Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100 Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Студия СД» Возраст обучающихся: 9-18 лет Срок реализации: 3 года Автор-составитель: Кодочигова Елена Алексеевна, методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Направленность программы – художественная. При разработке данной программы учитывалась специфика регионального компонента образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма. Родители (законные представители) в качестве приоритетной выдвигают проблему воспитания подростков, они считают, что формирование интереса к музыкальной культуре и приобщение детей к основам эстрадного искусства поставит их перед решением конкретных исполнительских задач и расширит музыкальный кругозор. Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков становится первым кумиром и возможностью выражать себя. Музыкальное искусство с древних времён считалось не только источником эстетического и духовного развития личности, но и определённым фундаментом морали и нравственности. Большой интерес школьников к музыкальным инструментам, новым стилям, а также в связи с мировой тенденцией отказа от компьютерного звучания и переход на «живой звук», выявили необходимость создания программы по организации музыкальной студии с возможностью обучения игре на популярных эстрадных инструментах. В основе программы систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, обучению игре на музыкальных инструментах, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанированию, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях. Актуальность программы. «Студия СД» – это творческая лаборатория, где постоянно идет эксперимент: от подбора на слух простейшего аккомпанемента к песне до создания музыкальных композиций. Интерес школьников к деятельности в музыкальной студии позволяет заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость. Правильно организованная и тщательно продуманная работа музыкальной студии способствует подъёму общей музыкальной культуры, развивает чувство ответственности, формирует нравственные и музыкально эстетические взгляды, мировоззрение. Реализация настоящей программы стимулирует у школьников развитие художественного вкуса, помогает преодолеть неуверенность в себе, сплачивает детский коллектив и при правильном подборе репертуара воспитывает по-настоящему культурного человека, гражданина своей страны. 2 Новизна программы опирается на понимание обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе сверстников, быть готовым к быстрому обновлению знаний. Новизна программы также заключается в приобщении обучающихся к созданию духовных ценностей посредством включения их в процесс художественного творчества и, как следствие, развитию творческой личности, имеющей навыки самореализации и самовыражения в социуме. Отличительные особенности программы от других программ состоят в комплексном изучении учебного материала, овладению обучающимися социальных проб и приобретения опыта социальных практик. Адресат программы. Программа рассчитана на подростков 9-18 лет, заинтересованных в повышении уровня развития музыкальных навыков, имеющих склонность к их развитию (чувство ритма, музыкальный слух, артистичность, голосовые данные, сценическая выразительность). В коллектив принимаются все желающие школьники. Зачисление обучающихся на программу проводится в начале учебного года по желанию детей и с согласия родителей (законных представителей). Занятия по данной программе проводятся в группе, наполняемостью не более 15 человек Возрастные особенности. Различают четыре основных стадии развития голоса: 79 лет - младший до мутационный возраст; 10-13 лет - старший до мутационный возраст; 13-15 лет - мутация; 6-18 лет - после мутационный период, становление голоса взрослого человека. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в решении жизненных задач, а также увеличивают эмоционально-чувственную сферу. Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия, эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский характер познания, конформизм Ценностные приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья. В среднем школьном возрасте основным видом деятельности подростка является учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным. Подросток чаще всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в той или иной деятельности. Подросток пытается реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения (развивая их). В старшем школьном возрасте основным видом деятельности в юношеском возрасте является общение и коммуникабельность, но учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. На первое место выдвигаются 3 мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением, саморазвитием и самоопределением. Активно формируются устойчивые ценности и системы ценностей, корректируется мировоззрение. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Согласно возрастным особенностям детей (мутационный период), выделяются 3 возрастные категории:1 категория детей от 9 до 11 лет; 2 категория обучающихся от 12 до 15 лет; 3 категория - от 16 до 18 лет. В соответствии с этим выстраивается разный репертуар для каждой категории обучающихся. Режим занятий. В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Во второй и третий годы обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. В соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для школьников составляет 40 минут. Объем общеразвивающей программы. Первый год обучения – 144 часа, второй год обучения - 216 часов, третий год обучения – 216 часов. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы –576ч. Срок освоения программы - 3 года, продолжительность образовательного процесса: 108 учебных недель - 27 учебных месяцев. Уровневость общеразвивающей программы. «Стартовый уровень» обучения сочетает в себе формирование у обучающихся начальных вокальных, инструментальных навыков и изучение основ музыкальной грамоты. На занятиях юные музыканты расширяют свой кругозор в рамках эстрадной музыкальной культуры и учатся владеть микрофоном в аудитории и на сценической площадке. «Базовый уровень» и «Продвинутый уровень» обучения развивают певческий голос, способствуют проявлению творческой инициативы, творческой целеустремленности, осознанию своих возможностей, умению справляться с психологическими комплексами. В содержание учебного курса включена сценическая инструментальная практика, теория музыки, сценодвижение и искусство речи. Форма обучения – очная. Виды занятий – теоретические, практические, контрольные. Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос, анкетирование, кроссворд, контрольные упражнения/задания, открытое занятие, смотр номеров, анализ работ, отчетный концерт. Цели программы: ⎯ формирование интересов и развитие творческих способностей школьников в области современной музыки разных стилей: эстрада, фольклор, рок, поп, рэп; ⎯ использование социально-педагогических возможностей интереса детей к музыке. 4 Задачи программы: Обучающие: ⎯ овладение обучающимися разнообразными техническими приемами игры на инструментах, вокальному мастерству; ⎯ обучение обучающихся основам музицирования и импровизации; ⎯ профориентация более способных детей. Развивающие: ⎯ развитие музыкальных, творческих способностей, импровизации, внимания, памяти, музыкального слуха, мышления, воображения, устойчивого, глубокого интереса и любви к исполнительству. Воспитательные: ⎯ воспитание необходимых для жизни духовно – нравственных качеств, нравственных установок; ⎯ формирование адекватного отношения к ценностям искусства; ⎯ привитие навыков культуры поведения, творческой дисциплины, внимательности и сосредоточенности; ⎯ формирование личности, способной творчески реализовать себя в социуме. Основные направления и содержание деятельности ⎯ овладение навыками игры на инструментах: гитара, бас-гитара, барабанная установка, клавишные; ⎯ вокализация (овладение навыками пения); ⎯ овладение приемами работы с звукоусилительной аппаратурой, микрофоном; ⎯ подбор репертуара; ⎯ сценическое мастерство: мимика, пластичность, создание образа, импровизация; ⎯ концертные выступления; ⎯ участие в конкурсных мероприятиях различного уровня. Задачи первого года обучения Обучающие: ⎯ формирование знаний о теории музыки и творчестве известных музыкантов ⎯ формирование знаний об устройстве инструмента, приёмах настройки и извлечения звука; ⎯ формирование знаний правильной посадке и аппликатуры; ⎯ формирование знаний буквенного обозначения аккордов и тональности; ⎯ формирование знаний правил техники безопасности при работе с электромузыкальным инструментом, усилительной аппаратурой. Развивающие: ⎯ развитие навыков пения в сопровождении ансамбля или фонограммы -минус; ⎯ развитие умений владения музыкальным инструментом и игры аккордов по буквам; ⎯ развитие умений слышать сопутствующие инструменты группы; ⎯ развитие умений игры основных ритмов и стилей в составе ВИА. 5 Воспитательные: ⎯ воспитание нравственных установок; ⎯ формирование интереса к ценностям искусства; ⎯ привитие навыков культуры поведения и творческой дисциплины. Задачи второго года обучения Обучающие: ⎯ формирование знаний по основам нотной грамоты; ⎯ формирование знаний аккомпанемента и пения; ⎯ формирование знаний сценического поведения; ⎯ формирование знаний гигиены голоса и слуха; ⎯ формирование знаний правил техники безопасности при работе с электромузыкальным инструментом, усилительной аппаратурой. Развивающие: ⎯ развитие умений играть совместно с ансамблем солирующие партии; ⎯ развитие навыков игры произведения по табулатуре; ⎯ развитие умений применения приемов двухголосия и выразительного исполнения вокальных произведений; ⎯ развитие навыков применения знаний сценических выступлений; ⎯ развитие умений работы с музыкальными компьютерными программами. Воспитательные: ⎯ воспитание необходимых для жизни духовно – нравственных качеств; ⎯ формирование интереса к искусству эстрады; ⎯ привитие навыков, внимательности и сосредоточенности; ⎯ формирование коммуникативных навыков. Задачи третьего года обучения Обучающие: ⎯ формирование знаний музыкальной грамоты и элементарной теории музыки; ⎯ формирование знаний правил техники безопасности при игре на электронных инструментах; ⎯ формирование знаний о типах аккомпанемента, характерных для стилей и жанров современной эстрадной, джазовой и рок-музыки (блюз, рок-н-ролл, рок-баллада, латино и т. д.); Развивающие: ⎯ развитие умений исполнения на инструментах ансамблевые партии и петь 3 – 4 песни эстрадного, джазового репертуара, рок-репертуара; ⎯ развитие умений исполнения стандартных аккомпанементов рок-н-ролла, блюза и др.; ⎯ развитие умений игры в ансамбле с соблюдением звукового баланса инструментов; ⎯ развитие навыков техничного и выразительного исполнения сольной партии и вокального исполнения песни; ⎯ развитие навыков интонационно и ритмически точного звукоизвлечения на инструментах. Воспитательные: 6 ⎯ формирование адекватного отношения к ценностям искусства; ⎯ привитие навыков культуры поведения, творческой дисциплины, внимательности и сосредоточенности; ⎯ формирование личности, способной творчески реализовать себя в социуме. Учебный (тематический) план Стартовый уровень обучения № п/п 1. 1.1 1.2 Кол-во часов Наименование разделов, тем Вводное занятие История ВИА. Знакомство с инструментальным составом ВИА Техника безопасности при работе электроаппаратурой Всего теория практика Формы аттестации/ контроля 4 2 2 Входная диагностика 2 1 1 Викторина 2 1 1 Устный опрос Кроссворд 2. Основы музыкальной грамоты 10 8 2 3. Струнные инструменты 20 6 14 3.1 Шестиструнная гитара 6 2 4 3.2 Электрогитара 7 2 5 3.3 Бас-гитара 7 2 5 4. Клавишные инструменты 11 1 10 5. Ударные инструменты 15 1 14 6. Основные певческие навыки 15 5 10 Устный опрос 7. Ансамблевая игра 49 10 39 Анализ работ 8. Концертная деятельность 10 5 5 Смотр работ 9. Музыкальнообразовательные беседы 6 4 2 10. Итоговое занятие 2 - 2 144 42 102 Итого: Тестирование Контрольные задания Контрольные упражнения Анализ работ Концертная программа Содержание учебного (тематического) плана Первый год обучения Радел 1. Вводное занятие (4ч.) 7 Теория: Знакомство. Вопросы противопожарной безопасности, технике безопасности, правилам дорожного движения. Знакомство с программой обучения. Условия и требования студии. Беседы о музыкальном опыте обучающихся. Тема 1.1. Из истории ВИА. Знакомство с инструментальным составом ВИА Теория: Знаменитые вокально-инструментальные ансамбли, их роль в музыкальной культуре. История появления инструментов, их изобретатели. Выразительные возможности инструментов. Значение термина «ансамбль». Знакомство с инструментальным составом. Устройство. Сборка и разборка инструментов, их составные части. Уход за ними. Тема 1.2. Техника безопасности при работе с электроаппаратурой Теория: Техника безопасности при игре на электромузыкальных инструментах. Практика: Правильное безопасное использование звукоусилительной аппаратуры. Радел 2. Основы музыкальной грамоты (10 ч.) Теория: Натопись, скрипичный и басовый ключи, мажор и минор, длительность, размеры. Музыка как временной вид искусства. Простейшие ритмические группы в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Практика: Упражнения по теме - «Чтение ритма и анализ на слух в разных размерах»; тактирование. Радел 3. Струнные инструменты (20ч.) Тема 3.1. Шестиструнная гитара Теория: Знакомство с инструментом, общие сведения, устройство и настройка, посадка, положение гитары, постановка рук, извлечение звука. Буквенно-цифровое обозначение аккордов, схема аккордов. Практика: Игра на открытых струнах. Чтение аккордов. Аккорды и способы извлечения. Арпеджио. Игра на закрытых струнах, смена позиции. Игра от исходной открытой ноты на струне дальше по грифу. Разучивание простейших упражнений (одноголосно, двухголосно). Баррэ, приемы игры: легато, стаккато, тремоло, ар-педжиато. Авторские песни. Индивидуальные занятия на инструменте. Тема 3.2. Электрогитара Теория: Современная электрогитара, ее устройство, тембровые и динамические возможности. Особенности техники игры. Технические характеристики электрогитары, темброблока, усилителей и колонок, правила подключения, использование, хранение. Игра с медиатором. Практика: Освоение различных видов техник: аккордов, арпеджио, легато, глиссандо, вибрато, тремоло. Исполнение различных ритмов. Тема 3.3. Бас-гитара Теория: Устройство, технические характеристики. Подключение, пользование, роль в ансамбле. Практика: Положение инструмента, постановка рук, игра пальцами и медиатором. Аппликатура и позиции. Положение большого пальца. Игра в басовом ключе. Приемы игры. Радел 4. Клавишные инструменты (11ч.) Теория: Основы гармонии и музыкальной грамоты; устройство клавишных инструментов; приемы игры на клавишных инструментах в ансамбле; уход и правила эксплуатации клавишных инструментов. 8 Практика: Приемы игры одной, двумя руками; клавишные переключения; упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на инструменте. Аккомпанирование солисту, другому инструменту (гитаре), группе. Приемы игры на синтезаторе. Отработка навыков ансамблевой игры. Раздел 5. Ударные инструменты (15ч.) Теория: Сведения об инструменте, устройстве, ритмы, их обозначение. Практика: Игра на малом барабане. Игра на ударной установке. Развитие технических навыков игры. Раздел 6. Основные певческие навыки (15ч.) Теория: Основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом, особенности вокального пения в ансамбле. Практика: Формирование певческой установки, развитие слуха. Упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном. Развитие навыков ансамблевой игры. Подбор и работа над художественным репертуаром. Работа с музыкальными программами. Радел 7. Ансамблевая игра (49ч.) Теория: Основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии. Практика: Ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства. Радел 8. Концертная деятельность (творческие отчеты) (10ч.) Теория: Ансамбль как слитное, слаженное исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу. Основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене. Практика: Отработка слаженной и уравновешенной игры. Точное исполнение длительностей. Единство темпа, согласованное изменение силы звука. Звуковой баланс (между инструментальной и солирующими группами). Аккомпанирование солистам. Развитие музыкально-слуховой дисциплины. Участие в мероприятиях, праздниках, творческий отчет. Радел 9. Музыкально-образовательные беседы (6ч.) Теория. Из истории рок-музыки. Авторская песня. Жанровое разнообразие музыки. Роль исполнителя в ансамбле. Секрет популярности. Радел 10. Определение результативности обучения по программе (2ч.) Теория: Аттестация обучающихся по отдельным видам программы. Практика: Отчетный концерт. Подведение итогов. Планируемые результаты Предметные результаты: ⎯ наличие знания о теории музыки и творчестве известных музыкантов; ⎯ наличие знаний устройства акустической гитары и самостоятельная настройка гитары; ⎯ наличие расширенного кругозора в области музыкальных понятий, терминов; 9 ⎯ овладение постановкой на грифе и буквенно-цифровое обозначение простых аккордов; ⎯ освоение умений и навыков в технике искусства аккомпанемента и пения под гитару; ⎯ применение культуры поведения в коллективе и на сцене; ⎯ овладение правилами безопасности труда и личной гигиены. Метапредметные: ⎯ наличие способности слушать и слышать педагога; ⎯ наличие способности в межличностном общении и сотрудничестве; ⎯ успешное взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности; ⎯ наличие творческой инициативы и самостоятельности в овладении учебными действиями; ⎯ наличие эстрадоустойчивости и способности к рефлексивной деятельности. Личностные: ⎯ наличие мотивация к музыкальному творчеству и к общим делам студии; ⎯ наличие творческих способностей, чувства меры, музыкального вкуса; ⎯ внимательное и ответственное отношение к творческой работе; ⎯ наличие раскрепощенности и уверенностью в себе; ⎯ владение самостоятельностью и самоконтролем. 10 Учебный (тематический) план Базовый уровень обучения Кол-во часов № п/п Наименование раздела, темы 1. Вводное занятие. Техника безопасности 5 2 3 Входная диагностика 2. Музыкальная грамота 10 2 8 Тестовые задания 3. Групповые занятия (вокальноансамблевая работа) 62 2 60 Анализ работ 4. Струнные инструменты 20 3 17 Педагогическое наблюдение 4.1 Шестиструнная гитара 6 1 5 4.2 Электрогитара 7 1 6 4.3 Бас-гитара 7 1 6 5. Клавишные инструменты 15 3 12 6. Ударные инструменты 30 5 25 7. Вокальная работа 25 5 20 15 3 12 Концерт 10 5 5 Квиз 20 - 20 Смотр работ Концертная программа Итоговая диагностика Всего теория практика Формы аттестации/ контроля Устный опрос 8. 9. 10. 11. Концертная деятельность (творческие отчеты, выступления) Музыкально-образовательные беседы, музыкальные проекты Работа с одаренными обучающимися Итоговые занятия Итого: Контрольные задания Викторина 4 - 4 216 28 188 Содержание учебного (тематического) плана Второй год обучения Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности (4ч.) Теория: Особенности второго года обучения. Правила поведения обучающихся на занятии, репетиции, концерте. Устройство и настройка инструментов. Подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам. Основы звукоизвлечения и вокального искусства. Гигиена голоса и слуха. 11 Практика: Групповое взаимодействие. Тестирование музыкальных интересов подростков. Упражнения на солирующую роль каждого инструмента в ансамбле. Слуховой контроль. Раздел 2. Музыкальная грамота (10ч.) Теория: Цель, необходимость, приемлемость в ансамблевой музыке: способы претворения. Роль гармонии, функциональная основа музыки. Интервал как элемент гармонии. Связь интервалов, созвучий. Практика: Анализ музыкальных примеров: аккордовая фактура и разложенная, развернутая музыкальная ткань. Сочетание различных способов изложения музыкального материала. Аккордовые последовательности, пение по голосам, игра на инструменте. Анализ партитур студии. Радел 3. Групповые занятия (вокально-ансамблевая работа) (62ч.) Теория: Роль каждого инструмента в группе. Соло и звуковой баланс между солистами и аккомпанементом. Практика: Дальнейшее развитие ансамблевых навыков. Чистота исполнения (строй), единство темпоритма. Звуковой баланс в аккомпанирующей группе и при работе с солистами. Разучивание песен и инструментальных пьес и их исполнение. Раздел 4. Струнные инструменты (20ч.) Тема 4.1. Шестиструнная гитара Практика: Отработка техники. Тема 4.2. Электрогитара Теория: Закрепление знаний 1-го года обучения, техника безопасности, настройка инструмента, тембры. Основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечения, принципы построения аккордов); правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение. Практика: Возможности электрогитары; игра медиатором. Функции бас-гитары, ритм-гитары в ансамбле; виды игры на гитарах (бас и ритм-гитарах); аккордовые упражнения; солирующие партии инструментов в ансамбле. Тема 4.3. Бас-гитара Теория: Повторение. Настройка инструмента, тембры. Практика: Игра, стоя, сидя. Штрихи. Типы басовой партии: аккордовый и гаммообразный. Раздел 5. Клавишные инструменты (15ч.) Теория: Роль клавишного инструмента в ансамбле; возможности и обоснование приемов переключения; приемы игры в разных стилях; основы ансамблевой игры. Мануалы, чистые и смешанные тембры, музыкальная оправданность эффектов. Солирующая и аккомпанирующая функция инструмента. Практика: Исполнение простых по композиции песен, мелодий; развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского мастерства. Импровизация на основе музыкальной грамоты, практические работы по сочинению. Исполнение партий в ансамбле. Разучивание партий в песнях группы. Раздел 6. Ударные инструменты (30ч.) Теория: Устройство и правильная эксплуатация установки. Практика: Исполнение различных ритмов. Подготовка сольных композиций. Радел 7. Вокальная работа (25ч.) 12 Теория: Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Практика: Упражнения на артикуляцию. Правильная вокализация, единая подтекстовка. Унисонное пение. Элементы двух и трехголосия, пение гармонических интервалов. Пение аккордов. Разучивание песен индивидуально и в составе вокальной группы. Исполнение ансамблем. Раздел 8. Концертная деятельность (15ч.) Теория: Основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение, баланс, настройка инструментов; хранение и использование аппаратуры. Практика: Участие в мероприятиях; проведение творческих часов; концертные выступления. Творческие отчеты, конкурсные выступления. Раздел 9. Музыкально-образовательные беседы, музыкальные проекты (10ч.) Теория: Музыка 20 века. Возникновение рока. Джаз. Творчество современных композиторов и исполнителей. Практика: Разучивание и слушание высокохудожественных произведений. Музыкальные проекты обучающихся: «Творческая защита любимой группы», подготовка презентации «Из истории музыкальных инструментов», «Мой любимый рок-исполнитель», представление песен собственного сочинения. Раздел 10. Работа с одаренными обучающимися (20ч.) Практика: Развитие музыкальных и творческих способностей. Создание условий для творческой самореализации. Практические занятия по отдельным темам программы. Раздел 11. Итоговые занятия(4ч.) Практика: Аттестация обучающихся по итогам обучения по программе. Отчетный концерт. Подведение итогов. Планируемые результаты Предметные результаты: ⎯ применение знаний основ нотной грамоты; ⎯ применение знаний аккомпанемента и пения; ⎯ применение знаний сценического поведения; ⎯ применение знаний гигиены голоса и слуха; ⎯ применение знаний правил техники безопасности при работе с электромузыкальным инструментом, усилительной аппаратурой. Метапредметные результаты: ⎯ наличие умений совместной игры в ансамбле солирующих партий; ⎯ наличие навыков игры произведения по табулатуре; ⎯ овладение умениями приемов двухголосия и выразительного исполнения вокальных произведений; ⎯ наличие навыков применения знаний сценических выступлений; ⎯ применение умений работы с музыкальными компьютерными программами. Личностные результаты: ⎯ наличие необходимых для жизни духовно-нравственных качеств; ⎯ проявление интереса к искусству эстрады; 13 ⎯ проявление таких качеств целеустремленность. как творческая дисциплина, внимательность, Учебный (тематический) план Продвинутый уровень обучения № п/п Наименование раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы контроля/ диагностики Входная диагностика Педагогическое наблюдение Контрольные задания 1. Вводное занятие 2 2 - 2. Вокально-ансамблевая работа 32 2 30 25 11 14 4 3 4 Устный опрос 93 18 75 Контрольные упражнения 40 6 34 Смотр работ Организационно-массовая деятельность 17 2 15 Концерт Итоговая диагностика Итого 216 44 172 3. 4. 5. 6. 7. Основы гармонии и строение музыкальной формы Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки Ансамбль (разучивание репертуара, импровизация) Сценическое оформление номеров Содержание учебного (тематического) плана Третий год обучения Раздел 1. Вводное занятие (2ч.) Теория. Анализ работы за предыдущий год. Цели и задачи на предстоящий год. Техника безопасности при работе на инструментах. Раздел 2. Вокально-ансамблевая работа (32ч.) Теория. Повторение и закрепление вокально-ансамблевых навыков (одновременное и цепное дыхание, единообразная манера округления и вокализации гласных, единая подтекстовка, фразировка, строй, ансамбль). Практика. Расширение певческого диапазона. Работа над качеством звука. Чистое интонирование унисона. Пение двухголосных упражнений и попевок. Пение цепочек аккордов закрытым ртом и на слоги. Работа над эпизодическим трехголосием. Разучивание репертуара вокально-инструментального ансамбля. Пение под собственный аккомпанемент. Соединение пения с исполнением своей партии на музыкальном инструменте в составе ВИА. Раздел 3. Основы гармонии и строение музыкальной формы (25ч.) Теория. Повторение и закрепление ранее изученного материала. Строение мелодии. Мелодический рисунок. Мотив. Фраза. Тема. Период. Каденция. Предложение. Кульминация. Виды кульминаций и их значение. Фактура изложения (мелодическая, гармоническая, ритмическая). 14 Практика. Сочинение мотива, фразы. Основы импровизации в джазе. Парафразная вариация на заданную тему. Линеарная импровизация. Мотивное развитие. Мелодическое развитие линии мотива. Ритмическое развитие мотива. Секвенции. Сочинение небольших музыкальных импровизаций на основе готовой схемы гармонической структуры. Запись и исполнение на инструменте секвенций на основе заданного или сочиненного мотива. Работа с фонограммой. Запись и исполнение на инструменте небольших соло из репертуара современных ансамблей. Раздел 4. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки (4ч.) Теория. Современные академические и альтернативные направления. Связь новых форм с классической музыкой и литературой. Практика. Слушание произведений современных направлений, музыки кино, анимации. Размышления о будущем современных жанров и форм. Раздел 5. Ансамбль (разучивание репертуара, импровизация) (93ч.) Теория. Повторение и закрепление умений и навыков ансамблевой игры. Функция и роль каждого инструмента в ансамбле. Строй и звуковой баланс в ансамбле. Виды импровизаций. Практика. Разучивание песен и пьес концертного репертуара. Соединение собственного пения с аккомпанементом. Звуковой баланс между пением и сопровождением, между соло-эпизодами и пением. Подчинение индивидуального исполнения обще ансамблевому, направленному на раскрытие художественного образа песни или пьесы. Работа над импровизациями. Сочинение небольших мотивов и дальнейшее его развитие. Чтение нот с листа. Раздел 6. Сценическое оформление номеров (40ч.) Теория. Особенности сценического воображения. Сценическое действие как действие в вымышленных условиях. Сценическая «неправда» как художественный вымысел. Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность – важнейшие признаки сценического действия. Практика. Выполнение упражнений на внимание. Выполнение упражнений, показывающих необходимость подлинности и целенаправленности действий в «предлагаемых обстоятельствах». Этюдыимпровизации в «предлагаемых обстоятельствах». Выполнение упражнений на развитие образных представлений. Музыкальные этюды-импровизации на темы шуточных и игровых народных песен. Раздел 7. Организационно-массовая деятельность (17ч.) Практика. Подготовка к выступлению: оформление сцены, подготовка костюмов и инструментов. Концертная программа. Подведение итогов. Планируемые результаты Предметные результаты: ⎯ наличие знаний музыкальной грамоты и элементарной теории музыки; ⎯ применение правил техники безопасности при игре на электронных инструментах; ⎯ наличие знаний о типах аккомпанемента, характерных для стилей и жанров современной эстрадной, джазовой и рок-музыки (блюз, рок-н-ролл, рок-баллада, латино и т. д.); 15 Метапредметные результаты: ⎯ наличие умения исполнения на инструментах ансамблевые партии и петь 3 – 4 песни эстрадного, джазового репертуара, рок-репертуара; ⎯ наличие умений исполнения стандартных аккомпанементов рок-н-ролла, блюза и др.; ⎯ наличие умений игры в ансамбле с соблюдением звукового баланса инструментов; ⎯ наличие навыков техничного и выразительного исполнения сольной партии и вокального исполнения песни; ⎯ наличие навыков интонационно и ритмически точного звукоизвлечения на инструментах. Личностные результаты: ⎯ проявление осознанного жизненного самоопределения, ⎯ проявление адекватной мотивации учебной деятельности, ⎯ проявление положительных качеств личности, ⎯ проявление дисциплинированности, трудолюбия, эстетичности и коммуникативных навыков. 16 Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Методическое обеспечение программы В процессе реализации программы используются различные педагогические технологии. Под педагогической технологией понимается совокупность психологопедагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Педагогические технологии: ⎯ технология группового обучения; ⎯ технология индивидуального обучения; ⎯ технология модульного обучения; ⎯ коммуникативная технология; ⎯ технология развивающего обучения. Наиболее актуальными являются следующие тенденции современной педагогики: ⎯ переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка и установление с ним партнерских отношений, стремление педагога к сотрудничеству с детьми в разнообразной деятельности; ⎯ изменение организации предметной среды и жизненного пространства с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей. В основе музыкального воспитания в качестве исходных положений заложены принципы, определяющие его содержание, методы, формы организации: ⎯ принцип индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания учитывает интересы, способности, возможности детей, их личностные потребности; ⎯ принцип коррекционной направленности - исправление (возможных) недостатков психофизического развития детей путем использования специальных методических приемов, в результате которого одни недостатки преодолеваются, другие ослабевают; ⎯ принцип воспитывающей направленности — осуществляется путем воздействия на сознание, чувства, поведение детей средствами музыкального воспитания; с помощью методов обучения, личного примера педагога, различных видов музыкальной деятельности, общения и отношений, которые складываются в ходе музыкальных занятий; ⎯ принцип оптимистической перспективы - использование положительного эмоционального настроя, стимулирующего музыкально-образовательную деятельность посредством раскрытия индивидуальных потенциальных возможностей ребенка, постоянного фиксирования внимания обучающихся на их достижениях, использования доступных видов музыкальной деятельности; ⎯ принцип комплексности реализуется на основе взаимодействия различных психолого- педагогических технологий; ⎯ принцип доступности предполагает построение процесса обучения на уровне реальных музыкальных возможностей и способностей детей; 17 ⎯ принцип систематичности и последовательности предполагает подбор и расположение материала при составлении программ от простого к сложному; ⎯ принцип художественности выражается в использовании произведений, являющихся образцами эстетического совершенства мировой музыкальной мысли, способствующих формированию нравственных понятий, чувств и переживаний. Методы обучения выступают как способы взаимосвязанной педагогической деятельности, направленной на освоение обучающимися знаний, умений и навыков: ⎯ наглядные: звуковая наглядность, зрительная наглядность, комбинированная наглядность; ⎯ словесные: рассказ, беседа, объяснение; ⎯ практические: упражнение, пение, игра на инструменте; ⎯ логические: аналогия, анализ; ⎯ гностические: проблемно-поисковая ситуация, самостоятельная работа; ⎯ репродуктивный; ⎯ частично-поисковый. Методы воспитания способствуют формированию положительных личностных качеств и определяются как специфические способы, приемы и действия педагога, приводящие к изменению личностных характеристик ребенка, его поведения и сознания: ⎯ метод подражания основан на стремлении детей к следованию положительному примеру или образцу, которое проявляется в повторении поступков, жестов, исполнительских особенностей; залогом его эффективности является профессионализм и мастерство, высокие морально- этические качества педагога; ⎯ метод убеждения применяется, если обучающийся необходимо что-то разъяснить, сообщить информацию, которая может оказать положительное воздействие на его сознание; педагог опирается на личный опыт ребенка, приводит яркие образные примеры из жизни, искусства; ⎯ метод приучения воспитывает в обучающихся потребность в музыке, формирует музыкальный вкус, способность дифференцировать прекрасное и безобразное; ⎯ метод поощрения создает условия для развития музыкальной деятельности, побуждает подростка к активному индивидуальному проявлению; выражается в форме похвалы, благодарности; ⎯ метод стимулирующей оценки удовлетворяет потребность подростка в оценке своих действий, стимулирует музыкальную деятельность, направлен на формирование системы эстетических, моральных, поведенческих норм и ценностей; выражается в виде вербальных и невербальных действий педагога; ⎯ метод внушения, требования носит эмоционально-волевой характер и направлен на сдерживание негативных личностных проявлений; может быть выражен в виде тактичного замечания, цель которого - осознание ребенком, что его поведение не одобряется окружающими (противоречит системе ценностных ориентации общества); ⎯ метод создания «ситуации успеха» особенно важен в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии; от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет - при выполнении 18 посильного задания ребенок ощущает положительный результат своей деятельности, преодолевает неуверенность, затруднение, прикладывая к этому усилия; помощь педагога направлена на то, чтобы обучающийся поверил в себя, в собственные силы, способности; «ситуацию успеха» создает и положительный эмоциональный фон в процессе музыкальных занятий. Алгоритм проведения учебных занятий Традиционное занятие: ⎯ объяснение нового материала педагогом; ⎯ демонстрация исполнения произведения педагогом или в записи; ⎯ практическая отработка изученного материала; ⎯ контроль (устный опрос со слуховым анализом, диктант или пение). Репетиция: ⎯ настройка инструментов педагогом; ⎯ разбор музыкального произведения по партиям, распевание; ⎯ отработка музыкального произведения по партиям под контролем педагога; анализ исполнения произведения обучающимися и педагогом Практические занятия: ⎯ подготовительная часть (распевка, подготовка и проверка инструментов); ⎯ основная часть (определение тональности произведения, инструментов, разбивка произведения по партиям, определение нужной тональности, подбор звуков, снятие ритма, исполнение готовых произведений). Данные формы обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять, развивать полученные умения и навыки. Общие педагогические приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Методы воспитания: ⎯ мотивация; ⎯ убеждение; ⎯ упражнение/задание; ⎯ поощрение. Формы организации образовательного процесса: ⎯ групповая; ⎯ индивидуально-групповая; ⎯ индивидуальная. Формы организации учебного занятия: ⎯ практическое; ⎯ традиционное; ⎯ репетиция; ⎯ конкурс; ⎯ концерт; ⎯ фестиваль; ⎯ творческая встреча. Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают естественное побуждение подростка к творческому самовыражению, дополняются прочными 19 теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками владения музыкальными инструментами. На занятиях разучиваются мелодии, проходит работа над трудными местами, проводится проработка необходимых теоретических знаний. Ведется работа над освоением темпа, формы, динамики, характером, образным содержанием исполняемых произведений. В паре с преподавателем и сверстниками отрабатываются ансамблевые моменты. Очень важно в инструментальной группе уделять внимание изучению способов звукоизвлечения и характерных приемов исполнения, работе над аппликатурой, постановкой руки (позицией). На начальном этапе обучения больше времени отводится индивидуальной работе с каждым обучающимся. Игра ансамблем недопустима без определенной подготовки обучающихся. От правильности выбора репертуара зависит творческий и духовный рост каждого ученика, формируется художественный вкус. При подборе репертуара используются следующие критерии: ⎯ доступность; ⎯ художественная ценность; ⎯ педагогическая целесообразность; ⎯ индивидуальность; ⎯ образность; ⎯ соответствие возрасту; ⎯ соответствие характеру исполнителя. Важное значение придается педагогической поддержке и помощи обучающимся в создании собственных сочинений как средству к самовыражению в музыке. Чувствуя интерес со стороны руководителя, у подростков появляется потребность заниматься творчеством. В процессе проработки сознательной и художественной стороны постановки песни подростки развивают в себе артистизм — сценическое обаяние, мимику и пластику движений, помогающие им создать музыкально-сценический образ и установить контакт со слушателями. Деятельность вокально-инструментального ансамбля подразумевает использование звукоусилительной аппаратуры, электроинструментов, синтезаторов, компьютерной техники, для этого юным музыкантам необходимо научится управлять микшерским пультом, выделять отдельные инструменты, создавать звуковые эффекты, петь караоке, используя компьютер и микрофон, пользоваться интернет-ресурсами, работать со специальными музыкальными программами и знать правила техники безопасности. Важным моментом в творческой жизни обучающихся является концертное выступление, которое благотворно действует на творческое вдохновение, но чувства тревоги, боязнь сцены, паническое состояние нежелательно отражаются на психическом состоянии исполнителей. Практика генеральных репетиций, распевов, прослушивание в узком кругу, исключает педагогические наставления перед выступлением. Для сохранения физического здоровья особое внимание уделяется обучению правилам техники безопасности и их соблюдению в процессе освоения новых инструментов и при выполнении определенных приемов игры на них, во время репетиций и концертных выступлений. 20 Для сохранения психического здоровья занятия проводятся в светлом, хорошо проветриваемом помещении, чередуются различные виды учебной деятельности. Исключены психологические перегрузки и переутомления. Материально-техническое обеспечение: ⎯ информационно-методическое (учебно-методические пособия, аудиозаписи, видеозаписи, дидактические материалы); ⎯ техническое (звукоусилительная аппаратура (усилитель, колонки, микшерский пульт, ревербератор, компрессор), микрофоны, электрогитары, синтезаторы звука, компьютер с программами обработки звука (миди-, караоке-проигрывателями, программами изменения тональности, программами записи голоса и инструментального материала); ⎯ организационное (кабинет индивидуального обучения, студия музыки, студия записи, зрительный зал); ⎯ информационное (точка доступа в Интернет). Педагогические кадры: Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования, соответствующий требованиям к квалификации по должности «Педагог дополнительного образования», имеющий первую категорию с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми школьного возраста. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Система оценки достижения планируемых результатов Мониторинг освоения программы Формы аттестации: ⎯ тест; ⎯ контрольное упражнение; ⎯ концертное выступление (уровень участия); ⎯ зачет. Виды контроля: ⎯ Промежуточный контроль: зачет по отдельным темам программы концерт по окончании первого полугодия. ⎯ Итоговый контроль: тестирование, отчетный концерт. ⎯ Формы подведения итогов: тестовые задания, конкурс, концертное выступление. Карта оценки результатов освоения программы № Список п/п обучающи хся/критер ии оценки Отнош ение к заняти ям Знание Коорди теории/ нация термин ологии Знание аккорд ов Ритм ическ ий рисун ок Умение держать темп Сценич Уровень еское социальной выступ адаптации ление в коллективе 21 Основные личностные показатели результативности обучения по программе: ⎯ Рост самостоятельности, творчества и нивелирования негативных качеств подростков. ⎯ Новая позиция подростка, отражающая его позитивные качества и их проявление в современной жизни. ⎯ Формирование музыкального вкуса у обучающихся. ⎯ Проявление творчества в жизнедеятельности коллектива. ⎯ Повышение культуры провождения свободного времени подростков. 22 Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагогов: 1. Агеев, Дмитрий Рок на акустической гитаре. Основы (+ CD-ROM) / Дмитрий Агеев. - М.: Питер, 2013. - 128 c. 2. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Музыка, 2007. 3. Бойко, Игорь Игорь Бойко. Блюз. Мой метод. Блюз (+ CD-ROM) / Игорь Бойко. М.: Www.records, 2012. - 371 c. 4. Вайсборд. М.А. Андрес Сеговия и гитарное искусство двадцатого века. - М.: Музыка, 2006. 5. Вайсборд. М.А. Гитара и гитаристы. - М.: Музыка, 2009. 6. Волков В.Д. Интервью с музыкантом. / Гитарист. - 2002. - №1. 7. Волков В.Д. Проблемы гитарного репертуара. / Гитарист. - 2000. - №1. 8. Вещицкий П.И. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. - М., 2007. 9. Джейми, Андреас Гитара. Путь мастерства. Книга 4. Что дальше? / Андреас Джейми. - М.: Креатон, 2011. - 452 c. 10. Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Музыка, 2008. 11. Лихачев, Ю. Г. Экспресс-курс игры на гитаре / Ю.Г. Лихачев. - М.: Издательство "АСТ", 2014. - 224 c. 12. Молотков В.Н., Манилов В.С. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре. - К., Музична Украiна, 2006. 13. Чавычалов, А. А. Уроки игры на гитаре. Полный курс обучения / А.А. Чавычалов. М.: Феникс, 2015. - 144 c. 14. Фраучи А.К. Александр Виницкий - музыкант нового направления / Гитарист. 1997. - №2. Литература для родителей и обучающихся: 23 1. Агеев, Дмитрий Большая книга гитариста. Техника игры + 100 хитовых песен / Дмитрий Агеев. - М.: "Издательство "Питер", 2011. - 208 c. 2. Агеев, Дмитрий Гитара. Уроки мастерства для начинающих / Дмитрий Агеев. - М.: Питер, 2012. - 144 c. 3. Бровко, В. Л. Аккордовая техника для начинающих гитаристов / В.Л. Бровко. - М.: Лань, Планета музыки, 2008. - 809 c. 4. Котов, Петр Гитара. Большой иллюстрированный каталог аккордов / Петр Котов. М.: Современная школа, 2008. - 256 c. 5. Ламзин, Игорь Школа игры на электрогитаре. Самоучитель (+ 3 CD) / Игорь Ламзин, Юрий Пастернак. - М.: Этерна, 2012. - 390 c. 6. Лихачев, Ю. Г. Аккорды для гитары. Иллюстрированный справочник гитариста / Ю.Г. Лихачев. - М.: Книжкин дом, 2011. - 935 c. 7. Лихачев, Ю. Г. Аккорды для гитары. Иллюстрированный справочник гитариста / Ю.Г. Лихачев. - М.: Феникс, 2012. - 605 c. 8. Лихачев, Ю. Г. Лучшие песни под гитару с аккордами. Самоучитель гитарного аккомпанемента / Ю.Г. Лихачев. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 273 c. 9. Николаев, А. Г. Видеошкола аккомпанемента на шестиструнной гитаре (+ DVDROM) / А.Г. Николаев. - М.: Планета музыки, Лань, 2007. - 151 c. 10. Новый самоучитель игры на гитаре. - М.: Рипол Классик, 2010. - 591 c. 11. Ноуд, Фредерик Гитара. Самый полный самоучитель / Фредерик Ноуд. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 272 c. 12. Павленко, Б. М. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды, аккомпанемент и пение под гитару. В 4 частях. Часть 3 / Б.М. Павленко. - М.: Феникс, 2008. - 128 c. 13. Петров, П. В. Аккорды на гитаре. 8 уроков для начинающих / П.В. Петров. - М.: Современная школа, 2010. - 772 c. 14. Петров, П. В. Гитара. Все аккорды / П.В. Петров. - М.: Букмастер, 2012. - 434 c. 15. Петров, П. В. Как научиться играть на гитаре, зная всего 8 аккордов / П.В. Петров. - М.: Современная школа, 2010. - 849 c. 16. Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре / Э. Пухоль. - М.: Советский композитор, 2006. - 192 c. 17. Разумовский, В. Учебник дворового гитариста / В. Разумовский. - М.: Феникс, 2013. - 256 c. 18. Самоучитель игры на шестиструнной акустической и электрогитаре. - М.: Современное слово, АСС-Центр, 2006. - 890 c. 19. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Самоучитель игры на семиструнной гитаре. - М.: Рипол Классик, 2014. - 640 c. 20. Флеминг, Т. Гитара для начинающих / Т. Флеминг. - М.: Издательство "АСТ", 2006. - 144 c. 21. Фрадд, Дэйл Гитара. Полное пошаговое руководство / Дэйл Фрадд. - М.: Попурри, 2005. - 144 c. 22. Цветков, В. Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / В. Цветков. - М.: Феникс, 2013. - 112 c 23. Чаппел, Джон Рок-гитара для "чайников" (+ CD) / Джон Чаппел. - М.: Диалектика, 2006. - 368 c. 24 24. Чаппел, Джон Рок-гитара для "чайников" / Джон Чаппел. - М.: Вильямс, Вильямс, 2015. - 352 c. Интернет-ресурсы: 1. Гитара с нуля- уроки игры на гитаре: [электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/user/0guitars 2. Гитарист ТВ - уроки игры на гитаре: [электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/user/GitaristTV 3. Ярик Бро - Уроки Гитары [электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/user/Stixatvorez 4. Аккорды песен для гитары [электронный ресурс] // URL: http://5lad.ru/akkordy 5. AmDm [электронный ресурс] // URL: http://amdm.ru/akkordi/pesni_y_kostra/ 6. http: //nagitare.plp7.ru 7. http: //www.uchportal.ru 8. http: //urgaps.ru/category/tag 9. http: //www.musictape.xyz/ 10. http: //ssg58.ucoz.com/ 11. https: //shkolamuzikant.ru/ 12. http: //www.musicandi.ru/ 25 Приложение №1 Тестовые задания для обучающихся первого года обучения 1. Понятия о средствах музыкальной выразительности. 2. История, устройство инструмента, виды и функция инструмента в ансамбле: гитара, клавишные, ударные. 3. Обозначение аккордов (ритмические рисунки для ударных инструментов). 4. Понятия о стилях музыки, направлениях музыкального искусства. 5. Гигиена слуха и голоса. 6. Правила техники безопасности при игре в ансамбле. 7. Самостоятельное исполнение 1-2 произведений разного характера. Тестовые задания для обучающихся второго года обучения 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Принципы игры и вокального исполнения в ансамбле. Функция каждого инструмента в ансамбле (настройка). Самостоятельное исполнение 2-4 произведений. Техника безопасности при работе на электроинструментах. Уход за инструментами и настройка гитары, рабочего барабана. Понятие импровизации и аранжировки музыкальных произведений. Принципы игры в вокально-инструментальном ансамбле. Практическая работа: 1. Исполнение ранее изученных произведений с вариациями и собственной аранжировкой; 2. подбор по слуху музыкальных произведений; 3. отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; 4. записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом группы); 5. участие и проведение мастер- классов для учащихся 1-2 года обучения; 6. проведение собственных творческих вечеров; 7. участие вокально-инструментальных групп в конкурсных и концертных мероприятиях различного уровня. 26 Приложение №2 Итоговая аттестация обучающихся п программе «Студия СД»» Тестовый материал (задания/упражнения) Задание №1 Вопрос 1. Сыграйте упражнение 1: 2-0-3-0-5-0-7-0-8-0-11-0-12, 2-00-3-00-5-00-7-00-8-00-11-00-12, 2-000-3-000-5-000-7-000-8-000-11-000-12 Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: «Что такое любовь?» Задание №2 Вопрос 1. Сыграйте «В траве сидел кузнечик» Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Звери, Районы-Кварталы Задание №3 Вопрос 1. Сыграйте упражнение 1: 2-0-3-0-5-0-7-0-8-0-11-0-12, 2-00-3-00-5-00-7-00-8-00-11-00-12, 2-000-3-000-5-000-7-000-8-000-11-000-12 Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Звери «Районы-Кварталы» Задание №4 Вопрос 1. Сыграйте «Пираты Карибского моря» Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Группа КИНО, Пачка сигарет Задание №5 Вопрос 1. Сыграйте упражнение 2: 00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2 00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2 Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Группа КИНО, Звезда по имени Солнце Задание №6 Вопрос 1. Сыграйте «Пираты Карибского моря» Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Группа КИНО, Звезда по имени Солнце Задание №7 Вопрос 1. Сыграйте упражнение 2: 00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2 00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2 Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: «Что такое любовь?» Задание №8 Вопрос 1. Сыграйте «Пираты Карибского моря» Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Звери, Районы-Кварталы Задание №9 Вопрос 1. Сыграйте упражнение 2: 00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2 00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2 Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Ю. Визбор, Перевал Задание №10 Вопрос 1. Сыграйте упражнение 2: 00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2 00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2 Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Группа КИНО, Пачка сигарет 27 Задание №11 Вопрос 1. Сыграйте упражнение 3: 1-2-3-4-на первой струне, 1-2-3-4-на второй и т.д. Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Группа КИНО, Кукушка Задание №13 Вопрос 1. Сыграйте упражнение 3: 1-2-3-4-на первой струне, 1-2-3-4-на второй и т.д. Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Группа КИНО, Звезда по имени Солнце Задание №12 Вопрос 1. Сыграйте упражнение 1: 2-0-3-0-5-0-7-0-8-0-11-0-12, 2-00-3-00-5-00-7-00-8-00-11-00-12, 2-000-3-000-5-000-7-000-8-000-11-000-12 Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Группа КИНО, Группа крови Задание №14 Вопрос 1. Сыграйте «В траве сидел кузнечик» Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Группа КИНО, Группа крови Задание №15 Вопрос 1. Сыграть «В траве сидел кузнечик» Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Ю. Визбор, Перевал Задание №16 Вопрос 1. Сыграйте «В траве сидел кузнечик» Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Группа КИНО, Кукушка Задание №17 Вопрос 1. Сыграйте упражнение 3: 1-2-3-4-на первой струне, 1-2-3-4-на второй и т.д. Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Группа КИНО, Звезда по имени Солнце Задание №18 Вопрос 1. Сыграйте «В траве сидел кузнечик» Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Группа КИНО, Группа крови Задание №19 Вопрос 1. Сыграйте упражнение 1: 2-0-3-0-5-0-7-0-8-0-11-0-12, 2-00-3-00-5-00-7-00-8-00-11-00-12, 2-000-3-000-5-000-7-000-8-000-11-000-12 Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Ю. Визбор, Перевал Задание №20 Вопрос 1. Сыграйте упражнение 2: 00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2 00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2 Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Группа КИНО, Кукушка 28 Приложение №3 29 Приложение №4 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМСЯ Год обучения и № группы _______________________________ Фамилия, имя обучающегося________________________________________________ Возраст__________ ФИО педагога______________________________________________________________________________ Дата начала наблюдения «__» ______ 202___г. Дата завершения наблюдения «__» ______202___г. Показатели диагностики _____________уровень обучения Конец I полугодия Конец II полугодия 1. Теоретическая подготовка ребенка 1.1. Теоретические знания: 1.2. Владение специальной музыкальной терминологией 2. Практическая подготовка ребенка 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения) 2.2. Музыкально-слуховые представления (память, воображение) 2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение) 3. Общеучебные умения и навыки ребенка 3.1. Личностные качества Мотивация к музыкальному творчеству Самостоятельность и самоконтроль Отношение к общим делам объединения 3.2 Учебно-коммуникативные умения: а) способность слушать и слышать педагога; б) эстрадоустойчивость в) способность к рефлексивной деятельности 3.3 Учебно-организационные умения и навыки: а) организация своего рабочего (учебного) места; б) соблюдение процесса деятельности правила безопасности 4. Предметные достижения учащегося 4.1 На уровне детского объединения (студии) 4.2 На уровне МАОУ ДО «ДТТ» (учрежденческий) Итого средний балл: Уровни проявления (низкий, средний, высокий) 1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н); 2 балла – проявляется на среднем уровне - (С); 3 балла – высокий уровень проявления - (В). 30