Пояснительная записка. Нормативно-правовую базу календарного учебного графика МАОУ ДО «ДДТ» составляют: -Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; -Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; -Федеральный закон Государственная Дума РФ от 24.06.1999 №1999-06-24 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; -Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.07.20122 № 629 " Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества", утвержденный Постановлением Администрации городского округа Верхняя Пышма 01.06.2021 г. № 450; -Лицензия на право образовательной деятельности от 12.04.2012 №15834; -Локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность учреждения. ПРИМЕЧАНИЯ К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ Учебный план составлен с учётом имеющихся условий МАОУ ДО «ДДТ» и утверждается на педагогическом совете ежегодно. Содержание деятельности объединения определяется педагогом дополнительного образования с учётом задач дополнительных общеразвивающих программ. В МАОУ ДО «ДДТ» действуют модифицированные дополнительные общеразвивающие программы. Учебный план МАОУ ДО «ДДТ» — это совокупность дополнительных общеразвивающих программ, которые реализуются в образовательной организации. Предмет деятельности образовательной организации – реализация дополнительных общеразвивающих программ. Целями создания образовательной организации являются: • • формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся; • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; • профессиональную ориентацию обучающихся; • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; • формирование общей культуры обучающихся; • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Все дополнительные общеразвивающие программы объединены по направленностям: художественной, социально-гуманитарной, технической, физкультурно-спортивной. Некоторые направления деятельности являются традиционными и поэтому представлены достаточно полно, некоторые продиктованы социальным запросом и только начинают складываться. Техническая направленность представлена дополнительными общеразвивающими программами технического моделирования и конструирования, основами фотографического искусства, а также анимационной программой для детей младшего, среднего и старшего возрастов. В задачи входит расширение политехнического кругозора обучающихся, развитие конструкторских, дизайнерских способностей, формирование умений и навыков работы с различными инструментами, фотографией; проектирование моделей и конструкций разного функционального назначения. Дополнительные общеразвивающие программы направлены на расширение базы школьных знаний в области практического конструирования, анимации и начального фотографирования дают возможность обучающимся полнее проявить свой творческий потенциал. Дополнительные общеразвивающие программы художественной направленности рассчитаны на детей всех возрастов: от 3 до 18 лет и направлены на развитие художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. Объединяющей характеристикой всех дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности является их многоуровневость, ориентация на учащихся с различным творческим потенциалом. Программы обучения позволяют расширить возможности учащихся в овладении элементами музыкального творчества, декоративно – прикладного творчества, сольного и концертного исполнения. Дополнительные общеразвивающие программы социально-гуманитарной направленности представлены программами социальной адаптации и творческого развития детей дошкольного возраста, направлены на создание условий для развития творческих способностей дошкольников, повышения уровня готовности к обучению в школе, учреждениях дополнительного образования. Дополнительные общеразвивающие физкультурно – спортивной направленности представлены теми видами спорта, которые пользуются спросом, но отсутствуют в школьной программе. Учебный план строится по годам обучения. В первый год обучения даются общие основы знаний по направлению выбранной деятельности через усвоение понятий, освоение базовых элементов, опыт репродуктивного воспроизведения предлагаемых образцов. Особое значение уделяется развитию мотивации и интереса обучающихся, развитию положительного отношения к предлагаемой деятельности. Обучение носит ознакомительный характер, цель которого – помочь составить представление о выбранной деятельности, оценить свои возможности в освоении данной деятельности. Результаты освоения первого года обучения могут быть представлены в форме выставки, зачёта, экзамена, контрольной работы и т.д. На втором году обучения проходит осмысление имеющегося опыта выбранной деятельности, развитие его в умениях и навыках личностного поведения на основе углубления теоретических знаний, практических умений. Обучение на втором году предполагает не только репродуктивные формы, но и достижение доступного уровня творческого применения знаний и умений. Это находит своё отражение в навыке создания индивидуальных образцов деятельности. Совмещение групповых и индивидуальных программ обучения. Показатель освоения программы второго года обучения – способность к передаче простейших знаний и умений другим людям. Обучение в рамках третьего года обучения предполагает включение обучаемых в самостоятельную работу по выбранной теме, на основе глубокого изучения предмета, совершенствование практических навыков, организацию исследовательской деятельности, самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый, построение принципиально нового способа решения проблемы. Специфической особенностью третьего года обучения является индивидуальный режим работы с обучающимися, широкое участие в различных конкурсах, соревнованиях, конференциях и смотрах. На четвёртом году обучения происходит поиск возможных сфер самоопределения (в том числе и профессионального) обучающихся на основе использования практического опыта, полученного ранее. Содержательному аспекту четвёртого года присуща установка на развитие рефлексных способностей в отношении к себе, к людям, миру, деятельности. Своеобразие дополнительных общеразвивающих программ состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание программ, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах деятельности. Таким образом, дополнительные общеразвивающие программы МАОУ ДО «ДДТ» рассматриваются как прикладные практические программы, основанные на опыте творческой детской самореализации. Целью их является стимулирование и развитие потенциала личности, включение ее в системы социальных коммуникаций через обучение, общественно-полезную практику и досуг. К важнейшим характеристикам дополнительных общеразвивающих программ относится их "открытость", внутренняя подвижность содержания и технологий, связанная с личностной ориентацией, учетом индивидуальныхинтересов и запросов детей. Дополнительные общеразвивающие программы МАОУ ДО «ДДТ» основаны на следующих принципах: массовость, личностная ориентация, общедоступность, креативность, единство обучения, воспитания и развития. Организация учебного процесса. 1. Все обучающиеся МАОУ ДО «ДДТ» делятся на следующие возрастные группы: –3-7 лет; -7-10 лет; -11-14 лет; -15 – 18 лет. 2. Основными организационными формами учебного процесса в образовательной организации являются занятие творческого коллектива, занятие организованной группы школьников, учебный проект. Занятие творческого коллектива – традиционное занятие свободной группы кружковцев по определенной дополнительной общеразвивающей программе. Занятия организованной группы школьников организуются через социальный заказ школ города. Эти образовательные организации находятся в ближайшем радиусе микросоциума. Дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые по социальному заказу, отличаются от традиционных. Их цель – мотивация детей к познанию и творчеству. Как правило, программы рассчитаны на 36 или 72 часа и реализуются в течение одного года. Учебный проект реализуется в различных видах деятельности детей, что создает отличные от организованных групп условия для выбора интересующего вида деятельности. Программы проектов значительно расширяют кругозор и повышают познавательную активность школьников. В проекте, как правило, участвуют обучающихся из разных школ, что создает условия для развития коммуникативной компетентности через общение со сверстниками. Программы проектов более гибкие по своим организационным формам и легче поддаются корректировке в зависимости от потребностей и возможностей участников проекта. Здесь могут быть учтены: возможности обучающихся, их возраст, количество, интересы и потребности детского коллектива, интересы и потребности педагогов, организаторов. 3. Дополнительные общеразвивающие программы предусматривают вариативность 1,2,3, 4 годов обучения. Учебный курс 1 года обучения рассчитан на 144 учебных часа (4 часа в неделю на одну учебную группу), 2 – 4 года обучения – на 216 часов (6 часов в неделю на одну учебную группу); учебный курс для организованных групп школьников – 72 часа (2 часа в неделю на одну учебную группу) Для учебных групп, занимающихся концертной деятельностью, и групп, принимающих участие в городских и областных выставках, допускается недельная нагрузка 10 часов. 4. Режим занятий обучающихся устанавливается в расписании учебных занятий. Учебные занятия проводятся в свободное от занятий в образовательных организациях время. Расписание учебных занятий составляется в начале учебного года с учетом требований СанПиНа, корректируется во втором полугодии и может включать в себя учебные занятия в субботу и воскресенье. Расписание учебных занятий утверждается директором МАОУ ДО «ДДТ». Изменение расписания учебных занятий производится по согласованию с заместителем руководителя МАОУ ДО «ДДТ» и оформляется приказом директора МАОУ ДО «ДДТ» 5. Число занятий в неделю и продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возраста обучающихся и направленности объединения. Продолжительность занятий составляет для обучающихся в возрасте: - от 3 до 5 лет- 25 минут;- от 6 до 7 лет- 30 минут;- от 7 до 18 лет- 40 минут. Перерыв между учебными занятиями 10 минут для отдыха обучающихся и проветривания помещений. Продолжительность обучения определяется дополнительной общеобразовательной программой и может быть от одного года до семи лет и более. Порядок комплектования и наполняемость групп. В группы первого года обучения зачисляются желающие обучаться в МАОУ ДО «ДДТ» в соответствии с возрастными требованиями к дополнительным общеразвивающим программам. Комплектование групп производится в пределах утвержденных средств на текущий и плановый период. Прием обучающихся может осуществляться в группы второго и последующих годов обучения при успешном прохождении промежуточной аттестации, определяющей уровень владения учебными навыками, требуемыми для освоения дополнительной общеразвивающей программы. Группы обучающихся комплектуются до 1 октября текущего учебного года. Наполняемость групп обучающихся в объединениях МАОУ ДО «ДДТ» и предельная недельная часовая нагрузка на одну группу определяется дополнительными общеразвивающими программами, исходя из психолого-педагогической целесообразности, с учетом возраста обучающихся, специфики и направленности деятельности объединения, благоприятного режима работы и отдыха, с учетом требований СанПиН. При реализации дополнительных общеразвивающих программ образовательной организации могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей). В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.