Радуга

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Радуга»
(Изобразительное творчество и нетрадиционные техники рисования)
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 2 года

Авторы-составители:
Зинченко Мария Павловна
педагог дополнительного образования,
Кодочигова Елена Алексеевна
методист

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения
РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – художественная.
Не все «дети - художники» станут в будущем живописцами или скульпторами, но
они приобретут уникальную способность тоньше чувствовать, глубже понимать
окружающий мир и себя в нем.
Занятия изобразительным искусством тесно переплетаются с традициями культуры,
способствуют заложению основ для формирования образованной всесторонне развитой,
гармоничной личности, заключают в себе неиссякаемые возможности для развития
ребенка, способствуют активной деятельности каждого обучающегося.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных
решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая
роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического
вкуса,
трудовой
и
творческой
активности,
воспитывает
целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой
самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством
приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки, обучающиеся
демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Личностно-ориентированное обучение ставит в центре внимания личность ребёнка,
его самобытность, самоценность. При осуществлении личностно-ориентированного
подхода педагог опирается на субъектный опыт ученика, учитывает его индивидуальную
избирательность к формам заданий, типу и виду изучаемого материала.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения, обучающиеся
получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и
воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм,
правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах
изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Программой
предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами
2

изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и
творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве
активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе
усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются
творческие начала. Любуясь произведением, ребенок непроизвольно представляет себе,
как бы то же самое изобразил он, а может быть, внес и свои краски, оттенки.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на
применение широкого комплекса различного дополнительного материала по
изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной
познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству
строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при
которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у
школьников развиваются творческие начала. Подача учебного материала составлена по
принципу эффективного обучения: рисование с натуры и по представлению, декоративное
рисование, передача цвета, умение работать графическими материалами, развитие детской
наблюдательности. Обучающийся при выполнении задания сам может выбрать
художественный материал, решить композиционные и цветовые задачи.
Самостоятельная работа и работа в сотрудничестве с педагогом, способствуют не
только достижению более высокого уровня художественной выразительности
изображения, но и стимулированию обучающихся к самостоятельной проработке
учебного материала. Фантазия, воображение, воплощаясь в творческой работе,
способствует проявлению личностного «Я» и является способом самовыражения,
самореализации.
В процессе обучения дети получают знания о простейших закономерностях строения
формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведения, композиции, стилизации
форм, правилах нетрадиционного рисования, а также о красоте природы и человеческих
чувств.
Адресат программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации
программы 7-10 лет. Возможно формирование разновозрастных групп, которое
производится по уровню первоначальных знаний и умений по данному направлению,
выявленных в процессе педагогического мониторинга.
Возрастные особенности. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на
имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень
неточных и схематичных. Характерная особенность изобразительного творчества детей в
возрасте 7-10 лет - большая смелость. Они смело изображают самые разнообразные
события из своей жизни и воспроизводят особенно увлекающие их литературные образы и
сюжеты из прочитанных книг.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и
мечтателя. Рисуя, дети часто мысленно действует среди изображаемых ими предметов,
они только постепенно становятся по отношению к своим рисункам сторонними
зрителями, находящимися вне рисунка и смотрящими на них с определенной точки
зрения. Постепенно развивается критическое отношение к своей продукции, часто бывает
3

не удовлетворенность своими рисунками, поиск совета и поощрения у взрослых и, если не
находят поддержки, разочаровываются в своих возможностях.
Режим занятий. В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
учебных часа. Во второй год обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
школьников составляет 40 минут.
Объем общеразвивающей программы. Первый год обучения – 144 часа. Второй год
обучения – 216 часов. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы – 360ч.
Срок освоения программы – 2 года, продолжительность образовательного
процесса: 72 учебные недели - 18 учебных месяцев.
Количество детей в учебной группе от 6-ти до 15-ти человек.
Уровни сложности общеразвивающей программы. Обучение детей 7-10 лет на
основе разноуровневого подхода в соответствии с разделами программы.
Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации учебного материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения обучающимися содержания общеразвивающей программы с
включением таких разделов как: рисунок, живопись, декоративное рисование,
выразительные средства графических материалов. Данный уровень способствует
развитию эстетического вкуса на основе творческого анализа произведений искусства.
Базовый уровень. Предполагает в рамках обучения изучение оптимального объема
программного материала с погружением обучающихся в творчество развивающего
мастерства, что достигается путем использования в образовательном процессе более
активных методов и форм обучения с включением новых общеобразовательных разделов
таких как: жанры изобразительного искусства, разнообразные техники рисования. Данный
уровень способствует осознанию обучающимися потенциала искусства в познании мира и
в формировании отношения человека к природным и социальным явлениям.
Форма обучения - очная.
Виды занятий - теоретические, практические, диагностические.
Формы подведения итогов реализация общеразвивающей программы тестирование, самостоятельная работа, педагогическое наблюдение, пленер, конкурсная и
выставочная деятельность.
Цель программы – формирование интереса к художественному творчеству и
развитие образного мышления школьников средствами изобразительного искусства с
применением нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
Обучающие:
⎯ сформировать компетентности обучающихся по разделам программы: рисунок,
живопись, декоративное рисование, выразительные средства графических
материалов, жанры изобразительного искусства, разнообразные техники
рисования;
⎯ научить осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании
отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

4

⎯ способствовать формированию способности осознавать главные темы искусства и,
обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности,
создавать выразительные образы.
Развивающие:
⎯ развивать наблюдательность, зрительную память, пространственное мышление и
способность эмоционально воспринимать окружающую действительность и
передавать в художественно-творческой деятельности;
⎯ развивать потребность в самообразовании, познавательную, творческую и
социальную активность;
⎯ развивать эстетический вкус на основе творческого анализа произведений
искусства.
Воспитательные:
⎯ воспитать способность передавать в собственной художественной деятельности
красоту мира, выражать свое отношение к негативным и позитивным явлениям
жизни и искусства;
⎯ сформировать уважение к культуре и искусству, к мировому культурноисторическому наследию;
⎯ воспитать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к
преодолению трудностей.
Стартовый уровень
Тема первого года обучения
«Изучение основных видов изобразительного творчества»
Задачи:
⎯ формировать компетентности обучающихся по разделам программы: рисунок,
живопись, декоративное рисование, выразительные средства графических
материалов;
⎯ развивать наблюдательность, зрительную память, пространственное мышление и
способность эмоционально воспринимать окружающую действительность и
передавать в художественно-творческой деятельности;
⎯ воспитывать способность передавать в собственной художественной деятельности
красоту мира, выражать свое отношение к негативным и позитивным явлениям
жизни и искусства;
⎯ воспитать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к
преодолению трудностей.

5

Базовый уровень
Тема второго года обучения
«Изучение жанров изобразительного искусства»
Задачи:
⎯ формировать компетентности обучающихся по разделам программы: жанры
изобразительного искусства, разнообразные техники рисования;
⎯ научить осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании
отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
⎯ развивать познавательную, творческую и социальную активность обучающихся,
потребность в самообразовании;
⎯ формировать уважение к культуре и искусству, к мировому культурноисторическому наследию.
Главный показатель эффективности работы эстетического образования
обучающихся – глубокий познавательный интерес к миру изобразительного искусства ,
поэтому в основе работы эстетического образования лежат следующие принципы:
⎯ создание благоприятных, комфортных условий для обучения и воспитания
обучающихся: совместная, интеллектуальная и творческая деятельность (педагога
и детей);
⎯ учет индивидуальных особенностей ребенка и его личное продвижение;
⎯ постоянная работа над самосовершенствованием (педагога и детей).

6

Учебный (тематический) план
Стартовый уровень
№
Название раздела, темы
п/п
1

Вводное занятие

2

Живопись
Цветоведение. Цветовые
оттенки основных цветов
Королева Кисточка и
волшебные превращения красок
Праздник тёплых и холодных
цветов

2.1
2.2
2.3

Количество часов
Всего Теория Практика
4

4

-

4

2

2

6

2

4

6

2

4

2.4

Твоё настроение дождь

4

1

3

2.5

Хоровод лесных растений

8

2

6

2.6

Творческая живопись

4

3

Рисунок

3.1

Волшебная линия

6

1

5

3.2

Композиция

6

2

4

3.3

Узоры из точек

8

2

6

4

Формы аттестации/
контроля
Входная диагностика анкетирование

Самостоятельная
творческая работа
Анализ работ
Викторина

Выставка

Самостоятельная
творческая работа
Устный опрос

3.4

Пятно

8

2

6

3.5

Форма

8

2

6

3.6

Творческий рисунок

4

-

4

4

Декоративное рисование

4.1

Простые цветы

6

2

4

4.2

На солнечной опушке

4

1

3

4.3

Декоративные узоры

6

2

4

4.4

Орнамент

6

2

4

4.5

Сказочная рыбка

4

1

3

Дискуссия

4.6

Птицы – наши друзья

8

2

6

Тестовые задания

4.7

Весёлый зоопарк

8

2

6

4.8

Творческое декоративное
рисование

4

-

4

Анализ работ
Выставка

Самостоятельная
творческая работа
Анализ работ

Выставка

7

5
5.1
5.2

Выразительные средства графических материалов
Цветные карандаши радости и
печали
Пастель – фантазия
удивительной страны

8

2

6

Анализ работ

8

2

6

Выставка

6

Итоговое занятие

2

-

2

Итоговая диагностика
- тестирование

7

Экскурсии

4

-

4

Подведение итогов

144

38

106

Итого

Содержание учебного (тематического) плана
Стартовый уровень
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения.
Основные формы работы. Техника безопасности в ДДТ и кабинете. Организация
рабочего места.
Практика: Игра на знакомство детей друг с другом. Организационные вопросы.
Собеседование. Анкетирование.
Раздел 2. Живопись
Теория: Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление
художника и волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов
Теория: Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с
различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и
влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Экспериментирование в работе с акварелью
(снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных
клякс).
Практика: Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок»,
«Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».
Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок
Теория: Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей:
жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход
за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на
кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на
службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства.
Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Практика:
Выполнение
заданий:
«Цветик-семицветик»,
«Радуга-дуга»,
«Праздничный букет», «Салют».
Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов
Теория: Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений
(гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и
холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности
8

холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнение тёплых и холодных
цветов.
Практика: Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную
память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно»,
«Зимний лес».
Тема 2.4. Твоё настроение дождь
Теория: Деления цветов - насыщенные (яркие) и малонасыщенные (бледные).
Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного
добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания.
Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в
результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые
ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность,
загадочность).
Практика: Выполнение заданий: «Веселый дождик», «Грустный дождик».
Тема 2.5. Хоровод лесных растений
Теория: Приемы работы с акварелью, гуашью.
Практика: Выполнение заданий: «Сказочный букет», «Дремучий лес».
Тема 2.6. Творческая живопись
Теория: Приемы работы с акварелью, гуашью.
Практика: Выполнение творческих заданий. Тестирование.
Раздел 3. Рисунок
Теория: Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым
карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью,
восковыми мелками.
Тема 3.1. Волшебная линия
Теория: Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные,
простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый,
спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практика: Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
Тема 3.2. Композиция
Теория: Способы выделения композиционного центра.
Практика: Рисование предметов природного мира.
Тема 3.3. Узоры из точек
Теория: Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое
касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»:
жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника
пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности
работы в технике пуантилизма с использованием разнообразных изобразительных
материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).
Практика: Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого
сказочного героя».
Тема 3.4. Пятно
Теория: Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их
плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение
пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент,
9

наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек,
сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью
(четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практика: Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого
сказочного героя».
Тема 3.5. Форма
Теория: Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм
(геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на
бумаге. Формы и ассоциации.
Практика: Задания-игры: «Построй сказочный город», «Мои любимые игрушки».
Тема 3.6. Творческий рисунок
Теория: Выбор темы. Способы их изображения.
Практика: Изобразительное творчество. Тестирование.
Раздел 4. Декоративное рисование
Теория: Декоративное рисование, возможности развития абстрактного мышления и
творческой импровизации.
Тема 4.1. Простые цветы
Теория: Строение цветка. Техника рисования цветов.
Практика: Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-цветок», «Образ из
пятна».
Тема 4.2. На солнечной опушке
Теория: Стилизация как упрощение и обобщение форм. Особенности
художественного видения мира детьми: яркость восприятия, плоскостное мышление,
двухмерность изображения.
Практика: Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочное
солнце».
Тема 4.3. Декоративные узоры
Теория: Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки,
ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные
возможности и многообразие узоров.
Практика: Выполнение заданий с использованием необычных для рисования
предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки»,
«Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».
Тема 4.4. Орнамент
Теория: Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма
и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмопревращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практика: Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные
гирлянды».
Тема 4.5. Сказочная рыбка
Теория: Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами
художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный
характер сказочных героев.
Практика: Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Добрая сказка».
Тема 4.6. Птицы – наши друзья
10

Теория: Строение птиц. Последовательность рисования птиц. Приемы стилизации
птицы.
Практическое занятие: Выполнение заданий: «Воробышек», «Птицы в полёте»,
«Сказочная птица».
Тема 4.7. Весёлый зоопарк
Теория: Строение животных. Последовательность рисования животных. Приемы
стилизации животных.
Практическое занятие: Выполнение заданий: «Лисичка», «Зайчик в прыжке»,
«Сказочная Совушка».
Тема 4.8. Творческое декоративное рисование
Теория: Выбор темы. Способы рисования.
Практическое занятие: Выполнение творческих заданий. Тестирование.
Раздел 5. Выразительные средства графических материалов
Теория: Разнообразие выразительных средств, художественные образы, создаваемые
с помощью графических материалов.
Тема 5.1. Цветные карандаши радости и печали
Теория: Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных
оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практика: Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень»,
«Разноцветные ёжики».
Тема 5.2. Пастель – фантазия удивительной страны
Теория: Художественная возможность пастели. Различные приемы работы:
растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой
тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом
воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Практик: Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».
Раздел 6. Итоговое занятие
Практика: Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год. Оформление
итоговой выставки.
Раздел 7. Экскурсии
Практика: Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с
произведениями искусства (живопись, графика, скульптура).
Планируемые результаты
После освоения программы второго года обучения обучающиеся приобретут следующие
метапредметные результаты - познавательные УУД:
⎯ соблюдение этапов работы над художественным произведением;
⎯ правильное расположение предметов на листе бумаги (композиция листа);
⎯ согласование цвета и определение основных цветовых оттенков;
⎯ сравнение, характеристика и оценка работы;
⎯ реализация собственных творческих замыслов;
регулятивные УУД:
⎯ самостоятельная организация своего рабочего места;
⎯ внимательное отношение к собеседнику и умение вести диалог;
11

⎯ правильная формулировка собственного мнения;
⎯ планирование действий в соответствии с поставленной задачей;
⎯ организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и
сверстниками, успешная работа в группе и индивидуальном творчестве;
⎯ простейшая оценка своего продукта, адекватная реакция на словесную оценку
педагога и сверстников;
⎯ овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений, выполняемых
практических действий;
⎯ осуществление корректировки хода практической работы и осознанного выбора
направлений творческой деятельности;
коммуникативные УУД:
⎯ владение коммуникативными умениями и навыками, с опорой на приобретённый
опыт в ходе обучения;
⎯ осуществление делового сотрудничества и взаимопомощи;
⎯ формулировка, аргументация и краткое изложение своего мнения, озвучивание
вариантов решения проблемы;
⎯ организация собственной деятельности и совместной работы в паре или группе с
распределением ролей;
⎯ проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и
результатам их работы;
⎯ сглаживание конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов
товарищей.
Личностные результаты:
⎯ сформирован и развит художественный вкус, интерес к художественному
искусству и творческой деятельности;
⎯ сформированы представления о нравственных нормах поведения в коллективе;
⎯ наличие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности в разных социальных ситуациях;
⎯ наличие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
⎯ умение оценить свои творческие возможности.
Предметные результаты:
⎯ знание основных и дополнительных цветов, цветовой гаммы красок (тёплые,
холодные цвета), умение смешивать цвета на палитре, получать нужные цветовые
оттенки;
⎯ знание основных понятий: линия, пятно, ритм, цвет, симметрии, контраст форм;
⎯ знание свойства красок и графических материалов, правильное использование
художественных материалов в соответствии с замыслом;
⎯ понимание азов воздушной перспективы (дальше, ближе);
⎯ умение строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат,
прямоугольник;
⎯ соблюдение правил техники безопасности;
⎯ выявление достоинств и недостатков своей работы;
⎯ умение работать самостоятельно.
12

Учебный (тематический) план
Базовый уровень
Количество часов
Всего
Теория Практика

№
п/п

Название раздела,
темы

1

Вводное занятие

2

Жанры изобразительного искусства

2.1

Пейзаж

2.2

Диагностика анкетирование

4

-

12

2

10

Портрет

10

2

8

2.3

Натюрморт

12

4

8

Педагогическое
наблюдение

2.4

Сюжетно-тематическая
картина

12

4

8

Анализ работ

2.5

Иллюстрация

12

2

10

Устный опрос

10

4

6

Викторина

12

2

10

12

-

12

8

2

6

10

4

6

10

4

6

2.6
2.7
2.8

Анималистический
жанр
Сказочно-былинный
жанр
Творческая работа

4

Формы аттестации/
контроля

Выставка

3. Разнообразные техники рисования
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7.
3.6

Сухая гуашь, зубная
щетка, восковой
карандаш
Акварель по-сырому,
тушь
Тушь, акварель,
фломастер
Акварель по-сырому,
аппликация
Гуашь, малярный скотч
Тушь, малярный скотч,
белая гуашь
Печать губкой по
трафарету
Коллаж, гуашь,
фломастер

8

2

6

Педагогическое
наблюдение

8

2

6

Дискуссия

8

2

6

Анализ работ

8

2

6

Тестовые задания

10

4

6

3.9

Монотипия

8

2

8

3.10

Техника «тычком»
жесткой кистью

8

2

6
13

3.11

Граттаж

Гелиевая ручка по
тонированной бумаге
Акварель по мятой
3.13
бумаге
Цветовая растяжка
3.14.
Гуашь
3.12

4

Итоговое занятие
Итого

8

2

6

8

2

6

8

2

6

8

2

6

2

-

2

216

58

158

Выставка
Итоговая диагностика тестирование

Содержание учебного (тематического) плана
Базовый уровень
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с программой второго года обучения. Цель и задачи программы.
Особенности обучения и основные формы работы. Техника безопасности в ДДТ и
кабинете. Организация рабочего места.
Практика: Игра. Организационные вопросы. Анкетирование.
Раздел 2. Жанры изобразительного искусства
Тема 2.1. Пейзаж
Теория: Понятие пейзажа. Виды пейзажей: городской, сельский, морской, лесной.
Практика: Просмотр осенних репродукций. Выполнение осеннего пейзажа.
Тема 2.2. Портрет
Теория: Выразительные особенности живописного портрета. Передача художником
настроения и внутреннего мира человека языком портрета (цвет, оттенки, фон).
Практика: Выполнение портрета мамы живописными материалами.
Тема 2.3. Натюрморт
Теория: Предметы, окружающие человека, как объект художественного творчества.
Предметы в повседневной жизни человека. Способы изображения предметов в
живописи и графике. Понятие натюрморта.
Практика: Просмотр живописных репродукций натюрморта с предметами быта.
Выполнение натюрморта.
Тема 2.4. Сюжетно-тематическая картина
Теория: Понятие сюжетно-тематической картины. Просмотр живописных
репродукций сюжетно-тематических картин. Выделение главной идеи художника с
помощью композиционного центра.
Практика: Выполнение тематической картины «Цирк».
Тема 2.5. Иллюстрация
Теория: Понятие иллюстрации. Рассказ об известных художниках-иллюстраторах.
Просмотр книг с иллюстрациями.
Практика: Выполнение иллюстрации к любимой книге. Свободный выбор тем и
художественных материалов.
Тема 2.6. Анималистический жанр
14

Теория: Кто такие художники-анималисты. Просмотр иллюстраций. Способы и
приемы рисования животных.
Практика: Поэтапное рисование кошки.
Тема 2.7. Сказочно-былинный жанр
Теория: Знакомство с традициями и обычаями наших предков. Традиционные
ремесла. Символика жилища, одежды, предметов быта древних славян.
Практика: Зрительный ряд: иллюстрации, игрушки, полотенца, глиняная посуда…
Выполнение иллюстрации к русской народной сказке.
Тема 2.8. Творческая работа
Практика: Самостоятельная творческая работа по теме «Жанры изобразительного
искусства». Выбор темы и художественных материалов свободный.
Раздел 3. Разнообразные техники рисования
Тема 3.1. Сухая гуашь, зубная щетка, восковой карандаш
Теория: Гуашь сухая, гуашь с водой – в чем разница, как и где можно
использовать. Создание фонов с интересной фактурой.
Практика; Дети рисуют восковыми мелками, натирают фон сухой гуашью при
помощи зубной щетки, рисование восковыми мелками по сухой гуаши.
Тема 3.2. Акварель – по сырому, тушь
Теория: Акварель – прозрачная краска, возможности акварели. Рисование
разноцветных пятнышек в технике – по сырому.
Практика: Рисование различных пейзажей и животных акварелью в технике по–
сырому.
Тема 3.3. Тушь, акварель, фломастер.
Теория: Изучение различных способов рисования тушью: от линии до пятна.
Понимание различия между акварелью и тушью
Практика: Рисование различных птиц пятном, создание нужного колера
акварелью, заливка фона тушью, рисование деталей по сухой акварели
фломастером.
Тема 3.4. Акварель по-сырому, аппликация
Теория: Понятие аппликация.
Практика: Рисование фонов акварелью по -сырому. Дополнение рисунка
аппликацией.
Тема 3.5. Гуашь, малярный скотч
Теория: Понимание различия гуаши и акварели. Цветовая растяжка акварелью,
затем гуашью.
Практика: Создание интересных фонов при помощи гуаши и малярного скотча.
Дальнейшая работа на данном фоне пластилином.
Тема. 3.6. Тушь, малярный скотч, белая гуашь
Теория: Понятие контраста. Упражнения на контраст: черный – белый; красный –
синий; красный – зелёный и т.д.
Практика: Создание серии зимних пейзажей с использованием малярного скотча,
работа на контрасте: белая гуашь – черная тушь.
Тема 3.7. Печать губкой по трафарету
Теория: Что такое трафарет. Как использовать трафарет. Как его сделать самим.
Практика: Создание серии цветочных рисунков при помощи трафарета.
15

Тема 3.8. Коллаж, гуашь, фломастер, бросовый материал
Теория: Познакомить детей с техникой, которая называется «коллаж».
Познакомить детей с абстрактной живописью, с художниками абстракционистами.
Практика: Портрет человека в стиле «Пикассо».
Тема 3.9. Монотипия
Теория: Познакомить детей с техникой «монотипия».
Практика: Создание различных интересных фонов и использование их в
дальнейшем в рисунках: «Бабочка», «Лягушка – путешественница»,
«Инопланетянин с планеты «Икс», «Мамины кактусы».
Тема 3.10. Техника «тычком» жёсткой кистью
Теория: Познакомить детей с техникой «тычком» жёсткой кистью.
Практика: Работа с пятном. Рисование пушистой ёлки, животных, Деда Мороза.
Тема 3.11. Граттаж
Теория: Познакомить с техникой «граттаж», особенностями ее выполнения
Практика: Создание эскиза для ткани «Чудные узоры».
Тема 3.12. Гелиевая ручка по тонированной бумаге
Теория: Вертикальная, горизонтальная, волнистая и наклонная линия.
Практика: Фактурное рисование. Заполнение формы определенной фактурой
(шерсть, дерево, орнамент и т.д.). Декоративное рисование по сюжету сказки.
Тема 3.13. Акварель по мятой бумаге
Теория: Продолжаем изучать различные средства выразительности. Продолжаем
знакомство с современной живописью.
Практика: Натюрморт, выполненный акварелью по фактуре мятой бумаги.
Тема 3.14. Цветовая растяжка, гуашь
Теория: Познакомить детей с понятием «воздушная перспектива» на примерах
произведений выдающихся художников.
Практика: Создание различных пейзажей (вечерний закат, дождливое небо, небо
зимой) цветовой растяжкой, добиваясь воздушной перспективы.
Раздел 4. Итоговое занятие
Практика: Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год. Подготовка итоговой
выставки.
Планируемые результаты
После освоения программы второго года обучения обучающиеся приобретут следующие
метапредметные результаты:
познавательные УУД:
⎯ соблюдение этапов работы над художественным произведением;
⎯ правильное расположение предметов на листе бумаги (композиция листа);
⎯ согласование цвета и определение основных цветовых оттенков;
⎯ сравнение, характеристика и оценка работы;
⎯ реализация собственных творческих замыслов;
регулятивные УУД:
⎯ самостоятельная организация своего рабочего места;
⎯ внимательное отношение к собеседнику и умение вести диалог;
16

⎯ правильная формулировка собственного мнения;
⎯ планирование действий в соответствии с поставленной задачей;
⎯ организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и
сверстниками, успешная работа в группе и индивидуальном творчестве;
⎯ простейшая оценка своего продукта, адекватная реакция на словесную оценку
педагога и сверстников;
⎯ овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений, выполняемых
практических действий;
⎯ осуществление корректировки хода практической работы и осознанного выбора
направлений творческой деятельности;
коммуникативные УУД:
⎯ владение коммуникативными умениями и навыками, с опорой на приобретённый
опыт в ходе обучения;
⎯ осуществление делового сотрудничества и взаимопомощи;
⎯ формулировка, аргументация и краткое изложение своего мнения, озвучивание
вариантов решения проблемы;
⎯ организация собственной деятельности и совместной работы в паре или группе с
распределением ролей;
⎯ проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и
результатам их работы;
⎯ сглаживание конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов
товарищей.
Личностные результаты:
⎯ сформирован интерес к художественному искусству и творческой деятельности;
⎯ сформированы представления о нравственных нормах поведения в коллективе;
⎯ наличие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности в разных социальных ситуациях;
⎯ наличие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
⎯ умение оценить свои творческие возможности.
Предметные результаты:
⎯ знание жанров изобразительного искусства;
⎯ знание традиционных и нетрадиционных техник рисования;
⎯ знание выразительных свойства красок и графических материалов;
⎯ умение работать в различных жанрах изобразительного творчества;
⎯ правильное использование художественных материалов в соответствии с
творческим замыслом;
⎯ умение применять художественные знания и представления в процессе выполнения
художественно-творческих работ.

17

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Образовательный процесс - очный.
Организация образовательного процесса предполагает создание для обучающихся
такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя
комфортно и свободно.
Содержание программы включает:
1.
Теоретические занятия (информационный компонент) направлены на получение
знаний о художественной культуре и изобразительного искусства, на социальную
адаптацию обучающихся.
2.
Практические занятия подразделяются на:
⎯ творческое совершенствование, ориентированное на гармоничное развитие и
разностороннюю эстетическую оценку;
⎯ способы самостоятельной деятельности, которые соотносятся с представлением о
самостоятельном творческом пути.
3.
Диагностический материал позволяет объективно и дифференцированно оценить
педагогом результаты образовательной, воспитательной и развивающей
деятельности.
4.
Участие обучающихся в выставках, фестивалях, конкурсах изобразительного
творчества позволяет ребенку качественно оценить собственный уровень
подготовленности, особенности своих навыков и умений.
5.
Рекреационный материал включает педагогические и художественные
мероприятия, способствующие развитию чувств, наблюдательности, фантазии
детей.
Исходя из психофизических особенностей детей возраста 7-10 лет, были отобраны
методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики.
Формы и методы занятий
Формы организации образовательной деятельности:
⎯ групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет
определенное задание);
⎯ индивидуальная (каждый ребёнок делает свою работу);
⎯ коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции
дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Формы проведения занятий:
⎯ практические занятия;
⎯ игры;
⎯ конкурсы;
⎯ соревнования;
⎯ выставки;
⎯ праздники.
Методы проведения занятий:
⎯ словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
⎯ наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ педагогом);
⎯ практический (выполнение работ).
Методы работы с обучающимися на занятиях:
18

фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);
⎯ индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм
работ);
⎯ групповой (организация работы в группах);
⎯ индивидуальный (индивидуальное выполнение работы).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
⎯ объяснительно – иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);
⎯ репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов
деятельности);
⎯ частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом).
Педагогические технологии:
⎯ технология индивидуального обучения;
⎯ технология группового обучения;
⎯ технология коллективного взаимообучения;
⎯ технология развивающего обучения;
⎯ технология разноуровневого обучения;
⎯ технология исследовательской деятельности;
⎯ технология проектной деятельности;
⎯ технология игровой деятельности;
⎯ технология коллективной творческой деятельности;
⎯ здоровьесберегающая технология.
Принципы, лежащие в основе программы:
⎯ доступности
(простота,
соответствие
возрастным
и
индивидуальным
особенностям);
⎯ наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
⎯ демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);
⎯ научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы).
⎯ «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Структура занятия
⎯

№
1
2
3
4
5
6
7

Содержание занятия
Организационный этап. Мотивация к деятельности и
положительный настрой.
Этап постановки целей и задач занятия.
Этап изучения новых знаний (закрепление материала) и
способов деятельности.
Этап деятельностный - творческая работа
Физкультурная минутка
Этап рефлексии.
Заключительный этап.

Время
3 мин.
2 мин.
10 мин.
20 мин.
3 мин.
5 мин.
3 мин.
19

Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
⎯ Хорошо освещенный тематически оформленный кабинет, площадью не менее 40
кв.м.
⎯ Столы, стулья по количеству учащихся в объединении.
⎯ Канцелярские материалы: акварель, гуашь, кисти разных номеров, штампы
поролоновые разного размера, губки, цветные карандаши, простые карандаши,
восковые мелки, фломастеры, набор гелевых ручек, пастель, бумага цветная,
картон цветной, картон белый, ножницы детские, клей-карандаш, точилка,
стаканчик для воды, палитры, ватман, наборы для черчения, офисная бумага – А-4.
⎯ Средства личной гигиены – салфетки, фартуки и нарукавники, клеенки на стол,
мыло.
⎯ Наличие водоснабжения и раковины в кабинете.
Информационное обеспечение
Наглядно-иллюстративные и дидактические пособия:
⎯ Специальная литература, журналы, пособия, тематические папки, разработки
мастер-классов, конспекты занятий.
⎯ Дидактические материалы по определенной тематике занятия. Репродукции по
темам, тематические картинки, открытки, журналы «Изобразительное искусство».
⎯ Компьютер,
телевизор,
DVD-проигрыватель,
CD-диски
(аудиозаписи,
видеоматериалы), карты памяти, USB-накопители.
Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного
образования первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем
работы с детьми среднего школьного возраста.
Мониторинг освоения образовательной программы
Формы аттестации, виды контроля и способы определения результативности
освоения программы.
Промежуточная аттестация и подведение итогов реализации программы
осуществляется соотнесением планируемых и полученных результатов, заявленных в
программе по завершении срока обучения.
Формы промежуточной аттестации:
⎯ творческое задание;
⎯ игровое задание;
⎯ выставка работ или участие в конкурсе;
⎯ опрос, беседа;
⎯ самостоятельная работа;
⎯ наблюдение;
⎯ диагностическое анкетирование или тестовое задание по теме в ходе занятия;
⎯ практическая работа.
Формы подведения итоговой аттестации:
⎯ контрольная творческая работа;
⎯ итоговая выставка;
20

⎯ карты результатов освоения программы;
⎯ дневники достижений;
⎯ дневники педагогических наблюдений;
⎯ портфолио обучающихся.
Виды контроля:

⎯

начальный или входной контроль - задание на свободную тему материалами по
выбору для выявления уровня художественного развития и подготовленности,
уровня развития коммуникативных способностей в процессе общения
обучающегося с педагогом и обучающимися студии (диагностика проводится в
оценочных листах, где учитываются низкий, средний и высокий уровни
обучающихся по трём компонентам: наличие базовой подготовки, мотивация,
социализация);

⎯

текущий контроль - задания из диагностического раздела по изобразительному,
выразительному и декоративному аспектам деятельности с целью выявления
уровня освоения ЗУН;

⎯

промежуточный контроль – полугодовой просмотр 1-го и 2-го годов обучения,
предполагающие выставку всех работ обучающегося с последующим обсуждением
достижений на родительском собрании, в кругу самих обучающихся; задания из
диагностического раздела, тестирование с целью определения изменения уровня
развития детей, их творческих способностей;

⎯

итоговый контроль – задания из диагностического раздела, тестирование с целью
определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей;
итоговый просмотр в конце 1-го и 2-го годов обучения, предполагающий выставку
всех работ обучающегося с последующим обсуждением достижений на
родительском собрании, в кругу самих обучающихся; различные виды тестирования.
Способы определения результативности.
Показатели результативности:
⎯ Позитивная динамика познавательного интереса.
⎯ Накопление детьми опыта и социальных установок.
⎯ Эффективное участие в творческих мероприятиях.
⎯ Удовлетворенность всех обучающихся.
⎯ Положительные отзывы о творческих работах учащихся внешних организаций,
родителей и администрации.
⎯ Отражение работы объединения на сайте учреждения.
Для отслеживания результативности используется педагогический мониторинг,
включающий контрольные задания и тесты, диагностику личностного роста и
продвижения, анкетирование, ведение оценочной системы.
После окончания курса обучающиеся, успешно справившиеся с программой,
проявившие заинтересованность в развитии своих творческих способностей,
комплектуются в творческую группу, которая принимает участие в областных,
всероссийских и международных конкурсах изобразительного творчества.
В течение всего года на каждом занятии проходит обсуждение работ, где
отмечаются лучшие по цвету, композиции, замыслу исполнения. Каждый месяц проходят
21

итоговые занятия в форме игры-путешествия, сказки, посещение выставок, экскурсий,
выставок детского творчества по пройденной теме.
В течение года проходят тематические и итоговые выставки в фойе Дома творчества,
где выбираются лучшие работы на различные выставки.
К программе прилагается пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижения обучающимися планируемых результатов:
Демонстрационные материалы: схемы, карты, таблицы, аудио и видеоматериалы.
⎯ Учебники или другая литература, используемая педагогом для лучшего усвоения
обучающимися программного материала. Художественные альбомы.
Система
оценочных
средств
(см.
Приложения),
которая
позволяет
проконтролировать заявленный уровень обучения, измерить его и оценить:
⎯ тестовые материалы для промежуточного и итогового контрольного опроса
обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала по годам
обучения;
⎯ дидактические игры;
⎯ кроссворды;
⎯ критерии оценки личности;
⎯ опросники по темам программы.

22

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18
ноября 2015 № 09-3242;
5. Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагогов:
1.

2.

3.
4.
5.

6.

7.

8.

9.

Вершинина, Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной
деятельности как научная дисциплина: Социологическая модель развития.
Монография / Н.А. Вершинина. - СПб.: ООО Изд-во «ЛЕМА», 2008. - 141с.
Виниченко, В. Методические рекомендации по оценке результатов детского
изобразительного творчества / В. Винченко // Дошкольное воспитание. - 2003. - №
5. - С.41-43.
Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая
книга, 2005. - 345 с.
Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н.
Давыдова. - М.: Скрипторий, 2003. - 78 с.
Казакова, Р.Г. Поиск понятия детского изобразительного творчества // Развитие
теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы
научно-практической конференции / Р.Г. Казакова. - М.: МПГУ, 2008. - С.114-115.
Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова. - М.: Сфера, 2005. - 75
с.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим
навыкам: Беседа 1/ Т.С. Коморова. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 1. - С.5052.
Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студ. вузов. -- 6-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.:
Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
Пчелинцева, Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества: Учебно-методическое пособие / Е.В. Пчелинцева. - Великий Новгород:
НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. - 32с.
23

10.

Теплов, Б.М. Способности и одаренность//Семенюк Л.М. Хрестоматия по
возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И.
Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической
психологии, 2006. - 304 с.

Список литературы для родителей:
1.
2.
3.
4.
5.

Гончарова О.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического
воспитания. –М.: 2010.
Дорожин Ю. Городецкая роспись. Учебное издание. –М.: Мозаика – Синтез, 2014.
Куцакова Л. Чудесная гжель. М.: Мозаика-Синтез. 2013.
Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Весна-красавица. –М.: 2013.
Методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический
указатель. (1900-2000 г.г.) / Под ред. Вершининой Н.А.

Список литературы для обучающихся:
Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка. –М.: ГНОМ и
Д. 2004.
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. –Ярославль: 2004.
3. Тарабарина Т.Н., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. –
Ярославль: Академия развития. 2006. - 224 с.
1.

Интернет-источники:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству,
статьи)
http://www.artprojekt.ru/ Энциклопедия искусства - галереи, история искусства,
дополнительные темы
http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm/ Виртуальная экскурсия по
собору святого Павла в Лондоне
http://www.kulichki.com/travel/ Виртуальные путешествия (Петергоф, Крым,
Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага)
http://eurotour.narod.ru/index.html/ Виртуальные путешествия по странам мира
http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея произведений изобразительного искусства,
сгруппированных по эпохам и стилям
http://www.smallbay.ru/ Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры,
мифология
http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им.
А.С. Пушкина
http://www.tretyakov.ru/ Официальный сайт Третьяковской галереи
http://www.rusmuseum.ru/ Официальный сайт Русского музея
http://www.hermitagemuseum.org/ Официальный сайт Эрмитажа
http://www.museum.ru/ Портал музеев России

24

Приложение №1
Критерии и система оценивания художественно-практических работ
по программе «Радуга»
Оцениваются:
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента
(как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты
изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность
созданного образа. Аккуратность работы.
3. Владение техникой: как обучающийся использует выразительные художественные
средства в выполнении задания.
Баллы - «5»
Обучающийся самостоятельно и аккуратно выполняет рисунок с соблюдением
законов композиции, гармонично согласовывая между собой все компоненты
изображения; - полностью закрывает плоскость листа цветом или тоном, с
детальной проработкой элементов композиции; - умеет подметить и передать в
изображении наиболее характерное.
Баллы - «4».
Обучающийся начинает выполнять рисунок с помощью учителя, допускает
незначительные нарушения законов композиции и единства между элементами
изображения, не очень аккуратно ведёт работу; - не полностью закрывает
плоскость листа цветом или тоном, но детально прорабатывает элементы
композиции; - умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении
наиболее характерное.
Баллы - «3»
Обучающийся небрежно выполняет работу, большую часть рисунка выполняет с
помощью учителя, допускает грубые нарушения законов композиции и единства
между элементами изображения; - частично закрывает плоскость листа цветом или
тоном, нет детальной проработки элементов композиции; - умеет подметить, но не
может передать в изображении наиболее характерное.
Баллы - «2»
Обучающийся не может собрать компоненты изображения в единую композицию; не выполняет цветового или тонального решения рисунка.
Баллы - «1»
Обучающийся не выполнил работу или выполнил отдельные компоненты
изображения.

25

Приложение №2
Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Стартовый уровень
Фамилия
Имя
ребёнка

№

1

2

3

4
5

6

7

8

9

10.

Контрольные
вопросы

Критерии оценки
Частично
Верный
Неверный
верный
ответ
ответ
ответ
5 баллов
4-1 балла
0 баллов

Итоговый
средний
балл

Какие цвета нужно
смешать, чтобы
получить:
*оранжевый цвет
*фиолетовый цвет
*зелёный цвет
Какие цвета
относятся к тёплой
гамме?
Какие цвета
относятся к
холодной гамме?
Что такое
симметрия?
Какие предметы
имеют
симметричную
форму?
Какие
геометрические
фигуры ты знаешь?
Чем отличаются
предметы,
изображенные на
первом и дальнем
планах?
Какая разница
между
вертикальным и
горизонтальным
форматом листа?
С чего лучше
начинать рисунок (с
мелких деталей или
с крупных частей)?
Что такое орнамент?

26

Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Базовый уровень – первое полугодие
Фамилия
Имя
ребенка

№

Контрольные
вопросы

Критерии оценки
Частично
Неверный Итоговый
Верный
верный
средний
ответ
ответ
ответ
балл
5 баллов
4-1 балла
0 баллов

Назови три
основных жанра
изобразительного
искусства (пейзаж,
портрет,
натюрморт)
2 Чем отличается
эскиз от
композиции
3 Какие краски надо
смешать на
палитре, чтобы
получилось
грустное
настроение?
4 Какие краски надо
смешать на
палитре, чтобы
получилось весёлое
настроение?
5 Какие линии
используются в
рисунке?
6 Чем отличается
плоская
аппликация от
объёмной?
7 Что такое линия
горизонта?
8 Чем отличаются
акварельные
краски от гуаши?
9. Какие объёмные
формы ты знаешь?
10 Какие цвета
являются
контрастными?
1

27

Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Базовый уровень – второе полугодие
Фамилия
Имя
ребенка

№

Контрольные
вопросы

Критерии оценки
Частично Неверный Итоговый
Верный
верный
средний
ответ
ответ
ответ
балл
5 баллов
4-1 балла
0 баллов

Назови известных
русских художников,
работавших в
различных жанрах
(пейзаж, портрет,
натюрморт)
2. Что такое ритм в
орнаменте?
3. Какие средства
использует
художник, чтобы
выделить центр
композиции?
4. Какие народные
промыслы ты
знаешь?
5. Что означает рефлекс
в живописи?
6. Что означает тон в
рисунке?
7. Какие графические
материалы ты
знаешь?
8. Что такое стилизация
природных форм?
9. Какие виды
изобразительного
искусства ты знаешь?
10. Что означает техника
«граттаж»?
1.

28

Итоговый тест по изобразительному искусству
стартовый уровень
Фамилия, имя_________________________________________________________
1. Какая группа цветов основная?
а) синий, оранжевый, бежевый
б) оранжевый, фиолетовый, голубой
д) синий, красный, жёлтый
2. Нарисуй все цвета радуги по порядку…

3. Выбери и подчеркни материалы, которыми работает художник:
а) лопата, удочка, грабли
б) краски, карандаши, мелки.
5. Какой цвет является тёплым:
а) серый
б) фиолетовый
в) жёлтый
6. Какие цвета получатся если смешать (соедини стрелочкой):
1) Красный +жёлтый

а) зелёный

2) Синий + жёлтый

б) фиолетовый

3) Синий и красный

в) оранжевый

7. Найдите соответствие и соедини:
А) Изображение человека

а) Архитектура

Б) Изображение природы

б) Портрет

В) Проекты зданий

в) Пейзаж

29

Приложение №3
Дидактические игры к темам программы «Радуга»
Игра “Узнай на ощупь”
Дидактическая задача: развитие способности воспринимать предметы через их
форму и цвет.
Игровая задача: узнать, что это за овощ или фрукт, не ошибиться. Материал: набор
фруктов и овощей, мешочек из ткани.
Игровые действия. В мешочке лежат овощи и фрукты. Дети поочередно подходят,
опускают руку в мешочек, ощупывают предмет. Нужно о нем рассказать какой он
формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность, гладкая или шероховатая,
какого цвета он обычно бывает, а в конце сказать, что же это за овощ или фрукт.
Тот, кто правильно выполнил задание, получает жетон в форме фрукта или овоща.
Игра-эстафета “Веселый узор”
Дидактическая задача: закрепление понятий об орнаменте и его элементах;
развитие эстетического восприятия, чувства ритма, формы, цвета.
Материал: наборы трафаретов овощей, фруктов, цветов, листьев, ягод.
Игровые действия. Перед каждой командой прикрепляется чистая полоса бумаги
для коллективной работы над созданием узора. По команде учителя к своим полосам
подходят первые представители от каждой команды-ряда, выбирают и прикрепляют
первый элемент узора. Затем выходят вторые представители, третьи и т. д. Каждый
выбирает и прикрепляет один элемент узора, соблюдая ритм, учитывая форму и
цвет. Выигрывает та команда, учащиеся которой правильно, красиво и быстро
справятся с работой, не нарушая правил игры. Правило: участник эстафеты выходит
прикреплять свой элемент узора только тогда, когда предыдущий участник сядет на
свое место.
Такие игры-эстафеты являются и своеобразными физкультурными паузами, так как
дети имеют возможность двигаться.
Игра-викторина “Из какой сказки прилетела птица?”
Дидактическая задача: настроить детей на собственное изобразительное творчество
на тему сказки, активизировать воображение, оживить в памяти образы из
прочитанных сказок.
Игровая задача: вспомнить название сказок.
⎯ Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка. (А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке.)
⎯ − Пип! Пип! – пропищал птенец и вывалился из яйца. Но какой же он был большой
и гадкий! (Г. -Х. Андерсен. Гадкий утенок.)
⎯ Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет. (А. С. Пушкин Сказка о царе Салтане.)
⎯ — Вот, мой дом! – сказала ласточка. – А ты выбери себе самый красивый цветок
внизу, я посажу тебя туда, и ты заживешь прекрасно. (Г.-Х. Андерсен. Дюймовочка.)
30

⎯ – Ох, беда, конек! – сказал. –
Царь велит достать Жар-птицу
В государскую светлицу.
Что мне делать, горбунок? (П. П. Ершов. Конек-горбунок.)
⎯ Повадилась к царю Выслову в сад летать жар-птица: на ней перья золотые, а глаза
восточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась на
любимую Выслава-царя яблоню, срывала с нее золотые яблочки и опять улетала.
(Русская народная сказка “Иван-царевич и серый волк”.)
⎯ А гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей
крали; девочка догадалась, что унесли они ее братца, и бросилась их догонять.
(Русская народная сказка “Гуси-лебеди”.)
⎯ Журавль хлоп-хлоп клювом стучал-стучал – ничего не попадает! А лисица в это
время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и съела. (Русская народная сказка
“Лиса и Журавль”.)
Игра “Подбери подружек”
Дидактическая задача: закреплять умение узнавать и отличать игрушки разных
народных промыслов.
Игровая задача: быстро и правильно подобрать подружек.
Игровые действия. Обучающиеся делятся на команды. На столе перемешаны
дымковские и филимоновские игрушки. Каждая команда должна отобрать игрушки
определенного вида. Побеждает та команда, которая сделает это правильно и
быстро.
Игра-пантомима “Живые скульптуры”
Дидактическая задача: наблюдать в натуре позы фигуры человека во время ходьбы,
бега, спортивных занятий; активизировать образы, имеющиеся в опыте.
Игровая задача: как можно точнее изобразить скульптуру, стараться быть
неподвижным.
Игровые действия. Ведущий изображает скульптуру какого-либо спортсмена
(бегуна, лыжника, боксера, штангиста и др.). Тот Обучающийся, который первым
отгадает, какого спортсмена изобразил “скульптор”, становится ведущим.
Игра “Узнай цветок”
Дидактическая задача: развитие способности к анализу, обобщению; формирование
умения рассуждать, делать выводы.
Игровая задача: отгадать загадки.
Игровые действия. Отгадайте загадки о цветах. Расскажите, по каким признакам вы
догадались, что это за цветок.
Золотое решето черных домиков полно;
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух.)
Стоит в поле кудряшка – белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка.)
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунул ветерок –
Остался стебелек. (Одуванчик.)
31

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь,
Хоть не красный он, а синий,
Все ж на звездочку похож! (Василек.)
Четыре ярко-красных
Блестящих лепестка,
И зернышки в коробочке
У этого цветка.
За зернышками этими ты бегал в огород,
На грядке в огороде
Такой цветок растет. (Мак.)
То фиолетовый, то голубой.
Он на опушке встречался с тобой.
Звонким названием он наделен.
Посмотришь – подходит название это,
Но никогда нам не слышался звон
Из голубого лесного букета. Колокольчик.)
Кроссворд №1 “Угадай ключевое слово”
Дидактическая задача: пополнение запаса художественных терминов.
Игровая задача: решить кроссворд и прочитать ключевое слово.
Игровое действие. Сегодня мы будем работать в новой интересной смешанной
технике. Как она называется, и какие материалы и инструменты нам понадобятся, вы
узнаете, разгадав кроссворд, а отгаданное ключевое слово и есть название техники.
1. Рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зерен кварца, полевых
шпатов и мелких частиц иных твердых минералов.
2. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах,
маскарадах.
3. Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде.
Употребляется как приправа к пище.
4. Тончайший металлический лист, употребляющийся в технике, для тиснения,
для упаковки пищевых продуктов.
5. Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых
материалов.
6. Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными
ручками.
7. В выделенном столбике читаем ключевое слово “коллаж”. Коллаж – в
изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу
материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное
таким способом. [Ожегов С. И. Словарь русского языка]

32

Кроссворд №2

33

Приложение №4
Словарь терминов по программе «Радуга»
Графика — в переводе с греческого означает «пишу, рисую». Так называют
произведение, в котором изображение нанесено на бумагу карандашом, тушью,
гуашью или акварелью.
Декоративность — в переводе с латинского «украшаю» — качественная особенность
произведения искусства, выступающая как одна из форм выражения красоты.
Живопись — произведение, в котором изображение наносится на специально
подготовленный холст масляными красками.
Коллаж — с французского переводится как «приклеивание», «наклейка» —
распространенная в искусстве XX века техника создания картины, состоящая в
применении различных наклеек из плоских или объемных материалов.
Колорит — с итальянского переводится как «краска, цвет» — система цветовых тонов, их
сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства. Композиция —
построение художественного произведения.
Натюрморт — жанр в живописи, изображающий неодушевленные предметы,
размещенные в пространстве картины и объединенные между собой сюжетом и
композицией.
Орнамент — с латинского переводится как «украшение» — узор, построенный на
ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или
изобразительных элементов.
Палитра — перечень красок, которыми пользуется художник.
Перспектива — происходит от латинского слова «ясно вижу» — система изображения на
плоскости пространства и объемных тел, их удаления от наблюдателя.
Ритм — повторяемость, чередование одинаковых частей целого в художественном
произведении. Ритм создает определенное эмоциональное воздействие произведения
и отражает ритмические закономерности, присущие окружающему миру.
Светотень — градация светлого и темного, распределение различных по яркости цветов,
тональных и цветовых оттенков.
Силуэт — форма фигуры или предмета, видимая как единая масса, как плоское пятно на
более темном или более светлом фоне.
Символ — художественный образ, воплощающий какую-либо идею.
Эскиз — художественное произведение вспомогательного характера, являющееся
подготовительным для более крупной работы и обозначающее ее замысел.
Этюд — небольшое художественное произведение вспомогательного характера,
выполненное с натуры для тщательного ее изучения.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».