Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100 Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мобильная фотография» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год Авторы-составители: Абросова Екатерина Сергеевна педагог дополнительного образования, Кодочигова Елена Алексеевна методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Направленность программы - техническая. Программа «Мобильная фотография» ориентирована на формирование технических навыков в создании современных фотографий, а также на развитие познавательной активности исследовательских, прикладных, творческих способностей обучающихся. Характерные особенности программы: активно-деятельный способ обучения; индивидуальный подход; вариативность процесса обучения; включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы. Актуальность программы. В современном мире возникла необходимость укрепления связей ребёнка с новыми информационными технологиями и фотоискусством. Программа способствует развитию технических навыков; развитию продуктивного творческого мышления, фантазии и воображения; развитию абстрактного представления последовательных действий; поддержанию интереса и желания к дальнейшему освоению телефона как инструмента творчества; общему развитию ребенка и воспитанию творческой личности. Обучающийся, постигающий процесс создания мобильной фотографии, раскрывает в себе сразу несколько талантов, поэтому образовательная программа составлена таким образом, что при погружении в мир мобильной фотографии, ребенок создает собственную фото среду, где оживает каждая деталь. Осваивая многие виды интернет-приложений, у обучающихся развиваются личностные качества, такие как: целеустремленность, трудолюбие и ответственность. Происходит творческое переосмысление действительности, формируется произвольное внимание, творческое динамичное воображение, абстрактное и логическое мышление, расширяется объем памяти. Данный вид фото опыта позволит ребенку видеть мир через многогранную призму образов, а разные виды творчества научат принимать в ярких красках окружающую действительность. Командная работа поможет детям в развитии коммуникабельности, доверия и целеустремленности. Новизна программы заключается в комплексном подходе к изучению цифровых технологий, что позволяет приобщить детей к художественной фотографии, привить обучающимся художественный вкус, оказать благоприятное воздействие на формирование их нравственных качеств и развитие эстетических чувств. Умение 2 фотографировать повышает возможности творческих навыков обучающихся, развивает концентрацию, фантазию и ответственность за выбор верных решений. Данная программа предусматривает получение юными фотографами начальных навыков фотосъемки с помощью мобильных устройств. Предусматривает оказание помощи обучающимся в подготовке портфолио, которое может быть им полезно при последующем выборе профессии, связанной с применением искусства фотографии. В программе, помимо теоретического материала, имеются практические занятия: съёмка пейзажа, съёмка портрета, рекламная съемка и т.п. Создание собственной фотовыставки. Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей и интересов, а постепенное усложнение заданий позволяет обучающимся попробовать себя в разной роли, где он проходит путь от фотографа, своего простого тематического сюжета до редактора и модели авторского портрета. На начальном этапе у детей развиваются необходимые технические навыки, в дальнейшем они реализуют весь свой творческий потенциал и технологические умения в работе над эксклюзивной фотографией. Отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ в использовании образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов, направленных на развитие навыков фотосъемки с помощью мобильных устройств. В данной программе учтены новейшие технологические изменения и включена информация по массовому внедрению цифровой фотографии, наличия на рынке большого количества копируемых копий, предпечатной подготовке фоторабот, их правильного архивирования и наличия рынка потребления фотографий. Программа нацелена на оптимальное развитие каждого ребёнка, его способностей, интересов склонностей, учитывает личный опыт обучающегося. Все задания соответствуют по сложности возрастному уровню детей. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Адресат программы. Программа рассчитана на обучение всех желающих детей с 11 до 13 лет. Возрастные особенности обучающихся. Возраст детский возраст особенно благоприятен для начала серьезной и постоянной работы по введению ребенка в мир технического и мобильного творчества. Основными критериями для этого являются: качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности, рефлексия, анализ, внутренний план действий, развитие нового познавательного отношения к действительности, ориентация на группу сверстников. Важнейшим содержанием психического развития детей 11-13-ти лет, становится развитие самосознания, в этом возрасте возникает интерес к выявлению своих возможностей и оценке действий, происходит формирование представления о своей собственной личности. Значимой особенностью подростка становится его критичность. У ребенка, который всегда и совсем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, им нравится решать проблемные ситуации. Этот возраст – самый благоприятный для творческого развития. Особое значение для детей в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. На этом этапе дети уже 3 самостоятельно выбирают художественный образ и создают его, разрабатывают творческие проекты, обмениваться опытом в атмосфере дружбы и доверия. Режим занятий. Занятия проводятся в 2 раза в неделю по 2 учебных часа. В соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для школьников составляет 40 минут. Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы–144ч. Срок освоения - 1 год, продолжительность образовательного процесса: 36 учебных недель - 9 учебных месяцев. Уровневость общеразвивающей программы. Ознакомительный уровень сочетает изучение технических аспектов мобильной фотографии и интернет-технологий; предусматривает различные виды художественной и технической деятельности совместно с реализацией базовых основ прикладных онлайнприложений. Современная образовательная среда помогает подросткам осознать, что занятия мобильным творчеством – это не только радость, но и труд, требующий настойчивости, готовности постоянного расширения знаний и совершенствования умений. Форма обучения – очная. Количество детей в учебной группе от 10 до 15 человек. Виды занятий – теоретические, практические, контрольные. Формы подведения результатов. Текущий контроль - усвоение тематического материала (педагогическое наблюдение, устный опрос). Промежуточный контроль усвоение учебного материала за 1-е полугодие (самостоятельные работы, тестирование). Итоговый контроль - освоение программного материала за весь учебный период (фотовыставки, фотоконкурсы, портфолио фотографий, открытые занятия). Цель программы – формирование интереса к искусству мобильной фотографии и развитие творческих способностей обучающихся через освоение современного вида фотографического искусства. Задачи программы: Обучающие: ⎯ изучение функций мобильного телефона с применением онлайн приложений; ⎯ изучение основных приемов и способов цифрового фотографирования через окуляр мобильного телефона; ⎯ обучение навыкам фото и видеосъёмки, обработки и архивирования фотопродукции; Развивающие: ⎯ развитие познавательного интереса, эмоциональной сферы и восприятия; ⎯ развитие системы знаний, умений, навыков по основам фотоискусства; ⎯ развитие творческой активности, самостоятельности, желания экспериментировать; Воспитательные: ⎯ формирование интереса к искусству мобильной фотографии; ⎯ воспитание чувства глубокого уважения к родному краю; ⎯ формирование способности к самореализации. 4 Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного материала Личностными результатами являются: ⎯ развитие заинтересованного отношения к мобильной фотографии во всем ее многообразии; ⎯ развитие эстетических чувств, доброжелательной и морально-нравственной отзывчивости; ⎯ формирование основ эстетического восприятия, эстетических потребностей, ценностей и чувств; ⎯ осознанный выбор возможностей по реализации будущих жизненных планов. Предметные: ⎯ знание имен известных фотографов; ⎯ знание специальных терминов и различных жанров фотосъемки; ⎯ проявление навыков фотографирования. Метапредметные: ⎯ анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; ⎯ проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; ⎯ наличие аргументированной точки зрения и умение извлекать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках; ⎯ взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. Педагогическая целесообразность объясняется основными принципами, на которых основывается программа: ⎯ Принцип вариативности и свободы выбора, он необходим для самореализации личности. ⎯ Принцип эмоциональной насыщенности. Занятия фотографией дают основу для создания среды, богатой ценностным общением, стимулируют положительные эмоции, благоприятно влияющие на душеное здоровье обучающихся и побуждающие ребенка к дальнейшему развитию. ⎯ Принцип креативности предполагает развитие и активизацию творческих способностей каждого ребенка. ⎯ Принцип индивидуализации имеет значение для осуществления личностноориентированного подхода в процессе эстетического воспитания и творческого развития личности обучающихся. ⎯ Принцип диалогичности предусматривает овладение детьми языком искусств, не просто усвоение предлагаемого материала, а познание мира через активный диалог с ним. ⎯ Принцип интеграции основан на взаимопроникновении специфического языка мобильной фотографии в другие сферы жизни. На основе общих выразительных средств дети ищут параллели в различных видах деятельности, раскрывая художественный образ. ⎯ Принцип доступности, обеспечивающий переход от простого к сложному, от известного к неизвестному. 5 Учебный (тематический) план № п/п Количество часов Наименование разделов и тем всего теория практика 1 Мобилография – новый жанр фотоискусство 2 1 1 2 Мобильная фотография 42 15 27 2.1 Особенности и качество съёмки на мобильный телефон 2 1 1 2.2 Роль мобильной фотографии в современном мире 2 1 1 2.3 Известные мобильные фотографы и фотографии 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2.4 2.5 Популярные жанры съёмки. Мобильные фото в печати Основные ошибки мобильных фотографов и их исключение Формы аттестации \ контроля Входная диагностика Педагогическое наблюдение Устный опрос Филворд 2.6 Свет в мобильной фотографии. Особенности естественного и искусственного света 2 1 1 2.7 Источники света 2 1 1 Дискуссия 2.8 Композиция, композиционные приёмы, их роль в создании снимка 4 1 3 Конкурс 2 1 1 2.9 2.10 Мобильные приложения-помощники в работе с композицией кадра Жанры мобильной фотографии: портрет, пейзаж, предметная съёмка, съёмка архитектуры и интерьеров 2 1 1 Контрольное задание 2.11 Дополнительное оборудование для съёмки на мобильные телефоны 2 1 1 Квест 2.12 Мобильная обработка фотографий. Пошаговый разбор обработки в приложении Snapseed 10 1 9 Самостоятельная работа 2.13 Мобильные приложения. Пресеты. Обработка серии фотографий 4 1 3 Педагогическое наблюдение 2.14 Стоковая фотография 2 1 1 Устный опрос 2.15 Мобильная фотография на стоковом рынке. Современные тренды 2 1 1 Фотовыставка 6 3 Макрофотография на мобильный телефон 16 6 10 3.1 Макрофотография. Жанры и сферы применения 2 1 1 Устный опрос 3.2 Известные макрофотографы и школы. Жанры 2 1 1 Викторина 3.3 Композиция в мобильной макрофотографии 2 1 1 интерактивная игра 3.4 Оборудование для макросъёмки на мобильный телефон. Роль, применение, бюджетные аналоги 2 1 1 Тестирование 3.5 Магия в кадре. Спецэффекты во время съёмки 4 1 3 Фотовыставка 3.6 Фото пленэр 4 1 3 Дискуссия 4 Фотографический автопортрет 10 2 8 4.1 Селфи. Мобильный автопортрет, создание правильного селфи 2 1 1 4.2 4.3 5 Маски и другие эффекты создания красивого кадра. Плюсы и минусы их использования Мобильная обработка портрета. Приложения. Основные приёмы работы Педагогическое наблюдение 4 1 3 4 - 4 Фотовыставка «Карманное фотоискусство» 2 - 2 Конкурсная программа Итого 72 24 48 Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Мобилография – новый жанр фотоискусство Теория: Введение в программу обучения. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка, правилами поведения, правами и обязанностями обучающихся Инструктаж при работе оборудованием/инструментами. Инструктаж по технике безопасности. Практика: Игра на знакомство. Входная диагностика. Раздел 2. Мобильная фотография Тема 2.1. Особенности и качество съёмки на мобильный телефон Теория: Технические особенности камеры мобильного телефона. Режимы съёмки. Качество изображения. Практика: Фото опыты. Особенности мобильной камеры. Настройки мобильного телефона. Тема 2.2. Роль мобильной фотографии в современном мире Теория: История распространения мобильной фотографии. Рост качества фото и популярности в современном мире. 7 Практика: Презентация «Место мобильной фотографии в нашей жизни». Игра «Угадай, на что снят этот кадр». Тема 2.3. Известные мобильные фотографы и фотографии Теория: Творчество и известные имена мобильных фотографов. Международные фотоконкурсы. Практика: Презентация «История известного мобильного фотографа». Особенности мобильной камеры. Версия известного кадра. Тема 2.4. Популярные жанры съёмки. Мобильные фото в печати Теория: Жанры мобильной съёмки. Параллели с жанрами живописи. Печать как завершающий этап мобильной фотокартины. Практика: Жанры и тенденции. Различия между версиями изображения на экране телефона и на бумаге. Печать фотографии. Тема 2.5. Основные ошибки мобильных фотографов и их исключение Теория: Настройка мобильной камеры. Роль мобильной камеры в получении качественных фото. Основные ошибки в настройках камеры. Ошибки при построении кадра и съёмке. Практика: Настройка мобильной камеры. Обзор фото. Филворд. Тема 2.6. Свет в мобильной фотографии. Особенности естественного и искусственного света Теория: Роль тени и света при создании кадра. Практика: Естественный, искусственный и смешанный свет. Групповая работа. Тема 2.7. Источники света Теория: Источники естественного света. Искусственный свет (импульсный). Смешанный свет и приемы его использования. Практика: Документального фильм «Роль источников света в мобильной съемке». Съёмка готовой композиции с различным светом. Изменения в кадре. Тема 2.8. Композиция, композиционные приёмы, их роль в создании снимка Теория: Основные композиционные приёмы, основные особенности и их значение в кадре. Видение света. Выстраивание композиции кадра. Золотое сечение. Акценты на фото. Динамика в неподвижном кадре. Практика: Документальный фильм «Роль композиции в мобильной съемке». Работа в малых группах - композиционные приёмы. Конкурс работ. Тема 2.9. Мобильные приложения-помощники в работе с композицией кадра Теория: Различные виды мобильных приложений для съёмки. Практика: Насмотренность в композиции. Работа с мобильными приложениями в малых группах. Построение кадра выбранном жанре с использованием композиционных приёмов. Съёмка через приложение «Помощник». Тема 2.10. Жанры мобильной фотографии: портрет, пейзаж, предметная съёмка, съёмка архитектуры и интерьеров Теория: Основные жанры мобильной фотографии. Современные тенденции, применение и востребованность. Практика: Презентация «Планы автора в раскрытии темы. Что можно сделать лучше?». Съёмка через приложение «Помощник». Тема 2.11. Дополнительное оборудование для съёмки на мобильные телефоны Теория: Десять самых распространенных аксессуаров для мобильной съёмки, их основные виды и функции. 8 Практика: Квеста «Собери комплект оборудования для съемки». Фотосъемки с предложенными предметами. Упражнение «Придумай и создай фотокадр». Тема 2.12. Мобильная обработка фотографий. Пошаговый разбор обработки в приложении Snapseed Теория: Мобильное приложение Snapseed. Основные настройки. Варианты обработки фото, инструментарий и его поэтапное использование. Практика: Пошаговая обработка фотографии. Инструментарий и его наглядный эффект. Фотографии до и после обработки. Фотосъемка. Отбор. Обработка одной фотографии для фотовыставки. Тема 2.13. Мобильные приложения. Пресеты. Обработка серии фотографий Теория: Новые виды мобильных приложений. Их возможности качественной обработки фото. Понятие пресеты и способами их применения. Приемы обработки серии фотографий в едином стиле. Практика: Фотосъемка. Работа в малых группах. Обработка серии фотографий. Тема 2.14. Стоковая фотография Теория: Понятие фотостоки, вариантами их применения. Этапы прохождения фотографии от сайтов-фотостоков до привычных предметов быта. Практика: Документальный фильм. Фотосъемка. Работа в малых группах. Тема 2.15. Мобильная фотография на стоковом рынке. Современные тренды Теория: Востребованность мобильной фотографии на стоковом рынке. Современные тенденции на стоках. Практика: Документальный фильм «Стоковый рынок сегодня». Обзор фотостоков как способа заработка или получения чужих фото для создания своего мобильного изображения. Фотовыставка. Раздел 3. Макрофотография на мобильный телефон Тема 3.1. Что такое макрофотография? Жанры и сферы применения Теория: История и понятие макрофотография. Особенности вида съёмки. Основные жанры, сферы и герои мобильного макро. Практика: Макрофотосъемка посредством мобильного телефона. Презентация «Мобильная макрофотография и свойства удачных кадров». Тема 3.2. Известные макрофотографы и школы. Жанры Теория: Творчество современных макрофотографов и жанров. Практика: Презентация «Секреты школ мобильной фотографии». Демонстрация известных работ. Викторина «Мобильная макрофотография». Тема 3.3. Композиция в мобильной макрофотографии Теория: Композиции и приемы в творчестве современных макрофотографов. Практика: Презентация. Фотосъемка. Работа в малых группах. Игра «Угадай композиционный приём». Тема 3.4. Оборудование для макросъёмки на мобильный телефон. Роль, применение, бюджетные аналоги Теория: Основные виды оборудования для макросъёмки на мобильный телефон. Различие между макролинзами. Практика: Фильм «Оборудование для макросъемки». Выбор правильной линзы. Параметры и расстояния до объекта съёмки. Фотосъёмка. Тема 3.5. Магия в кадре. Спецэффекты во время съёмки Теория: Спецэффекты во время съёмки на мобильный телефон. 9 Практика: Подручное волшебство. Эффекты с помощью света, воды, дополнительного оборудования. Фотосъёмка макро с использованием спецэффектов. Работа в малых группах - выбор, подготовка и обработка фото для фотовыставки. Тема 3.6. Фотопленер Теория: Программа фотопленера, оборудование и инструменты. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на фотопленере. Практика: Поиск объектов съёмки. Мобильная фото макросъемка на улице. Построение кадра. Отбор хороших кадров. Работа в малых группах. Раздел 4. Фотографический автопортрет Тема 4.1. Селфи. Мобильный автопортрет, создание правильного селфи Теория: История селфи. Параллели с автопортретом в живописи. Обязательные условия создания хорошего селфи. Типы ошибок и возможности их исключения. Практика: Презентация «Мобильный автопортрет». Селфи. Работа в малых группах. Тема 4.2. Маски и другие эффекты создания красивого кадра. Плюсы и минусы их использования Теория: Приемы использования масок, их последовательность и результат работы с ними. Отличия эффекта масок от пост-обработки фото. Практика: Видеоролик «Плюсы и минусы украшения фото в процессе съёмки». Фотосъёмка с использованием масок. Работа в малых группах. Тема 4.3. Мобильная обработка портрета. Приложения. Основные приёмы работы Теория: Приложения для мобильной обработки селфи. Основные инструменты и эффекты после их использования. Отличие специальных приложений для обработки лиц от приложений для обработки фото. Виды ошибок в обработке мобильных фотографий, их исключение. Практика: Фотосъемка. Выбор и обработка селфи кадров. Отбор работ для выставки. Проектная работа: тема, жанр, основные аспекты, съёмка, обработка. Раздел 5. Карманное фотоискусство Практика: Фотовыставка. Защита проектов. Конкурсная программа. Награждение победителей. Подведение итогов. Планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного материала Личностные результаты: ⎯ интерес к мобильной фотографии во всем ее многообразии; ⎯ наличие эстетических чувств, доброжелательной и морально-нравственной отзывчивости; ⎯ наличие основ эстетического восприятия, эстетических потребностей, ценностей и чувств; ⎯ осознанный выбор возможностей по реализации будущих жизненных планов. Предметные результаты: ⎯ знание основ цифровой фотографии и имен известных фотографов; ⎯ знание специальных терминов и жанров фотосъемки; 10 ⎯ знание приемов архивирования мобильных фотографий и видов предпечатной подготовки фоторабот; ⎯ проведение фотосъемки в различных жанрах и условиях; ⎯ осуществление технологических процессов в различных онлайн-приложениях. Метапредметные результаты: ⎯ анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; ⎯ проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; ⎯ наличие аргументированной точки зрения и умение извлекать самое главное, достойное быть запечатленным на снимке; ⎯ взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. 11 Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Календарный учебный график Год обучения 1 полугодие ОП 1 01.09-31.12 16 нед. Зимние праздники 01.01.08.01 2 полугодие 09.0131.05 ОП 20 нед. Летние каникулы 01.0631.08 Всего в год 36 нед. Организация образовательного процесса предполагает создание для обучающихся среды, раскрывающей внутренний мир и ощущение комфортного и естественного поведения. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса. Исходя из психофизических особенностей детей школьного возраста, были выбраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики. Методы обучения: ⎯ словесный (устное изложение, беседа, рассказ); ⎯ наглядный практический (выполнение работ по инструкции); ⎯ объяснительно-иллюстративный (показ презентаций, видеороликов, фотографий); ⎯ репродуктивный (работа по образцу); ⎯ частично-поисковый (коллективный поиск идей, решение поставленной задачи совместно с педагогом); ⎯ исследовательский проблемный (самостоятельная творческая работа обучающихся); ⎯ игровой (создание игровых ситуаций); ⎯ дискуссионный (вовлечение обучающихся в обсуждение); ⎯ проектный (проектная деятельность). Методы воспитания: ⎯ убеждение, ⎯ поощрение, ⎯ упражнения, ⎯ задания, ⎯ стимулирование, ⎯ мотивация. Формы организации образовательного процесса Фронтальная форма образовательного процесса: ⎯ просмотр фильмов разных видов и жанров; ⎯ участие в обсуждениях фильмов; ⎯ возможность выражать своё отношение к увиденному сюжету на экране; ⎯ освоение знаний языка цифрового фото и выразительных средств мобильного телефона (онлайн-приложений). Групповая форма образовательного процесса: ⎯ выполнение творческих заданий для совершенствования навыков восприятия и анализа мобильных фотографий; ⎯ создание фоторабот (от замысла до конечного результата); 12 ⎯ фотосъемка в различных жанрах и условиях. Индивидуальная форма образовательного процесса: ⎯ совершенствование знаний выразительных возможностей цифрового фото; ⎯ выполнение практических заданий по освоению языка искусства мобильной фотографии в процессе фотосъемки; ⎯ овладение приемами обработки и процессом правильного архивирования фотографий; ⎯ овладение фоторедакторами и онлайн-приложениями на компьютере. Формы организации образовательного процесса: ⎯ беседа, ⎯ лекция, ⎯ мастер – класс, ⎯ дискуссия, ⎯ мозговой штурм, ⎯ практическое занятие, ⎯ экскурсия, ⎯ творческая мастерская, ⎯ презентация. Педагогические технологии: ⎯ технология учебного занятия; ⎯ технология группового обучения; ⎯ технология проблемно-развивающего обучения (применяется в виде заданий/упражнений направленных на поиск идей, развитие креативности); ⎯ технология проектной деятельности; ⎯ технология личностно-ориентированной деятельности (обучение проходит на основе детских инициатив и интересов); ⎯ КТ-технология (применяется при фотосъемке, в монтаже, при обработке и ИКТсопровождения образовательного процесса); ⎯ технология игровой деятельности; ⎯ здоровьесберегающая технология (чередование различных видов деятельности на занятии, проведение минуток отдыха, использование элементов арттерапевтических методик). Алгоритм учебного занятия - краткое описание структуры занятия и его этапов: Организационный момент: подготовка обучающимися своих рабочих мест Введение в задание (тему): мотивация обучающихся к деятельности, создание положительного настроя Постановка целей и задач занятия) Этап изучения новых знаний: (закрепление материала) и способов деятельности Этап деятельностный: Творческая практическая работа в малых группах. Просмотр фоторабот. Анализ и исправление допущенных ошибок в ходе работы 13 Переменка – активные минуты отдыха Заключительный этап: Рефлексия. Подведение итогов занятия Организационный момент - уборка рабочих мест Учебное занятие длится 1 час 30 мин. и состоит из двух уроков по 40 минут каждый. Учебное занятие включает в себя перемену 10 минут между уроками. Материально-техническое обеспечение Оборудование: ⎯ Кабинет, столы, стулья. ⎯ Мобильные телефоны. ⎯ Фотоаппарат, штатив, специальные софиты или фонари для постановки света. Компьютер с необходимым программным обеспечением. ⎯ Видеопроектор и интерактивная доска для просмотра готовых фоторабот. Дидактические материалы и информационное обеспечение: ⎯ Мультимедийные презентации. ⎯ Фильмотека. ⎯ Онлайн-приложения. ⎯ Дидактические материалы по фотоискусству. ⎯ Комплект методической литературы по основам фото мастерства в электронном виде. Кадровое обеспечение Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми школьного возраста. Формы аттестации, виды контроля и способы определения результативности Виды и цель контроля Начальный (входной контроль). Проводится с целью определения интересов и потребностей обучающихся Текущий контроль. Проводится с целью определения знаний, умений и наиболее важных личностных качеств, сформированных в результате обучения, для определения интересов и потребностей детей, сформированных на основании этих знаний. Задания составлены в соответствии с реализуемой программой и направлены на проверку знаний и практических умений в области фотографии 14 Итоговый контроль. Итоговая аттестация обучающихся проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение. Тесты и задания составлены в соответствии с реализуемой программой и направлены на проверку знаний теоретического материала, знаний терминологии, технологических умений. На итоговой аттестации обучающиеся не выполняют специального практического задания. Баллы выставляются в результате просмотра и анализа итогового тематического фотоматериала. Отслеживание изменений по конкретным техническим навыкам и умениям, а также по наиболее важным параметрам личностного развития Формы аттестации подведения итогов: ⎯ открытое занятие для родителей; ⎯ публикации готовых фоторабот в сети Интернет; ⎯ просмотр фотоматериала, анализ и обсуждение; ⎯ анкетирование; ⎯ выставки фоторабот; ⎯ участия в фотоконкурсах; ⎯ портфолио личных фото достижений. Способы определения результативности Диагностические материалы: Диагностика в образовательном процессе проводится при помощи педагогического наблюдения и педагогического анализа результатов анкетирования, тестирования, выполнения обучающимися контрольных заданий, участия конкурсах различного уровня, активности обучающихся на занятиях. Созданная система оценочных средств позволяет педагогу контролировать процесс обучения, измерять его и оценивать. 15 Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагогов: 1. Lindner, P. Фотография без камеры / Lindner P. - М.: Berlin, 2015. - 801 c. 2. Souvenir du Caucase. Кавказъ. - М.: Внешторгиздат, 2016. - 274 c. 3. Агафонов, А.В. Фотобукварь / А.В. Агафонов, С.Г. Пожарская. - М.: ЦТР МГП ВОС, 2016. - 200 c. 4. Аракчеев, Ю. Джунгли во дворе / Ю. Аракчеев. - М.: Мысль, 2014. - 159 c. 5. Бабкин, Е.В. Фото и видео. Как пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой. Справочник / Е.В. Бабкин, А.И. Баканов, Г.И. Белов, и др. - М.: Дрофа, 2013. - 384 c. 6. Варгафтиг, М. Кино фото материаловедение / М. Варгафтиг. - М.: Госкиноиздат; Издание 2-е, 2012. - 300 c. 7. Вендровский, К. Начинающему фотолюбителю / К. Вендровский, В. Шашлов. - М.: Искусство; Издание 3-е, испр. и доп., 2015. - 156 c. 8. Гагман, Н.А. Фотографирование произведений искусства / Н.А. Гагман. - Л.: Искусство; Издание 2-е, 2016. - 136 c. 9. Гиппенрейтер, В. Пейзажи Подмосковья. Фотоальбом / В. Гиппенрейтер. - М.: Московский рабочий; Издание 2-е, перераб. и доп., 2015. - 879 c. 10. Гречук Петербург. Секунды истории / Гречук, Наталия. - М.: СПб: Искусство, 2014. - 552 c. 11. Гусев, А. Спутник фотолюбителя / А. Гусев. - М.: Московская правда, 2013. - 112 c. 12. Дыко, Л.П. Основы композиции в фотографии / Л.П. Дыко. - М.: Высшая школа, 2015. - 132 c. 13. Дыко, Л.П. Основы композиции в фотографии / Л.П. Дыко. - М.: Высшая школа; Издание 2-е, перераб. и доп., 2012. - 174 c. 14. Закс, М. Основы светотехники и цветоведения в фотографии / М. Закс, Л. Курский. - М.: Легкая индустрия, 2015. - 136 c. 16 15. Иофис, Е.А. Фотография для школьника / Е.А. Иофис. - М.: Искусство, 2013. - 161 c. 16. Клаусс, Г. Применение светофильтров в фотографии / Г. Клаусс, Г. Мойзель. - М.: Искусство, 2013. - 175 c. 17. Майзенберг, И.С. Устройство и ремонт фотоаппаратов / И.С. Майзенберг. - М.: Киев: Гостехиздат УССР; Издание 2-е, стер., 2013. - 318 c. 18. Микулин, В. Фотография в 25 уроках / В. Микулин. - М.: Госкиноиздат, 2015. - 435 c. 19. Микулин, В.П. 25 уроков фотографии. Практическое руководство / В.П. Микулин. М.: Искусство; Издание 11-е, 2016. - 480 c. 20. Мухин, И.А. Фотоохота / И.А. Мухин. - М.: Физкультура и спорт; Издание 2-е, перераб., 2014. - 288 c. 21. Плужников, Б.Ф. Особые приемы фотографии / Б.Ф. Плужников. - М.: Искусство, 2014. - 174 c. 22. Пондопуло, Г.К. Фотография и современность. Проблемы теории / Г.К. Пондопуло. - М.: Искусство, 2015. - 174 c. 23. Прошек Чехословакия / Прошек, Йозеф. - М.: Прага: Артия, 2014. - 685 c. 24. Симонов, А.Г. Фотографирование при искусственном освещении / А.Г. Симонов. М.: Искусство; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. - 128 c. 25. Щепанский, Г.В. Техника фотографии / Г.В. Щепанский. - М.: Искусство, 2012. 156 c. Литература для обучающихся: 1. 1000 и один вопрос о цифровой фотографии. - Москва: Мир, 2007. - 813 c. 2. Беленький, А.И. Цифровая фотография. Школа мастерства / А.И. Беленький. - М.: Питер, 2011. - 182 c. 3. Беленький, Александр Цифровая фотография. Школа мастерства / Александр Беленький. - М.: Питер, 2012. - 152 c. 4. Вестон, Крис Фильтры в фотографии / Крис Вестон. - М.: Арт-Родник, 2010. - 192 c. 5. Газаров, Артур Цифровая фотография от А до Я / Артур Газаров. - М.: "Издательство "Эксмо", 2011. - 256 c. 6. Демьянович, Артем Цифровая фотография. Уроки, секреты, советы / Артем Демьянович. - М.: Питер, 2011. - 192 c. 7. Джойнсон, Саймон Пейзажи / Саймон Джойнсон. - М.: АСТ, Астрель, Кладезь, 2015. - 112 c. Литература для родителей: 1. Джойнсон, Саймон Портреты / Саймон Джойнсон. - Москва: СИНТЕГ, 2015. - 112 c. 2. Джорджес, Грегори Цифровая фотография. От снимка до плаката / Грегори Джорджес, Лорен Джорджес. - М.: Вильямс, Диалектика, 2007. - 392 c. 3. Дэвис, Адриан Цифровая фотография. Практическое руководство для начинающих / Адриан Дэвис. - М.: Ниола 21 век, 2005. - 128 c. 4. Дэйли, Тим Специальные эффекты / Тим Дэйли. - Москва: Гостехиздат, 2006. - 112 c. 17 5. Жвалевский, А. Цифровая фотография для женщин. Компьютер для всей семьи (комплект из 2 книг) / А. Жвалевский, Е. Пастернак. - М.: Питер, 2011. - 352 c. 6. Жвалевский, Андрей Цифровое фото и Photoshop CS5 без напряга / Андрей Жвалевский. - М.: Питер, 2011. - 232 c. 7. Журнал CHIP, май №5/2013. - М.: Издательский дом Бурда, 2013. - 148 c. 8. Задирака, Александр Фотография обнаженного тела / Александр Задирака. Москва: Огни, 2005. - 152 c. 9. Келби, Скотт Adobe Photoshop Lightroom 2. Справочник по обработке цифровых фотографий / Скотт Келби. - М.: Вильямс, 2009. - 448 c. 10. Келби, Скотт Цифровая фотография. Том 1 / Скотт Келби. - М.: Вильямс, 2014. 244 c. Интернет-ресурсы: ⎯ https://zen.yandex.ru/media/the_universe_of_thoughts/fotoiskusstvo5f64d2f5725dfb45246ecc54 ⎯ https://nrtv.ru/article/iskusstvo/Fotografija-kak-iskusstvo ⎯ https://statusmen.ru/lifestyle/culture/photo-art ⎯ https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/19-sovetov-dlya-uspexa-v-mobilnoj-fotografii/ ⎯ https://mobilografiya.com/chto-takoe-mobilografiya/ ⎯ https://vse-kursy.com/read/1001-uroki-mobilnoi-fotografii.html ⎯ https://fotokomok.ru/mobilografiya-novyj-zhanr-fotoiskusstva/ ⎯ https://photar.ru/pervye-shagi-v-mobilografii-chto-vazhno-uchest/ 18 Приложение №1 Критерии оценки ЗУН обучающихся по программе «Мобильная фотография» (5-ти бальная шкала) (промежуточная аттестация) Вид работы 1. Умение пользоваться терминами 2. Умение работать с фоторедакторами и онлайнприложениями 3. Фотосъемка, композиция, работа со светом Низкий уровень 1 балл Не знает и путает значения слов. Не использует в разговорной речи Не умеет скачивать и использовать программы и приложениями Не знает теории и не владеет навыками практической работы Средний уровень 2-3 балла Знает предназначение, но неуверенно озвучивает термины Высокий уровень 4-5 баллов Хорошо знает все понятия и применяет их в учебном процессе Владеет навыками скачивания, но не умеет использовать по назначению материал Выполняет задания по инструкции, но отсутствует самостоятельность Умело владеет, грамотно работает и скачивает материал Смело применяет знания и умения на практике Критерии оценки ЗУН обучающихся по программе «Мобильная фотография» (5-ти бальная шкала) (итоговая аттестация) Низкий уровень 1 балл 1. Умение Не знает и путает пользоваться значения слов. Не терминами использует в разговорной речи 2. Умение работать с Не умеет скачивать фоторедакторами и и использовать онлайнпрограммы и приложениями приложениями 3. Фотосъемка, Не знает теории и не композиция, работа владеет навыками со светом практической работы 4. Создание фото Отсутствуют навыки портфолио, участие в самостоятельной выставках, конкурсах, работы проектной деятельности Вид работы Средний уровень 2-3 балла Знает предназначение, но неуверенно озвучивает термины Высокий уровень 4-5 баллов Хорошо знает все понятия и применяет их в учебном процессе Владеет навыками скачивания, но не умеет использовать по назначению материал Выполняет задания по инструкции, но отсутствует самостоятельность Есть стихийное желание участия и опыт в создании фото продуктов по образцу Умело владеет, грамотно работает и скачивает материал Смело применяет знания и умения на практике Проявляет творчество, целеустремленность и самостоятельность во всех делах 19 Приложение №2 Критерии оценки личности обучающегося по программе «Мобильная фотография» Низкий уровень 1-3 балла 1. Находится на занятии без желания. Не участвует в коллективном творчестве. 2. Записался в студию «вместе с другими». 3. Привели родители. Редко проявляет интерес к творческой деятельности. 1. Не выполняет работу до конца, присутствует как наблюдатель. 2. Изредка проявляет старательность, чтобы избежать осуждения. Средний уровень 4-5 балла ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ 4. Периодически стремиться к творческой деятельности. 5. Регулярно стремиться к творческой деятельности, старается хорошо выполнить дело. 3. Пытается справиться с трудностями, но не хватает знаний и умений. 4. Работает добросовестно, ждет одобрения педагога. Высокий уровень 7-10 бал. ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ И ЛЮДЯМ 6. Наличие мотива самореализации. 7. Участвует в творческом процессе, потому что получает от этого удовольствие. 8. Активно стремиться к совместной работе, имеет большой творческий потенциал. 5. Работает добросовестно, хочет сделать кому-то приятное. 6. Ответственно подходит к любой работе. Проявляет творчество и фантазию. 7. Активное, творческое отношение к работе. Может возглавить творческую группу. 20 Приложение №3 Самодиагностика Анкета для обучающихся по программе «Мобильная фотография» (входная диагностика) 1. Как считаешь, какие пять слов лучше всего описывают тебя? __________________________________________________________________________ 2. Какое занятие делает тебя счастливым? __________________________________________________________________________ 3. Чему бы ты хотел научить других людей? __________________________________________________________________________ 4. Каким должен быть самый счастливый твой день? __________________________________________________________________________ 5. Из всех вещей, которым ты сейчас учишься, что будет самым полезным для тебя, когда ты вырастешь? __________________________________________________________________________ 6. Если бы ты мог путешествовать во времени, и встретить себя три года назад, какой совет ты бы себе дал? __________________________________________________________________________ 7. Если бы ты сейчас отправился в кругосветное путешествие, кого из друзей ты бы хотел взять с собой? __________________________________________________________________________ 8. Есть вероятность, что ты станешь известным и знаменитым человеком. Кем бы ты хотел стать? __________________________________________________________________________ 9. Если бы ты мог изменить мир, что бы ты сделал? __________________________________________________________________________ 10. Кому ты сегодня помог? __________________________________________________________________________ Инструкция для детей: В правом верхнем углу листа запишите имя и фамилию. Ответьте на вопросы. Прояви креативность. Выбери наиболее понравившийся вопрос ответь на него фотографией. Сделай ее самостоятельно здесь и сейчас! 21 Приложение №4 Текущая диагностика обучающихся по программе «Мобильная фотография» Контрольное практическое задание Для отслеживания уровня владения практическими умениями и навыками обучающимся предлагается принять участие в фотосъемке, используя готовые предметы, фон. Тема выбирается педагогом. Инструкция: Вам необходимо «оживить образ». Задание можно выполнять в паре или индивидуально. Этапы работы: 1. Настроиться на рабочий процесс (продумать идею эффектного снимка). 2. Оценить уровень освещения предметной фотосъемки. 3. Процесс фотосъемки. 4. Обработка материала. Отслеживание результативности выполнения практического задания. Критерии оценки уровня овладения приемами получения движущихся объектов Низкий уровень (-) не владеет приемами получения хорошего снимка, этапы работы перепутаны, задание не понято – прослеживается небрежность. Уровень творчества – низкий. Средний уровень (+): обучающийся умеет применять приемы знания и умения на практике. С заданием справился, но работу выполнил с помощью педагога. Уровень творчества - средний. Высокий уровень (++): обучающийся уверенно применяет знания и умения на практике, качество выполненной работы хорошее, уверенно владеет навыками съемки. Применяет различные дополнительные приемы для получения качественного фото. Уровень творчества – высокий. 22 Приложение №5 Самодиагностика обучающихся по программе «Мобильная фотография» Анкета для подростков «Цель в жизни» (итоговая диагностика) Определите свою жизненную цель с помощью семи вопросов: 1. Итак, чем вам нравится заниматься? Ваша цель неразрывно связана с тем, что вы любите. Самые целеустремленные люди занимаются именно любимым делом: Биллу Гейтсу нравятся компьютеры, Опра Уинфри любит помогать людям, а Эдисон предпочитал изобретать что-то новое. А что нравится вам? Может, вы любите читать, писать произведения, заниматься спортом, петь, рисовать или готовить? А может вам по душе бизнес, продажи, общение, ремонт каких-либо вещей? Может, у вас получается хорошо слушать человека? В любом случае, ваша жизненная цель будет связана с любимым делом. 2. Чем вы занимаетесь в свободное время? То, чем вы занимаетесь в свободное время, поможет вам определить вашу цель в жизни. Если вы любите рисовать, значит «рисование» — это своеобразный знак, в каком направлении вам следует двигаться. То же можно сказать о любом хобби и увлечении, будь то приготовление пищи, пение или переговоры. Вы только должны не пропустить эти знаки. Как же рассматривать эти знаки? Например, кому-то очень нравиться учиться и познавать все новое, значит, возможно, его жизненной целью может стать преподавание. Обязательно продумайте, что вы делаете в свободное время, или, что бы вы хотели делать. 3. На что вы обращаете внимание? Продавец с легкостью отличит, будет ли товар пользоваться спросом или нет; парикмахер, обратит внимание на внешний вид прически человека, дизайнер отметит нелепое одеяние, а механик лишь по звуку от машины сможет установить возможные неполадки в ней. А на что вы обращаете внимание? И что вас раздражает? Все ваши ответы и будут теми знаками, которые помогут вам в установлении вашей жизненной цели. 4. О чем вам нравится узнавать и что вы предпочитаете изучать? Какие книги и журналы вам нравится читать? Может, вам интересна литература о бизнесе, кулинарии или рыбалке? В любом случае, вы должны расценивать свои предпочтения как намек на то, какую проблему вы должны решить в своей жизни. Подумайте, если бы вы создавали свою библиотеку, какие бы книги вы подобрали для нее? А может вам по душе книги по саморазвитию? 5. Что пробуждает в вас желание заниматься творчеством? Может, для вас процесс продажи – это целое искусство? Или вы хотите немедля начать готовить, увидев в журнале новые оригинальные рецепты блюд? А быть может какая-либо пережитая ситуация является толчком к написанию картины? Продумайте, что заставляет вас двигаться вперед. 6. Что другим людям нравиться в вас? У вас есть «поклонники», которые по достоинству оценивают вашу стряпню? Ведь, если ваши блюда никому не нравятся, то и шеф-поваром вам, скорее всего не быть. Или некоторые восторгаются вашим пением, умением танцевать? А может, кого-то покорил ваш талант писателя или фотографа? Согласитесь, у каждого из нас есть способность, которая по нраву другим людям. 7. А если бы вы знали заранее, что вы добьетесь успеха, чем бы вы занялись? Один бы создал собственный салон красоты, другой бы решил попробовать свои силу в музыкальном проекте, а третьего прельстила бы перспектива быть владельцем фотогалереи. Любой ваш ответ будет еще одним знаком вам для поиска жизненной цели… 24