Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100 Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Золотая шашка» Возраст обучающихся: 8-15 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Кодочигова Елена Алексеевна, методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотая шашка» имеет физкультурно-спортивную направленность. По функциональному назначению – общеразвивающая, так как у обучающихся при ее освоении формируются компетенции осуществлять универсальные действия. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности. При разработке программы «Золотая шашка» учитывалась специфика регионального компонента образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма. Так как в современном мире возникла необходимость укрепления связей ребёнка с разными видами интеллектуальной деятельности, родители (законные представители) в качестве приоритетной выдвигают проблему, решение которой обеспечивает условия успешного обучения в школе – это умственное и всестороннее развитие детей. Дополнительно программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а также помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками, поэтому роль шашек столь значительна и в эстетическом воспитании ребенка. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки, она воспитывает в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не 2 легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Актуальность программы заключается в использовании шашечной игры в качестве средства формирования творческих способностей и воображения ребенка. Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается. На первое место выходят компьютерные игры, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. В шашечной игре развиваются психомоторика (обучающиеся трогают, переставляют, бьют шашки противника), внимание, сосредоточенность, что так важно для последующего обучения в школе и воспитываются выносливость, надежность и безошибочность работы. Дух партнерства, товарищества, а позже и соперничества, сложно переоценить. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Ребенку нужно думать над ходами, оценивать ситуацию на доске. Новизна программы Новизна программы состоит в том, что она разработана для детей дополнительного образования, которые сами стремятся к игровому интеллектуальному спорту. При этом это обучающиеся не только разного возраста, но и с разными стартовыми способностями. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – все это нужно отнести к категории творчества. Программа служит для того, чтобы обучающиеся смогли овладеть этой игрой в объеме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике. Отличительные особенности программы. Данная программа отличается от других программ использованием интегрированного подхода к образованию детей школьного возраста, способствует тренингу образного и логического мышления, воспитанию культуры поведения, навыков самоорганизации и коллективного взаимодействия. Содержание программы опирается на ряд нетрадиционных наработок с выявлением стержневой игры на этапах развивающего обучения. Также данная программа отличается от других еще и тем, что позволяет в условиях дополнительного образования расширить возможности учебного материала выбором тем, методическими формами и приемами. Адрес программы – обучающиеся от 8-ми до 15-ти лет, интересующиеся шашечной игрой. Возрастные особенности обучающихся. В младшем школьном возрасте (8-10 лет) дети располагают значительными резервами развития (физическое и психофизиологическое), обеспечивающее возможность систематического обучения, что является этапом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов. Дети начинают приобретать опосредствованный характер, который становится осознанными и произвольными. Постепенно овладевают своими психическими процессами, учатся управлять восприятием, вниманием и памятью. Возрастной особенностью детей 11-15 лет является достаточность воли: школьник уже обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может не опустить руки при неудаче, не потерять веру в 3 свои силы и возможности. При подборе учебного материала и построении занятий учитываются все возрастные особенности обучающихся с опорой на детский опыт. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю 2 учебных часа. В соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для школьников составляет 40 минут. Объем общеразвивающей программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы–72ч. Срок освоения программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса: 36 учебных недель - 9 учебных месяцев. Условия формирования групп. Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию специальных знаний, умений и навыков. Главным условием записи на обучение является желание ребенка заниматься умственной деятельностью. Зачисление обучающихся на программу проводится в начале учебного периода по желанию детей (с согласия родителей- законных представителей). Занятия по данной программе проводятся в группе 10-15 человек. Форма обучения очная. Виды занятий – теоретические, практические, контрольные. Формы подведения результатов: педагогическое наблюдение, шашечный турнир, викторина, конкурс, контрольное задание/упражнение, анализ шашечной партии, открытое занятие. Цель программы - формирование интереса к настольной игре и развитие умственных способностей ребенка посредством углубленного обучения игре в шашки. Задачи программы: Образовательные: ⎯ формирование интереса к настольной игре; ⎯ обучение основам игры в шашки; ⎯ обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры; Развивающие: ⎯ развитие стремления к самостоятельности; ⎯ развитие умственных способностей: логического образного и аналитического мышления; ⎯ развитие умений производить расчеты на несколько ходов вперед. Воспитательные: ⎯ воспитание отношение к шашкам как к серьезным и полезным занятиям; ⎯ воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, трудолюбия, чувства коллективизма; ⎯ формирование умения применять полученные знания на практике. 4 Учебный (тематический) план № п/п Название раздела, темы Всего 2 Кол-во часов Форма аттестации/ контроля Теория Практика 1 1 Входная диагностика Педагогическое 1 3 наблюдение 1 5 Устный опрос 1. Введение в программу 2. Первоначальные понятия 4 3. Тактика 6 4. Стратегия 4 1 3 Контрольное задание 5. Эндшпиль 6 1 5 6. Дебют 6 1 5 Викторина Педагогическое наблюдение 7. Композиция 14 1 13 Устный опрос 8. Международные шашки 10 1 9 Турнир 9. Спарринг тренировки и сеансы одновременной игры 18 1 17 Конкурсы решений 10. Итоговое занятие 2 - 2 Открытое занятие Итого: 72 9 63 Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Введение в программу (2ч.) Теория. Цели и задачи программы. Инструктаж по технике безопасности. История развития шашек. Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым. Шашечный кодекс. Различные шашечные системы. Практика. Игра на знакомство. Смотр тематической презентации – обсуждение. Диагностика на выявление интеллектуального уровня обучающихся. Тема 2. Первоначальные понятия (4ч.) Теория. Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной игры и её общие вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы. Практика. Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях. Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров. Игры с записью партий. Тема 3. Тактика (6ч.) Теория. Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии. Практика. Дидактические игры и задания. Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки. Контрудары. 5 Тема 4. Стратегия (4ч.) Теория. Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра. Значение общего плана игры в партии. Практика. Дидактические игры и задания: Отработка тактики как важной части стратегии, ей подчиненной. Тема 5. Эндшпиль (6ч.) Теория. Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции – противостояние шашек. Три дамки против одной, «треугольник». Практика. Дидактические игры и задания. Отработка и анализ специальных тематических примеров. Решение упражнений. Тема 6. Дебют (6ч.) Теория. Определение дебюта, его основные цели. Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше». Практика. Дидактические игры и задания. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. Тематические игры с анализом сыгранных партий. Тема 7. Композиция (14ч.) Теория. Концовки, задачи и этюды – произведения композиции (особой области шашечного творчества). Связь композиции с практикой. Практика. Дидактические игры и задания. Тематические игры с анализом сыгранных партий. Тема 8. Международные шашки (10ч.) Теория. Нотация доски, запись ходов и положений. Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры. Красота игры. Простор для творчества Практика. Дидактические игры и задания. Упражнения в записи отдельных положений и записи партий. Тематические игры с анализом сыгранных партий. Тема 9. Спарринг тренировки и сеансы одновременной игры (18ч.) Теория. Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров. Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет тренировочных выступлений занимающихся. Практика. Дидактические игры и задания. Тематические игры с анализом сыгранных партий. Обзор сыгранных партий и проверка выполнения заданий. Тема 10. Итоговое занятие Практика. Игровая программа с награждением по номинациям. Подведение итогов. Планируемые результаты универсальных учебных действий Личностные УУД У обучающегося будет сформировано: ⎯ умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; ⎯ умение оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; ⎯ умение выражать свои эмоции; ⎯ умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Обучающийся получит возможность для формирования: ⎯ внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; 6 ⎯ способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; ⎯ умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); ⎯ в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, умение делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. Регулятивные УУД У обучающегося будет сформировано: ⎯ умение определять и формировать цель деятельности с помощью педагога; ⎯ умение проговаривать последовательность действий во время занятия; ⎯ умение учиться работать по определенному алгоритму. Обучающийся получит возможность для формирования: ⎯ умения принятия и сохранения учебной задачи; ⎯ умения учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия; ⎯ умение различать способ и результат действия; ⎯ умение высказывать свое предположение (версию); ⎯ умение отличать верно выполненное задание от неверного; ⎯ умение совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД У обучающегося будет сформировано: ⎯ умения делать выводы в результате совместной работы группы и педагога. Обучающийся получит возможность для формирования: ⎯ умение проводить рефлексию способов и условий действия; ⎯ умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; ⎯ умение самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели; ⎯ умение структурировать знания; ⎯ умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; ⎯ умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; ⎯ умение овладевать измерительными инструментами. Коммуникативные УУД У обучающегося будет сформировано: ⎯ умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; ⎯ договариваться с единомышленниками совместно с педагогом о правилах поведения и общения и следовать им; ⎯ учиться работать в паре, группе; ⎯ учиться выполнять различные роли (лидера исполнителя). Обучающийся получит возможность для формирования: 7 ⎯ умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; ⎯ умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ⎯ умения задавать вопросы; ⎯ умения контролировать действия партнёра. Основными образовательными результатами обучения являются: Обучающиеся должны знать: ⎯ основы шашечной игры; ⎯ историю возникновения шашек; ⎯ различные тактические приемы игры; ⎯ примеры выигрыша двух против одной. Обучающиеся должны уметь: ⎯ читать шашечную нотацию; ⎯ играть в шашки; ⎯ записывать партию; ⎯ разыгрывать простейшие комбинации ⎯ уметь разыгрывать основные дебюты. Все дети изначально талантливы. Но знакомя с элементарными правилами игры, обучающемуся следует помочь усвоить известную истину: шашки – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шашки – это труд, труд упорный и настойчивый. 8 Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Методическое обеспечение программы Общепедагогические приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Одним из этапов занятий детей является диагностика развития психологических параметров детей, обуславливающих успешное обучение, а именно – коммуникативность, усидчивость, память, внимание, логическое мышление, обобщение и другие интеллектуальные характеристики. Диагностика проводится на начальном этапе обучения и при его завершении и определяет необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению: оптимальное разнообразие видов деятельности, введение физкультминуток, использование игрового материала, переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой. Форма организации образовательного процесса: ⎯ индивидуальная; ⎯ индивидуально-групповая (работа в парах); ⎯ групповая. Формы организации учебного занятия: ⎯ беседа, ⎯ учебное занятие, ⎯ игра, ⎯ творческая работа. Методические принципы: ⎯ Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом. ⎯ Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны. ⎯ Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шашечной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шашек, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив идея - расчёт - ход. Дидактические принципы: ⎯ Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса. ⎯ Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом. ⎯ Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира. ⎯ Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора. 9 ⎯ Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шашками, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Процесс обучения игре в шашки необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Использование различных педагогических технологий позволит увлечь ребенка: ⎯ Развивающее обучение – при развивающем обучении ребёнок самостоятельно приобретает какую-либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий. ⎯ Игровое обучение– влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию педагога. ⎯ Эвристическое обучение позволяет подвести детей с помощью умелой постановки вопросов к решению той или иной проблемы и помочь в ее решении через собственные усилия, самостоятельное мышление, приобретенный опыт и освоенные знания. Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с групповыми методами работы. Методы: ⎯ Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения. ⎯ Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за педагогом сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий. ⎯ Наглядный метод - один из основных, ведущих методов дополнительного образования. Наглядный метод влияет на развитие основных форм мышления школьника и обеспечивает прочное запоминание учебного материала. ⎯ Метод проблемного обучения. Разбор партий, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач. Основные формы и средства обучения: ⎯ теоретические занятия; ⎯ дидактические игры и задания; ⎯ решение шашечных задач, комбинаций и этюдов; ⎯ игры-турниры; ⎯ спарринг-тренировки; ⎯ сеансы одновременной игры. 10 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Для успешной реализации программы необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает: ⎯ помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам; ⎯ оборудование: столы, стулья, шашечные доски, шашки, фото и видеоматериал, специальная литература, компьютер, проектор, интерактивный экран, магнитная доска, колонки, тетрадь для записей и зарисовок, ручка. Кадровое обеспечение Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми школьного возраста. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы (см. Приложения) Формы подведения итогов Мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий, а также при помощи: ⎯ скрытого тестирования; ⎯ наблюдений в ходе занятий; ⎯ педагогической диагностики на начальном и итоговом этапе обучения, ⎯ промежуточной диагностики. Виды контроля: Промежуточный контроль Проверка уровня подготовки детей и готовности к обучению (входная диагностика) Проверка усвоения блоков программ в течение учебного года (игровые задания) Итоговый контроль Открытое занятие для родителей (итоговая диагностика) Входящий контроль Способы определения результативности Критерии и индикаторы эффективности реализации учебной программы: ⎯ сформированная мотивационная готовность к учебной деятельности; ⎯ развитая функция произвольного поведения; ⎯ овладение основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты); ⎯ сформированность индивидуальных учебно-познавательных умений: наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь педагога, единомышленников, воспринимать и понимать новую информацию, следовать инструкции, проявлять умственную деятельность - обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать и др.; ⎯ сформированность умений взаимодействия с одногруппниками в процессе фронтальных форм организации деятельности; ⎯ развитость разнообразных практических умений: игровых социально-нравственных и др. 11 Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагога: 1. Барский Ю. П., Голосуев В. М., Мамонтов А. В., Пименов В. С. Русские шашисты Саргин Д., Бодянский П., Шошин А. М.: 1985. - 208 с. 2. Белоусов В. Н., Давыдов С. И., Шац М. Б. Курс шашечных лекций книга первая. Челябинск.: 1998. - 240 с. 3. Белоусов В. Н., Шац М. Б. Курс шашечных лекций книга вторая. Челябинск.: 1995. - 240 с. 4. Берлинков Б. Л., Рокитницкий А. В. Шашечные партии белорусских мастеров. Минск.: 1983. - 272 с. 5. Вигман В. Я. Радость творчества. М.: 1986. 160 с. 6. Виндерман А. И., Герцензон Б. М. Шашки для всех. М.:1983. -128 с. 7. Витошкин Л. С. Секреты этюдного творчества. Минск.: 1986. - 144 с. 8. Витошкин Л. С. Этюды в русских шашках антология часть 1. Гомель.: 1996. - 176 с. 9. Витошкин Л. С. Этюды в русских шашках антология часть 2. Гомель.: 1997. - 152 с. 10. .Витошкин Л. С. Этюды в русских шашках антология часть 3. Гомель.: 1997. - 136 с 11. Витошкин Л. С. Этюды в русских шашках антология часть 4. Гомель.: 1998.- 148 с. 12. Герцензон Б. М., Гершт С. С.Волшебник русских шашек. Л.: 1991. - 173 с. 13. Городецкий В. Б. Романтика шашек. Минск.: 1970. - 256 с. 14. Городецкий В. Б. Книга о шашках. М.: 1984. - 271 с. 15. Городецкий В. Б. Книга о шашках русские и международные шашки. М.: 1990. 320 с. 16. Исаев Г. Ф. Творческая лаборатория шашечного этюдиста. Киев.: 1989. – 168 с. 17. Линдер И. М. А. Д. Петров первый русский шахматный мастер. М.: 1955. - 246 с. 18. Литвинович В. С., Негра Н. Н. Курс шашечных дебютов. Минск.: 1985. - 255 с. 19. Маламед В. Р. Барский Ю. П. Курс шашечных окончаний международные и русские шашки. М.: 1989. - 464 с. 20. Решетников В. В., Троцких Г. П. Василий Соков. М.: 1985. - 208 с. 12 Литература для родителей и обучающихся: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Романчук О. А. Юному шашисту. Свердловск.: 1988. - 208 с. Соминский С. С. Комбинационные идеи в русских шашках. М.: 1979. - 79 с. Хацкевич Г. И. 25 уроков шашечной игры. Минск.: 1980. - 260 с. Цукерник Э. Г. Антология шашечных комбинаций. М.: 1987. - 384 с. Шашечный кодекс. М.:1986. - 64 с. 26. Шашечный кодекс. Тихвин.: 2003. - 76 с. Интернет-источники: 1. Шашки онлайн https://www.shashkivsem.ru/online 2. https://www.shashkivsem.ru/russkie www.chesswood.ru 3. Русские шашки https://www.shashkivsem.ru/russkie 4. Шашки с компьютером https://www.shashkivsem.ru/category/shashki-i-kompyuter 5. Учитесь играть в шашки https://www.shashkivsem.ru/uchites-igrat-v-shashki 6. Книги о шашках https://www.shashkivsem.ru/category/knigi-o-shashkax 7. Единый шашечный сайт http://64-100.com/ 8. В дамки! Сайт по шашки http://64-100.com/ 9. Шашки в России http://www.shashki.com/ 10. Задачи по шашкам https://v-damki.com/task.html 13 Приложение № 1 Входная диагностика обучающихся по программе «Золотая шашка» Оценочный материал (форма контроля - тест) 1. Как называется доска для игры в шашки? (шахматная) 2. Из скольких и каких полей состоит шахматная доска? (из 2-х белого и чёрного) 3. На каком цветовом поле ведётся игра? (на чёрном) 4. Как «ходят» шашки? (по диагонали, только вперёд) 5. В какую фигуру превращается шашка, если она доходит до противоположного края 6. доски? (Дамка) 7. Сколько раз можно «срубить» одну и ту же шашку? (1 раз) 8. В какую игру можно ещё играть на шахматной доске? (в шахматы, уголки) 9. Сколько клеточек на шахматной доске? (64, 100) 10. Из каких фигур состоит узор на шахматной доске: из кругов, треугольников, квадратов, овалов Критерии оценки: Высокий уровень – правильные ответы на 8-9 вопросов Средний уровень – правильные ответы на 6-7 вопросов Низкий уровень – привильные ответы 0-5 вопросов Промежуточная аттестация обучающихся по программе «Золотая шашка» Оценочный материал (форма контроля – устный опрос) Дайте определение термину «рожон»: a) шашка, достигшая 6-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника, если у него нет возможности ее атаковать. b) шашка, достигшая 7-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника, если у него нет возможности ее атаковать. c) шашка, достигшая 8-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника, если у него нет возможности её атаковать. Дайте характеристику термину «ЛЮБКИ»: a) шашка соперника заходит в середину, когда одна из шашек гибнет, то есть она как бы говорит «отдай любую» b) шашка соперника заходит на поле b4 c) шашка соперника изолируется от остальных Окончание в партии - … a) завершающая стадия партии, в которой действует ограниченное количество шашек и где значение каждого хода огромно. b) начальная стадия игры c) стадия в середине партии, в которой действует неограниченное количество шашек. Комбинация – это? a) серия последовательных взаимосвязанных между собой ходов, объединенных единым замыслом и форсированно путем жертв шашек, осуществляющих его b) ловушка c) проигрыш партии Изолированные шашки -? a) шашки, удаленные от своих сил b) шашки близко расположенные к своим c) пустые поля Бортовые шашки в игре являются: a) активными b) сильными c) слабыми и пассивными d) все варианты верны Безупорные позиции — это такие позиции, когда… a) шашки, в которых отсутствуют упоры и всякая возможность произвести размен b) шашки, в которых присутствуют упоры и всякая возможность произвести размен c) шашки в которых нет никакой возможности побить дамкой К безупорным позициям можно отнести: a) скученные, отсталые и «нормальные позиции», но упоры в них отсутствуют. 15 b) скученные, отсталые и «нормальные позиции», но упоры в них присутствуют. c) сильные и активные поля Центр можно окружить в следующих случаях: a) когда он переразвит; b) когда он безупорен (в позиции нет полезных разменов) c) при наличии отсталых шашек a1, a3, h2 d) когда соперник играет неумело e) все вышеперечисленные варианты верны Роздых – это? a) наличие свободного темпа у обоих соперников b) наличие свободного темпа у одного из соперников c) отсутствие темпа Критерии оценки: Высокий уровень – 9-10 правильных ответов Средний уровень – 6-8 правильных ответов Низкий уровень – 1-5 правильных ответов 16 Промежуточная аттестация обучающихся по программе «Золотая шашка» Оценочный материал (форма контроля – тест) Вопрос №1 Вопрос №2 Вопрос №3 Вопрос №4 17 Вопрос №5 Вопрос №6 Вопрос №7 Вопрос №8 18 Вопрос №9 Итоговая аттестация обучающихся по программе «Золотая шашка» Оценочный материал (форма контроля – письменный опрос) 1. По каким линиям выполняются ходы? а) по горизонтальным б) по диагональным в) разницы нет 2. На каких полях ведется игра в шашки? а) на белых полях б) на черных полях в) большой разницы нет 3.Ломаный путь «называемый тройником» — это а) путь, ограниченный полями c1, h8, f4, a8 б) путь, ограниченный полями c1, h6, f8, a4 в) путь, ограниченный полями g1, h2, b8, a7 3. какие поля обозначаются буквами латинского алфавита? а) горизонтальные б) вертикальные 4. передвижение шашки с одного поля на другое — это 19 а) дамка б) пешка в) ход 5. Когда можно снимать побитые шашки с доски? а) нет никакой разницы б) после того, как выполнены все ударные ходы до конца в) после каждого ударного хода 6. Ломаный путь «называемый двойником» — это а) путь, ограниченный полями c1, h8, f4, a8 б) путь, ограниченный полями c1, h6, f8, a3 в) путь, ограниченный полями g1. h2. b8, a7 7. Игровой путь называемый «большой дорогой» — это а) c1 h6 б) a1 h8 в) f8 a3 8. Сколько соперников в шашечной партии? а) 4 б) 2 в) 1 9. Правильно ли выполнена запись3с-4d? а) нет б) да Критерии оценки: Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с заданием. Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога. Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после подсказки педагога. 20 Приложение №2 Анкета Для родителей (законных представителей) обучающихся в МАОУ ДО «ДДТ на выявление степени удовлетворенности качеством предоставления услуг 21