Белая ладья

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Белая ладья»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Кодочигова Елена Алексеевна,
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных
требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава
муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования
«Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО
«ДДТ».
Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Белая
ладья» имеет физкультурно-спортивную направленность. Разработана на основе учебного
пособия «Шахматы в школе» Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова (2017 год).
Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования
нацеливает на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе командного сотрудничества в различных видах деятельности.
Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта
ребенка в игровой форме, доставляющая много радости и являющаяся эффективным средством
самовоспитания. Обучение шахматной игре помогает развитию мышления у обучающихся,
умению сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств,
как внимательность, усидчивость, собранность и самостоятельность.
Исследования, проведенные современными российскими психологами, свидетельствуют
о том, что возможности ребенка велики и путем специально организованного обучения можно
сформировать у школьников такие знания и умения, которые ранее считались доступными
лишь детям значительно более старшего возраста.
Игра дает радость творчества и обогащает духовный мир юных шахматистов,
воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка
к дисциплинированности, объективности, усидчивости, целеустремлённости, умению
достойно проигрывать и извлекать уроки из допущенных ошибок.
Актуальность программы. Актуальность Программы заключается в том, что в
настоящее время возрос интерес к игре в шахматы. Программа отвечает современным
требованиям развития системы образования, способствует личностному росту и творческой
самореализации обучающихся.
Реализация программы способствует выявлению, сопровождению и развитию
талантливых детей. В процессе изучения материала ценно то, что на определённом этапе
совершенствования игры в шахматы обучающиеся приучаются самостоятельно разбирать
шахматные партии, а это содействует ещё более результативному обучению.
Также обучение игре в шахматы направлено на организацию содержательного досуга
обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной

деятельности, что обеспечивает целостный процесс психического, физического и умственного
развития личности ребенка.
Новизна программы характеризуется высокой способностью формирования основных
компетенций младших школьников. На каждом из занятий прорабатывается элементарный
шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях
делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых
возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли
сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к
примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Отличительные особенности программы. Данная программа отличается от других
программ использованием интегрированного подхода к образованию детей школьного
возраста, способствует тренингу образного и логического мышления, снятию
психологического и эмоционального напряжения, воспитанию культуры поведения, развитию
речи, навыков самоорганизации и коллективного взаимодействия в среде развивающего
обучения. Содержание занятий опирается на ряд нетрадиционных наработок, а именно:
широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
применение нестандартных дидактических заданий и игр; детальное изучение возможностей
каждой шахматной фигуры; преимущественное использование в учебном процессе положений
с ограниченным количеством фигур; выявление стержневой игры на этапах обучения.
Адрес программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 8 до 10 лет.
На обучение по Программе принимаются все желающие независимо от уровня подготовки.
Возрастные особенности обучающихся. К этому возрасту у ребенка сформирована
достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений.
Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и
навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих
силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных
и бытовых задач. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и
устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на
основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным,
связано с интересами ребенка к деятельности. Шахматы в начальной школе положительно
влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, формы волевого управления
поведением. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации позволяет обучающимся преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. В соответствии
с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для дошкольников составляет 40
минут. Между занятиями предусмотрены 10-ти минутные перерывы.
Объем общеразвивающей программы. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы–144ч.
Срок освоения программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса: 36
учебных недель - 9 учебных месяцев.
Количество обучающихся в группе не менее 10-ти и не более 15 человек.
Форма обучения - групповые занятия, состоящие из теоретической и практической
части. Обучение очное и предусматривает индивидуальный, дифференцированный подход к
каждому обучающемуся.

Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов. Текущий контроль - усвоение тематического
материала (педагогическое наблюдение). Промежуточный контроль - усвоение учебного
материала за 1-е полугодие (самостоятельные работы). Итоговый контроль - освоение
программного материала за весь учебный период (самостоятельные творческие работы,
турнирная шахматная деятельность, конкурсные программы).
Цель программы: развитие личности ребёнка, способной к логическому и
аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость
и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными
навыками шахматной игры.
Задачи программы:
Обучающие:
⎯ познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
⎯ помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
⎯ научить воспитанников играть шахматную партию с записью;
⎯ обучить решать комбинации на разные темы;
⎯ обучить обучающихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование
умения решать комбинации на различные темы;
⎯ научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
⎯ развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность,
усидчивость;
⎯ развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
⎯ развивать способность анализировать и делать выводы;
⎯ способствовать развитию творческой активности;
⎯ развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
⎯ воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться
цели;
⎯ формировать правильное поведение во время игры;
⎯ воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

⎯ воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Учебный (тематический) план
№
п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Шахматы. История
шахмат

6

4

2

слова
Легенда о

2

Шахматы в Европе и на
Руси

2

2.3

Великие шахматисты

2

2

-

3

Играем в шахматы

84

18

66

3.1

Шахматная доска

6

2

4

3.2

Шахматная нотация

4

2

2

3.3

Шахматные фигуры и
их ходы

56

8

48

3.4

Ценность фигур

8

2

6

3.5

Нападение

6

2

4

3.6

Взятие. Взятие на
проходе

4

2

2

4

Цель шахматной
партии

22

8

14

4.1

Шах и защита от шаха

6

2

4

4.2

Мат

6

2

4

4.3

Пат – ничья

6

2

4

4.4

Спортивные состязания

4

2

2

5.

Техника матования
одинокого короля

12

6

6

5.1

Мат двумя ладьями

4

2

2

2.1

2.2

Значение
шахматы.
шахматах

1

Формы
аттестации/
контроля
Входная
диагностика

1
Устный опрос

1

1
Викторина

Педагогическое
наблюдение

Сканворд

Контрольные
задания

Турнир

Контрольные

одинокому королю

упражнения и
задания

Мат ферзём и ладьёй
одинокому королю

4

5.3

Мат ферзём и королём
одинокому королю

4

2

2

6

Партии-миниатюры

4

2

2

7

Без чего не может
быть игры

12

4

8

7.1

Запись шахматной
партии

8

2

6

Контрольные
упражнения

7.2

Шахматный этикет

4

2

2

Кроссворд

8.

Итоговое занятие

2

-

2

Открытый турнир

144

44

100

5.2

Всего

2

2
Педагогическое
наблюдение

Контрольные
задания

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о шахматах, для чего нужны шахматы,
из каких фигур состоят, можно ли самим сделать шахматы.
Практика. Игра на знакомство детей. Диагностика на выявление интеллектуального уровня
обучающихся. Счет белых и черных полей и шахматных фигур.
Раздел 2. Что такое шахматы. История шахмат
Тема 2.1. Значение слова шахматы. Легенда о шахматах
Теория. Что такое шахматы. Легенда возникновения шахмат. История шахмат.
Чатуранга. Шатрандж.
Практика. Зарисовки на тему «Легенда возникновения шахмат».
Тема 2.2. Шахматы в Европе и на Руси
Теория. История шахмат на Руси и за рубежом. Высказывания великих людей о
шахматах. Известные шахматисты.
Практика. Просмотр и обсуждение видеоролика «Шахматы в жизни человека».
Тема 2.3. Великие шахматисты
Теория. Биографии известных шахматистов мира.
Практика. Просмотр презентации. Дискуссия. Тематическая игра.
Раздел 3. Играем в шахматы
Тема 3.1. Шахматная доска
Теория. Расположение доски между партнерами. Горизонталь. Количество полей в
горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикаль. Количество полей в
вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в

горизонтали и вертикали. Диагональ. Количество полей в диагонали. Большая белая и
большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество
полей в центре.
Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие
«Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматная доска»).
Тема 3.2. Шахматная нотация
Теория. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур.
Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие
«Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматная нотация»).
Тема 3.3. Шахматные фигуры и их ходы
Теория. Белые и черные. Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи.
Взятие. Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и
чернопольные слоны. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие.
Ферзь – тяжелая фигура. Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие.
Конь – легкая фигура. Пешка. Место пешки в начальном положении. Ход пешки,
взятие. Превращение пешки. Король. Место короля в начальном положении. Ход
короля, взятие. Рокировка. Основные принципы игры в начале партии.
Нарушение основных принципов игры в начале партии (к чему приведёт ранний вывод
ферзя, повторные ходы одними и теми же фигурами, бесцельные ходы крайними
фигурами, задержка с рокировкой, вывод коня на край доски).
Практика. Сеансы одновременной игры с педагогом. Выполнение практических
заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме
«Шахматные фигуры и их ходы»).
Тема 3.4. Ценность фигур
Теория. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Размен. Равноценный,
неравноценный размен.
Практика. Выполнение практических заданий, решение заданий (Электронное
учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Ценность фигур»).
Тема 3.5. Нападение
Теория. Создание угрозы фигурам партнёра.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме
«Нападение»).
Тема 3.6. Взятие. Взятие на проходе
Теория. Правила взятия на проходе. Выгодное взятие. Невыгодное взятие.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Взятие.
Взятие на проходе»).
Раздел 4. Цель шахматной партии
Тема 4.1. Шах и защита от шаха
Теория. Что такое шах. Обозначение шаха. Три способа защиты от шаха.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шах и
защита от шаха»).
Тема 4.2. Мат

Теория. Что такое мат. Обозначение мата. Мат – цель игры.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат»).
Тема 4.3. Пат – ничья
Теория. Что такое пат. Обозначение пата. Когда может возникнуть пат (ничья).
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Пат –
ничья»).
Тема 4.4. Спортивные состязания
Теория. Организация и проведение шахматных турниров, соревнований. Положение о
соревнованиях, регламент.
Практика. Внутришкольный турнир.
Раздел 5. Техника матования одинокого короля
Тема 5.1. Мат двумя ладьями одинокому королю
Теория. Основные приемы линейного мата. Мат двумя ладьями одинокому королю.
План матования.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат
двумя ладьями одинокому королю»).
Тема 5.2. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю
Теория. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю. Ферзь мобильнее, чем ладья!
Опасность пата.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат
ферзём и ладьёй одинокому королю»).
Тема 5.3. Мат ферзём и королём одинокому королю
Теория. Мат ферзём и королём одинокому королю. План матования.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат
ферзём и королём одинокому королю»).
Раздел 7. Партии-миниатюры
Теория. «Детский мат». Мат Легаля. Партия В. Стейниц – NN.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий
(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Партииминиатюры»).
Раздел 8. Без чего не может быть игры
Тема 8.1. Запись шахматной партии
Теория. Как записать шахматную партию. Для чего это надо?
Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие
«Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Запись шахматной партии»).
Тема 8.2. Шахматный этикет
Теория. Правила шахматного этикета.
Практика. Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий

(Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме
«Шахматный этикет»).
Тема 9. Итоговое занятие.
Практика. Шахматный турнир для начинающих. Подведение итогов. Награждение.
Итоговая диагностика.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы:
⎯ Установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
⎯ Наличие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
⎯ Проявление этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
⎯ Проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы:
⎯ Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
⎯ Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
⎯ Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
⎯ Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
⎯ Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение
рассуждений.
⎯ Умение слушать собеседника и вести диалог, признание различных точек зрения и
права каждого на свою точку зрения и оценку событий.
⎯ Умение договариваться в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль
и адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы:
⎯ Знание шахматных терминов: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.
⎯ Умение правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры.
⎯ Умение правильно расставлять фигуры перед игрой, сравнивать, находить общее и
различие.
⎯ Умение ориентироваться на шахматной доске и понимать информацию,
представленную в виде текста, рисунков, схем

⎯ Знание названий шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка и приемов: шах,
мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
⎯ Знание принципов игры в дебюте, всех правил хода и взятия каждой из фигур, «игра на
уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
⎯ Знание основных тактических приемов, терминов и понятий - дебют, миттельшпиль,
эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
⎯ Умение грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте, находить несложные
тактические удары и проводить комбинации, умение точно разыгрывать простейшие
окончания.

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Общепедагогические приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Одним из этапов занятий детей является диагностика развития психологических
параметров детей, обуславливающих успешное обучение, а именно –
коммуникативность, усидчивость, память, внимание, логическое мышление, обобщение
и другие интеллектуальные характеристики. Диагностика проводится на начальном этапе
обучения и при его завершении и определяет необходимость соблюдения некоторых
особенностей в проведении занятий по обучению: оптимальное разнообразие видов
деятельности, введение физкультминуток, использование игрового материала,
переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой.
Форма организации образовательного процесса:
⎯ индивидуальная;
⎯ индивидуально-групповая (работа в парах);
⎯ групповая.
Формы организации учебного занятия:
⎯ беседа,
⎯ учебное занятие,
⎯ игра,
⎯ творческая работа.
Методические принципы:
⎯ Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
⎯ Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны.
⎯ Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного
материала.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать
на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие
чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея расчёт - ход.
Дидактические принципы:
⎯ Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.
⎯ Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом.
⎯ Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается
его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
⎯ Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
⎯ Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.

Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у детей
устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний
план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность,
настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.
Процесс обучения игре в шахматы необходимо сделать максимально наглядным,
доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Использование
различных педагогических технологий позволит увлечь ребенка:
⎯ Развивающее обучение– при развивающем обучении ребёнок самостоятельно
приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению
проблемы в результате анализа своих действий.
⎯ Игровое обучение– влияет на формирование произвольности поведения и всех
психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль,
ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные действия. В условиях игры дети
лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
⎯ Эвристическое обучение позволяет подвести детей с помощью умелой постановки
вопросов педагога и благодаря собственным усилиям к самостоятельному мышлению и
приобретению новых знаний.
Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с
групповыми методами работы.
Методы:
⎯ словесный,
⎯ практический
⎯ наглядный,
⎯ игровой,
⎯ проблемное обучение;
⎯ иллюстративно-объяснительный.
Перечисленные методы применяется:
⎯ При знакомстве с шахматными фигурами.
⎯ При изучении шахматной доски.
⎯ При обучении правилам игры;
⎯ При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед
ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой
деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за
педагогом сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность
игровых и практических действий.
Наглядный метод - один из основных, ведущих методов дополнительного образования.
Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний
дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный
метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность
обеспечивает прочное запоминание.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое
их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
⎯ дидактические игры и задания;
⎯ решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
⎯ практическая игра;
⎯ теоретические занятия, шахматные игры;
⎯ шахматные турниры.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Техническое оснащение:
⎯ шахматные столы;
⎯ стулья;
⎯ комплект шахматных фигур с доской;
⎯ шахматные часы;
⎯ бланки (или тетради) для ведения шахматной нотации;
⎯ демонстрационная или интерактивная доска;
⎯ компьютер.
Учебно-методическое обеспечение программы
Занятия включают теоретическую и практическую части.
Теоретическая работа с обучающимися проводится в форме:
⎯ лекций;
⎯ бесед;
⎯ анализа сыгранных партий;
⎯ разбора партий известных шахматистов.
Практические занятия могут быть организованы в виде:
⎯ сеансов одновременной игры с педагогом;
⎯ решения практических заданий;
⎯ шахматных турниров.
Информационное обеспечение
Методический и дидактический материал:
⎯ демонстрационные тематические фильмы;
⎯ мультфильмы и отрывки из кинофильмов о шахматах;
⎯ иллюстрации (портреты шахматистов, основные схемы);
⎯ сборник шахматных задач.
Интернет-источники:
⎯ Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт]
URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html
⎯ Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/
⎯ Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/
Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми
младшего школьного возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы (см. Приложения)

Формы подведения итогов
Мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы
с помощью игровых заданий, а также при помощи:
⎯ скрытого тестирования;
⎯ педагогического наблюдения в ходе занятий;
⎯ педагогической диагностики обучающихся на начальном и завершающем этапе
обучения,
⎯ промежуточной диагностики.
Виды контроля:
Проверка уровня подготовки детей и готовности к
Входящий контроль
обучению (диагностика)
Осуществляется в течение года: выполнение практических
Текущий контроль
заданий, шахматные турниры внутри объединения,
педагогическое наблюдение.
Проводится в конце обучения: участие в шахматных
Итоговый контроль
турнирах для начинающих.
Способы определения результативности
Критериями оценки являются: правильное выполнение практических заданий, успешное
выступление в турнирах.
По итогам обучения определяется уровень освоения программы.
⎯ Высокий уровень освоения - обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в
учебной, познавательной и творческой деятельности. Знает историю шахмат, отлично
ориентируется на шахматной доске, знает шахматные фигуры и их ходы, владеет
шахматной нотацией, хорошо ориентируется в сравнительной ценности фигур, знает
общие принципы игры и шахматного этикета, может результативно участвовать в
шахматных турнирах для начинающих.
⎯ Средний уровень освоения - обучающийся демонстрирует не очень высокую
заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Не в полной
мере знает историю шахмат, которая была освещена в рамках реализации данной
программы, путает шахматные фигуры и их ходы, делает ошибки в шахматной нотации,
не очень хорошо ориентируется в сравнительной ценности фигур, путает общие
принципы игры и шахматного этикета, участие в шахматных турнирах для начинающих
нерезультативно.
⎯ Низкий уровень освоения - обучающийся демонстрирует низкую заинтересованность в
учебной, познавательной и творческой деятельности. Слабо владеет материалом
программы и не может участвовать в шахматных турнирах для начинающих.
Критерии и индикаторы эффективности реализации учебной программы:
⎯ сформированная мотивационная готовность к учебной деятельности;
⎯ развитая функция произвольного поведения;
⎯ овладение основными компонентами учебной деятельности (умение принимать
учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно
оценивать её результаты);

⎯ сформированность индивидуальных учебно-познавательных умений (умений
наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь
педагога, сверстников, воспринимать и понимать язык шахматных терминов, умений
следовать инструкции, умений умственной деятельности: обобщать, сравнивать,
анализировать, классифицировать и др.);
⎯ сформированность умений взаимодействия со сверстниками в процессе фронтальных
форм организации деятельности (умение относить к себе поставленную задачу, играть
в общем темпе и ритме, способность слышать и понимать речь сверстников);
⎯ развитость разнообразных практических умений (игровых социально-нравственных и
др.).

Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273ФЗ.;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
4. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242;
6. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
7. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагога:
1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 2016.
2. Весела И., Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 2015.
3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. /
М.: ГЦОЛИФК, 2014.
4. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение 2015.
5. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 2015.
6. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС 2014.
7. Костров В.В. «Шахматы – первые шаги». / Москва, «Глобус», 2006.
8. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 2001.
9. Зак В., Длуголенский Я. «Я играю в шахматы» /М.: «Санта», 2004.
10. Костров В.А. «Шахматы для детей и родителей», Санкт- Петербург, 2007.
11. Позин С., «25 уроков шахмат» / Москва, «Глобус», 2013.
12. Барский В. «Шахматная школа» методическое пособие для учителя, / Москва, 2016.
Литературы для родителей:
1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. – М.: Физкультура и спорт,
2016.
2. Костьев А.Н. Уроки шахмат. – М.: Физкультура и спорт, 1994. 3. Костьев А.Н. Учителю о
шахматах. – М., 2016.
4. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: Физкультура и спорт, 1980. 5. Линдер И.М.,
Шахматы на Руси. – М.: Наука,2015.
6. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2020.
7. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких – СПб: Астрель, 2017.
8. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. – М.: Просвещение, 2017.
9. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. – М.:

Просвещение, 2017.
10. Шахматы. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 2020.
Литература для обучающихся
1. Авербах Ю., Бейлин М. Как научиться играть в шахматы – М.: Владис, 2016.
2. Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста – М., 2016.
3. Костров В., Давлетов Д. Шахматный учебник для детей и родителей. В 2 частях – М.:
Русский шахматный дом, 2015.
4. Чеваннес С. Шахматы для детей – М.: Эксмо, 2015.
Интернет-источники:
1. Видеолекции проекта ГБОУ ГМЦ ДогМ «Больше, чем урок!»: - «Шахматы в жизни
человека», [Электронный ресурс] URL:
https://www.youtube.com/watch?v=kROEkYBL8EE&list=PLhlrYqkZdAZ35
m3H_9lBrkbUat24XNmhg&index=1. (Дата обращения: 19.11.2018);
2. «Основы шахматной игры. Часть 1», [Электронный ресурс] URL:
https://www.youtube.com/watch?v=kROEkYBL8EE&index=1&list=PLhlrY
qkZdAZ35m3H_9lBrkbUat24XNmhg. (Дата обращения: 19.11.2018);
3. «Основы шахматной игры. Часть 2», [Электронный ресурс] URL:
https://www.youtube.com/watch?v=9W5sxB0HV2A&index=2&list=PLhlrYq
kZdAZ35m3H_9lBrkbUat24XNmhg. (Дата обращения: 19.11.2018);
4. «Основы шахматной игры. Часть 3», [Электронный ресурс] URL:
https://www.youtube.com/watch?v=hAQowvU4CXg&list=PLhlrYqkZdAZ35
m3H_9lBrkbUat24XNmhg&index=3. (Дата обращения: 19.11.2018);
5. «Основы шахматной игры. Часть 4», [Электронный ресурс] URL:
https://www.youtube.com/watch?v=hAQowvU4CXg&list=PLhlrYqkZdAZ35
m3H_9lBrkbUat24XNmhg&index=3. (Дата обращения: 19.11.2018).
6. Электронное учебной пособие «Путешествие в мир шахмат» (Э.Э. Уманская, Т.А.
Монтлевич), Библиотека электронных материалов Московской электронной школы,
[Электронный ресурс] URL: uchebnik.mos.ru. (Дата обращения: 19.11.2018).

Приложение №1
Дидактические игры по программе «Белая ладья» (1-е полугодие)
Цель – проверка знаний по названию фигур, их расположению и правильным
ходам; развитие памяти, внимательности, усидчивости.
1. «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных
линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.д.)
2. «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
3. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая
фигура спрятана.
4. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети
должны догадаться, что это за фигура.
5. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по
очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая
выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать:
6. «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по
очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
7. «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников,
чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
8. «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
9. «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
10. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки, (фрагмента игрового поля) и
спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
Дидактические игры по программе «Белая ладья» (2-е полугодие)
Цель- выявить наличие мотивации к работе на результат; развитие фантазии,
логического и аналитического мышления, объема памяти, развитие внимательности,
усидчивости; способности анализировать и делать выводы.
1. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: Ладья стоит в углу, и бросает мяч кому-то, если утверждение верно, то
мяч следует поймать. «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не
перепрыгивая их.
2. «Пятый лишний»». На карточках шахматные фигуры, пешки, фишки и т. д.
Найти лишнюю фигуру.
3. «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски
расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих
карточках дети должны расставить фишки по памяти.
4. «Шах или не шах» Приводится ряд положений, в которых обучающиеся должны
определить находится ли король под шахом.
5. «Дай шах» Следует объявить шах неприятельскому королю.

6. «Пять шахов» Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному
королю.
Критерии оценки:
⎯ Отлично – обучающийся без ошибок, ничего не путая выполняет задания и
играет в дидактические игры
⎯ Хорошо – обучающийся выполняет задания и играет в игры, но допускает ошибки
или неточности
⎯ Удовлетворительно – обучающийся не может справится или выполняет с
ошибками предложенные задания

Приложение №2
Шахматные задачи по программе «Белая ладья»
ответы записать в шахматной нотации (буквенным и цифровым обозначением)
Цель – проверка знаний по решению простейших шахматных задач; наличие мотивации
к работе на результат.
Задача № 1
Задача №4
Задача №7

Задача № 2

Задача №5

Задача№8

Задача № 3

Задача №6

Задача №9

Критерии оценки:
Количество правильных
ответов
2
3
4
6-5
7-8
9-10

Оценка
Удовлетворительно
Хорошо
Отлично
Удовлетворительно
Хорошо
Отлично

Приложение № 3
Тестирование по программе «Белая ладья» (знание теории по шахматам)
Цель – проверка и закрепление теоретических знаний по шахматам.
Ученикам предлагается выбрать правильный ответ:

1. Кто начинает игру?

2. Какая рокировка
бывает?

3. Рокировка невозможна:

4. Пат – это:

5. Мат – это:

6. Шах — это:

7. Если ты хочешь
поправить фигуру,
нужно:

8. Если дотронулся до
фигуры, то:
9. Что такое рокировка?

а -кто первый пришел
б-белые
в-как скажет судья
г- черные
д-кому как нравится
а- толстая, тонкая
б-короткая, длинная
в- косая, кривая
г-прямая, рябая
д- маленькая, большая, правая, левая
а- когда на ферзя напал конь
б- когда король напал на слона
в- если король и ладья ходили
г- когда ферзю угрожает пешка
д- когда к тебе подошел судья и сделал замечание
е- когда соперник смеется
а- шах, от которого нет защиты
б- когда к тебе подошел судья и сказал «Пат»
в- когда у игрока, чья очередь ходить, нет возможных
ходов и при этом его король не под шахом
г- когда осталось 2 короля
д- когда остался 1 король
а- когда соперник сказал «Мат»
б- шах, от которого нет защиты
в- когда соперник сдался
г- когда остался 1 король
д- когда к тебе подошел судья и сказал замечание
а- когда на ферзя напал конь
б- когда король напал на коня
в- когда королю некуда ходить
г- нападение на короля фигурой соперника
а- просто поправить
б- сказать «направляю»
в- попросить соперника поправить
г- позвать судью поправить
д- сказать «поправляю» и поправить фигуру
а- нужно позвать судью
б- нужно ходить
в- нужно убегать
г- нужно поговорить с соперником
д- нужно пожать сопернику руку
а- когда ферзю угрожает пешка

10. Цель игры в
шахматы?

б- когда остался 1 король
в- когда на ферзя напал конь
г- особый ход в шахматах, заключающийся в
горизонтальном перемещении короля в сторону ладьи
своего цвета на 2 клетки и затем ладьи на соседнюю с
королем клетку по другую сторону короля
д- когда королю некуда ходить
а- пожать сопернику руку
б- съесть побольше фигур соперника
в- поставить 3 шаха
г- поставить мат сопернику
д- дойти пешкой до последней линии
е- дойти королем до последней линии

Правильные ответы:
№ Вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Правильный ответ
а
б
в
в
б
г
д
б
г
г

Критерии оценивания:
Количество правильных ответов
9-10
6-8
5 -4

Оценка
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно

Приложение №4
Анкеты
для оценивания удовлетворенности качеством образования
по программе «Белая ладья»
Начало учебного года (для обучающихся)
1. Укажи свой возраст
2. Почему ты выбрал
именно это
объединение
дополнительного
образования?
3. Знаешь ли ты, чем
будешь заниматься по
программе в этом году?

4. Что ты хочешь
получить от занятий?

А. 7-8 лет
Б. 8-9 лет
В. 9-10 лет
А. Посоветовали в школе
Б. Занимаются друзья, родственники, знакомые
В. Так решили родители
Г. Интересное направление обучения
Д. Удобное местоположение (рядом с домом, школой)
А. Да
Б. Нет
Г. В какой-то степени
Д. Затрудняюсь ответить
А. Полезное времяпровождение
Б. Найти новых друзей
В. Улучшить свои творческие и познавательные навыки
Г. Узнать много нового
Д. Начать заниматься деятельностью, которая
впоследствии станет твоей профессией

Конец учебного года (для обучающихся)
А. Всегда с удовольствием посещаю занятия
Б. Временами интерес к занятиям снижается
В. Родители часто уговаривают меня посещать занятия
Г. Затрудняюсь ответить
А. Да
2. Доволен ли ты
Б. Нет
обучением в студии?
В. Не знаю
А. Положительно влияет (повышает школьную
успеваемость)
3. Как, по твоему
Б. Влияет скорее положительно, чем отрицательно
мнению, влияют
В. Никак не влияет
занятия на твою
Г. Влияет скорее отрицательно, чем положительно
успеваемость в школе? Д. Отрицательно влияет (снижает школьную успеваемость)
Е. Затрудняюсь ответить
А. Личностные качества (дисциплина, внимательность,
аккуратность и т.п.)
4. Какие черты личности Б. Расширяется кругозор, повышается эрудиция
развиваются на
В. Развиваются интеллектуальные способности (четкость
занятиях?
мышления, способность делать выводы и т.п.)
Г. Развиваются творческие способности (рисование,
моделирование, придумывание нового)
1. Оцени уровень своего
интереса к занятиям

5. Что на занятиях
нравится тебе больше
всего?

Д. Развиваются навыки общения
Е. Повышается общий культурный уровень (развитие речи,
вежливость)
Ж. Повышается интерес к учебной деятельности
З. Затрудняюсь ответить
А. Когда мы узнаем, что-то новое
Б. Когда мы изучаем новые дебюты
В. Когда мы проводим контрольную тренировку
Г. Когда мы занимаемся разными играми
Д. Когда мы занимаемся определенной тактикой

6. Напиши, какие темы
занятий в этом
учебном году
показались тебе
наиболее
интересными?
Конец учебного года (для родителей обучающихся)
7. Удовлетворены ли Вы
деятельностью студии
«белая ладья»

⎯
⎯
⎯
⎯

Да
Нет
Отчасти
Затрудняюсь ответить

8. Удовлетворены ли Вы
качеством
предоставляемых
дополнительных
образовательных услуг
Вашему ребенку?

⎯
⎯
⎯
⎯

Да
Нет
Отчасти
Затрудняюсь ответить

9. Какую форму
взаимодействия Вы
используете при
общении с педагогом?

⎯ Консультации по телефону, в социальных сетях и при
встрече
⎯ Родительское собрание
⎯ Совместная деятельность с ребенком и педагогом
(участие в мероприятиях)

10. Напишите, что Вы
ожидаете от занятий
для Вашего ребенка в
студии?

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».