Пальчиковый тренинг

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100 Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Пальчиковый тренинг»
(Развитие мелкой моторики в различных видах деятельности)

Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Караульщикова Людмила Юрьевна,
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ
от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Дополнительное образование в учреждении определяется социальным заказом детей
и их родителей, оно расширяет возможности личностного развития за счёт расширения
образовательного пространства ребёнка, исходя из его потребностей. Родители (законные
представители детей) считают, что необходимо вести образовательную деятельность по
данному направлению, так как это обеспечивает преемственность воспитательных
институтов «семья – система дополнительного образования – начальная школа».
Содержание программы включает специальное развивающее оборудование для проработки
мелкой моторики рук детей в разных видах деятельности. В программе учитывается
ведущая игровая деятельность дошкольников, поэтому все задания, упражнения
представлены в виде игр, что позволяет педагогу в доступной форме выстроить процесс
обучения, поддержать интерес к занятиям, облегчить освоение сложных умений и навыков.
Выполнение обучающимися разнообразных видов деятельности способствует не только
совершенствованию тонко координированных движений пальцев и кистей рук, их
произвольности, но и развитию речи.
Актуальность программы. Систематические упражнения с участием рук и пальцев
гармонизируют тело и разум ребенка, положительно влияют на деятельность мозга.
Простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение
многих звуков, развивают речь дошкольника. Одним из основных условий и в то же время
показателем физического и нервно-психического состояния ребенка является
разностороннее развитие движения рук ребенка: чем они многообразнее, тем совершеннее
функции нервной системы. Регулярные занятия по развитию мелкой моторики помогают
также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под
контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.
Программа содержит упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев,
развитие силы, координации движений.
В конце обучения у ребенка развивается умелость и укрепляется сила рук, движения
обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев более
дифференцированными. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У
детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или
2

щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах:
силе, длительности, направленности.
Новизна программы. Разнообразные игры развивают у детей мелкую моторику,
навык мышления, память, учат делиться, проигрывать, развивают внимательность,
логическое и образное мышление, помогают взаимодействовать с другими игроками и учат
подчиняться правилам. Настольные игры, включенные в программу, изготовленные из
самых разных материалов (картон, металл, пластик, дерево, камень, стекло, ткань и т.д.)
дарят тактильные ощущения, что тоже немаловажно для развития обучающегося.
Стрежнем содержания обучения является модульно-кольцевая структура, которая
включает в себя чередование занятий по разделам учебно-тематического плана. В ходе
обучения, обучающиеся изучают программный материал не последовательно блоками, а с
постоянным перемешиванием тем. Вариативность программной тематики (темы могут
меняться в соответствии с актуальными потребностями детей, изменяющимися условиями
реализации программы и интересами педагога), а также постоянная смена и чередование
видов деятельности на занятиях в течение всего учебного года, способствует поддержанию
познавательного интереса и активного включения обучающихся в образовательный
развивающий процесс.
Отличительные особенности программы от других широкое использование
технологии разнообразных игр, в том числе и настольных. Программа характеризуется
также разнообразием материалов, используемых в обучении, разнообразием ручных
операций и видов практической деятельности, разнообразием познавательных сведений.
Учебный материал опирается на системность, комплексность, последовательность,
систематичность, доступность и индивидуальный подход к обучающемуся.
Педагогическая целесообразность программы. По данным ученых,
систематическая тренировка мелкой моторики положительно влияет на развитие высших
психических функций – улучшение восприятия информации, формирование механизмов
целенаправленного поведения, стремление быть успешным в выполнении заданий и
упражнений, концентрацию внимания. Можно отметить, что развитие психомоторики рук
очень важно для полноценного учебного процесса ребенка и его дальнейшего нервнопсихического и физического совершенствования.
Особенности реализации программы. Программа предусматривает создание
развивающих условий, позволяющих учитывать образовательные потребности детей
посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Адресат программы - дошкольники от 5-ти до 7 -ми лет.
Условия формирования групп. Набор детей по программе осуществляется по
принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию специальных
знаний, умений и навыков. Главным условием записи на обучение является желание
ребенка заниматься разными видами игровой деятельности. Зачисление обучающихся на
программу проводится в начале учебного периода по желанию детей (с согласия родителейзаконных представителей).
Возрастные особенности обучающихся. Согласно данным психологов и
физиологов, у детей пяти лет слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна
координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. К семи годам
в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие
мелких мышц кисти.
3

У большинства современных детей дошкольного возраста можно отметить
недостаточное развитие мелких мышц рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой
неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы,
шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными.
Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных
сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С
течением времени уровень развития сложно координированных движений руки может
оказаться недостаточным для освоения письма. Поэтому развивать мелкую моторику рук
детей нужно и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
дошкольников составляет 30 минут.
Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения необходимых для освоения программы – 36ч.
Срок освоения - 1 год, продолжительность образовательного процесса 36 учебных
недель - 9 учебных месяцев.
Форма обучения очная.
Виды занятий – теоретическое, практическое, комбинированное, контрольное.
Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, контрольное
задание, устный опрос, конкурс, соревнование, открытое занятие.
Цель программы - развитие мелкой моторики и ручной умелости ребенка в
процессе выполнения разнообразных предметно практических действий.
Задачи программы:
Обучающие:
⎯ обогащать тактильный опыт, учить узнавать на ощупь предметы и материалы:
⎯ формировать нажим руки при выполнении графических заданий на штриховку и
рисование предметов по клеткам;
⎯ обучать работе с бумагой с использованием различных приемов и техник;
⎯ обучать правилам и действиям в настольных играх;
⎯ формировать знания при выполнении заданий с мелкими предметами по образцу и
словесной инструкции;
⎯ обучать выполнению игровых упражнений для пальцев с речевым сопровождением.
Развивающие:
⎯ развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук;
⎯ развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
⎯ развивать пространственную координацию;
⎯ развивать творческую активность;
⎯ развивать кинестетические ощущения в процессе предметно-практических
действий.
Воспитательные:
⎯ воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, аккуратность в работе;
⎯ воспитывать внимательность к выполнению заданий;
⎯ воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду;
⎯ формирование интереса к творческой деятельности.
4

Учебный (тематический) план
№
Наименование раздела, темы
п/п

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы аттестации/
контроля

1.

Введение в программу

2

1

1

Диагностика

2.

Графические упражнения

6

-

6

2.1

Отработка графических
навыков

Педагогическое
наблюдение

1

-

1

2.2

Штриховки

2

-

2

Графический
диктант

2.3

Рисование по клеточкам

2

-

2

Конкурс штриховок

2.4

Графический диктант

1

-

1

Контрольное задание

3.

Игры и действия с
предметами

8

-

8

3.1

Упражнения с прищепками

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

3.2

Упражнения с пинцетом

2

-

2

Устный опрос

2

-

2

Контрольное
упражнение

2

-

2

8

1

7

4
4

1
1

3
3

4.1
4.2

Игры с канцелярскими
скрепками
Упражнения со шнурками
Упражнения с развивающим
оборудованием,
настольными играми
Наборы для развития моторики
Настольные игры

5.

Волшебный лист бумаги

4

2

2

5.1

Понятие о материалах и
инструментах. Приемы работы
с бумагой

Педагогическое
наблюдение

2

1

1

Устный опрос

5.2

Аппликация

2

1

1

6.

Пальчиковые игры

6

-

6

Контрольное задание

7.

Итоговые занятия

2

-

2

Открытое занятие

Итого:

36

6

30

3.3
3.4
4.

Педагогическое
наблюдение
Устный опрос
Соревнование

Выставка работ

Содержание учебного (тематического) плана
1.Введение в программу (2ч.)
Теория. Знакомство с программой. Правила поведения в кабинете, правила
обращения с оборудованием.
Практика. Входная диагностика на выявление умений застегивать кнопки и
пуговицы; умение определять на ощупь предметы. Выявление уровня владения
навыками и умениями работы с инструментами (карандаш, ножницы). Выявление
5

умений изображать прямые линии на ограниченной поверхности и ориентироваться
на листе бумаги (вверху- внизу).
2.Раздел. Графические упражнения (6ч.)
Практические занятия
2.1. Отработка графических навыков
⎯ ориентироваться в строчках и клеточках;
⎯ проводить прямые, косые и изогнутые линии;
⎯ рисовать линии по направлениям — сверху вниз, слева направо и т. д.;
⎯ соединять противоположные углы клетки;
⎯ выполнять так называемые графические диктанты (вести линию на строчку
выше, потом на две ниже и пр.)
2..2. Выполнение штриховки
Различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз)
горизонтальные (слева направо) наклонные «клубочками» (круговые движения
руки) полукругами. Линии должны выполняться одним движением кисти руки.
Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком
навыка выполнения их размер уменьшается.
2.3. Рисование по клеточкам.
Выполнение упражнений - повторить изображение в своей тетради, считая клетки,
которые представлены в образце. -под диктовку обвести клетки, слушая педагога.
2.4. Графический диктант
Пример графического диктанта для ребёнка 5 лет (соблюдать порядок клеток –
нельзя перепрыгивать через 1, сбиваться или дорисовывать «от себя», если кто-то
что-то не успел сделать).
Этапы Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4 Шаг 5 Шаг 6 Шаг 7 Шаг 8
Блок 1 Вправо 1
Вверх 3
Вправо 2
Вверх 1
Вправо 1
Вниз 3
Вправо 6
Вверх 1
Блок 2 Вправо 1
Вверх 1
Вправо 1
Вниз 2 Влево 1
Вниз 4 Влево 1
Вниз 2
Блок 3 Влево 3
Вверх 1
Вправо 1
Вверх 1
Влево 2
Вниз 1
Влево 1
Вниз 1
Блок 4 Влево 2
Вверх 1
Вправо 1
Вверх 2
Влево 1
Верх 1
Влево 3
Вверх 1
3.Раздел Игры и действия с предметами (8ч.)
3.1 Упражнения с прищепками
Теория. Знакомство детей с различными цветами и геометрическими формами.
Понятия «длинный», средний, короткий; развитие моторики пальцев рук. «Цвета» и
их закрепление.
⎯ «Полосочки». Возьмите три полоски различной длины. Предложите прикрепить
к короткой полоске одну прищепку, к средней – две и длинной – три.
⎯ «Подбери по цвету» Игра учит различать цвета, ориентируясь на их
однородность или неоднородность при наложении определенного цвета,
прикрепленного к прищепке, обозначать результат словами «такой», «не такой».

6

«Учим углы» Ход игры: прикрепляем прищепки к углам фигуры, изучаем
понятие – угол. Считаем, сколько углов у каждой фигуры, где больше, где
меньше, где равное количество.
⎯ «Подбери по форме»
⎯ «Собери цветок» Детям предлагается прикрепить такое же количество лепестков,
сколько написано на серединке цветка. В качестве лепестков используются
прищепки, поэтому у детей одновременно развивается и мелкая моторика.
2.2. Упражнения с пинцетом
⎯ Поочередно, то правой, то левой рукой перекладывать с помощью щипчиков
предметы разного размера и жесткости. Предложить ребенку почувствовать, у
какой ручки лучше получается.
⎯ Игра на время: нужно за одну минуту перенести с помощью щипчиков все
предметы из одной тарелки в другую. Хорошо, если предметы будут разного
размера и из разного материала.
⎯ Сортировать предметы с помощью щипчиков по размеру — большой, средний,
маленький — или по оттенкам цветов.
⎯ Делаем штампы. Для этой игры понадобятся помпоны, в качестве замены можно
использовать отрезанные от посудной губки кусочки. Захватываем щипчиками
помпон, окунаем в краску и ставим штампы на бумаге. Можно пробовать делать
это разными руками или двумя одновременно.
⎯ Для этой игры необходимы помпоны или шарики из пластилина разных цветов.
Подготовить 5 -10 схем: нарисовать стаканчики с шариками разных цветов
внутри. Поставить перед ребенком стаканчики и попросить с помощью
щипчиков и помпонов (или пластилиновых шариков) повторить схему на
картинке. Более взрослым деткам можно играть на время.
⎯ Передавать друг другу предметы с помощью щипцов. Для этой игры нужно две
пары щипцов. Хорошо, если предметы будут разные: крышечка от бутылки,
платок, кусок сахара, кофейное зернышко, фломастер и так далее. Кто уронит
предмет, тот прыгает 10 раз на одной ножке!
⎯ Спаси насекомое! Наполнить емкость песком или крупой. Внутрь емкости
поглубже спрятать мелкую игрушку (это может быть насекомое или что-то
другое). Предложить ребенку с помощью пинцета отыскать спрятанный предмет
и спасти игрушку.
2.3. Игры с канцелярскими скрепками
⎯ Создаем картину (панно) или обыгрываем сказку из скрепок.
⎯ Создаем цепочку. Скрепляем скрепки вместе. Казалось бы, примитивное
задание, но для маленьких деток — это очень сложно. Если играть в
соревновательном режиме (кто быстрее), то ребенку станет еще интереснее.
⎯ Составляем музыкальный ряд из скрепок. Для начала сгодятся 4 скрепки с 2
цветами. Например, цепочка — синяя, красная, синяя и красная. Договариваемся
с ребенком, что синяя — один хлопок, красная — 2 хлопка. Теперь читаем схему
и хлопаем.
⎯ Повторяем цветовой ряд. Выкладываем разноцветную полоску из скрепок и
просим ребенка логически продолжить ряд или сделать ниже точно такую же
полоску.
⎯

7

⎯ Просим ребенка расфасовать скрепки по цветам.
⎯ Составляем контуры цифр и букв. Если нужно задание посложнее, то просим
ребенка составить слова.
⎯ Закрепляем знания на счет. К каждой цифре просим ребенка положить рядом
соответствующее количество скрепок.
⎯ Выкладываем скрепки по нарисованному контуру. Например, домик.
⎯ Развиваем память. Раскладываем цветные скрепки (лучше начать с 5). Просим
ребенка запомнить цвета. Ребенок закрывает глаза. Убираем одну. Спрашиваем
какой скрепки не хватает.
2.4. Игры со шнурками
⎯ Упражнение «Кружок»
Цель - закреплять знания о геометрической фигуре - круг, упражнять в умении
изолированно двигать пальчиками (большой, указательный, средний)
Шнурок крутиться, играет,
В кружок нитку завивает.
Получилась красота - Вся веревка завита.
⎯ Упражнение «Улитка»
Цель - упражнять в умении изолированно двигать пальчиками (большой,
указательный, средний)
Улитка медленно ползет, качаясь на листке, улитка целый день несет свой домик на
себе.
⎯ Упражнение «Облака»
Цель - упражнять в умении наматывать шнурок на палец и снимать «моток» с пальца
- (методическое указание - следить, чтобы ребёнок сильно не затягивал шнурок на
пальце)
Облака, облака - Кучерявые бока. Облака кудрявые Целые, дырявые. Легкие
воздушные. Ветерку послушные.
(С. Михалков)
⎯ Игра «Повтори узор»
Цель - развитие фантазии.
Играющих двое: взрослый и ребенок или два ребенка. Один игрок придумывает узор,
второй - повторяет.
⎯ Упражнение «Бусы»
Цель - учить регулировать силу натяжения узла.
Из шнурка тихонечко бусы завяжу, подарю подружке их (или - Подарю их куколке).
И ласково скажу: «Я тебя люблю!»
⎯ Упражнение «Бабочка»
Цель - формировать навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант)
Из шнурков сложилось чудо — завязались бантики, потихоньку подходите.
Полюбуйтесь-поглядите! Вот так чудо-чудеса: это бабочка краса!
⎯ Игра «Кто больше?»
Цель - развивать ловкость пальцев рук.
Детям даются шнурки одинакового размера. По сигналу играющие (2-3- ребенка)
начинают завязывать узелочки на своих шнурках. Кто больше завяжет - тот и
победитель.
8

⎯ Игра «Кто быстрее?»
Цель - развивать ловкость пальцев рук.
Играющим (2-3- ребенка) даётся по шнурку с одинаковым количеством узелков. Их
задача - быстро их развязать.
4. Раздел. Упражнения с развивающим оборудованием (8ч.)
4.1. Набор для развития моторики
Теория: Знакомство с различными наборами и способами работы с ними для
развития моторики:
⎯ Текстурный клубок. (Клубок-верёвка из яркого пластика с различными
бугорками и впадинами, переплетениями).
⎯ Тренажер для пальцев рук.
⎯ Игра «Передвижки». (В игре используются 12 шариков 4-х цветов.)
⎯ Игра «Лабиринт».
⎯ Игра «Найди это». (Игра представляет собой сосуд, в котором спрятаны 47
разных предметов среди цветных гранул.)
⎯ Кольцо с щупальцами.
4.2. Настольные игры для развития мелкой моторики
Теория. Объяснения правил игры. Как взаимодействовать в группе, правила
очередности.
Практика.
⎯ Руки-трюки. Нейропсихологическая игра для развития мелкой моторики,
⎯ Мозаика из палочек "Человечки",
⎯ Деревянный тактильный куб "Парочки" (набор сенсорный ящик),
⎯ Тактильные чудо-платочки.
5.Раздел «Работа с бумагой» (4ч.)
5. 1. Понятие о материалах и инструментах
Теория. Бумага, ее виды и свойства. Инструменты. Правила ТБ с ножницами, клеем,
карандашом.
Практика. Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная,
гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой
(ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение
Практика.
Просмотр презентации «Из истории бумаги»
1. Опыты с бумажным листом.
⎯ Основные свойства бумаги, опыты.
⎯ Бумага мнётся.
⎯ Бумагу можно сгибать.
⎯ Бумага рвётся.
⎯ На бумаге можно рисовать.
⎯ Рисуем и стираем.
⎯ Очки из бумаги.
⎯ Бумага мокнет.
2. Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление
деталей по шаблону.
9

5. 2. Аппликация
«Волшебные геометрические фигуры».
Теория: терминология: «линия сгиба», «сложить пополам». Разновидности клея.
Практика. Плоское и объемное моделирование на плоскости из цветной бумаги
(картона). Работа по технологическим картам «Волшебные геометрические
фигуры»: божья коровка, гусеница, бабочка, рыба, паук; кошка, собака, заяц; дом.
⎯ «Фрукты и овощи».
Теория: развитие пространственных представлений и ориентировок детей - «в
центре», «с края», «слева», «справа», «спереди», «сзади, «между», «около», «на
одинаковом расстоянии».
Практика. Плоское моделирование из картона. Изготовление плодовоовощных
культур-клубника, вишня, виноград; яблоко, груша, бананы; свекла, морковь, лук,
огурец, помидор.
⎯ «Новогодние игрушки и украшения»
Теория: история возникновения праздника - Новый год, празднование Нового года в
разных странах, фантазия и творчество ребенка в изготовлении новогодних игрушек
- основные требования для подбора необходимых материалов и аксессуаров, зимние
загадки и стихи по теме.
Практика. Плоское и объемное моделирование. Изготовление новогодних подвесок
на ёлку (мишка, тигренок, фонарики, гирлянды), игрушек (коробочка Дед Мороз,
белоснежное дерево, елочка, звездочки, снежинки), открытки «С Новым годом!»
6. Раздел. Пальчиковые игры (6.)
Теория. Правила выполнения упражнений по видео примерам.
Практика: Мультигра «Наши пальчики»
https://yandex.ru/video/preview/7363668981817316273
Видеоупражнения по развитию мелкой моторики
https://rutube.ru/video/a4db6866a6b856dc5fd8f8cdfe1b4947/?playlist=245861
Комплекс игровых упражнений
https://multi-mama.ru/palchikovye-igry-dlya-detej/#__5-6
7. Итоговые занятия (2ч.)
Практика. Выставка работ. Диагностика.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
⎯ умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие
для всех правила поведения (этические нормы);
⎯ умение в предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке
учителя);
⎯ умение при поддержке педагога и детей давать оценку своим поступкам и поступкам
своих сверстников;
⎯ умение выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
⎯ умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

10

Регулятивные УУД:
⎯ умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога;
⎯ умение работать по предложенному плану педагогом;
⎯ умение проговаривать последовательность действий на занятии;
⎯ умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с различным
материалом;
⎯ умение отличать верно ли выполненное задание от неверного;
⎯ умение давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и
деятельности всей группы;
⎯ умение оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
⎯ умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
⎯ умение сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические
фигуры, предметные картинки);
⎯ умение классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
⎯ умение делать выводы в результате совместной работы с педагогом.
Коммуникативные УУД:
⎯ умение слушать и понимать речь других;
⎯ умение оформлять свои мысли в устной форме;
⎯ умение совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах
поведения и общения и учиться следовать им;
⎯ умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае
общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях
конфликтов интересов.
Предметные результаты:
⎯ выраженное развитие мелкой моторики и координации пальцев рук ребенка до
уровня, соответствующего данному возрасту;
⎯ выраженное развитие чувствительность пальцев рук, согласованные действия обеих
рук, дифференцированные движения пальцев.

11

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
1
ОП
обучения полугодие
01.0916
1
31.12
недель

Зимние
праздники
01.01.08.01

2
ОП
полугодие
09.0120
31.05
недель

Летние
каникулы
01.0631.08

Всего
год
36
недель

Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.14 г. № 41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»; предусмотрены индивидуальные занятия и занятия в подгруппах.
Принципы построения программы:
⎯ Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий,
направленных на достижение целей (по С.Л. Рубинштейну).
⎯ Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и
средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать
целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть
различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в
зависимости от уровня их развития.
⎯ Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость,
а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия,
взаимопонимания, доброжелательности.
Методическое обеспечение программы.
⎯ Раздел «Пальчиковая гимнастика»
Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный
отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное
напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых
положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения
способствуют поддержанию хорошего тонуса.
Пальчиковая гимнастика – это специально разработанные упражнения для
тренировки пальцев и укрепления мышц руки.
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в
разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без
них, пальчиковые игры с предметами. К числу достоинств таких игр можно отнести их
простоту и универсальность, отсутствие каких – либо специальных атрибутов для
проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при
регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев
и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений
оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и
развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервнопсихического напряжения. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность
окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы,
происходящие в природе.

12

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику
рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание Игры и упражнения на развитие общей моторики – формируют
зрительно-моторную координацию.
⎯ Раздел «Игры и действия с предметами
Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков,
развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются
предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям
предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и
указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу,
стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать
пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух
ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты
различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с
использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.
⎯ Раздел «Графические упражнения»
Игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить
мускульную и тактильную память.
Выполнение графических упражнений и штриховки способствует подготовке руки к
письму. Развитие мелкой моторики определяется не только чёткостью и красотой
изображения линий, но и лёгкостью и свободой движений: руки не должны быть скованны
и напряжены. Важно учиться соблюдать графические пропорции, писать плавно и
симметрично. Ребёнок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать
линии. Графические упражнения способствуют развитию точности движений, развитию
внимания и контроля за собственными действиями.
Штриховка – одно из важнейших упражнений. Выполнять её следует, соблюдая
основные правила: штриховать только в заданном направлении; не выходить за контуры
фигуры; соблюдать параллельность линий; не сближать штрихи, следить, чтобы расстояние
между штрихами было примерно 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, необходимо постоянно
помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до
автоматизма, что в дальнейшем поможет ребёнку преодолеть трудности технической
стороны письма.
⎯ Раздел «Работа в тетради в клетку»
Работа строится от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших
дошкольников, занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие
возможности для развития мелкой моторики и развития элементарных графических
навыков, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также
развивает умение ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой. Затем
учится выполнять задания в ограниченном пространстве – в клеточке, совершенствует
умение измерять условной меркой – клеткой.
В последующем задания усложняются, у детей формируются достаточно чёткие
пространственные ориентиры, и они могут свободно воспринимать слуховые задания
13

Методы организации учебно-воспитательного процесса: наглядный метод обучения и
метод практических действий.
Методы обучения: наглядный, практический, словесный, игровой.
Методы воспитания - стимулирование деятельности и поведения (поощрение, создание
ситуации успеха, убеждение).
Педагогические технологии - технология группового обучения; технология игровой
деятельности; коммуникативная технология обучения; здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия:
В одном занятии используется 2-3 вида деятельности из учебного плана.
Каждое занятие состоит из трёх частей:
⎯ Вводная часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов
и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового
материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики с
использованием музыкального сопровождения.
⎯ Практическая часть – Выполнение упражнений программы.
⎯ Заключительная часть – рефлексия, т.е. самоанализ выполненной работы. Ребенок
учится анализу собственной деятельности: что он сделал верно, что ему хотелось бы
еще сделать, чему он сможет научить.
Схема проведения занятий по видам деятельности (модульно-кольцевая структура)

Виды деятельности

Время
проведения

Виды деятельности

Время
проведения

Развитие моторики с
помощью спортивных
снарядов и
упражнений /
Подвижные игры

30 мин

Развитие моторики с
помощью
спортивных снарядов
и упражнений/
Подвижные игры

30 мин

Упражнения со
специальным
оборудованием/
упражнения для
межполушарного
взаимодействия/
координация

30 мин

Упражнения со
специальным
оборудованием/
упражнения для
межполушарного
взаимодействия/
координация

30 мин

Занятие № 5,7

2-я и 4-я недели месяца
(чётные недели)

Занятие № 6,8

Занятие №2,4

Занятие №1,3

1-я и 3-я недели месяца
(нечётные недели)

Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая;
Формы обучения и виды занятий - игра, упражнение, беседа;
Формы организации работы:
⎯ Дидактические игры и игровые упражнения.
⎯ Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры с предметами
⎯ Занимательные задания и игры-соревнования.
⎯ Творческая деятельность
Формы и методы обучения
14

Учебное занятие может проводиться с помощью комбинированных методов и приёмов.
⎯ Словесный метод: объяснение.
⎯ Практический метод: выполнение упражнений и игр.
⎯ Наглядный метод: демонстрация упражнения педагогом.
⎯ Игровой метод.
⎯ Коррекционный метод: коррекция индивидуальных нарушений обучающихся.
Педагогические технологии: игровые; здоровьесберегающие; коррекционные.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в просторном помещении с естественным или искусственным
освещением с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, учетом возрастных
особенностей ребёнка. Стол для педагога, столы и стулья по количеству обучающихся. Для
проведения занятий по профилю данной программы имеется тактильно-развивающее
оборудование.
Художественные материалы и инструменты для каждого ребенка: простые
карандаши на каждого ребенка, тетради в клеточку, печатные листы с заданиями,
трафареты, шаблоны для обведения/вырезания, цветная бумага, ножницы
Дидактический
материал:
картотека
пальчиковых
игр,
самомассажа,
физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам, развивающие
материалы и настольный игры.
Педагогические кадры
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми
дошкольного возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг освоения образовательной программы
Отслеживание по конкретным техническим навыкам и умениям: навык подбора
необходимых деталей (по форме и цвету); умение конструировать по образцу; умение
конструировать по пошаговой схеме; умение конструировать по заданию.
Для отслеживания результативности применяется:
⎯ педагогический мониторинг, который включает тестовые задания, диагностику
уровня личностного роста ребенка, анкетирование, ведение журнала учёта. На данном
этапе изучаются особенности каждого обучающегося с использованием тестирования
и устного опроса.
⎯ мониторинг образовательной деятельности детей заключается в сравнительном
анализе с оформлением фотоотчёта.
Основные критерии педагогического анализа:
⎯ Эмоциональное состояние.
⎯ Поведение ребенка в момент расставания и встречи родных.
⎯ Отношение к предметному миру и игре.
⎯ Двигательная активность.
⎯ Общее состояние организма.
⎯ Взаимодействие со взрослыми и детьми.

15

Формы контроля:
⎯ тесты;
⎯ педагогический анализ;
⎯ открытое занятие.
Виды контроля:

⎯ Входной контроль - проводится с целью определения уровня развития детей.
⎯ Текущий контроль - для определения степени усвоения учебного материала.
⎯ Промежуточный контроль - для определения результатов обучения.
⎯ Итоговый контроль – для определения изменения уровня развития творческих
способностей.
Основная форма мониторинга: наблюдение педагогом за уровнем развития умений и
навыков
Формы подведения итогов. По итогам обучения организуется фотовыставка работ по
каждой учебной теме. Основные формы контроля — это общение и наблюдение в
процессе работы над тематическими заданиями. В диагностике также используются
такие методы контроля как практические контрольные задания, устный опрос,
педагогическое наблюдение, викторина, викторина, конкурс, открытое занятие.
Способы отслеживания результатов обучения. Основные форма подведения итогов —
это карты оценки результатов освоения программы и фотоотчеты

16

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18
ноября 2015 № 09-3242;
5. Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагога, родителей, обучающихся:
1. Гаврина С. Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» Ярославль: «Академия развития», 1997.
2. Илюхина В. А. «Волшебные линии. Рабочая тетрадь для подготовки к школе», 1
часть, 2010.
3. Картотека пальчиковых игр.
4. Узорова О. В., Нифекдова Е. А. «Игры с пальчиками» - М.: ООО «Издательство
Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
5. Голубина Т. С. «Чему научит клеточка». МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Москва 2006г.
6. Малюкова И. «Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму».
Дошкольное воспитание. 200г. № 2
Интернет-источники:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Пальчиковые игры.
Мультигра «Наши пальчики» https://yandex.ru/video/preview/7363668981817316273
Видеоупражнения по развитию мелкой моторики
https://rutube.ru/video/a4db6866a6b856dc5fd8f8cdfe1b4947/?playlist=245861
Комплекс игровых упражнений https://multi-mama.ru/palchikovye-igry-dlyadetej/#__5-6
Графические упражнения https://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/podgotovka-deteik-shkole/zadanija-na-razvitie-graficheskih-navykov-u-detei-5-6-let.htmlhttps://handsmake.ru/graficheskie-risunki-po-kletochkam.html
https://handsmake.ru/graficheskie-risunki-po-kletochkam.html
Графический диктант. https://handsmake.ru/graficheskie-risunki-po-kletochkam.html
Работа с бумагой.
17

8. Схемы, шаблоны, технологические карты для занятий:
https://tratatuk.ru/materialy/podelki-iz-bumagi/podelki-dlya-detej.html
https://podelunchik.ru/podelki-iz-bumagi#i-8
https://bantomaniya.ru/master-klassy/podelki-iz-bumagi
https://myhandmade7.com/139-podelki-iz-bumagi-dlya-detey-luchshie-idei-i-masterklassy-s-poshagovymi-foto.html

18

Приложения
Анализ процесса деятельности ребенка (автор Комарова Т.С.)
Навыки
3 балла высокий уровень
2 балла средний уровень
1 балл низкий уровень
Характер линий:
Слитная,
Прерывистая,
Дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая.
Нажим:
Средний, уверенный. Регулирует силу нажима
Сильный, энергичный (иногда подавляющий бумагу). Регуляции удаются не всегда
Слабый (иногда еле видный). Не регулирует силу нажима.
Раскрашивание (штрих):
Мелкие штрихи, не выходящие за пределы контура.
Крупные размашистые движения, иногда выходящий за пределы контура.
Беспорядочные линии, не умещающиеся в пределы контура.
Карта наблюдения. Критерии.
Эмоциональное восприятие деятельности:
Адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки; адекватно
оценивает свою работу
Эмоционально реагирует на оценку взрослого (радуется, огорчается); самооценка
завышенная или заниженная.
Безразличен к оценке взрослого, самооценка своей работы отсутствует.
Самостоятельность:
Выполняет задание сам, в случае необходимости обращается с вопросами.
Требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко.
Необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.
Творчество:
Работает с энтузиазмом, самостоятельно придумывает сюжет, оригинально решает
построение изображения, используя все средства художественного выражения
Работает с удовольствием, спокойно. Отталкивается от предложенных сюжетов.
Использует художественный материал для достижения замысла.
Работает без энтузиазма, выполняет только предложенные задания.
Аккуратность:
Правильно организовывает и поддерживает в чистоте своё рабочее место в течение всей
деятельности.
Правильно организовывает и наводит порядок на своём рабочем месте после выполнения
работы.
Не может самостоятельно организовать рабочее место.

19

Итоговая аттестация.
Тест «Домик»

Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе
«глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь
художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике
исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим.
Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно
передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и
предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.
Обработка результатов
За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).
1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или
обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая
основание домика — 1 балл.
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при
относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.
3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора
выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1
балл.
4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например,
заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы
идет вверх — 1 балл.
5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма,
штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче
количества элементов не считаются.
Интерпретация результатов
• 0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации;
• 2—3 балла — средний уровень;
• свыше 4 баллов — низкий уровень.
Диагностика развития мелкой моторики детей 5-7лет.
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики
Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»
Москва,
2009г.,
теста
К.Йирасика,
графических
диктантов
Д.Б.Эльконина,
монометрического теста «Вырезание круга».
Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:
Фамилия Имя
Развитие графических навыков
ребенка
Срисовывание
Штриховка
Графический
Тест Керна Й
Образца
диктант
1.
2.
3.
4.
5.
Рекомендуемые задания для диагностики:
1. Развитие мелкой моторики
• Упражнения «Кольцо», «Зайчик» - пальцы зажаты в кулак, указательные и средний
пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу);
20

Упражнения «Кольцо», «Зайчик» - пальцы зажаты в кулак, указательные и средний
пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу);
• «Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота,
создание рисунка);
• Завязывание шнурков разной величины;
• Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.
2.Ориентировка в пространстве
• Зрительные, слуховые диктанты;
• Д/И «Найди, где спрятано?».
3.Срисовывание образца
• задания на листе бумаги в клетку, в линейку;
• дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение).
4.Штриховка
• выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение
направления, соблюдение контура изображения.
5.Графический диктант.
• Задание по типу «Продолжи узор»;
• Графический диктант Д.Б.Эльконина.
6.Тест Керна Йирасика
• Срисовывание фразы «Он ел суп»;
• Срисовывание группы точек;
• Рисование фигуры человека.
При оценке рисунка человека учитывается:
• наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
• наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
• способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма
конечностей.
7.Вырезание ножницами.
• Вырезание силуэта предмета
• Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга»
(На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов.
Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой
линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть
выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов
Высокий уровень - задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по
заданиям – 60 - 80 баллов
Средний уровень - есть 2 - 4 ошибки, ребенок использует направляющую и
стимулирующую помощь, сумма баллов от36 до 59 балла
Низкий бал - задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.
•

21

Методы определения ведущей руки
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
• Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в
одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает
коробок.
• Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися
крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит
пузырек.
• Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины.
Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
• Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные
действия выполняет ведущая рука.
• Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая
рука.
• Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
• Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
• Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
• Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
• Не ведущая рука держит часы, ведущая выполняет активные, точно дозируемые
движения, заводящие часы.
• Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
• Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на
предплечье другой руки, кисть не ведущей руки оказывается под предплечьем
ведущей руки.
• Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы
У детей ведущая рука формируется к 5-ти годам, а до этого возраста предпочтение руки
может быть неустойчивым. Если в 5 лет ребенок предпочитает левую руку и тем более, если
среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.

22

Программные задачи к разделу «Графические упражнения»

Тема

Колво
часов

Пропись в гости
к нам пришла

1

Знакомство с
рабочей строкой

1

Горизонтальные
линии
(Учимся рисовать
дорожку)
Рисуем
вертикальные
линии.
«Веселый
дождик»

1

1

Мои первые
узоры

1

«Волны»

1

«Волшебные
палочки»

1

«Кирпичи»

1

Программные задачи
Познакомить детей с прописью, ее целью; познакомить с
клеткой; формировать умение держать карандаш. Развивать
мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное
отношение к прописям.
Продолжить знакомство с тетрадным листом в клеточку;
ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла,
середины клеточки и т.д.), учить ориентироваться на рабочей
строке. Развивать умение правильно держать карандаш.
Воспитывать желание узнавать новое.
Учить детей понимать словесные установки педагога,
выполнять движение по показу, рисовать прямые
горизонтальные линии по середине, слева направо не отрывая
карандаш от бумаги.
Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги,
умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные
линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги.
Формировать у детей умение вести линии закругляя их, не
открывая карандаша от тетради; умение дорисовывать не
достающие детали. Развивать внимание, наблюдательность.
Воспитывать желание научиться писать.
Формировать умение вести волнообразные линии, не отрывая
карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные
строчки разлиновки. Развивать внимание, память,
наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к
прописям.
Формировать умение писать наклонные линии соединяя уголки
двух разных клеток, расположенных рядом. Развивать
внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание
узнавать новое.
Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить
две клеточки вмести
(прямоугольники). Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать трудолюбие.

«Елочка»

1

Формировать умение вести горизонтальные и соединять уголки
клеток по диагонали; соблюдать последовательность. Развивать
внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать
усидчивость.

Штриховка
горизонтальными
линиями
(Учимся
штриховать)

1

Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии
только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры
(квадрата). Соблюдать параллельность линий.

23

Штриховка
вертикальными
линиями
(Учимся
штриховать)

1

Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и
уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая круг.
Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук.

«Квадрат»

1

Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести
прямые линии слева - направо и сверху вниз.

1

Формировать умение вести горизонтальные и вертикальные
линии; соблюдать последовательность. Развивать внимание,
мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.

«Змейка»

1

Продолжить формировать умение правильно держать карандаш;
ориентировать по клеточкам, вести последовательно
горизонтальные и вертикальные линии, закреплять знания о
геометрических фигурах.

Учимся писать
цифры

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи,
выполнять графические упражнения по образцу; учить писать
цифру.

«Уголок»

1

«Рыбьи
чешуйки»

1

Учимся писать
графический
диктант

1

Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной
инструкции, начиная от поставленной точки.

Учимся писать
цифры

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи,
выполнять графические упражнения по образцу; учить писать
цифру.

«Лабиринт»

1

Продолжить формировать умение вести прямые линии по
клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память,
мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

Геометрические
узоры

1

Формировать умение выполнять геометрические узоры по
образцу; развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать терпение.

«Колечки»

1

Формирование умения размещать внутри клеточки круг.
Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать наблюдательность.

Учимся делить
клетку пополам

1

Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести
прямые линии слева - направо и сверху вниз; учить делить
клетку пополам.

Закрепление
пройденного
материала

1

Продолжить формировать умение вести прямые линии по
клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память,
мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

Графические
диктанты

1

Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной
инструкции, начиная от поставленной точки.

Геометрические
узоры

Формирование умения опускать линию вниз и соединять углы
клеточек по диагонали. Развивать умение вести ровную линию.
Воспитывать терпение.
Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её
дугообразной линией. Развивать внимание, память,
наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к
прописям.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».