Доступная среда
24.05.2025
Специальные условия отдыха и оздоровления для детей с ОВЗ и инвалидов. Описание того, какие именно условия созданы, чтобы дети с ограничениями здоровья могли полноценно отдыхать и получать оздоровление в лагере.
Например: наличие отдельных отрядов или интеграция в общие отряды, специальные программы ЛФК, продлённый тихий час, щадящий режим дня и т.п.
Специальные условия охраны здоровья, включая питание. Указывается, какие меры принимаются для охраны здоровья детей с ОВЗ/инвалидов.
Например: постоянное присутствие медицинского работника, специализированное меню с учётом диет (при необходимости), контроль приема лекарств, регулярный медосмотр, доступ к неотложной помощи. Отдельно отмечается организация питания: доступны ли диетические блюда, индивидуальное меню при аллергиях и т.д.
Условия хранения лекарств и лечебного питания. Если дети привозят с собой лекарства или специальные смеси/продукты, необходимо указать, как организовано их хранение.
Например: наличие медицинского кабинета или холодильника для хранения медикаментов, ведение журнала учета приема лекарств, выделенное место на кухне для хранения специализированного питания.
Специально оборудованные помещения и объекты. Перечень помещений и инфраструктуры, приспособленных для детей с ОВЗ и инвалидов.
Сюда относится: наличие пандусов и поручней на территории и в корпусах, лифтов или подъемников (если корпуса многоэтажные), специальных санитарных узлов для инвалидов-колясочников, пониженных подоконников, специализированных спортивных или игровых площадок, сенсорных комнат и т.д. Все объекты, адаптированные под нужды детей с инвалидностью, должны быть перечислены.
Специальные технические средства обучения и воспитания. Информация о том, имеются ли в лагере специальные учебные материалы или оборудование, учитывающие особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Например: пособия с крупным шрифтом или шрифтом Брайля для слабовидящих, аудиоустройства, устройства для усиления звука для слабослышащих, тактильные игры, специальные спортивные тренажёры и т.п.
Условия беспрепятственного доступа к водным объектам. Если на территории есть бассейн или рядом расположен пляж/водоём, указывается, обеспечен ли доступ инвалидов к водным объектам.
Например, наличие специальных спусков в бассейн, поручней, удобных раздевалок; на пляже – настилы для колясок, пандусы к воде, сопровождение на воде и др. (Этот пункт отражается, если купание или бассейн входят в программу лагеря.)
Организация сопровождения детей с ОВЗ. Описывается, как осуществляется сопровождение детей-инвалидов при необходимости.
Приказом предусмотрено указать, организовано ли сопровождение ассистентом (помощником), оказывающим техническую помощь таким детям.
Например: «За каждым ребёнком с нарушениями опорно-двигательного аппарата закрепляется ассистент (вожатый или воспитатель), который помогает ему в передвижении и бытовых вопросах». Если отдельные ассистенты не предусмотрены, но функцию помощи выполняют вожатые, это стоит отметить.
Возможность самостоятельного передвижения по территории. Необходимо проинформировать, обеспечена ли безбарьерная среда на территории лагеря.
То есть, может ли ребёнок на инвалидной коляске или с другим ограничением самостоятельно (или с помощью минимальной помощи) перемещаться: имеется ли ровное покрытие дорожек, пандусы при входах в здания, широкие дверные проемы, отсутствие порогов и т.п. Если такие условия есть – описывается, если нет – указывается, какие препятствия имеются и как их преодолевают (например, помощь персонала).
Возможность посадки в транспорт перед входом на территорию. Указывается, есть ли оборудованные места для посадки и высадки детей-инвалидов из транспортных средств прямо перед входом на территорию лагеря или перед зданиями.
Например: специальная парковка для автомобилей, подвозящих инвалидов; съезды с бордюров; возможность подъезда автобуса вплотную к корпусу и т.п. Также указывается, могут ли дети-колясочники попасть внутрь транспортного средства (лагерного автобуса) и выйти из него — при наличии подъемников или с посторонней помощью.
Доступ к информационным системам. В современном лагере могут быть информационные системы (например, электронный журнал, сайт, терминалы). Необходимо указать, адаптированы ли они для детей-инвалидов.
Например: официальный сайт лагеря имеет версию для слабовидящих (крупный шрифт, высокая контрастность); информационные киоски оснащены звуковым дубляжем; есть ли доступ к интернету для детей, в том числе с особенностями (учитывая специальные программы).
Специальное оборудование и носители информации. Описывается наличие в лагере специального оборудования (и носителей информации), обеспечивающего детям-инвалидам доступ к объектам и услугам с учетом их ограничений.
Например: переносные пандусы, специальные кресла или стулья для душа, тактильные таблички на дверях с Брайлем, индукционные петли для слабослышащих в актовом зале, специальные спортивные коляски, аудиокниги и т.п.
Дублирование звуковой и зрительной информации. Указывается, реализовано ли в лагере дублирование важной информации для инвалидов.
Например: вся необходимая для ориентации информация продублирована зрительно и на слух – таблички продублированы шрифтом Брайля, важные объявления сопровождаются звуковым сигналом; визуальная “бегущая строка” или экраны для тех, кто не слышит объявлений. Особенно отмечается наличие надписей и знаков, выполненных шрифтом Брайля на важных объектах (палатах медпункта, комнатах гигиены и пр.).
- Допуск собак-поводырей. В завершение раздела следует указать, допускается ли присутствие собак-поводырей на территории лагеря. Согласно закону, при наличии у незрячего ребенка документа о специальном обучении собаки-поводыря, такая собака должна быть допущена. Нужно отразить условия её нахождения: например, «Сопровождающая собака-поводырь допускается на территорию лагеря при наличии документов, подтверждающих её специальное обучение, в соответствии с законодательством».