Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2
Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100 Н от «01» апреля 2024г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Искусство аккомпанемента и пения под гитару»
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кодочигова Елена Алексеевна,
методист
г. Верхняя Пышма, 2024
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения
РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – художественная.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции
развития дополнительного образования способствует созданию необходимых условий для
личностного развития обучающихся, позитивной социализации и самоопределения;
отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и
навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и
здоровьесберегающее воздействие; способствует формированию эстетических и
нравственных качеств личности; приобщает детей к творчеству и приближает к истокам
песенного искусства своей страны.
Актуальность программы. На сегодняшний день проблема приобщения к
искусству подростков особенно актуальна, поскольку множество негативных и
деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (повышенная
жестокость, агрессивность, эмоциональная глухота, враждебность к людям и пр.),
начинаются в подростковом возрасте и эффективность процесса преобразований в данный
возрастной период является фундаментом для дальнейшего развития личности и во
многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его
поведение. Музыка является важнейшим фактором развития личности ребенка в процессе
его творческой деятельности. Ее можно рассматривать как объект восприятия, предмет
обучения, как неотъемлемую часть повседневной жизни. Сегодня гитара инструмент
востребованный, в силу своей легкости и мобильности, поэтому пользуется у подростков
большой популярностью. Осваивая искусство аккомпанемента и пения под гитару,
обучающиеся приобщаются к миру прекрасного.
Новизна программы заключается в том, что нотная грамота изучается в процессе
разучивания гитарных произведений, а использование различных песенных стилей
служит основой для освоения аккордной техники. Процесс обучения опирается на
разнообразный материал, включающий вокальные и инструментальные произведения.
Педагогический процесс направлен на всестороннее развитие эстетических взглядов,
музыкально-творческих способностей и призван к духовному наполнению обучающихся.
Отличительной особенностью данной общеобразовательной программы является
гармоничная атмосфера сотрудничества во взаимоотношениях педагога и обучающихся. С
2
первых занятий педагог становится не просто учителем, а товарищем, наставником,
способным понять, помочь и повести за собой - лидером одного большого коллектива,
увлеченного любимым делом.
Педагогическая целесообразность программы имеет общеразвивающую
направленность, основывается на принципе вариативности и обладает широкой
амплитудой предлагаемого педагогического репертуара различной степени трудности.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе учебного репертуара,
адаптированного к возможностям обучающихся и направлена, прежде всего, на развитие
интереса и творческих способностей.
Адресат программы - обучающиеся с 10-ти до14-ти лет.
Количество обучающихся в группе не менее 10-ти и не более 15-ти человек.
Комплектование групп производится на свободной основе без специальной подготовки и
составлены из детей разного возраста. При наличии свободных мест, на протяжении всего
курса обучения, могут быть приняты новые обучающиеся, если они имеют необходимые
знания, навыки, умения соответствующие данному этапу обучения.
Возрастные особенности обучающихся. Подростковый возраст отличается
повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только
естественной
возрастной
любознательностью,
но
и
желанием
развить,
продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их
стороны.
В возрасте 10-11 лет совершенствуются два личностных качества ребенка:
трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает как следствие неоднократно
повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком
поощрений за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость на пути к достижению
цели.
В 12-13 лет дети стремятся освободиться от родительской опеки. Большую роль
играет группа сверстников. Поэтому очень важно создать благоприятные условия в
студии для общения детей друг с другом. В подростковом возрасте активно идет процесс
познавательного развития совершенствуется самоконтроль деятельности. В общении
формируются и развиваются коммуникативные способности. В труде идет активный
процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут
понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
В 13-14 лет у подростков наблюдается такой тип поведенческих реакций, как
«реакция увлечения», т.е. увлечение захватывает ребенка целиком, мешая учебе,
общению. Для подростков также характерна «реакция компенсации», когда у ребенка
неудачи в одной сфере деятельности, он попытается реализовать себя в другой. Очень
важна для него оценка группы.
Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов,
представляющий собой период становления личности, в который складываются основы
нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к
обществу; стабилизируются черты характера и основные формы межличностного
поведения.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
школьников составляет 40 минут.
3
Объем общеразвивающей программы. Общее количество учебных часов,
запланированных на один год обучения, необходимых для освоения программы–144ч.
Срок освоения программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса:
36 учебных недель - 9 учебных месяцев.
Уровневость общеразвивающей программы предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы: развитие начальных навыков игры на инструменте и приемов игры, основ
нотной грамоты, исполнение музыкальных произведений под свой аккомпанемент,
изучение аккордной техники, формирование музыкальных, актерских и творческих
способностей детей.
Форма обучения групповые занятия, состоящие из теоретической и практической
частей.
Обучение очное и предусматривает индивидуальный, дифференцированный подход
к каждому обучающемуся.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов – анкетирование, педагогическое наблюдение,
тестирование, устный опрос, контрольные упражнения/задание, конкурс, смотр номеров,
отчетный концерт.
Цель программы - формирование интереса к музыкальной культуре и развитие
основных технических навыков игры на гитаре через искусство аккомпанемента и пения.
Задачи программы:
Обучающие:
⎯ обучить простейшим практическим навыкам игры на музыкальном инструменте;
⎯ обучить владению различными приемами игры на гитаре;
⎯ познакомить с правилами техники безопасности и охраны труда;
⎯ познакомить с образцами современных гитарных композиций;
⎯ обучить техническим и тактическим элементам игры на гитаре в эстрадном стиле;
⎯ научить выполнять индивидуальные творческие задания;
Развивающие:
⎯ развить навыки коллективного исполнения репертуара;
⎯ развить интерес к народным и патриотическим пьесам и песням;
⎯ развивать мелкую моторику и координацию движения рук;
⎯ развить трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, аккуратность;
⎯ развить образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
⎯ развить природные задатки, творческий потенциал, фантазию;
Воспитательные:
⎯ формировать индивидуальные потребности в самосовершенствовании;
⎯ способствовать творческому самовыражению;
⎯ приобщать к системе культурных ценностей;
⎯ содействовать в определении выбора дальнейшего направления своих интересов.
Учебный (тематический) план
4
№
Название раздела, темы
Кол-во часов
Всего Теория Практи
1
Вводное занятие
2
2
ка
-
2
Теория музыки
20
15
5
Формы
аттестации/контроля
Входная диагностика
Анкетирование
Устный опрос
Викторина
26
Смотр аккордной
игры, контрольные
упражнения
5
11
Педагогическое
наблюдение,
контрольные задания
28
10
18
Тестирование по
транспонированию
песен
Аккорды с применением
«баррэ»
20
7
13
Конкурс по
применению
аккордов «баррэ»
7
Исполнительское мастерство
16
8
8
Педагогическое
наблюдение
8
Итоговое занятие
2
-
2
Отчетный концерт
144
61
83
3
Аккорды первой позиции в
минорных тональностях
4
Упражнения для развития
кистей рук
16
5
Аккорды первой позиции в
мажоре
6
Итого:
40
14
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Цели, задачи и план обучения. Правила безопасности и правила поведения в ДДТ.
Историческая справка о гитаре. Значение гитары в музыкальном творчестве и ее
устройство. Соответствие размера инструмента росту исполнителя. Правила выбора
гитары. Особенности гитары, как аккомпанирующего и солирующего инструмента.
Практика:
⎯ Коммуникативно-психологические игры и упражнения.
⎯ Анкетирование.
⎯ Правила посадки гитариста.
⎯ Положение гитары при игре.
⎯ Подготовка инструмента к занятию.
⎯ Натяжка струн.
⎯ Регулировка высоты струн над грифом.
⎯ Примеры исполнения песен под гитару.
Тема 2. Теория музыки
5
Теория: История появления и развития гитары. Строй гитары. Термины- табулатура,
аккорды, гармония, аккомпанемент, динамика, динамические оттенки, темп, ритм,
тембр, тон, знаки альтерации, размер, такт, жанры в музыке (танец, песня, марш).
Практика:
⎯ Самостоятельная настройка инструмента с помощью тюнера.
⎯ Определение размеров 2/4, 3/4, 4/4, упражнения, анализ на слух, проверка и анализ
степени усвоения.
⎯ Строй и настройка инструмента.
⎯ Обозначение аккордов (буквенная система), знакомство с табулатурой.
⎯ Темпо-ритмическая структура, динамика звука, знаки альтерации.
⎯ Тембр, размер, такт.
⎯ Длительности звука, гармония.
⎯ Жанры в музыке.
Тема 3. Аккорды первой позиции в минорных тональностях
Теория: Правила положения левой руки на грифе гитары и правой руки на гитаре.
Варианты аппликатуры. Обозначение пальцев левой и правой рук, гитарных ладов.
Запись игры аккомпанемента правой рукой. Обозначение и запись аккордов.
Приемы игры. Знаки и символы. Аккорды первой позиции
Практика:
⎯ Схемы с объяснением правил взятия простейших аккордов на гитаре.
⎯ Положения правой и левой руки.
⎯ Упражнения для правой руки с применением аккордов.
⎯ Переходы с аккорда на аккорд.
⎯ Работа со звуком.
⎯ Игра на открытых и закрытых струнах, смена позиций, способы извлечения
аккордов (простых, септаккордов), игра по буквенно-цифровому обозначению.
⎯ Разучивание и обыгрывание мелодий и песен из двух-трех аккордов.
⎯ Посадка, постановка рук.
⎯ Приемы игры для правой руки (перебор, бой, щипок, щелчок).
⎯ Основные аккорды тональности Am.
⎯ Разбор песен в тональности Am.
⎯ Основные аккорды тональности Em.
⎯ Разбор песен в тональности Em.
⎯ Основные аккорды тональности Dm.
⎯ Разбор песен в тональности Dm.
⎯ Транспонирование песен в изученные тональности.
Тема 4. Упражнения для развития кистей рук
Теория: Варианты аппликатуры. Правила перехода с аккорда на аккорд. Приемы игры
«бас-аккорд», «бас-щипок». Приемы игры большим и указательным пальцем.
Практика:
⎯ Упражнения на координацию рук и пальцев.
⎯ Быстрая перестановка аккордов.
⎯ Игра в различных темпах.
6
⎯ Слитное и слаженное групповое исполнение.
⎯ Одновременное начало и окончание игры.
⎯ Точное исполнение длительностей.
⎯ Единство темпа.
⎯ Согласованное изменение силы звука.
⎯ Звуковой баланс между инструментом и голосом.
⎯ Игра перебором (арпеджио), стаккато, легато, тремоло (игра с медиатором).
⎯ Упражнения для правой руки (Арпеджио, арпеджиато, игра с медиатором).
⎯ Упражнения для левой руки.
⎯ Упражнения для кистей обеих рук.
⎯ Аккорды в изученных песнях
Тема 5. Аккорды первой позиции в мажоре
Теория: Обозначение и запись аккордов. Приемы игры. Знаки и символы. Аккорды первой
позиции. Способы извлечения аккордов (простых, септаккордов).
Практика:
⎯ Работа со звуком, игра на открытых струнах.
⎯ Игры на закрытых струнах. Смена позиций.
⎯ Извлечение аккордов (простых, септаккордов).
⎯ Игра по буквенно-цифровому обозначению.
⎯ Основные аккорды тональности A.
⎯ Разбор песен в тональности A.
⎯ Основные аккорды тональности E.
⎯ Разбор песен в тональности E.
⎯ Основные аккорды тональности D.
⎯ Разбор песен в тональности D.
⎯ Транспонирование песен в изученные тональности.
Тема 6. Аккорды с применением «баррэ»
Теория: Принцип применения приема с помощью наглядных схем. Правила взятия
аккордов на гитаре. Варианты аппликатур. Правила перехода с аккорда на аккорд.
Практика:
⎯ Упражнения для правой руки с новыми аккордами.
⎯ Мелодии и песен с новыми аккордами.
⎯ Постановка руки для правильного взятия аккорда с баррэ.
⎯ Аккорды F, Hm.
⎯ Варианты взятия аккордов с баррэ и без.
⎯ Ритмические рисунки с заглушенными нотами.
⎯ Разбор песен, построенных на аккордах с баррэ.
Тема 7. Исполнительское мастерство
Теория: Виды аккомпанемента. Варианты рационального аккомпанемента по задумке
автора. Репертуар для разных видов аккомпанемента. Характер песни и изменение
аккомпанемента. Техника исполнения на инструменте. Выбор правильной
тональности сольного пения в наиболее легких песнях с применением простых
аккордов без «баррэ». Тональности «Ми», «Ля», «Ре». Правила интонирования и
7
грамотного использования диапазона голоса. Понятия- сценическая культура,
сценический костюм; правила поведения за кулисами, во время концерта; правила
поведения в концертном зале.
Практика:
⎯ Извлечение звука на инструменте.
⎯ Определение диапазона голоса и работа над его расширением.
⎯ Разучивание мелодий, сложные места по интервалам.
⎯ Работа над культурой речи, фразировка, динамические оттенки.
⎯ Упражнения на развитие артикуляционного аппарата правильного интонирования.
⎯ Пение в унисон.
⎯ Динамический баланс вокала и музыкального инструмента.
⎯ Подчинение движения характеру музыки и текста.
⎯ Постановка номеров.
⎯ Работа над корпусом, осанкой, положением головы.
⎯ Создание художественного образа.
⎯ Работа с зеркалами.
⎯ Репетиция.
Тема 8. Итоговое занятие
Практика:
⎯ Концертная программа (пение песен индивидуально или в группах на сцене).
⎯ Обсуждение проделанной работы.
⎯ Подведение итогов.
Планируемые результаты
В результате освоения программы обучающимися должны быть достигнуты следующие
результаты:
Личностные:
⎯ мотивация к музыкальному творчеству;
⎯ отношение к общим делам студии;
⎯ творческие способности, чувство меры, музыкального вкуса;
⎯ внимательное и ответственное отношение к творческой работе;
⎯ раскрепощенность и уверенность в себе;
⎯ самостоятельность и самоконтроль.
Предметные:
⎯ знания о теории музыки и творчестве известных музыкантов;
⎯ знания устройства акустической гитары и самостоятельная настройка гитары;
⎯ расширенный кругозор в области музыкальных понятий, терминов;
⎯ постановка на грифе и буквенно-цифровое обозначение простых аккордов;
⎯ умения и навыки в технике искусства аккомпанемента и пения под гитару;
⎯ владение культурой поведения в коллективе и на сцене;
⎯ владение правилами безопасности труда и личной гигиены.
8
Метапредметные:
⎯ способность слушать и слышать педагога;
⎯ способности в межличностном общении и сотрудничестве;
⎯ взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности;
⎯ творческая инициатива и самостоятельность в овладении учебными действиями;
⎯ эстрадоустойчивость;
⎯ способность к рефлексивной деятельности.
9
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Календарный учебный график:
Год
обучения
Первое
полугодие
ОП
Зимние
праздники
Второе
полугодие
ОП
Летние
каникулы
Всего в
год
16
20
01.01-08.01 09.01-31.05
01.06-31.08 36 нед.
нед.
нед.
Методическое обеспечение программы
В основу содержания программы положена практическая работа, тематика которых
составлена в соответствии с разделами обучения. Чтобы достигнуть наилучшего
результата при работе с данной программой, следует учесть следующее:
⎯ возрастные особенности детей: подвижность, неустойчивость внимания, поэтому
необходимо уделять внимание смене деятельности школьников;
⎯ теоретические часы проводить кратко, используя ТСО;
⎯ практические работы проводить в мини группах, задания должны иметь
развивающую направленность;
⎯ принципиальное значение имеет изучение нотной грамоты и знание терминологии.
При изучении дополнительной образовательной программы в работе необходимо
использовать методическое обеспечение.
Обеспечение методическими видами продукции:
⎯ сборник музыкальных терминов «Юный гитарист»;
⎯ упражнения для отработки практических навыков игры на гитаре;
⎯ песни с аккордами;
⎯ нотные издания (сборники песен и романсов).
Методы обучения:
⎯ словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
⎯ наглядный практический (выполнение работ по схемам и картам);
⎯ объяснительно-иллюстративный (показ презентаций, слайдов, иллюстраций);
⎯ репродуктивный (работа по образцу);
⎯ частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом);
⎯ исследовательский проблемный (самостоятельная творческая работа обучающихся);
⎯ игровой (создание игровых ситуаций);
⎯ дискуссионный (вовлечение обучающихся в обсуждение темы);
⎯ проектный (проектная деятельность).
Методы воспитания:
⎯ метод формирования сознания (рассказ, объяснение, инструктаж);
⎯ метод воздействия на интеллектуальную сферу (метод убеждения);
⎯ метод воздействия на мотивационную сферу (методы стимулирования).
Рассмотрим методы стимуляции подробнее:
⎯ это демонстрация игры на гитаре;
⎯ это разноуровневое обучение;
⎯ это создание игровых ситуаций;
1
01.09-31.12
10
⎯ это занимательные задания;
⎯ это увлекательные беседы;
⎯ это вокальное и групповое пение.
Формы организации образовательного процесса являются:
⎯ индивидуальная;
⎯ индивидуально-групповая;
⎯ групповая.
Типы занятий:
⎯ комбинированный;
⎯ первичного ознакомления материала;
⎯ усвоение новых знаний;
⎯ применение полученных знаний на практике;
⎯ закрепления, повторения;
⎯ итоговое.
Формы организации учебного занятия являются:
⎯ беседа;
⎯ дискуссия;
⎯ лекция;
⎯ проектная деятельность;
⎯ творческая мастерская;
⎯ мастер класс;
⎯ концерт.
Алгоритм занятия:
⎯ мотивация обучающихся,
⎯ настройка инструментов,
⎯ разминка пальцев и рук (гимнастика кистей рук, самомассаж),
⎯ выполнение упражнений (простейшие мелодии игры на гитаре),
⎯ повторение предыдущей темы,
⎯ изучение новой темы,
⎯ закрепление материала,
⎯ пение песен из изученного репертуара,
⎯ рефлексия.
Формы работы с родителями:
⎯ индивидуальная работа с родителями (беседы, содействие в организации концерта);
⎯ повышение образовательного уровня педагога и родителей (самообразование, обмен
опытом работы, советы);
⎯ мастер-класс для родителей в стиле «бард»;
⎯ открытое занятие;
⎯ отчетный концерт.
Педагогические технологии:
⎯ дистанционное обучение (страничка педагога в социальной сети «VK);
⎯ педагогическая поддержка;
⎯ личностно-ориентированное обучение;
11
⎯ уровневая дифференциация;
⎯ здоровьесберегающие;
⎯ игровые.
Средства эффективного усвоения программы:
⎯ творческое задание,
⎯ практическая работа,
⎯ репертуар любимых песен,
⎯ конспекты с терминами и нотами,
⎯ музыкальный материал на флэш-картах.
Материально-техническое обеспечение:
⎯ концертный зал;
⎯ просторный и светлый кабинет;
⎯ акустические гитары (личного пользования);
⎯ электроакустические гитары и бас-гитары;
⎯ соединительные провода;
⎯ микрофоны и комбоусилители;
⎯ пюпитры;
⎯ минусовая отвертка, плоскогубцы, струны для замены, медиаторы.
Информационное обеспечение:
⎯ стационарный персональный компьютер;
⎯ проектор с интерактивной доской;
⎯ музыкальный центр.
Интернет-ресурсы (см. раздел «Список литературы»)
Кадровое обеспечение
Реализацию программы «Искусство аккомпанемента и пения под гитару»
обеспечивает педагог дополнительного образования первой категории с высшим
профессиональным образованием и стажем работы с детьми подросткового возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации:
⎯ творческое задание;
⎯ контрольный материал (задания);
⎯ карточки, тесты, анкеты;
⎯ практическая работа,
⎯ презентации,
⎯ концертный номер.
Виды контроля:
⎯ Начальный контроль (входящая диагностика имеющихся знаний умений навыков,
анкетирование, тестирование).
⎯ Текущий контроль (педагогическое наблюдение).
⎯ Промежуточный контроль (зачет, творческие задания, презентация).
⎯ Итоговый контроль (в практической деятельности учитывается качество игры на
инструменте и исполнение песенного репертуара).
Формы подведения итогов:
12
⎯ Дневник достижений юного гитариста.
⎯ Индивидуальная карточка оценки результатов освоения программы (см. приложение
№5).
⎯ Тематическая презентация обучающегося.
⎯ Сборник авторских песен.
Способы определения результативности:
⎯ педагогическое наблюдение,
⎯ тестирование, опрос, анкетирование;
⎯ викторина, конкурс;
⎯ защита проектов.
13
Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18
ноября 2015 № 09-3242;
5. Устав
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагогов:
1. Агеев, Дмитрий Рок на акустической гитаре. Основы (+ CD-ROM) / Дмитрий
Агеев. - М.: Питер, 2013. - 128 c.
2. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Музыка, 2007.
3. Бойко, Игорь Игорь Бойко. Блюз. Мой метод. Блюз (+ CD-ROM) / Игорь Бойко. М.: Www.records, 2012. - 371 c.
4. Вайсборд. М.А. Андрес Сеговия и гитарное искусство двадцатого века. - М.:
Музыка, 2006.
5. Вайсборд. М.А. Гитара и гитаристы. - М.: Музыка, 2009.
6. Волков В.Д. Интервью с музыкантом. / Гитарист. - 2002. - №1.
7. Волков В.Д. Проблемы гитарного репертуара. / Гитарист. - 2000. - №1.
8. Вещицкий П.И. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и
аккомпанемент. - М., 2007.
9. Джейми, Андреас Гитара. Путь мастерства. Книга 4. Что дальше? / Андреас
Джейми. - М.: Креатон, 2011. - 452 c.
10. Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Музыка, 2008.
11. Лихачев, Ю. Г. Экспресс-курс игры на гитаре / Ю.Г. Лихачев. - М.: Издательство
"АСТ", 2014. - 224 c.
12. Молотков В.Н., Манилов В.С. Техника джазового аккомпанемента на
шестиструнной гитаре. - К., Музична Украiна, 2006.
13. Чавычалов, А. А. Уроки игры на гитаре. Полный курс обучения / А.А. Чавычалов. М.: Феникс, 2015. - 144 c.
14. Фраучи А.К. Александр Виницкий - музыкант нового направления / Гитарист. 1997. - №2.
14
Литература для родителей и обучающихся:
1. Агеев, Дмитрий Большая книга гитариста. Техника игры + 100 хитовых песен /
Дмитрий Агеев. - М.: "Издательство "Питер", 2011. - 208 c.
2. Агеев, Дмитрий Гитара. Уроки мастерства для начинающих / Дмитрий Агеев. - М.:
Питер, 2012. - 144 c.
3. Бровко, В. Л. Аккордовая техника для начинающих гитаристов / В.Л. Бровко. - М.:
Лань, Планета музыки, 2008. - 809 c.
4. Котов, Петр Гитара. Большой иллюстрированный каталог аккордов / Петр Котов. М.: Современная школа, 2008. - 256 c.
5. Лихачев, Ю. Г. Аккорды для гитары. Иллюстрированный справочник гитариста /
Ю.Г. Лихачев. - М.: Книжкин дом, 2011. - 935 c.
6. Лихачев, Ю. Г. Аккорды для гитары. Иллюстрированный справочник гитариста /
Ю.Г. Лихачев. - М.: Феникс, 2012. - 605 c.
7. Лихачев, Ю. Г. Лучшие песни под гитару с аккордами. Самоучитель гитарного
аккомпанемента / Ю.Г. Лихачев. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 273 c.
8. Николаев, А. Г. Видеошкола аккомпанемента на шестиструнной гитаре (+ DVDROM) / А.Г. Николаев. - М.: Планета музыки, Лань, 2007. - 151 c.
9. Новый самоучитель игры на гитаре. - М.: Рипол Классик, 2010. - 591 c.
10. Ноуд, Фредерик Гитара. Самый полный самоучитель / Фредерик Ноуд. - М.: АСТ,
Астрель, 2010. - 272 c.
11. Павленко, Б. М. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды,
аккомпанемент и пение под гитару. В 4 частях. Часть 3 / Б.М. Павленко. - М.:
Феникс, 2008. - 128 c.
12. Петров, П. В. Аккорды на гитаре. 8 уроков для начинающих / П.В. Петров. - М.:
Современная школа, 2010. - 772 c.
13. Петров, П. В. Гитара. Все аккорды / П.В. Петров. - М.: Букмастер, 2012. – 434
Интернет-источники:
1. Гитара с нуля- уроки игры на гитаре: [электронный ресурс] // URL:
https://www.youtube.com/user/0guitars
2. Гитарист ТВ - уроки игры на гитаре: [электронный ресурс] // URL:
https://www.youtube.com/user/GitaristTV
3. Ярик Бро - Уроки Гитары [электронный ресурс] // URL:
https://www.youtube.com/user/Stixatvorez
4. Аккорды песен для гитары [электронный ресурс] // URL: http://5lad.ru/akkordy
5. AmDm [электронный ресурс] // URL: http://amdm.ru/akkordi/pesni_y_kostra/
15
Приложение №1
Итоговая аттестация обучающихся
по программе «Искусство аккомпанемента и пения под гитару»
Тестовый материал (задания/упражнения)
Задание №1
Вопрос 1. Сыграйте упражнение 1:
2-0-3-0-5-0-7-0-8-0-11-0-12,
2-00-3-00-5-00-7-00-8-00-11-00-12,
2-000-3-000-5-000-7-000-8-000-11-000-12
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: «Что
такое любовь?»
Задание №2
Вопрос 1. Сыграйте «В траве сидел
кузнечик»
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню:
Звери, Районы-Кварталы
Задание №3
Вопрос 1. Сыграйте упражнение 1:
2-0-3-0-5-0-7-0-8-0-11-0-12,
2-00-3-00-5-00-7-00-8-00-11-00-12,
2-000-3-000-5-000-7-000-8-000-11-000-12
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Звери
«Районы-Кварталы»
Задание №4
Вопрос 1. Сыграйте «Пираты Карибского
моря»
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню:
Группа КИНО, Пачка сигарет
Задание №5
Вопрос 1. Сыграйте упражнение 2:
00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2
00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Группа
КИНО, Звезда по имени Солнце
Задание №6
Вопрос 1. Сыграйте «Пираты Карибского
моря»
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню:
Группа КИНО, Звезда по имени Солнце
Задание №7
Вопрос 1. Сыграйте упражнение 2:
00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2
00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: «Что
такое любовь?»
Задание №8
Вопрос 1. Сыграйте «Пираты Карибского
моря»
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню:
Звери, Районы-Кварталы
Задание №9
Вопрос 1. Сыграйте упражнение 2:
00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2
00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Ю.
Визбор, Перевал
Задание №10
Вопрос 1. Сыграйте упражнение 2:
00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2
00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню:
Группа КИНО, Пачка сигарет
16
Задание №11
Вопрос 1. Сыграйте упражнение 3:
1-2-3-4-на первой струне, 1-2-3-4-на второй и
т.д.
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Группа
КИНО, Кукушка
Задание №13
Вопрос 1. Сыграйте упражнение 3:
1-2-3-4-на первой струне, 1-2-3-4-на второй и
т.д.
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Группа
КИНО, Звезда по имени Солнце
Задание №12
Вопрос 1. Сыграйте упражнение 1:
2-0-3-0-5-0-7-0-8-0-11-0-12,
2-00-3-00-5-00-7-00-8-00-11-00-12,
2-000-3-000-5-000-7-000-8-000-11-000-12
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню:
Группа КИНО, Группа крови
Задание №14
Вопрос 1. Сыграйте «В траве сидел
кузнечик»
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню:
Группа КИНО, Группа крови
Задание №15
Вопрос 1. Сыграть «В траве сидел кузнечик»
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Ю.
Визбор, Перевал
Задание №16
Вопрос 1. Сыграйте «В траве сидел
кузнечик»
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню:
Группа КИНО, Кукушка
Задание №17
Вопрос 1. Сыграйте упражнение 3:
1-2-3-4-на первой струне, 1-2-3-4-на второй и
т.д.
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Группа
КИНО, Звезда по имени Солнце
Задание №18
Вопрос 1. Сыграйте «В траве сидел
кузнечик»
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню:
Группа КИНО, Группа крови
Задание №19
Вопрос 1. Сыграйте упражнение 1:
2-0-3-0-5-0-7-0-8-0-11-0-12,
2-00-3-00-5-00-7-00-8-00-11-00-12,
2-000-3-000-5-000-7-000-8-000-11-000-12
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню: Ю.
Визбор, Перевал
Задание №20
Вопрос 1. Сыграйте упражнение 2:
00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2
00-12-00-7-00-8-00-5-00-7-00-3-00-5-00-2
Вопрос 2. Сыграйте и спойте песню:
Группа КИНО, Кукушка
17
Приложение №2
18
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМСЯ
Приложение №3
Название общеобразовательной программы ____________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________
ФИО педагога______________________________________________________________________________
Показатели диагностики
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1. Теоретические знания:
1.2. Владение специальной музыкальной терминологией
2. Практическая подготовка ребенка
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой
(игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения)
2.2. Музыкально-слуховые представления (память, воображение)
2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение)
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1. Личностные качества
Мотивация к музыкальному творчеству
Самостоятельность и самоконтроль
Отношение к общим делам объединения
3.2 Учебно-коммуникативные умения:
а) способность слушать и слышать педагога;
б) эстрадоустойчивость
в) способность к рефлексивной деятельности
3.3 Учебно-организационные умения и навыки:
а) организация своего рабочего (учебного) места;
б) соблюдение процесса деятельности правила безопасности
4. Предметные достижения учащегося
4.1 На уровне детского объединения (студии)
4.2 На уровне МАОУ ДО «ДТТ» (учрежденческий)
Итого средний балл:
Уровни проявления (низкий, средний, высокий)
1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н);
2 балла – проявляется на среднем уровне - (С);
3 балла – высокий уровень проявления - (В).
Дата начала наблюдения «__»______ 20_____ года
_____________уровень обучения
Конец I полугодия
Конец II полугодия