Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100 Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Конструкторское бюро» Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Кодочигова Елена Алексеевна, методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Направленность программы - техническая. Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Актуальность программы. Сегодня актуальность технологии конструирования очень значима, так как является средством для интеллектуального развития дошкольников. Конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, и, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников. Это одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. В современном мире возникла необходимость воспитания гармоничной творческой личности. Глобализация образования, внедрение инноваций, сегодня направлены на повышение качества воспитания. Но возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества на сегодняшний день используются недостаточно. Все дети любят что-то конструировать – ведь это очень увлекательный процесс, который развивает фантазию, ловкость и целеустремленность. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Занятие техническим конструированием развивает память, внимание, учит ребенка думать и анализировать, сравнивать, сочинять воображать экспериментировать и творить. Кроме этого, конструирование (робототехника) позволяют заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, заложить фундамент профессиональной ориентации по пропаганде профессий инженернотехнической направленности, остро востребованных сегодня. 2 Новизна программы. Для реализации целей и задач программы используются разные виды детских конструкторов. Детские конструкторы можно назвать лидером по набору развиваемых качеств и разнообразию материалов. Они улучшают сенсомоторику, совершенствуют логику, комбинаторику и пространственное мышление, обогащают фантазию, учат работать руками и обращаться с инструментами. В содержании программы «Конструкторское бюро» используются три вида конструкторов: 1. Конструктор ТИКО Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения не имеет аналогов в России, экологичен, безопасен и, безусловно, полезен для формирования пространственного мышления детей, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый набор ТИКО составлен из ярких геометрических пластмассовых фигур, которые соединяются в объемные конструкции при помощи вращающихся шарнирных креплений. Ребенок может сотворить все что угодно, начиная от простейшей дорожки или забора, и заканчивая огромной снежинкой или сказочной крепостью. 2. Конструктор «Брикмастер» «Брикмастер» — это уникальный экологичный конструктор для детей, состоящий из настоящих кирпичиков. Занятия с конструктором позволят детям погрузиться в увлекательный процесс конструирования и строительства, собирая различные постройки с помощью уменьшенных керамических кирпичиков, строительной смеси, мастерка и подробной инструкции. Конструктор способствует развитию мелкой моторики, воображения, игровой деятельности, формированию сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей, а также учит конструировать по схеме и составлять собственные проекты. 3. Конструктор «Rubbe Bubber» «Волшебные палочки» - гибкий конструктор, выполненный из EVA — современного, лёгкого и экологически чистого материала, разовьёт у ребёнка творческие способности, воображение, мелкую моторику рук, научит логически мыслить и проявлять смекалку. Построить собственный город с домами и парками, жителями и животными не составит труда. Гнущиеся детали конструктора легко соединяются между собой специальными крепежами, что создаёт неограниченный простор для творчества. Каждый раз с Rubber Bubber можно собирать разные необычные предметы. Сегодня это может быть необычное дерево, а завтра оно превратится в сказочный цветок. Самые смелые задумки детей будут воплощены. Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является то, что почти каждый раздел программы является небольшим творческим проектом, который начинается с изучения истории нового вида конструктора, возникновения того или иного объекта и заканчивается творческим продуктом. Осваивая программу, дети приобретают трудовые навыки и накапливают опыт изготовления моделей разной сложности. Обучение состоит в овладении конкретными навыками, изготовления конкретных предметов и конструирования воображаемых образов. Разнообразие видов техник и материалов, используемых на занятиях, способствует расширению детского кругозора, развитию креативности, любознательности и эстетического вкуса. Развитие творческих способностей помогает найти свою 3 индивидуальность, что положительно влияет на развитие коммуникативных навыков и гармоничное восприятие мира. Учитывая возраст детей, реализация программы строится на сочетании игровых технологий и конструкторской деятельности. Игровые приемы - загадки, считалки, тематические вопросы также помогают при творческой работе с дошкольниками. Играя, дети получают новые знания, проявляют свои положительные качества, учатся нестандартно мыслить. Благодаря игре, процесс обучения приносит радость, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи, сплачивает детский коллектив. Дополнительно на занятиях детям предлагается просмотр видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач дети расширяли кругозор и использовали личный опыт. Адресат программы. Программа рассчитана на детей 5-6 лет. Учитывая возраст детей, реализация программы строится на сочетании игровых технологий и конструкторской деятельности. Возрастные особенности обучающихся. Дети шестого года жизни имеют наиболее развитые навыки и умения в обращении с различными видами конструкторов. Дошкольники скоординированы, уже овладели мелкой моторикой и способны манипулировать мелкими предметами, поэтому им полезно давать мелкие детали для занятий, способствующих дальнейшему развитию навыков и умений. В этом возрасте дети начинают детально анализировать собственные наблюдения; способны, рассуждать логически и устанавливать связи между объектами, что помогает им учиться их классифицировать. Дети шестого года жизни уже в состоянии планировать свою деятельность на определённый срок и ставить перед собой конкретные цели. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа. В соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для дошкольников составляет 30 минут. Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на один год обучения, необходимых для освоения программы – 72ч. Срок освоения - 1 год обучения, продолжительность образовательного процесса: 36 учебных недель 9 учебных месяцев. Форма обучения. Групповые занятия, состоящие из теоретической и практической частей. Обучение очное и предусматривает индивидуальный, дифференцированный подход к каждому обучающемуся. Количество детей в учебной группе не менее 10-ти и не более 12-ти человек. Формирование подгрупп по желанию детей с согласия их родителей. Занятия проводятся в форме в совместной партнерской работы, в группе создается обстановка мастерской. В процессе работы дети свободно передвигаются по группе, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу. Виды занятий. Традиционные учебные занятия. Практические занятия. Комбинированные занятия. Контрольное итоговое занятия (открытое). Формы подведения результатов. Текущий контроль - основной вид педагогического контроля. Промежуточный контроль проводится с целью выявления уровня усвоения тематического материала (выявляется путем проведения самостоятельных работ). Итоговый контроль проводится по результатам освоения 4 программы (выявляется путем проведения конструкторской деятельности, творческих работ, игровых конкурсных программ). Цель программы - формирование интереса к техническому творчеству и развитие творческих способностей дошкольников средствами технического конструирования. Задачи программы: Обучающие: ⎯ знакомство с различными видами развивающих конструкторов; ⎯ формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу. Развивающие: ⎯ развитие мотивационной сферы – интереса к моделированию и конструированию; ⎯ развитие моторики рук, пространственного воображения и логического мышления; ⎯ формирование устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности. Воспитательные: ⎯ проявление и реализация коллективного и индивидуального творчества; ⎯ приобретение социального опыта в результате сотрудничества в конструкторской деятельности. Обучение основывается на следующих принципах: ⎯ Личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребёнка). ⎯ Принцип сотрудничества и сотворчества. ⎯ Принцип доступности. ⎯ Принципы систематичности, последовательности, повторяемости, наглядности, постепенности (от простого - к сложному). Принципы построения программы: ⎯ постепенность в развитии природных способностей детей; ⎯ строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами; ⎯ систематичность и регулярность занятий; ⎯ целенаправленность учебного процесса. 5 Учебный (тематический) план № п/п 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3 3.1 3.2 4. 4.1 4.2 5 5.1 5.2 Кол-во часов Название раздела, темы Вводное занятие. Мир конструкторов Конструктор ТИКО Я и ТИКО - конструктор ТИКО - многоугольники ТИКО - пространственное ориентирование, дорожки Тематическое конструирование фантазия в пространственных формах ТИКО – призма. ТИКО – куб. ТИКО – пирамида ТИКО - объемные геометрические фигуры, многогранники ТИКО - узоры и орнаменты Тематическое конструирование – «Город будущего» ТИКО – сказка «Машенька и медведь» Конструктор «Брикмастер» Простейшие изделия из конструктора Тематическое конструирование фантазия в архитектуре Конструктор RubberBubber «Волшебные палочки» Простейшие изделия из конструктора Моделирование – предметная фантазия Тематические программы Конструирование из всех видов конструкторов Всего Формы аттестации/ Теория Практика контроля Входная диагностика 1 1 - 54 1 10 12 1 2 42 10 2 8 10 2 8 6 2 4 6 2 4 5 1 4 5 - 5 1 - 1 7 1 6 3 1 2 Контрольные упражнения 4 - 4 Выставка работ 6 1 5 4 1 3 Педагогическое наблюдение 2 - 2 Выставка работ 4 - 4 2 - 2 Турнир - викторина Мир будущего конструктора 2 - 2 Фотовыставка. Итоговое занятие Итого: 72 15 57 8 Педагогическое наблюдение Устный опрос Мульт-викторина Контрольные игрыупражнения Мульт-викторина 6 Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Вводное занятие. Мир конструкторов Теория: Введение в тему. Требования конструкторов». к занятиям. Презентация «Мир Раздел 2. Конструктор ТИКО Тема 2.1. Я и ТИКО - конструктор Теория: Разные детали – форма, цвет, число. Тема 2.2. ТИКО - многоугольники Теория: Сказка-экспромт «Город Геометрика!». Понятия: «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник», «вверх», «вниз», «в центре», «сбоку». «справа», «слева», «многоугольник», «четырехугольник», «пятиугольник», «шестиугольник». Практика: Крепление между собой ТИКО-деталей. Конструирование домиков. Тема 2.3. ТИКО - пространственное ориентирование, дорожки Теория: Сказка-экспромт. Понятия «направо вверх», «налево вверх», «направо вниз», «налево вниз», «по диагонали», «около», «выше», «ниже», «между». Комбинирование четырех фигур. Вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием четырех фигур. Практика: Соединение ТИКО-квадратов в условной последовательности. Конструирование по схеме «Сова». Тема 2.4. Тематическое конструирование - фантазия в пространственных формах Теория: Сказка-экспромт. Понятие «Море». Практика: ТИКО-предметы на морскую тематику – «рыбка», «водоросли», «морская звезда» и т.д. Тема 2.5. ТИКО-призма, ТИКО-куб, ТИКО-пирамида Теория: Сказка-экспромт. Понятия - куб, призма, пирамида. Практика: Конструирование куба, призмы, пирамиды. Замки и крепости. Тема 2.6. ТИКО- объемные геометрические фигуры, многогранники Теория: Сказка-экспромт. Понятия – пирамида, грани, ребра, вершины. Практика: Конструирование египетских пирамид. Тема 2.7. ТИКО - узоры и орнаменты Практика: Сказка-экспромт. Понятия - узор и орнамент. Практика: Конструирование предметов посуды. Тема 2.8. Тематическое конструирование - «Город будущего» Теория: Сказка-экспромт «Город будущего». Здания города будущего. Практика: Конструирование домов и зданий будущего города. Тема 2.9. ТИКО-квест Практика: Контрольные задания. Игровой квест. Раздел 3. Конструктор «Брикмастер» Тема 3.1. Знакомство с конструктором Теория: Сказка экспромт. Понятие архитектура. Виды построек. Правила работы. Крепление деталей. Виды изделий. Практика: Приемы крепления деталей конструктора. Простейшие изделия из конструктора. Работа по образцу Тема 3.2. Тематическое конструирование – фантазия в архитектуре 7 Практика: Моделирование фигур по инструкции и образцу. Раздел 4. Конструктор RubberBubber «Волшебные палочки» Тема 4.1. Простейшие изделия из конструктора Теория: Сказка экспромт «Волшебные палочки». Виды изделий из конструктора. Практика: Приемы крепления деталей конструктора. Моделирование по инструкции. Тема 4.2. Моделирование – предметная фантазия Теория: Сказка экспромт «Мир предметов». Практика: Плоскостные и объемные изделия-фигуры. Раздел 5. Тематические программы Тема 5.1. Конструирование из всех видов конструкторов Практика: Турнир по тематическому конструированию -подводный мир, мир цветов и растений, техника, замок или башня. Тема 5.2. «Я в мире конструктора» Практика: Подведение итогов. Праздничная программа. Диагностика. Планируемые результаты Предметные результаты: ⎯ сформированность первоначальных представлений о роли конструирования в жизни и духовно-нравственном развитии человека; ⎯ ознакомление с выразительными средствами различных видов конструирования и освоение некоторых из них; ⎯ ознакомление с терминологией и классификацией конструирования; ⎯ ознакомление обучающихся с разными видами конструкторов. Метапредметные результаты: ⎯ выстраивание своей деятельности согласно условиям (конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему); ⎯ сравнение и группировка предметов и их образов; ⎯ подбор деталей необходимых для работы; ⎯ классификация деталей по различным признакам; ⎯ работа по предложенным инструкциям; ⎯ определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога; ⎯ умение рассказывать о постройке; ⎯ умение дать оценку своей работе и работе сверстника; ⎯ соблюдение правил безопасности при работе с конструктором; ⎯ выполнение работы в заданное время. Личностные результаты: ⎯ сформированность ценностных ориентиров в области конструирования; ⎯ уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей; ⎯ самостоятельность в поиске решения различных задач конструирования; ⎯ сформированность духовных и эстетических потребностей; ⎯ овладение различными приёмами и техниками конструирования; ⎯ готовность к отстаиванию своего эстетического идеала; ⎯ наличие навыков самостоятельной и групповой работы. 8 Комплекс организационно-педагогических условий Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Год обучения 1 1 ОП полугодие 01.0916 31.12 нед. Зимние праздники 01.01 08.01 2 ОП полугодие 09.0120 31.05 нед. Летние каникулы 01.0631.08 Всего в год 36 нед. Учитывая возраст детей, реализация программы строится на сочетании игровых технологий и конструкторской деятельности. Игровые приемы - загадки, считалки, тематические вопросы также помогают при творческой работе с дошкольниками. Играя, дети получают новые знания, проявляют свои положительные качества, учатся нестандартно мыслить. Благодаря игре, процесс обучения приносит радость, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи, сплачивает детский коллектив. Дополнительно на занятиях детям предлагается просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана. Конструирование выполняется обучающимися в форме заданий, упражнений, мини проектов и, может быть, индивидуальной, парной и групповой. Кроме этого, на занятиях рассказываются сказки экспромты, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования. Работая над моделями, дети не только пользуются знаниями личного опыта, но и углубляют их. Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы: Методы обучения на занятиях ⎯Наглядный - рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. ⎯Информационно-рецептивный - обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). ⎯Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу); ⎯Практический - использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. ⎯Словесный - краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. ⎯Проблемный - постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. ⎯Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. ⎯Частично-поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога. ⎯Проектный - проведение тематических мини проектов. 9 Формы организации образовательного процесса 1. Фронтальная форма: ⎯ просмотр тематических фильмов и мультимедиа презентаций; ⎯ предоставление возможности выражать своё отношение к увиденному на экране. 2. Групповая форма: ⎯ выполнение творческого задания, помогающего совершенствовать навыки конструирования; ⎯ работа над созданием тематической постройки из конструктора; ⎯ тематические ролевые игры с поделками из конструктора; ⎯ выполнение практических заданий по конструированию. Формы организации образовательного процесса: ⎯ практическое занятие, ⎯ беседа, ⎯ выставка, ⎯ игра, ⎯ упражнение, ⎯ турнир, ⎯ телевикторина, ⎯ презентация. Педагогические технологии: ⎯ технология группового обучения; ⎯ технология модульного обучения; ⎯ технология развивающего обучения; ⎯ технология мини проектной деятельности; ⎯ технология игровой деятельности; ⎯ коммуникативная технология обучения; ⎯ технология коллективной творческой деятельности. Работа с родителями: Приобщение детей к конструктивной взаимодействие с семьей ребенка. Формы и методы работы с родителями: деятельности предполагает тесное ⎯ Информационные письма. ⎯ Консультации (индивидуальные, групповые). ⎯ Привлечение родителей к проектной и продуктивной деятельности. ⎯ Привлечение к организации выставок детского творчества. Материально-техническое обеспечение Для проведения занятий используются наборы трех видов конструкторов: три вида конструкторов: ⎯ Конструктор ТИКО ⎯ Конструктор «Брикмастер» 10 ⎯ Конструктор «Rubbe Bubber» Для более эффективной организации рабочего места обучающегося, применяются индивидуальные доски для моделирования с ограниченным периметром, сортировочные контейнеры для деталей, технологические карты, компьютер, интерактивная доска и проектор. На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу, а также дополнительные: ⎯ Конструирование по образцу — когда детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это важнейший этап обучения, где можно решать задачи, обеспечивающие переходы детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. ⎯ При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). ⎯ Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности ребенка. Методическое обеспечение и информационное обеспечение Для реализации программы используются следующие методические материалы: ⎯ ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий; ⎯ схемы изготовления изделий и пошагового конструирования; ⎯ таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов; ⎯ иллюстрации, сказки, стихи, загадки по темам занятий; ⎯ тематические мультимедийные презентации. Педагогические кадры Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми дошкольного возраста. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Отслеживание результатов образовательной деятельности подводятся два раза в год: в середине (ноябрь, декабрь) после того, как дети включатся в рабочий процесс, и конце года (апрель, май). На основном этапе (текущий мониторинг) обучения одной из задач мониторинга заключается в отслеживании изменений по конкретным техническим навыкам и умениям: навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету); умение конструировать по образцу; умение конструировать по пошаговой схеме; умение конструировать по заданию. Виды контроля: ⎯ Входной - проводится с целью определения уровня развития детей. ⎯ Текущий - для определения степени усвоения обучающимися учебного материала. 11 ⎯ Промежуточный - для определения результатов обучения. ⎯ Итоговый – для определения изменения уровня развития детей, развития их творческих способностей. Основные формы контроля — это общение и наблюдение в процессе работы над тематическими заданиями. В диагностике также используются такие методы контроля как практические контрольные задания, устный опрос, педагогическое наблюдение, телевикторина, выставки работ, открытые занятия. Способы отслеживания результатов обучения Основные форма подведения итогов — это карты оценки результатов освоения программы, выставки, открытые уроки, мультимедийные презентации, фотоотчеты. 12 Список литературы Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагога: 1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 352 с. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2006. - 182 с. 3. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2008, № 4. С. 2526. 4. Дьяченко О.М. Творчество детей в работе с различными материалами. М.: Педобщество России. 2007. - 399 с. 5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 2006. - 387 с. 6. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 2006. 287 с. 7. Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 2001. - 299 с. 8. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре. // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 2001. 351 с. 9. Парамонова Л., Урадовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание 2005 - № 7 - С.46-49 10. Тарловская Н.Ф., Л.А. Топоркова. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. М. Просвещение, 2004. - 215 с. 13 Литература для родителей и обучающихся: 1. Белошистая, А.В. Играем и конструируем. Книга для родителей и детей. / А.В Белошистая. - М.: Дрофа, 2008. - 100с. 2. Ганошенко, М.Н. Приобщение детей к художественно-творческой деятельности / М.Н. Ганошенко. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 64с. 3. Дмитриева, В.А. Академия раннего развития / В.А. Дмитриева. - М.: АСТ, Сова, 2006. - 72с. 4. Лыкова, И.А. Летняя мастерская / И.А. Лыкова // Дошкольное воспитание. - 2006. №7. - С. 20-22. 5. Парамонова, Л.В. Творческое художественное конструирование / Л.В. Парамонова // Дошкольное воспитание. - 2005. -№2. - С.15-20. 6. Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности / Н.В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с. Интернет-ресурсы: 1. 2. 3. 4. 5. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ http://2berega.spb.ru/user/irkra/folder/94382/ www.tico-rantis.ru/games_and_activities/ https://infourok.ru http://ideas4parents.ru/rub_mamina_shkola/matematika/mnozhestva/kombinatorika-dlyadetey.html 14 Приложение №1 Мониторинг образовательных результатов обучающихся по программе «Конструкторское бюро» Диагностика уровня развития умений и навыков Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету): ⎯ Высокий (++): может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали. ⎯ Достаточный (+): может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь. ⎯ Средний (+-): может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности. ⎯ Низкий (-): не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь ⎯ Нулевой (0): полное отсутствие навыка. Умение проектировать по образцу: ⎯ Высокий (++): может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу. ⎯ Достаточный (+): может, самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу. ⎯ Средний (+-): может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. ⎯ Низкий (-): не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога. ⎯ Нулевой (0): полное отсутствие умения. Умение конструировать по пошаговой схеме: ⎯ Высокий (++): может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме. ⎯ Достаточный (+): может самостоятельно, исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме. ⎯ Средний (+-): может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. ⎯ Низкий (-): не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога. ⎯ Нулевой (0): полное отсутствие. 15 Мониторинг образовательных результатов обучающихся по программе «Конструкторское бюро» Диагностическая карта «Технические навыки» (промежуточная и итоговая диагностика) № п/п Ф. И. О. ребенка Навык подбора необходимых деталей декабрь май Умение проектировать по образцу декабрь май Умение конструировать по пошаговой схеме декабрь май Умение конструировать по заданию декабрь май Уровень 1. 2. 3. 4. 5. 6. Критерии оценок: «- -»-низкий уровень; «+ -»-средний уровень; «+» средний уровень; «+ +»- высокий уровень. Умение конструировать по заданию. ⎯ Высокий (+ +): может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по заданию педагога. ⎯ Достаточный (+): может самостоятельно, исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по заданию педагога. ⎯ Средний (+ -): может конструировать по заданию педагога медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. ⎯ Низкий (- -): не может понять последовательность действий при проектировании, может выполнять задание только под контролем педагога. ⎯ Нулевой (0): полное отсутствие. Приложение №2 Контрольные игры-упражнения по программе «Конструкторское бюро» Раздел 2. «Конструктор ТИКО» 1. «Собери из ТИКО-деталей дом» Педагог сообщает, что детям за заданное время надо построить домики для Цыпленка, Утенка и Котенка. Дети строятся в колонну, напротив каждой команды на столе разложены ТИКО-детали маленького размера для сборки дома. Педагог показывает образец дома. По сигналу первый ребенок бежит к столу и соединяет две детали дома – возвращается обратно. Второй ребенок бежит к столу и присоединяет к дому ещё одну деталь и т. д. Выигрывает команда, которая быстро и правильно построит дом. 2. «Собери из ТИКО-деталей мебель» Педагог на те же столы выкладывает по коврику из деталей ТИКО и сообщает командам, что теперь им необходимо будет за заданное время построить мебель для дома – стол, стул, диван и шкаф. Образцы построек показываются в книге-ТИКО. Команды располагаются вокруг стола и по сигналу начинают работу. Победителем становится команда, выполнившая свою работу быстро и качественно. Педагог проверяет качество выполненной работы, и столы с поделками присоединяются к выставке «Город ТИКОмастеров!». 3. «Разложи ТИКО-детали по цвету» Двум командам дают большой контейнер с разноцветными фигурами и четыре пустых контейнера. Задание: как можно быстрее разложить ТИКО-детали по цветам – желтый, зеленый, синий, красный. 4. «Собери из ТИКО-деталей цветную дорожку» Каждая команда получает контейнер с фигурами. Необходимо найти все фигуры определенного цвета и собрать из них дорожку. Выигрывает тот, кто за заданное время сделает это быстрее. Педагог проверяет, не остались ли нужные детали в контейнере, и объявляет победителя. 5. «Собери из ТИКО-деталей как можно больше объёмных геометрических фигур» Команды располагаются за столами. Они получают по корзине из ТИКО-деталей и по контейнеру с плоскими фигурами. Корзины ставят на расстоянии от столов. Собрав фигуру, ребенок бежит к корзине и кладет её туда. За заданное время они должны собрать как можно больше объемных геометрических фигур и сложить их в корзину. Педагог считает фигуры в каждой корзине и объявляет победителя. 6. «Разложи ТИКО-детали по форме» Двум командам дают по контейнеру с разными фигурами и четыре маленьких пустых контейнера. Задание: как можно быстрее разложить ТИКО-детали по форме – квадрат, треугольник, прямоугольник, шестиугольник. 7. «Собери из ТИКО-фигур отгадку» Детям зачитывается загадка. Нужно отгадать загадку и собрать фигуру-отгадку из ТИКО. Побеждает команда, которая правильно отгадает загадку и быстро соберет фигурку. (Этот же конкурс может являться дополнительным для выявления победителя в случае, если на победу в игре будут претендовать две команды). 17 Приложение №3 Развивающий компонент по программе «Конструкторское бюро» Конструирование ТИКО-сказки «Машенька и Медведь» Цель: развитие связной речи, пространственного мышления и мелкой моторики. Оборудование: конструктор для объемного моделирования ТИКО и фигурки сказочных персонажей. Игровые фигуры: ёлочки, домики для бабушки с дедушкой и для Медведя, собачья будка, забор, лесная опушка, дорожка, мебель, коврик, печь, короб. Ход занятия: Дети вспоминают сказку, распределяют, кто какие декорации будет конструировать. Когда все готово, они садятся в кружок и инсценируют сказку (можно сделать, чтобы одни дети разыгрывали сказку, другие играли роль зрителей). Текст сказки: Жили-были дедушка и бабушка (конструируем домик, забор и собачью будку). Была у них внучка Машенька. Собралась раз Машенька в лес по грибы да по ягоды (конструируем высокие ели и низенькие ёлочки, дорожку и лесную полянку). Ходила, ходила Машенька по лесу да заблудилась. Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка (конструируем дом с дверью). Постучалась Машенька в дверь – не отвечают. Толкнула она дверь – дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку (конструируем лавочку и другую мебель, коврик). Села и думает: «Кто же здесь живет? Почему никого не видно?..» А в этой избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался. - Ага! – говорит, теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. Потужила Машенька, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить. - А если уйдешь, - говорит, - все равно поймаю и тогда уж съем! Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого… Думала она, думала, и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему: - Миша, я напеку пирогов, отнеси гостинец бабушке и дедушке в деревню. Медведь согласился. Напекла Машенька пирожков (конструируем печку), достала большой-пребольшой короб (конструируем короб) и говорит медведю: - Помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду! 18 Пока медведь собирался, Машенька пирожки в короб положила, и сама туда забралась. Медведь взвалил короб на спину и пошел в деревню. Шел-шел, устал и говорит: - Сяду на пенек, съем пирожок! А Машенька из короба: - Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке! - Ишь, какая глазастая, все видит! – говорит медведь. Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, остановился и говорит: - Сяду на пенек, съем пирожок! А Машенька из короба опять: - Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке! Удивился медведь: — Вот, какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит! Встал и пошел дальше. Пришел медведь в деревню, где бабушка с дедушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота: - Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принес. А собаки почуяли медведя и бросились на него. Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки. Вышли дедушка и бабушка к воротам. Видят – короб стоит, а из короба Машенька выглядывает. Обрадовались бабушка с дедушкой. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть. Рефлексия. 19 Приложение №4 Дидактические игры по программе «Конструкторское бюро» Игры, развивающие логическое мышление 1. Классификация ⎯ «Чудесный мешочек». В мешочке находится несколько деталей конструктора. а) Педагог показывает деталь, которую надо найти б) Педагог только называет необходимую деталь. в) Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей составлена модель. ⎯ «Собери модель». Дети собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия «сверху», «посередине», «слева», «справа», «поперёк». 2. Внимание и память ⎯ «Что изменилось?». Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось. ⎯ «Собери модель по памяти». Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом. ⎯ «Запомни и выложи ряд». Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти. 3. Пространственное ориентирование ⎯ «Собери модель по ориентирам». Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от». ⎯ «Составь макет комнаты». Для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка. 4. Симметрия ⎯ «Выложи вторую половину узора». Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора. ⎯ «Составь узор». Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д. 5. Логические закономерности ⎯ «Что лишнее?». Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора). ⎯ Упражнения на продолжение ряда. Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её. Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака. Второй эта - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак. Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака. 20 ⎯ «Поиск недостающей фигуры». Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются. 6. Комбинаторика ⎯ «Светофор». Педагог раздаёт детям детали трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. После выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять, чтобы не пропустить ни одного варианта. ⎯ «Составь флаги». Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих. 7. Множества ⎯ «Выдели похожие классификация по одному свойству». Педагог показывает детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область. Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики. 21 Приложение №5 Дидактические игры по программе «Конструкторское бюро» Игры, развивающие восприятие формы Игра №1 “Отгадай” Цель: научить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь. Описание игры: одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля. Правила игры: 1. Не подсказывать и не выдавать общего секрета. 2. Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей. 3. Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь. 4. Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно. Игра №2 “Не ошибись Петрушка!” Цель: научить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь. Описание игры: как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: “Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!” Правила игры: 1. Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у него в руках. 2. Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке. 3. Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушка не выбирает. Игра №3 “Есть у тебя или нет?” Цель: научить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь. Описание игры: первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме. Правила игры: 1. Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон. 2. Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь. 3. Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки: Чтобы весело играть, надо всех пересчитать. Раз, два, три, первый – ты! Игра №4 “Принеси и покажи” Цель: научить детей применять приемы зрительного обследования формы. Описание игры: педагог показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же. Правила игры: 1. Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель. 2. Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти. 3. Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя. 22