Основы джаз-модерн танца

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100 Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Основы джаз-модерн танца»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 2 года

Авторы-составители:
Крыленко Анна Олеговна
педагог дополнительного образования,
Кодочигова Елена Алексеевна
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения
РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Программа «Основы джаз-модерн танца» имеет художественную направленность,
ориентирована на формирование у обучающихся интереса к хореографическому
искусству, которое является фундаментом всей танцевальной подготовки и воспитывает
высокую исполнительскую культуру.
При разработке данной программы учитывалась специфика регионального
компонента образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма. В
современном мире возникла необходимость укрепления связей ребёнка с разными видами
активного художественного творчества, поэтому родители (законные представители) в
качестве приоритетной выдвигают проблему формирования здоровой и разностороннеразвитой личности.
В условиях модернизации современного образования, направленного на обновление
содержания дополнительного образования, и ориентированного на удовлетворение
индивидуальных потребностей детей в художественно-эстетическом развитии, занятия
хореографией способствуют формированию физических, хореографических и
музыкальных данных, устойчивой мотивации детей к познанию себя, воспринимать
окружающую действительность, свободно использовать свои знания, умения и навыки не
только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Согласно исследованиям, дети подвержены нагрузкам: экологические условия
жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и
телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ
жизни ведёт к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам,
пагубно влияет на функциональное состояние здоровья детей. Все эти факторы, как
правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьёзным
заболеваниям. Хореография активизирует все психофизиологические процессы
организма детей. Занятия танцами способствуют физическому развитию детей, улучшая
общее состояние организма, укрепляя активно формирующийся в среднем школьном
возрасте опорно-двигательный аппарат, закрепляя физиологическую конфигурацию
позвоночника, развивая координацию движений.
Актуальность программы «Основы джаз-модерн танца» состоит в том, что она
предполагает дополнительное обучение хореографии обучающихся, окончивших
обучение по программам: «Танцевальный микс» (5-7 лет), «Основы классического танца»
2

(8-10 лет), «Современный танец» (8-12 лет) и желающих дальше развивать свое
мастерство в детском творческом объединении эстрадного танца «Крылья». Такие
обучающиеся уже очень хорошо развиты физически и ритмически, имеют отличную
гимнастическую подготовку так как занятия современными танцами позволили им
удовлетворить естественную физическую потребность в разнообразных формах
движения, расширили художественный кругозор, раскрыли индивидуальные возможности
и творческие способности.
Сегодня техника джаз модерн танца позволит таким детям расширить свои
координационные возможности, научит правильному дыханию, умению целесообразно и
правильно распределять энергию и еще глубже повысит физическую подготовку.
Содержание учебного материала базируется на анализе педагогического опыта,
современных требований образования, детского и родительского спроса.
Новизна программы заключается в том, что джаз - модерн танец рассматривается
здесь как некая база современной ритмопластики и позволяет обучающимся и педагогу
создавать номера в стиле классического или лирического джаза, модерн танца,
контемпорари джаза. Такой подход позволяет каждому ребенку попробовать свои силы в
различном многообразии современного танцевального искусства и удовлетворить
потребности в приобретении новых знаний, умений, навыков.
Отличительные особенности программы Дополнительная общеобразовательная
программа «Основы джаз-модерн танца» является модифицированной. В основу
реализации программы положены ценностные ориентиры и методика преподавания джазмодерн танца, описанная автором В. Ю. Никитиным, которая позволяет воспитывать
необходимые для танцора качества: координацию, силу и подвижность двигательного
аппарата. Особое внимание уделяется индивидуальным занятиям по сольной и контактной
импровизации, которые способствуют формированию эмоционально-ассоциативного
мышления, творческого самовыражения и самореализации обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы Обучаясь по программе, дети
развивают ассоциативное мышление, глубоко раскрывают свои творческие способности и
фантазию, учатся создавать свои танцевальные и пластические образы. Соприкосновение
с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Такое искусство
обладает огромной силой в воспитании творческой и всесторонне развитой личности, так
как полученные на занятиях хореографии знания и умения ребенок с успехом адаптирует
в повседневной жизни. Потому что именно такие занятия приобщают ребенка к миру
прекрасного, воспитывают художественный вкус, прививают благородные манеры,
воспитывают трудолюбие и умение добиваться поставленных целей.
Адресат программы. Данная программа разработана для обучающихся 12-15 лет,
не имеющих противопоказаний к занятиям хореографией. Количество обучающихся в
учебной группе не более 18-ти.
Возрастные особенности. Наиболее благоприятный возраст для восприятия
движения в хореографии - 12-15 лет. При этом нужно отметить, что у девочек процесс
освоения движений более точный, чем у мальчиков в том же возрасте. С точки зрения
обучения хореографии большой практический интерес имеет прогнозирование роста и
изменений пропорций тела детей в процессе их развития. У обучающихся данного
возраста происходит довольно пропорциональное увеличение роста и веса, мышцы

3

становятся более крепкими, происходит активное развитие функций головного мозга, что
способствует его интенсивной работе.
Для занятий танцем детям важно иметь не только пропорциональное телосложение,
но и правильную осанку. Серьезным недостатком считают плоскостопие, при котором
противопоказаны занятия хореографией. Однако незначительные формы плоскостопия в
процессе роста ребенка и постоянных целенаправленных упражнений могут быть
исправлены.
В этом возрасте у детей изменяется соотношение между процессами возбуждения и
торможения, они отличаются большой активностью и восприимчивостью, им свойственно
стремление действовать и выполнять какие-то занятия. Внимание устойчиво, дети
способны работать настойчиво, они впечатлительны и наблюдательны, к созданию
танцевального образа относятся с большой активностью.
Режим занятий. В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
учебных часа. Во второй год обучения занятия проходят 3 раза в неделю по 2 учебных
часа. Продолжительность одного учебного часа составляет 40 минут.
Объем общеразвивающей программы. Первый год обучения – 144 часа. Второй
год обучения – 216 часов. Общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы – 360 ч.
Срок освоения программы – 2 года, продолжительность образовательного
процесса: 72 учебные недели - 18 учебных месяцев.
Уровневость программы. В стартовый и базовый уровни освоения основ джазмодерн танца положены ценностные ориентиры и методика преподавания, описанная
автором В. Ю. Никитиным. Данные уровни базируются на изучении, закреплении и
развитии обучающимися танцевальных движений и физических данных (гибкость,
выворотность, шаг, музыкальность, самостоятельная творческая деятельность,
уверенность и эмоциональность выступления на сцене перед различной категорией
зрителей). Обучаясь, дети расширяют теоретические познания в области методики и
терминологии джаз-модерн танца, стимулируют память и мышление, повышают интерес к
занятиям хореографией.
Форма обучения очная.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос,
контрольные задания и упражнения, конкурс, смотр и анализ работ, открытые занятия,
смотр концертных номеров и концертная деятельность.
Цель программы – раскрытие творческих и личностных способностей ребенка,
развитие его физических данных через освоение основ джаз-модерн танца средствами
современного направления хореографического искусства.
Задачи программы
Образовательные:
⎯ обучить основам джазового танца;
⎯ познакомить с различными стилями джаз-модерн танца;
⎯ формировать интерес к хореографическому искусству;
Развивающие:
⎯ развивать общую физическую подготовку (двигательную активность и
координацию движений);
4

развивать танцевальные данные (гибкость, выворотность, шаг, музыкальность,
самостоятельную творческую деятельность, уверенность и эмоциональность
выступления на сцене перед различной категорией зрителей);
Воспитательные:
⎯ воспитывать стремление к максимально качественному исполнению всех
изучаемых элементов и композиций;
⎯ воспитывать морально-волевые качества личности: ответственность, трудолюбие,
силу воли, уверенность в себе, веру в свои способности, самостоятельность,
инициативность;
⎯ воспитывать культуру общения и поведения в социуме, коллективизм, дружескую
поддержку.
⎯

Задачи первого года обучения (стартовый уровень):
⎯ формировать основные умения и навыки в области джаз-модерн танца;
⎯ обучить основным понятиям и терминологии танцевального стиля;
⎯ воспитывать художественный вкус;
⎯ укреплять здоровье и выносливость детского организма.
Задачи второго года обучения (базовый уровень):
⎯ закрепить полученные знания, умения и навыки, полученные в первый год
обучения;
⎯ совершенствовать технические способности и овладение большим комплексом
движений и элементов джаз-модерн танца;
⎯ развивать качества, необходимых для исполнения танцевальных композиций:
координации и грамотности исполнения, чувства ритма и эмоциональной
отзывчивости на музыку, культуры движения и выразительности;
⎯ расширять теоретические знания в области методики современного танца;
⎯ формировать художественный вкус;
⎯ укреплять здоровья и выносливость детского организма.

5

Учебный (тематический) план
Стартовый уровень (для обучающихся 12-13 лет)
№
Название раздела, темы
п/п

Количество часов

Формы аттестации/
контроля

Всего Теория Практика

1.

Введение в программу

2

1

1

Входящая диагностика

2.

Джаз-модерн танец

12

2

10

3.

Изоляция

14

2

12

Педагогическое
наблюдение

4.

Упражнения для
позвоночника

14

2

12

Устный опрос

5.

Координация

14

2

12

Контрольное задание

6.

Уровни

12

2

10

Контрольное упражнения

7.

Кросс
Перемещение в пространстве

14

2

12

Открытое занятие

8.

Комбинация или
импровизация

24

2

22

Смотр и анализ работ

9.

Репетиционная и
постановочная работа

36

4

32

Отчетный концерт

10.

Итоговое занятие

2

1

1

Итоговая диагностика

144

20

124

Итого:

Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения
Тема 1. Введение в программу (2ч.)
Теория. Знакомство. Представление педагога. Беседа о ТБ, гигиене, дисциплине, о
правилах поведения на занятиях хореографией и в помещениях здания, о форме для
занятий. Ознакомление учащихся с новым для них видом танцевального искусства.
Практика. Первичная диагностика.
Тема 2. Джаз-модерн танец (12ч.)
Теория. Джаз-модерн танец – его истоки, развитие, особенности. Творчество
педагога и хореографа Д. Коула- основоположника танца джаз- модерн.
Исполнители джаз модерн танца. Технические приемы в джаз модерн танце.
Полицентрия - основополагающий принцип танцевальной техники. Понятие политримия танца. Понятие ареал.
Позиции ног - 1 и 2, и их разновидности. Позиции рук- 1 и 2 и их варианты.
Положения кистей рук. Постановка корпуса. Просмотр видеоматериала об истории
возникновения джаз модерн танца, а также постановок в стиле джаз модерн в
исполнении профессиональных танцоров.
Практика. Отработка позиций.
Позиции ног - 1 позиция
6

а) 1- параллельная стопы вместе,
б) 1- аут аналогична 1 позиции классического танца,
в) 1- пятки направлены наружу, носки соединяются вместе 2 позиция
а) 2- параллельная стопы параллельны и находятся точно под бедрами. Плечи, бедра
и стопы находятся на одной прямой линии и составляют квадрат.
б) 2 -аут аналогична классической позиции, иногда используется широкая 2 аут
позиция, когда стопы в выворотном положении располагаются шире плеч.
Позиции рук - первая позиция - руки вытянуты и немного разведены в сторону,
ладонями вперед V поз. внизу.
Первая позиция варьируется:
а) руки вытянуты вперед на уровне солнечного сплетения,
б) руки вытянуты в локтях и направлены по диагоналям V позиция впереди,
в) руки согнуты в локтях и ладони находятся у груди 1 закрытая позиция (положение
А),
г) руки согнуты в локтях, которые опущены вниз, кисти около плеч (положение Б).
Тема 3. Изоляция (14ч.)
Теория. Поза коллапса. Объяснение техники выполнения изучаемых на практике
движений и упражнений.
Практика. Разучивание и отработка движений, упражнений.
⎯ Голова: наклоны, повороты, круги, полукруги, sundari. Движения исполняются
впередназад и из стороны в сторону, диагонально, крестом и квадратом.
⎯ Плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги, «восьмерка»,
твист, шейк.
⎯ Грудная клетка: движения из стороны в сторону и вперед-назад, горизонтальные
и вертикальные кресты и квадраты. Начинать крест и квадрат с разных точек.
⎯ Пелвис: крест, квадрат, круги, полукруги, «восьмерка», shimmi, jelly roll.
⎯ Руки: движения изолированными ареалами, круги и полукруги кистью,
предплечьем, всей рукой целиком, переводы из положения в положение,
основные позиции и их варианты.
⎯ Ноги: движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп). Переводы стоп из
параллельного в выворотное положение. Исполнение всех движений, как по
параллельным, так и по выворотным позициям. Ротация бедра, исполнение
движений выворотной и невыворотной ногой.
Тема 4. Упражнения для позвоночника (14ч.)
Теория. Свинг - техника исполнения. Понятия - сontraction и release. Объяснение
техники выполнения изучаемых на практике движений и упражнений.
Практика. Разучивание и отработка движений, упражнений.
⎯ Flat back вперед, назад, в сторону,
⎯ Лимбо,
⎯ Полукруги и круги торсом. - Deep body bend.
⎯ Твист и спирали.
Тема 5. Координация (14ч.)
Теория. Координация - понятие, способы осуществления. Понятие - импульс.
Практика. Разучивание и отработка движений, упражнений.
⎯ координация рук при переводе из позиции в позицию,
7

⎯ координация двух центров,
⎯ сочетание шагов с координацией одного центра, начав с рук - параллель и
оппозиционные движения двух центров, - свинговое раскачивание двух центров.
Тема 6. Уровни (12ч.)
Теория. Знакомство с понятием «уровень» в джаз-модерн танце. Разновидности
уровней. Акробатические уровни. Принципы разноуровневых движений.
Объяснение техники выполнения изучаемых на практике движений и упражнений.
Практика. Разучивание и отработка движений, упражнений.
⎯ основные уровни: стоя, сидя, лежа,
⎯ упражнения стрэтч- характера в различных положениях,
⎯ фиксированные наклонны торса к ногам в течение некоторого времени, пульсирующие наклони торса вперед или к ногам по второй и первой позициям, переходы из уровня в уровень, смена положения на 8, 4, 2 счета.
Тема 7. Кросс. Перемещение в пространстве (14ч.)
Теория. Правила перемещения в пространстве. Объяснение техники выполнения
изучаемых на практике движений и упражнений.
Практика. Разучивание и отработка движений, упражнений. Шаги:
⎯ шаги с трамплинным сгибанием коленей при передвижении из стороны в
сторону и вперед-назад,
⎯ шаги по квадрату,
⎯ шаги с мультипликацией.
Прыжки:
⎯ hop,
⎯ jump.
Вращения:
⎯ на двух ногах,
⎯ на одной ноге,
⎯ повороты по кругу вокруг воображаемой оси.
Тема 8. Комбинация или импровизация (24ч.)
Теория. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений.
Контактная импровизация. Объяснение техники выполнения изучаемых на практике
движений и упражнений.
Практика. Разучивание и отработка движений, упражнений.
Комбинации на 32 такта, включающие движения изолированных центров, шаги, смену
уровней, вращений, спиралями и твистами торса, с нетрадиционными передвижениями
на полу типа перекатов, кувырков, Комбинации на основе движений, заимствованных из
модных стилей бытовой хореографии.
Тема 9. Репетиционная и постановочная работа (36ч.)
Теория. Прослушивание музыкального сопровождения, разбор хореографического
номера. Видео просмотр выступлений коллективов современной хореографии. Культура
исполнителя. Поведение на сцене.
Практика. Открытое занятие. Исполнение всех изученных упражнений классического
танца. Показ танцевального этюда.

8

Тема 10. Итоговое занятие (2ч.)
Теория. Подведение итогов за год. Планы на следующий год.
Практика. Анализ деятельности группы за год (освоение программного материала,
результаты участия в отчетном концерте). Демонстрация навыков владения техниками и
импровизацией джаз модерн танца.

Планируемые результаты:
К концу 1 года обучающиеся должны знать:
⎯ историю возникновения и развития танца модерн, отличительные черты
танцевальных школ;
⎯ основные принципы джаз-модерн танца: упражнения для развития подвижности
позвоночника, координация, уровни, поза коллапса, изоляция и полицентрия,
полиритмия, мультипликация, contraction и release;
⎯ специальную терминологию джазового танца в рамках предложенной программы;
⎯ понятие и принципы импровизации;
⎯ правила поведения и технику безопасности на занятиях в хореографическом классе,
на сцене и в других помещениях.
К концу 1 года обучающиеся должны уметь:
⎯ историю возникновения и развития танца модерн, отличительные черты
танцевальных школ;
⎯ основные принципы джаз-модерн танца: упражнения для развития подвижности
позвоночника, координация, уровни, поза коллапса, изоляция и полицентрия,
полиритмия, мультипликация, contraction и release;
⎯ специальную терминологию джазового танца в рамках предложенной программы,
⎯ понятие и принципы импровизации;
⎯ правила поведения и технику безопасности на занятиях в хореографическом классе,
на сцене и в других помещениях.
Предметные результаты:
⎯ наличие основных знаний джаз-модерн танца (теоретические и практические);
⎯ будут развиты умения замечать и исправлять ошибки в исполнении упражнений;
⎯ будут сформированы музыкально-ритмические навыки и умения;
⎯ появится культура движений, их правильность и выразительность;
⎯ произойдет освоение теоретических знаний, методики и терминологии;
⎯ будут освоены основные навыки танцевального стиля, позволяющие грамотно
исполнять танцевальные композиции.
Метапредметные результаты:
⎯ будет укреплен костно-мышечный аппарат и сформируется хорошая осанка;
⎯ будут развитые физические данные: гибкость, шаг, выворотность, вытянутость и
сила ног, подъем, растяжка, мышцы и связки, подвижность суставов, подъем,
прыжок;
⎯ сформируется адекватная оценка своих недочетов и желание исправить их с
помощью специальных упражнений;
⎯ будут развиты волевые качества: упорство, выносливость, трудолюбие,
целенаправленность;
9

⎯ будут развиты координация движений и артистичность, чувство ритма и
музыкальное исполнение движений;
⎯ сформируются навыки свободного и уверенного ориентирования в пространстве;
⎯ будет развито умение сознательной, добросовестной, творческой деятельности и
индивидуальное исполнительское мастерство;
⎯ произойдет развитие памяти, творческого мышления, воображения.
Личностные результаты:
⎯ будет развит интерес к хореографическому искусству;
⎯ будет развит эстетический вкус и желание созидать прекрасное средствами танца;
⎯ сформируются навыки совершенствования своих движений и комбинаций;
⎯ сформируется устойчивое желание работать в коллективе и умение уважать
интересы группы;
⎯ сформируются коммуникативные и личностные качества: выносливость,
концентрация внимания, трудолюбие, целеустремленность, ответственность,
умение взвешенно относиться к своим достижениям, дорожить временем и
оказывать посильную помощь окружающим.

10

Учебный (тематический) план
Базовый уровень (для обучающихся 14-15 лет)
№
Название раздела, темы
п/п

Количество часов

Формы аттестации/
контроля

Всего Теория Практика

1.

Введение в программу

2

1

1

Входящая диагностика

2.

Джаз-модерн танец

20

2

18

3.

Изоляция

22

2

20

Педагогическое
наблюдение

22

2

20

Устный опрос

22

2

20

Контрольное задание

4.
5.

Упражнения для
позвоночника
Координация. Изоляция.
Полицентрия

6.

Уровни

22

2

20

Контрольное упражнения

7.

Кросс
Передвижение в пространстве

24

2

22

Открытое занятие

8.

Танцевальные комбинации и
импровизация

36

2

34

Смотр и анализ работ

9.

Постановочно-репетиционная
работа

44

2

42

Отчетный концерт

10.

Итоговое занятие

2

1

1

Итоговая диагностика

216

18

198

Итого:

Содержание учебного (тематического) плана
Второй год обучения
Тема 1. Вводное занятие (2ч.)
Теория. Ознакомление с содержанием 2-го года обучения, планом работы. Инструктаж
по технике безопасности, о правилах поведения на занятиях в танцевальном зале,
гигиене, дисциплине, форме для занятий, внешнем виде.
Практика. Общеразвивающие физические упражнения для восстановления мышечного
тонуса и физических сил после каникул. Повторение терминологии и правил исполнения
движений, изученных в прошлом году. Диагностика физических данных.
Тема 2. Джаз-модерн танец (20ч.)
Теория. Основные принципы развития джаз модерн танца. Творчество танцовщика и
хореографа Гаса Джордано, написавшего первый учебник по технике джаз модерна.
Импульс и управление. Понятие «мультипликация». Отличительные черты и основные
принципы, синкретизм джаз-танца и танца модерн. Особенности стиля, манеры, жесты и
характера джаз модерн танца. Отличительные черты и основные принципы техники
танца джаз модерн Марты Грэхем. Айседора Дункан – американская танцовщица,
новатор, основоположница свободного танца. Отличительные черты танцевальных
школ: Марты Грэхем, Мерса Каннингема, Пины Бауш, Мэтта Мэттокса. Позиции ног - 4
и 5 , и их разновидности. Позиция рук- 3 и ее варианты.
11

Практика. Разучивание позиций.
Позиции ног.
Четвертая позиция.
а) параллельная позиция одна стопа перед другой на расстоянии одной стопы,
б) аут аналогична классической.
Пятая позиция
а) аут аналогична классической,
б) стопы параллельны, рядом и одна стопа немного впереди другой (на полстопы).
Позиции рук.
Третья позиция может иметь следующие варианты:
а) руки вытянуты в локтях, ладони повернуты вовнутрь, наружу, или вперед. (Ладони
направлены друг к другу- положение В),
б) руки вытянуты в локтях и раскрыты диагонально V поз. вверху,
в) локти немного согнуты, ладони вместе и располагаются над макушкой.
Просмотр видеоматериала.
Тема 3. Изоляция (22ч.)
Теория. Основа техники джазового танца. Знакомство с правилами движения
«центров» в джаз-модерн танце. Объяснение техники выполнения изучаемых на
практике движений и упражнений.
Практика. Разучивание и отработка движений, упражнений.
Пелвис: крест, квадрат, круги, полукруги, «восьмерка», shimmi, jelly roll. Руки:
движения изолированными ареалами, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей
рукой целиком, переводы из положения в положение, основные позиции и их
варианты.
Ноги: движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп). Переводы стоп из
параллельного в выворотное положение. Исполнение всех движений, как по
параллельным, так и по выворотным позициям. Ротация бедра, исполнение
движений выворотной и невыворотной ногой.
Тема 4. Упражнения для позвоночника (22ч.)
Теория. Техника выполнения упражнений. Объяснение техники выполнения
изучаемых на практике движений и упражнений.
Практика. Разучивание и отработка движений, упражнений.
⎯ Contraction, release, high release.
⎯ Contraction в центр тела, - side contraction.
⎯ Положение arch, low back, curve и body roll («волны» — передняя, задняя,
боковая).
Тема 5. Координация (22ч.)
Теория. Принципы координации. Объяснение техники выполнения изучаемых на
практике движений и упражнений.
Практика. Разучивание и отработка движений, упражнений.
⎯ разноритмическая координация двух центров,
⎯ координация трех и более центров,
⎯ координация трех и более центров во время передвижения,
⎯ полицентрия и полиритмия во время передвижения,
⎯ принцип управления, «импульсные цепочки»,
12

⎯ координация движений рук и ног без передвижения.
Тема 6. Уровни (22ч.)
Теория. Задача каждого из уровней. Варианты уровней. Объяснение техники
выполнения изучаемых на практике движений и упражнений.
Практика. Разучивание и отработка движений, упражнений.
⎯ Упражнения стрэтч- характера, открытие ноги с помощью руки или обеих рук, во
всех позициях сидя и в положении «лежа на спине», в положении «лежа на
боку». В большинстве случаев рука держит «рабочую ногу за пятку или за
щиколотку».
⎯ Упражнения на contraction и release в положении «сидя».
⎯ Твист и спирали торса в положении «сидя».
⎯ Движения изолированных центров.
Тема 7. Кросс. Перемещение в пространстве (24ч.)
Теория. Виды движений в кроссе. Четыре основные группы шагов. Объяснение
техники выполнения изучаемых на практике движений и упражнений.
Практика. Разучивание и отработка движений, упражнений.
Шаги:
⎯ основные шаги афро-танца,
⎯ трехшаговые повороты и полуповороты на двух ногах, - триплеты с
продвижением вперед, назад и по кругу.
Прыжки:
⎯ jump, - leap.
Вращения:
⎯ повороты на различных уровнях, - лабильные вращения, - сorkscrew повороты,
⎯ Повороты, аналогичные soutenu en turnant.
Тема 8. Танцевальные комбинации или импровизация (36ч.)
Теория. Основные принципы контактной импровизации - с партнером, с группой
партнеров. Составление схем сольной и контактной импровизации. Объяснение
техники выполнения изучаемых на практике движений и упражнений.
Практика. Разучивание и отработка движений, упражнений.
Комбинации на 64 такта, включающие движения изолированных центров, шаги, смену
уровней, вращений, спиралями и твистами торса, с нетрадиционными передвижениями
на полу типа перекатов, кувырков. Комбинации на основе движений, заимствованных из
модных стилей бытовой хореографии.
Тема 9. Постановочно-репетиционная работа (44ч.)
Теория. Прослушивание музыкального сопровождения, разбор хореографического
номера и музыкального сопровождения. Композиционное построение танца, понятия
«рисунок танца» и «хореографический текст».
Практика. Разводка и отработка танцевальных номеров, входящих в репертуар
коллектива.
Тема 10. Итоговое занятие (2ч.)
Теория. Подведение итогов освоения программы.
Практика. Демонстрация навыков владения техниками джаз-модерн и
импровизацией. Творческое задание: создание танцевальных комбинаций и этюдов
на основе изученного материала.
13

Планируемые результаты
К концу 2 года обучающиеся должны знать:
⎯ терминологию джаз-модерн танца;
⎯ принципы освоения техники и лексики джаз-модерн танца;
⎯ методику исполнения движений и элементов джаз - модерн танца;
⎯ танцевальный репертуар.
К концу 2 года обучающиеся должны уметь:
⎯ двигаться в технике джаз-модерн танца;
⎯ исполнять основные элементы и движения джаз - модерн танца;
⎯ работать самостоятельно и в коллективе;
⎯ владеть сценической площадкой и ансамблевой техникой, музыкально;
⎯ грамотно и выразительно исполнять хореографические постановки, легко и
грациозно передвигаться в пространстве;
⎯ уметь составлять танцевальные комбинации на основе изученного материала.
Предметные результаты:
⎯ наличие основных знаний джаз-модерн танца (теоретические и практические);
⎯ будут развиты умения замечать и исправлять ошибки в исполнении джаз-модерн
танца;
⎯ будут сформированы музыкально-ритмические навыки и умения;
⎯ появится культура стилевых движений, их правильность и выразительность;
⎯ произойдет освоение теоретических знаний, методики и терминологии;
⎯ будут освоены основные танцевальные навыки, позволяющие исполнять любые
композиции.
Метапредметные результаты:
⎯ будет укреплен костно-мышечный аппарат и сформируется хорошая осанка;
⎯ будут развитые физические данные: гибкость, шаг, выворотность, вытянутость и
сила ног, подъем, растяжка, мышцы и связки, подвижность суставов, подъем,
прыжок;
⎯ сформируется адекватная оценка своих недочетов и желание исправить их с
помощью специальных упражнений;
⎯ будут развиты волевые качества: упорство, выносливость, трудолюбие,
целенаправленность;
⎯ будут развиты координация движений и артистичность, чувство ритма и
музыкальное исполнение движений;
⎯ сформируются навыки свободного и уверенного ориентирования в пространстве;
⎯ будет развито умение сознательной, добросовестной, творческой деятельности и
индивидуальное исполнительское мастерство;
⎯ произойдет развитие памяти, творческого мышления, воображения.
Личностные результаты:
⎯ будет развит интерес к хореографическому искусству;
⎯ будет развит эстетический вкус и желание созидать прекрасное средствами танца;
⎯ сформируются навыки совершенствования своих движений и комбинаций;
⎯ сформируется устойчивое желание работать в коллективе и умение уважать
интересы группы;
14

⎯ сформируются коммуникативные и личностные качества: выносливость,
концентрация внимания, трудолюбие, целеустремленность, ответственность,
умение взвешенно относиться к своим достижениям, дорожить временем и
оказывать посильную помощь окружающим.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график:
Этапы образовательного
процесса
Начало учебного года (начало
учебных занятий)
Окончание учебного года
Количество учебных недель
Количество часов в год
Продолжительность занятия
Количество учебных дней
Сроки проведения контроля
(диагностики) качества
образования

Продолжительность каникул

Года обучения
1 год

2 год
11 сентября
31 мая
36 недель

144 часа
40 минут
36
Входной: с 15.09. по 30.09.
Промежуточный:
с 01.12. по 24.12.,
с 15.04. по 20.05.

216 часа
40 минут
36
Входной: с 15.09. по 30.09.
Промежуточный: с
01.12. по 24.12.

Итоговый:
с 15.04. по 20.05.
с 1 - 10 января, с 1 июня по 31 августа

Основные принципы, на которых основывается программа:
⎯ Принцип доступности, обеспечивающий плавный переход от простого к сложному,
от уже освоенного материала к новому.
⎯ Принцип эмоциональной насыщенности, обусловленный тем, что занятия танцами
стимулируют положительные эмоции, благоприятно влияющие на душевное и
физическое здоровье обучающихся.
⎯ Принцип индивидуализации, направленный на осуществление личностноориентированного подхода к процессу развития ребенка, как творческой личности;
⎯ Принцип деятельности, позволяющий ребенку проявлять как внешнюю
(физическую), так и внутреннюю (умственную) активность на занятиях.
⎯ Принцип интеграции, основанный на взаимопроникновении специфического языка
танца в другие сферы жизни, ведь полученные творческие навыки, такие как умение
красиво и правильно двигаться, выражать свои чувства и эмоции, слаженно работать
в коллективе найдут применение в жизни каждого ребенка.
В организации хореографических занятий используются следующие методы:
⎯ Практический метод – танцы, метод танцевальной импровизации, упражнения.
⎯ Метод действенного анализа - постановочно-репетиционный процесс.
Эти методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг
друга, развивают внимание, память, творческое воображение, помогают освоить
базовые танцевальные и театральные умения и навыки.
15

Методы обучения:
⎯ словесный (беседа, устное изложение, инструкция);
⎯ наглядный практический (выполнение работы по сценарию);
⎯ объяснительно-иллюстративный (видеоматериалы, иллюстрации);
⎯ репродуктивный (воспроизведение базовых элементов по образцу);
⎯ частично-поисковый (творческий поиск);
Методы воспитания:
⎯ убеждение;
⎯ поощрение;
⎯ стимулирование;
⎯ мотивация.
Формы организации образовательного процесса:
⎯ фронтальная;
⎯ индивидуально-групповая;
⎯ групповая;
⎯ работа в парах.
Типы занятий:
⎯ комбинированный;
⎯ первичного ознакомления материала;
⎯ усвоение новых знаний;
⎯ применение полученных знаний на практике;
⎯ закрепление, повторение;
⎯ итоговое.
Структура и этапы проведения занятия:
Занятие состоит из трех частей – общая продолжительность 80 минут с перерывом 10
минут.
1. Поклон в манере модерн-джаз танца (по I параллельной позиции ног).
2. Разогревающие упражнения (по кругу по одному):
3. Разогрев (разминочная часть занятия, включающая исполнение активно-пассивных
и активных физических упражнений стоя и на полу на середине зала):
4. Изоляция: - голова - плечи - грудная клетка - тазобедренный сустав.
5. Партер (включает в себя упражнения strecn – характера, позволяющие выработать
выворотность, шаг и силу мышц).
6. Упражнения strech-характера у станка на выработку выворотности ног, шага и
силы ног. Экзерсис на середине зала.
7. Кросс (перемещение в пространстве).
8. Танцевальная комбинация, составленная педагогом на основе элементов модернджаз танца.
9. Постановочная работа. Планируемая постановка (изучение лексического
материала).
10. Поклон.
11. Рефлексия. В конце занятия педагог обращается к обучающимся с целью обратной
связи о том, что сегодня они узнали на занятии, понравилось ли им занятие, и что
именно понравилось. В группах педагог, руководствуясь своим опытом,
16

индивидуально распределяет время занятия. Показав и объяснив детям то или иное
упражнение, необходимо указать на самое главное в его исполнении.
Формы организации учебного занятия:
⎯ практическое занятие,
⎯ открытое занятие,
⎯ концертное выступление,
⎯ мастер-класс.
Формы работы с родителями:
⎯ индивидуальная работа с родителями (беседы, творческое сотрудничество в
подготовке сценических номеров и изготовлении костюмов);
⎯ повышение образовательного уровня педагога и родителей (самообразование,
обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.);
⎯ приглашение родителей на открытые занятия, концерты и выступления.
Педагогические технологии:
⎯ технология индивидуального обучения;
⎯ технология группового обучения;
⎯ технология разноуровнего обучения;
⎯ технология развивающего обучения;
⎯ технология проблемного обучения;
⎯ технология сотрудничества;
⎯ технология коллективной творческой деятельности;
⎯ здоровьесберегающая технология.
Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование:
⎯ Просторное помещение с деревянным половым покрытием.
⎯ Зеркала.
⎯ Станки.
⎯ Сценическая площадка.
⎯ Коврики и спортивный инвентарь.
Приборы и оборудование:
⎯ CD проигрыватель с USB
Костюмы:
⎯ специальная танцевальная форма,
⎯ мягкая обувь («балетки»),
⎯ сценические костюмы из репертуара коллектива.
Раздаточный материал для концертных номеров.
Методические и дидактические материалы:
⎯ план-конспект занятия по джаз модерн танцу,
⎯ фонотека для озвучивания репетиций и концертов,
⎯ разработки упражнений, бесед, конкурсов,
⎯ сценарии воспитательных мероприятий,
⎯ наглядный материал (рисунки, таблицы с основными позициями рук и ног,
фотографии),
⎯ различные справочные материалы по искусству, хореографии,
17

⎯ видеозапись мастер-классов по направлениям современной хореографии,
⎯ буклеты с фотографиями ведущих танцовщиц и танцевальных ансамблей мира,
⎯ раздаточный теоретический материал для запоминания терминологии.
Информационное обеспечение:
⎯ фотографии, видео и аудио материалы к практическим темам;
⎯ видеокассеты, DVD с записями хореографического материала, конкурсными
выступлениями коллектива, концертами, открытыми занятиями.
Педагогические кадры:
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования,
соответствующий требованиям к квалификации по должности «Педагог дополнительного
образования», имеющий первую категорию с высшим профессиональным образованием и
стажем работы с детьми дошкольного и школьного возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Важным элементом учебного процесса является систематический контроль
успеваемости обучающихся. Для полноценной реализации программы используются
следующие виды контроля:
⎯ текущий контроль,
⎯ промежуточная аттестация,
⎯ итоговая аттестация обучающихся.
Каждый из видов контроля успеваемости обучающихся имеет свои цели, задачи и формы.
⎯ Текущий контроль проводится с целью выявления педагогом качества освоения
содержания программного материала в процессе обучения (по темам, разделам,
блокам) дополнительной общеобразовательной программы.
⎯ Промежуточная аттестация проводится после первого полугодия и в конце
учебного года. Наиболее распространённой формой промежуточной аттестации
учащихся являются контрольные и открытые занятия, участие в концертных
выступлениях. Эти занятия и мероприятия направлены на выявление знаний,
умений и навыков учащихся.
⎯ Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения образовательной
программы. Её формы: контрольные занятия, творческий отчет, концертная
деятельность, участие в фестивалях и конкурсах различного уровня.
Педагогический мониторинг:
⎯ творческие задания,
⎯ диагностика личностного роста и продвижения,
⎯ ведение журнала учёта достижений обучающихся,
⎯ анкетирование родителей.
Основным результатом освоения программы является раскрытие творческого
потенциала обучающихся через освоение хореографического искусства, развитие и
укрепление физических данных, навыков координации, чувства ритма, артистизма.
Осознание своих возможностей и уровня достигнутого мастерства поможет ребенку в
формировании его личности. Главное – это воспитать здорового, развитого и уверенного
в себе человека.

18

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 093242;
5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагога:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Александрова Н. А. Балет. Танец. Хореография. – СПб: Лань, Планета музыки, 2008.
– 416 с.
Базарова Н. П. Классический танец. - Л.: Искусство, 1984. – С.199.
Базарова Н. П., Мей В. Азбука классического танца. - М.: Искусство, 1983. – С.208.
Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – М.: Айрис-пресс, 2000.
Васильева Н. Танец. – Москва, 2000. – С.100.
Вихрева Н. А. Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем. –
М.: Театралис, 2004. – 82 с.
Головкина С. Н. Уроки джаз-модерн танца в старших классах. – М.: Искусство, 1989.
– С.123.
Зихлинская Л., Мей В. Первые шаги в джаз-модерн танце. – Киев: Логос, - 2004. –
С.358.
Цорн А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. 2-е изд., испр. –
СПб.: Издательство «Планета музыки»; Издательство «Лань», 2011.
Костровицкая В. 100 уроков танцевального искусства. – Л.: Искусство, - 1972. –
С.239.
Королевская академия танца. Уроки. Иллюстрированное руководство по
официальной программе. – М.: АСТ, - 2003. – С.143.
Мессерер А. М. Уроки танца. – СПб: Лань, - 2004. – С.376.
Нельсон А., Коккен Ю. Анатомия упражнений на растяжку. - Мн. Попурри. – 2008.
Нагайцева Л. Г. Партерная гимнастика. – Краснодар: Книжное 17. издательство, 2004. – С.23.

19

Литература для родителей:
1. Мессерер А. Уроки совркеменного танца. -СПб.: Издательство «Лань»,2004. – С.400.
2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. 2-е
изд.-Л.: Искусство. 1983.- С.207.
3. Андерсон Б., Андерсон Дж. Растяжка для каждого/Пер с англ. О.Г. Белошеев; Худ.
обл. М.В. Драко. - Мн.: ООО «Попурри», 2002. – С.224.
4. Блок Л. Д. Современный танец: История и современность / Вступ. ст. В. М. Гаевского.
- М.: Искусство, 1987. — С.556.
5. Лукьянова Е. А. Дыхание в хореографии: Учеб. пособие для высших и средних учеб.
заведений искусства и культуры. - М.: Искусство, 1979. – С.184.
6. Костровицкая В., Писарев А. Школа джаз-модерн танца. – М.: Искусство, -1976. –
С.272.
Литература для обучающихся:
1. Александрова Н. А, Голубева В.А. Танец модерн: Пособие для начинающих: 2-е изд.,
стер. - СПб.6 Издательство «Лань»; Изд. «Планета музыки», 2011.
2. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – М.: Айрис-пресс, 2000.
3. Зихлинская Л., Мей В. Первые танцевальные шаги. – Киев: Логос, - 2004. – С.358.
Информационные базы данных, ссылки на сетевые ресурсы:
Хореографу в помощь http://dancehelp.ru/http://dancehelp.ru/
Все для хореографов и танцоров
http://www.horeograf.com/http://www.horeograf.com/
3. Все для хореографов и танцоров https://vk.com/inspiration.ballet
4. Библиотека хореографа http://www.music-for-dance.ru
5. Книги по хореографии http://www.balletmusic.ru
6. Школа классического танца http://www.ledyahcollege.ru https://vk.com/inspiration.ballet
7. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/default.asp
8. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
9. Справочно-информационный портал дополнительного образования детей
http://www.kidsworld.ru
10. Программы http://www.horeograf.com/
1.
2.

20

Приложение №1
Мониторинг освоения содержания программы «Основы джаз-модерн танца»
20___/20___ учебный год

4

5

удовлетворенность

3

успешность ребенка

2

2 полугодие

5

Не в
конкурсе

1 полугодие

3

4

2 полугодие

2

3

итог

2

1 полугодие

Итоговый мониторинг

достижения
В
конкурсе

динамика

Текущий мониторинг

мотивация

2 полугодие

итог

Фамилия, имя
обучающегося

1 полугодие

мотивация

№

мониторинг освоения содержания программы
Входной мониторинг

Группа №__

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
КО программы

1

1 полугодие
2 полугодие
Критерии и показатели освоения программы:

Примечание:

1. Мотивация к данному виду деятельности, проявление
интереса

Входной мониторинг - определение уровня развития детей,
как интегрированный показатель возможностей ребенка,
его потенциала
Критерии оценки освоения программы определяются
педагогом самостоятельно
Данные достижений с учетом динамики участия в
мероприятиях конкурсного и неконкурсного характера:
4 –ДДТ;
5 - участник городского уровня;
6 - победитель муниципального уровня.
Успешность ребенка (до 12 баллов) по итогам учебного
года (обобщенный показатель в мониторинге интеграция
всех показателей).
1 - низкий уровень (1 - 2)
2 - средний уровень (2,1 - 2,5)
3 - высокий уровень (2,6 – 3)

2.Уровень развития музыкальности и чувства ритма у детей
3. Уровень развития хореографических данных и координации
тела и движений

4. Уровень сформированности собранности и умения
концентрировать внимание
5. Уровень эмоционально – эстетической настроенности и
гуманных отношений

21

Критерии к таблице мониторинга освоения содержания программы
1 критерий Уровень развития музыкальности и чувства ритма
Высокий уровень – музыкально исполняет движения, хорошо развито чувство ритма.
Чутко реагирует на интонационные и темповые оттенки звучания. Двигаясь, ребенок
правильно ощущает построение музыкальной фразы, схватывает характер счета,
легко справляется с ритмическими заданиями. Безошибочно вступает на нужной
доле музыкального такта. Движения гармонично сливаются с музыкой. Танцует
красиво, ритмично.
Средний уровень – достаточно музыкально и ритмично исполняет движения. Двигаясь,
ощущает построение музыкальной фразы, схватывает характер счета, в ритмичных
упражнениях неважно справляется с отсчетом ритма. Несколько неуверенно
исполняет движения при темповом изменении в музыке, ― торопится или наоборот
опаздывает. Движения не всегда совпадают с музыкой. «Заторможенность» реакции
на музыку мешает вовремя вступить на нужной доле музыкального такта.
Низкий уровень – слабо владеет музыкально - ритмическими навыками, не чувствителен к
ритму, темпу, фразировке мелодий. Движения не уверены, часто «в разрез» с
музыкой. Не умеет самостоятельно вступить на нужной доле музыкального такта.
2 критерий – Уровень развития хореографических данных
Уровень развития координации тела и движений у ребенка. Умение ребенка правильно
координировать свои движения.
Высокий уровень – отлично развиты хореографические данные - шаг, выворотность,
подъем, гибкость, прыжок. У ребенка хорошо развита координация тела и движений,
корпус держит прямо. Свободно справляется со сложно координированными
движениями. Движения исполняет уверенно, красиво.
Средний уровень – хорошо развиты хореографические данные, но требуется развить
отдельные виды - шаг, выворотность, подъем, гибкость или прыжок.
Ребенок достаточно правильно координирует свои движения. В более сложных
комбинациях не всегда справляется с координированием движений. Движения не
совсем красивые, корпус не подтянутый.
Низкий уровень – слабо развиты хореографические данные: шаг, выворотность, подъем,
гибкость, прыжок. С помощью педагога частично может их развить. Не умеет
координировать свои движения. Не владеет принципом «против хода», то есть у него
правая рука совпадает с правой ногой, левая рука ― с левой ногой. Корпус
наклоняет вперед. Движения не уверенные, не четкие.
3 критерий – Уровень развития собранности и умения концентрировать внимание
Высокий уровень – ребенок предельно собранный и внимательный. Точно и музыкально
выполняет движения, уверенно справляется с более сложным заданием. Владеет
умением концентрировать свое внимание.
Средний уровень – может быть собранным и внимательным. Движения выполняет
правильно, согласно своему счету. Недостаточно владеет умением сосредоточиться,
часто отвлекается. При выполнении движений «каноном» допускает ошибки.

22

Низкий уровень – ребенок несобранный, внимание рассеянное. Редко справляется с
выполнением задания самостоятельно. Не владеет умением концентрировать свое
внимание. С помощью педагога может справиться.
4 критерий – Уровень эмоционально – эстетической настроенности
Высокий уровень – распознает и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по
мимике и жестам. Проявляет произвольную активность, развиты эмоционально выразительные движения рук, адекватно использует жест. Высокий уровень
включенности в образ.
Средний уровень – видит разные эмоциональные состояния, напряжен общий вид, нечетко
выражает свое эмоциональное состояние, пытается выразить свои эмоции мимикой и
жестом, не проникая в образ.
Низкий уровень – подавленный, напряженный общий вид, бедная, маловыразительная
мимика, не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, не развиты
эмоционально - выразительные движения рук, неадекватно использует жест.
5 критерий - Уровень гуманных отношений
Высокий уровень ― умеет не задевать интересы других людей, выслушивать, здороваться,
уступать место, уважать достоинство другого человека, отличается скромностью,
ярко выявлена способность своего творческого «я», проявляет инициативность.
Средний уровень ― проявляет стремление помочь, но не всегда. Забота о другом человеке
часто на словах, инициативу проявляет не всегда, нет эмоционального отклика на
успех, радость коллектива, добросовестно выполняет разовые трудовые поручения,
но с напоминания взрослого.
Низкий уровень ― проявляет недостаточную заботу о близких в семье, в группе,
культивирует положительные качества своего «я», инициативу не проявляет, иногда
отказывается от трудовых дел.

23

Приложение № 2
Мониторинг оценки сценической практики по группам
.

Группа №__
20___/20___ уч. г

Фамилия, имя обучающегося

Критерии оценки творческой деятельности

Сценическая культура
(1-3 б.)
Уровень технической
подготовленности
(1-3б.)
Знание
хореографической
лексики в танце
(1-3б.)
Грамотное исполнение
движений (1-3б.)
Эмоциональная
отзывчивость
вхождение в образ
(1-3 б.)
Умение сохранять
рисунок танца
(1-3б.)
Участие в
мероприятиях
учреждения
(количество)
Занятость в количестве
номеров репертуара
Участие в других
конкурсах
Критерии оценок:
Высокий уровень
⎯ знает терминологию, последовательность упражнений, обладает высоким техническим уровнем
исполнения;
⎯ обладает высоким уровнем импровизации. Различает танцевальный стили и направления.
Самостоятельно составляет этюды на основе изученного материала; - знает и умеет технически точно
исполнять программный танец, передает характер и сюжетную линию танца.
Средний уровень
⎯ знает терминологию, последовательность упражнений, исполняет комбинации; - различает
танцевальные стили и направления. Пытается самостоятельно составлять этюды, импровизировать;
⎯ знает, но не четко программный танец, передает сюжетную линию танца, но нуждается в работе над
характером и образом.
Низкий уровень
⎯ знает терминологию, путает последовательность упражнений, слабо исполняет комбинации;
⎯ не различает танцевальные стили и направления. Не может самостоятельно составлять этюды. Не
обладает импровизацией;
⎯ не знает программный танец, не передает характер и сюжетную линию танца.

24

Приложение № 3
Мониторинг результатов обучения ребенка
Учет результатов обучения ребенка по программе «Основы джаз-модерн танца»
(индивидуальная карточка)
Ф.И. ребенка ______________________________________________________________
Возраст ____________________________________________________________________
Сроки диагностики
Показатели

Первый год обучения
Начало
Конец
года
года

Второй год обучения
Начало
Конец
года
года

1.Теоретическая подготовка
1.1. теоретические знания
1.2. владения терминологией
2.Пракическая подготовка
2.1. практические умения и
навыки, предусмотренные
программой
2.2. творческие навыки
3.Общеучебные умения и
навыки
3.1. учебнокоммуникативные умения
3.2. учебно-организационные
умения и навыки
4. Достижения
обучающегося на уровне
студии

Контрольные упражнения 1 год обучения
Упражнения на середине зала. Изоляция.
⎯ Основные позиции ног в джаз танце.
⎯ Основные позиции рук в джаз танце.
⎯ Изолированная работа головы в положении стоя (наклоны вперед и назад, наклоны
вправои влево, повороты вправо и влево, zundari вперед, назад, из стороны в
сторону).
⎯ Изолированная работа плеч в положении стоя (вверх – вниз, вперед – назад).
⎯ Изолированная работа рук в положении стоя (кисти, от локтя, от плеча).
Изолированная работа грудной клетки в положении стоя (из стороны в сто- рону,
вперед – назад).
⎯ Изолированная работа бедер (пелвис) в положении стоя (вперед – назад, из
стороны в сторону).
⎯ Изолированная работа ног, стоп в положении стоя (стопа --flex и point, prance, pas
tortilla, catch step; от колена).
Упражнения в партере.
⎯ Разогрев; упражнения на изоляцию; упражнения stretch – характера; упражнения
25

⎯
⎯
⎯
⎯
⎯

для развития подвижности позвоночника; дополнительный тренаж на координацию
и ориентацию в пространстве.
Дыхательная гимнастика с использованием contraction, release, high release.
Адажио.
Отработка устойчивости (апломба) и развитие высоты подъема ноги. Battement
releve lent и Battement developpe.
Передвижение (cross). Шаги: flat step. Grand battement.
Прыжки: с двух ног на две (jump). Temps sauté. Temps sauté по точкам. Temps sauté
в комбинациях с правой и левой ног по точкам. Вращения: повороты на двух ногах.

Контрольные упражнения 2 год обучения
Упражнения на середине зала. Крест, квадрат, круг, полукруг, восьмерка. Demi и
grand-plie:
1.
По параллельным и выворотным позициям.
2.
Перевод стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и,
наоборот, во время исполнения demi и grand-plie.
3. Изменение динамики исполнения: быстро, медленно.
4. Соединение с releve.
Battement tendu:
1.
Исполнение по параллельным позициям.
2.
Перевод из параллельного в выворотное и наоборот.
3. Исполнение с сокращенной стопой (flex).
Rond de jambe par terre:
1. Исполнение по параллельным позициям.
Battement fondu: по параллельным позициям.
Battement frappe: по параллельным позициям.
Flat back вперед из положения стоя.
Дыхательная гимнастика с использованием contraction, release, с добавлением
работы рук в положении стоя.
Упражнения в партере.
Batman tendus jete вперед с сокращенной ногой от колена, в положении лежа.
Contraction, release на четвереньках.
Body roll в положении круазе сидя.
Подъем ног на 90 градусов из положения, лежа (стопы – point).
Grand batman вперед, из положения, лежа на спине.
Grand batman в сторону из положения, лежа на боку.
Grand batman в сторону, назад из положения, стоя на четвереньках.
Упражнения stretch-характера (растяжка).
Упражнения stretch-характера на проработку положения ноги в сторону (вторая
джазовая позиция ног в партере).
Растяжки из положения сидя, включая поясничную работу мышц.
Упражнения stretch-характера из положения frog-position с использованием рук.
26

Выход на большой мостик из положения стоя; стойка на лопатках «березка»;
кувырки вперед, назад; перекаты.
Шаги: tap step; camel walk; sugar leg.
Grand battement на полупальцах.
Прыжки: с одной ноги на другую с продвижением (leap). Вращения: повороты на
одной ноге.
Данные позволяют вести поэтапную систему контроля за обучением детей и
отслеживать динамику образовательных результатов. Регулярное отслеживание
результатов может стать основой стимулирования и поощрения за труд, старание. Каждую
оценку необходимо комментировать, показывать рост знаний и мастерства обучающегося,
— это поддержит его стремление к новым успехам.
Результативность оценивается по пятибалльной шкале. Суммарный итог, определяет
уровень измеряемого качества и отслеживает реальную степень соответствия освоенного
материала, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в
процесс текущего обучения.

27

Показатели (оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества
1. Теоретическая подготовка

1.1. Теоретические знания по
основным разделам
учебно-тематического
плана программы

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программных
требований

1.2. Владение специальной
терминологией

Осмысленность
и правильность
использования

Минимальный уровень
– ребенок овладел
менее чем ½ объема
знаний,
предусмотренных
программой
Средний уровень –
объем усвоенных
знаний составляет
более ½
Максимальный
уровень – освоил
практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период
Минимальный уровень
– ребенок, как правило,
избегает употреблять
специальные термины
Средний уровень –
сочетает специальную
терминологию с
бытовой
Максимальный
уровень – специальные
термины употребляет
осознанно и в полном
соответствии с их
содержанием

Возможное Методы
число
диагностики
баллов
Наблюдение,
тестирование
контрольный
опрос и др.

Собеседование

2. Практическая подготовка
2.1. Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой

Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям

Минимальный уровень
– ребенок овладел
менее чем ½
предусмотренных
умений и навыков
Средний уровень –
объем усвоенных
навыков и умений
составляет более ½
Максимальный
уровень – овладел –
овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой

Контрольные
задания

3. Общеучебные умения и навыки
3.1. Учебно-коммуникативные
умения
3.1.1. Умение слушать и
слышать педагога

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога

Минимальный уровень
умений – ребенок
испытывает серьезный
затруднения при
работе с литературой,
нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога

Анализ работы

Средний уровень –
работает с литературой
с помощью педагога и

28

родителей
Максимальный
уровень – освоил
практически весь
объем навыков,

3.1.2. Умение выступать перед
коллективом

3.2. Учебно-организационные
умения и навыки
3.2.1. Навыки соблюдения в
процессе деятельности правил
безопасности

3.2.2. Умение аккуратно
выполнять работу

Свобода
владения и
подачи
обучающимся
подготовленной
информации
Соответствие
реальных
навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям

Аккуратность и
ответственность
в работе

предусмотренных
программой
Уровни – по
аналогии с п. 3.1.1.

Минимальный уровень
– ребенок овладел
менее чем ½ объема
навыков соблюдения
правил безопасности,
предусмотренных
программой
Средний уровень –
объем усвоенных
навыков составляет
более ½
Максимальный
уровень – освоил
практически весь
объем навыков,
предусмотренных
программой

Наблюдение

Удовлетворительно
хорошо
отлично

Диагностика личностного развития
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
результата

Возможное кол-во
баллов

Методы
диагностики

1. Организационно волевые качества
1. Терпение

2.Воля

Способность
переносить
(выдерживать)
известные нагрузки
в течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности
Способность
активно побуждать
себя к
практическим
действиям

3. Самоконтроль
Умение
контролировать
свои поступки
(приводить к
должному свои
действия)

Терпения хватает
менее чем на ½
занятия.
Более чем на ½
занятия, на все
занятие
Волевые усилия
ребенка
побуждаются извне
Иногда самим
ребенком
Всегда самим
ребенком
Ребенок постоянно
действует под
воздействием
контроля извне.
Периодически
контролирует себя
сам.
Постоянно
контролирует себя

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

сам

2. Ориентационные качества
29

1.Самооценка

2.Интерес к
занятиям в студии

Способность
оценивать себя
адекватно
реальным
достижениям
Осознанное участие
ребенка в освоении
образовательной
программы

Завышенная
Заниженная
Нормальная

Анкетирование

Продиктован
ребенку извне
Периодически
поддерживается
самим ребенком
Постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно

Анкетирование

3. Поведенческие качества
1.Конфликтность
(отношение
ребенка к
столкновению
интересов (спору)
в процессе
взаимодействия) 2.
Тип
сотрудничества
(отношение
ребенка к общим
делам студии)

Способность
занять
определенную
позицию в
конфликтной
ситуации
Умение
воспринимать
общие дела как
свои собственные

Периодически
провоцирует
конфликты
Сам в конфликтах не
участвует, старается их
избежать
Пытается
самостоятельно
уладить возникающие
конфликты
Избегает участия в
общих делах
Участвует при
пробуждении извне
Инициативен в общих
делах

Тестирование,
метод
незаконченного
предложения
Наблюдение

30

Приложение №4
Словарь терминов
⎯ Arabesque – рабочая нога открывается назад на любую высоту.
⎯ Arch – легкий прогиб торса назад.
⎯ Attitude – рабочая нога поднята на любую высоту и немного согнута в колене.
⎯ Battement developpe – открытие рабочей ноги через passe.
⎯ Battement releve lent – подъем рабочей ноги, не сгибая колено.
⎯ Battement tendu – рабочая нога открывается вперед, в сторону или назад носком в
пол. Battement tendu jete – рабочая нога активно открывается вперед, в сторону или
назад на 45о.
⎯ Body roll – волна корпусом. Chaînes – вращение на двух ногах с передвижением.
Contraction – сжатие диафрагмы.
⎯ Deep body bend – глубокий наклон корпуса с прямым позвоночником.
⎯ Demi plie – полуприседание, пятки не отрываются от пола.
⎯ Flat back – «ровная спина», наклон на 90о, голова и руки продолжают линию
спины.
⎯ Flex – сокращенная стопа, кисть или колени.
⎯ Fouette – поворот тела танцовщика к зафиксированной в определенном положении
ноге.
⎯ Grand battement – бросок ноги на 90о в любом направлении.
⎯ Hop – прыжок с одной ноги на ту же ногу.
⎯ Jump – прыжок с двух ног на две.
⎯ Lay out – в положении flat back нога поднята на 90о.
⎯ Leap – прыжок с одной ноги на другую.
⎯ Pas de bourre – чередование трех переступаний с одной ноги на другую с
окончанием на demi plie.
⎯ Passe – рабочая нога стопой касается колена опорной ноги.
⎯ Point – вытянутое положение стопы.
⎯ Preparation – подготовительное движение.
⎯ Press-position – согнутые в локтях руки касаются бедер.
⎯ Release – положение обратное contraction, вдох и раскрытие диафрагмы.
⎯ Releve – подъем на полупальцы.
⎯ Roll down – закручивание корпуса вниз, начиная с головы по одному позвонку до
конца позвоночника.
⎯ Roll up – раскручивание корпуса снизу вверх по одному позвонку. Rond de jambe
par terre – круг ногой по полу.
⎯ Side stretch – боковое растягивание корпуса.
⎯ Side walk – продвижение боком.
⎯ Stretch – вытягивание, растяжка.
⎯ Twist – закручивание корпуса в горизонтальной плоскости, начиная с плеч.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».