Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100 Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы классического танца» Возраст обучающихся: 8-10 лет Срок реализации: 2 года Авторы-составители: Крыленко Анна Олеговна, педагог дополнительного образования Кодочигова Елена Алексеевна, методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Программа «Основы классического танца» имеет художественную направленность, ориентирована на формирование у обучающихся интереса к хореографическому искусству, которое является фундаментом всей танцевальной подготовки и воспитывает высокую исполнительскую культуру. При разработке данной программы учитывалась специфика регионального компонента образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма. В современном мире возникла необходимость укрепления связей ребёнка с разными видами активного художественного творчества, поэтому родители (законные представители) в качестве приоритетной выдвигают проблему формирования здоровой и разностороннеразвитой личности. Данная программа содержит основы обучения хореографии, так как система изучаемых движений классического танца дисциплинирует тело обучающихся, способствует развитию и усовершенствованию факторов, необходимых для дальнейших занятий хореографическим направлением. Учебно-тренировочный материал наиболее полно развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и делает более подвижным суставно-связочный аппарат, формирует технические навыки, координацию и танцевальность воспитанников. Актуальность программы вызвана повышенной потребностью современных детей в двигательной активности, потому что большую часть времени они проводят за уроками и работой на компьютере, что не позволяет растущему организму получать физическую нагрузку в нужном объеме. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус ребенка. Занятия хореографией вырабатывают в детях стремление к познанию прекрасного мира танца, что позволяет раскрывать творческие способности детей: техничное исполнение хореографического материала, артистичное исполнение концертных номеров, создание собственных номеров – импровизаций. 2 Занятие хореографией объединяет детей, формирует навыки общения в коллективе, воспитывает доброжелательность, чувство взаимопомощи, прививает манеры поведения в обществе, закладывает основы этикета. Известно, что все жанры хореографии и даже некоторые виды спорта (художественная гимнастика, фигурное катание) пользуются техникой классического танца. Именно она помогает обрести более высокий исполнительский уровень, так как классический танец обладает наиболее совершенной системой обучения и тренировки ребенка, основанной на глубоких анатомических и физиологических закономерностях. Требования в обучении классическому танцу, к художественной форме, технике исполнения, законченности, стилю, манере танца очень велики, и снижение уровня этих требований недопустимо, так как лишает классический танец значения в качестве средства эстетического воспитания. Классический танец - фундамент всей танцевальной подготовки и высокой исполнительской культуры, в том числе и для исполнителей неклассического профиля. Актуальность программы обусловлено созданием данной программы в качестве переходного этапа для детей (8-10 лет), окончивших двухлетнее изучение программы «Детский эстрадный танец» (5-7 лет) и желающих продолжить свое дальнейшее хореографическое образование по программе «Современный танец» (8-12 лет) в детском творческом объединении эстрадного танца «Крылья». Обучающиеся, закончившие первую программу уже имеют достаточную физическую, ритмическую и гимнастическую подготовки и готовы наиболее полно развивать личный потенциал и творческие способности, обучаясь по программе «Основы классического танца». Содержание учебного материала базируется на анализе педагогического опыта, современных требований образования, детского и родительского спроса. Все это определяет актуальность программы по классическому танцу. Новизна программы. Методика обучения направлена на раскрытие творческого потенциала каждого обучающегося и развитие его личностных качеств. Программа учитывает физические способности детей данного возраста, прошедших начальное обучение по ритмике и гимнастике в рамках программы «Детский эстрадный танец», имеющих опыт сценических выступлений. Отличительные особенности программы состоит в разработке эффективных техник, упражнений и методов подготовки тела в партере с использованием элементов классического танца, что в дальнейшем способствует быстрому усвоению основного классического экзерсиса у станка и на середине. Занятия проходят, в основном, в партере, что позволяет быстрее и эффективнее разрабатывать данные ребенка. Это позволит достичь того, что дети с изначально разной подготовкой и данными смогут показывать высокий уровень исполнительского мастерства. Проникновение во все тайны точной техники танца начинается с первых шагов обучения на основе строжайшего принципа - «от простого к сложному». Изучение программы начинается с несложных заданий на первом году обучения, затем усложняется и расширяется на втором году обучения. Для образования и закрепления определенных двигательных навыков требуются неоднократные повторения, поэтому занятия составляются и проводятся так, чтобы объем мышц развивался пропорционально, не укрупняя и не деформируя форму мышц ног, тела. 3 Повторяемость должна быть умеренной и разумной. Необходимость того или иного раздела программы в составе урока определяется педагогом в зависимости от возможностей и способностей детей, количества занятий в неделю. Учебный материал варьируется от занятия к занятию в зависимости от усвоения его детьми. В основе программы, рассчитанной на два года обучения, положены все основные упражнения профессионального экзерсиса. Движения, представляющие наибольшую трудность, могут быть проучены в индивидуальном порядке с наиболее одаренными детьми, перенесены на следующий год, исключены из программы в зависимости от уровня способностей обучающихся. В отличие от профессионального обучения, данная программа доступна большему кругу детей, у нее значительно короткий срок реализации, небольшой объем изучаемого материала, низкий уровень требований к способностям и хореографической подготовке обучающихся. Программа является продолжением общеразвивающей программы «Детский эстрадный танец», обучает детей овладению уровнем классической танцевальной подготовки для дальнейшего изучения современного танца в рамках хореографической деятельности детского творческого объединения «Крылья», и, как следствие, оказывает неоценимую помощь обучающимся в более качественном изучении общеразвивающей программы «Современный танец». Педагогическая целесообразность программы заключается в разрешении у детей проблем физического и эмоционального характера через развитие координации и передачи эмоций с помощью движений. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность. Воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память. Обучение построено по спирали, в последующем году совершенствуются знания и умения предыдущего. Систематическая работа над развитием физических данных, техничным исполнением хореографического материала помогает детям понять себя и лучше воспринимать окружающую действительность. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение и веру в свои силы, что помогает в реализации его творческого потенциала. Совместная деятельность и общение в коллективе рождают чувство ответственности, дружбы, товарищества. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус, прививают благородные манеры, воспитывают трудолюбие и умение добиваться поставленных целей. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Обучаясь по программе, у детей развивается ассоциативное мышление, наиболее глубоко раскрываются творческие способности и фантазия, помогающая воспитаннику успешно осваивать и создавать свои танцевальные пластические образы. Ребенок учится свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях, но и в повседневной жизни, потому что танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой и всесторонне развитой личности. Адресат программы. Данная программа разработана для мальчиков и девочек 8 - 10 лет, которые успешно прошли обучение по программе «Детский эстрадный танец» и не 4 имеют противопоказаний к занятиям хореографией. Количество обучающихся в учебной группе не более 18-ти. Возрастные особенности. У обучающихся данного возраста происходит довольно пропорциональное увеличение роста и веса, мышцы становятся более крепкими, происходит активное развитие функций головного мозга, что способствует его интенсивной работе. Изменяется соотношение между процессами возбуждения и торможения. Процесс торможения становится сильнее, хотя возбудимость еще достаточно велика. Дети охотно включаются в занятия по танцу. В этом возрасте они отличаются большой активностью и восприимчивостью, им свойственно стремление действовать и выполнять какие-то занятия. Внимание достаточно устойчиво, поэтому они способны работать более настойчиво. В этом возрасте дети очень впечатлительны и наблюдательны, к созданию танцевального образа относятся с большой активностью. Режим занятий. В первый и второй годы обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность одного учебного часа составляет 40 минут. Объем общеразвивающей программы. Первый год обучения – 72 часа. Второй год обучения – 72 часа. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 144ч. Срок освоения программы – 2 года, продолжительность образовательного процесса: 72 учебные недели - 18 учебных месяцев. Программа имеет два уровня освоения программы: «Стартовый уровень» (первый год обучения) – это уровень освоения обучающимися азбуки классического танца. Дети изучают специальные упражнения, подготавливающие ноги и корпус к классическим упражнениям, первые элементы экзерсиса у станка, стоя лицом к палке, простые упражнения на середине зала, маленькие прыжки и подготовку к вращениям. Осваивается правильная постановка корпуса, развивается выворотность и сила ног, танцевальный шаг, гибкость и пластичность тела, происходит знакомство с методикой и терминологией классического танца, отрабатываются музыкально-ритмические навыки, правильность и выразительность движений, воспитываются художественный вкус и общая культура поведения. «Базовый уровень» (второй год обучения) - уровень закрепления и развития обучающимися уже освоенных элементов классического экзерсиса на середине зала и держась одной рукой за палку. Происходит разучивание более сложных движений и элементов классического танца, основных вращений, средних прыжков, а также комбинаций движений и прыжков. На данном этапе дети развивают координацию движений и апломб, расширяют теоретические познания в области методики и терминологии классического танца, стимулируют память и мышление, повышают интерес к занятиям хореографией в целом. Форма обучения очная. Виды занятий – теоретические, практические, контрольные. Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос, контрольные задания и упражнения, дискуссия, викторина, конкурс, анализ работ, открытое занятие, смотр номеров. 5 Цель программы – раскрытие творческих и личностных способностей ребенка, развитие его физических данных через освоение азбуки хореографического искусства и овладение основами классического танца. Задачи программы Образовательные: ⎯ формирование музыкально-ритмических навыков и умений; ⎯ обучение культуре движений, их правильности и выразительности; ⎯ усвоение теоретических знаний, методики и терминологии в области классического танца; ⎯ овладение учащимися основными навыками классического танца, позволяющими грамотно исполнять любые танцевальные композиции. Развивающие: ⎯ более полное физическое и пластическое развитие мышечного аппарата; ⎯ развитие координации движения и артистичности; ⎯ совершенствование индивидуального исполнительского мастерства; ⎯ развития памяти, творческого мышления, воображения. Воспитательные: ⎯ формирование умственного кругозора и общей культуры поведения; ⎯ воспитание устойчивого интереса к занятиям и потребности к творческому самовыражению; ⎯ воспитание интереса к здоровому образу жизни; ⎯ воспитание художественного вкуса. Задачи первого года обучения (стартовый уровень): ⎯ формирование основных умений и навыков в области классического танца (чувство ритма и темпа, координация движений, постановка корпуса и апломб, гибкость позвоночника, сила и натянутость ног); ⎯ овладение основными понятиями и терминологией классического экзерсиса; ⎯ формирование умственного кругозора; ⎯ воспитание художественного вкуса; ⎯ укрепление здоровья и выносливости. Задачи второго года обучения (базовый уровень): ⎯ закрепление полученных знаний, умений и навыков, полученных в первый год обучения; ⎯ совершенствование технических способностей и овладение большим комплексом движений и элементов классического танца; ⎯ развитие качеств, необходимых для исполнения танцевальных композиций любых направлений хореографии: координации и грамотности исполнения, чувства ритма и эмоциональной отзывчивости на музыку, культуры движения и выразительности; ⎯ расширение теоретических знаний в области методики классического танца; ⎯ формирование художественного вкуса; ⎯ укрепление здоровья и выносливости. 6 Учебный (тематический) план Стартовый уровень (дети 8-9 лет) № Название раздела, темы п/п 1. 2. 3. 4. 5. Введение в программу Танцевальная разминка. Подготовительные упражнения Постановка корпуса. Позиции ног и рук Экзерсис у станка. Основные упражнения Упражнения на развитие гибкости и пластичности Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 Входная диагностика 6 1 5 Педагогическое наблюдение 4 1 3 16 2 14 8 1 7 Устный опрос 6. Экзерсис на середине зала 12 2 10 7. Аллегро: прыжки и вращения 12 2 10 8. Танцевальные этюды. Репетиционная и постановочная работа 10 2 8 9. Итоговое занятие 2 1 1 72 13 59 Итого: Формы аттестации/ контроля Конкурс Контрольные упражнения Тестирование Контрольные задания Открытое занятие Содержание учебного (тематического) плана Первый год обучения Тема 1. Введение в программу (2ч.) Теория. Ознакомление с понятием «Классический танец», с содержанием с планом обучения, целями и задачами учебного года. Понятия - «Балет» и «Классический танец». Отличия классики от современного танца. Особенности программы «Основы классического танца» для исполнителей любых направлений хореографии. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях в танцклассе, правила поведения во время занятий и при нахождении в учреждении. Практика. Разогрев, освоение и отработка пробных движений. Разучивание поклона. Расстановка по местам на середине и у станка. Общеразвивающие физические упражнения. Тема 2. Танцевальная разминка. Подготовительные упражнения (6ч.) Теория. Основные понятия и термины начальной хореографии. Представление о работе двигательного аппарата. Правильность выполнения упражнений. Практика. ⎯ Упражнения, разогревающие мышцы тела, исполняются в движении по кругу: танцевальный шаг, шаги на полупальцах и пятках, шаги с высоким подниманием колена и с откидыванием голени назад, «перекаты» стопы с пятки на носок, бег с откидыванием голени назад и бег, высоко поднимая колени, подскоки, «ножницы», галоп. 7 ⎯ Упражнения, подготавливающие мышцы тела к занятию классическим танцем, исполняются стоя лицом к станку: plie и releve по VI позиции, «нажим» на пальцы и на подъем стопы, plie на подъемах стоп, «флажок» с разворотом бедра, глубокие приседания по широкой позиции ног, «полурастяжки» в сторону и назад, наклоны на станок с поочередным растягиванием голеностопных и коленных связок. Тема 3. Постановка корпуса. Позиции ног и рук (4ч.) Теория. Правила положения рук на станке. Правильность постановки корпуса. Пять позиций ног и три позиции рук в классическом танце, правильность исполнения. Практика. Освоение постановки корпуса, стоя лицом к станку в I свободной позиции (положение рук на станке, головы, плеч, грудной клетки, лопаток, позвоночника, бедер, коленей и ягодичных мышц), изучение I. II. III и V позиций ног, держась двумя руками за палку, а затем на середине зала, IV позиция, как наиболее сложная изучается позднее. Изучение подготовительного положения рук, предварительно освоив правильное положение кисти, затем I, III, и, наконец, II (самая трудная) позиции рук. Тема 4. Экзерсис у станка. Основные упражнения (16ч.) Теория. Требования и правила классического танца к исполнению упражнений. Практика. Все упражнения изучаются лицом к станку. На первом этапе проучиваются в медленном темпе, по мере усвоения музыкальная раскладка ускоряется. ⎯ Demi plié в I, II, III позициях ног. Во втором полугодии в V позиции, после добавления V позиции, потребность в III позиции в классическом танце отпадает; ⎯ Battement tendu в сторону, затем вперед и назад из I позиции; ⎯ Battement tendu jete в сторону, затем вперед и назад из I позиции; ⎯ Passe par terre вперед и назад; ⎯ Demi rond de jambe par terre en dehors и en dedans(изучается в 1-м полугодии), во 2-м полугодии-полный Rond de jambe par terre en dehors и en dedans; ⎯ Положение ноги sur le cou de pied спереди и сзади, затем обхватное cou de pied. Вначале изучается из положения открытой ноги в сторону, затем спереди, сзади или из V позиции; ⎯ Releve на полупальцы в I, II позициях. Во 2-м полугодии в V позиции; ⎯ Battement retire и retire через passé у колена из V позиции спереди и сзади; ⎯ Battement releve lent сначала изучается на 45, затем на 90. Проучивается в сторону, затем вперед и назад из I позиции. ⎯ Grand battement jete из I позиции. Проучивается в сторону, затем вперед и назад. Тема 5. Упражнения на развитие гибкости и пластичности (8ч.) Теория. Понятия: наклоны и перегибы корпуса, растяжение мышц и связок. Требования к выполнению упражнений. Практика. Перегибы корпуса в сторону и назад, держась двумя руками за палку, наклоны корпуса вперед (руки на станке) с последующим отпусканием рук в подготовительное положение. Растяжка ног, при котором одна нога на полу в выворотном положении, другая находится на палке, также в выворотном положении, сначала в сторону, затем вперед и назад: plié на опорной ноге, наклоны корпуса к рабочей ноге и от нее, «проезд» по станку рабочей ногой в длину, от опорной ноги. «Шпагаты» на полу: продольный с двух ног и поперечный. Тема 6. Экзерсис на середине зала (12ч.) 8 Теория. Понятие устойчивости – апломб (правильная постановка корпуса – основа равновесия). Правила классического танца и требования к исполнению движений. Практика. Все упражнения исполняются на середине зала только после того, как они были проучены у станка. Вначале, при исполнении движений, руки находятся на талии, в дальнейшем на preparation раскрываются из подготовительного положения, через I позицию на II и удерживаются в этом положении. На первом году обучения все упражнения исполняются en face. ⎯ Позиции ног: I, II и III, V позиция изучается во 2-м полугодии, IV, как наиболее трудная, позднее; ⎯ Позиции рук: подготовительное положение, I, III, затем II позиции. Во 2-м полугодии разучивается первое port de bras; ⎯ Demi plié в I и II позициях ног. Во втором полугодии в V позиции; ⎯ Battement tendu в сторону, затем вперед и назад из I позиции; ⎯ Battement tendu jete в сторону, затем вперед и назад из I позиции; ⎯ Releve на полупальцы по I и II позициям, по V позиции – позднее; ⎯ Passe par terre вперед и назад; ⎯ Battement releve lent в сторону, затем вперед и назад, в 1-м полугодии исполняется на 45, во 2-м полугодии – на 90; ⎯ Battement retire (изучается только во 2-м полугодии) из V позиции; ⎯ Grand battement jete в сторону, затем вперед и назад (изучается только во 2-м полугодии). Тема 7. Аллегро: прыжки и вращения (12ч.) Теория. Понятия - элевация, баллон, максимальная натянутость коленей и стоп. Требования к правильному исполнению прыжков. Понятия - апломб, равновесие, «точка фокуса». Правила исполнения вращений. Практика. 1. Прыжки. Прежде чем перейти к изучению прыжков классического танца, исполняются подготовительные «трамплинные» прыжки по VI позиции. Первоначально прыжки изучаются лицом к станку. Как только усвоены элементарные правила исполнения, изучение переносится на середину зала. ⎯ Temps leve sauté по I и II позициям, во 2-м полугодии по V позиции ног; ⎯ Changment de pieds; ⎯ Pas eshappe из V на II позицию. 2. Вращения. На первом году обучения изучаются только простые повороты и подготовка к вращениям классического танца: ⎯ Подготовка к вращениям у станка, отработка равновесия - releve на полупальцы., стоя на одной ноге (рабочая нога на passé у колена опорной ноги); ⎯ . Подготовка к вращениям на середине зала – медленный поворот на двух ногах для проработки техники головы и фокусировки взгляда; ⎯ Медленные вращения по диагонали на двух ногах (подготовка к tour chaine). Тема 8. Танцевальные этюды. Репетиционная и постановочная работа (12ч.) Теория. Слушание и анализ музыки. Обсуждение темы и характера танцевального этюда. Практика. Постановка развернутого танцевального этюда: 1.Изучение танцевальных движений и элементов. 2. Разучивание танцевальных комбинаций и связок. 9 3. Освоение рисунков танца. 4. Разучивание целого танцевального произведения. 5. Работа над выразительностью и эмоциональностью. Тема 9. Итоговое занятие (1ч.) Теория. Опрос по основным понятиям. Подведение итогов. Практика. Открытое занятие. Исполнение всех изученных упражнений классического танца. Показ танцевального этюда. Планируемые результаты: К концу 1 года обучающиеся должны знать: ⎯ Значение классического танца для исполнителей любых направлений хореографии; ⎯ Особенности классического танца; ⎯ Основные понятия и терминологию элементарных движений классического экзерсиса; ⎯ Порядок исполнения упражнений классического экзерсиса у станка и на середине. ⎯ Правила поведения в балетном классе; ⎯ Правила исполнения простых движений классического танца и танцевальных связок. К концу 1 года обучающиеся должны уметь: ⎯ Выполнять движения танцевальной разминки и подготовительные упражнения; ⎯ Правильно держать корпус, чувствовать апломб; ⎯ Выполнять основные движения классического танца у станка; ⎯ Выполнять основные движения классического танца на середине зала; ⎯ Правильно выполнять простые прыжки и подготовительные упражнения для вращений; ⎯ Понимать характер музыки, слышать ритмический рисунок и темп; ⎯ Исполнять танцевальные связки и композиции. Предметные результаты: ⎯ наличие основных знаний классического танца (теоретические и практические); ⎯ будут развиты умения замечать и исправлять ошибки в исполнении классического экзерсиса; ⎯ будут сформированы музыкально-ритмические навыки и умения; ⎯ появится культура движений, их правильность и выразительность; ⎯ произойдет освоение теоретических знаний, методики и терминологии в области классического танца; ⎯ будут освоены основные навыки классического танца, позволяющие грамотно исполнять любые танцевальные композиции. Метапредметные результаты: ⎯ будет укреплен костно-мышечный аппарат и сформируется хорошая осанка; ⎯ будут развитые физические данные: гибкость, шаг, выворотность, вытянутость и сила ног, подъем, растяжка, мышцы и связки, подвижность суставов, подъем, прыжок; ⎯ сформируется адекватная оценка своих недочетов и желание исправить их с помощью специальных упражнений; 10 ⎯ будут развиты волевые качества: упорство, выносливость, трудолюбие, целенаправленность; ⎯ будут развиты координация движений и артистичность, чувство ритма и музыкальное исполнение движений; ⎯ сформируются навыки свободного и уверенного ориентирования в пространстве; ⎯ будет развито умение сознательной, добросовестной, творческой деятельности и индивидуальное исполнительское мастерство; ⎯ произойдет развитие памяти, творческого мышления, воображения. Личностные результаты: ⎯ будет развит интерес к хореографическому искусству; ⎯ будет развит эстетический вкус и желание созидать прекрасное средствами танца; ⎯ будет сформировано уважение к ценностям различных культур - отечественной и зарубежной; ⎯ сформируются навыки совершенствования своих движений и комбинаций; ⎯ сформируется устойчивое желание работать в коллективе и умение уважать интересы группы; ⎯ сформируются коммуникативные и личностные качества: выносливость, концентрация внимания, трудолюбие, целеустремленность, ответственность, умение взвешенно относиться к своим достижениям, дорожить временем и оказывать посильную помощь окружающим. 11 Учебный (тематический) план Базовый уровень (дети 9-10 лет) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Название раздела, темы Вводное занятие Подготовительные упражнения у станка для ног и стоп Перегибы корпуса. Port de bras Экзерсис у станка. Простые упражнения Экзерсис у станка. Упражнения в комбинациях Упражнения на развитие гибкости. Растяжка Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 Тестирование 4 0,5 3,5 Устный опрос 2 0,5 1,5 Педагогическое наблюдение 10 1 9 12 2 10 Контрольные упражнения 6 1 5 Контрольные задания 7. Экзерсис на середине зала 12 1 11 8. Аллегро: прыжки и вращения 12 1 11 9. Танцевальные этюды. Репетиционная и постановочная работа 10 2 8 10. Итоговое занятие 2 1 1 72 11 61 Итого: Формы аттестации/ контроля Смотр этюдов Дискуссия Открытое занятие Содержание учебного (тематического) плана Второй год обучения Тема 1. Вводное занятие (2ч.) Теория. Ознакомление с содержанием 2-го года обучения, планом работы. Инструктаж по технике безопасности и по правилам поведения на занятиях в танцевальном зале. Практика. Общеразвивающие физические упражнения для восстановления мышечного тонуса и физических сил после каникул. Проверка правильности постановки корпуса, позиций рук и ног. Повторение терминологии и правил исполнения движений, выученных в прошлом году. Тема 2. Подготовительные упражнения у станка для ног и стоп (4.) Теория. Основные понятия и термины начальной хореографии. Правильность выполнения упражнений. Практика. Упражнения, подготавливающие мышцы тела к занятию классическим танцем, исполняются стоя лицом к станку: ⎯ plie и releve по VI позиции; ⎯ «нажим» на пальцы и на подъем стопы по VI позиции; ⎯ plie на подъемах стоп; ⎯ «флажок» с разворотом бедра; ⎯ «нажим» на пальцы и на подъем по I позиции с добавлением plié; 12 ⎯ глубокие приседания по широкой позиции ног; ⎯ «полурастяжки» в сторону и назад; ⎯ наклоны на станок с поочередным растягиванием голеностопных и коленных связок. Тема 3. Перегибы корпуса. Port de bras (2ч.) Теория. Правила положения рук на станке. Правильность постановки корпуса. Правильность исполнения наклонов, положения головы и движений рук. Практика. Перегибы корпуса исполняются стоя лицом к станку в I позиции ног: ⎯ перегибы корпуса назад, удерживая обе руки на станке и в положении одной руки в III позиции; ⎯ наклоны в сторону, удерживая обе руки на станке и с добавлением port de bras одной рукой; ⎯ круговые port de bras, во время исполнения обе руки лежат на палке. Тема 4. Экзерсис у станка. Простые упражнения (10ч.) Теория. Требования и правила классического танца к исполнению упражнений. Практика. На втором году обучения все проученные упражнения начинают исполняться стоя боком к станку и держась за палку одной рукой, вторая рука перед началом движения исполняет preparation, открываясь из подготовительного положения, через I позицию, на II, и удерживаясь в этом положении во время исполнения упражнений. Все новые движения вначале изучаются лицом к станку, а по мере усвоения начинают исполняться боком к палке. ⎯ Demi plié в I, II, V позициях ног; ⎯ Battement tendu «крестом», что подразумевает движение ноги в направлениях: вперед, в сторону, назад, в сторону. Вначале 2-го года обучения исполняется из I позиции ног, в дальнейшем из V; ⎯ Battement tendu jete «крестом» из I позиции, позже из V; ⎯ Rond de jambe par terre en dehors и en dedans; ⎯ Battement fondu, вначале изучается с открыванием ноги носком в пол в сторону, затем вперед и назад. Позже исполняется «крестом», во 2-м полугодии battement fondu изучается с открыванием ноги на высоту 45; ⎯ Releve на полупальцы в I, II, V позициях; ⎯ Battement frappe вначале изучается с открыванием ноги носком в пол в сторону, затем вперед и назад. Позже исполняется «крестом», во 2-м полугодии battement frappe изучается с открыванием ноги на высоту 25; ⎯ Battement releve lent «крестом» из I позиции, позже из V; ⎯ Battement developpe вначале изучается в сторону, затем вперед и назад из V позиции ног; ⎯ Grand battement jete «крестом» из I позиции, позже из V. Тема 5. Экзерсис у станка. Упражнения в комбинациях (12ч.) Теория. Требования и правила классического танца к исполнению упражнений. Практика. Основные упражнения классического экзерсиса исполняются в той же последовательности, но по мере изучения новых упражнений, движения начинают исполняться в комбинациях. Движения комбинируются между собой в строгом соответствии их идентичности по темпу, характеру, сложности и специфике исполнения, при неукоснительном соблюдении принципа «от простого к сложному». 13 ⎯ Demi plié, grand plié и releve на полупальцы в I, II, V позициях ног; ⎯ Battement tendu с passé par terre; ⎯ Battement tendu jete с battement tendu jete pique; ⎯ Temps releve par terre (preparation) с rond de jambe par terre en dehors и en dedans; ⎯ Battement fondu с battement pointe; ⎯ Battement frappe с petit battement; ⎯ Battement releve lent с battement developpe; ⎯ Grand battement jete с battement retire. Тема 6. Упражнения на развитие гибкости. Растяжка (6ч.) Теория. Понятия: максимальное растяжение мышц и связок. Требования к выполнению упражнений. Положение бедер при глубоких наклонах и перегибах корпуса. Практика. Наклоны корпуса вперед (руки на станке) с последующим отпусканием рук в подготовительное положение и усилением наклона, затем с опусканием ладоней на пол и еще большим углубление наклона. Растяжка ног, при котором одна нога на полу в выворотном положении, другая находится на палке, также в выворотном положении, в сторону, вперед и назад: plié на опорной ноге, наклоны корпуса к рабочей ноге и от нее, «проезд» по станку рабочей ногой в длину, от опорной ноги. Упражнения для гибкости с позвоночника и растяжки мышц ног, при которых бедро рабочей ноги находится на станке позади корпуса и носок рабочей ноги стремится вертикально вверх при согнутом или прямом колене. «Шпагаты» на полу: продольный с двух ног и поперечный. Тема 7. Экзерсис на середине зала (12ч.) Теория. Понятие устойчивости – апломб. Правила классического танца и требования к исполнению движений. Практика. Все упражнения исполняются на середине зала только после того, как они были проучены у станка. Вначале, при исполнении движений, руки на preparation раскрываются из подготовительного положения, через I позицию на II и удерживаются в этом положении. В дальнейшем добавляются простые движения рук и смены позиций при исполнении упражнений. На втором году обучения начинается изучение поз epaulement и arabesques, в которых исполняются некоторые движения и комбинации движений. Наиболее сложные и новые упражнения исполняются en face. ⎯ Port de bras I и III en face, II после изучения позы epaulement; ⎯ Demi и grand plié в I, II и V позициях ног; ⎯ Battement tendu и passe par terre из I позиции ног, затем из V; ⎯ Battement tendu jete из I позиции ног, затем из V; ⎯ Releve на полупальцы по I, II и V позициях ног; ⎯ Temps releve par terre (preparation) с rond de jambe par terre en dehors и en dedans; ⎯ Battement fondu вначале исполняется с открыванием ноги носком в пол, во 2-м полугодии battement fondu изучается с открыванием ноги на высоту 45; ⎯ Battement frappe вначале исполняется с открыванием ноги носком в пол, во 2-м полугодии battement frappe изучается с открыванием ноги на высоту 25; ⎯ Battement releve lent из I позиции ног, затем из V; ⎯ Battement developpe; 14 ⎯ Grand battement jete из I позиции ног, затем из V. Тема 8. Аллегро: прыжки и вращения (12ч.) Теория. Понятия: элевация, баллон, максимальная натянутость коленей и стоп. Требования к правильному исполнению прыжков. Понятия: апломб, «внутренний форс», подтянутость корпуса и опорной ноги. Правила исполнения вращений. Практика. 1. Прыжки. На 2-м году обучения помимо маленьких прыжков, начинается также изучение основных прыжков из разряда средних, а также некоторых больших. Наиболее сложные прыжки изучаются лицом к станку, с опорой двумя руками на палку. Как только усвоены элементарные правила исполнения, изучение переносится на середину зала. Прыжки, которые технически более просты для исполнения, изучаются сразу на середине зала. ⎯ Temps leve sauté по I, II и V позициям ног; ⎯ Changment de pieds; ⎯ Pas eshappe из V на II позицию; ⎯ Pas assemble в сторону, позже изучается вперед и назад; ⎯ Pas glissade в сторону; ⎯ Pas balance, изучается после проучивания поз epaulement; ⎯ Sissone simple; ⎯ Pas jete, на месте и с продвижением; ⎯ Grand assemble; ⎯ Sissone ferme; ⎯ Сценический sissone; ⎯ Grand jete, изучается только после того, как хорошо проучены petit jete на месте и с продвижением. 2. Вращения. На втором году изучаются повороты и пируэты у станка и на середине зала, а также вращения по диагонали. ⎯ Полуповороты и повороты на двух ногах в V позиции; ⎯ Piroutte en dehors и en dedans из V позиции; ⎯ Tour chaines; ⎯ Tour soutenus. Тема 9. Танцевальные этюды. Репетиционная и постановочная работа (10ч.) Теория. Слушание и анализ музыки. Обсуждение темы и характера танцевального этюда. Практика. Постановка развернутого танцевального этюда: 1.Изучение танцевальных движений и элементов. 2. Разучивание танцевальных комбинаций и связок. 3. Освоение рисунков танца. 4. Разучивание целого танцевального произведения. 5. Работа над выразительностью и эмоциональностью. Тема 10. Итоговое занятие (2ч.) Теория. Опрос по основным понятиям и терминологий движений, выученных на 1-м и 2-м уровне обучения. Подведение итогов. 15 Практика. Открытое занятие. Исполнение классического танца. Показ танцевального этюда. всех изученных упражнений Планируемые результаты К концу 2 года обучающиеся должны знать: ⎯ Значение классического танца для исполнителей любых направлений хореографии; ⎯ Особенности и правила исполнения движений классического танца; ⎯ Основные понятия и терминологию всех основных движений классического экзерсиса; ⎯ Порядок исполнения упражнений классического экзерсиса у станка и на середине. ⎯ Правила поведения в балетном классе; ⎯ Правила исполнения простых и более сложных движений классического танца, правила сочетания движений между собой и правила исполнения танцевальных комбинаций. К концу 2 года обучающиеся должны уметь: ⎯ Выполнять подготовительные упражнения; ⎯ Выполнять основные движения и комбинации движений классического танца у станка; ⎯ Выполнять основные движения классического танца на середине зала, правильно держать позы и работать руками; ⎯ Правильно выполнять маленькие и средние прыжки; ⎯ Держать спину, чувствовать апломб, выполнять повороты и вращения по диагонали, а также пируэты на один оборот; ⎯ Понимать характер музыки, уметь передать его в движении, соотносить ритмический рисунок и темп музыки с исполнением танцевальных элементов; ⎯ Грамотно и эмоционально исполнять танцевальные связки и композиции. Предметные результаты: ⎯ наличие основных знаний классического танца (теоретические и практические); ⎯ будут развиты умения замечать и исправлять ошибки в исполнении классического экзерсиса; ⎯ будут сформированы музыкально-ритмические навыки и умения; ⎯ появится культура движений, их правильность и выразительность; ⎯ произойдет освоение теоретических знаний, методики и терминологии в области классического танца; ⎯ будут освоены основные навыки классического танца, позволяющие грамотно исполнять любые танцевальные композиции. Метапредметные результаты: ⎯ будет укреплен костно-мышечный аппарат и сформируется хорошая осанка; ⎯ будут развитые физические данные: гибкость, шаг, выворотность, вытянутость и сила ног, подъем, растяжка, мышцы и связки, подвижность суставов, подъем, прыжок; ⎯ сформируется адекватная оценка своих недочетов и желание исправить их с помощью специальных упражнений; 16 ⎯ будут развиты волевые качества: упорство, выносливость, трудолюбие, целенаправленность; ⎯ будут развиты координация движений и артистичность, чувство ритма и музыкальное исполнение движений; ⎯ сформируются навыки свободного и уверенного ориентирования в пространстве; ⎯ будет развито умение сознательной, добросовестной, творческой деятельности и индивидуальное исполнительское мастерство; ⎯ произойдет развитие памяти, творческого мышления, воображения. Личностные результаты: ⎯ будет развит интерес к хореографическому искусству; ⎯ будет развит эстетический вкус и желание созидать прекрасное средствами танца; ⎯ будет сформировано уважение к ценностям различных культур - отечественной и зарубежной; ⎯ сформируются навыки совершенствования своих движений и комбинаций; ⎯ сформируется устойчивое желание работать в коллективе и умение уважать интересы группы; ⎯ сформируются коммуникативные и личностные качества: выносливость, концентрация внимания, трудолюбие, целеустремленность, ответственность, умение взвешенно относиться к своим достижениям, дорожить временем и оказывать посильную помощь окружающим. 17 Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Календарный учебный график: Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Всего учебных недель Кол-во учебных часов 1 01.09 31.05 36 72 1 раз в неделю 2 часа 2 01.09 31.05 36 72 1 раз в неделю 2 часа Режим занятий Основные принципы, на которых основывается программа: ⎯ Принцип доступности, обеспечивающий плавный переход от простого к сложному, от уже освоенного материала к новому; ⎯ Принцип эмоциональной насыщенности, обусловленный тем, что занятия танцами стимулируют положительные эмоции, благоприятно влияющие на душевное и физическое здоровье обучающихся; ⎯ Принцип индивидуализации, направленный на осуществление личностноориентированного подхода к процессу развития ребенка, как творческой личности; ⎯ Принцип деятельности, позволяющий ребенку проявлять как внешнюю (физическую), так и внутреннюю (умственную) активность на занятиях; ⎯ Принцип интеграции, основанный на взаимопроникновении специфического языка танца в другие сферы жизни, ведь полученные творческие навыки, такие как умение красиво и правильно двигаться, выражать свои чувства и эмоции, слаженно работать в коллективе найдут применение в жизни каждого ребенка. В организации хореографических занятий используются следующие методы: ⎯ Практический метод – танцы, метод танцевальной импровизации, упражнения. ⎯ Метод действенного анализа - постановочно-репетиционный процесс. Эти методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, развивают внимание, память, творческое воображение, помогают освоить базовые танцевальные и театральные умения и навыки. Методы обучения: ⎯ словесный (беседа, устное изложение, инструкция); ⎯ наглядный практический (выполнение работы по сценарию); ⎯ объяснительно-иллюстративный (видеоматериалы, иллюстрации); ⎯ репродуктивный (воспроизведение базовых элементов по образцу); ⎯ частично-поисковый (творческий поиск); Методы воспитания: ⎯ убеждение; ⎯ поощрение; ⎯ стимулирование; ⎯ мотивация. Формы организации образовательного процесса: ⎯ фронтальная; ⎯ индивидуально-групповая; ⎯ групповая; 18 ⎯ работа в парах. Типы занятий: ⎯ комбинированный; ⎯ первичного ознакомления материала; ⎯ усвоение новых знаний; ⎯ применение полученных знаний на практике; ⎯ закрепление, повторение; ⎯ итоговое. Структура и этапы проведения занятия: Занятие состоит из трех частей - продолжительность занятия 80 минут с перерывом 10 минут. Вводная часть (5 минут) Беседы о танце, его красоте и выразительности, об обязательной согласованности движений, о значении музыки в искусстве хореографии, о танцевальной форме, дисциплине, гигиене и задачах обучения. Подготовительная часть (5-15 минут) Разучиваются и исполняются физические упражнения (марш, бег, прыжки, партерные упражнения). Основная часть 1. упражнения у палки – 20-35 минут; 2. упражнения на середине зала –10-20 минут; 3. упражнения с элементами прыжков – 10-20 минут. Заключительная часть (10 минут) - разучивание отдельных танцевальных элементов, комбинаций, движений. В начале и в конце занятия исполняется поклон на 4/4, 3/4, 2/4. В группах педагог, руководствуясь своим опытом, индивидуально распределяет время занятия. Показав и объяснив детям то или иное упражнение, необходимо указать на самое главное в его исполнении. Индивидуальный опрос обучающихся (устный, а иногда и с показом) необходимо проводить на каждом занятии. Кропотливое повторение с обучающимся пройденного материала тренирует мышцы и улучшает качество исполнения движения классического экзерсиса. В процесс обучения искусству танца особое внимание уделяется терминологии. Точное, правильное владение терминологией указывает на культуру, профессионализм, как педагога, так и его обучающихся. Формы организации учебного занятия: ⎯ беседа; ⎯ экскурсия; ⎯ учебная деятельность; ⎯ репетиционно-постановочная деятельность. Формы работы с родителями: ⎯ индивидуальная работа с родителями (беседы, творческое сотрудничество в подготовке сценических номеров и изготовлении костюмов); ⎯ повышение образовательного уровня педагога и родителей (самообразование, обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.); ⎯ приглашение родителей на открытые занятия, концерты и выступления. 19 Педагогические технологии: ⎯ технология индивидуального обучения; ⎯ технология группового обучения; ⎯ технология разноуровнего обучения; ⎯ технология развивающего обучения; ⎯ игровая технология обучения; ⎯ коммуникативная технология обучения; ⎯ технология коллективной творческой деятельности; ⎯ здоровьесберегающая технология. Материально-техническое обеспечение программы Оборудование: ⎯ Просторное помещение с деревянным половым покрытием. ⎯ Зеркала. ⎯ Станок. ⎯ Сценическая площадка. Приборы и оборудование: ⎯ CD проигрыватель с USB Костюмы: ⎯ форма для работы на занятии (купальник, лосины, юбки), ⎯ мягкая обувь («балетки»), ⎯ сценические костюмы из репертуара коллектива. Раздаточный материал для концертных номеров. Методические материалы: ⎯ книги и журналы о хореографии; ⎯ иллюстрации; ⎯ стенд «Наши достижения»; ⎯ сценарные разработки. Информационное обеспечение: ⎯ фотографии, видео и аудио материалы к практическим темам; ⎯ видеокассеты, DVD с записями хореографического материала, конкурсными выступлениями коллектива, концертами, открытыми занятиями. Педагогические кадры: Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования, соответствующий требованиям к квалификации по должности «Педагог дополнительного образования», имеющий первую категорию с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для полноценной реализации программы используются виды контроля: ⎯ входящий контроль (внешняя диагностика обучающихся, опрос); ⎯ текущий контроль практических навыков осуществляется регулярно на каждом занятии (педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся); ⎯ промежуточный контроль (творческая работа, игровые задания); ⎯ итоговый контроль проводится в конце учебного года, где отслеживаются уровень освоения обучающего курса, динамика освоения практических навыков, техника 20 танцевального исполнения (открытые занятия, концертная деятельность, музыкальные соревнования и танцевальные конкурсы). Педагогический мониторинг: ⎯ творческие задания, ⎯ диагностика личностного роста и продвижения, ⎯ ведение журнала учёта достижений обучающихся, ⎯ анкетирование родителей. Формы аттестации: ⎯ концертная деятельность, ⎯ открытые занятия, ⎯ танцевальные конкурсы, ⎯ творческие итоговые работы. Формы подведения итогов по реализации программы: ⎯ мониторинг «Качества ДО и воспитания» (2 раза в год) (см. Приложение); ⎯ опрос, внешняя диагностика; ⎯ отчетный концерт; ⎯ участие в конкурсах, праздниках и проектах; ⎯ открытые занятия (2 раза в год); ⎯ музыкальное соревнование. Способы определения результативности Достижение творческого результата, является основным видом педагогического контроля. На протяжении всего обучения, главным критерием освоения программы являются выступления и концерты, танцевальные этюды. В первый год обучения – это открытые занятия или подготовка малых концертных номеров. Во второй год обучения – подготовка более сложных выступлений и участие детей в творческих спектаклях учреждения. Эффективность занятий определяется диагностикой по следующим критериям: выполнение задания по инструкции, постановка корпуса, координация движений, гибкость, чувство ритма и внимательность. Способы отслеживания результативности: Два раза в год проводится тестирование обучающихся: ⎯ творческие упражнения для определения уровня развития гибкости; ⎯ определение возможности исполнения двигательных действий без излишней мышечной напряженности. Педагогические наблюдения во время занятий: ⎯ мотивация; ⎯ степень внимания; ⎯ внешние признаки реакции на сложные упражнения. Публичные выступления (параметры контроля во время занятий): ⎯ наблюдение за работой обучающихся; ⎯ устранение неточностей техники во время исполнения; ⎯ остановка исполнения, обсуждение и повтор упражнения. Основным результатом освоения программы является раскрытие творческого потенциала обучающихся через освоение хореографического искусства, развитие и 21 укрепление физических данных, навыков координации, чувства ритма, артистизма. Осознание своих возможностей и уровня достигнутого мастерства поможет ребенку в формировании его личности. Главное – это воспитать здорового, развитого и уверенного в себе человека. 22 Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагога: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Александрова Н. А. Балет. Танец. Хореография. – СПб: Лань, Планета музыки, 2008. – 416 с. Базарова Н. П. Классический танец. - Л.: Искусство, 1984. – С.199. Базарова Н. П., Мей В. Азбука классического танца. - М.: Искусство, 1983. – С.208. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – М.: Айрис-пресс, 2000. Васильева Н. Танец. – Москва, 2000. – С.100. Вихрева Н. А. Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем. – М.: Театралис, 2004. – 82 с. Головкина С. Н. Уроки классического танца в старших классах. – М.: Искусство, 1989. – С.123. Зихлинская Л., Мей В. Первые шаги. – Киев: Логос, - 2004. – С.358. Цорн А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. 2-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Планета музыки»; Издательство «Лань», 2011. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. – Л.: Искусство, - 1972. – С.239. Королевская академия танца. Балет. Уроки. Иллюстрированное руководство по официальной программе. – М.: АСТ, - 2003. – С.143. Мессерер А. М. Уроки классического танца. – СПб: Лань, - 2004. – С.376. Нельсон А., Коккен Ю. Анатомия упражнений на растяжку. - Мн. Попурри. – 2008. Нагайцева Л. Г. Балетная гимнастика. – Краснодар: Книжное 17. издательство, - 2004. – С.23. Литература для родителей: 1. Мессерер А. Уроки классического танца. -СПб.: Издательство «Лань»,2004. – С.400. 2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. 2-е изд.-Л.: Искусство. 1983.- С.207. 3. Андерсон Б., Андерсон Дж. Растяжка для каждого/Пер с англ. О.Г. Белошеев; Худ. обл. М.В. Драко. - Мн.: ООО «Попурри», 2002. – С.224. 23 4. Блок Л. Д. Классический танец: История и современность / Вступ. ст. В. М. Гаевского. - М.: Искусство, 1987. — С.556. 5. Лукьянова Е. А. Дыхание в хореографии: Учеб. пособие для высших и средних учеб. заведений искусства и культуры. - М.: Искусство, 1979. – С.184. 6. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – М.: Искусство, -1976. – С.272. Литература для обучающихся: 1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – М.: Айрис-пресс, 2000. 2. Зихлинская Л., Мей В. Первые шаги. – Киев: Логос, - 2004. – С.358. Интернет-ресурсы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Хореографу в помощь http://dancehelp.ru/http://dancehelp.ru/ Все для хореографов и танцоров http://www.horeograf.com/http://www.horeograf.com/ Все для хореографов и танцоров https://vk.com/inspiration.ballet Классический танец http://www.nsportal.ru Классический танец http://www.xoreograff.ucoz.ru Библиотека хореографа http://www.music-for-dance.ru Книги по хореографии http://www.balletmusic.ru Школа классического танца http://www.ledyahcollege.ru https://vk.com/inspiration.ballet 24 Приложение №1 Мониторинг освоения содержания программы «Основы классического танца» 20___/20___ учебный год 4 5 удовлетворенность 3 успешность ребенка 2 2 полугодие 3 5 1 полугодие 2 4 Не в конкурсе 2 полугодие 1 3 итог 2 В конкурсе 1 полугодие Итоговый мониторинг достижения динамика Текущий мониторинг мотивация 2 полугодие итог Фамилия, имя обучающегося 1 полугодие мотивация № мониторинг освоения содержания программы Входной мониторинг Группа №__ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 КО программы 1 полугодие 2 полугодие Критерии и показатели освоения программы: Примечание: 1. Мотивация к данному виду деятельности, проявление интереса Входной мониторинг - определение уровня развития детей, как интегрированный показатель возможностей ребенка, его потенциала Критерии оценки освоения программы определяются педагогом самостоятельно Данные достижений с учетом динамики участия в мероприятиях конкурсного и неконкурсного характера: 4 –ДДТ; 5 - участник городского уровня; 6 - победитель муниципального уровня. Успешность ребенка (до 12 баллов) по итогам учебного года (обобщенный показатель в мониторинге интеграция всех показателей). 1 - низкий уровень (1 - 2) 2 - средний уровень (2,1 - 2,5) 3 - высокий уровень (2,6 – 3) 2.Уровень развития музыкальности и чувства ритма у детей 3. Уровень развития хореографических данных и координации тела и движений 4. Уровень сформированности собранности и умения концентрировать внимание 5. Уровень эмоционально – эстетической настроенности и гуманных отношений 25 Критерии к таблице мониторинга освоения содержания программы 1 критерий Уровень развития музыкальности и чувства ритма у ребенка Высокий уровень – музыкально исполняет движения, хорошо развито чувство ритма. Чутко реагирует на интонационные и темповые оттенки звучания. Двигаясь, ребенок правильно ощущает построение музыкальной фразы, схватывает характер счета, легко справляется с ритмическими заданиями. Безошибочно вступает на нужной доле музыкального такта. Движения гармонично сливаются с музыкой. Танцует красиво, ритмично. Средний уровень – достаточно музыкально и ритмично исполняет движения. Двигаясь, ощущает построение музыкальной фразы, схватывает характер счета, в ритмичных упражнениях неважно справляется с отсчетом ритма. Несколько неуверенно исполняет движения при темповом изменении в музыке, ― торопится или наоборот опаздывает. Движения не всегда совпадают с музыкой. «Заторможенность» реакции на музыку мешает вовремя вступить на нужной доле музыкального такта. Низкий уровень – слабо владеет музыкально - ритмическими навыками, не чувствителен к ритму, темпу, фразировке мелодий. Движения не уверены, часто «в разрез» с музыкой. Не умеет самостоятельно вступить на нужной доле музыкального такта. 2 критерий – Уровень развития хореографических данных у детей. Уровень развития координации тела и движений у ребенка. Умение ребенка правильно координировать свои движения. Высокий уровень – отлично развиты хореографические данные - шаг, выворотность, подъем, гибкость, прыжок. У ребенка хорошо развита координация тела и движений, корпус держит прямо. Свободно справляется со сложно координированными движениями. Движения исполняет уверенно, красиво. Средний уровень – хорошо развиты хореографические данные, но требуется развить отдельные виды - шаг, выворотность, подъем, гибкость или прыжок. Ребенок достаточно правильно координирует свои движения. В более сложных комбинациях не всегда справляется с координированием движений. Движения не совсем красивые, корпус не подтянутый. Низкий уровень – слабо развиты хореографические данные: шаг, выворотность, подъем, гибкость, прыжок. С помощью педагога частично может их развить. Не умеет координировать свои движения. Не владеет принципом «против хода», то есть у него правая рука совпадает с правой ногой, левая рука ― с левой ногой. Корпус наклоняет вперед. Движения не уверенные, не четкие. 3 критерий – Уровень развития собранности и умения концентрировать внимание Высокий уровень – ребенок предельно собранный и внимательный. Точно и музыкально выполняет движения, уверенно справляется с более сложным заданием. Владеет умением концентрировать свое внимание. Средний уровень – может быть собранным и внимательным. Движения выполняет правильно, согласно своему счету. Недостаточно владеет умением сосредоточиться, часто отвлекается. При выполнении движений «каноном» допускает ошибки. 26 Низкий уровень – ребенок несобранный, внимание рассеянное. Редко справляется с выполнением задания самостоятельно. Не владеет умением концентрировать свое внимание. С помощью педагога может справиться. 4 критерий – Уровень эмоционально – эстетической настроенности Высокий уровень – распознает и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по мимике и жестам. Проявляет произвольную активность, развиты эмоционально выразительные движения рук, адекватно использует жест. Высокий уровень включенности в образ. Средний уровень – видит разные эмоциональные состояния, напряжен общий вид, нечетко выражает свое эмоциональное состояние, пытается выразить свои эмоции мимикой и жестом, не проникая в образ. Низкий уровень – подавленный, напряженный общий вид, бедная, маловыразительная мимика, не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, не развиты эмоционально - выразительные движения рук, неадекватно использует жест. 5 критерий - Уровень гуманных отношений Высокий уровень ― умеет не задевать интересы других людей, выслушивать, здороваться, уступать место, уважать достоинство другого человека, отличается скромностью, ярко выявлена способность своего творческого «я», проявляет инициативность. Средний уровень ― проявляет стремление помочь, но не всегда. Забота о другом человеке часто на словах, инициативу проявляет не всегда, нет эмоционального отклика на успех, радость коллектива, добросовестно выполняет разовые трудовые поручения, но с напоминания взрослого. Низкий уровень ― проявляет недостаточную заботу о близких в семье, в группе, культивирует положительные качества своего «я», инициативу не проявляет, иногда отказывается от трудовых дел. 27 Приложение № 2 Мониторинг оценки сценической практики по группам . Фамилия, имя обучающегося Группа №__ 20___/20___ уч. г Критерии оценки творческой деятельности Сценическая культура (1-3 б.) Уровень технической подготовленности (1-3б.) Знание хореографической лексики в танце (1-3б.) Грамотное исполнение движений (1-3б.) Эмоциональная отзывчивость вхождение в образ (1-3 б.) Умение сохранять рисунок танца (1-3б.) Участие в мероприятиях учреждения (количество) Занятость в количестве номеров репертуара Участие в других конкурсах 28 Приложение № 3 Мониторинг результатов обучения ребенка Учет результатов обучения ребенка по программе «Классический танец» (индивидуальная карточка) Ф.И. ребенка ______________________________________________________________ Возраст ____________________________________________________________________ Сроки диагностики Показатели Первый год обучения Начало Конец года года Второй год обучения Начало Конец года года 1.Теоретическая подготовка 1.1. теоретические знания 1.2. владения терминологией 2.Пракическая подготовка 2.1. практические умения и навыки, предусмотренные программой 2.2. творческие навыки 3.Общеучебные умения и навыки 3.1. учебнокоммуникативные умения 3.2. учебно-организационные умения и навыки 4. Достижения учащегося на уровне студии Данные позволяют вести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов ребенка. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрение ребенка за его труд, старание. Каждую оценку надо комментировать, показывать рост знаний и мастерства ребенка, — это поддержит его стремление к новым успехам. Результативность оценивается по пятибалльной системе. Суммарный итог, определяет уровень измеряемого качества и отслеживает реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения. 29 Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень Возможное Методы выраженности число диагностики оцениваемого баллов качества 1. Теоретическая подготовка ребенка 1.1. Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы Соответствие теоретических знаний ребенка программных требований 1.2. Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой Средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½ Максимальный уровень – освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период Минимальный уровень – ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины Средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием Наблюдение, тестирование контрольный опрос и др. Собеседование 2. Практическая подготовка ребенка 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков Средний уровень – объем усвоенных навыков и умений составляет более ½ Максимальный уровень – овладел – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой Контрольные задания 3. Общеучебные умения и навыки ребенка 3.1. Учебнокоммуникативные умения 3.1.1. Умение слушать и слышать педагога Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Минимальный уровень умений – ребенок испытывает серьезный затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога Анализ работы Средний уровень – работает с литературой 30 с помощью педагога и родителей Максимальный уровень – освоил практически весь объем навыков, 3.1.2. Умение выступать перед коллективом 3.2. Учебноорганизационные умения и навыки 3.2.1. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.2.2. Умение аккуратно выполнять работу Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Аккуратность и ответственность в работе предусмотренных программой Уровни – по аналогии с п. 3.1.1. Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой Средний уровень – объем усвоенных навыков составляет более ½ Максимальный уровень – освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой Наблюдение Удовлетворительно хорошо отлично Мониторинг личностного развития ребенка Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого результата Возможное кол-во баллов Методы диагностики 1. Организационно волевые качества 1. Терпение 2.Воля Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности Способность активно побуждать себя к практическим действиям 3. Самоконтроль Умение контролировать свои поступки (приводить к Терпения хватает менее чем на ½ занятия. Более чем на ½ занятия, на все занятие Волевые усилия ребенка побуждаются извне Иногда самим ребенком Всегда самим ребенком Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне. Периодически контролирует себя сам. Постоянно контролирует себя Наблюдение Наблюдение Наблюдение сам 31 должному свои действия) 2. Ориентационные качества 1.Самооценка 2.Интерес к занятиям в студии Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы Завышенная Заниженная Нормальная Анкетирование Продиктован ребенку извне Периодически поддерживается самим ребенком Постоянно поддерживается ребенком самостоятельно Анкетирование 3. Поведенческие качества 1.Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) 2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам студии) Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации Умение воспринимать общие дела как свои собственные Периодически провоцирует конфликты Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты Избегает участия в общих делах Участвует при пробуждении извне Инициативен в общих делах Тестирование, метод незаконченного предложения Наблюдение 32 Приложение № 5 Основы классического танца Позиции рук (подготовительная, I, II, III) Позиции ног (I, II, III, IV, V) Движение Battement tendu вперед 33