Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2
Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100 от «01» апреля 2024г.
Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Ладушки - ладошки»
(Коррекция и развитие мелкой моторики у детей с ДЦП)
Возраст обучающихся: 5-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Караульщикова Людмила Юрьевна,
методист
г. Верхняя Пышма, 2024
Пояснительная записка
Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ладушкиладошки» имеет социально-гуманитарную направленность, включает специальное
развивающее и коррекционное оборудование для проработки мелкой моторики рук у
детей с ДЦП.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования
детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ, ФЗ №
273). В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и
с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья, регламентирующая
организацию получения образования лицами с ОВЗ, — 79. Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273
впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с
ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) Педагогическом развитии, подтвержденные
Психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Часть 3 статьи 79 ФЗ № 273 определяет специальные условия для получения
образования обучающимися с ОВЗ. Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 09 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» устанавливаются требования к организациям,
осуществляющим
образовательную
деятельность
по
дополнительным
общеобразовательным программам, в части дополнительного образования детейинвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья. В терминологии ФЗ № 273
образовательные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным
образовательным программам. В соответствии с п. 28 ст. 2 ФЗ № 273 адаптированная
образовательная программа — это образовательная программа, адаптированная для
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных
лиц.
При разработке адаптированной программы учитывалась специфика регионального
компонента образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма. Родители
(законные представители) в качестве приоритетной выдвигают проблему образования
детей с ДЦП, при котором движения ограничены или отсутствуют, а поддержание
вертикальной позы и ходьбы затруднено (заболевание часто сопровождается сниженным
интеллектом, задержкой речи и эпилепсией).
Осваивая адаптированную программу, у обучающихся повышается сенсорная
чувствительность, развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная
умелость, укрепляется мелкая моторика. Происходит эстетическое развитие- ученик
видит, чувствует, оценивает и созидает по законам красоты.
Актуальность программы. От уровня развития мелкой моторики у детей
церебральным параличом зависит состояние двигательных умений и навыков, которые
2
составляют основу трудовой, игровой, развивающей деятельности, что жизненно
необходимо для успешной адаптации и интеграции детей в современном обществе.
Сегодня во всем мире отмечается выраженная тенденция неуклонного роста
детской инвалидности. В структуре детской инвалидности лидирующее положение (от
30% до 70%) занимает детский церебральный паралич. Несмотря на наличие обширной
литературы по проблемам обучения и развития детей-инвалидов, недостаточно
обоснованы для них возможности системы дополнительного образования, имеющей
обращение к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка.
Программа «Ладушки-ладошки» направлена на организацию занятий по развитию
мелкой моторики у детей с ДЦП и включает специальное коррекционное и развивающее
оборудование для развития мелкой моторики рук.
Новизна программы. Учебный материал реализуется по модульно-кольцевой
структуре, включающей в себя занятия по разделам учебного плана. В ходе обучения
задания из разделов учебного плана предлагаются обучающимся не последовательно
блоками, а постоянно чередуются, что отражено в календарно-тематическом
планировании. Вариативность тематики программы при её реализации (темы могут
меняться в соответствии с актуальными потребностями детей, изменяющимися условиями
реализации программы и возможностями педагога), а также постоянное чередование
видов творческой деятельности на занятиях, в течение всего учебного года, способствуют
поддержанию познавательного интереса и активного включения обучающихся в
образовательный процесс в условиях развивающего обучения.
Отличительные особенности реализации программы. Для эффективной
реализации поставленных задач созданы следующие условия: рабочее место для ребенка с
ДЦП представляет собой полностью регулируемое ортопедическое кресло на
металлической колесной основе, имеет регулируемый наклон спинки от горизонтального
до вертикального, имеет съемный столик, регулируемую подножку, регулируемый
подголовник и съемный регулируемый абдуктор, так же есть ручка для перевозки ребенка
в кресле.
Содержание программы учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка
с церебральным параличом: возраст, настроение, интерес и возможности. Целесообразно
применяется «метод однородной группы», когда дети подбираются относительно в
сходные подгруппы по форме ДЦП, степени тяжести двигательных нарушений, уровня
развития, возрастным критериям и т.д. На начальных этапах коррекционной работы, а
также в случаях тяжелой степени двигательных нарушений, наиболее эффективной
следует признать индивидуальную форму взаимодействия с ребенком.
Основным методом проведения занятий является игровой метод, посредством
которого реализуется такое основополагающее направление как «коррекция движением
через игру». Некоторые упражнения выполняются в пассивной форме, т.е. педагог сам
сгибает, разгибает пальчики ребенка и совершает другие энергичные движения. Обучение
построено на сочетании специальных упражнений и игр по развитию мелкой моторики с
включением различных видов прикладного творчества, в том числе – лепкой.
Занятия лепкой легче для ребенка, чем занятия рисованием, так как именно в лепке
ребенок начинает чувствовать каждое движение своего пальчика и движения кистей рук.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то,
что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным
3
инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения
собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Техника лепки богата
и разнообразна, и при этом доступна всем детям. Лепка подготовит ручку ребенка к более
сложным движениям– владению карандашом в рисовании.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: повышают
сенсорную чувствительность, (т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры,
цвету, вес, пластичности); развивают воображение, пространственное мышление, общую
ручную умелость, мелкую моторику; формируют умение планировать работу по
реализации замысла, предвидеть результат, достигать его; развивают ребенка эстетически,
учат видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Адресат программы. Программа адресована детям с диагнозом ДЦП от 5 до 10
лет.
Особенности развития детей с ДЦП. Одной из особенностей, характеризующей
детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук, которое наблюдается
практически у всех детей, поскольку заболевание напрямую связано с ведущим
поражением двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Особенности мелкой моторики детей с ДЦП: не развитая мелкая мускулатура
пальцев, плохо удерживают предметы, не сохраняют положение пальцев некоторое время;
чрезмерное напряжение и малая подвижность пальцев рук; вялость пальцев - плохая
зрительно-моторная координация, стереогноз - пальцы малоподвижны, плохо сгибаются и
разгибаются, не противопоставляют большой палец остальным (ладонный захват ложки,
карандаша); практически полная зависимость от взрослого при самообслуживании (не
могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, расшнуровать обувь, открыть кран с водой и
т.д.).
Но ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при
правильном лечении, реабилитации и своевременно организованной коррекционнопедагогической помощи состояние ребенка улучшается, поэтому слабую руку ребенка
можно и необходимо развивать, используя при этом различные игры и упражнения, до тех
пор, пока движения пальцев не станут свободными.
Программа обеспечивает развитие личности детей от 5 до 10 лет в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных и психолого-педагогических
особенностей развития. Объем образовательной нагрузки не превышает нагрузку,
максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Режим занятий. Образовательная деятельность в рамках программы проводится 2
раза в неделю: продолжительность занятий 1 академический час -30 минут.
Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы – 72ч.
Срок освоения - 1 год, продолжительность образовательного процесса: 36
учебных недель - 9 учебных месяцев.
Комплектование учебных групп производится с согласия родителей (законных
представителей). Количество обучающихся в группе не менее 2-х и не более 6-ти человек.
Форма обучения очная.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов - входная диагностика проводится на первом
этапе обучения (заполнение карты индивидуального образовательного маршрута - IOМ),
4
педагогическое наблюдение, тестирование, контрольные задания и упражнения, устный
опрос, итоговая диагностика (заполнение карты IOM).
Цель программы - последовательное развитие и коррекция движений руки,
формирование мелкой моторики для обеспечения своевременного развития личности
ребенка, адаптации в социуме.
Задачи программы:
Обучающие:
⎯ формировать представление о многообразии мира предметов;
⎯ формировать познавательную активность;
⎯ обучать владению приёмами лепки и созданию различных пластичных форм;
⎯ формировать интерес к декорированию изделий различными способами.
Развивающие:
⎯ развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
⎯ развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук,
ритмичность;
⎯ развивать движения рук;
⎯ развивать произвольное внимание;
⎯ развивать логическое мышление;
⎯ развивать зрительное и слуховое восприятие;
⎯ развивать память;
⎯ развивать умения действовать по словесным инструкциям, соразмеряя
индивидуальный темп выполнения с заданным темпом;
⎯ развивать умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи и
контролировать собственные действия;
⎯ развивать коммуникативные навыки.
Коррекционные:
⎯ стимулировать и активизировать мышечный тонус;
⎯ снимать эмоциональное напряжение;
⎯ оказывать помощь в преодолении негативных переживаний;
⎯ создавать позитивный настрой;
⎯ стимулировать уверенность в собственных силах.
Целевые ориентиры освоения программы детьми с ДЦП:
⎯ развивать познавательную деятельность;
⎯ формировать различные формы общения и взаимодействия со взрослым;
⎯ активизировать сенсорную активность (зрительное, слуховое, тактильнокинестетическое восприятие);
⎯ формировать начальные пространственные представления;
⎯ формировать познавательную активность и мотивацию к деятельности;
⎯ формировать манипулятивные и предметные действия;
5
⎯ развивать мелкую и общую моторику (функциональные возможности кистей и
пальцев).
6
Учебный (тематический) план
№
п/п
1
Наименование раздела,
темы
Диагностика
Количество часов
Всего Теория
Практика
Формы аттестации/
контроля
Входная диагностика
2
-
2
22
-
22
7
-
7
5
-
5
5.1
Первый блок
«Ловкие пальчики»
Тактильная зрительномоторная деятельность
Моторно-координационная
деятельность
Предметно-практическая
деятельность
Зрительно-двигательная
деятельность в
микропространстве
Второй блок
«Волшебная лепка»
Модуль «Предметная
лепка»
Модуль «Сюжетная лепка»
Третий блок
«Ладушки-ладошки»
Тактильно развивающая
панель
Тактильно-развивающие
лабиринты
Акустическая настенная
тактильная панель
Четвертый блок
«Умный карандаш»
Графические упражнения
5.2
Упражнения на штриховку
6
-
6
6
Итоговые занятия
2
-
2
Итого:
72
5
67
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
5
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
5
-
5
5
-
5
19
2
17
10
1
9
9
1
8
15
3
12
5
1
4
5
1
4
5
1
4
12
-
12
6
-
6
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Открытое занятие
Педагогическое
наблюдение
Контрольные
упражнения
Педагогическое
наблюдение
Контрольные задания
Итоговая диагностика
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. «Диагностика»
Мониторинг сформированности мелкой моторики
Первичная диагностика проводится в период с 1 – 15 сентября (См. Приложение
№1).
Раздел 2. Первый блок «Ловкие пальчики»
Для занятий используется специальное оборудование «Набор для развития
моторики для детей с особенностями развития».
7
2.1 Тема: Тактильная и зрительно-моторная деятельность
Теория. Знакомство с приемами тонкого осязания. Приемы обследования формы
предмета, развивающие тактильную чувствительность ладоней.
Практика. Упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности
пальцев рук, зрительно-моторной координации. Использование предметов из
набора: обследование предмета двумя руками.
1-ый этап- ознакомительное, беглое обследование.
2-ой этап
1. Игры на выделение существенных главных признаков объекта при ощупывании
и нажатии:
⎯ игра «Кольцо со щупальцами»;
⎯ игра «Живые скалы» - состоит из 6 резиновых мячей разного цвета в виде
скал;
⎯ игра «Найди это - представляет собой сосуд, в котором спрятаны 47 разных
предметов среди цветных гранул;
⎯ игра «Передвижки» - с использованием 12шариков 4-х цветов;
⎯ задания ко всему набору: «Найди такое же» (мелкое, мягкое, ребристое,
гладкое…), «Найди все предметы круглой (квадратной, овальной) формы;
«Найди пару».
2. Игры с пуговицами – пуговичный массаж (способствуют развитию мелкой
моторики, ловкости рук, закреплению цвета и формы, величины,
пространственной
ориентировки,
творчества,
фантазии,
смекалки,
сообразительности).
⎯ катание пуговицы, поставленной на ребро, каждым пальцем по очереди,
⎯ заполнение просторной коробки пуговицами,
⎯ перетирание пуговиц между ладонями,
⎯ пересыпание пуговиц из ладошки в ладошки,
⎯ поиски самой большой пуговицы, самой маленькой, квадратной, гладкой и т.
д.,
⎯ застёгивание и расстегивание пришитой пуговицы.
⎯ пришивание пуговицы на столе,
⎯ складывание пуговиц «пирамидкой»,
⎯ решение задач при помощи пуговиц,
⎯ составление узора из пуговиц.
3. Игры с крупами (способствуют развитию мелкой моторики, чувственного
восприятия, закреплению цвета, формы, мышления).
⎯ массаж ладоней при помощи горошины или фасоли,
⎯ пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики,
коробочки),
⎯ «волшебный мешочек» - угадывание на ощупь (различные предметы),
⎯ «сухой бассейн» из фасоли и гороха,
⎯ выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным
точкам,
⎯ выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв,
8
⎯ заполнение бобовых в отверстие разной формы и величины,
⎯ выполнение аппликации.
4. Игры со шнуровкой (способствует развитию моторики, усидчивости,
глазомера; совершенствует координация движений и гибкость кистей рук;
развивает логическое мышление и органы артикуляции).
⎯ шнуровка сюжетная,
⎯ «незаконченная картинка»,
⎯ шнуровка на игрушке – основе.
5. Игры со счётными палочками, спичками (способствуют развитию мелкой
моторики, развитию речи и пространственному мышлению).
⎯ поднимание палочки, спички разными пальцами, от указательных –к
мизинцам,
⎯ перекладывание с одного места на другое,
⎯ выкладывание рисунка по схеме,
⎯ свободная деятельность,
⎯ наклеивание спичек по образцу.
6. Игры с камушками, бусинками, пробками, макаронами (способствуют
развитию мелкой моторики, развитию ловкости рук, мышления, творчества,
фантазии, пространственной ориентировки; развитию чувства цвета, формы,
величины).
⎯ перебирание, поднимание разными пальчиками,
⎯ перекладывание с ладони на ладонь, на стол и так далее,
⎯ поиски по заданию взрослого заданного предмета (по цвету, размеру, форме)
⎯ раскрашивание камушка, макарон,
⎯ нанизывание бусинок, пробок, макарон на проволоку или шнурок,
⎯ выкладывание по образцу,
⎯ перекладывание из одной ёмкости в другую,
⎯ изготовление поделок.
7. Игры с резинками и ленточками, проволокой (способствуют развитию мелкой
моторики, ловкости пальцев рук, внимания, усидчивости, терпения; развитию
чувства цвета, размера).
⎯ складывание ленточки,
⎯ наматывание на палочку,
⎯ завязывание бантика,
⎯ поднимание резинки со стола разными пальчиками,
⎯ растягивание резинки разными пальцами рук.
2.2 Тема: Моторно-координационная деятельность
Практика: Выполнение упражнений на отработку умений напряжения и
расслабления мышц, развитие подвижности и гибкости пальцев. Упражнения
предназначены для развития тонких дифференцированных движений и точной
координации.
1. Упражнения из Набора (способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев
рук, подвижности и гибкости пальцев, формированию целенаправленных
движений пальцев рук)
9
⎯ Текстурный клубок изготовлен из яркого пластика различными
бугорками и впадинами, переплетениями: наматывание-разматывание.
⎯ Тренажер для пальцев рук.
⎯ Игра «Лабиринт».
⎯ Игра «Шнуровка».
⎯ Игрушка с деревянными кружочками и палочками, переплетенная
резинкой.
⎯ Труба-вентилятор. Труба должна иметь размеры не более 20×6 см. Труба
должна вибрировать и выдувать воздух при вертикальном прокручивании.
⎯ Игра «Тряси, греми и кати». Состоит из ударопрочного мяча и трубки.
⎯ Визуальный дождь. Игра представляет собой трубу, внутри которой
мелкие красочные бусинки перекатываются из одной секции в другую.
⎯ Игра «Штурвал». Внутри игрушки располагаются цветные шарики,
которые крутя кольцо можно перемещать в разные места.
2. Другие упражнения:
⎯ Кулак-ребро-ладонь - колечки.
⎯ Катание между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного
размера.
⎯ Работа с бумагой (отработка действий - мять, рвать).
⎯ Перекладывать мелких предметов.
2.3 Тема: Предметно-практическая деятельность
Теория. Знакомство с назначением предметов, способами действия с ними.
Изучение приемов самообслуживания. Изучение ручных навыков.
Практика.
1. Игры и упражнения (на развитие предметно-практической деятельности и
формирование навыков самообслуживания):
⎯ захватывание и манипуляция различными по форме, объему и весу
предметами;
⎯ перекладывание предметов из од коробочки в другую;
⎯ игры с конструкторами;
⎯ игры с мозаикой;
⎯ игры с разборными игрушками;
⎯ выкладывание спичек;
⎯ переборка фасоли;
⎯ удерживание ножниц, резание по прямой линии;
⎯ выкладывание по контуру семенами, крупой;
⎯ застегивание пуговиц, крючков, молний и замочков;
⎯ расстегивание и застегивание кнопок, липучек;
⎯ нанизывание крупных пуговиц, бусинок на леску;
⎯ завязывание узлов на шнуре;
⎯ шнурование.
2. Игры с монетами
В играх используются разные по массе и размеру монеты, которые размещаются на
ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Задача ребенка научиться
10
удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжелых до самых легких. 1
этап - сначала выполняются движения одной рукой, потом другой, затем двумя
руками одновременно; 2 этап - упражнение сначала выполняются с открытыми
глазами, а затем-с закрытыми.
2.4 Тема: Зрительно-двигательная деятельность в микро пространстве
Теория. Знакомство с понятиями «влево-вправо», «вверх-вниз».
Практика. Отработка и совершенствование зрительно-двигательной координации.
Задания
и
упражнения
на
совершенствование
ориентирования
в
микропространстве.
1. Упражнения (на противопоставление большого пальца всем остальным, на
свободное сгибание и разгибание пальцев рук):
⎯ сжать пальцы правой руки в кулак – выпрямить;
⎯ пальцы одновременно и поочерёдно;
⎯ согнуть противопоставить первому пальцу все остальные поочередно;
⎯ постучать каждым пальцем по столу под счёт «один, один-два, один-два-три»;
⎯ отвести и привести пальцы, согнуть и разогнуть с усилием («кошка выпустила
коготки»);
⎯ многократно согнуть и разогнуть пальцы, легко касаясь концевой фалангой
первого пальца остальных («сыпать зерно для птиц»).
2. Другие упражнения:
⎯ руки лежат на столе, предплечье фиксирует взрослый, ребёнок старается взять
большим, указательным и средним пальцами палочку, мелок, карандаш, ручку,
приподнять на 10-12 см над столом, а затем отпустить;
⎯ перед ребёнком на столе ставится открытая коробочка со счётными палочками
(спичками и другими мелкими предметами), ребёнок должен брать палочки из
коробочки и складывать их под рукой (рука лежит близко к коробочке), стараясь
не сдвигать руку с места, а только разгибать и сгибать большой, указательный и
средний пальцы, а затем так же сложить всё обратно;
⎯ тремя пальцами слегка нажимать резиновую грушу игрушки «скачущая
лягушка», вызывая ее передвижение;
⎯ такие же движения пальцами с маленьким детским пульверизатором: легко
нажимая пальцами, посылать струю воздуха на ватку, клочок бумаги, шарик,
передвигая их, таким образом, по поверхности стола;
⎯ раскатывать на доске указательным и средним пальцами одновременно и по
очереди комочки пластилина; раскатывать на весу комочек пластилина большим
и указательным пальцами (большим и средним, указательным и средним);
⎯ крепко удерживать спичку в горизонтальном положении большим и
указательным пальцами левой руки, одновременно указательным и средним
пальцами правой руки подтягивать ее к себе;
⎯ прокатывать, вращать спичку (карандаш) между большим и указательным;
большим и средним; большим, указательным и средним пальцами правой руки;
⎯ взрослый натягивает указательным и средним пальцами тонкую круглую
резинку; ребенок перебирает ее как струны гитары указательным и средним
11
пальцами, подтягивая к себе, сгибая указательный и средний пальцы;
захватывает тремя (указательным, средним и большим) пальцами;
⎯ самомассаж рук.
Раздел 3. Второй блок «Волшебная лепка»
3.1. Модуль «Предметная лепка»
Комментарии к разделу: Содержание модульного блока направлено на развитие
чувства формы и пропорций, синхронизацию движений обеих рук, развитие кисти
руки путем пластического моделирования и развитие интереса к познанию
природы.
3.1.1 Тема: Вкусное печенье
Теория. Знакомство с приемами, развивающими тактильные ощущения.
Практика. Получение силуэтных изображений: выдавливание (вырезание)
формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками.
3.1.2 Тема: Мой веселый, звонкий мяч
Практика. Лепка округлых предметов при помощи синхронизации движений
обеих рук: раскатывание формы круговыми движениями ладоней.
3.1.3 Тема: Ягодки на тарелке
Практика. Создание пластической композиции из одного большого предмета
(тарелочки) и 5 -10 мелких (ягодок). Получение шарообразной формы разными
приемами: круговыми движениями ладоней (для тарелки) и пальцев (для ягодок).
3.1.4 Тема: Репка на грядке
Практика. Лепка репки в определенной последовательности: раскатывание шара,
сплющивание, вытягивание хвостика, прикрепление листьев. Создание композиций
на бруске пластилина (грядке).
3.1.5 Тема: Грибы на пенечке
Практика. Создание коллективной композиции из грибов. Лепка грибов из 3-х
частей (ножка, шляпка, полянка). Прочное и аккуратное соединение деталей.
3.1.6 Тема: Сороконожка
Практика. Создание выразительных образов по мотивам стихотворения:
раскатывание цилиндров (колбасок, столбиков) прямыми движениями ладоней и
видоизменение формы – изгибание, свивание.
3.1.7 Тема: Бублики-баранки
Практика. Лепка баранок: раскатывание колбасок и замыкание в кольцо.
Обыгрывание лепных изделий – «нанизывание» бубликов-баранок на связкуверевочку.
3.1.8 Тема: Сосульки-воображульки
Практика. Освоение способов лепки предметов в форме конуса. Моделирование
сосулек разной длины и толщины. Поиск приемов для усиления выразительности
образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы.
3.1.9 Тема: Веселая неваляшка
Практика. Лепка фигурок, состоящих из частей одной формы, но разного размера.
Деление пластилина на части с помощью стеки (освоение художественного
инструмента).
3.1.10 Тема: Ути-ути!
12
Практика. Лепка птиц в стилистике народной игрушки: раскатывание шара (или
овоида), оттягивание части материала для головы, прищипывание хвостика,
вытягивание клювика. Поощрение интереса к познанию природы.
3.2. Модуль «Сюжетная лепка»
Комментарии к разделу: Содержание модульного блока направлено на развитие
образного мышления, творческого воображения, воспитание интереса к лепке и
изобразительной деятельности, освоение линии и цвета как средств
художественно-образной выразительности.
3.2.1 Тема: Лямба
Теория. Беседа о лепке. Расширение кругозора.
Практика. Лепка фантазийных существ по мотивам литературного образа.
3.2.2 Тема: Лесной магазин
Практика. Лепка героев стихотворения – лесных зверей - комбинированным
способом (по представлению). Составление коллективной композиции.
3.2.3 Тема: Баю-баю, засыпай!
Практика. Моделирование образов спящих существ. Лепка игрушек или животных
в стилистике пеленашек: туловище – овоид (яйцо), голова – шар. Оформление
композиций в маленьких (спичечных) коробочках.
3.2.4 Тема: Робин Бобин Барабек
Практика. Создание шуточной композиции по мотивам литературного
произведения. Лепка отдельных изображений по замыслу (яблоки, печенье, орехи,
камушки и т.д.) и выкладывание их на общей основе (живот или стол Робина
Бобина).
3.2.5 Тема: Мостик
Практика. Моделирование мостика из 3-4 «бревнышек», подобранных по длине
(лишнее отрезается стекой). Создание композиции из ручейка и мостика.
3.2.6 Тема: Птенчики в гнездышке
Практика. Моделирование гнездышка: раскатывание шара, сплющивание в диск,
вдавливание, прищипывание. Лепка птенчиков по размеру гнездышка.
Обыгрывание композиции (червячки в клювиках).
3.2.7 Тема: Вот такие ножки у сороконожки
Практика. Закрепление способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми
движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки.
3.2.8 Тема: Колобок катится по дорожке и поет песенку
Практика. Лепка сказочного персонажа - колобка в форме шара. Рисование
петляющей дорожки фломастером или маркером.
3.2.9 Тема: Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов. Открытое занятие с выставкой детских работ.
Раздел 4. Четвертый блок «Ладушки-ладошки»
Комментарии к разделу: Учебный блок содержит игры и упражнения со
специальным оборудованием, которые способствуют развитию у детей тактильных
ощущений, мелкой моторики, зрительного восприятия, пространственного
воображения, познавательного интереса, произвольного внимания, памяти и
логического мышления. Также специальное оборудование предназначено для
развития стереогностических ощущений, путем ощупывания различных фигурок и
13
поверхностей. Стереогностика — это познание на ощупь. С помощью
стереогностического чувства ребенок способен распознать сущность предметов
путем движения мускулов руки, в процессе ощупывания контуров предмета. В ходе
занятий и оценивается структура поверхности, тяжесть, плотность, величина,
температура предметов.
4.1 Тема: Тактильно-развивающая панель
Практика. Освоение тактильно-развивающей панели, состоящей из нескольких
дверок с различными видами замков и щеколд. Отработка действий, развивающих
мелкую моторику и осязательные навыки. Освоение алгоритмов открывания и
закрывания.
4.2 Тема: Тактильно-развивающие лабиринты
Практика: Освоение тактильно-развивающих лабиринтов, имеющих верхнюю
прорезь, что предполагает простые движения сверху вниз; в следующем ряду
движения кисти вертикально-горизонтальные, далее – криволинейные и
вращательные движения запястья. Дети производят движения слева направо, что
дополнительно формирует направления движения рук, как при письме. Действия с
панелями развивают запястья путем выполнения различных движений, связанных с
передвижением ручек по прорезям.
4.3 Тема: Акустическая настенная тактильная панель
Практика. Освоение и отработка действий с акустической настенной тактильной
панелью. На корпусе данной панели совмещено множество звуковых и
декоративных предметов различных форм и размеров, изготовленных из дерева,
ткани, металла, пластика: вращающиеся диски, колокольчики, цепи, бубен,
шарики, кубики. Во время освоения действий с панелью происходит развитие
тактильного, визуального и акустического восприятия; развитие осязательных
навыков и интерактивной деятельности. Данная панель сочетает в себе функции
тактильной, зрительной, звуковой стимуляции. Действия с этой панелью
способствуют развитию мелкой моторики и игровой терапии.
Раздел 5. Пятый блок «Умный карандаш»
Комментарии к разделу: Содержание учебного блока способствует развитию
мелкой моторики, мускульной памяти, вниманию, усидчивости, умению
правильно, уверенно держать карандаш и ориентироваться на листе бумаги.
5.1 Тема: Графические упражнения»
Практика. Освоение подготовительных упражнений с карандашом (на первом
этапе работа с неотточенным карандашом):
⎯ на столе, за которым сидит ребенок, лежит несколько карандашей с ребристой
поверхностью, педагог садится справа от ребенка, показывает, как нужно
правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить
карандаш в руку ребенка и помочь ему его удержать);
⎯ ребенок выполняет тоже самостоятельно, педагог поправляет руку и пальцы;
⎯ затем заданная поза пальцев воспроизводится без карандаша.
⎯ ребенок берет карандаш и крепко удерживает его пальцами («Так крепко, чтобы
я не мог его вытащить»), педагог тянет карандаш вверх, вниз, вправо, влево, с
одного и другого конца;
14
⎯ движения пальцев при захвате карандаша с препятствием со стороны взрослого,
необходимо поддержать правую руку ребенка и попросить его поднять, и
опустить указательный палец, при этом палец взрослого препятствует движению
пальца ребенка вверх и вниз, а ребенок должен преодолеть сопротивление;
⎯ ребенок держит карандаш, как при письме, тремя пальцами, педагог удерживает
нижний конец карандаша, ребенок вырывает его, сгибая только пальцы.
Основные упражнения – второй этап:
⎯ рисование от руки прямых вертикальных линий;
⎯ рисование от руки прямых горизонтальных линий;
⎯ рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий;
⎯ рисование от руки наклонных линий;
⎯ рисование от руки дугообразных линий;
⎯ рисование замкнутых круговых линий;
⎯ проведение вертикальных, горизонтальных, косых линий;
⎯ проведение прямых линий («Нарисуй струйки дождя»);
⎯ проведение кривых линий;
⎯ обведение рисунков по линиям, рисование кругов, овалов различных размеров;
⎯ рисование «улитки»: начиная с объемного витка максимального размера,
чертить все меньше и меньше и закончить точкой;
⎯ рисование «улитки»: начиная с точки и постепенно увеличить витки до
максимального размаха;
⎯ рисование разноцветных кругов - один в другом до точки.
5.2 Тема: Упражнения на штриховку
Практика: Освоение и отработка видов штриховки:
⎯ раскрашивание короткими частыми штрихами;
⎯ раскрашивание мелкими штрихами;
⎯ круговая штриховка;
⎯ штриховка длинными параллельными отрезками;
⎯ сетка.
Освоение и применение основных правил при штриховке:
⎯ проводить линии только в заданном направлении;
⎯ не выходить за контуры фигуры;
⎯ соблюдать параллельные линии;
⎯ не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5см. (См.
Приложение №2).
Раздел 6. Итоговые занятия
Практика. Контрольная диагностика. Подведение итогов. Открытая выставка
детских работ. Вручение обучающимся медалей-ладошек.
15
Планируемые результаты
Предметные результаты:
⎯ наличие умений делить на части (отщипывание, откручивание, резание);
⎯ наличие умений придавать форму (раскатывание, сплющивание, вдавливание,
вытягивание, сгибание);
⎯ наличие умений соединять детали (прижатие, примазывание, заглаживание);
⎯ наличие знаний комбинирования технологических приёмов и способов;
⎯ наличие умений правильно организовать рабочее место.
Метапредметные результаты:
⎯ наличие более развитой тактильной чувствительности пальцев рук и зрительномоторной координации;
⎯ наличие более развитой мелкой мускулатуры пальцев рук, подвижности и
гибкости пальцев;
⎯ наличие более развитой координации движений, обретение в кистях рук
подвижности и отсутствия скованности;
⎯ наличие более согласованных, координированных движений рук;
⎯ наличие понимания ведущей руки;
⎯ освоение правильного типа хватания (захвата с кулачкового на трёхпальцевый);
⎯ проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.
Личностные результаты:
⎯ наличие адаптации к условиям детско-взрослой общности;
⎯ появление удовлетворенности своей деятельностью;
⎯ повышение творческой активности и любознательности;
⎯ расширение кругозора и проявление детской инициативы.
Реализация целевых ориентиров освоения программы обучающимися с ДЦП:
⎯ развита познавательная деятельность;
⎯ сформированы различные формы общения и взаимодействия со взрослым;
⎯ активизирована сенсорная активность (зрительное, слуховое, тактильнокинестетическое восприятие);
⎯ сформированы начальные пространственные представления;
⎯ сформированы познавательная активность и мотивация к деятельности;
⎯ сформированы манипулятивные и предметные действия;
⎯ развиты мелкая и общая моторика (функциональные возможности кистей и
пальцев).
16
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
1
ОП
Зимние
2
ОП
Летние
обучения полугодие
праздники полугодие
каникулы
01.0916
01.01.09.0120
01.061
31.12
недель
08.01
31.05
недель
31.08
Всего
год
36
недель
Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.14 г. № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»; предусмотрены индивидуальные занятия и занятия
в подгруппах.
Методические материалы:
⎯ методы обучения: наглядно-иллюстративный (объяснения, сопровождающиеся
демонстрацией наглядного материала); репродуктивный (воспроизводящий) по
характеру познавательной деятельности; частично-поисковый.
⎯ методы воспитания - стимулирование деятельности и поведения (поощрение,
создание ситуации успеха, убеждение).
⎯ форма организации образовательного процесса - групповая (3-6 человек);
индивидуальная (1-2 человека);
⎯ формы обучения и виды занятий: игра, упражнение, эксперимент, беседа;
рассказ; показ и анализ образца; выставки; творческая мастерская;
⎯ педагогические технологии: изо-терапия; игровая; здоровьесберегающая;
⎯ алгоритм учебного занятия – см. краткое описание алгоритма занятия и его
этапов.
Формы и методы обучения
Учебное занятие может проводиться с помощью комбинированных методов и
приёмов.
⎯ Словесный метод: рассказ, беседа.
⎯ Практический метод: практическая работа.
⎯ Наглядный метод: демонстрация, иллюстрация.
⎯ Метод игры: игра-конкурс, игра-путешествие.
Педагогические технологии:
⎯ технология учебного занятия;
⎯ технология группового обучения;
⎯ технология развивающего обучения;
⎯ технология репродуктивной деятельности;
⎯ технология игровой деятельности;
⎯ здоровьесберегающая технология.
Принципы, лежащие в основе программы:
⎯ принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
⎯ принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
17
⎯ принципы демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
⎯ принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы);
⎯ «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Алгоритм занятия
Каждое занятие имеет 5 этапов работы:
⎯ массаж рук;
⎯ дыхательные упражнения;
⎯ развитие мелкой моторики с помощью различных упражнений;
⎯ упражнения и игры со специальным оборудованием/занятия на основе различных
приёмов и методов лепки из пластилина;
⎯ ритуал окончания занятия.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в просторном помещении с хорошим освещением с
соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, с учетом возрастных особенностей
детей. Для проведения занятий по профилю данной программы необходимо специальное
развивающее оборудование:
⎯ развивающие модули,
⎯ лабиринты,
⎯ шнуровки,
⎯ разнообразные игрушки,
⎯ разнообразные по фактуре и величине предметы,
⎯ карандаши (не заточенные с круглой и ребристой поверхностью),
⎯ счетные палочки,
⎯ строительный материал,
⎯ мелкие предметы камешки (разной формы, массы, фактуры), орехи, желуди,
⎯ салфетки,
⎯ крупа, макароны,
⎯ пуговицы, монеты.
Дидактическое обеспечение:
⎯ методические разработки занятий и конспекты по программе;
⎯ иллюстрации;
⎯ игровой материал;
⎯ медиа-пособие.
Педагогические кадры
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
первой/высшей категории с высшим профессиональным образованием, стажем работы с
детьми младшего, среднего школьного возраста и обучающимися с ОВЗ.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг освоения образовательной программы
Для отслеживания результативности применяется:
18
⎯ педагогический мониторинг включает тестовые задания, диагностику уровня
личностного роста ребенка, анкетирование, ведение журнала учёта. Перед началом
занятий изучаются особенности каждого обучающегося с использованием
психологическое тестирования и анкетирования. Применяется сравнительный
анализ и результаты педагогического наблюдения.
⎯ мониторинг образовательной деятельности детей включает оформление
фотоотчёта.
Формы аттестации разрабатываются согласно индивидуальному образовательному
маршруту ребенка и отражают цели и задачи программы. Результаты усвоения
общеобразовательной
программы
измеряются
согласно
педагогическим
наблюдениям, диагностическим и тестовым заданиям.
Формы контроля:
⎯ практическое занятие,
⎯ анализ готовых работ;
⎯ выставка,
⎯ открытое занятие,
⎯ наблюдение педагога.
Виды контроля:
⎯ Вводный контроль осуществляется на первых занятиях (выполняются
технологические пробы и различные упражнения в работе с материалом).
⎯ Текущий контроль – контроль усвоения знаний и умений на каждом занятии.
⎯ Итоговая аттестация осуществляется через педагогическое наблюдение,
проведение тестовых и диагностических заданий.
Способы определения результативности – пакет диагностических методик,
позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов.
В образовательном процессе применяются следующие методы отслеживания
результативности:
⎯ педагогическое наблюдение;
⎯ педагогический анализ результатов тестовых и диагностических заданий,
активности обучающихся на занятиях.
Система оценочных средств позволяет измерять и контролировать уровень развития
каждого обучающегося.
Основные критерии оценки обучающегося:
⎯ Эмоциональное состояние.
⎯ Поведение ребенка в момент расставания и встречи родных.
⎯ Отношение к предметному миру и игровым материалам.
⎯ Речевая активность.
⎯ Двигательная активность.
⎯ Общее состояние организма.
⎯ Взаимодействие со взрослыми.
⎯ Взаимодействие с участниками обучения.
19
Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18
ноября 2015 № 09-3242;
5. Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература, использованная при составлении программы:
7. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.,
2012. – 45 с.
8. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В.
Тимонина. - М.: Здоровье, 2011. - 328 c.
9. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с
церебральным параличом. — М., 2007. – 147с.
10. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. –
М.: Просвещение, 2015. – с.186.
11. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных
нарушений. Учебно-методическое пособие / Коллектив авторов. - Москва: Высшая
школа, 2012. - 874 c.
12. Ипполитова М.В. Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с
церебральным параличом и семье. — М., 2003. – 324 с.
13. Кард В.А., Петров С.К. Пластилин: игрушки из пластилина. - М., «Рипол классик»,
2001. - 74 с.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным
параличом. Учебно-методическое пособие: моногр. / Коллектив авторов. - Москва:
РГГУ, 2014. - 832 c.
2. Левченко, И. Ю. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая
работа с дошкольниками: моногр. / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А.
Гусейнова. - М.: Книголюб, 2017. - 176 c.
3. Малюкова, И.Б. Абилитация детей с церебральными параличами. Массаж и
самомассаж / И.Б. Малюкова. - М.: ГНОМ и Д, 2018. - 565 c.
20
4. Малюкова, И.Б. Абилитация детей с церебральными параличами. Формирование
движений. Комплексные упражнения творческого характера / И.Б. Малюкова. - М.:
ГНОМ и Д, 2018. - 616 c.
Интернет-ресурсы:
1. http://odiplom.ru
2. https://ru.wikipedia.org
3. http://aupam.narod.ru
4. http://www.studfiles.ru
5. http://www.defectolog.ru
6. http://www.fondnashideti.ru
7. https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13559/
8. https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-rekomendacija-po-rabote-s-detmi-sdcp.html
9. https://aupam.ru/pages/deti/metodicheskie_informacionnihe_materialih/page_02.htm
10. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2018/09/07/osobennosti-obuchenie-detey-s-dtsp
21
Приложение №1
Схема проведения занятий по видам деятельности
программы «Ладушки-ладошки»
Занятие №2
Игры и действия с
предметами
Время
проведения
Виды деятельности
Время
проведения
30 мин
Лепка
30 мин
Игры и упражнения со
специальным
оборудованием:
развивающие панели
30 мин
Игры и упражнения
со специальным
оборудованием:
набор по развитию
мелкой моторики
30 мин
Игры и действия с
предметами
30 мин
Лепка
30 мин
30 мин
Игры и упражнения
со специальным
оборудованием:
набор по развитию
мелкой моторики
30 мин
Графические
упражнения
Занятие №1
Занятие №1
Виды деятельности
2-я и 4-я недели месяца
(чётные недели)
Занятие №2
1-я и 3-я недели месяца
(нечётные недели)
22
Приложение №2
Первичная диагностика обучающихся с ДЦП по программе «Ладушки-ладошки»
Мониторинг сформированности мелкой моторики у детей 5-10 лет
Первичная диагностика проводится в период с 1 – 15 сентября по следующим
направлениям:
1. Наблюдение (на занятиях по лепке, по аппликации). Проходит беседа с
родителями о том, умеет ли ребенок держать правильно карандаш, завязывать шнурки,
если не умеет, то почему и какие проблемы лежат в их основе.
2. Анализ продуктов деятельности (работы детей по обрывной аппликации, по
лепке, пластилинография). Детям дается картинка. Они берут пластилин и размазывают
его по картинке. Детям предлагается рисовать на листе бумаге гуашью не кисточками, а
пальцами.
3. Для обследования состояния мелкой моторики предлагаются следующие задания
(данные задания взяты из разных методик для обследования уровня развития мелкой
моторики у детей и адаптированы для детей 5 – 7 лет с ЗПР):
⎯ «Пальчики здороваются» — попеременное касание четырьмя пальцами большого
пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
⎯ «Играем на пианино» — держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его
поверхности поочередно 1 - 2, 1 - 3, 1 - 4, 1 - 5 пальцами. Выполняется правой,
левой и обеими руками.
⎯ «Птички клюют» — держа руку с карандашом на столе на локте, по команде
быстро поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать. Диаметр
круга 10 см.
Задание: Ребенку дается пакет с пуговицами, надо отделить мелкие от более крупных, а
потом нанизать их на шнурок.
⎯ уверенно, достаточно быстро, движения четкие (+)
⎯ очень медленно, неловко (-)
Задание: попросить ребенка взять указательным и большим пальцами правой и левой руки
карандаш и покрутить его. Это же упражнение проделать со средним и большим,
безымянным и большим, мизинцем и большим пальцами
⎯ получается, карандаш не падает (+)
⎯ не получается (-)
Задание: попросить ребенка зашнуровать (завязать) свои ботинки.
⎯ получается, карандаш не падает (+)
⎯ не получается (-)
Обработка результатов:
⎯ 1 уровень (низкий уровень развития мелкой моторики) – если из шести заданий
ребенок набрал только 2 «плюса».
⎯ 2 уровень (средний) – от 2 до 4 «плюсов»
⎯ 3 уровень (высокий) – если ребенок набрал 5-6 «плюсов».
Предложенные упражнения могут быть использованы не только для диагностики, но
и для развития ловкости, подвижности кисти и пальцев рук, они развивают координацию
движений, зрительно-моторную координацию, раскрепощают ребенка, развивают речь,
внимание, мышление, дают полноценный отдых ребенку.
23
Цель: Выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Ключи:
⎯ 0 баллов – задание не выполняет.
⎯ 1 балл - движения нескоординированные и несинхронные, производятся с
ошибками.
⎯ 2 балла - движения недостаточно скоординированы и синхронны, производятся с 13 ошибками, или с помощью взрослого;
⎯ 3 балла - движения координированы и синхронны, производятся без ошибок и в
нужном темпе.
Задания для диагностики:
⎯ Пальцы собраны в щепоть постукивание по столу, по ладони.
⎯ Постукивание по столу пальчиками поочередно.
⎯ Сложить в кольцо большой и указательный палец.
⎯ Пальчики здороваются (ладони параллельно поочередно пальцы касаются друг
друга).
⎯ Игра на рояле (постукивание пальцами по краю стола).
⎯ Пальцы в замок.
2.Оценка тактильных ощущений:
⎯ узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка,
ключ) правой и левой рукой попеременно;
⎯ узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник,
круг, прямоугольник) геометрических фигур.
24
Приложение №3
Мониторинг обучающихся с ДЦП по программе «Ладушки-ладошки»
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей 5-10 лет
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук.
Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:
⎯ блок 1: упражнения на координацию движений;
⎯ блок 2: повторение фигур из пальцев;
⎯ блок 3: работа с бумагой;
⎯ блок 4: графические упражнения.
Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из предложенных блоков, за
которые педагог выставляет соответствующий бал:
1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется
совсем;
2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного
объяснения, иногда не полностью или неточно;
3 балла – ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с
небольшой подсказкой взрослого.
Блок 1. Упражнения на координацию движений
1.«Ладонь, кулак, ребро»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно
сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в
кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребенок выполняет
пробу вместе с педагогом. Когда ребенок запомнит последовательность, он
выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой,
затем — левой, затем — двумя руками вместе.
2.«Посолим капусту»
Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.
3.«Катание шарика»
Ребенок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.
Блок 2. Повторение фигур из пальцев
Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:
⎯ «Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец
удерживает средний и безымянный около ладони).
⎯ «Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный
палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).
⎯ «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный,
расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
⎯ «Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с
мизинца, правой рукой, затем левой рукой).
Блок 3. Работа с бумагой
25
1.«Вырезание ножницами».
На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные фигуры.
Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контуру.
2.«Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в работе).
Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.
Блок 4. Графические действия (отдельная система баллов)
1.Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).
На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у
другого – дом (рис. 1). Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип
дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией
машину с домиком, не съезжая с дорожки.
Оценка:
3 балла – без ошибок;
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии;
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
Рис. 1. Методика «Дорожки»
2.Методика «Мячики» (рис. 2).
На рисунке изображены кегли и мячик. Ребенку нужно «попасть» мячиками в
кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю;
2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в
кеглю);
1 балл – 3 и более ошибок.
Рис. 2. Методика «Мячики»
3.Методика «Лес» (рис. 3).
На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не
отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии;
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии;
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
26
Итог (сред. балл)
Лес
Графичес
кие
действия
Мячики
Дорожки
Работа с
бумагой
Сгибание листа
пополам
Вырезание
ножницами
Игра на рояле
Вилка
Заяц
Повторение фигур
из пальцев
Коза
Катание шарика
Посолим капусту
Координация
движений
Ладонь, кулак, ребро
Фамилия Имя ребенка
№ п/п
Рис. 3. Методика «Лес»
По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е.
суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее количество заданий (12).
По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук.
Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 – 3) - у детей мелкая моторика сформирована
хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения
пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и
легко.
Средний уровень (средний балл равен 2 – 2,5) – у детей мелкая моторика развита
достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при
быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из
бумаги, графических упражнениях.
Низкий уровень (средний балл равен 1 – 1,9) - у таких детей мелкая моторика отстаёт от
возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена.
Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не
умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные.
Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети
затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу,
упускают их элементы.
1
2
3
4
5
Таблица 1
Диагностика развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
27
Приложение №4
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ДЦП
обучающегося по программе «Ладушки – ладошки»
Учебный год_______
№ группы ________
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________
Возраст обучающегося (кол-во лет) _______________________________________________
Родители (законные представители) ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Контакты_____________________________________________________________________
Характер трудностей (со слов родителей или медицинское заключение)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Цель индивидуального образовательного
маршрута_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Формы деятельности, методы и средства для реализации цели________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Периодичность занятий_________________________________________________________
Длительность_________________________________________________________________
Планируемый результат________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Результат по факту_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Взаимодействие с
родителями___________________________________________________________________
28
Приложение №5
Дидактический материал для обучающихся по программе «Ладушки-ладошки»
Упражнения для пальцев рук и кисти
Лягушки
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать
Потом они в тетрадке
Будут буквы писать,
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Куст крапивы
В нас на клумбе всем на диво
Вырос жгучий куст крапивы.
Чтобы розу посадить,
Его надо победить.
Самый маленький из пальцев
Хочет подрасти чуть-чуть.
Надо, братцы, постараться.
И мизинчик потянуть.
Пальчики
Будем пальчики считать
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
Будут пальчики вставать,
Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.
Вот за столами ребята
Расшалились как котята
Столики пальчиками трут
Словно пальчиками скребут.
Упражнения для подушек пальцев
Посмотрите, луноход,
По Луне легко идёт
Он шагает очень важно,
В нём сидит герой отважный.
Разжимание и сжимание кулачков.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают,
разжимают кулачки,
сжимают руки в кулачки и кладут их на стол
пальцами вниз,
резко распрямляют пальцы и кладут ладони
на стол,
затем тут же резко сжимают кулачки и опять
их кладут на стол.
Потягивание пальцев одной руки другой
рукой
дети тянут указательным палец левой руки
большим и указательным пальцами правой,
затем меняют руки и то же самое
проделывают с указательным пальцем
правой руки,
дети тянут мизинец левой руки большим и
указательным пальцем,
правой, затем меняют руки и то же самое
проделывают с мизинцем правой руки.
Упражнения выполняются сначала одной
рукой, потом другой, затем обеими руками
вместе.
Пересчитать пальчики и сжать их в кулак
поменять руки
Дети растопыривают пальцы обеих рук и
ставят их подушечками на стол,
затем начинают тереть пальцами стол
подтягивают их к ладони.
Дети ставят на стол подушечки пальцев
обеих рук,
переносят на руки часть веса, а затем как бы
шагают по очереди правой и левой рукой.
Упражнения для ладоней
Балет
Мы пришли смотреть балет
Гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший!
Дети хлопают в ладоши
Дети хлопают тыльными сторонами ладоней,
(повторяют 3 раза)
29
Мы похлопаем в ладоши.
Руки вытянем вперёд,
А потом свои ладошки
Развернём наоборот
И похлопаем немножко.
Огонь
Чтобы нам огонь добыть
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.
Разные движения пальцами
Ножницы
Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист
бумажный?
Игра "Червячки "
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Каркает: "Вот и обед!"
Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки,
прижимая их к груди)
Ладушки-ладошки
Моем мылом ручки,
Моем мылом ножки.
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Наварили кашки,
Помешали ложкой.
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Замесили тесто,
Испекли лепешки.
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Спать ложатся ладушки,
Отдохнуть немножко.
Дети трут ладонью о ладонь, повторяют
четверостишие
Дети сжимают оба кулака, вытягивают
указательные пальцы,
средние пальцы, как бы две пары ножниц,
затем начинают «резать» ими воображаемую
бумагу.
Повторить четверостишие несколько раз.
Ладони лежат на коленях или на столе)
пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь движение ползущей гусеницы
идем по столу указательным и средним
пальцами остальные пальцы поджаты к ладони
складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх
и вниз,
раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз,
а остальные вверх
Трем рука об руку
трем ладошками ножки
хлопаем в ладоши
одна ладонь лодочкой
пальчиком другой руки мешаем
хлопаем в ладоши
ладошки друг на друге, круговые движения
дуем на ладошки
хлопаем в ладоши
ручки домиком над головой
хлопаем в ладоши
ладошки под щёчку
хлопаем в ладоши
30
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Замок
На дверях висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постуча-а-али!
Покрути-и-ли!
Потяну-у-ули!
И открыли!
Руки в замок, раскачиваем замком вверх-вниз в
такт.
Пальцы в замке, стучим запястными суставами.
Пальцы в замке, крутим ладони.
Пальцы в замке, тянем в стороны.
Открываем замок, руки сами улетают в
стороны!
Можно выполнить следующие упражнения: стол, стул, кошечка, пчелиный рой,
кормление птенца, ёлочка, гнездо, крыша, мостик, полёт птицы, гнездо, цветок.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию
речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети повторяют
движения взрослых, активизируют ловкость, умение управлять своими
движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Многие
игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в
понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Игры также можно оформить
разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками,
кубиками и так далее.
Улей
Вот маленький улей, где пчёлы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять! Ззззззз!
Пчёлы улетели.
Лодочка
Две ладошки прижму
И по морю поплыву
Две ладошки, друзья, Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Дружба
Дружат в нашей группе,
Девочки мальчики.
Мы с тобой подружим в ритме.
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять
Пять, четыре, три, два, один
Пальцы сжать в кулак, затем
отгибать их по одному
На последнюю строчку резко
поднять руки вверх с
растопыренными пальчиками
Соединить две ладони лодочкой
и выполнять волнообразные
движения руками
Имитация паруса, волн и рыбок.
Обхватить правой ладонью
левую и покачивать в ритме
стихотворения
Обхватить левую ладонь правой
и покачивать
Соединить пальчики обеих рук,
начиная с большого пальца
Затем соединять, начиная с
мизинца
31