Логомозаика

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Логомозаика»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Максимова Ольга Вячеславовна
педагог дополнительного образования,
Кодочигова Елена Алексеевна
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения
РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы - социально-гуманитарная.
Важнейшей целью современного дополнительного образования является повышение
его качества, достижение новых образовательных результатов, соответствующих
современным запросам личности и общества, направление на решение задач Концепции
развития дополнительного образования и Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации. Поэтому при составлении программы учитывалась специфика регионального
компонента и потребности образовательного пространства городского округа Верхняя
Пышма, где родители (законные представители) считают, что необходимо вести
образовательную деятельность по данному направлению, так как она обеспечивает
преемственность воспитательных институтов «семья – система дополнительного
образования – школа».
Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является
речь. Развитие речи у детей происходит в процессе любого из видов детской
деятельности, в повседневной жизни, а также на специальных занятиях по развитию речи.
Сегодня своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие
формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. От умения точно и правильно
выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужденное
общение ребенка с окружающими. Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни
рано начинают хорошо говорить и правильно произносят все звуки к трем-четырем годам.
Другие говорят четко и ясно в шесть-семь лет. Даже среди первоклассников встречаются
дети, которые неправильно произносят некоторые звуки, говорят слишком быстро или
недостаточно отчетливо, пропускают звуки и «проглатывают» окончания слов. Как
правило, эти дефекты вскоре сказываются на учебе. Все это убеждает: нужно с особым
вниманием относиться к речевому развитию ребенка в дошкольные годы.
Формирование активной речи во многом зависит от состояния слухового
восприятия, развития речевого слуха: умения слышать, различать на слух,
дифференцировать звуки, близкие по звучанию, устанавливать на слух повышение или
понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, интонационную
выразительность и т.д. Теория и практика логопедической работы убедительно
доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на
становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов
2

произношения может быть возможна только при опережающем формировании
фонематического восприятия. При планомерной работе по развитию фонематического
слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов,
приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при
формировании в будущем навыков чтения и письма. Фонематическое восприятие является
необходимой базой для всего последующего образования и поможет более качественно
подготовить ребенка к школе, создавая основу для обучения грамоте.
Актуальность программы связана с правительственной Стратегией модернизации
образования. На современном этапе ведущими видами деятельности развития детей
дошкольного возраста являются: практическая направленность, мобильность,
разноуровневость, высокая степень воспитательной функции, адаптация к современным
условиям жизни, воспитание духовно-нравственных качеств и социализация.
В связи с модернизацией образования, возникла потребность в разработке данной
программы, предназначенной для развития и воспитания каждого ребенка
высоконравственным, ответственным, творческим, инициативным гражданином России,
что обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.9, п. 1) через
устранение нарушений речи у детей дошкольного возраста, формирование навыков
устной речи на основе овладения литературным языком, создание условий для речевого
общения с окружающими.
Содержание данной программы «Логомозаика» направлено на развитие и
коррекцию фонетической стороны речи, усиление речевой активности, усиление
профилактической работы с детьми по предупреждению дальнейших проявлений речевых
нарушений в школьном возрасте.
Новизна программы. На занятиях используется особая образовательная технология
с применением интерактивных средств обучения (панель, доска). Деятельность с
современными техническими средствами обучения направлена в интервалах одного
занятия на решение разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные
стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую. При
комплексной и систематической практической деятельности у обучающихся
активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь,
формируется культура речевого общения, происходит расширение объема памяти, уровня
восприятия, активизируются мышление и внимание, что позволяет развивать у детей
дополнительно познавательные, интеллектуальные и творческие возможности.
Педагогическая целесообразность программы. Содержание программы выводит
на новый уровень решение проблем дополнительного образования, ориентирована на
целостное освоение материала: ребенок эмоционально и чувственно обогащается,
приобретает социально-коммуникативные навыки, совершенствуется в практической
деятельности, реализуется в речевом общении с окружающими. Осваивая программу,
ребенок справляется со многими проблемами, связанными в первую очередь, с
нарушением звукопроизношения, с возникающими на этой основе комплексами,
неуверенностью в себе, с непониманием со стороны сверстников.
Отличительная особенность программы в том, что она является
модифицированной, адаптированной к условиям образовательного процесса учреждения
дополнительного образования. Каждое занятие с применением интерактивной панели
включает в себя речевые упражнения. Дифференцированный подход решает вопрос
поддержания устойчивой мотивации к изучению данной программы и способствует
3

творческому росту детей, повышению самооценки. Также на занятиях широко
практикуется проведение игр, направленных на развитие мелкой моторики.
Практическая целесообразность программы. Большое значение имеет
вариативность содержания программы с дифференцированным подходом к обучению в
зависимости от уровня развития дошкольников, их психологических особенностей. Выбор
учебного материала для обучающихся происходит при выполнении практических
заданий, т.к. построен на необходимой образовательной траектории, создающей условия
для гармоничного развития личности и ее самореализации, обеспечивающей успешное
усвоение знаний, формирующей необходимые умения, навыки и компетентности.
Адресат программы – дошкольники 5-7 лет.
Условия формирования групп. Программа больше адресована детям, имеющим
общее недоразвитие речи и нарушения в звукопроизношении. Набор детей по программе
осуществляется по принципу добровольности. Зачисление обучающихся на программу
проводится в начале учебного периода. Занятия проводятся в группе не менее 12 человек.
Возрастные особенности обучающихся. При нормальном речевом развитии дети к
5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями
сложных предложений. Дети имеют достаточный словарный запас, владеют навыками
словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется
правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. В период 5-7
лет у ребенка преобладает наглядно-образное развитие, ему легче воспринимать
информацию, опираясь на наглядность в игре, именно она вводит дошкольника в
необыкновенный и многообразный мир вещей и предметов, знакомит с их свойствами и
качествами. Развитие мозга обусловлено расширением и обогащением деятельного опыта
ребенка, характером его воспитания. В этом возрасте мыслительные способности
дошкольников выходят на качественно новый уровень.
Если у ребенка в данном возрасте речевая деятельность неполноценна, то она
накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективноволевой сферы. Данный факт влияет на неустойчивость внимания и ограничивает
возможности его распределения, также снижается развитие вербальной памяти - ребенок
забывает сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Соответственно
низкая активность запоминания влияет на развития познавательной деятельности. Наряду
с этим происходит отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся
плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения,
неуверенности в выполнении дозированных движений. Наибольшие трудности
выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Именно поэтому
программа больше адресована детям, имеющим общее недоразвитие речи и нарушения
звукопроизношения.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, в
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
дошкольников составляет 30 минут.
Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы - 144ч.
Срок освоения программы - 1 год, продолжительность образовательного процесса:
36 учебных недель - 9 учебных месяцев.
Уровень освоения программы – ознакомительный и предполагает обучение детей,
имеющих легкие речевые нарушения, касающиеся в основном фонетической стороны
4

речи, и нацеленном на развитии индивидуальных возможностей и способностей детей с
учетом их потребностей, и интересов на разнообразном лингвистическом материале.
Учебный материал способствует совершенствованию общих представлений, необходимых
и достаточных для выполнения педагогических задач, и достижения поставленной цели.
Форма обучения – очная.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос,
викторина, тест, открытое занятие, конкурс, турнир.
Цель программы – создание условий для формирования полноценной
фонетической и лексической системы языка ребенка и развития связной речи через
различные виды деятельности с применением интерактивного оборудования.
Задачи:
Образовательные:
 формирование фонетико-фонематической стороны реши дошкольников;
 формирование активного словаря, грамматического строя и связной речи;
 обеспечение коррекции нарушений звуко-слоговой структуры;
 формирование лексических и грамматических средств языка.
Развивающие:
 развитие способности творчески мыслить, ставить и достигать цели, находить
нестандартные решения проблемной ситуации;
 развитие навыков связной речи, общей и ручной моторики;
 развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической,
динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса,
темпа, точности, координации);
 развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, чувства ритма;
Воспитательные:
 воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности в процессе
организации разнообразных видов деятельности;
 воспитание личности, способной взаимодействовать с социальной средой для
выражения своего творческого потенциала;
 воспитание коммуникативного опыта и формирование коммуникативной функции
языка.
Предполагаемы результат освоения программы:
При освоении программы «Логомозаика» обучающиеся должны освоить следующие
умения и навыки:
 образовательная самостоятельность - умение ребенка создавать средства для
собственного продвижения, развития;
 образовательная инициатива - умение выстраивать свою образовательную
траекторию;
 образовательная самостоятельность – умение принимать для себя решения о
готовности действовать в определённых нестандартных ситуациях;
 универсальные действия (УД) – совокупность способов действия дошкольника,
обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению знаний и умений;
5

 личностные (УД) – личностное, жизненное самоопределение, смолообразование
(связь между целью деятельности и мотивом), нравственно-эстетическая ориентация
исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающая личностный
моральный выбор;
 регулятивные (УД) – обеспечение организации деятельности (целеполагание,
планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);
 познавательные (УД) – логические УД постановка и решение проблемы;
 коммуникативные (УД) – социальная компетентность, коммуникативные действия,
сотрудничество, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, принятие
решений, их реализация.
Формирование компетенций обучающихся:
 компетенции в бытовой и культурно-досуговой деятельности сферах;
 ценносто-смысловая и информационная компетенции;
 художественная и общекультурная компетенции;
 компетенции самообразования, самоорганизации и саморазвития;
 компетенции коммуникативная и индивидуально-личностная;
 компетенция целостного и социально-ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы.

6

Учебный (тематический) план
№
Название раздела, темы
п/п

12.
13.

Введение в программу
«Логомозаика»
Дружба. Наши эмоции
Вот и лето прошло
Осень. Признаки осени.
Перелетные птицы
Огород. Овощи. Сад. Фрукты
Лес. Грибы. Ягоды
Одежда. Обувь. Головные
уборы.
Посуда. Продукты питания
Дом и его части. Мебель.
Игрушки
Лого Ассорти.
Интерактивные игры на
звукопроизношение и
развитие речевого дыхания
Зима. Признаки зимы.
Зимующие птицы
Зимние забавы
Домашние и дикие животные

14.

Новый год к нам идет

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.

11.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.

Лого Ассорти.
Интерактивные игры на
моторику и развитие
фонематических процессов
Транспорт
Все профессии нужны, все
профессии важны
Животные Севера
Животные жарких стран
В здоровом теле – здоровый
дух. Спорт
День защитника Отечества.
Наша Армия
Лого Ассорти.
Интерактивные игры на
развитие лексикограмматических категорий
Весна. Признаки весны
Международный женский
день - 8 марта
Человек. Части тела
Безопасность: дорожная и
пожарная
Наш город. Семья

Кол-во часов
Теори Практик
Всего
я
а

Формы аттестации/
контроля
Входная
диагностика
Педагогическое
наблюдение

2

1

1

2
2

1
1

1
1

4

1

3

4
4

1
1

3
3

4

1

3

4

1

3

6

1

5

Педагогическое
наблюдение

8

1

7

Устный опрос

4

1

3

2
6

1
1

1
5

Контрольное
задание

4

1

3

8

1

7

4

1

3

4

1

3

2
2

1
1

1
1

4

1

3

2

1

1

Конкурс

4

1

3

Педагогическое
наблюдение

2

1

1

2

1

1

2

1

1

4

1

3

Турнир

4

1

3

Устный опрос

Устный опрос
Контрольное
задание

Педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнение

Устный опрос
Турнир

Викторина

7

28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.
35.

Космос
Лого Ассорти.
Интерактивные игры на
развитие связной речи
Скоро лето.
Признаки лета.
Летние игры
Насекомые.
Цветы. Деревья
Рыбы
Повторение пройденного
материала
Логопедические игры
Итоговое занятие
Итого:

2

1

1

8

1

7

Педагогическое
наблюдение

4

1

3

Контрольное задание

6

1

5

Устный тест

2

1

1

10

1

9

10
2

1
-

9
2

144

34

110

Итоговая
диагностика
Открытый урок

Содержание учебного (тематического) плана
Тема1. Введение в программу «Логомозаика» (2ч.)
Теория. Цель и задача программы. Инструктаж по технике безопасности. Правила
поведения в учреждении и на занятиях. Правила общения в учебной группе –
дисциплина и взаимовыручка.
Практика. Игра на знакомство с мячом «Меня зовут …, я люблю …». Игровая
диагностика. Упражнения на мелкую моторику.
Тема 2. Дружба. Наши эмоции (2ч.)
Теория. Новые понятия и термины. Характеристика и виды эмоций, их значение в
жизни человека.
Практика. Беседа об эмоциях с закреплением информации. Просмотр мультфильма.
Тематические загадки. Игра «Настроение». Коллаж эмоций. Упражнения на мелкую
моторику.
Тема 3. Вот и лето прошло (2ч.)
Теория. Новые понятия и термины по теме. Информация о лете.
Практика. Беседа о лете. Воспоминания. Составление рассказа про лето в
прошедшем времени. Игра «Собери ромашку» из картинок - впечатлений о лете.
Карта воспоминаний – коллаж о летнем отдыхе. Упражнения на мелкую моторику.
Тема 4. Осень. Признаки осени. Перелетные птицы (4ч.)
Теория. Новые понятия и термины по теме. Информация об осени и перелётных
птицах.
Практика. Работа на интерактивной панели. Составление предложений об осени по
сюжетным иллюстрациям. Распространение предложений прилагательными.
Загадки про осень. Упражнения на мелкую моторику.
Тема 5. Огород. Овощи. Сад. Фрукты (4ч.)
Теория. Новые понятия и термины по теме. Обобщающая характеристика.
Практика. Работа на интерактивной панели. Загадки. Работа по «Занимательному
кругу» («Один-много», «Сосчитай до 5», «Назови ласково», «Скажи тихо-громко»,
«Назови первый и последний звук», «Загадай картинку», «Какой? Какая? Какое?»,

8

«Подели на слоги», «Придумай предложение», «Повтори весело, грустно,
удивленно»). Штриховка. Упражнения на мелкую моторику.
Тема 6. Лес. Грибы. Ягоды (4ч.)
Теория. Новые понятия и термины по теме. Обобщающая характеристика.
Практика. Артикуляционная гимнастика. Работа на интерактивной панели. Загадки.
Работа по «Занимательному кругу». Упражнения на мелкую моторику.
Тема 7. Одежда. Обувь. Головные уборы (4ч.)
Теория. Новые понятия и термины по теме. Обобщающая характеристика.
Практика. Работа на интерактивной панели. Загадки. Работа по «Занимательному
кругу». Упражнения на мелкую моторику.
Тема 8. Посуда. Продукты питания (4ч.)
Теория. Новые понятия и термины по теме. Обобщающая характеристика.
Практика. Артикуляционная гимнастика. Работа на интерактивной панели. Загадки.
Работа по «Занимательному кругу». Составление рассказа – описания по плану.
Упражнения на мелкую моторику.
Тема 9. Дом и его части. Мебель. Игрушки (6ч.)
Теория. Новые понятия и термины по теме. Характеристика дома. Виды мебели и
интерьер дома. Любимые игрушки. Игровые правила.
Практика. Выполнение упражнений на интерактивной панели. Отгадывание
загадок. Работа по «Занимательному кругу» («Один-много», «Сосчитай до 5»,
«Назови ласково», «Скажи тихо-громко», «Назови первый и последний звук»,
«Загадай картинку», «Какой? Какая? Какое?», «Подели на слоги», «Придумай
предложение», «Повтори весело, грустно, удивленно»). Составление рассказа –
описания по плану. Отработка навыков слов с предлогами. Упражнения на мелкую
моторику.
Тема 10. Лого Ассорти. Интерактивные игры на звукопроизношение и развитие
речевого дыхания (8ч.)
Теория. Новые понятия и термины по теме. Правила выполнения интерактивных
заданий.
Практика. Игры «Торт со свечками», «Нет сорнякам», «Обезьяна и поцелуй»,
«Игрозвуки», «Пожужжим», «Артикуляционная гимнастика», «Где мой рык?»,
«Попугай», «Перед концертом», «Таинственная картина», «Прыг-скок-слово»,
«Болтушки-хохотушки». Упражнения на мелкую моторику.
Тема 11. Зима. Зимующие птицы (4ч.)
Теория. Новые понятия и термины по теме. Признаки зимы. Виды птиц.
Характеристика зимующих птиц.
Практика. Работа на интерактивной панели. Составление предложений о зиме по
сюжетным иллюстрациям. Распространение предложений прилагательными.
Загадки про зиму. Упражнения на мелкую моторику.
Тема 12. Зимние забавы (2ч.)
Теория. Новые термины и понятия. Информация о зимних забавах и видах уличных
игр. Правила работы на интерактивной панели при выполнении новых заданий.
Практика. Работа на интерактивной панели. Загадки. Составление рассказов описаний о зимних забавах по плану. Упражнения на мелкую моторику.

9

Тема 13. Домашние и дикие животные (6ч.)
Теория. Новые термины и понятия. Информация о домашних и диких животных.
Правила работы на интерактивной панели при выполнении новых заданий.
Практика. Работа на интерактивной панели. Загадки. Работа по «Занимательному
кругу». Составление рассказов - описаний о домашних животных по плану.
Детеныши животных. Упражнения на мелкую моторику.
Тема 14. Новый год к нам идет (4ч.)
Теория. Новые термины и понятия. Правила работы на интерактивной панели при
выполнении новых заданий.
Практика. Новогодние игры. Викторина на интерактивной доске. Игра «Новогодняя
показуха». Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление предложений
по картинкам. Загадки. Штриховка. Упражнения на мелкую моторику.
Тема 15. Лого Ассорти. Интерактивные игры на моторику и развитие
фонематических процессов (8ч.)
Теория. Новые термины и понятия. Правила выполнения интерактивных заданий.
Практика. Игры «Ку-ку-бум», «Грибники», «Морские сердца», «Тачкины задачки»,
«Хитрые половинки», «Сладкий дом», «Слогобумс», «Игрозвуки», «Малышастика»,
«Настольные пальчики», «Омар в иллюминаторе», «А ты так можешь?».
Упражнения на мелкую моторику.
Тема 16. Транспорт (4ч.)
Теория. Новые понятия и термины. Обобщающая характеристика транспорта.
Правила работы на интерактивной панели при выполнении новых заданий.
Практика. Работа на интерактивной панели. Загадки. Работа по «Занимательному
кругу». Составление рассказа – описания по плану. Отработка предлогов.
Упражнения на мелкую моторику.
Тема 17. Все профессии нужны, все профессии важны (4ч.)
Теория. Новые понятия и термины. Правила работы на интерактивной панели при
выполнении новых заданий.
Практика. Работа на интерактивной панели. Загадки. Составление рассказа –
описания по плану. Составление рассказов детей о профессиях родителей.
Упражнения на мелкую моторику.
Тема 18. Животные Севера (2ч.)
Теория. Новые понятия и термины. Правила работы на интерактивной панели при
выполнении новых заданий.
Практика. Работа на интерактивной панели. Загадки. Составление рассказа –
описания по плану. Составление рассказов детей о северных животных. Упражнения
на мелкую моторику
Тема 19. Животные жарких стран (2ч.)
Теория. Новые понятия и термины. Правила работы на интерактивной панели при
выполнении новых заданий.
Практика. Работа на интерактивной панели. Загадки. Составление рассказа –
описания по плану. Составление рассказов детей о животных, живущих в южных
странах. Упражнения на мелкую моторику
Тема 20. В здоровом теле – здоровый дух. Спорт (4ч.)
Теория. Новые понятия и термины. Правила работы на интерактивной панели при
выполнении новых заданий.
10

Практика. Работа на интерактивной панели. Составление предложений о весне по
сюжетным иллюстрациям. Распространение предложений прилагательными.
Загадки про весну. Упражнения на мелкую моторику.
Тема 21. День защитника Отечества! Наша Армия (2ч.)
Теория. Новые понятия и термины. Правила работы на интерактивной панели при
выполнении новых заданий.
Практика. Викторина на интерактивной панели. Работа на интерактивной панели.
Составление предложений о весне по сюжетным иллюстрациям. Распространение
предложений прилагательными. Тематические загадки. Упражнения на мелкую
моторику.
Тема 22. Лого Ассорти. Интерактивные игры на развитие лексико-грамматических
категорий (4ч.)
Теория. Правила выполнения интерактивных заданий.
Практика. Игры «Рюкзак туриста», «Кто что делает», «Дискотека», «Пчелиные
загадки», «Гудвин».
Тема 23. Весна. Признаки весны (2ч.)
Теория. Новые понятия по теме. Обобщающая характеристика.
Практика. Работа на интерактивной панели. Составление предложений о весне по
сюжетным иллюстрациям. Распространение предложений прилагательными.
Загадки про весну. Упражнения на мелкую моторику.
Тема 24. Международный женский день - 8 марта (2ч.)
Теория. Новые понятия по теме. Обобщающая информация о весеннем празднике.
Практика. Работа на интерактивной панели. Составление предложений о маме по
сюжетным иллюстрациям. Распространение предложений прилагательными.
Загадки про маму. Упражнения на мелкую моторику.
Тема 25. Человек. Части тела (2ч.)
Теория. Новые понятия по теме. Обобщающая информация о человеке и частях тела.
Практика. Работа на интерактивной панели. Составление предложений о человеке и
его частях тела по сюжетным иллюстрациям. Распространение предложений
прилагательными. Загадки про человека и его части тела. Упражнения на мелкую
моторику.
Тема 26. Безопасность: дорожная и пожарная (4ч.)
Теория. Новые понятия по теме. Обобщающая информация о безопасности:
дорожной и пожарной.
Практика. Работа на интерактивной панели. Составление предложений о
безопасности: дорожной и пожарной по сюжетным иллюстрациям. Распространение
предложений прилагательными. Загадки про безопасность: дорожную и пожарную.
Упражнения на мелкую моторику.
Тема 27. Наш город. Семья (4ч.)
Теория. Новые понятия по теме. Обобщающая информация о семье.
Практика. Работа на интерактивной панели. Составление предложений о семье по
сюжетным иллюстрациям. Распространение предложений прилагательными.
Загадки про семью. Упражнения на мелкую моторику.

11

Тема 28. Космос (2ч.)
Теория. Новые понятия по теме. Обобщающая информация о космосе.
Практика. Работа на интерактивной панели. Составление предложений о космосе
по сюжетным иллюстрациям. Распространение предложений прилагательными.
Загадки про космос. Упражнения на мелкую моторику.
Тема 29. Лого Ассорти. Интерактивные игры на развитие связной речи (8ч.)
Теория. Правила выполнения интерактивных заданий.
Практика. Игры «Мечта поэта», «Что сначала?», «Рюкзак туриста», «Кто что
делает», «Дискотека», «Пчелиные загадки», «Гудвин».
Тема 30. Скоро лето. Признаки лета. Летние игры (4ч.)
Теория. Знакомство с новыми понятиями по теме. Обобщающая информация о лете.
Практика. Работа на интерактивной панели. Составление предложений о лете по
сюжетным иллюстрациям. Распространение предложений прилагательными.
Загадки про лето. Упражнения на мелкую моторику.
Тема 31. Насекомые. Цветы. Деревья (6ч.)
Теория. Знакомство с новыми понятиями по теме. Обобщающая характеристика о
насекомых, цветах и деревьях.
Практика. Работа на интерактивной панели. Составление предложений про
насекомых, цветах и деревьях по сюжетным иллюстрациям. Распространение
предложений прилагательными. Загадки про весну. Упражнения на мелкую
моторику.
Тема 32. Рыбы (2ч.)
Теория. Знакомство с новыми понятиями по теме. Обобщающая характеристика о
водоемах и рыбах.
Практика. Работа на интерактивной панели. Составление предложений про рыб.
Распространение предложений прилагательными. Загадки про рыб. Упражнения на
мелкую моторику.
Тема 33. Повторение пройденного материала (10ч.)
Теория. Повторение ранее изученных понятий и терминов. Повторение пройденного
материала.
Практика. Работа на интерактивной панели. Составление предложений с
использованием
изученного
материала
по
сюжетным
иллюстрациям.
Распространение предложений прилагательными. Загадки с использованием
изученного материала. Упражнения на мелкую моторику.
Тема 34. Логопедические игры (10ч.)
Теория. Повторение ранее изученных понятий и терминов. Обобщающая
характеристика пройденного материала. Игровые правила.
Практика. Выполнение интерактивных заданий. Выполнение игр с применением
изученного материала. Закрепление изученных знаний. Упражнения на мелкую
моторику.
Тема 35. Итоговое занятие (2ч.)
Практика. Подведение итогов учебного года с проведением игровой программы.
Награждение всех обучающихся по итогам обучения.

12

Планируемые результаты
К концу учебного года ребенок 5-7 лет знает и умеет:
 правильно и четко произносит гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И»
изолированно, в словах и фразах;
 правильно и четко произносит согласные звуки «М», «Б», «П», «Т», «Д», «Н», «К»,
«Г», «Х», «Ф», «В», изолированно, в словах и фразах;
 произвольно регулирует силу голоса (громко-тихо), темп (быстро-медленно) речи,
речевое дыхание;
 использует в речи выразительные средства речи - темп и ритм, паузы,
разнообразные интонации;
 понимает значение терминов «звук» и «слово»;
 выполняет упражнения для пальцев и кистей рук;
 рассказывает потешки, загадки, небольшие стихотворения;
 отвечает на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых
предложений.
Предметные результаты:
 сформированность фонетико-фонематической стороны реши;
 сформированность активного словаря, грамматического строя и связной речи;
 сформированность речевой звуко-слоговой структуры;
 сформированность лексических и грамматических средств языка.
Метапредметные результаты:
 проявление умений выстраивать свою деятельность согласно условиям заданным
педагогом;
 проявление умений определять и формулировать цели деятельности на занятии с
помощью педагога;
 проявление способности творчески мыслить, ставить и достигать цели, находить
нестандартные решения проблемной ситуации;
 проявление навыков связной речи, общей и ручной моторики;
 проявление навыков артикуляционной моторики (статической, динамической
организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности,
координации);
 проявление умений слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, чувства
ритма.
Личностные результаты:
 наличие самостоятельности, инициативности, ответственности в процессе
организации разнообразных видов деятельности;
 проявление взаимодействия с социальной средой для выражения своего творческого
потенциала;
 наличие коммуникативного опыта и формирование коммуникативной функции
языка.

13

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Согласно Порядку, организации, осуществляющие образовательную деятельность,
реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего
календарного года, включая каникулярное время (Приказ Минобрнауки России от 29
августа 2013 года № 1008).
Продолжительность
учебного года

Продолжительность учебного
периода

Сроки
Праздничные
каникул
дни
04 ноября
Зимние:
1
с 01.09.2024г.16
Начало уч. года:
31 декабря
01.01.полуг. по 31.12.2024г. недель
01.09.2024г.
23 февраля
08.01.
08 марта
Летние:
Конец уч. года:
2
с 09.01.2025г.20
01-03 мая
01.06.31.05.2025г.
полуг. по 31.05.2025г. недель
09 мая
31.08
Всего кол-во уч. часов - 144
Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа
Срок освоения программы
9 месяцев – 36 учебных недель
Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Программа составлена в соответствии с принципами и подходами, которые
определены федеральными и государственными образовательным стандартами.
Методы обучения, применяемые в образовательном процессе:
 словесный,
 наглядный,
 практический,
 объяснительно-иллюстративный,
 репродуктивный,
 частично-поисковый,
 исследовательский,
 проблемный,
 игровой.
Методы воспитания, применяемые в образовательном процессе:
 убеждение,
 поощрение,
 упражнения,
 стимулирование,
 мотивация.
Формы организации образовательного процесса:
 индивидуальная;
 индивидуально-групповая (работа в парах);
 групповая.
Формы организации учебного занятия:
 беседа,
 учебное занятие,
14

 игра,
 творческая работа.
Основная форма организации работы с детьми:
 Организация комфортной атмосферы занятия (мотивация).
 Организация учебной среды (размещение пособий).
 Ритмизация деятельности ребёнка и многократное повторение материала.
Алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов:
Структура типового занятия состоит из следующих этапов:
1. Вводная часть (приветствие, упражнение-разминка, развитие общих речевых
навыков).
2. Основная часть (развитие слухового внимания, фонематического слуха;
формирование лексико-грамматического строя речи).
3. Заключительная часть (подведение итогов).
Каждое занятие включает работу:
 по развитию общих речевых навыков;
 по развитию слухового внимания и фонематического слуха;
 по формированию лексико-грамматического строя речи;
 по коррекции звуко-слоговой структуры слов;
 по развитию мелкой моторики.
Все занятия строятся по одному плану:
 на каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, п
психологические этюды, дыхательные упражнения;
 подготовка к занятию (установка на работу);
 повторение пройденного материала (выявление опорных знаний т представлений):
повторение базовой формы и повторение действий прошлого занятия.
Педагогические технологии:
 игровая технология,
 информационно-коммуникационная технология,
 технология деятельностного метода,
 технология разноуровневого обучения,
 технология проблемной ситуации,
 технология группового обучения;
 здоровьесберегающая технология,
 коррекционная технология.
Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с
групповыми методами работы.
Принципы реализации программы:
 Принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей,
создание максимально благоприятной атмосферы для личностного развития
дошкольника.
 Принцип доступности образования и посильности труда: деятельность детей
спланирована с учетом возрастных особенностей, а также с учетом онтогенеза
речевого развития детей в норме, построена по принципу дидактики: от простого к
сложному.
15

 Природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков ребенка при
включении в различные виды деятельности дифференцированности и
последовательности (чередование различных форм деятельности, постепенное
усложнение приемов деятельности, разумное увеличение нагрузки).
 Принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к
современным условиям жизни общества.
 Принцип научности: связи теории и практики, связи образования с жизнью.
 Принцип систематичности и последовательности в усвоении материала,
сознательности и активности в образовании.
 Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому
материалу наглядности: иллюстрации, видео, интерактивная панель.
 Принцип последовательности – планирование изучаемого познавательного
материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания
постепенно.
 Принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять
предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
 Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого
материала тематически.
 Принцип личностно-ориентированного общения: в процессе обучения дети
выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не
просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие –
приоритетные формы общения педагога с детьми.
Материально-техническое обеспечение программы:
 Оборудование: кабинет, столы и стулья, стеллажи для хранения.
 Технические средства обучения: интерактивная панель, интерактивная доска,
интерактивная песочница, компьютер, мультимедийный проектор.
 Методическое и дидактическое обеспечение: информационная и справочная
литература, учебные пособия, схемы, демонстрационный, раздаточный материал,
предметные картинки, наборы дидактических игр, материал по лексическим темам,
демонстрационный материал «Формирование лексико-грамматического строя речи»,
методические разработки занятий и конспекты по программе, художественная
литература, иллюстрации.
 Информационное обеспечение: тематические звукозаписи, видеоматериалы,
интернет-источники.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг освоения образовательной программы
Педагогический контроль знаний, умений и навыков, обучающихся осуществляется
в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
Виды контроля:
 Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня
развития детей в начале учебного года (диагностика проводится в оценочных листах,
где учитываются низкий, средний и высокий уровни обучающихся по трём
компонентам: наличие базовой подготовки, мотивация, социализация).
16

 Текущий контроль – тестирование с целью определения степени усвоения
обучающимися учебного материала. (см. Приложение)
 Промежуточный контроль – игровые тестовые задания с целью определения
результатов обучения.
 Итоговый контроль – задания из диагностического раздела и игровые тестовые
задания с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих
способностей.
Показатели результативности усвоения программы:
 высокий уровень усвоения: обучающийся проявляет стойкий интерес к знаниям,
активно работает, выполняет все задания, участвует в играх, допуская
импровизацию. Проявляет стойкий интерес к исследовательской работе.
 средний уровень усвоения: обучающийся проявляет стойкий интерес к знаниям,
активно работает, но при выполнении заданий допускает ошибки. В играх участвует
охотно, но практические задания выполняет не в полном объеме. Участие в
исследовательской работе минимальное.
 низкий уровень усвоения: обучающийся проявляет низкий познавательный интерес к
знаниям, на занятиях не проявляет активности, задания выполняет без желания и не
полностью. В процессе выполнения заданий и проведении игр активности не
проявляет или просто их игнорирует. В исследовательской работе не участвует.
 Параметры обследования уровня развития речи проводится по следующим
параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических
особенностей детей:
 понимание речи;
 сформированность фонематического слуха;
 предметный и глагольный словарь;
 слоговая структура слов;
 уровень развития активной речи;
 состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.
Формы подведения итогов:
 наблюдение педагога,
 диагностические инструменты,
 игры и упражнения.
Инструментарий для оценивания итоговых результатов.
Форма проведения диагностики – итоговое занятие, которое предполагает
самостоятельный выбор технологии, материала и средств выразительности. Для
получения дополнительной информации осуществляется наблюдение за детьми на
других занятиях. Анализ каждого выполненного ребёнком диагностического задания
проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале).
Оценка уровня усвоения программы дополнительного образования:
 1 балл – освоен минимум навыков за период обучения;
 2 балла – большинство предложенных навыков освоены, но их применение на
практике вызываю некоторые затруднения.
 3 балла – освоены большинство навыков, освоенные приемы умело применяются
на практике.
17

По результатам выполнения всех заданий баллы суммируются и определяется
уровень усвоения программы дополнительного образования.
 высокий уровень: 10-12 баллов,
 средний уровень: 7-9 баллов,
 низкий уровень: 4-6 баллов.
Все результаты в начале и в конце учебного периода заносятся в сводную таблицу.
Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет сделать оценку
индивидуального развития ребенка в процессе освоения программного материала.
Основные критерии оценки дошкольника:
 Эмоциональное состояние.
 Поведение ребенка в момент расставания и встречи родных.
 Отношение к предметному миру и игрушкам.
 Речевая активность.
 Двигательная активность.
 Общее состояние организма.
 Взаимодействие с взрослыми.
 Взаимодействие со сверстниками.
Показатели адаптивности дошкольника:
 высокий уровень: у обучающегося сформированы умения устанавливать контакт со
взрослыми и сверстникам, независимо от своего эмоционального состояния
свойственно чувство эмпатии, есть психологическая избирательность, достаточный
самоконтроль и коррекция своего поведения.
 средний уровень: обучающийся данного типа правильно реагирует на состояние
других людей, ему свойственны выдержка, терпеливость, чувство такта.
 низкий уровень: обучающемуся недоступно понимание ситуации, редко удается
достичь синхронности эмоциональных состояний с другими людьми из-за
чрезмерной настороженности, тревожности или агрессивности.

18

Список литературы
Список нормативных документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18
ноября 2015 № 09-3242;
5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Список литературы для педагогов:
1. Аксанова Т.Ю., Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с
дошкольниками с ОНР - СПб., Детство-Пресс, 2009.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. -М.: Академия, 2010. - 400с.
3. Алифмонова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001.
4. Анохин П.К., Системные механизмы высшей нервной деятельности. - М., 1979.
5. Архипова Е.Ф., Логопедическая работа с детьми: учебное пособие/Е.Ф. Архипова. М., 2006.
6. Аюпова Е.Е., Степанова А.Г., Логоритмика в детском саду: Программа лого
ритмических занятий для детей дошкольного возраста. - Пермь, 2009.
7. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М., Логопедическая ритмика
8. //Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи.
/Под ред. Г. В. Волковой. - СПб., 2005.
9. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др., Диагностика нарушений
речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного
образовательного учреждения. - СПб.: Детство Пресс, 2009.
10. Е.В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников
элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией
педагогики начального образования Московского института открытого
образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007г.
11. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Развитие речи у детей 4-5 лет. Пособие для
воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.
12. Белякова
Л.И.,
Сравнительное
психолого-педагогическое
исследование
дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью // Теория
и практика коррекционного обучения с речевыми нарушениями. - М., 1991.
19

13. Бернштейн Н.А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности. -- М.,
2010.
14. Бортфельд С.А., Двигательные нарушения и лечебная физкультура. - Л., 1971.
15. Ветлугина Н.А., Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1982.
16. Волкова Г.А., Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/
Г.А. Волкова. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2009.
17. Волкова Г.А., Содержание лого ритмического воспитания заикающихся детей пред.
дошкольного возраста // Совершенствование методов диагностики преодоления
нарушений речи. -- Л.,2011.
18. Воронова А.Е., Логоритмика в речевых группах дошкольного образовательного
учреждения для детей 5-7 лет. - М., 2006.
19. Воронова А.Е., Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций
у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической
деятельности. // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. - И., 2002.
20. Выготский Л.С., Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2008.
Список литературы для родителей и обучающихся:
1. Гаркуша Ю. Ф., Система коррекционных занятий для детей с нарушениями речи. М., 2009.
2. Гоголева М. Ю., Логоритмика в детском саду старшая и подготовительная группа. Ярославль, 2006.
3. Данилова Н. Н., Крылова А. Л., Логофизиология высшей нервной деятельности. М.:
Учебная Литература, 1997.
4. Дресвянников В. И., Логопедическая ритмика в системе коррекционновоспитательной работы с заикающимися школьниками // Дефектология. - 2009. - №3.
5. Ермолаева М. В., Психология развивающей и коррекционной работы со
школьниками/ М.В. Ермолаева. 2-е изд. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2008.
6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичёва Т. Б., Преодоление общего недоразвития
речи у дошкольников. - М., 2010.
Список интернет-источников:
1. https://урок.рф/library/soobshenie_iz_opita_raboti_logoritmika_kak_sredstv_223239.html
2. https://multiurok.ru/files/diagnosticheskii-instrumentarii-issledovaniia-zvuk.html
3. http://doshkolnik.ru/logopedia/25397-logoritmika-kak-sredstvo-korrekcii-rechidoshkolnikov.html
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/08/13/anketa-dlya-roditeley-po-temevospitanie-zvukovoy-kultury-rechi-u
5. http://raduga-talantov.com/
6. http://talantoha.ru/

20

Приложение №1
Нормы речевого развития обучающихся
по программе «Логомозаика»
Нормы речевого развития детей 5-ти лет:
Вот что должен уметь делать ребенок в данном возрасте: проговаривать
собственные имя, отчество и фамилию; называть имена близких родственников
и друзей; воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию; говорить
простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан,
тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка); находить
признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит; точно
повторять услышанное; пересказывать мультфильм, сказку; в процессе речи
разговаривать громко и тихо.
Отклонениями считаются следующие показатели:
Ребёнок постоянно «тарахтит», его речь отличается быстротой, а в некоторых
случаях дети, словно нарочно растягивают слова; его сложно понять; в речи нет
элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями; ему
трудно воспринимать даже самые простые объяснения; глотает окончания слов;
произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов; не строит
собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми; приоткрытый
рот; частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.

21

Приложение №2
Картотека игровых упражнений для обучающихся
по программе «Логомозаика»
Развитие физиологического дыхания
«Поиграем животиками»
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
Вариант 1. В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхаютпри этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы
упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо
небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом
поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается
на качелях.
Вариант 2. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а
затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под
счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре
-до – выдох) от трех до семи разподряд.
Развитие речевого дыхания
«Ах, как пахнет!»
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по
количеству слов фразу.
Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
Ах! Ах, пахнет! Ах, как пахнет! Ах, как приятно пахнет! Ах, как цветок приятно
пахнет!
Развитие мимики
Цель: развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных
мимических движений:
«Плакса» - зажмуривание глаз;
«Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
«Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
«Тигренок» - оскаливание зубов;
«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются
в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду,
ликование и т.д.
«Подарок»
Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую
заинтересованность.
Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка. Мальчику на День
рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее
хочется узнать, что внутри.
22

«Раздумье»
Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.
Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону
идти?
Этюд разыгрывается под музыку.
«Кукла заболела»
Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.
Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы платочек.
У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит голова.
Девочка расстроена, ей жалко больную куклу. Во время этюда звучит музыка.
Развитие голоса
«Далеко и близко»
Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно,
но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.
Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое
звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного,
например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би,
ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук). Задача других детей отгадать, далеко или близко
находится животное или звенит звонок. Затем звуковую загадку предлагается
загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой
роли.
«Тишина»
Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения. Изменяя силу голоса,
ребенок читает стихотворение:
Была
произносится голосом обычной силыпроизносится
тишина, тишина, тишина.
тихим голосом
Вдруг грохотомгрома
сила голоса начинает постепенно нарастать
сменилась она.
громче
И вот уже дождиктихонько
еще громчегромко
Ты слышишь?
произносится голосом обычной силы
Закапал, закапал,
произносится очень тихо произносится тихим
Закапал по крыше…
голосом произносится голосом обычной силы
«Лягушки и кукушки»
Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К.
Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.
Ква, ква - (произносится низким голосом) урчат лягушки.
Ку – ку - (произносится высоким голосом) кричит кукушка.
Целый день по лесу:
Ква – ква (произносим низким голосом),
Ку – ку (произносим высоким голосом),
Ква –ква (произносим низким голосом),
Ку – ку (произносим высоким голосом).
23

«Успокой куклу»
Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.
Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.
Дети сидят на стульях и держат в руках кукол.
Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть
колыбельную песню. Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко
напевать на звук «А» мотив колыбельной песни.
Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.
Развитие темпа речи
«Большие ноги шли по дороге»
Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого
движения.
Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на
месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорят: «ТОП – ТОП».
Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими
шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».
В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.
«Карусели»
Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя
их темп.
Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
говорить в медленном темпе:
Еле, еле, еле, еле завертелись Карусели
темп постепенно нарастает:
А потом, потом, потом говорить в быстром темпе:
Все бегом, бегом, бегом.
темп постепенно замедляется:
Тише, дети, не спешите говорить в медленном темпе:
Карусель остановите
хлопать в ладоши и медленно говорить:
Раз, два, раз, два – Вот и кончилась игра.
Упражнение можно выполнять под музыку.
Развитие ритма речи
«Выдели слово»
Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.
Оборудование: четыре карточки с цифрами: «1234», «1234», «1234», «1234».
Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же
фразу «Мы учимся говорить красиво» по-разному.
Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена
цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе: «Мы учимся говорить
красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учитсяговорить красиво.
24

Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово
«учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: «Мы УЧИМСЯ говорить
красиво».
Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо
выделить третье слово «говорить»: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря
этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не
танцевать.
В случае, когда на карточке выделена цифра «4», фразу надо произнести с
ударением на четвертом слове: «Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся
подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.
Развитие мелодико-интонационной композиции речи
«Узнай по интонации»
Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.
Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и
изображает какого-либо человека:
удивленного – Ах! Ах! Ах! больного – Ох! Ох! Ох! веселого – Эх! Эх! Эх!
недовольного – Ай! Ай! Ай!испуганного – Ой! Ой! Ой! сердитого – Ай –я - яй!
Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе
говорящего, какого человека он изображает.
После исполнения сценок детям предлагаются
музыкальные
картинки,
отражающие разные эмоциональные состояния людей.
После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроениепередает
музыка.
Развитие тонких движений рук
«Разминка»
Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и
переключаемости их движений.
Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения вместе
с педагогом:
Похлопаем в ладошки,похлопаем немножко, хлопать в ладоши.
Похлопаем в ладошки,
Очень хорошо!
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, вращая кистями, медленно поднимать
обе руки вверхи постепенно опускать их до уровня груди
И пальчики попляшут,и пальчики попляшут,
А девочки и мальчикивсе ровненько сидят.
Тук-тук молотком, мы построим птичкам дом, стучать правым кулачком по левому,
высоко поднимая правую руку
Тук-тук молотком, поселяйтесь птички в нем! Бум-бум барабан, что за шум и
тарарам? стучать кулачками по коленям попеременно
Бум-бум барабан, просыпайтесь по утрам! Ду – ду - ду, ду – ду - ду -вот какая дудка!
имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук
Ду – ду ду, ду –ду – ду –вот такая дудка!
По – е – ха – ли по – ти – хо – неч - ку,
25

ладонями попеременно слегка касаться колен
По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку…И быстренько, и быстренько,
быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая
ногами
И быстренько, и быстренько, и, быстренько, и быстренько… И при – е - ха – ли!
Слегка наклонить голову и опустить руки на колени
«Разминка» может быть использована на занятиях не целиком, а по частям, так как
легко делится на 4 независимые друг от друга по смыслу части.
Развитие внимания
«Передай»
Цель: распределение внимания.
Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки).
Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих
напротив друг друга.
Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – вправую
сторону, а флажок – в левую.
«Зоопарк»
Цель: распределение внимания.
Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в
игре зайчиками, вторые – медведями, третьи – лошадками, а четвертые - птицами.
Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая
людей, пришедших в зоопарк.
По команде взрослого: «Звери» - дети, продолжая двигаться по кругу, изображают
тех животных, которыми они были назначены в начале игры при распределении
ролей.
Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.
Лошадки – идут, высоко поднимая колени, а птицы - машут руками-«крыльями».
«Запретное движение»
Цель: Развитие зрительного внимания, памяти.
Играющие стоят в шеренге или строятся по кругу (полукругу). Логопед находится
перед ними. Он называет и выполняет ряд движений (типа зарядки), которые все
играющие повторяют вслед за ним. Перед началом оговаривается одно или два
«запрещенных движения», которые играющие делать не должны (например, «Руки
на пояс», «Наклон вперед» и т. п.). Игрок, допустивший ошибку и выполнивший
вслед за педагогом «запрещенное движение», должен сделать шаг вперед.
Совершивший три ошибки выбывает из игры.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».