

2

6

Викторина

9.

Вязание крючком

12

4

8

Контрольное упражнение

10.

Плетение макраме

12

4

8

Выставка работ

11.

Проектная деятельность

8

2

6

Защита проекта

12.

Тематические праздники

6

-

6

Конкурс

13.

Итоговое занятие
Итого:

2
144

34

2
110

Открытое занятие

4

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Введение в программу(2ч.)
Теория. Знакомство с целями и задачами программы. Вводный инструктаж и
инструктаж по технике безопасности. Принятие норм и правил групповой работы.
Практика. Упражнения и игры на знакомство. Просмотр презентации «65 фактов о
кошках». Дискуссия.
Тема 2. Котомания в рукоделии (2ч.)
Теория. Основные инструменты для работы. Новые понятия - шаблон, выкройка,
технологическая карта и обозначение форм на схемах.
Практика. Презентация «Рукодельные коты». Беседа о техниках рукоделия.
Самостоятельная творческая работа.
Тема 3. Аппликация (14ч.)
Теория. Техника безопасности при работе с клеем, ножницами и пинцетом. Виды
материалов для изготовления поделок. Виды аппликаций: плоскостная и объемная,
рваная, силуэтная, декоративная, многослойная. Новые понятия – набросок,
фигура. Приемы и этапы работы в рваной аппликации. Техника работы с
салфетками и правила техники торцевания. Приемы и порядок работы в технике
квиллинг. Новое понятие – роллы. Правила и приемы работы с ватными дисками.
Практика. Работа с шаблонами. Оформление аппликаций в изделие.
⎯ Выполнение аппликации из цветной бумаги «Кошечка» по инструкции педагога.
Серия мастер-классов по типам аппликации из бумаги: предметная аппликация;
симметричность в аппликации; силуэтная аппликация; аппликация декоративного
характера.
⎯ Выполнение аппликация из геометрических кругов (сочетание цветов). Отработка
навыков по созданию композиции. Мастер-класс «Черный кот из геометрических
фигур - работа по инструкции педагога. Творческая работа – проектирование
поделок из разных материалов.
⎯ Выполнение аппликации из салфеток по образцу с освоением приемов технологии
рваная аппликация. Освоение приемов торцевания из салфеток. Работа с
технологическими картами.
⎯ Выбор поделки и выполнение по технологической карте простой газетной кошки в
технике квиллинг.
⎯ Моделирование поделки и выполнение аппликации «Ласковый котенок» с
использованием ватных дисков.
Тема 4. Конструирование (16ч.)
Теория. Виды конструирования. Новые понятия – интерьер, трафарет. Правила и
приемы работы с трафаретами в интерьере. Правила копирования и приемы
воссоздания образца на основе воображения, самостоятельного мысленного
анализа, формы и конструкции (по образцу изделия, рисунку, чертежу, эскизу,
модели, схеме). Правила и приемы работы в технике оригами. Варианты поделок из
необычных материалов. Правила и приемы изготовления упаковки. Варианты
оформления открытки в технике pop-up.
Практика. Просмотр презентация «Тема котов в рукоделии» с обсуждением.
Выполнение трафарета и изготовление кота из бумаги. Изготовление объемной

игрушки из бумаги. Изготовление игрушки из картона. Конструирование поделок в
технике оригами. Конструирование по образцу поделки «Кот из бумажной
тарелки». Изготовление упаковки для подарка «Кот». Выполнение открытки в
технике pop-up с милым движущимся котиком. Изготовление котика из пластиковой
бутылки. Самостоятельная творческая работа - проектирование необычного кота.
Выбор материала и технологии его выполнения. Защита работы.
Тема 5. Скрапбукинг (16ч.)
Теория. Новое понятие – скрапбукинг. Приемы и правила работы в технике. Устные
инструкции к практической деятельности. Правила работы с фигурными
дыроколами, фигурными ножницами, штампами, скетчами и т.д.
Практика. Презентация работ с обсуждением. Изготовление традиционной
открытки с кошкой. Изготовление открытки необычной конструкции с котиками.
Изготовление альбома с котиками.
Тема 6. Художественная лепка (18ч.)
Теория. Приемы работы в технике художественная лепка. Особенности лепки из
пластилина с использованием выразительных средств. Устные инструкции к
практической деятельности. Новые понятия – пластилинография и фактура. Виды
изготовления и фактур в пластилине (процарапывание, тиснение, налепливание) и
способы их использования. Приемы работы в технике рельефной лепки.
Особенности лепки из полимерной глины.
Практика. Просмотр презентации «Секреты пластилина» и мультфильма про
пластилиновых котиков.
⎯ Выполнение предварительных упражнений на изготовление простых элементов:
жгут, шарик, пластина, колбаска, сплющенный шарик и др. Комбинирование
простых форм в изделии.
⎯ Выполнение плоскостной лепки и несложных изделий из простых элементов.
Изготовление пластилинового кота.
⎯ Выполнение картины «Кот» в технике пластилинография.
⎯ Выполнение котика с применением технологической карты в технике невысокого
рельефного изображения с отработкой навыков умения набирать массу
изображения, способом отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на
изображение – шаблон. Выполнение полосатого кота по видеоинструкции.
⎯ Изготовление из полимерной глины по образцу котов, тематических магнитов –
героев мультфильма «Три кота» и украшения-подвески «Котик».
Тема 7. Ручное шитье (28ч.)
Теория. Приемы работы в технике ручного шитья из ткани. Правила работы с
выкройкой, иглой. Виды швов. Правила выполнения обметочного шва. Технология
изготовления кофейных поделок. Информация о фетре. Виды изделий из фетра с
обзором образцов работ. Приемы работы с фетром, технология шитья и выполнение
швов. Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение: швы «вперед
иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной», «обметочный». Варианты
подбора и ткани по цвету, размеру. Приемы создания деталей игрушек по
шаблонам. Правила увеличения и уменьшения выкроек. Варианты цветового
решения в изготовлении игрушек. Информация об игрушках-примитивах.
Практика: Отработка швов на ткани.
6

⎯ Изготовление котика из ткани. Выполнение кофейного котика.
⎯ Выполнение кошечки из одного носка по технологической карте. Отработка
приемов создания «Кота на ладошке».
⎯ Выполнение швов на фетре. Отработка умений при изготовлении игрушки-кошки
из фетра с использованием отдельных технологических процессов и применением
правил подготовки перевода деталей на ткань. Применение знаний в подготовке
материалов и инструментов; правил техники кроя; правил выполнения ручных
швов и правил набивки деталей игрушек наполнителем.
⎯ Выполнение по устной инструкции кошки из фетра и кота по видеоинструкции.
⎯ Самостоятельная творческая работа по изготовлению кото-футляра для телефона с
последующим декорированием изделия.
Тема 8. Мобильная фотография (8ч.)
Теория. Приемы и особенности мобильной съемки. Понятия - композиция, сюжет,
фон. Обзор образцов работ.
Практика. Просмотр видеоматериала «Котоведение». Мастер-класс по мобильной
съемке изделий ручной работы с отработкой приемов мобильной съемки игрушек анализ работ с обсуждением. Отработка навыков съемки животных с натуры с
участием в фотоконкурсе «Мой любимый кот».
Тема 9. Вязание крючком (12ч.)
Теория. Общие сведения о вязании крючком. Сведения о крючке, о пряже. Правила
положения рук во время работы. Основные приемы вязания: начальная петля,
воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик,
столбик с накидом. Правила вязания игрушек с зарисовкой схем вязания различных
типов конечностей, деталей для оформления мордочки. Приемы составления
эскизов. Этапы последовательного выполнения игрушек. Информация о японской
технике вязания – амигуруми.
Практика. Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли
для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.
Вязание образцов с расчётом петель.
⎯ Вывязывание основы и деталей игрушки. Прибавление и убавление петель.
Вязание по словесному описанию. Сборка и оформление изделий.
⎯ Вязание толстого котика с белыми усами.
⎯ Вязание котов и кошечек в технике амигуруми, когда нет петель подъёма и все
элементы связаны между собой по спирали.
Тема 10. Плетение макраме (12ч.)
Теория. Правила плетения макраме в данной технологии. Узлы макраме. 5 схем от
простого к сложному.
Практика. Выполнение узлов и изделий в данной технике с отработкой начальных
навыков плетения. Выполнение панно «Кот» с применением только репсовых узлов
в базовой форме – кольцо. Изготовление на мастер-классе подвески в форме котика.
Отработка умений при изготовлении тематического брелока.
Тема 11. Проектная деятельность (8ч.)
Теория. Информация о предназначении проектной деятельности. Отличия проекта
от мастер-класса. Этапы работы над проектом. Варианты оформления результатов
проекта. Примеры проектов.

Практика. Проведение проекта «Международный день кошек» - задание:
разработать сценарий праздника к этой дате. Разработка и проведение проекта
«Коты в изобразительном искусстве». Организация и проведение проекта «Коты в
мультфильмах».
Тема 12. Тематические праздники (6ч.)
Практика. Подготовка и проведение кошачьей вечеринки «Усато-полосатое
веселье». Подготовка и проведение интеллектуального турнира «Кошки в ребусах,
загадках и викторинах».
Тема 13. Итоговое занятие (2ч.)
Практика. Организация и проведение выставки поделок для родителей. Игровая
программа. Подведение итогов работы по программе. Вручение сертификатов.
Планируемые результаты
Личностные:
⎯ опыт эмоционально-эстетического восприятия изделий декоративно-прикладного
творчества;
⎯ умение бережного и экономного использования материалов,
⎯ проявление аккуратного содержания в порядке рабочего места;
⎯ умение добросовестно относиться к порученному делу;
⎯ проявление коммуникативных навыков сотрудничества в команде;
⎯ уважительное отношение к мнению сверстников и педагога.
Метапредметные:
⎯ знание ключевых определений и понятий;
⎯ умение выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания творческих работ;
⎯ умение выражать в понятной форме последовательность изготовления поделки;
⎯ соблюдение алгоритма работы в творческой деятельности;
⎯ решение художественных задач с опорой на знания и умения;
⎯ внесение необходимых корректив и исправление сделанных ошибок с адекватной
оценкой своей работы.
Предметные:
⎯ знание особенностей различных базовых техник;
⎯ создание декоративно-прикладной продукции в рамках учебной программы;
⎯ проявление индивидуальных творческих способностей в работе с различными
материалами;
⎯ планирование работы и умение воплощать замысел через использование
инструкционных схем, трафаретов, образцов;
⎯ творческий поиск и подход к решению поставленных задач.

8

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной
подготовки, так как обучение начинается с самых азов, изучения инструментов,
приспособлений и материалов, а также правил работы с ними, соблюдения техники
безопасности, умений пользоваться иглой и нитью, различными видами тканей. Изучение
программы включает освоение основных видов ручных швов и их применение в работе
(шитье интерьерных игрушек), пользование фигурными дыроколами, фигурными
ножницами, штампами, а также предполагает работу со скетчами (скрапбукинг).
Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую
деятельности:
⎯ репродуктивная – после объяснения педагога повторить данное изделие по
заданному образцу или шаблону;
⎯ творческая – самостоятельно изготовить изделие (в основном на третьей ступени
обучения).
Организация педагогического процесса предполагает использование следующих
принципов развивающей педагогики:
⎯ доверительный стиль общения (при объяснении правил, педагог исходит, прежде
всего, из желания детей, избегая принуждения);
⎯ возрастной принцип с опорой на возрастные особенности детей (учет возраста при
подборе средств и методов обучения);
⎯ принцип гуманизма (всестороннее взаимодействие педагога и детей на объективном
единстве целей);
⎯ принцип поддержки и одобрения обучающихся (поскольку большинство детей
нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение
окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая
является надежным средством помощи ребенку);
⎯ неконкурентный характер отношений (этот принцип будет соблюден только в том
случае, если удалось создать в группе атмосферу доверия, психологической
безопасности, обеспечить максимальный комфорт каждому члену учебной группы,
поэтому все занятия строятся так, чтобы свести к минимуму элементы
конкуренции, соревнования, победы и поражения - в ходе занятий подчеркивается
ценность, уникальность каждого ребенка, его отличие от других);
⎯ принцип включенности (этот принцип предполагает включенность всех детей в
работу, активное участие в происходящем – это норма поведения, согласно которой
дети все время активно участвуют в работе группы);
⎯ пример других участников (одним из важнейших принципов групповой работы
является обучение каждого ребенка на примере остальных - часто восприятие
других, отличающееся от собственного, становится источником озарения и
постижения нового опыта).
Основными методами реализации программы:
Словесные методы включают в себя:
⎯ объяснение основных законов композиции, технологии работы над игрушкой,
смысл условных обозначений;

⎯ рассказ об истории возникновения того или иного вида творчества, его
отличительных особенностях, стилях и техниках декоративно-прикладного
творчества и дизайна.
Демонстрационные методы:
⎯ показ готового изделия, фотографий;
⎯ показ технологии изготовления работы;
⎯ показ мультимедийных презентаций по темам программы.
Репродуктивный метод:
⎯ практическое повторение происходит по принципу «посмотри-сделай»;
⎯ закрепление знаний при самостоятельной работе;
⎯ отработка умений и навыков.
Физкультминутки – обеспечивают мышечную разрядку и органически
вписываются в занятия. Они представляют собой игровые упражнения,
направленные на развитие моторики, зрительно-моторной координации, помогают
снять утомление, позволяют разнообразить занятие.
Основными методами воспитания являются:
⎯ убеждение;
⎯ поощрение;
⎯ стимулирование;
⎯ мотивация.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
⎯ индивидуальная;
⎯ индивидуально-групповая;
⎯ групповая.
Основными формами организации учебного занятия являются:
⎯ беседа;
⎯ практическое занятие;
⎯ выставка, конкурс, презентация;
⎯ экскурсия;
⎯ творческая мастерская;
⎯ мастер-класс.
Мастер-класс – основная форма работы с обучающимися. В процессе ее
изготовления ребенок часто использует заранее приготовленные заготовки. Педагог
максимально использует наглядность, основанную на опыте, так как именно
демонстрация позволяет ребенку достигать высоких результатов за максимально
короткое время. Важной особенностью этой формы занятия является значение
личности мастера, который во время обучения демонстрирует индивидуальную
концепцию работы, дарит ребенку положительные эмоции, помогает расширить
границы жизненного опыта и новых навыков в работе.
Педагогические технологии:
⎯ технология индивидуального обучения;
⎯ технология группового обучения;
⎯ технология коллективного взаимное сотрудничество;
⎯ технология развивающего обучения;
10

⎯ технология разноуровневого обучения;
⎯ технология исследовательской деятельности;
⎯ технология игровой деятельности;
⎯ технология коллективной творческой деятельности;
⎯ здоровьесберегающая технология.
Структура занятия
№
1

Содержание этапов
Организационный этап.
Мотивация к деятельности и положительный настрой.

Время мин.
(примерно)
3

Этап постановки целей и задач занятия.
Этап изучения новых знаний (закрепление материала) и способов
деятельности.
4
Этап деятельностный - творческая работа.
5
Физкультминутка (игровые упражнения, направленные на развитие
моторики, зрительно-моторной координации, снимают утомление,
позволяют разнообразить занятие)
6
Этап рефлексии.
7
Заключительный этап.
Материально-техническое обеспечение
2
3

Учебный кабинет

Технические средства обучения

Столы ученические регулируемые

Персональный компьютер
Доска магнитно-маркерная

Стулья регулируемые мягкие
Стол для преподавателя
Стеллажи для оборудования

2
13
20
3

3
2

Интерактивный проектор
Интерактивная доска

Наглядные пособия

Художественные материалы и инструменты

Иллюстрации,
фотографии, альбомы,
образцы работ в
различных техниках,
карточки, схемы,
видеоматериал и
тематические
презентации.

Ткани (хлопок, лен, ситец), нитки, иголки, английские булавки,
шерстяные нитки или пряжа для валяния, синтепон (синтепух,
холофайбер), карандаш простой и белый, краски акриловые,
кисти, картон, бумага для скрапбукинга, бусины, полубусины,
пуговицы, акварельная бумага, бумажные цветы, проволока,
ножницы портновские, ножницы фигурные, фигурные дыроколы,
штампы и штемпельные подушечки разных цветов, клейкарандаш, клей «Момент», декоративные элементы, вторичный
материал.

Педагогические кадры
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования первой
категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми
школьного возраста.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг освоения образовательной программы
В систему отслеживания и оценивания результатов входят: мониторинг результатов
обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе, промежуточная и
итоговая аттестация.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей
программе проводится два раза в год (декабрь, май) с целью отслеживания
результативности обучения по программе.
Программой предусмотрено проведение итоговой аттестации, которая проводится в
конце всего обучения по общеразвивающей программе.
Аттестация обучающихся может проводиться в следующих формах: итоговое
занятие, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, конкурс.
К программе прилагается пакет диагностических методик, позволяющих
определить достижения обучающимися планируемых результатов.
Способы определения результативности:
⎯ педагогическое наблюдение; опрос; практические/индивидуальные/творческие
задания; самостоятельные/контрольные упражнения; выполнение творческих
проектов; участие в конкурсах/выставках различного уровня; итоговая выставка
работ.
⎯ педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов;
выполнения обучающимися контрольных заданий/упражнений; участие детей в
выставках-конкурсах; защита творческих проектов; активность на занятиях и т. д.
Применяется система оценочных средств (см. Приложение), которая позволяет
контролировать и измерять заявленный уровень обучения.

12

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
№ 273-ФЗ.;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
5. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18
ноября 2015 № 09-3242;
6. Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
7. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагогов:
1. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ: Астрель, 2010. –
895с.
2. Белякова О.В. Большая книга поделок. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222с.
3. Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства.
Учебнометодическое пособие. – СпбГУ, 2012. – 156с.
4. Горячева И.А. Топиарии. Простые модели. – М.: АСТ-пресс, 2015. – 32с.
5. Декупаж. Красивый декор своими руками/ И.В. Резько. – Минск: Харвест, 2010. –
255с.
6. Жук С.М. Игрушки-подушки: практическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2010. – 318с.
7. Зайцева А.А. Техники работы с бумагой: большая энциклопедия. – М.: ЭКСМО,
2010. – 189с.
8. Ладонина Л. Декупаж. Первые шаги. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель,
2012. – 198с.
9. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества:
учебнометодическое пособие/Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2006. – 152с.
10. Пэйнтер Л. Декупаж, соленое тесто, лоскутное шитье, папье-маше, декоративное
стекло и многое другое: полная энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ, 2010. – 511с.
11. Рэри Э. Скрапбукинг. Оригинальные проекты для всей семьи. – М.: Контэнт, 2013. –
80с.
12. Хворостухина С.А. Рукоделие для девочек. – М.: РИПОЛклассик, 2011. – 132с.

13. Хитер Дж. Основы скрапбукинга. Техники, приемы, креативные идеи. – М.:
Контэнт, 2015. – 64с.
14. Юсель С. Декупаж: инструменты и материалы для декупажа, основные приемы
работы, уроки мастерства. – М.: Контэнт, 2013. – 80с.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ: Астрель, 2010. –
895с.
2. Белякова О.В. Большая книга поделок. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222с.
3. Горячева И.А. Топиарии. Простые модели. – М.: АСТ-пресс, 2015. – 32с.
4. Жук С.М. Игрушки-подушки: практическое пособие. – Ростов-На-Дону: Феникс,
2010. – 318с.
5. Ладонина Л. Декупаж. Первые шаги. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель,
2012. – 198с.
6. Хворостухина С.А. Рукоделие для девочек. – М.: РИПОЛклассик, 2011. – 132с.
7. Рэри Э. Скрапбукинг. Оригинальные проекты для всей семьи. – М.: Контэнт, 2013. –
80с.
Интернет-ресурсы:
Сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
Сайт Ярмарка Мастеров: http://livemaster.ru
Книги Тони Финангер «Тильда»: http://mirtilda.ru
Лекция о котах https://kultkot.ru/kotinye-istorii-stsenarij-interaktivnoj-lektsii-dlyashkolnikov/ страниц в ВК https://vk.com/kotomaniya_dlya_detey
5. Поделка кошка https://podelunchik.ru/podelka-koshka
6. Сайт с разработками МК http://koteko.ru/
7. Поделки в разных техниках https://gidrukodeliyaru.turbopages.org/gidrukodeliya.ru/s/podelka-koshka
8. Котомания: идеи и выкройки
9. https://www.passionforum.ru/posts/78650-kotomanija.html?ysclid=lj578cynhi581226347
10. Коты в изобразительном искусстве https://classfizika.ru/teka.html
11. Котомания в советских мультфильмах https://val20101.livejournal.com/478138.html
12. Идеи фото https://ru.pinterest.com/tamara161bo4aro/котомания/
13. Раскраски https://chudor.ru/kotomaniya
1.
2.
3.
4.

14

Приложение №1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (см. протоколы)
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

1

2

Степень выраженности оцениваемого качества

3
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•

Ι. Теоретическая
подготовка ребенка:
1.Теоретические знания
(по основным разделам
учебно-тематического
плана программы)

Соответствие теоретических
знаний ребенка программным
требованиям;

•

2. Владение
специальной
терминологией

Осмысленность и правильность
использования специальной
терминологии

•

•

•
•

ΙΙ. Практическая
подготовка ребенка:
1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные

Соответствие практических
умений и навыков программным
требованиям

•
•
•

минимальный уровень (ребенок овладел
менее 1\2 объема знаний, предусмотренных
программой);
средний уровень (объем усвоенных знаний
составляет более 1\2);
максимальный уровень (ребенок освоил
практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за конкретный
период).
минимальный уровень (ребенок, как правило,
избегает употреблять специальные термины);
средний уровень (ребенок сочетает
специальную терминологию с бытовой);
максимальный уровень (специальные термины
употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием)
минимальный уровень (ребенок овладел менее
чем 1\2 предусмотренных умений и навыков);
средний уровень (объем усвоенных умений и
навыков составляет более 1\2);
максимальный уровень (ребенок овладел

Возможное
кол-во
баллов

Методы диагностик

4

5

1

5

Наблюдение, тестирование,
контрольный опрос и др.

10

1
Собеседование
5
10

1
Контрольное задание
5

программой (по
основным разделам
учебно-тематического
плана программы)
2. Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за
конкретный период).
Отсутствие затруднений в
использовании специального
оборудования и оснащения

•
•
•

3. Творческие навыки

Креативность в выполнении
практических заданий

10

1
минимальный уровень умений (ребенок
испытывает серьезные затруднения при работе
с оборудованием);
средний уровень (работает с оборудованием с
помощью педагога);
максимальный уровень (работает с
оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).

5

10

1
•

начальный (элементарный) уровень развития
креативности (ребенок в состоянии выполнять
лишь простейшие практические задания
педагога);
• репродуктивный уровень (выполняет в
основном задания на основе образца);
• творческий уровень (выполняет практические
задания с элементами творчества).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ΙΙΙ. Метапредметные
результаты:
1.Учебноинтелектуальные
умения:
1.1. Умение подбирать
и анализировать
специальную
литературу
1.2. Умение
пользоваться

•

Самостоятельность в подборе и
анализе литературы
Самостоятельность в
пользовании компьютерными

Контрольное задание

минимальный уровень умений
(обучающийся испытывает серьезные
затруднения при работе с литературой,
нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога);
• средний уровень (работает с литературой с
помощью педагога или родителей);
• максимальный уровень (работает с
литературой самостоятельно, не
испытывает особых затруднений).
Уровни – по аналогии с п. 3.1.1.

Контрольное задание
5
10

1
Анализ работы

5

10

16

компьютерными
источниками
информации

источниками информации

2. Учебнокоммуникативные
умения:
2.1 Умение слушать и
слышать педагога
2.2. Умение выступать
перед аудиторией
2.3. Умение вести
полемику, участвовать
в дискуссии
3. Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.1. Умение
организовать свое
рабочее (учебное)
место.
3.2. Навыки соблюдения
в процессе
деятельности правил
безопасности
3.3. Умение аккуратно
выполнять работу

Адекватность восприятия
информации, идущей от педагога

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

Свобода владения и подачи
обучающимся подготовленной
информации
Самостоятельность в
построении дискуссионного
выступления, логика в
построении доказательств

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
Наблюдение

Способность самостоятельно
готовить свое рабочее место к
деятельности и убирать его за
собой
Соответствие реальных навыков

Наблюдение

соблюдения правил безопасности
программным требованиям
Посредственно – хорошо – отлично

1 - 5 - 10

Аккуратность и
ответственность в работе
IV. Личностные
результаты:
1. Формирование
контрольнооценочной
деятельности.

•

•

•

2. Мотивация учебной
деятельности.

•
•

3. Психологический
комфорт учащегося в
группе.

•
•

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Низкий – средний - высокий
Умение оценивать
(сравнивать с эталоном)
результаты
деятельности (чужой,
своей);
анализ собственной
работы: соотнесение
плана и результатов
деятельности;
оценивание собственной
учебной деятельности:
своих достижений и
выявление причин неудач
в учебной деятельности.
Положительное
отношение к процессу
познания;
желание получить
больше знаний.
Благоприятный
психологический климат
на занятии;
Учащийся на занятии
чувствует себя свободно,
без напряжения,
проявляет инициативу и
творчество.

Низкий – средний - высокий

1 – 5 - 10

•
•
•

Методика «Кто Я?»;
«Лесенка» (В.Г. Щур);
«Рефлексивная
самооценка учебной
деятельности» (М.Кун);

•

Опросник мотивации
(Р.И. Бардина);
Рефлексивная
самооценка учебной
деятельности.
Опросник мотивации;
Шкала выраженности
учебно-познавательного
интереса (по Г.Ю.
Ксенозовой).

•
•
•

Низкий – средний – высокий

•
•

Тест Люшера;
графические тесты

18

4. Отношение к
нравственным
ценностям.

•
•

•

Различение основных
нравственно-этических
понятий;
готовность в любой
ситуации поступить в
соответствии с
правилами поведения;
проявление
доброжелательности,
доверия, взаимопомощи в
окружающей
действительности.

Низкий – средний - высокий

•

•
•

Задания на учет мотивов
героев в решении
моральной дилеммы
(модифицированная
задача Ж.Пиаже).
Анкета «Оцени
поступок» (по
Э.Туриелю);
Задания на оценку
усвоения нормы
взаимопомощи (А.Г.
Асмолов).

Приложение №2
Протокол контроля ЗУН обучающихся по программе «Рукодельные коты»
Форма проведения: викторина, тест, выставка работ
Группа ___________

Понятия
«Основны
е цвета»,
«теплые»,
«холодны
Виды
е цвета»
игрушек,
их
особеннос
ти
Техники и
стили
рукоделия

Направления оценки

Виды
ручных
швов

ФИО
обучающегося

Основы
охраны
труда на
занятиях
Виды
современн
ого
рукоделия

№

Средний балл
обучающегося
(низкий – н;
средний – с;
высокий – в)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Средний балл
по
направлению

Дата: «___» _______________20_____г. Подпись педагога ___________________________

Приложение №3
Протокол контроля ЗУН обучающихся по программе «Рукодельные коты»
Форма проведения: контрольное упражнение, творческое задание, выставка работ
Группа ___________
№

ФИО
обучающег
ося

Направления оценки

Виды
ручны
х
швов

Основн
ые виды
рукодел
ия

Особеннос
ти
изготовлен
ия поделки

Особеннос
ти ручной
работы

Технолог
ия
работы с
бумагой

Технолог
ия
работы с
материал
ом

Средний
балл
обучающег
ося
(низкий – н;
средний – с;
высокий - в)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Средний
балл по
направлени
ю

Дата: «___» _______________20_____г. Подпись педагога ___________________________

Приложение №4
Тестирование обучающихся (входящий контроль) по программе «Рукодельные коты»
№
Вопросы
п/п

Ответы

1.

Какие виды рукоделия вы знаете?

макраме, вышивка,
бисероплетение, вязание,
лоскутная пластика

2.

Оно может быть художественным, научным,
техническим. Без него трудно заняться рукоделием?

творчество

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Как называются нитки для вышивания?
Его переводят на ткань
Как называется роспись красками по шёлку?
Для чего даются припуски при шитье?
То, из чего изготавливается одежда
Как называется специальное приспособление для
натягивания ткани. Необходимо для вышивания?
Тончайшая нить, сматываемая с кокона тутового и
дубового шелкопряда, называется

мулине
рисунок
батик
на шов
материал
пяльцы
натуральным шёлком

Как называется искусство вязания узлов?
Оно может быть художественным, научным,
техническим

макраме

И ткань, и сборник карт по географии
Из чего получают синтетическое волокно?
Из чего состоит штриховая гладь?
Какие детали кроят первыми, большие или
маленькие?

атлас
нефть, газ, дерево, уголь
(из штрихов

Из чего делают шерстяную ткань?
Перечислите материалы необходимые для плетения
объёмной игрушки из бисера?

из шерсти животных

Батик — это ручная роспись
Почему нельзя включать/выключать утюг мокрыми
руками?

по ткани
возможно поражение
электрическим током

20.

Как переводится с французского название техники
декорирования декупаж?

вырезать

21.

Как называется техника рукоделия для создания
изделий из валяной шерсти?

фелтинг

22.
23.
24.

Назовите синоним термина лоскутное шитьё
Какими нитками выполняют копировальные стежки?
Фигурная линейка для вычерчивания кривых линий

пэчворк
контрастными
лекало

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

творчество

большие

бисер, проволока, схема

22

Приложение №5
Тестирование обучающихся (текущий контроль) по программе «Рукодельные коты»
№
п/п
1.

Вопросы
Выбери правильный ответ
Аппликация это:

2.

Определи правильную
последовательность
выполнения аппликации.
Поставь цифры

3.

Из чего получают ткани?
1.Льняная
2.Хлопчатобумажная
3.Шерстяная
Выбери 2 инструмента,
подходящих для разметки на
ткани:

4.

5.

6.

7.

Укажи правильное назначение
приспособлений 1. Для
втягивания нитки в ушко иголки
2. Для проталкивания иглы в
ткань
3.Для закрепления ткани при
вышивании
4.Для хранения иголок
Подбери определение к термину
1. Стежок
2. Вышивка
Укажи 2 правильных
утверждения:

Варианты ответов
А) складывание бумаги разных
форм Б) наложение различных
форм и их приклеивание В)
плетение полос
А) вырезать
Б) разметить детали
В) приклеить
Г) смазать детали клеем
А) шерсть животных
Б) лен В) хлопок
А) ручка
Б) игла
В) карандаш
Г) линейка
А) пяльцы
Б) нитевдеватель
В) наперсток
Г) игольница
А) художественная отделка изделия нитками
Б) след из нитки на поверхности материала
между двумя проколами иглы
А) Стежки «вперед иголку» выполняют
всегда справа налево
Б) нельзя поворачивать изделие, лучше
самому повернуться вокруг него
В) Стежки в сточке «вперед иголку» должны
быть одинаковой длины

23

8.

9.

10.

Найди названия
инструментов и
приспособлений и их
определения: 1.
Игольница
2. Игла
3. Нитевдеватель
Подбери названия швов к
указанным видам работ:
Виды работ
1. Шитье
2. Вышивание
Подбери определение к термину
«наперсток»:

Варианты правильных ответов:

А) инструмент для вышивки и соединения
деталей нитками
Б) подушечка для хранения иголок
В) приспособление для втягивания нитки в
ушко иголки

Виды швов
А) украшающие
Б) соединяющие
А) приспособление для втягивания нитки в
ушко иглы
Б) подушечка для хранения иголок
В) колпачок, надеваемый на палец при шитье
и вышивании, для предохранения от уколов
иглой
1. Б
2. Б, А, Г, В
3. 1б,2в,3а
4. В, Г 5. 1б, 2в, 3а, 4г
6. 1б, 2а
7. А, В
8. 1б ,2а, 3в
9. 1б, 2а
10. В

24

Приложение №6
Тестирование обучающихся (итоговый контроль) по программе «Рукодельные коты»
№
Тестовые вопросы
п/п
1.
Из чего делают бумагу?

2.

Для чего нужен шаблон?

3.

На какую сторону бумаги наносить
клей?

4.

Оригами – это…

5.

Какое утверждение неправильное?

6.

Для производства картона
используют?

7.

Плоскостное изображение
предмета сплошным чёрным
пятном на белом или цветном фоне
(или белым пятном на чёрном фоне)
– это…
Картина, выполненная на холсте,
дереве или металле, прикрепленная
к стене – это…

8.

9.

10.

Варианты ответов
А) из древесины
Б) из старых книг и газет
В) из глины
Г) плавят из руды
А) чтобы получить много одинаковых
деталей
Б) чтобы получить одну деталь
А) лицевую
Б) изнаночную
В) на обе
А) город в Японии
Б) искусство складывания бумаги
В) древний способ изготовления бумаги
А) Родиной бумаги считают Китай
Б) Родиной бумаги является Россия В)
Сырьем для изготовления бумаги
первоначально служили стебли бамбука
А) древесину и макулатуру
Б) бумагу и клей
В) макулатуру и клей
А) орнамент
Б) силуэт
В) узор
Г) декор

А) макраме
Б) изонить
В) папье-маше
Г) панно
Получение складок на бумаге, ткани, А) гофрирование
металле, картоне — это…
Б) декорирование
В) конструирование
Г) моделирование
Природным материалом
А) шишки, кора, семена растений, ветки
считаются:
деревьев
Б) иглы, ножницы, циркуль, линейка
В) салфетки, ткань, фольга

25

11.

Пронумеруй правильно
последовательность выполнения
аппликации, композиции

А) Последовательно наклей материал по
рисунку (2)
Б) Нарисовать эскиз на картоне (1)
В) Положить под пресс (4)
Г) Разместить на картоне листья, цветы (как
будет выглядеть аппликация) (3)

26

Приложение №7
Анализ уровня освоения учебного материала обучающимися по программе
«Рукодельные коты»
Фамилия, имя обучающегося________________________
№ группы ________________________________________

№
п/п

Параметры результативности освоения программы

1.

Опыт освоения
предметных результатов

Опыт освоения

Регулятивные

5

Опыт освоения
метапредметных
универсальных учебных
действий

6.

Опыт творческой деятельности

7.

Опыт эмоционально-ценностных отношений

8.

Опыт социально-значимой деятельности

2.
3
4

Оценка педагогом
результативности освоения
программы
1 балл
(низкий
уровень)

2 балла
(средний
уровень)

3 балла
(высокий
уровень)

теории
Опыт освоения
практической
деятельности
Познавательные
Коммуникативные

Общая сумма баллов:
Обработка анкет и интерпретация результатов:
Оценка результативности освоения программы в целом (оценивается по общей
сумме баллов):
8-12 баллов – программа в целом освоена на низком уровне;
13-18 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
19-24 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.
Информационную карту удобно заполнять в электронном варианте. Поэтому к
методике прилагается электронный вариант индивидуальной карты, где заполняются все
параметры на каждого обучающегося.
После того, как заполнены информационные карты всех детей, можно определить
уровень освоения образовательной программы всей группой обучающихся, что тоже
прилагается в электронном варианте. По данным таблицам заполняются аналитические
справки.

27

Приложение №8
Диагностика уровня воспитанности обучающихся по программе
«Рукодельные коты» (методика Н.П. Капустина)
Фамилия и имя ребенка____________________________________________
Возраст_____________ Группа_____________ Дата_______________
Критерии оценки

Я
оцениваю
себя

Меня
оценивает
педагог

Итоговые
оценки

1. Любознательность:
⎯ мне интересно заниматься творчеством
⎯ я люблю ходить на мастер-классы
⎯ мне интересно находить ответы на непонятные
вопросы
⎯ я всегда выполняю трудные задания
2. Прилежание:
⎯ я старателен на занятиях
⎯ я внимателен
⎯ я самостоятелен
⎯ я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за
помощью
3. Отношение к природе:
⎯ я берегу землю
⎯ я берегу растения
⎯ я берегу животных
⎯ я берегу природу
4. Я и Дом детского творчества:
⎯ я выполняю правила для обучающихся
⎯ я выполняю правила поведения в учебной
группе
⎯ я добр в отношениях с людьми
⎯ я участвую в делах группы и мероприятиях
учреждения
⎯ я справедлив в отношениях со сверстниками
5. Прекрасное в моей жизни:
⎯ я аккуратен и опрятен
⎯ я соблюдаю культуру поведения
⎯ я забочусь о здоровье
⎯ я умею правильно распределять время учебы и
отдыха
⎯ у меня нет вредных привычек

28

Обработка результатов диагностики
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным
определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень
4,4 – 4 – хороший уровень
3,9 – 2,9 – средний уровень
2,8 – 2 – низкий уровень

29

Критерии оценки личности обучающегося

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ И ЛЮДЯМ

ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ

1. Находится на занятии без желания.
Не участвует в коллективном
творчестве.
2. Записался в студию «вместе с
другими».
3. Привели родители. Редко проявляет
интерес к творческой деятельности.

1. Не выполняет работу до конца,
присутствует как наблюдатель.
2. Изредка проявляет старательность,
чтобы избежать осуждения.

1. Периодически стремиться к
творческой деятельности.
2. Регулярно стремиться к творческой
деятельности, старается хорошо
выполнить дело.

1. Пытается справиться с
трудностями, но не хватает знаний
и умений.
2. Работает добросовестно, ждет
одобрения педагога.

1. Появляется мотив самореализации.
2. Участвует в творческом процессе,
потому что получает от этого
удовольствие.
3. Активно стремиться к совместной
работе, имеет большой творческий
потенциал.

1. Работает добросовестно, хочет
сделать кому-то приятное.
2. Ответственно подходит к любой
работе. Проявляет творчество и
фантазию.
3. Активное, творческое отношение к
работе. Может возглавить
творческую группу.

30

Приложение №9
Изучение удовлетворённости родителей качеством образовательного процесса
(методика Е. Н. Степанова)
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством
образовательного процесса в рамках реализации учебной программы путем
тестирования.
Ход мероприятия:
Каждому оппоненту предлагается внимательно прочитать перечисленные
утверждения и про ранжировать степень своего согласия с ними.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
2. В среде группового обучения наш ребенок чувствует себя комфортно. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
3. Педагог проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. 4 – 3 – 2 – 1 – 0
3. В студии, где учится наш ребенок, хороший педагог. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
4. Педагог справедливо оценивает достижения нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
5. Наш ребенок не перегружен и не устает на занятиях. 4 – 3 – 2 – 1 – 0
6. Педагог учитывает индивидуальные особенности нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
7. На занятиях проводятся иные мероприятия, которые интересны нашему ребенку. – 4 –
3–2–1–0
8. Педагог дает нашему ребенку интересные и полезные знания. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
9. На занятиях педагог заботится о физическом состоянии и здоровье нашего ребенка.
10. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
11. Педагог способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. – 4 – 3 – 2
–1–0
12. В учебном кабинете созданы условия развития способностей нашего ребенка. – 4 – 3 –
2–1–0
Обработка результатов:
Удовлетворенность деятельностью педагога (П) определяется как частное, полученное от
деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если
коэффициент П равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне
удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать
средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент П меньше 2, это является
показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью педагога
дополнительного образования.
31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».