Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100-Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Умные пальчики» Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Кодочигова Елена Алексеевна, методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Направленность программы – социально-гуманитарная. Актуальность программы. В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Отличительные особенности программы. Программа носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности. Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое 2 отношение к предмету — все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы. Адресат программы - возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 4-5 лет. Форма работы – групповая, количество обучающихся в группе не более 10 человек. Объем и срок освоения программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144; программа «Умные пальчики» рассчитана на год. Занятия по изобразительному искусству чередуются с аппликацией и лепкой. Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год - 144, количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий - образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю по 2 учебных часа (учебный час – 30 мин). Цель программы – формирование интереса к декоративно-прикладному искусству, развитие и укрепление мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через разные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование). Задачи программы: Обучающие: ⎯ формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); ⎯ формировать практические умения и навыки; ⎯ обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином. Развивающие: ⎯ развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; ⎯ совершенствовать движений рук; ⎯ развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; ⎯ развивать речевые навыки. Воспитательные: ⎯ воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); ⎯ воспитывать и развивать художественный вкус; ⎯ воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. 3 Учебный (тематический) план № Наименование разделов, темы Кол-во часов Всего Теория Практика Форма аттестации/ контроля 1 Вводное занятие 2 2 - 2 Тематические занятия по ИЗО и лепке «Золотая осень» 24 6 18 Викторина Выставка работ 3 Тематические занятия по ИЗО и лепке «В гостях у снежной королевы» 40 8 32 Анализ работ Выставка работ 4 Тематические занятия по ИЗО и лепке «Весна-красна» 40 8 32 Устный опрос Выставка работ 5 Тематические занятия по ИЗО и лепке «Забавные зверушки» 36 8 28 Тестовые задания 6 Итоговое занятие 2 - 2 Открытое занятие Диагностика 144 32 112 Итого: Диагностика Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Вводное занятие (2ч.) Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство обучающихся с педагогом и друг другом. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для занятий. Устный опрос (мониторинг обучающихся). Игры на коммуникацию. Раздел 2. Золотая осень (24ч.) 1.Лепка «Змейки». Теория: Пластилин и его виды. Практика: Деление куска на части и катание шариков. 2.ИЗО «Осенний листопад». Теория: Понятие – осень. Систематизация представлений о признаках осени. Цвета осени. Практика: Рисование по шаблону. 3.Лепка «Колючий ёж» Теория: Знакомство с этапами выполнения работы. Практика: Отделение необходимого куска, катание яйцевидной формы. Формирование «мордочки». Колючки из соломинок. 4.ИЗО. Ежиная семейка. Теория: Рассказ о ёжике. Понятие – овал. Практика: Рисование овала, создание образа, «мордочки» ёжика, колючки. 5.Лепка «Черепашка». Теория: Рассказ о черепахе. Практика: Отделение необходимого куска, голова, лапки. Оформление мордочки глазами, ртом. 4 6.ИЗО «Божья коровка». Теория: Беседа о «божьей коровке». Обсуждение формы, цвета. раскраски крылышек. Практика: Выполнение задания обучающимися. 7.Лепка «Угощение для Маши». Теория: Понятие – угощение. Выбор угощения. Обсуждение формы. Овал. Шар. Практика: Выполнение задания обучающимися. 8.ИЗО «Грибы». Теория: Разговор о грибах. Форма и цвет шляпки, ножки гриба. Обсуждение и создание композиции «Грибы» Практика: Выполнение задания обучающимися. 9.Лепка «Грибы». Теория: Закрепление темы. Подбор материала по цвету, массе. Практика: Выполнение задания обучающимися. 10.Лепка «Мышки». Теория: Разговор о мышке. Лепка туловища, хвоста. Оформление мордочки глазами, ушками. Практика: Выполнение задания обучающимися. 11.Лепка «Улитки». Теория: Обсуждение формы улитки, лепка головы, рожек. Практика: Выполнение задания обучающимися. 12.Лепка «Гусеницы». Теория: Лепка шаров разных размеров. Оформление глазами, ртом. Практика: Выполнение задания обучающимися. Раздел 3. В гостях у снежной королевы (40ч.) 1.ИЗО «Красивые ладошки». Теория: Разговор о руках, пальчики. Практика: Выполнение задания обучающимися. 2.Лепка «Бабочка». Теория: Метод нанесения пластилина на картон. Практика: Наклеивание узора на крылышки. Усики. 3.Лепка «Собачка». Теория: Форма овал. Обсуждение лепки хвоста, лапок, головы. Разные породы собак. Безопасность при общении с собаками. Практика: Выполнение задания обучающимися. 4.ИЗО «Овощи». Теория: Разнообразие овощей. Форма овощей. Цвет. Практика: Выполнение задания обучающимися. 5.Лепка «Овощи». Теория: Закрепление знаний об овощах. Выбор материала по цвету. Практика: Выполнение задания обучающимися. 6.ИЗО «Кот». Теория: Разговор о кошках. Цвет, окрас, размер. Голова, лапки, хвост. Практика: Выполнение задания обучающимися. 7.Лепка «Кот - моряк». 5 Теория: Обсуждение элементов одежды кота. Закрепление темы о кошках. Практика: Выполнение задания обучающимися. 8.ИЗО «Утёнок». Теория: Домашние птицы. Утки. Утята. Цвет, размер, рисование клюва. Практика: Выполнение задания обучающимися. 9.Лепка «Кот- рыболов». Теория: Атрибуты рыболова. Практика: Выполнение задания обучающимися. 10.ИЗО «Корзина с цветами». Теория: Разговор о цветах. Форма, цвет. Практика: Выполнение задания обучающимися. 11. Аппликация «Сосновая ветка». Теория: Общие сведения о деревьях. Обсуждение цвета, формы листочков. Работа с клеем. Техника безопасности. Практика: Выполнение задания обучающимися. 12.Лепка «Корзина с фруктами». Теория: Обсуждение цвета корзины. Общие сведения о фруктах. Цвет, форма. Практика: Выполнение задания обучающимися. 13.ИЗО «Укрась салфетку». Теория: Узоры. Демонстрация разных узоров. Прямые и волнистые линии. Практика: Выполнение задания обучающимися. 14.Лепка «Мамин день рождения». Теория: Лепка на свободную тему. Беседа о подарках. Форма, цвет предполагаемого изделия. Практика: Выполнение задания обучающимися. 15.ИЗО «Хвойный лес». Теория: Закрепление знаний о деревьях, лесе. Признаки хвойного леса. Выбор цвета. Практика: Выполнение задания обучающимися. 16.Лепка «Крокодил». Теория: Размер необходимого куска пластилина. Цвет материала. Практика: Лепка мордочки, 17.ИЗО «Зайка в лесу». Теория: Разговор о зайцах. Построение композиции. Цвет, форма предметов. Практика: Выполнение задания обучающимися. 18.ИЗО «Снеговик». Теория: Беседа о форме снеговика, цвета. Перечисление деталей. Определение цвета рисуемых деталей. Практика: Выполнение задания обучающимися. 19.ИЗО. Новогодняя елка. Теория: Беседа о главном украшении Нового года. Новогодние игрушки на ёлке. Цвета деталей. Практика: Выполнение задания обучающимися. 20.Рисование пальчиками «Козлёнок». Теория: Техника рисования. Цвет. Форма. Практика: Выполнение задания обучающимися. 6 Раздел 4. Весна красна (40ч.) 1.Рисование пальчиками «заяц на снегу». Теория: Техника рисования. Цвет. Беседа о смене цвета шкурки. Отличие от снега. Практика: Выполнение задания обучающимися. 2.Лепка «Кошкин дом». Теория: Беседа о сказке. Обсуждение предмета лепки. Форма. Цвет. Практика: Выполнение задания обучающимися. 3.Лепка «Овечка». Теория: Обсуждение формы, цвета. Практика: Формирование туловища, ног, головы. 4.Рисование пальчиками «Зимний лес». Теория: Времена года. Лес зимой. Цвет. Практика: Выполнение задания обучающимися. 5.Аппликация «Зима». Теория: Обсуждение темы. Цветовая гамма. Композиция. Практика: Выполнение задания обучающимися. 6.Рисование «Украсим рукавичку». Теория: Узоры. Цвет. Разные линии. Практика: Выполнение задания обучающимися. 7.Рисование «Грузовая машина». Теория: Обсуждение деталей машины. Цветовая гамма. Форма. Размер. Практика: Выполнение задания обучающимися. 8.Лепка «Жираф». Теория: Форма. Цвет. Размер. Окрас. Беседа о животном. Практика: Выполнение задания обучающимися. 9.Лепка «Хрюша». Теория: Беседа о животном. Домашние и дикие животные. Практика: Лепка головы, ушей, пятачка. 10.Рисование пальчиками «Лебеди». Теория: Дикие и домашние птицы. Форма. Цвет. Практика: Выполнение задания обучающимися. 11.Аппликация «Военная техника». Теория: Обсуждение темы. Форма. Беседа о военной технике. Практика: Выполнение задания обучающимися. 12.Лепка «Танк». Теория: Форма. Цвет. Практика: Лепка деталей. 13.Рисование пальчиками «Мишка». Теория: Форма животного. Выбор цвета. Практика: Лепка мордочки. 14.Лепка птичка. Теория: Форма, размер, цвет. Практика: Лепка клюва, хвоста. Летящая птичка. 15.Аппликация «Мимоза». Теория: Весенние цветы. Форма стебля, цветка. 7 Практика: Выполнение задания обучающимися. 16.Аппликация «Зайка на лужайке». Теория: Композиция. Цветовая гамма. Размеры. Практика: Выполнение задания обучающимися. 17.Аппликация «Цыплёнок на траве». Теория: Композиция. Форма. Цветовая гамма. Практика: Выполнение задания обучающимися. 18.Рисование пальчиками «Деревья весной. Теория: Времена года. Весна-пробуждение природы. Цветовая палитра. Практика: Выполнение задания обучающимися. 19.Лепка «Птички на кормушке». Теория: Разнообразие птиц. Зимующие птицы. Кормушки. Форма, цвет, размер. Практика: Выполнение задания обучающимися. 20.Украсим платьице для Маши». Теория: Узоры. Цветовая гамма. Обсуждение темы «Одежда» Практика: Выполнение задания обучающимися. Раздел 5. Забавные зверушки - 36 часов 1.Лепка «Миски трёх медвежат». Теория: Беседа о сказке. Форма, размер, соотношение размеров. Практика: Выполнение задания обучающимися. 2.Рисование «Клоун». Теория: Беседа о цирке. Композиция. Цветовая гамма. Форма. Практика: Выполнение задания обучающимися. 3.Аппликация «Ветка вербы». Теория: Беседа о вербе. Форма, цвет, размер соцветий. Части дерева. Практика: Выполнение задания обучающимися. 4.Аппликация из нитей. Теория: Техника исполнения. Цветовая гамма. Практика: Выполнение задания обучающимися. 5.Аппликация «Скворечник». Теория: Назначение скворечников. Форма, размер, цвет. Практика: Выполнение задания обучающимися. 6.Лепка по замыслу. Теория: Обсуждение темы. Форма, цветовая гамма. Практика: Выполнение задания обучающимися. 7.Аппликация «Весна пришла». Теория: Композиция. Цветовая палитра. Форма, размер. Практика: Выполнение задания обучающимися. 8.Лепка «Клоун». Теория: Закрепление темы о цирке. Обсуждение деталей лепки. Практика: Выполнение задания обучающимися. 9.ИЗО «Солнечный день». Теория: Композиция. Обсуждение деталей. Цветовая гамма. Практика: Выполнение задания обучающимися. 10.Лепка «Слон». 8 Теория: Рассказ о слонах. Демонстрация изделия и разбор его на составные части для лепки. Практика: Выполнение задания обучающимися. 11.ИЗО «Снегирь». Теория: Общие сведения о снегире. Размер, форма, раскраска. Практика: Выполнение задания обучающимися. 12.ИЗО «Цыплёнок». Теория: Форма. цвет. Рассказ о птенцах. Практика: Выполнение задания обучающимися. 13.ИЗО «Паутинка». Теория: Рассказ о паутине и её свойствах и видах. Обсуждение цвета, узора. Практика: Выполнение задания обучающимися. 14.Лепка «Большой кит». Теория: Беседа о китах. Размер, цвет, лепка хвоста. Практика: Выполнение задания обучающимися. 15.Аппликация «Домашние животные». Теория: Общие сведения о домашних животных. Закрепление темы. Композиция. Практика: Выполнение задания обучающимися. 16.ИЗО «Дерево». Теория: Общие сведения о деревьях. Части дерева. Размер, цветовая гамма. Практика: Выполнение задания обучающимися. 17.ИЗО «Одуванчик». Теория: Беседа об одуванчике. Обсуждение формы, цвета, техники исполнения. Практика: Выполнение задания обучающимися. 18.Аппликация «Гриб». Теория: Общие сведения о грибах. Составление композиции из заготовленных частей. Практика: Выполнение задания обучающимися. Раздел 6. Итоговое занятие - 2часа 1.Открытое занятие. Практика: Подведение итогов обучения. Конкурсная программа. Планируемые результаты После изучения программного материала обучающиеся: ⎯ научатся различным приемам работы с бумагой; ⎯ познакомятся с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами; ⎯ научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов; ⎯ будут создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках: оригами, торцевание, аппликация, в том числе объемная; ⎯ продолжат развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; ⎯ овладеют навыками культуры труда; 9 ⎯ улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Методическое обеспечение программы Общепедагогические приемы и методы организации учебного процесса. Методы обучения - словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный; игровой. Методы воспитания - убеждение, поощрение, упражнения, стимулирования, мотивация. Форма организации образовательного процесса - групповая, индивидуальная, интегрированная. Формы организации учебного занятия - беседа, практическое занятие, игра, выставка. Педагогические технологии - технология группового обучения; технология игровой деятельности; коммуникативная технология обучения; здоровьесберегающая технология. Алгоритм учебного занятия: Каждое занятие состоит из трёх частей: 1.Вводная часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики с использованием музыкального сопровождения. 2.Практическая часть – творческая работа детей, которая включает в себя и развитие графических навыков ребенка и изготовление, и оформление поделок. Развитие умения планировать свои действия, доводить начатое дело до конца. 3.Заключительная часть – рефлексия, т.е. самоанализ выполненной работы. Ребенок учится анализу собственной деятельности: что он сделал верно, что ему хотелось бы еще сделать, чему он сможет научить других детей или родственников (маму, брата, сестру). Занятия увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг. Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы, игры и упражнения: ⎯ самомассаж кистей рук; ⎯ пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; ⎯ выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины); ⎯ рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты); ⎯ аппликация, оригами, пластилиновая пластика, тестовая пластика, торцевание. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, крупы, пуговицы и др.) 10 Способы работы: ⎯ Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги. ⎯ Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций. ⎯ Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение. ⎯ Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток. ⎯ Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение. ⎯ Скрепление различных деталей. ⎯ Нанизывание различных предметов. ⎯ Моделирование из природного материала ⎯ Комбинирование природных материалов с различными другими материалами. ⎯ Лепка предметов из теста. ⎯ Выкладывание мозаики из пластилина на плоскостной рисунок. Материально- техническое обеспечение: ⎯ Оборудование: столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, заготовок, образцов, готовых работ, методической литературы. ⎯ Материалы: клей карандаш, клей ПВА, гуашь, акварель, бумага, солёное тесто, цветная бумага, картон, губки. ⎯ Инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, кисти, карандаши, ластик. Информационное обеспечение: ⎯ Инструкция по технике безопасности. ⎯ Специальная литература. ⎯ Методические разработки занятий и конспекты по программе. ⎯ Методические таблицы и наглядные пособия, выполненные педагогом; репродукции картин художников; работы обучающихся. ⎯ Аудио/ видео/ фото/ интернет-источники. Кадровое обеспечение Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования высшей категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми дошкольного возраста. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы (см. Приложения) Мониторинг освоения образовательной программы Формы аттестации: контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, ведение журнала учёта; (см. приложение) ⎯ разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы (диагностические задания, творческие работы, тематические выставки, конкурсы, отчетные выставки, открытые уроки). Виды контроля: ⎯ Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей в начале учебного года (диагностика проводится в оценочных листах, где учитываются низкий, средний и высокий уровни обучающихся по трём компонентам: наличие базовой подготовки, мотивация, социализация). 11 ⎯ Текущий контроль – тестирование с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала. (см. приложение) ⎯ Промежуточный контроль – задания из диагностического раздела с целью определения результатов обучения. ⎯ Итоговый контроль – задания из диагностического раздела и тестирование с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Формы подведения итогов: 1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые тестовые задания); 2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса; 3. Собеседование с родителями; 4. Анкетирование. Способы определения результативности: ⎯ педагогическое наблюдение; ⎯ педагогический анализ результатов устного опроса, выполнения обучающимися тестовых заданий, участия в мероприятиях (тематических выставках), активности обучающихся на занятиях. 12 Список литературы Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагогов: Алексеевская Н.А. Карандашик озорной - М, «Лист», 2014 Берсенева Т.К. Ткань. Бумага. Тесто. М. «Астрель», 2011 Евдокимова М.М. «Волшебные краски». М. «Школьная пресса» 2011 Ерлыкин М.Н. «Поделки своими руками». М. «ТРИЭН», 2013 Никитина А.В. Рисование веревочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. С-П.КАРО, 2015 6. Колдина Л.Д. «Маленький художник» Пластилиновый зоопарк.М.2013 7. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. М. «МозаикаСинтез», 2015 8. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. М. «Мозаика- Синтез», 2015 9. Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль «Академия развития», 2013 10. Петрова И. М. «Объемная аппликация». Санкт-Петербург «Детство –Пресс», 2015 11. Топалова Е.А. Художники с пеленок - М.: Айрис-пресс, 2014 12. Лутцева Е. А. «Технология. Ступеньки к мастерству». Рабочая тетрадь. М. «ВентанаГраф», 2013 Литература для родителей и обучающихся: 1. 2. 3. 4. 5. 1. Кожохина С. К., Е. А. Панова «Сделай жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества», Ярославль, 2014 2. Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми/ Авт. -сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2012 Интернет-источники для педагога: 1. http://detstvo.ru/; 13 2. http://konkursolimp.ru/; 3. http://drevo-konkurs.ru/; 4. http://dk-talant.ru/; 5. http://danilova.ru/; 6. http://talant.spb.ru/; 7. http://raduga-talantov.com/; 8. http://rassudariki.ru/; 9. http://talantoha.ru/; 10. http://pedprospekt.ru/; 11. http://pedagogcentr.ru/. Интернет-ресурсы для родителей дошкольников: 1. http://www.solnyshko.ee/ - Детский развлекательно-познавательный портал "Солнышко". Для детей - развлечения (игры, мультфильмы, сказки, раскраски) и полезные материалы ("почемучка", советы Поварешкина, рассказы о зверятах, уроки хороших манер). Для родителей и педагогов, ищущих информацию в интернете, - масса стишков и загадок, собранных по темам, пословицы, сценарии к детским праздникам. 2. http://www.lukoshko.net/ - Лукошко сказок. Сайт предлагает сказки, стихи и рассказы для детей. Здесь можно найти русские народные сказки и сказки других народов, рассказы о животных, стихи и песни для детей. 3. http://www.raskraska.ru/ - Раскраска. Интернет-студия Александра Бабушкина. Здесь можно найти для малыша любой рисунок для раскраски и распечатать его в чернобелом варианте, чтобы ребенок мог раскрасить выбранную картинку. Все раскраски предоставляются бесплатно. 4. http://detstvo.ru/ - Детство. Сайт для детей, пап и мам. На сайте имеется электронная детская библиотека, кулинарная книга, песни и сказки. Кроме того, можно прослушать он-лайн программы детского радио. 5. http://www.danilova.ru/ - Ранее развитие детей. На сайте представлены публикации по раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Раннее обучение математике. Простая и удобная поисковая система. 6. http://www.kindereducation.com/ - "Дошколёнок". Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров. На сайте также можно подписаться на рассылку "100 развивающих и обучающих игр для детей". 7. http://talant.spb.ru/ - Созидание талантов. Сайт Общества раннего детского обучения, создаваемый психологами, журналистами и педагогами и содержащий различные материалы для родителей, интересующихся вопросами раннего обучения и развития детей. 8. http://www.babylib.by.ru/ - Библиотека маленького гения. Сайт предлагает статьи, тексты книг и различную информацию о Раннем развитии детей. Имеются тематические 14 подборки о методиках Н.А. Зайцева, Б.П. Никитина, М. Монтессори, Г. Домана, Р. Штайнера, В.П. Тюленева. 9. http://doshkolnik.ru/ - Дошкольник. Этот сайт - для семьи, для отцов, матерей и детей. Сайт о том, как воспитывать ребенка, как научиться находить с ним общий язык. Много интересной информации для детей: сказки, стихи, умные задачки, познавательные статьи. На сайте представлена также большая коллекция сценариев - школьных и к различным праздникам. 10. http://tanja-k.chat.ru/ - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях; литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки, кроссворды). 15 Приложение №1 Программа исследования развития изобразительной деятельности дошкольников Цель исследования: выявление особенностей художественно-творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников. 1.Творческое задание «Дорисовывание кругов» Задание на дорисовывание шести кругов состоит в следующем: детям дают альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагают рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт. Анализ результатов выполнения задания. критерий «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставляется оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом. критерий «оригинальность» оценивается по 3-балльной системе. Оценка 3- высокий уровень—ставится тем детям, которые наделяют предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверюшек (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа Оценка 2 -средний уровень — ставится тем детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.). Оценка 1 —низкий балл — ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Критерий «разработанность образа» образа включает передачу в изображении признаков предмета (объекта), закрашивание изображения. Высшая оценка по этому критерию определяется в 3 балла. Примечание. К общему баллу добавлялся 1 балл в случае передачи признаков, наиболее ярко характеризующих созданный образ. Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми. Анализ выполнения детьми задания позволяет получить представления о передаче ряда свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности и др. 16 Использование цветовой гаммы, ее разнообразие во многом определяются уровнем общего развития ребенка и его личностными психическими особенностями, например, использование цвета в рисунке может ограничиваться одним-двумя цветами, что не оправдано выбором изображенных предметов. 2.Тест «Домик» Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец. Обработка результатов За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному). 1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика — 1 балл. 2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл. 3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1 балл. 4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх — 1 балл. 5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются. Интерпретация результатов • 0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации; • 2—3 балла — средний уровень; • свыше 4 баллов — низкий уровень. 3. Анализ продукта деятельности ребенка Критерии 3 балла высокий уровень; 2 балла средний уровень; 1 балл низкий уровень Передача формы Форма передана точно. Есть незначительные искажения. Искажения значительные, форма не удалась Строение предмета Части расположены верно. Есть незначительные искажения Части предмета расположены неверно. 17 Передача пропорции предмета в изображении. Пропорции предмета соблюдены Есть незначительные искажения. Пропорции предмета переданы неверно. Композиция Предметы расположены по всей плоскости листа. Соблюдается пропорциональность. Предметы расположены на плоскости листа. При передаче пропорций есть незначительные искажения. Не продумана, носит случайный характер. Пропорции переданы неверно. Передача движения Движение есть, передано достаточно точно. Движение передано неопределенно. Изображение статичное. Цвет Многоцветная или ограниченная гамма. Цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого. Преобладание нескольких цветов в большей степени выбранных случайно Безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете или случайно взятыми цветами. 4. Анализ процесса деятельности ребенка Навыки 3 балла высокий уровень 2 балла средний уровень 1 балл низкий уровень Характер линий Слитная Прерывистая Дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая. Нажим Средний, уверенный. Регулирует силу нажима Сильный, энергичный (иногда подавляющий бумагу). Регуляции удаются не всегда Слабый (иногда еле видный). Не регулирует силу нажима. Раскрашивание (штрих) Мелкие штрихи, не выходящие за пределы контура. Крупные размашистые движения, иногда выходящий за пределы контура Беспорядочные линии, не умещающиеся в пределы контура. Смешивание красок Смешивает три и более краски в палитре. Подбирает цвет в зависимости от замысла. Использует гармоничные сочетания цветов Смешивает 2 краски, используя в работе не только по замыслу, но и просто как понравившийся цвет. Смешивает краски только по требованию воспитателя. Эмоциональное восприятие деятельности. 18 Адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки; адекватно оценивает свою работу Эмоционально реагирует на оценку взрослого (радуется, огорчается); самооценка завышенная или заниженная. Безразличен к оценке взрослого, самооценка своей работы отсутствует. Самостоятельность Выполняет задание сам, в случае необходимости обращается с вопросами. Требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко. Необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. Творчество Работает с энтузиазмом, самостоятельно придумывает сюжет, оригинально решает построение изображения, используя все средства художественного выражения Работает с удовольствием, спокойно. Отталкивается от предложенных сюжетов. Использует художественный материал для достижения замысла. Работает без энтузиазма, выполняет только предложенные задания. Аккуратность Правильно организовывает и поддерживает в чистоте своё рабочее место в течение всей деятельности. Правильно организовывает и наводит порядок на своём рабочем месте после выполнения работы. Не может самостоятельно организовать рабочее место. 19 Приложение № 2 Входная диагностика Группа ____ года обучения по программе _______________________________ Ф.И. ребенка мотивация Наличие базовой подготовки социализация Среднее значение Дата: ______________ Подпись педагога: Мотивация: низкий уровень – не проявляет интерес к занятиям; средний уровень – способен заниматься при постоянной эмоциональной поддержки педагога; высокий уровень – испытывает постоянную потребность к занятиям без педагога. Наличие базовой подготовки: низкий уровень - почти или совсем не готов к освоению программы; средний уровень - соответствует требованиям; высокий уровень - имеет определенные начальные навыки к освоению программы. Социализация: низкий уровень - плохо адаптируется в коллективе, плохо идет на контакт; средний уровень соответствует в общении возрастным данным; высокий уровень - активен в общении с товарищами и педагогом. 20