Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100-Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветные фантазии» (нетрадиционные техники рисования) Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Кодочигова Елена Алексеевна, методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Направленность программы – социально-гуманитарная. Дополнительное образование в учреждении определяется социальным заказом детей и их родителей, оно расширяет возможности личностного развития за счёт расширения образовательного пространства ребёнка, исходя из его потребностей. Родители (законные представители) считают, что необходимо вести образовательную деятельность по данному направлению, так как это обеспечивает преемственность воспитательных институтов «семья – система дополнительного образования – начальная школа». Содержание программы реализует сразу несколько функций: образовательную, социально-адаптивную, коррекционно-развивающую, воспитательную и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития ребенка. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться, развивает познавательный интерес, обогащает и активизирует словарный запас. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет ощутить ребенку незабываемые положительные эмоции, раскрыть новые возможности в использовании хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, обучающиеся учатся планировать процесс рисования. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, познавать себя и окружающий мир. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроения и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Актуальность программы. Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности. Правильное педагогическое руководство «рисованием» с учетом желаний и замыслов ребенка способствует развитию у него устойчивого интереса к изобразительной деятельности, формирует склонности, способности. Программа «Цветные фантазии» широко использует один из видов арт-терапии нетрадиционное рисование. Применение изо терапевтических техник сегодня способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Именно нетрадиционные техники 2 рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. Дети узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании. Новизной программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров и рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости, формирования умения работать нестандартно. Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от влияния окружающей среды и превращение его в активного преобразователя этой среды. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий, а необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Педагогическая целесообразность. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. В нетрадиционном рисовании важен и результат, и процесс. Следует развить у ребенка чувство прекрасного, способность получать наслаждение от данного вида работы, дать свободу, чтобы занятие стало творчеством. Таким образом, нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, интересными неповторяющимися заданиями, возможностью выбора, что помогает не допускать однообразие и скуку. Практически каждый ребёнок может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Изо-терапия — это один из методов, основанных на искусстве и творчестве, способствующий социальной адаптации. Изо-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. Отличительные особенности программы. В отличие от фронтальных занятий в массовых группах детского сада программа знакомит детей с нетрадиционными 3 технологиями, приемами и методами изобразительно-продуктивной деятельности и опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие мелкой моторики, координации движений рук, усидчивости, аккуратности, терпения и умение концентрировать свое внимание. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности является отличительной чертой данной программы. Новые способы творчества мотивируют деятельность ребенка и удерживают его внимание, помогают получить нестандартный опыт, во время которого ослабевают защитные механизмы и появляется свобода в самовыражении. Именно яркость, аккуратность, новизна канцелярских товаров является важным критерием в работе с дошкольником, что отвечает принципу предоставления и использования современных материалов на занятии. Приемы и техники подбираются с учетом возможностей детей, помогающие им лучше понять задание и раскрыть свой внутренний мир. Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 5-7 лет. Возрастные особенности детей. Данный возраст - ключевой в развитии воображения. Нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании изобразительных приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности дошкольника, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником, развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. В результате использования различных способов рисования осуществляется развитие чувственно-двигательной координации. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Таким образом, рисование выступает как способ постижения ребенком своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе положительных и отрицательных. Режим занятий. Образовательная деятельность в рамках программы проводится 1 раз в неделю. Продолжительность одного академического часа -30 минут. Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы–36ч. Срок освоения программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса 9 месяце - 36 учебных недель. Условия формирования групп. Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию специальных знаний, умений и навыков. Максимальное количество детей в группе 10-12 человек. Главным условием записи на обучение является желание ребенка заниматься изобразительной деятельностью. Зачисление обучающихся на программу проводится в начале учебного периода. Уровень освоения программы – стартовый, предполагающий использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, 4 минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания учебного материала, который: элементарные теоретические и практические основы репродуктивной деятельности; технику работы и игровую деятельность. На данном этапе развивается изобразительная деятельность с освоением художественных приемов и интересных средств познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение ребенка к процессу рисования. Занятия превращаются в созидательный творческий процесс, им отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Форма обучения - очная. Виды занятий - теоретические, практические, контрольные. Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос, конкурс, викторина, выставка работ, открытое занятие. Цель программы - формирования технических навыков рисования и развитие творческих способностей ребенка путем использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Задачи программы: Обучающие: ⎯ обучение основным понятиям и базовыми техникам нетрадиционного рисования; ⎯ обучение различным приемам свободного экспериментирования с необычными художественными материалами и инструментами; ⎯ расширение кругозора новыми знаниями. Развивающие: ⎯ развитие внимания, воображения, фантазии, творческих способностей; ⎯ развитие наглядно-действенного мышления в процессе создания образов; ⎯ развитие навыков ручного труда и художественного вкуса. Воспитательные: ⎯ формирование эстетического отношения к окружающему миру; ⎯ воспитание коммуникативных способностей детей; ⎯ воспитание усидчивости, аккуратности и трудолюбия. В ходе освоения программы обучающимися должны быть достигнуты определенные личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, приобретенные ими в процессе освоения учебного материала: ⎯ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде детей под руководством педагога; ⎯ умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу других обучающихся с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют следующий уровень: ⎯ овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; ⎯ умение планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач; ⎯ овладение навыками ручного труда и художественного вкуса. 5 Предметные результаты характеризуют опыт детей в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного материала: ⎯ применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения творческих работ; ⎯ способность использовать в творческой деятельности изобразительные материалы и специальные техники; ⎯ умение выстраивать композицию на плоскости листа и задуманный художественный образ; ⎯ способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту создаваемого продукта. 6 Учебный (тематический) план № п/п Количество часов Наименование раздела, темы Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика 1 Введение в программу 2 1 1 Входная диагностика 2 Рисование по мокрому листу 3 1 2 3 Кляксография 3 1 2 Педагогическое наблюдение 4 Монотипия 3 1 2 5 Рисование на воске 3 1 2 6 Рисование «тычком» 3 1 2 7 Приём «ладошки и пальцы» 3 1 2 8 Рисование мыльной пеной 3 1 2 9 Рисование при помощи соли 3 1 2 10 Рисунок нитками 3 1 2 11 Приём «Каракули» 3 1 2 12 «Волшебные краски» 2 1 1 Педагогическое наблюдение 13 «Наши сказки» 1 - 1 Конкурс 14 «Чему мы научились» 1 - 1 Итоговая диагностика Итого: 36 12 24 Контрольные упражнения Устный порос Выставка работ Викторина Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Введение в программу (2ч.) Теория. Вводное занятие. Техника безопасности. Нетрадиционные материалы и техники ИЗО. Знакомство с кабинетом и оборудованием. Практика. Тематическая программа «Цветные сказки». Входная диагностика с целью выявления уровня развития коммуникативных навыков. Тема 2. Рисование по мокрому листу (3ч.) Теория. Знакомство с техническими приёмами рисования акварельными красками по мокрому листу бумаги. Практика. Упражнение «Цветущая полянка». Тема 3. Кляксография (3ч.) Теория. Знакомство с различными способами рисования кляксой: «танцующая» клякса, дорисовывание кляксы. Знакомство с приемами выдувания из трубочки, рисования набрызгом с применением трафаретов. Практика. Упражнения: «Муравьи и жуки» (дорисовывание кляксы), «Волшебные деревья» (выдувание из трубочки). Игры: «Что я вижу?», «Брызни кляксу», «Чудо картина» (рисование набрызгом). Тема 4. Монотипия (3ч.) 7 Теория. Знакомство с техникой выполнения монотипии, с её приёмами и особенностями («моно» - единичный, то есть можно получить только один оттиск, другие уже будут не похожи на первый). Практика. Упражнение «Краски — загадки». Ход работы: лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет. Тема 5. Рисование на воске (3ч.) Теория. Знакомство с техникой «граттаж», этапами работы: подготовкой листа (нанесения воска и туши), выполнение рисунка графическими инструментами. Практика. Упражнение «Волшебная картина». Тема 6. Рисование «тычком» (3ч.) Теория. Знакомство с приёмом в рисовании «тычок»; способами работы с различными вариантами используемых форм и инструментов (ватные палочки, торец жёсткой кисти и т.д.). Практика. Упражнение «Удивительные цветы». Тема 7. Приём «ладошки и пальцы» (3ч.) Теория. Знакомство с различными способами рисования ладошками с использованием пальчиков для дополнения деталей в рисунке. Рисование пальцами не может быть безразлично ребенку, в связи с тем, что ему кажется ситуация нестандартной, тактильные ощущения — особенными, а результат — нетипичным. Некоторым детям сложно приступить к этой технике, как правило, тем, у которых развиты жесткие социальные установки поведения. Для этих детей техника «рисования пальцами» служит профилактикой и коррекцией. Практика. Упражнение «Волшебные ладошки и пальчики-помощники». Тема 8. Рисование мыльной пеной (3ч.) Теория. Знакомство с применением в рисовании мыльной пены, способами смешивания пены с красками, техническими приёмами нанесения полученной смеси на лист бумаги. Практика. Упражнение «Сказочная птица». Ход работы: взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть или смахнуть (см. приложения) Тема 9. Рисование при помощи соли (3ч.) Теория. Знакомство с техническими приёмами рисования при помощи соли. Практика. Упражнение «Солевая фантазия». Ход работы: акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается. Тема 10. Рисунок нитками (3ч.) Теория. Знакомство с приёмами и способами рисования шерстяными нитками; этапами выполнения работы Обсуждение полученных результатов. Используются следующие вопросы: можешь ли ты увидеть здесь какие-либо буквы? Какие фигуры ты здесь видишь? Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры? Какая еда здесь 8 нарисована? Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события и т. д.? Практика. Упражнение «Сказочный город». Ход работы: вариант первый: 1. опустить нити в разные краски и положить их на бумагу; 2. накрыть другим листом; 3. вытащить нити, прижимая верхний лист рукой; 4. убрать верхний лист и посмотреть, что получилось; 5. дорисовать детали и придумать название для своей картины. Вариант второй: сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить. Тема 11. Приём «Каракули» (3ч.) Теория. Знакомство с нетрадиционным приёмом рисования «Каракули» с целью развития сенсорно-перцептивной сферы, воображения, фантазии; сплочения группы, спонтанного самовыражения, снятия эмоционального напряжения. Практика. выполнение упражнения «Каракули» карандашами, фломастерами или мелками на листе бумаги. С маленькими детьми и детьми, имеющими слабо развитую моторику, либо сенсорную депривацию, можно проводить рисование каракулей пальчиками, которые макаются в разную краску. Лучше в таких целях пользоваться жидкой гуашью. Игра «Картина-загадка». Тема 12. «Волшебные краски» (2ч.) Теория. Рисование самостоятельно изготовленной краской выбранного по желанию цвета в музыкальном сопровождении для сенсорно-персептивного развития, снятия эмоционального напряжения, группового сплочения, развития креативности. «Волшебная краска» изготавливается самими детьми. Рецепт краски (на одного ребенка): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА, воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была, как густая сметана. Практика. В центре ставятся баночки и все необходимое для изготовления краски. Дети рассаживаются вокруг этих материалов. Ребята берут в руки стаканчики и насыпают в них необходимое количество муки. Затем рукой они размешивают в стаканчике муку, постепенно добавляя соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все смешивалось руками. При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения детей. В процессе смешивания компонентов нужно попросить ребят прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску готова, детям предлагается выбрать цвет, который бы они хотели получить. Если нужна яркая краска, то гуаши добавляется много, если бледный цвет — немного. Не надо препятствовать желанию нескольких детей делать один цвет. В любом случае он получится разной интенсивности. Хорошо, если в группе будут разные цвета. Готовая краска выставляется в центр. Детям раздается картон и под приятную музыку предлагается что-нибудь нарисовать пальчиками, используя полученную краску. Это может быть и заданная тема. В процессе работы детей педагог может отследить способы взаимодействия при использовании краски, состояние детей, поведенческие реакции и др. Тема 13. «Наши сказки» (1ч.) 9 Промежуточная диагностика в конце 1-го полугодия по различным аспектам творческой деятельности – цель: проверка знаний, умений и навыков обучающихся, приобретённых за полугодие с целью корректировки образовательного процесса. Практика. Диагностические задания, конкурс «Наши сказки». Выставка работ по итогам полугодия. Тема 14. «Чему мы научились» (1ч.) Итоговая диагностика по различным аспектам творческой деятельности (выставка работ по итогам прохождения программы, конкурсная игровая программа) с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Практика. Выставка работ по итогам прохождения программы. Конкурсная игровая программа «Чему мы научились». Планируемые результаты По окончанию программы обучающиеся: ⎯ рисовать в нетрадиционных техниках; ⎯ передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий; ⎯ сочетать различные виды изобразительной деятельности и изо материалов; ⎯ правильно работать с художественными материалами и инструментами; ⎯ смело ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов; ⎯ использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка; ⎯ комбинировать разные способы изображения с изобразительными материалами; ⎯ изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты; ⎯ создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы. 10 Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Модульно-кольцевая структура содержания учебного плана включает тематические занятия, в ходе которых учебный материал дается не последовательно, а чередующимися блоками, что наглядно демонстрирует календарно-тематическое планирование (см. Приложение №2). Вариативность программы заключается в том, что при её реализации темы могут меняться в соответствии с актуальными потребностями детей, изменяющимися условиями реализации программы и интересами педагога, а также способствуют поддержанию познавательного интереса и активному включению детей в образовательный процесс. Цикл обучения (36 часов) разбит на тематические игровые мероприятия: 1. «Цветные сказки» (2 часа) 2. «Путешествие в зелёную сказку» (2 часа) 3. «Жёлтая история» (3 часа) 4. «Красная планета» (3 часа) 5. «Синяя загадка» (3 часа) 6. «Оранжевое приключение» (3 часа) 7. «Белая сказка» (3 часа) 8. «Сиреневое настроение» (3 часа) 9. «Розовые сны» (3 часа) 10. «Голубая планета» (3 часа) 11. «Фиолетовое приключение» (3 часа) 12. «Изумрудная страна» (3 часа) 13. «Разноцветные истории» (2 часа) Тематические мероприятия помогают создавать на занятиях положительный эмоциональный настрой и способствуют повышению мотивации к обучению; помогают познакомить детей с понятиями цвета и его оттенками; способствуют закреплению теоретических знаний в последовательно-чередующихся видах изобразительной деятельности. Методические материалы: ⎯ особенности организации образовательного процесса - очное обучение; ⎯ методы обучения, применяемые в образовательном процессе - словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; частично-поисковый, игровой; ⎯ методы воспитания, применяемые в образовательном процессе - убеждение, поощрение, упражнения, стимулирование, мотивация; ⎯ форма организации образовательного процесса - групповая; ⎯ формы организации учебного занятия - беседа, игра; виды занятий: словесные; игровые; ⎯ педагогические технологии - изо-терапия (рисование с помощью нетрадиционных материалов); технология группового обучения; технология игровой деятельности; коммуникативная технология обучения; здоровьесберегающая технология; ⎯ алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов. Схема и методика проведения занятий по образцу 11 ⎯ Вводная часть. Вступительная беседа о нетрадиционной технике рисования или о нетрадиционном материале, с которым предстоит работать. Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями педагога. Мотивация. ⎯ Основная часть. Самостоятельная творческая деятельность детей. В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль выполнения. Педагог помогает детям в осуществлении их замысла. ⎯ Заключительная часть. Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения техники рисования. Уборка рабочего стола. Схема и методика проведения занятий по замыслу ⎯ Вводная часть. Создание условий для развития детьми замысла рисунка (игровая ситуация, художественное слово, рассматривание иллюстраций). Уточнение и напоминание о последовательности выполнения работы в нетрадиционной технике. ⎯ Основная часть. Самостоятельный выбор изобразительного материала для осуществления замысла. Самостоятельная творческая деятельность детей. Индивидуальная работа со стороны педагог за выполнением техники рисования, раскрытию замысла. ⎯ Заключительная часть. Анализ и положительная оценка детских работ с учетом индивидуальных возможностей детей. Уборка рабочего стола. Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: ⎯ групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание); ⎯ индивидуальная (каждый ребёнок делает свою работу); ⎯ коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей). Формы проведения занятий: ⎯ практическое занятие; ⎯ игра; ⎯ конкурс; ⎯ викторина; ⎯ выставка; ⎯ соревнование. Методы проведения занятий: ⎯ словесный (устное изложение, беседа, рассказ); ⎯ наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций); ⎯ практический (выполнение работ). Методы работы с обучающимися на занятиях: ⎯ фронтальный (одновременная работа со всеми детьми); ⎯ индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы); ⎯ групповой (организация работы в группах); ⎯ индивидуальный (индивидуальное выполнение работы). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: 12 объяснительно – иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации); ⎯ репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности); ⎯ частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом). Педагогические технологии: ⎯ технология индивидуального обучения; ⎯ технология группового обучения; ⎯ технология развивающего обучения; ⎯ технология разноуровневого обучения; ⎯ технология исследовательской деятельности; ⎯ технология игровой деятельности; ⎯ технология коллективной творческой деятельности; ⎯ здоровьесберегающая технология. Принципы, лежащие в основе программы: ⎯ принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); ⎯ принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); ⎯ принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); ⎯ принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы). ⎯ «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Материально-техническое обеспечение Просторный, светлый кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья соответствуют росту детей. Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование. Информационное обеспечение: методические разработки занятий, конспекты, иллюстрации, аудио-, видео -, фотоматериалы. Дидактическое оборудование: настольная игра «Рисовариум», магнитные планшеты для рисования, доски для рисования мелом на каждого обучающегося, меловая вертикальная доска для работы группы 3-4 человека. Художественные материалы и инструменты: разноцветный и белый мел, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, листы формата А4, А3, цветная бумага и картон, клей, песок, глина, соль, мука, поролон, целлофан и т.д. Кадровое обеспечение Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми дошкольного возраста. ⎯ Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Мониторинг освоения общеобразовательной программы Формы и виды контроля 13 Начальный контроль. Проверяются знания о способах выполнения творческих работ, навыки в общении со сверстниками и с педагогом. Проводятся технологические пробы. Промежуточный контроль. Проверяется умение выполнять творческие задания в нетрадиционных техниках исполнения с применением художественных материалов. Проводится практика по отработке технических и изобразительных навыков. Итоговый контроль. Проверяются знания различных приемов и технологий выполнения творческих работ, умение создавать композиции, навыки в общении друг с другом и с педагогом. Проводится практическое рисование. Готовится выставка работ. Способы определения результативности: ⎯ педагогическое наблюдение; ⎯ педагогический анализ результатов тестирования, выполнение контрольных заданий и упражнений, выставка работ, участие в конкурсе или викторине. Также для отслеживания результативности применяются: ⎯ педагогический мониторинг, включающий тестовые задания, диагностику личностного роста и продвижения, анкетирование, ведение журнала учёта; перед началом занятий изучаются особенности каждого ребенка, используя не только психологическое тестирование и анкетирование, но и результаты наблюдения. (см. приложение) ⎯ мониторинг образовательной деятельности детей, включающий, оформление фотоотчёта. Формы аттестации отражают цели и задачи программы (диагностические задания, тесты, выставки, конкурсы). Критерии оценки умений обучающихся: ⎯ уметь располагать изображение на листе бумаги; ⎯ уметь рассказать об изображаемом; ⎯ использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения; ⎯ владеть разной техникой изображения. Критерии уровня развития творческих способностей: ⎯ технические навыки; ⎯ точность движений; ⎯ средства выразительности (цвет, форма и др.); ⎯ наличие замысла; ⎯ проявление самостоятельности; ⎯ отношение к рисованию. Созданная система оценочных средств позволяет педагогу контролировать каждый заявленный уровень обучения, измерить его и оценить. 14 Список литературы Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагога: Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль: Академия развития, 2013 2. Васильева И.И. Со-Творчество. Программа для работы с детьми 5-10 лет и их родителями. Екатеринбург, 2014 3. Долматова Л.Г. Развитие восприятия и изображения окружающего мира. Программа для детей 6-8 лет. Екатеринбург, 2011 4. Корнилова С., Галанов А. Уроки изобразительного искусства. М.,2015 5. Киксальт И.Солёное тесто. – М.: АСТ-Пресс, 2011 6. Кузин В.С. Сиротин В.И. программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа. М.: Дрофа, 2014 7. Куштынова С.Н. Программа студии изобразительного творчества Радуга. Самара, 2013 8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 2011 9. Мелик-Пашаев А.А. Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребёнка в семье. М.: Искусство в школе, 2014 10. Мелик-Пашаев А.А. Новлянская З.Н. Адаскина А.А. Чубук Н.Ф. Художественная одарённость детей, её выявление и развитие. Метод.пос. Дубна: Феникс, 2014 11. Платонова И.С. Развитие творческих способностей, обучающихся средствами различных видов художественной деятельности и художественной техники. Программа для детей младшего школьного возраста. Екатеринбург, 2011 1. Литература для обучающихся и родителей: 1. 2. 3. 4. Белая К. Ю. Разноцветные игры М., Линка- пресс, 2007 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2011 Дягилева Н.В. Основы художественного творчества. М., 2014 Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 2012 15 5. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы. М.: Просвещение, 2012 6. Пивоварова О.Б. Изобразительное искусство. Программа развития творческих способностей детей 5-9 лет. Ревда, 2015 Интернет-источники: ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ https://izo-life.ru/myagkie-materialy-dlya-risovaniya/ https://izo-life.ru/safepastel https://www.maam.ru/detskijsad/risovanie-v-tehnike-po-mokromu.html https://promany.ru/rubriki/risovanie-mylnymi-puzyryami.html https://childdevelop.ru/practice/3208/ https://luchik.ru/articles/grow-up/tehniki-risovaniya.html 16 Приложение №1 Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой Средства Точность выразительност Проявление Отношение Технически Наличие движени и (цвет, форма, самостоятел к Ф.И. е навыки замысла п/п й композиция и ьности рисованию ребенка др.) № н к н к н к н к н к н к Речь в процессе рисовани я н к «н» – начало года; «к» – конец года 17 Приложение №2 Календарно-тематический план I года обучения (I полугодие) (16 рабочих недель по 1 учебному часу) сентябрь учеб. недели 1 2 3 4 * * 10 11 Введение. «Цветные сказки» Рисование по мокрому * листу Кляксография Монотипия Рисование на воске Рисование «тычком» Приём «ладошки и пальцы» Рисование мыльной пеной Рисование при помощи соли Рисунок нитками Приём «Каракули» 12 «Волшебные краски» 13 Промежуточная аттестация «Наши сказки» Итоговые мероприятия «Чему мы научились» 9 14 15 Наименование раздела, темы. № учебные недели * * * * * * * * * * * * * 1 3 5 2 4 6 7 8 9 6. Оранжевое приключение 8 * 3. Жёлтая история 3 4 5 6 7 * 2. Путешествие в зелёную сказку 2 1. Цветные сказки 1 декабрь учеб. недели 13 14 15 16 5. Синяя загадка Содержание 4. Красная планета № I полугодие октябрь ноябрь учеб. недели учеб. недели 5 6 7 8 9 10 11 12 10 11 12 13 14 15 16 18 Календарно-тематический план I года обучения (II полугодие) (20 рабочих недель по 1 учебному часу) № II полугодие январь февраль март апрель учебн. недели учебн. недели учебн. недели учебн. недели 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 май учебн. недели 33 34 35 36 1 * * * * * * * * * * * * 9 10 11 12 13 14 * * * * * * * * 26 27 28 29 30 31 13. Разноцветные истории 20 21 22 23 24 25 12. Изумрудная страна 18 19 11. Фиолетовое приключение 17 9. Розовые сны № 8. Сиреневое настроение 15 7. Белая сказка * 10. Голубая планета 2 3 4 5 6 7 8 32 35 33 34 36 19 Приложение №3 Входная диагностика обучающихся по программе «Цветные фантазии» Цель: познакомиться с детьми и выяснить уровень художественных навыков. Материалы для обучающихся: анкета, альбомный лист, цветные и карандаши на выбор. Время выполнения: 20 минут. Критерии оценивания: ⎯ 5 баллов – гармоничная композиция на листе, раскрашивание не выходит за контру, без пробелов, используется нажим карандаша для регулирования яркости. ⎯ 4 балла – работа выполнена аккуратно, но не до конца. ⎯ 3 балла – работа композиционно раздроблена, выбран неверный формат, раскрашивание выполнено с пробелами, ребенок иногда выходит за контур предмета. ⎯ 2 балла – обучающийся не справился с заданием. Входная диагностика для сокращенного курса обучения (36ч.): Применяется определение уровня владения карандашом, умение выполнять задания педагога, изучается мотивации к занятиям. Упражнения «Срисовки». Итоговая диагностика обучающихся Выставка детских работ Цель: приобщение к изобразительному творчеству, приобретение опыта участия в выставке, навык оценивания собственного результата. Материалы для обучающихся: готовые рисунки и творческие работы. Время осмотра и обсуждения: 30 мин. Критерии оценивания: Работа выполнена технически правильно Работа частично выполнена технически правильно Есть работа, технические правила нарушены 5 баллов 3-4 балла 1-2 балла 20 Карточка индивидуального развития ребенка Фамилия, имя обучающегося ___________________________________________________ Возраст______________________________________________________________________ Название программы___________________________________________________________ Педагог______________________________________________________________________ Период наблюдения____________________________________________________________ Качества обучающегося Оценка качеств (в баллах) по времени Исходное Через две В конце состояние недели месяца Мотивация к занятиям Познавательная нацеленность Творческая активность Коммуникативные умения Коммуникабельность 21 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА в баллах «2» Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. Нет конечного результата Интересуется только игрой. Полностью отсутствует интерес к занятиям. Выполняет знакомые задания. Интереса к творчеству, инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. «3» «4» Мотивация к занятиям Мотивация Интерес на уровне неустойчивая, увлечения. связанная с Устойчивая результативной мотивация. стороной процесса. Проявляет интерес Интерес проявляется к творческой самостоятельно, деятельности. осознанно. Познавательная активность Увлекается темой, есть интерес к выполнению сложных заданий. По настроению работает и играет. Справляется с выполнением сложных заданий. Творческая активность Есть потребность в Есть получении новых положительный знаний, в открытии эмоциональный для себя новых отклик на свои способов успехи. Всегда деятельности, но по интересные ответы. настроению. Иногда не может выполнить задание Коммуникативные умения Не умеет высказать Не проявляет Умеет свою мысль, не желания высказать формулировать корректен в свои мысли, собственные коллективе нуждается в мысли, но не побуждении со поддерживает стороны взрослых и разговора, не умеет детей слушать других Коммуникабельность Не умеет Не всегда Соблюдает правила контролировать себя, контролирует себя, культуры проявляет себя в но соблюдает нормы поведения, не негативных поступках. и правила поведения вступает в при наличии конфликтные контроля, не ситуации. участвует в конфликтах. «5» Четко выраженные потребности. Стремление и увлечение творчеством. Постоянно и результативно справляется с разноуровневыми заданиями. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления. Умеет формулировать собственные мысли, внимательно слушать педагога и сверстников Умеет контролировать себя и сверстников, стремится совершить хорошее дело или поступок, умеет создать вокруг себя комфортную обстановку, дети тянутся к этому ребёнку. 22 Характеристика практических методов нетрадиционных техник рисования Монотипия Отпечаток, который можно сделать только один раз. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет. Рисование нитками Сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить. Печатание бумагой Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист для рисования. По мере необходимости комок плотной бумаги заново опускается в краску. Для использования гуаши другого цвета смять новый кусок из плотной бумаги. Рисование мыльной пеной Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть или смахнуть Рисование кляксами Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. Детям дается задание подумать, что напоминают получившиеся кляксы. При необходимости дорисовать детали. Рисование с помощью соли Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается. Эбру – рисование на воде Рисование заключается в нанесения на поверхность воды рисунка не растворяющимися в ней красками. Краски задерживаются на поверхности воды, создавая тонкую пленку. Затем они смешиваются между собой при помощи кисти, создавая замысловатые и причудливые узоры. Когда узор готов, сверху осторожно накладывается лист пористой бумаги – и рисунок готов. Рисование пальцами Рисование пальцами не может быть безразлично ребенку, в связи с тем, что ему кажется ситуация нестандартной, тактильные ощущения — особенными, а результат — нетипичным. Но следует отметить и то, что некоторым детям сложно приступить к этой технике, как правило, это те дошкольники, у которых развиты жесткие социальные установки поведения. Для этих детей техника «рисования пальцами» будет служить профилактикой и коррекцией. 23