Жар-птица

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Жар-птица»
(Русское народное творчество и традиционное искусство)
Возраст обучающихся: 8-12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Зинченко Мария Павловна,
педагог дополнительного образования

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 9.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа просвещения Министерства Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от
01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – художественная.
При составлении программы учитывалась специфика регионального компонента и потребности образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма, где родители
(законные представители) считают, что необходимо вести образовательную деятельность по
данному направлению, так как она обеспечивает преемственность воспитательных институтов «семья – система дополнительного образования – школа».
Мы живем в стране с великими народными традициями, являемся наследниками ее духовных, исторических и культурных ценностей. Как известно, в последние годы в нашей
стране произошли общественно-политические, экономические, социальные преобразования,
сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск «национальной идеи», переоценивается и роль народного творчества в эстетическом воспитании школьников. Несмотря на
общеизвестную значимость русского народного творчества в воспитании детей, большинство
обучающихся, воспринимают традиционную русскую народную культуру как некую экзотику, поэтому сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной
культуре. Закладывая в детстве знания народно-художественных традиций, мы закладываем
фундамент национального мышления, которое формирует основы национальной культуры.
Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам, к фольклору.
В середине XIXвека А.Н. Афанасьев (1826-1871) – русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов – включил лубочный вариант «Сказки об
Ива-царевиче, Жар-птицы и сером волке» в свое знаменитое многотомное собрание, оставив
первоначальный русский фольклорный вариант. Птица – как художественный образ, занимала очень важное место в предметах была наших далеких предков: это посуда и предметы быта, вышивка и ткачество, игрушки и обереги. Образ птицы-счастья запечатлён в народном
фольклоре. Мечта о достатке, мире, спокойствии для себя, своих близких, для своей Родины –
были отражены в ней. Этот образ нашел себя в удивительной и загадочной Жар-птице, именем которой и названа данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
Содержание программы имеет ярко выраженный национальный характер и направлено
на достижение целей воспитания, связанных с формированием и развитием гражданственно2

сти, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству. Учебный материал предусматривает формирование патриотического мировоззрения через погружение ребенка в мир народного искусства и художественных промыслов, обсуждение роли труда и места изделий промысловедчества в исторических событиях
России. Учебные занятия построены на сочетании наиболее значимых видов деятельности:
художественно-творческой, познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной.
Разнообразие произведений прикладного народного искусства, с которыми знакомится ребенок в процессе освоения программы, развивает эстетическое отношение к действительности,
способствуют развитию мышления, воображения и творческих и способностей.
Актуальность программы заключается в том, что сейчас в наш век – век высокоскоростных технологий не остается детям времени на изучение национальной культуры,
которая заложена в историю нашими великими предками, мастерами и умельцами. Произведения народных художественных промыслов уходят из современной повседневной жизни,
а ведь это изделия, имеющие высокую эстетическую ценность. Программа предусматривает
развитие изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного
мышления и творческой индивидуальности ребенка и вводит его в удивительный мир народного творчества. Обучаясь по программе, ученик общается с произведениями фольклорного
искусства и занимается изготовлением красивых и полезных для жизни вещей. Погружаясь в
мир художественного творчества, обучающийся открывает для себя необычный вид традиционного искусства, не подвластного капризам моды и обладающего эстетической ценностью.
Новизна программы в том, что она универсальна. По ней с успехом могут заниматься как одарённые дети, так и дети, нуждающиеся в социальной адаптации. Знакомство обучающихся с народными промыслами как ремеслом будет способствовать лучшему пониманию возникновения истоков русского фольклорного творчества и обеспечат правильную ценностную ориентацию в огромном потоке информации современного мира. Освоив разнообразные направления, базирующиеся изначально на исторических данных дети смогут применить в прикладной деятельности, которая не носит обособленный характер и не оторвана от
действительности, а рассматривается как единая система вместе с русским народным стилем
и образом жизни русского народа.
Отличительные особенности программы. Учебный материал подарит ребенку возможность открыть для себя новое целостное явление, первозданной и животворящей силы
декоративно-прикладного и изобразительного искусства через непосредственное тактильное
общение с оригинальными произведениями народных художественных промыслов, выполненными художниками и мастерами. Тактильное и визуальное изучение оригинальных вещей народного промысла ребенок сможет использовать при выполнении заданий по лепке
рельефных или объемных изделий. Для него окажется очень важным исследование содержимого старинного сундука с эксклюзивной гжельской вазой, холодным гладким фарфором, с теплой деревянной хохломской чашей, яркой семеновской матрешкой или рукотворной дымковской игрушкой. Почувствовав тяжесть металла, запомнив изысканный букет жостовского подноса, тепло и уют павловопосадского платка, выполненного из настоящей шерсти, у ребенка останется в памяти масса положительных эмоций и незабываемых
впечатлений, душевных, очень простых, понятных и жизнеутверждающих.
Педагогическая целесообразность программы. Привитие с раннего детства понятий патриотизма, приобщение к русской многонациональной культуре – важнейшая задача
воспитания ребенка. Обучаясь по программе, ребенок понимает, что в основе народного
3

художественного промысла лежит любовь мастер-художника к своей Родине, труду, приверженность к малому уголку России и что в отрыве от родной земли мастер не может
выполнить уникальные произведения народной культуры. Программой предусмотрена работа детей над созданием художественного образа изделия, основанного на положительных чувствах и эмоциях, полученных на занятиях. Систему ценностей ребенка, как личности, выявляет анализ творческих работ.
Практическая значимость программы обусловлена тем, что все занятия направлены на развитие у обучающихся творческой самостоятельности, которая определяется
как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализуя свой замысел, находит средства для его воплощения.
Творческая практика обуславливает введение нового теоретического материала для эффективного творческого развития ребенка, который должен уметь сам сформулировать задачу, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Занимаясь по
данной программе, ребенок с удовольствием выполняет самостоятельно новые задания,
которые не повторимы и имеют свой уровень сложности, не предусматривающий сравнения «у меня «лучше» или «хуже», позволяющий каждому ученику успешно выразить себя
и почувствовать настоящим творцом.
Адресат программы - обучающиеся от 8-ми до 12-ти лет.
Условия формирования учебных групп. Набор детей осуществляется по принципу
добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию специальных знаний и
умений. При комплектовании групп учитывается детский возраст. Зачисление на программу проводится в начале учебного года по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей). Одновременно в группе может заниматься 10-14 человек.
Возрастные особенности обучающихся.
Младший школьный возраст (8-10 лет) является важным для формирования мотивов
учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться; раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и
саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития
навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских связей. Ведущая
роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник
активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности), в
ходе которых совершенствуется и закрепляются новые достижения ребенка.
Младший подростковый возраст (10-12 лет) связан с постепенным обретением чувства взрослости. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение, общественнополезный труд. Для негативной фазы развития в этом возрасте характерно негативизм и
быстрая утомляемость, противоречивость чувств, упрямство, критицизм, своеволие, недостаточно мотивированные поступки. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается
в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать
искусство, появляется мир ценностей.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, в соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для школьников со4

ставляет 40 минут.
Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144ч.
Срок освоения программы - 1 год, продолжительность образовательного процесса:
36 учебных недель - 9 учебных месяцев.
Уровень освоения программы – ознакомительный. Содержание программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации учебного материала, и минимальную сложность образовательной деятельности.
Учебный план включает не только базовые теоретические и практические основы традиционного русского народного искусства, но и историю возникновения ремесел. Занимаясь
по данной программе, ребенок чувствует себя творцом, раскрывает секреты народных
умельцев, расширяет кругозор, осваивает новые технологии изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Форма обучения - очная
Виды занятий - теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос, анкетирование, тестирование, пленэр, конкурс, выставки и анализ работ, экскурсии.
Цель программы - формирование творческих способностей ребенка и приобщение
к истокам духовных ценностей русской культуры через знакомство с технологиями традиционных народных промыслов, зодчество и фольклор.
Задачи программы:
Образовательные:
 формирование интереса к изучению истории своей родины, народной культуры, философии, традиций и обычаев;
 формирование знаний о крестьянском быте, истории народных промыслов, традициях, фольклоре;
 формирование знаний об основных видах деятельности в декоративно-прикладном
искусстве
 формирование знаний и умений, практических навыков в изготовлении изделий.
Развивающие:
 развитие эстетического вкуса в процессе освоения технологических приемов;
 развитие творческих способностей, эстетического восприятия, художественного
вкуса;
 развитие внимания, глазомера, мелкой моторики рук, образного и логического мышления;
 развитие умения ставить цель и планировать процесс её достижения.
Воспитательные:
 воспитание чувство уважения и интереса к обычаям и традициям русского народа;
 формирование мотивации к творческому труду, обучению и познанию;
 воспитание стремления к успешной личностной и социальной самореализации;
 воспитание настойчивости и ответственности за достижение высоких результатов;
 формирование культуры общения и взаимодействия со сверстниками в коллективе.

5

Формирование компетенций обучающихся
Социально-трудовые компетенции:
 формирование знаний, умений и навыков в декоративно-прикладной деятельности;
 освоение приёмов работы с различными материалами и инструментами, соблюдение
техники безопасности;
 воспитание культуры труда, бережного отношения к материальным ценностям;
 планирование последовательности трудовых операций;
 стимулирование творческой активности.
Информационные компетенции:
 формирование умений пользования современными средствами информации и информационными технологиями;
 формирование умений самостоятельного поиска и отбора необходимой информации,
иллюстративного материала.
Личностное самосовершенствование:
 формирование умений следить за внешним видом;
 формирование умений культурно организовывать своё рабочее место;
 формирование умений анализировать собственное поведение, объективно оценивать
отношение к себе со стороны взрослых и сверстников.
Коммуникативные компетенции:
 формирование умений строить доброжелательные отношения и продуктивно работать в коллективе сверстников;
 воспитание взаимопонимания и взаимоуважения в группе единомышленников;
 создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.
Освоение программы направлено на достижение комплекса результатов:
Предметные (образовательные) результаты:
 расширение знания детей о художественных ремеслах и народных промыслах, особенностях русского быта, костюма, зодчества через знакомство с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области;
 формирование знаний о произведениях народных художественных промыслов, как
уникальных изделий высокого качества ручного производства, наделенных ярким
художественным образом;
 умение ориентироваться в разнообразии народного творчества;
 овладение основными навыками простейших элементов росписей;
 знание законов композиции, цветоведения, орнамента;
 овладение навыками смешивания красок, свободной работе кистью, умению без
напряжения проводить тонкие линии и свободные мазки;
 знание приёмов лепки и росписи глиняной игрушки: дымковской, филимоновской,
каргопольской;
 знание особенностей русского зодчества;
 знание особенности русского быта, костюмов, праздников.
Метапредметные (развивающие) результаты:
 развитие эстетического восприятия действительности, художественного вкуса и бережного отношения к природе;
 развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического
6

мышления;
 развитие интереса к творческой и исследовательской деятельности;
 развитие ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств при
выполнении проектной работы.
 развитие чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного
творчества;
 воспитание трудолюбия, терпения, дисциплины, бережливости и аккуратности при
работе с материалами и инструментами;
 воспитание бережного отношения к традиционной культуре уральского края, чувства любви и уважения к творчеству народных мастеров.
Личностные (воспитательные) результаты:
 формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через
художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основы
приобретения личностного опыта;
 привитие принципов творческой деятельности и исследовательского подхода в общении с окружающими как способы самореализации и самопознания;
 развитие коллективного сотрудничества для достижения единой цели;
 формирование высокого уровня патриотического сознания обучающихся.

7

Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы

Введение в программу
«Жар-птица»
Русские народные сказки.
2
Лубок. Народная игрушка
Иллюстрация к русской народной
2.1
сказке. Рисунок
2.2 Книжная графика. Русская вязь
2.3 Лубок
2.4 Каргапольская игрушка
2.5 Дымковская игрушка
2.6 Филимоновская игрушка
2.7 Семёновская матрёшка
Крестьянский быт.
3
Украшение дома
3.1 Предметы крестьянского быта
Натюрморт из предметов
3.2
крестьянского быта
3.3 Берестяной промысел
3.4 Сказ о Жар – птице
3.5 Хохломская роспись.
3.6 Гжельская роспись
3.7 Урало-сибирская роспись
3.8 Обереги
3.9 Серебряная чернь
3.10 Тульский пряник
1

Количество часов
Формы аттестаВсего Теория Практика ции/ контроля
Входная диагно4
2
2
стика
Педагогическое
44
7
37
наблюдение
4

1

3

Устный опрос

4
4
8
8
8
8

1
1
1
1
1
1

3
3
7
7
7
7

Дискуссия

42

11

31

4

1

3

Педагогическое
наблюдение

4

1

3

Устный опрос

4
4
4
4
6
4
4
4

1
1
1
1
2
1
1
1

3
3
3
3
4
3
3
3

Контрольное
задание

4

Русский народный костюм

20

10

10

4.1
4.2

Вологодское кружево
Оренбургский пуховый платок
Традиционный русский костюм.
Кокошник
Павловопосадский платок
Холмогорская резьба

4
4

1
1

3
3

4

1

3

4
4

1
1

3
3

Русское зодчество
Русская изба
Наличник
Русский терем.
Стиль «русское узорче»
Русский изразец
Русский храм
Пленэр. Экскурсии

24
8
4

6
2
1

18
6
3

4

1

3

4
4
8

1
1
2

3
3
6

Итоговое занятие
Итого:

2
144

38

2
106

4.3
4.4
4.5
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
6
7

Конкурс
Анализ работ
Выставка работ

Кроссворд
Дискуссия
Выставка работ

Педагогическое
наблюдение
Контрольное
задание
Конкурс
Устный опрос
Дискуссия
Викторина
Выставка работ
Анализ работ
Диагностика

8

Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Введение в программу (4ч.)
Теория. Знакомство с программой. Цели и задачи программы. Знакомство с учебным планом. Основные формы работы. Техника безопасности в учреждении и кабинете. Организация рабочего места.
Практика. Игра на знакомство детей друг с другом. Беседа о народных промыслах
России «Сказ о русском мастерстве». Посещение краеведческого музея. Выполнение работы «Пряничный домик» с использованием художественных материалов:
белая гуашь, картон.
Раздел 2. Русские народные сказки. Лубок. Народная игрушка (44ч.)
Тема 2.1 Иллюстрация к русской народной сказке. Рисунок (4ч.)
Теория. Вспоминаем русские народные сказки. Игра «Узнай сказку по фрагменту».
Зачем нужны сказки, рождение сказки, народ – выдумщик.
Практика. Рисунок к сюжету любой русской народной сказки простым карандашом. Изображение одного из героев любимой сказки, вырезаем, крепим на палочку
– придумываем сказку все вместе, разыгрываем театральное действо. Материал: гуашь, кисть.
Тема 2.2. Книжная графика. Русская вязь (4ч.)
Теория. История русской письменности. Что такое буквица, каллиграфия, заглавная
буква – начало сказания. Книжная графика. Изображение заглавной буквы вязью.
Практика. Изображение заглавной буквы своего имени вязью. Материал: крафтбумага, перо, тушь.
Тема 2.3. Лубок (4ч.)
Теория. Понятие «лубок». «Сказка о том, как мыши кота хоронили и тем самым
русский лубок зародили». Основные традиции русского лубка. Просмотр мультфильма в лубочном стиле «А как наши космонавты».
Практика. Изображение сюжета в лубочном стиле. Материал: черная тонированная
бумага, гелиевая ручка белая или серебристая.
Тема 2.4. Каргапольская игрушка (8ч.)
Теория. Сказ о чудесной глине. Как добывали и зачем. Первые игрушки из глины.
Особенности и традиции каргапольской игрушки, её росписи.
Практика. Создание эскиза игрушки. Лепка игрушки. Роспись. Материал: полимерная глина, акриловые краски, кисти или фломастеры. Творческое задание: все
вместе создаём сюжет для мультфильма с героями каргопольской игрушки.
Тема 2.5. Дымковская игрушка (8ч.)
Теория. «Сказка о том, как в слободе Дымковской игрушка появилась». Особенности и традиции. Основные элементы росписи.
Практика. Изучение основных элементов росписи. Создание эскиза игрушки. Лепка из полимерной глины. Роспись индюшки – птицы счастья. Творческое задание:
придумай эскиз для обложки тетради в стиле дымковской росписи. Материал: гуашь, кисти.
Тема 2.6. Филимоновская игрушка (8ч.)
Теория. Особенности филимоновской игрушки. Необычная сказочная форма игрушки. История и традиции русской матрешки.
9

Практика. Просмотр документального фильма. Рисунок «Семья Матрёны». Создание эскиза филимоновской игрушки, преобразование игрушки в ёмкость для хранения канцелярских мелочей. Лепка, роспись. Материал: полимерная глина, акриловые краски.
Тема 2.7. Семёновская матрёшка
Теория. «Сказка о Матрёне да русской матрёшке». Традиции и история. Особенности росписи. Разновидности матрёшек.
Практика. Основные элементы росписи семёновской матрёшки. Эскиз матрёшки,
применение игрушки в современном мире. Бумажное конструирование «Семья
Матрёны». Материал: бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти.
Раздел 3. Крестьянский быт. Украшение дома (44ч.)
Тема 3.1. Предметы крестьянского быта (4ч.)
Теория. Предметы крестьянского быта, название, для чего нужны, из чего были сделаны, название профессий мастеров. История, традиции, праздники, приметы,
народный фольклор.
Практика. Просмотр документального фильма. Посещение краеведческого музея
зала «Деревенька моя». Эскизы, зарисовки карандашом с натуры предметов быта.
Материал: планшет А4, карандаш, бумага А4.
Тема 3.2. Натюрморт из предметов крестьянского быта (4ч.)
Теория. Беседа. Понятие натюрморт, характер, история и материал предметов. Состав натюрморта из предметов крестьянского быта.
Практика. Посуда Составление натюрморта из предложенных предметов. Рисунок
натюрморта, с использованием своих эскизов, набросков. Материал: карандаш простой, бумага А3.
Тема 3.3. Берестяной промысел (4ч.)
Теория. История и традиции берестяного промысла. Понятие «лукошко», «кузов»,
«туесок». Украшение резьбой и красками.
Практика. Конструирование из крафт-бумаги. Туесок. Роспись «Сказка о братце
Лукьяне, сестрице Любавушке и лесном хранителе Святоборе. Туесок, конструирование из крафт-бумаги, роспись. Творческая работа: создание украшения (браслет,
медальон) в стиле берестяного промысла. Создание эскиза для творческой работы.
Материал: крафт картон, резак для техники «вытынанка», клей.
Тема 3.4. Сказ о Жар-Птице (4ч.)
Теория. Сказки о Жар-Птице. Символика. История появления образа. Образ Жар –
Птицы в народном творчестве.
Практика. Просмотр советского мультфильма «Жар-Птица». Образ жар-птиц. Рисунок к сюжету сказки. Материал: масляная пастель, акварель.
Тема 3.5. Хохломская роспись (4ч.)
Теория. Сказ о том, как мастер от пера жар – птицы золотую краску получил. Основные элементы хохломской росписи. Роспись подноса «Сказ о том, как мастер от
пера жар-птицы золотую краску получил». Традиции и история росписи. Основные
элементы хохломской росписи.
Практика. Изучение основных элементов хохломской росписи. Роспись подноса.
Творческое задание: придумай эскиз для обложки альбома в стиле хохломской росписи. Материал: гуашь, кисти, бумага А3.
10

Тема 3.6. Гжельская роспись (4ч.)
Теория. «Сказ о дружных братьях, которые самому деду Трескунцу шубу разукрасили». Традиции и история росписи. Основные элементы гжельской росписи.
Практика. Изучение основных элементов гжельской росписи. Роспись сервиза.
Творческое задание: придумай эскиз шубы Деда Мороза в стиле гжельской росписи. Материал: гуашь, кисти, бумага А3.
Тема 3.7. Урало-сибирская роспись (8ч.)
Теория. Основные элементы росписи. Традиции и история. Внутреннее убранство
русской избы, роспись прялок, мебели, печи.
Практика. Рисунок интерьера крестьянской комнаты, роспись печки.
Тема 3.8. Обереги (4ч.)
Теория. История возникновения оберегов: куклы – закрутки, птице счастья. «Сказка
о поморской птице счастья, что на крыльях своих людям радость несет». О чем говорят обереги.
Практика. Создание птицы счастья при помощи оригами.
Тема 3.9. Серебряная чернь (4ч.)
Теория. История и традиции серебряной черни. Рассматривание изделий. Сказка об
умелом кузнеце и о Великоустюжском чернении по серебру.
Практика. Создание эскиза для панно. Переносим эскиз на картон, формирование
рисунка для панно фольгой, имитация черни при помощи акриловой краски.
Тема 3.10. Тульский пряник
Теория. Традиции русского застолья, чаепитие. «Сказка о тульском прянике, рассказанная дедушкой внучатам». Печка, как основной и необходимый элемент крестьянского интерьера.
Практика. Создание эскиза для тульского пряника на картоне. Создание театральной сервировки крестьянского застолья (самовар, скатерть, расписная посуда –
гжель, хохлома, деревянная и глиняная, угощение – баранки, пряники) Чаепитие с
тульским пряником.
Раздел 4. Русский народный костюм (20ч.)
Тема 4.1. Вологодское кружево (4ч.)
Теория. «Сказка о Вологодской пряхе и её девицах – кружевницах - мастерицах».
История и традиции вологодского кружева. Мультфильм «Зимняя сказка».
Практика. Рисунок морозных узоров, напоминающих вологодское кружево, тонкой
кистью белилами на тонированной бумаге.
Тема 4.2. Оренбургский платок (4ч.)
Теория. Прялка – самый древний инструмент для изготовления нитки. Виды прялок, просмотр видеоряда по данной теме. Песни мастериц за работой. «Сказка об
оренбургском пуховом платке». Песня «Оренбургский пуховый платок».
Практика. Понятие геометрический орнамент. Создание эскиза оренбургского пухового платка для мамы, гуашь, тычком жесткой кистью.
Тема 4.3 Традиционный русский костюм. Кокошник (4ч.)
Теория. История и традиции русского костюма. Кокошник – древний головной убор.
Значение кокошника в традиционном русском костюме. Рассказать ребятам как дизайнеры – модельеры используют русский стиль в современной одежде.
Практика. Игра «Укрась кокошник». Создание коллажа «Русский костюм».
11

Тема 4.4. Павловопосадский платок (4ч.)
Теория. Разновидности русских платков, платочные обряды. Традиции росписи
павловопосадского платка.
Практика. платочек для умывания из ткани, небольшого размера. Способ нанесения рисунка – набивка по ткани. Понятие растительный орнамент. Создаем цветочную композицию – в центре большой цветок, по краям маленькие цветы и узоры.
Тема 4.5. Холмогорская резьба (4ч.)
Теория. Сундук – необходимый предмет мебели в избе для хранения одежды. Фрагмент сказки - мультфильма «Аленький цветочек». История и традиции искусства
холмогорской резьбы. «Сказка о том, как кость резной да ажурной стала на диво
русскому миру».
Практика. Ажурное украшение для сундука в стиле холмогорской резьбы. Создание рисунка способом «вытынанка».
Раздел 5. Русское зодчество (24ч.)
Тема 5.1. Русская изба (8ч.)
Теория. Основные традиционные архитектурные элементы русской избы. Русская
народная сказка «Заюшкина избушка», просмотр мультфильма.
Практика. Создание эскиза избушки для зайчика по сюжету сказки, используя основные архитектурные элементы русской избы.
Тема 5.2 Наличник (4ч.)
Теория. Понятие архитектурного элемента наличник. Наличник – особое украшение
русского зодчества. Наличники в разных уголках России.
Практика. Прогулка по частному сектору в городе, фотографии различных наличников в коллекцию. Рисунок наличников. Набивка по ткани.
Тема 5.3. Русский терем. Стиль: «русское узорче» (4ч.)
Теория. История и традиции, основные архитектурные элементы. Отличие терема
от избы. Сказка «Теремок». Просмотр видео и иллюстративного ряда по теме. Знаменитые архитектурные памятники и современная архитектура, выполненная в
стиле «русское узорче»
Практика. Терем для царевны. Рисунок, акварель.
Тема 5.4. Русский изразец (4ч.)
Теория. «Сказка о чудесных изразцах». Понятие русский изразец. Значение графических символов в изразцовом искусстве. Для чего нужны и где применялись изразцы.
Практика. Создание эскиза, а затем рисунка на керамической плитке в стиле «русский изразец» акриловыми красками.
Тема 5.5. Русский храм (4ч.)
Теория. История и традиции русского храма. Архитектурный стиль. Основные архитектурные элементы русского храма
Практика. Зарисовки храмов разных стилей. Рисунок храма пастелью
Раздел 6. Итоговые занятия. Пленэр. Экскурсии
Теория. Тематическая информация.
Практика. Пленэр в частном секторе города «Русская изба». Пленэр у храма города. Экскурсия в музей Урало – сибирской росписи.
12

Раздел 7. Итоговое занятие (2ч.)
Практика. Игровая программа. Викторина. Подведение итогов учебного года.
Планируемые результаты
Предметные:
 узнает виды народных художественных промыслов России и сможет выразить свое
эмоционально-ценностное отношение к многонациональной культуре страны;
 узнает способы сохранения культурных особенностей Родины и бережного отношения к культурному наследию народов России;
 научится экспериментировать с различными материалами и работать с ними в разных техниках;
 научится безопасному использованию материалов и инструментов для творчества;
 овладеет основными способами деятельности, проявит инициативу и самостоятельность в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, росписи, лепке, аппликации), игре, общении, конструировании.
Метапредметные:
 научится выражать в разговоре любовь к Родине, гордость за достижения и культуру своей Родины;
 будет обладать установкой на положительное отношение к миру народных промыслов;
 научится ценить труд Мастера, труд Педагога, свой труд и труд своих товарищей;
 научится адекватно оценивать свои работы и грамотно исправлять свои ошибки;
 сможет выполнять творческие задания индивидуально и в коллективе;
 научится активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в
совместной деятельности;
 овладеет развитым художественным воображением, которое реализуется в разных
видах творческой деятельности;
 сможет контролировать свои движения и управлять ими, поскольку на занятиях
развивается мелкая моторика;
 сможет представлять родителям результаты своей творческой деятельности;
Личностные:
 освоит гражданско-патриотические ценностные ориентации: патриотизм, уважения
к традициям, культуре, традиционным ценностям народа, осознание своей этнической принадлежности;
 освоит нравственные ценностные ориентации: уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, сотрудничество со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста;
 освоит социальные ценностные ориентации: следование социальным нормам, правилам поведения, ролям и формам социальной жизни в группах и сообществах;
 освоит трудовые ценностные ориентации: формирование ответственного отношения к деятельности, саморазвитие, самообразование, труд, творчество.

13

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Продолжительность
учебного года

Продолжительность учебного
периода

Сроки каникул

Начало уч. года:
01.09.2024г.

1 полуг.

с 01.09.2024г.по 31.12.2024г.

16
Зимние:
недель 01.01.-08.01.

Конец уч. года:
31.05.2025г.

2 полуг.

с 09.01.2025г.по 31.05.2025г.

20
Летние:
недель 01.06.-31.08

Итого за уч. год

9 месяцев – 36 учебных недель

Праздничные
дни
04 ноября
31 декабря
23 февраля
08 марта
01-03 мая
09 мая

Условия реализации программы
Образовательный процесс - очный.
Организация образовательного процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они в полной мере раскроют эмоционально-волевую и сенсомоторную сферы, приобретут практические умения и почувствуют радость от занятий творчеством. Учитывая психофизические особенности обучающихся, применяется комплекс организационных условий, отвечающих принципам развивающей
педагогики.
Создавая на занятиях творческие работы, обучающиеся знакомятся с русскими
народными традициями, учатся мастерству, находят общий язык со своими сверстниками, создают неповторимые изделия, развивают мелкую моторику, учатся творчеству, открывают для себя мудрый мир предков, новые художественные образы,
которые они несут в себе, остаются в памяти и находят место в мировоззрении ребенка. Традиции сохраняются и входят в жизнь каждого ребенка, сохраняя самобытную народную культуру.
Содержание программы включает:
Теоретические занятия (информационный компонент) направлены на получение
знаний о художественной культуре и изобразительного искусства, а также на социальную адаптацию обучающихся.
Практические занятия подразделяются на:
 Творческое совершенствование, которое определяет гармоничное развитие и разностороннюю эстетическую оценку ребенка.
 Самостоятельная деятельность показывает его творческий путь.
 Диагностический материал объективно и дифференцированно оценивает результаты образовательной, воспитательной и развивающей деятельности.
 Участие в выставках, фестивалях, конкурсах изобразительного творчества позволяет ребенку оценить собственный уровень подготовленности, особенности своих
навыков и умений.
 Рекреационный материал включает педагогические и художественные мероприятия, способствующие развитию чувств, наблюдательности и фантазии.
Исходя из психофизических особенностей детей, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики.
14

Формы занятий:
 Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий
год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся.
 Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в
тех или иных техниках с различными приёмами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
 Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать
азы рисунка используя натуру.
 Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
 Тематическое занятие – детям предлагается работать над определённой темой или
заданием. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
 Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу
в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
 Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной
темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
 Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
 Занятие-экскурсия – проводится на выставке с последующим обсуждением в объединении.
 Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
 Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год.
Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и
подготовки к отчетным выставкам.
Формы организации образовательной деятельности:
 групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
 индивидуальная (каждый ребёнок делает свою работу);
 коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Формы проведения занятий:
 практические занятия;
 игры;
 конкурсы;
 соревнования;
 выставки;
 праздники.
Методы проведения занятий:
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация);
 словесный (объяснение, изложение, беседа, рассказ);
15

практический (выполнение работ).
Методы работы с обучающимися на занятиях:
 фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися);
 индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм
работ);
 групповой (организация работы в группах);
 индивидуальный (индивидуальное выполнение работы).
Методы, в основе которых лежит деятельность детей:
 объяснительно – иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);
 репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности);
 частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Педагогические технологии:
 технология индивидуального обучения;
 технология группового обучения;
 технология коллективного взаимообучения;
 технология развивающего обучения;
 технология разноуровневого обучения;
 технология исследовательской деятельности;
 технология проектной деятельности;
 технология игровой деятельности;
 технология коллективной творческой деятельности;
 здоровьесберегающая технология.
Принципы обучения и воспитания
 Принцип гармонизации личности и среды – ориентации на максимальную самореализацию личности.
 Принцип гуманности – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально – культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и досуга детей.
 Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое
усвоение детьми необходимых знаний и умений.
 Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной педагогической среды.
 Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита нагляднообразная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие и представление.
 Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить
процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и
навыками опиралась на то, что уже усвоено.


16

Структура занятия, этапы:
 Организационный, мотивация к деятельности и положительный настрой.
 Постановка целей и задач занятия.
 Новые знания, закрепление материала и способов деятельности.
 Деятельностный - творческая работа.
 Физкультурная минутка.
 Рефлексия.
 Заключительный этап.
Материально-техническое обеспечение
 Оборудование: хорошо освещенный тематически оформленный кабинет, столы,
стулья по количеству обучающихся.
 Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска;
 Художественные материалы и инструменты: карандаши, акварель, гуашь, акриловые краски, восковые мелки, масляная пастель, ластик, кисти разных номеров,
штампы поролоновые разного размера, губки, фломастеры, гелиевые ручки, пастель, палитры, кисти, ножницы, стеки и др.;
 Расходные материалы: картонные коробки с крышками, клей (ПВА), бумага белая
и цветная разной фактуры (формат А3, А4), ватман, толстая пряжа, скотч, полуфабрикаты для аппликации, пуговицы, фантики, бумага для скрапбукинга, ленты (бумажные и тканевые), блестки, пайетки, заготовки для росписи (объемные и рельефные) из дерева, папье-маше и другие элементы.
 Методическое и дидактическое обеспечение: тематические папки, иллюстрации,
схемы, профили, заготовки, шаблоны, репродукции, картинки, открытки, журналы,
пособия, сундук с изделиями народных промыслов художников Гжели, Жостова,
Хохломы, Дымковской игрушки, Семеновской матрешки, Павловопосадской платочной мануфактуры;
 Информационное обеспечение: презентации, видео-, аудио-, фото материалы.
Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с
детьми среднего школьного возраста.
Формы аттестации, виды контроля и способы определения результативности
Мониторинг освоения образовательной программы
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
В образовательном процессе будут использованы следующие виды и методы контроля успешности освоения обучающимися программы.
 Входной контроль организуется в начале учебного года, с целью выявления мотивации обучающихся к занятиям творческой деятельностью и уровня ЗУН на начало
учебного года (форма диагностики – устный опрос).
 Текущий контроль с целью непрерывного отслеживания уровня усвоения материала, выполнения работ и стимулирования обучающихся. В процессе объяснения теоретического материала педагог обращается к обучающимся с вопросами и коротки17

ми заданиями; в процессе выполнения практических работ контролирует и оценивает.
 Промежуточный контроль в виде ДПИ-викторины, тесты, ДПИ-конкурсы, презентации (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
 Итоговый контроль в бумажной форме и в виде презентации завершенной проектной работы, которая может быть представлена на конкурсах различного уровня.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
 через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала);
 через смотр и анализ законченных работ.
Критерии и система оценки творческой работы:
 Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента.
 Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства при выполнении заданий.
 Общее впечатление от работы.
 Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в
оформлении и соответствие оформления работы.
 Аккуратность всей работы.
Формы промежуточной аттестации:
 творческое задание;
 игровое задание;
 выставка работ или участие в конкурсе;
 опрос, беседа;
 самостоятельная работа;
 наблюдение;
 диагностическое анкетирование или тестовое задание по теме в ходе занятия;
 практическая работа.
Промежуточная аттестация осуществляется соотнесением планируемых и
полученных результатов, заявленных в программе по завершении периода
обучения.
Формы подведения итогов реализации программы
 Организация и проведение открытого занятия;
 Проведение мастер-классов.
 Участие в тематических выставках.
 Участие в конкурсах различного уровня.
 Тематические викторины и тесты.
Показатели результативности:
 Позитивная динамика познавательного интереса.
 Накопление обучающимися опыта и социальных установок.
 Эффективное участие в творческих мероприятиях.
 Удовлетворенность от выполнения творческих работ.
 Для отслеживания результативности используется педагогический мониторинг,
включающий контрольные задания, диагностику личностного роста, ведение педагогического наблюдения.
18

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №
09-3242;
5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагогов:
1. Вакуленко, Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история,
Практика. учеб. пособие / Е. Г. Вакуленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 380с.
2. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С. 28 - 29.
3. Величко, Н. К. Русская роспись. Техника. Приёмы. Изделия: энциклопедия / Н. К.
Величко; обраб. илл. Н. Добросовестновой [и др.]. - М.: АСТ-Пресс книга, 2013. 224с.
4. Гришина, А. Традиция народного искусства в школьном воспитании / А. Гришина
// Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 59-62.
5. Есикова, Т. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами
изобразительного искусства: учеб. -метод. пособие / Т. В. Есикова. - Уфа: Творчество, 2002. - 47 с.
6. Усова А.П. Русское народное творчество: книга для педагогов / А. П. Усова - Издание 3-е. – М.: Просвещение, 1972. - 76 с.
7. Халезова, Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка: Пособие для педагогов /
Н. Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1984. -196с.
Литература для родителей:
1. Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании школьников / Т. С. Комарова М.: Педагогическое общество России. - 2005. - 208с.
2. Маркова, Ю. Вот такая хохлома / Ю. Маркова // Костёр. - 2011. - № 2. - С. 17-20
3. Народные художественные промыслы России: история, география и культура /
Аманжолова Д. А. и др. - М., 2012. - 291 с.
4. Обухова, С. Становление эстетически развитой личности средствами регионального искусства / С. Обухова // Дошкольное воспитание. - 2010. - №6. - С. 75-76
19

5. Скоролупова, О. А. Знакомство детей школьного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М.: Феникс, 2006. - 128 с.
6. Старкова, И. А. Развитие эстетических чувств в процессе ознакомления школьников с народным декоративно-прикладным искусством: автореф. дис. ... канд. пед.
наук: 13.00.01 / И. А. Старкова; Моск. гос. открытый пед. ин-т. - М., 1994. - 16 с.
Литература для обучающихся:
1. Гжельский керамический промысел / С. В. Горожанина, Е. В. Куценко. - М.: Мелихово, 2006. - 63с.
2. Жемчугова, П. П. Декоративно-прикладное искусство / П. П. Жемчугова. - СПб.:
Литера, 2006. - 127 с.
3. Староверова, Т. В. Секреты Хохломы / Т. В. Староверова // Начальная школа. 2013. - № 7. - С. 45-48.
4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным и декоративно-прикладным искусством. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 175 с.
Интернет-источники:
1. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/catalog.asp
2. Дополнительное образование http://dopedu.ru/ Информационный портал системы дополнительного образования детей содержит материалы по следующим разделам: нормативноправовое обеспечение, методическая мастерская, образовательные программы, профессиональные объединения.
3. Внешкольник. РФ http://dop-obrazovanie.com/ Сайт о дополнительном (внешкольном) образовании. Представлена законодательная база, публикации материалов по Дополнительному образованию, новейшие методики и разработки, каталог работ учреждений дополнительного образования и др.
4. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/ для создания своих минисайтов, ведения блогов и сообществ, обмена опытом, поиска различных материалов: сценарии мероприятий, презентации, сборники.
5. -Народное искусство. Промыслы России. Серия тестовых заданий
6. https://multiurok.ru/files/narodnoe-iskusstvo-promysly-rossii-seriiatestovyk.html?ysclid=lx76gfctn876017653
7. -Интеллектуальная познавательная викторина «Народные промыслы России»
https://урок.рф/library/intellektualnaya_poznavatelnaya_viktorina_narodni_125657.html
8. Тестирование. Виды народной росписи https://videouroki.net/razrabotki/tiestirovaniie-vidynarodnoi-rospisi.html

20

Приложение №1
Входная диагностика обучающихся по программе «Жар-птица»
Анкета «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?
Назначение: изучение уровня освоения знаний по вопросам понятия и сущности
народных промыслов, определение уровней сформированности эмоциональнопобудительного компонента эстетической воспитанности детей.
Ход анкетирования: анкетирование проводится устно с группой детей.
1. Интересно ли тебе узнать, что такое народное декоративно-прикладное искусство?
а) Да; б) Нет; в) Неуверен(а).
2. Хотел бы ты иметь дома изделия народных мастеров?
а) Да; б) Нет; в) Неуверен(а).
3. Нравится ли тебе учиться старинным ремеслам?
а) Да; б) Нет; в) Неуверен (а).
4. Где тебе доводилось больше всего заниматься изготовлением поделок?
а) На занятиях в детском саду, на уроках в школе;
б) На занятиях в детском саду, на уроках в школе, дама;
в) На занятиях в детском саду, на уроках в школе, дома или в кружке.
5. Хотел бы ты больше узнать о народном искусстве и научиться делать красивые вещи?
а) Да; б) Нет; в) Не очень.
6. Какой из подарков ты выбрал бы ко дню рождения?
а) Набор инструментов и материалов для рукоделия;
б) Компьютерную игру;
в) Книгу сказок.
7. На празднике в старой крепости ты интересовался бы больше:
а) Работой гончара за гончарным кругом;
б) Сладостями и угощениями;
в) Театрализованным представлением.
7. Как часто ты в свободное время рисуешь, лепишь, делаешь поделки?
а) Каждый день;
б) Иногда, редко;
в) 1 -2 раза в неделю (обычно по выходным дням).
9. Интересно ли тебе слушать и читать сказки, рассматривать иллюстрации к ним, беседовать со взрослыми о чудесных волшебниках и мастерах?
а) Да;
б) Нет;
в) Не очень.
10. Хотел бы ты побывать в музее или на выставке произведений
искусства?
а) Да;
б) Нет;
в) Если будет возможность.

21

Оценивание ответов
 1 балл - при выборе варианта ответа «а» на вопросы 1-3, 5-10, за выбор ответа «в»
на вопрос 4;
 0,5 балла - при выборе варианта ответа «в» на вопросы 1-3, 5-10, за выбор ответа
«б» на вопрос 4;
 0 баллов - при выборе варианта ответа «б» на вопросы 1-3, 5-10, за выбор ответа
«а» на вопрос 4.
Шкала определения уровней сформированности эмоционально-побудительного
компонента эстетической воспитанности:
 0-3 балла -низкий уровень;
 4-6 балла - средний уровень;
 7-10 баллов - высокий уровень.

22

Приложение №2
Итоговая диагностика обучающихся по программе «Жар-птица»
Критерии сформированности знаний:
 знания о народном декоративно-прикладном искусстве;
 знания о характерных особенностях народных промыслов;
 умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы;
 умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью;
 умение лепить игрушку;
 умение расписывать игрушку народного промысла.
Контрольное задание:
Цель задания. Определить уровень знаний ребенка о народном декоративноприкладном искусстве.
Методы. Игра, беседа, запись действий и ответов ребенка.
Оборудование. Предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, городецкие изделия, хохломские изделия, гжельский фарфор, деревянные матрешки, богородские игрушки.
Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает помочь организовать «Вернисаж» — выставку по продаже предметов народного декоративно-прикладного
искусства. Нужно разложить предметы по промыслам. Далее педагог предлагает
кому-то из детей стать продавцом, а другие становятся покупателями (роли меняются по команде педагога). Дети должны задавать продавцу вопросы: «Как
называются эти изделия? Чем отличаются городецкие изделия от хохломских?
Что общего между городецкими и хохломскими изделиями? Покажи филимоновские и дымковские игрушки? Чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских? Покажи гжельскую посуду, что ты можешь рассказать о ней? Есть ли на
выставке матрешки? Расскажи, пожалуйста, о них. А есть ли здесь богородские
игрушки? Что ты можешь рассказать о них? После того как продавец ответит на
заданные вопросы, покупатели должны поблагодарить за выставку и попросить
посоветовать к покупке красивую вещь в подарок. Ребенок предлагает какое-либо
изделие, и объясняет свой выбор.
Примечание. Предметы декоративно-прикладного искусства могут быть подобраны
педагогом с учетом региональных особенностей.
Анализ результатов: показателем являются знания о народном декоративноприкладном искусстве.
Критерии оценки:
Высокий уровень. Ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру; знает характерные
особенности большинства народных промыслов; аргументирует выбор того или
иного изделия, знает и в основном правильно называет народные промыслы. При
восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства может дать
им эстетическую оценку.
Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в
23

названии народных промыслов. Не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного промысла. Часто аргументирует свой выбор изделий
народного декоративно-прикладного искусства. При восприятии предметов
народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую
оценку.
Уровень ниже среднего. Ребенок проявляет слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступает в игру; путает и не
всегда правильно называет народные промыслы. С трудом выделяет характерные
особенности того или иного промысла. Затрудняется аргументировать свой выбор
изделий народного декоративно-прикладного искусства. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».