Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100 Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Рисуем вместе с мамой» Возраст обучающихся: 3-4 года Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Кодочигова Елена Алексеевна, методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Направленность программы – социально-гуманитарная. Сегодня стремление родителей к раннему художественно-эстетическому развитию детей приобретает массовый характер, поэтому приоритетным направлением модернизации системы образования является включение родителей в образовательную деятельность, где одной из ведущих тенденций современной педагогики детства выступает отношение родителей к творческому развитию детей как к фундаменту дополнительного образования. Моделируя систему работы по совместному включению родителей и детей в образовательный процесс, педагог реализует задачу уровнять позиции значимости их интересов. Актуальность программы заключается в совместном художественном игротворчестве и способе общения детей с родителями в процессе совместного эстетического взаимодействия. Данный вид деятельности благополучно влияет на креативное развитие малыша, исключает отрицательные эмоции, укрепляет и делает родственные взаимоотношения более значимыми. Система занятий построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков, взаимодействии ребенка с педагогом при активном участии родителя в рамках интенсивного познавательного развития. В процессе обучения формируется личность ребенка и выстраиваются следующие отношения: ребенок – ребенок, ребенок – родитель, ребенок – педагог, родитель – родитель. Новизна программы. Совместное творчество ребенка и родителя оказывает положительное влияние на развитие малыша, приучает его сотрудничать, развивает интерес к увлекательному времяпровождению. В процессе совместной деятельности у обучающегося совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Между мамой и малышом углубляется связь в понимании друг друга без слов и расширяются возможности моральной поддержки. Игротворчество учит ребенка умению размышлять, решать возможные проблемы, раскрывает внутренний мир и особенности восприятия окружающей действительности. Данный вид занятий является основой для семейного благополучия, дарят детям радость познания, творчества и психического здоровья. Отличительные особенности программы. В основе обучения лежат как традиционные, так и нетрадиционные методы обучения. Первая группа методов (беседа, 2 наблюдение, объяснение, слушание, показ) направлены на приобщение детей к творчеству, умению видеть красоту природы, окружающей жизни, умению проводить взаимосвязи с личным опытом ребенка, его чувствами и интересами. Вторая группа методов имеет практическую направленность (показ, объяснение, задание, действие с изобразительными материалами) направлена на формирование навыков художественной деятельности. Включение родителей представляет большие возможности для личностного развития малыша и предполагает усвоение им эстетических ценностей на основе опыта взрослого. Педагогическая целесообразность разработанной программы и апробация ее на практике по включению родителей в совместную деятельность создает прочную основу для художественно – эстетического развития детей, гармонизируя тем самым личностное становление каждого ребенка, его ценностные ориентации в семье и обществе. Адресат программы - дети раннего возраста от 3-х до 4-х лет. Возрастные особенности обучающихся. Данный детский возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития, именно в этот период дети чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Заметно повышается активность, усиливается ее целенаправленность, более разнообразными и координированными становятся движения. Формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Умения правильно держать карандаш, кисть имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала, что приводит к координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Большое значение имеет постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм, пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величин, многообразия оттенков цветов. Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в раннем возрасте в процессе творческой деятельности. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными СанПин 2.4.4.3172-14. Объем программы. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы – 72ч. Срок освоения - 1 год обучения, продолжительность образовательного процесса 36 учебных недель - 9 учебных месяцев. Количество детей в учебной группе до 10-ти человек. Форма обучения - очная. Виды занятий - теоретические, практические, контрольные. Формы подведения результатов – педагогическое наблюдение, самостоятельные творческие задания и упражнения, открытое занятие, фотовыставка работ. 3 Цель программы - содействовать гармоничному развитию личности ребенка через разные виды изобразительной и прикладной деятельности. Задачи программы: Обучающие: ⎯ формирование интереса к творчеству; ⎯ формирование представлений о цвете, форме, правильным их названиям; ⎯ обучение аккуратному применению изобразительных и декоративных материалов; ⎯ обучение правильному применению инструментов для рисования; ⎯ обучение основным правилам выполнения рисунка и прикладной работы. Развивающие: ⎯ развитие координации, зрительных и двигательных анализаторов; ⎯ развитие сенсорных умений и мелкой моторики рук; ⎯ развитие аккуратности, внимания, собственной фантазии. Воспитательные ⎯ воспитание трудолюбия и самостоятельности в работе; ⎯ формирование коммуникативных навыков при активном участии родителей. Для достижения цели, задач и содержания программы реализуются принципы: ⎯ Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей, возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий в соответствии с возрастными возможностями в рамках степени сложности. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. ⎯ Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им более трудных новых заданий, а также в постепенном увлечении объема и интенсивности нагрузок. ⎯ Принцип систематичности – один из ведущих. Имеется ввиду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. ⎯ Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение ребенка к своим действиям. Для успешного достижения цели ему необходимо представлять, что и как нужно выполнять и почему именно так, а не иначе. ⎯ Принцип повторяемости материала, практический материал требуют повторения вырабатываемых сенсорных и мелкомоторных навыков. Только при многократных повторениях образуется творческий стереотип. Если повторение вариативно, то есть вносятся изменения и предполагаются разнообразные методы, приемы выполнения, то эффективность обучения выше, так как вызывается интерес у обучающихся, привлекается внимание и создаются положительные эмоции. ⎯ Принцип наглядности - в данном виде бучения происходит широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, которые непосредственно связывают ребенка с окружающим миром. Вышеизложенные принципы условно рассматриваются по отдельности, в целом они успешно реализуются только во взаимосвязи. 4 Учебный (тематический) план № Название раздела, темы п/п Количество часов Всего Теория Формы аттестации/ контроля Практика 1. Вводное занятие 2 1 1 Входной контроль 2. 3. 4. 5. 6. 7. Графика Акварель Гуашь Лепка Декоративная работа Итоговое занятие Итого: 10 16 12 16 14 2 72 2 2 2 2 2 1 12 8 14 10 14 12 1 60 Педагогическое наблюдение Контрольное задание Фотовыставка работ Открытое занятие Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Вводное занятие (2ч.) Теория. Создание доверительной атмосферы в группе. Знакомство с группой и героями, которые будут помогать в учебе. Рассказ об основных цветах и правилах пользования изобразительными материалами Техника безопасности. Практика. Работа с силуэтами «Бабочка». Тема 2. Графика (10ч.) Теория. Рассказ о линиях, точках, пятнах, штриховках. Правила применения простого карандаша, фломастера, ластика. Варианты расположения листа. Знакомство с техниками: кляксография, штамповка, смешанная. Практика. Выполнение прямых, наклонных, прерывистых, круговых, волнообразных, зигзагообразных линий. Точка, пятно. Оттиск. Кляксография. Графика на пластилиновой основе. Приобретение навыков правильно держать карандаш, фломастер. Штриховка и закрашивание замкнутых фигур. Изготовление работ в смешанной технике. Отработка приемов крупного заполнения всего листа. Творческие задания. Игротворчество. Тема 3. Акварель (16ч.) Теория. Сказка о красках. Основные цвета (желтый, красный, синий). Рассказ о прозрачной акварели. Правила работы с акварельными красками. Правила и техники работы кистью (мазок, примакивание, тычок, смешение красок). Техника работы по сырому листу. Практика. Работа кистью (мазок, примакивание, тычок, смешение красок). Работа по сырому листу. Использование смешанных техник для создания узнаваемого образа. Выполнение творческих заданий. Игротворчество. Тема 4. Гуашь (12ч.) Теория. Рассказ о краске гуашь, ее свойствах и отличий от акварели. Практика. Работа кистью, разнообразные движения, мазок, точка, смешивание красок, получение дополнительных цветов. Различные способы корректировки работы, сделанной гуашью. Выполнение творческих заданий. Игротворчество. 5 Тема 5. Лепка (16ч.) Теория. Знакомство с пластилином, соленым тестом и другими природными материалами, с новыми техниками и приемами работы. Конструктивная лепка. Барельеф и объемные фигуры. Практика. Работа с пластилином (соленым тестом) и др. природными материалами. Отработка приемов: отщипывание, размазывание, скатывание, раскатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание. Творческие работы: «Животные», «Фрукты», «Овощи», «Цветы», «Портреты». Выполнение заданий. Игротворчество. Тема 6. Декоративная работа (14ч.) Теория. Знакомство с аппликацией различными материалами, их свойствами и возможностями. Приемы работы на листе бумаги. Варианты объемных поделок. Практика. Создание декоративной работы на тему: «Времена года». «Птицы», «Цветы». Работа кистью: мазок и смешение цветов. Отработка навыков: рвать цветную бумагу и вату, мять, растягивать, приклеивать. Создание объемной аппликации. Игротворчество. Тема 7. Итоговое занятие (2ч.) Практика. Импровизированное детское творчество с применением различных изобразительных, декоративно-прикладных и игровых техник. Креативная пальчиковая гимнастика. Подведение итогов года. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: ⎯ проявление коммуникативных навыков, способствующих социальной адаптации; ⎯ наличие умений слушать и слышать педагога и родителей; ⎯ наличие умений аккуратной работы и концентрации внимания; ⎯ наличие умения самостоятельной работы. Метапредметные результаты: ⎯ проявление начальных изобразительных способностей, образного мышления, фантазии и творческого воображения на основе восприятия художественных образов; ⎯ наличие умений правильно держать кисть, карандаш и др. худ. инструменты; ⎯ проявление начальных навыков использования разных цветов; ⎯ проявление зрительной памяти, чувства соотношения между размерами (большеменьше, выше-ниже); ⎯ проявление интереса к просмотру работ своих сверстников; ⎯ овладение основами творческой деятельности. Предметные результаты: ⎯ проявление умений различать цвета (знать название цвета), работать кистью и красками, проводить разнородные линии (прямые, замкнутые и др.); ⎯ проявление элементарных умений: рвать, мять, склеивать, скатывать, раскатывать, отщипывать и т.д.; ⎯ проявление умения работать с трафаретами и передавать относительное сходство с изображениями по форме, цвету и величине согласно возрасту; ⎯ проявление интереса к творческой деятельности. 6 Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график: Продолжительность учебного года Начало уч. года: 01.09.2024г. Конец уч. года: 31.05.2025г. Итого за уч. год Продолжительность учебного периода Сроки каникул Зимние: 1 с 01.09.2024г.- 16 01.01.полуг. по 31.12.2024г. недель 08.01. Летние: 2 с 09.01.2025г.- 20 01.06.полуг. по 31.05.2025г. недель 31.08 9 месяцев – 36 учебных недель Праздничные дни 04 ноября 31 декабря 23 февраля 08 марта 01-03 мая 09 мая Условия реализации программы Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач на занятиях присутствуют родители (законные представители) обучающихся. Методы обучения: ⎯ Метод показа. Разучивание новой темы с выполнением творческих заданий по образцу. ⎯ Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений и устных инструкций. ⎯ Музыкальное сопровождение. Правильно выбранная музыка дарит детям положительные эмоции, делает занятие более интересным и ярким. ⎯ Игровой метод, отвечающий задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности обучающихся. ⎯ Концентрический метод. По мере усвоения детьми тематического материала происходит возвращение к пройденному, но уже с более сложными заданиями. ⎯ Метод наглядного восприятия. Работа по образцу для быстрого, глубокого и прочного усвоения программы, повышающая интерес к занятиям. ⎯ Метод практического обучения. Практическая деятельность для освоения основных умений и навыков, поиска творческого решения в рамках учебного материала. Все эти методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, развивают внимание, память, творческое воображение, помогают освоить базовые сенсомоторные умения и навыки. Методы воспитания: ⎯ убеждение; ⎯ поощрение; ⎯ стимулирование; ⎯ мотивация. Формы организации образовательного процесса: ⎯ индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий); ⎯ парная (постоянные - совместно с родителями); ⎯ групповая (наличие системы «педагог-родители-дети»). 7 Формы организации учебного занятия являются: ⎯ беседа; ⎯ учебная деятельность; ⎯ практическая деятельность. Типы занятий: ⎯ комбинированное; ⎯ первичное ознакомление; ⎯ усвоение новых знаний; ⎯ применение полученных знаний на практике; ⎯ закрепление или повторение; ⎯ итоговое. Целостный процесс обучения можно условно разделить на 3 этапа: 1. начальный этап; 2. этап углубленного выполнения; 3. этап закрепления и совершенствования. 1. Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует, а родители и дети пытаются воссоздать увиденное, осваивая творческое задание. ⎯ Название задания, вводимое педагогом на начальном этапе, создают условия для формирования его образа, активирует работу центральной нервной системы детей. ⎯ Показ задания понятный, учитывая способность детей к подражанию, их желание действовать вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность действовать по словесной инструкции. ⎯ Объяснение техники выполнения задания дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение краткое и образное. При обучении сложным движениям педагог выбирает наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе задания. ⎯ Расчлененный метод выполнения задания целесообразно применить, если упражнение можно разделить на составные части. Например, изучить сначала одну часть задания, затем другую, далее соединить их вместе. ⎯ Целостный метод выполнения задания применяется, если его нельзя разделить на составные части, но можно выполнить в медленном темпе. Для начального обучения используется элементарный учебный материал с использованием разнообразных методических приемов обучения. Так, образные сравнения помогают детям правильно осваивать технику, так как создают у них особое настроение. Похвала ребенка активизирует работу нервной системы. 2. Этап углубленного выполнения творческого задания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей его выполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Повышению активности детей способствует изменение условий выполнения заданий, правильная постановка устных инструкций. С этой целью применяется соревновательный метод с установкой на лучшее выполнение. Другим эффективным методом можно создать познавательные представления изучаемой темы сначала под музыку, а затем без нее. Это содействует быстрому освоению учебного материала. 8 3. Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием творческого навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом - игровой. Этап совершенствования навыков можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут понимать и выполнять творческую задачу с эмоциональной и эстетической отдачей. Педагогические технологии: ⎯ технология индивидуального обучения; ⎯ технология группового обучения; ⎯ технология разноуровневого обучения; ⎯ технология развивающего обучения; ⎯ игровая технология обучения; ⎯ коммуникативная технология обучения; ⎯ технология коллективной творческой деятельности; ⎯ здоровьесберегающая технология (в объединение принимаются дети с различными физическими данными, поэтому в процессе обучения в коллективе формируется мотивация к здоровому образу жизни). Материально-техническое обеспечение программы Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально-технического обеспечения: ⎯ Учебный кабинет с наличием предметно-развивающей среды, выполняющий по информационную, стимулирующую, развивающую функции, построенной на основе ведущих принципов: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной. ⎯ Техническое оснащение: компьютер, интерактивная доска, проектор, стереоколонки. ⎯ Художественные материалы и инструменты: разнообразные живописные и графические материалы акварель, гуашь, пастель, мелки, фломастеры, карандаши, вторичный материал, а также разнообразный природный материал. ⎯ Информационное обеспечение программы содержит тематические иллюстрации, художественные образцы, фотографии, видео-, аудио материалы к практическим темам. Педагогические кадры Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми младшего дошкольного возраста. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды контроля: ⎯ входящий контроль (визуальная диагностика обучающихся); ⎯ текущий контроль практических навыков осуществляется регулярно на каждом занятии (педагогическое наблюдение, творческая работа); ⎯ промежуточный контроль (самостоятельная и игровая деятельность); ⎯ итоговый контроль в конце учебного года (проведение открытого занятия). 9 Педагогический мониторинг: ⎯ самостоятельные творческие задания; ⎯ визуальная диагностика освоения программы; ⎯ устный опрос детей; ⎯ анкетирование родителей. Формы аттестации и подведения итогов: ⎯ внешняя диагностика; ⎯ фотовыставка работ, ⎯ открытое занятие. Способы определения результативности: ⎯ достижение творческого результата, является основным видом педагогического контроля; ⎯ эффективность занятий определяется диагностикой по специальным критериям. Способы отслеживания результативности: ⎯ самостоятельные задания для определения уровня развития ребенка; ⎯ определение возможности исполнения творческого задания согласно теме; ⎯ интерес к занятиям; ⎯ степень внимания и внешние признаки реакции на практическую работу; ⎯ выявление неточностей в работе и самостоятельное их устранение. Структура фонда оценочных средств включает: ⎯ описание показателей и критериев оценивания результатов на различных этапах их формирования; ⎯ описание шкалы оценивания; ⎯ методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования образовательных результатов. 10 Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагога: Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 152 с.: ил. 2. Гибсон Р., Тайлер Д. Делай и играй. Веселые игры М., «Росмэн» 1994 128 с.: ил. 3. Гудилина С.И. Игровая азбука /изучаем буквы, учимся рисовать, лепить, делать объемные фигурки из бумаги/ - М., Издательство «Аквариум»1998. 4. Данилова Л., Михайлова Н. Школа рисования. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Группа» 2010. – 176 с., ил., (Серия «Программа развития и обучения дошкольников») 5. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изо деятельности для детей раннего возраста. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с. ил.8 с. (Дошкольное воспитание и развитие). 6. Журнал об искусстве: для школьников, учителей, родителей – Г Старая Русса.: Учредитель АНО «Веденская сторона» №2 - 2010, №1, №3 - 2011, №2, №3 -2012, №3 – 2013, №2 – 2015. - 52 с., ил. 7. Карманная энциклопедия: рисунка и живописи: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2003, - 256 с.: ил. 8. Каменева Е.О. Какого цвета радуга: Научно-художественная литература – М., «Детская литература» 1975.: ил. 9. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим. – СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001. – 176 с., ил. 10. Кузин В. С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 – 2 кл. Учеб. для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М: Дрофа, 1995, -240 с.: ил. 11. Корчмарош П. Карандаш - волшебник: полезные уроки рисования. – СПБ Учредитель АОЗТ «Руский Север» 1994, - 111 с.: ил. 1. 11 12. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров, – С 56 3-е изд. М., «Советская энциклопедия». 1984. – 1600 с., ил. 13. Советы мастеров: живопись и графика /в помощь начинающим художникам/: (Савицкий Г.К., Крымов Н.П., Юон К.П., Кардовский Д.Н., Павлинов Б.В., Рерберг Ф.И., Лаптев А.И., Павлов И.Н., Дейнека А.А., Ватагин В.А., Косьмин И., Кибрик Е.А., Куприн А.В.): сб. ст./ сост. Зайцев А.С. - Л., «Художник РСФСР» 1976. – 373 с.: ил. 14. Чаянова Г.Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2008, - 144 с.: ил.- (Для начинающих). Список литература для детей: Барто А. Я с ней дружу /А. Барто. - М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2006. – 62 с. Бесфорд Дж. Таинственный сад: Книга для творчества и вдохновения/ Джоанна Бесфорд; {пер. с англ. Е. Егоровой}. – М.: КоЛибри, «Азбука-Аттикус» 2015. 3. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб.: Икар, 1993. 4. Врублевская Н. Как рисовать цветы. Пособие начинающему художнику. - М.: АСТ, Астрель, 2003. 5. ГришечкинаН. В. Поделки, игрушки, подарки своими руками / Козюлина В. А. – Ярославль: Академия развития, 2008. -128 с.: ил. 6. Маротта Милли Книга для творчества и вдохновения «В царстве животных». СПб «Азбука-Аттикус» 2015. 7. Малышева А. Н., Поварченкова З. М. Занятия по аппликации в детском саду / Ярославль: Академия развития, 2010. – 160 с.: ил. 8. Нарисуй Смешарика. Книга для чтения родителями детям / Гл. ред. М. Корнилова, М., ООО «Издательство «Эскимо», 2008, 95 с.: ил. 9. Пластилиновые фигурки животных. – М.: Эскимо 6 Донецк: СКИФ, 2011. -64 с.: ил 10. Сьюзан Швейк Художественная мастерская для детей. – СПб.: Питер, 2013. 1. 2. Интернет-ресурсы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Фестиваль педагогических идей. http://festival.1september.ru Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet Федеральный портал Российское образование. www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. www.fcior.edu.ru Библиотекарь. Ру. http://bibliotekar.ru/index.htm Рисование карандашом, живопись. http://vkontakte.ru/id32452685#/club10934897 Живопись [АРТ] Искусство. http://vk.com/id32452685#/ipainting Русская живопись. http://vk.com/id32452685#/mybeautifulworld Граффити. http://vk.com/id32452685#/graffiti_vkontakte Живопись без границ. http://vk.com/id32452685#/artwithoutborders Страна мастеров stranamasterov.ru Поделки с детьми podelkidlyadetei.ru Рисуй! Онлайн школа рисования для взрослых и не только risuy.info Учебно-методический кабинет ped-kopilka.ru 12