«УТВЕРЖДАЮ»
[ректор МАОУ ДО «ДДТ»
Приказ № 154/^
^99 НИИ
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» (МАОУ ДО «ДДТ»)
о
1.Общие положения………………………………………………………………………………….2
2. Целевой раздел…………………………………………………………………………………….3
3. Содержательный раздел… .............................................................................................................4
4. Организационный раздел… .......................................................................................................... 12
Приложение Календарный план воспитательной работы лагеря на 2026 год…………………16
1
I. Общие положения
1.
Программа
воспитательной
работы
муниципального
автономного
образовательного учреждения дополнительного образования «дом детского творчеств (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2024 №543-ФЗ и на
основании Федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их
оздоровления, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации №209
от 17.03.2025. Данная Программа направлена на обеспечение единства воспитательного
пространства, ценностно-целевого содержания воспитания и воспитательной деятельности в
организациях отдыха детей и их оздоровления.
2.
Программа направлена на сохранение и укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь
и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
3.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей
участников, направлена на формирование у них патриотизма, социальной ответственности и
уважения к многообразию культур народов России, а также развитие личностных качеств,
способствующих
успешной
социализации,
формированию
экологического
сознания
и
эстетического вкуса, развитию способностей к самовыражению в различных видах творчества и
уважительного отношения к труду, укреплению ценности семьи, дружбы, труда и знаний,
поддержанию физического и психологического здоровья.
4.
Методологической основой разработки и реализации Программы воспитательной
работы являются два основных подхода: системно-деятельностный и аксиологический.
Системно-деятельностный
подход
подразумевает
организацию
воспитательной
деятельности, в которой главное место отводится активной, разносторонней, самостоятельной
познавательной деятельности ребенка и специальным образом организованной совместной
деятельности детей, вожатых и педагогических работников в условиях временного детского
коллектива или временных детских групп, развитию их субъектной позиции.
Аксиологический подход подразумевает систему педагогических техник и методов,
которые способствуют развитию у детей и молодежи нравственных качеств, ценностного
восприятия мира, пониманию места ценностей в окружающей действительности, формированию
стремления к непрерывному саморазвитию.
5.
Принципы реализации Программы:
- принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
- принцип системности, непрерывности и преемственности воспитательной деятельности;
2
- принцип единства концептуальных подходов, методов и форм воспитательной
деятельности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и их групп;
- принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
- принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.
II. Целевой раздел Программы
6.
Целью Программы является актуализация, формирование и внедрение единых
подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в сфере организации отдыха и
оздоровления детей в преемственности с единой системой воспитания и государственной
политики в области образования подрастающего поколения в Российской Федерации.
7.
Задачами Программы являются:
- разработка единых подходов к воспитательной работе педагогического коллектива
организации отдыха детей и их оздоровления, а также иных организаций, осуществляющих
воспитательные, досуговые и развивающие программы в сфере детского отдыха;
- внедрение единых принципов, методов и форм организации воспитательной
деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в их применении к процессу
воспитания, формирования и развития субъектности детей в условиях временного детского
коллектива;
-
разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов мониторинга и
оценки качества воспитательного процесса при реализации Программы в организации отдыха
детей и их оздоровления, а также в иных организациях, осуществляющих воспитательные,
досуговые и развивающие программы в сфере детского отдыха.
8. При реализации цели Программы учитываются возрастные особенности участников
смен МАОУ ДО «ДДТ»
7 — 10 лет — дети младшего школьного возраста;
11 — 14 лет — дети среднего школьного возраста;
15 — 17 лет — дети старшего школьного возраста.
9.
Конкретизация цели воспитательной работы применительно к возрастным
особенностям детей позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты (оставляете
только те возрастные группы, которые относятся к вашему лагерю):
9.1.
В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения участниками социально значимых знаний —
базовых норм поведения и культурно-исторических традиций общества. Воспитание в этом
возрасте направлено на формирование у детей представлений о гражданских, нравственных и
эстетических ценностях, развивает чувство принадлежности к семье, коллективу и Родине.
3
9.2.
В воспитании детей среднего школьного возраста целевым приоритетом является
создание условий для развития социально значимых и ценностных отношений. Воспитательная
работа в этом возрасте направлена на формирование самостоятельности в принятии решений,
осознанного отношения к гражданским обязанностям, уважения к традициям и культурным
ценностям, развивает способность к социальной активности и навыки взаимодействия с
окружающими.
9.3.
Воспитание детей старшего школьного возраста ориентировано на создание
условий для приобретения опыта в осуществлении социально значимых действий и инициатив.
Целевым приоритетом является развитие гражданской зрелости, осознанного выбора жизненных
и профессиональных направлений, формирование ответственности за свои поступки и готовности
к активному участию в общественной жизни, а также уважение к правам и обязанностям
гражданина.
10.
Разделы
Программы
раскрывают
особенности
формирования
содержания
воспитательной работы, а блоки «Мир», «Россия», «Человек» определяют ключевые сквозные
векторы содержания инвариантных и вариативных модулей в воспитательной работе МАОУ ДО
«ДДТ».
III. Содержательный раздел
11.
В основу каждого направления воспитательной работы в МАОУ ДО «ДДТ»
заложены базовые ценности, которые способствуют всестороннему развитию личности и
успешной социализации в современных условиях.
Основные направления воспитательной работы МАОУ ДО «ДДТ» включают в себя:
гражданское воспитание: формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к многонациональному народу
России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской
Федерации;
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и уважения к другим
народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских
традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую деятельность,
4
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде
в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной
деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального
благополучия:
компонент
здоровьесберегающей
работы,
создание
благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной организации
оздоровительного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального
питания, создание безопасной среды, освоение детьми норм безопасного поведения в природной,
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного,
бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных
духовных ценностей; познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и
других людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных интересов и
общественных потребностей.
12.
В общем блоке реализации содержания «Мир» учитываются такие категории, как
мировая культура, знакомство с достижениями науки с античных времен до наших дней, вклад
российских ученых и деятелей культуры в мировые культуру и науку; знакомство с духовными
ценностями человечества. Содержание блока «Мир» реализуется в следующих формах:
исторические игры, информационные часы «Жизнь замечательных людей», на которых
детям демонстрируются образцы нравственного поведения через знакомство с историческими
деятелями науки и культуры разных стран и эпох, с героями-защитниками Отечества; игровые
форматы, направленные на знакомство с мировым и общероссийским культурным наследием
литературы, музыки, изобразительного творчества, мультипликации; тематические мероприятия,
направленные на формирование культуры мира, позволяющие детям осознать важность уважения
к разнообразию культур и народов, развить навыки гармоничного взаимодействия и
сотрудничества; популяризировать формы детского интеллектуального досуга: проведение
интеллектуальных и познавательных игр; мероприятия и дела, направленные на изучение России,
русского языка и языков народов России, родного края, населенного пункта как культурного
пространства, фольклорные праздники в контексте мировой культуры и нематериального
наследия.
13.
В общем блоке реализации содержания «Россия» предлагаются пять комплексов
мероприятий:
13.1.
Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его тысячелетней
историей, общероссийской культурной принадлежностью и идентичностью, историческим
единством народа России, общностью его исторической судьбы, памятью предков, передавших
любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Формы мероприятий:
5
торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской
Федерации в день открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской
Федерации, а также ежедневные церемонии подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации; тематические дни.
13.2.
Второй комплекс мероприятий связан с суверенитетом и безопасностью, защитой
российского общества, народа России, памяти защитников Отечества и подвигов героев
Отечества, сохранением исторической правды. Форматы мероприятий:
проведение тематических занятий о героизме и мужестве, раскрывающих важность
сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от
фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые
не имеют срока давности.
13.3.
Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому обществу и
исторически сложившемуся государственному единству, и приверженности Российскому
государству и раскрывает многообразие национальностей России, российского общества:
национальные общины, религии, культуры, языки.
Реализация данных мероприятий возможна как самостоятельно, так и во взаимодействии с
Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи (далее —
Движение Первых).
13.4.
Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком- государственным
языком Российской Федерации.
Формы мероприятий:
культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей и
богатством русского языка, его ролью в культуре и искусстве: лекции, беседы, посвященные
выдающимся писателям, поэтам и языковым традициям России.
проекты по собранию русских пословиц и поговорок; крылатых выражений о родстве,
дружбе, верности и других нравственных ориентирах.
13.5.
Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой Родины, своего
края, России), с ответственностью за сохранение природы перед будущими поколениями и
бережным отношением в использовании природных ресурсов.
Формы мероприятий:
экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания детей;
беседы об
особенностях родного края; конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую
тематику.
Общий блок реализации содержания «Человек» отражает комплекс мероприятий,
14.
направленных на воспитание культуры здорового образа жизни, личной и общественной
безопасности.
Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает:
6
проведение
физкультурно-оздоровительных,
спортивных
мероприятий:
зарядка,
спортивные игры и соревнования; беседы, направленные на профилактику вредных привычек и
привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом; проведение инструктажей и игр,
знакомящих с правилами безопасного поведения на дорогах и в транспорте, правилами пожарной
безопасности, правилами безопасности при занятиях спортом, правилами поведения на водоемах,
правилами поведения в общественных местах, правилами поведения при массовом скоплении
людей; проведение тренировочной эвакуации при пожаре или обнаружении взрывчатых веществ;
разработка и реализация разных форм профилактических воспитательных мероприятий:
антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, информирующие о
безопасности дорожного движения, противопожарной безопасность, гражданской обороны,
антитеррористической, антиэкстремистской безопасности;
мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и подростков
социально-ценностного
отношения
к
семье
как
первоосновы
принадлежности
к
многонациональному народу России, Отечеству; игры, проекты, мероприятия, направленные на
формирование бережного отношения к жизни человека, личностной системы семейных
ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа; подготовка
детей и подростков к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на создание крепкой и
счастливой семьи с использованием проектной деятельности, различных игр, акций и
мероприятий.
15.
Инвариантные общие содержательные модули включают:
15.1.
Модуль «Спортивно-оздоровительная работа».
Спортивно-оздоровительная работа в организации отдыха детей и их оздоровления
включает в себя организацию оптимального двигательного режима с учетом возраста детей и
состояния их здоровья. Физическое воспитание реализуется посредством:
утренней
вариативной
зарядки
(танцевальная,
игровая);
динамических
пауз
в
организации образовательной деятельности и режимных моментов; спортивно-массовых
мероприятий, предполагающих спартакиады, спортивные соревнования, праздники, викторины,
конкурсы.
15.2.
Модуль «Культура России».
Данный
модуль
реализуется
в
целях
содействия
формированию
нравственной,
ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности, соотносится с задачами
государственной политики в области интересов детей, а также в части поддержки и сохранения
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также является инструментом
передачи свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро
национальной российской самобытности, в деятельности организаций отдыха детей и их
оздоровления.
7
Воспитательная работа предполагает просмотр отечественных кинофильмов; реализацию
иных форм мероприятий на основе и с привлечением произведений, созданных отечественными
учреждениями культуры, в том числе в рамках тематического дня.
Модуль «Детское самоуправление».
15.3.
15.3.1. На уровне организации отдыха детей и их оздоровления: самоуправление в
организации отдыха детей и их оздоровления может складываться из деятельности временных и
постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: дежурный отряд,
творческие
и
инициативные
группы,
советы
дела.
Постоянно
действующие
органы
самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов,
штабов.
15.3.2
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и
предложениям членов отряда, представляющих интересы отряда в общих делах организации
отдыха детей и их оздоровления, при взаимодействии с администрацией организации отдыха
детей и их оздоровления.
15.3.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции детей направлена на формирование у детей ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, вовлечение их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности
детей строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о награждении,
проведение награждений в присутствии значительного числа детей); соответствия символов и
процедур награждения укладу организации отдыха детей и их оздоровления, качеству
воспитывающей среды, символике организации отдыха детей и их оздоровления; прозрачности
правил поощрения (наличие положения о награждениях, соблюдение справедливости при
выдвижении кандидатур); регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях,
чрезмерно
больших
групп
поощряемых);
сочетания
индивидуального
и
коллективного поощрения в целях стимулирования индивидуальной и коллективной активности
детей, преодоления межличностных противоречий между детьми, получившими и не
получившими награды; дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Система поощрения в
организации отдыха детей и их оздоровления включает в себя набор педагогических средств,
приемов, методов, обеспечивающих стимулирование индивидуального развития ребенка и
коллективного роста отряда. Система поощрений вступает в действие с первого дня смены.
Каждому ребенку на протяжении всей смены выдается знак поощрения – "талантик" (денежная
валюта лагеря). Талантики могут быть вручены как за работу на мастер-классах, так и за участие в
досуговых и творческих мероприятиях. За систему поощрения отвечают воспитатели и вожатый
отряда. Ребята, набравшие максимальное количество наградных знаков, награждаются призами и
8
подарками как наиболее активные участники смены. Система награждения также имеет
традиционную основу: награждение по итогам работы на мастер-классах, личным спортивным и
творческим достижениям; вручение благодарственных писем родителям воспитанников;
награждение по итогам смены самых активных участников; награждение отряда-победителя.
Награждение проводится ежедневно на утренней линейке.
15.4. Модуль «Инклюзивное пространство».
Инклюзивное образовательное пространство строится как комфортная и доступная среда
для детей с особыми образовательными потребностями и направлено на социализацию детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), инвалидностью и адаптацию их в
самостоятельной жизни. При организации инклюзивного пространства создаются особые
условия: организационное обеспечение (нормативно-правовая база); материально-техническое
обеспечение, включая архитектурную доступность.
Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными потребностями
являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в организации отдыха детей и их оздоровления;
формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех участников
воспитательного процесса; построение воспитательной работы с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого ребенка.
Ключевым условием создания инклюзивного пространства является равноправное
включение в общий воспитательный процесс всех участников смены (детей с ОВЗ, детей с
особыми образовательными потребностями, их нормативно развивающихся сверстников,
воспитателей, вожатых ).
15.5. Модуль «Профориентация».
Воспитательная деятельность по профориентации включает в себя профессиональное
просвещение, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб и осуществляется через:
профориентационные игры: симуляции, сюжетно-ролевые и деловые игры, квесты,
решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;
участие в мастер-классах.
15.6. Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в Движении
Первых».
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Движением Первых с целью
формирования у детей представления о назначении Движения Первых, о его месте и роли в
достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном вкладе в
9
социально значимую деятельность. Предусмотрено включение в Программу воспитательной
работы следующих форматов:
16.
Вариативные содержательные модули.
16.1. Модуль «Экскурсии и походы».
Для детей и подростков организуются тематические экскурсии: профориентационные,
экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, картинную галерею, технопарк.
В зависимости от возраста детей выбирается тематика, форма, продолжительность, оценка
результативности экскурсии.
16.2. Модуль «Кружки и секции».
Дополнительное образование детей в организации отдыха детей и их оздоровления может
являться одним из основных видов деятельности и реализовываться через программы
профильных (специализированных, тематических) смен, а также деятельность кружковых
объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях
организации отдыха детей и их оздоровления.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования в рамках шести
направленностей
дополнительных
общеразвивающих
программ:
социально-гуманитарная;
художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурноспортивная.
16.3. Модуль «Цифровая и медиа-среда».
Цифровая среда воспитания предполагает ряд следующих мероприятий: занятия
направленные на формирование культуры информационной безопасности, информационной
грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма, профилактики травли в
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»; освещение деятельности организации
отдыха детей и их оздоровления в официальных группах в социальных сетях и на официальном
сайте организации.
16.4. Модуль «Проектная деятельность».
Проектная деятельность в условиях организации отдыха детей и их оздоровления в
основном реализуется в формах: конкурс детских проектов; проектный образовательный
интенсив; профильная смена.
В процессе работы над проектом участники смены самостоятельно занимаются поиском
необходимой информации, выдвигают гипотезы, анализируют, обобщают проработанные
материалы, учатся обосновывать и доказывать предполагаемые выводы и результаты, повышая
тем самым свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.
Воспитательный потенциал проектной деятельности заключается в коллективном
взаимодействии,
обсуждении
решений,
развитии
и
формировании
коммуникативных
компетенций, в том числе навыков делового общения, сотрудничества и продуктивного
взаимодействия.
10
17.
При планировании и реализации содержания программы воспитательной работы
обеспечивается интеграция смысловой основы и единых воспитательных линий, включая каждое
пространство, в котором ребенок совместно с коллективом реализует и развивает свои
способности. Уровни реализации содержания включают в себя:
При планировании и реализации содержания Программы используются следующие
уровни воспитательной работы:
17.1.
Общелагерный
уровень,
который
определяет
установки
содержания
и
демонстрацию ценностного отношения по каждому из смысловых блоков: «Мир», «Россия»
(включая региональный компонент), «Человек». Каждая встреча всех участников смены, включая
все направления и всех специалистов, представляет собой совместное «проживание» участниками
эмоционального опыта, способствующего принятию ценностей, определяющих воспитательный
компонент.
17.2.
Межотрядный уровень, который позволяет расширить спектр коммуникативного
пространства для ребенка. События организуются исходя из возрастных особенностей и
предполагают реализацию содержания по нескольким отрядам.
17.3.
Групповой уровень, который соотносится с реализацией содержания в формате
объединений детей из разных отрядов в рамках единого выбранного самими детьми направления:
секции, студии и кружки, органы самоуправления на общелагерном уровне. Особенность работы
заключается в разновозрастном формате совместной деятельности.
17.4.
Отрядный уровень, который является ключевым воспитывающим пространством,
создающим уникальную среду совместного проживания и совместного творчества детей и
взрослых. Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности
обсуждения и принятия решений, создание благоприятной среды для общения; доверительное
общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
мероприятий, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им
возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них наставником, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные
дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и других;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры,
элементы тренингов на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитные карточки
отрядов;
- предъявление единых требований по выполнению режима и распорядка дня, по
самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
11
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в
организации отдыха детей и их оздоровления, а также символов, названия, девиза, эмблемы,
песни, которые подчеркнут принадлежность к конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров,
референтных групп, непопулярных детей через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ
смены, результатов;
- поддержку детских инициатив и детского самоуправления через деятельность лидеров,
выбранных по инициативе и предложениям членов отряда представляющих интересы отряда в
общих делах организации отдыха детей и их оздоровления, при взаимодействии с
администрацией организации отдыха детей и их оздоровления. При формировании структуры
отрядного самоуправления применяется метод чередования творческих поручений;
- проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний
информационный сбор отряда и другие;
- проведение огоньков (особое межличностное внутригрупповое камерное общение,
отличающееся откровенностью, доброжелательностью, эмпатичностью и поддержкой): огонек
знакомства,
огонек
организационного
периода,
огонек-анализ
дня,
огонек
прощания,
тематический огонек, коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ
проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений;
-
организация коллективно-творческих дел (КТД). КТД как особый тип формы
воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы направлена на создание
нового продукта (творческого продукта), улучшающего окружающую действительность (основу
данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие
каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа).
18.
Система индивидуальной работы с ребенком, а также психолого-педагогического
сопровождения детей и подростков в условиях организации отдыха детей и их оздоровления
направлена на создание комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у
воспитанников.
IV. Организационный раздел
19.
Особенности воспитательной работы в МАОУ ДО «ДДТ» обусловлены прежде
всего ресурсным потенциалом, продолжительностью пребывания ребенка в организации отдыха
детей и их оздоровления в течение дня, его занятостью, в том числе обязательной
образовательной или трудовой деятельностью, а также средой, в которой реализуется Программа.
20.
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей организуется на
базе МАОУ ДО «ДДТ». Для лагеря с дневным пребыванием детей характерны формы работы, не
требующие длительной подготовки, репетиций с участниками. Предпочтение отдается игровым,
конкурсным формам, использующим экспромт в качестве одного из методов. В связи с тем, что
12
основную часть педагогического коллектива лагеря с дневным пребыванием детей составляют
педагогические работники МАОУ ДО «ДДТ», в календарном плане воспитательной работы
преобладают привычные для образовательной организации форматы.
21.
Уклад лагеря МАОУ ДО «ДДТ» задает расписание деятельности организации и
аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса.
Уклад организации включает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений,
традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия
и средства воспитания, отражающие самобытность организации. На формирование уклада
организации отдыха детей и их оздоровления влияют региональные особенности: исторические,
этнокультурные, социально-экономические, художественно-культурные, а также тип поселения.
Элементами уклада являются:
21.1.
Быт организации отдыха детей и их оздоровления является элементом уклада
повседневной жизни детей, вожатых, сотрудников организации.
21.2.
Корпоративная культура организации отдыха детей и их оздоровления является
элементом уклада и состоит из: миссии организации отдыха детей и их оздоровления,
сформированных
ценностей,
правил
и
норм
поведения,
трудового
этикета
и
стиля
взаимоотношений с детьми и их родителем (родителями) или законным представителем
(законными представителями), внешнего вида сотрудников и детей.
21.3.
Символическое пространство организации отдыха детей и их оздоровления
включает в себя традиции, правила, легенды, кричалки, песенно-музыкальную культуру, ритуалы
и другие.
22.
Реализация Программы включает в себя:
22.1.
Подготовительный этап включает в себя
со стороны управленческого звена
организации отдыха детей и их оздоровления подбор и обучение педагогического состава с
практическими
блоками
освоения
реализации
содержания
Программы,
установочное
педагогическое совещание с включением всего кадрового состава, подготовка методических
материалов, включая примеры сценариев для проведения работы на отрядном уровне,
планирование деятельности, информационную работу с родителем (родителями) или законным
представителем (законными представителями).
22.2.
Организационный период смены связан с реализацией основных задач: адаптация
детей к новым условиям, знакомство с режимом, правилами, укладом организации отдыха детей и
их
оздоровления,
формирование
временный
детский
коллектив.
Содержание
событий
организационного периода представлено в инвариантных (обязательных) общелагерных и
отрядных формах воспитательной работы в календарном плане воспитательной работы.
22.3.
Основной период смены направлен на максимальное развитие личностного
потенциала каждого ребенка посредством коллективной деятельности как на уровне отряда, так и
13
в иных объединениях. Содержание событий основного периода представлено в инвариантных
(обязательных) общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане
воспитательной работы.
22.4.
Итоговый период смены является ключевым этапом для подведения итогов
совместной деятельности, фиксации и принятием участниками смены позитивного опыта и
формированию
индивидуальных
маршрутов
дальнейшего
развития
потенциала
детей,
Содержание событий итогового периода представлено в инвариантных (обязательных)
общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане.
22.5.
Этап последействия включает в себя подведение итогов реализации программы
воспитательной работы, определение наиболее и наименее эффективных форм деятельности,
сопровождение детей и поддержка в реализации идей и личностного потенциала по возвращении
в постоянный детских коллектив посредством обратной связи или характеристик, направленных
или переданных в образовательную организацию.
22.6.
Анализ воспитательной работы организации отдыха детей и их оздоровления
осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными
результатами воспитанников.
23.
сообществом
Реализация
воспитательного
родителями
(законными
потенциала
взаимодействия
представителями)
детей
может
с
родительским
предусматривать
следующие форматы :
информирование
родителя
(родителей)
или
законного
представителя
(законных
представителей) до начала заезда ребенка в организацию отдыха детей и их оздоровления об
особенностях воспитательной работы, внутреннего распорядка и режима, необходимых вещах,
которые понадобятся ребенку, с помощью информации на сайте организации, в социальных сетях
и мессенджерах; проведение тематических собраний, на которых родитель (родители) или
законный представитель (законные представители) могут получать советы по вопросам
воспитания
24.
Методическое
обеспечение
реализации
Программы
предназначено
для
специалистов, ответственных за реализацию содержания программы смены (руководитель
организации отдыха детей и их оздоровления, педпгог-организатор).
Для каждой смены формируется программа, календарный план (план-сетка).
25.
Материально-техническое обеспечение реализации Программы:
- флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг Российской Федерации, флаг
субъекта Российской Федерации, флаг организации отдыха детей и их оздоровления (при
наличии);
-
музыкальное
оборудование
оформления фонограммы, записи (п
и
необходимые
ри наличии);
14
для
качественного
музыкального
- оборудованные локации для общелагерных и отрядных событий, отрядные места,
отрядные уголки (стенды);
- спортивный инвентарь;
-
канцелярские
принадлежности
в
необходимом
количестве
для
качественного
оформления программных событий;
- специальное оборудование, которое необходимо для реализации конкретной программы.
15
Приложение
КАЛЕНДАРНЫИ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Календарный план воспитательной работы является примерным распределением
универсальных форм работы по дням в соответствии с логикой развития лагерной смены
(периодам) и ключевым инструментом для заместителей руководителей и специалистов
организаций отдыха детей и их оздоровления, осуществляющих планирование
деятельности организации отдыха детей и их оздоровления (далее — детский лагерь) и
коллектива педагогов или вожатых.
При формировании календарного плана воспитательной работы детского лагеря
необходимо обязательное включение инвариантных модулей с целью обеспечения
единых подходов к воспитательной деятельности во всех детских лагерях.
Вариативные модули, представленные в содержании программы воспитательной
работы в детских лагерях, рекомендуется использовать с учетом типа детского лагеря, а
также особенностей содержания реализуемой смены и регионального компонента.
Детский лагерь вправе наряду с календарным планом воспитательной работы
проводить
иные
мероприятия
по
ключевым
направлениям
воспитания.
Организационный период смены
Общелагерный уровень (инвариантные формы)
Линейка или церемония открытия смены.
Торжественный старт смены, образец отношения к государственным символам.
Ключевые категории: Родина, Россия, малая Родина, дом. Блок о культуре и истории
России.
Вынос
Государственного
флага
Российской
Федерации.
Исполнение
Государственного гимна Российской Федерации. Приветственное слово представителей
администрации. Блок о содержании программы смены, игровой модели.
Хозяйственный сбор детского лагеря.
Формирование правил безопасного поведения. Демонстрация ценности труда.
Общий сбор детского лагеря. Знакомство с территорией. Знакомство с сотрудниками.
Знакомство с правилами и традициями. Подведение итогов: договоренность о правилах
совместной жизни в детском лагере, которая может быть закреплена в виде свода на
отрядных уголках.
Презентация программы смены или введение в игровую модель смены.
Знакомство с идеей программы, игровых маршрутом. Понимание детьми-участниками
смен плана смены, своих возможностей и перспектив в рамках смены. Интерактивный
формат, отличающийся от классно-урочной системы.
16
Отрядный уровень (инвариантные формы)
17
Инструктажи.
Обозначение ценностей жизни, здоровья и безопасности. Для детей младшего
школьного возраста варианты создания свода правил в виде рисунков, для детей
среднего и старшего школьного возраста — варианты комиксов, создание коротких
видеороликов (инструкций).
Ведение журнала инструктажей, включение необходимых инструкций исходя из
специфики формы организации отдыха детей и их оздоровления.
Игры на знакомство, командообразование, выявление лидеров.
Выбор игр соотносится с формированием уважительного отношения к личности
ребенка формированию у него базовых ценностей российского общества, способствует
развитию коммуникации и созданию комфортной эмоционально-психологической
атмосферы в отряде. Условия проведения игр могут видоизменяться, включая элементы
веревочного курса или подвижных форм деятельности, в зависимости от условий
специфики детского лагеря.
Организационный сбор отряда.
Определение названия отряда, отражающее смысловые основы содержания
программы
смены,
соотносимое
с
традиционными
российскими
духовно-
нравственными ценностями. Выборы представителей органов самоуправления, включая
общелагерный уровень и отрядный. Постановка общей цели и договоренность о
правилах совместной жизни и деятельности.
Огонек знакомства.
Традиции огонька. Уважение к личности. Формирование ценности человека,
команды и дружбы. Рассказ о себе: интересы, ожидания от смены. Доверительный
диалог в тематике смены. Традиции и правила отрядного огонька. Для пришкольных
детских лагерей возможен формат творческого вечера с представлением визитных
карточек участников или команд.
Основной период смены. Общелагерный уровень (инвариантные формы).
Утренний подъем Государственного флага Российской Федерации
Утренняя
гигиеническая
гимнастика.
Ценность
здоровья,
развития.
Демонстрация позитивного личного примера со стороны педагогического коллектива.
Тренировочная пожарная эвакуация. Обеспечение безопасного пребывания на
территории детского лагеря.
18
Тематические дни и мероприятия в соответствии с государственными и
профессиональными праздниками, а также памятными днями.
Тематические события должны учитывать региональный компонент. Перечень
праздников может быть дополнен праздниками и памятными событиями конкретного
субъекта Российской Федерации.
Тематические дни: День Памяти. Ценность жизни, человека, мира. Линейка или
церемония старта дня. Военно-спортивные игры (в том числе «Зарница», «Орленок»).
Литературно-музыкальные постановки (в том числе в форме концерта вожатых).
Кинопросмотры. Знакомство с героями Всероссийской общественно-государственной
инициативы.
Тематические дни: День Единства или День России, или День культуры
России. Ценность Родины, семьи, жизни, единства. Торжественная линейка или
церемония старта дня. Конкурсы на знание родного языка (включая языки народов
России). Тематические отрядные дела. Фестиваль дворовых игр или игр народов России.
Литературно-музыкальные
постановки.
Творческие
и
вдохновляющие
встречи.
Кинопросмотр. Выставки изобразительного искусства.
Тематические дни: День Семьи. Ценность семьи, Родины. Тематический старт
дня. Активности для детей и родителей (законных представителей). Кинопросмотры.
Диалоги о ценностях и семейных традициях. Фотовыставки. Встречи с династиями
сотрудников организации отдыха детей и их оздоровления.
Тематические дни: День Здоровья и Спорта. Ценность жизни, здоровья.
Тематический старт дня. Спортивные соревнования (индивидуальные и командные).
Отрядные дела о героях отечественного спорта. Возможно творческие встречи со
спортсменами Омска.
Тематические дни: День Безопасности. Ценность жизни, сохранение здоровья,
здоровый образ жизни. Тематический старт дня.
Практические занятия детьми по правилам безопасного поведения на дорогах, в
транспорте, на объектах транспортной инфраструктуры, природе, водных объектах, в
быту и социуме. Информационно-пропагандистские мероприятия, направленные на
формирование и поддержку навыков здорового образа жизни. Тематические открытые
конкурсы на знание правил дорожного движения. Практические занятия по оказанию
первой помощи. Мероприятия, направленные на формирование цифровой грамотности
несовершеннолетних.
19
Тематические
дни:
День
Профессий.
Ценность
развития,
Родины.
Тематический старт дня. Творческие встречи и мастер-классы. Конкурсы мастерства.).
20
Тематические дни: День Общероссийского общественно государственного
движения детей и молодежи (далее — Движение Первых).
Ценность дружбы, развития, единства, страны. Тематический старт дня.
Знакомство с миссией, ценностями, ключевыми направлениями и проектами Движения
Первых. Мероприятия современных, интересных детям форматов: игры, проектные
сессии, коллективно-творческое дело, классные встречи.
Сборы и деятельность органов детского самоуправления. Деятельность
раскрывает ценности, обозначенные федеральной программой воспитательной работы
для организаций отдыха детей и их оздоровления: здоровье, безопасность, творчество,
развитие. Организация работы происходит как на общелагерном уровне (представители
каждого отряда), так и дополняется отрядным уровнем связке с игровой моделью смены.
Интеграция с игровой моделью, в том числе включая выбор формы и наименований
объединений.
Тематические конкурсы и соревнования. Расширение спектра возможностей
для развития способностей детей, демонстрации талантов и проявления инициативы
(при реализации конкурсов и соревнований детско вожатской творческой группой).
Применение принципов справедливости, открытости и непредвзятости.
Отрядный уровень (инвариантные формы)
Утренний информационный сбор отряда. Эмоциональный и информативный
старт дня, который позволяет каждому ребенку увидеть и понять свой собственный
маршрут в рамках дня, составить цели и план по их исполнению. Распределение
поручений. Определение цели отряда на день. Исполнение песни отряда.
Заключительный сбор отряда. Подведение итогов и анализ деятельности в
течения дня, заполнение экрана настроения, экрана участия, обращение к отрядному
уголку. Формирование у ребенка навыков самоанализа, уважения к мнению других
людей. Ключевая задача для вожатого или педагога: диагностика результатов
воспитательного эффекта программы смены, формирование напарническим составом
предложений по корректировке программы при необходимости.
Огонек
середины
смены.
Снятие эмоционального напряжения (пик «привыкания»), мотивация на вторую
половину смены, предварительные итоги успехи каждого в отряде. Для детских лагерей
дневного пребывания возможен формат интерактивного театра или эссе или рассказов
друг о друге с целью демонстрации сильных сторон талантов друг друга, благодарности.
21
22
Тематические
огоньки/беседы.
Обсуждение
нравственных
вопросов,
усиление
воспитательного эффекта и закрепление личного принятия общечеловеческих ценностей.
Итоговый период смены Общелагерный уровень (инвариантные формы) Линейка или
церемония закрытия смены. Торжественное подведение итогов, демонстрация лучшего опыта,
который получили участники смены. Вынос Государственного флага Российской Федерации.
Содержательное подведение итогов. Награждение отрядное, индивидуальное, включая сотрудников.
Обеспечение торжественности формы работы: общий сбор, музыкальное и визуальное сопровождение.
Итоговый сбор отряда. Закрепление ценности команды и дружбы. Помощь каждому участнику
смены увидеть свой рост и позитивные изменения. Презентация представителями органов
самоуправления результатов деятельности. Подведение итогов достижения общей цели и выполнения
правил совместной жизни и деятельности. Связь с организационным сбором отряда, опора на отрядный
уголок. Награждение и поощрение каждого участника отряда.
Закрытие смены. Прощальный огонек. Определение каждым ребенком ценного опыта,
полученного в смене. Благодарность команде. Определение перспектив дальнейшего развития. Для
пришкольных детских лагерей возможен формат эмоциональной творческой встречи в новом для
участников
Календарный план - 06