Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100 Н от «01» апреля 2024г. Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Музыкотерапия» (Двигательное, речевое и музыкальное развитие детей с ОВЗ) Возраст обучающихся: 5-10 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Кодочигова Елена Алексеевна методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Направленность программы – социально-гуманитарная. Основой для разработки программы явились программы «Ладушки» И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой, «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» Е. Н. Котышевой. В современной психолого-педагогической литературе нет устойчивого термина для обозначения детей, имеющих различные отклонения в развитии. Наиболее ёмкое и корректное понятие - «дети с ограниченными возможностями здоровья». У детей, имеющих отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья, внутренняя и внешняя активность ограничивается, и ребёнок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций. Процесс комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья направлен на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, и включает в себя систему медицинских, психологических, педагогических мероприятий. В настоящее время всё более активно применяется психотерапия искусством, в частности музыкальная терапия. «Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний». Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия. Актуальность программы. Музыкальная, двигательная и речевая коррекция включает в себя здоровьесберегающие технологии, благотворно влияет на детский организм, способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребенка с ОВЗ, развивает ценные социальные и коммуникативные навыки, эффективно расширяет словарный запас, формирует определенный круг знаний и умений к обучению в школе. Условия комбинированных занятий дают возможность для успешной интеграции ребенка 2 с задержкой развития в среду здоровых сверстников, что в значительной степени расширяет систему мероприятий коррекционного воздействия. Новизна программы заключается в том, что она учитывает психологические особенности детей с ОВЗ, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям, созданию атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Соединение и интеграция в занятиях музыкальных упражнений, танцев, игр и элементов моторной коррекции позволяет системно и целенаправленно развивать произвольность сенсомоторных, познавательных, эмоционально-волевых, мотивационных процессов у детей с ОВЗ, что способствует повышению активности в когнитивной, игровой, учебной, коммуникативной и др. сферах внутренней и внешней жизни детей. Педагогическая целесообразность программы заключаются в том, что в ней определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной деятельности как одного из видов продуктивной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, их ознакомления с миром музыкального искусства в условиях дополнительного образования. Особое внимание уделено развитию эмоционально-чувственной, художественноэстетической и двигательной сферам развития обучающихся. Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной программы, является то, что она разработана в соответствии с учетом психофизических особенностей обучающихся. Целесообразно применяется «метод однородной группы», когда дети подбираются относительно в сходные подгруппы по форме, степени тяжести заболевания, уровня развития, возрастным критериям и т.д. На начальных этапах коррекционной работы, наиболее эффективной следует признать индивидуальную форму взаимодействия с ребенком. Программа отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей обучающихся, их образному мышлению, развитию личности. В программе определены: ⎯ задачи музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе; ⎯ структура каждого занятия с учетом возрастных и психофизиологических возможностей ребенка; ⎯ результаты освоения программного содержания в каждой возрастной группе; ⎯ рекомендуемый музыкальный и музыкально-игровой репертуар; ⎯ рекомендации по взаимодействию с детьми на занятиях. Особое внимание в содержании программе уделяется музыкально-ритмическим играм, которые развивают ритмический слух, слуховое внимание, позволяет успешно осваивать игру на музыкальных инструментах. Адресат программы. Программа адресована детям с ОВЗ от 5 до 10 лет. Программа обеспечивает развитие личности детей от 5 до 10 лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей развития. Объем образовательной нагрузки не превышает нагрузку, максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет. Основные достижения данного возраста детей связаны с большой возможностью восприятия, развития образного мышления, воображения, памяти, внимания, речи, интереса к музыке, желания её слушать, проявлять эмоциональную отзывчивость при 3 восприятии музыкальных произведений. В этот период обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры. В ходе реализации программы у детей воспитывается положительное отношение к музыкальным занятиям, вызываются и поддерживаются соответствующие музыке эмоции, развивается желание слушать музыку, петь, танцевать, передавать разный ритм, поддерживается стремление к самостоятельности. Возрастные особенности детей от 7 до 8 лет В данном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура и музыкальные способности, эмоциональная отзывчивость и творческая активность. В ходе реализации программы у детей воспитываются положительные отношения к индивидуальной и совместной с другими детьми музыкальной деятельности; вызываются и поддерживаются соответствующие характеру музыки эмоции в процессе её восприятия и исполнения; развивается желание участвовать в музыкальной деятельности. Возрастные особенности детей от 9 до 10 лет В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, совершенствуется музыкальный слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку. В ходе реализации программы происходит продолжение воспитания у детей интереса и положительных отношений к индивидуальной и совместной с другими детьми музыкальной деятельности; формируется культура слушания и исполнительские навыки. Режим занятий. Образовательная деятельность в рамках программы проводится 2 раза в неделю: продолжительность занятий 2 академических часа, каждый из который по 30 минут. Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 144ч. Срок освоения – 9 месяцев год, продолжительность образовательного процесса 36 учебных недель. Специфика занятий: Занятия проводятся 2 раз в неделю по 30 – 40 мин. (в зависимости от группы); структура проведения занятий имеет своеобразную ритуализацию, что не мало важно для аутичных детей и детей с другими заболеваниями (умственная отсталость, ДЦП, с СДВГ). Педагог оказывает помощь детям в передвижении по залу с нарушениями опорнодвигательного аппарата, с интеллектуальной недостаточностью, со сложностями ориентировки в пространстве, выполняет задания вместе с ребёнком - «рука – в - руке один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения педагогом. Музыкальный материал частично дублируется в различных общественных мероприятиях. На каждом занятии создаётся без оценочная атмосфера, особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий. 4 За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми. Форма обучения очная. Виды занятий – теоретические, практические, контрольные. Формы подведения результатов - входная диагностика проводится на первом этапе обучения (заполнение карты индивидуального образовательного маршрута - IOМ), педагогическое наблюдение, тестирование, контрольные задания и упражнения, устный опрос, итоговая диагностика (заполнение карты IOM). Цель программы - создание условий для самовыражения и двигательного, речевого, музыкального развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности. Задачи программы: ⎯ способствовать развитию и коррекции психических процессов; ⎯ стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребёнка; ⎯ формировать произвольную регуляцию поведения; ⎯ развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности; ⎯ способствовать развитию координации при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений; ⎯ формировать представления об окружающем мире; ⎯ воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Принципы музыкального воспитания Принцип единства диагностики и коррекции развития обуславливает соответствие цели и содержания коррекционной работы комплексному, системному, целостному и динамическому изучению ребёнка, при этом сам процесс даёт материал для более полной диагностики. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации указывает на взаимообусловленность этих понятий, то есть система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребёнка с проблемами. Принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребёнку и построение коррекционной работы, опираясь на основные закономерности психического развития с учётом сенситивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребёнка. 5 Деятельный принцип определяет выбор средств, путей, способов достижения поставленной цели и основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребёнка является движущей силой развития. Принцип систематичности предопределяет непрерывность, регулярность, планомерность коррекционного процесса. Многократные систематические повторения позволяют каждому ребёнку прочно усвоить материал в индивидуальном для него темпе. Для эффективного повторения необходимо сочетать усвоенное с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер. Принцип постепенного повышения требований определяет постепенный переход к новым сложным упражнениям по мере закрепления формирующихся навыков. Принцип наглядности определяется единством чувственной и логической ступеней познания, обусловливает широкое взаимодействие всех анализаторов и осуществляется путём эмоционального показа упражнений педагогом, образностью музыки и различными играми. Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей детей с различными нарушениями. Одно из условий доступности – преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий, правильное распределение материала в течение всего курса занятий. Условием соблюдения принципа индивидуализации является предварительное выяснение характера патологического процесса. Принцип оптимистического подхода предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребёнка, утверждение этого чувства в ребёнке, поощрение его малейших достижений. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психологическом развитии ребёнка. Активное участие близких взрослых вместе с ребёнком в музыкально-коррекционных занятиях формирует основы их межличностных отношений и общения, предлагает формы совместной деятельности, способы её осуществления. Принцип учёта эмоциональной сложности материала. Проводимые занятия, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне. Принцип комплексности предполагает связь музыкально-коррекционных занятий с другими видами психолого-педагогического воздействия. Все рассмотренные принципы связаны между собой и определяют единство коррекции, профилактики и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения музыкально-коррекционных занятий. 6 Учебный (тематический) план № п/п Наименование раздела, темы 1 Диагностика 2 Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах 3 Пение Количество часов Всего Теория Практика 2 2 Формы аттестации/ контроля Входная диагностика Педагогическое наблюдение 20 18 1 1 19 17 Контрольные упражнения Педагогическое наблюдение Контрольные задания 4 5 Музыкально-ритмические движения Танцы, игры, хороводы Педагогическое наблюдение 22 20 1 1 21 19 Контрольные упражнения Педагогическое наблюдение Контрольные задания 6 Пальчиковая гимнастика и речевые движения 7 Артикуляционная гимнастика и мимические движения 8 9 Педагогическое наблюдение 18 22 1 17 21 Контрольные упражнения Педагогическое наблюдение Контрольные задания Музыкальная нейрогимнастика и релаксация 20 Итоговые занятия 2 144 Итого: 1 19 Педагогическое наблюдение - 2 Контрольные задания Итоговая диагностика 7 137 1 7 Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Диагностика (2ч.) Практика. Знакомство. Коммуникативные упражнения: «сороконожка», «животные», «тоннель», «парашют», «шатер». Входная диагностика. Раздел 1. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах (20ч.) Теория. Элементарные представления о разнообразии музыкальных звуков и ритмов. Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, тембр, ритм, звуковысотность. Представлений о музыкальных жанрах – песня (колыбельная), танец, марш. Сила звучания (тихо-громко). Окраска звуков. Виды инструментов, их внешний вид и звучание (барабан, металлофон, деревянные шумовые инструменты). Практика. Восприятие (слушание) простых одноголосных мелодий и детских песен в сопровождении простого аккомпанемента. Определение источника звука, его местонахождение. Побуждение узнавания знакомых мелодий. Привлечение детей к игре на детских музыкальных инструментах. Освоение приемов обращения с инструментами, игры и извлечения звуков. Освоение приемов согласовывания начала и окончания игры на детских музыкальных инструментах с началом и окончанием музыки. Упражнения на формирование и развитие пространственных и квазипространственных представлений с заданиями на развитие пространственных представлений, дифференциацию правых и левых частей тела с опорой на умение выделять ведущую руку; на умение определять пространственное расположение предметов и направление движения по отношению к самому себе. *Упражнения для релаксации (снятие напряжения) проводятся конце занятия — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Раздел 3. Пение (18ч.) Теория. Приемы правильного звукопроизношения в процессе пения. Практика. Упражнения на пробуждение певческих умений (дыхание, звукоизвлечение, чистота интонирование, артикуляция) в процессе разучивания песен. Побуждение детей петь с удовольствием в полный голос, своевременно начинать и заканчивать пение, реагировать на начало и окончание звучания, выделять вступление, начинать петь по сигналу педагога, пропевать по возможности все слова песни или подпевать взрослому, интонировать мелодию песни по подражанию голосу взрослого. Упражнения на формирование правильного звукопроизношения в процессе пения. *Упражнения для релаксации (снятие напряжения) проводятся конце занятия — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Раздел 4. Музыкально-ритмические движения (22ч.) Теория. Приемы выполнения под музыку основных движений и музыкальноритмических с предметами. 8 Практика. Ритмические упражнения с мешочками и мячиками, наполненные песком для удержания ритма и равновесия направлены на развитие двигательной активности, способности ритмично двигаться под музыку, изменять движения в соответствии со сменой динамики и частей в музыкальном произведении, останавливаться с окончанием музыки. Выполнение под музыку основных движений: ходьба (бег) под музыку в быстром, умеренном и медленном темпах; ходьба, поднимая ноги, вытягивая носок; бег на носках по кругу по одному или парами; расхождение и свободная ходьба по залу; кружение на месте по одному и в паре; хлопки в такт музыки в ладоши, по коленям; притопывание одной ногой; топающий шаг на месте, по кругу, врассыпную; прыжки на месте на двух ногах; «пружинка» с поворотом вправовлево-прямо; вращение кистями рук; выставление поочерёдно ног на пятку и на носок. Выполнение следующих музыкально-ритмических движений с предметами (лентами, листьями, погремушками, платками, мячами, шарами и др.) в двух или одной руке: поднятие и опускание рук вверх-вниз одновременно или поочерёдно, отведение их за спину, махи над головой, перекрёстные движения прямыми руками. *Упражнения для релаксации (снятие напряжения) проводятся конце занятия — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Раздел 5. Танцы, игры, хороводы (20ч.) Теория. Приемы использования всех разученных музыкально-ритмических движений в музыкальных играх с выполнением образных движений. Практика. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия («Кулак – ребро – ладонь», «перекрестные шаги», «двойные каракули», «лезгинка», «горизонтальная восьмерка»). Танцевальные упражнения для выработки навыков взаимодействия с партнёрами, ритмичного и координационного движения. Игра «Звуковая тропинка»: надо идти точно по следам, если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой, если нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы, в средней геометрические фигуры или картинки животных). Коммуникативные, ритмические игры и игры проводятся по правилам – для естественного продолжения одного из этапов занятия, либо для перехода от одного этапа к другому, т.е. момент введения и целесообразность включения игры в занятие (определяет педагог, учитывая текущее состояние детей). *Упражнения для релаксации (снятие напряжения) проводятся конце занятия — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Раздел 6. Пальчиковая гимнастика и речевые упражнения (18ч.) Теория. Правила и приемы выполнения под музыкальное сопровождение пальчиковых движений и речевых упражнений. 9 Практика. Задания на укрепление мышц пальцев рук. Упражнения на формирование понятия звуковысотного слуха и голоса. Упражнения на развитие чувства ритма, памяти, координации, артикуляционного аппарата. *Упражнения для релаксации (снятие напряжения) проводятся конце занятия — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Раздел 7. Артикуляционная гимнастика и мимические упражнения (20ч.) Теория. Правила и приемы выполнения под музыкальное сопровождение мимических движений и артикуляционной гимнастики. Практика. Работа над дыханием, для улучшения ритмики организма, самоконтроля и произвольности. Дыхание можно сочетать с упражнениями для глаз и языка, позволяющих расширить поле зрения и, улучшить зрительное восприятие. Активизация участков зрительных отделов головного мозга в сочетании с дыхательно-речевыми упражнениями развивают межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития артикуляционной моторики сочетаются с приемами биоэнергопластики (например, «упражнение «толстяки»» - кисти рук лежат ладонями вниз, на счет 1 – щеки одновременно надуваются, пальцы обеих рук сжимаются в кулаки. На счет 2 щеки одновременно сдуваются, руки в И.П.). Происходит укрепление мышц речевого аппарата и проработка мимических движений. Пробуждается чувства ритма, память и координация. *Упражнения для релаксации (снятие напряжения) проводятся конце занятия — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Раздел 8. Музыкальная нейрогимнастика и релаксация (22ч.) Теория. Правила выполнения нейрогимнастики под музыкальное сопровождение. Инструкция по релаксации. Практика. Упражнения на выполнение ритмичных движений с удержанием равновесия (принцип от простого к сложному, когда нарастает объем выполняемых заданий). В качестве дополнительного оборудования могут использоваться «Кинезиологические мячи и мешочки», рокерборд, межполушарные доски, мешочки с песком, деревянный напольный стенд-мишень, полусферы массажнобалансировочные, подушка балансировочная. *Упражнения для релаксации (снятие напряжения) проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Раздел 9. Итоговое занятие (2ч.) Практика. Тематическая программа. Итоговая диагностика. 10 Планируемые результаты Реализация целевых ориентиров освоения программы обучающимися с ОВЗ: ⎯ включение в деятельность (появляется желание вступать во взаимодействие с друг другом и со взрослым, подражать действиям окружающих, наблюдается развитие произвольности движений, т.е. ребенок не просто играет на музыкальных инструментах или хлопает в ладоши, а только когда зазвучит определенная музыка, определенный сигнал, выполняет просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, появляется организованность); ⎯ проявление координации и ритмичности движений (ребенок учится двигаться рядом с другими детьми, не сталкиваясь с ними, ориентируясь в пространстве, улучшены моторика, переключаемость движений, точность выполнения заданий, снятие мышечного тонуса); ⎯ узнавание знакомых мелодий (с помощью музыкальных игр дети начинают петь и проговаривать звуки, простые слова, пополняют активный словарь, изучают песенный репертуар); ⎯ преобладание эмоционального положительного фона (дети становятся активными участниками учебного процесса, наблюдается снижение негативных эмоций поведенческих проявлений, происходит гармонизация эмоциональной сферы); ⎯ сформированность умений ритмичного выполнения движений в соответствии со словами, выразительной передачи заданного характера, образа; ⎯ сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения; ⎯ сформированность способности правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках; ⎯ сформированность способности выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные упражнения (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизм; ⎯ сформированность способности ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега; ⎯ сформированность способности координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений; ⎯ сформированность потребности в здоровом образе жизни. 11 Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.14 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; предусмотрены индивидуальные занятия и занятия в подгруппах. Педагогические технологии: ⎯ технология учебного занятия; ⎯ технология группового обучения; ⎯ технология развивающего обучения; ⎯ технология репродуктивной деятельности; ⎯ технология игровой деятельности; ⎯ здоровьесберегающие технологии. Методические материалы: ⎯ методы обучения: наглядно-иллюстративный (объяснения, сопровождающиеся демонстрацией наглядного материала); репродуктивный (воспроизводящий) по характеру познавательной деятельности; частично-поисковый. ⎯ методы воспитания - стимулирование деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха, убеждение). ⎯ форма организации образовательного процесса - групповая (3-6 человек); индивидуальная (1-2 человека); ⎯ формы обучения и виды занятий: игра, упражнение, беседа; рассказ; показ; ⎯ педагогические технологии: игровые; здоровьесберегающие; ⎯ алгоритм учебного занятия – см. ниже краткое описание алгоритма занятия и его этапов. Этапы реализации программы: ⎯ Этап первичной психолого-педагогической диагностики отклонений развития у детей включает в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие), моторики, а также особенности развития музыкальных способностей детей. В музыкально-коррекционные группы подбираются дети с учётом их индивидуальных особенностей, возраста, характера патологии. Группы формируются по интегративному принципу: в одной группе могут заниматься дети с разными проблемами, у каждого из них есть свои сильные стороны, которые позволяют ребёнку чувствовать себя успешным в группе, помочь другим детям и в чём-то быть им примером. ⎯ На основном этапе в соответствие с календарно-тематическим планированием проводятся музыкальные коррекционно-развивающие занятия. ⎯ На контрольном этапе (в конце года) используются те же диагностические процедуры, что и на этапе первичной диагностики, с целью выявления динамики психического развития ребёнка. 12 Структура групповых музыкально-коррекционных занятий Групповая форма проведения музыкально-коррекционных занятий имеет ряд особенностей: ⎯ приобретение детьми коммуникативных навыков; ⎯ развитие волевых усилий («Подожди свою очередь»); ⎯ феномен «эмоционального заряжения»; ⎯ приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит в более короткий срок; ⎯ можно использовать наибольшее количество различных упражнений, как на гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребёнка, так и на гармонизацию межличностных взаимодействий в группе; ⎯ каждое занятие имеет следующую схему: приветствие, «Свободное движение», ритмическая разминка, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений, пение, слушание музыки и игра на музыкальных инструментах, танцы, хороводы, коммуникативные и ритмические игры, прощание. Специфика занятий Особая специфика занятий состоит в следующем: ⎯ занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут (в зависимости от группы) в соответствии с требованиями СаНПиН; ⎯ один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения педагогом; ⎯ музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности; ⎯ на занятии создаётся без оценочная атмосфера особо доверительных отношений, где можно быть принятым окружающими без всяких условий; ⎯ специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии; ⎯ все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом. Формы организации обучения ⎯ музыкальные занятия, ⎯ вечера досуга, ⎯ самостоятельная игровая деятельность, ⎯ праздники и развлечения. Виды музыкальной деятельности 1. Приветствие Начало и конец музыкально-коррекционного занятия всегда чётко обозначаются. Ребёнку легче включиться в привычный ритм группового дня, если начало и окончание занятия не изменяются в течение продолжительного времени. 13 2. 3. 4. 5. Приветствие – обязательный ритуал на протяжении всего обучения и является «пусковым механизмом» занятия, концентрирует внимание, стимулирует речевую деятельность, формирует готовность к общению, даёт этикетные модели невербального поведения. Музыкально-ритмические движения, «свободное движение» Включает пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные виды шагов. Формирует лёгкость вступления в контакт, развивает двигательную координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве, не сталкиваясь с другими участниками. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия. Задачами ритмической разминки являются внесение дисциплины и организованности, формирование навыков движения в коллективе, ритмичного и координированного движения, координирование вокально-речевой интонации с движением. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку. Определённая метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма. Пальчиковая гимнастика, развитие речевых и мимических движений Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь. Артикуляционные упражнения выполняются либо в процессе проговаривания текстов стихов, потешек, сопровождающих пальчиковые игры, либо дозировано при отработке особо сложных в плане артикуляции и мимики фрагментов текста. Они направлены на стимуляцию речевой деятельности, на развитие умения через движение и интонацию выражать свои эмоции, изображать героев в мимике Таким образом, включение пальчиковых игр и артикуляционных упражнений позволяет стимулировать развитие речи, формировать правильное звукопроизношение, корректировать и повышать уровень развития всех сторон психической деятельности. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах Пассивное слушание музыки детям с ограниченными возможностями здоровья недоступно или даётся с огромным трудом. Для того, чтобы дети лучше воспринимали музыку, подбираются музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу или герою характером. Для лучшего восприятия к каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое значение имеет использование магнитофонных записей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает 14 6. 7. 8. 9. 10. слуховому. Нужно организовать активное слушание музыки совместно с игрой на детских музыкальных инструментах. Пение Пение развивает дыхание, речь, учит формам выражения невербальных контрастных эмоциональных состояний, развивает умение переключаться в различные эмоциональные состояния, используя выразительные интонации, движения, тембро-шумовые эффекты. Возможности голосового аппарата детей довольно ограничены и обычно не выходят за пределы определённого круга интонаций, их певческие навыки элементарны, а у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, совсем не сформированы. Тексты детских песен должны быть насыщены элементами звукоподражания и связаны с доступными и понятными образами, персонажами, которые ребёнок в состоянии изобразить в звуках и движениях, дополнить шумовыми и тембровыми красками с помощью детских музыкальных инструментов. Выразительные движения в процессе интонирования способствует развитию певческих навыков, связанных с артикуляцией, дикцией, дыханием, звукообразованием. На музыкальнокоррекционных занятиях учитываются вышеуказанные особенности развития детского голоса, индивидуальные возможности каждого ребёнка и создаётся атмосфера наиболее благоприятная для включения детей в вокальную деятельность. Танцы, хороводы Основная цель - дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, пение взрослых. В игре обязательно присутствует элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, зайца, матрешки и т.д.) исполняет педагог. В хороводах дети только выполняют движения по образцу и под пение педагога. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения. Игры Коммуникативные игры выполняют задачу развития у детей преимущественно невербальных средств общения и связаны с выработкой позитивного, доброжелательного отношения к окружающим, с желанием и стремлением общаться. Ритмические игры выполняют как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребёнка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх. Задача введения ритмических игр – эмоциональное единение детей и взрослых. Нейрогимнастика – это немедикаментозный вид помощи детям, имеющими различные неврологические заболевания, который направлен на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга. Нейрогимнастика улучшает речь, память, внимание, пространственные представления. Помогает снизить утомляемость, напряжение, развивает крупную и мелкую моторику. Нейрогимнастика активно воздействует на все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях. Прощание Обязательный ритуал, который заканчивает занятие и психологически готовит детей к расставанию или переходу к другому виду деятельности. 15 Материально-техническое обеспечение Для проведения музыкально-коррекционных занятий необходимо создавать безопасное пространство, обстановка должна быть подобрана специально для музыкальной терапии: ⎯ хорошо освещённый, проветриваемый, просторный кабинет с хорошей звукоизоляцией; ⎯ набор музыкальных инструментов, включая фортепиано, шумовые инструменты, не требующие особых навыков; ⎯ ростовые стулья по количеству всех участников ⎯ аудио воспроизводящая техника; ⎯ наглядно-образный материал: ⎯ иллюстрации и репродукции; ⎯ малые скульптурные формы; ⎯ дидактический материал; ⎯ игровые атрибуты; ⎯ аудио- и видеоматериалы; ⎯ музыкальные инструменты; ⎯ дидактические игры; ⎯ современные технические средства обучения. Педагогические кадры Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования первой категории с высшим профессиональным образованием, стажем работы с детьми от 5-ти до 10-ти лет с ОВЗ. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Мониторинг освоения образовательной программы Для отслеживания результативности применяется: ⎯ педагогический мониторинг включает тестовые задания, диагностику уровня личностного роста ребенка, анкетирование, ведение журнала учёта. Перед началом занятий изучаются особенности каждого обучающегося с использованием психологическое тестирования и анкетирования. Применяется сравнительный анализ и результаты педагогического наблюдения. ⎯ мониторинг образовательной деятельности детей включает оформление фотоотчёта. Формы аттестации разрабатываются согласно индивидуальному образовательному маршруту ребенка и отражают цели и задачи программы. Результаты усвоения общеобразовательной программы измеряются согласно педагогическим наблюдениям, диагностическим и тестовым заданиям. Формы контроля: ⎯ практическое занятие, ⎯ открытое занятие, ⎯ наблюдение педагога. Виды контроля: ⎯ Вводный контроль осуществляется на первых занятиях. 16 ⎯ Текущий контроль – контроль усвоения знаний и умений на каждом занятии. ⎯ Итоговая аттестация осуществляется через педагогическое наблюдение, проведение тестовых и диагностических заданий. Способы определения результативности – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов. В образовательном процессе применяются следующие методы отслеживания результативности: ⎯ педагогическое наблюдение; ⎯ педагогический анализ результатов тестовых и диагностических заданий, активности обучающихся на занятиях. Система оценочных средств позволяет измерять и контролировать уровень развития каждого обучающегося. Основные критерии оценки обучающегося: ⎯ Эмоциональное состояние. ⎯ Поведение ребенка в момент расставания и встречи родных. ⎯ Отношение к музыкальному миру и игровым материалам. ⎯ Речевая активность. ⎯ Двигательная активность. ⎯ Общее состояние организма. ⎯ Взаимодействие со взрослыми. ⎯ Взаимодействие с участниками обучения. Мониторинг позволяет выявить, что после систематического применения комплекса специальных музыкальных упражнений у детей с ОВЗ: ⎯ улучшается общая и мелкая моторика, движения становятся более скоординированными; ⎯ улучшается работа в системе координации глаз-рука; ⎯ качество двигательных навыков становится значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сокращаются; ⎯ улучшается зрительная и слухоречевая память, мышление, произвольное внимание становится более устойчивым; ⎯ становятся доступны пространственные представления; ⎯ возрастают коммуникативные навыки в кругу сверстников и со взрослыми. Таким образом, программный материал по коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности эффективен и в достаточной степени стимулирует развитие познавательных процессов, улучшают состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. 17 Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Список литературы для педагогов: 1. Е. С. Анищенкова. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.- 58, [6]с. : ил. 2. Н. А. Ветлугина. «Методика музыкального воспитания в детском саду»: М. «Просвещение», 1976 г. 3. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208с. 4. Л. Н. Пикулева. Слово на ладошке: о вежливости с вами вместе. Слово на ладошке. Игры, считалки, загадки и скороговорки. –М.: Новая школа, 1994.- 112с. 5. М. Ю. Картушина «Забавы для малышей» театральные развлечения для детей. ТЦ «Сфера» Москва 2005. 6. М. А. Михайлова, Е.А. Горбина «Поем, играем, танцуем дома» Ярославль «Академия развития» 1998. 7. Е. Н. Котышева «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» ТЦ «Сфера» СПб 2010. 8. О. В. Клезович «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи» «Белорусский Дом печати» 2004. 9. Г. М. Науменко «Фольклорные праздники» изд. Линка-Пресс Москва 2000. 10. З. Роот «Песенки и праздники для малышей» Москва Айрис-Пресс 2006. 11. Н. В. Зарецкая «Танцы для детей среднего дошкольного возраста» Москва АйрисПресс 2008. 12. Н. В. Зарецкая «Календарные музыкальные праздники для детей среднего возраста» Москва Айрис-Пресс 2006. 13. Н. В. Зарецкая «Календарные музыкальные праздники для детей младшего дошкольного возраста» Москва Айрис-Пресс 2003. 18 Список литературы для родителей обучающихся: 1. Горбатая, Е. В. Нейропсихологический подход в работе с детьми с задержкой психического развития / Е. В. Горбатая, А. А. Мошнякова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 52-54. 2. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015. 3. Нейропсихологические игры и упражнения как средства преодоления трудностей учения / Сост. И.А. Трутанова. 2018. – 19 с. [Электронный ресурс]. 4. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. – Москва: ФЙРИСпресс, 2018. – 112 с. 5. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. — М.: Генезис, 2005. 6. Телепнева Н. А., Чехлыстова Т. Ю., Галуцкая М. Ю. Нейрогимнастика в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Актуальные исследования. 2021. №50 (77). С. 119121.Акатов Л. М. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: ВЛАДОС, 2003. 7. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. «Академия развития» Ярославль 2000. 8. Психолого-педагогическая диагностика/Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. М.: Академия 2005. 9. Радынова О. П. Слушаем музыку. Москва «Просвещение» 1990. 10. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши. Программа музыкальноритмического воспитания детей. СПб 2001. Список музыкального материла 1. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки». СПб2007 «Композитор». 2. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки». ср. гр. СПб2008 «Композитор. 3. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки». мл. гр. СПб2009 «Композитор. 4. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. СПб2005. 5. Ф. И. Буренина «Топ-хлоп малыши» Программа музыкально-ритмического воспитания детей 5-6 лет. 6. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки». дополнительный материал СПб2009 «Композитор». 7. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» изд. Аркти Москва 2004. 8. Н. Ф. Сорокина, Миланович Л. Г. «Театр – творчество – дети» Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства –М.: МИПКРО 1995 19 Приложение №1 Комплекс ритмической разминки №1 Речевое сопровождение Сегодня мы богатыри. 1-2-3, 1-2-3 Лёгким бегом побежали, скорость всем мы показали. А теперь опять пошли. 1-2-3, 1-2-3 На носочках входим в лес. Осторожно, не шумите, птиц, зверей вы не спугните. Змея ползёт лесной тропою, как лента по земле скользит. Её движение такое сейчас мы можем повторить. А теперь опять пошли славные богатыри. Покажем силушку богатырскую, качаем мускулы. Ноги крепкие расставим и ладонь к глазам приставим. Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво. Лес густой встал на пути, не проехать, не пройти. Мы деревья сейчас срубим, и дорога легче будет. Все присядем, 1-2-3, славные богатыри. Змей Горыныч пролетит – лес дрожит, земля горит. Снова мы богатыри, 1-2-3, 1-2-3. Упражнения Ходьба под марш Бег Ходьба Ходьба на носках Ходьба «змейкой» Ходьба широким шагом И.п. ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч. Резко сжать руки в кулаках к плечам. Вернуть в и.п. И.п. ноги на ширине плеч, правая рука над глазами, как козырёк. Левая рука на поясе, потом поменять. Повороты туловища в стороны (вправо-прямо, влево-прямо) 4-6 раз. И.п. ноги на ширине плеч, руки над головой сцеплены в замок. Наклоны туловища вперёд, не сгибая колени. Руки резко опустить вниз 4-6 раз. И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Приседания, руки вытянуть вперёд 4-6 раз. И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Высокие прыжки Спокойная ходьба Комплекс ритмической разминки №2 Речевое сопровождение Зима – весёлая пора. Идти на улицу пора. Ветер дует, вьюга веет, побежали побыстрее. А теперь пошли опять, 1-2-3-4-5. Шагаем мы через сугробы, высоко поднявши ноги. Упражнения Ходьба под марш Стремительный бег Спокойная ходьба Ходьба с высоким подниманием бедра 20 Снег зима нам принесла, строим мы снеговика. Вот идут снеговики, 1-2-3. Как на горке снег-снег, как под горкой снег-снег. Как на ёлке снег-снег, как под ёлкой снегснег. А под горкой спит медведь, тише, дети, не шуметь. А на улице мороз заморозил всех до слёз. Греем руки, греем руки, греем руки, греем нос. Повернёмся мы друг к другу, оглядим мы всю округу. В эти зимние деньки поиграем мы в снежки. Снег на валенках блестит, надо нам его смести. Мы руки поднимаем, мы руки опускаем. Качаем головой и бегаем кругом. Вот поднялся ветерок, набежали тучи. И пошёл, пошёл снежок белый да колючий. Все идём домой. Ходьба на внешней стороне ступни, руки держать полукругом перед собой, переваливаясь И.п. ноги вместе, руки на поясе. Наклоны головы вперёд-назад. На последнюю строчку показывают, как спит медведь, и прикладывают палец к губам т-с-с-с. И.п. ноги вместе, руки в стороны на уровне плеч. Скрестить руки перед грудью. Вернуть в и.п. И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты туловища в стороны (вправопрямо, влево-прямо) 4-6 раз. И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. На раз - наклон туловища вперёд, не сгибая колени. На два – выпрямиться. На три – «слепить снежок». На четыре – бросить 4-6 раз. И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Приседания, руки опустить вниз, «стряхнуть снег» 4-6 раз. Движения по тексту, лёгкий бег. Спокойная ходьба Комплекс ритмической разминки №3 Речевое сопровождение Снова к нам пришла весна и ребятам нее до сна. Кап-кап, мы шагаем в такт. Солнце светит, пригревает, и сугробы быстро тают. Весело бежит у ног звонкий, быстрый ручеёк. За шагом шаг, мы шагаем в такт. Руки к солнышку поднимем и подставим лица. Пусть румянец на щеках ярко золотится. Мы по улице гуляем и на пяточках шагаем. Ноги выше поднимаем, в лужи мы не Упражнения Ходьба под марш Бег «змейкой» Спокойная ходьба Ходьба на носках, руки вперёд Ходьба на пятках, руки на поясе. Ходьба с высоким подниманием колена 21 наступаем. А ещё весной, все знают, птицы с юга прилетают. Зазвенели ручьи, прилетели грачи. Мы, как маленькие пташки, крылышками все помашем. Воробей взъерошил пёрышки, жив, здоров и невредим. Ловит мартовское солнышко каждым пёрышком своим. Вот пришла светла-красна, к нашей радости, весна. У воробушка будут зёрнышки. Ещё кругом стоят деревья голые, А с крыши капли капают весёлые. Ну вот, ребята, погуляли, много нового узнали. И теперь мы тоже знаем, что весной бывает. И.п. ноги вместе, руки на поясе. Плавные движения головой вправо-влево. И.п. ноги вместе, руки на уровне плеч. Плавные махи руками вверх-вниз. И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты туловища в стороны, вытянув руки в ту же сторону с хлопком 4-6 раз. И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны вперёд, не сгибая колени. Указательными пальцами достаём пол «клюём зёрнышки» 4-6 раз. Прыжки Спокойная ходьба 22 Приложение №2 Диагностика развития музыкальных способностей детей с ОВЗ по программе «Музыкотерапия» Цель диагностики – определение уровня развития общих музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Диагностическая методика соответствует возрасту, степени музыкальной подготовленности детей, учитывает их индивидуальные особенности, проводится индивидуально, с использованием игровых приёмов. 1. Выявление уровня эмоциональной отзывчивости детей на музыку. Наблюдение за поведением детей в новой для них обстановке: как они действуют с новыми для них музыкальными инструментами, как реагируют на музыку в «живом» исполнении на фортепиано и в грамзаписи. 2. Определение уровня развития чувства музыкального ритма. После прослушивания небольшого музыкального отрывка, ребёнок должен воспроизвести его ритм хлопками в ладоши. 3. Оценка уровня развития динамического слуха. Игра «Тихо-громко». Инструкция: «Поиграем с тобой вместе. Я – на пианино, ты – на барабане. Играй, как я: я – громко, ты – громко, я – тихо, ты – тихо. Будь внимателен». 4. Выявление уровня развития тембрового слуха по показателю различения звучания детских музыкальных инструментов, определения источника звука. Игра «Угадай, что звучит?», «Найди колокольчик». 5. Определение уровня развития мелодического (звуковысотного) компонента музыкального слуха по показателю чистоты интонирования мелодии голосом. Спеть любимую песню с аккомпанементом и без него. 6. Определение уровня развития музыкальной памяти. Предложить ребёнку прослушать и запомнить короткую мелодию, а затем спеть её самостоятельно (без слов, на слог «ля»). 7. Определение уровня развития самостоятельной музыкальной деятельности. Предложит ребёнку сыграть на металлофоне знакомую песню или сочинить «свою собственную мелодию». 23 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА Самая музыкальная деятельность Музыкальная память Звуковысотный слух Тембровый слух Динамический слух Чувство музыкального ритма Эмоциональная отзывчивость Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________________________________________ Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________________ Дата обследования: первичное (п/о) _________________промежуточное (пр/о) _________________итоговое (и/о) __________________________ п/о пр/о и/о Заключение_________________________________________________________________ Рекомендации ______________________________________________________________ Дата ____________________ Подпись __________________________________________ 24 Приложение №3 Взаимодействие (работа) с родителями обучающихся с ОВЗ по программе «Музыкотерапия» Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Цель работы: поиск новых форм сотрудничества педагога с родителями. Акцентирование внимания на сохранении преемственности между семьей и дополнительным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. Задачи: ⎯ раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени; ⎯ заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости; ⎯ разнообразить формы дифференцированной работы с родителями, чтобы пробудить интерес к жизни детей в учреждении; ⎯ активизировать участие родителей в различных мероприятиях. Играть и творить – вот главная задача, определяющая получение удовольствия ребёнка от любого вида музыкальной деятельности. Для того чтобы это стало осуществимым, возможно использование следующих форм и методов взаимодействия с семьёй. ⎯ Информационно – аналитическая: анкетирование; тестирование. ⎯ Наглядно – информационная: оформление стендов; оформление альбомов; оформление папок-передвижек; оформление фото – выставок. ⎯ Познавательная: проведение родительских собраний; консультирование; индивидуальные беседы; круглые столы; совместное создание развивающей среды. ⎯ Досуговая: открытые просмотры музыкальной деятельности; проведение совместных праздников и развлечения. 25 Консультативная работа с родителями обучающихся с ОВЗ по программе «Музыкотерапия» Возраст детей № п/п 1. 5-6 лет 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 7-8 лет 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 9-10 лет 2. 3. 4. 5. 6. 7. Содержание работы Анкета для родителей «Организация образовательного процесса в ДДТ» «Задержка речи у ребёнка» (консультация) «Пальчиковые потешки для малышей» (консультация) «Слушаем музыку дома» (консультация) «Как научить малыша подпевать?» (консультация) «Что такое «музыкальность?» (консультация) «Сказка нас учит говорить» (консультация) Анкета для родителей «Воспитание у ребёнка эмоциональной отзывчивости к прекрасному» «Пальчиковые игры – это развитие» (консультация) «Как помочь детям, которые отстают в развитии» (консультация) «Что такое логоритмика?» (консультация) «Советы любящим родителям» (консультация) «Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка» (консультация) «Как строить общение с детьми» (консультация) Анкета для родителей «Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?» «Рекомендации по развитию положительных эмоций у вашего ребёнка» (консультация) «Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребёнка» (консульт.) «Сказкотерапия в работе педагога» (консультация) «Значение дыхательной гимнастики для детей» (консультация) «Роль музыкально-ритмических движений в развитии детей» (консультация) «Музыкальные игры в семье» (консультация) Сроки октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель 26 Приложение №4 Перспективное планирование по программе «Музыкотерапия» месяц сентябрь «При-шла о-сень зо-ло-та я, ме-ня зо-вут... (имя), бубен, помощь взрослого установление визуального контакта Самостоятельное движение детей по залу «змейка», смена ведущих «Школьное коло» (Сербия) «При-шла о-сень зо-ло-та-я, ме-ня зо-вут... (имя), бубен, частичная помощь взрослого установление визуального контакта Самостоятельное движение детей по залу «змейка», «Школьное коло» (Сербия). Шаг с притопом. Самостоятельное движение детей по залу «змейка», смена ведущих «Я ещё не налюбился». февраль январь декабрь ноябрь приветствие октябрь Структура занятий «При-шла, о-сень зо-ло-та-я, ме-ня зо-вут…(имя), бубен, помощь взрослого «свободное движение» «При-шла хо-лод-на-я зи-ма, Самостоятельное ме-ня зо-вут... (имя), бубен, движение детей по частичная помощь взрослого залу «змейка», «Я ещё не налюбился». Шаг на всей ступне «При-шла хо-лод-на-я зи-ма, ме-ня зо-вут... (имя), бубен, установление контакта с детьми Самостоятельное движение детей по залу «змейка», смена ведущих. Лёгкие поскоки «При-шла хо-лод-на-я зи-ма, ме-ня зо-вут... (имя), бубен, установление контакта с детьми Самостоятельное движение детей по залу «змейка», смена ведущих. Захлёстывающий шаг ритмическая разминка пение слушание музыки танцы, хороводы игры прощание Хоровод «Утро «Мышка» (Козак) начинается, день продол-жается, вечер приближается Комплекс №1 Хоровод «Утро «Тучка» начинается, день (Вихарёвой) продол-жается, вечер приближается Комплекс №1 «Паузы» Ансамбль «Пляска с платочком» Тиличеевой «Мы – весёлые мартышки» «До сви-да-ни-я, спа-сибо», бубен, установление контакта с детьми «Как у наших у ворот» (р.н.п.) Ансамбль «Ой да ты, калинушка» (р.н.м.) «Рельсы, рельсы» «До сви-да-ни-я, спа-сибо», бубен, установление контакта с детьми Хоровод «Утро начинается, день продол-жается, вечер приближается Комплекс №1 Хоровод «Утро начинается, день продол-жается, вечер приближается Комплекс №2 «Листопад» (Попатенко) «Во кузнице» (Овчинниковой) Ансамбль «Приседай» э.н.м. «Зелёная репка» «До сви-да-ни-я, спа-сибо», бубен, установление контакта с детьми «Белые снежинки» (Гладкова) «Здравствуй, гостья-зима!» (р.н.п.) Ансамбль «Дрикос-муженёк» (Нидерланды) «Метелица» «До сви-да-ни-я, спа-сибо», бубен, установление контакта с детьми Хоровод «Утро начинается, день продол-жается, вечер приближается Комплекс №2 Хоровод «Утро начинается, день продол-жается, вечер приближается Комплекс №2 «Зимушка» (Картушиной) «Валенки» (р.н.п.) Ансамбль «Детская тройка» (Дания) «Поссорились два «До сви-да-ни-я, спа-сипетушка» бо», бубен, установление контакта с детьми «Голубые санки» (Иорданского) «Ой ты, русская метелица» (р.н.п.) Ансамбль «В хороводе были мы» (р.н.м.) «Скучно так сидеть» «До сви-да-ни-я, спа-сибо», бубен, установление контакта с детьми 27 март «При-шла ве-сё-ла-я вес-на, ме-ня зо-вут... (имя), бубен, установление контакта с детьми апрель «Приш-ла ве-сё-ла-я вес-на, ме-ня зо-вут... (имя), бубен, установление контакта с детьми май «Приш-ла ве-сё-ла-я вес-на, ме-ня зо-вут... (имя), бубен, установление контакта с детьми Самостоятельное движение детей по залу «змейка», смена ведущих. Прямой галоп «Чай и рис» (Израиль) Самостоятельное движение детей по залу «змейка», смена ведущих. Хороводный шаг Хоровод «Утро «Весна» начинается, день (Вихарёвой) продол-жается, вечер приближается Комплекс №3 «Блины» (Абрамского) Ансамбль «Пляска с куклами» «Ловишки» «До сви-да-ни-я, спа-сибо», бубен, установление контакта с детьми Хоровод «Утро «Веснянка» начинается, день (Лозинской) продол-жается, вечер приближается Комплекс №3 «Дождик» (р.н.з.) Ансамбль «Светит месяц» (р.н.п.) «Шатёр» «До сви-да-ни-я, спа-сибо», бубен, установление контакта с детьми Повторение ранее изученного материала Повторение ранее изученного материала Повторение ранее изученного материала Повторение ранее изученного материала Повторение ранее изученного материала «До сви-да-ни-я, спа-сибо», бубен, установление контакта с детьми Повторение ранее изученного материала Пальчиковая гимнастика месяц сентябрь октябрь ноябрь текст игры Дружок ты мой, дрозд! В крапинку хвост. Носик остренький, Бочок пестренький, Перья тонкие, Песни звонкие. Весной распеваются, Зимой забываются. В гости к пальчику большому Прибегали прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний — Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Все пальчики - друзья! Друг без друга нам нельзя! На поляне дом стоит Ну, а к дому путь закрыт. Мы дорогу открываем, В этот домик приглашаем. движения Машут сложенными ладонями, как крыльями. Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого Машут сложенными ладонями, как крыльями. Большой палец прижать к ладони Прижимать по очереди пальцы Постучать кулак о кулак Пожать ладони Из пальцев сделать крышу. Из ладоней сделать ворота. Открыть воротики. 28 декабрь январь февраль март Стали гномы гостей приглашать, Стали гномы гостей угощать. Каждому гостю досталось варенье. Пальчики склеило то угощенье. Плотно прижались ладошка к ладошке. Гости не могут взять даже ложки! Утро настало, Солнышко встало. — Эй, братец Федя, Разбуди соседей! — Вставай, Большак! Вставай, Указка! Вставай, Середка! Вставай, Сиротка! И Крошка-Митрошка! Привет, Ладошка! Все потянулись И проснулись. Вот мостик горбатый. Вот козлик рогатый. На мостике встретил он Серого брата. Упрямцу с упрямцем Опасно встречаться. И с козликом козлик Стали бодаться. Бодались, бодались, Сражались, сражались И в речке глубокой Вдвоем оказались. У тебя скажи, паук, Сколько ног и сколько рук? Отвечай-ка, паучок. Сколько рук и сколько ног? — Когда лапы по дорожке Ходят — это мои ножки. Лапы вяжут паутинку, Будто руки ткут холстинку. Если я крадусь за мошкой, Мои лапы — это ножки. Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки. Затем наоборот. Намазать варенье на кончик каждого пальца. Соединить соответствующие пальцы на обеих руках на обеих руках. Прижать ладони одна к другой. Поднять плечи. Кисти рук скрещены, пальцы растопырены Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения Щелчок левой рукой по каждому пальцу правой руки. Щелчок по ладошке Пальцы поднять вверх и пошевелить ими Пальцы сжать и ладони положить друг на друга. Сделать «козу» правой рукой Сделать «козу» левой рукой Соединить указательные пальцы и мизинцы Пальцы «бодаются» Обе «козы» опустить резко вниз Соединить большой палец левой руки с мизинцем правой. Поворачивая кисти менять пальцы Соединить оба запястья и опустить пальцами вниз, пошевелить. Имитация вязания. Соединить оба запястья и опустить пальцами вниз, пошевелить. Соединить ладони, пальцы согнуть и расставить. Быстро сделать из ладоней коробочку. 29 апрель май Если попадутся мухи, Лапы цапнут их, как руки! Две сороконожки Бежали по дорожке. Побежали, побежали И друг дружечку догнали! Так друг дружечку обняли, Что едва мы их разняли. Повторение ранее изученного материала Все пальцы изображают движение ног сороконожки. Пальцы правой руки бегут по левой руке и наоборот. Пальцы встречаются на груди. Сцепить пальцы в замок и потянуть в стороны. Расцепить пальцы Игры «Метелиц а» «Рельсы -рельсы» «Мы весёлые мартышки»» Название игры Речевой текст Мы весёлые мартышки Мы играем громко слишком. Все в ладоши хлопаем И ногами топаем. Надуваем щёчки, Скачем на носочках. И друг другу даже Язычки покажем. Шире рот откроем, Рожицы состоим. Лишь скажу я слово «три» Все с гримасами замри! Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, Ехал поезд запоздалый. Из последнего вагона Вдруг посыпался горох. Пришли куры – поклевали, Пришли гуси – пощипали, Пришёл слон – потоптал. Пришёл уборщик – всё убрал. Метелица, метелица, Снег по полю стелется. Кто кружится и вертится, Тот не заметелится! Ход игры Дети стоят в кругу и показывают движения по тексту. Ведущий выбирает самую удачную гримасу по окончанию игры. Смена ведущего. Дети становятся в круг спиной друг к другу. Ребром ладони рисуют полосы на спине впереди стоящего. Кончиками пальцев постукивают по спине Указательным пальцем одной руки постукивают Лёгкое пощипывание Постукивают кулачками по спине Поглаживают друг друга. Дети располагаются по залу парами, соединив руки «калачиком». Пары проговаривают стихотворение и кружатся на месте без остановки. Побеждает та пара, которая дольше всех останется на площадке, не расцепив руки. 30 «Зелёная репка» «Поссорились два петушка» «Скучно так сидеть» «Ловишки» «Шатёр» Зелёная репка, Держись крепко. Кто оборвётся, Тот не вернётся. Раз, два, три… Ку-ка-ре-ку-ку-ка-ре-ку, Шпору шпорой поточу. Распушу свой гребешок – Вот каков я, петушок! Всем известно во дворе, Я – хозяин во дворе. Скучно-скучно так сидеть, Друг на друга всё глядеть. Не пора ли пробежаться И местами поменяться. Раз, два, три – беги! Тише, мыши, тише, мыши! Кот сидит на нашей крыше. Старый кот, толстый кот Громко песенку поёт. «Мур-мур-мяу, мур-мур-мяу, «Мур-мур-мяу, всех поймаю»! Мы весёлые ребята, Соберёмся мы в кружок. Поиграем и попляшем И помчимся на лужок. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. На слово «три» надо провернуться вокруг себя, не расцепляя рук. Кто разорвал круг – выбывает из игры. Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук и становятся на одну ногу. По окончании слов стихотворения, пытаются соперника столкнуть, чтоб тот приземлился на две ноги. Побеждает тот, кто остался стоять на одной ноге. Дети сидят на стульях. Напротив них – ряд стульев, но на 1 меньше. На слова «беги» - дети бегут на противоположную сторону зала и пытаются занять место. Кому не хватило стула – выходит из игры. Дети ведут хоровод и проговаривают стихотворение. В центре круга противоходом идёт кот Дети останавливаются, кот поёт песенку и после слова «поймаю» дети разбегаются – кот догоняет. Кого запятнал – тот выходит из игры. Участники делятся на 2-3 группы и берутся за руки. В центре каждого круга – стул с платком. Дети водят хоровод вокруг стула и поют. С окончанием музыки дети быстро натягивают за уголки платок над стулом «Строим шатёр». Побеждает та группа, которая быстрее выстроила шатёр 31 Приложение №5 Пример показателей освоения программы обучающимися с ОВЗ (9-10 лет) по программе «Музыкотерапия» Базовый уровень: ⎯ восприятие и различение эмоционального содержания и характера музыкальных произведений; ⎯ вслушивание в звучание песен и инструментальных пьес, дослушивание звучания до конца, различение маршевой и песенной музыки, ощущение и понимание настроения музыки; ⎯ освоение умения ритмично двигаться под музыку, изменять движения в соответствии со сменой динамики и частей в музыкальном произведении, останавливаться с окончанием музыки; ⎯ освоение умений выполнять музыкально-ритмические движения в разных темпах: ходьба по кругу по одному, парами, тройками; расхождение и свободная ходьба по залу; бег на носках по кругу по одному или парами; кружение на месте по одному и в паре; хлопки; прыжки на месте на двух ногах; «пружинка» с поворотом вправо, влево, прямо; выставление поочерёдно ног на носок и пятку; движение приставными шагами по кругу, подсоки; движение с предметами в двух или одной руке в сочетании с бегом, ходьбой, прыжками; ⎯ участие с удовольствием в инсценировках песен, стихов, сказок и рассказов с музыкальным сопровождением; знание звучания ⎯ металлофона, трещотки, кастаньет; правильное их удерживание и извлечение ритмических последовательностей звуков, создание ⎯ элементарных аккомпанементов. Уровень ниже базового: ⎯ отказ и нежелание участвовать в музыкальной деятельности, неприятие предложенной взрослыми помощи; ⎯ нарастание эмоционального и двигательного возбуждения при восприятии музыки, неадекватность эмоциональных проявлений на музыкальное звучание; ⎯ низкий уровень (отсутствие) умений правильно интонировать мелодию, модулировать силу голоса, но при этом доступность для выполнения заданий на различение тихого и громкого звучания музыки, дифференциацию тембровых свойств звуков в условиях оказываемой помощи; ⎯ низкий уровень (отсутствие) певческих и двигательных навыков, затрудняющий активное самостоятельное участие в исполнительской деятельности, тем не менее, возможное в условиях оказываемой взрослым помощи. 32 Приложение №6 Содержание непосредственно образовательной деятельности по музыкально – двигательно-речевой коррекции детей с ОВЗ Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо ритмических и мелодикоинтонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений. Развитие моторной сферы. У детей с ОВЗ имеет ряд особенностей. Прежде всего наблюдается высокая импульсивность на двигательном уровне, страдает пространственное восприятие собственного тела, которое выражается в несформированности практически всех измерений: латеральности (интеграции левой и правой сторон), центрации (интеграция «верха» и «низа» тела) и фокуса (интеграции «переда» и «спины» тела) Воздействие на моторный уровень ребенка в процессе музыкальных двигательных занятий, с учётом общих закономерностей его онтогенеза, вызывает активизацию развития высших психических функций, коррекцию эмоциональноволевой сферы, развитие контроля, произвольной саморегуляции и служит тем фундаментом, который лежит в основе нормального онтогенетического функционирования. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха., :(упражнения на развитие диафрагмально- брюшного дыхания, выработка продолжительного речевого выхода, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.) Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. В занятиях используются упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников. Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. 33 Чистоговорки обязательны на каждой НОД. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. Коррекционная ритмика и танцы в кругу. Позволяют ребенку почувствовать своё тело, управлять им и получать при этом огромное удовольствие. Коррекционная ритмика и танцы в кругу вырабатывают навыки взаимодействия с партнёрами, ритмичного и координированного движения, умения двигаться по кругу вместе и по одному, начинать и заканчивать движения со звучанием музыки, двигаться в соответствии с музыкальным темпом, выполнять несложные движения рук и ног, приседания, подскоки, шаги, пластически имитировать различные образы; умения переходить от состояния возбуждения к расслаблению (и обратно). При этом решаются многие проблемы - двигательные, эмоциональные, познавательные, социальные Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. Выполняют как стимулирующие, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести её с действиями других участников занятия. Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана. Коммуникативные игры. Выполняют задачу развития у детей преимущественно невербальных средств общения и связаны, прежде всего с выработкой позитивного, доброжелательного отношения к окружающим, с желанием и стремлением общаться. формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют 34 углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу (хороводы, подвижные игры). Игры по правилам. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры. Направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры Релаксация. Цель успокоить детей, переключить внимание на другие виды деятельности. Под специально подобранную музыку с частотой 60 ударов в минуту, дети учатся расслабляться, закрывать глаза, сосредотачиваться на создаваемых образах, сочинять, фантазировать. 35