ПРИНЯТО на педагогическом совете МАОУ ДО «ДДТ» «17» апреля 2023 г. Протокол заседания № 3 УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ ДО «ДДТ» ______ Л.Ю. Караульщикова «05» апреля 2023 г. Приказ № 124/с от 17.04.2023 г. ОТЧЕТ О САМООБСЛЕДОВАНИИ муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» за 2022 год Верхняя Пышма 2023 Введение Отчет о результатах самообследования муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества (МАОУ ДО «ДДТ») далее (Учреждение) подготовлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. n 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательных организаций, подлежащих самообследованию», а также Положения «О самообследовании» муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества», утвержденного приказом № 220 от 29.08.2017 Анализ организационно-правового учреждения. обеспечения деятельности образовательного Общие сведения об учреждении Наименование учреждения: муниципальное автономное образовательное дополнительного образования «Дом детского творчества» (МАОУ ДО «ДДТ»). учреждение Учреждение является юридическим лицом: обладает обособленным имуществом, имеетсамостоятельный баланс, лицевые счета, печать, штампы, бланки со своим наименованием. Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение. Тип образовательной образования. организации: образовательная организация дополнительного Тип учреждения: автономное. Учредитель: Администрация городского округа Верхняя Пышма, глава администрации Cоломин Иван Викторович. Юридический адрес МАОУ ДО "ДДТ": 624090, г. Верхняя Пышма, ул. Менделеева, 7. Фактический адрес МАОУ ДО "ДДТ": 624090, г. Верхняя Пышма, ул. Менделеева, 7, проспект Успенский 111б. Директор: Караульщикова Людмила Юрьевна, тел. (34368)5-45-58. Наши телефоны: (34368)5-45-58, (34368) 5-33-81. Адрес нашего сайта: https://vpddt.uralschool.ru Адрес электронной почты: domikddtM7@yandex.ru. Режим работы: МАОУ ДО «ДДТ» работает понедельник-воскресенье с 08.00 до 20.00. Лицензия на образовательную деятельность выдана Министерством общего и профессионального образования № 15834 от 12 апреля 2012 года. Язык образования: русский. Форма обучения: очная. МАОУ ДО «ДДТ» (далее Учреждение) – многопрофильное образовательное учреждение дополнительного образования детей, позволяющее реализовать многочисленные потребности социума (детей, родителей, педагогов, государства) в дополнительных образовательных услугах и создать условия для духовного, интеллектуального и физического развития ребенка в сфере досуга. Учреждение выполняет муниципальное задание, установленное учредителем в соответствии с предусмотренными уставом основными видами деятельности. Основные виды деятельности Учреждения: 1) образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам по следующим направленностям: технической, физкультурноспортивной, художественной, социально-педагогической; 2) организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярное время. 3) организация и проведение олимпиад, конкурсов, мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности Цели и задачи образовательной деятельности Учреждения Вся работа педагогического коллектива основана на принципе добровольного участия в деятельности детских объединений, в различных мероприятиях и направлена на развитие познавательного интереса детей к избранному виду деятельности, что делает дополнительное образование доступным для детей с различным уровнем формирования творческой самостоятельности, ставит каждого ребенка в ситуацию выбора и благополучия. Предмет деятельности Учреждения - реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сфере физической культуры и спорта, осуществление обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся и иных лиц в самообразовании и получении дополнительного образования. Целями Учреждения являются: - формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация свободного времени обучающихся; - социализация и адаптация к жизни в обществе, профессиональная ориентация обучающихся; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; - выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, Родине; - удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Задачами Учреждения являются: - обеспечение необходимыми условиями для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческой деятельности обучающихся в возрасте от 3-х до 18-ти лет; - адаптация обучающихся к жизни в обществе; - формирование общей культуры; - организация содержательного досуга; -организация и проведение культурно-досуговых мероприятий; -организация массовой работы, осуществление поисков современных форм культурно-досуговой деятельности для всех возрастных категорий при взаимодействии с различными учреждениями города; -организация методической работы, направленной на совершенствование программ образовательного процесса, форм и методов деятельности творческих объединений, профессионального мастерства педагогических работников. Концептуальная модель МАОУ ДО «ДДТ» В Концепции развития дополнительного образования детей (утв. Правительством РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р) определена миссия дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства. Дополнительное образование рассматривается как непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности. Согласно Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р) приоритетами в области воспитания являются создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. Деятельность МАОУ ДО «ДДТ» направлена на формирование социально активной, критически мыслящей, креативной личности, обладающей ключевыми компетенциями с высоким уровнем гражданской культуры, мотивированной на творчество, инновационную деятельность, подготовленную к осознанному выбору профессии и успешной социализации в социуме. В процессе организации образовательной деятельности МАОУ ДО «ДДТ» стремится соответствовать инновационным требованиям: мобильность, оперативность реакции на новшества, готовность к инновационной деятельности, расширение спектра и повышение качества образовательных услуг, расширение экономической самостоятельности, обновлении управленческого аспекта деятельности, повышение статуса Учреждения. МАОУ ДО «ДДТ» предусматривает: с одной стороны – совершенствование механизмов реализации дополнительных образовательных услуг в рамках основных направлений своей деятельности, с другой – расширение кадрового, материально-технического, финансового обеспечения. Образовательный процесс в МАОУ ДО «ДДТ» выстроен с учетом научных подходов: • • • • личностно-деятельностного; системно-структурного; культурологического; компетентностного. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; - Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; - Федеральный закон Государственная Дума РФ от 24.06.1999 №1999-06-24 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» -Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.07.20122 № 629 " Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества"(новая редакция), утвержденный Постановлением Администрации городского округа Верхняя Пышма 01.06.2021 г. № 450; Лицензия на право образовательной деятельности от 12.04.2012 №15834. -Локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность Учреждения: Анализ структуры управления и системы управления МАОУ ДО «ДДТ» Сегодня МАОУ ДО «ДДТ» - многопрофильное учреждение дополнительного образования, управление деятельностью которого реализуется через организационно-управленческую структуру. Руководство осуществляет непосредственно руководитель учреждения – директор МАОУ ДО «ДДТ». Заместитель директора отвечает за ведущие направления деятельности: учебно-воспитательную, информационно-методическую, повышение квалификации педагогических работников, аттестацию педагогов. Заведующие отделами курируют особо значимые направления деятельности учреждения: досуговая, культурно-массовая деятельность, инклюзивное образование, организация городских мероприятий по декоративно-прикладному творчеству. Методист курирует деятельность педагогов по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и организует работу по повышению качества образовательных услуг. В Учреждении формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся: наблюдательный совет, педагогический совет, общее собрание трудового коллектива. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления Учреждением и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в Учреждении созданы: - Совет обучающихся. - Совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. - Профсоюзная организация работников Учреждения, которая является представительным органом работников образовательного учреждения. Совершенствование управленческой структуры В своей деятельности администрация стремится к партнерскому характеру взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса. В результате целенаправленной деятельности педагогического коллектива и администрации наметилась положительная динамика в развитии плодотворного диалога всех субъектов, четкого распределения и координации полномочий и ответственности в этой сфере. Ежегодно проводятся творческие отчеты для родителей с целью показа перспектив развития Учреждения, обобщения результатов образовательной и воспитательной деятельности, информирования об уровне достижений обучающихся Учреждения. Результатом грамотного управления образовательным Учреждением является: - сохранность контингента обучающихся; - отсутствие жалоб со стороны родителей; - широкий спектр предлагаемых образовательных услуг в сфере дополнительного образования; -высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности педагогического состава, позитивное отношение к обновлению дополнительного образования; - востребованность Учреждения в образовательном пространстве городского округа Верхняя Пышма. МАОУ ДО «ДДТ» располагает необходимыми организационно-правовыми документами по организации и осуществлению управленческой и образовательной деятельности. В целом система управления Учреждением достаточна и эффективна для обеспечения выполнения функций Учреждения в сфере дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Анализ образовательной деятельности, условий организации образовательного процесса и качества подготовки обучающихся МАОУ ДО «ДДТ» организуют образовательный процесс в соответствии с учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (кружки, студии, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ ст.2, п.14). МАОУ ДО «ДДТ» реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. МАОУ ДО «ДДТ» ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Приоритетные принципы в реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: – свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; – ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; – возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; – единство обучения, воспитания, развития; – практико-деятельностная основа образовательного процесса. В 2022 году в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 27.07.20122 № 629 " Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» МАОУ ДО «ДДТ» осуществляет обучение и воспитание детей и молодежи в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ по следующим направленностям: ⎯ технической; ⎯ физкультурно-спортивной; ⎯ художественной; ⎯ социально-гуманитарной. В соответствии с Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, образовательная деятельность осуществляется как в одновозрастных, так и разновозрастных группах, объединениях по интересам, каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их в течение года. Численный состав объединения определяется в соответствии с характером деятельности, возрастом детей, условиями работы. Многопрофильность учреждения создает для обучающихся большой выбор дополнительных образовательных услуг. Программное обеспечение отвечает целям и задачам деятельности МАОУ ДО «ДДТ». В 2022 году в ДДТ были реализованы 76 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по 4-м направленностям: ⎯ техническая – 7 программ; ⎯ физкультурно-спортивная – 5 программ; ⎯ художественная – 44 программы; ⎯ социально-гуманитарная – 20 программ. Наибольшее количество обучающихся занимается в объединениях социальногуманитарной 22,6 % и художественной направленности (60 %). В связи с введением персонифицированного дополнительного образования в образовательном процессе Учреждения увеличилось количество реализуемых общеобразовательных общеразвивающих программ. Срок реализации 1 год имеют 39 программы (55 %), 32 программы – 2,3 годов реализации (вместе 45 %). Программы помещены на сайте Учреждения в общий для ознакомления доступ. Все программы соответствуют нормам и требованиям, предъявляемым к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. В Учреждении сегодня занимается 2317 обучающихся — это предельное число обучающихся, исходя из лицензионных условий МАОУ ДО «ДДТ». Анализ полученных данных по продолжительности программ показывает, что доля кратковременных программ в рамках летнего каникулярного периода составляют (8) 23,5 % от общего количества программ. Доля среднесрочных программ – двухгодичных – (4) 12 %; трехгодичных - (12) 35 %. Преобладание программ продолжительностью более 3 лет – (10) 29,5 %. Данные программы в наибольшей степени решают задачи самоопределения обучающихся. С ноября 2022 г. на площадке «Академия творчества» представлено 15 образовательных программ, которые сегодня дополнительно составляют 20% от общего кол-ва программного обеспечения учреждения. В течение отчетного периода в учреждении осуществлялся педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ освоения детьми общеобразовательных программ и уровней их освоения. Контроль за реализацией дополнительных программ осуществлялся в следующих формах: общеобразовательных общеразвивающих ⎯ посещение занятий, отчетных мероприятий; ⎯ мониторинг участия детей и педагогов в мероприятиях различного уровня; ⎯ проверка журналов учета работы детских творческих объединений; ⎯ аттестация обучающихся. Обработка данных показывает, что процент выполнения программ по учреждению составил 100%. Актированные дни, выпадение занятий на праздничные дни, временная нетрудоспособность педагога, поездки на курсы повышения квалификации - все недостающие часы для выполнения программ были восполнены педагогами за счет корректировки и укрупнения блоков программы. Уровень усвоения программного материала отслеживался педагогами в течение отчетного периода в формах, установленных педагогом по каждой программе. Согласно Положению об аттестации обучающихся творческих объединений регулярно проводилась промежуточная аттестация по выявлению уровня усвоения обучающимися общеобразовательных программ по каждому году обучения и итоговая по окончанию курса обучения. Все данные контроля вносились в таблицы оценки качества усвоения образовательных программ. Анализ результативности образовательного процесса Важнейшим условием повышения эффективности образовательного процесса и его совершенствования является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов воспитания, развития и обучения. Анализ полученных образовательных результатов позволяет судить о достижении поставленных перед коллективом учреждения дополнительного образования целей. Одним из параметров учебных достижений обучающихся в сфере дополнительного образования выступает уровень освоения детьми содержания изучаемой образовательной программы. Результаты аттестации обучающихся в динамике Календарный год 2022 Уровень обученности, обучаемости и нравственного развития обучающихся высокий средний низкий 57% 42% 1% 2021 55% 44% 1% 2020 54% 44% 2% В целом результаты образовательной деятельности стабильны, а распределение обучающихся по обученности приобрело устойчивый позитивный характер: по-прежнему остается большим число детей с высоким уровнем обученности, обучаемости и нравственного развития высокий-57%, средний-42%, Комплектование детского контингента отвечает нормативным требованиям к составу обучающихся и процедуре их зачисления. Медико-социальные условия пребывания обучающихся в Учреждении соответствуют целям и содержанию образовательного процесса, требованиям законодательства Российской Федерации и Устава МАОУ ДО «ДДТ». Проблемы наполняемости в творческих коллективах Учреждения нет. Этому способствовали такие управленческие мероприятия: ⎯ активизация работы по внедрению программ, рассчитанных на привлечение в систему дополнительного образования старшеклассников, ориентируясь на их интересы и возможности; ⎯ корректировка имеющихся программ в соответствии с изменяющимися запросами участников образовательного процесса; ⎯ улучшение материально-технической базы Учреждения; ⎯ улучшение методической подготовки педагогов Учреждения; ⎯ разнообразие форм образовательной деятельности; ⎯ повышение воспитательного компонента в образовательной практике творческих коллективов Учреждения. Учебная нагрузка в неделю на обучающегося зависит от временного ресурса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, возрастных особенностей обучающихся и санитарно-эпидемиологических требований к Учреждениям дополнительного образования детей. Возрастной состав обучающихся в Учреждении Год Численность обучающихся Всего До 5 лет 2021 1600 100% 429 26,8% 2022 2317 223 100% 9,6% 5-9 лет 1014 лет 1517 лет 638 39,9 % 110 4 47,6 % 360 22,5 % 889 173 10,8 % 101 38,4 % 4,4% 18 лет и старш е 0 0 Всего девочек Из них девочек До 5 5-9 10-14 лет лет лет 1105 100% 402 36,4 % 802 274 24,8% 159 14,4% 18 лет и старш е 0 0 725 79 0 44,6 % 40,4% 3,4% 0 0 1796 270 24,4 % 170 0 100% 9,6 % 15-17 лет Учитывая, что в Учреждение приходят заниматься дети по собственному выбору и желанию, состав обучающихся практически не изменяется в течение года. Из 100% воспитанников выбывают 10-15 %, но чаще всего эти дети переходят заниматься в объединения другой направленности. На протяжении ряда лет сохраняется стабильность детского контингента. Виды образовательной деятельности востребованы детьми. Комплектование детского контингента отвечает нормативным требованиям к составу обучающихся и процедуре их зачисления. Проблемы наполняемости в творческих коллективах Учреждения нет. Этому способствовали такие мероприятия: ⎯ активизация работы по внедрению программ, рассчитанных на привлечение в систему дополнительного образования старшеклассников, ориентируясь на их интересы и возможности; ⎯ корректировка имеющихся программ в соответствии с изменяющимися запросами участников образовательного процесса; ⎯ улучшение материально-технической базы Учреждения; ⎯ улучшение методической подготовки педагогов Учреждения; ⎯ разнообразие форм образовательной деятельности; ⎯ повышение воспитательного компонента в образовательной практике творческих коллективов Учреждения. Для определения результативности обучения в каждой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе предусмотрены промежуточная и итоговая аттестация, порядок которой определен локальным актом - Положение о текущем контроле освоения дополнительных общеобразовательных программ, промежуточной аттестации обучающихся, подведении итогов реализации дополнительных общеобразовательных программ в МАОУ ДО "ДДТ" В процессе работы по сертификации программ для системы ПФДО в каждой программе определены оценочные материалы для мониторинга результативности. В отчетном периоде педагогами Учреждения чаще всего были использованы такие формы аттестации обучающихся как открытое занятие, тестирование, мастер-класс, выставочная работа, проект, участие в конкурсной, выставочной и концертной деятельности. Аттестационными мероприятиями охвачено 100% обучающихся. Доля обучающихся в МАОУ ДО «ДДТ» по дополнительным общеобразовательным программам, имеющих положительную динамику освоения программ по итогам промежуточной и итоговой аттестации за 2021-2022 учебный год составляет 100 %. Одним из показателей качества обучения по образовательным программам являются результаты участия обучающихся в мероприятиях различного уровня. За последние 3 года наблюдается рост призеров и победителей мероприятий всероссийского и международного уровней. Самый высокий рейтинг участия в конкурсных мероприятиях имеют творческие объединения «Фантазеры» (педагоги Померанцева Е.А., Пьянкова Н.Г.), «Крылья», (педагог Крыленко А.О.), «Беби-данс» (педагог Захарова Т.В.). О изменении количества и доли обучающихся МАОУ ДО «ДДТ», ставших участниками конкурсных мероприятий муниципального, областного, регионального, всероссийского уровней Год Количество программ Всего обучающихся Количество обучающихся принявших участие в конкурсных мероприятиях муниципального, областного, регионального, всероссийского уровней /% 2020 70 1558 523/33% 2021 70 1600 1136/71% 2022 76 2317 1149/49,5% Высокий процент участников конкурсов обеспечивается финансовой поддержкой Некоммерческого благотворительного фонда поддержки культурных и социальных инициатив «Достойным – лучшее», с которым МАОУ ДО «ДДТ» ведет активное сотрудничество с 2015 года. В течение 5 лет объем финансовых средств, выделяемых Фондом для участия воспитанников в очных конкурсах российского и международного уровней, значительно увеличился: год 2018 2019 Количество средств (руб.) 1269 870,00 1 553 550,00 2020 2021 2022 269488,50 636595,00 1639526,80 Благодаря финансовой помощи некоммерческого благотворительного фонда "Достойным лучшее" обучающиеся Учреждения смогли поучаствовать в конкурсах различного уровня. Организация инклюзивного образования на базе Учреждения Особое внимание уделялось работе с детьми различных социальных категорий: детьми с ограниченными возможностями здоровья. Каждый педагог выстраивал работу с детьми в соответствии с профилем своего объединения и с учетом возможностей ребенка. С 2017 года учреждение нарабатывало опыт реализации программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2017 году группа кружковцев стала участником областных инклюзивных игр, в рамках летнего оздоровительного лагеря был введен мини-курс по цветотерапии для коррекции поведения «трудных» детей (по согласию с родителями), началась реализация проекта «Особые дети». Цель проекта: формирование благоприятных условий для социализации и образования детей особой категории (дети- инвалиды, с ограниченными возможностями здоровья, из малообеспеченных и многодетных семей). Проект нацелен на организацию учебных занятий с детьми особой категории по общеобразовательной программе дополнительного образования; формирование системы работы с семьями кружковцев; подготовку учебно-методических материалов в помощь педагогам, работающим с данной категорией обучающихся; введение в образовательный процесс арт-терапевтических практик (цветотерапия, сказкотерапия, анимация, игротерапия). Постепенно увеличивалось количество обучающихся с ОВЗ О изменении количества и доли обучающихся МАОУ ДО «ДДТ» с ОВЗ, и детей-инвалидов Год Количество программ Количество программ для обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов /% 2020 70 2021 70 2022 76 2023 76 3 / 4,3 % 1.«Атр-терапия» 2.«Двигательный игротренинг» 3.«Аква – терапия» 4 / 5,7 % 1.«Атр-терапия» 2.«Двигательный игротренинг» 3.«Аква – терапия» 4. «Ладушкиладошки» 5 /6,6 % 1.«Атр-терапия» 2.«Двигательный игротренинг» 3.«Аква – терапия» 4. «Ладушкиладошки» 5.»Музыкотерапия» 5 /6,6 % 1.«Атр-терапия» 2.«Двигательный игротренинг» 3.«Аква – терапия» 4. «Ладушкиладошки» 5.»Музыкотерапия Всего обучающихся Всего обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов /% 1558 1600 1657 2317 30 / 1,9 % 44 / 2,7% 41 / 2,5 % 48/2,5 % Для организации педагогической деятельности с детьми с ОВЗ был разработан ряд нормативно-правовых документов: ⎯ «Модель инклюзивного образования в МАОУДО «ДДТ»; ⎯ «Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»; ⎯ «Положение об отделе инклюзивного образования»; ⎯ Общеобразовательные общеразвивающие программы для разных возрастов детей с ОВЗ. Проведены тематические программы для детей с ОВЗ: Дата 18.01.22 Название мероприятия «День шляпы» Количество детей 8 Кол-во родителей 7 24.02.22 31.05.22 10.11.22 29.11.22 22.12.22 26.12.22 Всероссийская акция "Безопасность детства 2021-2022" «Чему мы научились» «Всемирный День пуговицы» «День русского платка» «Дед Мороз и приключения кролика» "Новогодний переполох". 10 8 9 14 12 13 9 13 11 15 13 13 1. Обучающиеся по программе «Ладушки – ладошки» приняли участие в международном конкурсе» Цветные ладошки» - семь человек. Анализ работы дошкольного отделения за 2022 год. В МАОУ ДО «ДДТ» в 2022 году функционируют 73 группы дошкольников: - 9 групп для детей с 4 лет до 5; -18 групп социально-гуманитарной направленности для детей с 5 до 7 лет; -14 групп технической направленности для детей 5 -7 лет, -26 групп художественной направленности для детей 5 -7 лет, - 6 групп физкультурно-спортивной направленности для детей 5 -7 лет. Программы имеют социально-гуманитарную, техническую, художественную и физкультурно-спортивную направленность. Педагоги МАОУ ДО «ДДТ» ежегодно при организации образовательного процесса учитывают уровень здоровья детей и строят образовательную деятельность с учетом здоровья и индивидуальных особенностей детей. В физическом развитии дошкольников основными задачами для МАОУ ДО «ДДТ» являются охрана и укрепление физического, психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Оздоровительный процесс включает в себя: профилактические, оздоровительные мероприятия; общеукрепляющую терапию; санитарногигиенические и противоэпидемиологические мероприятия; двигательная активность; использование здоровьесберегающих технологий и методик; режим проветривания и кварцевания. Педагоги внедряют в воспитательно-образовательный процесс следующие виды здоровьесберегающих технологий: - динамические паузы между занятиями; подвижные игры; пальчиковые гимнастики и пальчиковые игры; гимнастику для глаз. Запись на программы детей от 4 до 5 лет производится через Google Формы, для детей от 5 до 7 лет через портал ПФДО. Взаимодействие с семьей в МАОУ ДО «ДДТ» предусматривает решение следующих задач: оказание консультационной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Работа МАОУ ДО «ДДТ» строится на основе изучения запросов родителей и взаимодействия с ними. Родители имеют возможность знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса. Педагоги устанавливают с семьями обучающихся деловые контакты. Наиболее эффективными формами работы с родителями в отчетном периоде стали: родительские собрания, индивидуальные консультации, организация выставок детских работ, организация онлайн конкурсов в ВК, анкетирование, стендовая информация, сайт образовательной организации, взаимодействие через мессенджеры: WhatsAp, Viber и через социальную страницу в ВКонтакте. Взаимодействие с социальными партнерами. Взаимодействие с социальными партнерами МАОУ ДО «ДДТ» является открытой социальнопедагогической системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом. Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Развитие социальных связей в 2022 году идет с четырьмя ДОУ города. Совершенствование системы совместной деятельности осуществлялось через взаимодействие со следующими социальными партнерами: ДОУ 23, ДОУ 31, ДОУ 36, ДОУ 24 и с центром социальной помощи семье и детям Солнышко. Процесс взаимодействия с социальными партнёрами способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования. Организация социокультурной связи между ДОУ и МАОУ ДО «ДДТ» позволяет: использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей; решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. Контингент обучающихся дошкольников Общее количество обучающихся: - 1197 детей осваивают 14сертифицированных программ по персонифицированному финансированию дополнительного образования (ПФДО); 24 дополнительные общеобразовательные общеразвивающие значимые программы Распределение состава обучающихся дошкольников по освоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различных направленностей. № Название программы Кол-во детей Из них девочек Социально-гуманитарная направленность 1 «Каляки-маляки» 38 18 2 «Волшебный песок» 38 18 3 «Твой друг тренажерик» 38 18 4 «Логоритмика» 64 32 5 «Умные пальчики» 24 10 6 «Данс-театр» 38 22 7 «Гимнастика для мозга» 10 4 8 «Геометрическая мозаика» 11 10 9 7 2 10 «Социальная и языковая адаптация детей-мигрантов к обучению в школе» «Подготовка к школе» 34 22 11 «Смышленые малыши» 30 23 12 «Радуйся и рисуй» 12 8 13 «Умные занятия» 29 22 14 «Речецветик» 46 29 15 «Сказкотерапия» 15 9 16 «Английский для дошкольников» 10 7 Итого: 444 254 Техническая направленность 17 «Академия нескучных наук» 90 42 18 «Я конструктор» 46 24 19 «Конструкторское бюро» 26 10 Итого: 162 76 Художественная направленность 20 «Сувенир» 76 60 21 «Ритмика в играх и танцах» 8 5 22 «Акварелька» 36 32 23 «Мастерилка» 17 15 24 «Волшебный пластилин» 15 11 25 «Танцевальный микс» 57 55 26 «Твори, выдумывай, пробуй» 28 20 27 «Голсок.ок» 27 25 28 «Домисолька» 26 24 29 «Улыбка» 12 12 30 «Фантазеры» 15 15 Итого: 535 282 Физкультурно-спортивная направленность 32 «Шахматы» 29 19 33 «Детская йога» 27 25 Итого: 56 44 Итого: 1197 656 Мероприятия за 2022 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Название мероприятия День Домового (онлайн) ПДД с тетушкой Совой День Кота В поисках Эликсира Здоровья Закрытие Школы Карамельки Закрытие Киндер-клуба Закрытие творческого сезона «Супергерои» Открытие Школы Карамельки Игровая программа «Зайка морковкин приглашает к себе друзей» Новогоднее представление для малышей Итого: Кол-во детей 14 84 65 210 32 15 152 39 252 340 1203 Кол-во коллективов 3 10 3 17 1 1 8 1 14 21 78 Проведена диагностика детей дошкольного возраста. Приняли участие в диагностики 4 коллектива социально-гуманитарной направленности и 4 коллектива художественной направленности в количестве 91 дошкольника. Сводная таблица по диагностики дошкольников Зрительная память Слуховая память Ориентирование в пространстве % 82 % 61 % 93 Мелкая моторика + творч. способн.% 67 Формир-ние ассоциативных связей % 62 Результаты работы в коллективах МАОУ ДО «ДДТ» говорят о серьезном отношении педагогов к данной работе. Результатами служит и количество детей, посещающих студии, отзывы родителей, участие детей в конкурсах, повышение уровня готовности детей к школе. Анализ качества массовой и культурно-досуговой деятельности в МАОУ ДО «ДДТ» Важнейшим направлением деятельности Учреждения является организация культурнодосуговых мероприятий для школ городского округа и обучающихся Учреждения. Все мероприятия направлены на приобщение детей к ценностям культуры, формирование у них опыта социального взаимодействия, создание условий для развития коммуникативных, творческих способностей в самых разнообразных видах и формах деятельности. Воспитательно-массовая работа в учреждении ведётся в соответствии с планом работы на учебный год и ориентирована на формирование общечеловеческих ценностей, социальнозначимых качеств, укрепление здоровья, оказание помощи в социализации, творческой самореализации личности. Исходя из анализа воспитательной работы за предыдущий отчетный период, перед педагогическими работниками стояли следующие задачи: ⎯ организация мероприятий спортивно-оздоровительной, патриотической и духовнонравственной направленности с участием учащимися всех направленностей; ⎯ повышение социальной активности и укрепление связей с Учреждениями и организациями при проведении мероприятий. Для решения поставленных задач в Учреждении создано воспитательное пространство, где происходит организация активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, основой которого являются традиции коллективов МАОУ ДО «ДДТ» и проведение таких массовых мероприятий, куда привлекаются обучающиеся всех направленностей. Образовательная экспедиция Один из самых значительных и популярных проектов Учреждения – «Образовательная экспедиция» для обучающихся городского округа Верхняя Пышма. Ежегодно в экспедицию выезжают 40-45 человек детей подросткового возраста. География проекта, насчитывающая 11 экспедиций, обширна и разнообразна. Эти путешествия - своеобразные погружения в историю, которую дети изучат в школе. Это города, которые не предлагают туристические агентства, но которые славятся своей историей, сохранением русских обрядов и обычаев. Нижний Новгород, Ростов Великий, Киров, Казань, Тобольск, Санкт-Петербург. Участники экспедиции заранее изучают достопримечательности и памятные места города, а потом самостоятельно без экскурсоводов путешествуют по городу. Технология «образовательного путешествия» направлена на формирование социальных компетенций, информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, позволяет вводить школьника- подростка в мир культуры. В 2022 г. состоялась 12 образовательная экспедиция «Путешествие в Самару». В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности народов России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней национальной культуры. Одна из задач образования – воспитание у детей позитивного отношения к этнокультурным различиям. В 2022-2023 учебном году в рамках деятельности МАОУ ДО «ДДТ» по формированию у обучающихся устойчивого отношения к культуре родной страны, созданию эмоционально-положительной основы для развития патриотических чувств. В 2022 г. состоялась 12 образовательная экспедиция «Путешествие в Самару». Самара - город, богатый культурными объектами для познавательной активности детей: Музейно-выставочный комплекс «Самара Космическая», Исторический парк «Россия – Моя история», Бункер Сталина, Этнокультурный парк «Дружба народов. В образовательной экспедиции приняли участие 30 кружковцев МАОУ ДО «ДДТ» из студий «Мобильное фото», «Азбука творчества», «Радуга», «Школа вожатых», «Крылья», «Арт-Дэнс», «Браво». Городские экологические сборы актива старшеклассников. Важное направление культурно-досуговой деятельности – экологическое. Цель: вовлечение обучающихся в природоохранный процесс и формирование экологически ориентированного поведения подростков. Задачи: • Формирование бережного, разумного и сознательного отношения к природе; • Развитие командного взаимодействия участников сборов и возможности проявить себя; • Развитие творческих и интеллектуальных способностей; • Привлечение молодёжи к участию в акциях экологической направленности. Ежегодно для обучающихся Учреждения и школ городского округа проводятся мероприятия экологической направленности: тематическая программа «Экологический бумеранг», эко-квест «Спасение Земли», экоспектакль «Брысь» студии «Браво», научно-практическая конференция «Экология питания». Досуговый отдел Учреждения является организатором участия школьных команд во всероссийских экологических акциях: Всероссийский экологический урок «Разделяй с нами», «Зеленая Россия», «Чистые игры», «Экодежурный РДШ» (2020, 2021,2022гг.). В рамках организации экологического направления на протяжении многих лет учреждение проводит выездные экологические сборы старшеклассников городского округа. Темы сборов разнообразны: решение экологических проблем, развитие лидерских качеств, школьное самоуправление, волонтерство. Для проведения сборов сформирована творческая команда педагогов, с которой разрабатывается программа сборов, определяются принципы работы с участниками в незнакомых условиях, создаются дидактические материалы для решения целей и задач сборов. Всего проведено7 сборов, общее количество участников -280 человек. Участники экологических сборов актива старшеклассников принимают участие в школьных олимпиадах городского округа Верхняя Пышма, во Всероссийских акциях «Экодежурный по стране» (сентябрь, май ежегодно), Всероссийском проекте РДШ «Экотренд» 2021, 2022 гг., Дистанционных конкурсов: Международного творческого конкурса, посвященного Дню водных ресурсов «В каждой капле – жизнь», Международного творческого конкурса к Дню Земли «Зеленое чудо – земля», Международного конкурса поделок из бросового материала «Чистая планета», экологических «Чистых игр». В 2022 году участие приняло 120 обучающихся 8-10 класс общеобразовательных учреждений городского округа Верхняя Пышма: 1, 2, 3, 4, 7, 9, 16, 22, 24, 25, 33. Российское движение детей и молодежи В сентябре 2020г. МАОУ ДО «ДДТ» стал местным отделением общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее РДШ) — общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. РДШ как общественно-государственная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан. В городском округе Верхняя Пышма РДШ активно реализует свою деятельность с сентября 2020 года на двух уровнях – местное отделение и первичные отделения. Местное отделение РДШ ГО Верхняя Пышма – это структурное подразделение Свердловского регионального отделения РДШ. Группа ВКонтакте: https://vk.com/rdsh_vp Направления и мероприятия РДШ, реализуемые в МАОУ ДО «ДДТ»: – Гражданская активность; – Личностное развитие; – Военно-патриотическое направление; – Информационно - медийное направление. В 2022 году активисты местного отделения Российского движения детей и молодежи принимали участие в конкурсах и акциях «Экодежурный по стране», «Бумабаттл» и «Министерство школьной моды». Для активистов первичных отделений на базах общеобразовательных учреждений городского округа Верхняя Пышма были проведены конкурсы «Лучшая команда» для двух возрастных категорий – 8-12 лет и 13-18 лет. Участие приняли активисты первичных отделений из ОУ №1, 2, 3, 22, 33 в количестве 40 человек. В октябре состоялись первые сборы активистов и лидеров РДДМ, участники 5-7 классов ОУ городского округа Верхняя Пышма №1, 2, 3, 4, 7, 9, 16, 22, 24, 25, 33. В итоге был сформирован городской штаб РДДМ, а также начал работу городской Арт-марафон школьных команд «На взлёт!». Арт-марафон – площадка в социальной сети «ВКонтакте», где активисты РДДМ могут зарегистрировать команду и принять участие. Задания выполняют в дистанционном и очном форматах. В Арт-марафоне «На взлет!» зарегистрировано 7 команд – 48 участников из ОУ городского округа Верхняя Пышма: 1, 2, 3, 22 и 33. В 2023 году с участниками Арт-марафона планируется провести очные мероприятия «Лидерские игры», «Стартинейджер», «Лучшая команда», выездные сборы, ВесФест (Весенний фестиваль). В декабре был проведен ЗимФест (Зимний фестиваль) РДДМ – участие приняло 60 человек из ОУ городского округа Верхняя Пышма №1, 2, 3, 4, 7, 9, 16, 22, 24, 25, 33. Организация летнего оздоровительного лагеря на базе Учреждения Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей. В оздоровительной работе детей летний период занимает особое место и рассматривается как важнейший этап оздоровления детей в течение года. За 5 лет благодаря созданным условиям и качественной подготовкой педагогических кадров выросла популярность летнего оздоровительного лагеря Учреждения. Количество участников лагерных смен: Год 2017 Количество детей 315 2018 2020 2021 2022 329 325 300 300 Организация профильных смен лагеря дневного пребывания при Учреждении во время весенних и летних каникул («Игробум», «Матрешка-тур», «Путешествие в 20 век»). В весенние каникулы услугу получает 75 детей, в летние – 225. Цель: создание максимально комфортных условий для организованного отдыха учащихся в весеннее и летнее каникулярное время, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие творческих. Благодаря созданным условиям и качественной подготовкой педагогических кадров выросла популярность летнего оздоровительного лагеря при учреждении. Особенностью программ летнего отдыха является то, что МАОУ ДО «ДДТ» предоставляет условия, отличные от школы: кабинеты разной направленности, актовый зал, творческие программы. Программы лагеря не повторяются, на каждый летний период создается новая. Во время каникул дети и родители принимают участие в анкетировании «Удовлетворенность качеством предоставления услуги «Детский отдых во время летних каникул». Анализ анкетирования показывает высокую популярность лагеря дневного пребывания и удовлетворённость получением услуги «Детский отдых» в МАОУ ДО «ДДТ». Мероприятия по одаренным детям Для развития и поддержки одаренных детей в течение года участвуют в конкурсах разных форм (очной и дистанционной) и уровней (городские, областные, всероссийские и международные). На основании плана мероприятий по системе психолого-педагогического сопровождения и социальной поддержки одаренных детей на 2022-2023 учебный год в МАОУ ДО «ДДТ» были проведены следующие мероприятия: 1. цикл мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству; 2. образовательная экспедиция для обучающихся МАОУ ДО «ДДТ» в город Самара; 3. цикл тематических экскурсий для обучающихся, принявших участие в конкурсных мероприятиях муниципального, областного, регионального, всероссийского уровней («Ботанический сад», «Город профессий Вундервиль», «Завод кока-кола», «Гончарная мастерская», «Ньютон-пар»; 4. смены городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей: -«Город талантия». -«Игробум»; 5. городские экологические сборы актива старшеклассников (февраль, ноябрь 2022г.). Досуговые мероприятия На базе МАОУ ДО «ДДТ» проходят городские мероприятия, в которых принимают участие общеобразовательные учреждения. Городские мероприятия Количество Количество мероприятий участников 3 109 Кружковцы Количество Количество мероприятий участников 91 5274 Итого Количество Количество мероприятий участников 94 5387 С 2015 года МАОУ ДО «ДДТ» сотрудничает с НБФ «Достойным-лучшее». НБФ оплачивает участие в конкурсах декоративно-прикладного, художественного отделов, а также организацию и проведение экологических сборов старшеклассников, участие в международных фестивалях детского кино, образовательных экспедиций, сборов РДДМ. В 2021 и 2022 году фондом была оказана спонсорская помощь для оплаты организационных взносов очных и дистанционных конкурсов: 2021 Мероприятие Международный многожанровый конкурс-фестиваль «Red Style Fest», г. Екатеринбург, 23 мая 2021 г. Дистанционные конкурсы: ООО «Центр 2022 Организационный взнос 21 900 10 380 Мероприятие Дистанционные конкурсы: ООО «Центр развития педагогики», г. Санкт-Петербург (50 конкурсов) Экологические сборы актива Организационный взнос 68 658 682 170 развития педагогики», г. СанктПетербург Международный фестиваль кино и телевидения «ТАГАНАЙСКИЕ МУЗЫ», г. Златоуст, с 23 по 27 июня 2021 Экологические старшеклассников сборы актива Международный ONLINE-конкурс детского и юношеского творчества «БУДУЩЕЕ ПЛАНЕТЫ», г. СанктПетербург, март, апрель 2021г. 13-й Онлайн международный фестиваль-конкурс детских, юношеских, молодежных, взрослых творческих коллективов и исполнителей «АДМИРАЛТЕЙСКАЯ ЗВЕЗДА», г. Санкт-Петербург, февраль 2021г. Всероссийский конкурс художественного творчества «Я рисую… Весеннее настроение!», г. Москва, март 2021г. Дистанционные конкурсы: ООО «Центр развития педагогики», г. СанктПетербург (35 конкурсов) XI Всероссийский конкурс художественного творчества «СКАЗКА СКАЗОК», г. Москва, декабрь 2021г. Итого: 10 старшеклассников 29 500 Международный мастер-классфестиваль детского мультипликационного кино «ЖАРПТИЦА», г. Бердск Новосибирская область 178-й Международный фестивальконкурс детских, юношеских, молодежных, взрослых творческих коллективов и исполнителей «АДМИРАЛТЕЙСКАЯ ЗВЕЗДА», г. Екатеринбург, 22 - 25 апреля 2022 г. Международный многожанровый конкурс-фестиваль творчества «Open Fest», 15 мая 2022г., г. Екатеринбург 94 650 7 200 II Международный конкурс-фестиваль детского, юношеского и взрослого творчества «АРТ ЭКСКЛЮЗИВ», г. Екатеринбург, апрель 2022 г. 36 000 5 700 XXVII Международный конкурсфестиваль хореографического искусства «ДАНС ЭКСКЛЮЗИВ», г. Екатеринбург, апрель 2022 г Образовательная экспедиция в г. Самара, 28 октября - 05 ноября 2022 г. Городские сборы школьных команд активистов и лидеров РДШ, 14 октября 2022 г., ЗОЛ «Медная горка» г. Верхняя Пышма XXIX Международный конкурсфестиваль хореографического искусства "ДАНС ЭКСКЛЮЗИВ", 21-24 октября 2022 г., г. Екатеринбург XIII Международный фестивальконкурс детского и юношеского творчества «Уральская звезда», c 19 по 21 ноября 2022г., г. Екатеринбург Международный многожанровый конкурс-фестиваль творчества «Good Day Fest», 20 ноября 2022г., г. Екатеринбург Отборочная экспертная мастерская «Берега Надежды» 3-6 ноября 2022г., г. Екатеринбург XV международный конкурсфестиваль детского, юношеского и взрослого творчества "МИКС-АРТ", 2-5 декабря 2022 г., г. Екатеринбург VII Всероссийский конкурс художественного творчества "Артпроект "Разноцветная зебра", 25 октября 2022г., г. Москва Международный многожанровый конкурс-фестиваль творчества «Red Style Fest», г. Екатеринбург 25 сентября 2022г Итого: 16 78 400 475 775 41 100 39 090 5950 Итого: 636 895 78 100 22 500 117 630 18 800 39 200 93 500 83 500 34 800 43 200 4 900 5 600 Итого: 1 501 608 В 2021 году участие в конкурсах, оплаченных НБФ приняло участие –340 участников, а в 2022 году – 1313 участников. С 2019 года МАОУ ДО «ДДТ» включен в систему персонифицированного образования детей. В 2021 год произошел переход на систему Навигатор. Дети Свердловской области (ПФДОД). По сертифицированным программам целевые значения установлены в 750 обучающихся, на конец 2022 года в системе Навигатор в МАОУ ДО «ДДТ» обучается свыше 1000 человек. Характеристика педагогического коллектива На сегодняшний день в учреждении работает сплоченный компетентный педагогический коллектив, состоящий из педагогов дополнительного образования, педагогов– организаторов, концертмейстеров, административных работников. Средний возраст педагогов составляет – 48 лет. Профессиональный уровень коллектива достаточно высок: высшее образование имеют 76,7 % педагогов, среднее, среднее- специальное – 23,3 %. С 2019 по 2022 годы наблюдается рост педагогов с высшей категорией. В 2022 г. 50,0% - первая КК, 23,4%-высшая КК. Педагогический состав МАОУ ДО «ДДТ» Год Количество педагогических работников ВКК / % 1КК / % СЗД / % Без категории Высшее образование / % Среднее образование / % Доля педагогов до 35 лет 2020 27 2021 27 2022 30 7/ 26,0 % 17/ 62,9 % 1/ 3,7 % 2 / 7,4 % 22/ 81,5 % 7/ 26,0 % 16/ 59,2% 1/ 3,7% 3 / 11,1% 22/ 81,5 % 7/ 23,4% 15/ 50,0% 1/ 3,3% 7 / 23,3% 23/ 76,7% 5/ 18,5 % 5/ 18,5 % 7/ 23,3% 9/ 33,3 % 7/ 25,9 % 6/ 20 % За последние три года проведено 27 тематических семинаров и цикл консультаций по повышению качества образования. Данное направление включало помощь в планировании педагогической деятельности; методическое сопровождение педагогов по реализации образовательных программ дополнительного образования; методическое сопровождение педагогов дополнительного образования по созданию образовательной среды; предоставление всесторонней и актуальной информации о современных технологиях обучения, воспитания и развития детей; консультирование по вопросам анализа и оценки результативности педагогической деятельности; методическое сопровождение участия педагогов дополнительного образования в городских и всероссийских программах и конкурсах. Регулярная диагностика педагогического коллектива помогла выявить способности педагогов, их умение аккумулировать и расширять педагогический опыт, возможности и трудности в освоении разнообразных инноваций и воплощение их в своей деятельности. На сегодняшний день количество педагогов, обладающих успешным опытом реализации профессиональных компетенций, значительно возрос по сравнению с 2020-2021 гг. В настоящее время 84% педагогического коллектива на оптимальном и 16% на достаточном уровнях реализуют современные подходы и методики преподавания. Сегодня педагоги в своей практике на 50% чаще, чем 3-4 года назад, используют современные формы организации учебного процесса: проект, мастер-класс, эксперимент; инновационные арт-технологии, технологии сенсорной комнаты, игротренинга, «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюзинера», «Кубики Зайцева» уверенно применяют 16% педагогов. Уже сегодня 100% педагогического коллектива высоко оценили актуальность использования ИКТ в реализации учебных программ. Большая роль в повышении качества образования играют курсы профпереподготовки и повышения квалификации. На сегодняшний день все педагоги прошли курсы профпереподготовки и курсы повышения квалификации. Большинство педагогов ежегодно принимают участие в конкурсах – смотрах профессионального мастерства на различных уровнях. Педагогам, участвующим в распространении педагогического опыта, уделяется особое внимание: помимо методического сопровождения, организуется психологическую поддержка, помощь в оформлении и представлении конкурсных материалов. Так, например, хочется выделить следующие результаты: в конкурсах-смотрах профессионального мастерства педагогов в рамках Учреждения участвовало более 35-ти человек; в городских педагогических чтениях за период 2021-2022гг выступило более 6-ти педагогов в секциях «Мастер-класс» и «Открытая трибуна». Учреждение на 100 % укомплектован педагогическими кадрами по всем реализуемым в МАОУ ДО «ДДТ» дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам согласно приложению к лицензии. Директор Учреждения, заместитель директора аттестованы, имеют соответствие занимаемой должности. Процент педагогов, имеющих квалификационные категории, достаточно высок: 76,7 % . Из приведенных данных видно, что процент аттестованных педагогов увеличивается ежегодно. Это говорит о том, что в учреждении существует система работы по данному направлению со стороны администрации Учреждения. В результате проведенного мониторинга в 2022 году выявлены следующие результаты: К повышению качества педагогической деятельности готовы – 100% педагогов, К повышению творческого потенциала – 80% педагогов, К повышению профессионального развития - 80% педагогов, К повышению профессиональных знаний и умений – 70%, К новым знаниям на семинарском обучении готовы – 75%, К получению помощи в самообразовании – 95%, К сотрудничеству в других видах деятельности – 45-40%. Профессионализм педагогов МАОУ ДО « ДДТ» отмечен следующими наградами: Сведения о численности работников, имеющих награды в муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества» № 1. 1.1 1.2 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 5. Вид награды Численность работающих в системе образования города, района, в учреждении (всего без совместителей) Из них педагоги Из них администрация Численность работающих, имеющих государственные награды РФ, РСФСР, СССР (всего) Ордена и медали РФ, РСФСР, СССР Почетные звания: «Заслуженный учитель РФ (СССР, РСФСР)» «Заслуженный мастер ПО РФ (СССР, РСФСР)» «Заслуженный работник культуры РФ (СССР, РСФСР)» «Заслуженный работник физической культуры РФ» Численность работающих, имеющих награды Минобразования РФ (РСФСР) Знак «Отличник народного просвещения РСФСР (СССР)», Знак «Отличник ПТО РСФСР» Знак «Почетный работник общего (начального, среднего, высшего профессионального) образования РФ» Из них, получивших звание «Почетный работник» после 01 июля 2016 года (реквизиты приказа указаны в удостоверении) Почетная грамота Минобразования РФ (РСФСР, СССР) Из них, получивших Почетную грамоту Минобр РФ после 01 июля 2016 года (реквизиты приказа указаны в грамоте) Численность работающих, имеющих награды Минпросвещения РФ Почетный работник сферы образования РФ Почетный работник сферы воспитания детей и молодежи РФ Нагрудный знак «Молодость и профессионализм» Нагрудный знак «Почетный наставник» Нагрудный знак «За верность профессии» Нагрудный знак «За милосердие и благотворительность» Знак отличия «Отличник просвещения» Почетная грамота Минпросвещения РФ Численность работающих, имеющих областные награды: Общее количество ФИО награждаемого, должность, год награждения 51 29 4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4 0 0 0 0 0 0 4 1.Караульщикова Л.Ю. руководитель, 2003; 2.Золотова М.В.- заместитель руководителя, 2001; 3.Померанцева Е.А.-ПДО, 2013; 4.Петрова Г.С.- ПДО,2009. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 5.1 5.2 5.3 5.4 6. 6.1 Почетную грамоту Губернатора Свердловской области Почетную грамоту Правительства Свердловской области Почетную грамоту Законодательного Собрания Св. обл. Почетное звание Свердловской области «Заслуженный учитель Свердловской области» Численность работающих, имеющих Благодарственное письмо Министерства образования и молодежной политики Свердловской области (награда учреждена приказом от 01.06.2020 № 460-Д) Численность работающих, имеющих знак отличия Министерства образования и молодежной политики Свердловской области «Почетный наставник сферы образования» 0 0 1 0 0 Сичненко В.В.- педагог, 2022 г. 0 0 0 0 0 0 6.2 Численность работающих, имеющих Почетную грамоту Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (ОблОНО, ГлавУНО, Департамента образования) 0 7. Удостоверение «Ветеран труда РФ» 4 7.1 Удостоверение «Ветеран труда Свердловской области» 5 1.Пьянкова Н.Г. - ПДО, 2013; 2.Резникова Н.В. - ПДО, 2013; 3.Гурьянова Л.Г. - ПДО, 2014; 4.Захарова Т.В. - ПДО, 2015; 5.Шлеенко С.В. - ПДО, 2017; 6.Клюкин Л.А. - ПДО,2014; 7.Померанцева Е.А. -ПДО,2007; 8.Третьякова С.С. - ПДО,2012; 9.Петрова Г.С. - ПДО,2003; 10.Носкова Н.А. - ПДО,2012; 11.Сичненко В.В. - ПДО,2012; 12.Маракова Ю.А. – ПДО,2017; 13.Захарова Н.В. – ПДО, 2017. 1.Караульщикова Л.Ю. руководитель, 2014; 2.Золотова М.В.- заместитель руководителя, 2014; 3.Померанцева Е.А.-ПДО, 2015; 4.Петрова Г.С.- ПДО,2010; 1.Пьянкова Н.Г. - ПДО, 2014; 2.Гурьянова Л.Г. - ПДО, 2015; 3.Захарова Т.В. - ПДО, 2015; 4.Шлеенко С.В. - ПДО, 2017; 5.Клюкин Л.В. - ПДО, 2019. Инновационная деятельность Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая является атрибутивным, доминирующим качеством Учреждения. В контексте инновационной стратегии учебного заведения существенно возрастает роль педагога как непосредственного участника всех преобразований. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемнопоисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности В связи с введением персонифицированного образования в 2018 году организована серия тематических семинаров, посвященных изучению методических рекомендаций и нормативноправовых документов по внедрению персонифицированного финансирования дополнительного образования («Сертификат на дополнительное образование как новый механизм государственного финансирования дополнительного образования детей»; «Рассмотрение основных проблем, влияющих на функционирование инструмента сертификатов», «Требования к сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»). Контроль и диагностика учебно-воспитательного процесса Одной из важнейших управленческих функций в учреждении - функционирование внутренней системы оценки качества образования. Повышение качества и эффективности контроля в учреждении связано с его переводом на диагностическую основу, превращения в инструмент развития творческих начал в деятельности педагога, с получением объективной и полной информации о состоянии образования в учреждении. Внутренний контроль в учреждении осуществляется с помощью четкого плана, где обозначены направления контрольноаналитической деятельности, ее цели, вид контроля, объект проверки, срок проверки, уровень контроля, итоговый документ после окончания проверки и ответственный за ее проведение. Тематический контроль проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного объекта управления: выявление уровня качества знаний и умений учащихся в объединениях, контроль качества преподавания, организация деятельности объединений Учреждения (наполняемость учебных групп, посещаемость занятий, заполнение документации, работа объединений по расписанию), контроль соблюдения норм и требований СанПиН и правил техники безопасности при организации деятельности объединений, выполнение дополнительных общеразвивающих программ. Работа с родителями В МАОУ ДОР «ДДТ» сложилась система мероприятий различной направленности с родителями обучающихся, которая включает в себя тематические программы, праздники, концерты. Особенную популярность имеют совместные мастер-классы родителей и детей по прикладному творчеству. Количество таких мастер-классов - 23, количество участников - 446. Техники «ручного труда»: декупаж, эбру, нунофелтинг, фильцевание, альтерскрап, марморирование, лепка из пластики, народная кукла, бумагопластика, конструирование из бросового материала. В Учреждении реализуется проект «Поддержка семейного воспитания», основополагающей идеей которого выступает координирующее образовательное пространство Учреждения, которое строит свою работу на принципах открытой системы и выбирает современные информационные и методические инструменты по воспитанию и развитию детей, взаимодействию с родителями. Проект призван содействовать повышению уровня педагогической культуры и улучшению семейного воспитания, что позволяет воспринимать не только ребенка, но и семью в целом в качестве реального субъекта воспитательно-образовательного процесса. Управленческая деятельность была направлена на предоставление доступа родителей к полной объективной информации о деятельности Учреждения через официальный сайт Учреждения и группу ВКонтакте. Обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий. Для обратной связи активно использовалась такая форма как анкетирование. Результаты некоторых тематических анкетирований: Информационная открытость Учреждения Информационная открытость образовательного Учреждения осуществляется посредством официального сайта domikddtM7@yandex.ru и группой Учреждения в социальной сети «В Контакте». На начало 2021-2022 учебного года группа насчитывает почти 18300 участников, что говорит о ее востребованности и популярности. Организация такой группы позволила организовать взаимодействие всех субъектов образовательного процесса Учреждения: детей, родителей, педагогов, организаторов. Благодаря созданию виртуальных кабинетов педагогов в ней есть возможность организовывать обучение с применением дистанционных технологий, здесь можно познакомиться с различной официальной информацией, здесь эффективно решаются организационные вопросы образовательного процесса, проводятся культурно-досуговые мероприятия, тематические фотоальбомы знакомят с деятельностью объединений Учреждения. Используются возможности такой группы как средство контроля за качеством образовательных услуг, внедрением дистанционных технологий по каждой учебной программе, обратной связи с родителями обучающихся, позиционированием Учреждения в социуме. Социальное партнерство В рамках МАОУ ДО «ДДТ» продолжает создаваться и совершенствоваться открытое информационное образовательное пространство. Налажено сотрудничество с образовательными Учреждениями ГО Верхняя Пышма. Ежегодно по ДООП в рамках проекта «Образовательное партнерство» занимается около 400 детей разного возраста, в 2022 годах заключены договора о сотрудничестве с 4 образовательными Учреждениями города. Развитие материально-технической базы Учреждения Показатели развития материально-технической базы Учреждения: ⎯ повышение удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями обучения; ⎯ сокращение перечня помещений, требующих текущего ремонта; ⎯ соответствие Учреждения требованиям органов Госпожнадзора и Роспотребнадзора; ⎯ соответствие условий для проведения образовательного процесса в Учреждении нормативно-правовым актам федерального, регионального и местного уровней; ⎯ план по финансово-хозяйственной деятельности выполняется на 100%. В течение 5 лет проделана работа по расширению и переоснащению материальнотехническая база образовательного процесса за счет бюджетных и благотворительных средств. Учреждение развивается благодаря поддержке администрации. За последние три года выделены значительные суммы на ремонтные работы. В связи с этим в управленческой деятельности появился новый вид деятельности – организация закупочной деятельности, разработка документации для проведения торгов. В настоящее время в учреждении осуществляется приносящая доход деятельность в форме добровольных пожертвований родителей (законных представителей) обучающихся на основании Федерального закона от 11.08.1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Так, в 2021 году доход составил 1005878,00 рублей. Все средства направлены на материально-техническое обеспечение учебных кабинетов, актового зала, развитие Учреждения, поощрение обучающихся. Показатели результативности МАОУ ДО «ДДТ» ⎯ Укомплектованность Учреждения педагогическими кадрами - 100 %. ⎯ Реализация в полном объеме дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, оказание образовательных услуг, предусмотренных Уставом Учреждения, в интересах личности, общества, государства. ⎯ Расширен спектр образовательных услуг. Внедрены новые направления в работе. Удовлетворенность реальных потребителей Учреждения (98%) процессом, содержанием, формами и уровнем образования, услугами, оказываемыми МАОУ ДО «ДДТ». ⎯ Модернизирована материально-техническая база МАОУ ДО «ДДТ», создана современная сервисная инфраструктура Учреждения, позволяющая удовлетворять запросы посетителей, увеличить доходы МАОУ ДО «ДДТ» для его дальнейшего развития. Удовлетворенность реальных потребителей ДОУ Учреждения (не менее 90%) материально-техническими условиями полноценной реализации обучения. ⎯ Увеличено число детей, принявших участие в социокультурных и досуговых мероприятиях МАОУ ДО «ДДТ». ⎯ Создана система эффективного позиционирования МАОУ ДО «ДДТ» потенциальным и реальным потребителям (родителям, обучающимся, общественности). ⎯ Увеличен охват детей программами дополнительного образования, в том числе детей группы риска, с ОВЗ, дошкольников, школьников среднего и старшего звена. ⎯ Увеличение числа детей и подростков, желающих заниматься в МАОУ ДО «ДДТ». ⎯ Увеличение числа выпускников, поступивших в профессиональные образовательные организации по профилю образования. ⎯ Доля педагогических работников, имеющих первую, высшую квалификационную категорию в общей численности педагогических работников – 76,7 %. ⎯ Доля педагогических работников, эффективно использующих современные образовательные и воспитательные технологии (в том числе информационнокоммуникационные), к общему количеству педагогических работников МАОУ ДО «ДДТ» - 89 %. ⎯ Обновление содержания и качества дополнительного образования в МАОУ ДО «ДДТ» в соответствии с новым государственным заказом и запросами участников образовательного процесса. ⎯ Стабильно высокий уровень достижений педагогов и обучающихся МАОУ ДО «ДДТ». ⎯ Развитие новых, современных и привлекательных для обучающихся видов творческой деятельности. ⎯ В МАОУ ДО «ДДТ» в 2022 г. во время образовательного процесса случаи травматизма (несчастные случаи), групповые инфекционные заболевания с обучающимися, работниками отсутствуют. ⎯ В МАОУ ДО «ДДТ» предписания, замечания со стороны контролирующих и надзорных органов по итогам проведенных проверок в 2021 г. отсутствуют. ⎯ В МАОУ ДО «ДДТ» обоснованные обращения работников, обучающихся МАОУ ДО «ДДТ», их родителей (законных представителей), иных лиц, свидетельствующих о неправомерных действиях или бездействии со стороны должностных лиц МАОУ ДО «ДДТ» в 2022 г., отсутствуют. ⎯ Материально-техническое и методическое обеспечение оказываемой муниципальной услуги – 100 %. ⎯ Лидирующее место (5 место) МАОУ ДО «ДДТ» по итогам проведения в 2020 году независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности свидетельствует об открытости, комфортности и доступности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, высоком профессионализме, доброжелательности и вежливости работников. (Письмо Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.12.2020 № 0201-82/14802). ⎯ Ансамблю народного танца «Фантазеры» присвоено звание «Образцовый детский коллектив» на 2021-2026 годы. Наряду с позитивными аспектами Учреждения, в ходе анализа деятельности Учреждения за последние три года были выявлены следующие проблемы: ⎯ материально-техническое обеспечение недостаточно для внедрения и развития современных востребованных направлений (в том числе технического направления); ⎯ недостаточное количество дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (по видам деятельности, разноуровневых, краткосрочных, модульных, сетевых, дистанционных); ⎯ неразвитость инновационных процессов, обусловленная низкой заинтересованностью педагогов в области инноваций в образовании; ⎯ недостаточное использование в образовательном процессе возможностей электронноинформационного ресурса, интернет – пространства; ⎯ недостаточная техническая оснащенность кабинетов для полноценного дистанционного обучения; ⎯ малое количество детских объединений технической направленности; ⎯ недостаточное количество программ, ориентированных на обучение мальчиков и детей старшего школьного возраста; ⎯ малая площадь учебных кабинетов; ⎯ отсутствие спортивного зала; ⎯ проблемы внедрения внеурочной деятельности в общеобразовательных Учреждениях в рамках ФГОС породили жестко конкурентную среду, сложившуюся между дополнительным образованием и внеурочной деятельностью; ⎯ недостаточно эффективно осуществляется внедрение педагогами активных форм и методов проведения занятий в детских объединениях, в том числе дистанционное обучение; ⎯ наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов, тенденция к старению кадров в учреждении по-прежнему остается. Сложенные воедино анализ деятельности Учреждения, новые требования к системе дополнительного образования, потребности обучающихся, родителей, социальных партнеров сформировали основу дальнейшего развития Учреждения.