Театральная студия. Первые роли

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Театральная студия. Первые роли»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Старкова Татьяна Владимировна
педагог дополнительного образования,
Караульщикова Людмила Юрьевна
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения
РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – художественная.
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение».
Как писал К.С. Станиславский, «детское выражение «как будто бы» куда сильнее нашего
магического «если бы». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими
комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.
При составлении программы учитывалась специфика регионального компонента и
потребности образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма, где
родители (законные представители) считают, что необходимо вести образовательную
деятельность по данному направлению, так как она обеспечивает преемственность
воспитательных институтов «семья – система дополнительного образования – школа».
Образовательная программа ориентирована на развитие художественных
способностей, носит созидательный характер, предусматривает возможность творческого
самовыражения и импровизации, воспитывает жизненно адаптированного человека,
психологически закаленного к стрессовым ситуациям, с развитой общей и эстетической
культурой и художественными способностями.
Актуальность программы заключается в том, что на занятиях театральным
искусством у обучающихся активизируется мышление и познавательный интерес,
пробуждается фантазия и воображение, любовь к родному слову. Они учатся сочувствию
и сопереживанию, развивают свои индивидуальные речевые способности и эмоционально
выражают себя. Театрализованная деятельность - это самый короткий путь
раскрепощения, обучения чувствованию слова через игру, сочинительство и
фантазирование. Обучаясь ребенок погружается в атмосферу доверия, сотрудничества
личного опыта, открывает для себя взаимосвязь содержания с другими видами искусств,
способствующих развитию его индивидуальности. В процессе театрализованной
деятельности у ребенка складывается особое, эстетическое отношение к окружающему
миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, память,
внимание. Работа над спектаклем сближает всех участников творческого процесса, делает
их союзниками и партнерами в общем деле.
Новизна программы в объединении средств, методов театрально-игровой и
детской творческой деятельности. Процесс театрального воплощения имеет незаменимые
возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции
2

актёра-исполнителя, узнает, что все жизненные ценности находятся в теснейшей
взаимосвязи и в диалектическом единстве. Обучаясь по программе, он пройдет этапы
художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задумается о том, что и
зачем человек говорит и делает, как это понимают другие люди, зачем показывают
зрителям то, считают дорогим и важным в жизни.
Педагогическая целесообразность. После курса обучения образовательные
учреждения пополнятся творчески обученными детьми, способными к организации и
проведению коллективно-творческих дел, желающих влиться в театральные коллективы в
качестве юных актёров, получивших базовые навыки сценического мастерства, речи,
движения и грамоты.
Отличительная особенность программы в построении ее на тесном
взаимодействии театрального искусства и сценической деятельности. Все созданные в
рамках студии спектакли доступны для просмотра не только в рамках учреждения, что
мотивирует обучающихся на новые сценические работы и разнообразные виды
творческой деятельности. Программа представляет собой целостный комплексный подход
к театральному образованию детей через использование методов театральной педагогики
и инновационных образовательных технологий личностно-ориентированного подхода, с
применением игровых форм и новых информационных технологий.
Практическая значимость программы. Театральное творчество богато
ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению
коллектива. Весь процесс обучения строится на использовании методов театральной
педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных
упражнений, театральных игр, адаптированных для занятий и сочетающей игровые,
диалоговые формы, учитывающие психолого-возрастные особенности детей. В основе
освоения материала лежит выполнение увлекательных творческих задач, выполняемых
ребенком через прохождение пути от упражнения и этюда к спектаклю, где все
действующие лица являются участниками совместного творческого процесса и острота, и
глубина восприятия учебного материала, нередко, определяют духовный облик ребёнка на
всю жизнь.
Адресат программы - дети школьного возраста от 11-ти до 13-ти лет.
Условия формирования учебных групп. На обучение принимаются все
желающие. Зачисление проводится на основании личного заявления обучающегося (от 14
лет) и заявления родителей (законных представителей) - до 14 лет. Одновременно в
группе могут заниматься не более 14-ти человек.
Возрастные особенности обучающихся. Младший подростковый возраст (11-13
лет) связан с постепенным обретением чувства взрослости. Здесь ведущую роль играет
социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение,
общение, общественно-полезный труд. Этому возрасту характерны негативизм и быстрая
утомляемость, противоречивость чувств, упрямство, критицизм, своеволие, недостаточно
мотивированные поступки. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том,
что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать
искусство, появляется мир ценностей. Любимые занятия в часы досуга помогают
подростку найти способ выхода из стресса и мелких беспокойств. Ценностью творческой
деятельности в театральном коллективе являются ярко выраженные физиологические,

3

психологические и социальные аспекты, помогающие детям взглянуть на мир под другим
углом зрения и ответить на свои личные вопросы через увлекательную театральную игру.
Режим занятий. Занятия проводятся по 2 учебных часа 2 раза в неделю, в
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
школьников составляет 40 минут.
Объем программы. Общее количество учебных часов – 144ч., запланированных
на весь период обучения и необходимых для освоения программы–144ч.
Срок освоения - 1 год, продолжительность образовательного процесса 36 учебных
недель - 9 учебных месяцев.
Уровень программы – ознакомительный. Содержание программы предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
учебного материала, и минимальную сложность образовательной деятельности. Обучение
приобщает детей к театральной культуре, открывает возможности актерского мастерства,
развивает психофизические процессы, расширяет границы кругозора и коммуникативных
навыков.
Форма обучения – очная.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос,
анкетирование, тестирование, спектакль, конкурс, выступление, анализ работ.
Цель программы – формирование интереса к театральному искусству и развитие
творческих способностей ребенка через освоение технологии актерского мастерства.
Задачи программы:
Обучающие:
 приобщение детей к театральной культуре,
 обучение основам актерского мастерства;
 обучение различным техникам и приемам театрального искусства;
 обучение навыкам сценической речи и движений;
Развивающие:
 развитие психофизических процессов (восприятия, памяти, внимания,
воображения), организаторских способностей;
 развитие системы знаний, умений, навыков по основам театральной деятельности;
 развитие творческой активности, самостоятельности, желания экспериментировать;
 развитие познавательного интереса, эстетического вкуса;
Воспитательные:
 воспитание чувства артистизма и выразительности;
 формирование интереса к театральному творчеству;
 формирование отношений, основанных на сотрудничестве и взаимопомощи;
 воспитание
чувства
ответственности,
трудолюбия,
коллективизма,
дисциплинированности.

4

Учебный (тематически) план
№
Наименование разделов, тем
п/п
1
1.1
1.2

Основы театральной культуры
Вводное занятие
Зарождение искусства

1.3
1.4
1.5
1.6

Театр как вид искусства
Театр Древней Греции
Русский народный театр
Театр и зритель

1.7
2
2.1
2.2

Театральное за кулисье
Техника и культура речи
Речевой тренинг
Литературные произведения

3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
5
5.1
5.2
5.3
6

Количество часов

Формы контроля /
аттестации

Всего Теория Практика
14
7
7
Входная диагностика
2
1
1
Педагогическое
2
1
1
наблюдение
2
1
1
Устный опрос
2
1
1
Контрольное
2
1
1
упражнение
2
1
1
Викторина
2
1
1
Педагогическое
32
4
28
наблюдение
22
2
20
10

2

8

Кроссворд

Ритмопластика
Пластический тренинг

16
12

2
2

14
10

Контрольное
упражнение

Пластический образ персонажа
Актёрское мастерство
Организация внимания,
воображения, памяти
Сценическое действие

4
22
10

4
2

4
18
8

12

2

10

Конкурс

Работа над спектаклем
Выбор и анализ пьесы
Работа над спектаклем
Показ спектакля зрителям
Итоговое занятие
Итого:

56
4
38
14
4
144

6
2
4
23

50
2
34
14
4
121

Педагогическое
наблюдение

Анализ этюдов
Викторина
Контрольное
упражнение

Открытое занятие
Спектакль

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Основы театральной культуры (14 часов)
Тема 1.1. Вводное занятие (2 часа)
Теория. Знакомство с программой, темами и формами занятий. Особенности
занятий в театральной студии. Обсуждение плана работы на год. Требования к
знаниям и умениям, форме одежды и обуви. Требования к нормам поведения.
Проведение техники безопасности на занятиях.
Практика. Знакомство с коллективом – игра на знакомство «Давайте
познакомимся!», игра на внимательность «Найди отличия».
Тема 1.2. Зарождение искусства (2 часа)
Теория. Новые термины и понятия. Обряды и ритуалы в первобытном обществе.
Зарождение театрального искусства.
5

Практика. Просмотр презентации, видеофильма. Игра «Путешествие на машине
времени», театр-экспромт «Охота на мамонта».
Тема 1.3. Театр как вид искусства (2 часа)
Теория. Новые термины и понятия. Виды искусства. Театр как вид искусства.
Особенности театрального искусства. Отличие театра от других видов искусства.
Виды и жанры театрального искусства. Презентация «Виды театрального
искусства».
Практика. Просмотр отрывков из спектаклей (кукольный театр, драматический
театр, театр оперы и балета). Игра «Что случилось?», викторина о театральных
жанрах.
Тема 1.4. Театр Древней Греции (2 часа)
Теория. Новые термины и понятия. Представления в честь Дионисия.
Мифологические основы представлений. Устройство древнегреческого театра.
Маски древнегреческого театра. Драматургия Древней Греции. Основные жанры.
Презентация «Театр Древней Греции».
Практика. Чтение отрывков из драматургических текстов. Театр-экспромт «Театр
Древней Греции».
Тема 1.5. Русский народный театр (2 часа)
Теория. Новые термины и понятия. Народные обряды и игры. Скоморошество.
Народная драма. Церковный, школьный театр. Создание профессионального
театра. Презентация «Русский народный театр».
Практика. Инсценировка «Ярмарка с Петрушкой» с элементами ряженья и
кукольного театра.
Тема 1.6. Театр и зритель (2 часа)
Теория. Новые термины и понятия. Этикет в театре. Культура поведения.
Практика. Выполнение рисунка «Театр». Викторина «Этикет в театре». Анализ
постановки.
Тема 1.7. Театральное за кулисье (2 часа)
Теория. Новые термины и понятия. Театр-здание. Устройство сцены и зрительного
зала. Театральные профессии.
Практика. Просмотр презентации, обсуждение. Инсценировка.
Раздел 2. Техника и культура речи (32 часа)
Тема 2.1. Речевой тренинг. (22 часа)
Теория. Новые термины и понятия. Рождение звука. Строение речевого аппарата.
Дыхание и голос. Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Звукоряд. Гласные,
согласные. Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона и силы
голоса. Полётность голоса.
Практика. Речевой тренинг: дыхательная гимнастика. Артикуляционная
гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. Дикционные упражнения.
Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Чистоговорки,
скороговорки, потешки, небылицы, стихотворения.
Тема 2.2. Работа над литературно-художественным произведением (10 часов)
Теория. Новые термины и понятия. Орфоэпия. Нормы произношения. Говорим
правильно. Логико-интонационная структура речи. Интонация, паузы, логические
ударения.
6

Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения
фольклора).
Выбор произведения. Индивидуальная и групповая работа над выбранным
материалом. Аудиозапись и прослушивание. Самоанализ творческой работы.
Конкурс чтецов.
Раздел 3. Ритмопластика (16 часов)
Тема 3.1. Пластический тренинг (12 часов)
Теория. Новые термины и понятия. Пластическая выразительность.
Практика. Ритмопластический тренинг: Осанка. Построение позвоночника.
Развитие индивидуальности. Коммуникабельность и избавление от комплексов.
Разминка, настройка, освобождение мышц от напряжения и зажимов, релаксация.
Тема 3.2. Пластический образ персонажа (4 часа)
Практика. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки
через пластику тела. Пластический образ живой и неживой природы. Просмотр
документального фильма о природе, животных. Пластические импровизации на
музыкальную тему. Пластические импровизации на смену настроения.
Пластические импровизации на передачу образа животных.
Тема Раздел 4. Актерское мастерство (22 часа)
Тема 4.1. Организация внимания, воображения, памяти. (10 часов)
Теория. Новые термины и понятия. Внимание. Воображение. Память. Приемы
снятия зажимов и комплексов. Виды фантазии, воображения, переживаний.
Способы слияния с образом персонажа.
Практика. Актерский тренинг. Общеразвивающие и театральные игры и
упражнения. Упражнения на коллективность творчества.
Тема 4.2. Сценическое действие (12 часов)
Теория. Новые термины и понятия. Действие – язык театрального искусства.
Целенаправленность и логика действия. Связь предлагаемых обстоятельств с
поведением. «Я в предлагаемых обстоятельствах». Этюд. Виды этюдов. Элементы
бессловесного действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». Жест. Приёмы
сценического боя.
Практика. Работа над формой. Парное взаимодействие. Работа с предметом и на
предмете. Практическое овладение логикой действия. Упражнения и этюды. Выбор
драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Анализ. Показ и
обсуждение.
Раздел 5. Работа над спектаклем (56 часов)
Тема 5.1. Выбор и анализ пьесы (4 часа)
Теория. Новые термины и понятия. Определение темы пьесы. Основная идея пьесы.
Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт.
Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение
мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.
Практика. Работа за столом. Чтение пьесы. Обсуждение пьесы. Что понравилось.
Какие вызвала чувства.
Тема 5.2. Работа над спектаклем (38 часов)
Тема 5.2.1. Работа над отдельными эпизодами (20 часов)
7

Практика. Творческие этюдные пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей.
Составление графика репетиций. Работа над отдельными сценами. Закрепление
мизансцен отдельных эпизодов. Репетиции в сценической выгородке. Групповая,
индивидуальная работа.
Тема 5.2.2. Выразительность речи, мимики, жестов (6 часов)
Практика. Работа над созданием образа, выразительностью и характером
персонажа. Поиск выразительных средств и приемов. Выбор музыкального
оформления. Подбор грима.
Тема 5.2.3. Прогонные и генеральные репетиции (12 часов)
Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат
с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
Тема 5.3. Показ спектакля зрителям (14 часов)
Практика. Премьера. Показ спектакля зрителям. Анализ показа спектакля.
Оформление альбома «Наш спектакль» (фотографии с выступлений).
Раздел 6. Итоговые занятия (4 часа)
Практика. Выполнение творческих заданий. Отчетный спектакль. Подведение
итогов учебного года. Открытое занятие.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
 знание истории возникновения театра и театрального искусства;
 знание технических возможностей современной сцены, устройства театра;
 знание терминов – задача, действие, предлагаемые обстоятельства, этюд;
 понимание отличий драматургического произведения от литературного;
 понимание значения релаксации и упражнений театральной разминки;
 знание новых терминов, театральных техник, приемов концентрации;
 умение формулировать и выражать свои мысли;
 умение делать литературный разбор текста (или сценария);
 умение самостоятельно готовить костюм перед выступлением;
 умение выразительно читать поэтическое или прозаическое произведение.
Метапредметные результаты
регулятивные УУД:
 умение анализировать и оценивать результат своей работы;
 умение планировать и вносить коррекцию в свои результаты;
 умение выстраивать алгоритм действий;
 умение работать по алгоритму;
 умение при необходимости, исправлять ошибки с помощью педагога;
познавательные УУД:
 умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения
задачи;
 умение отбирать необходимые источники информации;
 умение определять причины явлений, событий;

8

 умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний;
коммуникативные УУД:
 умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,
приводя аргументы;
 умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
 умение проявлять инициативу, договариваться с партнёром, предложить план
действий по решению определённой задачи;
 умение уважительно относиться к позиции другого человека, уметь
договариваться.
Личностные результаты:
 проявлять приоритет коллективных ценностей;
 показывать личностный результат;
 проявлять устойчивый интерес к театральному искусству;
 проявлять самостоятельность и личную ответственность за поступки,
 успешное взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
 коммуницировать в группе и находить выходы из спорных ситуаций.

9

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Продолжительность
учебного года

Продолжительность учебного
периода

Сроки
каникул

Начало уч. года:
01.09.2024г.

1
полуг.

с 01.09.2024г.по 31.12.2024г.

16
Зимние:
недель 01.01.-08.01.

Конец уч. года:
31.05.2025г.

2
полуг.

с 09.01.2025г.по 31.05.2025г.

20
Летние:
недель 01.06.-31.08

Итого за уч. год

9 месяцев – 36 учебных недель

Праздничные
дни
04 ноября
31 декабря
23 февраля
08 марта
01-03 мая
09 мая

Условия реализации программы
Программа «Театральная студия. Первые роли» включает 5 основных разделов,
которые все взаимосвязаны между собой и сопровождают обучающихся на
протяжении всего периода обучения. От занятия к занятию, меняется уровень
постановки задач и преобладающая методика «от игры к выполнению осознанной
творческой задачи».
 Раздел «Основы театральной культуры» направлен на ознакомление с историей
возникновения театра, профессиональной терминологией, культурой восприятия
театрального искусства, этикетом. Для успешного усвоения материала
используются: беседа, наглядный материал, аудио и видеоматериалы, проектная
деятельность, посещение спектаклей, экскурсии. Форма оценки знаний проходит в
виде тестов, викторин, конкурсов, защиты проектов.
 Раздел «Техника и культура речи» включает в себя работу над техникой речи в
виде речевого тренинга и работу над литературно-художественным текстом. В
работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных зажимов
голосового аппарата, постановка правильного дыхания, работа над дикцией,
выстраивание логико-интонационной структуры речи. Для этого используются
специальные упражнения и речевые тренинги. Речевые тренинги выполняются в
группе или в подгруппе. При работе над литературным текстом проводятся
групповые и индивидуальные занятия. На занятиях используются произведения
фольклора, стихотворения, прозаические отрывки, произведения русских и
зарубежных авторов, аудиозаписи мастеров художественного чтения.
 Раздел «Ритмопластика» направлен на обучение навыкам освобождения мышц,
снятия зажимов, развития пластичности. Упражнения тренинга направлены на
максимальное развитие возможностей человеческого тела, учат саморегуляции,
концентрации и расслаблению. Обучающиеся должны уметь передать
пластическую форму живой природы и неживого мира, коллективно и
индивидуально передавать заданный ритм. Упражнения тренинга построены по
индивидуально-групповому методу обучения. «Пластический образ персонажа»
включает пластические импровизации и этюды, помогающие передать
характерный образ того или иного сказочного героя. На занятиях используются
музыкальные произведения, репродукции, просмотр видеофильмов, которые
10

помогают погрузиться в собственный мир воображения, освободить свое тело от
зажимов и перейти к рождению движения. Полученные навыки в работе над
освобождением мышц и пластической выразительностью тела применяются
обучающимися в работе над созданием образа персонажа. А также в гармонизации
взаимодействия своего тела, рационального и эмоционального аппарата.
 Раздел «Актерское мастерство» направлен на развитие психофизических
свойств личности (внимание, воображение, память) и освоение навыков актерского
мастерства. Последовательность распределения материала заключается в том,
чтобы помочь детям направить свое внимание в творческое русло, снять зажимы и
комплексы, подготовить для работы в творческом коллективе, открыть поведение
(действие) как основной материал актерского поведения. В процессе всего
обучения используются общеразвивающие и специальные театральные игры,
упражнения, направленные на развитие внимания, воображения, памяти, логики
действия и поведения актера. Большинство упражнений выполняется коллективно,
часто в кругу. Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые на
развитие внимания, воображения, переходящие к освоению законов сценического
действия. На этюдах отрабатываются логика словесных и бессловесных действий,
логика общения и взаимодействия, направленные на освоение главного языка
сцены – языка действия. Знания усваиваются через практические задачи и
необходимость самостоятельного анализа.
 Раздел «Работа над спектаклем» является своеобразным итогом в применении
полученных умений и навыков в работе над спектаклем. Основной источник для
постановок – произведения художественной литературы отечественных и
зарубежных авторов, фольклор. Для выбора постановочного материала важно
привить детям хороший художественный вкус. Постановка спектакля является
итогом творческой работы коллектива. От текста к действию на сценической
площадке, от действия к последующему, более глубокому анализу пьесы, к
наблюдениям, анализу аналогичных жизненных явлений и возвращение к
творческим пробам - путь работы над сценическим воплощением пьесы. Основная
форма работы - репетиционная. Главная цель этого раздела – ввести детей в
атмосферу пьесы, пробуждая фантазию и воображение, научить определять
событийный ряд и выстраивать логику поведения персонажа.
Программа «Театральная студия. Первые роли» направлена прежде всего на развитие
творческого начала в каждом ребенке, на выражение его личного «Я» и помогает
решить следующие проблемы:
 Занятия в детском театральном коллективе способствуют более разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей детей.
 Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические,
интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и
физического и духовного здоровья.
 Знакомство с основами театральной культуры расширяет кругозор обучающихся,
философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет
войти в пространство возможного и невозможного посредством игры, формирует
мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое
11

мышление. Занятия театральным творчеством приобщают детей к музыке,
литературе, изобразительному искусству.
 Привлечение детей и подростков к занятиям в детском театральном коллективе
решает одну из острейших социальных проблем, исключая возможность
пребывания детей «на улице».
 Социальная и психологическая адаптация детей помогает их личностному росту.
Театральная модель жизненных ситуаций позволяет детям и подросткам
приобрести полезные навыки для преодоления конфликтов и создания вокруг себя
комфортной среды.
Театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое
способствует эмоциональному сплочению коллектива. Острота и глубина
восприятия искусства, в особенности театра, нередко определяют духовный облик
ребёнка на всю жизнь.
Использование методов театральной педагогики – это весь процесс технологии
актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений,
театральных игр, адаптированных для занятий с детьми, сочетающий игровые и
диалоговые формы, учитывающий психолого-возрастные особенности детей.
В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через
постановку увлекательных творческих задач. Каждый ребенок проходит путь от
упражнения, этюда к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного
творческого процесс, в организации которых широко используются следующие
методы:
 Практический метод – игра, метод игровой импровизации (служащий мостом
между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения.

 Метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг
друга, дают детям знания, помогают освоить умения и навыки, развить внимание
память, творческое воображение.
Методы обучения:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
 наглядный практический (выполнение работ по сценарию);
 объяснительно-иллюстративный (показ презентаций, слайдов, иллюстраций);
 репродуктивный (воспроизведение знаний – работа по образцу);
 частично-поисковый (коллективный поиск, решение поставленных задач);
 игровой (создание игровых ситуаций);
 дискуссионный (вовлечение обучающихся в обсуждение).
Методы воспитания:
 убеждение;
 поощрение;
 стимулирование;
 мотивация.
Формы организации образовательного процесса:
 индивидуальная;
 индивидуально-групповая;
12

 групповая.
Типы занятий:
 комбинированный;
 первичного ознакомления материала;
 усвоение новых знаний;
 применение полученных знаний на практике;
 закрепления, повторения;
 итоговое.
Формы организации учебного занятия:
 беседа;
 дискуссия;
 репетиционно-постановочная деятельность;
 экскурсия;
 творческая мастерская;
 творческие посиделки (праздники, чаепития).
Формы работы с родителями:
 индивидуальная работа с родителями (беседы, творческое сотрудничество в
подготовке спектаклей, изготовлении костюмов и декораций);
 повышение образовательного уровня педагога и родителей (самообразование,
обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.);
 выступление перед родителями на тематических праздниках;
 приглашение родителей на премьеры спектаклей.
Структура занятия
Театр синтетический вид искусства, поэтому в основе образовательной
программы лежит изучение базовых навыков сценического мастерства. Она
включает несколько направлений: актерское мастерство; сценическая речь;
сценическое движение; история театра и азбука театра; театрализованная игра;
постановка спектакля; театральные премьеры.
 Организационный момент.
 Разминка. Организация сценического внимания.
 Теоретическая работа. Знания базируются на принципе занятие-игра, укрепляют
детскую психику, делают общительнее и повышают общий интеллектуальный
уровень, психофизическую готовность.
 Практическая работа. Путем специальных упражнений (этюдов), обучающиеся
знакомятся с основами актерского мастерства, дисциплинируют свой
психофизический аппарат, приобретают навыки, помогающие ориентироваться в
повседневной жизни.
 Рефлексия.
 Завершение занятия.
Педагогические технологии:
 технология индивидуального обучения;
 технология группового обучения;
 технология коллективного взаимообучения;
 технология модульного обучения;
13

 технология разноуровнего обучения;
 технология развивающего обучения;
 технология игровой деятельности;
 коммуникативная технология обучения;
 технология коллективной творческой деятельности.
Основные принципы, на которых основывается программа:
 Принцип развития индивидуальности каждого обучающегося. Занятия должны
активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его
жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти
личностные параметры, поэтому в ходе занятий в студии ребёнок будет иметь
возможность реализовать собственные намерения, т.е. действовать от своего
имени.
 Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как
творческой личности. Это значит способствовать усвоению детьми социального
опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в
конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. Кроме
вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных
свойств и качеств, способствующих его саморазвитию.
 Принцип деятельности. Этот принцип выражается во внешней и внутренней
(умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на
самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда
ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в
этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах,
«стимулирующих» ситуации реального общения.
 Принцип реальности и практического применения. Все полученные знания,
умения и навыки жизненно необходимы ребенку, как в его сегодняшней жизни,
так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться,
выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие
задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.
 Одним из важных принципов образовательного процесса является погружение
обучающихся в мир культуры и истории театрального искусства. В конце каждой
темы – театрализация, в которой обучающиеся становятся персонажами рассказа,
былины или сказки.
Материально-техническое обеспечение программы
 Оборудование: сценическая площадка, актовый зал, тематически оформленный
кабинет, столы, стулья по количеству обучающихся.
 Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска;
 Художественные материалы и инструменты: грим, маски, костюмы, парики,
специальный инвентарь, декорации (материал для изготовления и оформления
декораций), ширмы, канцелярские товары.
 Методическое и дидактическое обеспечение: стенды, тематические папки,
иллюстрации, репродукции, картинки, открытки, журналы, пособия, фотографии,
театральные программки, художественная литература, буклеты.

14

 Информационное обеспечение: презентации, видеосюжеты, аудио фрагменты,
фото материалы.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования
первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с
детьми среднего школьного возраста.
Формы аттестации, виды контроля и способы определения результативности
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
 входной контроль (устный опрос, тестирование);
 текущий контроль практических навыков осуществляется регулярно на каждом
занятии и по полугодиям через разыгрывание музыкальных и драматических
произведений, публичные выступления;
 промежуточный, педагогический контроль - в процессе проведения занятий
проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развитие
мировоззрения, повышения эрудированности, путём наблюдения за ребёнком, его
успехами (праздники, концерты, этюды);
 итоговый контроль в конце учебного года, с отслеживанием уровня освоения
программы, динамики освоения практических навыков, техники актерского и
сценического мастерства (открытые занятия, спектакль).
Педагогический мониторинг:
 ведение журнала учёта достижений обучающихся,
 контрольные упражнения, задания и тесты;
 динамика личностного роста;
 без оценочная система;
 анкетирование.
Формы аттестации:
 зачет,
 этюдная работа,
 открытое занятие,
 премьера спектакля,
 участие в концертах,
 проектная деятельность,
 творческие итоговые работы,
 участие в конкурсах и праздниках.
Способы определения результативности
Достижение творческого результата, является основным видом педагогического
контроля, на всех этапах и всех годах обучения, являются выступления и концерты,
литературные вечера, участие в конкурсах.
Мониторинг отслеживания и фиксации результатов освоения программы:
 высокий уровень: обучающийся имеет широкий кругозор знаний по содержанию
программы, владеет определенными понятиями, использует дополнительную
литературу;
15

 средний уровень: обучающийся имеет знания по содержанию курса, владеет
некоторыми понятиями, иногда использует дополнительную литературу,
обращается за помощью к педагогу;
 низкий уровень: имеет неполные знания по содержанию курса, знаком с понятиями,
но не может их формулировать, не знакомился с литературой; обращается за
помощью к педагогу.

16

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
№ 273-ФЗ.;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
5. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18
ноября 2015 № 09-3242;
6. Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
7. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагогов:
1. Алянский Ю. Л., Азбука театра, Л., Дет. Лит. Ленинград, 1986г.
2. Бруссер А. «Сценическая речь», М. серия «Я вхожу в мир искусств» №8, 2008.
3. Букатов В. М. «Педагогические таинства дидактических игр» из серии Библиотека
педагога-практика, Москва, "Флинта", 1997.
4. Владимирова М.Л. Игры-упражнения для эмоционального раскрепощения. –
Киров: Кировский областной Дом народного творчества, 2009. – 56 с.
5. Выготский Л. С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008с.
6. Ганелин Е. Р. Методическое пособие «Школьный театр» Санкт – Петербург,
СПГАТИ, кафедра основ актерского мастерства, 2002. - 31с.
7. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. - СПб: Прайм-Еврознак,
2008. - 377 с.
8. Ершова А. П, Букатов В. М. «Актерская грамота -подросткам» -М.: Просвещение,
1994.
9. Ершова А. П. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами
театрального искусства. - М: АПН СССР, 1984. - 91 с.
10. Кох И. Э. Основы сценического движения. М.: Просвещение, 1979. -222с.
11. Никитина А. А. «Театр, где играют дети» (под ред. А. А. Никитиной) М.,
«Владос», 2001. – 288 с.: ил.
12. Петрова А. Н. «Сценическая речь. Техника сценической речи» М.: ВЦХТ («Я
вхожу в мир искусства»), 2010. -1 44с., ил.
13. Развивающие театральные игры по методике З. Я. Корогодского //Я вхожу в мир
искусств, 2008. - №1.
14. Рубина Ю. И., Завадская Т.Ф «Театральная самодеятельность школьников» М.,
Просвещение 1983.
17

15. Кидин С. Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий,
сценарии. Волгоград: Учитель, 2009. -153с.
16. Савостьянов А.И. Воспитание речевого голоса. Дикция и орфоэпия. -М.: ВЦХТ
(«Я вхожу в мир искусств»), 2007. -160с.
17. Серия репертуарно-методической библиотечки «Я вхожу в мир искусств», М.,
ВЦХТ
18. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8 т-т.2, т.3 «Работа актера над собой»
М., Искусство,1985. 19.Театральная энциклопедия (CD диск), изд. Cordis media,
М., 2002.
20. Театр-студия «Дали». Программы. Уроки. Репертуар ч. 1 – 2 М., ВЦХТ, 2001.
21. Чурилова Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников
и младших школьников. М., «Владос», 2003.
Литература для родителей:
1. Гальцова Е. А. «Детско-юношеский театр мюзикла». Программа, разработки
занятий, рекомендации. Издательство «Учитель». Волгоград, 2009.
2. Калмыкова И. Р. «Таинственный мир звуков». Ярославль: «Академия развития»,
2005.
3. Савостьянов А.И. «300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом,
дикцией и орфоэпией». М.: Педагогическое пособие, 2005.
4. Брайан Клег и Пол Бич (Brian Cleggand Paul Birch) Интенсивный курс по развитию
творческого мышления. М. ООО «Издательство АСТ», «Издательство Астрель»,
2004.
Литература для обучающихся:
1.
2.
3.

Фопель Клаус «Энгергия паузы» Издательство «Генезис» М.: 2006.
Гиппиус С. В. «Гимнастика чувств». Л.-М.: «Искусств, 2007.
Виноградов В. «О теории художественной речи». М.: Высшая школа, 2007.

Интернет-ресурсы:
Сказки народов мира https://mishka-knizhka.ru/skazki-narodov-mira/
Мир сказки http://mir-skazki.org/narodnye_skazki/narodnaja_skazka.html
Театральные игры и мастер-классы http://skachem.com/teatralnyie-igry/
Актёрские техники http://portal-etud.ru/akterskie-tehniki
Актёрское мастерство http://act-master.ru/category/uprazhneniya/
Пластический тренинг https://syntone.ru/book/telesnaya-psihotehnika-aktera/
Творческий потенциал актёра
https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiyatvorcheskogopotentsiala-aktera-sredstvami-psihofizicheskogo-treninga
8. Театр детям https://kids.teatr-live.ru/2020/03/detskie-spektakli-onlajn/
9. Детские спектакли России https://www.culture.ru/news/244622/detskie-spektakli-vgorodakhrossii
10. Сценография https://cyberleninka.ru/article/n/stsenografiya-kak-vid-teatralnogoiskusstva
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

18

Приложение №1
Итоговая аттестация обучающихся по программе
«Театральная студия. Первые роли»
Критерии оценки уровня развития артистических способностей обучающихся
В конце второго полугодия артистические способности каждого обучающегося
оцениваются по следующим критериям:
 Легко входит в роль другого человека, персонажа.
 Может разыграть драматическую ситуацию, изобразив какой-нибудь конфликт.
 Может легко рассмешить, придумывает шутки, фокусы.
 Хорошо передает чувства через мимику, пантомимику, жесты.
 Меняет тональность и силу голоса, когда изображает другого человека, персонажа.
 Интересуется актерской игрой, пытается понять её правила.
 Создает выразительные образы с помощью атрибутов, элементов костюмов.
 Создает оригинальные образы.
 Выразительно декламирует.
 Пластичен.
Практика
Высокий уровень, если в процессе обучения и на зачетном занятии обучающийся
демонстрировал:
 уверенное и интонационно точное исполнение произведения с учетом всех
пожеланий и рекомендаций педагога;
 трудолюбие и дисциплинированность на занятиях;
 эмоциональное и выразительное исполнение роли.
Средний уровень, если посещение занятий обучающимся было регулярным в
течение учебного года, при этом в процессе обучения и на зачетном занятии он
демонстрировал:
 недостаточно точное исполнение (текстовые погрешности, не точное
использование различных выразительных средств);
 работоспособность, активность на занятиях.
Уровень ниже среднего, если в течение года обучающийся пропускал занятия (без
уважительной причины), а в процессе обучения и на зачетном занятии
демонстрировал:
 неудовлетворительное исполнение произведения или роли (большее количество
ошибок);
 неуверенное знание слов, мизансцен или исполняемой песни;
 плохое владение навыками слухового контроля собственного исполнения.

19

Приложение №2
Мониторинг родителей детей, обучающихся по программе
«Театральная студия. Первые роли»
Анкета №1
Уважаемый родитель, ответьте на вопросы, которые помогут спланировать дальнейшую
деятельность с обучающимися по программе.
1. Сколько лет вашему ребенку? ________
2. Как долго он обучается Доме детского творчества? ___________
3. В каких формах деятельности ребенок проявляется творчество?
________________________________________________________________________
4. Делится ли он с вами своими впечатлениями о театральной деятельности?
________________________________________________________________________
5. Какие эмоции он испытывает театральных мероприятий?
_________________________________________________________________________
6. Обсуждаете ли вы дома театрализованные представления?
_________________________________________________________________________
7. Бываете ли вы со своим ребенком в театре?
_________________________________________________________________________
8. Какие спектакли больше нравятся вашему ребенку?
_________________________________________________________________________
10. Хотели бы вы принимать участие в представлениях вместе с детьми?
_________________________________________________________________________
11. Ваши пожелания и предложения по организации театральной деятельности в студии.
_________________________________________________________________________

Благодарим Вас за ответы.!

20

Анкета №2
Цель: выяснить отношение родителей к театру (кинотеатру).
1.
Посещаете ли вы со своим ребёнком театр, кинотеатр?
- да
- нет
2. Для чего вы посещаете:
- расширить кругозор ребёнка
- развлечься, отдохнуть
- случайное посещение
Другое________________________________________________________
3. Когда вы последний раз были в театре:
- в этом году
- год назад
- не помню когда
Другое______________________________________________________
4. Когда по телевидению показывают детский фильм, спектакль, мультфильм,
вы:
- разрешаете смотреть ребёнку
- переключаете на другой канал
- смотрите вместе с детьми
Другое________________________________________________________
5. Как вы относитесь к выступлению вашего ребенка на сцене?
- положительно
- отрицательно
- затрудняюсь ответить
Другое _______________________________________________________

21

Приложение №2
Диагностика обучающихся по программе
«Театральная студия. Первые роли»
Тест
Первые упоминания о кукольном театре связаны А) Древнего Египта.
с праздниками:
Б) Древней Греции.
В) Древнего Рима.
Это персонаж русского народного творчества. А) Буратино
Изображается обычно в красной рубахе, Б) Петрушка.
холщовых штанах и остроконечном колпаке с В) Незнайка.
кисточкой. В словаре В. Даля это: прозвище
куклы балаганной, русского шута, потешника,
остряка в красном кафтане и в красном колпаке.
Кто этот персонаж?
Это один из самых известных кукольных театров А) Сергей Владимирович
России. Он был организован в 1931 году. В 1937 Образцов.
году при театре был создан Музей театральных Б) Сергей Владимирович
кукол, коллекция которого считается одной из Михалков.
лучших в мире. Кто является создателем и В) Юрий Дмитриевич
руководителем этого театра?
Куклачев.
Как называется театр, где актеры не А) Балет
разговаривают, а поют?
Б) Опера
В) Цирк
Как называется реклама спектакля?
А) Объявление
Б) Афиша
В) Плакат
Как называется краска на лице актера, А) Румяна
помогающая создать определенный образ?
Б) Тени
В) Грим
Соедини картинку, на которой изображена кукла 1)Кукла марионетка (Б)
и ее название:
2)Тростевая кукла (В)
3)Перчаточная кукла (А)
Соедини картинку, на которой изображен театр и 1)Театр кукол (А)
его название:
2)Театр пантомимы (В)
3)Театр теней (А)
Творческие задания
Задание№1
Инсценировка басни Ивана Андреевича Крылова, Льва Николаевича Толстого (на
выбор).
Задание №2
Показ импровизированного этюда на заданную тему: (задания на листках бумаги,
учащийся тянет жребий)
22

*Дружная семья
*Я все сам знаю
*Большой начальник
*Спящий котенок

*Человек под дожем
*Грустный фильм
*Веселый малыш
*Маленький хомячок в колесе

*Выигрышный
лотерейный билет
*Восхищенный
пейзажем турист

Задание №3
Составить кроссворд на тему «Театр»:
1. С чего начинается театр (вешалка)
2. Как называется перерыв между действиями спектакля (антракт
3. Человек, который играет роль на сцене (актер)
4. Что продается в кассе театра (билет)
5. Театральное представление (спектакль)
6. Человек, который ставит спектакли (режиссер)
Театральные задания
Насос и мяч
 Игра на организацию взаимодействия в парах и развитие актерских качеств. Дети
разбиваются на пары. Один из пары исполняет роль Насоса, а другой — Мяча. Мяч
перед началом упражнения сидит на коленях, с опущенными руками и головой,
выглядит обмякшим, вялым (сдутым). Насос начинает имитировать надувание
Мяча, который наполняется воздухом и постепенно встает с колен, расправляя
руки и поднимая голову. Одновременно меняется и выражение его лица (от крайне
грустного до веселого). Далее дети могут поменяться ролями.
Баскетболист и мяч
 Игра на организацию взаимодействия в парах и развитие актерских качеств. Дети
разделяются на пары. Один из пары исполняет роль Баскетболиста, а другой —
Мяча. Мяч сидит на корточках. Баскетболист кладет руку на голову сидящему и
начинает делать движения, имитирующие ведение баскетбольного мяча. Задача
сидящего ребенка: прыгая на корточках, попасть в ритм и такт движения
баскетболиста. Игра продолжается одну-две минуты. Далее дети могут поменяться
ролями.
Актерская пантомимика
 Игра на развитие взаимодействия и невербального общения, а также развитие
пантомимики.
Первый этап - необходимо перед игрой договориться с детьми о том, что если
противник называет близкое по смыслу значение предмета (неисправный пылесос,
ненормальная курица, слабослышащий музыкант и т. д.), то ответ засчитывается.
Второй этап - дети разбиваются на две равные по численности группы,
конкурирующие между собой за то, чтобы собрать в свою группу как можно
больше участников другой группы. Для этого группа приглашает одного из
участников конкурирующей группы и дает ему задание показать загаданный ими
предмет. Обязательное условие - этот предмет должен быть показан без помощи
речи, звуков и немого проговаривания (артикуляции). Если участник справился с
заданием и его группа угадала этот предмет, то право хода переходит к ней, и уже
она приглашает участника конкурирующей группы. Если же участник не справился
23








с заданием с трех попыток и группа не угадала предмет, то участник переходит в
другую команду, а право хода остается у нее. Чтобы дети не загадывали простые
предметы, которые легко угадать, можно усложнить задание, прибавив к
предметам какое-либо их качество. Например, сломанный пылесос, бешеная
курица, глухой музыкант, веселый молочник и т. д.
Конкурс скульптур
Игра на развитие взаимодействия в группе, индивидуальной пластики и
выразительности. Проходит в несколько этапов.
Первый этап — индивидуальный. Ведущий просит каждого изобразить какуюлибо реально существующую или воображаемую скульптуру. На это детям дается
от 15 до 30 секунд. Затем выбирается тот, кто наиболее точно передал форму,
настроение и характер заданной скульптуры. Он объявляется победителем в данной
номинации. Таких индивидуальных номинаций может быть от трех до шести (в
зависимости от количества и возраста детей).
Второй этап — парный. Дети разбиваются на пары. Их задача — показать парную
скульптурную композицию. На данном этапе важен процесс общения между
детьми, и поэтому стоит увеличить время для подготовки композиции: от 30 секунд
до 1 минуты. Также, как и на первом этапе, определяются победители в каждой
номинации.
Третий этап — групповой. В нем могут участвовать группы, состоящие из трехчетырех человек (в зависимости от количества их в общей группе). Главное
пожелание — чтобы не осталось не задействованных в игре детей. Задание остается
прежним, но только скульптурная композиция составляется уже из участников
каждой микрогруппы. Так же как на первом и втором этапах, определяются
победители в каждой номинации.
*Завершить конкурс можно построением двух групповых скульптур, в которые
входят дети двух больших команд или построением одной скульптурной
композиции, в которую будут входить дети всего отряда, класса или группы.
*Примеры одиночных и групповых скульптур: Девочка ни шаре; Атлант,
держащий небо на течах; Мыслитель; Метатель диска; Девушка с веслом;
Наполеон; В. И. Ленин (с вытянутой вперед рукой); Теорема Пифагора; ИванЦаревич на болоте; Минин и Пожарский; Самсон, разрывающий пасть льву;
Рабочий и Колхозница; Иван Грозный убивает сына; Остап Бендер и Киса
Воробьянинов; Безбилетник и Контролер; Ворона и Лисица; Три богатыря; Опять
двойка...; Запорожцы пишут письмо турецкому султану; Боярыня Морозова; Трус,
Балбес и Бывалый и т. д.
Прогноз погоды
Игра на развитие выразительности речи и групповой коммуникации. Ведущий
заранее составляет прогноз погоды на предстоящий день (реальный или
воображаемый). Вызываются пять-семь участников, желающие принять участие в
конкурсе. Их задача — прочитать данный прогноз с заданной интонацией, передав
настроение и характер воображаемого диктора.
Варианты:
диктор справочной службы вокзала;
учитель русского языка на изложении;
24
























докладчик на торжественном собрании;
рядовой, докладывающий командиру;
священник во время службы;
провинившийся двоечник;
телевизионный диктор;
детектив;
сказочник.
Групповая декламация
Ведущий заранее выбирает какое-либо стихотворение из школьной программы (в
соответствии с возрастом детей). Задание группе: прочитать по одной строчке
стихотворения каждому участнику так, чтобы получилось интонационно и
логически выдержанное произведение. Главным является выразительность чтения,
логические паузы, интонации. Если стихотворение не закончилось при
прохождении первого круга, то те же самые участники читают его дальше.
Данную игру можно позиционировать еще и как игру на организацию
взаимодействия.
Этюды с воздушным шариком
Данная группа этюдов служит для развития выразительности мимики, пластики,
умения входить в образ и выстраивать заданный сюжет. Игра может проводиться
как с одним участником, так и в группе. Для ее проведения необходим один или
несколько надутых воздушных шариков, которые раздаются участникам. Ведущий
дает задание создать этюд с шариком на конкретную тему.
Варианты:
ребенок в зоопарке перед клеткой какого-либо животного;
родитель, отчитывающий сына-двоечника;
расставание с любимым человеком;
человек, смотрящийся в зеркало;
шахматисты, играющие партию;
начальник и подчиненный;
покупатель и продавец;
объяснение в любви;
влюбленная парочка.
Спич на заданную тему
Упражнение на развитие ораторских способностей. Проводится индивидуально с
отдельным участником в присутствии всей группы. Выбираются отрасли
человеческой жизнедеятельности и темы, которым посвящен тот или иной спич.
После того как определена отрасль, выбранному участнику дается тема, на
которую он без подготовки должен произнести спич в течение одной-двух минут (в
зависимости от возраста). Например, отрасль педагогика (школа, воспитание,
образование). Темы, на которые должен быть произнесен спич:
родительское собрание и школьная парта;
классный руководитель;
любимая ручка (писчая);
дверь директора школы;
25























школьная перемена;
школьный дневник;
классный журнал;
классное окно и т. д.
Возможные темы: медицина, транспорт, армия, театр, рыбалка, любовь, природа,
дом, друзья и т. д.
Пантомима «Где я был?»
Участникам пантомимы даются задания изобразить места их пребывания в
последнее время. Задания даются каждому так, чтобы окружающие не слышали.
Участники группы должны догадаться, какое место им показывается. Если с трех
попыток они не догадались, то исполнителю дается фант (рассказать стих, спеть
песню и т. д.). Возможные места:
школа;
автобус;
магазин;
зоопарк;
кинотеатр;
детский сад;
больница;
самолет;
вокзал;
цирк.
Пантомима «Парный этюд»
Участники пантомимы разбиваются пары. Их задача совместно составить
пантомимический этюд. Совершенно очевидно, что им необходимо использовать
только мимику и жесты. Время для составления этюда одна-две минуты.
Победителем оказывается та пара, которая выполнила задание наиболее
артистично, эмоционально и оригинально. Для развития коммуникативных качеств
личности и организации межличностного общения можно выбрать вариант, когда у
участников пантомимы не будет времени на подготовку. Другой же вариант —
когда им дается время, но они составляют данный этюд поодиночке, не
взаимодействуя друг с другом. Парные этюды можно разыгрывать на разные темы,
варианты:
начальник и подчиненный,
безбилетник и контролер,
покупатель и продавец,
учитель и ученик,
больной и врач.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».