Геометрическая мозаика

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Геометрическая мозаика»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Караульщикова Людмила Юрьевна,
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г.
№ 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Геометрическая
мозаика» имеет социально-гуманитарную направленность и имеет ознакомительный уровень
освоения.
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных
направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую
очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы
ребёнка. Поэтому не случайно наряду с главными целями развития творческих способностей
на ступени дополнительного образования является развитие познавательной активности обучающихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе
которой происходит овладение содержанием учебного материала, необходимыми способами
деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический
фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.
При разработке данной программы учитывалась специфика регионального компонента
образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма. В последнее время увеличился спрос родителей дошкольников на образовательные услуги, связанные с развитием познавательной активности детей. По данным психологов именно старший дошкольный возраст
является наиболее эффективным для формирования познавательных интересов – одного из
важнейших показателей интеллектуального развития в целом. Учитывая, что мотивы детей
формируются через их потребности и интересы (потребность -интерес -мотив), все усилия педагог должен направить на развитие обучающихся.
Содержание программы «Геометрическая мозаика» поможет открыть ребенку новые закономерности и взаимосвязи в интересных опытах и наблюдениях, расширить свой кругозор.
В ходе усвоения программного материала произойдет накопление пространственных представлений, их обобщение, первичная систематизация и подготовка к переходу на более высокий
уровень интеллектуального развития – понятийное мышление. Преобразование ребенком реально существующих вокруг него предметов в геометрические объекты с определёнными свойствами, научат его созданию динамичных образов этих объектов и пространственных отношений между ними. Развитие воображения разрешит проблемы, связанные с ориентацией в пространстве в целом и на бумаге в частности.
Актуальность программы. Геометрия известна с глубокой древности. Древние египтяне
считали занятия геометрией священными, а у древних греков геометрия была частью философских систем. Жители великих древних царств обучали геометрии детей, готовящихся стать
2

элитой общества. Современные ученые-психологи – отмечают большое значение геометрии
для развития пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах. Геометрический материал является прекрасным средством для
развития основ логического мышления дошкольников.
Актуальность общеразвивающей программы состоит в том, что она рассматривает развитие творческих способностей детей как многосторонний процесс, связанный с развитием фантазии, мелкой моторики рук, внимания, мышления памяти и речи. Происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В мире информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Важно – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить. Поэтому своевременное изучение геометрических фигур
имеет важное значение в познании окружающего мира. Знакомясь с геометрическими фигурами, ребёнок познаёт одно из основных свойств предметов – форму. Умение работать с формами крайне необходимо для развития пространственных представлений, совершенствования
математических и творческих способностей. Программа носит познавательный и развивающий
характер.
Новизна программы. Немаловажную роль в творческом и всестороннем развитии детей
играет использование на занятиях геометрических конструкторов. Они представляют собой
комплект геометрических фигур, который получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в игре «Волшебный круг») на
несколько частей. Геометрические конструкторы интересны для детей и эмоционально захватывают их, так как в процессе решения поставленной задачи дети овладевают умением вести
поиск своего, оригинального ответа, развивают умственную активность, самостоятельность
мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Одним из универсальных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша, они одновременно и орудие профессионального труда педагога, и инструмент учебнопознавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что современные игровые
технологии позволяют в доступной и занимательной форме познакомить детей с рядом основных геометрических понятий, сформировать умение ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические образы в окружающей обстановке. Учебный
материал доступен и занимателен, что облегчает усвоение ребёнком сложных тем, поэтому у
детей легко формируются представления о основных геометрических фигурах и умения разбивать предмет на части определенной формы. На начальном этапе многие дети уже умеют выкладывать из счетных палочек фигуры по образцу, однако навыки рисования этих же простых
фигур сформированы крайне слабо. Совместная математическая, конструкторская и изобразительная деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки и логического мышления, воображения и творческих умений. Нетрадиционные способы
рисования и конструирования привлекают детей необычной техникой выполнения заданий и
непредсказуемостью результата. Такая деятельность не требует особых «ручных» навыков и
способностей, она больше напоминает игру, которая раскрывает творческий потенциал и познавательные способности ребенка.
Отличительная особенность программы от уже существующих заключается в том, что
для развития мелкой моторики и овладение навыками использования геометрических фигур
применяются различные инновационные техники. Поэтому планирование и подготовка к

3

учебным занятий учитывает интересы обучающихся, их возможности, современные запросы и
потребности. Разнообразие учебного материала, используемого на занятиях, способствует развитию у детей креативности, любознательности, эстетического вкуса и расширяет кругозор.
Развитие творческих способностей помогает найти свою индивидуальность, что положительно
влияет на общение в социуме и на гармоничное восприятие мира. Учитывая возраст детей, реализация программы строится на сочетании игровых технологий и конструкторской деятельности. Игровые приемы - загадки, считалки, забавные задания и, конечно же, игры дают возможность получать детям новые знания, способствуют проявлению положительных качеств и
учат нестандартно мыслить. Благодаря игре, процесс обучения приносит радость, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи, сплачивает детский коллектив.
Адресат программы. Программа адресована детям от 5-ти до 6-ти лет.
Условия формирования групп. Набор детей на обучение по программе осуществляется
по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Главным условием является желание ребенка заниматься данным видом деятельности. При комплектовании групп учитывается возраст детей. Зачисление обучающихся на
программу проводится в начале учебного года по желанию детей и согласию родителей (законных представителей). Учебная группа формируется наполняемостью не более 15 человек.
Возрастные особенности обучающихся. Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно
новому этапу в его жизни - обучению в школе. Это возраст активного развития физических и
познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным
способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. Ребенок готов
общаться со сверстниками, но с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями. Он стремится к большей самостоятельности и очень хочет походить на значимых для него взрослых.
У детей 5-6 лет уже развито наглядно-образное мышление, которое помогает использовать обобщенные дидактические средства (схемы, чертежи и пр.). Ребенок овладевает активным (продуктивным) воображением, начинает различать действительное и вымышленное. Процесс развития конструирования характеризуется умением обучающихся анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Из строительного материала дети создают различные конструкции с учетом зависимости строения объекта от практического назначения.
Режим занятий. Продолжительность одного академического часа – 30 минут. Перерыв
между занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4ч. Занятия проводятся 2
раза в неделю по 2 уч. часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы–144ч.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса: 36 учебных недель - 9 учебных месяцев.
Формы обучения – фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения итогов реализации программы - педагогическое наблюдение, устный опрос, тестирование, квест, диагностика познавательных способностей, выставка, конкурс,
открытое занятие.

4

Цель программы - формирование творческой активности и развитие креативной умственной деятельности ребенка через разнообразные виды познавательной деятельности с использованием геометрических фигур.
Задачи программы:
Образовательные:
⎯ формирование познавательного и творческого интереса;
⎯ изучение разнообразных геометрических фигур;
⎯ изучение понятий, свойств, различий и форм геометрических фигур;
⎯ совершенствование умений группировать и сравнивать фигуры по разным признакам;
⎯ формирование умений находить геометрические фигуры в окружающей обстановке;
⎯ совершенствование умений изображать и применять фигуры на практике.
Развивающие:
⎯ развитие познавательных и творческих способностей;
⎯ развитие умений конструирования и обследования различных фигур;
⎯ развитие умений оперировать предметами, знаками, символами;
⎯ развитие умений наглядно-образного, логического, нестандартно-креативного мышления (гибко и оригинально мыслить, видеть объект под новым углом зрения);
⎯ развитие воображения, сообразительности, любознательности, памяти, внимания;
⎯ развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью.
Воспитательные:
⎯ воспитание усидчивости, самостоятельности, инициативы;
⎯ воспитание адекватной оценки результата и настойчивости в достижении цели;
⎯ воспитание готовности к совместной деятельности со сверстниками и эмоциональной
отзывчивости.

5

Учебный (тематический) план
Количество часов

№
п/п

Наименование раздела,
темы

Всего

1.

Введение в программу

2

1

1

Входная диагностика

2

1

1

Педагогические
наблюдение

48

11

37

2.

3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
4.
4.1
4.1.1
4.1.2
4.1.3
4.1.4
4.1.5
4.2

Путешествие в «Страну
геометрических
фигур»
Конструкторская деятельность с геометрическими
фигурами
Рамка для фото из палочек
для мороженого
Аппликации из геометрических фигур
Игра-конструктор «Игровой
круг»
Яблоко в 3Д из картонных
кругов
Объемные модели из зубочисток (пирамида, куб, параллелограмм и др.)
Прямоугольник - параллелограмм
Объемное панно из гофракартона из геометрических
фигур
Игра-конструктор «Игровой
квадрат»
Игра-конструктор «Танграм»
Игра-конструктор «Вьетнамский круг»
Геометрическая аппликация и рисование
Круг
Объемные аппликации из
кружков. «Круги вокруг нас»
Шар из полосок.
Поделка «Черный кот»
Рисунки из кругов карандашом
Рисунки акварелью «Воздушный шар»
Рисунки мыльными пузырями
Квадрат

Теория Практика

4

1

3

6

2

4

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

6

1

5

6

1

5

6

1

5

44

14

30

10

4

6

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

-

2

6

2

4

Формы аттестации/
контроля

Педагогические
наблюдение

Устный опрос

Контрольные задания
№1-5

Смотр работ

Выставка работ

Анализ работ

Педагогические
наблюдение
Контрольные задания
№6-10
Выставка работ
Открытое занятие

6

Квадратная мозаика. Аппли4.2.1 кация «Подарок» на салфетке
с орнаментом
4.2.2 Рисунки из квадратов

Педагогические
наблюдение
Устный опрос
Выставка работ

2

1

1

4

1

3

8

3

5

2

1

1

Педагогические
наблюдение

2

1

1

Устный опрос

4

1

3

Выставка работ

8

2

6

4

1

3

Педагогические
наблюдение

4

1

3

Выставка работ

12

3

9

Пятигранник и шестигран4.5.1 ник. Аппликация «Домик для
пчелки»

4

1

1

4.5.2 Многогранник в 3Д

4

1

1

4.5.3 Звезда. Звездная гирлянда

4

1

1

4.3
4.3.1
4.3.2
4.3.3
4.4
4.4.1

Прямоугольник
Игра «Стройка». Аппликация
«Домик для трех поросят»
Игра «Паровоз». Аппликация
«Паровоз из Ромашково»
Рисунки диких животных из
прямоугольников
Овал
Объемная аппликация из овалов «Радужная галька»

4.4.2 Рисунки из овалов
4.5

Многогранники

Педагогические
наблюдение
Конкурс
Устный опрос

5.

Оригами

14

5

9

6.

Блоки Дьенеша

30

10

20

6.1

Дидактическая игра «Найди»

6

2

4

6

2

4

Викторина

6

2

4

Тестовые задания

6

2

4

Фотовыставка работ

6

2

4

2

1

1

Квест

2

-

2

Итоговая диагностика

144

33

86

6.2
6.3
6.4
6.5
7.
8.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дидактическая игра «Что изменилось»
Дидактическая игра «Найди
не такую»
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Квест «В поисках волшебного Куба»
Итоговое занятие
Итого:

Выставка работ

Педагогические
наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в программу (2ч.)
Теория. Ознакомление с программой. Правила поведения в учреждении. Инструктаж по
технике безопасности на занятиях. Правила противопожарной безопасности и правилам
дорожного движения.
7

Практика. Игры на знакомство. Тематическая презентация. Игры «Геометрические фигуры». Просмотр обучающих мультфильмов о геометрических фигурах.
Раздел 2. Путешествие в Страну геометрических фигур (2ч.)
Теория. Понятия о геометрических фигурах - круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
Практика. Игра «Путешествие в страну геометрических фигур». Изготовление медальона кружковца «Геометрическая мозаика» из цветного картона с именами детей.
Раздел 3. Конструкторская деятельность с геометрическими фигурами (34ч.)
Тема 3.1. Рамка для фото из палочек для мороженого
Теория. Геометрические фигуры - квадрат, прямоугольник, треугольник, четырёхугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Обзор конструкторов.
Практика. Просмотр тематического мультфильма. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Игра «Геометрическая мозаика». Конструирование фигур из палочек по трафарету.
Тема 3.2. Аппликация из геометрических фигур
Теория. Понятия - форма, размер. Пространственное расположение фигур на бумаге.
Композиция. Признаки геометрических фигур. Ищем фигуры в окружающих нас предметах.
Практика. Просмотр тематического мультфильма. Упражнение на форму и цвет. Вырезание и наклеивание фигур. Составление композиций по образцу. Игра «Цветовой код».
Выполнение заданий «Геометрические фигуры вокруг нас». Рисование фигур по тени от
геометрических фигур. Упражнение на точки и линии. Просмотр презентации «Колобок
в поиске геометрических фигур». Выполнение заданий.
Тема 3.3. Игра-конструктор «Игровой круг»
Теория. Знакомство с «Игровым кругом». Приемы деления круга на равные части. Варианты деления целого на части.
Практика. Просмотр презентации «Мы делили апельсин». Выполнение аппликации
«Аквариум».
Тема 3.4. Яблоко 3Д из картонных кругов
Теория. Метод сравнения круга и шара.
Практика. Просмотр мультфильма «Круг и шар». Конструирование 3D яблока из картонных кругов.
Тема 3.5. Объемные модели из зубочисток (пирамида, куб, параллелограмм и др.)
Теория. Понятия - прямая, отрезок.
Практика. Просмотр видео «Необычный конструктор своими руками». Конструирование из зубочисток и пластилина плоских и объемных фигур.
Тема 3.6. Прямоугольник - параллелограмм
Теория. Прямоугольник — это квадрат? Прямоугольник и параллелограмм. Друг прямоугольника параллелограмм. Варианты сравнения фигур - сходства и отличия.
Практика. Просмотр тематического мультфильма. Конструирование из прямоугольников параллелограмма.
Тема 3.7. Объемные панно из гофра-картона из геометрических фигур
Теория. Геометрические фигуры вокруг нас.
Практика. Просмотр тематического мультфильма. Выполнение объемного панно из
гофра-картона с применением геометрических фигур.
8

Тема 3.8. Игра-конструктор «Игровой квадрат»
Теория. Знакомство с «Игровым квадратом». Фигуры, составляющие квадрат. Виды геометрические фигур, из которых можно построить квадрат. Образ. Объемный игровой
квадрат. Правила объемного конструирования на основе игры «Игровой квадрат».
Практика. Просмотр тематического мультфильма. Игра «Собери квадрат». Сравнение
квадратов по размеру и количеству деталей. Сборка конструктора «Игровой квадрат» из
картона. Упражнение «Образ». Плоскостное конструирование по образцу. Самостоятельное моделирование животных, людей, транспорта на игровом поле. Упражнение
«Объемный игровой квадрат». Объемное конструирование на основе игры «Игровой
квадрат». Конструирование юлы из бумажных квадратов.
Тема 3.9. Игра - конструктор «Танграм»
Теория. Знакомство с «Танграммом». Виды геометрических фигур в игре. Варианты построения игры. Сортировка геометрических фигур по признакам.
Практика. Просмотр тематического мультфильма. Игра «Собери квадрат». Сравнение
квадратов по размеру и количеству деталей. Создание конструктора «Танграм» из бумаги (дорожный конструктор). Создание транспорта и образов природы. Задание «Фантазируем с Танграммом». Конструирование по предложенному образцу фигур животных и людей. Игра в подвижную игру «Напольный танграм».
Тема 3.10. Игра-конструктор «Вьетнамский круг»
Теория. Знакомство с «Вьетнамским кругом». Виды геометрических фигур в игре. Варианты построения игры. Особенности составления композиций из Вьетнамского круга.
Практика. Просмотр тематического мультфильма. Игра собери круг. Создание конструктора «Вьетнамский круг» из картона (дорожный конструктор). Задание «Фантазируем Вьетнамским кругом». Игра с «Вьетнамским кругом». Конструирование животных, птиц, насекомых, цветов.
Раздел 4. Геометрическая аппликация и рисование (30ч.)
Подраздел 4.1. Круг
Тема 4.1.1. Объемные аппликации из кружков. «Круги вокруг нас»
Теория. Круги вокруг нас. Правила выполнения плоскостной аппликации.
Практика. Просмотр тематического мультфильма. Создание объемной аппликации из
кружков. Игра «Волшебные круги».
Тема 4.1.2. Шар из полосок. Поделка «Черный кот»
Теория. Правила конструирования шара из полосок бумаги.
Практика. Просмотр тематического мультфильма. Конструирование шара из полосок
бумаги. Создание поделки «Чёрный кот» с применением в качестве основы полученного
шара из полосок. Игра «Черный кот».
Тема 4.1.3. Рисунки из кругов карандашом
Теория. Понятие – черчение. Приемы применения в черчении линейки и трафарета.
Практика. Просмотр тематического мультфильма. Задание - нарисовать круг при помощи линейки и трафарета. Превратить круги в различных персонажей.
Тема 4.1.4. Рисунки акварелью «Воздушный шар»
Теория. Правила пользования акварельными красками. Правила рисования в технике по
мокрому.
Практика. Просмотр тематического мультфильма. Задание - нарисовать воздушные
шары акварелью. Игра «Воздушный шар».
Тема 4.1.5. Рисунки мыльными пузырями
9

Практика. Просмотр тематического фильма. Рисование на прозрачном мольберте. Рисование цветными мыльными пузырями по бумаге. Игра «Мыльные пузырики».
Подраздел 4.2. Квадрат
Тема 4.2.1. Квадратная мозаика. Аппликация «Подарок» на салфетке с орнаментом
Теория. Понятия – орнамент, квадратная мозаика, салфетная аппликация.
Практика. Просмотр тематического фильма. Создание аппликации «Подарок» на салфетке с орнаментом. Игра «Подарок».
Тема 4.2.2. Рисунки из квадратов
Теория. Понятие - квадрат. Приемы превращения квадрата в различных персонажей.
Практика. Просмотр тематической презентации. Задание – нарисовать квадрат при помощи линейки и трафарета. Превратить квадраты в различных персонажей.
Подраздел 4.3. Прямоугольник
Тема 4.3.1. Игра «Стройка». Аппликация «Домик для трех поросят»
Теория. Прямоугольник - квадрат. Виды прямоугольников. Приемы создания аппликации.
Практика. Просмотр тематической презентации. Игра «Стройка» (подвижная игра с повторением движений и слов). Создание аппликации из цветного картона.
Тема 4.3.2. Игра «Паровоз». Аппликация «Паровоз из Ромашково»
Теория. Способы и приемы выполнения аппликации.
Практика. Просмотр тематического мультфильма. Игра «Паровоз» (подвижная игра с
повторением движений и слов). Создание коллективной аппликации.
Тема 4.3.3. Рисунки диких животных из прямоугольников
Теория. Способы и приемы выполнения аппликации с применением формы и цвета.
Практика. Просмотр тематического фильма. Рисование из прямоугольников диких животных: коалы, обезьянки, слоника, жирафа.
Подраздел 4.4. Овал
Тема 4.4.1. Объемная аппликация из овалов «Радужная галька»
Теория. Понятие - овал. Признаки и виды фигуры. Этапы и приемы выполнения аппликации с применением формы, цвета.
Практика. Просмотр тематического фильма. Создание объемной аппликация из гофрокартона «Радужная галька». Игра «Матрешка».
Тема 4.4.2. Рисунки из овалов
Теория. Приемы начертания овалов с применением трафарета и карандаша.
Практика. Просмотр мультфильма. Рисование при помощи трафарета кругов с превращением их в овалы. Оживление овалов. Игра «Веселые овалы».
Подраздел 4.5. Многогранники
Тема 4.5.1. Пятигранник и шестигранник. Аппликация «Домик для пчелки»
Теория. Мир геометрических фигур в мире насекомых. Этапы и приемы выполнения аппликации с применением фигур.
Практика. Просмотр мультфильма. Выполнение аппликации «Домик для пчелки».
Игра «Пчелка Майя».
Тема 4.5.2. Многогранник в 3Д
Теория. Понятия - многоугольник и многогранник. Сходства и различия между ними.
Правила конструирования многогранников.
Практика. Просмотр тематической презентации. Конструирование многогранников из
пятиугольников. Игра «Угадай фигуру».

10

Тема 4.5.3. Звезда. Звездная гирлянда
Теория. Понятие - звезда. Виды звезд. Приемы создания звездной гирлянды.
Практика. Просмотр тематической презентации. Создание звезд из бумажных полосок.
Соединение фигур в гирлянду. Рисование звезды без отрыва карандаша от бумаги. Игра
«Звездочка».
Раздел 5. Оригами
Теория. Понятие – оригами. Искусство оригами. Виды бумаги и приемы ее складывания.
Практика. Просмотр презентации «Оригами». Обсуждение. Складывание из бумаги
различных поделок: самолет, шапка треуголка, кораблик, веер. Просмотр мультфильма
«Бумажки». Украшение работ рисунками при помощи восковых мелков.
Раздел 6. Блоки Дьенеша
Тема 6.1. Дидактическая игра «Найди»
Теория. Знакомство с логическими блоками. Повторение названий геометрических фигур и основных цветов. Сравнительные понятия «большой - маленький», «толстый –
тонкий». Сравнительные характеристики геометрических фигур между собой. Общие
признаки и приемы нахождения каждой фигуры по заданному признаку. Правила игры.
Практика. Дидактическая игра «Найди». Ход игры: Педагог дает детям задания – Найди
все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как
эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по
форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру
(по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как
эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же
по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и
форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие
же по форме и размеру, но другого цвета).
Тема 6.2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Теория. Геометрические фигуры. Приемы тактильной работы с предметами. Инструкция
угадывания фигур на ощупь. Правила игры.
Практика. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Ход игры №1: Все фигурки складываются в мешок. Ребенок на ощупь достает все круглые блоки (все большие или все
толстые). Ребенок на ощупь достает все квадратные, прямоугольные, треугольные. Ход
игры №2: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму,
размер или толщину, не вынимая из мешка.
Тема 6.3. Дидактическая игра «Что изменилось»
Теория. Свойства геометрических фигур - цвет, величина, толщина. Правила игры.
Практика. Дидактическая игра «Что изменилось». Ход игры. Перед ребенком на стол
выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен
заметить изменения и назвать их.
Тема 6.4. Дидактическая игра «Найди не такую»
Теория. Свойства геометрических фигур - цвет, величина, толщина. Правила игры.
Практика. Дидактическая игра «Найди не такую». Ход игры. Перед ребенком на стол
выкладывается любая фигура. Ему необходимо найти все фигуры, которые не такие, как
эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
Тема 6.5. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
11

Теория. Группировка геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Практика. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Ход игры. На стол выкладываются три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
Раздел 8. Квест «В поисках волшебного КУБА»
Теория. Правила поведения во время игры. Этапы прохождения игры.
Практика. Проведение квеста «В поисках волшебного Куба».
Раздел 7. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов года. Выполнение практических заданий. Итоговая диагностика.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
⎯ применение знаний и представлений в процессе выполнения продуктивной деятельности;
⎯ освоение понятий, свойств, различий и форм геометрических фигур;
⎯ овладение группировкой и сравнением всех видов фигур по разным признакам;
⎯ наличие умений находить геометрические фигуры в окружающей обстановке;
⎯ овладение умениями изображать и применять фигуры на практике;
⎯ умение работать по инструкции, схеме, образцу.
Метапредметные результаты:
⎯ проявление познавательной и творческой активности;
⎯ овладение умениями сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
⎯ контроль своей деятельности согласно условиям заданным педагогом;
⎯ проявление умений в решении задач конструктивного характера;
⎯ проявление умений оперировать предметами, знаками, символами;
⎯ проявление умений наглядно-образного, логического, нестандартно-креативного мышления;
⎯ определение и формулировка цели деятельности на занятии с помощью педагога;
⎯ проявление умений строить самостоятельную творческую деятельность.
Личностные результаты:
⎯ понимание особой роли геометрических фигур в жизни каждого отдельного человека;
⎯ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде детей под руководством педагога;
⎯ проявление адекватной оценки результата и настойчивости в достижении цели;
⎯ проявление усидчивости, самостоятельности, инициативы;
⎯ проявление воображения, сообразительности, любознательности, логического мышления;
⎯ проявление готовности к совместной деятельности со сверстниками и эмоциональной
отзывчивости.

12

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Год обучения

1
полугодие

ОП

Зимние
праздники

2
полугодие

ОП

1

01.09-31.12

16
нед.

01.01-08.01

09.01-31.05

20
нед.

Летние
каникулы

Всего
в год
36
01.06-31.08
недель

Особенности организации образовательного процесса - очное обучение
Организация образовательного процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного
процесса. Исходя из психофизических особенностей детей дошкольного возраста, были выбраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики.
Основными методами обучения являются:
⎯ словесный (предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме, объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности других обучающихся);
⎯ наглядный (показ образца изделия, анализ образца, работа по образцу, составление
плана (этапов) работы продуктивной деятельности);
⎯ практический (изготовление изделия под руководством педагога, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы);
⎯ объяснительно-иллюстративный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
восприятие и усвоение готовой информации);
⎯ репродуктивный (работа по схеме и образцу, воспроизведение полученных знаний и
освоенных способов деятельности);
⎯ игровой (создание игровых ситуаций).
⎯ частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом).
В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнение задания, в других – на предупреждение ошибок. В конце
занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
⎯ индивидуально-групповая;
⎯ групповая.
Основными формами организации учебного занятия являются:
⎯ практические работы;
⎯ выставки работ;
⎯ развивающие игры;
⎯ беседы.
Педагогические технологии:
⎯ технология учебного занятия;
⎯ технология группового обучения;
⎯ технология развивающего обучения;

13

⎯ технология репродуктивной деятельности;
⎯ технология игровой деятельности;
⎯ здоровьесберегающая технология.
Принципы, лежащие в основе программы:
⎯ принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
⎯ принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
⎯ принципы демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих и интеллектуальных потребностей);
⎯ принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы);
⎯ «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Алгоритм учебного занятия (схема и методика проведения занятий по образцу)
Этапы учебного занятия
Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Содержание
Начало занятия – введение в тему: презентация о материале
познания геометрических фигур, беседа, показ образцов, загадки, стихи. Приемы, правила, этапы создания работы, особенности работы с заданиями. Исследование по предлагаемому образцу формы, цвета, структуры. Мотивация.
Просмотр информации. Разбор задания. Обсуждение этапов
работы. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. Интегрированность - самостоятельное изготовление заданной работы.
Анализ своей работы и готовых работ других обучающихся.
Индивидуальная помощь со стороны педагога, контроль выполнения задания. Анализ проделанной работы. Закрепление
знаний, умений, навыков. Уборка рабочего места. Рефлексия.

Средства развития мелкой и общей моторики
Использование
Движения детей сочетаются с речью. Способствуют переключению
физкультминуток на другой вид деятельности, повышают работоспособность, снимают
нагрузку и тренируют психические процессы (память, внимание).
Пальчиковые
В сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуют
упражнения
освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают функции рецепторов
проводящих путей.
Упражнения на
Помогают ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают
мелкую мотомыслительную деятельность, внимание, память ребёнка, приучают
рику
руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в просторном помещении с хорошим освещением с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, с учетом возрастных особенностей детей. Для

14

проведения занятий по профилю данной программы используются столы, стулья, компьютер,
мультимедийный проектор, интерактивная доска, стерео-колонки.
Материалы и инструменты для работы;
⎯ простые и цветные карандаши, акварельные краски и кисти, восковые и цветные мелки;
⎯ листы белой бумаги формата А4, цветная, тонированная, мелованная бумага и картон;
⎯ клей ПВА, линейка и простые ножницы.
Дидактические материалы: методические разработки занятий и конспекты по программе, иллюстрации, раздаточный материал, схемы, трафареты, образцы работ, альбомы, журналы
аудио- и видеотеки.
Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования, соответствующий требованиям к квалификации по должности «Педагог дополнительного образования», имеющий первую категорию с высшим профессиональным образованием и стажем
работы с детьми дошкольного и школьного возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система оценки достижения планируемых результатов разработана педагогом Кушнер
М.Н. на основе опыта работы. В процессе работы педагога по программе отслеживаются три
вида результата:
Текущий

С целью обсуждения успеха/неуспеха в работе (на каждом занятии)

Промежуточный

С целью выявления уровня освоения разделов и подразделов программы
(контрольные задания, устный опрос, викторина, открытое занятие, выставки работ)

Итоговый

С целью освоения учебного материала программы (квест, итоговая выставка)

Формы аттестации, виды контроля и способы определения результативности
Начальная диагностика
Промежуточная
аттестации
Текущий/ итоговый контроль

Входная диагностика. Приложение №1
Промежуточная диагностика. Приложение №2
Диагностика освоения программы. Приложения №3, № 5

15

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
№ 273-ФЗ.;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №
09-3242;
6. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
7. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагога:
1. Тихонова, Л. И. Школа мозаики [Текст] / Л. Тихонова. – М.: Мир книги, 2020.-436с.
2. Новикова, В. П. Геометрическая мозаика на интегрированных занятиях [Текст] //
Воспитание дошкольников. – 2002. - №8. – 48 с.
3. Лук, А. Н. Психология творчества [Текст] / А. Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 6-36 с.
4. Немов Р. С. Психология детского возраста [Текст]: учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб.
заведений / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003.- 374-390 с.
5. Пантелеева, Р., Гайнулина, В. Геометрическая мозаика, как возможность выразить
свое «Я» [Текст] // Воспитание школьников. – 2004. - №4. – 27-32 с.
6. Рязанова, В. Н. Изучаем с детьми геометрические фигуры [Текст]// Школа и производство. – 23005. - №8. – 57-58 с.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина А. В. Красота. Радость. Творчество. - М.:
Мозаика-Синтез, 2008.
2. Соломенникова О. А., Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с геометрическими фигурами. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
3. Комарова Т. С. Детское геометрическое творчество. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
4. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2017.- 64 с.
Интернет-ресурсы:
1. Обучающие мультфильмы геометрические фигуры [электронный ресурс] // URL:
Яндекс: нашлось 4 млн. результатов (yandex.ru)
2. Сборник методических разработок и педагогических идей: [электронный ресурс] //
URL: Занятие «Путешествие в страну геометрических фигур» (xn--j1ahfl.xn--p1ai)
3. Трехмерный конструктор из трубок соломка Straws Block
16

4. Развивающие мультики - Геометрические фигуры для детей - Круг и Шар: [электронный ресурс] // URL: https://yandex.ru/video/preview/5695845649212347515
5. 3D яблоко из картона [электронный ресурс] // URL:
https://yandex.ru/video/preview/4639343138595572409
6. Конструктор из пластилина и зубочисток [электронный ресурс] // URL:
https://yandex.ru/video/preview/16874704965267805274
7. Изделия своими руками [электронный ресурс] // URL:
https://yandex.ru/video/preview/1608185978595135245
8. Изделия своими руками [электронный ресурс] // URL: https://pin.it/7x8Q6rk
9. Рисунки из кругов [электронный ресурс] // URL:
https://yandex.ru/video/preview/9896839552483099661
10. Простые рисунки для детей [электронный ресурс] // URL:
https://yandex.ru/video/preview/6546217002265487879
11. Рисунки мыльными пузырями [электронный ресурс] // URL: https://pin.it/4Sx2Lcm

17

Приложение №1
Входная диагностика обучающихся по программе «Геометрическая мозаика»

который

Количественный и порядковый счет; отвечать на вопросы

сколько

число из единиц

на единицу
меньше

на единицу
больше

Умение соотносить цифру с
количеством

Знание цифр

Умение считать

Фамилия, имя ребенка

Количество и счет
Умение от- Умение
считывать
составлять

Умение считать по порядку

Таблица №1
№

1.
2.
3.

Таблица №2

завтра

сегодня

вчера

Время
Умение различать

Знание дней недели по порядку

право

Пространство
Умение различать

лево

раскладывает
по порядку

прикладывает

Величина
Сравнение предметов по
длине

накладывает

Фамилия, имя ребенка

№

1.
2.
3.

Таблица №3
Умение считать по порядку

который

число из единиц

Количественный
и порядковый
счет; отвечать на
вопросы

сколько

Умение составлять

на единицу
меньше

Умение отсчитывать

на единицу
больше

Умение соотносить цифру с
количеством

Количество и счет

Знание цифр

Фамилия,
имя ребенка

Умение считать

№

1.
2.
3.

Критерии:
Задание №1. Умение считать.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку посчитать до 10.
Задание №2. Знания цифр.
Материалы. Набор цифр, лежащих в произвольном порядке.

18

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку разложить цифры по порядку от
1 до 10, а затем назвать те цифры, которые ему покажут.
Задание №3 Соотнесение количества предметов с цифрой.
Материалы. Набор цифр, мелкие игрушки.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает отсчитать некоторое количество игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.
Задание №4. Отсчет количества на одну единицу больше или меньше.
Материалы. Геометрические фигуры квадрат и круг, в количестве 10 штук каждой.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает отсчитать ребенку кругов на один
больше, чем квадратов, после чего дает задание отсчитать квадратов на один меньше,
чем кругов.
Задание №5. Составление чисел из единиц и различие количественного и порядкового счета.
Материалы. В ряду: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, многоугольник.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать из каких фигур составлена группа; который треугольник по счету; посчитать фигуры по порядку.
Задание №6. Сравнение двух групп предметов.
Материалы. Перед ребенком 5 больших фигур и 5 маленьких, расставленных по кругу.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает, ответит на вопрос: «Каких игрушек
больше?».
Задание №7. Сравнение предметов по длине.
Материалы. Перед детьми 5 полосок разной длинны, лежащих произвольно разница
между полосками по длине 0.50 см.
Инструкция к проведению. Педагог спрашивает ребенка, одинаковые полоски по длине.
Предлагает разложить их по порядку: от самой короткой до самой длинной. Спрашивает, какие полоски по длине.
Задание №8. Геометрические фигуры.
Материалы. Два красных круга и один красный треугольник; два зеленых квадрата и
один зеленый прямоугольник; три желтых прямоугольника и два желтых треугольника
разной формы. По одному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку следующие вопросы и задания:
сколько треугольников? Сколько четырехугольников Сколько красных фигур? Назови
зелёные фигуры.
Задание №9 Ориентирование в пространстве (слева, справа).
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, что находится с лева
от него.
Задание №10. Дни недели.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку назвать дни недели по порядку,
затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра.
Подсчет результатов:
За каждое выполненное задание ребенок получал:
⎯ 1 балл - ребенок самостоятельно справился с заданием, правильно ответил на вопросы;
⎯ 0,5 балла - ребенок справился с заданием с помощью взрослого или со второй попытки;
⎯ 0 баллов - ребенок не справился с заданием.
Результаты обследования заносят с таблицу и анализируются.

19

Приложение №2
Промежуточная диагностика обучающихся по программе «Геометрическая мозаика»
«___» ______ 202____г.
Наименование раздела ________________________________________________
Наименование подраздела _____________________________________________
Таблица №1
Средний
балл

Критерии оценки

№ Фамилия, имя ребенка
1

2

3

4

5

1.
2.
3.
Критерии оценки видов деятельности:
1. Продуктивная деятельность.
2. Конструктивная деятельность.
3. Изобразительная деятельность.
4. Интеллектуальная деятельность.
5. Игровая деятельность.
За каждый критерий ребенок получает:
⎯ 5-4 балла - если самостоятельно справляется с заданием и правильно отвечает на вопросы;
⎯ 3-2 балла - если справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки;
⎯ 1-0 баллов - если частично или совсем не справляется с заданиями.
Результаты диагностики заносятся с таблицу и анализируются.

20

Приложение №3
Анализ работ изобразительной и продуктивной деятельности обучающихся
по программе «Геометрическая мозаика»
1. Содержание изображения (полнота изображения образа)
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком
изображения.
2. Передача формы:
⎯ форма передана точно;
⎯ есть незначительные искажения;
⎯ искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
⎯ части расположены, верно;
⎯ есть незначительные искажения;
⎯ части предмета расположены неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:
⎯ пропорции предмета соблюдаются;
⎯ есть незначительные искажения;
⎯ пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе;
⎯ по всему листу;
⎯ на полосе листа;
⎯ не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих рисунок:
⎯ соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
⎯ есть незначительные искажения;
⎯ пропорциональность разных предметов передана неверно.
5. Передача движения:
⎯ движение передано достаточно чётко;
⎯ движение передано неопределённо, неумело;
⎯ изображение статичное.
7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует
передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):
а) цветовое решение изображения:
⎯ передан реальный цвет предметов;
⎯ есть отступления от реальной окраски;
⎯ цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности
изображения:
⎯ многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и
характеристики изображаемого;
⎯ преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

21

⎯

безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми
цветами).

Характеристика отношения детей к деятельности:
а) отношение к оценке взрослого:
⎯ адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
⎯ эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы
увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
⎯ безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребёнком созданного им изображения:
⎯ адекватна;
⎯ неадекватна (завышенная, заниженная);
⎯ отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично)
ребёнок относится:
⎯ к предложенному заданию;
⎯ к процессу деятельности;
⎯ к продукту собственной деятельности.
Уровень самостоятельности:
⎯ выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
⎯ требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
⎯ необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
Творчество:
⎯ самостоятельность замысла;
⎯ оригинальность изображения;
⎯ стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит
не количественный, а качественный характер - даётся в описательной форме.
Аппликация. Материал для наблюдения педагога
Средства выразительности:
⎯ силуэт;
⎯ форма;
⎯ цвет;
⎯ ритм;
⎯ композиция.
Практические умения:
⎯ правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать;
⎯ формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др.)
Содержание аппликации: (предметы, растения, птицы, животные, человек, транспорт). Декор
адекватно теме (замыслу). Эстетические суждения и оценки. Художественный образ.

22

Приложение №4
Секреты использования палочек от мороженого
по программе «Геометрическая мозаика»
Методический материал
1-й вариант
⎯ Замочить палочки в воде. Для процедуры потребуется не менее 12 ч. Время зависимо от
толщины и количества палочек.
⎯ Разбухшие палочки аккуратно достать из емкости и разложить на бумаге.
2-й вариант
⎯ Залить палочки крутым кипятком или в течение 1 ч кипятить на огне. Это в несколько раз
сократит время обработки.
⎯ Из горячей воды достать их с помощью пинцета.
⎯ Дождаться полного высыхания. Это займет 2-3 ч.
⎯ Начинать процесс по изготовлению деталей игрушек.
⎯ Важность процедуры в том, что с заготовок удаляется грязь и ненужные пищевые слои.
⎯ Материал становится эластичным, что облегчает работу.
Источник: https://handsmake.ru/podelki-iz-palochek-ot-morozhenogo.html
Шестигранник для фоторамки из палочек от мороженного

23

Приложение №5
Аттестационное задание для обучающихся к занятию «Танграм»

Цель:
Выявить уровень сформированности умения анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать
сложные по форме предметы из отдельных
частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Материал: Игра «Танграм»
Описание:
Игр «Танграм» это квадрат, разделенный на
7 частей - танов.
Задание: «Составить по образцу фигуру – картинку, подобрав нужные детали. Назвать получившуюся картину».
Критерии оценивания:
Точка роста – ребенок не ответил правильно на задание, ответил полностью с помощью
взрослого
Стадия становления - при ответе ребенок делал ошибки, давал неполные ответы, ответил с
частичной помощью взрослого
Стадия формирования – ребенок полностью справился с заданием без помощи взрослого.

24

Приложение №6
Дидактический материал по программе «Геометрическая мозаика»
Геометрические раскраски и головоломки
Задание №1

Задание №2

Раскрась фигуры так,
чтобы круг лежал на
квадрате.

Раскрась фигуры
так, чтобы треугольник лежал на
трапеции.

Задание №3
Раскрась фигуры
так, чтобы овал лежал на ромбе.

Задание №
Раскрась фигуры
так, чтобы пятиугольник лежал на
прямоугольнике.

Задание №5

Задание №6

Найди продолжение каждой цепочки.
Соедини начало и
конец цепочки.
Раскрась их. Из
каких фигур они
состоят?

Нарисуй в пустых клетках фигуры, на которые
похожи эти предметы. Назови фигуры.

Задание №7

Задание №8

Соедини предметы линиями с
похожими на них
геометрическими
телами.

Обведи прямые линии красным цветом, кривые – синим, ломаные – зелёным.

25

Задание №9

Задание №10
Здесь нарисоВыполни штриховку круга вертикальными ваны разные лилиниями, квадрата – горизонтальными, тре- нии, и среди них
угольника – наклонными.
— ломаные.
Найди и сосчитай ломаные линии. Сосчитай
их звенья. Посмотри, что
нарисовал художник на концах ломаных линий. Нарисуй
на противоположных их концах такие же
предметы.
Задание №11

Задание №12

Продолжи ломаные линии так,
чтобы получились различные
предметы.
Назови, что у
тебя получилось.

При помощи линейки
соедини точки так,
чтобы получились
многоугольники.
Многоугольник, у которого все углы прямые, раскрась красным цветом. Многоугольник, у которого
все углы тупые, раскрась синим цветом.
Объясни, почему одна фигура осталась нераскрашенной.
Задание №14

Задание №13
Поставь цветными
карандашами точки
в местах пересечения линий.

Обведи в каждом
ряду лишнюю линию. Объясни, чем
она отличается от
других.

Задание №15

Задание №16

Обведи прямые
углы красным карандашом, острые
зеленым, а тупые
— синим.

Красным карандашом обозначь
вершины многоугольников, а синим — стороны
многоугольников.

26

Задание №17

Задание №18

Раскрась фигуры, используя обозначения.

Раскрась фигуры разными
цветами, используя обозначения.

27

Приложение №7

Задание № 2

Зада-

Задание
ние №№
3 4

Задание № 1

Дидактический материал по программе «Геометрическая мозаика»
Задания для рисунков из геометрических фигур

28

29

Задание № 8

Задание № 7

7
Задание № 6

Задание № 5

30

Задание №1 9

Задание №1 10

Задание № 11

Задание № 12

31

Задание № 13

Задание № 14

Задание № 1 5

Задание №16

32

Задание № 17

Задание № 18

Задание № 19

Задание №1 20

33

Задание № 21

Задание № 22

Задание №23

Задание №124

34

Задание № 25

Задание № 26

Задание № 27

Задание № 28

35

Задание № 29

Задание № 30

Задание № 31

Задание № 32

36

Задание № 33

Задание № 34

Задание № 35

Задание №1 36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».