Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100-Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Фотожурналистика» Возраст обучающихся: 12-15 лет Срок реализации: 1 год Авторы-составители: Абросова Екатерина Сергеевна педагог дополнительного образования, Кодочигова Елена Алексеевна методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Направленность программы – техническая, реализуется с целью удовлетворения индивидуальных потребностей и интересов детей в получении необходимых теоретических и практических навыков в области фотожурналистики. При разработке данной программы учитывалась специфика регионального компонента образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с обучающимися. С учетом этого данная программа направлена на формирование творческой индивидуальности ребенка, освоение искусства фотографии, умения собирать и визуализировать интересную информацию, приобретение навыков работы с персональным компьютером и фотоаппаратом, овладение психологией общения и межличностного взаимодействия и подразумевает совершенствование основных видов литературного творчества в единстве с цифровой технологией. Актуальность программы Современных детей ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Для развития этих навыков, используются различные современные технологии. Одной из таких является детская журналистика, которая базируется на современных требованиях модернизации системы образования средствами компьютерной и электронной техники. Для успешной реализации детской журналистики необходимы следующие условия: развивающая предметно-пространственная среда; профессиональная компетентность педагога; совместная деятельность детей, родителей и педагога. Реализация программы приобщит детей и подростков к художественной и документальной фотографии во всех её аспектах, окажет благоприятное влияние на формирование нравственных качеств и эстетических чувств, научит отличать подлинное произведение искусства от суррогатных проявлений, облегчит самоопределение в будущей взрослой жизни. Новизна программы. В условиях глубоких изменений социально-экономической среды, происходящих в российском обществе, где особую роль приобретает проблема адаптации детей и подростков к этим изменениям, необходимо готовить их к дальнейшей самостоятельной творческой жизни. Интерактивный характер обучения в области фотожурналистики позволит обучающимся изучить не только технологию создания 2 фотографий, но и попробовать себя в качестве фотографа, корреспондента, редактора, дизайнера. Дети узнают, какие бывают жанры и виды фотосъемки, как правильно составить композицию, какое значение имеют элементы композиции, что делает фотографию эмоциональной и информативной. Комплексный подход к изучению цифровых технологий позволит приобщить детей к техническому и художественному искусству, овладеть основами фотожурналисткой деятельности, повысить возможности творческих навыков, концентрации, внимания, фантазии и ответственности за выбор верных решений. Педагогическая целесообразность программы. Освоение данной программы поможет подросткам раскрыть суть профессии фотожурналиста и смежных с ней профессий. Изготавливая фотографии к различным темам, обучающиеся усвоят приемы владения цифровой техникой, научатся собирать и визуализировать интересную информацию, приобретут навыки работы с персональным компьютером и фотоаппаратом. Различные виды учебной деятельности окажут влияние на формирование творческой индивидуальности, помогут обучающимся в овладении психологией общения в межличностном взаимодействии. Отличительные особенности программы. Разные виды творческой деятельности обучающихся способствуют повышению уровня технической и литературной грамотности. В течение учебного периода, получая свой первый журналистский опыт, ребята получат знания и навыки в создании современных фотографий, разовьют познавательную активность прикладных и творческих способностей, научатся контактировать и решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, приобретут навыки самоконтроля, повысят уровни коммуникабельности и эрудиции. Практическая значимость программы в приобщении к фотографической практике, творческой деятельности на основе формирования широкого круга фотографических способностей и интересов детей. Цифровые технологии, обладая массой выразительных возможностей, способны значительно расширить представления и включают сведения из истории развития отечественной и зарубежной фотографии, химической и физической сущности фотографического процесса. В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы: наблюдательность, чувство ритма, цвета и света, образное мышление, самостоятельность, творческий кругозор и познавательный интерес к профессиям: фотожурналист, журналист, телеоператор, видеомонтажёр, редактор. Адресат программы – обучающиеся от 12-ти до 15-ти лет. Условия формирования групп. Набор детей осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию специальных знаний и умений. При комплектовании групп учитываются возрастные особенности. Зачисление на обучение проводится в начале учебного года по желанию обучающихся и согласию родителей (законных представителей). Одновременно в группе может заниматься не более 14-ти человек. Возрастные особенности обучающихся. Данный детский возраст благоприятен для начала серьезной и постоянной работы по введению ребенка в мир технического и литературного творчества. Основными критериями для этого являются: качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности, рефлексия, анализ, внутренний план действий, развитие нового познавательного отношения к действительности, ориентация на группу сверстников. Важнейшим содержанием 3 психического развития детей становится развитие самосознания. В этом возрасте возникает интерес к выявлению своих возможностей и оценке действий. Происходит формирование представления о собственной личности. Значимой особенностью подростка становится критичность, склонность к спорам и возражениям - им нравится самостоятельно решать проблемные ситуации. Особое значение имеет возможность самовыражения и самореализации и на этом этапе подростки самостоятельно выбирают художественный образ, успешно создают его, разрабатывают творческие проекты, обмениваются опытом в атмосфере дружбы и доверия. Режим занятий. Занятия проводятся в 1 раз в неделю 2 учебных часа. В соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для школьников составляет 40 минут. Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы–72ч. Срок освоения - 1 год, продолжительность образовательного процесса: 36 учебных недель - 9 учебных месяцев. Уровень программы – ознакомительный, сочетает изучение технических аспектов и интернет-технологий, а также предусматривает различные виды творческой деятельности совместно с реализацией базовых основ прикладных онлайн-приложений. Современная образовательная среда помогает подросткам осознать, что занятия данным видом творчества – это и радость, и труд, требующие настойчивости, готовности к постоянному расширению знаний и совершенствованию умений. Форма обучения – очная. Виды занятий – теоретические, практические, контрольные. Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос, викторина, анкетирование, тест, контрольные упражнения/задания, конкурс, анализ и выставка фото работ Цель программы – формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности ребенка в процессе продуктивной фотожурналисткой деятельности. Задачи программы: Образовательные: ⎯ ознакомление с основами теории и практики фотожурналистики, с особенностями телевизионных жанров и программ; ⎯ формирование понятийного аппарата в области визуальной коммуникации; ⎯ обучение основным приемам работы со съемочным, монтажным и осветительным оборудованием; ⎯ обучение приёмам сбора, обработки и распространения информации; ⎯ формирование четких представлений о жанрах фотожурналистики и фотографии, их практического применения. Развивающие: ⎯ развитие аналитических способностей в оценке публицистических и художественных достоинств фотографии и умение определять ее место в жанрах фотожурналистики; ⎯ развитие практических навыков в создании репортажного портрета, композиционного единства текста и фотографии на газетной полосе; 4 ⎯ развитие позитивного мировосприятия, способности к самопознанию, творческому самовыражению и конструктивным способам взаимодействия с миром; ⎯ развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей; ⎯ развитие умений применять полученные теоретические знания на практике, объективно анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал. Воспитательные: ⎯ воспитание интереса к основам фотожурналистики; ⎯ воспитание ответственности за достижение высоких творческих результатов; ⎯ воспитание культуры поведения и общения, умений работать в творческой группе; ⎯ способствование выбору направления профессиональной деятельности. ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ Основные принципы, на которых основывается образовательная программа: Принцип вариативности и свободы выбора необходим для самореализации личности. Принцип эмоциональной насыщенности дает основу для создания среды, богатой ценностным общением, стимулирует положительные эмоции, благоприятно влияющие на душеное здоровье детей и побуждающие к дальнейшему развитию. Принцип креативности предполагает развитие и активизацию творческих способностей каждого обучающегося. Принцип индивидуализации имеет значение для осуществления личностноориентированного подхода в процессе эстетического воспитания и творческого развития личности. Принцип диалогичности предусматривает овладение языком искусств не просто усвоение предлагаемого материала, а познание мира через активный с ним диалог. Принцип интеграции основан на взаимопроникновении специфического языка мобильной фотографии в другие сферы жизни. На основе общих выразительных средств дети ищут параллели в различных видах деятельности, раскрывая художественный образ. Принцип доступности, обеспечивающий переход от простого к сложному, от известного к неизвестному. 5 Учебный (тематический) план Количество часов Формы аттестации\ контроля Входная диагностика № п/п Наименование разделов и тем 1. Вводное занятие 2 1 1 2. Введение в фотожурналистику 8 2 6 3. Фотокамера 10 2 8 4. Фотография в СМИ 10 2 8 5. Основные структурные элементы композиции 10 2 8 Викторина 6. Схемы освещения объекта 10 2 8 Тестирование 7. Основы обработки фотографии 8 2 6 Викторина 8. Связь фотографии и текста 12 2 10 9. Итоговое занятие 2 - 2 Итого: 72 15 57 Всего Теория Практика Устный опрос Педагогическое наблюдение Контрольное задание Контрольное упражнение Открытое занятие Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Вводное занятие (2ч.) Теория. 1. Знакомство с программой, целями и задачами, порядком и планом работы на новый учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Формы и методы деятельности студии. 2. Художественное мастерство фотографа. Профессия – фотожурналист (высокопрофессиональный специалист, владеющий компьютером, цифровой фотокамерой, системой цифровой обработки и оперативной передачей иллюстрации, подготовленных материалов в редакцию). Практика. 1. Базовые навыки владения компьютером. Входная диагностика. 2. Изучение истории фотографии с помощью иллюстративного материала (фотографии, видеофильмы). Тема 2. Введение в фотожурналистику (8ч.) Теория. 1. Виды групповых фотографий. Все групповые фото можно условно разделить на три вида. К первому относятся коллективные фотографии людей, выдержанные в строгом, официальном стиле. Ко второму можно отнести менее формальные снимки в кругу друзей. И третий тип группового фото – это съемка с членами семьи. Примеры поз для групповой фотографии и как научиться снимать фото с несколькими людьми. 6 Практика. 1. Отработка навыков анализа фотографий различных работ. Совместная работа на компьютере - определение «удачных» и «неудачных» кадров. Тема 3. Фотокамера (10ч.) Теория. 1. История первого фотоаппарата. Виды фотоаппаратов. Предпосылки и причины возникновения фотожурналистики. История возникновения фотографии и ее создатели. Место фотографии в системе изобразительной журналистики. Историческое развитие и становление фотожурналистики. 2. Принципы и работа цифрового фотоаппарата. Знакомство с конструктивными особенностями фотокамеры. Что же революционного с точки зрения света в цифровом фотоаппарате? Практика. 1. Смотр видео, дискуссия по истории фотографии с помощью иллюстративного материала (фотографии, видеофильмы). 2. Изучение общего устройства и основных частей фотоаппарата. Тема 4. Фотография в СМИ (10ч.) Теория. 1. Фотоснимки. Фотожурналистика – как составная часть журналистики. Идеологические аспекты фотожурналистики. Общество и фотожурналист. Творческий вклад в развитие фотожурналистики наиболее видных зарубежных и отечественных фотожурналистов. 2. Беседа о фотомастерстве. Этапы развития и становления жанров фотожурналистики в российской и зарубежной прессе. 3. Фотожурналистика и общественное мнение. Цели и задачи, стоящие перед фотожурналистом в изготовлении газетной фотоиллюстрации, и способы их решения. Практика. 1. Самостоятельная тематическая съёмка ивента. Обработка отснятого материала. Проведение анализа. 2. Поиск примеров применения фотографии в прикладных целях. Анализ фотографий. 3. Практическое применение теоретических знаний в деятельности фотожурналиста. Самостоятельная съёмка по теме и анализ отснятого материала. Тема 5. Основные структурные элементы композиции (10ч.) Теория. 1. Приемы фотографирования. Основные моменты фотоснимка. Практика. 1. Практическая отработка полученных теоретических знаний. Городская съемка. Анализ отснятого материала. Тема 6. Схемы освещения объекта (10ч.) Теория. 1. Естественный свет. Источник естественного света. Направление и прохождение его через атмосферу. Влияние на свет атмосферных явлений и окружающей среды. 7 2. Сезонные фотографии. Пейзажный фотоснимок в фоторепортаже. Выбор места для съёмок, особый подход и осторожность. Приемы получения красивого и лаконичного фона. Поиск живописных локаций. 3. Приемы фотосъёмки в солнечную погоду. Яркий солнечный и резкие контрастные тени. Перепад яркости и невозможность компенсирования в Photoshop. Использование больших и маленьких зонтов и софтбоксов. Практика. 1. Оценка условий естественного освещения в конкретный день. Наиболее оптимальный вид съёмки для этого типа света. 2. Анализ фотографий по принципу взаимодействия цветов. Оценка гармонии и дисгармонии. 3. Самостоятельная съёмка. Анализ отснятого материала. Тема 7. Основы обработки фотографии (8ч.) Теория. 1. Приемы и определение возможностей компьютерной обработки изображений. Распознавание изображений как быстро развивающаяся самостоятельная дисциплина. 2. Компьютерная обработка изображений как обработка цифровых изображений с помощью компьютеров или специализированных устройств, построенных на цифровых сигнальных процессорах. Практика. 1. Отработка навыков основных требований к обработке фотографий. Применение основные инструментов Adobe Photoshop. Смотр и анализ работ. Тема 8. Связь фотографии и текста (12ч.) Теория. 1. Структура журналистского текста. Информационные жанры: хроника, заметка, расширенная информация, отчет, репортаж, интервью - содержательноформальная общность, обладающая общими признаками и различиями. Аналитические жанры: фотоинтервью, фоторепортаж, фотокорреспонденция. Художественно-публицистические жанры: фотоочерк, беседа. 2. Заголовок к фотографии. Его роль, разновидности, способы создания. Специфика предмета: документальность, достоверность изображения, возможность увековечить мгновение. Жизнь фотопроизведения в сопровождении соответствующего комментария. 3. Ошибки при написании текста. Текст в социальных сетях. Социальный статус фотожурналиста. Формирование социальной позиции. Основные функции практической деятельности. Система оценочных категорий творчества фотожурналиста. Проблема принципиальности. 4. Отбор фотографий для печати. Правильная печать фотографий. Профиль бумаги к принтеру работает рак же, как профиль монитора и видеокарта. Он позволяет принтеру знать, как нужно смешивать цвета, чтобы на печати получился точный оттенок. Для достижения наилучших результатов нужно печатать из приложения, которое имеет возможность управлять цветами принтера, как Adobe Photoshop или Lightroom. 8 Практика. 1. Анализ примеров. Написание текста к фотографии. 2. Обсуждение возможных вариантов размещения фотографии в СМИ, подбор заголовков. 3. Самостоятельный выбор и настройка аппаратуры для проведения съёмки. Определение целевой группы. Написание текста. 4. Съёмка дополненного варианта. Подготовка окончательного варианта фотографии. Печать. Тема 9. Итоговое занятие (2ч.) Практика. 1. Выставка и анализ фоторабот. Тематическая игровая программа. Подведение итогов учебного года. Планируемые результаты освоения программы Личностные: ⎯ проявление заинтересованного отношения к фотожурналистке; ⎯ проявление эстетических чувств, морально-нравственной отзывчивости; ⎯ наличие основ эстетического восприятия, потребностей, ценностей и чувств; ⎯ проявление творческой инициативы и самостоятельности; ⎯ умение взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. Предметные: ⎯ знание истории фотожурналистики, её жанров и специфики; ⎯ знание основных требований к профессии фотожурналиста; ⎯ знание морально-этических норм, которыми руководствуется журналист в процессе своей работы; ⎯ знание видов и методики журналистского творчества; ⎯ знание принципов создания фотосюжета; ⎯ знание технологию разработки макета режиссерского сценария в соответствии с концепцией и техническими требованиями; ⎯ знание особенностей сбора и проверки информации; ⎯ знание технологии интервьюирования, фото- и видеосъемки; ⎯ знание имен известных фотографов и специальных терминов. Метапредметные: ⎯ умение искать, находить, запрашивать, проверять и преобразовывать информацию; ⎯ умение создать сюжет (с закадровым текстом и интервью) для фоторепортажа; ⎯ умение пользоваться компьютером, создавать, редактировать, сохранять текстовые и гипертекстовые документы, обрабатывать фотоизображения, создавать и редактировать презентации, пользоваться веб-браузерами, работать с файлами на внешних носителях; ⎯ умение правильно обращаться с фотоаппаратурой различных типов и основными приспособлениями для фотосъемки; ⎯ умение тактично общаться с людьми, не переступая этических норм и соблюдая право личной жизни граждан; 9 ⎯ умение соотносить свои обязанности и личные творческие задачи с творческими задачами, стоящими перед коллективом в целом; ⎯ умение анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимых коррективы для достижения запланированных результатов; ⎯ умение аргументировать точку зрения и видеть главное и достойное для снимка. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Продолжительность учебного года Продолжительность учебного периода Начало уч. года: 01.09.2024г. 1 с 01.09.2024г.полуг. по 31.12.2024г. Конец уч. года: 31.05.2025г. 2 с 09.01.2025г.полуг. по 31.05.2025г. Сроки каникул Праздничные дни 04 ноября 16 Зимние: 31 декабря недель 01.01.-08.01. 23 февраля 08 марта 01-03 мая 20 Летние: недель 01.06.-31.08 09 мая Условия реализации программы Организация образовательного процесса предполагает создание для обучающихся среды, раскрывающей внутренний мир и ощущение комфортного и естественного обучения. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса. Исходя из психофизических особенностей детей школьного возраста, были выбраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики. Методы обучения: ⎯ словесный (устное изложение, беседа, рассказ); ⎯ наглядный практический (выполнение работ по инструкции); ⎯ объяснительно-иллюстративный (показ презентаций, видеороликов, фотографий); ⎯ репродуктивный (работа по образцу); ⎯ частично-поисковый (коллективный поиск идей, решение поставленной задачи совместно с педагогом); ⎯ исследовательский проблемный (самостоятельная творческая работа обучающихся); ⎯ игровой (создание игровых ситуаций); ⎯ дискуссионный (вовлечение обучающихся в обсуждение); ⎯ проектный (проектная деятельность). Методы воспитания: ⎯ убеждение, ⎯ поощрение, ⎯ упражнения, ⎯ задания, ⎯ стимулирование, ⎯ мотивация. 10 Формы организации образовательного процесса Фронтальная форма образовательного процесса: ⎯ просмотр фильмов разных видов и жанров; ⎯ участие в обсуждениях фильмов; ⎯ возможность выражать своё отношение к увиденному сюжету на экране; ⎯ освоение знаний языка цифрового фото и выразительных средств мобильного телефона (онлайн-приложений). Групповая форма образовательного процесса: ⎯ выполнение творческих заданий для совершенствования навыков восприятия и анализа мобильных фотографий; ⎯ создание фоторабот (от замысла до конечного результата); ⎯ фотосъемка в различных жанрах и условиях. Индивидуальная форма образовательного процесса: ⎯ совершенствование знаний выразительных возможностей цифрового фото; ⎯ выполнение практических заданий по освоению языка искусства мобильной фотографии в процессе фотосъемки; ⎯ овладение приемами обработки и процессом правильного архивирования фотографий; ⎯ овладение фоторедакторами и онлайн-приложениями на компьютере. Формы организации образовательного процесса: ⎯ беседа, ⎯ лекция, ⎯ мастер – класс, ⎯ дискуссия, ⎯ мозговой штурм, ⎯ практическое занятие, ⎯ экскурсия, ⎯ творческая мастерская, ⎯ презентация. Педагогические технологии: ⎯ технология учебного занятия; ⎯ технология группового обучения; ⎯ технология проблемно-развивающего обучения (применяется в виде заданий/упражнений направленных на поиск идей, развитие креативности); ⎯ технология проектной деятельности; ⎯ технология личностно-ориентированной деятельности (обучение проходит на основе детских инициатив и интересов); ⎯ КТ-технология (применяется при фотосъемке, в монтаже, при обработке и ИКТсопровождения образовательного процесса); ⎯ технология игровой деятельности; ⎯ здоровьесберегающая технология (чередование различных видов деятельности на занятии, проведение минуток отдыха, использование элементов арттерапевтических методик). 11 Алгоритм учебного занятия - краткое описание структуры занятия и его этапов: Организационный момент: подготовка обучающимися своих рабочих мест Введение в задание (тему): мотивация обучающихся к деятельности, создание положительного настроя Постановка целей и задач занятия) Этап изучения новых знаний: (закрепление материала) и способов деятельности Этап деятельностный: Творческая практическая работа в малых группах. Просмотр фоторабот. Анализ и исправление допущенных ошибок в ходе работы Перерыв – активные минуты отдыха Заключительный этап: Рефлексия. Подведение итогов занятия Организационный момент - уборка рабочих мест Учебное занятие длится 1 час 30 мин. и состоит из двух уроков по 40 минут каждый. Учебное занятие включает в себя перемену 10 минут между уроками. Материально-техническое обеспечение Оборудование: ⎯ Кабинет, столы, стулья. ⎯ Мобильные телефоны. ⎯ Фотоаппарат, штатив, специальные софиты или фонари для постановки света. Компьютер с необходимым программным обеспечением. ⎯ Видеопроектор и интерактивная доска для просмотра готовых фоторабот. Дидактические материалы и информационное обеспечение: ⎯ Мультимедийные презентации. ⎯ Фильмотека. ⎯ Онлайн-приложения. ⎯ Дидактические материалы по фотоискусству. ⎯ Комплект методической литературы по основам фото мастерства в электронном виде. Кадровое обеспечение Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми школьного возраста. Формы аттестации, виды контроля и способы определения результативности Виды и цель контроля ⎯ Начальный (входной контроль). Проводится с целью определения интересов и потребностей обучающихся 12 ⎯ Текущий контроль. Проводится с целью определения знаний, умений и наиболее важных личностных качеств, сформированных в результате обучения, для определения интересов и потребностей детей, сформированных на основании этих знаний. Задания составлены в соответствии с реализуемой программой и направлены на проверку знаний и практических умений в области фотографии ⎯ Итоговый контроль. Итоговая аттестация обучающихся проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение. Тесты и задания составлены в соответствии с реализуемой программой и направлены на проверку знаний теоретического материала, знаний терминологии, технологических умений. На итоговой аттестации обучающиеся не выполняют специального практического задания. Баллы выставляются в результате просмотра и анализа итогового тематического фотоматериала. Отслеживание изменений по конкретным техническим навыкам и умениям, а также по наиболее важным параметрам личностного развития Формы аттестации подведения итогов: ⎯ открытое занятие для родителей; ⎯ публикации готовых фоторабот в сети Интернет; ⎯ просмотр фотоматериала, анализ и обсуждение; ⎯ анкетирование; ⎯ выставки фоторабот; ⎯ участия в фотоконкурсах; ⎯ портфолио личных фото достижений. Способы определения результативности Диагностические материалы: Диагностика в образовательном процессе проводится при помощи педагогического наблюдения и педагогического анализа результатов анкетирования, тестирования, выполнения обучающимися контрольных заданий, участия конкурсах различного уровня, активности обучающихся на занятиях. Созданная система оценочных средств позволяет педагогу контролировать процесс обучения, измерять его и оценивать. 13 Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагогов: 1. Lindner, P. Фотография без камеры / Lindner P. - М.: Berlin, 2015. - 801 c. 2. Souvenir du Caucase. Кавказъ. - М.: Внешторгиздат, 2016. - 274 c. 3. Агафонов, А.В. Фотобукварь / А.В. Агафонов, С.Г. Пожарская. - М.: ЦТР МГП ВОС, 2016. - 200 c. 4. Аракчеев, Ю. Джунгли во дворе / Ю. Аракчеев. - М.: Мысль, 2014. - 159 c. 5. Бабкин, Е. В. Фото и видео. Как пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой. Справочник / Е. В. Бабкин, А. И. Баканов, Г. И. Белов, и др. - М.: Дрофа, 2013. 6. Варгафтиг, М. Кино фото материаловедение / М. Варгафтиг. - М.: Госкиноиздат; Издание 2-е, 2012. - 300 c. 7. Вендровский, К. Начинающему фотолюбителю / К. Вендровский, В. Шашлов. - М.: Искусство; Издание 3-е, испр. и доп., 2015. - 156 c. 8. Гагман, Н. А. Фотографирование произведений искусства / Н.А. Гагман. - Л.: Искусство; Издание 2-е, 2016. - 136 c. 9. Гиппенрейтер, В. Пейзажи Подмосковья. Фотоальбом / В. Гиппенрейтер. - М.: Московский рабочий; Издание 2-е, перераб. и доп., 2015. - 879 c. 10. Гречук Петербург. Секунды истории / Гречук, Наталия. - М.: СПб: Искусство, 2014. - 552 c. 11. Гусев, А. Спутник фотолюбителя / А. Гусев. - М.: Московская правда, 2013. - 112 c. 12. Дыко, Л. П. Основы композиции в фотографии / Л. П. Дыко. - М.: Высшая школа, 2015. - 132 c. 13. Закс, М. Основы светотехники и цветоведения в фотографии / М. Закс, Л. Курский. - М.: Легкая индустрия, 2015. - 136 c. 14. Иофис, Е. А. Фотография для школьника / Е. А. Иофис. - М.: Искусство, 2013. 15. Клаусс, Г. Применение светофильтров в фотографии / Г. Клаусс, Г. Мойзель. - М.: Искусство, 2013. - 175 c. 14 16. Майзенберг, И. С. Устройство и ремонт фотоаппаратов / И. С. Майзенберг. - М.: Киев: Гостехиздат УССР; Издание 2-е, стер., 2013. - 318 c. 17. Микулин, В. Фотография в 25 уроках / В. Микулин. - М.: Госкиноиздат, 2015. 18. Микулин, В. П. 25 уроков фотографии. Практическое руководство / В. П. Микулин. - М.: Искусство; Издание 11-е, 2016. - 480 c. 19. Мухин, И. А. Фотоохота / И.А. Мухин. - М.: Физкультура и спорт; Издание 2-е, перераб., 2014. - 288 c. 20. Плужников, Б. Ф. Особые приемы фотографии / Б.Ф. Плужников. - М.: Искусство, 2014. - 174 c. 21. Пондопуло, Г. К. Фотография и современность. Проблемы теории / Г.К. Пондопуло. - М.: Искусство, 2015. - 174 c. 22. Прошек Чехословакия / Прошек, Йозеф. - М.: Прага: Артия, 2014. - 685 c. 23. Симонов, А. Г. Фотографирование при искусственном освещении / А. Г. Симонов. М.: Искусство; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. - 128 c. 24. Щепанский, Г. В. Техника фотографии / Г. В. Щепанский. - М.: Искусство, 2012. 156 c. Литература для обучающихся: 1. 1000 и один вопрос о цифровой фотографии. - Москва: Мир, 2007. - 813 c. 2. Беленький, А. И. Цифровая фотография. Школа мастерства / А. И. Беленький. - М.: Питер, 2011. - 182 c. 3. Беленький, Александр Цифровая фотография. Школа мастерства / Александр Беленький. - М.: Питер, 2012. - 152 c. 4. Вестон, Крис Фильтры в фотографии / Крис Вестон. - М.: Арт-Родник, 2010. 5. Газаров, Артур Цифровая фотография от А до Я / Артур Газаров. - М.: "Издательство "Эксмо", 2011. - 256 c. 6. Демьянович, Артем Цифровая фотография. Уроки, секреты, советы / Артем Демьянович. - М.: Питер, 2011. - 192 c. 7. Джойнсон, Саймон Пейзажи / Саймон Джойнсон. - М.: АСТ, Астрель, Кладезь, 2015. - 112 c. Литература для родителей: 1. Джойнсон, Саймон Портреты / Саймон Джойнсон. - Москва: СИНТЕГ, 2015. 2. Джорджес, Грегори Цифровая фотография. От снимка до плаката / Грегори Джорджес, Лорен Джорджес. - М.: Вильямс, Диалектика, 2007. - 392 c. 3. Дэвис, Адриан Цифровая фотография. Практическое руководство для начинающих / Адриан Дэвис. - М.: Ниола 21 век, 2005. - 128 c. 4. Дэйли, Тим Специальные эффекты / Тим Дэйли. - Москва: Гостехиздат, 2006. 5. Жвалевский, А. Цифровая фотография для женщин. Компьютер для всей семьи (комплект из 2 книг) / А. Жвалевский, Е. Пастернак. - М.: Питер, 2011. - 352 c. 6. Жвалевский, Андрей Цифровое фото и Photoshop CS5 без напряга / Андрей Жвалевский. - М.: Питер, 2011. - 232 c. 7. Журнал CHIP, май №5/2013. - М.: Издательский дом Бурда, 2013. - 148 c. 8. Келби, Скотт Adobe Photoshop Lightroom 2. Справочник по обработке цифровых фотографий / Скотт Келби. - М.: Вильямс, 2009. - 448 c. 9. Келби, Скотт Цифровая фотография. Том 1 / Скотт Келби. - М.: Вильямс, 2014. 244 c. 15 Интернет-ресурсы: ⎯ https://zen.yandex.ru/media/the_universe_of_thoughts/fotoiskusstvo5f64d2f5725dfb45246ecc54 ⎯ https://nrtv.ru/article/iskusstvo/Fotografija-kak-iskusstvo ⎯ https://statusmen.ru/lifestyle/culture/photo-art ⎯ https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/19-sovetov-dlya-uspexa-v-mobilnoj-fotografii/ ⎯ https://mobilografiya.com/chto-takoe-mobilografiya/ ⎯ https://vse-kursy.com/read/1001-uroki-mobilnoi-fotografii.html ⎯ https://fotokomok.ru/mobilografiya-novyj-zhanr-fotoiskusstva/ ⎯ https://photar.ru/pervye-shagi-v-mobilografii-chto-vazhno-uchest/ 16 Приложение №1 Критерии оценки ЗУН обучающихся по программе «Фотожурналистика» (5-ти бальная шкала) (Промежуточная аттестация) Вид работы 1. Умение пользоваться терминами 2. Умение работать с фоторедакторами и онлайнприложениями 3. Фотосъемка, композиция, работа со светом Низкий уровень 1 балл Не знает и путает значения слов. Не использует в разговорной речи Не умеет скачивать и использовать программы и приложениями Не знает теории и не владеет навыками практической работы Средний уровень 2-3 балла Знает предназначение, но неуверенно озвучивает термины Высокий уровень 4-5 баллов Хорошо знает все понятия и применяет их в учебном процессе Владеет навыками скачивания, но не умеет использовать по назначению материал Выполняет задания по инструкции, но отсутствует самостоятельность Умело владеет, грамотно работает и скачивает материал Смело применяет знания и умения на практике Критерии оценки ЗУН обучающихся по программе «Фотожурналистика» (5-ти бальная шкала) (Итоговая аттестация) Низкий уровень 1 балл 1. Умение Не знает и путает пользоваться значения слов. Не терминами использует в разговорной речи 2. Умение работать с Не умеет скачивать фоторедакторами и и использовать онлайнпрограммы и приложениями приложениями 3. Фотосъемка, Не знает теории и не композиция, работа владеет навыками со светом практической работы 4. Создание фото Отсутствуют навыки портфолио, участие в самостоятельной выставках, конкурсах, работы проектной деятельности Вид работы Средний уровень 2-3 балла Знает предназначение, но неуверенно озвучивает термины Высокий уровень 4-5 баллов Хорошо знает все понятия и применяет их в учебном процессе Владеет навыками скачивания, но не умеет использовать по назначению материал Выполняет задания по инструкции, но отсутствует самостоятельность Есть стихийное желание участия и опыт в создании фото продуктов по образцу Умело владеет, грамотно работает и скачивает материал Смело применяет знания и умения на практике Проявляет творчество, целеустремленность и самостоятельность во всех делах 17 Приложение №2 Критерии оценки личности обучающегося по программе «Фотожурналистика» Низкий уровень 1-3 балла 1. Находится на занятии без желания. Не участвует в коллективном творчестве. 2. Записался в студию «вместе с другими». 3. Привели родители. Редко проявляет интерес к творческой деятельности. 1. Не выполняет работу до конца, присутствует как наблюдатель. 2. Изредка проявляет старательность, чтобы избежать осуждения. Средний уровень 4-5 балла ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ 4. Периодически стремиться к творческой деятельности. 5. Регулярно стремиться к творческой деятельности, старается хорошо выполнить дело. 3. Пытается справиться с трудностями, но не хватает знаний и умений. 4. Работает добросовестно, ждет одобрения педагога. Высокий уровень 7-10 бал. ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ И ЛЮДЯМ 6. Наличие мотива самореализации. 7. Участвует в творческом процессе, потому что получает от этого удовольствие. 8. Активно стремиться к совместной работе, имеет большой творческий потенциал. 5. Работает добросовестно, хочет сделать кому-то приятное. 6. Ответственно подходит к любой работе. Проявляет творчество и фантазию. 7. Активное, творческое отношение к работе. Может возглавить творческую группу. 18 Приложение №3 Самодиагностика для обучающихся по программе «Фотожурналистика» (Входящий контроль) Анкета Дорогой друг! В правом верхнем углу листа запишите имя и фамилию. Прояви креативность и ответь на вопросы. Выбери наиболее понравившийся вопрос ответь на него фотографией. Сделай ее самостоятельно здесь и сейчас! 1. Как считаешь, какие пять слов лучше всего описывают тебя? __________________________________________________________________________ 2. Какое занятие делает тебя счастливым? __________________________________________________________________________ 3. Чему бы ты хотел научить других людей? __________________________________________________________________________ 4. Каким должен быть самый счастливый твой день? __________________________________________________________________________ 5. Из всех вещей, которым ты сейчас учишься, что будет самым полезным для тебя, когда ты вырастешь? __________________________________________________________________________ 6. Если бы ты мог путешествовать во времени, и встретить себя три года назад, какой совет ты бы себе дал? __________________________________________________________________________ 7. Если бы ты сейчас отправился в кругосветное путешествие, кого из друзей ты бы хотел взять с собой? __________________________________________________________________________ 8. Есть вероятность, что ты станешь известным и знаменитым человеком. Кем бы ты хотел стать? __________________________________________________________________________ 9. Если бы ты мог изменить мир, что бы ты сделал? __________________________________________________________________________ 10. Кому ты сегодня помог? __________________________________________________________________________ 19 Приложение №4 Диагностика обучающихся по программе «Фотожурналистика» (Текущий контроль) Контрольное практическое задание Для отслеживания уровня владения практическими умениями и навыками обучающимся предлагается принять участие в фотосъемке, используя готовые предметы, фон. Тема выбирается педагогом. Инструкция: Вам необходимо «оживить образ». Задание можно выполнять в паре или индивидуально. Этапы работы: 1. Настроиться на рабочий процесс (продумать идею эффектного снимка). 2. Оценить уровень освещения предметной фотосъемки. 3. Процесс фотосъемки. 4. Обработка материала. Отслеживание результативности выполнения практического задания. Критерии оценки уровня овладения приемами получения движущихся объектов Низкий уровень (-) не владеет приемами получения хорошего снимка, этапы работы перепутаны, задание не понято – прослеживается небрежность. Уровень творчества – низкий. Средний уровень (+): обучающийся умеет применять приемы знания и умения на практике. С заданием справился, но работу выполнил с помощью педагога. Уровень творчества - средний. Высокий уровень (++): обучающийся уверенно применяет знания и умения на практике, качество выполненной работы хорошее, уверенно владеет навыками съемки. Применяет различные дополнительные приемы для получения качественного фото. Уровень творчества – высокий. 20 Приложение №5 Самодиагностика обучающихся по программе «Фотожурналистика» (Итоговый контроль) Анкета «Цель в жизни» Определи свою жизненную цель с помощью семи вопросов: 1. Итак, чем вам нравится заниматься? Ваша цель неразрывно связана с тем, что вы любите. Самые целеустремленные люди занимаются именно любимым делом: Биллу Гейтсу нравятся компьютеры, Опра Уинфри любит помогать людям, а Эдисон предпочитал изобретать что-то новое. А что нравится вам? Может, вы любите читать, писать произведения, заниматься спортом, петь, рисовать или готовить? А может вам по душе бизнес, продажи, общение, ремонт каких-либо вещей? Может, у вас получается хорошо слушать человека? В любом случае, ваша жизненная цель будет связана с любимым делом. 2. Чем вы занимаетесь в свободное время? То, чем вы занимаетесь в свободное время, поможет вам определить вашу цель в жизни. Если вы любите рисовать, значит «рисование» — это своеобразный знак, в каком направлении вам следует двигаться. То же можно сказать о любом хобби и увлечении, будь то приготовление пищи, пение или переговоры. Вы только должны не пропустить эти знаки. Как же рассматривать эти знаки? Например, кому-то очень нравиться учиться и познавать все новое, значит, возможно, его жизненной целью может стать преподавание. Обязательно продумайте, что вы делаете в свободное время, или, что бы вы хотели делать. 3. На что вы обращаете внимание? Продавец с легкостью отличит, будет ли товар пользоваться спросом или нет; парикмахер, обратит внимание на внешний вид прически человека, дизайнер отметит нелепое одеяние, а механик лишь по звуку от машины сможет установить возможные неполадки в ней. А на что вы обращаете внимание? И что вас раздражает? Все ваши ответы и будут теми знаками, которые помогут вам в установлении вашей жизненной цели. 4. О чем вам нравится узнавать и что вы предпочитаете изучать? Какие книги и журналы вам нравится читать? Может, вам интересна литература о бизнесе, кулинарии или рыбалке? В любом случае, вы должны расценивать свои предпочтения как намек на то, какую проблему вы должны решить в своей жизни. Подумайте, если бы вы создавали свою библиотеку, какие бы книги вы подобрали для нее? А может вам по душе книги по саморазвитию? 5. Что пробуждает в вас желание заниматься творчеством? Может, для вас процесс продажи – это целое искусство? Или вы хотите немедля начать готовить, увидев в журнале новые оригинальные рецепты блюд? А быть может какая-либо пережитая ситуация является толчком к написанию картины? Продумайте, что заставляет вас двигаться вперед. 6. Что другим людям нравиться в вас? У вас есть «поклонники», которые по достоинству оценивают вашу стряпню? Ведь, если ваши блюда никому не нравятся, то и шеф-поваром вам, скорее всего не быть. Или некоторые восторгаются вашим пением, умением танцевать? А может, кого-то покорил ваш талант писателя или фотографа? Согласитесь, у каждого из нас есть способность, которая по нраву другим людям. 7. А если бы вы знали заранее, что вы добьетесь успеха, чем бы вы занялись? Один бы создал собственный салон красоты, другой бы решил попробовать свои силу в музыкальном проекте, а третьего прельстила бы перспектива быть владельцем фотогалереи. Любой ваш ответ будет еще одним знаком вам для поиска жизненной цели… 22 Приложение №6 Методический материал для обучающихся по программе «Фотожурналистика» Технология организации детской журналистики включает в себя следующие этапы работы: I этап – «Познавательно - подготовительный», целью которого является расширение представлений детей о средствах массовой информации, роли газет и журналов в жизни людей; формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой; совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи. Для решения данной задачи можно использовать нетрадиционные и традиционные методы и приемы. Примерная организация работы по реализации детской журналистики в познавательном блоке: 1. Сбор информации о профессиях журналист, диктор и др.: просмотр презентаций, фильмов, открыток, фотографий о журналистике. Организация встреч с людьми данных профессий. 2. Организация и проведение экскурсий в редакцию городской газеты или телевизионную студию. 3. Знакомство с разными журналами и газетами. Чтение произведений поэтов и писателей, опубликованных в этих журналах. 4. Артикуляционная гимнастика, разучивание скороговорок и потешек для развития дикции, темпа и силы голоса. 5. Конкурс чтецов с целью выявления способных к дикторству детей, а также тренировке детей в публичных выступлениях. 6. Использование мнемотехники при разучивании стихов, пересказов, совместное составление алгоритма подготовки интервью. 7. Анкетирование родителей, оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставки, игротеки. 8. Изготовление атрибутов для режиссёрской и сюжетно-ролевой игр «Телестудия», «Типография» и т.п. Практически данные формы можно использовать в педагогической деятельности. II этап – «Познавательно - деятельностный»: на данном этапе основной целью в работе с детьми является раскрытие их творческих и познавательных способностей, умение работать в команде над созданием продукта журналистской деятельности: газет, журналов, буклетов, видеороликов, презентаций, мультфильмов и т.п. Примерная организация работы по реализации детской журналистики в деятельностном блоке: 1. Выбор темы журналистского исследования - это очень важный этап, тема должна быть актуальна и интересна детям! 2. Изучение, исследование темы, сбор материалов - это самый обширный этап, он может включать в себя разнообразные формы работы: a) создание тематических выставок, фотовыставок и т.п.; b) НОД по всем образовательным областям; 23 c) беседы и наблюдения; d) чтение познавательной и художественной литературы, рассматривание иллюстрированных энциклопедий и т.п.; e) развивающие игры; f) сбор фото и видеоматериалов. И другие формы работы, позволяющие как можно подробнее изучить выбранную тему и собрать необходимый материал. Создания продукта журналистской деятельности: газет, журналов, буклетов, видеороликов, презентаций, мультфильмов - это самый сложный этап для деятельности, так как предполагает работу с оргтехникой, а самое главное активное вовлечение в этот процесс детей. P.S. Работа педагога трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успешный результат определяется интуицией, инициативой и терпением педагога. Поэтому останавливаться на достигнутом нельзя, нужно искать новые пути достижения высокой цели в воспитании будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. 24