Студия мюзикла ФаСоль

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Студия мюзикла «ФаСоль»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Кодочигова Елена Алексеевна,
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ
от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава
муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов
МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – художественная.
При составлении программы учитывалась специфика регионального компонента и
потребности образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма, где родители (законные представители) считают, что необходимо вести образовательную деятельность по данному направлению, так как она обеспечивает преемственность воспитательных институтов «семья – система дополнительного образования – школа». Интерес
детей, родителей, зрительской аудитории к вокальному творчеству в наше время возрастает с каждым днем, поскольку эстетическое воспитание имеет большое значение в общей
системе развития человека.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию творческих навыков (певческих, танцевальных, актерских), помогает реализовать потребность в общении. Одной из важнейших задач данного предмета является
не только обучение детей творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможности воспринимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров.
Актуальность программы. Студия мюзикла как школа общения, школа жизни для
воспитания нового поколения, так как в процессе работы происходит не только коллективное восприятие искусства, но и коллективное сопереживание, сочувствие, развивается
именно та сфера духовного общения, которая столь необходима, столь сложна. Мюзиклы
имеют свой собственный стиль исполнения и требуют особых навыков и техники. Это
всегда популярный и актуальный жанр развлечения, и многие люди мечтают о том, чтобы
попробовать свои силы в этой области.
Очевидно, что искусство многомерное, многоликое и синтетическое способно помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром,
увлечь желанием делиться своими мыслями, научить слышать других и направить к развитию через творчество в игру для получения максимально положительного образовательного результата.
Новизна программы. Мюзикл – это музыкально-театральный сценический жанр,
который дает возможность развить в ребенке вокальные, актерские и танцевальные навыки. Инструмент обучающегося – это его голос, тело, душа. Поэтому воспитание и подготовка участника мюзикла, это длительный и многогранный процесс, учитывающий фи2

зиологические и возрастные особенности детей. Обучение позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал обучающегося, способствует развитию целого комплекса
умений, совершенствует творческие навыки и помогает реализовать потребность в общении.
Отличительной особенностью данной программы от уже имеющихся программ
является то, что различные дисциплины студии мюзикла (вокал, сценическое движение,
актерское мастерство) не изучаются отдельными блоками, а синтезировано познаются
через голос, движение, пластику и игру ребенка, где на первый план выходят занятия по
вокалу. Репертуар программы ежегодно обновляется, каждая новая песня подбирается
под определенную группу детей с учетом их вокальных возможностей, диапазона, тембра голоса, психологических особенностей, вокальных и двигательных способностей.
Педагогическая целесообразность программы заключена в обязательном развитии личностных качеств ребенка, поэтому результатом обучения должны быть такие показатели, как: любовь к прекрасному, потребность к новым знаниям, наличие музыкально-эстетических идеалов, критическое и избирательное отношение к музыкальным явлениям, самостоятельность в их оценке. Занимаясь в студии мюзикла, обучающийся является активным участником, а не пассивным исполнителем воли педагога. Программа
обучения в студии мюзикла «ФаСоль» охватывает различные аспекты музыкального
творчества, включая вокал, сценического движение, актерское мастерство и музыкальное
исполнение.
Практическая значимость. В условиях студии мюзикла ребенок реализует свои
способности, радует социум творчеством, получает оценку и общественное признание
выступая на сцене. Увлеченный любимым делом, обучающийся обогатится творчески,
интеллектуально и духовно, сможет реализовать себя в будущем в новых сферах и найти
свою нишу.
Адресат программы - обучающиеся от 7-ми до 15-ти лет.
Условия формирования учебных групп. Набор детей осуществляется по принципу
добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию специальных знаний и
умений. При комплектовании групп учитываются возрастные особенности. Зачисление на
обучение проводится в начале учебного года по желанию обучающихся и согласию родителей (законных представителей). Одновременно в группе может заниматься не более 14ти человек.
Возрастные особенности обучающихся.
У младших школьников (7-10 лет) формируется учебная деятельность. На ее основе
у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также
потребности и мотивы учения. Возрастные психологические особенности младших
школьников зависят от предшествующего психического развития, от их готовности к
чуткому отклику как на музыкальные факторы, так и на воспитательные воздействия педагога.
У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, индивидуальные
тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так
и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать
фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует легкое серебристое,
3

преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука целесообразно строить на игровой основе.
У детей 11-13 лет голоса становятся более сильными, расширяется диапазон, ярче
проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной период считается временем
расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети должны получить именно в
этом возрасте и до наступления мутации. Здесь ведется кропотливая работа над воспитанием культуры звука, овладением различными манерами эстрадного пения (рок, джаз,
блюз, кантри, соул, госпел, реггей, йодль и пр.), развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.
Подростковый возраст (14-15 лет) – это возраст интенсивного формирования нравственных ориентиров, представлений, убеждений, принципов, которыми подростки
начинают руководствоваться в своем поведении и которые формируются под влиянием
окружающей действительности. С психологической точки зрения этот возраст определяется как возраст общения. Центральным психологическим новообразованием данного
возраста выступает возникающее у подростков чувство взрослости как форма проявления самосознания, позволяющая им идентифицировать себя со взрослыми, находить образцы для подражания. Оценка и самооценка – доминирующее звено психической жизни
подростка.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, в соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для школьников составляет 40 минут.
Объем программы. Первый год обучения – 144ч. Второй год обучения – 144ч. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых
для освоения программы - 288ч.
Срок освоения программы - два года, продолжительность образовательного процесса: 72 учебные недели - 18 учебных месяцев.
Уровень освоения программы – базовый. Содержание программы предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации учебного материала, и среднюю сложность образовательной деятельности. Учебный план
включает базовые теоретические и практические основы творческой музыкальной деятельности. На занятиях ребенок развивает умение взаимодействовать с партнерами на
сцене и репетициях, приобретает опыт коллективной творческой деятельности, расширяет границы голосового аппарата при воплощении музыкальных образов.
Форма обучения – очная, индивидуальный, дифференцированный подход.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос, викторины, анкетирование, тестирование, контрольные упражнения и задания, разноуровневые конкурсы, концертная и репетиционная деятельность.

4

Цель программы – формирование интереса к музыкальной культуре и развитие
творческих способностей ребенка средствами эстрадного вокала, актерского мастерства
и сценического движения.
Задачи программы:
Обучающие:
 овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание
на опоре, высокая эстрадная позиция, точное интонирование, певучесть, кантилена,
четкая и ясная дикция, правильная артикуляция, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса) и вокально-техническими приемами с учетом
специфики предмета «эстрадное пение»;
 овладение навыками художественной выразительности исполнения (работа над
словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических
особенностей произведения - фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами
вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительностью);
 овладение техникой сценического движения (пластическая выразительность в
осанке и походке, точный и оригинальный колорит жеста, выстраиваются пластические фразы и диалог с партнером);
 формирование навыков работы с фонограммой, микрофоном, вокальноусилительной аппаратурой.
Развивающие:
 бережное и разумное развитие детского голоса, с учетом его хрупкости и состояния
постоянных возрастных физиологических изменений, укрепление здоровья ребенка;
 развитие музыкальных способностей (в том числе вокального слуха) и оценочного
музыкального мышления;
 формирование осознанного и творческого отношения к собственной деятельности,
чувства ответственности, исполнительской дисциплины;
 развитие мотивации личности к творческой самореализации и познанию, к дальнейшей профессиональной деятельности в области вокального искусства.
Воспитательные:
 воспитание чувства артиста, культуры поведения на сцене, художественного вкуса;
 воспитание стремления к успешной личностной и социальной самореализации;
 формирование культуры общения и взаимодействия со сверстниками в коллективе.
Программа дает возможность:
 развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опертого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приемами в пении и
многое другое;
 овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актерского мастерства,
научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актерским навыкам, усовершенствовать дикцию;
 обучиться работе с микрофоном под минусовую фонограмму: знать основные правила работы с микрофоном и уметь применять их на практике;

5

 преодолеть психологические комплексы: благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения;
 создать предпосылки для формирования внутренней мотивации к творческому самовыражению, привить ощущение собственной значимости в обществе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремленности;
 расширить общий музыкальный кругозор в процессе обучения и познакомиться с
великими произведениями советских и зарубежных композиторов;
 овладеть навыками сценического движения и ориентирования в пространстве,
научится чувствовать себя свободно и умело управлять своим телом.

6

Учебный (тематический) план
Стартовый уровень
№
п/п

Наименование раздела, темы

1.

Введение

1.1

Вводное занятие.
Знакомство с программой.
Техника безопасности на занятиях

Кол-во часов
Формы аттестации/
Всего Теория Практика
контроля
Входная диагно4
2
2
стика
2
1
1
Педагогическое
наблюдение
2

1

1

Устный опрос

2.

Гигиена голоса, строение и механизм работы голосового аппарата
Вокальная техника

44

8

36

2.1

Певческая установка.

10

2

8

Контрольное задание

2.2

Дыхание. Атака звука

10

2

8

2.3

Способы звуковедения. Звукообразование. Интонация
Артикуляционный аппарат

14

2

12

10

2

8

Средства исполнительской выразительности и навыки поведения на
сцене
Язык жестов, движений и чувств
(эмоции)
Я наблюдаю мир

40

8

32

1.2

2.4
3.

3.1
3.2
3.3
3.4

4.

10

2

8

8

2

6

Психические и психофизические
качества

10

2

8

Общее развитие мышечнодвигательного аппарата актера
упражнениями
Работа над репертуаром, постановка
номеров
Подбор и отработка репертуара

12

2

20

6

14

20

-

20

16

3

13

5.1

Постановка сценического движения
номеров
Концертно- исполнительская деятельность
Репетиции

12

2

10

5.2

Выступления, концерты

4

1

3

144

27

117

Итого:

Устный опрос

Смотр работ
34

5.

Педагогическое
наблюдение

10

6

4.2

Открытое занятие

Викторина

40

4.1

Контрольное
упражнение

Педагогическое
наблюдение

Смотр работ
Итоговая диагностика

7

Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения (7-9 лет)
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения
Теория. Знакомство с программой, правилами поведения на занятиях в вокальном
классе, с аудиоаппаратурой. Знакомство с техникой безопасности и правилами пожарной безопасности.
Практика. Игры на знакомство, включение и выключение аппаратуры, план эвакуации здания.
Тема 2.2. Гигиена голоса, строение и механизм работы голосового аппарата
Теория. Строение и механизм работы голосового аппарата. Беседа о гигиене певческого голоса. Требования и нагрузка на голос. Первая помощь голосовым связкам:
молчание.
Практика. Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа, как ориентира на успех, а не путь к стрессу. Составление памятки по гигиене голоса (для
дошкольников и младших школьников памятка в виде картинок).
Раздел 2. Вокальная техника
Тема 2.1. Певческая установка
Теория. Развитие навыков певческой установки. Понимание того, как работает голосовой аппарат, контролировать свой голос.
Практика. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки.
Пение в положении «сидя» и «стоя», «в движении». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
Тема 2.2. Дыхание. Атака звука
Теория. Дыхание в пении. Его значение, особенности, виды. Развитие дыхательной
техник для поддержки звука. Усиление и изменение звука.
Практика. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие
дозирование «вдоха» и удлиненного выдоха (из методики М. Стрельниковой). Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием
звука.
Тема 2.3. Способы звуковедения. Звукообразование. Интонация
Теория. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе развития и закрепления певческих навыков у обучающихся. Формирование подачи
звука. Резонаторы. Усиление и изменение звука. Развитие слуховой памяти, попадание в нужные ноты.
Практика. Разучивание комплекса вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у обучающихся. Упражнения для развития певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления». Слуховой контроль за звукообразованием.

8

Тема 2.4. Артикуляционный аппарат
Теория. Артикуляционный аппарат и методы его развития. Значение речевых игр и
упражнений в вокальной практике. Чем артикуляция помогает (передать смысл,
эмоции в пении и произношение речи). Изучаем органы речи (губы, язык, гортань).
Исследование акустических свойств звуков (Как звуки передаются в воздухе и воспринимаются нашим слухам)
Практика. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Скороговорки в пении и речи – их соотношение (учить обучающихся при исполнении
упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами).
Раздел 3. Средства исполнительской выразительности и навыки поведения на сцене
Тема 3.1. Язык жестов, движений и чувств (эмоции)
Теория. Понятие жесты, движения, чувства, их значение в театральном искусстве,
формы коммуникации. Выражения эмоций для передачи информации и коммуникации с другими людьми, передача информации через жесты, движения, выражения чувств.
Практика. Упражнения: «Информация через стекло. Дальнее расстояние», упражнения на предлагаемые обстоятельства, «Эмоциональная память», «Цветение и
увядание», «А я – чайник», «Лес» и др.
Тема 3.2. Я наблюдаю мир
Теория. Объяснение темы «Я наблюдаю мир». Понятие игра. Возникновение игры.
Актуальность игры. Наблюдение изменение воздействия на окружающую среду.
Использование своего тела для передачи эмоций и создания образа персонажей.
Практика. Упражнения: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь»,
«Фотография», «Три точки» и др.
Тема 3.3. Развитие психических и психофизических качеств
Теория. Введение в предмет «Сценическое движение». Объяснение темы.
Практика. Общие двигательные навыки. Вводные упражнения. Вводная композиция. Упражнения на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость и
др.
Тема 3.4. Общее развитие мышечно-двигательного аппарата актера упражнениями
Теория. Понятие мышечно-двигательный аппарат. Объяснение темы.
Практика. Комплексные упражнения для развития мышечных групп спины, живота и ног: упражнения одиночные в статике; упражнения одиночные в динамике;
парные упражнения.
Раздел 4. Работа над репертуаром, постановка номеров
Тема 4.1. Подбор и отработка репертуара
Теория. Анализ произведения: его основная идея, художественный образ, настроение.
Практика. Применение умений и навыков, отработанных в упражнениях, эмоциональное исполнение произведения. Раскрытие сценического образа. Работа над содержанием и характером песни, умением держать себя на сцене. Сценическая культура и сценический образ. Жесты вокалиста (солиста и участника ансамбля): движение рук, кистей, глаз, тела. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки.

9

Тема 4.2. Постановка сценического движения номеров
Теория. Проверка готовности использовать знания и умения, приобретенные на
уроках сценического движения, при решении творческой задачи.
Практика. Постановочные работы к песням, разучивание связок для постановки.
Отработка отдельных комбинаций. Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.
Раздел 5. Концертно-исполнительская деятельность
Тема 5.1. Репетиции
Теория. Основные правила поведения на сцене, роль слова, эмоции и смысла в песни.
Практика. Активная работа на репетициях. Отработка навыков выступления. Постановка концертных номеров. Выявление ошибок и способы их исправления. Раскрытие содержания музыки и стихотворного текста. Проба песенного образа в
творческой мастерской. Выражение в движениях собственного неповторимого индивидуального мира в манере голосовой и эмоциональной подаче.
Тема 5.2. Выступления, концерты
Теория. правила поведения на сцене, в закулисье, психологический настрой.
Практика. Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к
выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.
Владение собой, устранение волнения на сцене. Участие в концертной деятельности.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
 проявление творческой самореализации в области вокального искусства;
 проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
 наличие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления.
Предметные результаты:
 овладение техникой вокального исполнительства;
 знание цикла упражнений на дыхание, звукообразование, артикуляцию, дикцию и
применение приобретенных навыков на практике;
 овладение основными навыками исполнения одноголосных и двухголосных эстрадных вокальных произведений в ансамбле;
 умение определять структуру и понимать смысл вокального произведения;
 стремление передавать характер и настроение песни, правильно распределять дыхание по фразам, умение исполнять легато, нон легато;
 овладение техникой работы с микрофонами под фонограмму «минус»;
 умение самостоятельно работать над техническим материалом, владеть штрихами,
нюансировкой, фразировкой и динамикой в вокальных произведениях; овладение
навыками импровизации;
 умение раскрепощено двигаться по сцене, без зажимов, артистично исполнять эстрадные вокальные произведения на сцене;
 умение выразительно, образно, эмоционально исполнять репертуар в сочетании со
сценическим замыслом.
10

Метапредметные результаты:
 умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
 умение творчески взаимодействовать с партнерами на сцене и на репетициях;
 умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 наличие опыта коллективной творческой деятельности и публичных выступлений;
 проявление творческого потенциала при воплощении музыкальных образов.

11

Учебный (тематический) план
Базовый уровень
№
п/п

Наименование раздела, темы

1.

Введение

1.1

2.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях
Гигиена голоса, строение и механизм работы голосового аппарата
Вокальная техника

2.1
2.2

1.2

Кол-во часов
Формы аттестации/
Всего Теория Практика
контроля
Входная диагно4
2
2
стика
2
1
1
2

1

1

Устный опрос

40

4

36

Контрольное задание

Дыхание. Атака звука

10

1

9

10

1

9

2.3

Способы звуковедения. Звукообразование. Интонация
Артикуляционный аппарат

10

1

9

2.4

Вокальная техника

10

1

9

3.

Средства исполнительской выразительности и навыки поведения на
сцене
Общее развитие мышечнодвигательного аппарата актера
упражнениями
Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов
Сценическое отношение и оценка
фактов
Чувства правды и контроля

40

7

33

4

1

3

3.1

3.2
3.3

8

1

5

8

1

7

6

1

5

3.6

Сценическая задача ичувство.
Сценическое действие
Пластический тренинг

4

1

3

3.7

Специальный тренинг

4

1

3

4.

Работа над репертуаром, постановка номеров
Подбор и отработка репертуара

44

8

36

22

6

16

22

2

20

16

2

14

5.1

Постановка сценического движения номеров
Концертно- исполнительская деятельность
Репетиции

12

1

11

5.2

Выступления, концерты

4

1

3

144

23

121

4.1
4.2
5.

Итого:

Педагогическое
наблюдение

7

1

3.5

Открытое занятие

Смотр работ

6

3.4

Контрольное
упражнение

Педагогическое
наблюдение
Контрольное задание
Контрольное
упражнение
Педагогическое
наблюдение
Смотр номеров
Педагогическое
наблюдение
Итоговая диагностика

12

Содержание учебного (тематического) плана
Второй год обучения (10-15 лет)
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения
Теория. Закрепляются правила поведения на занятиях в вокальном классе, как
пользоваться аудиоаппаратурой, бережно относиться к имуществу кабинета, соблюдать дисциплину, чистоту и порядок.
Практика. Включение и выключение аппаратуры, план эвакуации здания. Игры на
расслабления, на установление благоприятной обстановки.
Тема 2.2. Гигиена голоса, строение и механизм работы голосового аппарата
Теория. Повторение строения и механизма работы голосового аппарата. Важность
прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.
Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций. Беседа о гигиене певческого голоса. Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру
по проблемам голоса.
Практика. Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении. Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа, как ориентира
на успех, а не путь к стрессу. Составление памятки по гигиене голоса.
Раздел 2. Вокальная техника
Тема 2.1. Развитие навыков вокальной техники
Теория. Теория: Мелизмы, вибрато, глиссандо, правила пения двухголосия.
Практика. Развитие приобретенных знаний, умений и навыков. Самоконтроль. Вокальные упражнения для развития гармонического слуха, распевы, каноны, элементы двухголосия в репертуаре.
Тема 2.2. Дыхание. Атака звука
Теория. Дыхание в пении. Его значение, особенности, виды.
Практика. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие
дозирование «вдоха» и удлиненного выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на
дыхании в процессе пения. Пение с паузами и формированием звука. Упражнения:
«Погончики», «Маленький маятник», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема 2.3. Способы звуковедения. Звукообразование. Интонация
Теория. Звонкость, полетность, подвижность, сглаживание регистров, резонаторы.
Практика. Разучивание комплекса вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у обучающихся. Упражнения для развития певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления». Слуховой контроль за звукообразованием. Обучение непринужденному, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом. Упражнения на расширение диапазона С. Риггса, В. Емельянова, И. Цукановой. Джазовые распевки с техникой «скэт». Упражнения И. Цукановой на различные способы звукоизвлечения: субтон, вокальный нос. Упражнения
на соединение грудного и головного регистров.

13

Тема 2.4. Артикуляционный аппарат
Теория. Правила интонирования гласных и согласных звуков, повторение и закрепление навыков артикуляции и дикции.
Практика. Упражнения на произношение согласных. Выработка дикционных
навыков в подвижных песнях.
Раздел 3. Средства исполнительской выразительности и навыки поведения на сцене
Тема 3.1. Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов
Теория. Понятие о мускульной свободе. Мускульная свобода как целесообразное
распределение и расходование мышечной энергии. Законы внутренней техники актерского искусства. Явление «Зажим».
Практика. Практические упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов. Упражнения: «Сон-пробуждение», «Расслабление по счету до 10», «Расслабление и зажим», «Расслабление тела кроме одной части тела», «Выполнить определенные действия по счету» и др.
Тема 3.2. Сценическое отношение и оценка факта
Теория. Объяснение темы. Сценическое отношение – путь к образу. Отношение –
основа действия. Два вида сценического отношения. Зарождение сценического
действия. Сценическая вера как серьезное отношение к сценической неправде, заданной ролью.
Практика. Упражнения «Не растеряйся», «Предмет – животное», «Мячи и слова»,
«Семафор» и др.
Тема 3.3. Чувство правды и контроль
Теория. Объяснение темы. Чувство правды как способность актера сравнивать сценическое поведение с жизненной правдой.
Практика. Упражнения: «Ждать», «Распилить бревно», «Пианист», «Зеркало»,
«Парикмахер», «Войти в дверь», «Художник», и др.
Тема 3.4. Сценическая задача и чувство. Сценическое действие
Теория. Объяснение темы. Сценическая задача как ряд действий образа, направленных к одной определенной цели. Три элемента сценической задачи. Чувства и
формы их выражения, возникающие в результате столкновения задачи и противодействия.
Практика. Упражнения с разными задачами: «Пишу письмо», «Отдыхаю»,
«Наблюдаю», «Конвейер», «Дорога», «Это не книга» и др.
Тема 3.5. Общее развитие мышечно-двигательного аппарата актера упражнениями
Теория. Понятие мышечно-двигательный аппарат. Объяснение темы.
Практика. Комплексные упражнения для развития мышечных групп спины, живота и ног: упражнения одиночные в статике; упражнения одиночные в динамике;
парные упражнения.
Тема 3.6. Пластический тренинг
Теория. Объяснение темы. Понятие «пластика».
Практика. Упражнения на расслабление и напряжение; подвижность и выразительность.
Тема 3.7. Специальный тренинг
Теория. Объяснение понятия психофизические качества актера.
Практика. Упражнения на развитие чувства пространства, формы, чувство партнера, инерции движений.
14

Раздел 4. Работа над репертуаром, постановка номеров
Тема 4.1. Подбор и отработка репертуара
Теория. Анализ произведения: его основная идея, художественный образ, настроение.
Практика. Применение умений и навыков, отработанных в упражнениях, эмоциональное исполнение произведения. Раскрытие сценического образа. Работа над содержанием и характером песни, умением держать себя на сцене. Сценическая культура и сценический образ. Жесты вокалиста (солиста и участника ансамбля): движение рук, кистей, глаз, тела. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки.
Тема 4.2. Постановка сценического движения номеров
Теория. Проверка готовности использовать знания и умения, приобретенные на
уроках сценического движения, при решении творческой задачи.
Практика. Постановочные работы к песням, разучивание связок для постановки.
Отработка отдельных комбинаций. Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.
Раздел 5. Концертно-исполнительская деятельность
Тема 5.1. Репетиции
Теория. Основные правила поведения на сцене, роль слова, эмоции и смысла в песни.
Практика. Активная работа на репетициях. Отработка навыков выступления. Постановка концертных номеров. Выявление ошибок и способы их исправления. Раскрытие содержания музыки и стихотворного текста. Проба песенного образа в
творческой мастерской. Выражение в движениях собственного неповторимого индивидуального мира в манере голосовой и эмоциональной подаче.
Тема 5.2. Выступления, концерты
Теория. правила поведения на сцене, в закулисье, психологический настрой.
Практика. Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к
выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.
Владение собой, устранение волнения на сцене. Участие в концертной деятельности. Удачные выступления и победы на конкурсах стимулируют творческую активность, приносят радость побед и вдохновляют к новым вершинам.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
 проявление творческой самореализации в области вокального искусства;
 проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
 наличие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления.
Предметные результаты:
 овладение техникой вокального исполнительства;
 знание цикла упражнений на дыхание, звукообразование, артикуляцию, дикцию и
применение приобретенных навыков на практике;
 овладение основными навыками исполнения одноголосных и двухголосных эстрадных вокальных произведений в ансамбле;
15

 умение определять структуру и понимать смысл вокального произведения;
 стремление передавать характер и настроение песни, правильно распределять дыхание по фразам, умение исполнять легато, нон легато;
 овладение техникой работы с микрофонами под фонограмму «минус»;
 сформированность способности самостоятельно работать над техническим материалом, владеть штрихами, нюансировкой, фразировкой и динамикой в вокальных
произведениях; овладение навыками импровизации;
 умение раскрепощено двигаться по сцене, без зажимов, артистично исполнять эстрадные вокальные произведения на сцене;
 умение выразительно, образно, эмоционально исполнять репертуар в сочетании со
сценическим замыслом.
Метапредметные результаты:
 умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
 умение творчески взаимодействовать с партнерами на сцене и на репетициях;
 умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 наличие опыта коллективной творческой деятельности и публичных выступлений;
 проявление творческого потенциала при воплощении музыкальных образов.

16

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Продолжительность
учебного года

Продолжительность учебного
периода

Начало уч. года:
01.09.2024г.

1 полуг.

Конец уч. года:
31.05.2025г.

2 полуг.

Всего кол-во уч. часов - 288
Срок освоения программы

Сроки каникул

Праздничные
дни
04 ноября
с 01.09.2024г.16
Зимние:
31 декабря
по 31.12.2024г. недель 01.01.-08.01.
23 февраля
08 марта
с 09.01.2025г.20
Летние:
01-03 мая
по 31.05.2025г. недель 01.06.-31.08
09 мая
Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 уч. часа
18 месяцев – 72 учебные недели

Условия реализации программы
Организация образовательного процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они приобретут практические певческие умения и почувствуют
радость от занятия творчеством. Учитывая психофизические особенности обучающихся, применяется комплекс организационных условий, отвечающих принципам
развивающей педагогики
Методическое обеспечение программы
Основная форма проведения занятия – это очное учебное занятие. Такая форма
обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять, развивать полученные умения и навыки. Общие педагогические приемы и методы организации
учебно-воспитательного процесса.
Методы обучения
Выбор методов музыкального воспитания и формирования голоса зависит от того, каким
источником будут пользоваться дети при получении знаний. Естественно, что первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные»
чувства ребёнка. Сначала работа с детьми на занятиях идёт преимущественно по
накоплению опыта вокально-хоровой техники. Далее, источником получения знаний
является слово педагога, которое подводит детей к пониманию конкретных музыкальных (вокальных) задач. Третьим источником является непосредственная певческая деятельность, потому что вне её, вне упражнений умения и навыки в пении, и
ритмике не могут быть отработаны.
Методы и приемы организации занятий
Методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 наглядный: наглядно-слуховой (музыкальное исполнение, слушание музыки);
наглядно-зрительный (иллюстрация, демонстрация);
 практический (метод формирования умений и навыков, метод применения знаний,
метод творческой деятельности);
 видео-метод (просмотр).

17

Методы воспитания:
 методы прямого педагогического влияния (предполагают немедленную или отстроченную реакцию ученика и его соответствующего действия, направленное на
самовоспитание);
 методы косвенного педагогического влияния (предполагают создание такой ситуации в творческой деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в
системе его отношений с педагогом и студийцами).
Методы формирования сознания:
 показ;
 инструктаж;
 разъяснение.
Методы формирования деятельности и поведения:
 самостоятельная работа;
 метод положительного примера.
Методы стимулирования познания и деятельности:
 поощрение;
 контроль;
 самоконтроль;
 оценка;
 самооценка.
Методы закрепления изученного материала:
 упражнение;
 участие в концертах;
 участие в вокальных конкурсах.
Методы поощрения:
 вручение подарка;
 одобрение словом;
 благодарность.
Формы и приемы обучения:






Ведущей формой работы с обучающимися является учебное занятие, где строится
работа над основными компонентами эстрадного звучания, эмоционально художественным образом, формой произведения.
Занятия по вокалу проходят в форме групповых занятий.
Помимо основной формы обучения используются и другие формы занятий:
выступления на конкурсах, концертах, фестивалях;
анализ своих выступлений;
посещение концертных программ с последующим анализом, осмыслением услышанного и увиденного;
прослушивание и просмотр музыкальных видео;

 контрольные уроки и открытые уроки.
Для достижения поставленных целей и реализации задач предметаиспользуются
следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
18

 наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
 практический (воспроизведение и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части подробной проработки и последующая организация
целого, репетиционные занятия);
 прослушивание записей, посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
 применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки;
 концертные выступления;
 запись фонограмм в студийных условиях.
Типы занятий:
 вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода
с целью ознакомления с предстоящими видами и тематикой обучения;
 практико-теоретические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песенный репертуар, овладевают искусством сценической пластики;
 комбинированные занятия, на которых теоретические объяснения иллюстрируются
музыкальными примерами, видеоматериалами, показом педагога;
 занятие-репетиция, на которых отрабатываются концертные номера, приобретается
навык свободного и артистичного выражения себя на сцене;
 открытое занятие, отчетный концерт – проводится для родителей, других педагогов
и гостей.
Во всех разделах программы используются следующие педагогические технологии:
 Здоровьесберегающие технологии направлены, прежде всего, на разогревание и
настройку голосового аппарата учащихся к работе, на развитие вокальных навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях. Занятия
начинаются с оздоровительного массажа, включающего в себя энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где происходит скопление слизи во время насморка. Применение упражнения дыхательной лечебной гимнастики, разработанной педагогом-вокалистом
Александрой Николаевной Стрельниковой. Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и, вообще, чрезвычайно благотворно воздействуют на организм в целом. Упражнения для развития артикуляционного аппарата – скороговорки, речевые упражнения. Интонационно - фонопедические упражнения, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);
 Личностно-ориентированные технологии – обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированные технологии помогают учитывать особенности
каждого обучающегося, и направлены на полное раскрытие его потенциала, при
этом сохраняются и развиваются голосовые особенности юного вокалиста (тембр,
манера звукоизвлечения, подачамузыкального материала).
 ИКТ–технологии: запись голоса (диктофон) – это неотъемлемая часть работы над
ошибками, совершенствование исполнительского и вокального мастерства. Ис19

пользование фонограмм (-) и (+) на занятиях вокала позволяет не зависеть не от
наличия инструмента в аудитории, не от концертмейстера.
Материально-техническое обеспечение программы
 Оборудование: кабинет, столы и стулья, стеллажи для хранения.
 Технические средства обучения: синтезатор, усилительная аппаратура, микрофоны,
микшерный пульт, компьютер, мультимедийная установка.
 Информационное обеспечение: информационная и справочная литература, наглядные учебные пособия, схемы певческого аппарата, пособия по вокалу и начальной
музыкальной грамоте, аудио-, видеоматериалы по концертным выступлениям и репертуару.
Использование в учебном процессе аудио, видео материалы, всевозможные графические, текстовые материалы, позволяет обогатить процесс обучения и развития детей. Для самостоятельной деятельности обучающихся привлекаются возможности интернета: для сбора и анализа информации, знакомства с видео и
аудио материалами и др. Данный вид работы организуется и контролируется (даются ссылки на конкретные, изученные сайты).
Педагогические кадры
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования первой категории с высшим образованием и стажем работы с детьми школьного возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система оценки достижения планируемых результатов
Используются следующие виды контроля: входящий, итоговый, промежуточный,
итоговый. Основной вид контроля - педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на отрытых занятиях по окончании тематических разделов (декабрь, май), в конкурсах и на концертах.
Входящий контроль:
 Диагностика степени интересов и выявление подготовленности детей к занятиям.
 Выявление природных физических данных каждого ребенка.
 Выявление уровня развития общей культуры ребенка.
Текущий контроль:
 Педагогическое наблюдение.
Промежуточный контроль:
 Выявление уровня исполнения песенного репертуара.
 Определение степени развития личностных качеств, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка.
Итоговый контроль:
 Концертная деятельность.
 Конкурсы.
 Выступление на сцене.
Способы определения результативности – педагогическое наблюдение, прослушивание,
тестирование, беседы.
Критерии оценивания результатов:
 умение работать самостоятельно и в группе;
20

 творческий рост и личные достижения;
 уровень воспитанности и культуры общения;
 участие в конкурсах.
Критерии замера прогнозируемых результатов:
 проведение итоговых занятий, анализ проделанной работы;
 педагогическое наблюдение;
 концертная деятельность.
Принципы педагогического оценивания обучающихся:
 положительное отношение ребенку и к его усилиям в обучении;
 конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок обучающимся;
 показатели музыкального развития по трехуровневой системе.
Система оценки работы обучающихся
 На высоком уровне оценивается работа обучающегося, владеющего основами исполнительского мастерства полностью освоившего учебную программу, имеющего
сформированный голосовой аппарат, владеющего основами звуко извлечения, чисто интонирующего, передающего эмоциональное настроение текущего музыкального произведения, раскованно чувствующего себя на сцене.
 На среднем уровне оценивается работа обучающегося, не справившегося с поставленной задачей по какому-то из вышеперечисленных критериев.
 На низком уровне оценивается работа обучающегося слабо реализующего поставленные задачи в процессе обучения, слабо владеющего певческими навыками, с
приблизительной интонацией в звуке, не передающего эмоциональное настроение
исполняемого произведения.
Критерии оценивания текущего контроля успеваемости обучающихся
Высокий уровень – уровень знаний и умений достаточно высокий допускающий незначительные помарки и недочеты, но в целом производящий положительное впечатление:
 артистичное исполнение произведений;
 увлеченность исполнением;
 свободное владение техническими, текстовыми задачами произведений;
 убедительное понимание чувства формы, жанра, стиля произведений;
 выразительность, единство и ясность исполнения.
Средний уровень – уровень знаний и умений достаточно высокий, допускающий
незначительные помарки и недочеты, но в целом производящий положительное
впечатление:
 незначительная нестабильность исполнения;
 грамотное понимание формы и средств музыкальной выразительности;
 в целом, выразительное, ровное исполнение.
Низкий уровень – уровень знаний стандартный, но не демонстрирующий должного
качества освоения вокальной базы:
 формальная работа без осмысления музыкального материала;
 слабый слуховой контроль собственного исполнения;
 не четкое понимание интонационных и текстовых задач произведений;
 однообразие и монотонность исполнения.
21

Карта фиксации результатов освоения программы:
№

ФИ
обучающегося

Результаты освоения программы
Предметные

Метапредметные

Личностные

Итоговый
уровень
освоения
программы

22

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №
09-3242;
5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагогов:
1. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения. - М.: Музыка, 2005.
2. Дубровская Е. А., Ступеньки музыкального развития. – Издательство «Детство»,
2006.
3. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - М.: Музыка, 2005.
4. Емельянов В. Работа над голосом. Распевки. – Москва: Издательство «Всероссийское хоровое общество», 2007.
5. Журавленко Н. И. Уроки пения. - Минск: Полиграфмаркет, 2006.
6. Менабени А. Методы вокально-хоровой работы в школе. - М.: Музыка, 2008.
7. Струве Г. Методические работы с детским вокально-хоровым коллективом. –
Москва: Издательство «Просвещение», 2008.
8. Струве Г. А. Ступеньки музыкальной грамотности. - М.: Артакт, 2006.
9. Струве М. Г. Мы желаем вам добра. Методическое пособие. - М.: Артакт, 2008.
10. Огородников Д.Е., Система распевания гласных. - Москва: Издательство «Музыка», 2009.
11. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – Издательство
«Музыка», 2008.
12. Щетинин М. Н., Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – Москва: Издательство «Метафора», 2008.
13. Чибрикова-Луговская А. Е. Ритмика. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
Литература для родителей:
1. Абелян Л. «Как рыжик научился петь» учебное пособие для детей младшего
школьного и школьного возраста. Москва «Советский композитор» 2008.
2. Курбатов А., Курбатова Л., Культура дыхания. Комплекс упражнений для школьников. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей». вып.6(12). М.,
Чистые пруды 2006.
23

3. Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» - издательство
«Метафора», Москва 2008.
Литература для обучающихся:
1. Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей
/И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
2. Полякова О. И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.:
Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научнотехнического творчества молодежи, 2004.
Интернет-ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.

http://ddtstep.ucoz.kz/
http://ikliros.com/blog/uprazhneniya-dlya-razvitiya-pevcheskogo-dykhaniya.
http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn14-05/1219
http://muzsmile.ru/?page_id=191
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/11/02/programma-poestradnomu-vokalu
6. http://www.mp3sort.com/
7. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
8. http://forums.minus-fanera.com/index.php
9. http://alekseev.numi.ru/
10. http://talismanst.narod.ru/
11. http://www.rodniki-studio.ru/
12. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
13. http://www.lastbell.ru/pesni.html
14. http://www.fonogramm.net/songs/14818
15. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
16. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
17. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
18. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
19. http://notes.tarakanov.net/

24

Приложение №1
Дидактические материалы для обучающихся по программе
«Студия мюзикла «ФаСоль»
Артикуляционная гимнастика №1
Каждое упражнение повторяется 4 раза
 Слегка покусать кончик языка
 Слегка покусывая поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад.
 Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами закрытым ртом.
 Круговыми движениями провести языком между губами и зубами при закрытом
рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
 Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
 Пощёлкать языком, меняя объём рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась.
(Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами.
Большие – медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко).
 Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
 Втянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
 Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
 Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
 Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
 Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их.
 Прищуривать попеременно глаза (подмигивать)
 Сильно наморщить переносицу и расслабить её.
 Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и
брови.
Артикуляционная гимнастика №2
(использованы артикуляционные упражнения В. Емельянова)
Упражнения для нижней челюсти:
Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.
Жевательные движения с сомкнутыми губами.
Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
«Заборчик» – верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
Упражнения для губ:
«Улыбка» – растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).
«Трубочка» – вытягивание губ вперед.
«Круги» - собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.
«Шторки» - на счёт «раз» — верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы;
на счёт «два» — губа возвращается на место. На счёт «три» — нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы. На счёт «четыре» — губа возвращается на место.
25

Движения губ напоминают движение шторок, которые поочерёдно открываются и
закрываются.
Упражнения для языка:
(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):
«Болтушка» - движение языком вперед-назад.
«Часики» – движение языком вправо –влево.
«Качели» – движение языком вверх- вниз.
Круговые движения языком.
«Лошадки» - цоканье языком.
«Лопатка» – широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Иголочка» – узкий, напряженный язык высунут вперед.
«Желобок» – высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх,втянуть в себя
щеки и воздух.
«Чашечка» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края языка прижаты к
коренным зубам.
Упражнение в стихах
Очень любит наш роток улыбаться («Улыбка»)
А подвижный язычок работой заниматься (Круговые движения языком между губами и зубами)
Наш язык лопатку сделал раз, два («Лопатка»)
А потом забор построил. Красота! («Заборчик»)
Рядом с новеньким забором – желобок («Желобок»)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
Мясорубку надо сделать не спеша. («Мясорубка»)
Физкультура получилась хороша.
Скороговорки
Исполнение скороговорок, чистоговорок в различных вариантах говорения - от шепота до громкого звучания, от медленного темпа до быстрого, от коллективного
проговаривания до распределения текста по ролям. Произносится текст активным
шепотом на крепком выдохе в ладошку
Жарко жабе лежать в луже.
Жаба ждет дождя и тужит
- Ох ужасная жара!
Лить дождю уже пора.
Марина любила малину
Малина манила Марину.
Три дня по малину ходила,
С собою Ирину водила.
Мышки, не мешайте кошке
Ловить мошек на окошке.
Кошка мошку лапкой – хвать!
Лучше кошке не мешать.
 Хвастал храбрый краб три дня:
26

 «Краба нет храбрей меня!»







Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Карл у Клары украл кораллы.
А Клара у Карла украла кларнет!
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
«Хохо-хехе-хихи-хаха, Хохо-хехе-хихи-хаха».

Упражнения «Дыхательная гимнастика»
 «Воздушный шарик». Вдыхаем и выдыхаем ртом. Живот — это воздушный шарик,
который надувается на вдохе и сдувается на выдохе (ладонь лежит на животе). Повторить три раза.
 «Раздувание мехов». Дети кладут руки на ребра для контроля своего дыхания.
Вдох-меха раздувают, выдох-сдувают. Повторить три раза.
 «Морозный узор». Дети ставят пальчик перед собой для проверки своего выдоха.
Быстрый вдох-удивление с последующей задержкой, затем сложить губы трубочкой и медленно дуть перед собой «на морозный узор на стекле».
 «За окошком ветер». Озвучиваем выдох со звуком «с-с-с» и во время выдоха имитируем усиление и затихание ветра.
 «Мячики». Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы, выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох.
 «Свечи». Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х»,
как будто тушим свечи (повторить 4 раза).

27

Приложение №2
Универсальный план работы с обучающимися по программе
«Студия мюзикла «ФаСоль»»
Ознакомление с песней, работа над дыханием:
 знакомство с мелодией и словами песни;
 переписывание текста;
 ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением
музыкальных фраз кульминации песни;
 регулирование вдоха и выдоха.
Работа над образованием звука:
 проверка усвоения текста песни;
 работа по закреплению мелодической основы песни;
 постановка корпуса, головы;
 рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее
небо);
 атака звука;
 закрепление материала в изучаемой песне.
Работа над чистотой интонирования:
 проверка усвоения песни и мелодии в целом;
 слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
 исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
Работа над дикцией:
 музыкальные распевки;
 выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний
звуков.
Работа с фонограммой:
 повторение ранее усвоенного материала;
 определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
 определение темпа, динамических оттенков;
 исполнение песни с учетом усвоенного материала.
Работа над музыкальной памятью:
 музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
 запоминание ритмической основы аккомпанемента;
 запоминание динамических оттенков мелодии.
Работа над сценическим имиджем:
 закрепление ранее усвоенного материала;
 воссоздание сценического образа исполнителя песни;
 практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
Умение работать с микрофоном:
 технические параметры;
 восприятие собственного голоса через звуко усилительное оборудование.

28

Приложение №3
Диагностика обучающихся по программе ««Студия мюзикла «ФаСоль»»
Показатели уровня музыкального развития детей
Пение
№

Фамилия, имя обучающегося

Овладение
певческими
навыками
н

к

Развитие
слуха и голоса
н

к

Движение
Развитие танцевальных
Актерское
ритмических
мастерство
движений
н
к
н
к

Итоговый
результат
н

к

«н» - начало учебного года, «к» - конец учебного года

Диагностика способностей обучающихся, по трехуровневой системе.
Уровни: низкий, средний, высокий.
Разделение обучающихся по возрастным группам и группам успеваемости
1 группа – с низким уровнем способностей,
2 группа – с высоким уровнем способностей.
Входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь) в виде беседы, устного
опроса, прослушивания.
Промежуточный контроль проводится в середине учебного полугодия (декабрь месяц).
Итоговый контроль проводится в конце учебного года (май) в виде открытого урока,
концерта, конкурсного выступления.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».