Ансамбль Квинта

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Ансамбль «Квинта»»
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Икрина Анастасия Владимировна
педагог дополнительного образования,
Кодочигова Елена Алексеевна
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ
от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы - художественная.
При составлении программы учитывалась специфика регионального компонента и
потребности образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма, где родители (законные представители) считают, что необходимо вести образовательную деятельность по данному направлению, так как она обеспечивает преемственность воспитательных
институтов «семья – система дополнительного образования – школа».
Важнейшей целью современного дополнительного образования является повышение
его качества, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности и общества, т.к. направлена на решение задач Концепции развития
дополнительного образования и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года.
В эстетическом воспитании детей важная роль отводится искусству музыки, имеющего большую популярность самых действенных факторов формирования гармонически
развитой, духовно-богатой личности. Ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыка, потому что она обращена к чувствам человека. Наслаждение красотой музыкальных звуков благотворно влияет на психику и способствует нравственно-эстетическому развитию личности. Эстрадная музыка развивалась вместе с развитием
средств её исполнения, то есть музыкальных инструментов. За весь период человеческой
истории от изобретения лиры до наших дней было создано огромное количество музыкальных инструментов, но наибольшему влиянию новых технологий за последние сто пятьдесят
лет подверглись три группы – клавишные, ударные и струнные (в основном гитара).
Актуальность программы. Сегодня электромузыкальные инструменты является популярными среди молодежи. Обучение игре на них способствует развитию художественного вкуса, расширению кругозора, развитию творческого потенциала обучающихся, приобщению к высокому музыкальному искусству как необходимому условию развития музыкальной культуры среди подростков. Музыка снимает у обучающихся стресс, поднимает
силу духа, вдохновляет на творчество, меняет восприятие времени и пространства, раскрывает границы понимания смысла жизни.
Новизна программы. Умение играть на разных видах музыкальных инструментов
существенно расширяет исполнительские возможности подростков. Возможность испол-

2

нять сложные в техническом отношении разножанровые музыкальные произведения, обеспечивает более глубокое погружение в исполнительский материал и углубленное использование навыков в образовательном процессе.
Отличительные особенности образовательной программы от существующих в этой
области заключаются в том, что обучение предполагает освоение игры на струнных музыкальных инструментах: гитара-соло, ритм- гитара, бас-гитара, а также ударных (перкуссии)
– джембе, бонго, маракасах.
Педагогическая целесообразность программы. В данных условиях программа —
это механизм, который определяет содержание обучения, методы работы по формированию
и развитию инструментальных умений и навыков, приемы музыкального воспитания обучающихся.
Практическая значимость. В условиях музыкальной студии ребенок реализует свои
способности, радует социум, получает оценку и общественное признание, выступая на
сцене. Увлеченный любимым делом, обучающийся обогатится интеллектуально и духовно,
сможет реализовать себя в будущем и найти свою творческую нишу.
Адресат программы – обучающиеся от 13-ти до 15-ти лет.
Условия формирования групп. Набор детей осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию специальных знаний и умений. При комплектовании групп учитываются возрастные особенности. Зачисление на обучение проводится в начале учебного года по желанию обучающихся и согласию родителей
(законных представителей). Одновременно в группе может заниматься не более 14-ти человек.
Возрастные особенности обучающихся. Для детей данного возраста характерна особая чувствительность и возбудимость. Теряется детская непосредственность, появляется
подчеркнутая самостоятельность и острый интерес к тому, что происходит в мире. Школьники стараются быть активными, проявляют большое стремление выделиться, не умея при
этом оценить свои силы. В это время дети очень чутко относятся к критике, нуждаются в
большом такте и педагогическом терпении. Музыкальный репертуар для этого возраста
подбирается с более серьезной тематикой.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, в соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для школьников составляет 40 минут.
Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144ч.
Срок освоения программы - 1 год, продолжительность образовательного процесса:
36 учебных недель - 9 учебных месяцев.
Уровень освоения программы – ознакомительный. Содержание программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
учебного материала, и минимальную сложность образовательной деятельности. Учебный
план включает базовые теоретические и практические основы ансамблевой игры на музыкальных инструментах, музыкальную грамоту и культуру.
Форма обучения – очная.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос, викторины, анкетирование, тестирование, контрольные упражнения и задания, конкурс, концертная и репетиционная деятельность.
3

Цель программы - приобщение к музыкальной культуре и развитие творческого потенциала ребенка путем освоения игры на электромузыкальных инструментах.
Задачи:
Образовательные:
 формирование интереса к самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
 формирование знаний в области теории музыки в процессе практических занятий;
 обучение игре на электромузыкальных инструментах и исполнительских возможностях.
Развивающие:
 развитие умений слушания музыки, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
 развитие музыкальных способностей пальцевой моторики, координации движений,
чувства ритма, мелодического и гармонического слуха;
 развитие потребности самопознания, саморазвития, стремления к самосовершенствованию.
Воспитательные:
 воспитание стремления к успешной личностной и социальной самореализации;
 воспитание настойчивости и ответственности за достижение высоких результатов;
 формирование культуры общения и взаимодействия со сверстниками в коллективе.
Основные направления и содержание деятельности:
 овладение навыками игры на струнных музыкальных инструментах: гитара, бас-гитара, барабанная установка, клавишные;
 овладение навыками игры на ударных музыкальных инструментах: джембе, бонго,
маракасы;
 вокализация (овладение элементарными навыками вокального пения);
 овладение приемами работы с звукоусилительной аппаратурой, микрофоном;
 подбор и освоение репертуара;
 сценическое мастерство: мимика, пластичность, создание образа, импровизация;
 концертные выступления на сценической площадке;
 участие в разноуровневых конкурсных мероприятиях.

4

Учебный (тематический) план
№
п/п

Наименование блока, темы

4
5
6

Введение в программу
Музыкально-слуховые представления
Инструменты.
Основы игровых движений
Аккомпанемента и техника игры
Общекультурное просвещение
Деятельность звукооператора

7
8

1

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы контроля/
диагностики
Входная диагностика

4

2

2

4

2

2

10

2

8

20
6
8

4
3
4

16
3
4

Ударные и перкуссии

18

2

16

Тестирование

Технологическая деятельность
Вокально-ансамблевая деятельность

26

7

19

Анализ работ

22

2

20

Педагогическое
наблюдение

10

Репетиционная деятельность

22

2

20

Анализ работ

11

Итоговое занятие

4

-

4

Концерт

144

30

114

2
3

9

Итого

Педагогическое
наблюдение
Устный опрос
Контрольное упражнение

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Введение в программу (4ч.)
Теория.
 Знакомство программой обучения. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.
 История возникновения электрогитары и бас гитары. Различие между двумя инструментами. Знакомство с устройством инструмента. Диапазон инструмента. Посадка с
инструментом. Постановка правой руки. Постановка левой руки. Движение пальцев
при игре. Способы извлечения звука. Настройка гитары. Рациональная постановка
игрового аппарата и освобождение от лишнего мышечного напряжения. Советы по
регулярной настройке гитары - основа чистого звукоизвлечения. Понятие о ритме,
темпе, такте и его размерах, о паузах и их длительности.
Практика.
 Игры на знакомство. Просмотр учебной презентации. Дискуссия.
 Отработка правильных постановочных навыков при игре на гитаре: положение рук,
ног, корпуса. Разучивание приемов настройки гитары под камертон и от первой
струны.
 Название нот. Ноты в скрипичном ключе. Расположение нот первой, второй, малой
октав на нотном стане. Длительности. Соотношение длительности нот. Ритм. Размер. Знаки альтернации. Основные лады музыки. Обозначение громкости звука. Сокращение нотного письма: реприза, вольты. Буквенное обозначение нот.

5

Тема 2. Музыкально-слуховые представления (4ч)
Теория.
 Длительность нот (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Знакомство с музыкой. Правила контроля над постановкой игрового аппарата. Правила музыкально-образного мышления.
 Разбор нотного и литературного текстов.
 Знакомство с музыкальной формой, фразировкой, жанровыми особенностями.
Начальные навыков смены позиций. Требования к качеству исполнения. Знакомство
с музыкальной формой, фразировкой, жанровыми особенностями.
Практика.
 Разбор произведения. Детальная работа над технически трудными местами. Разучивание наизусть, собрание частей в единое целое.
 Подбор по слуху знакомых песен.
 Работа над различными ритмическими сочетаниями (пунктирный ритм, синкопа).
 Работа над штрихами и ритмом. Транспонирование – перенос аккомпанемента и мелодии в другую тональность.
 Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ. Упражнения
для развития большого пальца. Переходы со струны на струну, скольжение на одной
струне, замещение. Выработка четкой артикуляции. Техника развития тремоло.
Усложнение аккордовой и полифонической фактуры, на смешанную технику.
Тема 3. Инструменты. Основы игровых движений (10ч.)
Теория.
 Особенности правильной посадки гитариста при игре. Приемы настройки гитары на
слух. Правильное интонирование. Упражнения на открытых и прижатых струнах.
Особенности упражнений на беглость движений пальцев рук при игре на гитаре. Аккордовая техника левой руки. Особенности использования приемов игры: баррэ, легато, стакатто, мелизмы, тремоло, вибрато.
 Правила координации в движениях обеих рук; в пальцах на левой руке - растяжка;
укрепление мышц; слуховое восприятие и чувство ритма.
 Первоначальная таблица аккордов. Последовательности аккордов. Использование
аккордных схем. Линия баса. Ритмические рисунки партии аккомпанемента. Обозначение музыкального лада, аккордов латинскими буквами. Нитка (однолинейный
нотоносец).
 Знакомство с аккордовыми схемами в тональности ля минор и домажор, их использованием и закономерностями взаимодействия аккордов друг с другом. Знакомство
с основными, часто встречающимися моделями ритма.
 Анализ музыкального произведения. Знакомство с автором, стилем, характером,
фразировк0ой, динамикой. Удобное положение, зрительный и слуховой контакт
между участниками. Синхронность в исполнении.
 Развитие навыка голосоведения. Непрерывность развития каждой партии. Динамическое подчинение аккомпанемента мелодии. Анализ музыкального произведения.
Культура звука. Динамические особенности звучания мелодии входящей в состав
аккорда.

6

Практика.
 Выполнение упражнений на открытых и прижатых струнах. Упражнения на беглость движений пальцев рук при игре на гитаре. Любое занятие должно начинаться
с разминки, цель которой – помочь рукам привыкнуть к инструменту.
 Прохлопывание ритма. «Проигрывание» левой рукой такт за тактом без извлечения
звука. Проигрывание в медленном темпе двумя руками, соблюдая указанную аппликатуру. Отработка сложных моментов. Заучивание наизусть. Работа над звуком и
характером.
 Работа басами, их разновидностями (тонический, доминанта), случаями повторения
или добавления баса в известных последовательностях.
 Прослушивание партии в исполнении педагога. Выучивание и свободное исполнение музыкальной партии. Ритмическое единство звучания. Слуховая адаптация при
соединении партий к совместному звучанию. Звучание в слуховом сознании единого
звучания.
 Разбор каждой партии. Отработка равновесия в динамике звучания. Отработка основного навыка - выделение любым пальцем правой руки нужного звука.
Тема 4. Аккомпанемент и техника игры (20ч.)
Теория.
 Знакомство со стандартной аппликатурой: арпеджио, аккорды. Знакомство с барре.
 Особенности исполнения этюдов. Подбор этюдов и упражнений.
 Правила уверенности и беглости пальцев обеих рук.
 Понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.
 Подбор репертуара в соответствии с индивидуальными интересами, ориентиром на
общие требования к художественному содержанию. Правила самостоятельной работы над музыкальным произведением – анализ. Знакомство с автором, стилем, характером, фразировкой, динамикой. Подбор художественно оправданной удобной
аппликатуры.
Практика.
 Отработка навыков основных технических приемов исполнения в работе с ритмическими рисунками.
 Упражнения и этюды на разнообразные варианты арпеджио, отработка взаимодействия пальцев. Прослушивание заданных пьес в исполнении педагога. Игра гамм и
арпеджио, отработка правильного интонирования.
 Отработка этюдов на различные виды техники в медленных темпах с вниманием на
постановку игрового аппарата.
 Упражнения для развития беглости пальцев. Упражнения для развития большого
пальца. Разбор произведения. Детальная работа над технически трудными местами.
Разучивание наизусть, собрание частей в единое целое.
 Упражнения на исполнение мажорных и минорных гамм, аккорды в тональностях
ля- минор, ля-мажор, ми-минор, до-мажор.
 Подбор по слуху - основные гитарные тональности ля-минор, ля-мажор, ми-минор,
до-мажор.

7

 Буквенно-цифровую запись аккордов (стандартная аппликатура). Ритмические рисунки партий аккомпанемента.
Тема 5. Общекультурное просвещение (6ч.)
Теория.
 Серьезная и легкая музыка в творчестве Баха, Моцарта, Бетховена и др. Рок-обработки произведений классических авторов.
 Рок-музыка - компонент молодежной субкультуры. Некоторые молодежные движения: битников, хиппи, панков, и их влияние на идеологию и развитие рок-музыки.
 Появление новых электронных музыкальных инструментов, расширение возможностей звукозаписи и их влияние на рок-культуру. Демонстрация электронно-клавишных инструментов.
Практика.
 Прослушивание МР3 коллекции. Просмотр МР4 записей выступлений музыкантов
разных стилей и жанров. Дискуссия.
Тема 6. Деятельность звукооператора (8ч.)
Теория.
 Аппаратура оператора звука. Инструктаж по технике безопасности при работе с аппаратурой. Усилитель. Колонки. Микрофоны. Соединительные шнуры.
 Установка и сбор аппаратуры. Перечень необходимого набора аппаратуры на разные
виды озвучивания. Возможные сбои и их устранения.
 Мелкий ремонт аппаратуры. ТБ при работе с паяльником. Возможные неисправности аппаратуры. Обнаружение неисправностей и их устранение.
 Озвучивание мероприятий. Организация озвучивания мероприятия
 Основы звукозаписи. Знакомство с программами для звукозаписи и написания партитур (Guitar Pro, Reaper, FL Studio, Cubase и т.д.) Знакомство с встроенными VST
плагинами, их категориями и способами использования.
Практика.
 Усилитель. Его виды, возможности, функции при озвучивании. Колонки. Виды. Возможности. Функции при озвучивании. Микрофоны. Виды микрофонов. Соединительные шнуры.
 Установка аппаратуры. Настройка. Правильный демонтаж оборудования после озвучивания под обязательным присмотром педагога.
 Работа с паяльником. Пайка разъёмов и штекеров.
 Работа с микрофонами во время проведения мероприятий.
 Возможные дефекты звучания во время озвучивания мероприятий и их возможные
устранения. Частичная практическая работа по озвучиванию мероприятий под присмотром педагога
 Написание короткой мелодии в одной из программ.
Тема 7. Ударные и перкуссия (18ч.)
Теория.
 Правила правильной эксплуатации ударных инструментов и перкуссии. Знакомство
с ударными инструментами. Исторические корни. История происхождения инструментов. Основные принципы звукоизвлечения на разных барабанах.
8

 Примеры сольных партий, выдающиеся исполнители на инструментах.
 Понятия - ритм, ритмический рисунок. Местонахождение ноты в ритмическом рисунке. Система нотации для чтения нотного текста Основные части Правила ухода
и хранения инструмента.
 Настройка барабанов.
 Простейшие ритмы на джембе. История происхождения. Правила постановки рук и
ног при игре на барабанах. Способы звукоизвлечения, поиск новых интересных звуков. Значимость выполнения разминки рук и различных ритмических упражнений
перед игрой на инструменте.
 Простейшие ритмы на бонго. История происхождения. Постановка рук и ног. Освоение способов звукоизвлечения, поиск новых, интересных звуков при игре на бонго.
Примеры звучания в современных композициях и песнях.
 Правила игры на маракасах. Историческая справка. Градация силы звука и прикладываемых к этому усилий в зависимости от положения маракаса. Варианты изготовления маракаса своими руками.
Практика.
 Отработка правильной посадки и положение инструментов при игре.
 Упражнения на выстукивание ритмического рисунка с использованием рук как инструмента звукоизвлечения (ладони, костяшки пальцев).
 Самостоятельная настройка инструментов.
 Выполнение упражнений на джембе. Отработка ударов «Слэп», «Тон» и «Бас» на
барабанах. Освоение простых ритмов, а также ряда упражнений, способствующих
эффективному развитию скорости, силы и точности ударов. Ведение собственной
ритмической линии в ансамбле барабанщиков.
 Выполнение упражнений на бонго. Отработка навыков правильного положения рук
на инструменте. Освоение кубинских и африканских ритмов, а также ряда упражнений, способствующих эффективному развитию скорости, силы и точности ударов.
Ведение собственной ритмической линии вместе с другими видами перкуссии. Самостоятельный подбор ритмического рисунка к песням.
 Отработка способов звукоизвлечения и техники, освоение основных ритмов. Игра
под метроном, аккомпанирование современным композициям и песням. Придание
различных оттенков в музыке для конкретной ситуации с помощью различных техник игры на маракасе. Отработка навыка определять градацию силы звука и необходимых усилий.
Тема 8. Технологическая деятельность (26ч.)
Теория.
 Выразительные возможности группы инструментов. Терминология. Знакомство с
аккордами.
 Базовые компоненты нотной грамоты. Нотоносец. Скрипичный и басовый ключи.
Обозначение нот. Мажорная и минорная гаммы. Тональности до одного знака при
ключе. Название октав.
 Чтение с листа. Подготовительные упражнения по чтению нот с листа. Выбор тональности, репертуара. Диапазон. Правила выбора тональности

9

 Привила исполнения отдельных партий под фонограмму. Выбор музыкального произведения.
Практика.
 Выполнение упражнений. Гитара - соло. Гитара- ритм. Гитара- бас. Ударная установка. Применение других музыкальных инструментов. Настройка. Отработка приемов и навыков игры.
 Выполнение упражнений. Отработка навыков на длительность, паузы, тактовый размер, затакт, динамику, штрихи, аппликатуру.
 Выполнение простейших партий в ансамбле с педагогом. Практическая работа по
дальнейшему освоению инструментов.
 Рабочая тональность для каждого из солистов. Возможный диапазон рабочих тональностей индивидуально для каждого солиста. Правила выбора и возможности
выбора репертуара, с учетом громкости голоса и диапазона, диатонических данных
солиста.
Раздел 9. Вокально-ансамблевая деятельность (22ч.)
Теория.
 Повторение и закрепление вокально-ансамблевых навыков (одновременное и цепное дыхание, единообразная манера округления и вокализации гласных, единая подтекстовка, фразировка, строй, ансамбль).
Практика.
 Расширение певческого диапазона.
 Работа над качеством звука.
 Чистое интонирование унисона.
 Пение двухголосных упражнений и попевок.
 Пение цепочек аккордов закрытым ртом и на слоги.
 Работа над эпизодическим трехголосием.
 Разучивание репертуара вокально-инструментального ансамбля.
 Пение под собственный аккомпанемент.
 Соединение пения с исполнением своей партии на музыкальном инструменте.
Тема 10. Репетиционная деятельность (22ч.)
Теория.
 Сведения об актерском мастерстве.
 Правила поведения во время выступления.
 Способы исключения зажатий и дискомфорта во всём теле при выступлении на
сцене.
 Повторение и закрепление умений и навыков ансамблевой игры.
 Функция и роль каждого инструмента в ансамбле.
 Строй и звуковой баланс в ансамбле.
 Виды импровизаций. Сценические образ и этикет
Практика.
 Работа над объединением хорошей техники исполнения, а также артистизма и мимики во время игры.
 Разучивание песен и пьес концертного репертуара.
10

 Соединение собственного пения с аккомпанементом.
 Звуковой баланс между пением и сопровождением, между соло-эпизодами и пением.
 Подчинение индивидуального исполнения обще ансамблевому, направленному на
раскрытие художественного образа песни или пьесы.
 Работа над импровизациями.
 Сочинение небольших мотивов и дальнейшее их развитие.
 Коллективная и индивидуальная репетиционная работа
Тема 11. Итоговое занятие (4ч.)
Практика.
 Проведение отчетного концерта. Исполнение композиций/аккомпанемента под известные песни в ансамбле. Обсуждение и анализ проделанной работы. Подведение
итогов года.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
 знание особенностей освоения музыкальных партий;
 знание особенностей разбора музыкальных произведений;
 знание разнообразных выразительных средства исполнения;
 знание особенностей игры на электромузыкальных инструментах;
 умение самостоятельно работать с нотным материалом;
 умение исполнять инструментальные партии в музыкальном произведении;
 умение самостоятельно использовать электронные звуковые эффекты;
 умение сводить музыкальные партии;
 овладение техническими приемами игры на струнных и ударных инструментах;
 овладение навыками импровизации;
 овладение навыками работы с музыкальной инструментальной, электро-усилительной аппаратурой.
Метапредметные результаты:
 овладение навыками оценивания своего исполнения и своих товарищей;
 проявление позитивной оценки собственных возможностей в музыке;
 проявление способностей решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных произведений;
 проявление умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов.
Личностные результаты:
 наличие бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
 проявления уважительного отношения к иному мнению;
 наличие настойчивости, выдержки, целеустремленности, самоконтроля.

11

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Продолжительность
учебного года

Продолжительность учебного
периода

Начало уч. года:
01.09.2024г.

1 полуг.

Конец уч. года:
31.05.2025г.

полуг.

Всего кол-во уч. часов - 144
Срок освоения программы

Сроки каникул

Праздничные
дни
04 ноября
с 01.09.2024г.- 16
Зимние:
31 декабря
по 31.12.2024г. недель
23 февраля
08 марта
с 09.01.2025г.- 20
Летние:
01-03 мая
по 31.05.2025г. недель
09 мая
Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа
9 месяцев – 36 учебных недель

Условия реализации программы
Организация образовательного процесса предполагает создание для обучающихся такой
среды, в которой они приобретут практические певческие умения и почувствуют радость от занятия творчеством. Учитывая психофизические особенности обучающихся, применяется комплекс организационных условий, отвечающих принципам
развивающей педагогики
Методическое обеспечение программы
Основная форма проведения занятия – это очное учебное занятие. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять, развивать полученные умения и навыки. Общие педагогические приемы и методы организации
учебно-воспитательного процесса.
Методы и приемы организации занятий
Методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 наглядный: наглядно-слуховой (музыкальное исполнение, слушание музыки);
наглядно-зрительный (иллюстрация, демонстрация);
 практический (метод формирования умений и навыков, метод применения знаний,
метод творческой деятельности);
 видео-метод (просмотр).
Методы воспитания:
 методы прямого педагогического влияния (предполагают немедленную или отстроченную реакцию ученика и его соответствующего действия, направленное на самовоспитание);
 методы косвенного педагогического влияния (предполагают создание такой ситуации в творческой деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая
установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с педагогом и студийцами).
Методы формирования сознания:
 показ;
 инструктаж;
 разъяснение.
12

Методы формирования деятельности и поведения:
 самостоятельная работа;
 метод положительного примера.
Методы стимулирования познания и деятельности:
 поощрение;
 контроль;
 самоконтроль;
 оценка;
 самооценка.
Методы закрепления изученного материала:
 упражнение;
 участие в концерте;
 участие в конкурсе.
Методы поощрения:
 вручение подарка;
 одобрение словом;
 благодарность.
Форма организации занятий: групповая, индивидуальная, интегрированная.
Алгоритм учебного занятия
Основные этапы занятия:
 Вводная часть (организационная часть: приветствие; проверка присутствия обучающихся; объявление темы, задач и плана занятия).
 Основная часть (основное содержание занятия зависит от типа занятия (комбинированное, усвоение новых знаний, закрепление изучаемого материала, повторение, систематизация и обобщение нового материала, проверка и оценка знаний и т.д.) Практическая деятельно - постановка и развитие техник игры на электрогитаре, разбор
упражнений, произведений и т.д.
 Заключительная часть (подведение итогов учебного занятия - позитивная оценка деятельности обучающихся).
Содержание программы составлено с учетом следующих принципов:
 принцип развивающего обучения (формирование зоны ближайшего развития);
 принцип единства диагностики развития;
 деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую
творческое и личностное развитие обучающегося.
Педагогические и образовательные технологии:

Технология личностно-ориентированного и дифференцированного обучения (авт. И.С.
Якиманская) позволяет выбрать формы, средства и методы, способствующие максимальному развитию индивидуальных познавательных способностей детей. Технология позволяет создать условия для адаптации ребенка в коллективе и обучения с учетом личностных возможностей в ситуации успеха.

Игровые технологии (авт. П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин) позволяют активизировать творческую и познавательную деятельность обучающихся, расширить их кругозор, воспитать самостоятельность и коммуникативность.

13

Дидактические и творческие игры используются для организации учебного процесса
и коллективных творческих дел.

Технология коллективной творческой деятельности (авт. И.П. Волков; И.П. Иванов)
позволяет научить детей способам планирования, подготовки, осуществления и проведения коллективного творческого дела; сформировать навыки совместной творческой деятельности.

Информационно-коммуникативная технология (авт. Г.Р. Громов, Б. Хантер) позволяет применять на практике звуковые, текстовые, фото- и видео-редакторы, активно
использовать интернет-ресурсы; сокращается время на демонстрацию наглядных пособий, оптимизируется процесс подведения итогов и контроля знаний обучающихся.
Мультимедийные устройства, презентации, видеоматериалы используются для технического оформления мероприятий и подведения итогов.
Материально- техническое обеспечение
 Оборудование: специально оборудованная учебная аудитория, имеющая звукоизоляцию и оснащенная звуковоспроизводящей аппаратурой, усилителями, столы и
стулья, стеллажи для хранения.
 Технические средства обучения: электромузыкальные инструменты - ударная установка, клавишный акустический синтезатор, бас-гитара, электро и акустическая гитара, набор инструментов перкуссии; микрофоны, аппаратура для озвучивания; аппаратура для проигрывания фонограмм; голосовая аппаратура; музыкальный центр.
 Дидактический и методический материалы: справочная литература, учебные пособия, схемы певческого аппарата, пособия по вокалу и начальной музыкальной грамоте, раздаточные материалы, ноты, схемы, упражнения, конспекты, журналы, пластинки, магнитофонные кассеты
 Информационное обеспечение: аудио-, видеоматериалы концертных выступлений,
видео репертуарного материала, интернет-источники в открытом доступе.
Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
первой категории со специальным профессиональным образованием и стажем работы с обучающимися школьного возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система оценки достижения планируемых результатов
Используются следующие виды контроля: входящий, итоговый, промежуточный,
итоговый. Основной вид контроля - педагогическое наблюдение. Подведение итогов
проводится на отрытых занятиях по окончании тематических разделов (декабрь,
май), в конкурсах и на концертах.
Входящий контроль:
 Диагностика степени интересов и выявление подготовленности детей к занятиям.
 Выявление природных физических данных каждого ребенка.
 Выявление уровня развития общей культуры ребенка.
Текущий контроль:
 Педагогическое наблюдение.
Промежуточный контроль:
 Выявление уровня исполнения песенного репертуара.
14

 Определение степени развития личностных качеств, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка.
Итоговый контроль:
 Концертная деятельность.
 Тематические мероприятия.
 Конкурсы.
 Выступление на сцене.
Критерии замера прогнозируемых результатов:
 проведение итоговых занятий, анализ проделанной работы;
 педагогическое наблюдение;
 концертная деятельность.
Критерии оценивания результатов:
 умение работать самостоятельно и в группе;
 творческий рост и личные достижения;
 уровень воспитанности и культуры общения;
 участие в конкурсах.
Принципы педагогического оценивания обучающихся:
 положительное отношение ребенку и к его усилиям в обучении;
 конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок обучающимся;
 показатели музыкального развития по трехуровневой системе.
Система оценки работы обучающихся
 На высоком уровне оценивается работа обучающегося, владеющего основами исполнительского мастерства полностью освоившего учебную программу, имеющего
сформированный голосовой аппарат, владеющего основами звуко извлечения, чисто
интонирующего, передающего эмоциональное настроение текущего музыкального
произведения, раскованно чувствующего себя на сцене.
 На среднем уровне оценивается работа обучающегося, не справившегося с поставленной задачей по какому-то из вышеперечисленных критериев.
 На низком уровне оценивается работа обучающегося слабо реализующего поставленные задачи в процессе обучения, слабо владеющего певческими навыками, с приблизительной интонацией в звуке, не передающего эмоциональное настроение исполняемого произведения.
Способы определения результативности
Оценка усвоения программы может осуществляться в процессе наблюдения, прослушиваний, тестирования, бесед, а также через использование методов рефлексии.

15

Список литературы
Список нормативно-правовых документов:
1.
2.

3.

4.

5.
6.

Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №
09-3242;
Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».

Литература для педагогов:
1. Вещицкий, П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. «Советский композитор» М.: 1989. - 112 с.
2. Иванов-Крамской, А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ростов-на Дону.
«Феникс», 2010. - 127 с.
3. Манилов, В. Учись аплодировать на гитаре. Киев: ComCoh Press, 2008 г. - 320 с.
4. Пухоль, С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: «Советский композитор»,
1989.
5. Сагрерас, Д. Школа игры на гитаре. М.: «Торопов», 2001. - 32 с.
6. Сенюрин, Е. Ритм-гитара и лучшие ритмы планеты. «Композитор». СПб: 2002.
7. Шумидуб, В. Школа-самоучитель части 1,2. М.: Шумидуб, 2006.
Литература для родителей и обучающихся:
1.
2.
3.
4.

Баработкина, А. Сольфеджио. М.: Музыка, 2006.
Гайман, А. Ф. Донотный период обучения гитаристов. М. Престо: 2003.
Калинина, Г. Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. М.: Калинина, 2012.
Соколова, Л. В. Чтение нот. Композитор. С.-П.: 2006.

Интернет-ресурсы:
1. https://урок.рф/library/soobshenie_iz_opita_raboti_logoritmika_kak_sredstv_223239.html
2. https://multiurok.ru/files/diagnosticheskii-instrumentarii-issledovaniia-zvuk.html
3. http://doshkolnik.ru/logopedia/25397-logoritmika-kak-sredstvo-korrekcii-rechidoshkolnikov.html
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/08/13/anketa-dlya-roditeley-po-temevospitanie-zvukovoy-kultury-rechi-u

16

Приложение
Итоговая аттестация обучающихся по программе «Ансамбль «Квинта»»
Вопросы по теоретической части:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Перечислите 4 основных свойства звука? (Высота, длительность, громкость, тембр)
Перечислите название открытых струн от тонкой в стандартном строе гитары? (Ми,
си, соль, ре, ля, ми)
Назовите 8 основных ступеней интервалов? (Прима, секунда, терция, кварта, квинта,
секста, септима, октава)
Назовите 5 знаков альтерации? (Диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар)
На какие два вида делятся знаки альтерации? (Ключевые и случайные)
Назовите октавы звукоряда музыкальной системы? (Субконтр-октава, контр-октава,
большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая
октава, пятая октава)
На какие 2 группы по благозвучности делят интервалы? (Консонансы и диссонансы)
Что такое такт? (Отрезок музыкального произведения, а также соответствующая ему
часть нотной записи)
Что такое тактовый размер? (Это количество и длительность метрических долей в
такое)
Назовите два основных ключа в музыке? (Скрипичный и басовый)
Перечислите знаки, увеличивающие длительность нот? (Точка, лига, фермата)
Назовите два основных лада в музыке? (Минорный и мажорный лады)
Что такое тональность? (Это высотное положение лада)
Что такое трезвучие? (Это аккорд из трёх звуков)
Перечислите 4 основных вида трезвучий? (Минорное, мажорное, увеличенное,
уменьшенное)
Что такое тоническое трезвучие? (Трезвучие, построенное от первой ступени лада)
Что такое пентатоника? (Китайский лад из пяти нот в пределах одной октавы)
Что такое гармонический оборот? (Связанная последовательность из нескольких аккордов).
Что такое септаккорд? (Аккорд из четырех звуков, которые могут быть расположены
по терциям)
Что такое импровизация в музыке? (Процесс сочинения во время исполнения)

17

Диагностика обучающихся по программе «Ансамбль «Квинта»»
ДООП _______________________________ № группы______ Дата «____» _______ 202___г.
№

Фамилия, имя обучающегося

Знания и умения
ТеоретичеПрактические
ские
н/г
к/г
н/г
к/г

Виды деятельности
ИсполниКонцертная
тельская
н/г
к/г
н/г
к/г

Итоговый
результат
н/г

к/г

«н/г» - начало учебного года, «к/г» - конец учебного года
Диагностика способностей обучающихся, по трехуровневой системе.
Уровни: низкий, средний, высокий.
Разделение обучающихся по возрастным группам и группам успеваемости
1 группа – с низким уровнем способностей,
2 группа – с высоким уровнем способностей.
Входная диагностика проводится в начале учебного года (сентябрь) в виде беседы, устного опроса, прослушивания.
Текущий контроль проводится в середине учебного полугодия (декабрь месяц).
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года (май) в виде открытого урока,
концерта, конкурсного выступления.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».