Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2
Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мир театра»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Резникова Наталья Викторовна,
педагог дополнительного образования
г. Верхняя Пышма, 2024
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ.; Приказа Министерства
просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы «Мир театра» связана необходимостью воспитания
цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и
развития ее духовности.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который
позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с
художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств
личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и раскрепощенности.
Театрализованные занятия являются частью воспитательной и образовательной
работы не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и
потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в
театрализованных занятиях, ребенок знакомится с окружающим миром через образы,
краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями,
знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную
речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Но возможности театрального творчества используются в не в полую меру,
огромный общеразвивающий потенциал театрального искусства остается до сих пор
невостребованным, причем это происходит на фоне устойчивого падения интереса
школьников к театру и театральной самодеятельности. Данная программа нацелена на
решение этой проблемы.
Новизна программы заключается в объединении средств и методов театральноигровой деятельности и использования разных видов детской творческой деятельности в
процессе театрального воплощения.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как после её
реализации образовательные учреждения пополнятся творчески обученными детьми,
способными к организации и проведению коллективно-творческих дел, а в театральные
коллективы вольются юные актёры, получившие базовые навыки актёрского мастерства,
сценической речи, сценического движения и актёрской грамоты.
Отличительная особенность программы «Мир театра» — это возможность детей
попробовать свои силы и проявить свои способности в освоении разнообразных видов
2
творческой деятельности. Данная программа отличается от других тем, что она построена
на тесном взаимодействии театрального искусства и сценической деятельности. Все
созданные в рамках студии спектакли доступны для просмотра не только в рамках
учреждения, но и на различных фестивалях и конкурсах, что мотивирует обучающихся на
новые творческие работы.
Адресат программы. Программа рассчитана на всех желающих детей школьного
возраста от 7до 11 лет.
Возрастные особенности обучающихся. Данный возраст очень ответственный
период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень
интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Процесс
творческой работы в театральном объединении является фактором интеллектуального и
физического развития школьников. Дети данного школьного возраста особенно нуждаются
в поддержке эмоционального здоровья, так как для них этот период достаточно сложный.
Любимые занятия в часы досуга помогают школьнику 7-11 лет найти способ выхода из
стресса, мелких беспокойств. Ценностью творческой деятельности в театральном
коллективе являются ярко выраженные физиологические, психологические и социальные
аспекты, которые помогают детям реализовать творческие способности. Очень важно, что
дети постигают все премудрости театрального искусства в игре. Игровой метод - основной
в реализации программы.
Режим занятий. Занятия проводятся в 1-ый год - 2 раза в неделю по 2 учебных часа;
во второй год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа; на третий год обучения - 2 раза в неделю
по 2 часа. В соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
школьников составляет 40 минут.
Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы–432ч.
Срок освоения - 3 года, продолжительность образовательного процесса: 108 учебных
недель - 27 учебных месяцев.
Уровневость общеразвивающей программы.
«Стартовый уровень обучения» предусматривает приобщение детей младшего
школьного возраста к театральной культуре, обучение основам актерского мастерства,
развитие психофизических процессов, формирование коммуникативных навыков.
«Базовый уровень» обучения направлен на воспитание чувства ответственности,
трудолюбия, коллективизма, дисциплинированности обучающихся, сочетает изучение
сценических аспектов театрализации и сценической речи, способствует развитию
организаторских способностей, воспитанию коммуникативных навыков.
«Продвинутый уровень» обучения нацелен на осознание, что занятия театральным
творчеством – это не только радость, но и труд, требующий настойчивости, готовности
постоянного расширения знаний и совершенствования умений. Содержание учебного
материала способствует развитию восприятия, памяти, внимания, воображения,
коммуникативных навыков, снятию психологических зажимов.
Форма обучения – очная.
Количество детей в учебной группе от 6 до 14 человек.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов. Основным видом педагогического контроля, на
всех этапах и всех годах обучения, являются выступления и концерты, литературные
3
вечера, участие детей в конкурсах и фестивалях различного уровня. На базовом уровне
обучения – открытые занятия или подготовка малых концертных номеров. На продвинутом
уровне обучения – спектакли и большие концертные выступления, участие в театральных
фестивалях и конкурсах.
Цель программы – формирование и развитие творческих способностей
обучающихся средствами театрального искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
⎯ приобщение детей к театральной культуре,
⎯ обучение основам актерского мастерства;
⎯ обучение различным техникам и приемам театрального искусства;
⎯ обучение навыкам сценической речи и движений;
Развивающие:
⎯ развитие психофизических процессов (восприятия, памяти, внимания,
воображения), организаторских способностей;
⎯ развитие системы знаний, умений, навыков по основам театральной деятельности;
⎯ развитие творческой активности, самостоятельности, желания экспериментировать;
⎯ развитие познавательного интереса, эстетического вкуса;
Воспитательные:
⎯ воспитание чувства артистизма и выразительности;
⎯ формирование интереса к театральному творчеству;
⎯ формирование отношений, основанных на сотрудничестве и взаимопомощи;
⎯ воспитание
чувства
ответственности,
трудолюбия,
коллективизма,
дисциплинированности.
Задачи первого года обучения (стартовый уровень):
⎯ изучение последовательности создания театральной постановки;
⎯ изучение последовательности работы персонажей;
⎯ изучение голосовой техники и мастерства речи;
⎯ использование разных технологических приемов в сценической работе;
⎯ обучение обыгрыванию по сюжету фона и декораций;
⎯ воспитание чувства артистизма и выразительности;
⎯ формирование интереса к театральному творчеству.
Задачи второго года обучения (базовый уровень):
⎯ закрепление полученных знаний, умений и навыков, полученных в первый год
обучения с изучением технологии постановочного процесса;
⎯ обучение различным техникам и приемам театрального искусства;
⎯ развитие психофизических процессов (восприятия, памяти, внимания,
воображения), организаторских способностей;
⎯ формирование навыков выстраивания сюжетной линии при взаимодействии с
другими участниками творческого процесса;
⎯ развитие познавательного интереса, эстетического вкуса.
4
Задачи третьего года обучения (продвинутый уровень):
⎯ закрепление полученных знаний, умений и навыков, полученных на втором году
обучения;
⎯ развитие актерского мастерства и приемов театрального искусства;
⎯ развитие навыков сценической речи и движений;
⎯ развитие навыков выстраивания сюжетной линии при взаимодействии с другими
участниками творческого процесса;
⎯ развитие творческой активности, самостоятельности, желания экспериментировать;
⎯ приобщение обучающихся к театральной культуре.
Педагогическая целесообразность объясняется основными принципами, на которых
основывается программа:
Принцип развития индивидуальности каждого обучающегося. Занятия должны
активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные
познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры.
Поэтому в ходе занятий в студии ребёнок будет иметь возможность реализовать
собственные намерения, т.е. действовать от своего имени.
Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как
творческой личности. Это значит способствовать усвоению детьми социального опыта, т.е.
знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также
развивать умение самостоятельно учиться. Кроме вышесказанного этот принцип позволяет
развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его
саморазвитию.
Принцип деятельности. Этот принцип выражается во внешней и внутренней
(умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и
групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться
действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах
лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального
общения.
Принцип реальности и практического применения. Все полученные знания, умения и
навыки жизненно необходимы ребенку, как в его сегодняшней жизни, так и для будущего
его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции,
работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение
в жизни каждого ребёнка.
Одним из важных принципов образовательного процесса является погружение
обучающихся в мир культуры и истории театрального искусства. В конце каждой темы –
театрализация, в которой обучающиеся становятся персонажами рассказа, былины или
сказки.
Несмотря на широкое использование программной театрализации игр, в основе
образовательной программы лежит изучение базовых навыков сценического мастерства.
Театр – это синтетический вид искусства, и поэтому программа включает несколько
направлений: актерское мастерство; сценическая речь; сценическое движение; история
театра и азбука театра; театрализованная игра; постановка спектакля; театральные
премьеры.
5
Методика работы театральной студии начинается с организации сценического
внимания.
На первом этапе обучения дети, путем специальных упражнений (этюдов), знакомятся
с основами актерского мастерства, дисциплинируют психофизический аппарат,
приобретают навыки, помогающие ориентироваться в повседневной жизни. Знания,
получаемые юными актерами и базирующиеся на принципе занятие – игра, укрепляет
психику детей, делает их общительными и коммуникабельными, повышает общий
интеллектуальный уровень, психофизическую готовность.
Учебный (тематически) план
Стартовый уровень (7-8 лет)
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
теория
практика
Форма аттестации/
контроля
1.
Вводное занятие.
Знакомство
2
1
1
2.
Актерское мастерство
18
2
16
3.
Театрализованная игра
18
2
16
4.
Сценическая речь
16
2
14
5.
Сценическое движение
16
2
14
6.
История театра
8
6
7.
Этикет. Культура.
8
6
8.
Постановочнорепетиционный процесс
50
4
46
Творческая работа
на сцене
9.
Посещение театров
4
-
4
Устный опрос
10.
Премьера спектакля
4
-
4
Смотр спектакля
Подведение итогов
144
25
119
Итого:
Диагностика
Дискуссия о
театральном
искусстве
Смотр сценических
движений
Презентация и
защита творческой
работы
Содержание учебного (тематического) плана
Стартовый уровень обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство
Теория: Вопросы противопожарной безопасности, технике безопасности, правилам
дорожного движения. Знакомство с программой обучения на учебный год. Условия и
требования студии. Беседы о театральном опыте обучающихся. История создания
6
театрального объединения и его перспективами. Знакомство с истоками и
изобразительно-театральной природой театра. Театральные жанры. Знакомство с
театральными профессиями.
Практика: Игры-знакомства «Бинго», «Назови имя», «Мигалки».
Раздел 2. Актерское мастерство
Теория: Развитие внимания. Фиксирование внимания в большом, среднем и малом
кругах. Подчинение внимания поставленной задаче. Развитие творческого
воображения.
Практика: Этюды на веру в предлагаемые обстоятельства. Упражнения на
взаимодействие со зрителем. Выполнение творческой задачи в предлагаемых
обстоятельствах.
Раздел 3. Театрализованная игра
Теория: Понятие и формы театрализованной игры.
Практика: Анализ непосредственных детских наблюдений и воспоминаний при
помощи игр. Определение характеров персонажей, задача каждого персонажа в игре.
Театрализованные импровизации детских стихов известных детских писателей:
Агния Барто, Сергей Михалков, Самуил Маршак. Обсуждение характеристики
персонажей.
Раздел 4. Сценическая речь
Теория: Беседа. Знакомство с возможностями речевого аппарата. Речевые разминки.
Необходимость правильно владеть своей речью: дикция, голос, дыхание.
Практика: Артикуляционная гимнастика, скороговорки, упражнения, развивающие
правильное дыхание. Упражнения на релаксацию. Подготовка речевого аппарата к
звучанию. Выработка фонационного дыхания. Артикуляционная разминка. Обучение
основам гигиены речевого аппарата. Тесты, анкеты, проигрывание различных
речевых ситуаций. Упражнения для развития техники речи, на развитие дыхательного
аппарата, на релаксацию, на артикуляцию, для развития дикции. Чтение
стихотворных фраз. Массаж лица.
Раздел 5. Сценическое движение
Теория: Пластика рук. Жест как элемент общения. Раскрепощение тела.
Практика: Упражнения на развитие координации движения. Работа с телом.
Групповая разминка. Гимнастическая растяжка. Построение позвоночника.
Раздел 6. История театра
Теория: Возникновение театра. Античный театр.
Практика: Передача эмоционального восприятия в форме рисунков музыкальных
ассоциаций, этюдов.
Раздел 7. Этикет. Культура
Теория: Культура приветствия и знакомства. Культурные обычаи других народов и
семей. Этикет в семье. Этикетные особенности взаимоотношений между мужчинами
и женщинами. Особенности этикетного ведения в общественном месте: школа,
магазин, парк, выставка, театр. Этикет приема пищи. Культура телефонного
разговора. Правила гигиены с точки зрения этикета. Этикет и домашние животные.
Этикет дружеских отношений.
Практика: Этюды «Приветствие и прощание в разных странах мира».
Раздел 8. Постановочно-репетиционный процесс
7
Теория: Разбор сценария «Спор овощей» (1 полугодие), «Золушка» (2 полугодие).
Распределение ролей.
Практика: Знакомство с материалом – чтение произведения. Анализ произведения.
Тема и идея. Беседы о событиях в пьесе, взаимоотношениях и характерах героев.
Изготовление грима. Изготовление костюмов. Изготовление декораций.
Репетиционный процесс (репетиция 1-9 картин). Генеральная репетиция с костюмами
и декорациями.
Раздел 9. Посещение театров
Теория и практика: Просмотр и обсуждение детских спектаклей в профессиональном
Кукольном театре.
Раздел 10. Премьера спектакля
Практика: Отчетное выступление на сценической площадке.
Планируемые результаты
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
⎯ Основные критерии этикетного поведения в обществе и на сцене.
⎯ Устройство речевого аппарата.
⎯ Что такое дикция, артикуляция, речевое дыхание.
⎯ Значение релаксации.
⎯ Термины – задача, действие, предлагаемые обстоятельства, этюд.
⎯ Отличие драматургическое произведение от литературного.
⎯ Историю возникновения театра.
⎯ Технические возможности современной сцены.
⎯ Технологию гримирования.
К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:
⎯ Вести себя на репетиции и во внеаудиторное время.
⎯ Соблюдать гигиену речевого аппарата.
⎯ Иметь стойкое фонационное дыхание.
⎯ Концентрировать внимание в заданных условиях.
8
Учебный (тематический) план
Базовый уровень (8-9 лет)
Количество часов
№
п/п
Название раздела, темы
1.
Форма аттестации/
контроля
Всего
теория
практика
Вводное занятие
2
1
1
2.
Актерское мастерство
18
2
16
3.
Театрализованная игра
18
2
16
4.
Сценическая речь
16
2
14
5.
Сценическое движение
16
2
14
6.
История театра
8
6
2
7.
Этикет.
Азбука театра
8
6
2
8.
Постановочнорепетиционный процесс
50
4
46
Творческая работа
на сцене
9.
Посещение театров
4
-
4
Устный опрос
10.
Премьера спектакля
4
-
4
Смотр спектакля
Подведение итогов
144
25
119
Итого:
Диагностика
Дискуссия
о театре и кино
Смотр сценических
движений
Презентация и
защита творческой
работы
Содержание учебного (тематического) плана
Базовый уровень обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Беседа о творческих планах учебного года. Беседа о театральных
впечатлениях обучающихся.
Раздел 2. Актерское мастерство
Теория: Развитие внимания и воображения в упражнениях и репетиционном процессе.
Развитие образной памяти. Вера в предлагаемые обстоятельства.
Практика: Выполнение актерской задачи. Этюды с событием. Зерно образа.
Конфликт героев как основа драматургии.
Раздел 3. Театрализованная игра
Теория: Анализ непосредственных детских наблюдений и воспоминаний при помощи
игр. Определение характеров персонажей, задача каждого персонажа в игре.
Практика: Театрализованные импровизации детских стихов известных детских
писателей: К.Чуковский, Э.Успенский. Обсуждение характеристики персонажей.
9
Раздел 4. Сценическая речь
Практика: Работа по тренажеру речевого аппарата. Усложнение артикуляции.
Дикционные упражнения.
Теория: Речь как характеристика персонажа. Эмоциональная окрашенность речи.
Раздел 5. Сценическое движение
Практика: Релаксация тела. Упражнения на координацию движений.
Теория: Рече двигательная координация. Пластическая характеристика персонажа.
Раздел 6. История театра
Теория: Театр средних веков. История декорационного искусства.
Раздел 7. Этика сцены. Азбука театра
Теория и практика: Этика сцены. Терминология.
Раздел 8. Постановочно-репетиционный процесс
Теория: Разбор сценария «Аленький цветочек» (1 полугодие), «Остров фей» (2
полугодие). Распределение ролей.
Практика: Знакомство с материалом – чтение произведения. Анализ произведения.
Тема и идея. Беседы о событиях в пьесе, взаимоотношениях и характерах героев.
Изготовление грима. Изготовление костюмов. Изготовление декораций.
Репетиционный процесс (репетиция 1-9 картин). Генеральная репетиция с костюмами
и декорациями.
Раздел 9. Посещение театров
Практика: Просмотр и обсуждение детских спектаклей в профессиональном театре
(Театр юного зрителя).
Раздел 10. Премьера спектакля.
Практика: Отчетное выступление на сценической площадке.
Планируемые результаты
К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:
⎯ Значение координации движений.
⎯ Значение актерской задачи и событий.
⎯ Содержание зерна образа.
⎯ Значение конфликта в драматургии.
⎯ Особенности театральной деятельности.
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:
⎯ Пользоваться эмоциональными средствами голоса.
⎯ Раскрепощать тело.
⎯ Грамотно ориентироваться на сцене.
10
Учебный (тематический) план
Продвинутый уровень (8-9 лет)
№
п/п
Название раздела,
темы
Всего
теория
практика
Форма
аттестации/
контроля
Диагностика, игры
Количество часов
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
Актерское мастерство
18
4
14
3.
Сценическая речь
18
4
14
4.
Сценическое движение
18
4
14
5.
История театра
8
8
-
6.
Сценические этюды
18
2
16
7.
Постановочнорепетиционный процесс
54
2
52
Творческая работа
на сцене
8.
Посещение театров
4
-
4
Устный опрос
9.
Премьера спектакля
4
-
4
Смотр спектакля
Подведение итогов
144
36
108
Итого:
Дискуссия о
театральном
искусстве
Смотр сценических
движений
Презентация и
защита творческой
работы
Содержание учебного (тематического) плана
Продвинутый уровень обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Вопросы по противопожарной безопасности, технике безопасности, правилам
дорожного движения. Обмен впечатлениями. Обсуждение плана работы на учебный
год и перспектив развития обучающихся в предстоящем театральном сезоне.
Практика: Игры «Сосед справа», «Молчаливые эмоции».
Раздел 2. Актерское мастерство
Теория: Развитие образной памяти. Поиск характерности персонажа.
Практика: Сценическое общение.
Раздел 3. Сценическая речь
Теория: Культура речи. Художественное чтение, как язык общения со слушателем.
Практика: Работа над дикцией, голосом. Выразительные средства голоса:
эмоциональность, громкость. Поиск речевой характеристики персонажа.
Раздел 4. Сценическое движение
Теория: Гармонизация взаимодействия тела и эмоций обучающихся.
11
Практика: Речевые и двигательные упражнения с предметом и без предмета.
Взаимодействие с партнером в сложных речедвигательных упражнениях.
Мизансценирование.
Раздел 5. История театра
Теория: Театр классического периода. История развития декорационного искусства.
Раздел 6. Сценические этюды
Теория и практика: Умение работать одиночно, с партнером, на основе предлагаемых
обстоятельств, на общение в условиях органического молчания.
Раздел 7. Постановочно-репетиционный процесс
Теория: Разбор сценария «12 месяцев» (1 полугодие), «Школьная перемена» (2
полугодие). Распределение ролей.
Практика: Знакомство с материалом – чтение произведения. Анализ произведения.
Тема и идея. Беседы о событиях в пьесе, взаимоотношениях и характерах героев.
Изготовление грима. Изготовление костюмов. Изготовление декораций.
Репетиционный процесс (Репетиция 1-9 картин). Генеральная репетиция с костюмами
и декорациями.
Раздел 8. Посещение театров
Практика: Просмотр и обсуждение детских спектаклей в профессиональном театре
(Детский театр эстрады).
Раздел 9. Премьера спектакля
Практика: Отчетное выступление на сценической площадке. Обсуждение.
Планируемые результаты
К концу третьего года обучения обучающиеся должны знать:
⎯ Значение выразительного средства голоса.
⎯ Значение мизансценирования.
⎯ Пользу и значение рече-двигательных упражнений.
⎯ Особенности театра классического периода.
К концу третьего года обучения обучающиеся должны уметь:
⎯ Эмоционально, громко, четко говорить.
⎯ Работать с партнером, с предметом и без.
⎯ Уметь самостоятельно гримироваться.
⎯ Перевоплощаться в сценические образы.
12
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
обучения
1
полугодие
1
01.09-31.12
2
01.09-31.12
3
01.09-31.12
ОП
16
нед.
16
нед.
16
нед.
Зимние
2
праздники полугодие
01.01.09.0108.01
31.05
01.01.09.0108.01
31.05
01.01.09.0108.01
31.05
ОП
20
нед.
20
нед.
20
нед.
Летние
каникулы
Всего
в год
01.06-31.08
36 нед.
01.06-31.08
36 нед.
01.06-31.08
36 нед.
В организации театрализованных занятий широко используются следующие
методы:
1. Практический метод – игра, метод игровой импровизации (служащий мостом
между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения.
2. Метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга,
позволяя дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание
память, творческое воображение.
Методы обучения:
⎯ словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
⎯ наглядный практический (выполнение работ по сценарию);
⎯ объяснительно-иллюстративный (показ презентаций, слайдов, иллюстраций);
⎯ репродуктивный (юные актеры воспроизводят полученные знания и освоенные
способы действия – работа по образцу);
⎯ частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом);
⎯ игровой (создание игровых ситуаций);
⎯ дискуссионный (вовлечение обучающихся в дискуссию).
Методы воспитания:
⎯ убеждение;
⎯ поощрение;
⎯ стимулирование;
⎯ мотивация.
Формы организации образовательного процесса являются:
⎯ индивидуальная;
⎯ индивидуально-групповая;
⎯ групповая.
Типы занятий:
⎯ комбинированный;
⎯ первичного ознакомления материала;
⎯ усвоение новых знаний;
⎯ применение полученных знаний на практике;
13
⎯ закрепления, повторения;
⎯ итоговое.
Формы организации учебного занятия являются:
⎯ беседа;
⎯ дискуссия;
⎯ репетиционно-постановочная деятельность;
⎯ экскурсия;
⎯ творческая мастерская;
⎯ творческие посиделки (праздники, чаепития).
Формы работы с родителями:
⎯ индивидуальная работа с родителями (беседы, творческое сотрудничество в
подготовке спектаклей, изготовлении костюмов и декораций);
⎯ повышение образовательного уровня педагога и родителей (самообразование,
обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.);
⎯ День Открытых дверей для родителей;
⎯ выступление детей перед родителями на тематических праздниках;
⎯ приглашение родителей на премьеры спектаклей.
Педагогические технологии:
⎯ технология индивидуального обучения;
⎯ технология группового обучения;
⎯ технология коллективного взаимообучения;
⎯ технология модульного обучения;
⎯ технология разноуровнего обучения;
⎯ технология развивающего обучения;
⎯ технология игровой деятельности;
⎯ коммуникативная технология обучения;
⎯ технология коллективной творческой деятельности.
Структура занятия:
⎯ Организационный момент.
⎯ Разминка.
⎯ Теоретическая работа (по разделу, теме).
⎯ Практическая работа (по разделу, теме).
⎯ Рефлексия.
⎯ Домашнее задание.
Материально-техническое обеспечение программы:
⎯ Актовый зал, кабинет с покрытием на полу.
⎯ Магнитофон или проигрыватель.
⎯ Компьютер.
⎯ Фонограммы (музыкальное сопровождение)
⎯ Сценарии.
⎯ Грим, маски.
⎯ Костюмы, парики.
⎯ Спортивный инвентарь (мячи, скакалки и др.).
14
⎯ Декорации (материал для изготовления и оформления декораций).
⎯ Ширмы.
⎯ Канцелярские товары.
Дидактическое и информационное обеспечение программы:
⎯ иллюстрации,
⎯ стенды,
⎯ художественная литература,
⎯ фотографии,
⎯ театральные программки,
⎯ буклеты,
⎯ видео и аудио материалы к практическим темам программы.
Интернет-ресурсы:
⎯ http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library
⎯ http://elar.rsvpu.ru/bitstream
⎯ https://educontest.net/ru
Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми
младшего и среднего школьного возраста.
Формы аттестации, виды контроля и способы определения результативности
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
⎯ входной контроль (диагностика обучающихся – опрос, тестирование);
⎯ текущий контроль практических навыков осуществляется регулярно на каждом
занятии и по полугодиям через разыгрывание музыкальных и драматических
произведений, публичные выступления (наблюдение за деятельностью ребенка в
процессе занятий);
⎯ промежуточный контроль (праздники – участие в концертах, этюдная работа);
⎯ итоговый контроль проводится в конце учебного года, где отслеживаются уровень
освоения общеобразовательной программы, динамика освоения практических
навыков, техника актерского исполнения и сценического мастерства (открытые
занятия, театральный фестиваль, спектакль).
Педагогический мониторинг:
⎯ контрольные задания и тесты,
⎯ диагностика личностного роста и продвижения,
⎯ анкетирование,
⎯ ведение журнала учёта достижений обучающихся,
⎯ ведение оценочной системы.
Формы аттестации:
⎯ зачет,
⎯ этюдная работа,
⎯ открытое занятие,
⎯ премьера спектакля,
15
⎯ театральный фестиваль,
⎯ творческие итоговые работы,
⎯ выступления с концертными номерами:
⎯ выступление перед зрителями на сцене;
⎯ участие в конкурсах, праздниках, фестивалях;
⎯ проектная деятельность.
Способы определения результативности
Достижение творческого результата, является основным видом педагогического
контроля, на всех этапах и всех годах обучения, являются выступления и концерты,
литературные вечера, участие детей в конкурсах и фестивалях различного уровня. На
базовом уровне обучения – открытые занятия или подготовка малых концертных номеров.
На продвинутом уровне обучения – спектакли и большие концертные выступления, а
участие в театральных фестивалях и конкурсах (см. Приложения).
16
Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №
273-ФЗ.;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242;
6. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
7. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагогов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Гальцова Е.А. «Детско-юношеский театр мюзикла». Программа, разработки занятий,
рекомендации. Издательство «Учитель». Волгоград, 2009
Калмыкова И.Р. «Таинственный мир звуков». Ярославль: «Академия развития», 2005
Леви В.Л. «Как воспитывать детей, или Новый нестандартный ребёнок» М.: Торобоан,
2006
Савостьянов А.И. «300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом,
дикцией и орфоэпией». М.: Педагогическое пособие, 2005
Брайан Клег и Пол Бич (BrianCleggandPaulBirch) Интенсивный курс по развитию
творческого мышления. М. ООО «Издательство АСТ», «Издательство Астрель», 2004
Немеровский А. Б. «Пластическая выразительность актёра» М.: «Искусство», 2005
Фопель Клаус «Энгергия паузы» Издательство «Генезис» М.: 2006.
Гиппиус С. В. «Гимнастика чувств». Л.-М.: «Искусств, 2007
Виноградов В. «О теории художественной речи». М.: Высшая школа, 2007.
Захава Б. «Мастерство актера и режиссера». М.: Просвещение, 2003
Захаржевская Р. «Костюм для сцены». М.: Искусство, 2007
История зарубежного театра (1945-85). М.: Просвещение, 2010
Кох И. «Основы сценического движения». М.-Л.: 2002
Кристи Г. «Воспитание актера школы Станиславского». М.: Искусство,2001
Литература для родителей и обучающихся
1. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2010
2. Джежелей О.В. Помогайка. – М., 2005
17
Приложение №1
Итоговая аттестация
Критерии оценки уровня развития
артистических способностей обучающихся
В конце второго полугодия артистические способности каждого обучающегося
оцениваются по следующим критериям:
⎯ Легко входит в роль другого человека, персонажа.
⎯ Может разыграть драматическую ситуацию, изобразив какой-нибудь конфликт.
⎯ Может легко рассмешить, придумывает шутки, фокусы.
⎯ Хорошо передает чувства через мимику, пантомимику, жесты.
⎯ Меняет тональность и силу голоса, когда изображает другого человека, персонажа.
⎯ Интересуется актерской игрой, пытается понять её правила.
⎯ Создает выразительные образы с помощью атрибутов, элементов костюмов.
⎯ Создает оригинальные образы.
⎯ Выразительно декламирует.
⎯ Пластичен.
Практика
Высокий уровень, если в процессе обучения и на зачетном занятии обучающийся
демонстрировал:
⎯ уверенное и интонационно точное исполнение произведения с учетом всех
пожеланий и рекомендаций педагога;
⎯ трудолюбие и дисциплинированность на занятиях;
⎯ эмоциональное и выразительное исполнение роли.
Средний уровень, если посещение занятий обучающимся было регулярным в
течение учебного года, при этом в процессе обучения и на зачетном занятии он
демонстрировал:
⎯ недостаточно точное исполнение (текстовые погрешности, не точное использование
различных выразительных средств);
⎯ работоспособность, активность на занятиях.
Уровень ниже среднего, если в течение года обучающийся пропускал занятия (без
уважительной причины), а в процессе обучения и на зачетном занятии демонстрировал:
⎯ неудовлетворительное исполнение произведения или роли (большее количество
ошибок);
⎯ неуверенное знание слов, мизансцен или исполняемой песни;
⎯ плохое владение навыками слухового контроля собственного исполнения.
18
Приложение №2
Анкета для родителей «Театральная деятельность»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на интересующие нас вопросы, которые
помогут спланировать дальнейшую деятельность с детьми по данной теме.
1. Сколько лет вашему ребенку? ________
2. Как долго он посещает ДДТ? ___________
3. В каких формах у ребенка проявляется творчество?
________________________________________________________________________
4. Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях,
праздниках, проводимых в ДДТ?
________________________________________________________________________
5. Вызывают ли эмоциональный отклик у него спектакли, постановки в театральном
объединении? ______________________
6. Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?
_________________________________________________________________________
7. Бываете ли вы со своим ребенком в театре? Если да, то в каком(их)
_________________________________________________________________
8. Какие спектакли больше нравится смотреть вашему ребенку?
__________________________________________________________________
10. Хотели бы вы принимать участие в представлениях для детей?
____________________________________________________________________
11. Ваши пожелания и предложения по театрализованной деятельности в ДДТ.
____________________________________________________
Большое спасибо!
19
Приложение №3
Анализ тематического анкетирования родителей
«Театр и дети»
Цель: выяснить отношение родителей к театру (кинотеатру).
1. Посещаете ли вы со своим ребёнком театр, кинотеатр?
- да
- нет
2. Для чего вы посещаете:
- расширить кругозор ребёнка
- развлечься, отдохнуть
- случайное посещение
Другое________________________________________________________
3. Когда вы последний раз были в театре:
- в этом году
- год назад
- не помню когда
Другое______________________________________________________
4. Когда по телевидению показывают детский фильм, спектакль, мультфильм, вы:
- разрешаете смотреть ребёнку
- переключаете на другой канал
- смотрите вместе с детьми
Другое________________________________________________________
5. Как вы относитесь к выступлению вашего ребенка на сцене?
- положительно
- отрицательно
- затрудняюсь ответить
Другое _______________________________________________________
20
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
2
2
2
2
1
-
2
2
2
2
4
4
4
4
4
3
4
4
4
4
4
4
Античный театр
Культура приветствия и знакомства.
Фиксирование внимания в большом, среднем и малом кругах
Культурные обычаи других народов и семей.
Определение характеров персонажей, задача каждого персонажа в игре
Жест как элемент общения
Речевые разминки
Разбор сценария «Спор овощей»
Подчинение внимание поставленной задаче.
Чтение произведения. Анализ произведения. Тема и идея
Театрализованные импровизации стихов детских писателей (А.Барто)
Взаимоотношения характеров героев. Распределение ролей
Артикуляционная гимнастика, скороговорки
Репетиция 1 действия
Работа с телом.
Репетиция 2 действия
Развитие творческого воображения.
Репетиция 1, 2 действий.
Театрализованные импровизации стихов детских писателей (С.Михалков)
Изготовление грима, декораций, костюмов
Репетиция 1, 2 действия
Репетиция 1, 2 действий в костюмах
Репетиция 1, 2 действий в костюмах
Генеральная репетиция с декорациями и костюмами.
Посещение Кукольного театра
Показ спектакля и обсуждение
Тема
4
Пластика рук
Возникновение театра
Вводное занятие.
Знакомство
Актерское мастерство
Театрализованная игра
Сценическая речь
Сценическое движение
История театра
Этикет. Культура.
Постановочнорепетиционный
процесс
Посещение театров
Премьера спектакля
Общее количество
часов
Количество
теоретических часов
Количество
практических часов
Понятие и формы театрализованной игры.
Знакомство с возможностями речевого аппарата
№
п/п
Знакомство с программой. Игры-знакомства. Правила ПДД, ПБ, ТБ.
Развитие внимания
Календарно-тематический план I года обучения на первое полугодие
4 часа в неделю
Тема
сентябрь
1
2
3
*
*
1 полугодие
октябрь
ноябрь
4
*
*
*
5
*
*
6
7
*
*
8
*
*
9
*
*
10
*
*
11
*
*
декабрь
12
*
*
13
*
*
*
*
*
*
*
14
15
*
*
*
*
21
16
*
*
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
1
1
-
4
4
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
Обсуждение характеристик персонажей
Чтение произведения. Анализ произведения. Тема и идея
Упражнения на релаксацию
Взаимоотношения характеров героев. Распределение ролей
Групповая разминка
Репетиция Пролога
Передача эмоционального восприятия в этюдах
Особенности этикетного ведения в общественном месте: школа, магазин, парк
Упражнения на взаимодействие со зрителем
Репетиция 1 картины
Выполнение творческой задачи в играх «Бинго», «Мигалки»
Репетиция 2 картины
Артикуляционная разминка
Репетиция 3 картины
Гимнастическая растяжка
Репетиция 4 картины, Финала
Выполнение поставленных задач в предлагаемых обстоятельствах
Репетиция Пролога, 1, 2 картин
Выполнение творческой задачи в играх «Зеркало», «Росток»
Репетиция 3, 4 картин и финала
Упражнения для развития техники речи, на развитие дыхательного аппарата
Репетиция 4 картины и Финала
Построение позвоночника
Изготовление декораций, костюмов и грима
Упражнения на развитие внимания и памяти
Генеральная репетиция всех картин
Выполнение творческой задачи в играх «Найди предмет», «Фотография»
Изготовление декораций, костюмов и грима
Чтение стихотворных фраз. Массаж лица
Релаксация тела. Раскрепощение тела
Показ спектакля и обсуждение
Посещение Кукольного театра
13.
4
Упражнения на взаимодействия со зрителем.
Разбор сценария «Золушка»
12.
4
Передача эмоционального восприятия в рисунках
Этикет в семье. Этикетные особенности между женщиной и мужчиной
9.
10.
11.
Упражнения, развивающие правильное дыхание.
Работа с телом
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Этюды на веру в предлагаемые обстоятельства.
Театрализованные импровизации стихов детских писателей (С.Маршак)
Тема
Календарно-тематический план I года обучения на второе полугодие
4 часа в неделю
№
п/п
январь
17
18
19
*
*
февраль
20
*
21
*
*
*
22
*
23
*
*
2 полугодие
март
24
*
*
25
*
*
26
*
*
27
*
*
апрель
28
*
*
29
*
*
30
*
*
31
*
*
май
32
*
*
33
*
*
34
*
*
35
22
36
1.
*
*
*
*
*
*
*
*
*
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
2
2
2
2
1
-
2
2
2
2
4
4
4
4
4
3
4
4
4
4
4
4
Миракль, светская драматургия
Этика сцены.
Развитие воображения в упражнениях и репетиционном процессе
Терминология от А до Я
Определение характеров персонажей в игре
Упражнения на координацию движений
Усложнение артикуляции
Разбор сценария «Аленький цветочек»
Развитие образной памяти
Чтение произведения. Анализ произведения. Тема и идея
Задачи каждого персонажа в игре
Взаимоотношения характеров героев. Распределение ролей
Дикционные упражнения
Репетиция 1, 2 действия
Рече-двигательная координация
Репетиция 3, 4 действия
Вера в предлагаемые обстоятельства
Репетиция 5, 6 действий.
Театрализованные импровизации стихов детских писателей (К.Чуковский)
Изготовление грима, декораций, костюмов
Репетиция 1, 2, 3 действий в костюмах и с декорациями
Репетиция 4, 5, 6 действий в костюмах и с декорациями
Общий прогон спектакля
Генеральная репетиция с декорациями и костюмами.
Посещение Театра Юного зрителя
Показ спектакля и обсуждение
Тема
4
Релаксация тела
Театр средних веков
Вводное занятие.
Актерское мастерство
Театрализованная игра
Сценическая речь
Сценическое движение
История театра
Этикет.
Азбука театра
Постановочнорепетиционный
процесс
Посещение театров
Премьера спектакля
Общее количество
часов
Количество
теоретических часов
Количество
практических часов
Анализ непосредственных детских наблюдений при помощи игр
Работа по тренажеру речевого аппарата
№
п/п
Беседа о творческих планах учебного года. Правила ПДД, ПБ, ТБ.
Развитие внимания в репетиционном процессе
Календарно-тематический план 2 года обучения на первое полугодие
4 часа в неделю
Тема
сентябрь
1
2
3
*
*
1 полугодие
октябрь
ноябрь
4
*
*
*
5
*
*
6
7
*
*
8
*
*
9
*
*
10
*
*
11
*
*
декабрь
12
*
*
13
*
*
*
*
*
*
*
14
15
*
*
*
*
23
16
*
*
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
1
1
-
4
4
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
Обсуждение характеристик персонажей
Чтение произведения. Анализ произведения. Тема и идея
Эмоциональная окрашенность речи
Взаимоотношения характеров героев. Распределение ролей
Групповая разминка
Репетиция 1 сцены
Театр средних веков в России
Терминология
Конфликт героев как основа драматургии
Репетиция 2 сцены
Выполнение творческой задачи в играх «Свеча», «Крокодил»
Репетиция 3 сцены
Выработка фонационного дыхания
Репетиция 4 сцены
Релаксационная растяжка
Репетиция танцев
Этюды с событием
Репетиция песен
Выполнение творческой задачи в играх «Животные», «Статуи»
Репетиция 1, 2, 3, 4 сцен
Упражнения для развития техники речи, на развитие дыхательного аппарата
Репетиция танцев и песен
Гимнастическая растяжка
Изготовление декораций, костюмов и грима
Упражнения на развитие внимания и памяти
Генеральная репетиция всех сцен
Выполнение творческой задачи в играх «Найди предмет», «Фотография»
Генеральная репетиция с костюмами и декорациями
Чтение стихотворных фраз. Массаж лица
Релаксация тела. Раскрепощение тела
Показ спектакля и обсуждение
Посещение ТЮЗ
13.
4
Зерно образа
Разбор сценария «Остров фей»
12.
4
История декорационного искусства
Правила этикета на сцене
9.
10.
11.
Речь как характеристика персонажа
Пластическая характеристика персонажа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Этюды с событием
Театрализованные импровизации стихов детских писателей (Э.Успенский)
Тема
Календарно-тематический план 2 года обучения на второе полугодие
4 часа в неделю
№
п/п
январь
17
18
19
*
*
февраль
20
*
21
*
*
*
22
*
23
2 полугодие
март
24
*
*
*
*
*
*
25
*
*
26
*
*
27
*
*
апрель
28
*
*
29
*
*
30
*
*
31
*
*
май
32
*
*
33
*
*
34
*
*
35
24
36
*
*
*
*
8.
*
*
*
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
2
2
2
2
1
-
2
2
2
2
4
4
4
4
4
3
4
4
4
4
4
4
Поиск характерности персонажа
Разбор сценария «12 месяцев»
Умение работать с партнером
Чтение произведения. Анализ произведения. Тема и идея
Художественное чтение, как язык общения со слушателем
История развития декорационного искусства
Речевые упражнения с предметом
Взаимоотношения характеров героев. Распределение ролей
Сценическое общение
Репетиция 1, 2 действия
Работа над дикцией
Репетиция 3, 4 действия
Двигательные упражнения с предметом
Репетиция 5, 6 действий.
Умение работать в группе
Изготовление грима, декораций, костюмов
Применение сценического общения в спектакле
Репетиция 1, 2, 3 действий в костюмах и с декорациями
Работа над голосом
Репетиция 4, 5, 6 действий в костюмах и с декорациями
Речевые и двигательные упражнения без предмета
Умение работать в предлагаемых обстоятельствах
Умение работать в условиях органического молчания
Генеральная репетиция с декорациями и костюмами.
Посещение Детского театра эстрады
Показ спектакля и обсуждение
Тема
4
Театр классического периода
Умение работать индивидуально
Вводное занятие.
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическое движение
История театра
Сценические этюды
Постановочнорепетиционный
процесс
8. Посещение театров
9. Премьера спектакля
10. Общее количество
часов
11. Количество
теоретических часов
12. Количество
практических часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Культура речи
Гармонизация тела
№
п/п
Беседа о творческих планах учебного года. Правила ПДД, ПБ, ТБ.
Развитие образной памяти
Календарно-тематический план 3 года обучения на первое полугодие
4 часа в неделю
Тема
сентябрь
1
2
3
*
*
1 полугодие
октябрь
ноябрь
4
*
*
*
5
*
*
6
*
7
*
*
8
*
*
9
*
*
10
*
*
11
*
*
декабрь
12
*
*
13
*
*
14
*
*
15
25
16
*
*
*
*
*
*
*
*
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
1
1
-
4
4
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
Групповые этюды
Взаимоотношения характеров героев. Распределение ролей
Выразительные средства голоса
Театр Петрушки
Взаимодействие с партнером в сложных рече-двигательных упражнениях
Репетиция 1 сцены
Сценическое общение
Репетиция 2 сцены
Эмоциональность голоса
Репетиция 3 сцены
Мизансценирование
Репетиция 4 сцены
Этюды в предлагаемых обстоятельствах
Репетиция танцев
Работа с лицом
Репетиция песен
Громкость голоса
Репетиция 1, 2, 3, 4 сцен
Гармония работы с телом и эмоциями
Этюды в предлагаемых обстоятельствах
Этюды по сценарию детей
Изготовление декораций, костюмов и грима
Генеральная репетиция всех сцен
Генеральная репетиция всех танцев и песен
Сценическое общение
Генеральная репетиция всех сцен
Артикуляционная гимнастика
Генеральная репетиция с костюмами и декорациями
Релаксация тела. Раскрепощение тела
Генеральный прогон спектакля
Показ спектакля и обсуждение
Посещение Детского театра эстрады
12.
4
Обсуждение характеристик персонажей
Чтение произведения. Анализ произведения. Тема и идея
11.
4
Театр классического периода в России
Индивидуальные этюды
8.
9.
10.
Работа над голосом
Взаимодействие с партнером
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Развитие образной памяти
Разбор сценария «Школьная перемена»
Тема
Календарно-тематический план 3 года обучения на второе полугодие
4 часа в неделю
№
п/п
январь
17
18
19
*
*
февраль
20
*
*
*
21
*
*
22
*
23
*
*
2 полугодие
март
24
*
*
25
*
*
26
*
*
27
*
*
апрель
28
*
*
29
*
*
30
*
*
31
*
май
32
*
*
*
33
*
*
34
*
*
35
26
36
*
*
*
*
*
*
*
*