Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _______ Караульщикова Л.Ю. № 100-Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Войлочные фантазии» Возраст обучающихся: 10-13 лет Срок реализации: 1 год Авторы-составители: Носкова Нелли Александровна педагог дополнительного образования, Кодочигова Елена Алексеевна методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Направленность программы – художественная. Валяние из шерсти - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Различают два вида валяния шерсти – сухое и мокрое. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, кто с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни. Сегодня один из самых старых, традиционных материалов, вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой» в одежде. Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Это увлекательное занятие, с одной стороны, способствует расслаблению, с другой стороны, развитию творческих способностей. С помощью техники валяния можно изготовить как простые, так и сложные творческие работы. Работа над изготовлением изделий из войлока открывает большие возможности для развития инициативы, пробуждает положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль. При помощи данного творческого объединения можно решить проблему занятости ребёнка в свободное время, организовать его досуг. При составлении программы учитывалась специфика регионального компонента и потребности образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма, где родители (законные представители) считают, что данный вид деятельности необходим, так как способствует развитию художественно-творческих задатков, эмоционально-волевой и сенсомоторной сферы, а также приобретению практических умений. Содержание программы направлено на обеспечение целостного процесса психического, физического, умственного развития ребенка. Актуальность программы В современном мире растет общественный интерес к традиционным формам художественных народных промыслов и ремесел, фольклору, самодеятельному творчеству, праздникам и обычаями. В настоящее время валяние является одним из самых модных видов декоративно-прикладного творчества. Если несколько лет назад люди знали лишь несколько наименований валяных вещей (валенки, банные 2 шапочки) и все эти вещи, хотя и были достаточно практичными, полезными, носкими, но не отличались внешней привлекательностью и разнообразием эстетического вида, то в настоящее время промышленность предлагает самый разнообразный выбор шерстяного волокна по качеству, фактуре, гамме расцветок, что не может не способствовать развитию творческой фантазии и желанию собственными руками воплотить задуманное в реальность. Актуальность программы ясно просматривается в укреплении связей ребенка с традиционной культурой, трудом и искусством, мудростью народа и родным словом, в осмыслении многовековых традиций народного искусства и быта через освоение древнейшего народного ремесла-валяния. Новизна программы в том, что она решает не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивает интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, совершенствует творческие способности, инициативу, возбуждает положительные эмоции, формирует самостоятельность и художественный вкус. Педагогическая целесообразность программы. По мере освоения технических приемов валяния учебный материал позволяет выполнять простые и сложные изделия, от традиционных старинных до самых модных. Любое изделие представляет собой простую или сложную, но вполне законченную композицию, в которой должны сочетаться в единое целое цвет, узор и форма. Для создания подобных изделий требуются знания основ цветоведения и орнамента. Предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки обучающихся, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии и пробуждает интерес детей к художественной деятельности. Обучение ведется от простого к сложному и по принципу цикличности. Каждый последующий год расширяет и углубляет теоретические знания. Практические задания всегда новые, переходят в самостоятельные творческие работы. Отличительной особенностью реализации программы является информатизация образовательного процесса: применение компьютерной техники для демонстрации, систематизации и хранения применяемого наглядного материала, использовании ИКТ при проведении практических работ. Использование большого количества разнообразных приемов работы с шерстью построено по принципу «обучение от простого к сложному». На первом этапе обучающиеся знакомятся с простыми способами и техниками работы с шерстью. Программа состоит из нескольких разделов, каждый из которых относится к определенному способу валяния (мокрое валяние, сухое валяние, шерстяная акварель, шерстяной гобелен). «Мокрое валяние» предполагает освоение основных понятий цветоведения, классификации видов шерсти и ее предназначение, уход за изделиями из шерсти, кроме того правила раскладки шерсти, положения рук в работе. «Сухое валяние» это изучение способов данного вида валяния, декорирование изделий, умение различать фактуры шерсти, валяние игрушек на проволочном каркасе, составление выкроек будущих изделий. «Шерстяная живопись» и «Шерстяной гобелен» обучают основные принципам и 3 приемам создания декоративно-художественной композиции: размерные, цветовые соотношения деталей и элементов. Адресат программы – обучающиеся 10-13 лет. Условия формирования учебных групп. Набор детей осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию специальных знаний и умений. При комплектовании групп учитывается возраст школьников. Зачисление на программу проводится в начале учебного периода по желанию обучающихся и согласию родителей (законных представителей). Одновременно в группе может заниматься от 10-ти до 14-ти человек. Возрастные особенности обучающихся. В возрасте 10-13 лет у детей заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. В этом возрасте подростки склонны к творчеству и романтике. Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу. Подростковый возраст сенситивен к развитию пространственного восприятия. Это выражается в более развитом чувстве симметрии, чувстве ритма, что дает возможность создания на занятиях декоративно-прикладного искусства сложных и интересных композиций. Познавательные процессы восприятия, памяти и мышления являются в данном возрасте ведущими в развитии творческих способностей. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Объем программы. Первый год обучения – 144ч. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы–144ч. В соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для школьников составляет 40 минут. Срок освоения программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса: 36 учебных недель - 9 учебных месяцев. Уровень освоения программы – ознакомительный. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Учебный материал включает в себя: базовые теоретические и практические основы вязания, технику работы, историю возникновения разных видов валяния и декоративно-прикладных искусств, сопутствующих данному виду искусства. На данном этапе обучения происходит знакомство с основными техниками валяния и изготовление простых изделий. Виды занятий – теоретические, практические, контрольные. Формы подведения итогов - педагогическое наблюдение, устный опрос, тестирование, контрольное задание, викторина, открытое занятие, конкурс, выставка работ. Цель программы – формирование художественно-эстетического вкуса и развитие творческой активности обучающихся через разнообразные виды деятельности технологии художественного войлоковаляния. Задачи программы Обучающие: формирование эстетического и художественного вкуса; 4 формирование знаний о войлоковалянии, как о декоративно-прикладном искусстве; формирование практических умений и навыков работы с войлоком; обучение различным техникам валяния и изготовления изделий; обучение самостоятельному применению полученных знаний и умений в практической деятельности. Развивающие: развитие умении в использовании технологических особенностей специальных материалов; развитие творческих способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса; развитие внимания, глазомера, мелкой моторики рук, образного и логического мышления; развитие умения ставить цель и планировать процесс её достижения. Воспитательные: формирование интереса обучающихся к валянию из шерсти; воспитание целеустремлённости, настойчивости и ответственности за достижение высоких творческих результатов; воспитание бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами; воспитание чувства взаимопомощи, умения работать индивидуально и в группе. Формирование компетенций обучающихся Социально-трудовые компетенции: формирование знаний, умений и навыков в декоративно-прикладной деятельности; освоение приёмов работы с различными материалами и инструментами, соблюдение техники безопасности; воспитание культуры труда, бережного отношения к материальным ценностям; планирование последовательности трудовых операций; стимулирование творческой активности обучающихся. Информационные компетенции: формирование умений пользования современными средствами информации и информационными технологиями; формирование умений самостоятельного поиска и отбора необходимой информации, иллюстративного материала. Личностное самосовершенствование: формирование умений следить за внешним видом; формирование умений культурно организовывать своё рабочее место; формирование умений анализировать собственное поведение, объективно оценивать отношение к себе со стороны взрослых и сверстников. Коммуникативные компетенции: формирование умений строить доброжелательные отношения и продуктивно работать в детском коллективе; воспитание взаимоуважения и взаимопонимания в группе единомышленников; создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях. 5 Учебный (тематический) план Кол-во часов № п/п Наименование раздела, темы 1 Введение в программу «Войлочные фантазии» 2 1 1 Входная диагностика 2 Техника «Мокрое валяние» из шерстяного волокна 56 11 45 Педагогическое наблюдение 2.1 Валяние мокрым способом простых форм 16 3 13 Устный опрос 16 3 13 Контрольное задание 24 5 19 Выставка работ 58 11 47 Тестирование 20 4 16 Устный опрос 24 5 19 Викторина 14 2 12 Выставка работ 14 3 11 Конкурс 12 3 9 Дискуссия 2 - 2 Открытое занятие 144 29 115 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 4 5 6 Валяние мокрым способом объемных форм Валяние мокрым способом многоцветных изделий по эскизам Техника «Сухое валяние» из шерстяного волокна Валяние сухим способом плоских форм Валяние мокрым способом объемных форм Валяние комбинированным способом Техника «Шерстяная живопись» Техника «Шерстяной гобелен» Итоговое занятие Итого: Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Введение в программу «Войлочные фантазии» (2ч.) Теория. Цели и задачи программы. Валяние вид ДПИ. История валяния. Различные виды рукоделия из шерстяного волокна. Виды и способы валяния знакомство с шерстью. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Практика. Рассматривание опасных поверхностей рабочих инструментов, отработка безопасных приемов работы. Рассматривание образцов материалов и готовых изделий. Распознавание и сортировка валяных разными способами изделий из всех представленных образцов. Знакомство с видами валяной одежды и обуви по иллюстрациям. 6 Раздел 2. Техника «Мокрое валяние» из шерстяного волокна (56ч.) Тема 2.1. Валяние мокрым способом простых форм (16ч.) Теория. Основные приемы работы с шерстяным волокном при валянии простых форм. Базовые приемы валяния. Материалы и приспособления. Способы и приемы работы. Обзор инструментов (ножницы, швейные принадлежности, крючки). Природные материалы. Способы приготовления мыльного раствора. Приемы составления цветовой гаммы изделия. Изучение свойств изделия изменять размер в процессе работы. Практика. Подбор шерсти разной фактуры, качества волокна для валяния (основы изделия и поверхностного слоя). Приготовление мыльного раствора. Изготовление заготовки из шерстяного волокна в цветовой гамме необходимой формы и размера. Замыливание заготовки, используя определенные приемы (по направлению и применению силы). Валяние составных деталей или готового простого изделия. Контроль процесса валяния по степени увалки и по форме изделия. Промывание сваляной детали. Изготовление целого изделия из готовых элементов с помощью швейных принадлежностей. Валяние изделий простых форм (круг, эллипс, квадрат, овал). Тема 2.2. Валяние мокрым способом объемных форм (16ч.) Теория. Основные приемы работы с шерстяным волокном при валянии объемных форм. Базовые приемы валяния объемных форм. Подготовка заготовок из очеса и ровницы. Материалы и приспособления. Методы и приемы работы. Виды инструментов (ножницы, иглы, крючки, швейные принадлежности. Правила наблюдения за изменением свойств, размеров изделия в процессе работы. Свойства готового изделия. Практика. Подбор шерсти необходимой цветовой гаммы, распределение ее в определенных направлениях. Создание конусообразной заготовки из подготовленного шерстяного очеса и ровницы с соблюдением формы и размера. Замыливание заготовки, используя определенные приемы (послойное пропитывание мыльным раствором, заваливание). Последующее двустороннее поверхностное и глубокое валяние деталей или готового простого изделия по образцу. Промывание сваляного изделия. Формирование из готовых элементов целого изделия с помощью швейных принадлежностей. Изготовление полых элементов (деревьев, фигурок животных, бусин). Тема 2.3. Валяние мокрым способом многоцветных изделий по эскизам (24ч.) Теория. Основные способы и приемы работы с шерстяным волокном при создании многоцветных изделий по эскизам. Материалы и приспособления (трафареты, жесткая, шероховатая, пористая поверхность). Приемы составления многоцветных сочетаний в изготовлении плоского изделия определенной формы. Наблюдение за изменениями свойств, размеров изделия в процессе работы. Практика. Подбор шерсти необходимой цветовой гаммы и выбор трафарета согласно представленному эскизу. Распределение шерстяных волокон в определенных направлениях. Заваливание поверхностного слоя, изнаночного слоя с поэтапным контролем края по трафарету. Промывание сваляного изделия, корректировка мокрого изделия по форме и фактуре поверхности. Валяние многоцветных листьев, цветов, крон деревьев, плоских фигур животных. 7 Раздел 3. Техника «Сухое валяние» из шерстяного волокна (58ч.) Тема 3.1. Валяние сухим способом плоских форм (20ч.) Теория. Аппликация в технике сухого валяния. Фильцевание, валяние и смешанная техника. Их различия. Знакомство с техникой и приемами изготовления плоских изделий методом сухого валяния. Основные особенности работы с шерстяным волокном при сухом способе валяния (фильцевании). Приемы работы с инструментами. Техника и приёмы изготовления плоских изделий (картин, панно). Приемы элементарного декорирования деталей и готовых изделий. Практика. Выполнение эскиза изделия. Подготовка и распределение в определенном направлении шерстяного волокна при изготовлении деталей или готового простого изделия. Приваливание шерстяного волокна с использованием инструментов (игл для фильцевания, пинцетов) и приспособлений (губок- подушек) для сухого валяния - фильцевания. Простое декорирование валяных сухим способом изделий. Изготовление декоративной картины. Тема 3.2. 4.2. Валяние сухим способом объемных форм (24ч.) Теория. Более тонкие особенности работы с шерстяным волокном при фильцевании. Последовательность расположения и направления шерстяного волокна. Приемы и методы при фильцевании цельного объемного изделия. Правила работы с инструментами. Усложненные приемы декорирования деталей и готовых изделий. Практика. Подбор материала и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление. Изготовление сложных изделий по форме, цветовой гамме, фактуре. Изготовление методом фильцевания цельных объемных изделий, используя навыки работы с инструментами и приспособлениями. Усложненные приемы декорирования деталей и готовых изделий сухим способом валяния. Оформление деталей и элементов готового изделия. Тема 3.3. Валяние комбинированным способом (14ч.) Теория. Простые приемы комбинирования при изготовлении изделий мокрым, сухим способами валяния из шерстяного волокна. Виды комбинирования. Способы комбинирования, учитывая форму, размер, фактуру, цвет изделий. Практика. Использование приемов комбинирования разных способов работы с шерстью для создания из деталей и элементов простого изделия. Изготовление мокрым способом деталей композиции, приваливание сухим способом с помощью инструментов всех элементов для создания целой картины. Изготовление на простом уровне персонажей сказок, животных с использованием всех ранее изученных способов работы с шерстяным волокном. Изготовление изделий комбинированным способом. Раздел 4. Техника «Шерстяная живопись» (14ч.) Теория. Цветовой круг. Основные и составные цвета. Цветовая гармония, виды гармоний. Композиция. Виды композиции. Основные принципы и приемы создания декоративно-художественной композиции: размерные, цветовые соотношения деталей и элементов. Подготовка фонового полотна (площадки для композиции), расположение и закрепление элементов композиции; придание эстетического вида законченной композиции; составления простой аппликации. Практика. Создание декоративно-художественных композиций. Изготовление простых композиций, учитывая размерные, цветовые соотношения деталей и 8 элементов; подготовка фонового полотна (площадки для композиции). Расположение и крепление элементов композиций. Раздел 5. Техника «Шерстной гобелен» (12ч.) Теория. Знакомство с понятием «шерстяной гобелен». Способы и основные приемы работы с инструментами. Практика. Создание изделия в технике «шерстяной гобелен». Раздел 5. Итоговое занятие (2ч.) Практика. Подведение итогов обучения. Смотр выставки и нализ выставочных экспонатов. Игровая программа. Поощрение выпускников. Планируемые результаты Предметные результаты: знание терминов, применяемых в технологии валяния из шерсти; знание материалов, приспособлений, основ колористики и цветового сочетания; проявление навыков в продуктивной деятельности изготовления изделий; умение выполнять техники и приемы при изготовлении практических работ; знание основных этапов деятельности по образцу и принципов создания авторских работ. Метапредметные результаты: анализ собственной учебной деятельности; внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; творческая инициатива и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; аргументированная точка зрения в отношении художественного образа; взаимодействие со сверстниками в совместной групповой деятельности. Личностные результаты: интерес к технике валяния из шерсти как декоративно-прикладному творчеству; бережливость и аккуратность при работе с материалами и инструментами; желание заниматься рукотворной деятельностью; проявление эстетических и творческих способностей; умение решать различные прикладные и творческие задачи; умение работать индивидуально и в группе. 9 Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Календарный учебный график Продолжительность учебного года Начало уч. года: 01.09.2024г. Конец уч. года: 31.05.2025г. Итого за уч. год Продолжительность учебного периода Сроки каникул Зимние: 1 с 01.09.2024г.- 16 01.01.полуг. по 31.12.2024г. недель 08.01. Летние: 2 с 09.01.2025г.- 20 01.06.полуг. по 31.05.2025г. недель 31.08 9 месяцев – 36 учебных недель Праздничные дни 04 ноября 31 декабря 23 февраля 08 марта 01-03 мая 09 мая Образовательный процесс - очный Организация образовательного процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они в полной мере раскроют эмоционально-волевую и сенсомоторную сферы, приобретут практические умения и почувствуют радость от занятий творчеством. Учитывая психофизические особенности обучающихся, применяется комплекс организационных условий, отвечающих принципам развивающей педагогики. Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей: репродуктивная (после устной инструкции выполнение работы по образцу); творческая (самостоятельное изготовление изделия по замыслу). Методы реализации программы: Словесный: объяснение основных законов композиции, технологии работы над изделием, смысла условных обозначений; рассказ об истории возникновения той или иной техники, её отличительных особенностях, стилях и техниках декоративно-прикладного искусства. Демонстрационный: показ готового изделия; показ технологии изготовления работы; показ тематических презентаций. Репродуктивный: практическое повторение по принципу «смотри-делай»; закрепление знаний в самостоятельной работе; отработка умений и навыков. Методы воспитания: убеждение; поощрение; стимулирование; мотивация. 10 Формы организации образовательного процесса: фронтальная; индивидуально-групповая; групповая. Формы организации учебного занятия: беседа; практическое занятие; выставка; конкурс; презентация; творческая мастерская; мастер-класс. Типы занятий: комбинированный; первичного ознакомления материала; усвоение новых знаний; применение полученных знаний на практике; закрепление, повторение; итоговое. Виды учебных занятий: вводное занятие - знакомство с техникой безопасности, особенностями организации обучения и программой работы на учебный год; практическое занятие - проводится после освоения полученных знаний в работе с натуры или по образцу, тренирует зрительную память, мышление и ручную умелость; тематическое занятие - данный вид занятия позволяет изучать тему в углубленной форме, развивает художественное творчество и коммуникативные навыки; комбинированное занятие – решает одновременно несколько учебных задач; итоговое занятие – в полной мере раскрывает ЗУН обучающихся в конце учебного периода. Структура занятия Организационный этап. Мотивация к деятельности и положительный настрой. Этап постановки целей и задач занятия. Этап изучения новых знаний (закрепление материала) и способов деятельности. Этап деятельностный - творческая работа. Физкультминутка. Этап рефлексии. Заключительный этап. Педагогические технологии: технология личносто-ориентированного обучения; технология дифференцированного обучения; технология коллективного взаимообучения; технология проблемного обучения; 11 технология развивающего обучения; технология группового обучения; информационно-коммуникативная технология; технология игровой деятельности; технология коллективной творческой деятельности; здоровьесберегающая технология. Принципы, лежащие в основе программы: принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, рассматривание образцов и иллюстраций, продуктивной деятельности; принцип гуманности - индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка; принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха; принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, игровой деятельностью и развитием познавательных процессов; принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку; принцип развивающего обучения - эмоциональный стимул самостоятельной и активной мысли ребенка с включением знаний повышенного уровня, опережающих развитие; принцип воспитывающего обучения - построенного так, чтобы само по себе воспитывало ребенка усидчивости, терпению, самостоятельности; принцип свободы выбора – предоставление возможности принимать самостоятельные решения для повышения интереса к активной творческой деятельности; принцип систематичности и последовательности - постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому» и реализации знаний и умений в сложных творческих работах; принцип сезонности - построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом в данный момент времени природных особенностей. Формы работы с родителями: тематическая беседа; открытое занятие; индивидуальная консультации; совместный мастер-класс; онлайн-чат. Материально-техническое обеспечение Оборудование: хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф для хранения. Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, стереоколонки. Художественные материалы и инструменты: готовые наборы для валяния из шерсти, подложки, напальчники, иглодержатели, шило, натуральная шерсть разных цветов, щетки-подушки, пенопласт, глазки, бисер, пайетки, блестки, ножницы, карандаши, контейнеры и др. 12 Дидактические материалы: альбомы с иллюстрациями, наглядные пособия по темам, карточки, шаблоны, схемы, выставочные работы, фото образцы. Методические материалы: справочники, тематические папки, конспекты занятий, графическая информация, картотека заданий, сборник упражнений, портфолио. Информационное обеспечение: сборник презентаций, аудио, видео и медиотека. Педагогические кадры Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования, соответствующий требованиям к квалификации по должности «Педагог дополнительного образования», имеющий стаж работы с детьми школьного возраста, высшую категорию и высшее профессиональным образование. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Мониторинг освоения образовательной программы Для отслеживания результативности используется педагогический наблюдение и мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, диагностику продвижения и личностного роста, анкетирование, ведение оценочной системы. Требования к организации контроля: индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов учебной работы каждого ребенка; систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции; объективность; дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебной программы. Педагогический контроль осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней. Виды и формы контроля: входной контроль (собеседование, анкетирование); текущий (викторина, контрольные задания, тестирование); периодический (по разделам или полугодиям); диагностический (аттестация обучающихся); визуальный (педагогическое наблюдение во время занятий). итоговый (выставка работ, конкурс). Итоговый контроль проводится по сумме показателей за все время обучения по программе, а также предусматривает участие в выставке работ, выполненным по собственным эскизам с использованием различных материалов. Формы аттестации разрабатываются индивидуально для каждого ребенка. По ним определяется результативность усвоения образовательной программы (контрольные задания, творческие упражнения, выставка, конкурс). Документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения всего коллектива и каждого ребенка. К ним относятся достижений детей – портфолио, фотоальбомы, мультимедийные презентации. 13 Основные методы диагностики – естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности. Формами подведения итогов реализации программы являются: выставки детского прикладного творчества разного уровня; внутренние выставки работ (объединение, учреждение); фотоальбом выполненных работ; портфолио обучающегося; творческий конкурс; открытое занятие. Основной формой подведения итогов обучения по программе является выставка детских работ, а также успешность участия обучающихся в конкурсных мероприятиях декоративно-прикладного творчества различного уровня. Способы определения результативности: педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, устных опросов; выполнение обучающимися контрольных заданий; активности обучающихся на занятиях. педагогическое наблюдение; участие в выставках; Формы оценка качества освоения учебного материала: тест, конкурс, викторина, кроссворд, устный опрос, контрольное задание, выставка работ внутри объединения. Ребенку предоставляется решить самостоятельно, как будет оформлена его работа. 14 Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагога: 1. Курчак, Е. Забавные самоделки из шерсти / Е. Курчак, Л. Заец. - М.: Эксмо, 2013. 64 c. 2. Ольбрих, Астрид Декоративные фигурки из шерсти. Проекты в технике фелтинг / Астрид Ольбрих. - М.: Контэнт, 2014. - 48 c. 3. Радченко, Анастасия Игрушки из шерсти методом сухого валяния / Анастасия Радченко. - М.: Феникс, 2015. - 64 c. 4. Смирнова, Е. Войлочные звери. Сухое валяние из шерсти / Е. Смирнова. - М.: Питер, 2015. - 128 c. 5. Смирнова, Елена Войлочные зверюшки. Уроки сухого валяния / Елена Смирнова. М.: «Издательство «Питер», 2014. - 32 c. 6. Шинковская, Ксения Войлок. Все способы валяния / Ксения Шинковская. - М.: АСТПресс Книга, 2012. - 176 c. Литература для родителей: 1. Рудольф, Андреа Зверушки из войлока. Популярная техника сухого валяния / Андреа Рудольф, Мартина Хэфнер-Кесслер. - М.: Арт-Родник, 2014. - 32 c. 2. Хуг, Вероника Вязание и валяние. Уютные домашние тапочки / Вероника Хуг. - М.: АСТ, Кладезь, Харвест, 2013. - 32 c. 3. Шарп, Лори Игрушки и зверушки своими руками. Техника валяния шерсти / Лори Шарп. - М.: Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Белгород, Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Харьков, 2013. - 126 c. Литература для обучающихся: 1. Данкевич, Е. В. Игрушки и цветы из шерсти. Техника валяния / Е.В. Данкевич. - М.: АСТ, Сова, 2013. - 32 c. 15 2. Дмитриева-Макерова, Е. М. Валяная игрушка / Е.М. Дмитриева-Макерова. - М.: Питер, 2008. - 104 c. 3. Зельке, Карстен Войлочный зоопарк. Валяние пробивной иглой / Карстен Зельке. М.: Арт-Родник, 2014. - 80 c. 4. Шэфер, Кристине Волшебные фигурки из шерсти. Сказочные персонажи в технике фелтинг / Кристине Шэфер. - М.: Контэнт, 2013. - 96 c. Интернет-источники: 1. www.edu.ru- федеральный портал «Российское образование». 2. https://www.pinterest.ru- социальный интернет-сервис. 3. https://www.livemaster.ru- российский интернет-портал. 4. https://newdirections.ru/dolls- кукольная мастерская. 5. https://mirpozitiva.ru/articles/2144-myagkie-igrushki-svoimi-rukami.html6. 6. http://yarmarkakr.ru- красота рукодельная. 7. http://www.openclass.ru/sub- технология. 8. http://festival.1september.ru- образовательный портал «1 сентября». 9. http://pedsovet.org- всероссийский дистанционный педсовет. 10. https://infourok.ru- библиотека методических материалов для учителя. 11. http://dopedu.ru- Федеральный информационно-методический портал «Дополнительное образование». 16 Приложение №1 Диагностика уровня мотивации обучающихся по программе «Войлочные фантазии» Анкета Фамилия имя _________________________________________________________________ Возраст ________________________ Дата заполнения _________________ 1.Знаешь, ли ты что будешь делать на занятиях? Да, знаю Не имею представления Нет, не знаю 2.Умеешь ли ты что-то делать из того, чему будешь обучаться? Да, умею Люблю учиться новому Нет, не умею 3.Какой результат ты ожидаешь после обучения? Узнать что-то новое Увлечься творчеством Не знаю 4. Почему ты пришел именно в это объединение? Родители посоветовали Интересно попробовать Составил(а) компанию 5. Дополнительный вопрос на усмотрение педагога. Вывод: Результаты анкеты позволят педагогу получить общую картину об обучающихся, расставить акценты и мотивировать интерес к занятиям, а также для осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку. 17 Приложение №2 Критерии оценки личности обучающихся по программе «Войлочные фантазии» Находится на занятии без желания. Не участвует в коллективном творчестве. Записался в объединение «вместе с другими». Привели родители. Редко проявляет интерес к творческой деятельности. Не выполняет работу до конца, присутствует как наблюдатель. Изредка проявляет старательность, чтобы избежать осуждения. Периодически стремится к творческой деятельности. Регулярно стремится к творческой деятельности, старается хорошо выполнить дело. Пытается справиться с трудностями, но не хватает знаний и умений. Работает добросовестно, ждет одобрения педагога. Появляется мотив самореализации. Участвует в творческом процессе, потому что получает от этого удовольствие. Активно стремится к совместной работе, имеет большой творческий потенциал. Работает добросовестно, хочет сделать кому-то приятное. Ответственно подходит к любой работе. Проявляет творчество и фантазию. Активное, творческое отношение к работе. Может возглавить творческую группу. Высокий уровень 7-10 балов Низкий уровень 1-3 балла Отношение к делу Средний уровень 4-6 балла Отношение к себе и людям 18 Приложение №3 Итоговая диагностика обучающихся по программе «Войлочные фантазии» Критерии оценки: Высокий уровень – 2 балла: выполняет задания правильно, знает виды шерсти, знает назначение всех инструментов и принадлежностей для валяния, умеет применять шерсть при различных видах работы; не испытывает затруднения в работе с инструментами для валяния, знает технику и приёмы выполнение плоских изделий, знает все виды техник валяния, способы и их различия, Средний уровень – 1 балл: допускает иногда ошибки при выполнении задания, испытывает затруднения в работе с инструменты и принадлежности для валяния, затрудняется в выборе материалов и техник в определенных видах работ. Низкий уровень – 0 баллов: выполняет задания с ошибками и нарушает техники валяния, не соблюдает требования в работе с инструменты и принадлежности для валяния, слабо разбирается в определениях техник валяния, способах и различиях. Выставки работ обучающихся в разных техниках № п/п Фамилия, имя обучающегося Мокрое валяние Сухое валяние Шерстяная Шерстяной живопись гобелен Итого кол-во работ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 19 I полуг. I полуг. II полуг. II полуг. Итоговые II полуг. международный I полуг. российский II полуг. Самостоятельность областной I полуг. Выставочная деятельность (уровень) Коммуникативность городской Теория Уровень выполнения практических заданий местный № п/п Фамилия Имя обучающегося Итоговая таблица результативности обучения детей по программе «Войлочные фантазии» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Условные обозначения: 2-высокий уровень 1-средний уровень 0-низкий уровень 20 Приложение №4 Диагностический материал для обучающихся по программе «Войлочные фантазии» Вопросы устного опроса: 1. Какие виды валяния существуют? 2. Характеристики видов шерсти, разновидности, применение? 3. В чем различия «мокрого» и «сухого» валяния? 4. Материалы и инструменты для сухого валяния? 5. Материалы и инструменты для мокрого валяния? 6. В чем особенность изготовления картин в технике «шерстяная акварель»? 7. Как осуществляется сухое валяние из шерсти? 8. Как осуществляется мокрое валяние из шерсти? 9. Какие иглы применяют при сухом валянии? 10. Где применяют «сливер»? 11. Что такое «префельт»? Вопросы устного тестирования: 1. В цветовой круг входит сколько основных цветов? а) 6 б) 7 в) 8 2. К холодным цветам относятся а) Синий, фиолетовый. б) Зеленый, синий, фиолетовый в) Красный, фиолетовый. г) Жёлтый, красный. 3. Выбери родственные цвета. а) Синий, фиолетовый. б) Жёлтый, оранжевый. в) Синий, жёлтый. 4. Как называется складывание частей изображения на листе бумаги? а) Эскиз; б) аппликация; в) композиция. 5. Что такое фон? а) Основной цвет бумаги, на который приклеиваются детали композиции; б) цветовая гамма. г) хорошо впитывает воду. 6. Отметь, какой материал относится к синтетическим материалам: а) листья; б) поролон; в) цветы; г) бумага; д) синтепон; е) семена; ж) пластик; 21 з) ткань; и) пластмасса. 7. Чем отличаются поролон от синтепона? а) плотностью; б) гибкостью; в.) по запаху 8. Как называется предварительный набросок? а) Эскиз; б) аппликация; в) сюжет. 9. Фелтинг — это: а) приклеивание б) валяние в) вырезание Устные вопросы по организация рабочего места: 1. Выбери три правильных выражения при работе с ножницами. а) Перебрасывать ножницы через стол. б) Ножницы должны быть с острыми концами. в) Передавать ножницы кольцами от себя. г) Использовать ножницы по назначению. д) Следить за движением лезвий во время работы. е) Хранить ножницы в чехле или отведенной коробочке. 3. Выбери три правильных выражения при работе с канцелярским ножом. а) Для резания бумаги небольшую часть лезвия. б) Когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть внутри. в) При работе с канцелярским ножом необязательно быть внимательным. г) При резании картона удобно пользоваться линейкой. Диагностическое задание на определение цветового восприятия Цель диагностики: определение способности к различным видам цветоразличения у детей. Выполнение: Перед ребенком на столе раскладывают, не по порядку, цветные карточки от темного до самого светлого цвета. Ребенку необходимо выбрать 8 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности на нем желтого оттенка. Задача: Разложить карточки по порядку от менее до более желтых. Оценка результатов зависит от точности раскладывания цветов, чем она выше – тем выше способности у ребенка к различным видам цветовосприятия. Данная методика позволяет вести не только педагогические наблюдения, но и эффективно активизировать на занятии творческую деятельность обучающегося. 22