Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2
Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Батик»
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Войнова Алена Михайловна,
педагог дополнительного образования
г. Верхняя Пышма, 2024
1
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения
РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – художественная.
Дополнительное образование в учреждении определяется социальным заказом детей
и их родителей, расширяет возможности личностного развития за счёт расширения
образовательного пространства ребёнка, исходя из его потребностей. Родители (законные
представители детей) считают, что необходимо вести образовательную деятельность по
данному направлению, так как это обеспечивает преемственность воспитательных
институтов семьи, школы и дополнительного образования.
При разработке данной программы была учтена специфика регионального
компонента и потребности образовательного пространства городского округа Верхняя
Пышма. При ограничении времени на изучение искусства в школе важнейшей задачей
становится повышение эффективности художественного образования. Данная программа
решает эту задачу, соединив в одном курсе изобразительное творчество и
художественную роспись по ткани.
В целом данную программу можно определить, как совокупность традиционных и
инновационных методов и форм обучения с новыми интересными идеями и личным
опытом, способным адаптировать ее в школьной среде.
Содержание программы включает в себя изучение технологий росписи по ткани и
рекомендована к реализации методическим советом муниципального автономного
образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества».
Актуальность программы объясняется возникшей тенденцией моды на вещи,
сделанные своими руками. У обучающихся появится возможность применения
полученные знаний и умений на практике в реальной жизни: создание панно, роспись
платка и шарфа, украшение скатерти, изготовление подушки, создание уникальных
элементов для галстука, одежды, абажура, ширмы или декорации и т.д. Кроме того,
запросы современных школьников в сфере декоративно-прикладного творчества
постепенно смещаются в сторону нестандартных видов рукоделия, таких как фелтинг,
батик, декупаж, скрапбукинг. Участие в различных видах творческой деятельности
помогает реализовать личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду,
помогает узнать культуру своего народа и народов мира. Важным аспектом программы
является реализация интересов и потребностей детей в сфере свободного времени,
2
обучение умению создавать красивую вещь и одежду своими руками, подчеркивая, тем
самым, свою индивидуальность.
Новизна программы определяется отсутствием типовых программ подобного
направления, использованием в образовательном процессе современных технических
средств обучения, компьютерных технологий, использованием в композиции новой
комбинированной технологии, сочетаний различных техник. Также при обучении
используются
педагогические
технологии
исследовательской
деятельности,
сотрудничества и проблемного диалога. Проектные и исследовательские работы
возникают по степени освоения программы по интересам и инициативе детей, педагог
оказывает всецелую поддержку.
Особое внимание уделяется умениям и навыкам, которые могут быть использованы
в практической деятельности. Обучающиеся знакомятся с историей искусства росписи
ткани, художественными традициями в этой области, реализуют свои индивидуальные
образовательные и творческие художественно-эстетические потребности. Обучающиеся
изучают общие закономерности изобразительного искусства, лежащие в основе создания
художественной росписи по ткани: законы композиции и цветоведения, приемы
стилизации, приемы создания декоративной композиции.
Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и
приемов ручной работы. В процессе обучения используются следующие нетрадиционные
формы обучения: ярмарка-продажа, творческое путешествие, творческая игра, а также
тренинги, направленные на более глубокое погружение в учебную тему.
Отличительные особенности программы. На начальных этапах обучения педагог
не требует от обучающихся качественного выполнения авторских (детских) эскизов, а
предлагает заранее подготовленные разработки, обучает как правильно обрабатывать
понравившиеся иллюстрации, фотографии и другие изображения для дальнейшего
использовании их в качестве эскизов для батика. Эти приемы в большой степени
помогают ребенку решить проблему «я не умею рисовать, поэтому батик не для меня».
Таким образом, воспитаннику предоставляется возможность учиться развивать свои
умения и максимально использовать их для реализации своих потребностей. Работа по
этапам, «от простого к сложному», своевременная помощь педагога, готовность
обучающихся тщательно выполнять правила выполнения росписи – делает занятия
доступными многим детям. Немаловажным аргументом в пользу доступности техники
является большой разнообразный выбор материалов для работы и сравнительно
небольшая их стоимость. Такая материальная база позволяет проявиться творческим
способностям детей ярко и индивидуально.
Системность обучения и воспитания позволяет построить учебный процесс от
формирования мотивации в деятельности до развития творческой активности
обучающихся. В целом данную программу можно определить, как совокупность
традиционных и инновационных методов и форм обучения с новыми интересными
идеями и личным опытом, способным адаптировать ее в школьной среде. При
ограничении времени на изучение искусства в школе важнейшей задачей становится
повышение эффективности художественного образования. Данная программа решает эту
задачу, соединив в одном курсе изобразительное творчество и художественную роспись
по ткани.
Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 10-13 лет.
3
Возрастные особенности обучающихся. Младший подростковый возраст
сенситивен к развитию пространственного восприятия. Это выражается в более развитом
чувстве симметрии, чувстве ритма, что дает возможность создания на занятиях
декоративно-прикладного искусства более сложных и интересных композиций по
сравнению с возможностями младших школьников.
Познавательные процессы восприятия, памяти и мышления являются ведущими в
творческих способностях. Все тесты на творчество базируются на умении во всех деталях
воспринимать информацию, использовать разнообразие и богатство памяти, гибкость и
широту мышления.
Единство
изобразительного
и
выразительного
определяет
целостность
художественного образа в работах младших подростков. Необходимо подчеркнуть, что
эстетические и интеллектуальные чувства, способствуя развитию художественнообразного мышления подростка, обогащают его духовно-эстетический мир и влияют на
процесс формирования личности в целом.
Каждая учебная группа существует как самостоятельная творческая единица,
состоит из обучающихся разного возраста, поэтому занятия строятся по принципу
сотрудничества и сотворчества. Любое занятие несёт определенный воспитательный и
развивающий потенциал, оказывает влияние на духовный и нравственный облик
подростка, на его мировоззрение.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Один
учебный час составляет 40 минут.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для школьников
составляет 40 минут.
Объем общеразвивающей программы. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы–144ч.
Срок освоения программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса:
36 учебных недель - 9 учебных месяцев.
Формы обучения - очная, коллективная, фронтальная и индивидуальная работа
обучающихся на занятии. Количество детей в учебной группе от 10-ти до 15-ти человек.
Виды занятий. Реализация программы проводится в форме теоретических и
практических занятий согласно учебному (тематическому) плану, конкурсов, викторин,
выставочной деятельности.
Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, контрольные
упражнения, портфолио, тематические и тестовые задания, устный опрос, открытое
занятие, выставка работ, конкурсная деятельность.
Цель программы – формирование интереса к декоративно-прикладному искусству
и развитие творческих способностей обучающихся через освоение новых технологий
художественной росписи по ткани.
Задачи программы:
Образовательные:
⎯ сформировать у обучающихся систему знаний, умений, навыков по основам
технологии батика;
⎯ освоение новых технологий художественной росписи по ткани;
⎯ ознакомление с основами цветоведения, композиции, стилизации;
4
⎯ совершенствование навыков техники безопасности при работе с различными
инструментами и материалами;
⎯ ознакомление с требованиями к творческим работам на различных конкурсах и
выставках;
Развивающие:
⎯ развитие мелкой моторики пальцев рук;
⎯ развитие фантазии, образного мышления, художественно-эстетического вкуса;
⎯ развитие творческих способностей детей;
⎯ развитие навыка целесообразного и бережного использования материала;
⎯ развитие познавательной и творческой активности;
⎯ развитие коммуникативных навыков;
Воспитательные:
⎯ воспитание целеустремлённости, настойчивости в достижении цели;
⎯ привитие культуры труда, аккуратности, бережного отношения к оборудованию,
инструментам;
⎯ привитие культуры поведения, уважения к людям, взаимопонимания и
бесконфликтности в общении.
Педагогическая целесообразность объясняется основными принципами, на которых
основывается программа:
⎯ Принцип вариативности и свободы выбора, он необходим для самореализации
личности.
⎯ Принцип эмоциональной насыщенности. Занятия росписи по ткани дают основу для
создания среды, богатой ценностным общением, стимулируют положительные
эмоции, благоприятно влияющие на физическое и душеное здоровье обучающихся и
побуждающие к дальнейшему развитию.
⎯ Принцип креативности предполагает развитие и активизацию творческих
способностей каждого ребенка.
⎯ Принцип индивидуализации имеет значение для осуществления личностноориентированного подхода в процессе эстетического воспитания и творческого
развития личности обучающихся.
⎯ Принцип диалогичности предусматривает овладение детьми языком искусств, не
просто усвоение предлагаемого материала, а познание мира через активный диалог с
ним.
⎯ Принцип интеграции основан на взаимопроникновении специфического языка
декоративно-прикладного искусства в другие сферы жизни. На основе общих
выразительных средств дети ищут параллели в различных видах искусства,
раскрывая художественный образ.
⎯ Принцип доступности, обеспечивающий переход от простого к сложному, от
известного к неизвестному.
5
Учебный (тематический) план
№
п/п
Название раздела, темы
Кол-во часов
Всего
Теория Практика
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Материалы и инструменты
4
2
2
3
Основы цветоведения
6
2
4
4
Основы композиции
Дополнительные эффекты.
Ошибки в росписи по ткани
и их устранение
Различные способы росписи
ткани
4
1
3
4
1
3
118
13
105
5
6
Формы аттестации/
контроля
Входная
диагностика
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос
Викторина
Открытое занятие
6.1
Узелковый батик
12
2
10
6.2
Холодный батик
32
3
29
6.3
6.4
6.5
6.6
Свободная роспись
Штампы в батике
Смешанный батик
Роспись одежды
Подготовка к итоговой
выставке
18
10
24
22
2
2
2
2
16
8
22
20
Конкурс
4
1
3
Выставка работ
Итоговое занятие
2
-
2
Итоговая
диагностика
144
21
123
7
8
Итого:
Контрольное
задание
Анализ работ
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях и правилам
поведения в учреждении. Цели и задачи программы - план работы студии. Теория
художественной росписи по ткани.
Практика: Игра на знакомство «Шляпа знакомств». Просмотр презентации.
Обсуждение. Обзор изделий с росписью. Диагностика художественных умений и
навыков обучающихся. (См. Приложение №1)
Раздел 2. Материалы и инструменты
Теория: Виды инструментов, используемых при росписи ткани. Приемы работы со
стеклянной трубочкой, шприц-флаконом, резервами и контурами. Краски для ткани,
правила разбавления красок. Кисти для росписи. Палитра. Подрамник. Правила
натягивания ткани на подрамник. Виды подрамников. Уход за инструментами. Виды
тканей, используемых при росписи. Рекомендации по подбору тканей для
конкретной росписи. Требования к качеству тканей. Правила подбора ткани по
качеству. Правила и способы обработки тканей. Техника безопасности при работе с
материалами и инструментами.
6
Практика: Подготовка инструментов к работе. Упражнения с использованием
инструментов. Обработка ткани в зависимости от способа ее дальнейшего
применения. Натягивание ткани на подрамник (два способа, при помощи кнопок и
ниток).
Раздел 3. Основы цветоведения
Теория: Цветовой круг. Правила сочетания цветов. Основные цвета: желтый, синий,
красный. Холодные и теплые оттенки. Производные цвета, хроматические и
ахроматические цвета. Гармония цветовых сочетаний. Психологическое воздействие
цвета на человека.
Практика: Упражнения по смешиванию цветов (цветовой квадрат). Выполнение
рисунка в заданной палитре цветов. Творческое создание рисунков в смешанных,
хроматических и ахроматических тонах (по выбору).
Раздел 4. Основы композиции
Теория: Основные элементы композиции. Композиция как система размещения ее
элементов и составляющих. Формы композиции. Правила построения композиции.
Понятие абстракция. Понятие «перспектива», «первый» и «второй» планы, «центр
композиции». Правила подбора цветовой гаммы при составлении композиции.
Композиция с замкнутыми контурами.
Практика: Упражнение по размещению элементов композиции. Создание
творческой композиции по заданной теме.
Раздел 5. Дополнительные эффекты в росписи. Ошибки в росписи по ткани и их
устранение
Теория: Дополнительные эффекты, как средство улучшения внешнего вида работы.
Знакомство с дополнительными эффектами: присыпка сухим красителем, сухая
кисть, набрызг, солевые эффекты, эффекты с использованием сахара. Типичные
ошибки: «пробитый резерв», затекание краски, слабые узлы в узелковом батике и др.
Способы превращения дефектов в эффекты и устранения ошибок.
Практика: Упражнения с использованием дополнительного материала для создания
эффектов. Упражнения по исправлению ошибок, превращение дефектов в эффекты.
Раздел 6. Различные способы росписи тканей
Тема 6.1. Узелковый батик
Теория: Знакомство с техникой «узелковый батик», просмотр презентации. Виды и
способы раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков. Окраска ткани
способами: «завязывание», «скручивание», «складывание и подгибание» и
«зашивание». Техника безопасности при окрашивании ткани. Работа с контурами.
Практика: Упражнения на изучение различных способов окрашивания ткани в
технике «узелковый батик». Творческая работа - создание работы с использованием
двух техник - узелковый батик и роспись по стеклу (работа в фоторамке).
Тема 6.2. Холодный батик
Теория: Технология росписи ткани способом «холодный батик», просмотр
презентации. Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом. Проверка
нанесения резерва. Приемы росписи рисунка. Роспись контурами. Техника
безопасности при работе с материалами и инструментами.
Практика: Выполнение работы на маленьком формате (пяльцы). Упражнение на
нанесение прозрачного резерва в несколько приемов (скрытый контур). Упражнения
7
по заливке красками: «Эффект лепестка», «Эффект жилок», переход из одного цвета
в другой. Упражнение по украшению работы цветными контурами для ткани.
Творческая работа - создание картины на подрамнике в технике холодный батик на
заданную педагогом тему.
Тема 6.3. Свободная роспись
Теория: Понятие «свободная роспись» в росписи по ткани. Особенности технологии
росписи. Подготовка солевого раствора. Правила грунтовки ткани солевым
раствором. Техники акварельной живописи: «по-сырому».
Практика: Подготовка ткани для росписи (грунтовка солевым раствором).
Выполнение упражнений «Эффект дождя», «Эффект заливки». Творческая работа создание картины на подрамнике в технике свободная роспись на заданную
педагогом тему.
Тема 6.4. Штампы в батике
Теория: Понятие штамп. Способы печатания штампами. Просмотр презентации.
Применения штампов в росписи одежды и аксессуаров. Изготовление штампов или
трафаретов из бумаги, природных материалов, бытовых предметов и др. для
печатания на ткани. Техника безопасности при окрашивании ткани.
Практика: Подготовка эскиза в цветном варианте на бумаге. Изготовление штампов
для печатания. Творческая работа - создание картины на подрамнике в технике
печатания на ткани по готовому эскизу.
Тема 6.5. Смешанный батик
Теория: Особенности технологии росписи ткани способом «смешанный батик».
Последовательность и правила работы в смешанной технике.
Практика: Эскизирование и выполнение самостоятельных творческих работ на
свободную тему с использованием в одной работе нескольких видов батика.
Тема 6.6. Роспись одежды
Теория: Особенности технологии росписи одежды, основные материалы,
необходимые для росписи и сохранения рисунка на одежде при носке. Просмотр
презентации. Основные нюансы в росписи одежды из разного материала.
Подготовка элементов одежды (футболки) к росписи. Уход за вещами с ручной
росписью.
Практика: Подготовка эскизов. Подготовка одежды или аксессуаров к росписи.
Творческое задание «Эксклюзивная вещь».
Раздел 7. Подготовка к итоговой выставке
Теория: Основы выставочной экспозиции.
Практика: Подготовка и проведение выставки изделий. Проведение конкурса на
лучшую работу. Обсуждение работ.
Раздел 8. Итоговое занятие
Практика: Выставочная деятельность. Подведение итогов. Устный опрос.
Награждение обучающихся по итогам года.
Планируемы результаты
Предметные результаты:
⎯ освоение новых технологий художественной росписи по ткани;
⎯ ознакомление с основами цветоведения, композиции, стилизации;
8
⎯ овладение навыками образного мышления и приемами росписи;
⎯ овладение правилами применения готовых иллюстраций;
⎯ участие в различных конкурсах, выставках и выполнение работы в заданное время.
Метапредметные результаты:
⎯ определение и формулировка цели деятельности на занятии с помощью педагога;
⎯ выстраивание своей деятельности согласно условиям заданным педагогом;
⎯ проявление умений в решении творческих задач и осуществлении оценки своей
работы;
⎯ усвоение правил целесообразного и бережного использования материала;
⎯ применение навыков техники безопасности при работе с различными
инструментами и материалами.
Личностные результаты:
⎯ проявление интереса к художественному творчеству;
⎯ проявление культуры труда, аккуратности, бережного отношения к оборудованию,
инструментам;
⎯ наличие навыков самостоятельной и командной работы;
⎯ владение коммуникативными навыками.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
обучения
1
полугодие
ОП
Зимние
праздники
2
полугодие
ОП
Летние
каникулы
1
01.09-31.12
16
нед.
01.01.-08.01
09.01-31.05
20
нед.
01.06-31.08
Всего
в год
36
нед.
Образовательный процесс - очный.
Организация образовательного процесса предполагает создание для обучающихся
такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя
комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств
образовательного процесса. Исходя из психофизических особенностей детей школьного
возраста, были выбраны методы и формы работы, которые отвечают принципам
развивающей педагогики.
Основными методами обучения являются:
⎯ словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
⎯ наглядный практический (выполнение работ по образцу педагога, по схемам);
⎯ объяснительно-иллюстративный (показ презентаций, слайдов, иллюстраций);
⎯ репродуктивный (работа по образцу);
⎯ частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом);
⎯ исследовательский
проблемный
(самостоятельная творческая
работа
обучающихся);
⎯ игровой (создание игровых ситуаций);
9
⎯ дискуссионный (вовлечение обучающихся в дискуссию);
⎯ проектный (проектная деятельность).
Основными формами организации образовательного процесса являются:
⎯ индивидуально-групповая;
⎯ групповая.
Основными формами организации учебного занятия являются:
⎯ беседа;
⎯ практическое занятие;
⎯ выставка, конкурс,
⎯ проектная деятельность;
⎯ экскурсия;
⎯ творческая мастерская;
⎯ мастер-класс;
⎯ творческие посиделки (праздники, чаепития).
Педагогические технологии:
⎯ технология учебного занятия;
⎯ технология группового обучения;
⎯ технология развивающего обучения;
⎯ технология проектной деятельности;
⎯ технология игровой деятельности;
⎯ здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия (теоретическое занятие)
№ п/п
1
2
3
4
Этапы учебного занятия
Организационный этап
Этап изучения нового материала
Этап закрепления полученных знаний, умений навыков
(практическое задание)
Этап рефлексии
Алгоритм учебного занятия (практическое занятие)
№ п/п
1
2
3
4
Этапы учебного занятия
Организационный этап
Этап обобщения (повторения) изученного материала
Практическая или творческая работа
Этап рефлексии
Материально-техническое обеспечение
Техническое оснащение: кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим и
противопожарным требованиям, столы и стулья, демонстрационная и интерактивная
доски, компьютер, проектор, музыкальный центр.
Материалы и инструменты: утюг, фен, деревянные подрамники, кисти разных
номеров, банки для воды, краски для ткани, карандаши с мягкими грифелями, цветные
контуры, резерв, палитра, бумага, канцелярские кнопки, ножницы, крупная и мелкая соль,
ткань различной фактуры и др.
10
Дидактические материалы и наглядные пособия: демонстрационные образцы,
тематические иллюстрации, работы мастеров, детские работы, художественные альбомы.
Информационное обеспечение: фонотека, видеотека, аудиотека.
Информационное обеспечение
Методический и дидактический материал:
⎯ учебники или другая литература;
⎯ демонстрационные тематические фильмы;
⎯ аудио материалы;
⎯ наглядные пособия (работы мастеров, детские работы, иллюстрации);
⎯ художественные альбомы.
Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми
разного школьного возраста.
Мониторинг освоения образовательной программы
Система оценки достижения планируемых результатов разработана педагогом
Кушнер М.Н. на основе опыта работы. В процессе работы педагогом по программе
отслеживаются три вида контроля:
Диагностика, педагогическое наблюдение, контрольное задание, устный
Текущий
опрос
Промежуточный Викторина, тест, контрольные упражнения, выставка и анализ работ
Итоговый
Кроссворд, открытое занятие, выставка, конкурс, дискуссия, портфолио,
диагностика
Виды контроля, формы аттестации и способы определения результативности
Входная
диагностика
Формы
промежуточной
и итоговой
аттестации
Текущий и
итоговый
контроль
Определение художественных умений и навыков
обучающихся
Тест
Открытое занятие для родителей
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Портфолио обучающихся
Приложение №4
Карта педагогического наблюдения
Просмотр
Приложение №5
Приложение №6
Карта результативности обучения по программе
Приложение №7
11
Список литературы
Нормативное документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №
273-ФЗ.;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242;
6. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
7. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагогов:
1. Давыдов, С.А. Батик. Техника, приемы, изделия: энциклопедия / С.А. Давыдов. - М.:
АСТ/Астрель, 2008.- 118 с.
2. Зайцева, О.В. Батик: практическое руководство / О.В. Зайцева.-М.: АСТ/Астрель, 2008.
- 92 с.
3. Жолобчук, А.В. Подарки из батика: практическое руководство / А.В. Жолобчук. - М.:
АСТ/Астрель, 2003.- 80 с.
4. Жоголъ Л.Е. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий / Л.Е.
Жоголь. - Киев, 1992. - 349 с.
5. Терешина, Г.В. Батик своими руками: ручная работа / Г.В. Терешина. - М.: Аст-Пресс,
2009. - 88с.\
6. Дворкина, И.Н. Батик. Все о картинах на ткани: практическое руководство / И.Н.
Дволркина. - М.: Академия развития, 2006. - 144с.
7. Моргадес, К. Роспись по шелку: для начинающих: практическое руководство / К.
Моргадес. - М.: АРТ-Родник, 2000. - 175с.
8. Хакимова, Г. А. Методические рекомендации по обучению искусству батика на
занятиях творческих кружков / Г. А. Хакимова. — Текст: непосредственный //
Актуальные задачи педагогики: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар,
февраль 2020 г.). — Краснодар: Новация, 2020. — 34 с.
Литература для родителей:
1. Алферов Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. / Л.Г. Алферов. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 352 с.
2. Волков Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Изобразительное искусство,
1997. - 240 с.
12
3. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Р.А. Гильман. - М. : Гуманитар. изд. центр «Владос», 2008. - 159 с.
4. Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия / С.Г. Давыдов. - М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2006. - 184 с.
5. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: Радуга, 2000
6. Жолобчук А. Я. Подарки из батика / Жолобчук А. Я.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.
- 78,[2] с.: ил. - (Подарок своими руками).
7. Загребаева Л.В. Лоскутное шитье. Роспись тканей. Плетение шнуров / Авт.-сост. Л.В.
Загребаева. - Мн.: Миринда, 2002. - 224 с.: ил. - (Ваш досуг).
8. Искусство батика. Энциклопедия художника. - М. : Внешсигма, 2001. - 111 с.
9. Кабанова О. Путешествие в технику горячего батика / О. Кабанова // Декоративное
искусство СССР. - 1987. - № 1. - с.31-45.
Литература для обучающихся:
1. Махмутова Х.И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. Делаем сами. М.: Эксмо, 2006. - 64 с.
2. Миллер Д. Интерьер. Цвет и стиль / Д. Миллер. - М. : Ниола XXI век, 2001. - 240 с.
3. Пипер А. Роспись по ткани / А. Пипер. - М. : АРТ-РОДНИК, 2007. - 47 с.
4. Робинсон Р. Искусство батика: техники и образцы / Р. Робинсон. - М.: Ниола-Пресс,
2007. - 96 с.
5. Рукоделие / под общ. ред. М.С. Левиной. - М.: Рольф, 2000. - 384 с.
6. Сараева Ю.С. Роспись по ткани / Ю.С. Сараева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 234 с.
7. Синеглазова, М.О. Батик / М.О.Синеглазова. - М.: Издательский дом МСП, 2004. - 267
с.
8. Синеглазова М.О. Распишем ткань cами / М.О. Синеглазова. - М.: Профиздат, 2000. 312 с.
9. Смирнов Ф., Волков Р. Солнце в доме. Батик своими руками // Идеи вашего дома. 1997.- №6.
10. Трубникова Л.А. Красотa ремесла и творчества / Л. А. Трубникова. - Ростов н/Д., 2000.
- 212 с.
Интернет-ресурсы:
1.
2.
3.
4.
Материалы для батика [Электронный ресурс] - Режим доступа
http://baticworld.ru/materials.html
Холодный и горячий батик [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.batikdesign.ru/
История батика [Электронный ресурс] - Режим доступа
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%F2%E8%EA
Материалы для батика [Электронный ресурс] - Режим доступа
http://www.kam.ru/batik__materialy_dlia_batika__2506
13
Приложение №1
Входная диагностика художественных умений и навыков обучающихся
Данная диагностика помогает выявить детей как одарённых, так и с пониженным
уровнем художественного развития, что позволит в дальнейшем индивидуально
подходить к художественному развитию каждого обучающегося.
Содержание диагностики
Обучающимся предлагается нарисовать в любой технике (карандаш, фломастер,
акварель, др.) отгадки к загадкам. Загадки подбираются таким образом, что ответы на них
могут стать элементами тематической композиции.
Примерная тематика:
⎯ Зимой и летом одним цветом… (ёлка).
⎯ Белогривые лошадки плывут по небу без оглядки… (облака).
⎯ Ни головы, ни ножек. Это – колючий… (ёжик).
⎯ Красивыми крыльями порхает, над цветами по лугу летает… (бабочка).
⎯ Летом серый, зимой белый… (заяц).
⎯ Сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл… (грибок).
(Ответы - отгадки фиксируются на магнитной доске)
Анализ детских работ с учётом:
⎯ готовности ребёнка к импровизации;
⎯ развития творческого воображения;
⎯ уровня художественных умений, навыков;
⎯ использованной техники;
⎯ аккуратности выполнения работы.
Для определения уровней художественных и творческих способностей в рисовании и
ДПИ были разработаны критерии оценки созданных детьми изображений:
1. Знание цветов и оттенков.
2. Владение изобразительной технологией.
3. Использование нетрадиционных способов рисования.
4. Знание видов искусства.
5. Декоративное прикладное творчество.
6. Способность нестандартно мыслить в творческих заданиях.
7. Владение техническими навыками (кистью и карандашом).
8. Использование разных художественных материалов.
9. Смешивание красок.
14
Приложение №2
Промежуточная аттестация - тестирование «Знание теории учебной программы»
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
1. Вариант (ответы принимаются в письменном виде)
Опишите правила выполнения эскиза для батика.
Что такое батик?
Где зародился батик, история его развития?
Перечислите техники росписи ткани.
Какие материалы и инструменты необходимы для батика?
Отличие холодного батика от горячего и от свободной росписи.
Опишите последовательность работы в технике узелковый батик.
Какие декоративные эффекты можно делать в батике?
Приведите примеры изделий, которые можно расписывать батиком.
Назовите основные и дополнительные цвета в цветовом круге.
2. Вариант
⎯ Что такое батик?
А) художественная техника росписи по ткани
Б) вид ДПИ
В) художественная техника работы с тканью
⎯ Какой вариант не является видом батика?
А) свободная роспись
Б) горячий батик
В) узелковый батик
Г) холодный батик
⎯ Как называют художников, рисующих иллюстрации к сказкам?
А) сказочники
Б) баснописцы
В) мультипликаторы
Г) иллюстраторы
⎯ Законы линейной перспективы
А) Что ближе к нам, то изображаем крупнее
Б) Что дальше от нас, то изображаем крупнее
В) Все вертикальные линии (стволы деревьев, столбы) остаются вертикальными, но при
приближении к линии горизонта уменьшаются по высоте
Г) Все вертикальные линии (стволы деревьев, столбы) остаются вертикальными, но при
приближении к линии горизонта увеличиваются по высоте
Д) Все горизонтальные линии при удалении как бы поднимаются к линии горизонта и
сходятся в точке зрения
⎯ Выберите материалы необходимые для батика
А) карандаши цветные
Б) ткань
В) акриловые краски
Г) стеклянная трубочка
15
Д) гуашь
Е) кисти
З) восковые мелки
Е) бархатная бумага
⎯ Где зародился батик?
А) остров Ява
Б) Япония
В) Китай
⎯ Правила построения эскиза для батика
А) отсутствие на эскизе мелких деталей
Б) эскиз должен быть выполнен в цвете
В) в конце создания эскиза его обводят темным маркером
Оценка теста:
За каждый правильный ответ
в 1 варианте - 2 балла,
1 балл – за неполный ответ,
за ответы 2-го варианта – 1 балл.
16
Приложение №3
Промежуточная аттестация
Открытое занятие для родителей обучающихся
Турнир знаний «Мы играем- проверяем, что умеем и что знаем»
Цель: демонстрация знаний и умений по изученному материалу.
Задачи:
⎯ создание ситуации успеха для каждого обучающегося;
⎯ формирование атмосферы сотрудничества в детском коллективе;
⎯ формирование интереса родителей к творческой деятельности детей.
I. Этап
Группа делится на три команды при помощи «рулетки». Каждый участник команды
по очереди вытягивает вопрос, уровень сложности команда выбирает самостоятельно.
Команде необходимо, посовещавшись в течение 10-20 секунд, ответить на вопрос. За
правильные ответы баллы прибавляются, за неправильные ответы – вычитаются.
Вопросы делятся на самые лёгкие, лёгкие, средние, сложные и практическое
задание.
Баллы за задание (по уровню сложности):
Самый лёгкий вопрос – 1 балл.
Лёгкий вопрос – 2 балла.
Вопрос среднего уровня – 3 балла.
Вопрос сложного уровня – 4 балла.
Практическое задание – 5 баллов (дается 1 минута).
Таблица вопросов
Сложность
(уровень)
задания
Самый лёгкий
(1 балл)
Лёгкий
(2 балла)
Средний
(3 балла)
Сложный
(4 балла)
Теоретические вопросы
Для чего служат
кнопки в батике?
Роспись надо
начинать:
А) от темного к
светлому
Б) от светлого к
темному
В) знать не знаю,
ведать не ведаю
Сколько основных
цветов в цветовом
круге?
Какие это цвета?
Необходимость
просушки
нанесённого на
ткань резерва
Для чего нужен
резерв в батике?
Для чего применяется
утюг в батике?
Ткань
натягивается на
подрамник:
А) слабо
Б) средне
В) плотно
Материалы для
росписи в технике
«холодный батик»
А) тренога, хлопок,
гвозди
Б) пяльцы, лен, шурупы
В) подрамник, креп
шифон, кнопки
Какая техника
батика появилась
самая первая?
Подрамник это…
Родиной
«горячего» батика
является:
1. Ирландия
Контрастные цвета —
это:
1. Цвета, расположенные
в цветовом круге
17
Практическое
задание
(5 баллов)
вызвана тем, что:
2. Чукотка
1.Влажный резерв
3. Германия
хорошо держит
4. Индонезия
краску
2. Сухой резерв
хорошо держит
краску
3. Влажный резерв
пачкает кисть
4. Сухой резерв хуже
держит краску
Практические вопросы
Закрутите
Натяните ткань на
«улиточку» для
пяльцы
узелкового
батика
2. Цвета, расположенные
напротив друг друга в
цветовом круге
3. Цвета, расположенные
в четверти цветового
круга
4. Цвета, расположенные
в половине цветового
круга
Разбавьте краску до
нужной консистенции
II. Этап
Группе необходимо создать совместную картину в технике «Свободная роспись» с
использованием различных эффектов (соль, мочевина и др.) по заданной педагогом теме.
Возможно использование техники «Роспись на одежде», группа может создать из
одной вещи (например, футболка) уникальную вещь, посовещавшись и решив, как она
будет расписана (в каком стиле, какие рисунки, надписи и др.).
III. Этап
Подведение итогов турнира
Общая оценка знаний обучающихся педагогом для родителей.
18
Приложение №4
Итоговая аттестация
Портфолио обучающихся
Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, его
характеристика, доказательством прогресса обучения по результатам, уровень
приложенных усилий, по материализованным продуктам учебно-познавательной
деятельности, включая самооценку.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения
итогов деятельности обучающихся.
Портфолио по программе «Батик» – это сборник работ, эскизов обучающихся,
которые демонстрирует его усилия и достижения в различных видах учебной и
творческой деятельности. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения
продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы
самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. Оформление портфолио позволяет
формировать у ребенка рефлексию.
Портфолио дает возможность ребенку достойно представить себя, показав сильные
стороны своей личности, создав благоприятное впечатление о себе.
Основными задачами применения технологии портфолио являются:
⎯ формирование установки на учебную, познавательную активность, развитие
учебной мотивации;
⎯ формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации к
творческому росту;
⎯ создание ситуации успеха для каждого обучающегося, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
⎯ развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать собственные
интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися
возможностями.
Портфолио оформляется в папке накопителе с файлами на бумажных носителях
и\или в электронном виде. При необходимости, работа обучающихся с портфолио
сопровождается помощью взрослых: педагогов и родителей, в ходе совместной работы
которых устанавливаются отношения партнерства и сотрудничества. Это позволяет
обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и
ответственность. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные
материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
19
Приложение №5
Карта педагогического наблюдения
№
п/п
Фамилия Имя
обучающегося
Общие
художествен
ные
способности
Знания по
учебной
программе
Просмотр
учебных
работ
Самостояте
льность
Взаимодействие
с взрослыми и
сверстниками
Творческие
способности
Средний
уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Условные обозначения:
⎯ 2-высокий уровень
⎯ 1-средний уровень
⎯ 0-низкий уровень
20
Приложение №6
Промежуточный контроль
Просмотр и оценка работ обучающихся
Просмотр - основная форма промежуточного и итогового контроля - выставка,
демонстрирующая степень освоения программы и творческие успехи обучающегося.
Также просмотр является важной формой мотивации и самоконтроля обучающегося.
Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные
просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Просмотр может проводиться после каждого раздела программы. Обучающиеся
выставляют свои работы, выполненные в пройденной технике росписи по ткани.
Просмотр-выставка проводится в кабинете, где занимается вся группа детей.
⎯
⎯
⎯
⎯
Критерии бальной/уровневой оценки просмотра работ обучающихся:
5 баллов (высокий уровень) – ставится, если обучающийся выполнил работу в
полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, грамотно
применил техники росписи по ткани и материалы.
4 балла (оптимальный уровень) – ставится при некоторой неряшливости в
исполнении работы, недочетов в композиции и в цветовом решении, неточностях
технологического исполнения задания.
3 балла (достаточный уровень) – ставится, если работа выполнена под неуклонным
руководством преподавателя, самостоятельность учащегося практически
отсутствует, учащийся неряшлив и безынициативен.
«н/а» не аттестация – работа выполнена менее чем на 20%, имеются грубые
нарушения в композиции, работы выполнена небрежно и технически безграмотно.
21
Приложение №7
Итоговый контроль
Карта результативности обучения по программе
Итоговые
международный
II
полуго
дие
российский
I
II
I
II
I
II
I
полуго полуго полугод полуго полуго полуго полугод
дие
дие
ие
дие
дие
дие
ие
областной
Коммуникатив
Самостоятельность
ность
городской
Теория
Выставочная деятельность (уровень)
местный
№
п/п
Фамилия
Имя
обучающе
гося
Уровень
выполнения
практических
заданий
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Условные обозначения:
⎯ 2-высокий уровень
⎯ 1-средний уровень
⎯ 0-низкий уровень
22
Приложение №8
Техника безопасности
При работе с росписью по ткани необходимо соблюдать правила техники безопасности.
На первых же занятиях необходимо ознакомить обучающихся с ними. Кроме того, в
кабинете должен постоянно висеть плакат с данными правилами.
⎯ Натягивай ткань на раму осторожно, стараясь не поранить руки. Полученную
травму нужно немедленно обработать дезинфицирующим средством.
⎯ Прикрепляй кальку с рисунком к ткани булавками, осторожно. Ни в коем случае
не бери булавки в рот. Не пользуйся ржавыми булавками, кнопками, гвоздями.
⎯ Не подноси емкость с резервирующим составом к открытому огню, плитке или
утюгу.
⎯ При работе с горячим батиком, не пользуйся посудой с прогнутым дном, бери
горячую посуду при помощи прихватки.
⎯ Храни готовый резерв, разведенные анилиновые красители в закрытой посуде,
стеклянных или пластиковых пузырьках.
⎯ Набирай краситель в палитру при помощи пипетки, а резервирующий состав в
стеклянную трубочку при помощи резиновой груши.
⎯ Заполняй трубочку резервирующим составом лишь на ¼ ее длины.
⎯ Аккуратно нужно работать с утюгом при выпаривании воска с изделия и с
плиткой во время работы в технике горячего батика.
Кроссворд на тему «Художественная роспись по ткани»
По вертикали:
1. Роспись по ткани. (Батик)
2. Остров, где батик завоевал особую популярность, роспись этого острова имеет свои
традиционные узоры и технику нанесения рисунка. (Ява)
3. Дополнительный декоративный эффект. (Кракле)
По горизонтали:
1. Ткань, используемая в росписи по ткани. (Шелк)
2. Техника с применением контурного состава, разработанная в начале XX столетия
русскими художниками, работавшими в росписи по шелку. (Гутта)
3. Резервирующее вещество, которое используется в технике горячего батика. (Воск)
23