Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100-Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Речецветик» Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Кодочигова Елена Алексеевна, методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Направленность программы- социально-гуманитарная. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С. Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Никитины, Н.А. Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие. Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много: на раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище; обогащается словарный запас; ребёнок, умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства); дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием; раннее чтение влияет на грамотность. Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка. Актуальность программы. Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н.А. Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие. Новизна программы определена федеральным государственным образовательным стандартом. В ходе ее реализации осуществляется овладение ребенком основными культурными средствами, способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности, в общении и чтении. Данная программа основана на здоровьесберегающей методике обучения детей чтению по кубикам Н.А. Зайцева и позволяет полноценно образовывать детей. Техника чтения Н.А. Зайцева даёт интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление и способствует достижению успешного результата осознанного чтения. 2 Отличительные особенности программы. Чтение – это превращение знаков в звуки, самый быстрый и лёгкий путь к нему лежит через письмо. Этому способствуют кубики и таблицы Н.А. Зайцева. Кубики различаются по цвету (золотые, железные, деревянные, белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Все эти тонкости направлены на обеспечение непроизвольного, быстрого и надёжного запоминание. Золотые кубики — для гласных. Железные и деревянные (большие и маленькие) — для согласных и их сочетаний с гласными, твёрдым и мягким знаком. Железные — для звонких, деревянные — для глухих. Большие — для твёрдых, маленькие — для мягких. Для быстрого распознавания и надёжного запоминания кубиков используются следующие приёмы: деление на группы по цвету (5 различий), по объёмам (4 различий), по звучанию и вибрации наполнителя (5 различий), по весу (как минимум 4 различий). Адресат программы. Дошкольники 5-6 лет. Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память; способность при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов; объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов. Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Режим занятий. Обучающие занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. В соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для дошкольников составляет 30 минут. Объем общеразвивающей программы – 144 часа. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 144. Срок освоения программы - 1 год, продолжительность образовательного процесса: 36 учебных недель – 9 учебных месяцев. Форма обучения – очная. Количество детей в учебной группе от 10-ти до 12-ти человек. Виды занятий – теоретические, практические, контрольные. Формы подведения результатов. Текущий контроль - усвоение тематического материала (педагогическое наблюдение, устный опрос). Промежуточный контроль усвоение учебного материала за 1-е полугодие (самостоятельная работа, тестовые задания, 3 викторина). Итоговый контроль - освоение программного материала за весь учебный период (самостоятельная творческая работа, открытое занятие, конкурс). Цель программы – формирование интереса к культуре чтения и развитие речевых способностей дошкольников через разные виды игр в кубики по методике Н.А. Зайцева. Задачи программы: Обучающие: ⎯ познакомить детей с кубиками и таблицами, научить различать кубики по цвету, звучанию, величине, классифицировать их; ⎯ обучить свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам; ⎯ обучить детей уверенно называть склады на кубиках и таблице, составлять слова; ⎯ способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи; Развивающие: ⎯ развитие и улучшение дикции артикуляционного аппарата; ⎯ развитие фонематического и музыкального слуха; ⎯ развитие устной речи путем пропевания складов по таблице, кубикам; ⎯ развитие интереса к книге, вкуса к самостоятельному чтению; ⎯ развитие коммуникативных навыков. Воспитательные: ⎯ воспитание интереса к родному языку; ⎯ воспитание интереса к чтению; ⎯ воспитание самостоятельности и умения сотрудничать со сверстниками. Этапы обучения дошкольников по методике Н.А. Зайцева I этап – запоминание складов На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, мя, ме, мю, ми, ме, и т.д.). при работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз на высоте 1.5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой песенки: про маму «МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, мя, ме, мю, ми, ме»; про папу «ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПЭ, пя, пе, пю, пи, пе» и т.д.) что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение. Задачи 1 этапа: 1. Введение ребёнка в знаковую систему: ⎯ знакомство со складом; ⎯ выделение и показ определённого склада; ⎯ графическое оформление склада; ⎯ классификация складов. 2. Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков. 4 II этап – выход в слово Продолжительность этапа складов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.п.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуальнодифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Основными формами организации занятия по- прежнему остаются группы, подгруппы, работа в парах и индивидуальная работы с детьми. Задачи 2 этапа: 1. Овладение техникой складового чтения: ⎯ «написание» слов по таблице и кубиками; ⎯ раскладывание слов на склады и слоги; ⎯ выделение ударного «склада»; ⎯ чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева. 2. Осмысление понятия «слово» как единицы речи. 3. Осознание детьми различий между написанием и произношением некоторых слов. 4. Формирование умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради. В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. В основе лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов: ⎯ От общего к частному и от частного к общему. ⎯ От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому. ⎯ Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия. ⎯ Системная подача материала. ⎯ Алгоритмизация учебных действий. ⎯ Учет физиологии восприятия учебной информации. ⎯ Охрана здоровья обучающихся. Каждый кубик, каждая клеточка в таблице — конкретный образ. Кубики необходимо держать в руках, трясти, поворачивать, складывать из них слова. По клеточкам необходимо водить указкой, обязательно писать слова и диктанты. Наглядно действовать. Постепенно, поначалу лишь в виде комментариев обучающимися, вводятся словесно-логические сопровождающие действия, без всяких претензий на рассуждения, правила и формулировки. Принципы реализации общеобразовательной программы: ⎯ Принцип деятельностного подхода, который, прежде всего требует понимания обучения как совместной деятельности педагога и ребёнка, основанной на началах сотрудничества. ⎯ Принцип единства воспитательных, образовательных и обучающих целей. ⎯ Принцип развивающего образования. ⎯ Принцип учёта индивидуальности ребёнка. 5 Учебный (тематический) план № Наименование раздела, п/п темы 1 2 3 4 «Мир кубиков» Поиск кубики и таблицы Озвучивание – пропевание складов Письмочтение – дописывание кубиками Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации/контроля 2 1 1 Входная диагностика 30 8 22 Педагогическое наблюдение 36 10 26 32 6 26 5 Классификация кубиков 24 4 20 6 Осознанное чтение 20 4 16 144 33 111 Итого Контрольные задания и упражнения Открытое занятие Конкурсная программа Диагностика Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Введение в мир кубиков (2 часа) Теория: Сказка о содержании программы «Конструкторское бюро», раскрытие её целей и задач. Инструктаж по ТБ и правила совместной деятельности. Практика: Игры на знакомство детей. Презентация «Кубики в мире кубиков». Тестирование. Тема 2. Поиск - кубики и таблицы (30 часов) Теория: Порядок расположения складов на кубиках и в таблицах. Приемы поиска объекта (кубика, группы складов, склада) по заданным свойствам. Практика: Игровые задания и упражнения. Тема 4. Озвучивание – пропевание складов (36 часа) Теория: Приемы пропевания складов. Варианты озвучивание складов по кубикам и по таблицам. Практика: Пропевание — фонетическая разминка, «шлифовка» произношения каждого звука. Запоминание складов через пропевание звуков. Многократное повторение по озвучиванию кубиков. Озвучивание таблиц и складов последовательно столбиками, двигаясь слева направо: сначала все верхние столбики сверху вниз, потом все нижние столбики сверху вниз, по отдельным столбикам сверху вниз. Озвучивание столбиков с парными согласными сверху вниз: верхний столбик, потом нижний столбик и т. д. Озвучивание складов по таблицам строчками: последовательно сверху вниз. Озвучивание складов в любом другом порядке, последовательно или выборочно, на разные мотивы знакомых детских песенок. 6 Тема 2. Письмочтение – дописывание кубиками (32 часа) Теория: Варианты составления и разбора различных слов по образцам. Приемы по ориентированию в кубиках. Практика: Пальчиковые игры. Дописывание кубиками слов, которые начал составлять педагог, и прочтение их. Дописывание по таблице слов, которые начал составлять (показывать указкой) педагог: показывать и одновременно прочитывать их. Графические упражнения. Штриховки. Раскрашивание. Обведение и написания элементов букв. Тема 5. Классификация кубиков (24 часа) Теория: Приемы распределения кубиков на отдельные группы. Варианты классификации. Основные этапы классификации. Правила выбора кубика из числа других кубиков. Практика: Классификация кубиков по размеру; по цвету; по цвету и звучанию; по размеру, цвету и звучанию; по гласным буквам. Выбор нужного кубика из двухтрех, а потом из пяти-шести других кубиков. Тема 6. Осознанное чтение (20 часов) Теория: Обзор художественных произведений для чтения (сказки, стихи, басни, считалки, загадки, русские народные пословицы). Практика: Чтение сказок и стихов с листа. Инсценировка литературных произведений с обогащением словарного запаса. Игровые задания и упражнения. Планируемые результаты Метапредметные результаты: ⎯ выстраивание своей деятельности согласно условиям заданным педагогом; ⎯ сравнение, группировка кубиков и их классификация по различным признакам; ⎯ подбор кубиков необходимых для чтения; ⎯ умение «печатать» склады в тетради; ⎯ осмысленное понимание понятий «слово», «предложение», «пробел», «заглавная буква»; ⎯ определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога. Личностные результаты: ⎯ проявление интереса к чтению и уважительного отношения к книге; ⎯ самостоятельность в поиске решения различных задач осознанного чтения; ⎯ сформированность духовных и эстетических потребностей; ⎯ овладение различными приёмами и техниками для быстрого распознавания и надежного запоминания кубиков; ⎯ наличие навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: ⎯ сформированность техники складового чтения; ⎯ ознакомление с выразительными приемами пропевания складов; ⎯ ознакомление с классификацией кубиков; ⎯ ознакомление обучающихся с разными видами знаков препинания; ⎯ сформированность навыка осознанного чтения. 7 Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Особенности организации образовательного процесса Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит. Кубики и таблицы поются. Отслеживание песенок глазами (поначалу за указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это ещё и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т. п. Проговаривание и пропевание складов в порядке МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М, МЮМЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ гораздо легче, чем в любом другом, — так считают многие фонетисты, фонопеды, фониатры и преподаватели вокала. Ритмическое проговаривание, пропевание, музыкальное сопровождение являются мощными средствами воздействия на память. Основное правило: что пропеваем, то и показываем в таблице. Следя за указкой и пропевая песенки хором, дети становятся внимательнее. Воспитываются навыки, необходимые для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке, перевод его на следующую, интонационное выделение знаков препинания. Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и память тела: сверху, снизу, слева, посредине или справа Характерной чертой является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание обучающихся в сидячем положении. Значительную часть учебного времени обучающиеся проводят в движении (некогда присаживаться), с высоко (но не чрезмерно) поднятой головой. Стремясь побыстрее (естественный соревновательный эффект) дать правильный ответ, начинают считывать информацию не только с близкого, но среднего и дальнего расстояния, тем самым невольно тренируя и укрепляя зрение. Устранение обездвиженности, физической закрепощенности, неизбежной при работе в сидячем положении, позволяет активнее мыслить, дольше и без особого напряжения удерживать внимание на учебных задачах. Условия реализации программы Особенности организации образовательного процесса - очное обучение; Методическое обеспечение программы В разработанной программе предполагается: развитие фонематического слуха детей, обучение детей чтению слогов, подготовка базы для успешного овладения навыков написания букв, обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемые детьми в процессе занятий, овладение элементарными арифметическими и геометрическими знаниями, обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала. 8 Одним из этапов занятий детей является диагностика развития психологических параметров детей, обуславливающих успешное обучение в школе, а именно – коммуникативность, усидчивость, память, внимание, логическое мышление, обобщение и другие интеллектуальные характеристики. Диагностика проводится на начальном этапе обучения и при его завершении. Занятия по обучению грамоте строятся на принятом в русской методике аналитикосинтаксической звукобуквенной методике и закреплении работой по развитию речи на основных ее уровнях – звук (звуковая культура), слова, предложения, связное высказывание. Для этого используются следующие приемы: ⎯ давать детям задания по определению на слух места звука в слове; ⎯ предлагать детям называть слова, в которых встречается определенный звук; ⎯ подбирать к схеме слова с заданным звуком и т.д. Буквы изучаются по блокам: I блок – гласные звуки (а, о, у, ы, и, э) II блок – сонорные согласные (л, м, н, р) III блок – звонкие-глухие согласные (г-к, д-т, з-с, б-п, ж-ш, в-ф) IV блок – шипящие согласные (ч, щ) и ц V блок – йотированные гласные (я, ё, е, ю) VI блок – ъ, ь Подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики, формирование умения держать карандаш и правильное распределение мышечной нагрузки руки) осуществляется на занятиях (обведение по контуру, разукрашивание, рисование узоров на клеточной основе по образцу, написание основных элементов букв на основе узкой линии) и в свободной деятельности детей. Широко используются пальчиковые игры. Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста определяет необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению грамоте: оптимальное разнообразие видов деятельности, введение физкультминуток, использование игрового материала, переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой. Методы обучения, применяемые в образовательном процессе: ⎯ словесный, ⎯ наглядный, ⎯ практический, ⎯ объяснительно-иллюстративный, ⎯ репродуктивный, ⎯ частично-поисковый, ⎯ исследовательский, ⎯ проблемный, ⎯ игровой. Педагогические технологии: ⎯ игровые, т. к. ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игра; ⎯ информационно-коммуникационные– обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации; 9 ⎯ технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления - обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка. Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с групповыми методами работы. Формы организации образовательного процесса: ⎯ индивидуальная; ⎯ индивидуально-групповая (работа в парах); ⎯ групповая. Формы организации учебного занятия: ⎯ беседа, ⎯ учебное занятие, ⎯ игра, ⎯ творческая работа. Основная форма организации работы с детьми: ⎯ Организация комфортной атмосферы занятия (мотивация). ⎯ Организация учебной среды (размещение пособий). ⎯ Ритмизация деятельности ребёнка и многократное повторение материала. Форма построения занятий: ⎯ Организационный момент. ⎯ Классификация кубиков. ⎯ Озвучивание кубиков и таблиц. ⎯ Поиск. ⎯ Письмо и чтение слов. ⎯ Рефлексия. Обеспечение программы методическими видами продукции: ⎯ разнообразный дидактический материал (подвижная азбука, наборное полотно, карточки с буквами и цифрами); ⎯ фланелеграф; ⎯ индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; ⎯ картинки с цветным изображением звуков (красный - гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); ⎯ предметные картинки для составления предложений и задач; ⎯ сюжетные картинки для составления рассказов; ⎯ тетради в клетку; ⎯ мнемо таблицы; ⎯ рабочие листы - прописи букв, цифр. Материально-техническое обеспечение: ⎯ различные наборы наглядного и раздаточного материала по предметам, ⎯ образцы для выполнения практических работ, ⎯ рабочие тетради, ⎯ письменные принадлежности; ⎯ аудио записи на дисках: попевки, алфавит; 10 ⎯ аудио пособие «Читай и пой»; ⎯ презентации. Информационное обеспечение: ⎯ монитор, ⎯ компьютер, ⎯ магнитофон. Метод. материалы для наглядного обучения: ⎯ DVD-диск «Методики Н.А. Зайцева. Обучение чтению.» ⎯ DVD-диск «Первые Ксюшины уроки. 85 игр-занятий для обучения чтению по методике Н.А. Зайцева.» ⎯ DVD-диск «Скороговорки. Чистоговорки.» Педагогические кадры Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми дошкольного возраста. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Мониторинг освоения образовательной программы Педагогический контроль знаний, умений и навыков, обучающихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней. Виды контроля: Входящий контроль Промежуточный контроль Итоговый контроль Проверка уровня подготовки детей и готовности к обучению (диагностика). Проверка усвоения блоков программ в течение учебного года (игровые задания). Открытое занятие для родителей. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 3 раза в учебном году (в сентябре, в декабре, в мае). Требования к организации контроля: ⎯ индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов учебной работы каждого ребенка; ⎯ систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; ⎯ разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции; ⎯ объективность; ⎯ дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебной программы. Формы подведения итогов: ⎯ скрытое тестирование; ⎯ наблюдение в ходе занятий; ⎯ беседы с родителями; ⎯ психолого–педагогическая диагностика обучающихся на начальном и завершающем этапе, промежуточная диагностика. 11 Способы определения результативности Для отслеживания результативности используется педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, диагностику личностного роста и продвижения, анкетирование, ведение оценочной системы. Критерии и индикаторы эффективности реализации учебной программы: ⎯ сформированная мотивационная готовность к учебной деятельности; ⎯ развитая функция произвольного поведения; ⎯ овладение детьми основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты); ⎯ сформированность индивидуальных учебно-познавательных умений (умений наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык художественной литературы, умений следовать инструкции, умений умственной деятельности: обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать и др.); ⎯ сформированность умений взаимодействия со сверстниками в процессе фронтальных форм организации деятельности (умение относить к себе учебную задачу, работать в общем темпе и ритме, способность слышать и понимать речь сверстников); ⎯ развитость разнообразных практических умений (двигательных, игровых трудовых, музыкально-ритмических, графических, социально-нравственных и др.) 12 Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагога: 1. 1000 упражнений для подготовки к школе. Учебное пособие для подготовки детей к школе. /Авторы—составители О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. — М.: Астрель, 2010. 2. Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.А. Зайцева», 2012. 3. Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.А. Зайцева», 2012. 4. Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.А. Зайцева», 2012. 5. Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 2007. 6. Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.А. Зайцева», 2012. Список литературы для родителей: 1. Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.А. Зайцева», 2012. 2. Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.А. Зайцева», 2012. 3. Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.А. Зайцева», 2012. 4. Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.А. Зайцева», 2012. 5. Андриевская З.Н. Уроки для родителей. – М.: Аркти, 2005. 6. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии по комплексному развитию дошкольников. – М.: ВАКО, 2005. Интернет-источники: 1. https://www.maam.ru/detskijsad/kubiki-zaiceva-metodicheskaja-razrabotka.html 2. https://infourok.ru/metodika-po-teme-kubiki-zayceva-519178.html 3. https://www.maam.ru/detskijsad/kubiki-zaiceva-metodicheskaja-razrabotka.html 13 4. https://o-krohe.ru/kak-nauchit/chtenie/kubiki-zajceva/ 5. https://vospitatelyu.ru/razvitie-rechi/kubiki-zajceva-metodika-obuchenija-chtenijudoshkolnikov 14 Приложение №1 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы «Речецветик» для детей 5-6 лет Для выявления уровня развития обучающихся в начале и в конце учебного года проводится диагностическое обследование. Все данные заносятся в сводную диагностическую карту обследования, которые помогают проанализировать результаты обследования, спланировать работу и увидеть динамику развития каждого ребенка. Форма диагностической карты: 1. правильно озвучивает и показывает «золотые», «железные», «деревянные» склады (таблица и кубики); 2. читает попевки (слева – направо, сверху – вниз); 3. классифицирует кубики; 4. умеет голосом выделять ударный склад; 5. владеет складовым чтением слов. В конце программного обучения (май месяц) обучающиеся должны уметь: 1. владеть техникой складового чтения; 2. иметь осмысленное понятие «слово», «предложение», «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания»; 3. уметь «печатать» склады и слова в тетради; 4. иметь сформированный навык осознанного чтения; 5. проявлять интерес к чтению, к книге. Тестовый лист диагностики навыка чтения: Наступило тёплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают её в ведёрко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из неё варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем. Вопросы ребенку для оценки понимания прочитанного текста: 1. Какая ягода поспела в саду? 2. Кто собирал смородину в ведёрко? 3. Куда девочка положила смородину? 4. Что мама сварит из ягод? 5. Что будут делать дети зимой в холода? Скорость чтения _________ кол-во слов _______. Способ чтения: слоговое, целыми словами. Правильность чтения: без ошибок, с ошибками (указать вид ошибок). 15 Приложение №2 Тесты на определение ребенка усвоение программы «Речецветик» Вводная диагностика Р а з д е л 1. Фонетика 1.Дифференцирование гласных и согласных звуков. Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»: он произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р', р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки. П р и м е ч а н и е: возможен другой набор звуков. -полный ответ – 3 балла; -анализ с ошибками – 2 балла; -ответ с помощью – 1 балл; -отсутствие ответа – 0 баллов. 2.Выделение гласного звука в начале слов. О б о р у д о в а н и е: предметные картинки. Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Педагог предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у]. К р и т е р и и о ц е н к и: -полный ответ – 3 балла; -анализ с ошибками – 2 балла; -ответ с помощью – 1 балл; -отсутствие ответа – 0 баллов. 3.Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова. М а т е р и а л для анализа: мак - [м], [а], [к]; кит - [к], [и], [т]. П р и м е ч а н и е: предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками. Педагог произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа. К р и т е р и и о ц е н к и: -полный ответ – 3 балла; -анализ с ошибками – 2 балла; -ответ с помощью – 1 балл; -отсутствие ответа – 0 баллов. 4.Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости. М а т е р и а л для анализа: нос – нёс; мал – мял; вол – вёл; белка – балка О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие звуки. Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук синяя фишка, мягкий звук – зелёная. 16 П р и м е ч а н и е. Детям, незнакомым с обозначением звуков фишками, воспитатель предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого. К р и т е р и и о ц е н к и: -полный ответ – 3 балла; -анализ с ошибками – 2 балла; -ответ с помощью – 1 балл; -отсутствие ответа – 0 баллов. 5.Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости. М а т е р и а л для анализа: балка – палка; быль – пыль; вата – фата; дом – том О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки. Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком. К р и т е р и и о ц е н к и: -полный ответ – 3 балла; -анализ с ошибками – 2 балла; -ответ с помощью воспитателя – 1 балл; -отсутствие ответа – 0 баллов. 6. Звуковой анализ слов. М а т е р и а л для анализа: кот, дом, волк, тень, лиса. О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки. Педагог моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков. К р и т е р и и о ц е н к и: -полный ответ – 3 балла; -анализ с ошибками – 2 балла; -ответ с помощью – 1 балл; -отсутствие ответа – 0 баллов. Р а з д е л 2. Грамматический строй языка. 1.Составление рассказа по сюжетной картинке. О б о р у д о в а н и е: сюжетные картинки. Педагог предлагает ребёнку ряд сюжетных картинок. Ребёнок выбирает одну из них. Педагог предлагает ему составить рассказ по этой картинке и с помощью вопросов выявляет уровень развития грамматического строя речи. К р и т е р и и о ц е н к и: -полный рассказ – 3 балла; -рассказ с ошибками – 2 балла; -рассказ с помощью – 1 балл; -отсутствие рассказа – 0 баллов. 2.Структура предложения. Слова, называющие действия, предметы, признаки; короткие слова (предлоги). О б о р у д о в а н и е: фишки слов; обозначение точки; схема предложения. 17 Педагог из составленного ребёнком рассказа выбирает предложение и предлагает «записать» его (построить схему). Ребёнок составляет схему предложения, объясняя значение каждого слова. Н а п р и м е р: «Дети играли на красивой поляне». Р е б ё н о к. Первое слово – дети – отвечает на вопрос «кто?», значит, это словопредмет, обозначим его условной фишкой. Второе слово – играют. Дети что делают? Это слово-действие, обозначаем его условной фишкой и т.д. В конце предложения ставим точку. К р и т е р и и о ц е н к и: -полный ответ – 3 балла; -анализ с ошибками – 2 балла; -ответ с помощью – 1 балл; -отсутствие ответа – 0 баллов. Раздел3 «Найди среди кубиков железный кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» «Найди на кубике «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» склад «БЭ». Поверни к себе кубик и посмотри на верхнюю грань». Озвучить любой кубик (по своему выбору). Озвучить кубик, на который указал взрослый (большой деревянный, маленький железный двойной и т. д.). К р и т е р и и о ц е н к и: -полный ответ – 3 балла; -чтение с ошибками – 2 балла; -ответ с помощью – 1 балл; -отсутствие ответа – 0 баллов. Промежуточная диагностика Выявление в середине года промежуточного уровня знаний необходимо для корректировки учебно-тематического планирования и составления индивидуальных программ развития детей, нуждающихся в непосредственной помощи специалиста. Р а з д е л 1. Фонетика. 1.Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих. О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие звуки; наборное полотно «Здесь живут звуки». Педагог говорит ребёнку, что звуки потерялись, и предлагает ему «расселить» их по домам. Перед ребёнком – схемы дорог к звуковым домикам. Педагог произносит звук, ребёнок находит для него домик согласно его обозначению и доказывает, почему этот звук поселился именно в этом домике. К р и т е р и и о ц е н к и: -полный ответ – 3 балла; -анализ с ошибками – 2 балла; -ответ с помощью – 1 балл; -отсутствие ответа – 0 баллов. 2.Звуковой анализ слов. 18 О б о р у д о в а н и е: предметные картинки «Волк», «Лиса». Педагог предлагает ребёнку назвать каждую картинку и построить «звуковой домик» для данного слованазвания. К р и т е р и и о ц е н к и: -полный ответ – 3 балла; -частичный ответ – 2 балла; -ответ с помощью воспитателя – 1 балл; -отсутствие ответа – 0 баллов. 3.Деление слов на слоги. О б о р у д о в а н и е: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы словназваний игрушек. Педагог раскладывает игрушки и предлагает ребёнку посетить «магазин игрушек» и купить игрушку в соответствии с её стоимостью (слоговой схемой слова-названия). К р и т е р и и о ц е н к и: -полный ответ – 3 балла; -частичный ответ – 2 балла; -ответ с помощью – 1 балл; -отсутствие ответа – 0 баллов. 4.Ударение. О б о р у д о в а н и е: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы словназваний игрушек; «ударный молоточек». В дополнение к предыдущему заданию ребёнку предлагается определить ударение в слове-названии игрушки. К р и т е р и и о ц е н к и: -правильное определение ударения – 2 балла; -постановка ударения с помощью – 1 балл; - отсутствие ответа – 0 баллов. Р а з д е л 2. Грамматический строй речи. 1.Составление рассказа по сюжетной картинке. О б о р у д о в а н и е: сюжетная картинка «Общая горка». Ребёнку предъявляют сюжетную картинку «Общая горка» для составления рассказа по вопросам воспитателя: - Какое время года изображено на картинке? - Кого ты видишь на картинке? - Как их зовут? - Что делает Петя? - Где находится Вова? - Какое настроение у детей? Почему? - Как ты думаешь, о чём они говорят? К р и т е р и и о ц е н к и: - полный, связный рассказ – 3 балла; - краткий рассказ (нераспространённые предложения) – 2 балла; - рассказ с помощью – 1 балл; - отсутствие рассказа – 0 баллов. 2. Составление схемы предложения. 19 О б о р у д о в а н и е: фишки с обозначением слов; изображение точки; схема предложения. Педагог выбирает из рассказа ребёнка одно предложение и предлагает «записать» его (построить схему). Ребёнок моделирует предложение. К р и т е р и и о ц е н к и: -полная схема – 3 балла; -частичное составление схемы – 2 балла; -построение схемы с помощью воспитателя – 1 балл; -отсутствие схемы – 0 баллов. Р а з д е л 3. Озвучивать склады последовательно столбиками, двигаясь слева направо: сначала все верхние столбики сверху вниз, потом все нижние столбики сверху вниз («Таблица № 1»), по отдельным столбикам сверху вниз («Таблица № 2»). Озвучивать столбики с парными согласными по «Таблице № 1» сверху вниз: верхний столбик, потом нижний столбик и т. д. Озвучивать склады по таблицам строчками: последовательно сверху вниз. К р и т е р и и о ц е н к и: -полный ответ – 3 балла; -частичный ответ – 2 балла; -ответ с помощью воспитателя – 1 балл; -отсутствие ответа – 0 баллов. Итоговая диагностика Р а з д е л 1. Фонетика Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих. Педагог просит назвать: - гласные звуки в словах сон, мышка, лужа; - согласные твёрдые в словах мяч, лук, рыба; - согласные мягкие в словах луч, репа, конь, гусь; - согласные звонкие в словах зуб, рак, коза; - согласные глухие в словах фара, стул, мак. К р и т е р и и о ц е н к и: - все звуки дифференцированы правильно – 3 балла; - один или несколько звуков в группе дифференцированы неправильно – 2 балла; - неправильно дифференцированы звуки 2 групп – 1 балл; - ошибочно названы звуки во всех группах – 0 баллов. Р а з д е л 2. Звуковой анализ слова Звуковой анализ слов. О б о р у д о в а н и е: предметные картинки. Дети определяют последовательность звуков в словах шар, хвост, мишка. Педагог предлагает преобразовать звуковую схему слова мишка в звуковую схему слова мышка. К р и т е р и и о ц е н к и: - полная правильная схема – 2 балла; - схема с пропуском одного звука или другими ошибками – 1 балл; 20 -отсутствие преобразования – 0 баллов. Р а з д е л 3. Грамматически строй речи Понимание смысла текста. Пересказ. Материал: рассказ В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» (читается без названия.) Оля и Лида, маленькие девочки, пошли лес. После утомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. - Зачем ты берёшь с собой этот мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. - Стыдно… Перед соловушкой… - тихо ответила Лида. Педагог читает рассказ 2-3 раза и предлагает детям: а) озаглавить рассказ; б) пересказать его текст; в) составить схему предложения: «Маленькие девочки пошли в лес». К р и т е р и и о ц е н к и: -полный пересказ – 3 балла; -частичный пересказ (с пропусками, ошибками) – 2 балла; -пересказ с помощью педагога – 1 балл; -отсутствие пересказа – 0 баллов. Р а з д е л 4. Лексика. 1.Тематическая группировка слов. Педагог предлагает ребёнку обобщить группу слов: лодка, корабль, катер, пароход (водный транспорт) и т.д. 2. Умение истолковывать значение слов. Педагог предлагает ребёнку объяснить, как он понимает значение слов самолёт, каток. 3. Умение подобрать антоним: весёлый – грустный; день – ночь; медленно – быстро… 4. Понимание случаев многозначности. Педагог предлагает ребёнку объяснить, что могу обозначать слова кран, лук. 5. Понимание значения фразеологических единиц. Педагог предлагает ребёнку объяснить, как он понимает значение пословицы «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». К р и т е р и и о ц е н к и: - полное объяснение – 3 балла; -частичное объяснение – 2 балла; - объяснение с помощью – 1 балл; - отсутствие объяснений – 0 баллов. Р а з д е л 5. Чтение. 21 Чтение слов НОС, СТОЛ, ПАРТА, МАШИНА. Составление из кубиков слов ОКНО, МЕЛ, ЛОСЬ, ЛОГОПЕД. К р и т е р и и о ц е н к и: -послоговое чтение- 3 балла -побуквенное чтение- 2 балла -чтение с помощью -1 балл. -ребенок не читает- 0 баллов. 22 Приложение №3 Игры по обучению чтения с кубиками по программе «Речецветик» Методика Н.А. Зайцева «Паровоз» Предложить детям построить паровоз. Для этого на полку поставить локомотив (игрушечный вагончик) и большой золотой кубик с буквой А (для первого занятия). Говорим, что все вагоны в паровозике будут с буквой А, и показать на первом кубике (на любом большом), как надо находить сторону с буквой А. Поставить его рядом с локомотивом. Остальные кубики пусть ребенок попробует ставить сам. Вмешиваться лишь в случае, если малыш не понял, как искать кубики с буквой А. Обязательно пояснить, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, ребенок работает лишь с ними, постепенно выделяя их зрительно. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь, но для этого все вагончики надо прочитать: ПА, ТА, НА, СА, ФА, ША, ЧА и т.д.? Как это делается? Убедиться, что взгляд ребенка направлен на паровоз. Указательным пальцем правой руки показать первый большой золотой кубик и назвать его. То же самое — с другими вагончиками, причем сначала взрослый или игрушка передвигается к следующему кубику, а уже затем склад озвучивается. На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком золотых кубиках. В дальнейшем ребенок сам решает, с какой буквой будут вагончики его поезда. «Смешные слова» Предложить ребенку написать из кубиков любое слово, какое он хочет. Для этого нужно просто набрать понравившиеся кубики и поставить их вместе. В процессе работы ненавязчиво напомнить ребенку, как надо ставить кубики: слева направо, рядышком, на ножки, а не на голову. Затем прочитать написанное слово, как обычное. Получится, естественно, абракадабра. Дети обычно веселятся из-за того, что вышла нелепица, и пробуют повторить игру. Поощрять инициативу ребенка! Эта игра помогает научить правильно ставить кубики и интуитивно ощущать границы слов (ведь слово не может быть чересчур длинным — из 9-12 кубиков). Это — этап подготовки к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков. «Поющие башенки, говорящие башенки». Если ребенок сам пытается сделать постройку из кубиков, поощряйте его. В остальных случаях натолкните ребенка на эту мысль. По окончании постройки скажите: Ты знаешь, эта башня не простая, а волшебная. Кубики-то у нас умеют петь, а у каждого кубика есть своя песенка. Башня получилась поющая. Давай, я спою тебе какой хочешь кубик. Ребенок выбирает из башни любой кубик, педагог пропевает его так же, как в игре «Какой кубик тебе спеть?» Только помните о взгляде ребенка — во время любого упражнения с кубиками он должен фиксировать его на том, что вы озвучиваете, иначе вся работа теряет смысл. Помочь в этом случае может любимая игрушка, которая ищет для себя домик, перепрыгивая с одного кубика на другой. «Братишки и сестренки» Объяснить, что у всех кубиков есть братишки и сестренки: у больших — маленькие, младшие, а у младших — большие, старшие. Видишь, они у нас все 23 растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе. Вы берете первый кубик (СЮ СЁ СЯ СЕ СИ СЬ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С (несколько раз повторите). Малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось СЯ-СА. Прочитываем, радуемся, что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте. «Обед» Предложить ребенку сварить обед. То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ребенок вполне может вспомнить такие слова, как суп, компот, макароны. Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед съешьте, то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ребенок захочет добавки. «Зоопарк» Пусть ребенок назовет тех животных, которых помнит, и эти слова напишет кубиками на полке. Если трудновато вспомнить сразу, поставьте на полку фигурки зверей. При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице (вместе с вами, конечно). «Магазин» Выберете какой-либо раздел магазина, например игрушки. Что там может продаваться? Ребенок перечисляет, а вы пишите. После того, как ребенок увидел много написанных вами слов, предложите ему самостоятельно написать или переписать со складовых картинок слова. «Какие слова начинаются на первый кубик этого слова?» Выложить из кубиков любое слово. Например, слово корова начинается на КО. Предложите ребятам вспомнить, какие еще слова начинаются с этой грани кубика: козы, кошка, ком, колобок, корь, конь, корыто. Подходящие под условия слова, которые получаются в результате подбора, обязательно фиксируются. Их можно собирать из кубиков, писать указкой по таблице или мелом на доске. Неподходящие -не фиксируются, и это снова самое суровое допустимое наказание. «Волшебные цепочки» Можно собирать слова как бусинки в пригоршню, а можно нанизывать их на нитку. До сих пор мы их набирали несколько к одному слову, а теперь каждое новое будет подбираться на основе предыдущего. Задание может звучать так: подберите слово на последний кубик моего слова. Например, курица - цапля. Теперь попробуем придумать слово на последний склад получившегося. Допустим - лямка. Попробуем еще: следующим может стать каша, затем шапка: и так до бесконечности, пока есть интерес. Вам обязательно будут попадаться интересные, с точки зрения правописания, слова. Здесь с ними и поработаем, не планируя специально орфограмму на сегодняшний день. «Загадки» Загадаем детям загадки. Они отгадывают, а воспитатель пишет ответ кубиками. Например, такая загадка: Кто над нами вверх ногами? Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге. Но не читайте слово: пусть дети сами попробуют. «Посмотри и повтори» Предложите написать из кубиков свое имя (или любое другое). Слово пишется кубиками, а затем воспитатель предлагает отвернуться. В это время переставить и перекрутить кубики в слове так, чтобы оно стало неузнаваемым. Пусть дети попробуют 24 восстановить написанное, опираясь на уже известный зрительный образ своего имени, которое писали не раз. Затем поиграйте с именами или фамилиями других людей. Больше подходят имена, так как они обычно короче и их проще восстанавливать. В дальнейшем игру можно проводить с любыми словами. Основное правило — не путать кубики слишком сильно. Вначале достаточно переставить два кубика местами, а на другом занятии добавить еще и переворот кубика, на третьем и последующих — поменять местами все кубики, два перевернуть и еще немного их раздвинуть. Если дети не справляются и расстраиваются по этому поводу, помогите им. «Задуманное слово» Загадочным тоном сообщите, что вы придумали одно интересное словечко, а какое - не скажете. Ребенок должен угадать сам, выкладывая те кубики, которые будут называться. Например, вы задумали слово стол. Скажите, что первый кубик в этом слове читается как С. Малыш, уже знакомый с поиском кубиков из общей массы, пытается найти кубик, опираясь только на свою память. Если кубик никак не находится, называете его полную характеристику: это же большой деревянный, СУ СО СА СЭ СЫ С и показываете 3 секунды соответствующий столбец на таблице. Когда все кубики поставлены, предложите прочитать слово и угадать, что же вы задумали. Если ребенок еще не догадался, прочитайте слово вместе с ним. «Угадай-ка» Ребенок сидит на стульчике перед вами и столом с кубиками. Рядом с вами на другом столе или табуретке лежат 4-5 разных предметов или игрушек (мяч, ножницы, книга, кукла, зеркало). Малыш называет предметы, при этом очень важно договориться о названии слова: не мячик, а мяч, не книжка, а книга. Предложите угадать, какое из этих слов вы сейчас напишете. Выложите слово кубиками на глазах у ребенка. Он прочитывает слово (не забывайте вести пальцем по кубикам), потом берет соответствующий предмет и кладет около себя. В конце игры подсчитайте, сколько предметов выиграл малыш. В дальнейшем количество предметов на столе увеличьте до 8-10. «Бесконечный круг» Предложите детям, собравшимся вокруг столика с кубиками, поднять по одному железному кубику. Можно самим поднять соответствующий кубик, не более. Состояние собственного открытия невозможно заменить никакими объяснениями! Вариации заданий: ⎯ поднимите деревянный, ⎯ покажите маленький, ⎯ поднимите большой, ⎯ поднимите золотой, ⎯ покажите двойной. «Компьютер» Предложите детям, собравшимся вокруг стола с кубиками или стоящими у полки, выбрать любой кубик и независимо от его положения показать пальчиком (нежно нажать кнопочку), другую руку лучше спрятать за спину. Вы при этом, изображая компьютер, озвучиваете программу: проходя сзади ребят слева направо и поглаживая каждого по плечам, произносите склад, который нажимает конкретный ребенок. Читающим можно предложить озвучить самостоятельно. Уже озвученные программы допустимо менять (т.е. 25 после озвучивания нажимать другие кнопочки)-в этом случае можно много раз проходить у детей за спинами и произносить не повторяющийся смешной текст. Если таблицы висят так, что малыши могут достать их руками, или у вас имеются указки, игру целиком можно проиграть на таблицах, только теперь ребята будут стоять лицом к таблице и нажимать на выбранные клеточки. У взрослого действия те же. Еще более веселый вариант — нажимать на две кнопочки. Предложите детям указательными пальчиками обеих рук (или двумя указками) нажимать на две разные кнопочки. Здесь необходимо введение правила: нельзя перекрещивать руки -ни свои, ни с соседом. Получаемые таким образом тексты вдвое больше, ярче, веселее. А у взрослого есть возможность ненавязчиво закрепить грамотное направление чтения. Ведь при прохождении сзади детей воспитатель будет, попеременно нажимать то на левое плечико, то на правое, говоря, что показывает пальчик левой, а потом правой руки. Строительные и сюжетные игры Попробуйте строить выборочно: одна бригада возводит дома из маленьких кубиков, другая - из больших. При строительстве обратите внимание на фасадную часть зданий (здесь не бойтесь пользоваться этими почти профессиональными терминами, со временем ребята быстро с ними разбираются): на ней кубики должны располагаться так, чтобы их можно было прочесть, т.е. не вверх ногами и не боком. 26 Приложение №5 Игры и упражнения для формирования фонематических процессов по программе «Речецветик» Игры и упражнения первого и второго этапов Игра «Угадай, что звучит». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку. Игра «Отгадай музыкальный инструмент». Ребёнку предлагается прослушать отрывок записи игры на каком-либо музыкальном инструменте. Ребёнок должен отгадать, какой музыкальный инструмент звучал. Так же, как и в предыдущей игре, можно использовать картинки-подсказки. Игра «Транспорт». Ребёнку предлагается прослушать звуки, которые издают разные виды транспорта (гудок паровоза, сигнал машины, стук колёс поезда, работа мотора мотоцикла и т.д.), и отгадать, какой вид транспорта издаёт такой звук. Игра «Погремушки». Для игры понадобится несколько погремушек, издающих разные звуки и отличающихся по цвету. Взрослый, после знакомства ребёнка со звучанием каждой погремушки, прячет их за ширму (либо ребёнок закрывает глаза), издаёт звук одной из них, а ребёнок должен отгадать, какая погремушка издала этот звук (например, синяя, красная или зелёная). Игра «Отгадай звучащую игрушку». Для игры понадобится несколько звучащих игрушек, издающих разные звуки (свисток, дудочка, погремушка, музыкальная шкатулка и т.д.). Игра проводится аналогично предыдущей. Игра «Баночки». В маленькие разноцветные баночки (или маленькие пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов») необходимо насыпать разные наполнители (макароны, рис, чечевицу и т.д.). Взрослый издаёт звук одной из баночек, ребёнок отгадывает, какая баночка издаёт такой звук. Игра «Что это за зверь?». Ребёнку предлагается прослушать запись голосов животных (лай собаки, мычание коровы и т.д.), пение и голоса птиц, а затем отгадать, кто из животных (птиц) так подает голос. Игра «Кто тебя позвал? Для игры понадобится две-три игрушки, например, медвежонок и мышка. Взрослый изображает их «голоса»: у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребёнок должен отгадать, кто его позвал. Игра «Лесенка». Для игры понадобится картинка с изображением лесенки и маленькая игрушка (любой персонаж, например, зайчик). Зайчик «шагает» по лесенке – взрослый передвигает зайчика снизу-вверх и потом обратно (затем это может делать и сам ребёнок) – и поёт песенку «а-а-а-а» (или «ля-ля-ля») то тихо, то громко. Если зайчик внизу лесенки, то петь нужно тихо, постепенно зайчик поднимается по лесенке вверх, песенка становится всё громче и громче. 1 вариант: после показа взрослым ребёнок сам поёт песенку с разной силой голоса (тихо-громче-громко и наоборот) в соответствии с передвижением зайчика по лесенке. 27 2 вариант: ребёнок закрывает глаза, взрослый поет песенку то тихо, то громко, ребёнок должен отгадать, где находится зайчик – вверху или внизу лесенки. Игра «Тихо-громко». 1 вариант: взрослый говорит какое-либо слово или короткую фразу с разной силой голоса. Ребёнок должен сказать «тихо» или «громко» было сказано это слово (фраза). 2 вариант: для игры понадобится две игрушки, например, собачка и котик. Взрослый определяет, кто из них говорит громко, а кто – тихо, и демонстрирует на примере фразы или одного слова. Затем ребёнок должен отгадать, кто – собачка или котик – сказал фразу (слово). Игры и упражнения третьего и четвертого этапов. Игра «Покажи». Ребёнку предлагается рассмотреть картинки с изображением предметов со схожими по звучанию названиями: коса – коза. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен показать этот предмет на картинке. Например: покажи, где коса, а где коза; где трава, а где дрова; где почка, а где бочка. Игра «Закончи предложение». На столе несколько картинок с изображением предметов, названия которых схожи по звучанию. Взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нём. Ребёнок должен подобрать нужное слово, выбрав из предложенных картинок. Например: «У Сони длинная … (коса)», «На лугу пасётся … (коза)». Игра «Назови». Ребёнку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках: кашка – каска, бочка – почка, точка – дочка и т.д. Игра «Найди ошибку». 1 вариант: взрослый называет предметы, изображенные на картинках, сознательно делая ошибки в некоторых словах. Например, показывая на каску, взрослый говорит: «Это кашка». Ребенок должен хлопнуть в ладоши (поднять флажок, либо подать другой условный сигнал, заданный в начале игры), услышав ошибку в слове, при возможности (если ребёнок выговаривает все звуки, входящие в состав этого слова) ребёнок называет правильный вариант. 2 вариант: аналогичным образом можно поиграть в эту игры с предложениями. Взрослый делает ошибку в предложении, например: «У Сони длинная коза» (вместо «коса»); «Мама сварила вкусную каску» (вместо «кашку»). Игра «Шаг вперед». Взрослый называет слова, близкие по звуковому составу, ребёнок должен сделать шаг вперед, услышав заданное слово. Например, нужно сделать шаг вперед, услышав слово «коза», взрослый называет слова: коса, каша, коза. Игра «Правильно-неправильно». Взрослый демонстрирует картинку, называет, что на ней изображено, при этом дает несколько неправильных вариантов и один правильный, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (поднять руку или помахать флажком), услышав правильный вариант. Например: «масына», «масина», «мафына», «махына», «машина». Игра «Гномы». Эта игра проводится аналогично предыдущей, только взрослый дает ребёнку две карточки: одну с изображением весёлого гнома, другую – с изображением грустного гнома. Если ребёнок слышит неправильный ответ, он поднимает карточку с изображением грустного гнома, если ребёнок услышал правильный ответ, то он поднимает карточку с изображением весёлого гнома. Игра «Хлопай, не зевай». Взрослый называет слоги, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный слог. 28 Игра «Попугайчики». Взрослый предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух, а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо. Игра «Будь внимательным». Взрослый даёт ребёнку две карточки: на одной изображена машинка, на второй – мышка. Взрослый объясняет, что сигнал машинки звучит так: «би-би» (или «би»), а мышка пищит так: «пи-пи» (или «пи»). Затем взрослый называет слоги, а ребёнок должен поднять соответствующую карточку – с изображением мышки или машинки. Игры и упражнения пятого и шестого этапов. Игра «Поймай звук». Следует помнить, что на первых этапах игра проводится на материале гласных звуков, а уже позже – на материале согласных звуков. Взрослый называет звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук, т.е. хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук. Игра «Флажок». Эта игра проводится аналогично предыдущей, только ребёнку предлагается поднять флажок, услышав заданный звук. Если игра проводится на материале гласных звуков, то целесообразно использовать флажок красного цвета. Если ребёнку предлагается выделить из звукового ряда твёрдый согласный звук – флажок синего цвета. Соответственно, выделяя мягкий согласный звук из звукового ряда, можно поиграть с флажком зелёного цвета. Игра «В каком слове (слоге) спрятался звук?». Взрослый называет слова (слоги), ребёнок должен хлопнуть в ладоши (или поднять руку, помахать флажком), услышав заданный звук в слове. Игра «Какой гласный звук спрятался в слове?». Взрослый называет слово с одним гласным звуком (мак, лук, мост, лист) и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет только гласный звук, который есть в этом слове, и бросает мяч обратно: мак – [а], лук – [у], дом – [о] и т.д. На первых этапах взрослый должен произносить гласный звук в слове утрированно, чтобы ребёнок «научился слышать» этот звук. Игра «Назови слова с заданным звуком». Взрослый называет три-четыре слова (затем можно увеличивать количество слов), ребёнок, прослушав эти слова, должен назвать только те из них, в которых есть заданный звук. Игра «Выбери подходящие картинки». Взрослый кладет на стол несколько картинок. Ребёнку предлагается выбрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданный звук. Игра «Разложи картинки». Игра проводится на материале слов, в состав которых входят аппозиционные звуки (с – ш, с – з, к – г, л – л', п' – б' и т.д.). Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки на две стопки: в одну стопку нужно положить картинки с изображением предметов, в названиях которых есть, например, звук [с], в другую – картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [з]. Игра «Назови первый (последний) звук в слове». Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет первый (последний) звук в слове и бросает мяч обратно. На первых этапах следует учить ребёнка определять гласный звук в начале (конце) слова. Игра «Паровозик». Ребёнку предлагается определить место заданного звука в слове: начало, середина, конец слова. В качестве зрительной опоры на первых этапах обучения используется картинка с изображением паровозика с тремя вагонами: первый вагон – звук находится в начале слова, второй – в середине слова, третий вагон – в конце слова. Сначала 29 следует учить ребёнка определять место гласного звука в слове, затем – согласного, который можно протянуть (например, [м], [с]), позже – других согласных. Игра «Где спрятался звук?». Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово с заданным звуком. Ребёнок должен определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце слова) и бросает мяч обратно. Этот вариант игры стоит предлагать ребёнку на этапе закрепления навыка определения места звука в слове, когда зрительная опора не требуется. Игра «Найди слово». На столе лежат несколько картинок. Ребёнку нужно определить слово, соответствующее заданным условиям. Например, найти слова, в которых звук [с] находится в начале (середине или конце) слова. Упражнение «Составь схему слога (слова)» (звуковой анализ слога (слова)). Ребёнку предлагается составить звуковую схему слога (слова), дать характеристику каждому звуку, определить общее количество звуков, количество согласных (твёрдых, мягких) и гласных звуков, назвать все звуки в слове по порядку. Начинать обучать ребёнка звуковому анализу следует с обратных слогов (ап), затем проводится анализ прямых слогов (па), затем слов из трёх звуков (мак, сок), из четырех звуков с двумя прямыми слогами (мама), и только позже переходить к анализу более сложных слов (со стечением согласных – стол, трёхсложных – канава и др.). Игра «Назови звуки». Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово. Ребёнок называет по порядку все звуки в слове и бросает мяч обратно. Игра «Подбери слово». Ребёнку предлагается подобрать (придумать, либо выбрать из числа предложенных) слово в соответствии с инструкцией. Например: придумать слово из трёх звуков; придумать слово, соответствующее заданной звуковой схеме; найти из числа предложенных слов те, которые начинаются с мягкого согласного звука. Игра «Хлопаем». Ребёнку предлагается разделить слова на слоги, отхлопывая каждый слог, затем назвать количество слогов в слове. Игра «Посмотри вокруг». Ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове. Игра «Я знаю три слова». Дети встают в круг, взрослый по очереди бросает каждому ребёнку мяч, называя разные задания (например: слова со звуком [л] в начале; слова с двумя гласными звуками и т. д.), ребёнок называет три слова, соответствующих заданию, и бросает мяч обратно. Игра «Бусинки». Ребёнку предлагается собрать рассыпавшиеся бусы, расставив по порядку «слова-бусинки» (для игры используются заранее подобранные картинки): каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее (радуга – аист – туфли – иголка и т.д.). Игра «Цепочка». Ребёнку предлагается назвать слово, которое получится, если в нём что-то изменить: заменить один звук на другой, убрать или добавить заданный звук, поменять заданные звуки местами. Например, цепочка слов может быть такой: мак – маки – раки – рак – бак – бык – бок – ток – кот – ком – дом. В эту игру можно поиграть с картинками (раскладывать их по порядку, образовав новое слово), либо устно с группой детей (ребёнок, у которого в руках мяч, называет получившееся слово и передает мяч следующему игроку). Упражнение «Собери слово из слогов». Игра может проводится устно, либо с карточками, на которых написаны слоги, если ребёнок умеет читать. Ребёнку предлагается собрать слово из данных слогов: ка, ру – рука, бу, га, ма – бумага. 30