Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100-Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год Авторы-составители: Караульщикова Людмила Юрьевна методист, Кодочигова Елена Алексеевна методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ.; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Направленность программы – физкультурно-спортивная. В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии физического здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма к вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным инфекциям, поэтому в современном мире возникла необходимость укрепления связей ребёнка с разными видами активной деятельности. Родители (законные представители) в качестве приоритетной выдвигают проблему охраны физического и психического здоровья ребенка. При разработке данной программы учитывалась специфика регионального компонента образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма, где важная роль отводится успешному применению оздоровительных технологий и методов, создающих развивающие условия организации воспитательно-образовательного процесса, при которых улучшается физический статус дошкольника. Учреждение дополнительного образования поддерживает родителей в их педагогических и родительских функциях, способствует активизации успешности ребенка и раскрытию его здорового позитивного имиджа. Актуальность программы. В современных условиях развития общества проблема здоровья ребенка является как никогда ранее актуальной. Занятия по программе удовлетворяют естественные потребности ребенка в движении и ощущении «мышечной радости», при этом особое внимание педагог обращает на интерес обучающегося к физическим упражнениям, способствующим укреплению разных групп мышц и в целом всего детского организма. Разнообразные упражнения оказывают тренирующее воздействие на физическое тело, укрепляют мышцы рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног, развивают силу, быстроту движений, ловкость, гибкость и общую выносливость растущего организма. Кроме того, занятия значительно повышают эмоциональный тонус дошкольника, влияют на активизацию его познавательной деятельности, воспитывают выдержку, решительность, помогают управлять своим поведением в общении со сверстниками. Новизна программы. Быстроразвивающиеся технологии, современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния ребенка, к его общекультурной готовности, особенно в период подготовки к 2 школьному обучению. Поэтому в качестве одной из эффективных форм физкультурнооздоровительной работы в учреждении дополнительного образования являются занятия с использованием специального спортивно-оздоровительного оборудования. В виду интенсивно развивающегося опорно-двигательного аппарата, в данном возрастном периоде, у ребенка повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам, поэтому физкультурно-спортивная практика успешно решает проблему гиподинамии и гипокинезии детского организма. В зависимости от конструкции и структуры специального оборудования, от характера движений, у ребенка качественно развиваются двигательные качества, происходит совершенствование жизненно важных физиологических систем, повышается устойчивость к внешним воздействиям окружающей среды. Отличительные особенности программы. Кроме обучения технике выполнения упражнений на специальном оборудовании и тренажерах, занятия включают обучение релаксации (умение расслаблять и восстанавливать свой организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения), дыхательную гимнастику, развитие крупной и мелкой моторики, профилактику плоскостопия и элементы самомассажа. ⎯ Польза дыхательных упражнений заключается в планомерной работе с дыханием, что необходимо при хронических заболеваниях носоглотки и органов дыхания: бронхите, астме, ларингите, тонзиллите, рините. Упражнения укрепляют мышцы брюшной полости, носоглотки, верхних дыхательных путей, способствуют выравниванию осанки, насыщают кровь кислородом и усиливают ее приток к головному мозгу. Поэтому после занятий у ребенка наблюдается бодрость, хорошее настроение и повышение концентрации внимания. ⎯ Влияние на качественную связь овладения предметными действиями и развитие продуктивных видов деятельности – письма и речи ребёнка, оказывают упражнения для развития мелкой моторики. Упражнения, формирующие двигательные функции, совершенствует тонкие движения рук, помогают стать настоящим хозяином своих пальчиков и умело совершать сложные манипуляции с предметами. ⎯ Очень большое значение имеют упражнения, позволяющие ребенку профилактировать плоскостопие. Нарушение анатомии стоп может привести к проблемам с позвоночником и опорно-двигательного аппарата, ввиду этого, плоскостопие далеко не безобидно и является одним из самых частых недугов опорно-двигательной системы. Для правильного формирования стоп выполняются специальные упражнения, корректирующие наметившуюся деформацию. ⎯ Самомассаж выполняется в забавной игровой форме - в стихах, с использованием массажных мячиков, карандашей и других предметов. Детские игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в здоровом состоянии. Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему, помогает снять общую усталость и обеспечивает эффективную работу всех органов на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Педагогическая целесообразность. Физическое воспитание ребенка предусматривает обязательное выполнение золотого правила – «не навреди». Знакомство с новыми упражнениями происходит постепенно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося в несколько этапов, начиная с упрощённой формы, с 3 постепенным усложнением техники выполнения задания. Занятия строятся под контролем нагрузки, дозированности, подбора индивидуальной интенсивной деятельности и мотивацией ребенка на правильное выполнение упражнений с опорой на личный пример педагога. Адресат программы. Программа адресована обучающимся от 5-ти до 7-ми лет. Условия формирования группы. Набор обучающихся по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию специальных умений. При комплектовании групп учитывается возраст и пол детей, не имеющих медицинских противопоказаний. Зачисление на программу проводится в начале учебного года по желанию детей и с согласия родителей (законных представителей). Учебная группа формируется до 12 человек. Возрастные особенности физического развития детей 5-7 лет. Возраст 5-6 лет – период стремительного роста ребенка, когда происходят ежегодные прибавки роста (от 8-ми до 10-ти см.). Наиболее быстро растут нижние конечности, интенсивно протекает окостенение скелета (вместе с тем скелет ребенка еще достаточно эластичен), усложняется центральная нервная система, развивается мелкая мускулатура, совершенствуются мышечные движения. На основе расширения и обогащения двигательного опыта качественно улучшается координация движений, активно развиваются основные такие виды движений как - ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание. Продолжается увеличение массы сердца, хотя его мышцы еще слабы (существует опасность перегрузки сердца работой). Улучшается состав крови и увеличивается жизненная емкость легких. Возраст 6-7 лет - скелет становится более крепким и выдерживает допустимую нагрузку при выполнении различных движений, требующих гибкости, упругости и силы. Детское тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более выносливыми, подвижными, ловкими. Развитие крупной и мелкой мускулатуры способствует совершению длительных прогулок, интенсивных прыжков, бегу без переутомления, выполнению сложных трудовых поручений и физкультурных упражнений. Мозг и нервная система совершенствуются, чем влияют на качественную физическую деятельность ребенка с растущей возможностью управления разнообразными движениями. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. В соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для дошкольников составляет 30 минут. Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 144ч. Срок освоения программы - 9 месяцев, продолжительность образовательного процесса - 36 учебных недель. Уровень освоения программы – ознакомительный. Обучение соответствует первому уровню сложности по реализации общедоступных, универсальных форм организации образовательного процесса. Содержание учебного материала способствует решению задач физического воспитания дошкольников 5-7 лет с использованием специального детского развивающего оборудования и спортивных тренажеров. Форма обучения – очная. Виды занятий – теоретические, практические, контрольные. 4 Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос, смотр и анализ упражнений, тестирование, контрольные задания, конкурс, турнир, открытое занятие. Цель программы – укрепление здоровья и содействие физическому развитию ребенка через разные виды деятельности, удовлетворяющие потребности детского организма в активном движении. Задачи программы: Обучающие: ⎯ овладение определенными двигательными умениями и навыками при занятиях на тренажерах; ⎯ обучение расслаблению и восстановлению организма после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; ⎯ обучение элементарным знаниям о многообразии физических и спортивных упражнений; ⎯ формирование двигательного опыта при обучении на тренажерах; ⎯ формирование знаний о приемах страховки при работе на тренажерах. Развивающие: ⎯ развитие общей выносливости детского организма и его физических качеств; ⎯ развитие мышечного тонуса с укреплением постановки правильной осанки; ⎯ развитие двигательных способностей (координации движений, гибкости, силы; быстроты и выносливости); ⎯ творческое развитие в естественной потребности двигательной активности. Воспитательные: ⎯ воспитание потребности в здоровом образе жизни, любви к спорту и движениям; ⎯ воспитание самостоятельности во время работы на тренажерах; ⎯ воспитание коммуникативных качеств, дисциплинированности, целеустремленности в достижении результата. 5 Учебный (тематический) план № п/п Наименование раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика 1 Введение в программу «Спортивная карусель» 2 1 1 Входная диагностика 2 Упражнения на спортивных снарядах и тренажерах 44 4 40 Педагогическое наблюдение 2.1 Полоса препятствий 12 1 11 Устный опрос 2.2 Игры с обручем 12 1 11 Тест 2.3 Упражнения для профилактики плоскостопия 12 1 11 Контрольные задания 2.4 Упражнения с мешочками 8 1 7 Конкурс Упражнения со специальным оборудованием 32 2 30 Педагогическое наблюдение 3.1 Тактильно развивающие упражнения 16 1 15 Турнир 3.2 Игры и интерактивные упражнения 16 1 15 Анализ упражнений 4 Упражнения на координацию и мозжечковую стимуляцию 24 1 23 Педагогическое наблюдение 5 Дыхательные упражнения 20 1 19 Контрольные задания 6 Элементы самомассажа 20 1 19 Педагогическое наблюдение 7 Итоговое занятия 2 - 2 Открытое занятие 144 10 134 3 Итого Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Ведение в программу (2ч.) Теория. Цели и задачи с программы «Спортивная карусель». Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Беседа о здоровом образе жизни и о влиянии движений на физическое тело человека. Правила использования современных специальных тренажеров. Практика. Игра на знакомство. Просмотр тематической презентации. Пробная разминка. Выполнение самомассажа. Первичная диагностика (оценка уровня физической подготовленности детей). 6 Раздел 2. Упражнения на спортивных снарядах и тренажерах (44ч.) Тема 2.1. Полоса препятствий (12ч.) Теория. Новые понятия - координация, сила, выносливость, ловкость, равновесие, баланс, гибкость. Правила выполнения упражнений. Практика. Выполнение упражнений на координацию, силу, выносливость, ловкость, равновесие, баланс, гибкость (по устной инструкции педагога). Полоса препятствий с произвольными заданиями - имитация разной ходьбы (как уточка на корточках, как краб, перебирая руками и ногами, в стиле лягушки – отрывочными прыжками). Применение скакалки - выложить ею линию и ступать по линии «ёлочкой», как ходят балерины. Упражнения на поднимание по лестнице, скатывание с горки, выполнение прыжков через нарисованные мелом линии. Тема 2.2. Игры с обручем (12ч.) Теория. Приемы выполнения новых упражнений. Устная инструкция педагога. Игровые правила. Практика. Выполнение упражнений на координацию, силу, выносливость, ловкость, равновесие, баланс, гибкость. Инструкция педагога: соединить между собой четыре обруча так, чтобы полученная фигура была похожа на цветок - положить ее на пол. Задание №1: ребенку нужно кидать монетки или камешки в импровизированный цветок, стараясь при этом попасть в центр, если он попал в центр между обручами – 3 очка, если в круг одного обруча – 1 очко. Победитель тот, у кого наберется больше очков. Задание №2: педагог держит хула-хуп вертикально пола, ребенок должен пролезть через него ногами вперед, опираясь на руки сзади, после удачной попытки задание можно усложнить – пролезть через хула-хуп сначала одним боком, а потом другим. Задание №3: ребенок должен постараться попасть небольшим мячиком в центр хулахупа, который педагог держит в вытянутой руке. Задание №4: «Кто быстрей пройдет по дорожке» - дети делятся на две команды; командам дается задание, например, «В обруч смело ты шагай, четко фрукты (страны, имена) называй». По сигналу дети начинают перешагивать из обруча в обруч и на каждый шаг называют один из фруктов. Выигрывает тот, чья дорожка окажется длиннее или кто дальше пройдет от линии старта. Задание №5: «Катание на лошадке» - проводится аналогично игре «Перевези утопающего», только здесь первый игрок стоит в обруче. По команде ребенок добегает до стойки, обегает ее и возвращается к старту. Следующие игроки цепляются руками за ободок обруча и «садятся в тележку». Тема 2.3. Упражнения для профилактики плоскостопия (12ч.) Теория. Приемы выполнения новых упражнений. Устная инструкция педагога. Игровые правила. Практика. Выполнение упражнений на координацию, силу, выносливость, ловкость, равновесие, баланс, гибкость. Комплекс №1 ⎯ И. п.- стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка), выполнить подъем на носки, 5-8 сек. и снова опуститься на стопу. ⎯ И. п.- сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног. 7 ⎯ И. п.- сидя на стуле, широко расставив ноги, ребенок приближает и отдаляет от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы. ⎯ И. п.- сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, ребенку следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы. ⎯ Хождение 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 сек. на пятках, на внутренней и на внешней сторонах стоп. ⎯ Стоя сомкнуть стопы вместе, далее развести как можно шире носки, а потом из того же положения развести как можно шире пятки. ⎯ Не отрывая стоп от пола, выполнить 5-10 приседаний. ⎯ Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке, затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое с другой ногой. ⎯ Ходьба гусиным шагом 30-60 секунд, затем столько же в полуприседе. ⎯ Захватывание пальцами одной стопы карандаша и ходьба с ним 30-40 секунд. Комплекс №2 ⎯ Ходьба по коврику с пуговицами. ⎯ Сидя на стуле, катание палки ступнями. ⎯ Ходьба по толстой веревке- «змее». ⎯ Катание пальцами ног специальный гимнастический обруч. ⎯ Подпрыгивание на пальчиках (осторожно). ⎯ Сидя на стуле, подтягивание к себе пальцами ног коврик. ⎯ Захватывание пальцами ног карандаш или ручку, пытаться что-то нарисовать в воздухе или на листе бумаги. Комплекс №3 (упражнения выполняются сидя на стуле) ⎯ Выполнение стопами круговых движений. ⎯ Подтягивание носочков на себя, затем от себя, не сгибая колени. ⎯ Сгибание-разгибание пальцев ног. ⎯ Сведение-разведение носков, при этом пятки не отрывать от пола. ⎯ Соединение подошв (колени не согнуты). ⎯ Большим пальцем ноги провести по голени другой снизу-вверх, затем сменить ногу. ⎯ Отрывание от пола носков, затем пяток - поочередно. ⎯ Захватывание пальчиками ног предметов вокруг себя. ⎯ Проведение подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени, поменять ногу. ⎯ Катание подошвой различных овальных предметов. Тема 2.4. Упражнения с мешочками (8ч.) Теория. Приемы выполнения новых упражнений. Устная инструкция педагога. Игровые правила. Практика. Выполнение упражнений на координацию, силу, выносливость, ловкость, равновесие, баланс, гибкость. Комплекс: ⎯ И. п. сидя на коленях, мешочек на голове - удержание мешочка. ⎯ И. п. то же, мешочек на голове, 1-2 встать на коленях, руки вверх, 3-4 и т.п. 8 ⎯ И. п. сидя боком, мешочек на голове, 1-2 встать на колени, 3-4 сед на другой бок, не уронив мешочек. ⎯ И. п. стойка ноги врозь, мешочек лежит на полу между стоп. Наклоны вперед до касания мешочка ладонями (делать лепешку). ⎯ И. п. стойка ноги врозь, мешочек на полу между стоп. Делать прыжки вверх, соединяя ноги над мешочком (не наступать на него). ⎯ И. п. стойка сзади мешочка с прыжками через мешочек вперед, назад. ⎯ И. п. стойка сбоку мешочка, то же справа налево и наоборот. ⎯ И. п. сидя, мешочек в руках - имитация броскового движения от груди. Повтор с небольшим броском. ⎯ И. п. стоя, бросок мешочка вверх двумя руками с последующей ловлей и повтором одной рукой. ⎯ И. п. стоя, бросок мешочка вверх двумя руками с хлопком во время полета мешочка. ⎯ И. п. стоя, броски мешочка обеими руками на дальность. ⎯ И. п. стоя, броски мешочка обеими и одной рукой в цель с места (горизонтальные и вертикальные цели). ⎯ И. п. стоя, броски мешочка в движущуюся цель - катящийся по полу большой мяч. ⎯ И. п. сидя на полу - передача мешочка под согнутыми ногами из руки в руку. ⎯ И. п. лежа на животе, поднимая плечи и голову, передача мешочка из руки в руку за спиной. ⎯ И. п. лежа на спине, мешочек вверх, поднимая ноги, захват мешочка ногами и опускание его на пол без помощи рук с повтором в обратном направлении Раздел 3. Упражнения со специальным оборудованием (32ч.) Тема 3.1. Тактильно-развивающие упражнения (16ч.) Теория. Приемы выполнения новых упражнений. Устная инструкция педагога. Игровые правила. Практика. Выполнение упражнений на развитие тактильности. Перечень оборудования и виды деятельности: ⎯ Сенсорная тропинка - коррекция двигательной функции, совершенствование координации движений, корригирующий эффект для стопы, усиление тактильной чувствительности. ⎯ Хождение босиком по массажным следочкам. ⎯ Балансировочная дорожка - хождение по ограниченной поверхности различной высоты, спрыгивание, перешагивания, удержание баланса. ⎯ Балансировочные кочки - на кочки можно наступать с двух сторон, ставить их на основание и на вершину, хождение по дорожке из кочек. ⎯ Балансировочная платформа «Качели» - развитие мышечного баланса Тема 3.2. Игры и интерактивные упражнения (16ч.) Теория. Приемы выполнения новых упражнений. Устная инструкция педагога. Игровые правила. Практика. Выполнение игровых упражнений в сухом бассейне на отработку тактильных ощущений и снятие эмоционального напряжения. Выполнение упражнений на отработку навыков пространственного восприятия и воображения, мелкую моторику, зрительное восприятие и ловкость рук, а также коммуникативных навыков. 9 ⎯ Игра №1 «Найди ежика». Задание: среди волшебных шариков найти маленьких ежиков (массажные мячики или игрушки). ⎯ Игра №1 «В гостях у волшебных пузырьков». Задание: подойти к сухому бассейну, обратить внимание на волшебные пузырьки, посмотреть сколько их, взять каждому по одному пузырьку и рассказать, какой он (определить цвет, форму и др. свойства), покатать его между ладошек, затем положить обратно, потрогать другие пузырьки, поиграть с ними. ⎯ Игра №2 «Озеро». Задание: сухой бассейн – это волшебное озеро, чтобы искупаться нужно зайти в него постепенно, сначала опустить правую ногу – почувствовать ощущения, затем опустить левую ногу, присесть, а затем тихонько лечь, полностью погрузится в волшебное озеро и поплавать в нем, плавая, прикасаться к шарикам и ловить новые ощущения. ⎯ Игра №3 «Море шариков». Задание: представить детям, что они плавают в море, имитировать плавание под музыкальное сопровождение, рассказать о своих ощущениях и настроении. ⎯ Игра №4 «Достань со дна». Задание: на дне бассейна спрятано несколько предметов, нужно их найти (для усложнения задания можно прятать более мелкие предметы). ⎯ Игра №5 «Кто больше?». Задание: набрать и удержать в руках как можно больше шариков (для усложнения задания можно собирать шарики определенного цвета). ⎯ Игра №6 «Поздоровайся». Задание: сесть в бассейне кругом здороваться друг с другом «под водой». Выполнение игровых упражнений с пучком фиброоптических волокон на отработку восприятия свойств и признаков предметов, тактильных ощущений, мелкой моторики, коммуникативных навыков, мотивации в общении со сверстниками, преодоление негативных эмоций и своего отношения к ним. ⎯ Игра №1 «Сжимаем в кулачке». Задание: обратить внимание на светящиеся волокна, назвать их признаки (мягкие, длинные и т.д.), показать, как можно собрать волокна в ладошке. Выполнение упражнений на отработку навыков зрительного восприятия – плетение цветных (сверкающих) шнуров (используется пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»). В процессе этой деятельности дети, находясь под воздействием сложного сенсорного потока, могут сконцентрировать свое внимание на определенном световом раздражителе. Эти упражнения направлены на отработку навыков произвольного внимания. ⎯ Игра №2 «Наматывание» (на палец, на ладонь, на руку). Игра №3 «Заплетем косу». Задание: всем вместе погладить и расчесать «волшебные волосы» фиброоптические волокна, чтобы они стали красивыми. ⎯ Игра № 4 «Узелки». Игра№5 «Шарфики для медвежат». Задание-история: детимедвежата вышли на улицу, очень холодно (напряжение мышц рук, тела, шей, головы), пришла мама и раздала медвежатам шарфики (каждый ребенок получает светящееся волокно из пучка фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»), чтобы они больше не мерзли (расслабление мышц). Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам. 10 ⎯ Игра №6 «Фигуры». Задание: из светящихся нитей (пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь») по примеру выложить разные геометрические фигуры, затем сделать из них дороги и покатать по ним воображаемые машинки (если трудно играть воображаемыми машинками, можно использовать игрушку). ⎯ Игра №7 «Поймай нить». Задание: обратить внимание как нити переливаются разными цветами, играть с ними, называть цвет, ловить нить нужного цвета, как только цвет меняется – отпускать. ⎯ Игра №8 «Волшебные нити». Задание: узнать лучше друг друга с помощью волшебных нитей, по очереди брать в руки нить и называть любое хорошее качество своего соседа, не отпуская запомнить его, набирать в руки все больше нитей. ⎯ Игра №9 «Струйки силы». Задание: рассказать о себе другим детям, взяв в руки нить сказать: «Я самый…» (перебирая нити, ребенок называет свои качества). Выполнение упражнений на мягких пуфах-креслах с гранулами под спокойную музыку. ⎯ Упражнение №1. Дети ложатся спиной на пуфики и, делая глубокие вдохи-выдохи, слушают сказку, по окончании звучания музыки открывают глаза и тихо встают. ⎯ Упражнение №2. Дети ложатся спиной на пуфики слушают спокойную музыку, рассматривая абстрактную картину, спроецированную на стену с помощью проектора (космические или морские пейзажи), и фантазируют, затем рассказывают, какие детали вызвали у них определенные ассоциации и с чем они связаны. ⎯ Упражнение №3. Дети-путешественники преодолевают горы, жару, препятствия в пустыне (перебираются через мягкие модули) и добираются до оазиса, здесь прохладно, щебечут птицы и плещется вода (слуховой образ). Раздел 4. Упражнения на координацию и мозжечковую стимуляцию (24ч.) Теория. Приемы выполнения новых упражнений. Устная инструкция педагога. Правила выполнения упражнений. Практика. Выполнение упражнений на балансире с отработкой умений чувствовать расположение и вес своего тела, контролировать равновесие. Неустойчивая поверхность тренажера, сделанная из пластика или дерева, воспринимается как увлекательная и смешная игра. Для тренировки координации с стимуляции мозжечка применяются различные балансиры. Упражнения с балансиром для рук. ⎯ Стоя на полу, держать в руках балансир для рук и катить мячик по лабиринту балансира. ⎯ Стоя на правой ноге, а затем на левой ноге прокатывать шарик по рисунку балансира. Выполнение упражнений с доской Бильгоу на улучшение работы мозга и укрепление мышц всего тела. В зависимости от уровня наклона доски изменяется уровень сложности упражнений (ее поверхность имеет специальную разметку, а угол наклона платформы регулируется рокерами, имеющими радиус от 5 до 50 градусов). Приемы выполнения упражнений (доска располагается перед ребенком): ⎯ Встать на доску, покачаться на ней. ⎯ Залезть и слезть с доски: а) спереди; б) сзади; в) справа; г) слева. Ребенок в положении стоя медленно покачивается вперед-назад. ⎯ Встать на доску, закрыть глаза и медленно покачаться на доске. 11 ⎯ Сесть на доску и медленно покачаться вправо-влево. ⎯ Сидя на доске на коленях, имитировать плавательные двумя движения руками, затем только правой рукой и только левой рукой. ⎯ Сесть на доску «по-турецки» и покачаться вправо-влево. ⎯ Сесть на доску «по-турецки» и имитировать плавательные движения сначала двумя руками, потом только правой, левой и поочередно. ⎯ Встать на доску на колени, зафиксировать взгляд на одном предмете и производить вращательные движения головой в разные стороны. Раздел 5. Дыхательные упражнения (20ч.) Теория. Приемы расслабления и восстановления организма после физической нагрузки и эмоционального возбуждения. Приемы регулирования процесса дыхания и концентрации на нём своего внимания. Приемы укрепления мышц дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Приемы укрепления мышц органов брюшной полости и осуществление вентиляции нижней части лёгких с концентрацией внимания на нижнем дыхании. Приемы укрепления межрёберных мышц, концентрация внимания на их движении и осуществление вентиляции средних отделов лёгких. Приемы укрепления, стимуляции верхних дыхательных путей с обеспечением вентиляции верхних отделов лёгких. Приемы укрепления дыхательных мышц всей дыхательной системы и осуществление вентиляцию лёгких во всех отделах. Практика. Выполнение комплексов упражнений на отработку навыков применения всех приемов. Комплекс №1 Упражнение №1 «Послушаем своё дыхание». И. п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине слушание собственного дыхания и определение: ⎯ куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит; ⎯ какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно); ⎯ какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое; ⎯ какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой); ⎯ тихое, неслышное дыхание или шумное. Упражнение №2 «Дышим тихо, спокойно и плавно». ⎯ И. п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза закрыты. ⎯ Медленный вдох через нос, когда грудная клетка начинает расширяться, прекращается вдох и делается пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании. Упражнение №3 «Дышим одной ноздрей». ⎯ И. п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. ⎯ Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание). ⎯ Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю сделать тихий продолжительный выдох 12 с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка» 3-4 раза. ⎯ То же самое повторить поочередно с каждой ноздрей 3-6 раз. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание. Упражнение №4 «Воздушный шар» (дышим животом, нижнее дыхание). ⎯ И. п.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуть, туловище расслабить, глаза закрыть, внимание сконцентрировать на движении пупка: на нём лежат обе ладони. ⎯ Выдохнуть спокойно воздух, втянуть живот к позвоночному столбу, пупок как бы опустить. ⎯ Сделать медленный и плавный вдох, без каких-либо усилий, живот медленно поднимать вверх и раздувать, как круглый шар. ⎯ Сделать медленный и плавный выдох, живот медленно втянуть к спине, повторить 4-10 раз. Упражнение №5 «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание). ⎯ И. п.: лёжа, сидя (стоя), руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный и ровный выдох, сжать руками рёбра грудной клетки, ощутить дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществляя вентиляцию лёгких во всех отделах. ⎯ Выполнить медленный вдох через нос, зажать руки на грудной клетке и почувствовать ее распирание (медленно ослабить зажим). ⎯ На выдохе грудную клетку вновь медленно зажать двумя руками в нижней части рёбер. Повторить 6-10 раз. Выполнение упражнений на отработку навыков владения мышцами живота и плечевого пояса. В начальной фазе обучения детям оказывается помощь в легком сжимании на выдохе и разжимании на вдохе нижней части рёбер грудной клетки. Упражнение №6 «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание). ⎯ И. п.: лёжа (сидя, стоя) положить руки накрест между ключицами и сконцентрировать внимание на плечах. ⎯ Выполнять вдохи и выдохи со спокойным, плавным поднятием, опусканием ключиц (плеч). Повтор 4-8 раз. Упражнение №7 «Ветер» (очистительное полное дыхание). ⎯ И. п.: сидя (стоя, лёжа) расслабить туловище, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. ⎯ Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки, задержать дыхание на 3-4 с. и сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повтор 3-4 раза. Выполнение упражнений на отработку навыков очищения (вентиляции) лёгких и приемов помощи организму в согревании при переохлаждении или снятии усталости. Данные упражнения выполняются после физической нагрузки. Упражнение №8 «Радуга, обними меня». ⎯ И. п.: стоя или в движении, сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны с задержкой дыхания на 3-4 с. 13 ⎯ Растянуть губы в улыбке, произнести звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза. ⎯ Повторить 3-5 раз предыдущее упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно». Комплекс №2 Упражнение №1 «Дышим одной ноздрёй». ⎯ Повторить упражнение «Дышим одной ноздрёй» из комплекса №1 с меньшей дозировкой. Упражнение №2 «Ёжик». ⎯ Делать повороты головой вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз. Упражнение №3 «Губы «трубкой». ⎯ Делать полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух). Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз. Упражнение №4 «Ушки». ⎯ Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз. Упражнение №5 «Пускаем мыльные пузыри». ⎯ При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз. Упражнение №6 «Язык «трубкой». ⎯ Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой». Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3-5 с. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4-8 раз. Упражнение №7 «Насос». ⎯ Руки соединить перед грудью, сжав кулаки, выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов). Выдох произвольный. Повторить 3-6 раз. ⎯ Напрягать все мышцы носоглотки при вдохах, с усложнением. Повторить 3 раза. Сделать наклоны вперёд-назад (большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне поднимать назад к плечам. При каждом вдохе напрягать мышцы носоглотки. Повторить 3-5 раз. 14 Упражнение №8 «Дышим тихо, спокойно и плавно» ⎯ Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1 с меньшей дозировкой. Раздел 6. Элементы самомассажа (20ч.) Теория. Приемы и правила выполнения новых упражнений, точечного самомассажа. Устная инструкция педагога. Практика. Выполнение в игровой форме упражнений на отработку приемов точечного самомассажа, умений управлять мимикой лица (имитируя работу скульптора) для профилактики простудных заболеваний. Комплекс упражнений №1 ⎯ Поглаживание щек, крыльев носа, лба по направлению от середины лица к вискам. ⎯ Нажимать пальцами на переносицу и точку между бровями, делать вращательные движения по часовой стрелке и против часовой стрелки. Выполнить 5-6 раз. ⎯ Прилагать усилия на «рисование бровей», оказывая на них давление, придавать им красивый изгиб при помощи щипков «лепка густых бровей». ⎯ Прикасаться к глазам легкими нежными движениями «лепка глаз», расчесывать реснички. ⎯ Проводить пальцами от переносицы к кончику носа «лепка длинного носа для Буратино». Комплекс упражнений №2 «Нос, умойся!» ⎯ «Кран, откройся!» - правой рукой делать вращательные движения, «открывая» кран. ⎯ «Нос, умойся!» - растирать указательными пальцами обеих рук крылья носа. ⎯ «Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводить руками над глазами. ⎯ «Мойтесь, уши!» - растирать ладонями уши. ⎯ «Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладить шею спереди. ⎯ «Шейка, мойся хорошенько!» - гладить шею сзади, от основания черепа к груди. ⎯ «Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживать щеки. ⎯ «Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - тереть ладошки друг о друга. Комплекс упражнений №2 «Индеец». ⎯ «Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями – 3 р. ⎯ «Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – 3 раза. ⎯ «Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам – 3 раза. ⎯ «Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди – 3 раза. ⎯ «Пошел дождик» - легкое постукивание пальцами по лицу, словно играя на пианино. ⎯ «Вытираем с лица потекшую краску» - легкое поглаживание лица разогретыми ладонями. ⎯ «Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды» - стряхнуть руки, опустив вниз. Комплекс упражнений №3 «Неболейка» (для профилактики простудных заболеваний). ⎯ Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживать шею ладонями сверху в низ). ⎯ Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательными пальцами растирать крылья носа). ⎯ Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны). 15 ⎯ «Вилку» пальчиками сделай и массируй уши смело (раздвинуть указательный и средний пальцы и массировать ушную зону). ⎯ Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна (потирать ладошки друг о друга). Раздел 7. Итоговое занятие (2ч.) Практика. Просмотр фильма «Наши достижения». Проведение игрового мероприятия «Спортивная карусель»». Подведение итогов учебного года. Планируемые результаты Личностные: ⎯ наличие позитивного отношения к здоровому образу жизни; ⎯ проявление коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в игровой деятельности; ⎯ умение соблюдать правила безопасности и принципы жизнедеятельности; ⎯ проявление личностных качеств и инициативы; ⎯ проявление интереса к занятиям по укреплению здоровья. Метапредметные результаты: ⎯ наличие умений выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей; ⎯ умение адекватно оценивать правильность выполнения устной инструкции педагога; ⎯ понимание алгоритма действий и соответствующего ему конечного результата; ⎯ осуществление контроля за результатом по способу действия; ⎯ умение устанавливать причинно-следственные связи; ⎯ умение строить логические, рассуждения, умозаключения и выводы; ⎯ проявление навыков дисциплинированного поведения и культуры общения; ⎯ наличие коммуникационных навыков группового взаимодействия. Предметные результаты: ⎯ знание правил сохранения и укрепления здоровья; ⎯ проявление гибкости, подвижности позвоночника и суставов, правильной осанки; ⎯ наличие знаний, представлений о своем теле и оздоровительной гимнастике; ⎯ проявление физиологических и координационных навыков детского организма; ⎯ овладение приемами правильного дыхания, самомассажа, техники выполнения гимнастики и упражнений на специальных тренажерах. 16 Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Календарный учебный график Продолжительность учебного года Продолжительность учебного периода Сроки каникул Начало уч. года: 01.09.2023 г. 1 с 01.09.2023г.полуг. по 31.12.2023г. 16 Зимние: недель 01.01.-08.01 Конец уч. года: 31.05.2024 г. 2 с 09.01.2024г. полуг. по 31.05.2024г. 20 Летние недель 01.06-31.08 Итого за уч. год 9 месяцев – 36 недель Праздничные дни 04 ноября 31 декабря 23 февраля 08 марта 01-03 мая 09 мая Образовательный процесс - очный. Организация образовательного процесса предполагает создание для ребенка специальной развивающей среды, в которой при помощи использования детского оборудования и тренажеров он получит максимальную пользу для здоровья и радость от учебных занятий. Исходя из психофизических особенностей обучающегося, применяются методы и формы работы, отвечающие принципам развивающей педагогики. Методические особенности проведения занятий Стрежнем содержания обучения является модульно-кольцевая структура, которая включает в себя чередование занятий по разделам учебного (тематического) плана. В ходе обучения ребенок изучает программный материал не последовательно блоками, а с постоянным перемещением учебных тем. Вариативность программной тематики (в соответствии с актуальными потребностями детей, изменяющимися условиями реализации программы и интересами педагога), способствует развитию физических и творческих способностей ребенка, углублению и активизации познавательного интереса к здоровому образу жизни. Программа построена на общих дидактических принципах педагогики: ⎯ систематичности (занятия проводятся регулярно); ⎯ доступности (с учетом особенностей возраста); ⎯ прогрессирования (возрастания физической нагрузки). Содержание программы соответствует принципам гуманистической педагогики: ⎯ без оценочной деятельности (освобождение детей от страха делать ошибки); ⎯ сознательности и активности (предусматривает воспитание у детей инициативы, активности, самостоятельности в решении поставленных перед ними задач, умения регулировать свое психофизическое состояние); ⎯ творческой деятельности (предусматривает возможность применения ребенком знаний и умений в нестандартной, новой для себя обстановке); ⎯ сотрудничества и кооперации (дается возможность выполнять движения как самостоятельно, так и в паре с кем-то или группой); ⎯ взаимодействия с родителями (семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу). 17 Родители — частые гости на занятиях, они участвуют в различных совместных физических досугах и праздниках. Педагог их постоянно информируют о состоянии физического развития детей. Структура проведения игровой деятельности на тренажёрах 1. Вводная часть - разминка, целью которой является подготовка организма ребёнка к более интенсивной работе в основной части НОД. Её содержание соответствует содержанию традиционной физкультурной НОД: различные виды ходьбы, бега, корригирующие упражнения и т.д. (длительность 3 – 5 минут). 2. Основная часть включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на тренажёрах и игру. Комплекс упражнений проводится с целью развития у дошкольников чувства ритма, артистичности, творческих способностей; используется музыкальное сопровождение. После выполнения ОРУ дошкольники приступают к выполнению упражнений непосредственно на тренажёрах. Способ организации детей – круговая тренировка, которая эффективна для данного вида ОД. Для проведения круговой тренировки организуются так называемые «станции» количество тренажёров в соответствии с количеством детей в группе. Сущность круговой тренировки заключается в том, что каждый ребёнок упражняется последовательно на каждом виде тренажёров, причём сложность движений и степень нагрузки предлагается каждому ребёнку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей, т.е. предлагается выполнить определённое количество повторений упражнения или даётся временной коридор для выполнения данного задания. От занятия к занятию число повторений увеличивается, а временной коридор удлиняется. Так, на первой ОД дети выполняют упражнение минимальное количество раз и минимальное время – 1 минута, а на каждом последующем занятии время выполнения увеличивается и доводится до 2 минут на каждой «станции» - тренажёре. По сигналу педагога дети одновременно приступают к упражнениям на своих местах. По истечении определённого времени инструктор подаёт сигнал о смене «станции» тренажёра, тем самым определяя временную продолжительность выполняемого упражнения. По окончании выполнения каждого задания на «станциях», во избежание переутомления, все дети выполняют дыхательные упражнения, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, а также упражнения на релаксацию, которые разучивались на предыдущих занятиях и поэтому уже хорошо знакомы детям и могут проводиться ими самостоятельно. Дети продолжают переходить от одного упражнения на тренажёрах - «станциях» к другому, передвигаются по кругу, выполняя, таким образом, все предложенные педагогом упражнения. Особенно важно обеспечить индивидуальный подход к детям, так как ОД на тренажёрах является достаточно сложной для освоения дошкольниками и требует учёта возрастных, половых особенностей и возможностей каждого ребёнка. 18 После завершения круговой тренировки педагог организует подвижную игру, которая подбирается с учётом степени нагрузки, полученной детьми, а также с учётом их пожеланий. 3. Заключительной части ОД на тренажёрах отводится не более 3 – 4 минут. Она включает элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнения – релаксации, игровые упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, игр и упражнений для развития творческих способностей детей. Общепедагогические приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса В целях четкой организации учебно-воспитательного процесса, травм безопасности занятий, а также учитывая специфику программы, на занятиях используются: ⎯ базовые упражнения; ⎯ фронтальный метод сочетания одновременного показа и рассказа педагога, выполняющего упражнения вместе с обучающимися; ⎯ вербальные и визуальные инструкции педагога; ⎯ зеркальный показ и медленное пошаговое выполнение упражнений; ⎯ моторная плотность 100%; ⎯ музыкальное сопровождение, определяющее темп занятия и направленное на решение педагогических задач. Методы обучения: ⎯ Фронтальный - в ходе разучивания простых движений, когда ребенок способен сразу овладеть новыми упражнениями. ⎯ Структурный - последовательное разучивание и усвоение движений, соединений, комбинаций. ⎯ Комбинированный - сочетание нескольких видов гимнастики, с чередованием строго дозированной работы и отдыха. ⎯ Повторный - выполнение гимнастических и игровых упражнений, движений, заданий определенное количество раз. ⎯ Круговой - выполнение комплекса упражнений с повторением. ⎯ Игровой – выполнение заданий на снятие эмоционального перенапряжения и увеличение интереса к занятиям. ⎯ Тестовый - задания на выявление результатов обучения и мобилизации скрытых резервных возможностей. ⎯ Контрольный - самостоятельное воспроизведение освоенных комплексов упражнений с использованием специальных терминов, отражающих уровень понимания пройденного материала. Формы организации учебного занятия: ⎯ беседа; ⎯ практическая деятельность; ⎯ самостоятельная работа; ⎯ игра; ⎯ конкурс; ⎯ турнир; ⎯ викторина. 19 Формы организации образовательного процесса Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различные виды деятельности с обучающимися: ⎯ фронтальная работа; ⎯ работа в парах. В образовательном процессе используются следующие формы деятельности: ⎯ беседа; ⎯ разминка-ходьба, прыжки; ⎯ элементы самомассажа; ⎯ упражнения для глаз; ⎯ суставная гимнастика; ⎯ игровой стретчинг; ⎯ гимнастика для глаз; ⎯ пальчиковая гимнастика; ⎯ дыхательная гимнастика. 1. Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на пятках, наружных сторонах стоп, с высоким подниманием бедра, перекатом с пятки на носок, мелким и широким шагом, приставным шагом в левую и правую сторону. Ходьба с использованием игровых подражательных движений, с выполнением различных заданий педагога. Ходьба по массажным коврикам, ребристой доске, «следам», по канатам. Ходьба с предметами: мешочками с песком, «шляпкой», бабочкой на голове, с кубиками в руках, с гимнастической палкой за спиной, на плечах. 2. Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой, разными способами (ноги крестно; ноги врозь; одна нога вперед, другая назад), с поворотом, с продвижением вперед (на расстояние 3-4 м). Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь вперед. 3. Игровой стретчинг. Стретчинг – это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц. Растяжки воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок, снижается опасность отложения в суставах шлаков, увеличивается их подвижность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупреждать многие заболевания, т.к. воздействие на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы, помогает повысить иммунные силы организма и его естественную сопротивляемость. Занятия игровым стретчингом с детьми дошкольного возраста показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения между собой и со взрослыми. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять сложные физические упражнения, направленные на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление связочного аппарата, формирование правильной осанки. Также у ребенка совершенствуется эластичность мышц, развивается координация движений, воспитывается выносливость и старательность. 20 4. Элементы самомассажа. Воздействие на кожу с точечного массажа улучшает энергетический баланс детского организма, стимулирует и успокаивает вегетативную нервную систему, усиливает артериальное кровоснабжение, уменьшает боль, снижает нервное и мышечное напряжение. Самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице, ушах, а также на пальцах рук оказывает благотворное влияние на весь организм и используется не только как элемент психофизической тренировки, но и как средство профилактики ОРЗ и ОРВИ. В отличие от лечебного массажа, ребенок проводит массаж биологически активных точек самостоятельно в игровой форме. Здесь он не просто «работает», а играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки и любви. Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у него позитивное ценностное отношение к собственному телу. 5. Дыхательные упражнения. Частота и глубина дыхания связаны с интенсивностью и характером физической и эмоциональной нагрузки. Движения, которые сопровождаются натуживанием, вызывают временную задержку дыхания. Упражнения, требующие динамического равновесия, выполняются с равномерным дыханием. Педагог подсказывает детям наиболее удобный в каждом отдельном случае ритм дыхания, привлекает внимание к наиболее удобному согласованию вдоха и выдоха с определенными моментами движения. Общие дыхательные упражнения улучшают легочную вентиляцию, укрепляют дыхательную мускулатуру, а специальные дыхательные - оказывают активное профилактическое действие на устойчивость ребенка к заболеваниям ОРЗ и ОРВИ. 6. Релаксация. Использование игр и игровых упражнений на расслабление: «Качели», «Шарик», «Ветер и зайка», «Кораблик» и др. с использованием элементов самомассажа. Аутотренинг с применением музыкального сопровождения. 7. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей детей, пробуждающий воображение и фантазию. Исследования показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Материально-техническое обеспечение ⎯ Помещение: хорошо освещенная и тематически оформленная просторная аудитория, с мягким покрытием и зеркалами. ⎯ Техническое обеспечение: музыкальный центр, стереоколонки, компьютер, проектор «Солнечный 100». ⎯ Специальное профилактическое и развивающее оборудование: 1. Набор для профилактики плоскостопия «Полоса препятствий» - в него входят: платформа на колесах для детей «FLOOR SURFER»; балансировочные качели «TOP»); пирамида для развития равновесия; балансировочная платформа «Качели»; активные кольца тонкие; массажные коврики «Тактильные диски»; балансировочные платформы «Речные камни»; балансировочные платформы; тактильная дорожка «Улыбка». 21 2. Набор для развития координации и мозжечковой стимуляции: балансиры и доски Бельгоу. 3. Тактильно-развивающий набор: мягкие пуфы-кресла с гранулами, сухой бассейн, пучок с фиброоптическими волокнами. ⎯ Специальное спортивное оборудование: (стандартное и нестандартное): мячи (разного диаметра), мячи-прыгуны, мячи-массажеры, обручи (разного диаметра), кольца плоские разного диаметра, дуги для подлезания, доски для ходьбы (в том числе и ребристые, мелкие предметы для профилактики плоскостопия, массажеры для ног, корригирующие дорожки, кегли, кубики, султанчики и др. ⎯ Информационное обеспечение: аудио и видеотека, мультимедийные презентации. ⎯ Дидактические и методические пособия: специальная литература, тематические иллюстрации и плакаты. Педагогические кадры Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования, имеющий высшую квалификационную категорию, высшее профессиональное образование и стаж работы с детьми дошкольного возраста. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Мониторинг освоения образовательной программы Формы аттестации разработаны индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы: ⎯ Входной контроль: первичная диагностика. ⎯ Текущий контроль: педагогическое наблюдение, устный опрос, анализ работ, тестовые и контрольные задания/упражнения. ⎯ Итоговый контроль: открытое занятие, итоговая диагностика. ⎯ Педагогический контроль за физическим состоянием обучающихся. Оценочные материалы. В программе заложены диагностические мероприятия по отслеживанию уровня усвоения учебного материала: устные вопросы, тестовые и творческие задания. При проведении диагностики применяется контрольный материал для полной оценки физических возможностей ребенка, определяющий качественные изменения его образа жизни. Регулярно в таблице наблюдений педагогом регистрируется следующая информация: ⎯ изменение физической формы, происходящие у ребенка в процессе обучения, ⎯ изменение, с точки зрения понимания ребенком, учебных требований, ⎯ применяемая конкретная помощь, в которой, по мнению педагога, нуждается ребенок. Проверка выполнения контрольных заданий выявляет уровень развития движений и физических качеств, а так определяет степень соответствия возрастным нормам обучающегося. Критерием эффективности образовательной деятельности является уровень физической подготовленности ребёнка (под физической подготовленностью понимается уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств обучающегося). 22 Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ.; 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 6. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 7. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагогов: 1. Ангелова О. Ю. Основы инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. - М.: Лань, 2023. - 102 с. 2. Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры. - М.: Юрайт, 2023. - 182 с., ил. 3. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. - М.: КноРус, 2020. - 312 с., ил. 4. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. - М.: Юрайт, 2019. - 174 с. 5. Гимазов Р. М. Теория и методика физической культуры и спорта: обучение двигательным действиям. Учебное пособие для вузов, 2-е изд. - М.: Лань, 2024. - 156 с., ил. 6. Королев А. С. Круговая тренировка как средство массовой физической подготовки. Учебное пособие для вузов. - М.: Лань, 2023. - 68 с. 7. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Учебник. - М.: КноРус, 2020. - 256 с. 8. Ловягина А. Е., Ильина Н. Л., Медников С. В. Психология физической культуры и спорта. - М.: Юрайт, 2023. - 610 с. 9. Ловягина А. Е., Ильина Н. Л., Медников С. В. Психология физической культуры и спорта. - М.: Юрайт, 2024. 391 с. 10. Манжелей И. В. Организация физкультурно-спортивной досуговой деятельности детей. Учебное пособие для вузов. - М.: Лань, 2023. - 192 с. 11. Никитушкин В. Г. Теория и методика детско-юношеского спорта. Учебник для вузов. - М.: Спорт, 2021. - 328 с. 23 12. Никитушкин В. Г., Чесноков Н. Н., Чернышева Е. Н. Оздоровительные технологии в системе физического воспитания. - М.: Юрайт, 2023. - 280 с. 13. Пашарина Е. С. Основы профессиональной этики тренера. Курс лекций. - М.: Лань, 2023. - 88 с. 14. Ростомашвили Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития. - М.: Спорт, 2020. - 164 с. 15. Рубанович В. Б. Педагогический контроль при занятиях физической культурой. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2019. - 254 с. 16. Рубин В. С. Разделы теории и методики физической культуры. Учебное пособие для вузов, 3-е изд. - М.: Лань, 2023. - 104 с. 17. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в школьных учреждениях. - М.: АльянС, 2022. - 208 с. 18. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка / под ред. Зайцев А. А. - М.: Юрайт, 2020. - 228 с. 19. Ягодин В. В. Физическая культура. Основы спортивной этики. - М.: Юрайт, 2019. 114 с., ил. Литература для родителей: 1. Капилевич Л. В. Физиология человека. Спорт. - М.: Юрайт, 2024. - 160 с., ил. 2. Карелова И. И. Комплексное развитие детей. Познавательная, речевая, игровая, социальная деятельность. ФГОС ДО. - М.: Учитель, 2020. - 134 с. 3. Никитушкин В. Г., Чесноков Н. Н., Чернышева Е. Н. Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии. - М.: Юрайт, 2023. - 280 с. 4. Пельменев В. К., Конеева Е. В. История физической культуры. - М.: Юрайт, 2019. 184 с., ил. 5. Эммерт М. С., Фадина О. О., Шевелева И. Н. Общая физическая подготовка в рамках самостоятельных занятий. - М.: Юрайт, 2023. - 130 с. Литература для обучающихся: 1. Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 89 с. 2. Правдина Н. Б. Упражнения для детей. Практическое пособие для детей и родителей. – М.: Издательский дом Наталии Правдиной, 2009. – 234 с., ил. 3. Шихи К. Фитнес-терапия: Исчерпывающее руководство для тех, кто хочет сохранить силу и здоровье своего тела и преодолеть болезни / Пер. с англ. А.В. Гришин. - М.: Терра-Спорт, 2011 – 216 с., ил. Интернет-ресурсы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. www.edu.ru [Федеральный портал «Российское образование»]. https://www.pinterest.ru [Социальный интернет-сервис]. https://www.livemaster.ru [Российский интернет-портал]. http://festival.1september.ru [Образовательный портал «1 сентября»]. http://pedsovet.org [Всероссийский дистанционный педсовет]. https://infourok.ru [Библиотека методических материалов для учителя]. http://dopedu.ru [Федеральный информационно-методический портал «Дополнительное образование»]. 24 Приложение №1 Анкета (совместные действия педагога и родителей) 1) 2) 3) 4) 5) Как Вам представляется урок физической культуры? (Ваш ответ ______________________________________________________________) Тревожит ли Вас уровень физического развития Вашего ребенка? (Ваш ответ ______________________________________________________________) Какие физические навыки необходимо развить Вашему ребенку? (Ваш ответ ______________________________________________________________) Следует ли формировать у ребенка сознательную потребность к спорту? (Ваш ответ _____________________________________________________________) Какой Вы видите совместную работу с педагогом? ⎯ Присутствие на занятиях ⎯ Личная консультация ⎯ Тематическая беседа 25 Приложение №2 Диагностика признаков утомления обучающегося по программе «Спортивная карусель» Признаки 1.Окраска кожных покровов 2. Характер потоотделения 3.Характер дыхания Степени утомления 1 (легкая) Допустимая норма Локальное покраснение (в области щек) Локальное (в области подмышечных впадин) Незначительное учащение (до+ 10 в 1 мин.) 4. Внимание Не нарушено, активное участие, адекватное выполнение команд 5.Координация движений Не нарушена, четкое выполнение движений 6. Самочувствие Нет жалоб, ощущение «мышечной радости», эмоциональный подъем 2 (средняя) требуется снижение нагрузки Диффузное покраснение (лицо, плечевой пояс) Диффузное (лицо, плечевой пояс) Значительное учащение, возможно поверхностный характер Нарушено, отвлечение от хода занятия, возможно возбуждение или торможение(вялость) Нарушена: неуверенность, неточность при выполнении движений, добавочные движения, отказ от выполнения сложных или малознакомых упражнений Жалобы на мышечные боли, усталость, одышку, сердцебиение, нежелание продолжать занятие Способы регулирования физической нагрузки по следующим параметрам: ⎯ количество повторений каждого упражнения; ⎯ темп выполнения; ⎯ продолжительность интервалов отдыха между упражнениями; ⎯ продолжительность выполнения упражнений. Меры безопасности при занятиях с детьми дошкольного возраста: ⎯ учить ребенка приемам самостраховке; ⎯ избегать упражнений на прогибание в поясничном отделе; ⎯ длительное удержание трудных поз заменить повторением. 26 Приложение №3 Методическое обоснование введения упражнений на развитие крупной моторики Шесть характеристик физических качеств, определяемых у ребенка ⎯ Гибкость определяет степень подвижности опорно-двигательного аппарата и имеет особое значение для здоровья. Способность выполнять повороты и круговые движения в суставах тела свидетельствует о хорошем физическом состоянии ребенка. Показателем гибкости служит наибольшая амплитуда движения. ⎯ Быстрота – способность ребенка совершать двигательные действия в максимально короткий отрезок времени. Она относится к числу консервативных, т.е. трудно развиваемых качеств. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству. ⎯ Выносливость является одним из важнейших физических качеств ребенка, характеризующее его физическое состояние. Это способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Она определяется функциональной устойчивостью нервных процессов, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов. ⎯ Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного аппарата. ⎯ Координация является важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят успешность обучения новым двигательным действиям и совершенствование ранее разученных упражнений. Под координационными качествами понимается способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющиеся условиях, выполнять движения точно и рационально. ⎯ Ловкость – более общее по сравнению с координацией понятие. Это комплексное качество обеспечивает рациональное и быстрое выполнение движений в меняющихся условиях. Выявление у ребенка трудностей с недостаточным развитием крупной моторики: ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ проблемы с овладением навыками рисования и письма; письмо или рисование в течение длительных периодов времени; повседневные навыки ухода за собой (самостоятельное одевание, использование столовых приборов); поддержание позы, сидя на полу или за партой; неуклюжесть (часто падает, спотыкается о мебель, сталкивается с др. людьми); низкий уровень энергии (часто кажется усталым или апатичным, медленно реагирует на раздражители); плохая артикуляция звуков; трудности с манипулированием маленькими игрушками и посудой; не может перенести навык в новую деятельность (например, с трудом переключается, если после большого мяча нужно поймать маленький или наоборот); низкая самооценка и трудности в контакте со сверстниками. При развитии крупной моторики у ребенка развиваются следующие навыки: ⎯ повышается уверенность ребенка в своих движениях; развивается сила и выносливость для выполнения любой нагрузки; ⎯ обеспечивается устойчивая база, для более эффективного использования рук и кистей рук при выполнении тонких моторных навыков; ⎯ поддерживается и растет самооценка; ⎯ повышаются спортивные способности. ⎯ Критерии оценки уровня физического развития ребенка: Низкий. Ребенок допускает существенные ошибки в технике движения. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении показа взрослого. Нарушает правила в играх, с интересом в них участвует. Ошибок в действиях других не замечает. ⎯ Средний. Ребенок владеет главными элементами техники большинства движений. Способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа. Иногда замечает ошибки при выполнении упражнений и нарушение правил в играх. Увлечен процессом и не всегда обращает внимание на результат. В играх активен, положительно относится ко всем предлагаемым, особенно новым упражнениям. ⎯ Высокий. Ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям. Осуществляет элементы контроля за действиями сверстников, замечает нарушение правил в играх. Наблюдается перенос основных упражнений в самостоятельную деятельность. ⎯ Для определения развития крупной и мелкой моторики, моторной координации (одного из основных компонентов движения) используются упражнения-тесты с предметами, для выполнения которых ребенку нужно произвести движения своего тела относительно того или иного предмета. Подбор упражнений осуществляется таким образом, чтобы у педагога была возможность быстро и легко определить результат выполнения задания. *Физические нагрузки в упражнениях соответствуют оптимальной возрастной норме. 28 Приложение №4 Методическое обоснование введения упражнений на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия Важная составляющая всех разделов программы, имеющая место практически на каждом занятии - упражнения на формирование правильной осанки. У детей данного возраста наблюдается отставание роста силы глубоких мышц спины, отсюда и нарушения осанки, невозможность длительного сохранения позы. Поэтому очень важны общеразвивающие упражнения, направленные на развитие мышечного корсета, а также формирующие правильную осанку. Неправильная осанка меняет форму и объем грудной клетки, мешает нормальной жизнедеятельности внутренних органов и систем, приводит к снижению физических резервов детского организма. А это в свою очередь приводит к целому ряду заболеваний. Для исправления дефектов осанки рекомендуются упражнения, когда одновременно вовлекаются несколько мышечных групп и суставов. Особенно важно включать в занятия с дошкольниками упражнения, направленные на профилактику плоскостопия. Это одно из тяжелых ортопедических заболеваний, которое встречается у взрослых из-за отсутствия в детском возрасте профилактических и лечебных мер. В основе «борьбы» с плоской стопой лежит укрепление мышц свода стопы (различные виды ходьбы – босиком, по гимнастической палке), укрепление мышц опорнодвигательного аппарата в целом, разгрузка мышц нижних конечностей. В программу внесены нетрадиционные оздоровительные технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения на расслабление, психогимнастика, босохождение). Каждая из обозначенных технологий имеет оздоровительную направленность, а в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие. Для повышения эффективности освоения образовательной программы предусмотрено использование такого метода как создание вариативности педагогических условий (за счет введения в учебный процесс нового тренажера, усложнения содержания двигательных заданий и т.д.). Использование приёмов - создание поисковых ситуаций, предоставление ребенку самостоятельного выбора способа выполнения действий, включение специальных игр и заданий для проявления воли, решительности, смелости и находчивости – способствует активизации мыслительной и двигательной деятельности ребенка. 29