Спортивная карусель

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Спортивная карусель»

Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Караульщикова Людмила Юрьевна
методист,
Кодочигова Елена Алексеевна
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ.; Приказа Министерства просвещения
РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242;
Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных
актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с
различными отклонениями в состоянии физического здоровья, отставанием в физическом
развитии, снижением сопротивляемости организма к вредным факторам среды, в том числе
инфекционно-вирусным инфекциям, поэтому в современном мире возникла необходимость
укрепления связей ребёнка с разными видами активной деятельности. Родители (законные
представители) в качестве приоритетной выдвигают проблему охраны физического и
психического здоровья ребенка. При разработке данной программы учитывалась специфика
регионального компонента образовательного пространства городского округа Верхняя
Пышма, где важная роль отводится успешному применению оздоровительных технологий и
методов, создающих развивающие условия организации воспитательно-образовательного
процесса, при которых улучшается физический статус дошкольника. Учреждение
дополнительного образования поддерживает родителей в их педагогических и родительских
функциях, способствует активизации успешности ребенка и раскрытию его здорового
позитивного имиджа.
Актуальность программы. В современных условиях развития общества проблема
здоровья ребенка является как никогда ранее актуальной. Занятия по программе
удовлетворяют естественные потребности ребенка в движении и ощущении «мышечной
радости», при этом особое внимание педагог обращает на интерес обучающегося к
физическим упражнениям, способствующим укреплению разных групп мышц и в целом
всего детского организма. Разнообразные упражнения оказывают тренирующее воздействие
на физическое тело, укрепляют мышцы рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног,
развивают силу, быстроту движений, ловкость, гибкость и общую выносливость растущего
организма. Кроме того, занятия значительно повышают эмоциональный тонус дошкольника,
влияют на активизацию его познавательной деятельности, воспитывают выдержку,
решительность, помогают управлять своим поведением в общении со сверстниками.
Новизна программы. Быстроразвивающиеся технологии, современные условия жизни
и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния
ребенка, к его общекультурной готовности, особенно в период подготовки к
2

школьному обучению. Поэтому в качестве одной из эффективных форм физкультурнооздоровительной работы в учреждении дополнительного образования являются занятия с
использованием специального спортивно-оздоровительного оборудования. В виду
интенсивно развивающегося опорно-двигательного аппарата, в данном возрастном периоде,
у ребенка повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной
систем к физическим нагрузкам, поэтому физкультурно-спортивная практика успешно
решает проблему гиподинамии и гипокинезии детского организма. В зависимости от
конструкции и структуры специального оборудования, от характера движений, у ребенка
качественно развиваются двигательные качества, происходит совершенствование жизненно
важных физиологических систем, повышается устойчивость к внешним воздействиям
окружающей среды.
Отличительные особенности программы. Кроме обучения технике выполнения
упражнений на специальном оборудовании и тренажерах, занятия включают обучение
релаксации (умение расслаблять и восстанавливать свой организм после физической
нагрузки и эмоционального возбуждения), дыхательную гимнастику, развитие крупной и
мелкой моторики, профилактику плоскостопия и элементы самомассажа.
⎯ Польза дыхательных упражнений заключается в планомерной работе с дыханием, что
необходимо при хронических заболеваниях носоглотки и органов дыхания: бронхите,
астме, ларингите, тонзиллите, рините. Упражнения укрепляют мышцы брюшной
полости, носоглотки, верхних дыхательных путей, способствуют выравниванию осанки,
насыщают кровь кислородом и усиливают ее приток к головному мозгу. Поэтому после
занятий у ребенка наблюдается бодрость, хорошее настроение и повышение
концентрации внимания.
⎯ Влияние на качественную связь овладения предметными действиями и развитие
продуктивных видов деятельности – письма и речи ребёнка, оказывают упражнения для
развития мелкой моторики. Упражнения, формирующие двигательные функции,
совершенствует тонкие движения рук, помогают стать настоящим хозяином своих
пальчиков и умело совершать сложные манипуляции с предметами.
⎯ Очень большое значение имеют упражнения, позволяющие ребенку профилактировать
плоскостопие. Нарушение анатомии стоп может привести к проблемам с позвоночником
и опорно-двигательного аппарата, ввиду этого, плоскостопие далеко не безобидно и
является одним из самых частых недугов опорно-двигательной системы. Для
правильного формирования
стоп
выполняются
специальные
упражнения,
корректирующие наметившуюся деформацию.
⎯ Самомассаж выполняется в забавной игровой форме - в стихах, с использованием
массажных мячиков, карандашей и других предметов. Детские игры с участием рук и
пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые
системы в здоровом состоянии. Главная ценность самомассажа заключается в том, что
он, прежде всего, влияет на нервную систему, помогает снять общую усталость и
обеспечивает эффективную работу всех органов на фоне позитивных ответных реакций
ребенка.
Педагогическая целесообразность. Физическое воспитание ребенка предусматривает
обязательное выполнение золотого правила – «не навреди». Знакомство с новыми
упражнениями происходит постепенно, с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающегося в несколько этапов, начиная с упрощённой формы, с
3

постепенным усложнением техники выполнения задания. Занятия строятся под контролем
нагрузки, дозированности, подбора индивидуальной интенсивной деятельности и
мотивацией ребенка на правильное выполнение упражнений с опорой на личный пример
педагога.
Адресат программы. Программа адресована обучающимся от 5-ти до 7-ми лет.
Условия формирования группы. Набор обучающихся по программе осуществляется
по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию
специальных умений. При комплектовании групп учитывается возраст и пол детей, не
имеющих медицинских противопоказаний. Зачисление на программу проводится в начале
учебного года по желанию детей и с согласия родителей (законных представителей). Учебная
группа формируется до 12 человек.
Возрастные особенности физического развития детей 5-7 лет.
Возраст 5-6 лет – период стремительного роста ребенка, когда происходят ежегодные
прибавки роста (от 8-ми до 10-ти см.). Наиболее быстро растут нижние конечности,
интенсивно протекает окостенение скелета (вместе с тем скелет ребенка еще достаточно
эластичен), усложняется центральная нервная система, развивается мелкая мускулатура,
совершенствуются мышечные движения. На основе расширения и обогащения
двигательного опыта качественно улучшается координация движений, активно развиваются
основные такие виды движений как - ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание. Продолжается
увеличение массы сердца, хотя его мышцы еще слабы (существует опасность перегрузки
сердца работой). Улучшается состав крови и увеличивается жизненная емкость легких.
Возраст 6-7 лет - скелет становится более крепким и выдерживает допустимую
нагрузку при выполнении различных движений, требующих гибкости, упругости и силы.
Детское тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног.
Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более выносливыми,
подвижными, ловкими. Развитие крупной и мелкой мускулатуры способствует совершению
длительных прогулок, интенсивных прыжков, бегу без переутомления, выполнению
сложных трудовых поручений и физкультурных упражнений. Мозг и нервная система
совершенствуются, чем влияют на качественную физическую деятельность ребенка с
растущей возможностью управления разнообразными движениями.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. В соответствии
с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для дошкольников составляет
30 минут.
Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы – 144ч.
Срок освоения программы - 9 месяцев, продолжительность образовательного
процесса - 36 учебных недель.
Уровень освоения программы – ознакомительный. Обучение соответствует первому
уровню сложности по реализации общедоступных, универсальных форм организации
образовательного процесса. Содержание учебного материала способствует решению задач
физического воспитания дошкольников 5-7 лет с использованием специального детского
развивающего оборудования и спортивных тренажеров.
Форма обучения – очная.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.

4

Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос, смотр
и анализ упражнений, тестирование, контрольные задания, конкурс, турнир, открытое
занятие.
Цель программы – укрепление здоровья и содействие физическому развитию ребенка
через разные виды деятельности, удовлетворяющие потребности детского организма в
активном движении.
Задачи программы:
Обучающие:
⎯ овладение определенными двигательными умениями и навыками при занятиях на
тренажерах;
⎯ обучение расслаблению и восстановлению организма после физической нагрузки и
эмоционального возбуждения;
⎯ обучение элементарным знаниям о многообразии физических и спортивных
упражнений;
⎯ формирование двигательного опыта при обучении на тренажерах;
⎯ формирование знаний о приемах страховки при работе на тренажерах.
Развивающие:
⎯ развитие общей выносливости детского организма и его физических качеств;
⎯ развитие мышечного тонуса с укреплением постановки правильной осанки;
⎯ развитие двигательных способностей (координации движений, гибкости, силы;
быстроты и выносливости);
⎯ творческое развитие в естественной потребности двигательной активности.
Воспитательные:
⎯ воспитание потребности в здоровом образе жизни, любви к спорту и движениям;
⎯ воспитание самостоятельности во время работы на тренажерах;
⎯ воспитание коммуникативных качеств, дисциплинированности, целеустремленности в
достижении результата.

5

Учебный (тематический) план
№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика

1

Введение в программу
«Спортивная карусель»

2

1

1

Входная
диагностика

2

Упражнения на спортивных
снарядах и тренажерах

44

4

40

Педагогическое
наблюдение

2.1

Полоса препятствий

12

1

11

Устный опрос

2.2

Игры с обручем

12

1

11

Тест

2.3

Упражнения для
профилактики плоскостопия

12

1

11

Контрольные
задания

2.4

Упражнения с мешочками

8

1

7

Конкурс

Упражнения со специальным
оборудованием

32

2

30

Педагогическое
наблюдение

3.1

Тактильно развивающие
упражнения

16

1

15

Турнир

3.2

Игры и интерактивные
упражнения

16

1

15

Анализ упражнений

4

Упражнения на координацию
и мозжечковую стимуляцию

24

1

23

Педагогическое
наблюдение

5

Дыхательные упражнения

20

1

19

Контрольные
задания

6

Элементы самомассажа

20

1

19

Педагогическое
наблюдение

7

Итоговое занятия

2

-

2

Открытое занятие

144

10

134

3

Итого

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Ведение в программу (2ч.)
Теория. Цели и задачи с программы «Спортивная карусель». Инструктаж по технике
безопасности на занятиях. Беседа о здоровом образе жизни и о влиянии движений на
физическое тело человека. Правила использования современных специальных
тренажеров.
Практика. Игра на знакомство. Просмотр тематической презентации. Пробная
разминка. Выполнение самомассажа. Первичная диагностика (оценка уровня
физической подготовленности детей).

6

Раздел 2. Упражнения на спортивных снарядах и тренажерах (44ч.)
Тема 2.1. Полоса препятствий (12ч.)
Теория. Новые понятия - координация, сила, выносливость, ловкость, равновесие,
баланс, гибкость. Правила выполнения упражнений.
Практика. Выполнение упражнений на координацию, силу, выносливость, ловкость,
равновесие, баланс, гибкость (по устной инструкции педагога).
Полоса препятствий с произвольными заданиями - имитация разной ходьбы (как уточка
на корточках, как краб, перебирая руками и ногами, в стиле лягушки – отрывочными
прыжками). Применение скакалки - выложить ею линию и ступать по линии «ёлочкой»,
как ходят балерины. Упражнения на поднимание по лестнице, скатывание с горки,
выполнение прыжков через нарисованные мелом линии.
Тема 2.2. Игры с обручем (12ч.)
Теория. Приемы выполнения новых упражнений. Устная инструкция педагога.
Игровые правила.
Практика. Выполнение упражнений на координацию, силу, выносливость, ловкость,
равновесие, баланс, гибкость.
Инструкция педагога: соединить между собой четыре обруча так, чтобы полученная
фигура была похожа на цветок - положить ее на пол.
Задание №1: ребенку нужно кидать монетки или камешки в импровизированный
цветок, стараясь при этом попасть в центр, если он попал в центр между обручами – 3
очка, если в круг одного обруча – 1 очко. Победитель тот, у кого наберется больше
очков.
Задание №2: педагог держит хула-хуп вертикально пола, ребенок должен пролезть
через него ногами вперед, опираясь на руки сзади, после удачной попытки задание
можно усложнить – пролезть через хула-хуп сначала одним боком, а потом другим.
Задание №3: ребенок должен постараться попасть небольшим мячиком в центр хулахупа, который педагог держит в вытянутой руке.
Задание №4: «Кто быстрей пройдет по дорожке» - дети делятся на две команды;
командам дается задание, например, «В обруч смело ты шагай, четко фрукты (страны,
имена) называй». По сигналу дети начинают перешагивать из обруча в обруч и на
каждый шаг называют один из фруктов. Выигрывает тот, чья дорожка окажется
длиннее или кто дальше пройдет от линии старта.
Задание №5: «Катание на лошадке» - проводится аналогично игре «Перевези
утопающего», только здесь первый игрок стоит в обруче. По команде ребенок добегает
до стойки, обегает ее и возвращается к старту. Следующие игроки цепляются руками
за ободок обруча и «садятся в тележку».
Тема 2.3. Упражнения для профилактики плоскостопия (12ч.)
Теория. Приемы выполнения новых упражнений. Устная инструкция педагога.
Игровые правила.
Практика. Выполнение упражнений на координацию, силу, выносливость, ловкость,
равновесие, баланс, гибкость.
Комплекс №1
⎯ И. п.- стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула,
шведская стенка), выполнить подъем на носки, 5-8 сек. и снова опуститься на стопу.
⎯ И. п.- сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или
иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.
7

⎯ И. п.- сидя на стуле, широко расставив ноги, ребенок приближает и отдаляет от себя
стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения
тела гусеницы.
⎯ И. п.- сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, ребенку следует развести колени
в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.
⎯ Хождение 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 сек. на пятках, на внутренней и на
внешней сторонах стоп.
⎯ Стоя сомкнуть стопы вместе, далее развести как можно шире носки, а потом из того
же положения развести как можно шире пятки.
⎯ Не отрывая стоп от пола, выполнить 5-10 приседаний.
⎯ Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять
вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке,
затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое с
другой ногой.
⎯ Ходьба гусиным шагом 30-60 секунд, затем столько же в полуприседе.
⎯ Захватывание пальцами одной стопы карандаша и ходьба с ним 30-40 секунд.
Комплекс №2
⎯ Ходьба по коврику с пуговицами.
⎯ Сидя на стуле, катание палки ступнями.
⎯ Ходьба по толстой веревке- «змее».
⎯ Катание пальцами ног специальный гимнастический обруч.
⎯ Подпрыгивание на пальчиках (осторожно).
⎯ Сидя на стуле, подтягивание к себе пальцами ног коврик.
⎯ Захватывание пальцами ног карандаш или ручку, пытаться что-то нарисовать в
воздухе или на листе бумаги.
Комплекс №3 (упражнения выполняются сидя на стуле)
⎯ Выполнение стопами круговых движений.
⎯ Подтягивание носочков на себя, затем от себя, не сгибая колени.
⎯ Сгибание-разгибание пальцев ног.
⎯ Сведение-разведение носков, при этом пятки не отрывать от пола.
⎯ Соединение подошв (колени не согнуты).
⎯ Большим пальцем ноги провести по голени другой снизу-вверх, затем сменить ногу.
⎯ Отрывание от пола носков, затем пяток - поочередно.
⎯ Захватывание пальчиками ног предметов вокруг себя.
⎯ Проведение подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени,
поменять ногу.
⎯ Катание подошвой различных овальных предметов.
Тема 2.4. Упражнения с мешочками (8ч.)
Теория. Приемы выполнения новых упражнений. Устная инструкция педагога.
Игровые правила.
Практика. Выполнение упражнений на координацию, силу, выносливость, ловкость,
равновесие, баланс, гибкость.
Комплекс:
⎯ И. п. сидя на коленях, мешочек на голове - удержание мешочка.
⎯ И. п. то же, мешочек на голове, 1-2 встать на коленях, руки вверх, 3-4 и т.п.
8

⎯ И. п. сидя боком, мешочек на голове, 1-2 встать на колени, 3-4 сед на другой бок, не
уронив мешочек.
⎯ И. п. стойка ноги врозь, мешочек лежит на полу между стоп. Наклоны вперед до
касания мешочка ладонями (делать лепешку).
⎯ И. п. стойка ноги врозь, мешочек на полу между стоп. Делать прыжки вверх,
соединяя ноги над мешочком (не наступать на него).
⎯ И. п. стойка сзади мешочка с прыжками через мешочек вперед, назад.
⎯ И. п. стойка сбоку мешочка, то же справа налево и наоборот.
⎯ И. п. сидя, мешочек в руках - имитация броскового движения от груди. Повтор с
небольшим броском.
⎯ И. п. стоя, бросок мешочка вверх двумя руками с последующей ловлей и повтором
одной рукой.
⎯ И. п. стоя, бросок мешочка вверх двумя руками с хлопком во время полета мешочка.
⎯ И. п. стоя, броски мешочка обеими руками на дальность.
⎯ И. п. стоя, броски мешочка обеими и одной рукой в цель с места (горизонтальные и
вертикальные цели).
⎯ И. п. стоя, броски мешочка в движущуюся цель - катящийся по полу большой мяч.
⎯ И. п. сидя на полу - передача мешочка под согнутыми ногами из руки в руку.
⎯ И. п. лежа на животе, поднимая плечи и голову, передача мешочка из руки в руку за
спиной.
⎯ И. п. лежа на спине, мешочек вверх, поднимая ноги, захват мешочка ногами и
опускание его на пол без помощи рук с повтором в обратном направлении
Раздел 3. Упражнения со специальным оборудованием (32ч.)
Тема 3.1. Тактильно-развивающие упражнения (16ч.)
Теория. Приемы выполнения новых упражнений. Устная инструкция педагога.
Игровые правила.
Практика. Выполнение упражнений на развитие тактильности.
Перечень оборудования и виды деятельности:
⎯ Сенсорная тропинка - коррекция двигательной функции, совершенствование
координации движений, корригирующий эффект для стопы, усиление тактильной
чувствительности.
⎯ Хождение босиком по массажным следочкам.
⎯ Балансировочная дорожка - хождение по ограниченной поверхности различной
высоты, спрыгивание, перешагивания, удержание баланса.
⎯ Балансировочные кочки - на кочки можно наступать с двух сторон, ставить их на
основание и на вершину, хождение по дорожке из кочек.
⎯ Балансировочная платформа «Качели» - развитие мышечного баланса
Тема 3.2. Игры и интерактивные упражнения (16ч.)
Теория. Приемы выполнения новых упражнений. Устная инструкция педагога.
Игровые правила.
Практика.
Выполнение игровых упражнений в сухом бассейне на отработку тактильных ощущений
и снятие эмоционального напряжения. Выполнение упражнений на отработку навыков
пространственного восприятия и воображения, мелкую моторику, зрительное
восприятие и ловкость рук, а также коммуникативных навыков.
9

⎯ Игра №1 «Найди ежика». Задание: среди волшебных шариков найти маленьких
ежиков (массажные мячики или игрушки).
⎯ Игра №1 «В гостях у волшебных пузырьков». Задание: подойти к сухому бассейну,
обратить внимание на волшебные пузырьки, посмотреть сколько их, взять каждому
по одному пузырьку и рассказать, какой он (определить цвет, форму и др. свойства),
покатать его между ладошек, затем положить обратно, потрогать другие пузырьки,
поиграть с ними.
⎯ Игра №2 «Озеро». Задание: сухой бассейн – это волшебное озеро, чтобы искупаться
нужно зайти в него постепенно, сначала опустить правую ногу – почувствовать
ощущения, затем опустить левую ногу, присесть, а затем тихонько лечь, полностью
погрузится в волшебное озеро и поплавать в нем, плавая, прикасаться к шарикам и
ловить новые ощущения.
⎯ Игра №3 «Море шариков». Задание: представить детям, что они плавают в море,
имитировать плавание под музыкальное сопровождение, рассказать о своих
ощущениях и настроении.
⎯ Игра №4 «Достань со дна». Задание: на дне бассейна спрятано несколько предметов,
нужно их найти (для усложнения задания можно прятать более мелкие предметы).
⎯ Игра №5 «Кто больше?». Задание: набрать и удержать в руках как можно больше
шариков (для усложнения задания можно собирать шарики определенного цвета).
⎯ Игра №6 «Поздоровайся». Задание: сесть в бассейне кругом здороваться друг с
другом «под водой».
Выполнение игровых упражнений с пучком фиброоптических волокон на отработку
восприятия свойств и признаков предметов, тактильных ощущений, мелкой моторики,
коммуникативных навыков, мотивации в общении со сверстниками, преодоление
негативных эмоций и своего отношения к ним.
⎯ Игра №1 «Сжимаем в кулачке». Задание: обратить внимание на светящиеся волокна,
назвать их признаки (мягкие, длинные и т.д.), показать, как можно собрать волокна
в ладошке.
Выполнение упражнений на отработку навыков зрительного восприятия – плетение
цветных (сверкающих) шнуров (используется пучок фиброоптических волокон с
боковым свечением «Звездный дождь»). В процессе этой деятельности дети, находясь
под воздействием сложного сенсорного потока, могут сконцентрировать свое внимание
на определенном световом раздражителе. Эти упражнения направлены на отработку
навыков произвольного внимания.
⎯ Игра №2 «Наматывание» (на палец, на ладонь, на руку). Игра №3 «Заплетем косу».
Задание: всем вместе погладить и расчесать «волшебные волосы» фиброоптические
волокна, чтобы они стали красивыми.
⎯ Игра № 4 «Узелки». Игра№5 «Шарфики для медвежат». Задание-история: детимедвежата вышли на улицу, очень холодно (напряжение мышц рук, тела, шей,
головы), пришла мама и раздала медвежатам шарфики (каждый ребенок получает
светящееся волокно из пучка фиброоптических волокон с боковым свечением
«Звездный дождь»), чтобы они больше не мерзли (расслабление мышц). Полусонные
медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили
медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.

10

⎯ Игра №6 «Фигуры». Задание: из светящихся нитей (пучок фиброоптических волокон
с боковым свечением «Звездный дождь») по примеру выложить разные
геометрические фигуры, затем сделать из них дороги и покатать по ним
воображаемые машинки (если трудно играть воображаемыми машинками, можно
использовать игрушку).
⎯ Игра №7 «Поймай нить». Задание: обратить внимание как нити переливаются
разными цветами, играть с ними, называть цвет, ловить нить нужного цвета, как
только цвет меняется – отпускать.
⎯ Игра №8 «Волшебные нити». Задание: узнать лучше друг друга с помощью
волшебных нитей, по очереди брать в руки нить и называть любое хорошее качество
своего соседа, не отпуская запомнить его, набирать в руки все больше нитей.
⎯ Игра №9 «Струйки силы». Задание: рассказать о себе другим детям, взяв в руки нить
сказать: «Я самый…» (перебирая нити, ребенок называет свои качества).
Выполнение упражнений на мягких пуфах-креслах с гранулами под спокойную музыку.
⎯ Упражнение №1. Дети ложатся спиной на пуфики и, делая глубокие вдохи-выдохи,
слушают сказку, по окончании звучания музыки открывают глаза и тихо встают.
⎯ Упражнение №2. Дети ложатся спиной на пуфики слушают спокойную музыку,
рассматривая абстрактную картину, спроецированную на стену с помощью
проектора (космические или морские пейзажи), и фантазируют, затем рассказывают,
какие детали вызвали у них определенные ассоциации и с чем они связаны.
⎯ Упражнение №3. Дети-путешественники преодолевают горы, жару, препятствия в
пустыне (перебираются через мягкие модули) и добираются до оазиса, здесь
прохладно, щебечут птицы и плещется вода (слуховой образ).
Раздел 4. Упражнения на координацию и мозжечковую стимуляцию (24ч.)
Теория. Приемы выполнения новых упражнений. Устная инструкция педагога.
Правила выполнения упражнений.
Практика.
Выполнение упражнений на балансире с отработкой умений чувствовать расположение
и вес своего тела, контролировать равновесие. Неустойчивая поверхность тренажера,
сделанная из пластика или дерева, воспринимается как увлекательная и смешная игра.
Для тренировки координации с стимуляции мозжечка применяются различные
балансиры.
Упражнения с балансиром для рук.
⎯ Стоя на полу, держать в руках балансир для рук и катить мячик по лабиринту
балансира.
⎯ Стоя на правой ноге, а затем на левой ноге прокатывать шарик по рисунку балансира.
Выполнение упражнений с доской Бильгоу на улучшение работы мозга и укрепление
мышц всего тела. В зависимости от уровня наклона доски изменяется уровень
сложности упражнений (ее поверхность имеет специальную разметку, а угол наклона
платформы регулируется рокерами, имеющими радиус от 5 до 50 градусов).
Приемы выполнения упражнений (доска располагается перед ребенком):
⎯ Встать на доску, покачаться на ней.
⎯ Залезть и слезть с доски: а) спереди; б) сзади; в) справа; г) слева.
Ребенок в положении стоя медленно покачивается вперед-назад.
⎯ Встать на доску, закрыть глаза и медленно покачаться на доске.
11

⎯ Сесть на доску и медленно покачаться вправо-влево.
⎯ Сидя на доске на коленях, имитировать плавательные двумя движения руками, затем
только правой рукой и только левой рукой.
⎯ Сесть на доску «по-турецки» и покачаться вправо-влево.
⎯ Сесть на доску «по-турецки» и имитировать плавательные движения сначала двумя
руками, потом только правой, левой и поочередно.
⎯ Встать на доску на колени, зафиксировать взгляд на одном предмете и производить
вращательные движения головой в разные стороны.
Раздел 5. Дыхательные упражнения (20ч.)
Теория. Приемы расслабления и восстановления организма после физической нагрузки
и эмоционального возбуждения. Приемы регулирования процесса дыхания и
концентрации на нём своего внимания. Приемы укрепления мышц дыхательной
системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Приемы укрепления мышц органов
брюшной полости и осуществление вентиляции нижней части лёгких с концентрацией
внимания на нижнем дыхании. Приемы укрепления межрёберных мышц, концентрация
внимания на их движении и осуществление вентиляции средних отделов лёгких.
Приемы укрепления, стимуляции верхних дыхательных путей с обеспечением
вентиляции верхних отделов лёгких. Приемы укрепления дыхательных мышц всей
дыхательной системы и осуществление вентиляцию лёгких во всех отделах.
Практика. Выполнение комплексов упражнений на отработку навыков применения
всех приемов.
Комплекс №1
Упражнение №1 «Послушаем своё дыхание».
И. п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине слушание собственного дыхания и определение:
⎯ куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
⎯ какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка,
плечи или все части – волнообразно);
⎯ какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;
⎯ какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с
определённым интервалом (автоматической паузой);
⎯ тихое, неслышное дыхание или шумное.
Упражнение №2 «Дышим тихо, спокойно и плавно».
⎯ И. п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя,
спина ровная, глаза закрыты.
⎯ Медленный вдох через нос, когда грудная клетка начинает расширяться,
прекращается вдох и делается пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох
через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так,
чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Упражнение №3 «Дышим одной ноздрей».
⎯ И. п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
⎯ Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать
тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
⎯ Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным
пальцем левой руки – через правую ноздрю сделать тихий продолжительный выдох
12

с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально
вверх, чтобы в животе образовалось «ямка» 3-4 раза.
⎯ То же самое повторить поочередно с каждой ноздрей 3-6 раз.
После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох
(сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10
дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и
переходить на глубокое дыхание.
Упражнение №4 «Воздушный шар» (дышим животом, нижнее дыхание).
⎯ И. п.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуть, туловище расслабить, глаза закрыть,
внимание сконцентрировать на движении пупка: на нём лежат обе ладони.
⎯ Выдохнуть спокойно воздух, втянуть живот к позвоночному столбу, пупок как бы
опустить.
⎯ Сделать медленный и плавный вдох, без каких-либо усилий, живот медленно
поднимать вверх и раздувать, как круглый шар.
⎯ Сделать медленный и плавный выдох, живот медленно втянуть к спине, повторить
4-10 раз.
Упражнение №5 «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание).
⎯ И. п.: лёжа, сидя (стоя), руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать
на них внимание. Сделать медленный и ровный выдох, сжать руками рёбра грудной
клетки, ощутить дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществляя
вентиляцию лёгких во всех отделах.
⎯ Выполнить медленный вдох через нос, зажать руки на грудной клетке и
почувствовать ее распирание (медленно ослабить зажим).
⎯ На выдохе грудную клетку вновь медленно зажать двумя руками в нижней части
рёбер. Повторить 6-10 раз.
Выполнение упражнений на отработку навыков владения мышцами живота и
плечевого пояса. В начальной фазе обучения детям оказывается помощь в легком
сжимании на выдохе и разжимании на вдохе нижней части рёбер грудной клетки.
Упражнение №6 «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание).
⎯ И. п.: лёжа (сидя, стоя) положить руки накрест между ключицами и
сконцентрировать внимание на плечах.
⎯ Выполнять вдохи и выдохи со спокойным, плавным поднятием, опусканием ключиц
(плеч). Повтор 4-8 раз.
Упражнение №7 «Ветер» (очистительное полное дыхание).
⎯ И. п.: сидя (стоя, лёжа) расслабить туловище, сделать полный выдох носом, втягивая
в себя живот, грудную клетку.
⎯ Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки, задержать дыхание
на 3-4 с. и сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми
выдохами. Повтор 3-4 раза.
Выполнение упражнений на отработку навыков очищения (вентиляции) лёгких и
приемов помощи организму в согревании при переохлаждении или снятии усталости.
Данные упражнения выполняются после физической нагрузки.
Упражнение №8 «Радуга, обними меня».
⎯ И. п.: стоя или в движении, сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны
с задержкой дыхания на 3-4 с.
13

⎯ Растянуть губы в улыбке, произнести звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя
живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед
грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4 раза.
⎯ Повторить 3-5 раз предыдущее упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».
Комплекс №2
Упражнение №1 «Дышим одной ноздрёй».
⎯ Повторить упражнение «Дышим одной ноздрёй» из комплекса №1 с меньшей
дозировкой.
Упражнение №2 «Ёжик».
⎯ Делать повороты головой вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым
поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей
носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох
мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.
Упражнение №3 «Губы «трубкой».
⎯ Делать полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы. Губы
сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа. Сделать
глотательное движение (как бы глотаешь воздух). Пауза в течении 2-3 секунд, затем
поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить
4-6 раз.
Упражнение №4 «Ушки».
⎯ Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются
неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к
плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи
выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.
Повторить 4-5 раз.
Упражнение №5 «Пускаем мыльные пузыри».
⎯ При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская
мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы
носоглотки. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.
Упражнение №6 «Язык «трубкой».
⎯ Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже
сложить «трубкой». Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им
все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки. Закончив вдох, закрыть рот.
Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3-5 с.
Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4-8 раз.
Упражнение №7 «Насос».
⎯ Руки соединить перед грудью, сжав кулаки, выполнять наклоны вперёд – вниз и при
каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные,
как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов). Выдох
произвольный. Повторить 3-6 раз.
⎯ Напрягать все мышцы носоглотки при вдохах, с усложнением. Повторить 3 раза.
Сделать наклоны вперёд-назад (большой маятник), делая при этом вдох – выдох.
Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне поднимать назад к
плечам. При каждом вдохе напрягать мышцы носоглотки. Повторить 3-5 раз.
14

Упражнение №8 «Дышим тихо, спокойно и плавно»
⎯ Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1 с
меньшей дозировкой.
Раздел 6. Элементы самомассажа (20ч.)
Теория. Приемы и правила выполнения новых упражнений, точечного самомассажа.
Устная инструкция педагога.
Практика. Выполнение в игровой форме упражнений на отработку приемов точечного
самомассажа, умений управлять мимикой лица (имитируя работу скульптора) для
профилактики простудных заболеваний.
Комплекс упражнений №1
⎯ Поглаживание щек, крыльев носа, лба по направлению от середины лица к вискам.
⎯ Нажимать пальцами на переносицу и точку между бровями, делать вращательные
движения по часовой стрелке и против часовой стрелки. Выполнить 5-6 раз.
⎯ Прилагать усилия на «рисование бровей», оказывая на них давление, придавать им
красивый изгиб при помощи щипков «лепка густых бровей».
⎯ Прикасаться к глазам легкими нежными движениями «лепка глаз», расчесывать
реснички.
⎯ Проводить пальцами от переносицы к кончику носа «лепка длинного носа для
Буратино».
Комплекс упражнений №2 «Нос, умойся!»
⎯ «Кран, откройся!» - правой рукой делать вращательные движения, «открывая» кран.
⎯ «Нос, умойся!» - растирать указательными пальцами обеих рук крылья носа.
⎯ «Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводить руками над глазами.
⎯ «Мойтесь, уши!» - растирать ладонями уши.
⎯ «Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладить шею спереди.
⎯ «Шейка, мойся хорошенько!» - гладить шею сзади, от основания черепа к груди.
⎯ «Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживать щеки.
⎯ «Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - тереть ладошки друг о друга.
Комплекс упражнений №2 «Индеец».
⎯ «Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями – 3 р.
⎯ «Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – 3 раза.
⎯ «Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам – 3 раза.
⎯ «Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди – 3 раза.
⎯ «Пошел дождик» - легкое постукивание пальцами по лицу, словно играя на пианино.
⎯ «Вытираем с лица потекшую краску» - легкое поглаживание лица разогретыми
ладонями.
⎯ «Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды» - стряхнуть руки, опустив вниз.
Комплекс упражнений №3 «Неболейка» (для профилактики простудных заболеваний).
⎯ Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживать шею ладонями сверху
в низ).
⎯ Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательными пальцами
растирать крылья носа).
⎯ Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (приложить ко лбу ладони
«козырьком» и растирать его движениями в стороны).
15

⎯ «Вилку» пальчиками сделай и массируй уши смело (раздвинуть указательный и
средний пальцы и массировать ушную зону).
⎯ Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна (потирать ладошки друг о друга).
Раздел 7. Итоговое занятие (2ч.)
Практика. Просмотр фильма «Наши достижения». Проведение игрового мероприятия
«Спортивная карусель»». Подведение итогов учебного года.
Планируемые результаты
Личностные:
⎯ наличие позитивного отношения к здоровому образу жизни;
⎯ проявление коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в игровой деятельности;
⎯ умение соблюдать правила безопасности и принципы жизнедеятельности;
⎯ проявление личностных качеств и инициативы;
⎯ проявление интереса к занятиям по укреплению здоровья.
Метапредметные результаты:
⎯ наличие умений выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной
задачей;
⎯ умение адекватно оценивать правильность выполнения устной инструкции педагога;
⎯ понимание алгоритма действий и соответствующего ему конечного результата;
⎯ осуществление контроля за результатом по способу действия;
⎯ умение устанавливать причинно-следственные связи;
⎯ умение строить логические, рассуждения, умозаключения и выводы;
⎯ проявление навыков дисциплинированного поведения и культуры общения;
⎯ наличие коммуникационных навыков группового взаимодействия.
Предметные результаты:
⎯ знание правил сохранения и укрепления здоровья;
⎯ проявление гибкости, подвижности позвоночника и суставов, правильной осанки;
⎯ наличие знаний, представлений о своем теле и оздоровительной гимнастике;
⎯ проявление физиологических и координационных навыков детского организма;
⎯ овладение приемами правильного дыхания, самомассажа, техники выполнения
гимнастики и упражнений на специальных тренажерах.

16

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Продолжительность
учебного года

Продолжительность учебного
периода

Сроки каникул

Начало уч. года:
01.09.2023 г.

1
с 01.09.2023г.полуг. по 31.12.2023г.

16
Зимние:
недель 01.01.-08.01

Конец уч. года:
31.05.2024 г.

2
с 09.01.2024г.
полуг. по 31.05.2024г.

20
Летние
недель 01.06-31.08

Итого за уч. год

9 месяцев – 36 недель

Праздничные
дни
04 ноября
31 декабря
23 февраля
08 марта
01-03 мая
09 мая

Образовательный процесс - очный.
Организация образовательного процесса предполагает создание для ребенка специальной
развивающей среды, в которой при помощи использования детского оборудования и
тренажеров он получит максимальную пользу для здоровья и радость от учебных
занятий. Исходя из психофизических особенностей обучающегося, применяются
методы и формы работы, отвечающие принципам развивающей педагогики.
Методические особенности проведения занятий
Стрежнем содержания обучения является модульно-кольцевая структура, которая
включает в себя чередование занятий по разделам учебного (тематического) плана. В
ходе обучения ребенок изучает программный материал не последовательно блоками, а
с постоянным перемещением учебных тем. Вариативность программной тематики (в
соответствии с актуальными потребностями детей, изменяющимися условиями
реализации программы и интересами педагога), способствует развитию физических и
творческих способностей ребенка, углублению и активизации познавательного
интереса к здоровому образу жизни.
Программа построена на общих дидактических принципах педагогики:
⎯ систематичности (занятия проводятся регулярно);
⎯ доступности (с учетом особенностей возраста);
⎯ прогрессирования (возрастания физической нагрузки).
Содержание программы соответствует принципам гуманистической педагогики:
⎯ без оценочной деятельности (освобождение детей от страха делать ошибки);
⎯ сознательности и активности (предусматривает воспитание у детей инициативы,
активности, самостоятельности в решении поставленных перед ними задач, умения
регулировать свое психофизическое состояние);
⎯ творческой деятельности (предусматривает возможность применения ребенком знаний
и умений в нестандартной, новой для себя обстановке);
⎯ сотрудничества и кооперации (дается возможность выполнять движения как
самостоятельно, так и в паре с кем-то или группой);
⎯ взаимодействия с родителями (семья во многом определяет отношение детей к
физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу).
17

Родители — частые гости на занятиях, они участвуют в различных совместных
физических досугах и праздниках. Педагог их постоянно информируют о состоянии
физического развития детей.
Структура проведения игровой деятельности на тренажёрах
1. Вводная часть - разминка, целью которой является подготовка организма ребёнка к
более интенсивной работе в основной части НОД. Её содержание соответствует
содержанию традиционной физкультурной НОД: различные виды ходьбы, бега,
корригирующие упражнения и т.д. (длительность 3 – 5 минут).
2. Основная часть включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на
тренажёрах и игру.
Комплекс упражнений проводится с целью развития у дошкольников чувства ритма,
артистичности, творческих способностей; используется музыкальное сопровождение.
После выполнения ОРУ дошкольники приступают к выполнению упражнений
непосредственно на тренажёрах.
Способ организации детей – круговая тренировка, которая эффективна для данного
вида ОД.
Для проведения круговой тренировки организуются так называемые «станции» количество тренажёров в соответствии с количеством детей в группе. Сущность
круговой тренировки заключается в том, что каждый ребёнок упражняется
последовательно на каждом виде тренажёров, причём сложность движений и степень
нагрузки предлагается каждому ребёнку в зависимости от его индивидуальных
особенностей и физических возможностей, т.е. предлагается выполнить определённое
количество повторений упражнения или даётся временной коридор для выполнения
данного задания.
От занятия к занятию число повторений увеличивается, а временной коридор
удлиняется. Так, на первой ОД дети выполняют упражнение минимальное количество
раз и минимальное время – 1 минута, а на каждом последующем занятии время
выполнения увеличивается и доводится до 2 минут на каждой «станции» - тренажёре.
По сигналу педагога дети одновременно приступают к упражнениям на своих местах.
По истечении определённого времени инструктор подаёт сигнал о смене «станции» тренажёра, тем самым определяя временную продолжительность выполняемого
упражнения.
По окончании выполнения каждого задания на «станциях», во избежание
переутомления, все дети выполняют дыхательные упражнения, элементы самомассажа,
пальчиковой гимнастики, а также упражнения на релаксацию, которые разучивались на
предыдущих занятиях и поэтому уже хорошо знакомы детям и могут проводиться ими
самостоятельно.
Дети продолжают переходить от одного упражнения на тренажёрах - «станциях» к
другому, передвигаются по кругу, выполняя, таким образом, все предложенные
педагогом упражнения.
Особенно важно обеспечить индивидуальный подход к детям, так как ОД на
тренажёрах является достаточно сложной для освоения дошкольниками и требует учёта
возрастных, половых особенностей и возможностей каждого ребёнка.

18

После завершения круговой тренировки педагог организует подвижную игру, которая
подбирается с учётом степени нагрузки, полученной детьми, а также с учётом их
пожеланий.
3. Заключительной части ОД на тренажёрах отводится не более 3 – 4 минут. Она
включает элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнения – релаксации,
игровые упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы,
игр и упражнений для развития творческих способностей детей.
Общепедагогические приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В целях четкой организации учебно-воспитательного процесса, травм безопасности
занятий, а также учитывая специфику программы, на занятиях используются:
⎯ базовые упражнения;
⎯ фронтальный метод сочетания одновременного показа и рассказа педагога,
выполняющего упражнения вместе с обучающимися;
⎯ вербальные и визуальные инструкции педагога;
⎯ зеркальный показ и медленное пошаговое выполнение упражнений;
⎯ моторная плотность 100%;
⎯ музыкальное сопровождение, определяющее темп занятия и направленное на решение
педагогических задач.
Методы обучения:
⎯ Фронтальный - в ходе разучивания простых движений, когда ребенок способен сразу
овладеть новыми упражнениями.
⎯ Структурный - последовательное разучивание и усвоение движений, соединений,
комбинаций.
⎯ Комбинированный - сочетание нескольких видов гимнастики, с чередованием строго
дозированной работы и отдыха.
⎯ Повторный - выполнение гимнастических и игровых упражнений, движений, заданий
определенное количество раз.
⎯ Круговой - выполнение комплекса упражнений с повторением.
⎯ Игровой – выполнение заданий на снятие эмоционального перенапряжения и
увеличение интереса к занятиям.
⎯ Тестовый - задания на выявление результатов обучения и мобилизации скрытых
резервных возможностей.
⎯ Контрольный - самостоятельное воспроизведение освоенных комплексов упражнений
с использованием специальных терминов, отражающих уровень понимания
пройденного материала.
Формы организации учебного занятия:
⎯ беседа;
⎯ практическая деятельность;
⎯ самостоятельная работа;
⎯ игра;
⎯ конкурс;
⎯ турнир;
⎯ викторина.

19

Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того
чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения
оптимального результата на занятиях используются различные виды деятельности с
обучающимися:
⎯ фронтальная работа;
⎯ работа в парах.
В образовательном процессе используются следующие формы деятельности:
⎯ беседа;
⎯ разминка-ходьба, прыжки;
⎯ элементы самомассажа;
⎯ упражнения для глаз;
⎯ суставная гимнастика;
⎯ игровой стретчинг;
⎯ гимнастика для глаз;
⎯ пальчиковая гимнастика;
⎯ дыхательная гимнастика.
1. Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на пятках, наружных сторонах стоп, с высоким
подниманием бедра, перекатом с пятки на носок, мелким и широким шагом, приставным
шагом в левую и правую сторону. Ходьба с использованием игровых подражательных
движений, с выполнением различных заданий педагога. Ходьба по массажным
коврикам, ребристой доске, «следам», по канатам. Ходьба с предметами: мешочками с
песком, «шляпкой», бабочкой на голове, с кубиками в руках, с гимнастической палкой
за спиной, на плечах.
2. Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой, разными способами
(ноги крестно; ноги врозь; одна нога вперед, другая назад), с поворотом, с
продвижением вперед (на расстояние 3-4 м). Прыжки на одной ноге (правой и левой) на
месте и продвигаясь вперед.
3. Игровой стретчинг. Стретчинг – это растяжка, специальная поза, предназначенная для
увеличения и сохранения длины мышц. Растяжки воздействуют на все мышцы и
суставы, повышают эластичность связок, снижается опасность отложения в суставах
шлаков, увеличивается их подвижность. Упражнения стретчинга рассчитаны на
вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление,
настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя
защитные силы организма, предупреждать многие заболевания, т.к. воздействие на
позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную
системы, помогает повысить иммунные силы организма и его естественную
сопротивляемость. Занятия игровым стретчингом с детьми дошкольного возраста
показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся
более открытыми для общения между собой и со взрослыми. А близкие и понятные
детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять сложные физические
упражнения, направленные на профилактику различных деформаций позвоночника,
укрепление связочного аппарата, формирование правильной осанки. Также у ребенка
совершенствуется эластичность мышц, развивается координация движений,
воспитывается выносливость и старательность.
20

4. Элементы самомассажа. Воздействие на кожу с точечного массажа улучшает
энергетический баланс детского организма, стимулирует и успокаивает вегетативную
нервную систему, усиливает артериальное кровоснабжение, уменьшает боль, снижает
нервное и мышечное напряжение. Самомассаж активных точек на подошве и пальцах
ног, некоторых точек на голове, лице, ушах, а также на пальцах рук оказывает
благотворное влияние на весь организм и используется не только как элемент
психофизической тренировки, но и как средство профилактики ОРЗ и ОРВИ. В отличие
от лечебного массажа, ребенок проводит массаж биологически активных точек
самостоятельно в игровой форме. Здесь он не просто «работает», а играет, лепит, мнет,
разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки и любви. Делая массаж
определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь
организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то
прекрасное, развивает у него позитивное ценностное отношение к собственному телу.
5. Дыхательные упражнения. Частота и глубина дыхания связаны с интенсивностью и
характером физической и эмоциональной нагрузки. Движения, которые
сопровождаются натуживанием, вызывают временную задержку дыхания. Упражнения,
требующие динамического равновесия, выполняются с равномерным дыханием.
Педагог подсказывает детям наиболее удобный в каждом отдельном случае ритм
дыхания, привлекает внимание к наиболее удобному согласованию вдоха и выдоха с
определенными моментами движения. Общие дыхательные упражнения улучшают
легочную вентиляцию, укрепляют дыхательную мускулатуру, а специальные
дыхательные - оказывают активное профилактическое действие на устойчивость
ребенка к заболеваниям ОРЗ и ОРВИ.
6. Релаксация. Использование игр и игровых упражнений на расслабление: «Качели»,
«Шарик», «Ветер и зайка», «Кораблик» и др. с использованием элементов самомассажа.
Аутотренинг с применением музыкального сопровождения.
7. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют
ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться
терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития
творческих способностей детей, пробуждающий воображение и фантазию.
Исследования показали, что уровень развития детской речи находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Материально-техническое обеспечение
⎯ Помещение: хорошо освещенная и тематически оформленная просторная аудитория, с
мягким покрытием и зеркалами.
⎯ Техническое обеспечение: музыкальный центр, стереоколонки, компьютер, проектор
«Солнечный 100».
⎯ Специальное профилактическое и развивающее оборудование:
1. Набор для профилактики плоскостопия «Полоса препятствий» - в него входят:
платформа на колесах для детей «FLOOR SURFER»; балансировочные качели
«TOP»); пирамида для развития равновесия; балансировочная платформа «Качели»;
активные кольца тонкие; массажные коврики «Тактильные диски»; балансировочные
платформы «Речные камни»; балансировочные платформы; тактильная дорожка
«Улыбка».

21

2. Набор для развития координации и мозжечковой стимуляции: балансиры и доски
Бельгоу.
3. Тактильно-развивающий набор: мягкие пуфы-кресла с гранулами, сухой бассейн,
пучок с фиброоптическими волокнами.
⎯ Специальное спортивное оборудование: (стандартное и нестандартное): мячи (разного
диаметра), мячи-прыгуны, мячи-массажеры, обручи (разного диаметра), кольца плоские
разного диаметра, дуги для подлезания, доски для ходьбы (в том числе и ребристые,
мелкие предметы для профилактики плоскостопия, массажеры для ног, корригирующие
дорожки, кегли, кубики, султанчики и др.
⎯ Информационное обеспечение: аудио и видеотека, мультимедийные презентации.
⎯ Дидактические и методические пособия: специальная литература, тематические
иллюстрации и плакаты.
Педагогические кадры
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования,
имеющий высшую квалификационную категорию, высшее профессиональное
образование и стаж работы с детьми дошкольного возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг освоения образовательной программы
Формы аттестации разработаны индивидуально для определения результативности
усвоения образовательной программы:
⎯ Входной контроль: первичная диагностика.
⎯ Текущий контроль: педагогическое наблюдение, устный опрос, анализ работ, тестовые
и контрольные задания/упражнения.
⎯ Итоговый контроль: открытое занятие, итоговая диагностика.
⎯ Педагогический контроль за физическим состоянием обучающихся.
Оценочные материалы. В программе заложены диагностические мероприятия по
отслеживанию уровня усвоения учебного материала: устные вопросы, тестовые и
творческие задания.
При проведении диагностики применяется контрольный материал для полной оценки
физических возможностей ребенка, определяющий качественные изменения его образа
жизни.
Регулярно в таблице наблюдений педагогом регистрируется следующая информация:
⎯ изменение физической формы, происходящие у ребенка в процессе обучения,
⎯ изменение, с точки зрения понимания ребенком, учебных требований,
⎯ применяемая конкретная помощь, в которой, по мнению педагога, нуждается ребенок.
Проверка выполнения контрольных заданий выявляет уровень развития движений и
физических качеств, а так определяет степень соответствия возрастным нормам
обучающегося.
Критерием эффективности образовательной деятельности является уровень
физической подготовленности ребёнка (под физической подготовленностью
понимается уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств
обучающегося).

22

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
№ 273-ФЗ.;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
5. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18
ноября 2015 № 09-3242;
6. Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
7. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагогов:
1. Ангелова О. Ю. Основы инновационной деятельности в сфере физической культуры
и спорта. Учебное пособие для СПО. - М.: Лань, 2023. - 102 с.
2. Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры. - М.: Юрайт, 2023. - 182
с., ил.
3. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. - М.: КноРус, 2020. - 312
с., ил.
4. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. - М.: Юрайт,
2019. - 174 с.
5. Гимазов Р. М. Теория и методика физической культуры и спорта: обучение
двигательным действиям. Учебное пособие для вузов, 2-е изд. - М.: Лань, 2024. - 156
с., ил.
6. Королев А. С. Круговая тренировка как средство массовой физической подготовки.
Учебное пособие для вузов. - М.: Лань, 2023. - 68 с.
7. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Учебник. - М.: КноРус,
2020. - 256 с.
8. Ловягина А. Е., Ильина Н. Л., Медников С. В. Психология физической культуры и
спорта. - М.: Юрайт, 2023. - 610 с.
9. Ловягина А. Е., Ильина Н. Л., Медников С. В. Психология физической культуры и
спорта. - М.: Юрайт, 2024. 391 с.
10. Манжелей И. В. Организация физкультурно-спортивной досуговой деятельности
детей. Учебное пособие для вузов. - М.: Лань, 2023. - 192 с.
11. Никитушкин В. Г. Теория и методика детско-юношеского спорта. Учебник для
вузов. - М.: Спорт, 2021. - 328 с.
23

12. Никитушкин В. Г., Чесноков Н. Н., Чернышева Е. Н. Оздоровительные технологии в
системе физического воспитания. - М.: Юрайт, 2023. - 280 с.
13. Пашарина Е. С. Основы профессиональной этики тренера. Курс лекций. - М.: Лань,
2023. - 88 с.
14. Ростомашвили Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со
сложными (комплексными) нарушениями развития. - М.: Спорт, 2020. - 164 с.
15. Рубанович В. Б. Педагогический контроль при занятиях физической культурой.
Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2019. - 254 с.
16. Рубин В. С. Разделы теории и методики физической культуры. Учебное пособие для
вузов, 3-е изд. - М.: Лань, 2023. - 104 с.
17. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в школьных учреждениях. - М.:
АльянС, 2022. - 208 с.
18. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка / под ред.
Зайцев А. А. - М.: Юрайт, 2020. - 228 с.
19. Ягодин В. В. Физическая культура. Основы спортивной этики. - М.: Юрайт, 2019. 114 с., ил.
Литература для родителей:
1. Капилевич Л. В. Физиология человека. Спорт. - М.: Юрайт, 2024. - 160 с., ил.
2. Карелова И. И. Комплексное развитие детей. Познавательная, речевая, игровая,
социальная деятельность. ФГОС ДО. - М.: Учитель, 2020. - 134 с.
3. Никитушкин В. Г., Чесноков Н. Н., Чернышева Е. Н. Теория и методика физического
воспитания. Оздоровительные технологии. - М.: Юрайт, 2023. - 280 с.
4. Пельменев В. К., Конеева Е. В. История физической культуры. - М.: Юрайт, 2019. 184 с., ил.
5. Эммерт М. С., Фадина О. О., Шевелева И. Н. Общая физическая подготовка в рамках
самостоятельных занятий. - М.: Юрайт, 2023. - 130 с.
Литература для обучающихся:
1. Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 89 с.
2. Правдина Н. Б. Упражнения для детей. Практическое пособие для детей и родителей.
– М.: Издательский дом Наталии Правдиной, 2009. – 234 с., ил.
3. Шихи К. Фитнес-терапия: Исчерпывающее руководство для тех, кто хочет
сохранить силу и здоровье своего тела и преодолеть болезни / Пер. с англ. А.В.
Гришин. - М.: Терра-Спорт, 2011 – 216 с., ил.
Интернет-ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

www.edu.ru [Федеральный портал «Российское образование»].
https://www.pinterest.ru [Социальный интернет-сервис].
https://www.livemaster.ru [Российский интернет-портал].
http://festival.1september.ru [Образовательный портал «1 сентября»].
http://pedsovet.org [Всероссийский дистанционный педсовет].
https://infourok.ru [Библиотека методических материалов для учителя].
http://dopedu.ru [Федеральный информационно-методический портал
«Дополнительное образование»].

24

Приложение №1
Анкета (совместные действия педагога и родителей)
1)
2)
3)
4)
5)

Как Вам представляется урок физической культуры?
(Ваш ответ ______________________________________________________________)
Тревожит ли Вас уровень физического развития Вашего ребенка?
(Ваш ответ ______________________________________________________________)
Какие физические навыки необходимо развить Вашему ребенку?
(Ваш ответ ______________________________________________________________)
Следует ли формировать у ребенка сознательную потребность к спорту?
(Ваш ответ _____________________________________________________________)
Какой Вы видите совместную работу с педагогом?
⎯ Присутствие на занятиях
⎯ Личная консультация
⎯ Тематическая беседа

25

Приложение №2
Диагностика признаков утомления обучающегося
по программе «Спортивная карусель»
Признаки
1.Окраска кожных
покровов
2. Характер
потоотделения
3.Характер дыхания

Степени утомления
1 (легкая)
Допустимая норма
Локальное покраснение (в
области щек)
Локальное (в области
подмышечных впадин)
Незначительное учащение
(до+ 10 в 1 мин.)

4. Внимание

Не нарушено, активное
участие, адекватное
выполнение команд

5.Координация
движений

Не нарушена, четкое
выполнение движений

6. Самочувствие

Нет жалоб, ощущение
«мышечной радости»,
эмоциональный подъем

2 (средняя)
требуется снижение нагрузки
Диффузное покраснение
(лицо, плечевой пояс)
Диффузное (лицо, плечевой
пояс)
Значительное учащение,
возможно поверхностный
характер
Нарушено, отвлечение от
хода занятия, возможно
возбуждение или
торможение(вялость)
Нарушена: неуверенность,
неточность при выполнении
движений, добавочные
движения, отказ от
выполнения сложных или
малознакомых упражнений
Жалобы на мышечные боли,
усталость, одышку,
сердцебиение, нежелание
продолжать занятие

Способы регулирования физической нагрузки по следующим параметрам:
⎯ количество повторений каждого упражнения;
⎯ темп выполнения;
⎯ продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;
⎯ продолжительность выполнения упражнений.
Меры безопасности при занятиях с детьми дошкольного возраста:
⎯ учить ребенка приемам самостраховке;
⎯ избегать упражнений на прогибание в поясничном отделе;
⎯ длительное удержание трудных поз заменить повторением.

26

Приложение №3
Методическое обоснование введения упражнений на развитие крупной моторики
Шесть характеристик физических качеств, определяемых у ребенка
⎯ Гибкость определяет степень подвижности опорно-двигательного аппарата и имеет
особое значение для здоровья. Способность выполнять повороты и круговые
движения в суставах тела свидетельствует о хорошем физическом состоянии
ребенка. Показателем гибкости служит наибольшая амплитуда движения.
⎯ Быстрота – способность ребенка совершать двигательные действия в максимально
короткий отрезок времени. Она относится к числу консервативных, т.е. трудно
развиваемых качеств. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных,
часто передаваемых по наследству.
⎯ Выносливость является одним из важнейших физических качеств ребенка,
характеризующее его физическое состояние. Это способность противостоять
утомлению и какой-либо деятельности. Она определяется функциональной
устойчивостью нервных процессов, координацией функций двигательного аппарата
и внутренних органов.
⎯ Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему
посредством мышечного аппарата.
⎯ Координация является важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят
успешность обучения новым двигательным действиям и совершенствование ранее
разученных упражнений. Под координационными качествами понимается
способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в
меняющиеся условиях, выполнять движения точно и рационально.
⎯ Ловкость – более общее по сравнению с координацией понятие. Это комплексное
качество обеспечивает рациональное и быстрое выполнение движений в
меняющихся условиях.
Выявление у ребенка трудностей с недостаточным развитием крупной моторики:
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯

проблемы с овладением навыками рисования и письма;
письмо или рисование в течение длительных периодов времени;
повседневные навыки ухода за собой (самостоятельное одевание, использование
столовых приборов);
поддержание позы, сидя на полу или за партой;
неуклюжесть (часто падает, спотыкается о мебель, сталкивается с др. людьми);
низкий уровень энергии (часто кажется усталым или апатичным, медленно
реагирует на раздражители);
плохая артикуляция звуков;
трудности с манипулированием маленькими игрушками и посудой;
не может перенести навык в новую деятельность (например, с трудом
переключается, если после большого мяча нужно поймать маленький или наоборот);
низкая самооценка и трудности в контакте со сверстниками.

При развитии крупной моторики у ребенка развиваются следующие навыки:
⎯

повышается уверенность ребенка в своих движениях;

развивается сила и выносливость для выполнения любой нагрузки;
⎯ обеспечивается устойчивая база, для более эффективного использования рук и
кистей рук при выполнении тонких моторных навыков;
⎯ поддерживается и растет самооценка;
⎯ повышаются спортивные способности.
⎯

Критерии оценки уровня физического развития ребенка:
Низкий. Ребенок допускает существенные ошибки в технике движения. Не
соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении показа
взрослого. Нарушает правила в играх, с интересом в них участвует. Ошибок в
действиях других не замечает.
⎯ Средний. Ребенок владеет главными элементами техники большинства движений.
Способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного
показа. Иногда замечает ошибки при выполнении упражнений и нарушение правил
в играх. Увлечен процессом и не всегда обращает внимание на результат. В играх
активен, положительно относится ко всем предлагаемым, особенно новым
упражнениям.
⎯ Высокий. Ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям.
Осуществляет элементы контроля за действиями сверстников, замечает нарушение
правил в играх. Наблюдается перенос основных упражнений в самостоятельную
деятельность.
⎯

Для определения развития крупной и мелкой моторики, моторной координации
(одного из основных компонентов движения) используются упражнения-тесты с
предметами, для выполнения которых ребенку нужно произвести движения своего тела
относительно того или иного предмета. Подбор упражнений осуществляется таким
образом, чтобы у педагога была возможность быстро и легко определить результат
выполнения задания. *Физические нагрузки в упражнениях соответствуют оптимальной
возрастной норме.

28

Приложение №4
Методическое обоснование введения упражнений
на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия
Важная составляющая всех разделов программы, имеющая место практически на
каждом занятии - упражнения на формирование правильной осанки. У детей данного
возраста наблюдается отставание роста силы глубоких мышц спины, отсюда и нарушения
осанки, невозможность длительного сохранения позы. Поэтому очень важны
общеразвивающие упражнения, направленные на развитие мышечного корсета, а также
формирующие правильную осанку. Неправильная осанка меняет форму и объем грудной
клетки, мешает нормальной жизнедеятельности внутренних органов и систем, приводит к
снижению физических резервов детского организма. А это в свою очередь приводит к
целому ряду заболеваний. Для исправления дефектов осанки рекомендуются упражнения,
когда одновременно вовлекаются несколько мышечных групп и суставов.
Особенно важно включать в занятия с дошкольниками упражнения, направленные
на профилактику плоскостопия. Это одно из тяжелых ортопедических заболеваний,
которое встречается у взрослых из-за отсутствия в детском возрасте профилактических и
лечебных мер. В основе «борьбы» с плоской стопой лежит укрепление мышц свода стопы
(различные виды ходьбы – босиком, по гимнастической палке), укрепление мышц опорнодвигательного аппарата в целом, разгрузка мышц нижних конечностей.
В программу внесены нетрадиционные оздоровительные технологии (дыхательная
гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения на расслабление, психогимнастика,
босохождение). Каждая из обозначенных технологий имеет оздоровительную
направленность, а в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у
ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.
Для повышения эффективности освоения образовательной программы
предусмотрено использование такого метода как создание вариативности педагогических
условий (за счет введения в учебный процесс нового тренажера, усложнения содержания
двигательных заданий и т.д.). Использование приёмов - создание поисковых ситуаций,
предоставление ребенку самостоятельного выбора способа выполнения действий,
включение специальных игр и заданий для проявления воли, решительности, смелости и
находчивости – способствует активизации мыслительной и двигательной деятельности
ребенка.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».