Языковая адаптация детей-мигрантов к школе

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Языковая адаптация детей-мигрантов к обучению в школе»

Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Караульщикова Людмила Юрьевна,
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ.; Приказа
Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления
детей
и
молодежи»
(утверждено
постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных
письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального
автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского
творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы - социально-гуманитарная.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
предназначена для комплексной подготовки детей-мигрантов дошкольного возраста к
обучению в русской школе.
Актуальность программы. В настоящее время происходящие во всем мире
изменения значимо усиливают процессы миграции населения. Кардинальное изменение
обычных условий жизни, которое вызвано переездом семьи в другой регион или страну, в
которой иной язык, другие культурные традиции, приводит к тому, что происходит
дезориентация ребенка-дошкольника из семьи мигрантов, поэтому данная проблема для
педагогики становится все более актуальной. В этой связи актуализируется проблема
реализации образования и воспитания детей мигрантов. Задачами данной программы
становятся: оказание помощи в адаптации детей-мигрантов к новой среде, внимание
вопросам преемственности при комплексной подготовке к обучению в школе охватывающей все сферы жизни ребенка и учитывающей специфику работы с детьми
мигрантами в рамках современного школьного образования.
Новизна программы. В связи с тем, что у детей-мигрантов зачастую имеются
барьеры общения с окружающими, сложности усвоения незнакомой культуры в силу
незнания языка, подготовка детей-мигрантов к учебной деятельности в школе
существенно осложнена. При этом, прежде всего, страдает познавательная или
интеллектуальная готовность. Поэтому, чтобы исключить серьёзные трудности у детей с
первых дней обучения, педагог находит индивидуальный подход к каждому ребенку для
оказания ему помощи в формировании базовых знаний, требуемых для усвоения
программного материала.
К таким вводным знаниям и умения можно отнести речевые (фонематический
анализ слова, умение грамотно строить фразы, звукопроизношение, связная речь и пр.),
математические знания и представления (о числе, о форме, о пространстве), навыки
учебной работы (умение слушать педагога, графомоторные навыки и пр.).
В ходе подготовки детей-мигрантов к школе в рамках дополнительного
образования создаются условия для развития словесно-логического мышления,
2

вербальной памяти, произвольной деятельности, мотивации к обучению в школе. Много
внимания уделяется практике общения с взрослыми и сверстниками.
Особенности программы. Программа состоит из двух блоков: «Увлекательный
русский» и «Иду в школу». Подготовка не предполагает обязательное получение
ребенком-мигрантом умений читать, писать и считать, однако это значит – быть готовым
всему этому научиться. Дошкольникам предлагается освоить первые навыки письма,
чтения и счета, посредством специально созданных условий, разных методов и форм
взаимодействия, помогающие им развить интерес к учебе и познавательный интерес.
Общий результат подготовки к школе — это, прежде всего, личностная,
интеллектуальная, социально-психологическая, физиологическая готовность к обучению.
Педагогическая целесообразность. Программа предполагает:
− создание условий обучения, способствующих формированию внутренней и
внешней активности обучаемых (положительный микроклимат, индивидуальный
подход к детям с учётом их психических особенностей и т.д.);
− поэтапное предъявление учебного материала (сначала задания на аудирование,
затем репродуктивные упражнения);
− многократное повторение учебного материала с опорой на наглядность;
− комплексное предъявление материала представляющего различные аспекты языка
в речевых образцах;
− обеспечение положительной мотивации (интерес к происходящему на занятии,
значимость учебного содержания, его актуальность для обучающихся);
− выделение педагогом для каждого занятия речевой учебной задачи и определение
системы упражнений, позволяющих успешно её решить;
− формирование общеучебных умений и навыков, с помощью которых
осуществляется последующая учебная деятельность.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа разработана для детей-мигрантов от 6-ти до 7-ми лет.
Возрастные особенности обучающихся. Среди особенностей детей-мигрантов
старшего дошкольного возраста выделяются следующие:
− сложности адаптации в новой культурной, иноязычной среде;
− неприятие незнакомой культуры и традиций;
− интолерантность при коммуникации;
− сложности установления взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
− возможные пробелы в образовании и воспитании, эмоционально-психологические
проблемы, обусловленные утратой привычного образа жизни, травмирующими
событиями;
− ослабление функций познавательных процессов (внимания, памяти, мышления,
речи);
− низкая социальная адаптация, зачастую связанная с тем, что ребенок-мигрант
находится в состоянии растерянности, страха, отличается социально и культурно,
он кажется нижестоящим по своим способностям;
− социальная незащищенность;
− не достаточное знание русского языка, в процессе интеграции он рискует потерять
собственный язык и культурные особенности своей личности.
3

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
школьников составляет 30 минут.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы – 144ч.
Срок освоения программы – один год, продолжительность образовательного
процесса - 36 учебных недель.
Количество обучающихся в группе не менее 6-ти не более 12-ти человек. Занятия
проводятся в групповой форме.
Уровень освоения программы - «стартовый» ознакомительный.
Форма обучения - очная.
Виды занятий - теоретические, практические, диагностические.
Формы подведения результатов. Реализация программы предполагает:
тестирование, самостоятельную работу, педагогическое наблюдение, игровую
деятельность (в течение учебного года).
Основные цели программы:
1. Обеспечение детей мигрантов, начинающих обучаться в российской школе,
необходимым уровнем владения русской речью для уверенного общения и выражения
мысли, для дальнейшей успешной учебной деятельности.
2. Обеспечение социальной адаптации детей мигрантов, которая осуществляется через
изучение языка, овладение формами общения, нормами поведения.
Задачи программы:
− создание специальных условий для обучения и воспитания обучающегося с целью
снятия межъязыкового барьера и установления доброжелательных отношений в
социуме;
− определение уровня владения русским языком ребенка-мигранта;
− создание необходимых условий для освоения русского языка на уровне,
необходимом для освоения основной образовательной программы в полном
объеме;
− развитие у ребенка-мигранта навыков правильного произношения, общения на
русском языке в бытовой и учебной сферах, русской устной (понимание и
говорение) и письменной (чтение и письмо) речи, обогащение лексического запаса
детей мигрантов;
− оказание содействия в социализации ребенка-мигранта, а также принятия им норм
существования в российском обществе и системы ценностей Российской
Федерации.
Ожидаемые личностные универсальные учебные действия
У ребенка начнут формироваться:
− положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
− готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки сверстников,
педагога, родителей;
− ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на
участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
4

умение соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими
принципами;
− навыки безопасного, нравственного поведения в обществе.
−

Ожидаемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ребенок начнёт учиться:
− организовывать свою деятельность, готовить рабочее место;
− принимать (с помощью педагога) учебно-познавательную задачу;
− планировать (в сотрудничестве с педагогом) свои действия в соответствии с
учебно-познавательными задачами;
− действовать согласно плану, составленному педагогом.
Познавательные универсальные учебные действия.
Ребенок начнёт учиться:
− осуществлять поиск учебной информации из рассказа педагога, из рисунков,
фотографий, литературного произведения, из собственных наблюдений, личного
опыта общения с людьми;
− применять для решения задач (под руководством педагога) логические действия
анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждении и
выводов;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Ребенок начнёт учиться:
− строить речевое высказывание в устной форме;
− кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
− адекватно использовать речевые средства для решения задач общения
(приветствие, прощание, игра, диалог);
− вступать в учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, осуществлять
совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи
партнёрам по общению;
− проявлять доброжелательное отношение к партнёрам по общению.
Ожидаемые предметные результаты.
Занятия по представленной программе призваны вооружить ребенка, не владеющего
русским языком в области речевой деятельности:
− умением понимать русскую речь (понимать вопросы, задания, инструкции
педагога, давать на них ответы);
− соблюдением основных правил общения со сверстниками, взрослыми в рамках
бытовой и учебной сфер;
− умением правильно говорить на русском языке: строить короткие монологические
высказывания, давать ответы на вопросы;
− навыком осознанного чтения (плавного слогового, слогового и целыми словами);
в области освоения языка:
− умением слышать интонацию конца предложений, выделять из предложения слова,
определять их количество;
− умением разграничивать звуки и буквы, правильно их называть;

5

умением различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные,
согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
− умением выделять слоги, различать ударный слог.
−

Учебный (тематический) план
№ Наименование раздела,
п/п темы
1

Вводное занятие

Всего
2

Кол-во часов
Теория Практика
1

1

Формы
аттестации/контроля
Входная диагностика

Блок №1 «Увлекательный русский»
2

Словарь

28

12

16

3

Грамматический строй

10

2

8

4

Речевой слух

12

4

8

5

Связная речь

12

4

8

Контрольное задание

2

1

1

Открытое занятие

6

2

4

Устный опрос

Зрительно-пространственная
ориентировка
Проект
7
«Путешествие по России»
Блок №2 «Иду в школу»
6

Педагогическое
наблюдение

8

Иду в школу

10

2

8

Диагностика

9

Подготовка руки к письму

20

5

15

Проверочная работа

10

Фонематическое восприятие

16

4

12

Контрольное задание

11

Веселая математика
Познавательные
психические процессы
Итоговое занятие

14

2

12

Контрольный счет

10

1

9

Устный опрос

2

-

2

Открытый урок

Итого:

144

40

104

12
13

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория. Будем знакомы. Организационные вопросы. Содержание предстоящей
работы. Определение целей и задач дополнительных занятий. Осознание языка как
средства общения людей.
Практика: ТСО, альбомы, карандаши.
Блок №1 «Увлекательный русский» (70 часов)
Раздел 2. Словарь (28 часов)
Тема 2.1. Соотнесение предмета и слова, его названия (10 часов)
Теория. Соотнесение предмета и слова, его названия.
6

Комментарии к практике:
Учить детей мигрантов называть предметы на русском языке, используя
предметные картинки по теме «Транспорт», «Игрушки», «Предметы домашнего
обихода», «Школьные принадлежности». Развивать внимание, память (зрительную,
слуховую), мелкие мышцы кисти (штриховка). Уметь соотносить слово и предмет.
Знать названия предметов обихода. Узнавать предметы по их названию. Работа в
паре. Уметь обобщать понятия, классифицировать.
Практика: Предметные картинки по теме «Транспорт», «Игрушки», «Предметы
домашнего обихода», «Школьные принадлежности». Альбомы для штриховки,
шаблоны, карандаши.
Тема 2.2. Соотнесение действия и слова, его названия (6 часов)
Теория. Соотнесение действия и слова, его названия.
Комментарии к практике:
Учить детей мигрантов правильно называть действия каких-либо предметов,
используя предметные картинки с выраженным действием предмета. Уметь
соотносить действие предмета и слово, его название. Участвовать в диалоге,
задавать вопросы сверстнику.
Практика: Мультимедийное оборудование, альбомы, карандаши.
Тема 2.3. Предмет и его действия (4 часа)
Теория. Предмет и его действия.
Комментарии к практике:
Развивать умения правильно называть предметы и их действия на темы:
«Городская улица», «Детские игры», «В школе» и др. Развивать русскую речь через
построение простых ответов на вопросы учителя по теме занятия. Уметь
соотносить действие предмета и слово.
Учит понимать, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;
желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения
к своей речи.
Практика: Сюжетные иллюстрации на темы: «Городская улица», «Детские игры»,
«В школе», «В моём дворе».
Тема 2.4. Слова-обобщения (4 часа)
Теория. Слова обобщения.
Комментарии к практике:
Учить детей называть обобщающие понятия для различных групп предметов
(животные, профессии, растения, транспорт, посуда, инструменты, игрушки,
движения). Развивать мелкую моторику руки через штриховку.
Принимать и
сохранять учебную задачу. Уметь обобщать, классифицировать предметы.
Практика: Предметные картинки, шаблоны для штриховки, альбомы, карандаши.
ТСО.
Тема 2.5. Слова, называющие признаки предметов (4 часа)
Теория. Слова, называющие признаки предметов.
Комментарии к практике:
Учить детей правильно определять и называть признаки предметов по форме,
размеру, цвету, материалу. Развивать внимание, наблюдательность, слуховую и
зрительную память, мелкие мышцы пальцев (раскрашивание). Участвовать в
7

диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не
перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
задавать вопросы, отвечать на вопросы других.
Практика: Иллюстрации предметные, сюжетные, альбомы, шаблоны, карандаши.
ТСО.
Раздел 3. Грамматический строй речи (10 часов)
Комментарии к разделу:
Азбука_1_класс_Азнабаевой_Ф_Ф_,_Артеменко_О_И_,_Скороспелкиной_Г.pdf
(vk.com)
Тема 3.1. Постановка ударения в словах (2 часа)
Теория. Постановка дарения в словах.
Комментарии к практике:
Развивать у детей умения произносить слова с правильной постановкой ударения.
Работа проводится по типу: вопрос - ответ с использованием картинок, бытовых
ситуаций. Выполнять учебные действия в материализованной, речевой или
умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий.
Практика: Иллюстрации, предметные картинки, альбомы, карандаши. ТСО.
Тема 3.2. Один - много (2 часа)
Теория. Один - много.
Комментарии к практике:
Учить детей правильно образовывать формы множественного числа простых
предметов (имён существ.). Развивать память, внимание, речь через построение
ответов на вопросы. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые
правила речевого поведения. Использовать речь для регуляции своих действий.
Практика: Мультимедийное оборудование, альбомы, цветные карандаши.
Тема 3.3. Чего не стало? (2 часа)
Теория. Чего не стало?
Комментарии к практике:
Учить детей правильно образовывать формы множественного числа предметов
(имён существительных) в родительном падеже, используя серии предметных
картинок по «Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Животные», «Школьные
принадлежности». Выражать свои мысли и чувства, в словесной форме соблюдая
нормы литературного языка.
Практика: Серии предметных картинок по темам «Фрукты», «Овощи»,
«Транспорт», «Животные», «Школьные принадлежности».
Тема 3.4. Назови животных (2 часа)
Теория. Назови животных.
Комментарии к практике:
Учить детей правильно называть детёнышей диких и домашних животных.
Развивать память, внимание, наблюдательность. Участвовать в диалоге, в общей
беседе, выполняя принятые правила речевого поведения.
Практика: Предметные картинки. ТСО.
Тема 3.5. Сколько чего? (2 часа)
Теория. Сколько чего?
Комментарии к практике:
8

Развивать у детей умения согласовывать числительные с названиями предметов
(именами существ.). Развивать внимание, наблюдательность, умение вести счёт
предметов. Выраженный познавательный интерес к русскому языку; сознательное
отношение к качеству своей речи.
Практика: Предметные картинки, счётный материал, цветные карандаши,
альбомы. ТСО.
Раздел 4. Речевой слух (12 часов)
Тема 4.1. Гласные звуки русского языка (2 часа)
Теория. Гласные звуки русского языка.
Комментарии к практике:
Гласные звуки русского языка. Особенности произношения гласных звуков
русского языка. Определение места гласного звука в слове на слух. Определение
ударного и безударного гласного звука в слове. Строить несложные рассуждения.
Выражать свои мысли, чувства, в словесной форме соблюдая нормы литературного
языка.
Практика: Лента букв, аудиозаписи, ТСО, альбомы, карандаши.
Тема 4.2. Согласные звуки русского языка (2 часа)
Теория. Согласные звуки русского языка.
Комментарии к практике:
Согласные звуки русского языка. Особенности произношения согласных звуков
русского языка. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Определение согласных звуков
в слове на слух. Построение несложных рассуждений. Выражение своих мыслей,
чувства в словесной форме с соблюдением норм литературного языка.
Практика: Лента букв, аудиозаписи, ТСО, альбомы, карандаши.
Тема 4.3. Звукобуквенный анализ слова (2 часа)
Теория. Звукобуквенный анализ слова.
Комментарии к практике:
Развивать у детей умения проводить звукобуквенный анализ слов: определять
последовательность и место звуков в слове, давать им характеристику, понимать
информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить
её в словесную форму.
Практика: ТСО. Альбомы, карандаши.
Тема 4.4. Звуки и буквы русского алфавита (6 часов)
Теория. Звуки и буквы русского алфавита.
Комментарии к практике:
Развивать у детей умения различать звуки и буквы русского алфавита. Особенности
гласных звуков и букв, особенности согласных звуков и букв. Чтение слогов.
Понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной форме;
перевод её в словесную форму.
Практика: ТСО. Алфавит, альбомы, шаблоны, карандаши.
Раздел 5. Связная речь (12 часов)
Тема 5.1. Для чего нужна речь (2 часа)
Теория. Звуки и буквы русского алфавита.
Комментарии к практике:
9

Раскрыть детям в доступной форме основные функции речи как средства общения,
передачи и усвоения определённой информации, поведения людей. Отличие
письменной речи от устной. Отличие предложения от текста.
Практика: Построение несложных рассуждений. ТСО.
Тема 5.2. Слушаем и пересказываем сказки (2 часа)
Теория. Слушаем и пересказываем сказки.
Комментарии к практике:
Развивать у детей навыки пересказа народных сказок коротких и простых по
своему содержанию: «Лиса и Заяц», «Умная дочка», «Лентяйка», «Теремок» и др.
Развивать внимание, устную речь, мелкие мышцы кисти. Составлять рассказы на
основе услышанного текста. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме
соблюдая нормы литературного языка.
Практика: Изобразительная деятельность. ТСО, аудиозаписи.
Тема 5.3. Учимся вежливости (2 часа)
Теория. Учимся вежливости.
Комментарии к практике:
Учить детей употреблять в устной речи различные формы приветствия, знакомства,
прощания, просьбы, благодарности, отказа. Учить правильному использованию
сопровождающих мимических и пантомимических действий. Строить несложные
рассуждения. Выражать свои мысли, чувства, в словесной форме соблюдая нормы
литературного языка.
Практика: Сюжетные иллюстрации, альбомы, карандаши.
Тема 5.4. Учим стихи наизусть (2 часа)
Теория. Слушаем и пересказываем сказки.
Комментарии к практике:
Учим с детьми стихи наизусть. Развивать слуховую память, устную речь с
помощью заучивания четверостиший (А.Барто, Ю.Тувима, С.Маршака). Оценивать
свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы
преодоления.
Практика: Тексты стихотворений, аудиозаписи, книги детских писателей.
Тема 5.5. Построение диалога (2 часа)
Теория. Построение диалога.
Комментарии к практике:
Учить детей правилам построения диалога (вопрос - ответ) с использованием
сюжетных картинок на темы «Игры детей», «Моя любимая игрушка» и др. Уметь
вести диалог, выражать свои мысли, чувства в словесной форме.
Практика: Сюжетные иллюстрации, альбомы, карандаши.
Тема 5.6. Составь и расскажи сказку (2 часа)
Теория. Правила составления и рассказа сказки.
Комментарии к практике:
Провести проверку полученных результатов в течение всех занятий: составить и
рассказать сказку по серии картинок. Развивать умение отвечать на вопросы
учителя. Составлять рассказы на основе услышанного текста. Выполнять учебные
действия в речевой и умственной форме
10

Практика: Проверочная работа «Составь и расскажи сказку». Иллюстрации,
альбомы, карандаши.
Раздел 6. Зрительно-пространственная ориентировка (2 часа)
Теория. Зрительные и пространственные представления.
Комментарии к практике:
Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, оперировать
пространственными
представлениями.
Формирование
основ
зрительнопространственной ориентировки. Восприятие схемы собственного тела.
Практика.
− Игры подвижные, народные, хороводные (дополнительно позволяют знакомить с
культурой региона и страны),
Отдельные упражнения на определение пространственного расположения
предметов по отношению к себе:
− «Посади пчелку на цветок справа от себя»;
− «Назови предмет слева от себя».
Вопросы по сюжетным картинкам и разнообразные игры:
− Игра «Дополни картинку», в которой требовалось добавить− недостающие детали
и рассказать, где они находятся.
− Игра «Разложи по порядку и расскажи», выкладывалась− последовательность из
картинок соответственно логике сюжета.
− Игра «Выложи столько кубиков, сколько звуков в слове», в которой−
использовались кубики разного цвета по характеристикам слова, а затем
дошкольникам требовалось произнести требуемый звук столько раз, сколько
кубиков находится справа, слева и т.д.
− Игра «Сосчитай шишки на дереве», в которой требовалось− произнести слог
столько раз, сколько шишек внизу справа и т.д.
− Игра «Домик». Дошкольники считали этажи, окна с определенной− стороны,
рассказывали, кто и где живет в этом домике.
Раздел 7. Проект «Путешествие по России» (6 часов)
Комментарии к разделу:
Дидактический материал для занятий с детьми мигрантами (studylib.ru)
Теория. Правила настольных игр.
Комментарии к практике:
− Настольная игра «Путешествие по России»;
− Презентация «Достопримечательности России»;
− Презентация «Государственные символы России»;
− Игровая программа «Русские народные игры и игрушки».
Блок №2 «Иду в школу» (72 часа)
Раздел 8. Иду в школу
Тема 8.1. Иду в школу (2 часа)
Комментарии к практике:
(диагностика).

Проверка

подготовленности

детей

к

школе
11

Практика: Задания для подготовки детей к школе - Аналогий нет (analogi.net)
Тема 8.2. Школа (8часов)
Теория: Психологическая подготовка детей к изменяющемуся образу жизни,
обусловленному обучению в школе. Группировка объектов по теме «Школа».
Комментарии к практике:
Дидактические игры на тему " Школа" | Картотека по окружающему
миру (подготовительная группа) по теме: | Образовательная социальная сеть
(nsportal.ru)
Квест-игра - К школе будь готов! - "Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020 (iigrushki.ru)
Практика: Беседы о школе и школьном обучении, сюжетные тематические
картинки. Вопросы по сюжетным картинкам, о правилах поведения в школе.
Экскурсия в школу. Игра «Подбери все предметы для школы». Сюжетно-ролевые
игры «Школа». ТСО.
Раздел 9. Подготовка руки к письму (20 часов)
Комментарии к разделу: https://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/podgotovka-deteik-shkole/zadanija-na-razvitie-graficheskih-navykov-u-detei-5-6-let.html
(на занятиях используются развивающие тетради по отработке графических
навыков).
Тема 9.1. Подготовка руки к письму (2 часа)
Теория: Правила постановки руки. Виды пальчиковой гимнастики.
Практика: Упражнения по развитию мелкой моторики рук, пальчиковые игры
графические упражнения, изображение пальчиками предметов, фигур, животных,
птиц.
Тема 9.2. Отработка графических навыков (4 часа)
Практика:
− упражнения на ориентирование в строчках и клеточках;
− упражнения на проведение прямых, косых и изогнутых линий;
− рисование линий по направлениям — сверху вниз, слева направо и т. д.;
− соединение противоположных уголков клетки;
− выполнение графического диктанта (вывести линию на строчку выше, потом на
две ниже и пр.)
Тема 9.4. Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки) (4 часа)
Практика: Упражнения на различные виды штриховок по образцам: вертикальные
(сверху вниз); горизонтальные (слева направо); наклонные «клубочками»
(круговые движения руки); полукругами. Линии выполняются одним движением
кисти руки. Штриховки должны быть крупными, по мере приобретения навыка
выполнения их размер уменьшается.
Тема 9.4. Рисование по клеточкам (4 часа)
Практика: Повторить изображения в тетради, считая клетки, которые
представлены в образце; под диктовку обвести клетки, слушая педагога (указать
направление движения ручкой и кол-во прохождения клеток). Само диктант.
Инструкция с подсказками о количестве клеток и направлениях движения ручкой
(в какую сторону их прорисовать). Например, фигуры «Золотой ключик», «Зайчик»
и «Слон».
12

Тема 9.5. Упражнения с линейкой-трафаретом (4 часа)
Комментарии к практике: Упражнения формируют правильную постановку кисти
и захвата пишущего предмета, подготовят детские руки к письму, помогут в
развитии логического мышления, воображения, памяти, тактильного и зрительного
восприятия.
Практика: Повторение движений ручкой по трафарету. Освоение работы с
трафарету. Усложнение заданий. Трафарет располагается рядом с листком, ребенок
повторяет узор без использования трафарета.
Тема 9.6. Графический диктант (2 часа)
Комментарии к практике: соблюдение порядка клеток – нельзя перепрыгивать
через 1, сбиваться или дорисовывать «от себя», если ребенок что-то не успел
сделать.
См. источник: https://handsmake.ru/graficheskie-risunki-po-kletochkam.html
Практика: Варианты графических диктантов:
Раздел 10. Фонематическое восприятие (16 часов)
Теория: Приемы фонетического слуха. Правила слогового чтения. Звуки русского
языка и буквы русского алфавита.
Комментарии к практике:
РУССКИЙ БУКВАРЬ ДЛЯ МИГРАНТОВ - PDF Скачать Бесплатно (docplayer.com)
Практика.
Фонетические игры.
− -«Хлопни в ладошки, если услышишь звук …»;
− «Подари подарки героям» (на дифференциацию звуков: шипящих и−
свистящих, мягких и твердых, гласных и согласных);
− «Сделай бусы из картинок с заданным звуком»;
− «Сделай букет из ромашек с заданным звуком (в сердцевине− приклеивалось
изображение предмета)»;
− «Рассмотри картинку и найди все слова со звуком …»;
− «Придумай слово на звук…».
Звуковые игры:
− Игра «Поезд». Дошкольникам предлагается поезд с тремя− вагончиками. В
первом вагоне находятся карточки с предметами, в названии которых заданный
звук находится в начале слова, во втором вагоне – звук в 50 середине, в третьем
– в конце слова. Требуется правильно разложить все картинки по вагончикам.
Кто справится быстро и правильно – получает жетон.
− Игра «Найди звук». Это словесная игра, в которой взрослый− рассказывает, что
в словах потерялся один из звуков. Дети должны угадать его и громко назвать, а
за это получали жетон от взрослого.
− Игра «Угадай словечко». Дошкольникам на слух предъявляются изолированные
звуки какого-то слова, произнесенные по порядку. Дети должны были угадать
произнесенные таким образом слова.
− Слоговое чтение.
Раздел 11. Веселая математика (14 часов)
Комментарии к разделу:
13

Занимательная математика для дошкольников - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
Математические игры для дошкольников и первоклассников (umnazia.ru)
Рабочая программа подготовки к школе (xn--j1ahfl.xn--p1ai)
Теория: Основы математики. Цифры. Числа. Множества. Размеры Величины.
Формы. Пространство. Время. Соотнесение чисел и цифр.
Практика: Решение простых задач.
Раздел 12. Познавательные психологические процессы (14 часов)
Тема 12.1. Развивающие игры (2 часа)
Теория: Познавательные психологические процессы - логическое мышление,
память, внимание, воображение.
Практика:
Картотека игр: "Игры направлены на развитие психических процессов"
(infourok.ru)
Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека (ped-kopilka.ru)
Тема 12.2. Аппликация. Волшебные геометрические фигуры» (12 часов)
Теория: Терминология: «линия сгиба», «сложить пополам». Разновидности клея.
Знакомство с пространственными представлениями: «в центре», «с края», «слева»,
«справа», «спереди», «сзади, «между», «около», «на одинаковом расстоянии».
Сведения по каждой теме занятия: названия деревьев и кустарников, содержание
витаминов (в ягодах, фруктах, овощах); полезные свойства для детского
организма); загадки по теме занятия. - ягоды, фрукты и овощи.
Практика: Плоское и объемное моделирование на плоскости из цветной бумаги
(картона). Работа по образцу. Поделки, игрушки и украшения.
Раздел 13. Итоговое занятие (2 часа)
Практика: Игровое конкурсное мероприятие. Поведение итогов.
Ожидаемые личностные универсальные учебные действия
У ребенка начнут формироваться:
− положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
− готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки сверстников,
педагога, родителей;
− ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на
участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
− умение соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими
принципами;
− навыки безопасного, нравственного поведения в обществе.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ребенок научится:
− организовывать свою деятельность, готовить рабочее место;
− принимать учебно-познавательную задачу;
− планировать свои действия в соответствии с учебно-познавательными задачами;
− действовать согласно плану, составленному педагогом.
Познавательные универсальные учебные действия.
14

Ребенок научится:
− осуществлять поиск учебной информации из рассказа педагога, из рисунков,
иллюстраций, литературного произведения, из собственных наблюдений, личного
опыта общения с людьми;
− применять для решения задач (под руководством педагога) логические действия
анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждении и
выводов;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Ребенок научится:
− строить речевое высказывание в устной форме;
− кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
− адекватно использовать речевые средства для решения задач общения
(приветствие, прощание, игра, диалог);
− вступать в учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, осуществлять
совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи
партнёрам по общению;
− проявлять доброжелательное отношение к партнёрам по общению.
Планируемые предметные результаты.
Занятия по представленной программе помогут ребенку, не владеющему русским языком
в области речевой деятельности:
− понимать русскую речь (понимать вопросы, задания, инструкции педагога, давать
на них ответы);
− соблюдать основные правила общения со сверстниками, взрослыми в рамках
бытовой и учебной сфер;
− правильно говорить на русском языке: строить короткие монологические
высказывания, давать ответы на вопросы;
− осознанно читать;
в области освоения языка:
− слышать интонацию конца предложений, выделять из предложения слова,
определять их количество;
− разграничивать звуки и буквы, правильно их называть;
− различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные
твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
− выделять слоги, различать ударный слог.

15

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Организация педагогического процесса предполагает создание для обучающихся такой
среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя
комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств
образовательного процесса. Исходя из психофизических особенностей детей, были
отобраны методы и формы работы, отвечающие принципам развивающей. Учитывая
возраст детей, реализация программы строится на сочетании игровых технологий.
Игровые приемы - загадки, считалки, тематические вопросы также помогают при
творческой работе с дошкольниками. Играя, дети получают новые знания, проявляют свои
положительные качества, учатся нестандартно мыслить. Благодаря игре, процесс
обучения приносит радость, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи,
сплачивает детский коллектив. Дополнительно на занятиях детям предлагается просмотр
презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме. Для достижения поставленной цели
использовались разнообразные средства и методы.
Методы обучения на занятиях:
⎯ Наглядный.
⎯ Информационно-рецептивный.
⎯ Репродуктивный.
⎯ Практический.
⎯ Словесный.
⎯ Проблемный.
⎯ Игровой.
⎯ Частично-поисковый.
⎯ Проектный.
Формы организации образовательного процесса:
⎯ групповая форма: ориентирует обучающихся дошкольного возраста на создание
«творческих пар», позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает
возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы;
⎯ фронтальная форма: предполагает подачу учебного материала одновременно всем
обучающимся - данная форма способна создать коллектив единомышленников,
воспринимающих информацию и стремящихся к сотрудничеству;
⎯ индивидуальная форма: предполагает самостоятельную работу детей, оказание
помощи и консультации каждому из них со стороны педагога.
Формы обучения:
⎯ беседа,
⎯ практика,
⎯ игра,
⎯ упражнение/задание,
⎯ экскурсия, проект,
⎯ викторина,
⎯ презентация.
Педагогические технологии:
⎯ технология группового обучения;
16

⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯

технология модульного обучения;
технология развивающего обучения;
технология мини проектной деятельности;
технология игровой деятельности;
коммуникативная технология обучения;
технология коллективной творческой деятельности.
Наиболее доступной ребенку-мигранту дошкольного возраста является игровая
деятельность, так как не требует специальных навыков или способностей. Специфика ее
состоит в том, что в процессе игровой деятельности идет усвоение ценностей культуры, у
ребенка появляются и развиваются коммуникативные навыки, эмоции, эмпатия,
способность принимать позицию другого человека; она не имеет ограничений и доступна
детям любых национальностей. Игры способствуют развитию навыков общения, учат
детей сочувствию, сопереживанию. Обучаясь в игре уважать каждого человека, дети
используют свои знания в реальной жизни.
Принципы, лежащие в основе программы:
⎯ доступность
(простота,
соответствие
возрастным
и
индивидуальным
особенностям);
⎯ наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
⎯ демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);
⎯ принцип поэтапности (работа шла последовательно);
⎯ принцип единства диагностики и коррекции, учета зоны− ближайшего развития;
⎯ принцип индивидуально-дифференцированного подхода (при− выборе методов и
приемов работы с детьми-мигрантами);
⎯ принцип общения педагога с детьми и на основе личностно-ориентированной
модели.
⎯ Принцип «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Алгоритм занятия:
На каждом занятии решаются коммуникативные и познавательные задачи с опорой
на расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей
действительности; формирование навыков связной устной речи: возможности излагать
свои мысли правильно, полно и последовательно.
Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные,
композиционные (анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения.
Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает
детям возможность понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем
самым повышает уровень их умственного и речевого развития.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы необходим кабинет с хорошим освещением,
рабочие места соответствуют росту детей.
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, проектор,
стереоколонки.

17

Материалы для работы: рабочие тетради, кубики с буквами и цифрами, рабочие
тетради и прописи, трафареты, цветная бумага, картон белый и цветной, клей.
Инструменты: ножницы, простые карандаши, линейки, кисточки для клея, салфетки,
клеёнка.
Дидактическое обеспечение:
⎯ образцы работ;
⎯ игровой материал;
⎯ иллюстрации;
⎯ мультимедийные презентации.
Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
первой категории со специальным профессиональным образованием и стажем работы с
детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система оценки достижения планируемых результатов
В процессе педагогического наблюдения (контроль знаний, умений и навыков у
обучающихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней):
⎯ входной контроль (устный опрос - диагностика);
⎯ текущий контроль практических навыков осуществляется регулярно на каждом
занятии (педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся);
⎯ итоговый контроль проводится в конце учебного периода, где отслеживаются
уровень освоения обучающего материала.
К программе прилагаются диагностические материалы
Формами подведения итогов реализации программы являются:
⎯ контрольные задания;
⎯ контрольные упражнения;
⎯ проверочная работа.
Способы определения результативности
Работа в группах включает проведение практических, теоретических занятий.
Учитывая, возраст детей на занятиях, доминирует практическая деятельность. Моменты
теории (беседа, показ, объяснение) могут быть включены в занятие фрагментарно.

18

Список литературы
Список нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №
273-ФЗ.;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242;
6. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
7. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Список литературы для педагога:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.,2012
2. Александровская Э.М., Социально-психологические критерии адаптации в школе
/Школа и психическое здоровье учащихся/ Под. ред. С.М. Громбаха. М. Медицина,
2010, с.27-34.
3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая
поддержка. – М.: 2007.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 2012.
5. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход в теории и практики
педагогической работы с детьми мигрантами. – М., 2011.
6. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. - М.,2010.
7. Войнов В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к
школьным условиям//Мир психологии. 2010, №4 с134-136.
8. Воробьева О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и
государственной миграционной политики// Аналитический сборник Совета Федерации
ФС РФ – 2013. – № 9 (202). - С. 35.
9. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки
защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. –
Ростов н/Д: РГПУ, 2010.
10. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Мн., 2014.
11. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. - Мн., 2010.
12. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. – М. 2008. - С. 27.
13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.,
2011.

19

14. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы
психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 2008.
15. Леутнн В. П., Дубровина Н. И. Инверсия «эффекта правого уха» при запоминании
сигнальной информации в процессе адаптации // Журн. высш. нерв, деятельности им.
И. П. Павлова. - 2013.— № 1.— С. 153-156.
16. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев,
2013.
17. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М., 2005.
18. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М. Наука, 2014,
с.3.
Литература для родителей и обучающихся:
1. Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 67 лет. - М., 2011.
2. Силантьева Т.А. Социокультурная адаптация детей-мигрантов– 2007. – выпуск №1.
3. Соколова Е.Т. Модель психологической помощи вынужденным мигрантам в контексте
проблематики насилия и расстройств самоидентичности // Психологи о мигрантах и
миграции в России. - М., 2011. № 2. С. 16—32.
4. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте // Развитие речи детей дошкольного
возраста. - М., 2012.
5. Цылев В.Р. Как правильно подобрать для ребенка класс при зачислении в
школу//Вопросы психологии. – 2003. – № 4. – С.26 - 35.
Список интернет-источников:
Мой русский букварь http://www.twirpx.com/file/1720229/
Весёлые шаги http://www.drofa.ru/cat/product5660.htm
Азбука http://www.biblio-globus.ru/service/catalog/details/10158840
Картинный словарь русского языка для детей
http://www.ozon.ru/context/detail/id/5219995/
5. Уроки русской речи http://www.twirpx.com/file/624533/
https://rus4chld.pushkininstitute.ru/articles/uroki_rus_rechi.pdf
6. Алфавитные истории http://www.twirpx.com/file/1370639/
7. Учебник для детей мигрантов и переселенцев https://catalog.prosv.ru/item/1698
1.
2.
3.
4.

20

Приложение
Диагностический материал
Методики исследования подготовленности к обучению в школе детей
1) Исследование пространственных представлений на листе бумаги (С.О.
Филлипова)
Цель – изучить особенности сформированности пространственных представлений
на листе бумаги.
Ребенку предлагался лист бумаги, в левой половине которого были нарисованы
десять точек по контуру правильного пятиугольника со стороной 4 сантиметра.
Дошкольнику следовало рядом (справа на листе) изобразить такие же десять точек.
Критерии оценок:
3 балла – верное повторение расположения точек, с сохранением исходного
масштаба рисунка; 2 балла – незначительное искажение расстояний между точками при
сохранении требуемой формы фигуры или точное копирование формы изображенного при
искажении масштаба; 1 балл – форма фигуры или ее пропорции резко нарушаются.
2) Дифференциация звуков на слух (М.Н. Ильина).
Цель – изучить умение детей дифференцировать звуки на слух.
Каждому дошкольнику показывают картинки, названия которых различается
только одним звуком, который проверяется. Следует опознать их правильно. Критерии
оценок:
3 балла – дошкольник различал на слух все группы звуков; 2 балла – нарушалась
дифференциация одной или двух групп звуков; 1 балл – нарушалась дифференциация трех
и больше звуковых групп.
3) Исследование графического навыка (Н.В. Нижегородцева)
Цель – изучить особенности сформированности графических навыков
дошкольника.
Каждому дошкольнику предлагается листок бумаги в клетку, на котором с левой
стороны написана последовательность однотипных графических элементов: предлагается
дорисовать узор до конца. Всего было предложено три узора.
Критерии оценок:
6-5 баллов - графические навыки у дошкольника сформированы хорошо, он
правильно продолжает все узоры; 3-4 балла – отмечаются отдельные сложности в
выполнении графических движений; 2-0 баллов – графические навыки сформированы
слабо, ребенок не может правильно выполнить узоры.
4) Исследование пространственной ориентировки в схеме тела (Т.А. Фотекова)
Цель – изучить особенности пространственной ориентировки дошкольника в схеме
собственного тела.
Ребенку предлагались инструкции следующего рода: «Поднимите левую руку –
покажите правый глаз, левую ногу. Возьмитесь левой рукой за правое ухо, правой рукой
за левое ухо и т.д.; покажите левой рукой правый глаз».
Критерии оценок:
21

4-5 баллов – выполнены все задания; 2-3 балла – выполнены только отдельные
задания; 0-1 балла – задания практически или совсем не выполнены.
Результаты диагностики фиксируются в сводных таблицах, которые затем
подвергаются анализу и обобщению.
5) Организация контроля уровня владения устной русской речью.
Диагностика уровня сформированности аспектов речи детей мигрантов осуществляется
дважды за учебный год (входной и итоговый контроль).
Направления диагностики:
словарь:
− предметный словарь (части предмета, слова-обобщения);
− глагольный словарь;
− словарь признаков;
− антонимы (обозначенные глаголами и существительными пространственные
признаки).
грамматический строй речи:
− проверка умений образовывать существительные множественного числа;
− образовывать существительные множественного числа;
− образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
− согласовывать числительные с существительными;
− употреблять предлоги в речи.
связная речь:
− проверка умений определять и выдерживать последовательность повествовательных
высказываний;
− давать описание предмета.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».