Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100-Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Игроритмика» Возраст обучающихся: 3-4 года Срок реализации: 1 год Авторы-составители: Глазова Наталья Александровна педагог дополнительного образования, Караульщикова Людмила Юрьевна методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игроритмика» имеет социально-гуманитарную направленность, способствует физическому, музыкальноритмическому, эстетическому и в целом психическому развитию ребенка. Исследования в области детской психологии подтверждают, что занятия ритмикой способствуют снятию психологического напряжения, активизации внимания, усилению эмоциональной реакции и повышению жизненного тонуса детского организма. При разработке данной программы учитывалась специфика регионального компонента образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма. В современном мире возникла необходимость гармоничного воспитания дошкольников, поэтому родители (законные представители) в качестве приоритетной выдвигают проблему развития творческих способностей детей, способствующих формированию разносторонне-развитой личности. Концепция данной программы основана на нетрадиционном подходе к формированию двигательной культуры детей – эвритмике, означающей музыкально-ритмическую игру. Название эвритмика происходит от греческого слова «Эвритмия», что переводится как «прекрасный ритм» или «прекрасное движение». Эвритмия — это, прежде всего, звук, выраженный в движении. Собственно музыкально-ритмическая игра и лежит в основе занятий эвритмией. Данная практика основана на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики. При освоении программы «Игроритмика» у обучающихся формируются навыки ритмических и ритмопластических движений под музыку, имеющих тесную связь с речевым, интеллектуальным, физическим, эмоциональным и нравственным развитием детей, так как она включает в себя широкое использование стихов, песен и сказок. В процессе занятий дети учатся не просто выполнять задания, построенные на сюжете сказки, песни или стиха, а самостоятельно придумывать движения и обыгрывать сюжеты. Параллельно ребята знакомятся с новыми движениями и закрепляют физические качества, координационные способности, учатся слушать музыку и выполнять в соответствии с текстом и мелодией различные упражнения. Актуальность программы. Одним из существенных преимуществ эвритмики является минимальное количество противопоказаний, она не дает серьезных нагрузок на организм, но прекрасно влияет на физическое и психическое состояние ребенка. Эвритмика 2 направлена на укрепление жизненных сил ребенка, развитие ловкости, концентрации внимания, чувства ритма и координации движения. Ещё одно достоинство заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребёнка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение. Искусство движения – эвритмия – оказывает помощь ребенку в самовыражении. Посредством искусства на основе художественного образа дети учатся проявлять собственную индивидуальность, понимают, что каждый человек неповторим. На помощь ребенку приходит язык эвритмии – это язык жестов, ритмов, которые живут в музыкальном и поэтическом произведении. Жест в эвритмическом движении имеет творческую основу, но одновременно выражает закономерности речи или музыки. Музыкально–двигательные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, социализируя дошкольников. Таким образом, актуальность программы обусловлена ее практической значимостью. Новизна программы. Эвритмика является нетрадиционным видом ритмики, которая поможет развить ловкость, концентрацию внимания, чувство ритма, координацию движения и укреплять здоровье детей. При освоении учебного материала у детей раскрываются художественные способности, базовые личностные качества, творческий потенциал, расширяется сфера эмоций и происходит приобщение детей к здоровому образу жизни. Вовлечение в мир искусства и творчества решает главную проблему гармоничного воспитания обучающихся в области музыкального и танцевального творчества, а комплексное использование методик и педагогических приемов, учитывают особенности физического развития детей дошкольного возраста. Отличительные особенности программы. Игровой метод является главным при освоении программы. Он придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения учебного материала, способствует развитию воображения и творческой активности детей. Использование игровых упражнений, имитационных движений, сюжетно-творческих зарисовок усиливают эмоциональную восприимчивость детей и помогают педагогу качественнее решать учебные задачи. Педагогическая значимость программы. Первостепенную роль на занятиях по эвритмике играет музыкальное сопровождение. Используемые музыкальные произведения разнообразны по жанру, стилю, форме, размеру, темпу, но при всем при этом доступны пониманию детей, выразительны, пробуждают фантазию и воображение. Занятия по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей, способствуют их социальной адаптации, позволяют в увлекательно-игровой форме приобщиться к миру музыки, ритма и движения, развить свои умственные и физические способности. Адресат программы - дошкольники 3-4 года. Условия формирования групп. Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию специальных умений и навыков. Зачисление обучающихся на программу проводится в начале учебного года по желанию детей и с согласия родителей (законных представителей). Занятия проводятся в группе не более 12 человек. Возрастные особенности обучающихся. Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, достав3 ляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие руки и ноги, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости сказываются на двигательных возможностях детей. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, не развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений ещё невелики и все они носят, как правило, подражательный характер. Уровень обучения – ознакомительный, включающий игротанцы, сипелки (сильно инсценированные песни), массовые и парные танцы-игры, музыкально-ритмические упражнения на ускорение, пантомимические движения. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю 2 учебных часа. В соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа составляет 25 минут. Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на один год обучения, необходимых для освоения программы – 72ч. Срок освоения - 1 год обучения, продолжительность образовательного процесса: 36 учебных недель 9 учебных месяцев. Форма обучения очная. Виды занятий – традиционные, практические, комбинированные. Формы подведения результатов: педагогическое наблюдение, контрольные задания, смотр упражнений, открытое занятие. Цель программы – формирование творческих способностей и повышение двигательной культуры ребенка средствами эвритмики. Задачи программы: Обучающие: ⎯ формирование чувства темпоритма, пространственного мышления и координации; ⎯ формирование знаний основных сюжетных линий и композиций в инсценировках; ⎯ формирование способности к двигательной импровизации; ⎯ формирование творческих и музыкально-двигательных образов. Развивающие: ⎯ развитие умений исправлять свои ошибки при выполнении практической работы; ⎯ развитие навыков действовать по инструкции и по образцу; ⎯ развитие эмоционально-волевой сферы и творческого воображения. Воспитывающие: ⎯ расширение эмоционального опыта и взаимодействия в группе; ⎯ формирование интереса к здоровому образу жизни. 4 Учебный (тематический) план № Название раздела, темы п/п Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Введение в программу 2 2 - Входная диагностика 2. Телесно-ориентированная практика 12 2 10 Педагогическое наблюдение 3. Ритмические игры 12 2 10 Контрольные упражнения 4. Музыкально-ритмические игры с предметами 16 2 14 Педагогическое наблюдение 5. Игротанцы 12 2 10 Контрольные задания 6. Музыкальная эвритмия 16 2 14 Педагогическое наблюдение 7. Итоговое занятие 2 - 2 Открытое занятие Итого: 72 12 60 Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Введение в программу (2 ч.) Теория. Цели и задачи программы. Правила техники безопасности поведения на занятиях. Значение танцевальной разминки и ритмической гимнастики. Практика. Игры, упражнения на концентрацию внимания и слуха. Тема 2. Телесно-ориентированная практика (12 ч.) Теория. Понятие - пространственные перестроения (закрепление - линия, колонна, круг). Приемы выполнения основных элементов положений ног и рук. Понятия - линия, колонна, круг, точки зала. Понятия – темп, сила звука, ритмический рисунок, ритм. Основные танцевальных элементов и движений. Приемы ритмической игры. Практика. Выполнение упражнений на изучение музыкально-ритмических рисунков танца и фигур: линейное (шеренга, колонна), круговое (объемное) построение, в парах, за одну руку; интервал; повороты вправо, влево; свободное размещение по залу. ⎯ Выполнение образных упражнений в движении (в ходьбе, беге, прыжках). ⎯ Упражнения, разогревающие мышцы тела, для согласования движений с музыкой (разнообразные шаги, исполняемые в разных темпах, плавные и резкие движения рук и корпуса). Различные движения рук, ног, головы и корпуса. Простые комбинации движений рук, ног, головы и корпуса с добавлением танцевальных элементов. ⎯ Упражнения для выработки подвижности позвоночника, укрепления мышц спины и укрепление осанки (повороты и наклоны корпуса, движения плеч впередназад, вверх-вниз, работа грудной клетки по «точкам» и по кругу). 5 ⎯ Упражнения «Прохлопай свое имя, прохлопай имя соседа», «Маленькой елочке…» (все дети поют песенку с сопровождением, затем прячут голос и хлопают её ладошками или играют на ложках). ⎯ Отработка построения в линию, «Море волнуется», «Листики», «Зайцы и волки». ⎯ Упражнения «Обезьянки» (показ педагога на 2 такта – топ, хлоп, шлеп; повтор детей той же последовательности и ритмического рисунка); ритмические кубики; хоровод «Во поле береза стояла». ⎯ Выполнение музыкальных игр: «Мы маленькие звезды» - с отображением основных персонажей в движении, «Рыбак и рыбки», «Игра с лентами», «Твой цвет – ты танцуй», «Дискотека», «Зеркало». Тема 3. Ритмические игры (12 ч.) Теория. Беседа о значении игр. Правила участия в играх. Практика. ⎯ Выполнение ритмических игр: «Пилильщики», «Угостим зверей», «Лети лепесток», «Хлопок-шаг», «Повтори мелодию», «Робот», «Игра с листочками», «Игра с лентами». ⎯ Музыкальная игра «На птичьем дворе» с отображением основных персонажей в движении. ⎯ Изучение и выполнение игр – путешествий, взаимодействие со сверстниками. «Спортивная», «Танцевальная», «Игровая», «Сказочная», «Морская», «Лесная». ⎯ Выполнение ритмических танцев «Если весело живется…» и «Буги-вуги». Выполнение ритмические упражнений с хлопками. ⎯ Игры на развитие образного и пространственного мышления, подражание животным, профессии, фигуры («Путешествие по станциям», «Времена года», «Море волнуется раз…»). ⎯ Изучение и выполнение комплекса пластических упражнений и движений: «Дерево», «Роза», Кошка», «Лягушка», «Змея», «Олень», «Лебедь», «Обезьянка», «Тигр», «Орел», «Аист», «Собачка», «Балерина», «Солнышко», «Дерево», «Бабочка», «Колобок», «Часики». Тема 4. Музыкально-ритмические игры с предметами (16 ч.) Теория. Правила выполнения танцевальных движений с применением предметов. Правила коллективно-порядковых упражнений, соблюдение дистанции, одновременное начало и окончание движения. Техника безопасности во время действий с предметами. Практика. ⎯ Выполнение музыкально-ритмических игр с предметами: «Прятки с платком», «Пустое место», «Передача бубна», «Цветные ленточки», «Передай шляпу». ⎯ Выполнение музыкально-ритмических игр с пением: «Веселый колокольчик», «Шла веселая собачка». ⎯ Изучение музыкально – дидактических игры «Мячик я в руке сжимаю», «Ёжик колет нам ладошки», «Колечко на пальчик надену, сниму» ⎯ Выполнение музыкально-ритмических игр с палочками: «Палочками я стучу, вот играть как я могу», «Ленточки на палочке». 6 ⎯ Выполнение музыкально-дидактических игр с шумовыми инструментами: «Звонкие капели», «Наши детки молоточки взяли» Тема 5. Игротанцы (12 ч.) Теория. Закрепление понятий - повторяющаяся и законченная комбинации. Комбинации с движением вперед и в сторону. Правила выполнения танцевальных связок. Понятия - движение за ведущей ногой, сохранение направления. Практика. ⎯ Хореографические упражнения: «Хлопки», «покачивания», «кружения», свободные, плавные движения руками, полуприседания, полное приседание, притопы, «фонарики» галоп, держимся в паре («лодочки»), ходьба вперед и, пятясь, назад, бег, прыжки на месте. ⎯ Танцевальные шаги: марш, шаги на полупальцах, шаги на пятках выставление ноги на носок и на пятку. ⎯ Танцы с атрибутами: танец с султанчиками, танец с зонтиками, танец с погремушками, танец с цветочками, танец сидя, танец утят, пляска с куклами, пляска с платочками. ⎯ Общие танцы: «Про тучки», «Про следы», «Новогодний хоровод», «Лиса и зайцы», «Санки», «Про Снежную Бабу». Тема 6. Музыкальная эвритмия (16 ч.) Теория. Элементы актерского мастерства как элементы сценического действия: внимание - закон сценического действия, воображение - основа действия, образ (внешний и внутренний), сценическая задача (движение-действие), взаимодействие и общение. Правила выполнения игр. Практика. ⎯ Выполнение игр «Снежинки» на отработку окончания музыкальной фразы. ⎯ Выполнение игр «Эхо» и «Заводная игрушка» на отработку сильной доли в такте 2/4. ⎯ Выполнение игр «День и ночь», «Грустно – весело» на отработку смены характера музыки. ⎯ Выполнение игр «Черепаха» и «Поезд» отработку изменения темпа. ⎯ Выполнение игры «Конструктор» на отработку перестроения. ⎯ Выполнение игр «Листопад» и «Снегопад» на отработку смены образа. ⎯ Выполнение игры «Ходим как…» на отработку эмоций в танце. ⎯ Комплекс ритмических упражнений с лентами «Шум ветра». ⎯ Танцевальная композиция «В ритме бабочек». ⎯ Действия с предметами, шарами, мячами и лентами. Подготовка к открытому занятию. Тема 7. Итоговое занятие (2 ч.) Практика. Проведение открытого мероприятия «Веселая игроритмика» с подведением итогов учебного года. 7 Планируемые результаты Предметные результаты: ⎯ наличие чувства темпоритма и музыкального слуха; ⎯ знание пространственных представлений и основ импровизации; ⎯ умение передавать ритмический рисунок музыки в движении; ⎯ знание основных сюжетных танцевальных элементов и композиций в инсценировках; ⎯ умение работать по инструкции и по образцу. Метапредметные результаты: ⎯ умение взаимодействия с педагогом и сверстниками; ⎯ выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; ⎯ умение исправлять ошибки при выполнении практической работы; ⎯ умение транслировать навыки своего творческого потенциала; ⎯ умение преодолевать возникающие трудности и оценивать результат своего труда. Личностные результаты: ⎯ проявление коммуникативных навыков в групповой творческой деятельности; ⎯ проявление интереса к здоровому образу жизни. 8 Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Для реализации программы применяются методы обучения, которые используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга: ⎯ Метод активного слушания музыки - проживание интонаций в образных представлениях (импровизация, двигательные упражнения – образы). ⎯ Метод использования слова (словесный - раскрытие содержания музыкальных произведений, элементарных основ музыкальной грамоты, описание техники движений в музыке, терминология, беседы, устное изложение, инструкция. ⎯ Метод наглядного восприятия (наглядно-практический) - быстрое, глубокое и прочное усвоение программы, повышение интереса к занятиям, выполнение упражнений по инструкции. ⎯ Объяснительно-иллюстративный – просмотр видеоматериалов, иллюстраций, презентаций. ⎯ Частично-поисковый (творческий поиск) - развитие внимания, памяти, творческого воображения, помощь в освоении базовых танцевальных умений и навыков. ⎯ Метод практического обучения (репродуктивный) - воспроизведение базовых элементов по образцу, применение основных умений и навыков, связанных с постановочной и репетиционной работой. ⎯ Игровой метод - создание игровых ситуаций. Методы воспитания: ⎯ убеждение; ⎯ поощрение; ⎯ стимулирование; ⎯ мотивация. Формы организации образовательного процесса являются: ⎯ фронтальная; ⎯ индивидуально-групповая; ⎯ групповая; ⎯ работа в парах. Типы занятий: ⎯ занятие изучения нового материала; ⎯ занятие формирования умений и навыков; ⎯ занятие закрепления и развития знаний, умений и навыков; ⎯ занятие повторение; ⎯ занятие применения знаний, умений, навыков; ⎯ комбинированное занятие; ⎯ контрольное занятие. Формы организации учебного занятия являются: ⎯ беседа; ⎯ музицирование; ⎯ учебная деятельность; ⎯ игровая деятельность. 9 Алгоритм занятия. Занятие состоит из вводно-подготовительной части, основной части и заключительной части занятия. 1. В вводно-подготовительной части занятия присутствует свободная ходьба по залу, рифмовки (на фоне хлопков), дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика. 2. В основной части занятия, присутствуют ритмические, имитационные и танцевальные движения. 3. В заключительной части занятия проходит прослушивание музыкального отрывка и прохлопывания ритмического рисунка, легкие упражнения с хлопками. Особенности проведения занятий: На первых занятиях разучивание танцевальной композиции или комплекса упражнений проходит следующим образом: ⎯ после прослушивания музыкального отрывка дети вместе с педагогом определяют характер музыки (темп, настроение, жанр), пытаются воспроизвести его ритм (прохлопать, протопать); ⎯ затем выполняют движения, характерные для данного произведения (педагог показывает некоторые па изучаемого танца, обращая внимание на их сочетание по стилю и по характеру с музыкальным произведением); ⎯ на дальнейших занятиях педагог предлагает детям самостоятельно найти движения, отвечающие темпу и характеру данной музыки. Во время выполнения упражнений дети считают количество шагов, либо проговаривают текст песни или стихотворения. Для тренировки дыхательной системы при выполнении упражнений в комплексах детям дается задание произносить различные звуки - восклицания (БАМ, оп, ага), а также звукоподражания животным (гав -гав, хрю - хрю, ква ква). Такие задания дети выполняют с удовольствием. Простые по координации движения можно показывать зеркальным способом, лицом к занимающимся, сложные - спиной. Для облегчения запоминания комплекса можно использовать плакаты с таблицами - картинками, которые вывешиваются перед группой, с презентациями слайдов. Комплекс из эвритмических упражнений следует строить как художественную композицию, где одно плавно перетекает в другое. От начала до конца должна быть протянута ниточка, которая нигде не должна обрываться. Это может быть простая сказочная история с единым сюжетом. Можно подобрать отрывки из различных стихотворений, соединив их в единую композицию. Начало комплекса всегда должно начинаться в кругу, этот момент позволяет сконцентрировать внимание детей на предстоящей деятельности. Далее движения начинаются с медленного темпа. Это могут быть разные виды ходьбы. Затем тем то убыстряется, то вновь замедляется. Желательно использовать музыкальное сопровождение. Как вариант, можно использовать минусовки к детским песенкам. Интересно проходит разминка с каким-нибудь предметом, например с мягкой игрушкой или мячом. Это повышает эмоциональность занятия и одновременно ускоряет развитие координации движений, силы мышц рук, мелкой мускулатуры и ловкости во владении предметами. Для того чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение, следует руководствоваться требованиями - небольшое и простое произведение должно обладать художественными достоинствами, развивающими как слуховое восприятие, так и художественно-музыкальный вкус. 10 Можно использовать музыку из любимых мультфильмов, некоторые народные произведения, отдельные части эстрадных песен, понятных детям, а также произведения. Слушая музыку, дети могут восстановить в памяти последовательность движений в соответствии с формой музыкального произведения, т. е. фразами, предложениями, периодами, частями. Но задача эвритмии не только в том, чтобы дать нагрузку, а чтобы занимающиеся ушли из занятия в приподнятом настроении. Этому во многом будет способствовать музыка, звучащая после заключительной части. Она должна быть бодрой, жизнерадостной. Поэтому целесообразно начинать и заканчивать занятие ритмической гимнастикой одним и тем же, непременно веселым и интересным музыкальным произведением. Формы работы с родителями: ⎯ индивидуальная работа с родителями (беседы, творческое сотрудничество); ⎯ повышение образовательного уровня родителей (обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.). Педагогические технологии: ⎯ технология индивидуального обучения; ⎯ технология группового обучения; ⎯ технология разноуровнего обучения; ⎯ технология развивающего обучения; ⎯ игровая технология обучения; ⎯ коммуникативная технология обучения; ⎯ технология коллективно-творческой деятельности; ⎯ здоровьесберегающая технология. Материально-техническое обеспечение: Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально-технического обеспечения: ⎯ танцевальный зал; ⎯ полиуретановые коврики для занятий; ⎯ раздаточный материал и игровой реквизит; ⎯ музыкальный центр; ⎯ компьютер, проектор, интерактивная доска. Дидактическое обеспечение программы: ⎯ иллюстрации и фотографии; ⎯ стенды и сценарные разработки; ⎯ тематические материалы к практическим темам программы; ⎯ дидактические и методические материалы; ⎯ видеотека, медиатека, фонограммы. Педагогические кадры: Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми дошкольного возраста. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Мониторинг освоения образовательной программы 11 Для отслеживания результативности применяется: ⎯ педагогический мониторинг включает тестовые задания, устный опрос, сравнительный анализ и результаты педагогического наблюдения. ⎯ мониторинг образовательной деятельности детей включает все формы контроля. Формы аттестации отражают цели и задачи программы, результаты усвоения общеобразовательной программы регистрируются согласно педагогическим наблюдениям, диагностическим и тестовым заданиям. Формы контроля: ⎯ практическое занятие, ⎯ открытое занятие, ⎯ наблюдение педагога. Виды контроля: ⎯ Вводный контроль осуществляется на первых занятиях. ⎯ Текущий контроль – контроль усвоения знаний и умений на каждом занятии. ⎯ Итоговая аттестация осуществляется через педагогическое наблюдение, проведение тестовых и диагностических заданий. Способы определения результативности – диагностические таблицы, определяющие достижения обучающимися планируемых результатов. В образовательном процессе применяются следующие методы отслеживания результативности: ⎯ педагогическое наблюдение; ⎯ педагогический анализ результатов тестовых и диагностических заданий, активности обучающихся на занятиях. Основные критерии оценки обучающегося: ⎯ Эмоциональное состояние и поведение ребенка. ⎯ Отношение к музыкальному миру и игровым материалам. ⎯ Речевая и двигательная активность. ⎯ Взаимодействие с участниками обучения и взрослыми. Оценка уровня развития в процессе наблюдения ⎯ Высокий уровень: ребенок при показе правильно выполняет упражнения, знает их последовательность; движения четкие и правильные; движения рук и ног скоординированы; развито чувство равновесия; изменяет движения в соответствии со сменой темпа музыки; проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений; ⎯ Средний уровень: ребенок требует повтора показа упражнений несколько раз, делает ошибки в последовательности упражнений; движения недостаточно четкие; делает ошибки в координации рук и ног; иногда теряет чувство равновесия; иногда изменяет движения в соответствии со сменой темпа музыки; иногда проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений; ⎯ Низкий уровень: ребенок выполняет движения только с помощью взрослого; координация движений рук и ног нарушена; не развито чувство равновесия; не изменяет движения в соответствии со сменой темпа музыки; не проявляет самостоятельность и творчество (эмоции) при выполнении упражнений 12 Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ.; 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 6. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 7. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагогов: 1. Пуртова Т.В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. Учебное пособие для студ. сред. проф. образования. -М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. 2. Савченко Е.Э. Сценическое воспитание на уроке хореографии //учитель. - №3, май – июнь 2003. 3. Программа ритмика и хореография для хореографических отделений общеобразовательных школ, гимназий, ДМШ, ДШИ (10-летний курс обучения / Авт.-сост. Савченко А.В. – Хабаровск, 2006. 4. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛинкаПресс, 2006. 5. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М., 2008. 6. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость - М.: Просвещение, 1981. - 96с. 7. Журавин М.Л., Меньшиков Н.К. Гимнастика-учебное пособие М.: Академия 2002г. – 448с. 8. Верхозина Л.Г., Заикина Л. А. Гимнастика для детей 5-7 лет: программа, планирование, конспекты, рекомендации. - М.: Учитель, 2013.- 126с. Литература для родителей и обучающихся: 1. Пуртова Т.В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003 2. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006. 3. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на - Дону «Феникс», 2003. 13 4. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль, 2004. 5. Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 1994. Интернет-источники: 1 Игровые технологии для дошкольников https://www.sviridovaritmika.com/ 2 Ритмика для дошкольников https://www.youtube.com/watch?v=aEhJT5R3Bug 3 Ритмика: подборка упражнений для детей 6-7 лет https://www.akbiz.ru/publications/doshkolnoye_obrazovaniye/ritmika-podborkauprazhneniy-dly-detei-5-7-let 4 Ритмика для дошкольников https://dancehelp.ru/lp/L737/ 5 Ритмика для детей https://ds33-nk.ru/?sad=d_o&d_o=blog/shilingovskaja/ritmika 6 Комплексы ритмической гимнастики для дошкольников https://ds33nk.ru/?sad=d_o&d_o=blog/shilingovskaja/ritmika 7 Ритмика и танец с дошкольниками https://d-seminar.ru/video/ritmika-tantsy-detskiy-sad 8 Ритмические игры и упражнения https://sch17iso.edu22.info/wpcontent/uploads/2019/08/Картотека-музыкально-ритмических-игр-длядошкольников.pdf 9 Ритмические упражнения с хлопками https://mp3fitz.com/music/музыка+для+игры+с+ритмическими+хлопками/ 10 Игро-танец Клап-снап https://yandex.ru/video/preview/16972069161708242582 11 Игро-танец Пельмешки https://yandex.ru/video/preview/468140538240727793 12 Игро-танец Помогатор https://yandex.ru/video/preview/8658567810593868343 13 Танец-игра с ускорением https://mp3-banana.pro/tracks/ 14 Упражнения под музыку со словами https://lyamuzika.pro/search/Ритмическая%20игра Электронные ресурсы: 1. Уфимцева А.Р. Танец для маленьких. Методика и постановки. [Электронный ресурс] - Новосибирск, 2009 - 6 эл. опт. дисков (CD-ROM). 2. Уфимцева А.Б. Игротанцы для детей от 6 до 7 лет. [Электронный ресурс] - Новосибирск, 2011 - 6 эл. опт. дисков (CD-ROM). 3. Богомазова Л.Н. Эвритмика для детей 6-7 лет. [Электронный ресурс] - Новосибирск, 2010 - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). 14 Приложение №1 Входная диагностика обучающихся по программе «Игроритмика» Задание. Перекладывание карандашей при помощи стопы с пола в коробку Инструкция. Необходимо при помощи стопы (зажав карандаш пальцами) переложить 4 карандаша в коробку. Критерии оценки: ⎯ Высокий уровень. Ребенок спокойно перекладывает 3-4 карандаша ⎯ Средний уровень. Ребенок спокойно перекладывает 1- 2 карандаша, 3 – с трудом. ⎯ Низкий уровень. Ребенок не может переложить ни одного карандаша Задание. Прохождение полосы препятствий. Инструкция. Необходимо пройти по балансировочной дорожке, пробежать змейкой, перепрыгнуть через фишки. Оценивается прохождение каждого этапа полосы препятствий. Критерии оценки: ⎯ Высокий уровень. Ребенок спокойно преодолевает участок. ⎯ Средний уровень. Ребенок преодолевает участок с небольшими ошибками ⎯ Низкий уровень. Ребенок испытывает трудности при прохождении участка. 15 Педагогическая диагностика (наблюдение) обучающихся по программе «Игроритмика» Цель – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. Это не столько изучение детей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования. Задача педагогической диагностики – получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности. Предмет педагогической диагностики составляет индивидуальное развитие детей, характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми. Эти особенности могут быть обусловлены биологически (темпом созревания нервной системы, соотношением процессов возбуждения и торможения, типом темперамента, задатками); спецификой социальной микросреды, прежде всего детско-родительскими отношениями; индивидуальным опытом деятельности и общения ребенка; условими его образования. Данная диагностика является основным методом включенного наблюдения, которое может дополняться педагогом изучением продуктов деятельности детей, свободными беседами с детьми, анкетированием и интервьюированием родителей как экспертов в отношении особенностей их детей. Наблюдение осуществляется педагогом на каждом занятии, во всех образовательных ситуациях, попутно с выполением иных профессиональных функций. Подобное наблюдение педагог осуществляет в естественно возникающих образовательных ситуациях в группе. Для осуществления включенного педагогического наблюдения педагогу необходимо обладать педагогической зоркостью, то есть давать себе отчет в том, что он может и должен заметить в развитии детей. Перед наблюдением педагог изучает показатели, характеризующие разные уровни эффективности педагогических воздействий по каждой образовательной теме и ихее содержательным направлением. Данные обрабатываются, интерпретируются, выявляются сильные и слабые стороны образовательного процесса и пути улучшения качества реализации учебного материала. Процедура педагогической диагностики: 1-й шаг. Изучение показателей уровня эффективности педагогических воздействий по образовательным темам, составление схемы наблюдения за детьми. 2-й шаг. Соотнесение наблюдения и определение уровня эффективности педагогических воздействий по образовательным разделам в отношении каждого ребенка. 3-й шаг. Разработка рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности в данном направлении как с конкретными детьми, так и с группой обучающихся. 16 Приложение №2 «Карта наблюдений» Итоговая диагностика развития обучающихся по программе «Игроритмика» Группа _________________________________________________________ Дата заполнения: ________________________________________________ Начало учебного года _____________________________________________ Конец учебного года ______________________________________________ № п/п Фамилия Имя ребенка Итоговый уровень по группе Период Музыкальность Эмоциональная сфера Координация движений Внимание Память Пластичность, гибкость Творческие способности Итоговый уровень Начало уч. г. Конец уч. г. Начало уч. г. Конец уч. г. Конец уч. г. Начало уч. г. Конец уч. г. Начало уч. г. Конец уч. г. Начало уч. г. Конец уч. г. Выводы _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ 17 Приложение №3 Динамика развития обучающихся (%) обучающихся по программе «Игроритмика» Возрастная группа ____________ ФИО педагога _________________________________ Дата заполнения _______ Начало учебного года ______ Конец учебного года _________ Уровни Направления Период Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности) Начало уч. г. Эмоциональная сфера Координация движений высокий средний низкий Конец уч. г. Начало уч. г. Конец уч. г. Начало уч. г. Конец уч. г. Начало уч. г. Внимание Конец уч. г. Начало уч. г. Память Конец уч. г. Пластичность, гибкость Творческие способности Начало уч. г. Конец уч. г. Начало уч. г. Конец уч. г. Оценочные материалы Условные обозначения: 3 балла 2 балла 1 балл Усвоил полностью Усвоил частично Не усвоил Оценочная шкала: ⎯ Высокий уровень: 3 балла ⎯ Средний уровень: 2 балла ⎯ Низкий уровень: ниже 1 балл 18 Приложение №4 Мониторинг танцевально-ритмической деятельности обучающихся по программе «Игроритмика» Исследование развития детей в танцевально-ритмической деятельности проводится в начале и в конце каждого учебного года. Устный опрос детей проводится для выявления степени заинтересованности обучающихся танцевально-ритмической деятельностью. Вопросы: 1. Любишь ли ты слушать музыку? 2. Есть ли у тебя дома записи с детскими песнями, музыкальными сказками? 3. Любишь ли ты петь, танцевать? (Что ты любишь больше?) 4. Какая самая любимая твоя песня? Танец? 5. Поете ли вы вместе с мамой, папой? 6. Танцуете ли вы с мамой, папой? 7. Когда ты был последний раз в театре, на представлении? Что смотрел? 8. Как ты думаешь, для чего людям нужны музыка, танец и ритмика? Анкетирование родителей проводится с целью уточнения заинтересованности ребенка к танцевально-ритмической деятельности и выявления отношения семьи к данному виду деятельности. Вопросы: 1. Любит ли ваш ребенок слушать музыку? Какую музыку предпочитает? 2. Какое самое любимое музыкальное произведение вашего ребенка? А ваше? 3. Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать? 4. Понимает ли он содержание песен? 5. Передает ли в движении характер музыки, ритм? 6. Насколько эмоционально реагирует ваш ребенок на музыку? 7. В чем это выражается? 8. Стремится ли ребенок поделиться своими впечатлениями и переживаниями с вами? Как вы на это реагируете? 9. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребенка: есть ли дома фонотека детской музыки? 10. Смотрите ли по телевизору музыкальные программы вместе с ребенком? Обсуждаете ли их? Ответы заносятся в таблицу, опираясь на ответы детей и родителей выставления баллов, оценивается степень заинтересованности ребенка в танцевально-ритмической деятельности: ⎯ «1» - Низкий уровень Поверхностный интерес к музыке, танцу, ритмике. Не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении. Суждения и оценки по поводу музыкальноритмической деятельности неглубокие, несодержательные, необъективные и немотивированные. Не использует движения под музыку в свободной деятельности. 19 ⎯ «2» - Средний уровень Интерес к музыкально-ритмической деятельности достаточно устойчив, но характеризуется частым переключением внимания. Предпринимает попытки выразить в движении музыкальные образы. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности не всегда обоснованы. Самостоятельное, фрагментарное внесение танцевальных движений в свою деятельность. ⎯ «3» - Высокий уровень Интерес к музыкально-ритмической деятельности глубокий и стойкий. Ритмика, танец, музыкальные двигательные игры — предпочитаемые виды деятельности. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности мотивированы, объективны, содержательны. Самостоятельная музыкально-ритмическая деятельность систематическая и устойчивая. Диагностика специальных двигательных умений ребенка в контексте музыкальноритмической деятельности осуществляется в соответствии с уровнями. 20 Приложение №5 Диагностические игровые и ритмические упражнения для обучающихся по программе «Игроритмика» Выявление качества музыкально-ритмических движений: ⎯ Выполнение элементов танца: исполнить небольшой группой притопы одной ногой, хлопки в ладоши, кружение по одному; выполнить движения небольшой группой (поскоки, шаг с притопом, кружение парами); выполнить небольшой группой движения танца (выразительно, ритмично). ⎯ Создание музыкально-игрового образа: передать в движении образ кошки («вся мохнатенька»), исполнить музыкально-игровой образ в развитии. Игра «Кот и мыши» (действовать выразительно и согласованно с музыкой). ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ Выявление уровня ритмического слуха: повторить ритм хлопками; прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести его хлопками (двухтактное построение); прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести хлопками (четырёхтактное построение); прослушать мелодию (четырёхтактное построение) и отхлопать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей. Игровые диагностические задания для выявления особенностей воспроизведения детьми музыкальных образов в движении ⎯ Вариант 1. Несюжетные этюды Детям предлагается послушать музыку, определить, сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, дети определяют, какие движения можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняют их. Пример: «Тема с вариациями», музыка Т. Ломовой (задание на различение характера музыки и формы музыкального произведения). Двигательная основа этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба. ⎯ Вариант 2. Сюжетные этюды Вначале следует образный рассказ, раскрывающий сюжет этюда. Затем исполняется музыка. Дети сами должны найти соответствующие движения, помогающие эмоционально передать игровой образ сюжета. Такие этюды могут быть выполнены небольшой группой детей или индивидуально. Пример: «Подружки», музыка Т. Ломовой. Сюжет: пошли подружки в поле погулять, а там цветов красивых видимо-невидимо. Как зеленый ковер, трава расстилается, под теплым ветерком цветы головками кивают. Стали девочки цветы собирать — красный мак, белую ромашку, синие васильки, лиловые колокольчики, розовую кашку. Нарвали большие букеты и начали плести венки. Надели венки на голову — собой любуются. Притопнули каблучком и заплясали. Довольные прогулкой, пошли девочки обратно домой. Музыка представляет собой 3-х частную форму, предполагающую действия: 1 21 ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ часть — прогулка, сбор цветов, плетение венков, 2 часть — веселый перепляс и 3 часть — ходьба. В процессе анализа результатов особое внимание обращается на следующие моменты: интерес ребенка к заданию; готовность свободно включиться в танцевальную импровизацию; понимание и переживание музыкального образа в исполняемом этюде, адекватность его передачи в движении; владение танцевальными умениями; оригинальность танцевальной импровизации. 22 Приложение №6 Уровни развития танцевально-ритмических навыков обучающихся по программе «Игроритмика» ⎯ «1» - Низкий уровень Дети не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движения. ⎯ «2» - Средний уровень Дети выполняют движения довольно точно и выразительно, но нет творческой активности в создании музыкально-двигательных образов. ⎯ «3» - Высокий уровень Дети прочно владеют всеми техническими навыками и приемами, проявляют творческое отношение к исполнению танцев, игр и упражнений. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями ⎯ «1» - Низкий уровень Ребенок воспроизводит смену движений с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки. ⎯ «2» - Средний уровень Ребенок производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки. ⎯ «3» - Высокий уровень Ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки. Уровень ритмического слуха ⎯ «1» - Низкий уровень – ребенок не верно воспроизводит ритмический рисунок. ⎯ «2» - Средний уровень – ребенок допускает 2-3 ошибки. ⎯ «3» - Высокий уровень – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок. Уровень качества танцевально-ритмических движений, координированности ⎯ «1» - Низкий уровень – ребенок не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке. ⎯ «2» - Средний уровень – ребенок чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки. ⎯ «3» - Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны. 23 Уровень артистичности и творчества в танце ⎯ «1» - Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием. ⎯ «2» - Средний уровень – ребенок использует стандартные ритмические рисунки. ⎯ «3» - Высокий уровень – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки. Уровень артистичности и творчества в танце ⎯ «1» - Низкий уровень – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении. ⎯ «2» - Средний уровень - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений. ⎯ «3» - Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений. 24 Приложение №7 Комплекс эвритмической гимнастики для обучающихся по программе «Игроритмика» «В гости к солнышку» Педагог (стихи) Становитесь на разминку, В гости к солнышку пойдём И друзей своих найдём. Раз-два, раз-два, И друзей своих найдём Выглянуло солнышко И зовёт гулять. Как приятно с солнышком Вместе нам шагать... Раз-два, раз-два, Вместе нам шагать Мы в лошадок превратимся, По дороге мы помчимся. Гоп - гоп, веселей, Бей копытом, не жалей. Гоп - гоп, веселей, Бей копытом, не жалей. Солнце в небесах сияет, Наши деточки шагают. Дружно, весело идут И совсем не устают. Раз - два, раз - два Веселее, детвора! Ноги выше поднимаем, На цветы не наступаем. Раз-два, раз-два, На цветы не наступаем По дорожке побежим, На полянку поспешим. Побежали, побежали И нисколько не устали. По тропинке мы пойдём, На полянку попадём. Раз - два, раз - два Друг за другом, детвора. Стой, ребята, мы пришли И поляночку нашли. Интересно, кого мы здесь встретим? Обучающиеся (движения) Ритмичная ходьба по кругу друг за другом Руки вверх, ходьба на носках Бег галопом Ритмичная ходьба по кругу друг за другом Ходьба с высоким подниманием колен Бег Ходьба, восстановление дыхания Пожимаем плечами 25 №1 Танцевальные движения Мы на карусели сели, Завертелись карусели. Пересели на качели, Вверх летели (встали, потянулись вверх) Вниз летели (присели на корточки) Вверх летели, Вниз летели. А теперь с тобой вдвоем (изображаем, как на лодке плывем) Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет (машем вытянутыми вверх руками), Нашу лодочку качает (руки на пояс, покачать всем телом) №2 Танцевальные движения Чок-чок каблучок, (потопать ножками) В танце кружится сверчок, (покружиться) А кузнечик без ошибки (играем на скрипке) Исполняет вальс на скрипке, Крылья бабочки мелькают. (машем руками как крыльями) С муравьем она порхает, (кружимся на подскоках) Приседает в реверансе, (поклон) И опять кружится в танце. (покружиться) Под веселый гопачок Лихо пляшет паучок. Звонко хлопают ладошки. (хлопаем в ладоши) Всё! Устали наши ножки (сесть или наклониться вперед, руки свесить вниз). Упражнение на ритмические рисунки: «Дождь» (вместе стучим кулачками по полу и ходим топаем) Тихий-тихий дождик кап-кап-кап, Сильный-сильный дождик кап-кап-кап, Сильный-сильный ливень кап-кап-кап. Гром! Гром! (хлопаем) В небе молния блестит! (руки вверх) (на динамические оттенки – громко-тихо, быстро-медленно) Вы ребята не устали? (НЕТ) Дружно тучку мы прогнали? (ДА) На полянке сядем мы, Переждем до темноты Упражнение на ритмические рисунки: «Хлопушка» Комар баню топил, Блоха парилась, В бане блоха парилась Об потолок ударилась. Ой-ой-ой, не могу Потяните за ногу, Запрягайте два кота, Да я поеду до попа. Я попу все расскажу Да белу ручку покажу. 26