Юный декоратор

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Юный декоратор»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Клещева Юлия Рафисовна
педагог дополнительного образования,
Караульщикова Людмила Юрьевна
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ
от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных
нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
декоратор» имеет художественную направленность, ориентирована на художественноэстетическое развитие детей посредством изготовления своими руками предметного декора
и декоративных элементов украшения домашнего быта, придающих особый уют и
неповторимый стиль любому интерьеру.
При разработке данной программы учитывалась специфика регионального
компонента образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма. Родители
(законные представители) в качестве приоритетной выдвигают проблему развития у детей
творческих способностей, оказывающих влияние на формирование разностороннеразвитой личности.
Содержание составлено с учётом привлекательности и престижности изделий,
изготовленных вручную, в которых находят отражение национальные особенности
народного творчества. Развитие необходимых знаний, умений и навыков в области
интерьерного дизайна способствуют освоению обучающимися содержания программы,
духовно обогащает и готовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из
практических результатов изучения программы является способность поставлять на рынок
товаров и услуг уникальный продукт ручной работы. Увлекательная продуктивная
деятельность наполнит жизнь школьников радостью творчества и откроет широкое поле
для реализации идей.
Актуальность программы. Обучение детей элементам декора и начальным
дизайнерским навыкам, немыслимо без общения с современным искусством, в данном
случае – декор-искусством. Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества
органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания
изделия (от замысла до изготовления в материале). В учебном материале широко
используются природные и искусственные материалы, применяются различные техники
декоративно-прикладного искусства и новейшие технологии, смело сочетаются цвета и
фактуры – именно так можно научится создавать неповторимые композиции. Одним из
таких необычных и модных направлений является Trash-art – «Мусорное» искусство, идеей
которого, является выполнение арт – объектов из вторичного (бросового) материала
(пластик, полиэтилен, металл, ткань, посуда и т.д.). В процессе применения различных
материалов в рамках разнообразных технологий обучающиеся познают радость созидания
2

и приобретенного опыта в изготовлении авторских дизайнерских изделий для личного
домашнего пространства. Содержание программы оказывает значительное влияние на
настроение и формирование эмоционального отклика детей на произведения декоративноприкладного искусства.
Новизна программы заключается в последовательности, системности, дающей
возможность организации программного обучения и воспитания в области
дополнительного образования детей, что позволяет обеспечивать многочисленные формы
деятельности, реализовывать творческие возможности детей, учитывая их индивидуальные
потребности и желания. Осваивая программу, дети знакомятся с процессами разработки,
технологиями изготовления, способами украшения-отделки и изготовлением различных
арт-объектов.
Педагогическая целесообразность программы определяется учетом возрастных
особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе развития
трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и
эстетического вкуса. Технология работы воспитывает усидчивость, аккуратность и
трудолюбие. Учебный материал способствуют формированию у обучающихся устойчивой
потребности к самореализации в сфере творчества. Познав опыт творца, подростки смогут
использовать его в других видах деятельности. Радость созидания принесет удовлетворение
в эмоциональном плане и позволит освоить этнокультурные, общенациональные и
общечеловеческие ценности. На занятиях обучающиеся знакомятся с основами
декоративно-прикладного искусства, развивают вкус, воображение, учатся анализировать
и оценивать свою работу.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что есть
возможность вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, делающим
творчество детей модным и современным. Освоение ряда технологических приёмов
требует от обучающихся терпения и аккуратности, а изготовление изделий тщательности в
исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение. Данная программа
рассчитана на формирование у обучающихся устойчивого интереса к творческой
деятельности; развитию художественного вкуса, фантазии, изобретательности. Юным
декораторам предоставляется возможность «пробы сил» в различных видах
художественной и декоративно-прикладной деятельности, посредством использования
доступного бросового материала, что, в свою очередь будет содействовать не только
воспитанию оригинального творческого мышления, развития уверенности в себе,
формирования адекватной самооценки, но и, актуального в наши дни экологического
воспитания.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы
разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству,
чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения.
В течение учебного года, обучающиеся участвуют в различных конкурсах и
мероприятиях, мастер-классах, создают творческие проекты, в которых принимают
непосредственное участие. Эти мероприятия направлены в первую очередь на отработку
практических навыков и сплочение обучающихся между собой, что обеспечивает
качественное выполнение декоративных работ и тесное дружеское сотрудничество.
Вариативность. Организация учебного процесса осуществляется с учетом
индивидуальных особенностей детей: уровня знаний и умений обучающихся,
3

индивидуального темпа учебной и творческой деятельности и др. Любое задание имеет
несколько вариантов сложности исполнения данного изделия – от простого к сложному, что
позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей
каждого обучающегося.
Преемственность. Обучающиеся имеют базовый уровень знаний по курсу
«Математика»,«Изобразительное и декоративно - прикладное искусство», «Черчение»,
«Геометрия», «Русский Язык». Программа дополняет и углубляет знания обучающихся в
рамках данной программы. Умения и навыки, приобретенные в рамках освоения данной
программы, могут помочь овладеть в будущем профессиями: дизайнер, художник –
оформитель, учитель ИЗО, декоратор и др.
Интеграция. Данная программа интегрирует знания, умения, навыки по
тематическому материалу и создает благоприятные условия для творческой самореализации
личности обучающегося в оформлении любого интерьера, с помощью элементов декора,
созданного своими руками.
Сетевое взаимодействие. В ходе реализации программы, обучающиеся посещают
различные ремесленные выставки, приглашают на свои мастер-классы обучающихся из
ребят из других школ города и творческих объедиений учреждения; занятия проходят на
базе Дома детского творчества и его филиале, что является еще одним фактором,
способствующим достижению цели обучения, по данной программе.
Адресат программы. Программа адресована обучающимся от 12 до 15 лет.
Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, с
базовыми художественными знаниями, умениями и навыками. Главным условием является
желание ребенка заниматься декоративно-прикладной деятельностью. Зачисление
обучающихся на программу проводится в начале учебного года по желанию детей и с
согласия родителей (законных представителей). Занятия по данной программе проводятся
в группе, наполняемостью не более 15 человек.
Возрастные особенности обучающихся. Данный возраст детей сенситивен к
развитию пространственного восприятия. Это выражается в более развитом чувстве
симметрии, чувстве ритма, что дает возможность создания на занятиях декоративноприкладного искусства сложных и интересных композиций. Познавательные процессы
восприятия, памяти и мышления являются ведущими в творческих способностях. Все тесты
на творчество базируются на умении во всех деталях воспринимать информацию,
использовать разнообразие и богатство памяти, гибкость и широту мышления. Основу
формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет
общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности, развитие
самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и
способностям.
Режим занятий. В период обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
учебных часа с 10-ти минутным перерывом. Продолжительность одного учебного часа
составляет 40 минут.
Объем общеразвивающей программы и общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы–144ч.
Срок освоения программы - 1 год, продолжительность образовательного процесса:
36 учебных недель - 9 учебных месяцев.
Форма обучения – очная. Программа имеет ознакомительный уровень освоения.
4

Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос,
анализ работ, тестирование, викторина, выставочная деятельность, конкурсные программы.
Цель программы - формирование художественного вкуса и развитие творческой
активности обучающихся средствами разнообразных технологий декоративноприкладного искусства с практикой изготовления из вторичного материала дизайнерских
элементов декора интерьера.
Задачи программы
Обучающие:
⎯ формирование эстетического и художественного вкуса;
⎯ формирование знаний об истории возникновения декоративно-прикладного
искусства и истории развития дизайна интерьера в России и за рубежом;
⎯ формирование знаний об основных функциях дизайна в интерьере;
⎯ обучение основам композиции и цветоведения, искусства плаката, каллиграфии;
⎯ обучение приёмам работы со специальными инструментами и материалами;
⎯ обучение самостоятельному применению полученных знаний и умений в
практической деятельности.
Развивающие:
⎯ развитие художественных и дизайнерских способностей, эстетического вкуса;
⎯ развитие творческих способностей, воображения и нестандартного мышления;
⎯ развитие практических умений и навыков выполнения изделий;
⎯ развитие умений в использовании технологических особенностей различных
материалов;
⎯ развитие внимания, глазомера, мелкой моторики рук, пространственного, образного
и логического мышления;
⎯ развитие умений в постановке цели и планировании процесса ее достижения;
Воспитательные:
⎯ воспитание
любознательности,
аккуратности
и
усидчивости,
чувства
взаимопомощи, умения работать индивидуально и в группе;
⎯ воспитание целеустремлённости, настойчивости и ответственности за достижение
высоких творческих результатов;
⎯ формирование уважительного отношение к своему труду и труду других людей.
Формирование компетенций обучающихся
Социально-трудовые компетенции:
⎯ формирование знаний, умений и навыков в декоративно-прикладной деятельности;
⎯ освоение приёмов работы с различными материалами и оборудованием, соблюдение
техники безопасности;
⎯ воспитание культуры труда, бережного отношения к материальным ценностям;
⎯ планирование последовательности трудовых операций;
⎯ стимулирование творческой активности обучающихся.
Информационные компетенции:
⎯ умение пользоваться современными средствами информации и информационными
технологиями;
5

⎯ формирование умения самостоятельного поиска и отбора необходимой
информации, иллюстративного материала.
Личностное самосовершенствование:
⎯ умение следить за внешним видом;
⎯ умение культурно оформлять своё рабочее место;
⎯ умение анализировать собственное поведение, объективно оценивать отношение к
себе со стороны взрослых и сверстников.
Коммуникативные компетенции:
⎯ формирование умения работать в коллективе;
⎯ воспитание взаимоуважения и взаимопонимания;
⎯ создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.

6

Учебный (тематический) план
№
п/п

Наименование раздела,
темы

1.

Количество часов

Формы аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

Дизайнерские основы

14

6

8

1.1

Введение в программу

2

1

1

1.2

Основы композиции и
цветоведения

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

1.3

Каллиграфия - шрифт

4

2

2

Письменный опрос

1.4

Искусство плаката

6

2

4

Мозговой штурм

10

4

6

2.
2.1

История стилей интерьера
прошлого
Разновидности стилей
интерьера. Исторические
стили

4

2

2

Педагогическое
наблюдение
Контрольное
задание

2.2

Этнические стили

6

2

4

3.

28

6

22

8

2

6

4.

Тематическое оформление
Оформление интерьера
фотозоны
Оформление праздничного
стола
Оформление интерьера к
новогоднему празднику
Декор в современном мире

4.1

Тренды декора интерьера

3.1.
3.2.
3.3.

4.2
4.3
4.4
5.
5.1
5.2

Декор для интерьера из
бумаги и картона
Декор для интерьера из
природных материалов
Декор для интерьера из
пластика и полиэтилена
Творческий проект
Декоративный объект
интерьера
Текстовое описание
творческого проекта

Выставка работ
Тестирование

8

2

6

12

2

10

50

10

40

4

2

2

Педагогическое
наблюдение

16

4

12

Выставка работ

14

2

12

Анализ работ

16

2

14

Викторина

40

4

36

26

2

24

Педагогическое
наблюдение

12

2

10

5.3

Презентация проекта

2

-

2

6.

Итоговое занятие

2

2

-

144

32

112

Итого:

Входящая
диагностика

Дискуссия

Конкурс проектов
Защита проекта
Итоговая диагностика

7

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Дизайнерские основы (14ч.)
Тема 1.1. Введение в программу
Теория. Ознакомление с программой - цель и задачи обучения. Планы на учебный год.
Инструменты и материалы. Условия и требования студии. Инструктаж по технике
безопасности на практических занятиях. Противопожарная безопасность.
Разновидности художественных профессий.
Практика. Игры на знакомство. Тематическая презентация. Демонстрация готовых
работ. Просмотр сайта «Атлас будущих профессий». Дискуссия. Задание – составить
небольшие композиции в шести квадратах размеров 10*10 см. с использованием
геометрических фигур трех цветов. Заполнение «Художественного опросника» на
общие знания изобразительного искусства.
Тема 1.2. Основы композиции и цветоведения
Теория. Понятие - композиции в искусстве. Законы и правила составления
композиции. Понятие - колористика, цветовой круг Иоханнеса Иттена, влияние цвета
на психику человека.
Практика. Просмотр наглядных изображений и презентации. Создание иллюстрации
на формате А4, отображающей определенный момент фильма/сериала/ТВ-передачи
(разработка 3-5 идей на небольших форматах). Корректировка и работа в цвете.
Просмотр – анализ выполненного задания. Создание трех работ на формате А4 в
контрасте: компоновка в листе с продумыванием композиции. Промежуточный
просмотр. Работа в цвете.
Тема 1.2. Каллиграфия-шрифт
Теория: Понятие - типографика и другие понятия. Виды шрифтов. Каллиграфия.
«Леттеринг» и «облако слов» – модное направление в искусстве создания плаката и
афиши.
Практика: Просмотр наглядных изображений и презентации. Разработка на формате
А4 авторского (дизайнерского) шрифта (алфавит). Мастер – класс по созданию
оригинальной композиции в технике «Летерринг».
Тема 1.3. Искусство плаката
Теория: Понятие – плакат. Виды плакатов. Влияние данного вида изображений на
психику человека. Правила выполнения декоративного плаката.
Практика: Просмотр известных плакатов. Упражнение по созданию на формате А4
социального или мотивационного плаката в технике живописного рисунка или
бумажной аппликации: мозговой штурм, эскизирование, анализ работ, корректировка
и работа в цвете. Создание шрифтовой композиции внутри персонажа мультфильма
или сказки, отражающей его натуру, в технике – «Леттеринг». Обсуждение идеи и
композиции данных плакатов.
Раздел 2. История стилей интерьера прошлого (10ч.)
Тема 2.1. Разновидности стилей интерьера. Исторические стили
Теория. Классификация стилей. Стили: Античный, Рококо, Романтизм, Модерн.
История возникновения данного стиля: эпоха, страна, художники декоративно –
прикладного искусства тех времен. Составляющие оформления интерьера - элементы
8

декора. Материалы и инструменты. Отличительные элементы декора интерьера
каждого из стилей.
Практика: Просмотр презентации и образцов. Романтизм. Задание - создать эскиз
шкатулки для украшений по образцам в технике скрапбукинга с применением техники
декупаж. Подборка материалов. Изготовление шкатулки и ее декорирование.
Тема 2.2. Этнические стили
Теория. Понятие - этнос. Этнические стили разных народов и стран мира. Виды
декоративно-прикладных техник: Папье-маше, икебана, эффект кракелюра с яичной
скорлупой, использование природных материалов.
Практика: Экскурсия. Просмотр образцов интерьеров. Дискуссии в мини группах по
выбранным стилям. Выполнение декоративной композиции «Орнамент в квадрате»
из народных знаков и символов.
Раздел 3. Тематическое оформление (28ч.)
Тема 3.1. Оформление интерьера фотозоны
Теория. Понятие – фотозона. Цель и виды тематического пространства. Материалы и
инструменты для создания фотозоны. Способы и методы создания праздничного
пространства в различных локациях.
Практика. Просмотр тематических иллюстраций. Групповая работа по созданию
больших бумажных букв для фотозоны. Распределение обязанностей. Выбор шрифта.
Создание шаблонов букв слова. Заготовка эскизов букв слова. Вырезание заготовок
контуров букв из картона и подготовка полос из картона. Сборка всех элементов букв
в единое слово.
Тема 3.2. Оформление праздничного стола
Теория. Правила и секреты декорирования праздничного стола. Материалы и
инструменты. Технологии изготовления тематических аксессуаров для оформления
Новогоднего стола. Техника безопасности.
Практика. Просмотр фото-образцов различных видов тематического оформления
столов. Дискуссия. Изготовление тематических аксессуаров для оформления
Новогоднего стола. Выбор аксессуаров и подходящих материалов для изготовления
элементов будущих изделий. Эскизы декора. Изготовление аксессуаров к столу.
Тема 3.3. Оформление интерьера к новогоднему празднику
Теория. Цель и задачи, особенности оформления данного интерьера. Примеры
использования обыкновенной бумаги в декоративных целях. Инструменты и
материалы. Бумажная технология «Подвесные вращающиеся конструкции» (щелевое
соединение).
Практика. Просмотр примеров использования обыкновенной бумаги в декоративных
целях. Выполнение бумажных элементов в изученной технике. Разделение
обязанностей для изготовления элементов декора тематического оформления.
Выполнение одинаковых элементов вращающейся декоративной конструкции по
шаблонам. Соединение всех элементов воедино. Создание плетеных шаров из бумаги
для оформления ели. Выполнение работы по шаблонам. Оформление интерьера к
празднику.

9

Раздел 4. Декор в современном мире (50ч.)
Тема 4.1. Тренды декора интерьера
Теория: Понятие - современный стиль в интерьере. Стили: лофт, контемпорари,
неоклассика, эко-стиль. История возникновения данных стилей. Причины появления
смешанных стилей. Тренд в элементах декора. Материалы и инструменты. Новое
направление в мире искусства - джанк-арт.
Практика. Просмотр тематического видео. Обзор образцов. Дискуссия об
отличительных элементах декора интерьера каждого из стилей.
Тема 4.2. Декор для интерьера из бумаги и картона
Теория: Свойства бумаги и картона. Разновидности. Способы обработки данного вида
материала. Обзор новинок от современных мастеров. Виды и типы материалов.
Техника папье-маше на проволочном каркасе. Техника безопасности.
Практика. Просмотр презентации. Обзор иллюстраций. Дискуссия. Применение
втулки картонной и картонных трубок при изготовлении декоративных цветочных
композиций из нарезанных элементов. Применение гофрированного картона при
изготовлении настольной полки в виде животного. Изготовление декора в технике
папье-маше на проволочном каркасе. Изготовление декора при помощи картонных
кассет из-под яиц.
Тема 4.3. Декор для интерьера из природных материалов
Теория: Эко – стиль. Возможные материалы и их свойства. Композиция – арт-объект
из природных материалов. Техника безопасности.
Практика. Просмотр презентации. Обзор иллюстраций. Дискуссия. Изготовление
композиции – картины из гальки. Изготовление композиций из веток. Изготовление
декора для интерьера из деревянных спилов.
Тема 4.4. Декор для интерьера из пластика и полиэтилена
Теория: Виды пластика и полиэтилена и их свойства. Инструменты при работе с
материалами. Техника безопасности.
Практика. Просмотр презентации. Обзор иллюстраций. Дискуссия. Использование в
работе старых аудиокассет и dvd дисков при создании оригинальных фоторамок.
Использование контейнеров из пластин от пластиковых бутылок, пластиковых
крышек и применение лоскутной техники для изготовления различного декора.
Работа с подставками под блюда с применением щелевого соединения. Создание
скульптур из пластиковых стержней от фломастеров и маркеров.
Раздел 5. Творческий проект (40ч.)
Тема 5.1. Декоративный объект интерьера
Теория. Творческий проект – творческая самореализация. Понятие - авторская
(дизайнерская) вещь. Этапы выполнения проектной работы: организационноподготовительный этап (выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора,
разработка эскиза изделия, подбор материалов); технологический этап выполнения
творческого проекта (изготовление изделия); заключительный этап (оценка
проделанной работы и защита проекта). Этапы создания дизайнерской декоративной
вещи. Элементы декора, его стилистика и практическая значимость. Вводный
инструктаж практической деятельности.
Практика: Тематическая экскурсия. Просмотр работ известных современных
дизайнеров в сфере декора. Смотр образцов. Выбор темы проекта и его обсуждение,
10

обоснование выбора, разработка эскиза изделия, подбор материалов. Изучение
элементов декора выбранного стиля интерьера и технологии изготовления данного
элемента. Выполнение графической зарисовки опорной схемы проекта.
Самостоятельная работа над авторским проектом. Завершение изготовления
декоративного элемента. Поисковая деятельность - работа с литературой.
Тема 5.2. Текстовое описание творческого проекта
Теория: Правила оформления текстовой информации о проделанной работе над
проектом. Обоснование темы и цели и определение актуальности изготовления
творческого проекта. Инструктаж по защите творческого проекта. Рекомендации к
выступлению на публике.
Практика: Оформление титульного листа. Сбор всей информации, и ее
распределение по структуре оформления документа. Разбор типичных ошибок и их
причины. Репетиция выступления – презентации авторского элемента декора.
Тема 5.3. Презентация проекта
Практика: Визуальный тест «Назови, что это такое?». П росмотр слайдов
презентации с терминами в изображениях (материалы, предметы декора интерьера,
стили интерьера, названия декоративных техник, мастера декоративного искусства
современности, и др.), названия которых обучающимся нужно описать под номером
слайда. Выступления юных декораторов с презентацией своих авторских
дизайнерских
элементов
декора
интерьера. Оценивание выступлений
приглашенными экспертами. Подведение итогов по выступлениям.
Раздел 6. Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов за учебный год. Беседа о пользе обучения – что
полезного и значимого приобрел каждый обучающийся из учебного материала. Сбор
всех документов в портфолио по обучению (эскизы и фотографии всех выполненных
практических работ, итоги всех аттестаций, и другое). Итоговая выставка творческих
работ обучающихся.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
⎯ знание истории возникновения декоративно-прикладного искусства и истории
развития дизайна в России и за рубежом, понятий и основных функций дизайна в
интерьере;
⎯ знание основ композиции и цветоведения, искусство плаката, каллиграфии;
⎯ умение работать с различными материалами и применять инструменты для
изготовления декоративных элементов в интерьере;
⎯ овладение знаниями о материалах, приспособлениях, основах колористики и
композиции;
⎯ проявление умений при работе с эскизами при изготовлении декоративных вещей;
⎯ знание правил, приемов, принципов построения декоративной композиции.
Метапредметные результаты:
⎯ проявление навыков художественной и творческой деятельности;
⎯ проявление нестандартного мышления и навыков создания дизайнерской изделия;
⎯ проявление художественных способностей, эстетического вкуса и дизайнерских
способностей;
11

⎯ проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения
учебными действиями;
⎯ овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
деятельности;
⎯ положительное взаимодействие со сверстниками в совместной групповой
деятельности сотрудничество в решении различных прикладных и творческих задач.
Личностные результаты:
⎯ адекватная мотивация учебной деятельности;
⎯ заинтересованное отношение к декоративно-прикладному творчеству;
⎯ понимание значимости обучения для будущего самоопределения;
⎯ проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия,
эстетичности;
⎯ проявление любознательности, аккуратности, усидчивости, уважения к труду.

12

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
обучения
1

1
полугодие
01.09-31.12

ОП
16
нед.

Зимние
2
ОП
праздники полугодие
01.01.-08.01 09.01-31.05 20
нед.

Летние
Всего
каникулы в год
01.06-31.08 36
нед.

Организация педагогического процесса предполагает создание для детей
развивающей среды обучения, исходя из их психофизических особенностей. В программе
описан весь комплекс методов, форм и средств образовательного процесса, отвечающий
принципам развивающей педагогики и способствующий полному раскрытию внутреннего
мира ребенка.
Основными методами обучения являются:
⎯ словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
⎯ наглядный практический (выполнение работ по схемам и эскизам);
⎯ объяснительно-иллюстративный (показ презентаций, слайдов, иллюстраций);
⎯ репродуктивный (работа по образцу);
⎯ частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом);
⎯ исследовательский проблемный (самостоятельная творческая работа обучающихся);
⎯ игровой (создание игровых ситуаций);
⎯ дискуссионный (вовлечение обучающихся в дискуссию);
⎯ проектный (проектная деятельность).
Основными методами воспитания являются:
⎯ убеждение;
⎯ поощрение;
⎯ стимулирование;
⎯ мотивация.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
⎯ индивидуальная (предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание
помощи и консультации каждому из них со стороны педагога).
⎯ фронтальная (предполагает подачу учебного материала всему коллективу
обучающихся детей через беседу или лекцию).
⎯ групповая (ориентирует обучающихся на создание «творческой группы», которая
выполняет более сложные работы; позволяет ощутить помощь со стороны друг
друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество
работы).
Основными формами организации учебного занятия являются:
⎯ беседа;
⎯ практическое занятие;
⎯ дискуссия;
⎯ выставка, конкурс, презентация;
⎯ проектная деятельность;
13

⎯ образовательное путешествие;
⎯ творческая мастерская;
⎯ мастер-класс;
⎯ творческие посиделки.
Педагогические технологии:
⎯ технология личносто-ориентированного обучения;
⎯ технология дифференцированного обучения;
⎯ технология коллективного взаимообучения;
⎯ технология проблемного обучения;
⎯ технология развивающего обучения;
⎯ технология группового обучения;
⎯ информационно-коммуникативная технология
⎯ технология игровой деятельности;
⎯ технология коллективной творческой деятельности;
⎯ технология проектной деятельности;
⎯ здоровьесберегающая технология.
Структура занятия
1. Организационный этап. Мотивация к деятельности и положительный настрой.
2. Этап постановки целей и задач занятия.
3. Этап изучения новых знаний (закрепление материала) и способов деятельности.
4. Этап деятельностный (творческая работа).
5. Физкультминутка.
6. Этап рефлексии.
7. Заключительный этап.
Алгоритм занятия
Типовое занятие состоит из теоретического материала:
⎯ беседы с демонстрацией изделий в тематической технике,
⎯ инструкции с одновременным показом техники выполнения изделия;
⎯ закрепление всех навыков работы на практике.
На практику отводится больше времени:
⎯ каждый ребенок отрабатывает все приёмы многократно;
⎯ включает мыслеобразы о дизайне, форме, стиле, цвете и материалах.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы используются: кабинет с хорошим освещением,
рабочие места соответствует росту обучающихся, в наличии ПК, проектор, интерактивная
доска.
Наглядные пособия

Материалы

Инструменты

Демонстрационные
работы и образцы;
тематический
иллюстрационный
материал; выставочные
работы и образцы

Карандаши простые, ножницы, резаки,
клей; акварельные краски, кисти
художественные, наборы фломастеров,
двухсторонний скотч на пенной основе,
бумага - цветная, журнальная, ватман,
гофрированный картон и др.

Коврики для резки,
контейнеры,
клеевые пистолеты,
фен, ножницы и т. д.

14

Информационное обеспечение и дидактические материалы
Аудио и видео
материалы

Презентации по разным темам программы; литературные
издания по ДПИ и ИЗО техникам; наглядные пособия,
иллюстрации, фотографии, альбомы, образцы работ, карточки,
схемы, методические разработки

Воспитательная работа с обучающимися и родителями
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном
сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно
обсуждаются интересы и увлечения детей, которые в дальнейшем будут учитываться при
организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий
является сотрудничество детей с родителями. Работа с родителями предусматривает:
⎯ родительские собрания;
⎯ индивидуальные беседы и консультации;
⎯ анкетирование, социологический опрос родителей;
⎯ мастер-класс для родителей по одной из тем образовательной программы.
Педагогические кадры:
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования,
соответствующий требованиям к квалификации по должности «Педагог дополнительного
образования», имеющий первую категорию с высшим профессиональным образованием и
стажем работы с детьми школьного возраста. Педагог, реализующему данную программу,
имеет знания в области дизайна и оформления интерьерного пространства.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг освоения образовательной программы
Вводный контроль
Проводится в форме творческих упражнений, раскрывающих базовые ЗУН в области
ИЗО и ДПИ искусства, а также основ композиции для дальнейшего более глубокого
обучения в данных областях.
Промежуточный контроль: проводится в конце изучения каждого раздела:
теоретическая часть - в виде диктанта терминов, изученных за раздел.
Практическая часть - в форме выставки и просмотра практических творческих
индивидуальных работ обучающихся с соблюдением определенных требований к
технологии изготовления и техники безопасности.
Итоговая аттестация
Теоретическая часть: определение уровня усвоения теоретического материала, за год
обучения, по данной программе, проводится в форме визуального теста «Назови - что это
такое», где каждый обучающийся на листе бумаги под каждым слайдом описывает это
действие или предмет.
Практическая часть: Создание дизайнерской вещи и ее защита перед зрителями
группы и педагогами – творческий проект.
№1 Вводный контроль (практические навыки)
Оценочные материалы:

15

1. Упражнение на выявление знаний по композиции – составление небольших
композиций в шести квадратах размеров 10*10 см. Используется при этом
геометрические фигуры трех цветов (штриховка).
2. Тестирование на выявление ЗУН по ИЗО:
3. Какие есть основные цвета, из которых смешиваются все остальные?
4. Чем отличается натюрморт от пейзажа?
5. Сколько голов укладывается в рост средне статического взрослого человека?
6. На твой взгляд, что такое стилизация?
7. Чем отличается рисование мульт. персонажа от наброска человека с натуры?
Критерии оценивания: все ответы верные – высокий уровень знаний; 3-4 верных
ответа – средний уровень знаний; 1-2 верных ответа – низкий уровень знаний.
№2 Промежуточный контроль
Теоретические знания: написание диктанта терминов, изученных за раздел из
глоссария терминов.
Практические навыки: организация выставки – просмотра лучших работ каждого
обучающегося за раздел.
Таблица оценки практических навыков при изготовлении
элементов декора интерьера
Критерии
Уровни
Низкий (1 балл)
Средний (2 балла)
Соответствие
Соответствие
Частично возможно
изделия выбранной стилистике
отличить
стилистике
отсутствует, так как стилистику данного
сложно определить предмета декора
к какому из стилей
относиться данное
изделие
Передача формы
Значительные
Есть
искажения, форма незначительные
не удалась - части искажения
в
предмета
строении изделия
расположены
неверно
Техника
Пренебрежение
Техника
безопасности
правилами техники безопасности
безопасности
соблюдена не в
полной мере

Высокий (3 балла)
Четко
прослеживаются,
характерные
внешние
особенности
данного предмета
интерьера
Форма
передана
точно
в
соответствии
с
требованиями
части расположены
верно
Техника
безопасности
соблюдалась на всех
этапах практической
работы

№3 Итоговая аттестация
Теоретические знания: презентация «Термины в изображениях», где каждый
обучающийся на отдельном листе, индивидуально, должен описать одним словом или
словосочетанием то, что он видит на слайдах за весь курс обучения (изображение какоголибо вида декоративной техники; инструмент или материал, используемый в декоративных
16

работах; художник современности; современную художественную профессию и другие
изображения).
Практические навыки: защита творческого проекта элемента декора интерьера в
определенной стилистике, выбранного стиля интерьера.
Критерии оценивания защиты творческого проекта
1. Оценка пояснительной записки (10 баллов)
1.1 Общее оформление (1)
1.2 Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта (1)
1.3 Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов (0,5)
1.4 Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи (1)
1.5 Выбор технологии изготовления изделия (1)
1.6 Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его
изготовления (1)
1.7 Разработка конструкторской документации, качество графики. (1)
1.8 Описание изготовления изделия (технологическая карта) (1)
1.9 Описание окончательного варианта изделия (0,5)
1.10 Эстетическая оценка выбранного изделия (0,5)
1.11 Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия (0,5)
1.12 Реклама изделия (1)
2. Оценка готового изделия (25 баллов)
2.1 Оригинальность конструкции (5)
2.2 Качество изделия (10) Соответствие изделия проекту (5)
2.3 Практическая значимость (5)
3. Оценка защиты проекта (15 баллов)
3.1 Формулировка проблемы и темы проекта (2)
3.2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи (1)
3.3 Описание технологии изготовления изделия (3)
3.4 Четкость и ясность изложения (1)
3.5 Глубина знаний и эрудиция (2)
3.6 Время изложения (7-8 мин) (1)
3.7 Самооценка (2)
3.8 Ответы на вопросы (3)
Итоги: 50 баллов – высокий уровень; 30 баллов – средний уровень; 20 баллов –
низкий уровень.
Педагогическое наблюдение
Для отслеживания результативности используется педагогический наблюдение и
мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, диагностику продвижения и
личностного роста, анкетирование, ведение оценочной системы.
Требования к организации контроля:
⎯ индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля
результатов учебной работы каждого воспитанника;
⎯ систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса
обучения;

17

⎯ разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей,
развивающей и воспитывающей функции;
⎯ объективность;
⎯ дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебной
программы.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в
несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за все время обучения по
программе, а также предусматривает выполнение итоговой творческой работы по
собственным эскизам с использованием различных материалов.
Формы аттестации разрабатываются индивидуально для каждого ребенка. По ним
определяется результативность усвоения образовательной программы (контрольные
задания, творческие упражнения, выставка, конкурс). Документальные формы подведения
итогов реализации программы отражают достижения всего коллектива и каждого ребенка.
К ним относятся дневники достижений детей, портфолио обучающихся, карты освоения
результативности, фотоальбомы, мультимедийные презентации.
К программе прилагается пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижения обучающимися планируемых результатов.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
⎯ проведение выставок работ обучающихся (в объединении, учреждении);
⎯ участие в выставках детского прикладного творчества разного уровня;
⎯ проведение родительских собраний;
⎯ мастер-классы для родителей;
⎯ открытые занятия;
⎯ составление фотоальбома выполненных работ;
⎯ творческие конкурсы;
⎯ портфолио обучающегося;
⎯ дневники педагогических наблюдений.
Способы определения результативности
К программе прилагается пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижения обучающимися планируемых результатов.
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися
содержания программы:
⎯ педагогическое наблюдение;
⎯ педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, устных опросов;
выполнения обучающимися диагностических заданий; участия в выставках-конкурсах;
активности обучающихся на занятиях и т. д.

18

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18
ноября 2015 № 09-3242;
5. Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагога:
1. Такой разный интерьер / О.В. Горяинова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 187 с.: ил.
2. Белякова О.В. и др. 207 лучших декоров своими руками. - М.: ООО ИКТЦ «Лада»,
2010. – 112 с.: ил.
3. Волшебных рук прикосновение: Методическое пособие-альбом. / ЛеонтьеваНикифорова Т.А.- Якутск: СМYK master, 2005. – 32 стр.
4. Журнал интерьерного рукоделия № 534: крючок. – Москва: ООО первый
полиграфический комбинат, 2010. – 84 с.: ил.
5. Интерьер и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учеб. Для 1 кл. нач. шк. /
Л.А. Неменская. Ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2001. – 111 с.
6. Декор своими руками / Анна Зайцева. – Москва: Эксмо, 2015. – 64 с.: ил.
7. Создание декора / Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 64 с.
8. Любимый интерьер: пошаговые мастер-классы / Виктория Лукьянова. - Москва:
Эксмо, 2015. – 64 с.: ил.
9. Ручная работа. Изделия для интерьера. – М.: Эксмо, 2007. – 136 с.: ил.
10. Самоделки из папье-маше / Н.Б. Бельтюкова. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006. – 108 с.:
ил.
11. Украшения из природных материалов / Хобби клуб, 2011. - 32 с.
12. Энциклопедия интерьера / Пер. с англ. В.Г. Литориной. –9-9г М.: Эксмо, 2009. – 160
с.
13. Энциклопедия рукоделия / Составитель М. Ивахнова. – М: Олимп; Смоленск: Русич,
2000. – 432 с.: ил.

19

Литература для родителей и обучающихся:
1. Воронова О. Декор. Новые идеи и оригинальные техники / О. Воронова - М.: Эксмо,
2021. – 25 с.: ил.
2. Зайцева А. Модный дизайн интерьера / А. Зайцева - Издательство АСТ - Пресс,
2020.- 48 с.: ил.
3. Климова О. Стильный дизайн: Практическое руководство / О. Климова - М.:
Издательство «Ниола-Пресс», 2019. – 14 с.: ил.
4. Столярова А. Пробуждение вдохновением интерьера/ Столярова А. // Делаем сами –
мастерская эксклюзива. – 2012. - № 8. – С. 8 – 9.
5. Столярова А. Кулинарный фолиант: теперь рецепты можно вырезать и складывать в
очаровательную шкатулку – она станет украшением кухни и любимым аксессуаром
всех хозяек! / Столярова А. // Делаем сами – мастерская эксклюзива. – 2012. - № 8. –
С. 12 – 13
Интернет-источники для педагога:
1. Портал «Атлас новых профессий»: [электронный ресурс] // URL: http://atlas100.ru/catalog/
2. Классификации профессий дизайна
https://www.educationindex.ru/articles/professions-in- demand/izuchenie-dizayna-iiskusstv-za-rubezhom/10-popular-jobs-in-design/
3. Культура и искусство. Техника.
4. https://www.google.com/culturalinstitute/beta/category/medium
5. Культура и искусство. Направления.
6. https://www.google.com/culturalinstitute/beta/category/art-movement.
7. Профессия – декоратор https://blog.designstudy.com.ua/designer-or-decorator
8. Стили и элементы декора https://www.ivybush.ru
9. Секреты декора праздничного стола https://u-povara.ru/dekorirovanie-prazdnichnogostola/
10. Тренды в декоре интерьера http://industry-design-school.ru/obzor_trendov
Интернет-источники для обучающихся:
1. https://ohymelieryhki.mirtesen.ru/blog/43208938464/beloe-korolevstvo-iz- montazhnoypenyi - выставка художника-дизайнера Надежды Орловой - «Белое королевство».
2. Культура и искусство. Художники.
https://www.google.com/culturalinstitute/beta/category/artist
3. Культура и искусство. Техника.
https://www.google.com/culturalinstitute/beta/category/medium
4. Культура и искусство. Направления.
https://www.google.com/culturalinstitute/beta/category/art-movement
5. Культура и искусство. Исторические личности
https://www.google.com/culturalinstitute/beta/category/historical-figure
6. Уроки дизайна интерьеров в Школе дизайна Галины Татаровой
https://www.youtube.com/user/desclubtraining
.

20

Приложение №1
Анкеты для оценивания удовлетворенности качеством программы
Анкета для обучающихся в начале учебного года
1. Укажи свой возраст
А. Учащийся 6-7 класса
Б. Учащийся 7- 8 класса
В. Учащийся 8-9 класса
2. Почему ты выбрал именно это объединение дополнительного образования?
А. Посоветовали в школе
Б. Ходят друзья, родственники, знакомые
В. Так решили родители
Г. Интересные направления обучения
Д. Удобное местоположение (рядом с домом, школой)
Е. Твой вариант _________
3. Знаешь ли ты, чем будешь заниматься в студдии в этом году?
А. Да;
Б. Нет;
Г. В какой-то степени
Д. Затрудняюсь ответить
4. Что ты хочешь получить от занятий в объединении «Юный декоратор»
А. Полезное времяпровождение
Б. Найти новых друзей
В. Улучшить свои творческие и познавательные навыки
Г. Узнать много нового
Д. Начать заниматься деятельностью, которая впоследствии станет твоей профессией
Е. Твой вариант __________
Анкета для обучающихся в конце учебного года
1. Укажи свой возраст
А. Учащийся 6-7 класса
Б. Учащийся 7-8 класса
В. Учащийся 8-9 класса
2. Оцени уровень своего интереса к занятиям в студии?
А. Всегда с удовольствием посещаю занятия
Б. Временами интерес к занятиям снижается
В. Родители часто уговаривают меня посещать занятия
Г. Затрудняюсь ответить
3. Доволен ли ты обучением в объединении «Юный декоратор»?
А. Да
Б. Нет
В. Не знаю
4. Как, по твоему мнению, влияет посещение занятий в студии на твою успеваемость
в школе?
А. Положительно влияет (повышает школьную успеваемость)
Б. Влияет скорее положительно, чем отрицательно

В. Никак не влияет
Г. Влияет скорее отрицательно, чем положительно
Д. Отрицательно влияет (снижает школьную успеваемость)
Е. Затрудняюсь ответить
5. Какие на твой взгляд черты личности развивают занятия в студии?
А. Развитие личностных качеств (дисциплина, внимательность, аккуратность и т.п.)
Б. Расширение кругозора, повышение эрудированности
В. Развитие интеллектуальных способностей (четкость мышления, способность делать
выводы и т.п.)
Г. Развитие творческих способностей (рисование, моделирование, придумывание
нового)
Д. Развитие навыков общения
Е. Повышение общего культурного уровня (развитие речи, вежливость)
Ж. Повышение интереса к учебной деятельности
З. затрудняюсь ответить
6. Что на занятиях нравятся тебе больше всего?
А. Когда мы узнаем что- нибудь новое
Б. Когда мы рисуем эскизы на занятиях
В. Когда мы придумываем и изобретаем
Г. Когда мы создаем макеты того, что придумали
7. Какие темы занятий в этом учебном году показались тебе наиболее интересными?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

22

Анкета для родителей в начале учебного года
1. Сколько лет Вашему ребенку?
А. От 12 до 13 лет
Б. От 13 до 14 лет
В. От 14 до 15 лет
2. Что, на Ваш взгляд, поспособствовало выбору Вами и Вашим ребенком
объединения дополнительного образования?
А. Рекомендации друзей и знакомых
Б. Желание ребенка
В. Реклама дополнительного образования
Г. Близость от дома
Д. Качество услуг и гарантируемый результат
Е. Другое____________
3. Реклама из каких источников привлекла Ваше внимание в большей степени?
А. Реклама в школе
Б. Интернет
В. Дни открытых дверей
Г. Другое___________
4. Знакомы ли Вы с программой, по которой будет заниматься Ваш ребенок в студии?
А. Да
Б. Нет
Г. В какой-то степени
Д. Затрудняюсь ответить.
5. Что может привлечь Вас в педагоге выбранного Вами объединения
дополнительного образования?
А. Профессионализм
Б. Интеллигентность
В. Высокий рейтинг среди других педагогов
Г. Что-то еще ___________
6. Что может помешать занятиям Вашего ребенка дополнительным образованием?
А. Территориальная удаленность
Б. Нет того, что интересно ребенку
В. Нет учета особенностей личности ребенка
Г. Другое____________
7. Что, на Ваш взгляд, привело Вас и Вашего ребенка заниматься в студию?
А. Надежда заняться любимым делом
Б. Желание узнать что-то новое, интересное
В. Надежда найти новых друзей
Г. Потребность в духовно-нравственном развитии
Д. Надежда на то, что занятия помогут лучше понять самого себя
Е. Желание узнать о том, что не изучают в общеобразовательной школе
Ж. Желание подготовиться к выбору профессии
З. Надежда на то, что занятия дополнительным образованием помогут преодолеть
трудности в учебе
23

И. Потребность развивать самостоятельность
К. Желание провести свободное время с пользой.
Л. Другое_______________
Анкета для родителей в конце учебного года
1. Удовлетворены ли Вы деятельностью объединения «Юный декоратор»?
1. Да
2. Нет
3. Отчасти
4. Затрудняюсь ответить
2. Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых дополнительных
образовательных услуг Вашему ребенку?
1. Да
2. Нет
3. Отчасти
4. Затрудняюсь ответить
3. Интересно ли Вашему ребенку посещать занятия студии
1. Да
2. Нет
3. Отчасти
4. Затрудняюсь ответить
4. Посещая занятия, Вы считаете, что: ( укажите нужные варианты)
А. Знания и умения, которые здесь получает Ваш ребенок, имеют значение для его будущей
профессии
Б. Занятия дополнительным образованием по-настоящему готовят Вашего ребенка к
самостоятельной жизни
В. Ваш ребенок получает возможность поднять свой авторитет среди друзей
Г. В объединении всегда хорошие отношения между взрослыми и ребятами
Д. Ваш ребенок постоянно узнает много нового;
Е. Занятия в коллективе дают Вашему ребенку возможность лучше понять самого
себя
Ж. В посещаемом Вашим ребенком коллективе созданы все условия для развития
его (ее) способностей
З. К педагогу Вашего ребенка можно обратиться за советом и помощью в трудной
жизненной ситуации
И. Ваш ребенок проводит время с пользой
К. Другое _________________
5. Выберите из списка то, что, по Вашему мнению, стало результатом занятий Вашего
ребенка в студии?
А. Ребенок приобрел актуальные знания, умения, практические навыки – тому, чему не
учат в школе, но очень важно для жизни
Б. Ребенку удалось проявить и развить свой талант, способности
В. Ребенок сориентировался в мире профессий, освоил значимые для профессиональной
деятельности навыки
Г. Ребенок смог улучшить свои знания по школьной программе, стал лучше учиться в
24

школе
6. Удовлетворены ли Вы режимом работы объединения «Юный декоратор» (дни,
время, продолжительность занятий)?
А. Да
Б. Нет
В. Затрудняюсь ответить
7. Какую форму взаимодействия Вы используете при общении с педагогом?
А. Консультации по телефону, в социальных сетях и при встрече
Б. Родительское собрание
В. Совместная деятельность с ребенком и педагогом (участие в мероприятиях).
8. Что Вы ожидаете от занятий Вашего ребенка в студии?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

25

Приложение №2
Карта педагогического наблюдения
№
п/п

Фамилия Имя
обучающегося

Общие
художествен
ные
способности

Знания по
учебной
программе

Просмотр
учебных
работ

Самостояте
льность

Взаимодействие
с взрослыми и
сверстниками

Творческие
способности

Уровень
(среднее
значение)

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Условные обозначения:
⎯ 2-высокий уровень;
⎯ 1-средний уровень;
⎯ 0-низкий уровень.
.

Приложение №3
Оценивание практической работы обучающихся
по программе «Юный декоратор»
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Соблюдение правил техники безопасности
Соблюдение технологии и колористики в работе
Применение знаний при обработке материалов
Умение работать по схеме и по образцу
Практичность собственных эскизов и рисунков
Качество и эстетичность готового продукта

1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл

Критерии:
Максимальное количество баллов – 6.
Высокий уровень – 6-5 баллов;
Средний уровень – 4-3 балла;
Низкий уровень – 2-1 балл.

Итоговая аттестация обучающихся по программе «Юный декоратор»
Практическая работа - выставка
Результаты аттестации:
⎯ высокий - обучающийся самостоятельно, аккуратно изготовил творческую работу.
Подбор материалов - правильный, цветовая гамма выдержана.
Внешний вид - работа выглядит эстетично и привлекательно.
Уровень выполнения работы позволяет занимать призовые места в конкурсах и выставках.
⎯ средний – обучающийся испытывал некоторые затруднения в процессе
изготовления работы, но успешно выполнил все этапы работы с помощью педагога.
Внешний вид - работа в целом выполнена эстетично, но видны незначительные недостатки.
Уровень выполнения работы предполагает её участие в конкурсах и выставках.
⎯ низкий – обучающийся затруднялся в выполнении всех этапов изготовления
работы, не мог произвести заданные действия без помощи педагога или других
обучающихся, работа выполнена неаккуратно.
Уровень выполнения работы не позволяет ей участвовать в конкурсах и выставках.
Просмотр и оценка выставочных работ обучающихся
Просмотр - основная форма промежуточного и итогового контроля - выставка,
демонстрирующая степень освоения программы и творческие успехи обучающегося. Также
просмотр является важной формой мотивации и самоконтроля обучающегося. Педагог
имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по
разделам программы (текущий контроль).
Просмотр может проводиться после каждого раздела программы. Обучающиеся
выставляют свои работы, выполненные в пройденной технике. Просмотр-выставка
проводится в кабинете, где проходит групповое обучение.
Критерии бальной/уровневой оценки просмотра работ обучающихся:

⎯ 5 баллов (высокий уровень) – ставится, если обучающийся выполнил работу в
полном объеме с соблюдением необходимой последовательности и грамотно
применил техники.
⎯ 4 балла (оптимальный уровень) – ставится при некоторой неряшливости в
исполнении работы, недочетов в композиции и в цветовом решении, неточностях
технологического исполнения задания.
⎯ 3 балла (достаточный уровень) – ставится, если работа выполнена под неуклонным
руководством педагога, самостоятельность обучающегося практически отсутствует,
обучающийся неряшлив и безынициативен.
⎯ «н/а» не аттестация – работа выполнена менее чем на 20%, имеются грубые
нарушения в композиции, работы выполнена небрежно и технически безграмотно.
Портфолио обучающихся
Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений обучающегося, его
характеристика, доказательством прогресса обучения по результатам, уровень
приложенных усилий, по материализованным продуктам учебно-познавательной
деятельности, включая самооценку.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения
итогов деятельности обучающихся.
Портфолио по программе – это сборник работ, эскизов обучающихся, которые
демонстрирует его усилия и достижения в различных видах учебной и творческой
деятельности. В портфолио обучающегося включаются фото и видеоизображения
продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы
самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. Оформление портфолио позволяет
формировать у ребенка рефлексию.
Портфолио дает возможность ребенку достойно представить себя, показав сильные
стороны своей личности, создав благоприятное впечатление о себе.
Основными задачами применения технологии портфолио являются:
⎯ формирование установки на учебную, познавательную активность, развитие
учебной мотивации;
⎯ формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации к
творческому росту;
⎯ создание ситуации успеха для каждого обучающегося, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
⎯ развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать собственные
интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.
Портфолио оформляется в папке накопителе с файлами на бумажных носителях
и\или в электронном виде. При необходимости, работа обучающихся с портфолио
сопровождается помощью взрослых: педагогов и родителей. В ходе совместной работы
устанавливаются отношения партнерства и сотрудничества. Сотворчество позволяет
обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и
ответственность за готовый результат. Обучающийся имеет право включать в портфолио
дополнительные материалы, элементы оформления с учетом индивидуальности своей
работы.
28

Приложение №4

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Условные обозначения:
⎯ 2-высокий уровень
⎯ 1-средний уровень
⎯ 0-низкий уровень

I
полуг.

I полуг.

II
полуг.

II
полуг.

Итоговые

II
полуг.

международный

I полуг.

Самостоятельность

российский

II
полуг.

Коммуникативность

областной

I
полуг.

Выставочная деятельность (уровень)

городской

Теория

Уровень
выполнения
практических
заданий

местный

№
п/п

Фамилия Имя
обучающегося

Итоговый контроль
Карта результативности обучения по программе «Юный декоратор»

Приложение №5

Высокий уровень
7-10 балов

Средний уровень
4-6 балла

Низкий уровень
1-3 балла

Критерии оценки личности обучающегося по программе
«Юный декоратор»
Отношение к себе и людям
⎯ Находится на занятии без
желания. Не участвует в
коллективном творчестве.
⎯ Записался в объединение «вместе
с другими».
⎯ Привели родители. Редко
проявляет интерес к творческой
деятельности.

Отношение к делу
⎯ Не выполняет работу до
конца, присутствует как
наблюдатель.
⎯ Изредка проявляет
старательность, чтобы
избежать осуждения.

⎯ Периодически стремится к
творческой деятельности.
⎯ Регулярно стремится к творческой
деятельности, старается хорошо
выполнить дело.

⎯ Пытается справиться с
трудностями, но не хватает
знаний и умений.
⎯ Работает добросовестно,
ждет одобрения педагога.

⎯ Появляется мотив
самореализации.
⎯ Участвует в творческом процессе,
потому что получает от этого
удовольствие.
⎯ Активно стремится к совместной
работе, имеет большой творческий
потенциал.

⎯ Работает добросовестно,
хочет сделать кому-то
приятное.
⎯ Ответственно подходит к
любой работе. Проявляет
творчество и фантазию.
⎯ Активное, творческое
отношение к работе. Может
возглавить творческую
группу.

Приложение №6
Техника безопасности по программе «Юный декоратор»
При работе с разными материалами необходимо соблюдать правила техники
безопасности. На первых же занятиях необходимо ознакомить с правилами всех
обучающихся. Кроме того, в кабинете должен висеть плакат с данными правилами.
⎯ Работай с материалами осторожно, стараясь не поранить руки. Полученную травму
немедленно обработай дезинфицирующим средством.
⎯ Суши изделие в специальной рабочей зоне, не подноси фен близко к изделию и не
перегревай его.
⎯ При работе с горячим клеем, бери пистолет осторожно, а после работы возвращай
его на место.
⎯ Прикрепляй материалы друг к другу осторожно и ни в коем не бери ничего в рот.
⎯ Не пользуйся ржавыми ножницами, булавками и кнопками.
⎯ Аккуратно работай с острыми предметами и проволокой.
⎯ Храни готовое изделие, материалы и инструменты в закрытом контейнере.

31

Приложение №7
Глоссарий
Абрис – линейные очертания изображаемой фигуры, ее контур.
Арт – объект - это настоящее произведение искусства, которое не похоже ни на что
другое. Арт-объекты имеют необычную форму и замысел. Как правило, найти
что-либо похожее на них сложно. Своим произведением художник пытается
натолкнуть других людей на какую-либо мысль, поэтому нельзя сказать, что
арт-объекты необходимы только для того, чтобы ими любовались.
Ахроматические цвета – белый, серый, черный; различаются только по светлоте и
лишены цветового фона.
Бренд - дизайн, разработанный для определенного товара в стиле, отличающимся и
выделяющий его на рынке сбыта, посредством упаковки, графических знаков,
логотипов и мультимедиа технологий.
Веб-дизайн [от англ. webdesign] - Это визуальное оформление веб-страниц. Он играет такую
же роль для сайта, как полиграфический дизайн и верстка для бумажного
издания. Часто «веб- дизайном» называют веб-разработку, то есть дело
создания сайта вообще: проектирование структуры, навигации и иногда даже
движков сайта.
Воздушная перспектива – изменение цвета, очертания и степени освещенности
предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя,
вследствие увеличения световоздушной прослойки между наблюдателем и
предметом.
Декоративно-прикладное искусство – вид пластического искусства, тесно связанного с
бытом народа и поэтому использующего народные традиции. Художественные
средства обычно подчинены практическому назначению предмета и
обусловлены особенностями материала и техники.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый и при оптическом смешении
(красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим,
фиолетовый с зеленовато- желтым, зеленый с пурпурным). При смешении
этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной
насыщенностью, дополнительные цвета нередко называют контрастными.
Дизайн – это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению,
соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще и красива.
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью
собрания материала для более значительной работы или как упражнение. В
отличие от
наброска исполнение зарисовки может быть очень
детализированным.
Икебана — в переводе с японского языка означает «сохранение цветов во второй жизни»
и является древним оригинальным искусством цветочной аранжировки в
Японии.
Интерьер – внутренний вид, внутреннее пространство здания, любого помещения, а
также изображение его в искусстве. Под интерьером понимается внутренне
пространство со всеми его элементами: отделкой, драпировками, росписями,
фресками, утварью и т.д.
32

Инсталяция - форма современного искусства, представляющая собой пространственную
композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных
объектов, промышленных и бытовых предметов)
Китч - (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешѐвка») — одно из ранних
стандартизированных проявлений массовой культуры, характеризующееся
серийным производством и статусным значением.
Кракелю р (фр. craquelure) — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи
или любом другом лакокрасочном покрытии. В современной живописи и
декоративно-прикладном
искусстве нередки примеры того, когда
искусственным путѐм добиваются эффекта растрескивания красочного слоя.
Это придаѐт произведению дух «старины» и определѐнный шарм.
Коллаж – с французского переводится как «приклеивание», «наклейка»распространенная в искусстве 20 века техника создания картины, состоящая
в применении различных наклеек из плоских или объемных материалов.
Композиция – структура произведения, согласованность его частей, отвечающая его
содержанию; поиски путей и средств создания художественного образа,
поиски наилучшего воплощения замысла художника. К композиционному
построению относится размещение изображения в пространстве – реальном
(в скульптуре) или на картинной плоскости (в живописи и графике) в
соответствующих замыслу размере, формате и материалах.
Набросок – рисунок небольшого размера, быстро и лаконично исполненный художником.
Орнамент – с латинского переводится как «украшение» - узор, построенный на
ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или
изобразительных элементов.
Основные цвета, или главные цвета – цвета, которые не могут быть составлены из
других. Это красный, синий и желтый.
Перспектива – происходит от латинского слова «ясно вижу»- система изображения на
плоскости пространства и объемных тел, их удаления от наблюдателя.
Пропорция – мера частей, соотношение размеров частей друг к другу и к целому.
Симметрия – такое строение предмета или композиции произведения, при котором
однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной
оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к
ним. Нарушение симметричного строения у объектов, которым свойственно
наличие симметрии, называется асимметрией.
Скрапбукинг - Этот вид творчества представляет собой, способ хранения личной и
семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и
других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и
передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных
приѐмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга — сохранить
фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях, на длительный
срок для будущих поколений.
Стилизация – обобщение схематическое изображение и условность рисунка, формы,
цвета, объема; символическое представление одного из стилей прошлого;
подражание какому-либо стилю.
Стиль - совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства
33

определенного времени, направления, индивидуальной манеры художника в
отношении идейного содержания и художе ственнойформы.
Техника – мастерство, совокупность знаний, навыков, способов и приемов, с помощью
которых выполняется художественное произведение (почерк, штрих).
Тренд - Тренд это, в широком смысле, направление развития в какой-либо области жизни
(например, в одежде, финансах, технологиях или дизайне), либо определенное
явление, продукт или предмет, задающий тон в этой области. Слово «trend»
обычно переводится с английского как «тенденция», что само по себе довольно
комично. Быть в тренде означает «идти в ногу со временем» и оставаться в курсе
самых последних новинок в данной области. Тренд сезона это направление,
в котором развивается данная область в текущем сезоне, а также главная фишка
этого направления.
Эскиз – подготовленный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего
воплощения творческого замысла.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».