Мир профессий

Муниципальное автономное образовательное учреждение
Дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная адаптированная общеобразовательная
общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Мир профессий»

Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Караульщикова Людмила Юрьевна,
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273
«Об образовании в Российской ФедерацииПриказа Министерства просвещения РФ от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных
требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального
автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского
творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир профессий» - программа ранней профориентации младших школьников.
Программа является первым этапом ранней профориентации – допредпрофильным,
направлена на формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения
к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии
родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора
профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно
полезной, трудовой деятельности. Программа предполагает обучение детей в инклюзивной
группе. Инклюзивная группа – группа детей школьного возраста, осваивающая дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу, в состав которой входят
дети с нарушенным и нормальным развитием. При разработке программы учитывался контингент детей с ОВЗ: учащиеся с задержкой психического развития (ЗПР), с тяжёлыми
нарушения речи (ТНР), с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слабовидящие дети. При организации профориентационной работы с учащимися учитывается позиция родителей.
Актуальность программы. Актуальное направление программы- с одной стороны,
- заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем; а с другой стороны, - привить детям желание стать профессионалами в своём деле.
Именно поэтому была создана данная программа ознакомления школьников с миром профессионального труда.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных
представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании
ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в
роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами
труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство младших
школьников с профессиями, а детей с нарушением здоровья с рабочими профессиями, не
только расширяет их общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и
формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способ2

ствует профессиональной ранней ориентации. Проблема профессионального самоопределения приобретает особую значимость для детей с ОВЗ, так как состояние их физического
и психического здоровья сужает круг профессий и актуализирует пути профессиональной
и личностной самореализации. Для детей с особыми потребностями правильность выбора
профессии важна в силу того, что выбор взаимосвязан с характером течения заболевания.
Профориентация и возможность трудовой деятельности при тяжёлых нарушениях
речи и задержке психического развития зависят от сохранности интеллекта учащихся, поэтому профессиональная ориентация должна вестись с целью подготовки к выбору профессии, наиболее соответствующей интеллектуальным и физическим возможностям. Учащиеся, имеющие ограничения здоровья, часто неадекватно реагируют на трудности и неудачи,
имеют низкую самостоятельность решений и слабые волевые качества. При возникновении
трудностей, интерес к выбранной профессии может пропадать. Это проявляется в том, что
подростки постоянно меняют свои решения. склонностями, возможностями личности и потребностями общества в кадрах определенных профессий.
Новизна программы. Систематизированный программный материал по отраслям
деятельности выдается в игровой развивающей среде. Программа дает возможность, используя интеграцию образовательных областей, стимулировать интересы и способности ребенка в конструировании, сфере работы с инструментами, различными материалами, механизмами и т.д. Чем шире опыт ребенка в различных видах труда, чем больше разных умений
и навыков приобретет он в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности
в более старшем возрасте.
Отличительные особенности программы. Учитывая особенности школьного возраста и начальный этап профориентации, программа в первую очередь направлена на развитие интересов ребенка и расширение его способностей и опыта через включение в различные виды деятельности. Это позволит в будущем осуществлять осознанный и свободный выбор профессии на основе собственных интересов и способностей. Традиционно сложилось, что ознакомление ребенка с миром профессий носит преимущественно информационный характер. При этом основными недостатками можно считать недостаточное включение ребенка в разные виды деятельности. Деятельностный характер ранней профориентации позволит развивать навыки ручного и физического труда, что является основой многих рабочих специальностей.
Программа предусматривает создание специальных образовательных условий для
обучающихся с ОВЗ.
Специальные образовательные условия включают:
 индивидуализацию подхода при обучении;
 создание ситуации успеха;
 предотвращение наступления утомления чередованием умственной и практической
деятельности;
 осуществление своевременной обратной связи между учеником и учителем;
 приёмы обучения базируются на особенностях, обучающихся воспринимать и воспроизводить материал на репродуктивном уровне: алгоритмизация, выполнение работы по образцу;
 активное использование методических приёмов деятельностного подхода к обучению;
 использование нестандартных форм контроля;
3

 система оценки знаний, умений и навыков отражает и ситуативный успех ученика
с учётом степени мыслительной деятельности, интеллектуальной активности обучающихся.
Использование приёмов коррекционной педагогики на занятиях:
 наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;
 поэтапное формирование умственных действий;
 опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
 безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;
 обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности
 творческой деятельности является отличительной чертой данной программы.
Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 6-10 лет.
Данный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Его можно назвать базовым возрастом, когда
в ребенке закладываются многие личностные аспекты и прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 6-7 лет.
Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Именно
поэтому возраст 6-10 лет является самым благоприятным для начала работы по профориентации. Категория обучающихся: программа ориентирована на обучающихся 6-10 лет с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с задержкой психического развития (ЗПР).
Психологические особенности детей с ОВЗ.
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в
необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто
не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной,
механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки
информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени,
чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения
и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
4

11. Наблюдается не сформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого
у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к
овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств
достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ:
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности,
ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация,
переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее
изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они
быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения
задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность
к вспышкам раздражительности, упрямству.
Режим занятий. Образовательная деятельность в рамках программы проводится 1
раз в неделю 2 учебных часа, продолжительность одного учебного часа - 30 минут.
Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы–72ч.
Срок освоения программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса
9 месяцев - 36 учебных недель.
Условия формирования групп. Зачисление обучающихся на программу проводится в начале учебного периода. Занятия проходят в группе 4-6 человек.
Уровень освоения программы – стартовый, предполагающий использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания учебного материала.
Форма обучения - очная.
Виды занятий - теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос, конкурс, тестирование, контрольные задания и упражнения, открытое занятие.
5

Цели программы:
1. Освоение навыков организации трудовой деятельности, развитие начальных представлений о мире профессий, ответственности и реалистичной самооценки.
2. Социализация ребенка с ОВЗ через освоение им социального опыта, формирование качеств, необходимых для жизни в социуме и установление различных социальных связей.
Задачи программы:
Образовательные:
 содействовать профориентации через формирование интереса к социально значимым
видам деятельности расширять и систематизировать представления о современных
профессиях;
 расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых;
 расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
 расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
 формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство
продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля,
образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
 формировать элементарные трудовые навыки.
Развивающие:
 развивать умения применять полученные знания о трудовой деятельности взрослых
в сюжетно-ролевых играх;
 развивать интерес к различным видам деятельности через профессии;
 развивать навыки общения, потребность в нем;
 обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с предметами, необходимыми в работе людей в разных профессиях.
Воспитательные:
 воспитывать ценностное отношение к труду других людей и к его результатам;
 воспитывать потребность и готовность работать в коллективе.
Ожидаемые результаты реализации программы:
В результате освоения программы, ожидается достижение следующих результатов
обучающимися:
Предметные:
 усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, приобретение
умений применять знания;
 приобретение знания о мире профессий;
Метапредметные:
 овладение навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми, способами разрешения проблем в конкретных жизненных ситуациях;
 улучшение памяти, внимания, мышления;
 обогащение словарного запаса;
 уважительное отношение к людям различных профессий;
 бережное отношение к результатам любого труда.
 понимание важности, необходимости и значимости любого труда людей;
6

 познавательный интерес к профессиональной стороне жизни человека.
Личностные:
 повышение творческой активности, развитие жизненных, социальных компетенций
(ответственность, целеполагание, социальный интерес и др.).
Принципы реализации программы:
 Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности
самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
 Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
 Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
 Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о
предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
 Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
 Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а
организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
 Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения является одним из
ведущих принципов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Коррекционная направленность воспитания и обучения предполагает индивидуальнодифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей. Своеобразие развития детей с недостатками слуха, прежде всего нарушение речевого развития и связанного с ним общения, обуславливает необходимость проведения систематической коррекционной работы.
 Деятельностный принцип. Психическое развитие дошкольника осуществляется в
деятельности. Через разные ее виды ребенок познает окружающий мир, расширяет
и углубляет способы ориентирования в нем, постигая социальную сферу жизни человека, определяя взаимоотношения с другими людьми.
 Принцип наглядности. Как ясно из его названия, это правило требует прежде всего
использовать для повышения эффективности обучения средства наглядности.

7

Учебный (тематический) план
Количество часов
№
Наименование раздела, темы
п/п
Всего Теория Практика

Формы аттестации/
контроля

1.

Вводное занятие

2

2.

Игра-презентация «Город
профессий»

2

3.

Дидактические игры по
ознакомлению с трудом
взрослых

16

4

12

Контрольные задания
и упражнения

4.

Сюжетно-ролевые игры

18

4

14

Тестирование

5.

Ручной труд

16

4

12

Конкурс

6

-

6

Наблюдение

10

-

10

Наблюдение

Итоговые занятия

2

-

Итого:

72

13

6.
7.
8.

Квест-игры, викторины в
мире профессий
Проекты, праздники, выставки

1

1

Входная диагностика

2

Устный порос
Педагогическое
наблюдение

Тестирование
59

Содержание учебного (тематического) плана
Вводное занятие
Знакомство с детьми. Беседа «Что ты знаешь о профессиях»
Мультфильм «Все профессии важны, все профессии нужны»
https://ya.ru/video/preview/10405639558707873060
2.
Интерактивные игры
2.1. Интерактивная игра «Знакомимся с профессиями»
Теория. Знакомство детей с понятием «профессия»; расширение знаний о профессиях.
Практика. Игра с применением ИКТ.
http://old.ext.spb.ru/images/files/Professii.pdf?ysclid=lvdaf6q06p207681226
2.2. Игра-презентация «Город профессий»
Практика.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/02/07/interaktivnaya-igraprezentatsiya-gorod-professiy
Беседа с помощью дидактического пособия «Куклы по профессиям»
Подборка материала для педагога «Мир профессий»
https://logopedprofiportal.ru/blog/494735?ysclid=lvda8vxabj767757994
3. Дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых
№ 1. «Кем я хочу стать? Как буду работать?».
Цель: формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами
и способностями; осознавать значимость любой профессии.
1.

8

Материал: Картинки, изображающих людей разных профессий.
Ход игры: 1. Беседа по темам: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что
определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я
для этого я должен научиться?».
2. Обсуждение темы: «Какие профессии называют женскими? Мужскими?», «Случается ли, что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – женской?».
3. Вывод, к которому детей подводит педагог: главное – любить и хорошо знать свое
дело.
№ 2. «Поймай – скажи».
Цель: закрепить знания о профессиях взрослых.
Оборудование: мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, ведущий, бросая мяч детям, называет профессию.
Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии.
Образец: врач – лечит, художник – рисует, повар – варит, пожарный – тушит, плотник – строгает.
№ 3. «Про Олю и Колю».
Цель: учить детей правильно пользоваться в речи союзом «потому что».
Описание игры: воспитатель предлагает детям послушать начало предложения, они
должны закончить его. Потом дети сами придумывают начало предложения.
Образец: Коля уступил место Оле, потому что … он мальчик.
Оля любит шить, потому что … она девочка.
№ 4. «Помощники».
Цель: формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, потребность оказывать помощь близким.
Материал: цветок из картона со съемными лепестками.
Ход: дети поочередно отрывают лепестки цветка, называя обязанности, которые они
выполняют дома (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за домашними животными, убирают игрушки и др.).
Вариант игры: дети перечисляют домашние обязанности, которые выполняют их
мамы и папы.
№ 5. «Отгадай профессию».
Цель: закрепить знания детей о профессиях. Формировать представление о разделении профессий на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход: воспитатель поочередно перечисляют действия человека, занятого тем или
иным делом. Дети называют профессию, один ребенок выбирает карточку с соответствующим изображением. Затем проводится беседа о данной профессии.
№ 6. «Назови одним словом».
Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.
Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.
Ход игры: сгруппируйте эти предметы.
Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.
9

№ 7. «Кто кем хочет стать?».
Цель: употребление трудных форм глагола
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем
заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать?
(Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом
хотим или хочу.
№ 8. «Назови слова – действия».
Называю профессию, а дети говорят слова – действия, которые выполняют люди
этой профессии
Врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лекарства.
Продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает.
Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.
Парикмахер – причесывает, стрижет, моет волосы, делает прически, бреет бороду и
усы.
№ 9. «Кому нужны эти предметы».
Весы, товар, прилавок (для продавца).
Ножницы, ткань, швейная машинка (для портнихи).
Половник, кастрюля, продукты (для повара).
Шины, автобус, руль (для шофера).
Шприц, вата, бинт (для врача).
Кирпичи, цемент, мастерок (для строителя).
Краска, кисть, ведро (для маляра).
№ 11. «Кому что надо?».
Цель: систематизировать знания о профессиях повара и врача; о предметах их труда.
Воспитатель вызывает двоих детей. На одного надевает шапочку повара, на другого
— шапочку врача (с красным крестом). Усаживает их за стол лицом к остальным
участникам занятия. Приглашает к столу третьего ребенка. Предлагает ему достать
из коробочки вещь и, назвав ее, передать по назначению: либо повару, либо врачу.
Тот, кто получил вещь, должен назвать ее и рассказать, для чего она служит, например, «Это мясорубка, можно провернуть мясо, хлеб, лук и сделать котлеты».
В процессе игры состав ее участников меняется один или, если позволит время, 2
раза.
Материал для педагога.
https://vk.com/doc347263849_583060240?hash=V1Bo8WJf9MpXEpxMN5Vo5uM6CW
VHTMxJDkoawMxZwEo&dl=ghe0xR41wUO58oCyItHuDz4aoUNKGTLAefCpJPdTv5o
4. Сюжетно-ролевые игры
4.1. «Больница»
Профессии: доктор, медсестра, стоматолог. Ветеринар.
Теория. Название частей тела, медицинских инструментов (фонендоскоп, шприц, тонометр, термометр, пинцет, шпатель и тд.). Расширение словарного запаса детей «пациент», «фармацевт», «процедурный кабинет», «больной», «лечение», «лекарства»,
«диспетчер скорой помощи», «главврач», «рецепт», «регистратура»
Практика.
1. Примерные игровые действия: приход в поликлинику, регистратура; прием у
10

врача; выписка лекарства; вызов «Скорой помощи»; госпитализация, размещение в
палате; назначения лечения; обследования; посещение больных; выписка.
2. Знакомство с профессией ветеринара. Мультфильм Профессия ветеринар.
https://ya.ru/video/preview/6525857352762986387
3. Мультфильм Профессия стоматолог.
https://ya.ru/video/preview/11504927354390942107
4.2. «Салон красоты»
Профессия «Парикмахер»
Теория. Понятия прическа, косметика, салон красоты, макияж, краска для волос,
ножницы, тени, губная помада.
Практика. Формы работы: сюжетно-ролевая игра "Парикмахер", компьютерная игра
«Салон красоты».
Профессия «Мастер ногтевого сервиса»
Теория. Специфика работы мастера ногтевого сервиса. Основные понятия: ногти,
лак, ванночки, гель, акрил, узор.
Практика. Презентация, игра с помощью игрового реквизита.
Профессия «Косметолог»
Теория. Основные понятия: кожа, маски, здоровье и красота, лечение.
Практика. Презентация, беседа, видеофильм.
4.3. «Магазин»
Профессия «Продавец»
Теория. Основные понятия: товар, покупатель, консультация, помощь при выборе
Практика. Ролевые игры.
«Магазин посуды».
Цель: образовывать названия посуды, продолжать формировать знания о профессии
продавца, воспитывать уважение к труду людей всех профессий, развивать мышление, речь, память, восприятие, внимание.
Материал: Полка с посудой: по две сахарницы, хлебницы, салфетницы, блюдо для
печенья, сухарница, солонка. (предметы можно менять).
Организация: Педагог:
- У нас открыт магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что вы хотите купить. Знать какой это предмет, для чего он нужен. У вас должны быть деньги
на покупку. Если назвать неправильно, продавец не поймет вас и не продаст нужную
вещь. Сначала рассмотрим, какая посуда есть в магазине: вот знакомые вам (хлебница, сахарница, салфетница). Педагог указывает на предметы, давая понять детям,
что их нужно назвать.
- Вот специальное блюдо для сухарей, это...(сухарница). А вот блюдо для печенья. У
него нет другого названия. Просто блюдо. Не ошибайтесь, когда будете покупателями, называя их. Пожалуйста, кто какую посуду хочет купить, подходите, магазин
открыт. Купленную» посуду воспитатель откладывает на стол, объясняя, что специальная машина доставит покупку на дом.
«Магазин ткани».
Цель: формировать умение определять ткань в зависимости от ее происхождения,
закреплять навыки определения вида ткани, представление о профессии продавца.
Оборудование: полка с различными видами ткани, метр, ножницы.
11

Ход игры: Педагог создает следующую ситуацию: -Ребята, представьте, что мы с
вами находимся в магазине «Ткани» и нам нужно подобрать ткань для куклы Тани.
Воспитатель открывает витрину с полосками ткани. - Кто из вас приобретает ткань
для летнего платья? Дети выбирают ткань, объясняя при этом: для летнего платья
нужна тонкая ткань, чтобы не было жарко. Вот такая. Она изготовлена из хлопка.
Это — хлопчатобумажная ткань, нити для нее сделаны из хлопка. При подборе тканей для зимней одежды у детей такое мнение: нужна ткань шерстяная. Пушистая,
теплая. Она изготовлена из шерсти, состриженной с овечки.
«Магазин».
Цель: продолжать закреплять знания о профессии продавца, с различными видами
магазинов и продуктов; воспитывать чувство уважения, благодарности за выполняемый труд.
Ход игры: Перед детьми — магазин с отделами «Обувь» и «Одежда».
«Дорогие дети! - говорит воспитатель. В нашем магазине вы можете купить одежду
и обувь для своих кукол. Что вы можете купить? Сегодня в продажу поступили: красное платье с белым воротником и карманами; красивые клетчатые брюки с черным
ремнем; меховые коричневые сапожки с вышивкой (достаточно назвать и описать 34 вещи. В магазине их вдвое больше). Педагог — продавец вызывает ребенка, спрашивает: «Что Вы хотите посмотреть?» («Что вам показать?»). Тот отвечает: «Пожалуйста, покажите мне синий сарафанчик с цветочками». Или: «Хочу посмотреть белую рубашку с клетчатым галстуком». Купленную ребенком вещь (их продается 56) воспитатель кладет в пакет, а пакет — в кузов грузовика. В конце занятия воспитатель доставляет покупки адресатам. Вручая пакет, он спрашивает имя, фамилию
ребенка, уточняет, в каком отделе магазина сделана покупка.
«Где это можно купить?».
Цель: игра закрепляет знания детей о том, что разные товары продаются в различных
магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи — фрукты», «Булочная», «Молоко», промтоварные: «Обувь»,
«Одежда», «Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары»); учит детей различать
магазины по их названию, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывает
желание помогать родителям, делать несложные покупки; общаться в совместной
деятельности.
Дидактический материал: предметы, изображенные на маленьких картинах, на больших карточках.
Ход игры: Игра проводится по типу лото. Выигрывает тот, кто первым закроет все
карточки и ни разу не ошибется. В начале игры педагог проводит с детьми беседу о
том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, необходимые вещи, предметы,
какие они знают магазины, как называются магазины, которые находятся близко от
дома. Помогают ли они своим родителям в покупке молока, хлеба и других продуктов. После беседы воспитатель показывает большие карточки. Где изображены магазины. Дети по витринам узнают, какие это магазины.
Педагог: А сейчас, дети, поиграем. Я вам раздам маленькие карточки, и вы потом
должны будете сказать, где на большой карте положить маленькую карточку, принесите карточку и положите на большую карту, на тот магазин, где это можно ку-

12

пить. Не спешите, внимательно посмотрите на картинку! Раздав карточки, воспитатель дает сигнал: «Игру начинай!». Дети подходят к столу и кладут свои карточки на
клетки большой карты. Туда, где нарисован магазин «Молоко», кладут карточки с
изображением пакетов молока, сыра, масла, сметаны, творога и др. Педагог проверяет правильность действий детей, поощряет тех, кто правильно нашел нужный магазин. Игра помогает детям усвоить знания о том, что все, что нужно людям, покупают в магазинах, магазины бывают разные. Надо знать, какие действия и слова
нужно произнести, чтобы быстро купить нужные товары.
4.4. «Кухня»
«Ролевые игры»
-«Сварим вкусный суп из овощей».
Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и
называя действия, которые ребенок выполняет; продолжать формировать представление о профессии повара; развивать воображение; активизировать речь. Воспитывать уважение к работникам детского сада.
Ход игры:
Перед детьми — плита. На ней — кастрюля, сковорода (игрушки, достаточно крупные, или настоящая посуда); рядом - набор овощей (натуральные), миска с водой,
нож, ложка.
Педагог: - Я научу вас варить из овощей вкусный суп! На плите стоит(показ)...?
- Большая кастрюля.
- В этой кастрюле — вода. Посмотрите (зачерпывает воду ложкой и выливает обратно). Скоро вода закипит, поэтому пора чистить картошку.
Педагог просит кого-нибудь из детей найти и передать ему картофель, моет его в
миске, чистит. Дети называют действия, повторяют названия.
Педагог интересуется, как теперь выглядит картошка.
-Она белая, чистая без шкурки (кожицы).
- Бросить ее в кастрюлю целиком или...?
- Надо порезать.
Педагог выкладывает лук в кастрюлю. Затем дети приносят капусту, морковь,
наблюдают, как воспитатель моет и шинкует овощи. Отдельно на сковороде он жарит лук (дети называют овощ и действие с ним).
«Педагог: «Послушайте», - говорит воспитатель, - как шипит на горячей сковороде
масло: ш-ш-ш. Как оно шипит?»
Педагог выкладывает лук в кастрюлю, помешивает суп.
Говорит: «Очень жаль, что «не горит» наша плита. Но мы сейчас сварим из овощей,
овощной суп, на настоящей плите».
Когда приходит повар, Педагог передают ему кастрюлю. Тот интересуется, что в
ней, выслушивает детей, одобряет и уточняет их ответы. Обещает сварить суп.
5. Ручной труд
5.1. Дидактическая игра «Петрушка идет трудиться»
Цели: Научить классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде); воспитывать желание помогать взрослым.
Оборудование: Картинки с изображением предметов, необходимых для игры и для
труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета (огород, кухня, комната)
13

Ход игры: Приходит письмо от Петрушки, в котором он рассказывает, что гостит у
бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а еще помогает бабушке. Сегодня она дала ему
три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить). Однако, Петрушка, запутался в орудиях труда и просит ребят помочь.
Педагог предлагает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет, что нужно
взять одну картинку, посмотреть внимательно, назвать предмет, рассказать, как им
пользоваться и для какого труда он нужен, потом положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос нужен для чистки паласа, его нужно включать и
пылесосить, поэтому картинку с изображением пылесоса нужно положить к макету
комнаты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно выбрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.
В конце игры педагог предлагает детям рассказать Петрушке в письме, какие предметы ему нужны для выполнения заданий бабушки.
5.2. Раскраски по теме «Профессии»
Теория. Беседа о профессии, которую ребенок будет раскрашивать. Как правильно
раскрашивать, способы раскрашивания картинки: штриховка, заполнение краской.
Аккуратность.
Практика.
Материал для педагога:
https://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/Ds42/SiteAssets/DocLib4/Младшая%20группа/Раскраски_профессии.pdf
5.3. Трудовая проба «Я- скульптор»
Теория. Профессия скульптор. Основные понятия: лепка, объём, силуэт, материал,
скульптура, монумент.
Практика. Формы работы: практическая деятельность – лепка из песка, теста, пластилина, глины. Презентация, беседа.
5.4. Трудовая проба «Я-художник»
Теория. Профессия Художник. Презентация «Картины знаменитых художников.
Термины «палитра», «портрет», «пейзаж», «натюрморт», «мольберт».
Практика. Рисование карандашом, красками, нетрадиционными материалами.
5.5. Трудовая проба «Я- кулинар»
Теория. Профессия «Кулинар» Основные понятия: тесто, выпечка, торт, пирожное.
Мультфильм «Профессия повар и кондитер»
https://ya.ru/video/preview/1657455646755648513
Практика. Лепка пирожков, булочек из соленого теста, украшение изделия.
6. Квест-игры, викторины «В мире профессий»
6.1. Квест- игра «Путешествие в город профессий»
https://vk.com/doc347263849_637018802?hash=I05PsgwkMb5kGekzM3UIFoQUhl8FZj
lsjVYpgos7wsH&dl=vIOVwD5uZXyphfgduNqEfZ10u918TeBpcdfwtRhHT74
6.2. Викторина «Все работы хороши»
https://vk.com/doc347263849_637017420?hash=2RLdd4suW3lbOH
6.3. Квест- игра «В стране профессий»
https://школасегодня.рф/articles/9102
14

6.4. Выставка рисунков «Профессия моей мамы»
https://vk.com/wall-117463599_107027?ysclid=lvdadm8a7936081321
7. Проекты, праздники, выставки
7.1. Транспорт. Как работает транспорт
Теория. Что такое транспорт. Виды транспорта: наземный, железнодорожный, водный, воздушный, космический, гужевой. Какой транспорт входит в каждый вид.
Практика.
 Чтение сказки «Как работает транспорт» с обсуждением.
 Дидактические игры «Виды транспорта», «Каков груз – такова и машина», «Лесозаготовительная техника».
 Просмотр мультфильма «Производственный процесс в АО «Группа Илим».
 Практика. Профессии с транспортом.
 Работа с дидактическими карточками. Профессии тех людей, которые управляют
транспортом.
 Аппликация. Работа по схеме. Транспорт.
 Итог проекта- выставка работ.
7.2 Дома и постройки. Строительство дома
Профессии людей, которые принимают участие в строительстве. Чтение сказки «Как
построить дом» с обсуждением. Разновидности домов и жителей. Инструменты и
материалы для постройки дома. Части дома. Практика. Дидактические игры «Какой
инструмент лишний», «Построй дом для синички, бабушки и дедушки». Отгадывание загадок.
Практика. Профессии на стройке. Чтение сказки «Как построить дом» с обсуждением.
Строительная техника. Дидактические игры «Технология постройки дома», «Кто за
кем работает». Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессий».
7.3. Заочное путешествие из настоящего в прошлое «Профессии старые и совсем новые»
Практика.
 Презентация «Забытые профессии»
https://easyen.ru/load/nachalnykh/vospitatelnaja_rabota/prezentacija_zabytye_professii/4
68-1-0-83621?ysclid=lvf3m0y5d597124241
 Мультфильм «Азбука профессий будущего»
https://ya.ru/video/preview/4331278356201845701
 Трудовые пробы: работа на ткацком станке, письмо пером, вышивание.
 Мультфильм «Профессия программист»
https://ya.ru/video/preview/3367919000672645459
 Мультфильм «Профессия металлург»
https://ya.ru/video/preview/5944125181827264661
 Мультфильм «Профессия автослесарь»
https://ya.ru/video/preview/5864309423265591887
7.4. Проект «Домашние цветы»
Мероприятие проекта: Экскурсия по зимнему саду.
 Практикум «Уход за растениями».
 Профессиональная проба «Цветовод».
15

 Просмотр мультфильма о комнатных цветах.
8. Итоговые занятия
8.1.Турнир «Мы играем-проверяем, что умеем и что знаем» (Приложение)
8.2.Игровая диагностика «Какая профессия мне подходит» (Приложение)

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Продолжительность
учебного года

Продолжительность учебного
периода

Сроки
каникул

Начало уч. года:
01.09.2024г.

1
с 01.09.2024г.- 16
Зимние:
полуг. по 31.12.2024г. недель

Конец уч. года:
31.05.2025г.

2
с 09.01.2025г.- 20
Летние:
полуг. по 31.05.2025г. недель

Праздничные
дни
04 ноября
31 декабря
23 февраля
08 марта
01-03 мая
09 мая

Условия реализации программы
Формы, способы, методы и средства реализации программы
Формы работы с детьми:
 организованная непосредственно образовательная деятельность;
 совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация;
 практических трудовых действий;
 самостоятельная деятельность ребенка;
 наблюдения за трудом взрослых;
 коммуникативная деятельность;
 художественно-творческая деятельность;
 игровая деятельность
Примерный перечень практических методов, рекомендуемых к использованию в
системе дополнительного образования детей с ОВЗ и/или инвалидностью
 Упражнения – планомерные и повторяющиеся действия с целью овладения ими или
повышения качества их реализации. Упражнения условно можно разделить на три
группы: подготовительные, тренировочные и творческие. Основная цель упражнений – систематическая отработка умений и навыков путем ритмично повторяющихся действий, манипуляций, практических операций в процессе взаимодействия
ребенка с педагогом или в специально организованной групповой/индивидуальной
деятельности.
 Опыт/эксперимент/лабораторная работа – самостоятельное/под руководством педагога проведение опытов, экспериментов и наблюдения с использованием специального оборудования.
 Моделирование – воспроизведение предметов и объектов в виде модели (особое значение имеет для детей с нарушением зрения).
 Практическая работа – самостоятельное выполнение задания по инструкции,
плану, схеме и т.д.
16

Методы обучения и воспитания:
 словесный
 практический
 игровой
 метод поэтапных открытий
 метод коллективных и групповых работ.
Примерный перечень наглядных методов, рекомендуемых к использованию в системе дополнительного образования детей с ОВЗ и/или инвалидностью
 Метод иллюстрации: натуральные наглядные пособия, рельефные/плоскостные/контурные изображения, картины, плакаты, портреты, графики, диаграммы,
чертежи, схемы, карты, макеты, атласы, изображения информации на учебной доске
и пр.
 Метод демонстрации: показ действий, работы реальных приборов и механизмов,
технических установок, проведение опытов и экспериментов, демонстрация различных процессов, свойств материалов, особенностей конструкций и т.д.
 Видеометод: применение IT-технологий и демонстрация явлений и процессов, недоступных человеческому глазу (ультразвуковое изображение, спектральный анализ, влияние радиоактивных элементов на протекание биологических, химических и
биохимических процессов, протекание быстрых и медленных процессов и т.д.)
Средства трудового воспитания дошкольников:
 ознакомление с трудом взрослых;
 обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;
 организация труда детей в доступном им содержании.
Игровые технологии:
 дидактические игры (словесные, настольно-печатные);
 сюжетно-ролевые игры;
 подвижные игры;
 игры-экспериментирования.
Описание используемых методик, технологий, инструментария
В основу реализации программы положены технологии и методики оптимально соответствующие цели гармоничного развития личности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Игровая технология
Построена на принципе активности ребенка в процессе обучения. Характеризуется
высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Технология обучения в сотрудничестве
В организации работы по формированию у детей навыков работы в паре, в малой
группе, дети активно взаимодействуют друг с другом, совместно решают поставленные в ходе работе задачи. Участники диалога могут иметь разный уровень сформированности речевых умений и навыков. Основной задачей, в рамках данной технологии, становится формирование навыков координации бесконфликтного и продуктивного взаимодействия детей. Умение слышать и понимать других участников бе-

17

седы, регулировать собственную технику общения и используемые средства художественной выразительности, при организации диалога. Достигнутые индивидуальные успехи влияют на результат групповой работы в целом.
Технология предметно-развивающей среды
Данная технология позволяет моделировать социокультурную, пространственнопредметную развивающую среду, которая позволяет ребенку проявить, развивать
свои способности, познать способы образного воссоздания мира, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном
выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия,
сотрудничества, взаимообучения детей.
Алгоритм занятия
1. Каждое занятие начинается с приветствия и общей разминки.
Задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется
упражнение-вопрос по кругу.
2. Основная часть занятия.
Каждое занятие проводится в игровом варианте и посвящено определенной теме. В
основную часть занятия обязательно включаются чтение художественной литературы, упражнения и игры, направленные на решение задач данного занятия: развитие эмоциональной сферы, компетентности в общении, понимании собственного
«Я» ребенка.
3. Заключительная часть занятия направлена на закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
4. Рефлексия занятия:
 эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо, было - плохо, почему);
 смысловая (почему это важно и зачем мы это делали)
Материально-техническое обеспечение
 Оборудование: учебный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам,
столы и стулья соответствуют росту детей, стеллажи для хранения.
 Технические средства: компьютер, интерактивная доска, проектор.
 Методическое обеспечение: методические разработки занятий, конспекты.
 Дидактическое обеспечение: иллюстрации, фотографии, постеры, натуральные
наглядные пособия, рельефные/плоскостные/контурные изображения, картины, плакаты, портреты, графики, диаграммы, чертежи, схемы, карты, макеты, атласы, изображения информации на учебной доске и пр.
 Информационное обеспечение, аудио-, видео -, фотоматериалы, применение IT-технологий и демонстрация явлений и процессов, недоступных человеческому глазу
(ультразвуковое изображение, спектральный анализ, влияние радиоактивных элементов на протекание биологических, химических и биохимических процессов, протекание быстрых и медленных процессов и т.д.).

18

Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с
детьми с особыми возможностями здоровья.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг обучающихся по освоению общеобразовательной программы
Мониторинг освоения программы.
Мониторинг ведется в двух направлениях:
 Уровень знаний детей о профессиях (Приложение);
 Уровень личностного развития
Анализ результатов групповых занятий проводится на основе наблюдений педагогов, отзывов родителей и опросника уровня знаний детей о профессиях.
Диагностика не предполагает развернутого обследования ребенка и направлена на
выявление следующих ключевых позиций:
1) особенности коммуникации
 контактность ребенка - как быстро вступает в контакт (сразу, требуется время для
адаптации, контактирует через посредника, не контактирует), заинтересован ли в
контакте (проявляет заинтересованность, индифферентен, при активном участии со
стороны взрослого, уклоняется от контакта), на сколько продолжителен контакт
(устойчивый и продолжительный, неустойчивый и продолжительный, неустойчивый и краткий, практически не фиксируется), с кем легче контактирует (со взрослым, старшими детьми, сверстниками, младшими детьми);
 средства коммуникации - как воспринимает и понимает обращенную речь (нет проблем, некоторые трудности из-за непонимания слов и фраз, понимает при использовании естественных жестов и/или письменной речи, понимает только при использовании специальных вспомогательных средств (жестовая речь, специальные карточки
и др.), может ли сам пользоваться устной речью (говорит самостоятельно понятно,
есть трудности, из-за которых не всегда можно понять речь, речь неразборчивая,
необходимо включение специальных вспомогательных средств (жестовая речь, специальные карточки и др.);
2) особенности поведения – какое состояние наиболее характерно для ребенка (возбужден, заторможен, агрессивен, спокоен, активен, пассивен), требуется ли сопровождение ребенка родителем или ассистентом (нет, в некоторых случаях, чаще необходимо, постоянно необходимо), как быстро утомляется (способен действовать в течение всего занятия, требует переключения на разные виды деятельности, требует
перерыв после непродолжительного времени, требует постоянного контроля утомляемости и включения перерывов при необходимости);
3) обучаемости - какие виды помощи необходимы на занятии (эмоционально-поддерживающая, контроль поведения, организационная – дробное предоставление задания и этапность его выполнения, контролирующая – контроль за выполнением
каждой части задания на каждом этапе);
4) особенности деятельности

19

 мотивация (разного рода мотивы, мотивация формируется взрослым, взрослый формулирует мотив и постоянно актуализирует его на занятии, не удерживает мотивацию),
 регуляция (самостоятельно, с помощью взрослого, только под контролем взрослого,
только при постоянной помощи родителя/ассистента),
 целеполагание (способен сам удерживать цель, с помощью взрослого удерживает
цель, только под контролем взрослого, только при постоянной помощи родителя/ассистента), продуктивность (самостоятельно выполняет задание полностью и демонстрирует хорошее качество, для полного выполнения задания необходим контроль
взрослого, при этом демонстрирует не всегда высокое качество выполнения, постоянный контроль взрослого, не всегда позволяет выполнить задание полностью, при
достаточно низком качестве выполнения, отказ от выполнения задания по разным
причинам).

20

Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №
09-3242;
5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагога:
1. Алимова Г. К. Воспитание у детей интереса к профессиям // Молодой ученый. –
2012. - № 11. – С. 392-394
2. Богомолова М. И. Педагогические истоки трудового воспитания детей // Детский
сад: теория и практика. – 2011.
3. Буре Р. С. Труд: теория и методика трудового воспитания ребенка: учеб. -метод. Пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2004.
4. Головчиц Л. А., Носкова Л.П., Шматко Н. Д. Воспитание и обучение слабослышащих детей. М.: Просвещение, 1991. – 138с
5. Епифанова О. В. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям / О. В. Епифанова. - М.: Учитель, 2008. - 217с.
6. Жиналиева С. Б. Что такое трудовое воспитание? // Наука и образование сегодня. –
2017. – № 1 (12). – С. 78-79
7. Кайгородова Е. В. Организация трудовой деятельности дошкольников с использованием инновационных форм и методов работы // Сиб. Учитель. – 2012.
8. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей / Н.В. Краснощекова. - Рн/д.:
Феникс, 2007. - 251с.
9. Кондрашов, В. П. Введение в мир профессий: Учебно-методическое пособие/ В. П.
Кондрашов. - Балашов: - Николаев, 2004. - 52с.
10. Ковтун, Н. А. Формирование у детей представлений о мире профессий через активацию познавательного интереса к труду металлургов / Н. А. Ковтун. - Гомель, 2012.
11. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание / Л. В. Куцакова. - М: - Мозаикасинтез, 2007. - 144с.
12. Образцова, Т. Н. Ролевые игры для детей /Т. Н. Образцова. – М.: Лада, 2005. - 192с.
13. Потапова, Т. В. Беседы о профессиях/ Т.В. Потапова. - М: - Сфера, 2004. - 64с.
14. Шаламава, Е. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления
детей с профессиями/ Е. Шаламова. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 208с.
21

Литература для обучающихся и родителей:
1.
2.
3.
4.
5.

Белая К. Ю. Разноцветные игры М., Линка- пресс, 2007.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2011.
Дягилева Н. В. Основы художественного творчества. М., 2014.
Неменский Б. М. Мудрость профессии. М.: Просвещение, 2012.
Шорыгина, Т. А. Профессии. Какие они? Книга для педагогов, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина. – М.: Гном, 2007. - 96с.

Интернет-ресурсы:
1. Алимова Г. К. Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. – URL:http://moluch.ru/archive/46/5659/
(26.10.2016)
2. Кайгородова Е. В. Организация трудовой деятельности дошкольников с использованием инновационных форм и методов работы [Электронный ресурс]. –
URL:http://sibuch.ru/sites/default/files/Kaigorodova.PDF (19.12.2016).
3. Разработки занятий по профессиям
https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/3265?ysclid=lve0c8p2qc116013046
4. Навигатум «Калейдоскоп профессий» (мультфильмы по профессиям)
https://ya.ru/video/preview/4375415563365041558
5. Сборник диагностических методик по ранней профориентации дошкольников
https://multiurok.ru/files/sbornik-diagnosticheskikh-metodik-po-ranneiprofor.html?ysclid=lvsb1bfoh835802856

22

Приложение №1
Материалы для диагностики обучающихся по программе «Мир профессий»
Диагностическая методика «Что такое профессия» (автор Е.И. Медвецкая)
Цель: выявить у детей представления о том, какие профессии он знает, выявить умение рассказывать, какими орудиями труда пользуется человек, и объяснить процесс работы
названной профессии.
Условия проведения исследования: составлены вопросы для беседы, исследование проводится индивидуально.
Вопросы:
1. Какие ты знаешь профессии?
2. По каждой названной профессии ребенку было предложено рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии.
3. Объяснить процесс работы данной профессии.
Уровень:
 Высокий (2,6 – 3 балла) – ребенок устанавливает связи между мотивами, целью, результатом труда и физическими усилиями человека, может объяснить, чем заняты
родители с помощью приобретенных ранее представлений.
 Средний (1,6-2,5 балла)- ребенок с помощью педагога-психолога устанавливает
связи между мотивом, целью, результатом труда и физическими усилиями человека;
может объяснить, чем заняты родители с помощью приобретенных ранее представлений, но с помощью психолога.
 Низкий (1-1,5 баллов) – ребенок знает названия профессий, но затрудняется в обосновании значимости разных видов труда, установлении связи между ними; не может
объяснить, чем заняты родители с помощью приобретенных ранее представлений,
даже с помощью педагога.
Шкала
Характеристика оценки ответов детей
баллов
3

Ребенок имеет четкие представления о разнообразии профессий, может рассказать,
какими орудиями труда пользуется человек названной профессии, может объяснить
процесс данной профессии.

2

Ребенок имеет не достаточно представлений о разнообразии профессий, не может
без помощи взрослых рассказать об орудии труда, которыми пользуется человек данной профессии, не может объяснить процесс данной профессии без наводящих вопросов педагога-психолога.

1

Ребенок не может назвать профессии в соответствии с программой, не может рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии, не может
объяснить процесс труда данной профессии.
Протокол

№

Ф.И. ребенка

Какие ты знаешь
профессии

Какими орудиями труда Объяснить пропользуется человек
цесс работы данназванной профессии
ной профессии

1
2
23

Диагностика предметных результатов
Методика для
Результаты / криУровень оценки результа№
оценки результатерии
тивности в баллах
тов

Показатель результативности
освоения программы

Высокий (2,6 – 3 балла) – ребенок устанавливает связи
между мотивами, целью, результатом труда и физическими усилиями человека,
может объяснить, чем заняты
родители с помощью приобретенных ранее представлений.
Опросник выявить у детей
представления о
том, какие проДиагностическая фессии он знает,
методика «Что та- выявить умение
1. кое профессия»
рассказывать каавтор Е.И. Медвец- кими орудиями
труда пользуется
кая
человек и объяснить процесс работы названной
профессии.

Средний (1,6-2,5 балла)- ребенок с помощью педагога-психолога устанавливает связи
между мотивом, целью, результатом труда и физичеНаличие положискими усилиями человека;
тельной динамики
может объяснить, чем заняты
родители с помощью приобретенных ранее представлений, но с помощью психолога.
Низкий (1-1,5 баллов) – ребенок знает названия профессий, но затрудняется в обосновании значимости разных
видов труда, установлении
связи между ними; не может
объяснить, чем заняты родители с помощью приобретенных ранее представлений,
даже с помощью педагога.

Высокий (2,6-3 балла) – ребенок имеет четкое представление о содержании труда, отношении к труду; может расОпросник выясДиагностическая нить представле- сказать о деятельности людей
Наличие положиметодика «Что зна- ния детей о содер- в связи с их профессиями.
тельной динамики
2. чит трудиться»
жании труда, от- Средний (1,6-2,5) – ребенок
автор Е.И. Радина ношении к труду и имеет не полное представлеего значимости.
ние о содержании труда; может рассказать о значении
труда в жизни человека по вопросам педагога-психолога.

24

Низкий (1-1,5 баллов) – ребенок затрудняется рассказать о
значении труда в жизни человека даже по вопросам педагога.

3.

1 – затрудняется дать правильные ответы о трудовых
действиях, путает орудия
Опросник уровня труда
знаний детей
Наличие положиЗнания о мире про2 – дает неточный ответ,
старшего дофессий, опросник
называет не все орудия труда, тельной динамики
школьного возШаламова Е.
опускает некоторые действия
раста о профессиях
3 – дает полный и точный ответ: четко представляет действия, орудия труда, результат.
1 – преобладание пассивного
словаря над активным

4.

Увеличение словарного запаса

Наблюдение педагога на занятиях
во время выполнения упражнений, заданий

2 – правильно употребляет
слова – признаки, понимает
обобщенные слова, использует прилагательные; соотно- Наличие положисит профессию- действие –
тельной динамики
место
3 – использует в речи редко
употребляемые слова, другие
части речи кроме глаголов и
существительных
1 – нарушают дисциплину;
либо ничего, либо мало знают
о занятиях и профессиях
взрослых людей; в пользовании личными вещами и общественной собственностью часто небрежны и неаккуратны

Бережное отноше2 – проявляют дисциплинироние к людям раз- Рисунок «Профес- ванность, стремясь избежать
Наличие положи5. личных профессий сии моих родите- наказания или получить потельной динамики
и результатам
лей»
ощрение; знают и могут раструда.
сказать о различных профессиях, об организации труда
взрослых людей; с вещами
личного и общественного
пользования обращаются аккуратно, проявляют к ним бережное отношение, но лишь
под контролем.
25

3 – доводят порученное дело
до конца, выполняют необходимые правила работы и поведения в труде; они активны
и старательны, настойчивы в
преодолении трудностей;
увлечённость процессом и содержанием труда;
Для оценки эффективности реализации программы в качестве диагностического инструментария используются следующие методики:
Диагностическая методика «Что значит трудиться» (автор Е.И. Радина)
Цель: выяснить представления детей о содержании труда, отношении к труду и его
значимости.
Условия проведения исследования: проводится индивидуально с ребенком, ответы
вносятся в протокол, предлагается перечень вопросов:
1. Можешь ли ты объяснить, что такое «трудиться»?
2. Любишь ли ты трудиться?
3. Как ты думаешь, почему люди трудятся?
4. Ты, наверное, видел, как кто-нибудь трудится. Расскажи об этом.
5. А как ты трудишься? Расскажи.
6. Кого можно назвать трудолюбивым?
Обработка результатов: ответы ребенка фиксируются с достаточной точностью. На
основе ответов делается заключение о полноте представлений. Ребенок обнаруживает представления:
 о содержании труда (как относится к труду0;
 об отношении к труду (как надо относится к труду);
 о значимости труда (понимание общественной значимости труда);
 о личных качествах труженика (как ребенок трудиться сам).
Уровень:
 Высокий (2,6-3 балла) – ребенок имеет четкое представление о содержании труда,
отношении к труду; может рассказать о деятельности людей в связи с их профессиями.
 Средний (1,6-2,5) – ребенок имеет не полное представление о содержании труда; может рассказать о значении труда в жизни человека по вопросам педагога-психолога.
 Низкий (1-1,5 баллов) – ребенок затрудняется рассказать о значении труда в жизни
человека даже по вопросам педагога.
Шкала
Характеристика оценки ответов детей
баллов
3
2
1

Рассуждения детей и объяснение детей развернутое, полное, без помощи взрослого
дошкольника могут аргументировать свой ответ.
Ребенок может рассуждать и объяснять с помощью наводящих вопросов взрослого,
но вывода нет; высказывания недостаточно развернутые, причинно-следственные
связи раскрываются, но не всегда выделяются существенные признаки.
Рассуждения детей на тему труда не содержат выводов, доказательства не аргументированные, в высказываниях много длительных пауз.
26

Протокол

Кого можно
назвать трудолюбивым?

Ты, наверное, видел, как кто-нибудь трудится.
Расскажи об этом.
А как ты трудишься? Расскажи.

Как ты думаешь,
почему люди трудятся?

Любишь ли ты
трудиться?

Можешь ли ты
объяснить, что такое «трудиться»?

№

Ф.И. ребенка

Вопросы

1
2
Промежуточная диагностика
Опросник уровня знаний детей возраста о профессиях (Елена Лазебная-Шаламова)
Вопросы:
1. Назовите предметы, облегчающие труд в домашнем хозяйстве.
2. Назовите предметы, которые помогают вам дома отдыхать.
3. Из каких материалов могут быть сделаны предметы?
4. Из каких материалов можно сделать игрушки?
5. Кому на работе нужен компас?
6. Кому на работе нужен компьютер?
7. Было ли время, когда профессий не было?
8. Почему появились профессии?
9. Появляются ли новые профессии сейчас? Почему?
10. Что нужно знать и уметь, чтобы стать хорошим (предлагаются несколько вариантов профессий)?
11. Кем работают ваши родители? Расскажи об их профессии.
12. Кем ты хочешь стать? Какие качества необходимы для этой профессии?
13. Кто что делает? (Подбор глаголов к существительным – названиям профессий:
учитель – учит, строитель – строит, шофер – водит машину и т.д.)
14. Как называется этот инструмент и кому он нужен в работе? (Подбор существительных – названий орудий труда и названий профессий) Что можно делать с помощью
этого инструмента? (Подбор глаголов, обозначающих действие)
15. Составь рассказ о профессии по картинке (по схеме) название – место работы –
для кого и кому нужна профессия – выполняемые трудовые действия – инструмент – результат работы.
16. Назови:
 Какие профессии связаны с производством продовольственных товаров?
 Какие профессии связаны с обучением и воспитанием детей?
 Кто занимается творчеством?
 Какие ты знаешь военные профессии?
 Какие профессии, связанные с сельским хозяйством, ты знаешь?
 Какие профессии самые главные в нашем городе?
Результаты:
27

Высокий уровень знаний – 3 балла
Ребенок дает полный, точный ответ. Имеет четкое представление о должностных
обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и результатах труда.
Последовательно характеризует процесс организации труда.
В беседах проявляет самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
Средний уровень знаний – 2 балла
Дает неточный ответ, не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.
Не всегда характеризуют труд взрослых, опираясь на описание значимости труда,
инструментов, трудовых действий; опускают некоторые действия при изложении последовательности организации труда.
Не проявляет ярких эмоций в процессе проведения беседы. Эмоциональная экспрессия прослеживается, в основном в жестах.
Низкий уровень знаний – 1 балл
Дает неправильный ответ. Затрудняется назвать должностные обязанности, путает
орудия труда, не имеет представления о трудовых действиях и результатах труда.
Не владеет знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляет положительных эмоций, индифферентен в процессе общения с педагогом.

28

Приложение №2
Информация для педагогов
Главным клиническим признаком ЗПР (по М. Ш. Вроно) являются:
 запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения);
 эмоциональная незрелость;
 неравномерность развития отдельных психических функций;
 функциональный, обратимый характер нарушений.
В школьном возрасте задержка проявляется и выражается в:
 бедном запасе сведений об окружающем мире,
 медленном формировании понятий о форме и величине предметов, трудностях
счета, пересказа прочитанного,
 непонимании скрытого смысла простых рассказов,
 инертности психических процессов,
 выраженности истощаемости и пресыщаемости,
 незрелости поведения,
Уровень наглядно-образного мышления довольно высок, а абстрактнологический
уровень мышления, неразрывно связанный с внутренней речью, оказывается недостаточным.
Психологические проблемы ребёнка с ЗПР:
Межличностное общение:
 В группе сверстников практически не взаимодействуют с окружающими.
 Предпочитают играть отдельно, на уроках работают в одиночестве, сотрудничество
бывает редко.
 Общение с другими ограничено, избегают контакта с коллективом, чаще общаются
с детьми младше себя, которые лучше их принимают.
 Социальная адаптация затруднительна.
Эмоциональная сфера:
 Эмоционально неустойчивы, лабильны, внушаемы и несамостоятельны; часто пребывают в состоянии тревоги, беспокойства, аффекта.
 Присущи частые смены настроения и контрастность в проявлении эмоций.
 Может быть неадекватная жизнерадостность и подъем настроения, не могут охарактеризовать свое эмоциональное состояние, затрудняются при идентификации эмоций окружающих, часто бывают агрессивными.
 Присуща заниженная самооценка, неуверенность, привязанность к кому-то одному
из сверстников.

29

Приложение №3
Пример занятия по профессиям
Занятие «Знакомство с профессией парикмахер»
Цель занятия: познакомить детей с профессией парикмахера.
Задачи:
1. Образовательные:
- дать знания о профессии парикмахера.
- формировать умение объединять предметы по их предназначению.
2. Развивающие:
- развивать внимание, воображение;
- развивать любознательность, способствовать поддержанию интереса к работе парикмахера;
- развивать творческий потенциал.
3. Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к труду;
- прививать заботу о своём внешнем виде, прическе, стрижке.
Материалы для занятия: цветные карандаши, бумага для рисования, готовые шаблоны и
задания.
Ход занятия
Приветствие! Знакомство с профессией «Парикмахер»
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с профессией «Парикмахер», узнаем, чем занимается парикмахер и что использует в своей работе.
Парикмахер – это человек, который создает различные образы другим людям, с помощью изменения прически или стрижки. Парикмахер может быть, как мужчина, так и женщина. Работает парикмахер в салоне красоты, парикмахерской.
Впервые парикмахеры появились в древности на Востоке, а первые парикмахерские
появились в Древней Греции и Древнем Египте. Прически подбирались, исходя из форм
лица.
В 20 веке с появлением кино парикмахеры стали очень популярными. Ведь уже тогда
было модно иметь красивую и необычную прическу. Поэтому многие женщины стали обращаться к мастерам-парикмахерам, чтобы все обратили на них внимание. А мужчины приходили к мастерам-парикмахерам, чтобы красиво подстричь бороду. Ведь аккуратная борода говорила об ухоженности мужчины.
Сейчас уже 21 век. И профессия парикмахера остается важной профессией для людей. Так как работа парикмахера – это искусство!
Посмотрите друг на друга, у каждого из вас своя прическа или стрижка, и цвет волос
тоже отличается. Необходимо каждый день расчесывать волосы, чтобы они были мягкими,
гладкими и выглядели красивыми.
Скажите, пожалуйста, кто из вас уже был у парикмахера? Кто подстригает вас?
Стихотворения про парикмахера
Ребята, послушайте стихотворения о парикмахере.
Дайте ножницы, расчёску,
У парикмахера работа
Он вам сделает причёску,
Подстричь или побрить кого-то,
Парикмахер непременно
Он ножницами и расчёской
30

Подстрижет вас современно.
Любому сделает прическу.
Вопрос: Ребята, о ком шла речь в стихотворениях?
- Правильно, о парикмахере!
- В чем заключается работа парикмахера?
(стрижка, укладка, окраска волос, стрижка бороды)
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать парикмахер?
(внимательность, ответственность, организованность, аккуратность, вежливость, трудолюбие)
Парикмахер должен хорошо разбираться в цветах и оттенках, чтобы сделать красивый
цвет волос.
Загадки «Кто такой парикмахер?»
Детям предлагается отгадать загадки, связанные с профессией парикмахера!
Нужно волосы детишкам
У этой волшебницы, этой художницы
Расчесать, укоротить,
Не кисти и краски, а гребень и ножницы,
Ну, а храбрым всем мальчишкам
Она обладает таинственной силой,
И машинкой их подстричь
К кому прикоснётся,
Позабудьте все о страхе –
Тот станет красивый. (Парикмахер)
Подстрижет вас… (парикмахер)
Кто же сделает прическу
- Молодцы, ребята, отгадали загадки! Вот
Феном, щеткой и расчёской,
сколько всего входит в работу парикмаПышно локоны завьёт,
хера: волосы подстригает, укладывает, краЧёлку щеткой взобьёт?
сит, придает объём прическе и даже стриВсё в руках его горит –
жёт бороду.
Кто изменит внешний вид? (Парикмахер)
Упражнение «Помоги парикмахеру собраться на работу»
Ребята, а знаете ли вы, что использует в своей работе парикмахер? Давайте поможем парикмахеру собраться на работу.
Детям раздаются заготовленные материалы с заданием. Необходимо помочь парикмахеру сложить нужные принадлежности в сумку..
Упражнение «Создание образа»
Ребятам предлагается оформить разные стрижки и прически, используя заготовленный
шаблон. По желанию, дети могут нарисовать лицо и раскрасить свою работу.
Игра «Угадай кто?»
Правила игры: ведущий завязывает платком/шарфом одному из мальчиков глаза. Девочки встают в ряд перед мальчиком. Мальчик с закрытыми глазами должен определить,
что за девочка перед ним, трогать можно только прическу.
Подводим итог
Наше занятие подходит к концу. Ребята, скажите, пожалуйста, о какой профессии вы сегодня узнали? Правильно, о профессии «Парикмахер»!
Как вы думаете, тяжело быть парикмахером и почему?
Спасибо за работу! До свидания!

31

Приложение №4
Турнир «Мы играем- проверяем, что умеем и что знаем»
«Доскажи словечко»
Мы в профессии играем
По душе, их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет ...(художник)
Режиссер театр забросил,
Пол он с Данькой пылесосил.
Окружающий мир дорог
Даньке. Будет он ... (эколог)
Дрессировщик с другом Димой
Целый день искали мину.
Дима банку под забором,
Закопал, чтоб стать ... (сапером)
Наш спасатель ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать ... (ветеринаром
Детектив наш на диване
Отыскал заколку Ани.
Аня учит роль Алисы
Чтобы стать большой .... (актрисой)

«Найди ошибку»








Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет... (пилотом)
У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет...(певица)
У поэта брат — Степашка,
Он весь год учил букашку
Прыгать из стакана в ковшик.
Степа — юный ... (дрессировщик)
У сапера старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева "сниматель",
Лева — будущий ... (спасатель)
У ветеринара Томы
Мышки все ушли из дома.
Их найдет, всех опросив,
Тима, местный... (детектив)
Для актрис — аплодисменты
И цветы, и комплименты.
Крикнул Анечке: «Мотор!»
Слава — кино-... (режиссер)

Врач варит суп.
Повар водит машину.
Учитель подстригает волосы.
Портниха лечит людей.
Полицейский взвешивает продукты.
Парикмахер лечит людей.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».