Муниципальное автономное образовательное учреждение Дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100-Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Рисовариум» Возраст обучающихся: 6-8 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Караульщикова Людмила Юрьевна, методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Направленность программы – социально-гуманитарная. Дополнительное образование в учреждении определяется социальным заказом детей и их родителей, оно расширяет возможности личностного развития за счёт расширения образовательного пространства ребёнка, исходя из его потребностей. Родители (законные представители детей) считают, что необходимо вести образовательную деятельность по данному направлению, так как это обеспечивает преемственность воспитательных институтов «семья – система дополнительного образования – начальная школа». Содержание программы реализует сразу несколько функций: образовательную, социально-адаптивную, коррекционно-развивающую, воспитательную и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития ребенка. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться, развивает познавательный интерес, обогащает и активизирует словарный запас. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет ощутить детям незабываемые положительные эмоции, раскрыть новые возможности в использовании хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх, боязнь не справиться с процессом рисования. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, познавать себя и окружающий мир. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроения и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Актуальность программы. Традиционные способы обучения рисованию не всегда приносят необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Например, рисование на воде — это один из способов погружения ребенка в мир цветов, узоров и форм, получения заряда позитивных эмоций на долгое время и массы приятных впечатлений. Программа «Рисовариум» знакомит детей с особенностями и многообразием художественных материалов, используемых в рисовании. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и 2 коммуникативных навыков ребёнка. Развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных жизненных ситуациях. Новизна программы. Для того чтобы ребенок мог реализовать свой творческий потенциал, программа предусматривает сочетание познавательного и эмоционального компонентов, придания положительной психологической окраски процессу обучения, также имеет инновационный характер с применением нетрадиционных методов и способов развития детского художественного творчества. В программе собраны наиболее эффективные техники рисования и содержится комплекс рисовальных игр для развития фантазии, мелкой моторики, внимания и творческого мышления. Широко используются новые технологии: рисование на магнитном планшете, рисование мелом, нетрадиционные методики и инновационная настольная игра «Рисовариум». Построение программы основано на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлено на его развитие, формирование общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств, что дает толчок к развитию детского интеллекта, учит нестандартно мыслить. У ребенка возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов и творческих экспериментов, а этот большая возможность думать, пробовать, искать, а самое главное, выражать себя в творчестве. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения активизируют работоспособность ребенка на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Педагогическая целесообразность программы. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка и стимулирует художественно-творческое развитие. Во время рисования активно задействуется воображение, логика, мелкая моторика, то есть тренируются самые разные навыки, в том числе, и постановка руки для дальнейшего знакомства с ручкой и прописями. В связи с этим применение в учебной программе нетрадиционных техник рисования оправдано, так как мощное влияние на развитие интеллекта, активизация творческой активности и развитие нестандартного мышления обучающегося является очевидным фактом. Отличительные особенности программы. Программа «Рисовариум» не носит форму «изучения и обучения», ее идея - рисовать играя. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. В отличие от фронтальных занятий в массовых группах детского сада программа знакомит детей с нетрадиционными технологиями, приемами и методами изобразительнопродуктивной деятельности и опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие мелкой моторики, координации движений рук, усидчивости, аккуратности, терпения и умение концентрировать свое внимание. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности является отличительной чертой данной программы. Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 6-8 лет. 3 Возрастные особенности детей. Данный возраст - ключевой в развитии воображения. Нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании изобразительных приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности дошкольника, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником, развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. В результате использования различных способов рисования осуществляется развитие чувственно-двигательной координации. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Таким образом, рисование выступает как способ постижения ребенком своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе положительных и отрицательных. Режим занятий. Образовательная деятельность в рамках программы проводится 2 раза в неделю по 2 учебных часа, продолжительность одного учебного часа - 30 минут. Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы–144ч. Срок освоения программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса 9 месяцев - 36 учебных недель. Условия формирования групп. Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию специальных знаний, умений и навыков. Главным условием записи на обучение является желание ребенка заниматься изобразительной деятельностью. Зачисление обучающихся на программу проводится в начале учебного периода по желанию детей. Занятия по данной программе проводятся в группе 10-14 человек. Уровень освоения программы – стартовый, предполагающий использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания учебного материала, который: элементарные теоретические и практические основы репродуктивной деятельности; технику работы и игровую деятельность. На данном этапе развивается изобразительная деятельность с освоением художественных приемов и интересных средств познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение ребенка к процессу рисования. Занятия превращаются в созидательный творческий процесс, им отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Форма обучения - очная. Виды занятий - теоретические, практические, контрольные. Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос, конкурс, викторина, выставка работ, открытое занятие. Цель программы - освоение обучающимися художественных приемов изобразительной деятельности и эффективных техник нетрадиционного рисования в процессе обучения. Задачи программы: Обучающие: 4 ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ обучение основным понятиям и базовыми техникам нетрадиционного рисования; обучение различным приемам свободного экспериментирования с необычными художественными материалами и инструментами; расширение кругозора новыми знаниями. Развивающие: развитие внимания, воображения, фантазии, творческих способностей; развитие наглядно-действенного мышления в процессе создания образов; развитие навыков ручного труда и художественного вкуса. Воспитательные: формирование эстетического отношения к окружающему миру; воспитание коммуникативных способностей детей; воспитание усидчивости, аккуратности и трудолюбия. В ходе освоения программы «Рисовариум» должны быть достигнуты определенные личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, приобретенные ими в процессе освоения учебного материала: ⎯ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде детей под руководством педагога; ⎯ умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу других обучающихся с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют следующий уровень: ⎯ овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; ⎯ умение планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; ⎯ овладение навыками ручного труда и художественного вкуса. Предметные результаты характеризуют опыт детей в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного материала: ⎯ применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения творческих работ; ⎯ способность использовать в творческой деятельности изобразительные материалы и специальные техники; ⎯ умение выстраивать композицию на плоскости листа и задуманный художественный образ; ⎯ способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту создаваемого продукта. 5 Учебный (тематический) план Количество часов № Наименование раздела, темы п/п Всего Теория Практика 1. Введение в программу 2 1 1 2. Рисовальные игры 18 4 14 3. 4. Настольная игра «Рисовариум» Рисование на магнитных планшетах 6 1 5 12 2 10 Формы аттестации/ контроля Входящая диагностика Педагогическое наблюдение Устный опрос Контрольное задание 5. Рисование мелом 12 2 10 6. Нетрадиционные техники рисования 20 4 16 7. Аква-терапия 36 6 30 Выставка работ 8. Цветные фантазии 36 6 30 Конкурс 9. Итоговое занятие 2 - 2 Итоговая диагностика 144 26 58 Итого: Смотр работ Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Введение в программу (2ч.) Теория. Цель и задачи программы. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения. Права и обязанности обучающегося. Виды изобразительного искусства. Оборудование и инструменты. Практика: Знакомство с группой. Диагностика «Легкие зарисовки». Комментарии к диагностике https://tipik.ru/legkie-risunki-dlya-detej-5-let/ Тема 2. Рисовальные игры (18ч.) Теория. Правила участия в рисовальных играх. Виды игровых приемов и способов. Практика. Выполнение рисовальных игр. ⎯ Игр №1 Рисование смешных существ Игра начинается с того, что один человек берет лист бумаги и некий рисовальный инструмент и рисует часть какой-либо фигуры или животного, а потом складывает лист таким образом, чтобы его рисунок был закрыт, но какая-то его часть осталась открытой, чтобы другой мог продолжить. Следующий человек дорисовывает фигуру так, как ему кажется правильным, точно так же складывает лист и передает другому. Игра продолжается, пока рисунок не будет завершен или лист бумаги не окажется полностью заполненным. ⎯ Игра №2 Рисование каракуль Просто «помалевать» лист бумаги карандашом. Потом нужно посмотреть на каракули и представить, что в них скрывается – когда это обнаружится, нужно обрисовать фигуру черным маркером и раскрасить остальное, как заблагорассудится. 6 ⎯ Игра №3 Рисование с фонарем Посветить на разные предметы и посмотреть, какие тени они отбрасывают на стену. Когда найдется что-то интересное, прикрепить лист бумаги к стене за этим предметом и обрисовать тень. Очень хороши в этом плане фигурки супергероев или просто мультяшных персонажей ⎯ Игра №4 Угадай рисунок Один ребенок что-то рисует, а потом устно объясняет другим, как именно и что именно он нарисовал. Это прекрасный способ натренировать навыки речи. ⎯ Игра №5 Скопируй Один ребенок что-то рисует, а второй пытается точно скопировать его рисунок. ⎯ Игра №6 Рисуют все Начинать рисовать рисунок и передавать лист другому для того, чтобы он его продолжил (не закрывая нарисованное). Можно, например, делать это на время. ⎯ Игра №7 Пять точек Поставить 5 точек на листе бумаги и потом, используя эти точки, нарисовать человека. Одна точка – голова, две другие – руки, еще две – ноги. В чем смысл? Точки ставятся хаотично и никогда нельзя представить, в каком положении получится нарисованный ребенком человечек. ⎯ Игра №8 Нарисуй домик Игра имеет соревновательный характер и тренирует логику, пространственное мышление, смекалку. Играть можно с любым количеством участников. Педагог показывает домик на рисунке и просит детей нарисовать максимально похожий. Простое задание? А если единственным условием является то, чтобы обучающиеся не отрывали карандаша от бумаги и не проходили по одной линии дважды? Теперь намного сложнее. ⎯ Игра №9 Прическа Групповая игра, потребуются шаблоны лиц без причесок – это будущие модели (можно просто нарисовать мордашки от руки и раздать детям заготовки). Ссылка на шаблоны для данной игры: https://disk.yandex.ru/d/mdHChSnOgDaAfg Комментарии к практике: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2020/04/09/tvorcheskie-igry-po-risovaniyu Тема 3. Настольная игра «Рисовариум» (6ч.) Теория. Правила игры - инструкция и две колоды карт. Приемы использования для игры бумаги, карандашей и красок. Практика. Выполнение игры по принципу: ребенок вытягивает случайную карту из одной колоды, вытягивает карту из второй колоды. Одна карта говорит группе, что нарисовать и развивает фантазию. Вторая карта подсказывает детям, как нарисовать. Игра движется по кругу от одного ребенка к другому, пока не закончатся все ее участники. Тема 4. Рисование на магнитных планшетах (12ч.) Теория. Информация о том, как устроен магнитный планшет, как рисовать на планшете и как сохранять рисунок. Практика. Выполнение упражнений. ⎯ Упражнение № 1 7 Нарисовать заранее дорожки геометрические фигуры, буквы, цифры. Для активизации двигательной памяти предложить ребенку провести пальчиком по заранее нарисованной взрослым дорожке, надавливая на шарики (рука запомнит направление движения, а затем сможет легко перенести этот навык на бумагу при рисовании карандашом) Научившись стирать рисунки за педагогом, ребенок начнет создавать собственные рисунки. ⎯ Упражнение № 2 Продолжить узор - рисование узора, орнамента по образцу. Для выполнения задания ребенок может отсчитывать необходимое количество шариков в заданном направлении (вниз, вверх, влево, вправо). ⎯ Упражнение № 3 Графический диктант - рисование по точкам - способствует развитию произвольного внимания, закреплению понятий. Графический диктант можно выполнять в двух вариантах. Педагог диктует ребенку последовательность действий с указанием числа шариков и их направлений (в задании количество отсчитываемых шариков обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой), ребенок выполняет движение на слух, а затем сравнивает свое изображение орнамента или фигуры с образцом. В зависимости от сложности выполнения рисунка графические диктанты могут с успехом использоваться с детьми от 6 до 7 лет. ⎯ Упражнение № 4 Самодиктант - ребенок выполняет задание самостоятельно (для самоконтроля можно предложить зачеркивать выполненное действие в табличке с заданием). ⎯ Упражнение № 5 Создание симметричных рисунков с дорисовыванием второй половины изображения. Тема 5. Рисование мелом (2ч.) Теория. Свойства мела. Правила рисования мелом. Виды рисунков по трафарету. Приемы и способы изображения по готовым схемам. Обзор образцов. Превращение цифр в рисунки. Обзор примеров. Приемы рисования по образцу. Практика. Выполнение рисунков и игр. ⎯ Рисунок №1 Рисунок по трафарету. Задание: обвести букву, цифру, любой предмет, вырезанный из плотного картона. Дополнительно: закрасить изображение, стараясь не выходить за контур. ⎯ Рисунок №2 Рисунок по схеме. Задание: обвести букву, цифру, любой предмет, вырезанный из плотного картона. Дополнительно: закрасить изображение, стараясь не выходить за контур. См. схемы https://zbk.ru/wp-content/uploads/2020/06/risunki_na_asfalte_zbk_small.pd ⎯ Рисунок №3 Срисовки: голубь, роза, стрекоза, рыбки, велосипед. См. срисовки https://www.moirebenok.ua/age3-6/razvitie/risuem-melom-na-doskeprostye-metodiki-krasivyh-risunkov/ ⎯ Рисунок №4 Поэтапное рисование по образцу - животные и птицы из цифр. 8 См. видео примеры https://yandex.ru/video/preview/6654702009725335703 См. образцы https://dzen.ru/a/Y4B0jhe49CCKpgQr https://vitaly80.livejournal.com/284469.html ⎯ Рисунок №5 Выполнение игр с рисованием на вертикальной плоскости: ⎯ Рисунок №6 Рисование акварельными красками. Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается. (Обсудить средства выразительности: пятно, цвет, линия. Знакомство с материалами: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.) ⎯ Игра №1 «Кто быстрее - кто ровнее?» Точность и координация графических движений. Она может происходить как соревнование 2х групп детей. У каждой команды - доска, на которой педагог рисует мелом две вертикальные линии и соединяет их вверху горизонтальной слева направо. Задача детей - сменяя друг друга, быстро проводить ниже параллельные горизонтальные линии (Соревновательный момент задает подгруппам темп. У всех ребят отмечаются рваные, неровные линии. Они не контролируют свои действия, не сравнивают свои линии с образцом.) Необходимо провести анализ рисунка в конце игры. ⎯ Игра №2 «Парашютисты» В верхней части доски рисуют несколько разноцветных точек (это парашютисты), внизу - небольшой круг (место их приземления). Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов. (Это упражнение позволяет детям отрабатывать ровные непрерывные линии, правильный захват орудия, зрительный двигательный контроль позволяет получить желаемый результат). Необходимо провести анализ рисунка в конце игры - детям давалась установка как можно ровнее, точнее приземлить парашютиста на место. ⎯ Игра №3 «Охотник и волк» На одном конце листа рисуется охотник с ружьем, на другом - волк. Охотник «должен выстрелить и убить волка» (дуло ружья соединяется прямой линией с фигурой волка, карандаш при этом не отрывается от бумаги). Необходимо провести анализ рисунка в конце игры. ⎯ Игра №4 «Самолет и облако» Ребенку предлагается сделать одно облако «таким темным», чтобы самолет через него совсем не было видно, а другое «светлым», чтобы самолет был через него немножко виден. ⎯ Игра №5 «Попади в точку» Педагог ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребенка с мелом вверх на расстояние 10 -15 см от меловой доски, а затем предлагает ребенку попасть кончиком мела в точку. ⎯ Игра №6 «Обведи квадрат» Ребенка просят обвести мелом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. «Соскальзывание» мела с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации Тема 6. Нетрадиционные техники рисования (20ч.) 9 6.1.Каракули и кляксография (2ч.) Теория. Приемы рисования «Каракули». Различные способы рисования кляксой: «танцующая» клякса, дорисовывание кляксы. Приемы выдувания из трубочки, рисования набрызгом с применением трафаретов. Практика. Выполнение упражнения «Каракули» карандашами, фломастерами или мелками на листе бумаги. Использование жидкой гуаши. Игра «Картина-загадка». Упражнения: «Муравьи и жуки» (дорисовывание кляксы), «Волшебные деревья» (выдувание из трубочки). Игры: «Что я вижу?», «Брызни кляксу», «Чудо - картина» (рисование набрызгом). 6.2.Мыльная пена (2ч.) Теория. Приемы применением в рисовании мыльной пены, способами смешивания пены с красками, техническими приёмами нанесения полученной смеси на лист бумаги. Практика: Упражнение «Сказочная птица». Ход работы: взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть или смахнуть (см. приложение). См. мастер-классы: https://multiurok.ru/files/master-klass-netraditsionnaia-tekhnika-risovanii-2.html https://ped-kopilka.ru/blogs/chukmareva/serija-master-klasov-po-risovaniyu-kakdomovenok-prosha-uchilsja-risovat-zubnoi-pastoi.html 6.3.Монотипия (2ч.) Теория. Знакомство с техникой выполнения монотипии, с её приёмами и особенностями («моно» - единичный, то есть можно получить только один оттиск, другие уже будут не похожи на первый). Приёмы и способы рисования. Принципы и особенности этапов выполнения работы в технике – монотипия. Практика. Самостоятельная работа по отработке навыков рисования в технике - монотипия. Выполнение упражнения. «Краски — загадки». Ход работы: лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет. 6.4.Солеграфия (2ч.) Теория. Новые понятия. Техника, приёмы и способы рисования солью. Принципы и особенности этапов выполнения работы. Практика. Самостоятельная работа по отработке навыков создания картин при помощи соли. Упражнения «Солевая фантазия», «Цветное настроение». 6.5.Ниткография (2ч.) Теория. Техника, приёмы и способы рисования нитками. Принципы и особенности этапов выполнения картин. Практика. Самостоятельная работа по отработке навыков рисования шерстяными нитками. Упражнения «Удивительные цветы», «Русские узоры». ⎯ Рисование штампами и печатями (2ч.) 10 Теория. Техника, приёмы и способы рисования штампами и печатями. Принципы и особенности этапов выполнения работы. Виды материалов. Практика. Самостоятельная творческая работа по отработке навыков рисования разноцветными штампами и печатями. 6.6.Рисование поролоном и целлофаном (2ч.) Теория. Новые понятия. Техника, приёмы и способы рисования поролоном и целлофаном. Принципы и особенности этапов выполнения работы. Виды материалов. Практика. Самостоятельная творческая работа по отработке навыков рисования поролоном и целлофаном. 6.7.Рисование пятном, точкой, линией (2ч.) Теория. Приемы рисования тушью и пером. Приемы рисования штриха, линии и пятна. Практика. Выполнение рисунков «Усатый полосатый», «Дождик озорной». Игры «Проба пера», «Дорисуй пятно», «Кто там спрятался в комочке?». 6.8.Воскография (2ч.) Теория. Новые понятия. Техника, приёмы и способы рисования воском. Принципы и особенности этапов выполнения работы. Практика. Самостоятельная творческая работа по отработке навыков рисования поролоном воском. 6.9.Пластилинография (2ч.) Теория. Новые понятия. Техника рисования пластилином. Принципы и особенности этапов выполнения работы. Приёмами смешивания разных цветов пластилина. Способы нанесения пластилина на картон. Практика. Самостоятельная творческая работа по отработке навыков создания картины из пластилина. Тема 7. Аква-терапия (36ч.) 7.1. Рисуем каплями (6 часов) Теория. Подготовка руки к работе. Понятие «композиция листа». Практика. Выполнение упражнений для кистей рук «стряхивание», «постукивание». Выполнение работы «салют». 2.2. Точка. Пятно и линия (6 часов) Теория. Линия-начало всех начал. Классификация линий. «Характер линий». Точка«подружка линии». Техника «пуантилизма» (создание изображения при помощи одних точек). Пятно как украшение рисунка. «Характер пятна». Превращение путаницы из линий в цветовые пятна. Практика. Выполнение упражнений: «рисование при помощи одних точек», «рисование при помощи одних линий». 7.3. Различные приемы работы (6 часов) Теория. Живопись - язык цвета, цветное изображение мира. Свойства красок эбру. Виды кисточек и шильца. Понятия «плотный цвет» и «прозрачный цвет». Теплые и холодные цвета. Практика. Техника «набрызг». Волшебные превращения красок – смешение цветов. Техника «вытягивание». Рисование цветов и деревьев. Техника «спираль». Техника работы гребнем. 7.4. Декоративное рисование (18 часов) 11 Теория. Декоративное рисование. Творческая импровизация. Стилизация. Упрощение растительных форм. Знакомство с образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка. Стилизованные натюрморты. Симметрия и асимметрия на примерах природных форм. Практика: абстрактная творческая импровизация с применением стилизации природных форм. Тема 8. Цветные фантазии (36ч.) 8.1. Цветные сказки (2ч.) Теория. Новые понятия, нетрадиционные материалы и техники ИЗО. Практика. Тематическая программа «Цветные сказки». Входная диагностика с целью выявления уровня развития коммуникативных навыков. 8.2. Рисование по мокрому листу (3ч.) Теория. Знакомство с техническими приёмами рисования акварельными красками по мокрому листу бумаги. Практика. Упражнение «Цветущая полянка». 8.3. Кляксография (3ч.) Теория. Знакомство с различными способами рисования кляксой: «танцующая» клякса, дорисовывание кляксы. Знакомство с приемами выдувания из трубочки, рисования набрызгом с применением трафаретов. Практика. Упражнения: «Муравьи и жуки» (дорисовывание кляксы), «Волшебные деревья» (выдувание из трубочки). Игры: «Что я вижу?», «Брызни кляксу», «Чудо картина» (рисование набрызгом). 8.4. Монотипия (3ч.) Теория. Знакомство с техникой выполнения монотипии, с её приёмами и особенностями («моно» - единичный, то есть можно получить только один оттиск, другие уже будут не похожи на первый). Практика. Упражнение «Краски — загадки». Ход работы: лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет. 8.5. Рисование на воске (3ч.) Теория. Знакомство с техникой «граттаж», этапами работы: подготовкой листа (нанесения воска и туши), выполнение рисунка графическими инструментами. Практика. Упражнение «Волшебная картина». 8.6. Рисование «тычком» (3ч.) Теория. Знакомство с приёмом в рисовании «тычок»; способами работы с различными вариантами используемых форм и инструментов (ватные палочки, торец жёсткой кисти и т.д.). Практика. Упражнение «Удивительные цветы». 8.7. Приём «ладошки и пальцы» (3ч.) Теория. Знакомство с различными способами рисования ладошками с использованием пальчиков для дополнения деталей в рисунке. Рисование пальцами не может быть безразлично ребенку, в связи с тем, что ему кажется ситуация нестандартной, тактильные ощущения — особенными, а результат — нетипичным. Некоторым детям сложно 12 приступить к этой технике, как правило, тем, у которых развиты жесткие социальные установки поведения. Для этих детей техника «рисования пальцами» служит профилактикой и коррекцией. Практика. Упражнение «Волшебные ладошки и пальчики-помощники». 8.8. Рисование мыльной пеной (3ч.) Теория. Знакомство с применением в рисовании мыльной пены, способами смешивания пены с красками, техническими приёмами нанесения полученной смеси на лист бумаги. Практика. Упражнение «Сказочная птица». Ход работы: взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть или смахнуть (см. приложения) 8.9. Рисование при помощи соли (3ч.) Теория. Знакомство с техническими приёмами рисования при помощи соли. Практика. Упражнение «Солевая фантазия». Ход работы: акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается. 8.10. Рисунок нитками (3ч.) Теория. Знакомство с приёмами и способами рисования шерстяными нитками; этапами выполнения работы Обсуждение полученных результатов. Используются следующие вопросы: можешь ли ты увидеть здесь какие-либо буквы? Какие фигуры ты здесь видишь? Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры? Какая еда здесь нарисована? Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события и т. д.? Практика. Упражнение «Сказочный город». Ход работы: вариант первый: 1. опустить нити в разные краски и положить их на бумагу; 2. накрыть другим листом; 3. вытащить нити, прижимая верхний лист рукой; 4. убрать верхний лист и посмотреть, что получилось; 5. дорисовать детали и придумать название для своей картины. Вариант второй: сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить. 8.11. Приём «Каракули» (3ч.) Теория. Знакомство с нетрадиционным приёмом рисования «Каракули» с целью развития сенсорно-перцептивной сферы, воображения, фантазии; сплочения группы, спонтанного самовыражения, снятия эмоционального напряжения. Практика. Выполнение упражнения «Каракули» карандашами, фломастерами или мелками на листе бумаги. С маленькими детьми и детьми, имеющими слабо развитую моторику, либо сенсорную депривацию, можно проводить рисование каракулей пальчиками, которые макаются в разную краску. Лучше в таких целях пользоваться жидкой гуашью. Игра «Картина-загадка». 8.12. «Волшебные краски» (2ч.) Теория. Рисование самостоятельно изготовленной краской выбранного по желанию цвета в музыкальном сопровождении для сенсорно-персептивного развития, снятия эмоционального напряжения, группового сплочения, развития креативности. 13 «Волшебная краска» изготавливается самими детьми. Рецепт краски (на одного ребенка): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА, воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была, как густая сметана. Практика. В центре ставятся баночки и все необходимое для изготовления краски. Дети рассаживаются вокруг этих материалов. Ребята берут в руки стаканчики и насыпают в них необходимое количество муки. Затем рукой они размешивают в стаканчике муку, постепенно добавляя соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все смешивалось руками. При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения детей. В процессе смешивания компонентов нужно попросить ребят прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску готова, детям предлагается выбрать цвет, который бы они хотели получить. Если нужна яркая краска, то гуаши добавляется много, если бледный цвет — немного. Не надо препятствовать желанию нескольких детей делать один цвет. В любом случае он получится разной интенсивности. Хорошо, если в группе будут разные цвета. Готовая краска выставляется в центр. Детям раздается картон и под приятную музыку предлагается что-нибудь нарисовать пальчиками, используя полученную краску. Это может быть и заданная тема. В процессе работы детей педагог может отследить способы взаимодействия при использовании краски, состояние детей, поведенческие реакции и др. 8.13. «Наши сказки» (2ч.) Практика. Диагностические задания, конкурс «Наши сказки». Выставка работ по итогам полугодия. Игровая программа «Чему мы научились». Тема 9. Итоговое занятие (2ч.) Практика. Урок-творчество. Итоговое рисование «Далеко-далеко на лугу пасутся КО…». Можно рисовать любых КО – кошек, королей, колючки, Кострому, корицу, колюшку. Подведение итогов обучения. Планируемые результаты В результате освоения программы «Рисовариум», обучающиеся должны знать: ⎯ правила техники безопасности; ⎯ общие сведения об нетрадиционных техниках рисования; ⎯ основные приемы работы изобразительными материалами; ⎯ основные термины, понятия и виды изобразительного искусства; ⎯ основные принципы выполнения художественных работ; должны уметь: ⎯ применять основные технологические приемы; ⎯ выполнять рисунки и картины, работая по образцу; ⎯ делать подбор цветовой гаммы, выделять главное в композиции; ⎯ организовать и содержать в порядке свое рабочее место. ⎯ рисовать в нетрадиционных техниках; ⎯ передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий; ⎯ сочетать различные виды изобразительной деятельности и изо материалов; ⎯ правильно работать с художественными материалами и инструментами; 14 ⎯ смело ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов; ⎯ использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка; ⎯ комбинировать разные способы изображения с изобразительными материалами; ⎯ изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты; ⎯ создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Методическое обеспечение программы Общепедагогические приемы и методы организации учебного процесса. ⎯ Методы обучения, применяемые в образовательном процессе - словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; частичнопоисковый, игровой. ⎯ Методы воспитания, применяемые в образовательном процессе - убеждение, поощрение, упражнения, стимулирования, мотивация. ⎯ Форма организации образовательного процесса – групповая. ⎯ Формы организации учебного занятия - беседа, игра. ⎯ Виды занятий: словесные; игровые. ⎯ Педагогические технологии - технология группового обучения; технология игровой деятельности; коммуникативная технология обучения; здоровьесберегающая технология. ⎯ Алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов. Схема и методика проведения занятий по образцу ⎯ Вводная часть. Вступительная беседа о нетрадиционной технике рисования или о нетрадиционном материале, с которым предстоит работать. Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями педагога. Мотивация. ⎯ Основная часть. Самостоятельная творческая деятельность детей. В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль выполнения. Педагог помогает детям в осуществлении их замысла. ⎯ Заключительная часть. Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения техники рисования. Уборка рабочего стола. Схема и методика проведения занятий по замыслу ⎯ Вводная часть. Создание условий для развития детьми замысла рисунка (игровая ситуация, художественное слово, рассматривание иллюстраций). Уточнение и напоминание о последовательности выполнения работы в нетрадиционной технике. ⎯ Основная часть. Самостоятельный выбор изобразительного материала для осуществления замысла. Самостоятельная творческая деятельность детей. Индивидуальная работа со стороны педагог за выполнением техники рисования, раскрытию замысла. 15 ⎯ Заключительная часть. Анализ и положительная оценка детских работ с учетом индивидуальных возможностей детей. Уборка рабочего стола. Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: ⎯ групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание); ⎯ индивидуальная (каждый ребёнок делает свою работу); ⎯ коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей). Формы проведения занятий: ⎯ практическое занятие; ⎯ игра; ⎯ конкурс; ⎯ викторина; ⎯ выставка; ⎯ соревнование. Методы проведения занятий: ⎯ словесный (устное изложение, беседа, рассказ); ⎯ наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций); ⎯ практический (выполнение работ). Методы работы с обучающимися на занятиях: ⎯ фронтальный (одновременная работа со всеми детьми); ⎯ индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы); ⎯ групповой (организация работы в группах); ⎯ индивидуальный (индивидуальное выполнение работы). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: ⎯ объяснительно – иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации); ⎯ репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности); ⎯ частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом). Педагогические технологии: ⎯ технология индивидуального обучения; ⎯ технология группового обучения; ⎯ технология развивающего обучения; ⎯ технология разноуровневого обучения; ⎯ технология исследовательской деятельности; ⎯ технология игровой деятельности; ⎯ технология коллективной творческой деятельности; ⎯ здоровьесберегающая технология. Принципы, лежащие в основе программы: ⎯ принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); ⎯ принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); 16 ⎯ принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); ⎯ принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы). ⎯ «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Материально-техническое обеспечение Просторный, светлый кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья соответствуют росту детей. Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование. Информационное обеспечение: методические разработки занятий, конспекты, иллюстрации, аудио-, видео -, фотоматериалы. Дидактическое оборудование: настольная игра «Рисовариум», магнитные планшеты для рисования, доски для рисования мелом на каждого обучающегося, меловая вертикальная доска для работы группы 3-4 человека. Художественные материалы и инструменты: разноцветный и белый мел, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, листы формата А4, А3, цветная бумага и картон, клей, песок, глина, соль, мука, поролон, целлофан и т.д. Для игры с водой: различные емкости и сосуды, стаканчики, формочки для теста, кружки, тарелки, формочки для песка, любые пластмассовые емкости разного размера, различные пластмассовые и резиновые игрушки, виды ткани и бумаги, краски. Кадровое обеспечение Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми дошкольного возраста. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Мониторинг обучающихся по освоению общеобразовательной программы Формы и виды контроля Начальный контроль. Проверяются знания о способах выполнения творческих работ, навыки в общении со сверстниками и с педагогом. Проводятся технологические пробы. Промежуточный контроль. Проверяется умение выполнять творческие задания в нетрадиционных техниках исполнения с применением художественных материалов. Проводится практика по отработке технических и изобразительных навыков. Итоговый контроль. Проверяются знания различных приемов и технологий выполнения творческих работ, умение создавать композиции, навыки в общении друг с другом и с педагогом. Проводится практическое рисование. Готовится выставка работ. Способы определения результативности: ⎯ педагогическое наблюдение; ⎯ педагогический анализ результатов тестирования, выполнение контрольных заданий и упражнений, выставка работ, участие в конкурсе или викторине. 17 Список литературы Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагога: Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль: Академия развития, 2013 2. Васильева И.И. Со-Творчество. Программа для работы с детьми 5-10 лет и их родителями. Екатеринбург, 2014 3. Долматова Л.Г. Развитие восприятия и изображения окружающего мира. Программа для детей 6-8 лет. Екатеринбург, 2011 4. Корнилова С., Галанов А. Уроки изобразительного искусства. М.,2015 5. Киксальт И.Солёное тесто. – М.: АСТ-Пресс, 2011 6. Кузин В.С. Сиротин В.И. программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа. М.: Дрофа, 2014 7. Куштынова С.Н. Программа студии изобразительного творчества Радуга. Самара, 2013 8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 2011 9. Мелик-Пашаев А.А. Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребёнка в семье. М.: Искусство в школе, 2014 10. Мелик-Пашаев А.А. Новлянская З.Н. Адаскина А.А. Чубук Н.Ф. Художественная одарённость детей, её выявление и развитие. Метод.пос. Дубна: Феникс, 2014 11. Платонова И.С. Развитие творческих способностей, обучающихся средствами различных видов художественной деятельности и художественной техники. Программа для детей младшего школьного возраста. Екатеринбург, 2011 1. Литература для обучающихся и родителей: 1. 2. 3. 4. 5. Белая К. Ю. Разноцветные игры М., Линка- пресс, 2007 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2011 Дягилева Н.В. Основы художественного творчества. М., 2014 Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 2012 Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы. М.: Просвещение, 2012 18 6. Пивоварова О.Б. Изобразительное искусство. Программа развития творческих способностей детей 5-9 лет. Ревда, 2015 Интернет-источники: ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ https://izo-life.ru/myagkie-materialy-dlya-risovaniya/ https://izo-life.ru/safepastel https://www.maam.ru/detskijsad/risovanie-v-tehnike-po-mokromu.html https://promany.ru/rubriki/risovanie-mylnymi-puzyryami.html https://childdevelop.ru/practice/3208/ https://luchik.ru/articles/grow-up/tehniki-risovaniya.html 19 Приложения Входная диагностика обучающихся по программе «Рисовариум» Цель: познакомиться с детьми и выяснить уровень художественных навыков. Материалы для обучающихся: анкета, альбомный лист, цветные и карандаши на выбор. Время выполнения: 20 минут. Критерии оценивания: ⎯ 5 баллов – гармоничная композиция на листе, раскрашивание не выходит за контру, без пробелов, используется нажим карандаша для регулирования яркости. ⎯ 4 балла – работа выполнена аккуратно, но не до конца. ⎯ 3 балла – работа композиционно раздроблена, выбран неверный формат, раскрашивание выполнено с пробелами, ребенок иногда выходит за контур предмета. ⎯ 2 балла – обучающийся не справился с заданием. Применяется определение уровня владения карандашом, умение выполнять задания педагога, изучается мотивации к занятиям (упражнения «Срисовки»). Итоговая диагностика обучающихся Выставка детских работ «Рисовариум» Цель: приобщение к изобразительному творчеству, приобретение опыта участия в выставке, навык оценивания собственного результата. Материалы для обучающихся: готовые рисунки и творческие работы. Время осмотра и обсуждения: 30 мин. Критерии оценивания: Работа выполнена технически правильно Работа частично выполнена технически правильно Есть работа, технические правила нарушены 5 баллов 3-4 балла 1-2 балла 20 Промежуточный контроль. Уровень развития точности выполнения заданий. Графические навыки «Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги. Обведи рисунок по линиям. Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги. Все полученные данные заносятся в таблицу. Условные обозначения: если ребенок справился с заданием —1 балл; если ребенок справился с заданием частично —0, 5 балла; если ребенок не справился с заданием —0 баллов. В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования. Характеристика групп Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14—12 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо. Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 11 -8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогами. Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо. 21 К группе относятся дети, набравшие 11 -8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогами. Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо. Условные обозначения: «+» -правильное выполнение задания «-» -задание выполнено неверно; «V» - справился с помощью взрослого. Итоговая диагностика. ⎯ выполнение одного контрольного задания на магнитном планшете; ⎯ выполнение одного контрольного задания на меловой горизонтальной доске; ⎯ выполнение задания из игры Рисовариум». Тест на развитие графического навыка Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предварительно взрослый (педагог или родитель) пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших – два маленьких – два больших – два маленьких и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки. Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются. Оценка результатов теста 1. Характер линий ровный, прямой, нажим ровный – 1, неровная, дрожащая, двойная, искривленная – 0. 2. Размер элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0. 3. Форма элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0. 4. Наклон соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0. 5. Отклонение от строчки незначительное: (не более З0) – 1, значительное – 0. 6. Последовательность элементов: правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов – 1, неверно воспроизведена последовательность элементов – 0. Результат 6–5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо. Результат 4–3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо. Результат 2–0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе. Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму: 1) низкий темп письма; 2) быстрая утомляемость при письме; 3) неровная, «дрожащая» линия; 4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов; 22 5) слишком сильный нажим; 6) трудности в воспроизведении формы графических элементов; 7) несоблюдение размера графических элементов; 8) несоблюдение наклона письма; 9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо; 10) нежелание выполнять письменные упражнения. Обследование развития графических навыков Рисование по образцу «Домик» Цель. Выявить умение ориентироваться на листе бумаги, умение ориентироваться в своей работе на образец, копировать его. Описание. Предлагают ребёнку срисовать домик. Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, что предполагает определённый уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорной координации и тонкой моторики руки. Инструкция. «Посмотри на этот рисунок. На нём изображён домик. Попробуй рядом нарисовать такой же. Будь внимателен. По окончании работы необходимо проверить, всё ли нарисовано верно. Неточности в рисунке можно исправить. Приступай к работе. Низкий уровень – 0б – отсутствие основания домика, крыши, забора. Средний уровень – 1б – отклонение прямых линий от заданного направления, разрыв между линиями. Выше среднего – 2б – увеличение или уменьшение отдельных деталей, отсутствие незначительных деталей. Высокий уровень – 3б – рисунок соответствует образцу. Методика “Дорожки» Перед ребенком кладется лист со стимульным материалом, на середину листа карандаш. В игровой форме ребенку предлагается «проехать» по каждой из дорожек к домику поочередно. Инструкция: «Тебе нужно проехать по дорожке к домику на машинке. Как поедет твоя машинка, ты нарисуешь этим карандашом. Ехать надо аккуратно, так, чтобы машинка ехала только вперед, не останавливалась и не выезжала за края дорожки — иначе случится авария». В практических тетрадях фиксируется то, какой рукой ребенок держит карандаш, правильно ли он его держит, не меняет ли руку. В анализе также отмечается, насколько плавной является проведенная линия, ее сила. По результатам проведения задания формируется вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности мелкой моторики и фиксируется результат о выявлении ведущей руки. 23 Методика Керна – Йирасика Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания. Методика состоит из трех заданий: 1. Срисовывание письменных букв. 2. Срисовывание группы точек. 3. Рисование мужской фигуры. Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой. Копирование фразы «Ей дан чай» Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов. Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же." 10 баллов - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°. 8-9 баллов - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна. 7-6 баллов - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы. 5-4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма. 3-2 балла - каракули. 2) Срисовывание группы точек Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм. Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где). 10-9 баллов - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое. 8-7 баллов - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек. 6-5 баллов - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается. 24 4-3 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем. 1-2 балла - каракули. 3) Рисунок человека. Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину. При оценке рисунка человека учитывается: ⎯ наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног; ⎯ наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви; ⎯ способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей. 10-9 баллов - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища. 8-7 баллов - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги. 6-5 баллов - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах. 4-3 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек". 1-2 балла - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули. 25 Карточка индивидуального развития ребенка Фамилия, имя обучающегося ___________________________________________________ Возраст______________________________________________________________________ Название программы___________________________________________________________ Педагог______________________________________________________________________ Период наблюдения____________________________________________________________ Качества обучающегося Оценка качеств (в баллах) по времени Исходное соЧерез две В конце стояние недели месяца Мотивация к занятиям Познавательная нацеленность Творческая активность Коммуникативные умения Коммуникабельность 26 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА в баллах «2» Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. Нет конечного результата Интересуется только игрой. Полностью отсутствует интерес к занятиям. Выполняет знакомые задания. Интереса к творчеству, инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. «3» «4» Мотивация к занятиям Мотивация неустой- Интерес на уровне чивая, связанная с увлечения. Устойрезультативной сто- чивая мотивация. роной процесса. Ин- Проявляет интерес терес проявляется к творческой деясамостоятельно, осо- тельности. знанно. Познавательная активность Увлекается темой, есть интерес к выполнению сложных заданий. По настроению работает и играет. Справляется с выполнением сложных заданий. Творческая активность Есть потребность в Есть положительполучении новых ный эмоциональзнаний, в открытии ный отклик на свои для себя новых спо- успехи. Всегда инсобов деятельности, тересные ответы. но по настроению. Иногда не может выполнить задание Коммуникативные умения Не умеет высказать Не проявляет жела- Умеет формулиросвою мысль, не кор- ния высказать свои вать собственные ректен в коллективе мысли, нуждается в мысли, но не подпобуждении со сто- держивает разгороны взрослых и де- вора, не умеет слутей шать других Коммуникабельность Не умеет контролиро- Не всегда контроли- Соблюдает правила вать себя, проявляет рует себя, но соблю- культуры поведесебя в негативных подает нормы и прания, не вступает в ступках. вила поведения при конфликтные ситуналичии контроля, ации. не участвует в конфликтах. «5» Четко выраженные потребности. Стремление и увлечение творчеством. Постоянно и результативно справляется с разноуровневыми заданиями. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления. Умеет формулировать собственные мысли, внимательно слушать педагога и сверстников Умеет контролировать себя и сверстников, стремится совершить хорошее дело или поступок, умеет создать вокруг себя комфортную обстановку, дети тянутся к этому ребёнку. 27 Характеристика нетрадиционных техник рисования, используемых на занятиях Монотипия - одна из простейших графических техник - происходит от греческого – mono - один, единственный и typos- отпечаток. Количество красок в монополии любое. Результат - неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что придает ему особую прелесть. Переводится на бумагу рельефный рисунок со значка или монеты. Форма оттиска зависит от формы предмета. Это позволяет незаметно подвести ребенка к понятию «верх» и «низ», к понятию «прямого» и «зеркального» отображения предмета. Тампоном из губки наносится легкий слой краски на гладкую поверхность картонной папки. Сверху кладется лист бумаги и предлагается ребенку что-нибудь нарисовать карандашом или просто заостренной палочкой, стараясь не давить руками на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном. Краска имеет свойства как бы проникать сквозь бумагу под нажимом карандаша. Набрызг - для работы в этой технике понадобится разведенная краска, лист бумаги, старая зубная щетка. На кончик щетки набирается немного краски. Нужно следить за тем, чтобы краска не капала. Затем щетка накланяется над листом бумаги и пальцами правой руки проводится по ворсу. Брызги разлетаются и «складываются» в причудливой форме. Кляксография - для работы необходима бумага, чернила и тушь. Лучше сначала темные, затем цветные (в зависимости от темы). В центр листа ребенок капает кляксу. Затем наклоняет лист бумаги в одну сторону, в другую, дует на нее. Каждый поворот дает новое изображение. Затем изображение дорисовывается. Тычок жесткой полусухой кистью - ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Оттиск печатками из картофеля - ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка. Рисование солью - ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно сыпучим веществом, лишнее ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот предмет намазывается клеем несколько раз по поверхности песка. В рисовании могут применятся различные материалы и техники, как простые, так и сложные. На первых этапах обучения следует избегать очень сложных техник рисунка, так как у детей много времени и энергии будет уходить на освоения самой техники, «преодоление материала», а не на создание выразительного образа. Рисование мелом на вертикальной поверхности Рисуя мелками, дети не бояться ошибиться, так как все легко можно подправить, подрисовать что-то новое, позволяет ощутить положительные эмоции. У них 28 формируется уверенность в себе и своих возможностях, появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисование – очень увлекательный и занимательный процесс, он не терпит ограничений фантазии и действий, а дети это безумно любят. Направляя мел, ребенок тренирует точность движения и развивает мелкую моторику рук, приучает к творчеству. Когда ребёнок рисует или пишет на большой вертикальной поверхности, то он наверняка пересекает среднюю линию своего тела своей доминирующей рукой, чтобы добраться до всех мест на своём «холсте». Данное упражнение является отличной профилактикой мышечной и, как следствие, психологической зажатости. Работа на вертикальной поверхности требует особого контроля со стороны мышц лучезапястного сустава, что способствует развитию и стабилизации силы для лучшего контроля письменных принадлежностей. Размер и форма мела отличается от обычной письменной ручки, что также способствует развитию лучезапястного сустава. Работа на вертикальной поверхности имеет непосредственное отношение к развитию зрительного внимания и координации у детей, испытывающих трудности в данной области своего развития. Подобные занятия способствуют развитию координации рук и глаз, так как ребёнок имеет чёткое представление о том, что он делает. Работая на вертикальной поверхности, ребёнок учится понимать пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали и т.д. Это гораздо проще получается именно в таких упражнениях, так как ребёнок может соотнести слова с положением его собственного тела в пространстве. Детям, которым сложно усидеть на месте, порой бывает проще сохранить свою концентрацию при выполнении задания, если они делают его стоя. Когда ребёнок стоит на ногах или на коленях перед вертикальной поверхностью, на которой он рисует или пишет, это способствует развитию мышечного корсета спины. Ребёнок не горбится, облокотившись на спинку стула, и поэтому у него есть единственный выбор – задействовать мышцы спины для того, чтобы выполнять задание и стоять прямо. Рисование на магнитном планшете Применение магнитных шариков— это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Игрушка представляет собой пластиковую доску с отверстиями, внутри которых находятся металлические шарики. Шарики поднимаются с помощью магнитной ручки (Стилуса). Таким образом, можно создавать точечные линии, различные фигуры и рисунки. Стирается изображение простым прикосновением пальца или противоположной стороны ручки, протолкнув шарики обратно в планшет. Планшет позволяет освоить правильный захват ручки. Несмотря на то, что это игрушка, с помощью неё можно решить ряд образовательных и развивающих задач. И главное– способствуют развитию самостоятельности и инициативности ребенка. Магнитные шарики помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка. Немаловажную роль, магнитные шарики играют в создании эмоционально - положительного настроения у детей и способствуют формированию мотивации к обучению. Перед началом игр необходимо напомнить ребенку ряд правил по безопасности: камешки нельзя брать в рот, так как их можно проглотить, а это опасно; их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться. 29 Для развития элементарных математических способностей, ребенку можно предложить: Выкладывать последовательности. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд. Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур магнитиками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три магнитика, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из магнитиков можно выкладывать геометрические фигуры, предметы. Из магнитиков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты 30